Личность и социализация личности. Шпаргалка для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию
Личность (от лат. «персона») – маска, в которой выступал античный актер. Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений. Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т.д. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.Индивидуальность: Индивид – один из людей. Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. ——— (психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. Способности – индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков. Характер (от греч. «печать», «чеканка») – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения. Индивидуальность (философия) – неповторимое своеобразие индивида, включая и природные и общественные черты.
1) Сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личность – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей.
2) Рассматривает личность через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах.
Социализация – процесс воздействия общества на индивида на протяжении всей жизни. Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия. Развитая личность не должна иметь внешних запретов, т.к. она воспитала внутренние требования и нормы, которые делают внешние ограничения ненужными. Подлинно развитая личность всегда находится в противодействии с обществом.Помогите ответить на билет по общ. Смотри в нутри. Что такое Личность? Социализация личности.
Личность (от лат. «персона» ) – маска, в которой выступал античный актер. Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений. Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т. д. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Индивидуальность: Индивид – один из людей. Индивидуальность (биолог. ) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии личность – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. Способности – индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков. Характер (от греч. «печать» , «чеканка» ) – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения. Индивидуальность (философия) – неповторимое своеобразие индивида, включая и природные и общественные черты. В науке существуют два подхода к характеристике личности: 1) Сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личность – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей. 2) Рассмотрение личности через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах. Социализация – процесс воздействия общества на индивида на протяжении всей жизни. Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами) , поиск своего «Я» , субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия. Развитая личность не должна иметь внешних запретов, т. к. она воспитала внутренние требования и нормы, которые делают внешние ограничения ненужными. Подлинно развитая личность всегда находится в противодействии с обществом.
Личность — это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Личность — это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность
Тема №13790 Ответы к тесту по психологии Личность и ее основные подструктуры
Тема №13790
1. Термин «личность» в психологии определяется как
1) сильный, волевой человек, достигший, общественного признания
2) человек, достигший высокий уровень зрелости
3) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью
2. Системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, обозначается понятием:
+1) личность
2) темперамент
3) задатки
4) мотивация
3. Целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных норм сознания и поведения, – это:
1) индивидуальность
2) индивид
+3) личность
4) «я-концепция» личности
4. Человека как субъекта деятельности характеризует его:
+1) активность
2) межполушарная ассиметрия
3) пол, возраст
4) конституция
5. Человека как индивида характеризует:
1) чувство долга
2) креативность
3) толерантность
+4) средний рост
6. Своеобразие психики и личности индивида, её уникальность, неповторимость, проявляющаяся в свойствах темперамента, чертах характера, эмоциональной и интеллектуальной сферах, потребностях и способностях, называется:
1) человеком
2) личностью
+3) индивидуальностью
4) субъектом деятельности
1. Выбрать самое широкое понятие:
а) индивид
б) личность
в) субъект
+г) человек
2. Отдельно взятый человек как единичный представитель Homo sapiens или какой-нибудь социальной общности – это:
+а) индивид
б) личность
г) индивидуальность
3. Понятие «индивид» обозначает:
а) уникальность и своеобразие человека
+б) биологические свойства человека
в) человека как носителя активности
д) человек в системе социальных отношений
4. Индивидом может быть назван:
а) человек, обладающий нормальным сознанием
б) человек, живущий в обществе
+в) любой человек
г) активный человек
5. Укажите понятие, которое можно отнести к младенцу:
+а) индивид
б) личность
в) субъект
г) индивидуальность
6. Человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом – это:
б) личность
+в) субъект
г) индивидуальность
7. Дополните предложение:
Понятие, характеризующее человека как носителя активности — субъект.
8. Дополните предложение:
Человека с присущими ему отдельными качествами называют — индивидуальность.
9. Дополните предложение:
Совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого — индивидуальность..
10. На неповторимость, уникальность, единичность отдельного человека указывает понятие:
а) личность
б) индивид
+в) индивидуальность
г) субъект
11. Дополните предложение:
Понятие, характеризующее человека как социальное существо — личность.
12. Личность – это:
а) характеристика индивидуальности человека
+б) социальная характеристика человека
в) биологическая сущность человека
г) эмоционально-ценностное отношение к себе
д) отдельный представитель Homo sapiens
13. Индивид – это:
а) носитель активности
+б) единичный представитель Homo sapiens
в) единичность, неповторимость свойств
г) социальная характеристика человека
14. Индивидуальность – это:
а) носитель активности
б) единичный представитель Homo sapiens
+в) единичность, неповторимость свойств
г) социальная характеристика человека
15. Субъект – это:
+а) носитель активности
б) единичный представитель Homo sapiens
г) социальная характеристика человека
16. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:
1. Человек Б А. единичный представитель
2. Индивид А Б. живое существо, обладающее сознанием
3. Субъект В В. носитель активности
4. Личность Д Г. единичность, неповторимость свойств
5. Индивидуальность Г Д. социальное существо
ЗАДАНИЕ № 19 ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
17. Источником и стимулом развития человека являются:.
+а) противоречия между потребностями и возможностями человека
б) социальная среда;
в) потребности человека;
г) способности человека
18. В качестве материальной основы развития личности выступает:
+а) наследственность;
б) социальная среда;
в) воспитание;
г) самовоспитание
19. В качестве условия развития личности выступает:
а) наследственность;
+б) социальная среда;
в) воспитание;
г) самовоспитание
20. Наиболее важным, решающим фактором развития личности признают:
а) наследственность;
б) социальную среду;
+в) воспитание;
г) природную среду
21. Дополните предложение:
Наследственность — это воспроизведением у потомков биологического сходства с родителями.
22. Качества личности, не передающиеся в результате наследственности:
а) анатомо-физиологическая структура биологического вида «человек разумный»
+б) черты характера
в) темперамент
г) задатки
д) особенности телосложения
ЗАДАНИЕ № 20 СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
23. К основным формам направленности личности (по К.К. Платонову) не относятся
1) убеждения
2) склонности
3) интересы
+4) фрустрация
24. Структура личности по З.Фрейду включает следующие три составляющие:
1) направленность, опыт, биологические свойства
+2) ОНО (ИД), ЭГО (Я), СУПЕР-ЭГО (СВЕРХ-Я)
3) бессознательное, ясное сознание, надсознательное
4) биологические свойства, психические свойства, социальные свойства
25. Укажите элемент иерархической структуры личности по К.К. Платонову, формирующийся только на биологическом уровне:
а) направленность
б) опыт
в) формы отражения
+г) физиологические, конституциональные свойства
26. Укажите элемент иерархической структуры личности по К.К. Платонову, формирующийся на биосоциальном уровне (влияют на формирование как биологический, так и социальный факторы, но с преобладанием биологического):
а) направленность
б) опыт
+в) формы отражения
г) физиологические, конституциональные свойства
27. Укажите элемент иерархической структуры личности по К.К. Платонову, формирующийся на социально-биологическом уровне (влияют на формирование как биологический, так и социальный факторы, но с преобладанием последнего):
а) направленность
+б) опыт
в) формы отражения
г) физиологические, конституциональные свойства
28. Укажите элемент иерархической структуры личности по К.К. Платонову, формирующийся только на социальном уровне:
+а) направленность
б) опыт
в) формы отражения
г) физиологические, конституциональные свойства
29. Установите последовательность подструктур личности по К.К. Платонову по мере возрастания их обусловленности социальным фактором:
1) опыт 3
2) формы отражения 2
3) направленность 4
4) физиологические, конституциональные свойства 1
30. Установите соответствие между названием подструктур личности по К.К. Платонову и их составляющей:
1. Направленность В а) особенности психических процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания, эмоций, воли)
2. Опыт Г б) скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п, темперамент.; половые, возрастные свойства
3. Формы отражения А в) убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы, особенности характера
4. Биологические, конституциональные свойства Б г) умения, знания, навыки, привычки
ЗАДАНИЕ № 21 ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
31. К психическим свойствам личности относятся:
а) эмоции, чувства, ощущения, потребности
+б) направленность, темперамент, характер, способности
в) деятельность, мотивы, задатки, поведение
г) пол, возраст, анатомо-физиологические особенности
д) ценностные ориентиры, социальные нормы, социальные роли
32. Исходным звеном направленности личности являются:
а) способности
б) задатки
+в) потребностно-мотивационная сфера
г) ценностные ориентиры
33. Состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования, ее нужду в чем-либо:
+а) потребность
б) воля
в) стремление
г) решительность
34. Источником активности личности выступают:
а) способности
б) задатки
+в) потребности
г) ценностные ориентиры
35. Установите иерархическую последовательность следующих потребностей согласно пирамиде А.Маслоу, начиная с низшей:
1. потребность в безопасности и защищенности 2
2. потребность в принадлежности к конкретной общности 3
3. естественные потребности 1
4. потребность в самоопределениие, самоактуализации, самоутверждении 5
5. потребность в уважении и признании 4
36. Побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребностей, называется:
+а) мотив
б) воля
в) стремление
г) решительность
37. К неосознанным мотивам относятся:
+а) влечение, установки
б) убеждение, мировоззрение
в) стремление, идеалы
г) желание, намерение
38. Психическое свойство, которое составляет система доминирующих мотивов, относительно независимых от наличных ситуаций и ориентирующих деятельность личности на выполнение жизненной цели:
а) характер
б) способности
+в) направленность
г) темперамент
39. К характеристикам направленности относятся:
а) осмысленность, сосредоточенность,
+б) уровень зрелости, широта, интенсивность, устойчивость
в) концентрация, объем, готовность, точность
г) качество, продолжительность, интенсивность
40. Психическое свойство, характеризующее динамику психической деятельности человека, называется:
а) характером
+б) темпераментом
в) направленностью
г) способностью
41. Совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения – это …
+1) темперамент
2) впечатлительность
3) ригидность
4) активность
42. Установите соответствие между основными характеристиками эмоциональности и их определениями:
1. впечатлительность Б а) быстрота, с которой эмоции становятся
побудительной силой поступков без их
предварительного обдумывания
2. импульсивность А б) сила воздействия на человека различных
стимулов, время их сохранения в памяти и сила
реакции на них
3. эмоциональная в) скорость, с которой происходит смена одного
Сстабильность В переживания другим
43. «Темперамент» в переводе с латинского означает:
а) поведение
б) динамика психических процессов
+в) надлежащее соотношение частей
г) активность
44. Темперамент, будучи ____________, является базой большинства свойств личности
1) социальным
+2) врожденным
3) изменчивым
4) приобретенным
45. Создателем учения о темпераменте считается:
1) Гален
2) Кант
+4) Гиппократ
5) Павлов И.П.
46. Согласно учению древнегреческого врача Гиппократа тип темперамента обусловлен:
а) свойствами нервной системы
б) строением тела
+в) преобладанием в организме одной из четырех основных жидкостей – крови, слизи, желчи, черной желчи
г) выработанными с детства привычками
47. Ученым, экспериментально доказавшим, что в основе темперамента лежат свойства высшей нервной системы, считается:
+а) Павлов И.П.
б) Гиппократ
в) Гален
г) Айзенк
48. Согласно современным представлениям тип темперамента зависит от:
+а) соотношения свойств основных нервных процессов
б) особенностей телосложения
в) соотношения в организме четырех основных жидкостей – крови, слизи, желчи, черной желчи
г) выработанных условных рефлексов
49. Учение о типах высшей нервной деятельности принадлежит
+1) И.П. Павлову
2) К. Юнгу
3) Г. Айзенку
4) К. Леонгарду
50. Физиологической основой темперамента является
+1) тип высшей нервной деятельности
2) рефлекс
3) рефлекторная дуга
4) анализатор
51. Свойства нервной системы, обуславливающие ее тип, это:
а) сила, объем, давление
+б) сила, уравновешенность, подвижность
в) сила, стабильность, инертность
г) темп, пластичность, подвижность
52. Укажите происхождение названий основных типов темперамента:
1. Сангвиник Б а) желчь
2. Флегматик Г б) кровь
3. Холерик А в) черная желчь
4. Меланхолик В г) слизь
53. Определите тип темперамента — отличается большой возбудимостью и неуравновешенностью; вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях с людьми; энергичен в деятельности, но цикличен в работе (не интересно – бросает):
+1) холерик
2) сангвиник
3) флегматик
4) меланхолик
54. Определите тип темперамента — стабильная, ровная и высокая работоспособность; все дела доводит до конца и только затем принимается за новые; стратег, поэтому свои действия всегда сверяет с перспективой; прочно запоминает все усвоенное; трудно приспосабливается к новым условиям:
1) холерик
2) сангвиник
+3) флегматик
4) меланхолик
55. Определите тип темперамента — обладает большой чувствительностью даже к слабым раздражителям; в стрессовых условиях его действия ухудшаются по сравнению со спокойной обстановкой; быстро утомляется, теряет работоспособность; незначительный повод может вызвать слезы; настроение очень изменчиво; часто грустен и подавлен:
1) холерик
2) сангвиник
3) флегматик
+4) меланхолик
56. Определите тип темперамента — очень горячий, но продуктивный деятель; выполняет работу тогда, когда есть интерес; быстро находит контакт с людьми; очень общителен; легко возникают эмоции и легко пропадают; легко переключается с одного вида работы на другой; в стрессе активен и сохраняет самообладание:
1) холерик
+2) сангвиник
3) флегматик
4) меланхолик
57. Для холерического типа темперамента характерны следующие особенности нервных процессов
а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
+б) сильный неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;
в) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;
г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной системы.
58. Для сангвистического типа темперамента характерны следующие особенности нервных процессов
+а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
б) сильный неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;
в) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;
г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной системы.
59. Для флегматического типа темперамента характерны следующие особенности нервных процессов:
а) сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;
б) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
+в) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;
г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной системы.
60. Для меланхолического типа темперамента характерны следующие особенности нервных процессов:
а) сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;
б) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
в) сильный уравновешенный, инертный тип нервной системы;
+г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной системы.
61. Сильному, уравновешенному, инертному типу нервной системы соответствует ________________ тип темперамента
1) холерическому
2) сангвиническому
3) флегматическому
4) меланхолическому
62. Сильному, неуравновешенному, подвижному типу нервной системы соответствует ________________ тип темперамента.
+1) холерическому
2) сангвиническому
3) флегматическому
4) меланхолическому
63. Сильному, уравновешенному, подвижному типу нервной системы соответствует ________________ тип темперамента.
1) холерическому
+2) сангвиническому
3) флегматическому
4) меланхолическому
64. Слабому, неуравновешенному, инертному типу нервной системы соответствует ________________ тип темперамента.
1) холерическому
2) сангвиническому
3) флегматическому
+4) меланхолическому
65. Глубоко переживает незначительные неудачи, внешне вяло реагирует на окружающих:
а) флегматик
б) холерик
+в) меланхолик
г) сангвиник
66. Преобладание процесса возбуждения над торможением характерно для:
а) флегматика
+б) холерика
в) меланхолика
г) сангвиника
67. Система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, определяющих линию поведения человека и выражающихся в его отношениях к окружающему миру, другим людям и к самому себе, называется:
+а) характером
б) темпераментом
в) направленностью
г) способностями
68. Характер человека проявляется в:
1) интроверсии, экстраверсии, тревожности, импульсивности
+2) его отношения к себе, людям, деятельности, вещам
3) чрезмерной выраженности отдельных личностных черт, граничащей с психопатией
4) пластичности, ригидности, реактивности, темпе психических реакций
69. Структуру характера составляют два компонента: свойства, относящиеся к характеру как целому, и ________________:
1) мотивы
+2) симптокомплексы
3) эмоции
4) способности
70. В структуре характера симптокомплексы составляют:
+а) свойства, определяющие отношение личности к различным сторонам действительности
б) свойства, относящиеся к характеру как целому
в) свойства, характеризующие манеру поведения человека
г) реакции человека на внешние воздействия
71. Установите соответствие между отдельными видами отношений и чертами характера.
1. Отношение к себе А
2. Отношение к другим людям В
3. Отношение к труду С
4. Отношение к общественной и личной собственности Д
A) самоуверенность
B) жестокость
C) неорганизованность
D) неряшливость
72. Установите соответствие между свойствами характера как целого и их определениями:
1. целостность Д а) наличие центральных, стержневых черт личности
2. глубина А б) степень противодействия внешним обстоятельствам
3. сила Б в) целесообразная изменчивость черт под влиянием
4. устойчивость Г внешних условий
5. пластичность В г) постоянство характера вопреки противодействующим
условиям
д) взаимосвязь всех черт характера
73. Чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости в отношении определенного рода воздействия при достаточной устойчивости к другим, называется:
а) способностью
+б) акцентуацией
в) вниманием
г) концентрацией
74. Крайние варианты нормы характера называются
1) психопатиями
2) патологиями
+3) акцентуациями
4) неврозами
75. Психическое свойство, характеризующее своеобразие психических особенностей человека, от которых зависит приобретение им знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности – это:
а) характер
б) темперамент
в) направленность
г) способности
76. Врожденные анатомо-физиологические особенности, составляющие природную основу развития способностей человека, называются
1) акцентуациями
+2) задатками
3) привычками
4) умениями
77. Установите соответствие между индивидуально-психологическими свойствами и их характеристиками.
1. Интроверсия Б
2. Ригидность Г
3. Одаренность А
4. Мотив достижения В
А) способности, определяющие диапазон деятельностей, в которых человек может достичь высоких результатов
Б) обращенность человека на явления его собственного субъективного мира
В) стремление личности к достижению высоких результатов в деятельности
Г) косность поведения, мышления
78. Установите соответствие между индивидуально-психологическими свойствами и их характеристиками.
1. Темперамент Б
2. Характер Г
3. Способности А
4. Направленность В
А) индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения.
Б) индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.
В) система доминирующих мотивов, ориентирующих деятельность человека на выполнение жизненной цели
Г) индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру
Глава 2. Личность, характер, темперамент
Внешнее проявление — Происхождение термина «личность» — Внутренняя структура — Позитивистский взгляд — Определение для данной книги — Философское возражение — Характер — Темперамент — Резюме
Наверное, каждый знает, что личность есть, но никто не может ее точно описать. Существуют сотни ее определений. В первом приближении все они распадаются на три класса, которые мы назовем определениями внешнего проявления, внутренней структуры и позитивистскими. Сначала мы кратко обсудим первый класс, а затем (после исследования происхождения термина «личность») — два остальных1.
Внешнее проявление
О ком-то из знакомых мы скажем: «Это не личность», а о ком-то: «Она (он) — значительная личность». Конечно, мы имеем в виду, что наш знакомый оказывает или не оказывает влияние на других людей. Часто мы пишем характеристики, оценивая кого-то как «личность». Обычно при этом хотят получить оценку социальной эффективности или привлекательности кандидата.
Один исследователь решил установить, какие качества лежат в основе высокой оценки по параметру «личности» у учительниц. Оказалось, что учительница, называемая «яркой личностью», по мнению других, демонстрирует восемь привлекательных качеств: «Она интересна в общении, компетентна, обладает широкими интересами, умна, хорошо сложена, спортивна, искренна и хорошо адаптируется»2.
Таким образом, в популярном понимании личность связывается с определенной группой черт — социальной привлекательностью и эффективностью. Рекламодатели, претендующие на то, чтобы помочь вам «развить личность», нацеливаются на
1 Так как человек, изучающий личность, не в первую очередь интересуется этимологическими и историческими вопросами, проблемы определения в данной главе изложены максимально сжато Читатель, интересующийся более полным описанием, может обратиться к главе 2 моей книги Allport G fF Personality a psychological interpretation N Y Holt, Rmehart and Winston, 1937
2FlemmingE G The «halo» around «personality»//Teachers College Record 1942 Vol 43 P 1—6
Личность, характер, темперамент 233
усиление именно этой группы черт, предлагая обучение публичным выступлениям, позам, танцам, разговору и даже правильному макияжу. Об определенной губной помаде или модной одежде говорят, что они «создают личность». В этом случае личность оказывается не глубже поверхности тела.
Мы не можем принять то положение, что у одного человека «больше» или «меньше» личности, чем у другого. Те, кому недостает шарма, в психологическом смысле так же богато одарены, как и те, кто им обладает, и так же интересны для науки.
Вот несколько определений (в чем-то более изощренных, но выполненных принципиально в том же духе), предлагаемых психологами, которые также принимают социальный или «внешний» взгляд на личность3. Личность — это:
— совокупное воздействие, оказываемое индивидом на общество;
— привычки или действия, успешно влияющие на других людей;
— реакции других на индивидуума как на стимул;
— то, что другие думают о вас.
Есть один аргумент в пользу этих определений «внешнего проявления». Наша личность вообще обретает известность только через суждения других людей о нас. Если мы не воздействуем на людей, как о нас могут узнать? Это верно. Но как быть, если мы по-разному воздействуем на разных людей? Значит ли это тогда, что мы обладаем многими личностями? А может быть, это значит, что один человек имеет о нас верное впечатление, а другой — ложное? Если так, то у нас (под кожей) должно быть нечто составляющее нашу «истинную» природу (хотя она может быть изменчивой). Определения с точки зрения внешнего проявления смешивают личность с репутацией, а у одного человека может быть много репутаций.
А что сказать про одинокого отшельника, или одичавшего ребенка (живущего среди волков), или Робинзона Крузо до появления Пятницы? Отсутствует ли у этих изолированных людей личность из-за того, что они не оказывают воздействия на других? Я лично считаю, что такие исключительные индивиды обладают личными качествами, не менее значительными, чем качества людей, живущих в обществе. Телевизионный актер может воздействовать на миллионы людей и при этом иметь менее сложную личность, чем затворник, обитающий в неизвестности на чердаке.
Конечно, производимое нами на других впечатление и их реакция на нас — важные факторы в развитии наших личностей. К этим вопросам мы обратимся в следующих главах. Но мы были бы только сбиты с толку, если бы стали смешивать внешние воздействия, оказываемые нашей личностью, с самой ее внутренней структурой.
Происхождение термина «личность»
Слово personality* и его корень person давно привлекают внимание языковедов. Макс Мюллер, например, с энтузиазмом говорил об их абстрактности и широкой полезности.
«Давайте возьмем такое слово как персона Ничего не может быть абстрактнее Это не мужчина и не женщина, не молодой, не старый В ряду существительных оно выражает не больше, чем быть в ряду глаголов Во французском языке оно даже может означать «никто» Так, если в Париже мы спросим своего консьержа, не звонил ли
3 Подробнее о «биосоциальных» определениях личности см Allport G W Personality a psychological interpretation N Y Holt, Rmehart and Winston, 1937 P 39-43 * Личность (англ )
234 Структура и развитие личности
нам кто-нибудь во время нашего отсутствия, он ответит «Personne, monsieur«, что значит «Ни души, сэр»
Но это слово персона двигается удивительными прыжками, поражая направо и налево, порождая новые идеи, вызывая тучи противоречий и до сегодняшнего дня занимая выдающееся место во всех теологических и философских дискуссиях, хотя немногие из использующих это слово знают, откуда оно взялось»4
Понятие personality в английском языке, personalite во французском и Person—lichkeit в немецком близки понятию personalitas в средневековой латыни. В классической латыни использовалось только слово persona. Все филологи соглашаются, что первоначально это слово означало маску. (Этот факт может дать некоторое ощущение комфорта тем, кто предпочитает определять личность в понятиях внешнего воздействия — ведь в нем подчеркивается внешняя видимость, а не внутренняя организация.) Но даже в древности слово persona означало и актера за маской, то есть подлинное сочетание его внутренних и «масочных» качеств. Оно также означало важного человека (отсюда personage, parson*). Это понятие также использовалось для обозначения трех ипостасей Троицы. И длительные теологические споры разворачивались вокруг того, были ли эти personae тремя масками одного Бога или тремя со-равными лицами. Самое, быть может, известное определение персоны дал в шестом веке Боэций: Persona est substantia individua rationalis naturae — персона есть индивидуальная субстанция рациональной природы.
Итак, мы видим, что это понятие даже в классической латыни связывалось с различными значениями. Некоторые из них предвосхищали нынешние определения «внешнего воздействия», некоторые — определения «внутренней структуры».
Внутренняя структура
Большинство философов и психологов (за исключением современных позитивистов, которых мы вскоре коснемся) предпочитает определять личность как объективную реальность — что-то, что «действительно есть». Они допускают, что человек открыт окружающему миру на каждом шагу, воздействуя на него и испытывая его воздействие. Однако личность обладает своей собственной жизненной историей и собственным существованием, ее не следует путать ни с обществом, ни с тем, как ее воспринимают другие люди. Так, Вильям Штерн, который был и философом, и психологом, говорит о личности как о «мультиформном динамическом единстве». Он добавляет, что никто никогда полностью не достигает совершенного единства, но все стремятся к этой цели5.
К определению такого типа некоторые авторы добавляют ценностный аспект. Личность — это нечто высоко ценимое. Так, Гете говорит о личности как о том, что обладает в мире «высшей ценностью». И моральная философия Канта базируется на этом же убеждении. Все средства хороши для достижения такой цели, как спасение личности. Никто не может эксплуатировать другого. Ценность личности всегда должна уважаться. Это направление мысли ввела иудео-христианская этика.
Западные психологи также обычно приписывают высокую ценность целостности личности (потому что это, в конце концов, — кредо демократии), но их опреде-
4Mutter F M Biographies of words N Y Longmans, Green, 1888 P 32 * Важная персона, священник (англ )
5Stern W Die menschliche Personlichkeit Leipzig Barth, 1923 P 4, 20
Личность, характер, темперамент 235
ления менее возвышенны. Они отбрасывают любые оценки и дают простые описательные утверждения. Типичны следующие примеры.
«Личность — это сумма всех биологических врожденных диспозиций, импульсов, тенденций, аппетитов и инстинктов индивидуума и приобретенных диспозиций и тенденций, присвоенных с помощью опыта»6
Автор этого определения рассматривает личность в качестве доступных исходных данных для исследования, но ему не удается подчеркнуть структурную интеграцию многих перечисленных им составных частей. В этом определении личность похожа на «омнибус» или «лоскутную сумку». Следующие два определения звучат более «структурно».
«Личность — это целостная психологическая организация человека на любых этапах его развития Она охватывает каждую фазу человеческого характера интеллект, темперамент, умения, нравственность и каждую установку, сформированную в течение его жизни»7
«Личность — это организованная совокупность психологических процессов и состояний, относящихся к индивиду»8
В некоторых определениях подчеркивается субъективный когнитивный фактор, ведущий к внутренней организации, утверждается, что личность — это объединенная схема опыта, организация ценностей, согласованных друг с другом9.
Мое собственное определение также будет выдержано в понятиях внутренней структуры. (Некоторые авторы назвали бы определения такого типа «эссенциалист-скими»). Но сначала нам надо исследовать противоположный подход.
Позитивистский взгляд
Некоторые современные психологи энергично возражают против эссенциали-стских определений. Они утверждают, что «внутренняя структура» науке недоступна. Мы не можем познать «мультиформное динамическое единство», которое «действительно есть». Внутренняя структура, если она вообще существует, не поддается прямому изучению.
То, что мы знаем о личности, — это просто наши «операции». Если мы даем личностный тест и получаем такие-то и такие-то баллы, то они тоже суть наши операции, то есть наш метод. Следовательно, с позитивистской точки зрения, внутренняя личность — это миф, «простой конструкт, скрепленный подходящим именем». Все, что мы можем делать, — это выдвигать предположения о ней, «концептуализировать» ее. Концептуализация не должна выходить за рамки используемого нами научного метода.
Вот пример такого операционального определения.
«Личность — это наиболее адекватная концептуализация поведения человека, настолько детальная, насколько это возможно для ученого в данный момент времени»10
6Prince M The unconscious 2nd ed , rev N Y Macmillan, 1924 P 532
7Warren H С, Carmichael L Elements of human psychology Rev ed Boston Houghton Mifflm, 1930 P 333
sLintonR The cultural background of personality N Y Appleton-Centry-Crofts, 1945 P 84
9LeckyP Self-consistency a theory of personality N Y Island, 1945 P 90
10McClellandD Personality N Y Sloane, 1951 P 69, см также Hall С S, Lindzey G Theories of personality N Y Wiley, 1954 P 9
236 Структура и развитие личности
Здесь мы замечаем сходство с определениями «внешнего проявления». Личность — не то, чем обладает человек, а чье-то восприятие, в данном случае ученого. Другими словами, личность — это «конструкт», то есть нечто мыслимое, но в действительности (вне нашего размышления) не существующее.
Развивая это мнение дальше, некоторые психологи говорят, что мы вообще не должны использовать понятие «личность». Если бы мы достаточно знали о «стимуле» и «реакции» (так называемая S— R—психология), нам не надо было бы забивать голову никакими «промежуточными переменными» вроде личности. Это точка зрения крайнего позитивизма — бихевиоризма. Допустимы только внешние, видимые, доступные манипулированию операции. Личность как таковая исчезает во мгле метода.
Психология стремится занять место среди «настоящих» наук, но некоторые психологи не всегда следуют примеру «старших братьев». Думает ли астроном об изучаемом им Арктуре как о «поименованном конструкте»? Вряд ли. Он воспринимает Арктур как реально существующее небесное тело, имеющее состав и структуру, и именно его он старается научно постичь. Препарируя растение, ботаник не считает, что структура и физиология этого растения заключены только в его манипуляциях.
Изучать личность сложнее, чем звезды и растения, но ситуация такая же. Ни один психолог или юрист никогда полностью не понимает никакую отдельную личность, даже собственную, но этот факт не отрицает существования личности. Подобно астроному или ботанику, мы пытаемся постичь существующий факт природы. Нам надо приспособить, по возможности, свои методы к предмету, а не определять предмет в понятиях наших несовершенных методов.
Определение для этой книги
Не бывает определений правильных или неправильных. Понятия определяются так, как это полезно для заданной цели. Для целей данной книги нам требуется «эс-сенциалистское» определение личности. Мы будем относиться к личности как к единице, которая находится «вовне» и сама по себе обладает внутренней структурой. Все формулировки полны ловушек, но наше определение (лучше ли, хуже ли) таково:
личность — это динамическая организация внутри индивида тех психофизических систем, которые детерминируют характерное для него поведение и мышление
Кратко исследуем ключевые понятия этого определения.
Динамическая организация. Мы видели, что определения типа «омнибуса» или «лоскутной сумки» неадекватны. Центральная проблема психологии — психическая организация (формирование паттернов, или иерархии идей и привычек, динамически направляющих деятельность). Интеграция и другие организационные процессы необходимы для объяснения развития и структуры личности. Поэтому «организация» должна появиться в определении. Это понятие подразумевает также реципрокный процесс — дезорганизацию, особенно у тех аномальных личностей, которые отмечены прогрессирующим распадом.
Психофизические. Это понятие напоминает нам, что личность не является ни исключительно ментальным, ни исключительно неврологическим (физическим) феноменом. Она организует функционирование и «психики», и «тела» в некотором сложном единстве.
Системы. Система (любая) — это комплекс взаимодействующих элементов. Системами являются привычки, чувства, черты, представления, стили поведения. Эти
Личность, характер, темперамент 237
системы латентно существуют в организме, даже когда они не активны. Системы — это наш «потенциал активности»11.
Детерминировать. Личность является чем-то и делает что-то. Латентные психофизические системы, запускаемые действием, либо мотивируют, либо направляют специфическую деятельность и мысль. Все системы, составляющие личность, должны рассматриваться в качестве детерминирующих тенденций. Они оказывают руководящее влияние на все приспособительные и экспрессивные поступки, через которые личность познается.
Характерное. Все акты поведения и все мысли характерны и уникальны (см. гл. 1) для данного человека. Даже поступки и представления, которые у нас явно общи с другими, в своей глубине индивидуальны, идиоматичны. Правда, некоторые поступки и представления более идиосинкратичны, чем другие, но нельзя найти ничего, что не имело бы личного оттенка. Следовательно, в некотором смысле, понятие «характерные» в нашем определении — лишнее. Однако избыточность — не обязательно плохо, она помогает добраться до сути.
Поведение и мышление. Этими двумя понятиями покрывается все, что может делать индивид. Его основное занятие — приспособление к своему окружению. Но в определении личности через одно лишь приспособление не было бы мудрости. Мы не только приспосабливаемся к нашему окружению, мы размышляем о нем. Мы также стремимся господствовать над ним и иногда добиваемся успеха. Следовательно, поведение и мышление ведут к выживанию и развитию. Это способы приспособления и выхода за границы ситуации, в которой мы находимся, всегда отбираемые, направляемые психофизическими системами, составляющими нашу личность.
Можно спросить, обладают ли личностью, согласно этому определению, животные. Ответом будет осторожное «да». Несомненно, у животных есть рудиментарные (зачаточные) формы наследуемых и приобретаемых путем научения психофизических систем, ведущих к характерной (уникальной) активности. (Об их мышлении мы ничего не знаем.) Но эта уступка не заводит нас слишком далеко. Психофизическая индивидуальность низших животных чрезвычайно примитивна и не может служить полезным прототипом человеческой личности. Осмелюсь утверждать, что различие между любыми двумя видами млекопитающих (до человека) не так велико, как различие между двумя людьми. Огромная сложность человеческого мозга, в противоположность более простому мозгу других животных, видимо, подкрепляет это утверждение.
Философское возражение
Мы не прокомментировали еще одно понятие из нашего определения — понятие «индивидуум». Некоторые философы сказали бы, что мы впадаем в непростительный грех пустословия. Кто этот «индивидуум», в котором проживает личность? Не признаем ли мы тайно наличие некоего организатора — Я? Не держим ли мы в кулаке необъяснимое нечто, как-то создающее единство личности?
Это подозрение исходит особенно от философов-персоналистов, чувствующих, что во всех определениях личности подразумевается (или требуется) некото-
11Sears R R A theoretical framework for personality and social behavior // American Psychologist 1951 Vol 6 P 476-483
В афоризме Р Р Сирса много привлекательного, но нет необходимого критерия организации У нейрона есть потенциал для развития, но мы не можем рассматривать такую изолированную структуру как обладающую личностью
238 Структура и развитие личности
рый непрерывный единый субъект. Один такой философ, П. Берточчи, предложил следующую модификацию нашего определения: «Личность Я — это такая динамическая организация его собственных уникальных психофизических желаний и способностей, которая уникально приспосабливает его к окружению»12.
Мы признаем, что существует настоятельная необходимость разобраться с проблемой отношения Я YL личности. Мы вернемся к этому загадочному вопросу в главе 6. Но в данный момент достаточно сказать, что наши оппоненты неверно трактуют использование нами понятия «индивидуум». Когда мы говорим, что динамическая организация находится внутри индивидуума, мы просто имеем в виду, что она находится внутри организма, то есть «под кожей». Таков наш способ отрицания того, что личность — это просто «внешнее проявление».
Что касается понятия Я, то мы не видим необходимости включать его в свое определение. Конечно, Я человека — важная (несомненно, самая важная) психофизическая система внутри личности, как мы покажем позднее. Однако до поры до времени эта проблема не должна нас задерживать.
Характер
Понятие «характер» не менее интересно, чем понятие «личность». Этими понятиями часто пользуются как взаимозаменяемыми, хотя первое имеет латинское происхождение, а второе — греческое. Характер (гравировка) — это как бы примета человека, паттерн его черт или его жизненный стиль. Наиболее известным человеком, употреблявшим это понятие еще в Древней Греции, был Теофраст, ученик Аристотеля. Он создал множество тонких письменных зарисовок характеров, из которых сохранилось 30.
Мы уже сказали, что сегодня эти два понятия часто используются как синонимы. Однако европейские психологи предпочитают «характер», а американские более склоняются к «личности». На то есть интересная причина. Persona первоначально означала маску, %аракхг\р — чекан. Первое понятие предполагает внешность, видимое поведение, поверхностные качества; второе предполагает глубокие (возможно, врожденные), фиксированные и базовые структуры. Сейчас американская психология отдает предпочтение изучению воздействий внешней среды, и эти бихевиористские наклонности приводят ее к подчеркиванию внешнего движения, видимого действия. Европейская же психология имеет тенденцию подчеркивать врожденное, природное в человеке, то, что глубоко «выгравировано» («вычеканено») и относительно неизменно. Фрейд, например, часто говорит о структуре характера, и редко — о личности. Понятие «характерология» широко используется в Европе, но редко в Америке. Американские психологи написали очень много книг под названием «Личность» и только несколько под названием «Характер». Так с помощью древнего различия в оттенках двух понятий можно объяснить сегодняшние региональные различия в их предпочтении13.
Помимо первоначального значения (чекана) понятие «характер» приобретает особое дополнительное значение. Говоря, что у человека «хороший характер», мы
12BertocciP A Personality// Encyclopedia of psychology/ Ed byP L HarrimanN Y Philosophical Library, 1946 P 458
13 Подробнее об этом см Allport G W European and American theories of personality // Perspectives in personality theory / Ed by H P David, H von Bracken N Y Basic Books, 1957 Ch 1
Личность, характер, темперамент 239
акцентируем его моральную высоту. (Если мы говорим, что у него «хорошая личность», то просто имеем в виду, что он социально эффективен.) Таким образом, говоря о характере, мы обычно подразумеваем моральные стандарты и высказываем ценностное суждение. Этот нюанс беспокоит тех психологов, которые хотят уберечь структуру и функционирование личности от вторжения моральных оценок. Именно по этой причине в данной книге выбран термин «личность». (Проницательный читатель может сказать: «Подчеркиваемая вами внутренняя структура хорошо соответствует тому, что древние греки имели в виду под характером». Так и есть, но именно опасность ценностных суждений заставляет нас отказаться от использования этого термина.)
Относительно личности (всей целиком или любой ее части) тоже, конечно, можно высказать ценностное суждение, например: «Он — благородный человек» или «У нее много привлекательных качеств». В обоих случаях мы говорим, что обсуждаемый человек обладает чертами, желательными с точки зрения каких-то внешних социальных или моральных стандартов. Сырой психологический факт состоит в том, что качества человека — это просто то, что у него есть. Некоторые наблюдатели (и некоторые культуры) могут находить эти качества благородными и привлекательными, другие — нет. По этой причине и в соответствии с нашим собственным определением мы предпочитаем трактовать характер как оцененную личность, а личность, если хотите, как лишенный оценки характер.
Понятие «характерный» — птица другого полета. Мы использовали его в нашем определении личности, ибо, к счастью, оно лишено оценочной ауры, окружающей слово «характер», и не обращается к моральным суждениям. Так как понятие «характерный» близко к первоначальному (чеканному) значению характера, мы считаем его полезным. Оно послужит для охвата привычек, черт, установок и интересов — любых примет, высеченных на человеке. Забавно, что в производном слове сохранилось первичное значение, тогда как его корневая форма сильно обросла этическим мхом.
Прежде чем оставить этот вопрос, обратимся еще к одной (дополнительной) области применения понятия «характер». Так, один исследователь определяет его как «степень этически эффективной организации всех сил индивидуума»14. Другой — как «прочную психологическую диспозицию сдерживать импульсы в соответствии с регулятивным принципом»15. Было опубликовано несколько работ под заголовками «Изучение характера» и «Измерения характера»16. Их авторы исследовали честность, самоконтроль, заботу о других и религиозную убежденность у детей.
Наличие у ребенка (или взрослого) моральных идеалов, совести и религиозных убеждений — очень важный факт для изучения его личности, так как это черты его внутренней структуры. Важно также знать, обладает ли человек «диспозицией сдерживать импульсы в соответствии с регулятивным принципом». Но все эти тенденции находятся внутри личности. То, что они благосклонно воспринимаются и оцениваются, не меняет дела. И потому мы предпочитаем не рассматривать характер в качестве какой-то особой области личности. Мы можем придерживаться простого определения характера как оцененной личности. Этическая теория — важная ветвь философии, но ее не следует смешивать с психологией личности.
14Taylor W S Character and abnormal psychology // Journal of Abnormal and Social Psychology 1926 Vol 21 P 86
l5RobackA A The psychology of character N Y Harcourt, Brace, 1927 P 450)
16Hartshorne H, May M A , Shuttleworth F К Studies m the organization of character N Y Macmillan, 1930, Ligon E M Dimensions of character N Y Macmillan, 1956
240 Структура и развитие личности
Темперамент
Из древних времен до нас дошла доктрина, что темперамент человека детерминируется в основном «жидкостями» (секретами желез) тела. Термин «темперамент» пришел в английский язык в средние века вместе с доктриной четырех жидкостей. Он означал тогда и означает сейчас «конституцию (склад) ума, особенно зависящую от физической конституции (или связанную с ней)». Исследования темперамента сегодня часто ведутся под названием «конституциональная психология».
Можно сказать, что темперамент, подобно интеллекту и телосложению, обозначает разновидность «сырья», из которого формируется личность. Все три фактора прочно опираются на генную детерминацию и, следовательно, являются аспектами личности, наиболее зависящими от наследственности. Темперамент относится к «химическому климату» («внутренней погоде»), в котором развивается личность. Чем сильнее диспозиция закреплена в природной конституционной почве, тем вероятнее о ней будут говорить как о темпераменте. «Ее природный темперамент отличается живостью». «У него медлительный и вялый темперамент».
Есть авторы (в частности в Великобритании), иногда применяющие понятие «темперамент» как эквивалент личности: они говорят «тесты на темперамент» вместо «личностные тесты». Но это исключение, причем редкое. Некоторые авторы, работающие по проблеме темперамента, ошибочно употребляют в названиях своих книг более широкие термины, например: «Железы, регулирующие личность», «Телосложение и характер», «Биологические основания личности». Во всех этих случаях тематике книг более точно соответствовало бы понятие «темперамент».
Для достижения необходимого прогресса в изучении темперамента надо проводить гораздо больше исследований в области человеческой генетики, биохимии, неврологии, эндокринологии и физической антропологии. Мы знаем, что личность в значительной степени обусловлена темпераментом, но у нас нет точного знания об источниках самого темперамента.
Что составляет темперамент? Ясный ответ невозможен. Когда мы говорим, что кто-то легко пугается, обладает сильными или слабыми побуждениями, имеет «ужасный нрав», по природе своей медлителен и сонлив или возбудим, энергичен или имеет «мрачную диспозицию», мы описываем темперамент. Делались различные попытки проанализировать наши базовые измерения темперамента с помощью психологических тестов, но окончательное согласие до сих пор не достигнуто.
Возможно, основной фактор действительно относится к влечению и силе в противоположность апатии. Конституции, характеризующиеся мощным влечением и силой, могут обладать высокой скоростью метаболизма и сильным функционированием щитовидной железы17. Но наши знания о физической основе еще ненадежны, и мы не знаем, сколько дополнительных параметров нужно для классификации основных форм темперамента18.
17Adcock С J The differentiation of temperament from personality // Journal of General Psychology 1957 Vol 57 P 103-112
18 С Даймонд придерживается мнения, что исследование животных и факторный анализ человеческого темперамента содержат устойчивые подтверждения важности диспозиций к аффшиативному, агрессивному, пугливому и контролируемому (или импульсивному) поведению (Diamond S Personality and temperament N Y Harper, 1957) Многие цитируемые им авторы используют, конечно, разные термины, но Даймонд уверен, что все они указывают на одни и те же базовые измерения темперамента Моя критика исходит из того, что эти термины предполагают черты личности, а не конституциональные диспозиции (истинный темперамент), однако могут существовать базовые физиологические диспозиции, поддерживающие эту (или какие-то подобные ей) классификацию тенденций темперамента Необходимы дальнейшие исследования
Личность, характер, темперамент 241
Не имея более точных знаний о предмете, мы предлагаем следующее определение как достаточно представляющее нынешнее психологическое употребление понятия и адекватное целям этой книги.
Под темпераментом понимаются характерные феномены эмоциональной природы индивидуума, включая его подверженность эмоциональной стимуляции, его обычную силу и скорость реакции, превалирующее настроение и все особенности колебаний и интенсивности настроения. Эти явления рассматриваются как зависящие от конституционального строения, следовательно, в основном как имеющие наследственную природу.
В данном определении не подразумевается, что темперамент неизменен с рождения до смерти. Подобно телосложению и интеллекту, темперамент может меняться (в некоторых пределах) посредством медицинских, хирургических и диетических вмешательств, а также в ходе обучения и приобретения жизненного опыта. Темперамент может меняться с развитием личности. Однако остается тот факт, что в наших природных способностях, начиная с рождения, существуют конституциональные, химические, метаболические, нейронные уровни, устанавливающие нам определенные рамки. Изменение возможно, но не безгранично.
Резюме
Вольтер однажды написал: «Если вы собираетесь разговаривать со мной, сначала определите свои термины». Такие высоко абстрактные слова, как личность, характер и темперамент особенно требуют определения, чтобы разговор о них приносил пользу.
Я даю личности «эссенциалистское» определение. Личность — это то, чем человек «реально является» вне зависимости от того, как другие люди воспринимают его качества и какими методами мы их исследуем. Наше восприятие и наши методы могут быть ошибочны так же, как астроном может потерпеть неудачу в изучении состава звезды. Но звезда находится все там же и по-прежнему интригует исследователя. Мое определение, конечно, не отрицает, что человек изменчив и его поведение может меняться от ситуации к ситуации. Оно просто гласит, что у человека есть внутренняя структура и диапазон характеристик (конечно, изменчивых, но поддающихся установлению), и мы надеемся изучить именно эту структуру.
Характер — термин, без которого мы в основном можем обойтись, так как он относится (по нашему определению) к оценке личности. С другой стороны, понятие «характерный» сохраняет свое первоначальное значение чекана (уникально выгравированные черты) и, следовательно, полезно для наших целей.
Темперамент, подобно интеллекту и телосложению, относится к «сырью», из которого сформирована личность. Природные основы темперамента не остаются неизменными, хотя они устанавливают ограничения на развитие личности.