Человек трудолюбивый: Ленивые или трудолюбивые?

Автор: | 27.02.2020

Содержание

Самый счастливый человек — трудолюбивый

16.11.2018

Самый счастливый человек — трудолюбивый

×

Рабочие поездки по отдаленным деревням и селам поселка они всегда хороши и уникальны. Сельские дороги, пейзажи за окном автомобиля, поля с лесными пригорками и тихими, поросшими осокой ручьями, сменяют старенькие деревянные деревни, открывающие перед нами бескрайнее зодческое мастерство наших предков. Всё это позволяет отдохнуть душой, углубиться в свои мысли, переосмыслить что-то, увидеть самое значимое в том, что ещё вчера казалось таким банальным и совсем несущественным… В этот раз наш путь лежал в отдаленную от райцентра аж на три с лишним десятка километров деревню Вокшино Топоровского сельского поселения. Впервые я побывала здесь по работе восемь лет назад. Вот так же, в одной из журналистских поездок, нас путь привел в эту деревню, с первой минуты поразившую своей наработанной в советские времена мощностью, масштабностью.

Добротная двухэтажная кирпичная застройка показывает то, что в своё время здесь кипела жизнь, люди трудились, взамен получая комфортные условия жизни. Из той давней поездки на страницы газеты легли материалы об очень трудолюбивых людях вокшинского края, тогда я познакомилась с Виталием Фёдоровичем Сергиенко, более тридцати лет проработавшим руководителем местного совхоза «Ренско-Дынинский». Именно под его руководством сельхозпредприятие занимало в ту пору лидирующие позиции не только в районе, но и в области. Дай, Бог, крепкого здоровья на долгие годы Вам, Виталий Фёдорович! Ещё одним журналистским знакомством была семья Русланбека и Гулистан Масаевых — истинных тружеников, коих в наше бурное, современное время мало осталось, любящих порядок во всём, работающих на земле и с землёй, прикипевших всей душой к истинному крестьянскому делу. Этой осенью вместе с представителем от администрации района О.А. Уткиной, председателем районного Совета ветеранов Н.И. Мокеевым, начальником КЦСОН Н.
А. Кожемякиной мы приехали в Вокшино по сложившейся традиции поздравить с 90-летием одну из старейшин Топоровского поселения — Антонину Александровну Смирнову, передать в знак признательности и благодарности за труд поздравительное письмо Президента России В.В. Путина и администрации Сандовского района, подарок и цветы. Она, как и все жители совхоза — труженица, отдавшая полвека работе на благо родного края. Живёт Антонина Александровна в деревне Малое Мякишево, что плотно прилегает к Вокшино, образуя одну большую деревню. Во времена совхоза, когда были трудовые бригады, такое разделение имело значение. Путь до дома юбилярши, расположенный сегодня уже можно сказать на краю Вокшино, нам показала Ольга — жена внука бабушки Тони Константина, проживающая в этой деревне. «Вчера бабушка накрывала праздничный стол, гостей встречала», — делится радостью Оля. В доме юбилярши действительно царила праздничная атмосфера: на столе букеты алых роз и белых лилий, к потолку устремляются яркие воздушные шары — сразу видно любят бабушку Тоню её родные и близкие люди, и торжество по случаю такого солидного юбилея постарались сделать запоминающимся.
Гости ещё не все разъехались по домам — мы знакомимся с внучкой Антонины Александровны Ритой, очень приветливой и добродушной, и её сыном Димой. У прабабушки правнучек частый гость, хоть и приезжает в деревню из Санкт-Петербурга. Рита приглашает нас пить чай, попутно рассказывая, что очень любит деревню, потому так часто в любое время года, приезжает сюда. Гостеприимный Димка приносит пломбирный торт, улыбаясь, тихо спрашивает маму, когда же приехавший корреспондент с фотоаппаратом будет фотографировать его вместе с любимой прабабушкой. Что мы с большим удовольствием и делаем. За чашкой чая слушаем рассказ Антонины Александровны о жизни. Именинница с улыбкой жалуется на плохой слух и больные ноги, но вопреки возрасту держится молодцом. Вместе с Александрой Павловной Батуриной, пришедшей с утра проведать подругу, рассказывают нам, как жили, как вместе работали в совхозе, обе на свиноферме, обе — свинарками. «Подруги мы с юных годов, — говорит Антонина Александровна, — Шура помоложе меня на несколько лет, потому сама приходит каждый день посидеть, поговорить, старое вспомнить, новые новости обсудить…» Родилась Антонина в д.
Роскопино в 1928 году в простой деревенской семье, как и большинство девчонок и мальчишек тех довоенных и военных лет, получила три класса образования, а затем пошла работать. С началом войны, когда из деревни все мужчины ушли на фронт, а в хозяйстве остались лишь женщины, ребятишки и старики, четырнадцатилетняя девчушка работала и в полеводстве, и в животноводстве, смело бралась за любую работу. Голодали все сильно, но работали ради Победы, ради того, чтобы отцы и братья вернулись живыми с фронта. Увы, мало кто из деревни, как и брат Антонины, вернулся домой — война не щадила никого. Тридцать лет женщина отдала свиноводству в родном совхозе. В то время в области работал «Трессвинпром», в который входили 16 свиноводческих хозяйств производителей свинины из разных районов, в том числе и совхоз «Ренско-Дынинский». До хозяйств доводили план по сдаче свинины, и его нужно было выполнить. По железной дороге Ленинградскому мясокомбинату из совхоза отгружалось до 400 тонн свинины. Поголовье свиней, с самого начала наращенное до 4 тыс.
голов, летом увеличивалось почти втрое, а это уже более 10 тысяч. Работа на ферме всегда была очень тяжелой, а у свинарки она зачастую и без выходных. Каждое утро рано вставать, порой до восхода солнца, и допоздна работать. Когда шли опоросы, и вовсе приходилось ночевать на ферме. Ходили с 5 утра по несколько километров за водой для свиней, кормили, убирали, следили за молодняком, ведь маленькие поросята, как и малые дети, требуют очень большого ухода. Целый день в резиновых сапогах, а на спине — неподъемные мешки с кормом для скота. В ответственности у Антонины Александровны были свиноматки. «Работа со свиноматками считается в хозяйстве самой ответственной и сложной», — подмечает в нашей беседе Николай Иванович Мокеев. За многолетний, добросовестный труд Антонина Александровна имеет звание «Ударник коммунистического труда». «Бабушка и сейчас не сидит без дела,- продолжает разговор Ольга, — Посмотрите, какая она у нас мастерица!» Оля показывает нам сложенные друг на друга на кровати в высокие стожки вязаные крючком круглые коврики, улыбаясь, добавляет: «Наверное, если их все положить друг за другом — до Питера можно дорогу выложить».
Вот уж верно говорят: «Труд и оптимизм побеждают годы и все невзгоды. Самый счастливый человек — трудолюбивый!» С мужем Антонина воспитали сына и дочь, свекровь всегда жила вместе с ними.У Антонины Александровны пять внуков и десять правнуков. Её добрый характер, трудолюбие, оптимизм не дают ей унывать,а,напротив,через года позволяют оставаться позитивным, гостеприимным и общительным человеком. И в девяносто женщина держит свой уютный дом в порядке и чистоте.«Сын Николай живет рядом в Вокшино, зовёт к себе, но может быть, на следующую зиму перееду», — говорит Антонина Александровна. Каждому из нас бабушка Тоня дарит по красивому разноцветному коврику — частичку тепла своей души и рук. Уезжая, желаем, чтобы жизненная закалка и сила духа позволила юбилярше отметить свой столетний юбилей! Нас провожают Рита, Дима и Оля: «С нетерпением будем ждать статью в газете о нашей любимой бабушке!», — говорят, провожая нас. Добрые пожелания всегда наполняют душу чем-то невероятно добрым и тёплым.
Спасибо вам, добрые люди, за доброту и гостеприимство! Трудолюбие, преданность деревне, родному дому всегда вызывает искреннее восхищение! Желаем, Антонина Александровна, Вам крепкого здоровья, бодрости, сил и отличного настроения! Счастья и благополучия Вашим родным! Галина ПЕРОВА



Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку

Предложения со словом «трудолюбивый»

Мы нашли 80 предложений со словом «трудолюбивый». Также посмотрите синонимы «трудолюбивый».
Значение слова

  • Коллектив устойчивый, трудолюбивый, грамотный.
  • Сильный и трудолюбивый, он все дни напролёт был занят работой, в том числе на два своих и не своих дома.
  • Он человек трудолюбивый и целеустремленный, а потому предпочитал работать.
  • Не без грехов, но трудолюбивый, трудоспособный и трудоуспешный.
  • Когда учеба в Тверской гимназии подходила к концу, пора было решать, кем же станет этот способный, трудолюбивый мальчик.
  • Это был человек умный, знающий, энергичный и в высшей степени трудолюбивый.
  • На удивление солидный, трудолюбивый и уравновешенный для своих двадцати четырех лет, Терстех, очевидно, был человеком нового типа.
  • Трудолюбивый характер не может позволить себе время на отдых: нужно готовиться к магистерским экзаменам.
  • Утешимся мыслью, что существуют и другие женщины помимо тех гарпий, которых заклинает наш трудолюбивый Гискес.
  • В студенческой среде сразу выдвинулся как способный и трудолюбивый юноша, претендующий на заметное место в науке.
  • Вы знаете, Володя пороху не выдумает, но он честный, смелый, трудолюбивый человек.
  • Спорят ученые, домысливают историки, но отсюда сегодня этот смелый и трудолюбивый народ не сдвинуть никакими указами-приказами.
  • Это был скромный, исключительно добросовестный, отзывчивый, трудолюбивый юноша.
  • Все отчеты в газетах, все стенограммы процесса тоже редактировал мой неутомимый трудолюбивый друг Коба!
  • Трудолюбивый изобретательный народ освоил технологию добычи благородного металла из всего, в чем оно находилось.
  • Трудолюбивый аккуратный финляндец рано ложится и рано встает.
  • Дедушка был торговец, честный, порядочный, трудолюбивый.
  • Ведомый партией, добрый, веселый и трудолюбивый афганский народ совершил Великую Апрельскую революцию.
  • Трудолюбивый и деспотичный, он быстро понял, что брак с девушкой из семьи Дессо обеспечит ему благополучие и известность.
  • Она рассказывала, что он был добрый и заботливый, трудолюбивый и сручный.
  • Трудолюбивый, копал в архивах очень много.
  • Он был очень простой и трудолюбивый человек.
  • Трудолюбивый и амбициозный, Том рассчитывал на большое будущее в судах Ирландии.
  • Честный, дисциплинированный, трудолюбивый офицер.
  • Кроме того, в протестантизме большое внимание уделяется усердному труду, поскольку считается, что трудолюбивый человек попадет в рай.
  • Ему требовался кто-то серьёзный, надёжный, трудолюбивый и, как он подчеркнул, «не имеющий вредных привычек».
  • И Федор рассказал нам про молокан, что народ чистый, трудолюбивый, не курит, не пьет.
  • Он живой и деятельный, трудолюбивый и храбрый, несколько сентиментальный и полный здравого смысла, слегка насмешливый и очень разумный.
  • Говорят, что их растерзали буквально по кусочкам (о, добрый, веселый и трудолюбивый афганский народ!).
  • Умелый да трудолюбивый, да из путевой семьи имел возможность взять хорошую невесту, построить большой дом и наплодить детей.
  • Государь милосердный, дворянство великодушное, купечество богатое, народ трудолюбивый.
  • Баграмян, оперативно грамотный, вдумчивый, спокойный, трудолюбивый.
  • Наш народ, сказал я ему, скромный и трудолюбивый народ.
  • В испанском подотделе Ким проявил себя как исполнительный и трудолюбивый работник.
  • Это был не гений, но трудолюбивый, добросовестный рисовальщик с натуры.
  • Подтянутый, трудолюбивый и исполнительный, он был моей правой рукой и фактическим старшиной группы.
  • И мне, и маме запомнился один трудолюбивый сотрудник, который ковырялся ложкой в сахарнице, очевидно, ожидая найти бриллианты.
  • Всегда такой трудолюбивый, теперь Сергий, чтобы не развлечься, прекратил всякое «поделие».
  • Это был невероятно трудолюбивый человек, который ненавидел ложь, хвастовство и лень.
  • Трудолюбивый и работящий, он женился на честной женщине.
  • https://sinonim.org/
  • Почтенный и трудолюбивый Чаплин заключает журнал свой следующими словами: и этим оканчивая, подписываюсь от флота мичман Петр Чаплин.
  • Наблюдая это, Гитлер, должно быть, полагал, что Борман самый трудолюбивый человек Третьего рейха.
  • Я не знаю никого, кто лучше подходил бы для этого задания, чем Маркос Лопес, очень трудолюбивый журналист и замечательный человек.
  • Многочисленный, трудолюбивый и сплоченный клан Трусихиных-Трапезниковых задавал тон в Видонове.
  • Этот энергичный и трудолюбивый чиновник обладал редкостным умением примирять интересы враждующих дворцовых партий.
  • Мы хорошо знали, что латышский народ трудолюбивый и скромный, и ни у кого из нас никогда не возникало чувство зазнайства или чванства.
  • Фаусек, как вспоминала Лиза, «симпатичный и трудолюбивый».
  • Это серьезный, трудолюбивый и воспитанный народ.
  • Любящий муж и отец, трудолюбивый и удачливый человек, он первым принял на себя страшный удар ненависти, предательства и неверия.
  • Трудолюбивый, разумно-работоспособный, искренне-правдивый и исполнительный командир.
  • Луки, покровителя живописцев, был трудолюбивый вол.
  • Дедушка, трудолюбивый, непьющий, купил лошадку, потом и телегу.
  • Трудолюбивый, по-штурмански аккуратный, Анатолий Николаевич отдал все силы флоту.
  • Отсутствует Андрей Мельник, коренастый и трудолюбивый паренек из украинской глубинки.
  • Странно, но этот трудолюбивый, исключительно прилежный и исполнительный человек пришелся не по душе новому начальнику штаба.
  • Но скромный и трудолюбивый артист не умирал в Баксте, и какое-то недоверие ко всему этому неорганическому блеску не давало ему покоя.
  • Фантастически трудолюбивый и целеустремленный певец не был однодневкой.
  • Первый, Московиц, трудолюбивый молодой человек с набриолиненными волосами и прямой осанкой, будущий экономист.
  • Это был трудолюбивый человек, мастеровой, пользовавшийся уважением у всех работников МТС, куда его взяли по ходатайству моего отца.
  • Но генерал-майор оставил в наследство детям «трудолюбивый карандаш».
  • Он не войдет в историю даже как славный представитель древнего армянского народа, народа трудолюбивого, мужественного и самобытнотного.
  • Несколько дней я трудолюбиво перебирал этот архив, но все оставил «на потом».
  • Шик, легкость и блеск человека демократического, трудолюбивого и привыкшего к обстановке более чем простой.
  • В то время любого трудолюбивого крестьянина считали кулаком те, кто не хотел работать, а пытался присвоить чужое.
  • Работой трудолюбивого офицера руководство ГРУ осталось в принципе довольно.
  • Черпайте вдохновение, следуя по стопам самого трудолюбивого человека Силиконовой долины!
  • Зачем вы посягаете на свободу этого мирного, трудолюбивого народа, вы, хвалёные поклонники свободы?
  • Смерть этого скромного, трудолюбивого, преданного делу товарища вызвала чувство большой скорби в СВР.
  • Знаю, что и нынешние некоторые наследники ЧК в состоянии из ничего трудолюбиво раздуть в «нужном» направлении многотомное дело.
  • Скромный человек, Суворов исподволь, трудолюбиво, начав с низших чинов, продвигался к намеченной цели.
  • Нужны, ибо они la sauve garde трудолюбивого класса, которому некогда развивать сии качества.
  • Карл брал пример с трудолюбивого отца, но боялся его, особенно после полученной за ослушание оплеухи, после которой он оглох на левое ухо.
  • Не будет от него толку, если во главе страны идиоты и алчные негодяи, как не будет толку и от трудолюбивого и талантливого народа России.
  • Она озаряет поначалу одного, наиболее одаренного, талантливого, трудолюбивого, настойчивого.
  • В ней и в самом деле, есть что-то от этого милого и трудолюбивого персонажа.
  • Все они воспели в своих произведениях донецкие степи, холмы и овраги, простых людей этой трудолюбивого края.
  • Епископ обратил внимание на трудолюбивого подростка и узнал, что он умеет читать.
  • Из верного и трудолюбивого подданного он уже превратился в бунтаря.
  • Это была реакция на удачливость трудолюбивого хозяина.
  • Он не войдет в историю даже как славный представитель древнего армянского народа, народа трудолюбивого, мужественного и самобытного.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

  • Поиск занял 0.022 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim. org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения.

Пишите, мы рады комментариям

Сочинение Именно в труде, и только в труде велик человек

Наша жизнь – это сплошной труд, ведь именно так гласят предание, которые были созданы много лет, нет, даже веков назад. Эти предания гласят о мудрости людей, которые всегда были трудолюбивы. И именно это трудолюбие часто спасало им жизнь.

Трудолюбие – такого понятия в наше современное время наверно почти и не осталось. Ведь сейчас работают не просто потому, что любят это дело, этот процесс – процесс работы, не важно какой – физической или же умственной. Сейчас большинство людей работает – потому, что так надо, и по другому выжить будет весьма трудно. Но и работают те, кто беден, и других возможностей нет, но у того, у кого есть шанс заработать легким путем большие деньги – тот и работает трудолюбиво, ведь такой процесс работы приносит необыкновенное приятие. Легкие пути добывания денег – разве это можно назвать трудолюбием – но сейчас именно так стали называть такое занятие.

Недаром говорили и говорят, что только в труде велик человек. Велика его сущность, потому что именно тогда она становиться в полной мере – видна, без разного хвастовства в словах. И только на деле можно понять – насколько человек сам по себе – сильный, как по духу, так и физически. Только в таких случаях, когда дело касается работы, проявляется характер человека, который по-настоящему и является таковым.

Поговорка, которая твердит о том, что только в труде может величественно и гордо выглядеть человек – очень права, ведь она глаголет истину. Следует прислушиваться к старым преданиям, которые всегда говорят правду. Ведь только хорошего и упорного работника можно похвалить, увидеть, что он старается прокормить себя, свою семью, одним словом, достичь свей цели. Такой человек, трудолюбивый в своей искренности и правде – достоит похвалы и восхваления, и к тому же не вскоре встретишь такого человека вблизи, возможно.

Недаром раньше, да в принципе и сейчас, во многих произведениях были описаны великие подвиги людей, которые всегда были трудолюбивы, и всегда умели хорошо и быстро работать, не заставляя и не унижая других людей. Они были – эталоном, символом труда, трудолюбия, а потому недаром многие произведения великих классиков посвящены именно таким людям, такому народу.

Именно в труде, и только в труде велик человек — сочинение

Одним из смыслов человеческой жизни является труд. Не даром говорят – «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда». Только в труде человек проявляет себя во всём величии и красоте. Труд – незаменимый показатель мощности человека. Всё это подтверждает огромное количество старобытных пословиц, которые показывают вечные взаимоотношения человека и его деятельности. Часто, нам приходится, оценивать человека именно по тому, как он работает и отношению к окружающим. Без труда не могло быть настолько много прекрасных вещей на Земле. Абсолютно все необходимые вещи созданы человеком!

Но не все люди любят заниматься делом. Многие считают труд своеобразной обузой, возложенной на их плечи, которая не приносит ничего хорошего отнимая драгоценное время. Чаще всего такие люди не подобрали себе правильное занятие. Ведь занятие должно не только приносить пользу, но и быть счастьем для человека, иначе оно превращается в тягость. Ведь можно и не иметь любимой работы, зато любимое занятие должно быть всегда. Есть такой тип людей, которые, спеша за обеспеченностью и большими деньгами, занимаются не тем, что любят. Они могут на совесть выполнять свою работу, многие им благодарны, но такой тип людей не может полностью раскрыть свой потенциал, потому что дело ему не по душе.

Нередко в скверах можно заметить людей, которые пишут картины. Это может быть чей-то портрет или пейзаж, вовсе не важно. Смысл в том, что мы всегда поражаемся, насколько талантлив может быть человек. И именно такие люди, занимаются любимым делом, заставляя всех окружающих восхищаться его работой. Такой, творец, красив в своём деле, он даёт это понять. И такими «творцами» могут быть не только художники, но и обычные работяги. Когда видишь лицо человека, который рьяно и с огоньком выполняет свою работу – становится сразу понятно, он делает любимое дело.

Труд – это изюминка человека. Хочется, чтобы было больше обычных людей, которые нашли своё призвание. Ведь такие люди и движут Землю вперёд, создавая что-то новое, именно они оставляют память о себе. Если большинство людей будет трудиться с огнём в душе, то наше поколение оставит значительный и положительный след на земле.

4, 5 класс

Другие сочинения:

Именно в труде, и только в труде велик человек

Несколько интересных сочинений

  • Герои произведения Тимур и его команда Гайдара

    «Тимур и его команда» ― произведение, которое учит быть добрым, ответственным, дисциплинированным и всегда готовым прийти на помощь людям. Герои ― настоящие патриоты, они ― образец того, каким должен быть человек.

  • Отзыв о стихотворении Бородино Лермонтова

    Замечательное произведение под названием «Бородино» изучается даже в сегодняшних школах, несмотря на свой возраст. Написано оно Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Когда я прочла это творение, то оно меня очень сильно впечатлило

  • Присыпкин в пьесе Клоп Маяковского сочинение

    В произведении Маяковского “Клоп” мы знакомимся с замечательной феерической комедийной историей написанной автором на коммунистический лад. В ней присутствует множество интересных для анализа образов

  • Образ и характеристика Бурмистра Софрона в рассказе Бурмистр Тургенева сочинение

    Одним из главных персонажей произведения является государственный человек Софрон, служащий бурмистром в поместье Шипиловка, принадлежащее молодому помещику Пеночкину Аркадию Павловичу.

  • Сочинение Сила материнской любви

    Мама – это близкий и родной человек, который дал жизнь, который готов отдать все ради того, чтобы ребенок был счастлив и здоров. Материнская любовь – безусловна, ведь мать не любит за поступки или за характер, она любит свое дитя всей душой

Человек трудолюбивый спит ночью как убитый ▷ Socratify.Net

ПОХОЖИЕ ПОСЛОВИЦЫ

ПОХОЖИЕ ПОСЛОВИЦЫ

Человек, которого можно купить, как правило, ничего не стоит.

Вещие Сестрички (Терри Пратчетт) (20+)

Человек — как кирпич: обжигаясь — твердеет.

Джордж Бернард Шоу (100+)

В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче…

Михаил Жванецкий (100+)

Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.

Артур Шопенгауэр (100+)

Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).

Марк Туллий Цицерон (100+)

Человек, который знает, как, всегда будет иметь работу. Человек, который знает, почему, всегда будет его начальником.

Аланис Мориссетт (7)

Будь пробужден к тому, к чему мир спит, и спи к тому, к чему мир бодрствует.

Бхагавад-Гита (7)

Решения, принятые глухой ночью, обычно теряют силу при свете дня.

Тринадцатая сказка (Диана Сеттерфилд) (40+)

Первый человек, о котором ты думаешь утром и последний человек, о котором ты думаешь ночью — это или причина твоего счастья или причина твоей боли.

Эрих Мария Ремарк (100+)

Первый человек, о котором ты думаешь утром и последний человек, о котором ты думаешь ночью — это или причина твоего счастья или причина твоей боли. нравственную атмосферу.

Деятельность людей, отношения, в которые они вступают друг с другом, выполняя ее, их отпошепия к пей определяют в конеч-11 ном счете поведение человека. Это — глав-

ные особенности, формирующие его облик.

На основании того, как личность относится к труду, можно судить о других ее качествах. Отношение человека к труду определяется многими показателями: активностью, добросовестностью, старанием и др. Однако эти признаки могут быть объединены одним определяющим словом — трудолюбие.

Такое объединение объективно обосновано. В деятельности человека почти всегда присутствует некоторая определяющая черта, устойчивое ядро, вокруг которого концентрируются многочисленные частные проявления его поступков. Этой чертой с древнейших времен являлось трудолюбие. Именно оно считалось одним из главных, что характеризовало поведение человека в процессе деятельности.

Понятие «трудолюбивый человек» трактуется как «работящий, нетер-пящий праздности» [2, с.437]. В соответствии с той или иной исторической эпохой это понятие расширялось и углублялось, но его существенные признаки оставались неизменными. И сейчас, говоря о трудолюбии, имеют в виду прежде всего привычку человека не просто трудиться, а трудиться прилежно, старательно. Как говорится, на совесть.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в ней нет единого определения понятия «трудолюбие». Термин этот употребляется разными авторами неоднозначно.

Одни исследователи относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера, проявляющихся в определенных стереотипах поведения (А.Ф.Ахматов, Н.П.Семыкин, В.В.Чебышев и др.), другие трактуют трудолюбие как сугубо психологическую категорию, как потребность в труде, как чувство, как мотив (Г. А.Смирнов, В.Н.Турченко и др.). Ряд авторов обоснованно связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции (Е.Р.Залкинд, М.А.Кононова и др.).

Психологи (К.С.Абилов, Е.П.Верещак) определяют трудолюбие как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости. С точки зрения психологии понятие «трудолюбие» рассматривается как сложное психическое образование.

Анализируя содержание исследуемого понятия, его трактовку различными авторами, можно заметить, что многие исследователи связывают это понятие с отношением человека к труду, желанием трудиться, старательностью, самостоятельностью, стремлением приобретать трудовые умения. В таком подходе к трактовке данного понятия мы находим подтверждение своим мыслям.

Трудолюбие — нравственная черта личности, характеризующая не только отношение человека к труду, но и его нравственный облик. Оно служит базой, на основе которой возникают такие ценные качества, как упорство в достижении поставленной цели, сила воли, деловитость, инициатива и др.

Характер трудолюбия как нравственного качества сложный. Структура его до сих пор четко не определена. Определяя структуру трудолюбия, необходимо выделить внутренние и внешние стороны. Каждая из сторон не может в отдельности раскрыть само качество и дать о нем полное представление. Взять, хотя бы, добросовестность. Порой ее считают главной чертой трудолюбия. Однако следует заметить, что добросовестное отношение к делу -это еще не само трудолюбие как таковое, а лишь его предпосылка, но весьма важная и существенная. Известно, что человек может добросовестно трудиться, но подлинного трудолюбия при этом не проявлять. А.С.Макаренко писал: «Есть дети, которые охотно выполняют любую работу, но делают ее без увлечения, без интересов, без мысли, без радости. Они работают только потому, чтобы отделаться от упреков и т.д.» [3, с.404].

Конечно, прежде всего обращают на себя внимание внешние стороны трудолюбия. Нелегко «заглянуть человеку в душу», узнать истинные мотивы и стимулы его деятельности. Внешние проявления трудолюбия многогранны. Вот лишь некоторые из них, отмечаемые исследователями: положительное, творческое отношение к труду, высокие качественные его результаты, усидчивость, стремление любое начатое дело доводить до конца и т.п. Гораздо реже называются внутренние характеристики трудолюбия. Здесь исследователи единодушны в том, что трудолюбие — это прежде всего внутренняя потребность, влечение к труду. Такое толкование соответствует характеристике трудолюбивого человека — «работящий, не терпящий праздности» (В. Даль).

На основе суждений многочисленных исследователей данного качества выделим его основные черты, стороны, установим его теоретическую модель.

Теоретическая модель трудолюбия — это своеобразная программа, пользуясь которой можно определить конкретные задачи, направления, пути и средства воспитания качества, о котором идет речь. Модель позволяет представить трудолюбие в целом как человеческое качество вообще, в то же время расчленить это качество на отдельные составные части — компоненты, что особенно важно с точки зрения воспитательной работы.

Педагогу в процессе воспитания приходится иметь дело с несколькими сторонами личности:

• интеллектуальной, связанной с познанием, развитием, мышлением, формированием познавательных потребностей;

• эмоциональной, отражающей реакции на внешние раздражители, отношение личности к различным явлениям социального и естественного характера;

• волевой, включающей формирование установок, принятие решений, приложение усилий при их реализации и преодоление возникающих противоречий;

• действенно-практической, связанной с интеллектуальной и предметно-практической деятельностью личности.

Исходя из такого подхода, модель трудолюбия как нравственного качества личности может быть представлена в виде совокупности постоянно развивающихся и взаимодействующих компонентов:

познавательного — наличие знаний, относящихся к области трудовой деятельности, систематическое стремление к их совершенствованию;

практического — наличие трудовых умений и навыков, которые определяют умение трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи;

эмоционально-волевого — желание и готовность трудиться, чувство ожидания нового успеха, чувство радости в труде, наслаждение им, желание и умение преодолевать трудности, переносить чувство утомления ради достижения поставленной цели, добровольное совершение трудовых дел.

Указанная модель трудолюбия позволяет сформулировать само это понятие. Трудолюбие — нравственное качество личности, характеризующее положительное отношение к труду, проявляющееся во взаимодействии познавательной, практической и эмоционально-волевой деятельности.

Проявление компонентов трудолюбия носит для каждого человека субъективный характер, ибо характеризует его субъективное расположение к своей трудовой деятельности.

Воспитание трудолюбия у подрастающего поколения диктуется объективной необходимостью. Эта необходимость определяется содержанием этого качества, его значимостью и местом в общей системе нравственных качеств личности. Вопрос о воспитании трудолюбия имеет не только педагогическое, но и огромное социально-политическое и экономическое значение. Этот вопрос связан с комплексом решения задач. Социальная и педагогическая значимость проблемы воспитания трудолюбия диктуется социально-экономическими задачами перестройки нашего общества.

Современный этап общественного развития характеризуется возрастанием человеческого фактора и усилением внимания к личности взрослеющего человека. Уже в первые десятилетия наступившего тысячелетия полноправными членами общества станут представители молодого поколения, чьи годы взросления совпали со сложным и противоречивым кризисом переходного периода в жизни страны.

Педагогические аспекты проблемы воспитания трудолюбия актуальны при любых общественных формациях, политических и экономических условиях. Однако особенности процесса трудового воспитания, в рамках которого решается данная проблема, и его эффективность как для общества, так и

для самого человека непосредственно зависят от этих условий, их стабильности или изменений. Воспитание трудолюбия у молодежи на нынешнем этапе развития общества имеет свою специфику, без анализа и понимания которой невозможно рациональное и эффективное педагогическое руководство данным процессом.

Труд является основной сферой жизнедеятельности людей, поэтому трудолюбие во многом определяет социальное место человека в обществе, его социальную ценность. Воспитание трудолюбия в специально организуемом процессе трудовой подготовки и общественно полезного производительного труда школьников — это своего рода процесс познания ими социального мира, его ценностей, с одной стороны, а с другой — себя, своих способностей, возможностей, личных качеств. При этом только творческое участие школьников в производительном труде дает им возможность оценить как социальную, так и личностную значимость труда. Трудолюбие «по принуждению» может проявляться лишь в зоне собственных возможностей ребенка. Трудолюбие творческое позволяет человеку «выходить за пределы самого себя» и осуществлять перенос своей деятельности в зону ближайшего развития.

Для большинства людей свойственна потребность честно и добросовестно трудиться. Труд для них становится важнейшей ценностью, превращается в привычку, а трудовая деятельность, по выражению Ф. Энгельса, выступает «высшим из известных нам наслаждений» [15, с.351]. Такое отношение человека к труду не передаётся по наследству, а воспитывается. Воспитывается всем укладом нашей жизни, её реалиями и, прежде всего, через учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении, через семейное воспитание.

Современная структурная перестройка общества характеризуется в первую очередь активизацией самого человеческого фактора, усилением личной ответственности человека перед самим собой. Как никогда особенно актуальны сегодня слова: «Человек — кузнец своего счастья». И это счастье во многом определяется его отношением к труду, его трудолюбием. Трудолюбие человека является для него самого объективной необходимостью, хотя и носит субъективный характер. Жизнь предъявляет сегодня повышенные требования к человеку. Причём речь идёт не только об его высоком профессиональном уровне, глубоком овладении соответствующими знаниями. Имеется в виду прежде всего отношение человека к труду. Нерадивое отноше-

ние к труду, недобросовестное отношение к возложенным на него обязанностям в первую очередь вредит самому человеку. При современной конкуренции рабочей силы такой человек не задержится долго на одном месте, а молва о его «лентяйстве» побежит впереди его и вряд ли он найдёт себе работу в другом месте. В этом заключается личностный аспект проблемы воспитания трудолюбия.

Рыночные отношения решительно отрицают равенство в экономической сфере. И тот, кто обладает лучшими потенциальными возможностями, касается ли это умственных способностей, компетентности или профессионального мастерства, вправе рассчитывать на адекватные условия жизни. Но любые способности остаются таковыми, если не реализуются через труд. В связи с этим можно утверждать, что рыночная грамотность, рыночная культура и другие проявления деловых качеств человека есть результат его трудолюбия.

Ещё большую актуальность приобретает данная проблема из-за своей социально-общественной значимости. От того, насколько удастся воспитать у подрастающего поколения трудолюбие, в известной степени будет зависеть будущее нашего общества, его продвижение вперёд. Социальная значимость проблемы воспитания трудолюбия определяется той ролью, которую выполняет человек в обществе. Мы должны воспитывать человека не просто как носителя определённой суммы знаний, но прежде всего — как гражданина своего Отечества.

Стержнем воспитательной системы в новых условиях становится воспитание высокоорганизованного, предприимчивого гражданина-труженика, с развитым чувством ответственности за себя, свою семью, своё Отечество, способного проявлять инициативу и деловитость, профессионализм и взвешенность при выборе решений, умение рассматривать свои дела и поступки через призму общечеловеческих морально-этических ценностей, главными из которых являются Труд и Родина. Осознание труда как условия развития человека и общества лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества.

Рыночные отношения нового типа, в которые вступила наша страна, диктуют необходимость коренного изменения целей, задач трудового воспитания, обостряют проблему взаимосвязи трудового и гражданского воспитания, обеспечения гражданской направленности трудолюбия. Потеряв ориен-

тиры в гражданской направленности в воспитании трудолюбия, мы теряем основы гражданского воспитания.

Трудолюбие как качество личности обусловливает социально-личност-но-нравственное и экономически ответственное поведение человека, что присуще гражданину Отечества. Трудолюбие есть неотъемлемый признак гражданственности. Стимулом деловой активности человека, его трудолюбия должно быть не только стремление к собственной выгоде, но и соображение общественного блага, гражданская ответственность.

Ведущее место трудолюбия в становлении личности определяется сегодня широким многообразием мира труда, охватывающего все виды созидательной деятельности, весь широчайший спектр человеческих отношений. Многовековой опыт человечества показывает, что знания и квалификация, добытые трудолюбием, являются самым ценным товаром.

Гражданская направленность трудолюбия проявляется в осознании труда как условия развития человека и общества, как основного средства в достижении жизненного успеха, в осознании своих трудовых прав и обязанностей как человека и гражданина России.

В.А.Сухомлинский писал, что «чувство гражданской значимости труда -это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелёгкий труд… Один из тончайших секретов воспитания — суметь, увидеть, найти, открыть гражданское начало труда» [13, с.127].

Гражданская направленность трудолюбия определяет его высокую социальную значимость, помогает человеку осознать себя гражданином своей страны, осознать свои трудовые права и обязанности как человека и гражданина России, свою причастность к большой и малой Родине, её трудовым традициям и трудовой культуре.

Основой трудолюбия познающего субъекта является его отражательно-преобразовательная деятельность, обусловленная объектом познания, потребностями личности и уровнем развития производства. Источником трудолюбия выступают экономические и социальные условия жизни. Атрибутом трудолюбия считается общественно значимая ориентация, направленная на переустройство и совершенствование общественных отношений.

Недопустим процесс «вымывания» гражданской направленности из системы трудового воспитания молодёжи. Однако наблюдается тенденция к

дискредитации исторического положительного опыта трудового воспитания в России. Эта тенденция наглядно определилась и в Законе Российской Федерации «Об образовании», где отсутствуют принципы, характеризующие общеобразовательную школу как трудовую.

Социальная значимость рассматриваемой проблемы обусловливается тем, что воспитание трудолюбия подчиняется ориентации на подготовку современного труженика, человека труда своей страны. При этом успешнее решается проблема профилактики безработицы среди молодёжи, ибо человек глубоко осознаёт необходимость своего труда для Отечества. Повышается чувство социальной защищённости от возможной нетрудоустроенности. Решается проблема формирования национальных рабочих кадров, снижается «утечка мозгов и рук».

Успешное решение проблемы воспитания трудолюбия у подрастающего поколения — ключ к решению множества социально-экономических и сугубо педагогических проблем. Социально-педагогическая ценность решения этой проблемы заключается в том, что его результатом является подготовка современного интегрированного труженика, способного работать высокоэффективно.

Особое значение имеет педагогический аспект проблемы воспитания трудолюбия. Выделяя воспитание трудолюбия как педагогическую проблему, мы исходим из того, что педагогическая наука призвана выявить сущность и структуру этого понятия, его взаимосвязи с другими процессами, педагогические условия эффективности этого процесса.

Чтобы обеспечить эффективность процесса воспитания трудолюбия, требуется создать определенную систему воспитательной работы с учащимися, построить логику процесса, которая выражается в последовательном достижении оптимального развития личности в соответствии с ее возрастными возможностями и наличием у нее внутренних сил самодвижения. Педагогические коллективы должны четко представлять важнейшие задачи воспитания трудолюбия, отыскивать адекватные педагогические средства организации процесса, устанавливать и использовать в своей работе связи с другими воспитательными институтами школьников. Воспитание трудолюбия — процесс целостный, а следовательно, и системный, охватывающий весь образовательный процесс — учебную, трудовую деятельность, производительный труд, внеклассную работу по науке, технике и другие направления учебно-воспитательной работы.

Трудолюбие как результат воспитания формируется всей системой обучения, взаимосвязанного со всем опытом трудовых взаимоотношений ученика, приобретенным в социальной среде и семье. При этом очень важным, на наш взгляд, является организация такого учебного процесса, в котором предусматривается политехническое содержание знаний.

Процесс воспитания трудолюбия у учащейся молодежи многомерен, его следует рассматривать как: 1) процесс усвоения ею технологических и политехнических знаний; 2) процесс приобретения умений и навыков общественно полезной производительной деятельности; 3) процесс присвоения коллективных и общественных ценностей труда; 4) процесс выработки молодежью субъектной позиции в различных сферах социальной деятельности. При этом труд выполняет интегрирующую функцию и придает конкретную направленность данному сложному многомерному процессу.

Когда речь идёт о воспитании этого качества, то имеется в виду не только формирование у учащихся рабочих навыков и умений, но и воспитание элементов трудовой активности, добросовестного отношения к порученному делу. Эти задачи решаются на основе различных форм не только трудового, но и нравственного воспитания. Здесь уместно вспомнить то, о чём говорил В. А. Сухомлинский: «Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни — интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий» [13, с.127].

Чтобы определить значимость трудолюбия как нравственного качества личности сегодня, в период свободного предпринимательства, мы провели специальное исследование. Каждому предпринимателю, а их было пятьдесят, предлагалось ответить на вопрос: «Какими, на Ваш взгляд, качествами личности должен обладать человек, которого Вы берёте на работу?» При этом надо было указать десять наиболее важных качеств. Полученные ответы показали, что 93% опрошенных считают трудолюбие наиболее существенной особенностью личности.

Комплексное рассмотрение проблемы воспитания трудолюбия определяется и научно-техническим прогрессом. Требования современного производства к человеку труда определены объективными законами развития производства: во-первых, законом перемены труда, который, по выражению

К. Маркса, обусловливает «движение функций, всестороннюю подвижность рабочего» относительно быстро меняющихся условий производства и содержательной стороны труда; во-вторых, законом интеграции производства, согласно которому в трудовой деятельности современного рабочего всё большее место занимает техническое творчество; в-третьих, законом возвышения потребностей. Необходимость соблюдения этого закона объясняется, с одной стороны, ростом потребностей производства в рабочих образованных, с широким кругозором, с другой — ростом потребностей самого рабочего в знаниях, во всё более интеллектуальном творческом труде. Каждая из сторон этого закона предусматривает особое, трудолюбивое отношение к труду. Воспитание трудолюбия у каждого человека выступает как объективная необходимость производства. Однако само производство не может в полной мере сформировать это качество без целенаправленной воспитательной работы.

В обществе всегда существуют объективные условия для становления и развития начал трудолюбия. Однако объективные условия воспитания трудолюбия не обеспечивают в полной мере эффективность решения рассматриваемой проблемы. Эти условия способствуют возникновению, утверждению и совершенствованию начал трудолюбия как важнейшего нравственного качества человека. На пути развития этого качества имеется немало трудностей, нужно многое сделать, чтобы реализовать эту тенденцию во всём её объёме.

Указывая на то, что трудолюбие — это комплексная социально-педагогическая проблема, своё внимание мы сосредотачиваем на её педагогическом аспекте. Педагогический аспект этой проблемы требует исследования вопросов воспитания трудолюбия.

Воспитание, отмечается в Российской педагогической энциклопедии, есть «социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека» [10, с.165]. Трудолюбие выступает одной из составных частей развития человека, и для развития этого качества необходимы определённые условия.

Первые необходимые условия для становления трудолюбия создаёт семья. Она закладывает основы этого качества. О роли семьи в воспитании трудолюбия нужно говорить отдельно. Однако следует заметить, что во многих семьях дети пребывают в ситуации социальной опеки. Они живут на всем

готовом: родители их кормят, одевают. Вот почему значительная часть детей не имеют желания трудиться.

Целенаправленный характер воспитание трудолюбия приобретает в школе. Здесь этот процесс становится педагогически направленным и управляемым. Воспитание трудолюбия в школе усиливается процессом обучения. Оно происходит главным образом в фокусе двух видов деятельности — учебно-познавательной и трудовой. И если учитывать, что изучение школьниками основ наук направлено в значительной степени на подготовку их к жизни и трудовой деятельности, то имеется необходимость говорить о главной роли учебной деятельности в воспитании трудолюбия.

Школьный этап формирования трудолюбия самый важный, определяющий. Этот этап носит целенаправленный характер и является более длительным. Школьные годы охватывают одиннадцать лет жизни ребёнка. Многие дети приходят в школу лишь только со «словесной» любовью к труду: они любят отдельные работы только на словах и практически их не осуществляют. Их любовь к труду оказывается не связанной с практикой. К моменту окончания школы они должны любить труд не на словах, а эмоционально осуществлять это на практике.

Процесс воспитания человека не заканчивается с окончанием школы. Этот процесс продолжается на других этапах его жизни. Формирование трудолюбия юношей и девушек происходит под влиянием всей системы воспитательной работы общества, тех отношений, которые в нём существуют. Совокупность этих отношений выступает как объективный фактор формирования трудолюбия.

Моральные принципы отношения к труду усваиваются не только под влиянием объективных факторов, но и в результате целенаправленного воздействия на личность, через создание специальных условий.

Сложные задачи воспитания решаются не в короткий срок. Данное замечание относится и к организации воспитания трудолюбия. Это длительный поэтапный процесс. Каждый этап, как часть единого целого, относительно самостоятелен и обладает специфическими особенностями для воспитания правильного отношения к труду. Эти особенности проявляются в выборе содержания, методов и форм воспитательной работы. С каждым последующим этапом содержание, методы и формы воспитательной работы становятся сложнее, принимают обобщённый характер. Педагогическая основа

преемственности в воспитании трудолюбия состоит в том, что отношение человека к труду, воспитанное в детстве, становится тем фундаментом, на котором в школе происходит углубление, дальнейшее развитие. Между предшествующим и последующим этапами воспитания существует диалектическая взаимосвязь. Предшествующее воспитание, при сохранении своеобразия, строится с учётом особенностей будущего, как подготовка к новому этапу, а последующее воспитание — с активной опорой на уже накопленный опыт жизни.

Преемственность между предыдущим и последующим этапами в воспитании трудолюбия, по нашему мнению, должна иметь двусторонний характер, т. е. предыдущий воспитательный этап должен предусматривать подготовку человека к последующему, а последующий этап опирается на пройденный человеком путь развития. Процесс воспитания трудолюбия у учащихся -очень сложный и противоречивый процесс. В каждом отдельном случае он характеризуется индивидуальным своеобразием, детерминируясь сложностью и противоречивостью реальной жизни, активностью самой личности и многими другими факторами.

Психологический аспект проблемы воспитания трудолюбия вытекает из психологической основы этого качества, ибо это качество является степенью развития труда «как первой жизненной потребности». Большинство психологов считают, что воспитание, формирование того или иного качества личности следует рассматривать с позиции деятельностного подхода. При этом каждый предлагает свою точку зрения.

Так, по мнению С.Л.Рубинштейна [11, с.150], личность формируется под воздействием внешних социальных условий, поскольку, воздействуя на поведение человека, они преломляются во внутренней структуре. А. Н. Леонтьев считает, что развитие качества личности в значительной степени зависит от характера реализации тех целей, которые поставил перед собой человек в процессе деятельности, от того личностного смысла, который он придает объективным обстоятельствам в деятельности.

Психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.) пришли к выводу о том, что деятельность как единица реального человеческого бытия, хотя и реализуется посредством мозга, но представляет собой процесс, непременно включающий в себя экстрацеребральные (внешние) звенья. Являясь решающими процессами, они, в свою очередь, зависят от интрацереб-

ральных (внутренних) процессов и подчиняются им. Деятельность одновременно и задает физиологически реализующие ее процессы, и подчиняется определенным общественно-историческим условиям, социальным отношениям. Отсюда следует важный методологический вывод: воспитание трудолюбия должно быть направлено на развитие тех сторон сознания и поведения ученика, которые непосредственно связаны с его социальной и трудовой активностью.

Понятие деятельности психологи связывают с мотивом. Мотив, по мнению А.Н.Леонтьева, является главным отличительным признаком, предметом деятельности, который и придает ей определенную направленность. Определяя построение деятельности, психологи в качестве ее структурных компонентов выделяют мотив — цель — действие — операции.

Мотивационная сторона деятельности с точки зрения воспитания трудолюбия имеет немаловажное значение. Эта значимость особенно возрастает в настоящее время, когда мотивы своей деятельности человек выражает в основном в деньгах. Известно, что любая деятельность проходит более эффективно тогда, когда личность побуждают к ней сильные, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать возникающие затруднения, настойчиво добиваться намеченной цели.

«Мотив, — указывает В. Н.Мясищев, — как основание действия, решения или усилия является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимости и т. д.» [6, с.11].

Мотивационная сторона трудолюбия предполагает многочисленные узколичные и широкообщественные мотивы, связанные с потребностями личности и общества, с мировоззрением, идеалами, чувствами, интересами личности и т. д. В настоящее время узко-личные мотивы трудовой деятельности некоторой части молодежи преобладают над общественными. На это есть объективные причины. Однако следует помнить слова В.А.Сухомлинского о том, что «притягательную силу труда составляют самые разнообразные побуждения. Это и предвкушение удовлетворения от осуществления своего замысла, и ожидание ощутимого материального результата, и осознание выполненного долга перед коллективом, и чувство ответственности за выполнение необходимого труда, и, наконец, желание внести в трудовую деятельность, в трудовой процесс что-то новое» [12, с. 17].

Знание мотива деятельности человека очень важно для понимания его отношения к этой деятельности, для выявления его истинного трудолюбия. На это обращал внимание С.Л.Рубинштейн. «Внешне один и тот же акт, -писал он, — в зависимости от мотивов, из которых он исходит, и цели, которые он более или менее сознательно преследует, приобретает… совсем различный и в отношении педагогической своей ценности иногда прямо противоположный смысл» [11, с.187].

Исследуя мотивационную сторону трудовой деятельности учеников общеобразовательных школ и ПТУ, мы установили, что главный ее стимул -интерес к труду, то есть процессуальный мотив (68%). Однако 12% учащихся указывают на собственные потребности; на общественные потребности указали только 4% опрошенных, на другие мотивы — 9% учащихся, и 7% опрошенных не указали вообще никаких мотивировок.

Знание мотивационной характеристики отношения к труду — одно из важных условий правильной постановки воспитания трудолюбия у молодежи. Это позволяет выбрать его рациональные формы и методы, придерживаться определенной педагогической направленности.

Своеобразие педагогической работы по воспитанию трудолюбия у учащихся в качестве главного принципа предполагает учет индивидуальности каждого. Суть воспитательной теории исходит из положения о том, что человек есть часть социума, формирующая себя самого. А потому важной стороной изучаемого процесса является и внутренняя психическая структура личности ребенка, а также характеристика и особенности процесса его индивидуализации.

Весьма ценным представляются нам положения, которые определил В.А.Сухомлинский [13]:

1. Умственные силы и возможности детей неодинаковы.

2. Нет абстрактного ученика, к которому можно было бы применить все закономерности обучения и воспитания; ученик всегда индивидуален, своеобразен.

3. Нет единых для всех школьников предпосылок успеха в учении.

4. Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.

5. Важно определить, как развивать его умственные способности в дальнейшем.

6. Нельзя требовать от ученика невозможного.

7. Надо правильно определить, каким путем, с какими замедлениями и трудностями каждый ученик может подойти к уровню, предусмотренному программой.

8. Определить индивидуальную тропинку успеха в учении и труде каждого ученика.

9. Раскрыть силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде.

10. «Запрячь» в посильный умственный труд шалунов и проказников.

11. Найти методы конкретной реализации умственного труда каждого ученика.

Эти положения в полной мере можно отнести и к воспитанию трудолюбия. Дети неодинаковы, и нельзя одинаково оценивать деятельность и ее результаты у каждого отдельного школьника. Многие неудачи педагогической деятельности по воспитанию трудолюбия обусловлены отсутствием действительно дифференцированного подхода к учащимся. Отношение школьника к труду, его интересы и желание трудиться, чувства и направленность труда, трудовые ценностные ориентации создают неповторимое своеобразие личности и определяют весь ход и результаты воспитательного процесса. Поэтому при организации трудовой деятельности как эффективного пространства и фактора воспитания трудолюбия в соответствии с дидактическим принципом сочетания групповых, массовых и индивидуальных форм работы в каждом конкретном случае педагогу надлежит находить наиболее рациональную меру дифференциации и персонификации педагогических воздействий. Эта мера проявляется в дифференциации объема и сложности предлагаемых учебных и трудовых заданий, в предоставлении школьникам большей или меньшей самостоятельности.

А.Г.Пашков [7, с. 64-65] отмечает три типа воспитания в труде:

1. «Подгонка» личности к труду в русле формирующего воспитания. Для нее характерны: узость содержания труда; обязательность трудовых умений и навыков репродуктивно-исполнительского характера; упор на коллективистскую мотивацию, на мотивы долга и ответственности как регуляторы трудового поведения; непосредственность трудовых интересов и т.п.

2. Развитие в труде индивидуальности «своецентристского» толка — самовыражения индивидов, безразличных друг другу: свободный выбор трудо-

вых дел; развитие умений до уровня интеллектуально-практических, художественно-эстетических способностей на основе актуализации мотивов успеха и самоутверждения; неразвитость сотрудничества и взаимопомощи в труде.

3. Развитие личности в труде, выступающем сферой межсубъектного взаимодействия и развития природных сил детей — безотносительно к идеологической и рыночной конъюнктуре, к соображениям успеха: труд входит в созидательный опыт детей не как манипулятивная деятельность с полезным результатом, но как носитель и база человеческой культуры — эстетической, познавательной, нравственной; динамика труда сориентирована на зону ближайшего развития сил и качеств учеников; обращается внимание на эмпати-ческое взаимодействие участников трудового процесса, на индивидуальную и надколлективную мотивацию (одухотворение природы, служение общему благу).

Для раскрытия методологических основ воспитания трудолюбия большое значение имеет понятие «интерес». Психологи, о чем было сказано выше, рассматривают его как мотив к деятельности, повышающий ее значимость для человека. Являясь таковым, интерес способствует выявлению возможностей личности. Само понятие «интерес» рассматривается как эмоционально-положительное отношение к чему-либо, которое выражается в направленности внимания и действий. Интерес — мощный побудитель человеческой активности. Под его влиянием, считают психологи, все психологические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а сама деятельность становится увлекательной и продуктивной. Интерес, характеризуя отношение человека к чему-либо, выражает его стремление к изучению, познанию, труду. Это стремление сугубо индивидуально и для каждого человека имеет свою характеристику. Трудолюбие базируется на интересе к конкретному виду деятельности. Интерес — это механизм, способствующий становлению и развитию всех основных составных элементов трудолюбия — активности, добросовестности, исполнительности и др. Замечено, что если процесс труда не увлекает человека, то ему стоит больших усилий довести начатое дело до конца. Интерес к труду порождает энтузиазм в деятельности.

Значимость интереса, указывают психологи (М. Ф.Добрынин, Н.Н.Дьяченко и др.) заключается в том, что он служит пусковым моментом, оказывающим мобилизующее влияние на внутренние побуждения личности.

Мотивационная сторона трудолюбия и интерес как его побудительная

сила указывают на очень важное методологическое положение в области воспитания этого качества — диалектическое построение системы воспитательных воздействий на личность. Сущность данного положения заключается в том, чтобы в процессе анализа деятельности учащегося не только определить условия, необходимые для развития социально значимых мотивов труда, но и наметить пути дальнейшего движения школьника к трудовому становлению.

Когда речь идет о воспитании трудолюбия, необходимо, с точки зрения методологии, учитывать не только интересы, но и потребности личности. Любовь к труду и потребность в труде взаимосвязаны. Чувство любви в данном случае является одновременно и условием, и результатом воспитания потребности трудиться. Трудолюбие становится нравственным качеством личности, если оно — потребность. И одной из важнейших закономерностей его становления является превращение труда в жизненную необходимость, что связано прежде всего с формированием внутренней установки на труд как на органическую потребность.

Однако потребность в труде еще не означает трудолюбие как таковое, поскольку не всякая потребность выступает в форме конкретной и целесообразной деятельности.

Существует три стороны отношения к труду: 1) труд как принудительное действие; 2) как обязанность; 3) как потребность. Каждая из этих сторон проявляется у человека в зависимости от его жизненных взглядов, общеобразовательного, культурного и этического уровня, сознательности и т.п. Отношение к труду как к потребности формируется с самого раннего возраста. Более того, считает К.К.Платонов, если в детстве у ребенка этого не произошло, то потребность может не возникнуть вообще. И напротив, прочно сформировавшаяся в детстве потребность трудиться будет в дальнейшем более развиваться [9, с.57]. «Объективная потребность, прежде чем стать побудительной силой активности, должна пройти через человеческую голову, отразиться в ней, то есть осознаться. Отраженная потребность выступает в качестве субъективного состояния личности, отношения, которое имеет тенденцию регулировать поведение и деятельность, определять направленность мышления, чувств и воли человека», — отмечают психологи [8, с.118].

Взгляды, если говорить о потребности трудиться, складываются под воздействием различных факторов. Это, прежде всего, окружающая среда,

семья, школа и, наконец, мировоззрение. Все эти и другие факторы определенным образом связаны друг с другом. Возбуждает же потребности, определяет характер воспитания трудолюбия не какой-то отдельный из них, а целостная система, которую они составляют.

Процесс воспитания трудолюбия может быть эффективным лишь при одновременном действии всех факторов, определяющих весь ход подготовки молодежи к жизни и труду. Педагогическое обеспечение этого процесса должно быть направлено на раскрытие и использование возможностей содержания, форм и методов включения учащихся в различные виды практической деятельности, производственных отношений.

Требования к успешному воспитанию учащихся в трудовой деятельности были определены в 1912 году П.И.Христиановичем [14]. Они предельно просты и выполнимы:

— трудовые занятия должны быть непременно интересными для занимающихся, чтобы воспитательные результаты достигались не под давлением извне, а по собственному побуждению;

— занятия должны иметь ясно понимаемую учениками цель — видимые результаты, полезные в обществе и обыденной жизни;

— изготовление изделия, выполнение работы должны идти по заранее обдуманному плану, предусматривать применение натуральных образцов, макетов и эскизов, а впоследствии — чертежей;

— работа должна быть по возможности точна, но следует помнить, что настойчивость педагога в отношении точности может привести к потере ребенком интереса, а это недопустимо;

— трудовые задания должны быть общественно полезны и непременно доводиться до конца, выполняться возможно более самостоятельно и аккуратно, с помощью простых, но хороших по качеству и индивидуально подогнанных инструментов.

Эти требования во многом определяют условия воспитания трудолюбия. Ибо, чтобы полюбить труд, необходимо научить школьников добросовестно делать свою работу от начала до конца.

В воспитании трудолюбия как целенаправленной и контролируемой части трудового воспитания имеют место такие связи между явлениями, которые характеризуются устойчивостью и повторяемостью. Эти связи выражаются в определенных закономерностях. А.С.Бароненко к ним относит:

— социальную обусловленность воспитательного процесса;

— уровневый и этапный подходы к воспитанию личности учащегося;

— комплексный подход к организации воспитательного процесса как средство реализации его сложности и многосторонности;

— развитие личности и ее социальной направленности в процессе деятельности [1, с. 20-21].

Основу этих закономерностей составляют соответствующие принципы организации воспитательной работы: социальная обусловленность, системность, комплексный подход, деятельностный подход.

Следует заметить, что каждое явление, в том числе и воспитание трудолюбия, имеет бесконечное множество связей с другими явлениями. Наиболее устойчивые из этих связей определяют собой множество закономерностей и принципов, выявляемых педагогическими исследованиями.

Список литературы

1. Бароненко А.С. Проблемы воспитания молодёжи в современных условиях: В помощь учителю. Челябинск, 2000.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб.; М., 1882. Т .4.

3. Макаренко А. С. Воспитание в труде // Соч.: В 7 т. М., 1957. Т.4.

4. Матушкин С.Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиски / Че-ляб. гос. ун-т. Челябинск, 1988.

5. Матушкин С.Е., Чернецов П.И. Факторы воспитания. Красноярск,

1987.

6. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психол. наука в СССР. М., 1960. Т.2.

7. Пашков А.Г. Труд в школе: кризис или обновление? М., 1992.

8. Платонов К.К. Психология личности. М, 1970.

9. Платонов К.К. Труд и личность // Научные основы обучения школьников труду. М., 1966.

10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. Т.1.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1973.

12. Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959.

13. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1985.

14. Христианович П.И. Опыт устройства общеобразовательной школы с целью большей подготовки учащихся к жизни. М., 1912.

15. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Соч. 2-е изд. Т.2.

Урок 1. ЧЕЛОВЕК ТРУДОЛЮБИВОЙ ДУШИ | Поурочные планы по самопознанию 9 класс

Урок 1. ЧЕЛОВЕК ТРУДОЛЮБИВОЙ ДУШИ