Что такое аскетизм, почему аскетичность всё-таки так важна в современном мире
Так что такое аскетизм? Аскетизм — это одно из лучших качеств, которое способствует внутреннему развитию человека, раскрытию его духовности. Благодаря аскетизму люди могут в корне поменять свои представления о жизни. Вообще-то, многие думают, что аскетичность — это понятие, применимое только к религии и в обычной мирской жизни не встречается. Но это не так.
Если рассматривать вопрос шире, аскетичный человек — это скромная и высокоморальная личность, самоограничивающая себя в удовольствии и роскоши, предпочитающая простоту. Только не следует путать ограничение аскетизма с вынужденными ограничениями, связанными с денежными неурядицами.
Стремления к богатству
Люди — это такие создания, которые постоянно пытаются добиться от своей жизни максимально возможных благ, удовольствий, богатства. «Я хочу это, я хочу то, я хочу ещё, хочу, хочу, хочу…» — самые распространённые человеческие выражения, для некоторых очень любимые выражения. Такой подход к жизни называется потребительским.
Но получается вот что: мы стремимся, желаем какую-то вещь, добиваемся её в итоге, но оказывается, что, чем больше мы желаем, тем меньше радуемся и бываем удовлетворенными, когда искомая вещица появляется у нас. И тут вдруг нам уже хочется чего-то иного, чего-то более дорогого, красивого, блестящего. И мы включаемся в гонку, в которой нет победителей, гонку, которая не приводит к финишу, гонку длиною в жизнь, которая не делает нас счастливыми. А всё потому, что люди хотят получить от жизни всё, буквально всё, ни в чём себе не отказывая.
Существует одна превосходная черта характера человека, которая может помочь победить в этой бесконечной, непрекращающейся гонке потребления. Это, конечно же, аскетизм. Аскетизм – есть норма морали, нравственности, самоотречения, самоограничения. Такая норма совсем не свойствена для большинства обывателей, которые даже не задумываются об этом. А чтобы пойти на жертву ради какой-то высокой цели – и речи быть не может. Слышали ли вы об аскетах религиозных? Так вот они отрекались от всего земного, от всех удовольствий и благ ради служения Богу.
История аскетизма
Вот несколько фактов из истории аскетизма. В христианской религии понятие аскетизма появилось благодаря античной культуре. Данное слово произошло от греческого «аскео», которое обозначает обработку, грубого, твёрдого материала, производимое очень искусно, а также развивающее тело и душу упражнение.
Ещё можно отметить, что корни аскетизма уходят в доисторические, первобытные времена: невозможно тяжелые условия жизни приводили к тому, что человеку, чтобы выжить, нужно было быть очень выносливым физически, и нужно было преодолевать невозможно трудные испытания повсеместно и ежечасно. Необходимость постоянно не жить, а выживать, выражалась в специфических ритуалах. Обряд посвящения мальчиков в мужчин предполагал длительную изоляцию подростка, пост и другие лишения. Этот обряд должен был показать испытуемому, что жизнь в дальнейшем будет совсем «не сахар».
Будьте аскетом
- Аскетизм предполагает, что аскет может и умеет довольствоваться совершенно немногим в любых сферах человеческой жизни и не испытывает при этом себя ущемленным в чём-либо.
- Аскетизм – это когда человек самосовершенствуется день ото дня, когда он не стремится накопить побольше барышей и сделать это быстрее других. Наоборот, он не приемлет этого, он отбрасывает всё наносное, внешнее ради уравновешенного внутреннего состояния
- Аскетизм меняет наш взгляд на, казалось бы, привычные вещи, окружающие нас, так сказать, наше мировоззрение. Аскетичный человек, наверное, всё-таки выберет книгу, а не очередной модный галстук или что-то в этом роде. Аскетичные — это такие люди (аскеты), которые не задумываются о брендовых вещичках, а тем более не спешат заполучить их первыми. Это даёт реальную свободу в жизни от всякой мишуры и поэтому они с оптимизмом идут по жизни.
Любому из нас было очень важно сохранить в себе какую-то хотя бы малую частичку аскетизма для того, чтобы жизнь не казалась нескончаемым бегом с препятствиями за чем-то новеньким. А как же можно воспитать такую черту характера в себе?
Работайте над собой
- Главное, что нужно сделать – поработать над собой. Вычеркните из своей жизни жадность и корыстолюбие, эгоизм, гордыню.
- Аскетизм располагает к тому, что человек совершенно спокойно может выделять и ставить перед собой именно первоочередные задачи.
- Исключение из жизни всевозможных излишеств – главный показатель аскетизма. Не гоняйтесь за красивыми безделушками. Это не жизненно важные вещи. Чрезмерная роскошь развращает человека и не приносит ему истинного счастья.
- Оказание знаков внимания близким людям и, вообще, окружающим, альтруизм, жертвенность ради других – главные качества аскетичного человека. Старайтесь быть доброжелательны к людям и не отказывайтесь помогать им.
АСКЕТИЧНЫЙ — это… Что такое АСКЕТИЧНЫЙ?
аскетичный — воздержанный, крайне воздержанный, строгий, скупой Словарь русских синонимов. аскетичный прил., кол во синонимов: 5 • аскетический (5) • … Словарь синонимов
Аскетичный — I прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм I, аскет I, связанный с ними; аскетический I 1.. 2. Свойственный аскетизму [аскетизм I], аскетам [аскет I], характерный для них; аскетический I 2.. II прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм II … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Аскетичный — I прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм I, аскет I, связанный с ними; аскетический I 1.. 2. Свойственный аскетизму [аскетизм I], аскетам [аскет I], характерный для них; аскетический I 2.. II прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм II … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
аскетичный — аскет ичный; кратк. форма чен, чна … Русский орфографический словарь
аскетичный — кр.ф. аскети/чен, аскети/чна, чно, чны; аскети/чнее … Орфографический словарь русского языка
аскетичный
аскетичный — ая, ое; чен, чна, чно. см. тж. аскетично = аскетический А ое лицо. Аскети/чный образ жизни. Живопись художника Корина аскетична … Словарь многих выражений
аскетичный — аскет/ичн/ый … Морфемно-орфографический словарь
Аскетичный (Avoidant) — используется для описания типа людей, отличающихся застенчивостью, повышенной чувствительностью к критике со стороны других людей, боязнью быть отверженными; они стараются избегать обычного, нормального общения, так как боятся потерпеть в нем… … Медицинские термины
крайне воздержанный — аскетичный Словарь русских синонимов. крайне воздержанный прил., кол во синонимов: 1 • аскетичный (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
Аскетизм Аскет Аскетичный | Что такое Аскетизм Аскет Аскетичный
Аскетизм как качество личности – способность добровольно принять то, что не совсем удобно для тела, но полезно для души, для самосовершенствования, для развития разума.
Одного отшельника спросили: — Почему ты с такой лёгкостью отказался от всех благ земной жизни? Отшельник ответил: — Я знаю, что смерть насильно отняла бы у меня все блага жизни, поэтому предпочёл отказаться от них добровольно.
При слове «аскетизм» у многих возникает мрачный ассоциативный ряд: умерщвление плоти, отказ от всех удовольствий жизни, насилие над собой в темных кельях монастыря. Спешу обрадовать: в XXI веке аскетизм приобрел иную смысловую нагрузку и приятные формы проявления.
Аскетизм призван очистить разум, дать отдых уму, увеличить потенциал жизненной энергии, получить силу и обрести красоту. Аскезы нужно совершать правильно, разумно, иначе вместо пользы получишь вред. Полезная аскеза – аскеза в благости. Вредны аскезы в страсти и в невежестве.
Совершение аскез – чисто мужское качество личности. Мужчина посредством аскетизма находит в жизни счастье, уважение окружающих и успех. Женщина от аскетизма счастья не получит, она должна выполнять аскезы из чувства долга. Не более. Увлечение аскезами делает ее тело грубым и старым, снижает гормональные функции и ведет к различным заболеваниям. Телесный аскетизм опасен для женщины, ее задача держать в нежности свое тело, а не качать бицепсы в ходе изнурительных тренировок и не бегать, пока не упадешь, как загнанная лошадь. Легкая зарядка, небольшая пробежка, пешие прогулки – это все, что нужно для здоровья.
Прерогатива аскез принадлежит мужу. Если жена без согласования с мужем начнет заниматься аскезами, она причинит вред себе и близким. Дети становятся непослушными, а сама становится очень упрямой, раздражительной и злой. Характер ее и чувства грубеют, в сердце появляется сухость. Снаружи это будет проявляться в недовольстве мужем, детьми и жизнью в целом. Если муж при этом не занимается аскезами, он становится слабохарактерным и начинает дружить с «зеленым змеем».
Существуют три вида аскетизма: аскетизм тела, аскетизм ума и аскетизм языка. Самый важный – аскетизм языка, ибо он автоматически приводит к двум остальным. Аскетизм начинается с контроля речи. Человек может ночевать в тренажерном зале, но если он болтает глупости, значит, в нем нет аскетизма. Трудно научить себя контролировать мысли, «болтовню» ума, чтобы не фонтанировать глупыми шутками, вздорными высказываниями и нелепыми заявлениями. Аскетичный человек тактичен, с ним приятно общаться, он не создает ситуации, за которые становится стыдно перед окружающими. Речь – это лакмусовая бумажка аскетизма.
Аскет соблюдает внешнюю и внутреннюю чистоту. Аскетизм сразу уводит человека из «утиной» среды пустословия, злословия, сплетен, склок и клеветы. Чистота мыслей предполагает ни о ком не думать и не говорить плохо. Аскет равнодушно пройдет мимо пустых разговоров, какое у нас плохое правительство и вороватые чиновники. Какой смысл «крякать»? Какие мы, такое и правительство. Представьте, все люди в стране уважают и любят друг друга. Президента они тоже любят и уважают. Как он будет к ним относиться? С любовью и уважением. В процветающих странах люди уважают своего президента, понимают, какая на нем лежит ответственность. Ответ равнозначен – президент уважает свой народ и ответственно выполняет свой долг. В стране, где одна половина ненавидит президента, а вторая выбирает его, потому что ненавидит другая половина, президент будет ненавидеть и обманывать свой народ.
Аскетизм ума предполагает удовлетворенность и самообладание. Удовлетворенность проявляется, прежде всего, в правильном питании. Если человек после еды бодр, весел и счастлив, значит, он поел в благости. Если мечется и не может успокоиться, значит, поел в страсти. Если после еды сквернословит, болтает глупости и заваливается спать, значит, поел в невежестве. Чувства – щупальца ума, они мгновенно докладывают хозяину о своей удовлетворенности.
Аскезы в страсти совершаются в угоду гордыни и тщеславия. Человек говорит в контексте шутки Марка Твена: «Я могу легко бросить курить, уже двадцать раз бросал», «Я могу бегать каждый день». Когда человек прилюдно заявляет: «Я могу», значит, он совершает аскезу в страсти. Аскетизм в благости ищет помощь и поддержку извне – у людей, знания и, поэтому, получает силу. Он говорит: «Я хочу быть таким, помогите мне», и люди стараются ему помочь.
Человек в страсти не получает силу. С момента своего заявления сила, наоборот, тает. Зачастую, аскезы совершаются из желания получить почет, поклонение, известность, словом, из стремления удовлетворить свое тщеславие или властолюбие. Такой вид аскез сейчас необычайно популярен. Актрисы, певицы морят себя голодом, лишь бы соответствовать притязательным требованиям публики. Многие искусственным путем пытаются достичь желаемого результата. Аскезы в страсти дают временный эффект. Смотришь, после липосакции опять боится голоса весов: «Одна сойдите. Сломаете весы». Помимо этого, человек, видя временный результат, теряет уверенность в себе. Например, он обещал всем, что бросит курить, но опять смолит сигарету. Человек перестает верить себе, слова его девальвируются, самооценка падает ниже плинтуса.
Еще хуже аскезы, совершенные в невежестве, то есть по глупости. Например, человек говорит: «Я могу не есть три недели» и начинает безумствовать. Без знаний и сторонней помощи он начинает голодать. Врачи, спасая жизнь «аскета», долго удивляются, как так можно издеваться над собой. Аскезы в невежестве идут под девизом: «А вам слабо?» Кто больше выпьет или больше съест. Результат таких аскез если не печален, то бесполезен.
Первый вид аскез в благости означает соблюдение режима дня. Ум, любящий удовольствия, не хочет следовать режиму дня, поэтому его нужно заставлять действовать в нужном направлении. Например, хорошо известно, что ум человека отдыхает в период между 21 и 24-ми часами. Далее отдыхает тело. Если человек уговорил себя в своей принадлежности к «совам», он ведет ночной образ жизни, смотрит до упада телевизор. Результат – психическая энергия истощается, иммунитет падает, постепенно возникает множество заболеваний. Когда солнце встает, он спит. Идет нарушение природных биоритмов. Множество безрассудства совершается в питании. Люди не обедают, когда солнце наиболее активно и идет активная работа желудочно-кишечного тракта и наоборот наедаются на ночь, а потом удивляются лишним килограммам. Иными словами, четкое соблюдение режима дня сделают из вас аскета – разумного, здорового и счастливого.
Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Что такое Аскетизм — Узнай Что Такое
Аскетизм (от греч. ἄσκησις (áskesis), произошло от ἀσκέω (askéō — «стремиться, прилагать усилия») + -σις (-sis)) — самоограничение, отказ от любых удовольствий, развлечений, воздержание от любых желаний для достижения религиозных или духовных целей.
Аскетизм может проявляться в питании, одежде, жилище, образе жизни. Человек ограничивает себя минимально необходимым для выживания. Такой образ жизни ещё называется спартанским.
Аскет — это человек, который придерживается спартанского (аскетичного) образа жизни.
Синоним слова аскетизм — аскеза, воздержание. Антоним — гедонизм.
История термина «аскетизм»
В Древней Греции термин относился к атлетам, которые готовились к соревнованиям. Они ограничивали себя в любых удовольствиях, праздных делах, излишней еде.
Затем христиане позаимствовали слово, а также образ жизни. Они верили, что контроль над своими эмоциями, влечениями и даже аппетитом — это добродетель. Другими словами, такой образ жизни поможет человеку стать высоконравственным и морально чистым.
Аскетизм в религии
Монахи-отшельники ведут аскетичный образ жизни. Он может проявляться:
- в отказе от многих потребностей: пищи, воды, тёплой одежды;
- самоистязании;
- воздержании от брака или половой жизни;
- уединении, отказе от общения с людьми.
Христиане верят, что аскетичный образ жизни может помочь достичь христианского совершенства, т. е. единения с Богом.
В буддизме аскеза приносит энергию, которая повышает способности человека, позволяет ему набраться сил для борьбы с жизненными трудностями. С помощью аскезы также можно очистить свою карму. Другими словами, сделать так, чтобы все совершённые человеком провинности не повлияли негативно на его настоящее и последующие существования.
В исламе аскетизм приведёт к возвышению человека. Аллах предоставит такому человеку материальные и духовные богатства. Проявлением аскетизма является ненакопление богатств, неследование за страстями, приготовление к вечной жизни.
Мировой аскетизм
Это понятие включает в себя последователей различных сект, культов, религиозных движений (пуритане, амиши, квакеры). Они не отстраняют себя от мира, не отказывают себе в общении с окружающим миром.
Основные идеи, которые объединяют эти религиозные движения:
- простота жизни;
- отказ от технологий, ценится ручной труд;
- строгие моральные принципы;
- не принимают лишние траты, излишество, роскошь;
- отказ от алкоголя;
- отказ от накопления богатств, собственности.
Аскетизм в психологии
Анна Фрейд, дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, описывала аскетизм как защитный механизм пубертатного периода (полового созревания). Она описывает его в своей работе «Эго и механизмы психологической защиты» (1936 г.).
В своей работе Анна Фрейд говорит о сексуальном аскетизме. Она называла себя аскетичным человеком. Зигмунд Фрейд изучал аскетизм на примере своей дочери. По мнению Фрейда, аскетизм — это сублимация посредством писательства (т. е. перенос энергии, порождённой инстинктами, в писательское дело). Но под аскетизмом психоаналитик также понимал потерю женственности.
Анна Фрейд и Зигмунд ФрейдГедонизм
Гедонизм (от греч. ἡδονή (hēdonē) — удовольствие; наслаждение, страсть, похоть) — философское учение, согласно которому главной целью жизни является получение наслаждения, удовольствия, удовлетворение своих желаний. При этом человек избегает боли и страданий, если они не приводят к получению наслаждения.
Это учение возникло в Древней Греции. Такие философы, как Аристипп Киренский, Сократ, Аристотель, Платон и Эпикур высказывались на тему наслаждения и страданий в своих работах.
Подробнее про гедонизм читайте здесь.
Узнайте также, что такое Экзистенциализм и Катарсис.
Кто такой аскет
Аскеты – кто это такие, что такое аскетизм?
На сегодняшний день часто можно слышать о том, что кто-то решил стать аскетом, но на самом деле мало кто знает значение данного слова. В общих чертах это человек, который решил отказаться от различных благ жизни, в целях личного духовного развития.
Аскет добровольно отказывается от благ цивилизации, комфортных условий жизни и удобства. Это определенная философия, суть которой заключается в том, что люди, которые относятся к данному направлению, чаще отдают предпочтение уединению, отказывается от общения.
Большая часть деятельности аскета направлена на самореализацию и самосовершенствование, для него главную роль играет духовность. Порой аскетами становятся ложно, когда сталкиваются с различными проблемами финансовом плане и в поиске себя в обществе.
Ещё в древности аскеты были популярными, это были отшельники, которые свое существование поддерживали в воздержании. Если говорить об общении таких людей, то чаще всего они достаточно закрытые, мало общаются, сужают до минимума свое окружение, в более радикальных случаях остаются совсем одни.
У аскетов практически нет жизненных удовольствий, они отказываются практически от всего людского. Сложно представить аскета, который бы смог создать успешную семью, подняться по карьерной лестнице или добиться материальных благ.
Если данная философия искренняя, то человек на первое место ставит духовное развитие, но часто бывает ложный аскетизм. Это тот случай, когда человек, ничего не добившись, объясняет это своим мировоззрением, старается добиться успеха хотя бы в уединении.
Во многом аскет придерживаться минимализма, но не стоит путать эти два понятия, потому как минималист отказывается от большего количества вещей в пользу лучших, а аскет и вовсе пренебрегает ими. Раньше такие люди большую часть своего в
что это такое и кто такие аскеты?
В воображении большинства людей аскетизм ассоциируется со строгими религиозными практиками и считается малоприменимой техникой для мирян. Но это мнение ошибочно. В переводе аскетизм ближе к слову «упражнение», а по смыслу это понятие объединяет напряжение, труд для достижения цели в духовной и физической сфере. Так что бросаться крайности совсем необязательно. А поупражняться в самодисциплине или умеренности в тратах не помешает никому.
В статье расскажем об аскетизме как религиозной и психологической практике, поделимся советами по тренировке самодисциплины и финансовой грамотности.
Что такое аскетизм?
Аскетизм — это техника ментальных и телесных практик, призванная через намеренное самоограничение очистить разум, увеличить жизненный потенциал, получить истинные познания о душе и добиться просветления. Общеупотребительное сегодня слово «аскетизм» происходит от греческого «аскезис», что переводится как «упражняться или тренироваться в чем-либо, искусно и старательно перерабатывать».
В первоначальном значении оно обозначало физические упражнения, преимущественно гимнастику. Соответственно в Античности аскеты – это спортсмены, посвятившие свою жизнь тренировкам, а аскеза – подготовка атлетов к состязаниям.
Позже термин перешел в философский словарь и стал обозначать, прежде всего, нравственную дисциплину. Так что аскетизм – это в первую очередь тренировка человеческого духа, а во вторую очередь – тренировка тела. Истоки аскетичного образа жизни обнаруживаются еще в первобытном обществе, где они были связаны с тяжелыми условиями жизни. И только в раннем христианстве аскетизм составил принадлежность религии и стал началом монашества.
Религиозный и светский аскетизм.
Религиозный — это стремление жить по церковным заповедям, которое возможно реализовать в миру. В религиозной практике кроме размышления и строгого следования заповедям к аскетизму относится добровольное отшельничество, изнурение себя голодом, мученичество, самоистязание, безбрачие, ограничение не только удовольствий, но и физических нужд.
Светский — это форма социального поведения или норма нравственности – готовность к самоограничению во имя избранных социальных целей. Культура светского аскетизма предлагает уход от общества потребления, вегетарианство, независимость от тщеславия, престижности, отказ от благ цивилизации.
Пройти тест на тип личности
Религиозный аскетизм.
Основными источниками практики религиозного аскетизма в I веке стали тексты Нового Завета, сгруппированные вокруг двух базовых тем: служение Христу и послушание Духу. В Евангелии следование за Христом возможно только при отказе от привычного жизненного уклада и самоотречения, вплоть до мученической смерти. Однако, это не значит, что верующий человек в миру обязан морить себя голодом или отказываться от брака. Потому что полное самоотречение от общества – это нетребуемая Новым Заветом крайность.
Слово «аскетизм» имеет русский аналог – «подвижничество», а аскетичный образ жизни вели отшельники и христианские отцы-подвижники. Своего широкого развития в жизни и литературных произведениях аскетизм достиг в IV-VI веках. За образец для подражания был принят образ Иоанна Крестителя, а самыми известными отшельниками-аскетами были Онуфрий Великий, Серафим Саровский, Сергий Радонежский.
Некоторые культы и религиозные учения и сегодня идеализируют все или отдельные аспекты аскетизма. Согласно учению Будды возможности достичь просветления и знания достойны только аскеты, которые лишились страстей. На преодоление обычного сознания направлена и духовная дисциплина йоги. Для практики добровольного самоотречения, самоусилия и самодисциплины в йоге используется слово «тапас». Тапас обычно практикуют соблюдением целомудрия и обузданием чувств.
С чего начать практику самодисциплины?
В психоанализе аскетизм — это защитный механизм личности, который проявляется в отрицании и подавлении инстинктов, отказе от удовольствий. Явление связанно с особенностями подросткового периода, когда сексуальные переживания «гасятся» самоограничением.
Но во взрослой жизни мы настолько привыкаем к удовольствиям, теряем навыки самодисциплины. А потом жалуемся на десяток лишних килограммов или «дыру» в бюджете из-за спонтанного похода по магазинам. Можно давать себе сотни обещаний «жить по новому», но без осознанных усилий они ник чему не приведут.
Самодисциплина, как и любое умение – дело образования и практики. Так что первое, что вы можете сделать для себя прямо сейчас, – начать следовать советам мотивационных тренеров и коучей.
Совет 1. Помните, что самодисциплина совсем не делает жизнь пресной.
К скуке и неудовлетворенности приводят не ограничения, а крайности. Полный отказ от удовольствий не приводит к счастью точно так же, как и ежесекундное удовлетворение всех желаний. Умение отложить удовольствие для последующего выигрыша – черта психологически взрослого человека. Поэтому каждый раз, когда вы выбираете сложное решение вместо простого, вы укрепляете самодисциплину.
Выберите одно дело, на которое хватает самодисциплины, и делайте его в течение месяца ежедневно. Так вы решитесь понемногу окунуться в дискомфорт и начнете получать удовольствие от неудобства.
Пройти тест на психологический возраст
Совет 2. Заведите полезные финансовые привычки.
Менять свое финансовое поведение, как и вредные привычки сложно. Если самостоятельно освоить финансовую грамотность не получается, можно найти финансового наставника. Это может быть сайт финансиста, бухгалтера или другого знатока в области финансов. Это может быть помощь друга, который умело соотносит свои доходы с расходами.
Для начала установите на смартфон приложение для учета финансов. За первые два-три месяца можно увидеть подробную статистику трат и узнать, куда именно улетают деньги.
Совет 3. Практикуйте самоконтроль.
Самоконтроль — это как атлетика – чем больше времени проводишь на тренировке, тем больше можешь. Чтобы не сбиться с пути, нужно установить для себя цель и ежедневно двигаться к ней, понемногу усложняя задачи. Одновременно придется внимательно отслеживать свои порывы, которые не помогают достичь успеха. Отслеживать, но не следовать за ними.
Лучший способ самоконтроля – установить таймер на 10-20-30 минут, в течение которых будете тренироваться (написать статью, записать видео, вести блог, медитировать).
Совет 4. Одобряйте и принимайте себя.
Без реальной оценки текущего состояния начать практиковать самодисциплину невозможно. В лучшем случае вы будете просто топтаться на месте, в худшем – растеряете остатки мотивации. Например, если вы хотите похудеть, начать нужно с простого взвешивания. Если планируете выучить английский – пройдите тестирование и узнайте, на каком уровне находитесь сейчас.
Когда вы принимаете себя, то не ждете мгновенных результатов. Тогда для безопасного похудения, например, установите для себя реальный срок 6-8 месяцев вместо двух недель.
Совет 5. Не пренебрегайте отдыхом.
Самоконтроль похож на мышцу – если использовать его постоянно, резервы силы воли быстро истощаются. Но если поставить внутреннее табу на удовольствия, отдых становится обязанностью. В результате – еще большая усталость, полное выгорание. Психологи акцентируют: отдых – это самодостаточная ценность, личный ресурс, который нужно использовать с пользой для себя.
Примите установку: «чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать». Старайтесь отдыхать еще до наступления усталости, планируйте отдых на выходных и в отпуске. Решительно меняйте планы, если появился шанс провести время ярче, чем планировалось.
Выводы:
- Аскетизм — это учение о том, как практиковать воздержание, упражняться в самоконтроле и самодисциплине.
- Аскетизм изначально был спортивным термином, позже перешел в философию, религию и общее употребление.
- Чтобы практиковать светский аскетизм не нужно впадать в крайности. Достаточно навести порядок в финансах и прокачать навыки самодисциплины.
Пройти тест: интроверт или экстраверт?
АСКЕТИЗМ — это… Что такое АСКЕТИЗМ?
(нем. Asketismus, от греч. ἀσκέω – упражняюсь, стремлюсь). В религии – подавление чувств. влечений, «умерщвление плоти» как средство достижения «нравственного совершенства» и «приближения к божеству». Кроме того, А. является также и нормой нравственности, означая подавление жизн. стремлений и отказ от материальных благ во имя определ. социальных целей. Корни р е л и г. А. уходят в древность. При первобытнообщинном строе они обнаруживаются в обряде «инициаций» для подростков, переходящих в группу взрослых мужчин, – длит, изоляция, пост, физич. испытания (выбивание зуба, обрезание и пр.). У сев.-амер. индейцев подобные испытания связывались с религ. целями: юноша должен был добиться, чтобы ему явилось «видение», к-рое должно было бы стать его личным «духом-покровителем». Особым физич. и духовным испытаниям, характерным для А., подвергались колдуны, знахари и шаманы. Как норма нравств. поведения А. в первобытном обществе обусловливался суровыми условиями существования первобытной общины и являлся средством воспитания мужества, выносливости, строгого подчинения традиции. Значительного развития А. достиг в вост. религиях, особенно в Индии. Первые сведения о нем содержатся в ведах и ведич. лит-ре. В религ. системе ранних Упанишад понятие «А.» возникает одновременно с понятием об атмане (душе), противопоставленном телу и материальным объектам: тело – это преграда, к-рую надо устранить, чтобы достигнуть слияния с мировой душой. Отсюда вытекало требование полного и окончат. ухода верующего из коллектива и разрыва с образом жизни его членов. В 1-м тысячелетии до н.э. в Индии А. был доведен до крайних пределов изуверства. По «Законам Ману» каждый брахман должен был последнюю часть своей жизни провести в лесу, подвергать свое тело истязаниям. Как средство достижения религ. целей (напр., достижение нирваны, соблюдение принципа ахимсы) А. входит в джайнизм, брахманизм, буддизм. А. был свойствен и др.-греч. религиям. Орфики и пифагорейцы проповедовали воздержание от мяса и бобов, отказывались от половой жизни, признавали учение о периодич. перевоплощении души, о теле как гробнице души (Пифагор, Филолай). С расколом общества на антагонистич. классы проповедь А. приобретает классовый смысл. Эксплуатация человека человеком лишает угнетенные классы возможности равного участия в пользовании благами цивилизации. Этич. учение о презрении к материальным благам, выдвинутое пифагорейцами, киниками, стоиками, служило оправданием тяжких условий жизни рабов. Господств, класс прибегал к А. и для формирования особой касты воинов, осуществлявшей функцию насильств. поддержания господства рабовладельцев (напр., в Спарте). В мистич. учении гностицизма аскетич. образ жизни рассматривался как средство достижения осн. нравств. цели: освобождения от источника зла – материи. В христианстве А. связан с осн. догмой о греховности плоти: ее надо умерщвлять, чтобы спасти душу, подготовить ее к «вечной жизни». Социальной предпосылкой возникновения А. в христианстве явился упадок рабовладельческого строя. «Умерщвление плоти», ставшее девизом А., прежде чем оно стало прославляемым идеалом в христианстве, осуществлялось на практике как неизбежное последствие массового обнищания населения Римской империи и ее провинций. Вместе с тем идея А. была выражением индивидуализма, основанного на филос. идеях стоицизма с его призывом к уходу в самого себя и с его пренебрежением к жизн. потребностям. А. был связан с первонач. монашеством, к-рое проявлялось в форме отшельничества, уединения и т.д. Христ. А. не мог стать реально действующей нормой не только для массы верующих, но и для самой церкви как хозяйств.-экономич. и социальной организации и поэтому служил лишь идеологич. знаменем, прикрывающим ее подлинную корыстную сущность. Идеология христ. А. получает разработку впервые в соч. Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, видевших в А. средство очищения души от грехов. Дальнейшее развитие А. получает в средние века, когда он принимает особенно уродливые формы – массового бичевания и самобичевания (флагелланство). Церковь по-прежнему превозносила и обычные формы А. – посты, безбрачие, ношение власяницы, вериг и т.д. Возведение церковью А. в принцип добродетели служило целям отвлечения нар. масс от борьбы за улучшение своих материальных условий жизни, а ореол «мученичества», к-рым окружало себя при помощи А. духовенство, использовался церковью для проведения своего влияния среди масс верующих. Идеологи нарождающейся буржуазии выступили с критикой феод. аскетич. морали. Гуманисты эпохи Возрождения противопоставили христианскому А. земное благополучие человека, полное и разумное наслаждение радостями жизни. В период Реформации, противопоставившей ср.-век. идее «отрешения от мира» идею «светского призвания»,согласно к-рой, по учению Кальвина, христианин обязан участвовать в жизни общества и даже стремиться к обогащению, А. был принципиально отвергнут. Протестантизм давал религ. санкцию новым отношениям бурж. общества с их предпринимат. духом и поэтому не мог поддерживать идею ухода от мира. Наряду с этим в протестантизме формируется т.н. мирской А., «весь секрет которого состоит в буржуазной бережливост и» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). Лютеранская мораль и английский пуританизм возводят А. в нравств. добродетель, объявляя нравств. благами скопидомство, скряжничество, скаредность. Этот А. выражался также в запрещении танцев, театр. представлений, в строгой регламентации одежды и т.п. С дальнейшим развитием капитализма, особенно в период империализма, А. приобретает форму подавления в человеке гуманных общественных, коллективистских чувств. В ряде сект (методисты, иеговисты, бухманизм и др.) А. принимает изощренно изуверские формы, являясь средством воздействия на нравств. мир верующих. В ранних революц. выступлениях крестьянских и плебейских масс принцип м о р а л ь н о г о А., связанный с требованиями имуществ. равенства, выдвигался против роскоши и аморализма господств. классов. Аскетич. строгость нравов, выдвижение принципа спартанского равенства были необходимы низшему слою для того, чтобы объединиться как классу, чтобы развить свою революц. энергию и осознать свое враждебное положение к существующему обществ. строю. С развитием производит. сил и ростом революционности пролетариат постепенно освобождается от грубоуравнительного А. «Масса пролетариата менее всего нуждается в проповеди отречения от земных благ, хотя бы уже потому, что у нее не осталось почти ничего, от чего бы она могла еще отречься» (там же, с. 378). Отдавая должное революц. самоотверженности, стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отбрасывает попытки принижения ценности земной жизни, игнорирования задачи достижения всей полноты счастья личности на базе социализма и коммунизма. Всестороннее и гармонич. развитие человеч. личности возможно лишь с ликвидацией капитализма, на основе свободного от эксплуатации творч. труда всего народа и осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Такие условия впервые в истории человечества создаются коммунизмом. Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, Μ , 1956; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т 31; Эйкеи Г., История и система средневекового миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Зарин С. [М.], Аскетизм по православно-христианскому учению, [т.] 1, [ч.] 1–2, СПБ, 1907; Zöckler О., Askese und Mönchtum, 2 Aufl., Bd 1–2, Frankf./M., 1897; его же, Asceticism (christian), в кн.: Encyclopaedia of Religion and Ethics, ed. by J. Hastings, v. 2, Edinburgh – N Y., 1909; Mutz F. Х., Christliche Aszetik, 2 Aufl., Paderborn. 1909.Е. Панфилов. Москва. Б. Рамм. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.