Ассоциативное запоминание: 5 секретов памяти на визуальные образы – Урок 2. Ассоциативное мышление

Автор: | 17.11.2020

Ассоциативная память на нейронных сетях — Википедия

Человеческая память ассоциативна, то есть некоторое воспоминание может порождать большую связанную с ним область. Один предмет напоминает нам о другом, а этот другой о третьем. Если позволить нашим мыслям, они будут перемещаться от предмета к предмету по цепочке умственных ассоциаций. Например, несколько музыкальных тактов могут вызвать целую гамму чувственных воспоминаний, включая пейзажи, звуки и запахи. Напротив, обычная компьютерная память является локально адресуемой, предъявляется адрес и извлекается информация по этому адресу.

Искусственная нейронная сеть с обратной связью формирует ассоциативную память. Подобно человеческой памяти по заданной части нужной информации вся информация извлекается из «памяти».

Автоассоциативной памятью — называют память, которая может завершить или исправить образ, но не может ассоциировать полученный образ с другим образом. Данный факт является результатом одноуровневой структуры ассоциативной памяти, в которой вектор появляется на выходе тех же нейронов, на которые поступает входной вектор. Такие сети неустойчивы. Для устойчивой сети последовательные итерации приводят ко все меньшим изменениям выхода, пока в конце концов выход не становится постоянным. Для многих сетей процесс никогда не заканчивается. Неустойчивые сети обладают интересными свойствами и изучались в качестве примера хаотических систем. В определенном смысле, это может быть достигнуто и без обратных связей, например перцептроном для случаев когда устойчивость важнее изучения хаотических систем.

Гетероассоциативной памятью — называют память, в которой при поступлении стимула на один набор нейронов, реакция по обратной связи появляется на другом наборе нейронов.

Первая модель автоассоциативной памяти была разработана Хопфилдом — Нейронная сеть Хопфилда. Чтобы добиться устойчивости пришлось весовые коэффициенты выбирать так, чтобы образовывать энергетические минимумы в нужных вершинах единичного гиперкуба.

Впоследствии Коско развил идеи Хопфилда и разработал модель гетероассоциативной памяти — двунаправленная ассоциативная память (ДАП).

Но точно такого же результата можно добиться используя широкий класс рекуррентных нейронных сетей, классическим примером которых служит сеть Элмана, при этом проблема устойчивости отпадает, а на весовые коэффициенты не накладываются такие жесткие условия, благодаря чему сеть обладает большей емкостью. Кроме того, рекуррентные нейронные сети могут описывать конечный автомат, при этом не теряя всех преимуществ искусственных нейронных сетей

Ряд работ рассматривал возможности понятия ассоциативной памяти в применении к языкам программирования и аппаратной реализации процессора. И в качестве рабочего определения пользовались следующим:

Под ассоциативной памятью обычно понимается некоторый набор, или совокупность элементов, обладающих способностью хранить информацию. Доступ к этим элементам осуществляется одновременно и параллельно в соответствии с содержанием хранящихся в них данных, а не путём задания адреса или расположения элемента.

Но такое понимание ассоциативной памяти отражает, в сущности, лишь факт наличия взаимосвязей между данными и не имеет отношения к самому механизму хранения информации. Поэтому для обозначения такого механизма хранения информации используется термин «память с адресацией по содержанию» (ПАС).

Как только акцент был сделан на устройство «памяти с адресацией по содержанию», то стало возможным упростить требования к самому пониманию ассоциативности, и разработать устройства лишь в некотором смысле обладающие ассоциативностью. Так, например, первое, что было упрощено — это предположение, что параллелизм при выполнении операций поиска по существу не является принципиальной функциональной характеристикой.

Второе упрощение связано с отрицанием необходимости распределенной памяти, так как ассоциативности в смысле памяти, с адресацией по содержанию, формально можно добиться и без необходимости распределять между элементами памяти информацию. В противовес этому можно хранить единицу информации целостно в определенной ячейке, имея лишь информацию о непосредственных связях данной ячейки с другими — таким образом, мы приходим к пониманию семантических сетей. Данные принципы также используются при индексировании и поиске в современных базах данных. Конечно, в этом смыcле это упрощение противоречит идеям коннективизма (которые базируются на искусственных нейронных сетях), и плавно перетекает к идеям символизма.

Главное, что теряется при таком упрощении — это одно из удивительных свойств биологической памяти. Известно, что разного рода повреждения ткани мозга приводят к нарушениям функциональных характеристик памяти. Тем не менее оказалось исключительно трудно выделить в работе отдельных нейронных структур явления, связанные с локализацией функций памяти. Объяснение этого базируется на предположении, что в мозгу следы памяти представлены в виде пространственно распределенных структур, формируемых в результате некоторого преобразования первичных восприятий.

Но тем не менее, хоть при таком упрощении были потеряны ряд биологически правдоподобных свойств, что важно при моделировании мозга, но зато в техническом смысле стало понятно как реализовать память, адресуемую по содержанию. Благодаря этому появились идеи о хешировании, которые затем были реализованы как в языках программирования, так и при аппаратной реализации некоторых процессоров.

Третье упрощение связано с точностью совпадения искомой информации. Выборка данных на основе их содержания всегда предполагает ту или иную форму сравнения задаваемого извне ключа, по которому должен осуществляться поиск, с некоторой частью или со всей информацией, которая хранится в ячейках памяти. Целью сравнения не всегда должно быть появление информации, совпадающей с ключевой. Например, при отыскании значений, которые расположены внутри заданного интервала. В этом случае мы имеем классический способ использования SQL при отборе из базы данных. Но возможен вариант поиска, при котором необходимо среди совокупности данных найти те, которые наилучшем образом (в смысле некоторой заданной меры) соответствуют ключевой информации.

В такой постановке задача ассоциативной выборки весьма близка к задаче распознавания образов. Но определяющим является методы, которые при этом используются — если смысл ассоциативности не подвержен описанным здесь упрощениям, то мы имеем дело с распознаванием образов с помощью искусственных нейронных сетей, в противном случае мы имеем дело с оптимизацией работы баз данных (а также аппаратных кэшей процессоров), или способами ассоциативного представления данных (например, семантических сетей). Отсюда должно быть понятно, что ассоциативное представление данных, и некоторые приемы работы с памятью, адресуемой по содержанию

недостаточны для пониманием под этим ассоциативной памяти в полном смысле слова.

Четвертое упрощение может быть связано с так называемой проблемой временных ассоциаций, что с точки зрения программирования относится к теории автоматов. Эти проблемы связаны с разработкой методов запоминания и извлечения из памяти упорядоченных во времени последовательностей. При этом они могут разветвляться, образуя вторичные альтернативные последовательности, причем переход к одной из них определяется содержанием некоторой фоновой, или контекстной информации. Указанные последовательности могут также содержать замкнутые циклы.

Таким образом, с точки зрения программирования или символизма, по отношению к ассоциативной памяти имеются все те же проблемы и задачи, как и в искусственном интеллекте. Различием является то, что в программировании могут быть сделаны упрощения и построены методы, которые лишь частично удовлетворяют пониманию ассоциативной памяти. В то время как коннективизм пытается решить проблему ассоциативной памяти, используя методы которые не содержат упрощений в описанных здесь смыслах, обладают некоторой стохастичностью и непредсказуемостью в смысле работы метода, но в конечном счете дающих осмысленный результат в областях распознавания образов или адаптационного управления.

  • Ф. Вассерман. Нейрокомпьютерная техника: Теория и практика. — М.: «Мир», 1992.
  • Саймон Хайкин. Нейронные сети: полный курс = Neural Networks: A Comprehensive Foundation. — 2-е изд. —
    М.
    : «Вильямс», 2006. — С. 1104. — ISBN 0-13-273350-1.
  • Т. Кохонен. Ассоциативные запоминающие устройства = Content-Addressable Memories. — М.: «Мир», 1982.

Ассоциативная память — Википедия

Ассоциативная память (АП) или ассоциативное запоминающее устройство (АЗУ) является особым видом машинной памяти, используемой в приложениях очень быстрого поиска. Известна также под терминами «память, адресуемая по содержимому», «ассоциативное запоминающее устройство», «контентно-адресуемая память» или «ассоциативный массив», хотя последний термин чаще используется в программировании для обозначения структуры данных (Hannum и др., 2004).

В отличие от обычной машинной памяти (памяти произвольного доступа, или RAM), в которой пользователь задает адрес памяти и ОЗУ возвращает слово данных, хранящееся по этому адресу, АП разработана таким образом, чтобы пользователь задавал слово данных, и АП осуществляла его поиск, чтобы выяснить, хранится ли оно где-либо в памяти. Если слово данных найдено, АП возвращает список одного или более адресов хранения, где слово было найдено (и в некоторых архитектурах также возвращает само слово данных или другие связанные части данных). Таким образом, АП — аппаратная реализация того, что в терминах программирования назвали бы ассоциативным массивом.

Промышленные стандарты адресуемой содержанием памяти[править | править код]

Определение основного интерфейса для АП и других Сетевых Элементов Поиска (Network Search Elements, NSE) было специфицировано в Соглашении о возможности взаимодействий (Interoperability Agreement), названном Интерфейс предысторий (Look-Aside Interface) (LA-1 и LA-1B), который был разработан Форумом Сетевой Обработки, который позже был объединен с Оптическим Межсетевым Форумом (Optical Internetworking Forum, OIF). Многочисленные устройства были произведены компаниями Integrated Device Technology, Cypress Semiconductor, IBM, Netlogic Micro Systems и другими по этим соглашениям LA. 11 декабря 2007, OIF издал соглашение об интерфейсе последовательной предыстории (Serial Lookaside,

SLA).

Из-за того, что АП разработана, чтобы искать во всей памяти одной операцией, это получается намного быстрее, чем поиск в RAM фактически во всех приложениях поиска. Однако, есть и минус в большей стоимости АП. В отличие от чипа RAM, у которого хранилища простые, у каждого отдельного бита памяти в полностью параллельной АП должна быть собственная присоединенная схема сравнения, чтобы обнаружить совпадение между сохраненным битом и входным битом. К тому же, выходы сравнений от каждой ячейки в слове данных должны быть объединены, чтобы привести к полному результату сравнения слова данных. Дополнительная схема увеличивает физический размер чипа АП, что увеличивает стоимость производства. Дополнительная схема также увеличивает рассеиваемую мощность, так как все схемы сравнений активны на каждом такте. Как следствие, АП используется только в специализированных приложениях, где скорость поиска не может быть достигнута, используя другие, менее дорогостоящие, методы.

Для того, чтобы достигнуть другого баланса между скоростью, размером памяти и стоимостью, некоторые реализации эмулируют функции АП путём использования стандартного поиска по дереву или алгоритмов хеширования, реализованных аппаратно, также используя для ускорения эффективной работы такие аппаратные трюки, как репликация и конвейерная обработка. Эти проекты часто используются в маршрутизаторах.

Двоичная АП — простейший тип ассоциативной памяти, который использует слова поиска данных, состоявшие полностью из единиц и нулей. В троичной АП (ternary content-addressable memory, TCAM

[1]) добавляется третье значение для сравнения «X», или «не важно», для одного или более битов в сохраненном слове данных, добавляя дополнительную гибкость поиску.

Например, в троичной АП могло бы быть сохранено слово «10XX0», которое выдаст совпадение на любое из четырёх слов поиска «10000», «10010», «10100» или «10110». Добавление гибкости к поиску приходит за счёт увеличения сложности памяти, поскольку внутренние ячейки теперь должны кодировать три возможных состояния вместо двух. Это дополнительное состояние обычно осуществляется добавлением бита маски «важности» («важно»/«не важно») к каждой ячейке памяти.

Адресуемая содержанием память часто используется в компьютерных сетевых устройствах. Например, когда сетевой коммутатор (switch) получает фрейм данных на один из его портов, это обновляет внутреннюю таблицу с источником MAC-адреса фрейма и порта, на который он был получен. Потом он ищет MAC-адрес назначения в таблице, чтобы определить, на какой порт фрейм должен быть отправлен, и отсылает его на этот порт. Таблица MAC- адресов обычно реализована на двоичной АП, таким образом порт назначения может быть найден очень быстро, уменьшая время ожидания коммутатора.

Троичные АП часто используются в тех сетевых маршрутизаторах, в которых у каждого адреса есть две части: (1) адрес сети, который может измениться в размере в зависимости от конфигурации подсети, и (2) адрес хоста, который занимает оставшиеся биты. У каждой подсети есть маска сети, которая определяет, какие биты — адрес сети и какие биты — адрес хоста. Маршрутизация делается путём сверки с таблицей маршрутизации, которую поддерживает маршрутизатор (router). В ней содержатся все известные адреса сети назначения, связанная с ними маска сети и информация, необходимая пакетам, маршрутизируемым по этому назначению. Маршрутизатор, реализованный без АП, сравнивает адрес назначения пакета, который будет разбит, с каждым входом в таблице маршрутизации, выполняя при этом логическое И с маской сети и сравнивая результаты с адресом сети. Если они равны, соответствующая информация направления используется, чтобы отправить пакет. Использование троичной АП для таблицы маршрутизации делает процесс поиска очень эффективным. Адреса хранятся с использованием бита «не важно» в части адреса хоста, таким образом поиск адреса назначения в АП немедленно извлекает правильный вход в таблице маршрутизации; обе операции — применения маски и сравнения — выполняются аппаратно средствами АП.

  • Кохонен Т. Ассоциативные запоминающие устройства. М.: Мир, 1982. — 384 с.

На английском языке[править | править код]

На английском:

Ассоциативный метод запоминания. Другие методики.

Ассоциативный метод запоминания основан на связывании уже известной информации с новой с добавлением движения и эмоций. Для запоминания новой информации её необходимо связать с уже существующей. Чтобы отпечаток в памяти был более сильным в процесс запоминания добавляем движение (например: самолет летит, собака лает) и эмоции (чем сильнее эмоция тем белее запоминается то или иное действие, объект; например: самолет падает, горит; собака больно кусает; также используется дисгармоничность, абсурд, например: самолет лает на собаку).

Этот метод успешно используется в сочетании с другими. Ассоциативный метод применяется для запоминания текстов: текст разбивается на части, в которых можно выделить основную мысль, эту мысль нужно связать со словом-образом. Так текст будет представлять для вас набор образов, которые и будут тянуть цепочку информации связанной с ними. Чем удачней выбран образ, тем больше вы сможете вспомнить. Давайте посмотрим как запомнить речь с помощью ассоциаций. Также как и с текстом необходимо выделять суть, главные мысли, затем в воображении рисуем картинки для каждой мысли, последовательность картинок и будет представлять речь.

По началу это кажется неудобным: сколько времени же займет составление этих образов? На то она и техника – её сначала нужно освоить, потом вы будете делать это не сознательно, то есть не задумываясь. Со временем качество и скорость запоминания будут расти.

Важно отметить: во многих книгах пишут, что при запоминании текста необходимо его перечитывать пока не разберете его “по полочкам”. Но это не естественный процесс работы мозга, в природе нет повторов, каждый случай уникален и может быть последним. Приучайте свой мозг к быстрому (моментальному) фиксированию информации (он это может!), я сейчас не говорю о понимании, для этого действительно нужно время. Начните с малозначимых вещей, где ошибиться не страшно и можно что-то забыть. Попробуйте не записывать, например, продукты за которыми пошли в магазин и т.п. Запомните ненужный вам номер. И запомните память можно и нужно тренировать. Для этого надо знать Что такое Память.

Запоминание длинных списков предметов методом связанных ассоциаций

Метод связанных ассоциаций – мощный инструмент для запоминания списков дел, вещей и тому подобное Освоение этого метода дает очень большой стартовый рывок в развитии памяти.

Чтобы запомнить ряд слов методом связных ассоциаций, вам понадобится какой-нибудь уже заученный ряд слов. Он станет базой. Можно придумать свой ряд или взять этот:

Дом, помидор, мыло, тетрадь, солнце, мышь, мандарин, коробка, нора, огонь.

Каждое слово выученного ряда вы должны связать со словом нового ряда (первое с первым, второе со вторым и так далее). Такой метод позволяет сэкономить свое время и силы, так как не придется запоминать ряд заново.

Связывать слова между собой можно так, например: дерево и солнце. Солнце светит, а дерево тянется к солнцу. Или сметана и кошка. Кошка слизывает сметану на столе.

Поскольку вы знаете базовый ряд слов наизусть очень хорошо, то вам будет совсем не трудно воспроизвести новые слова в верной последовательности, пользуясь ассоциациями.

Например, дан ряд слов:

Трава, огурец, ананас, негр, окно, конверт, стул, бутылка, квартира, дверь.

Теперь, пользуясь выученным рядом слов, в нашем случае это будет «дом, помидор, мыло, тетрадь, солнце, мышь, мандарин, коробка, нора, огонь» изобразим метод в действии.

Свяжем слово траву с соответствующим словом – дом. Перед домом растет изумрудная трава. Далее огурец и помидор. Рецепт летнего салата прост: огурец + помидор. Можем использовать связку мыло с запахом ананаса, а можно: ананас, перед подачей на стол был вымыт с мылом. Негр делает записи в тетради. Солнце слепит сквозь окно. Мышь прогрызла конверт. Мандарин разбился о стул. Коробка, заполненная бутылками. Нора – мышиная квартира. Дверь вся в огне.

Теперь попробуйте воспроизвести новый список по порядку. Как много слов вы назвали верно? Такое упражнение является великолепным тренингом для памяти и развития мозга в целом.

Данный метод можно использовать для запоминания обычных дел в быту. Можно использовать, чтобы запомнить список продуктов, которые должны купить в магазинах. Если список очень большой, то запоминание, таким образом, будет очень кстати для развития вашей памяти и ассоциации.

Упражнение на запоминание ряда слов

Запомните ряд, состоящий из 15ти слов, методом связных ассоциаций:

Верблюд, потолок, компот, книга, ракета, перец, иголка, подушка, листок, сентябрь, канава, река, воздух, канат, батон.

Также попробуйте воспроизвести не только в прямом порядке, но и в обратном. Постарайтесь допустить наименьшее количество ошибок. Если у вас они возникли, попробуйте придумать более прочные связи между словами.

Еще одной возможной причиной ваших ошибок может быть плохо выученный ряд слов, на который вы опираетесь, чтобы запомнить новый ряд.

Не поленитесь выучить длинный ряд слов, который станет вашей базой. Выучен должен быть так, чтобы вы могли без запинки и всяких сложностей рассказать его. Если вас спросить что-нибудь из таблицы умножения, то вы ответите незамедлительно (если конечно знаете ее наизусть). Поэтому выучите ряд так, чтобы, потом, не напрягаясь вспоминать. Пускай это будет список из 20 слов, чтобы всегда был запас. Для такого списка можете использовать удобные для вас и запоминания слова.

Умение правильно и верно составлять ассоциативные связи между словами – залог быстрого запоминания и качественного развития памяти.

Запоминание не связанных друг с другом слов в большом количестве методом связанных ассоциация – надежный способ для развития и поддержания в тонусе вашей памяти. Главное, заниматься регулярно.

Старайтесь как можно лучшее визуально представлять Ваш у ассоциативную связь в виде рассказа. Не спешите запоминать, тратьте столько времени на запоминание, сколько нужно именно Вам. Поначалу может получаться плохо, но с регулярными тренировками будете запоминать ассоциативные ряды все лучше и быстрей. Так же не забывайте, что нужно тренироваться по 20-30 минут и делать перерыв на 20-30 минут.

Во время перерыва нельзя читать, смотреть телевизор, сидеть в интернете и так далее Мозг должен отдыхать, чтобы сформировались новые нейронные связи и навык лучше закрепился.

Задание на сегодня

Держите еще один ряд слов на запоминание:

Гора, камень, камин, снег, ветер, ковер, хлопушка, звезда, земля, огурец, клавиатура, колесо, якорь, море, мост, камера, дорога, самолет, ракета, луна, солнце, звезды.

Хорошее начало! Я рад, что мы сегодня уже прошли первый урок, главное поставить цель и идти к ней. Идти равномерно, стабильно шаг за шагом без рывков и долгих остановок. Для сравнения, чукча может голыми руками убить оленя: он просто идет за ним в одном и том же темпе до тех пор, пока олень не выдохнется и не сможет больше бежать.

Урок взят из курса: Супер-память за 30 дней

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Выполняйте легкие и простые упражнения для тренировки памяти понемногу в течение дня. Тренируйте память на десятках упражнений, которые пригодятся в повседневной жизни.


Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.


Другие развивающие курсы

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, упражнения на запоминание прочитанного, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым читающим до 5000 слов в минуту.


Устный счет

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.


Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации


Секреты фитнеса мозга

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в суперкомпьютер.

Рекомендации по развитию ассоциативной памяти у детей дошкольного возраста «Ассоциативная память»

hello_html_med0511a.jpgАссоциативная память (рекомендации по развитию ассоциативной памяти в дошкольном возрасте)

Проблема памяти очень актуальна, не только у взрослого человека, но и в детском возрасте. Т. Никитина в книге «Как развить память, или запоминаем быстро и легко» говорит о том, память это « …сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось». Как следы, оставленные на дороге, которые могут быть глубокими и четкими или исчезают мгновенно. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию. Основными причинами являются следующие моменты:

  • недостаточная концентрация внимания

  • несоблюдение основных законов памяти

  • сложность самой информации для запоминания, а также ее плохая организация

  • cлаборазвитая природная память

 Забывание связано с неумением вспомнить, с неумением подобрать   нужный ключ к нужной двери. И здесь на помощь может прийти мнемоника. Мнемоника — это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

hello_html_m16bff0c2.jpg

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление

человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;

  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;

  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;

  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;

  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;

  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;

  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;

  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;

  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, существуют разные виды ассоциаций: тематические hello_html_m5c57316e.jpg (например, «Фрукты»),

где объекты связаны единой тематикой;

  • фонетические, где есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь)

  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него. Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков). С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками. Несмотря на то, что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно — на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее. Придумывание вместе с детьми различных способов запоминания с помощью мнемотехники — одно из условий лучшего запоминания. Процесс запоминания облегчается, объем памяти увеличивается путем образования искусственных ассоциаций. Существуют ассоциации по контрасту, по сходству, по звучанию, обобщающие, дополняющие. Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна. Необходимо научить запоминать так, чтобы между зрительным образом ( предметная картинка) и словесным обозначением (слово) установились ассоциативные связи. В своей работе с детьми я использую следующие мнемонические приемы:

— ассоциации – установление связей по сходству ( овощи; фрукты),

-смежности (предметы, объединенные общей темой, например, все фрукты), -противоположности ( все красные — зеленые, все сладкие- кислые),

-выделение опорных пунктов «зацепок» ( напр., круглая форма).

Можно использовать приемы группировки, классификации, разбиения картинок на ряды, столбцы. Находят применение метод парных ассоциативных связей, рифмовки, загадки, короткие стишки, в том числе и придуманные детьми. При разработке рекомендаций по развитию ассоциативной зрительной памяти детей учитывала, что только комплексное воздействие способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи и памяти имеет тесную связь с развитием познавательных процессов, а также особенности каждого ребенка (снижение объема памяти, внимания, восприятия, разный уровень речевого развития, личностные трудности, наличие возможностей)

Основной принцип работы —  принцип индивидуального подхода.

Второй важный принцип – использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Третий принцип – рациональный подбор материала, используемого на коррекционно-развивающих занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным.

В ходе реализации процесса  коррекции ассоциативной зрительной памяти важно учитывать следующие положения:

1. Начинать  проведение коррекционных занятий при наличии четкого плана действий.

2. Излагаемый материал должен стимулировать не только  память,  а также  развивать сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление.  Следовательно, коррекционное воздействие должно быть комплексным.

3. Осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при  развитии  мнемической деятельности  путем учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4. Ставить перед детьми задачи, которые бы опирались как на зону актуального развития, так и на зону ближайшего развития.

5.Разнообразить содержание и технику расположения представляемого материала.

6.Направлять действие на усвоение и закрепление изученных упражнений.

7. Этапы коррекции предполагают  изложение материала от «простого к сложному».

Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухо-речевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти.

При коррекции узнавания, алгоритм следующий: ребенок запоминает 2—6 изображений предметов (животных, растений, игрушек и т.п.), тактильных

или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы убираются; ему надо узнать (найти) их среди 10—15 аналогичных. Вначале эталонные стимулы «прячутся» посредине резко отличающихся от них, потом — посредине похожих. На следующем этапе использовала демонстрационную таблицу с изображением предметов. Предлагала запомнить их, затем нарисовать по памяти эти предметы в любом порядке.

Демонстрационные таблицы могут быть тематическими, например: «Овощи», «Фрукты»

— могут быть заполнены предметами, не связанными между собой, например: домик, сумка, банан, кресло, зонт, батон.

Объясняю ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить картинки, можно использовать такой прием: придумать историю про эти картинки. Например: «Мама пошла в магазин» hello_html_1d40100d.jpg

Первоначально психолог сам рассказывает эту историю, демонстрируя каждую картинку показом:

-мама пошла в магазин ,

-взяла с собой сумку и зонт, потому что на улице шел дождь ( показать на сумку и зонт),

-купила в магазине молоко, яблоко и вишню ( показать соответствующие картинки),

-потом отправилась домой ( показать на домик),

-пришла домой, устала мама, замерзла, села в кресло – отдохнуть (показать кресло) и погреется (показать на батарею)

Еще один вариант истории: Мама варила суп hello_html_6e63cecb.jpg

Тему предлагает психолог, дети сами, сообща, придумывают историю. Коллективное сочинение помогает активизировать процессы ассоциативного запоминания.

В последующем, дети сами придумывают и тему истории, и саму историю.

(примеры демонстрационных таблиц) hello_html_a3547af.jpg hello_html_2191ec54.jpg

Вывод: использование на коррекционно-развивающих занятиях эффективных способов ассоциативного запоминания позволяет улучшить качество знаний, добиться стопроцентного запоминания предлагаемого материала, развивать познавательные интересы

Литература:

1.Арден Д.Б. Развитие памяти для «чайников». : Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2006

2. Никитина Т.Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006

3.Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. [Текст]: учебник для студентов ВУЗОВ/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 1988 с 328

4.Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 1975. (Память: 42- 103.)  5.Эльконин,  Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. [Текст]: учебник для студентов ВУЗОВ/ Д.Б. Эльконин — М.: Просвещение, 1962 С. 410.

Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 50 Белоус А.И.

город Кемерово. 2017г.

Ассоциативный метод. Наедине с памятью

Ассоциативный метод

Одним из самых блестящих ораторов в мировой истории был знаменитый государственный деятель Римской республики Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Приводя в своих выступлениях множество фактов, он никогда не пользовался записями.

Современники поражались его феноменальной памяти, но секрет его ораторского искусства был не только в редких способностях, но и в умении использовать при запоминании технические приёмы. Перед своими выступлениями в римском сенате он тренировался в произнесении речи у себя дома, переходя из одной комнаты в другую. Всякий раз, когда при обдумывании речи он переходил к следующей мысли, он делал небольшую паузу и мысленно соединял соответствующий раздел своей речи с определённым уголком своего дома. Затем при произнесении речи, в сенате Цицерон мысленно повторял свой путь по дому и таким образом мог произнести всю речь, не прибегая ни к каким записям. Принцип, на котором основывалась техника памяти Цицерона, сходен с методом-ключевых слов.

Цепочка ключевых слов в данном случае представляет собой различные уголки дома, и новая информация связывается при напоминании с каждым из них. Метод Цицерона предполагает наличие в сознании некоторой условной, прочно запечатлённой в памяти схемы, с элементами которой ассоциируются сведения, подлежащие запоминанию.

Метод ассоциаций основан на том, что каждый, кто захочет им воспользоваться, должен прочно заучить список, например, из 20 или более слов вместе с их порядковыми номерами. Это список ассоциаций. Повторяем: он должен быть заучен, как таблица умножения. Так, чтобы его можно было вспомнить в любое время и с любого места внутри списка. Откуда появится у вас такой список? Если среди читателей этой книги встретятся те, кто в своё время знакомился с циклом статей «Узелок на память», публиковавшимся в «Неделе», то они, вероятно, вспомнят список, который предлагался там для запоминания. Обычный список слов — и всё. В этой книге вам предлагается более совершенная модификация ассоциативного метода, в этом варианте слова для списка функциональны. Поэтому для начала ознакомьтесь с основными приёмами составления словесно-числового списка. Прежде всего вам необходимо запомнить таблицу цифро-буквенного кода.

Цифры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Буквы г д к ч п ш с в р н
ж т х щ б л з ф ц м

Это легко сделать, если обратить внимание на то, что, как правило, буквы либо созвучны с цифрами, с которыми они сочетаются 2 (два) — д, т; 5 (пять) — п, б; 4 (четыре) ч; 6 (шесть) — ш; 7 (семь) — с, з; 0 (нуль) — н, либо сходны написанию. Так, 1 сходна по написанию с г, к состоит из да палочек и одновременно созвучна х. 9 — это перевёрнутое р. Г и ж в латинском алфавите обозначаются одной в той же буквой. Специального запоминания требуют буквы щ, л, ц, м, и, м.

Теперь можно составить список ив 100 слов, включающих в себя те согласные, которые определяют порядковый номер слова.

Предлагаем вам возможное начало такого списка. 1—ёж; 2 — яд; 3 — ухо; 4— щи; 5 — Обь; 6 — аул; 7— усы; 8— ива; 9 — яйцо; 10 — огонь; 11 — гагара; 12 — год; 13—гайка; 14 — гуща; 15 — губа; 16 — галка; 17— гусак; 18 — гвоздь; 19 — гора; 20 — дом и т. д.

Необходимо отметить, что для слов с порядковыми номерами от 1 до 9 значимая буква — единственная согласная в слове, для слов с двузначными порядковыми номерами — это первая и вторая согласные.

На основе цифро-буквенного кода составьте для себя список из 100 слов. Например: 43— чайка; 87 — овёс; 46— чашка; 99 — царь; 30 — конь; 40 — щенок; 77 — сазан; 100 — Жанна и т. п. При этом крайне важно, чтобы выбранные вами слова имели конкретный, наглядно-образный характер, чтобы их можно было представить себе зрительно. При запоминании новых слов с помощью составленной вами сетки вы также должны устанавливать образные связи, причём чем более необычна эта связь, тем лучше.

Понятно, что вам придётся потрудиться при составлении словесно-числового списка, а также при его запоминании, но эти затраты с лихвой окупаются, о чём свидетельствуют письма читателей «Недели».

Прежде чем перейти к подробному описанию ассоциативного метода запоминания информации, мы должны сказать, что описанные здесь основные принципы составления словесно-числового списка и цифро-буквенный код были изложены в письмах читателей «Недели» С. С. Блинкина из Харькова и П. А. Скобелева из Челябинска. Откликаясь на публикацию уроков по тренировке памяти, эти читатели сообщили, что в течение не одного десятка лет они хранят в памяти сетку слов, составленную ими, и успешно применяют её для запоминания.

Теперь, когда у вас есть не произвольный, а вами созданный и творчески осмысленный список слов, можно любые факты и слова, подлежащие запоминанию, связать со словом из списка ассоциаций.

Предположим, вам нужно запомнить слова: 1 — вор; 2 — сосна; 3 — универсам; 4 — роза; 5 — автомобиль и т. д. Словесно-числовой список может подсказать вам такие ассоциации, как «вор», схвативший в темноте «ежа»; «универсам», расположенный на «ухе»; «автомобиль», плывущий по «Оби».

Что такое словесно-числовой список вообще? В известном смысле, он представляет собой цепочку «ключевых слов, с помощью которых можно запоминать и воспроизводить любые запоминаемые факты, события, перечни и т. д. Преимущество списка ассоциативных слов в противоположность методу цепочки ключевых слов заключается в том, что вы можете пользоваться одним и тем же списком для запоминания всё новых и новых сведений. Главное, хорошо запомнить список ассоциативных слов, вы сможете пользоваться им всю жизнь.

Список ассоциативных слов очень легко применять на практике. Важно уметь образно представлять слова, входящие в список ассоциаций. Эти образы должны ясно и отчётливо укорениться в вашей памяти, с тем чтобы вы могли в любое время связать информацию, которую хотели бы запомнить, со списком ассоциативных слов.

Столкнувшись с задачей, например, запомнить список слов, вы просто должны по порядку связывать каждое из слов предложенного вам списка с соответствующим ему словом из списка ассоциаций. Примеры связи слов ассоциативного списка с запоминаемой информацией были предложены выше. Из примеров ясно, что никаких ограничений на создание образной связи нет. Важно лишь, чтобы вы создавали свои собственные ассоциации.

Положим, вы связали все предложенные вам слова с ассоциативным списком. Теперь хорошо запомните эти ассоциации. Повторите их несколько раз. Сделав это, вы будете в состоянии все слова списка в любой требуемый момент воспроизвести. Кроме того, вы знаете, какой порядковый номер имеет каждый образ ассоциативного списка, — и поэтому можете определить порядковый номер каждого запоминаемого слова. Проверьте, сможете ли вы вспомнить данные слова через два-три дня. Если нет, то это значит, что список ассоциаций вы запомнили недостаточно образно и глубоко.

Вместо упражнения. В ассоциативном методе вы сможете потренироваться, организовав для развлечения, к примеру, своих гостей что-то вроде игры. Запишите на бумагу в ряд 20 слов (с их порядковым номером). Условие задачи: запомнить 20 слов с их порядковыми номерами. Время запоминания — 2–3 секунды на каждое слово. Кто запомнит большее количество слов вместе с их порядковыми номерами, тот является победителем. Можно сказать твёрдо, что, если вы будете единственным, кто владеет ассоциативным методом, вам гарантирована победа.

Иногда приходится слышать вопрос о том, чего больше в проявлениях выдающейся памяти, чуда природы или методики.

Феноменальную память некоторых людей часто связывают с какими-то трюками и фокусами. Но это не совсем так. Такие люди, кроме неординарных способностей к запоминанию, обладают, например, навыком сильной концентрации внимания, ярко выраженным (и тренированным) ассоциативным мышлением и более или менее сознательно выработанной техникой запоминания.

Предлагаемые нами технические приёмы помогут вам при- обрести навыки подобного запоминания.

На предыдущих страницах мы предложили вам начало словесно-числового списка, содержащего 20 слов с их порядковыми номерами, но этот список может быть значительно длиннее, достигая, скажем, 100 слов. Если твёрдо заучить эти слова и порядок их следования, можно легко устанавливать связи между словами списка и запоминаемым новым материалом.

Да, создание и запоминание списка ассоциаций — это работа. И немалая. Но представьте себе, что вам предлагают после беглого просмотра запомнить 100 каких-либо единиц информации. Нет сомнения, что в обычных условиях такое требование показалось бы вам чрезмерным или несерьёзным. Однако, располагая хорошо заученным рядом из 100 ассоциативных слов, вы не только сможете запомнить содержание, но и указать, на каком по порядку месте находятся эти единицы информации. Повторное применение ассоциативного метода закрепляет слова в вашей памяти, усилия же, которые требуются для запоминания списка, окупаются пользой, которую этот метод принесёт.

Овладение ассоциативным методом оказывает на память и общеразвивающее действие, причём не только в случае здоровой нервной системы, но и тогда, когда функция памяти имеет какой-либо дефект. Так, эффективность ассоциативного метода с использованием зрительных образов при формировании связей между информацией, которую требуется запомнить, и опорным списком слов, подтверждается исследованиями по восстановлению памяти у больных, перенёсших травму или операцию на мозге. В комплексе методик, включающих и лекарственные воздействия, успешно используется ассоциативный метод для компенсации трудностей, возникающих у больных при запоминании словесной информации, воспринимаемой на слух.

Ассоциативный метод можно применять при запоминании самого разнообразного материала. Вот некоторые из вариантов использования этого метода.

1. Допустим, на следующий день или на предстоящей неделе вас ожидает множество заданий. Составьте список из них и свяжите их в заданной последовательности со словами ассоциативного списка. (Не забывайте, что сила метода в образности связей.) Вы увидите, что запоминание окажется более надёжным.

2. Запоминание сведений, не связанных логически друг с другом: фамилии, распоряжения, статистические факты, сроки. Для этого составляется один или несколько списков такой информации, связанной с различными точками ассоциативного списка.

3. Вам нужно запомнить важную беседу, не прибегая к записям. Постарайтесь во время разговора связать информацию в логической последовательности с ассоциативным списком. Беседа не только сохранится в памяти, но и в случае необходимости может быть позднее записана при „считывании“ её по памяти.

4. Подготовка к экзамену требует, как правило, запоминания обширного материала, который также можно связать в необходимой последовательности с ассоциативным списком. Это даёт возможность не только воспроизводить материал в его логической последовательности, но и перескочить, выпустив какую-то часть, забежать вперёд или вернуться назад, не теряя при этом нити повествования.

5. Особо можно отметить эффективность этого метода при запоминании цифр. Цифры трудно запоминать, mm» что неясно, как их представить образно. Но это возможно помощью ассоциативного списка. Ниже приводится пример запоминания цифр с использованием приведённых нами слов списка.

1 — 18: ёж ассоциируется с гвоздём (например, ёж воображается с гвоздями вместо колючек).

2 — 13: яд — с гайкой (поместите гайку в хрустальный фужер с ядом).

3 — 17: ухо — с гусаком.

4 — 8: щи — с ивой.

5 — 11: Обь — с гагарой.

Для образного запоминания двузначных чисел, больше чем 20, используются остальные из 100 слов ассоциативного списка, а для запоминания чисел больших, чем 100, необходимо разбивать их на группы, каждой из которых будет соответствовать слово из ассоциативного списка.

6. Можно привести и различные другие области, где применим ассоциативный метод. Но постарайтесь определить как, где и когда вы сможете рационально его использовать, например, при большом количестве покупок.

Почему мы придаём ассоциативному методу такое большое значение? Потому что, как нам представляется, он в наибольшей мере отвечает основному замыслу книги. Действительно, ассоциации при этом вы создаёте сами, исходя не только из своего словарного запаса, но и выбирая из него наиболее близкие вам слова. Создание ассоциаций — процесс по-настоящему активный. Не надо смущаться, если ассоциации носят иногда, скажем, вычурный характер. Важно другое. Вы творите их — и не случайно при этом они выглядят подчас как подлинные произведения искусства. Примерно то же происходит и с человеческой мыслью, погружённой в источник нашей памяти, в насыщенную среду ассоциаций. Мысль превращается в произведение искусства.

Можно взять любой пример ассоциаций. При этом надо помнить, что у каждого из нас ассоциации связаны с его жизнью, биографией, его воспоминаниями. Поэтому ассоциации одного человека могут быть совершенно чужды другому…

Простейший пример ассоциации приводит Ломоносов в своей «Риторике». Ассоциация, по словам Ломоносова, «есть душевнее дарование с одной вещью, уже представленною, купно воображать другие, как-нибудь с ней сопряжённые, например: когда, представив в уме корабль, с ним воображаем купно и море, по которому он плавает, с морем — бурю, с бурею — волны, с волнами — шум в берегах, с берегами — камни и так далее».

Если теперь взять первое и последнее слово этой цепочки ассоциаций «корабль — камни», может показаться, что никакой связи между ними нет.

Собственно, метод, о котором говорится в этом разделе, и направлен на то, чтобы научить устанавливать связь между таким вот «кораблём» и «камнем» и активно использовать такого рода связи при запоминании информации.

И последнее. Ассоциативный список нужно, по возможности, создавать таким, чтобы ассоциации в нём при всей их образности были однозначны и, если так можно выразиться, одного звена. Последнее означает, что каждой позиции в списке должна соответствовать только одна ассоциативная связь, но ни в коем случае не ряд сцепленных ассоциаций. В противном случае мнемотехника может подвести вас так же, как это случилось с одним машинистом из «Похождений бравого солдата Швейка» Я. Гашека, Машинист искал и не нашёл нужный ему паровоз, потому что лавина мнемотехнических уловок, предложенных ему начальником дистанции для запоминания номера поезда, была столь сложна и состояла из такого количества связей, что с её применением и собственное имя можно было забыть. Этот комический эпизод и процитировать-то невозможно, так как он занимает более двух страниц текста, посвящённого методу запоминания номера паровоза 4268.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ассоциативная память — Психологос

​​​​​​​Ассоциативная память человека – это связь представлений и обстоятельств друг с другом.

Человеческая память ассоциативна, то есть некоторое воспоминание может порождать большую связанную с ним область. Один предмет напоминает нам о другом, а этот другой о третьем. Если позволить нашим мыслям, они будут перемещаться от предмета к предмету по цепочке умственных ассоциаций. Например, несколько музыкальных тактов могут вызвать целую гамму чувственных воспоминаний, включая пейзажи, звуки и запахи. Напротив, обычная компьютерная память является локально адресуемой, предъявляется адрес и извлекается информация по этому адресу.

Основные принципы, организующие работы ассоциативной пвмяти:

Ассоциация по смежности. Образы, воспринимаемые нами, вызывают представления, которые переживались в прошлом либо одновременно с ними, либо вслед за ними.

Если вы вспомните свое рабочее место, скорее всего, тут же вспомнятся и ваши коллеги по работе. Аналогично, вспомните свою бабушку: может быть, рядом с этим воспоминанием всплыло и воспоминание о дедушке? Или вы сразу вспомнили ее дачу, если вы приезжали к бабушке именно туда?

Ассоциация по сходству. Это парень устойчиво вызывает на себя ассоциации «Задиристый щенок», а эта девушки всем напоминает Хитрую лису. Да, кстати, она правда рыжая.

Ассоциация по контрасту. Если я скажу Рай, вам легко ответить на это: АД. На Хорошо легко ответить Плохо. Это — ассоциации по контрасту, их также продуцирует наша ассоциативная память.

Ассоциативная память может нам серьезно помочь в деле запоминания сложных текстов. Например, вам нужно запомнить следующий ряд слов: человек, корова, вентилятор, хлеб, зубы, невеста, автомобиль, компьютер, зарплата, конь, стол, ребенок, сосед, город, ботва, президент, пылесос, дерево, река, базар.

Задача вроде бы не простая, но: представьте человека на лугу. Он сидит на корове, в его правой руке вентилятор, в левой — кусок хлеба. К нему подъезжает автомобиль, из автомобиля выходит его невеста и улыбается, демонстрируя свои сияющие зубы…

И так далее: запоминать оказывается проще.

Вводное занятие Университета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *