Честь и достоинство человека: Человек чести и достоинства — Сочинения — Блок образования – Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности

Автор: | 22.12.2020

Человек чести и достоинства — Сочинения — Блок образования

Человек чести и достоинства

Честь наша состоит в том, чтобы
следовать лучшему и улучшать худшее,
если оно еще может стать совершеннее.
Платон.

План


I Место человека в обществе.
II Понятия чести и достоинства.
&nbsp&nbsp1. Достоинство – право каждого человека.
&nbsp&nbsp2. Сходства и различия понятий.
&nbsp&nbsp3. Качества, присущие человеку чести.
III “Береги честь смолоду”.

&nbspЧеловек – существо социальное. Он находится в тесной взаимосвязи с обществом. Человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. Каждый человек время от времени задумывается о своем месте среди других людей. Мы не раз слышали о таких понятиях, как честь и достоинство. Но что они означают? Для меня, это целая совокупность определенных черт человека. Это – честность, правдивость, искренность, чистосердечность. Человек чести имеет четкие высокоморальные принципы в своем поведении, в отношениях с окружающими. Они отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Высшим проявлением человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам.

&nbspЯ считаю, что человек чести – это еще скромный человек, не говорящий всем вокруг о своем превосходстве. Безусловно, человек чести имеет и такое качество, как достоинство. Достоинство – это внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства самоуважения. Понятие достоинства более универсально, нежели понятие чести. Оно подчёркивает значимость личности и не зависит от социальной принадлежности. Обычный труженик может быть гораздо более достойным, чем политик или ученый. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам, и которое должны уважать другие.

&nbspБлизкие по значению понятия чести и достоинства, между тем, имеют важные смысловые различия. Итак, честь — это оценка с позиции общества, достоинство – оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него. Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен “показать” миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться. Только тогда можно уверенно сказать, что это – человек чести и достоинства.

&nbspЕсли право на достоинство человек, как уже было сказано, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только, доказывая собственными поступками.

&nbspТакже, между честью и достоинством существует определенная схожесть. Она проявляется в таком чувстве, как самооценка. При высокой объективной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки – чести. Однако не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие. А тщеславие – одно из проявлений гордыни. В религии она считается одним из смертных грехов.

&nbspЕсли говорить о нынешнем времени, то сейчас людей чести и достоинства немного. Я считаю, что воспитывать в характере чувства достоинства, чести, правдивости, искренности нужно с раннего детства. “Береги честь смолоду” – писал выдающийся человек, А.С.Пушкин. Таким образом, нужно быть достойным человеком с детства. Все события в жизни взаимосвязаны, и достоинство надо сохранять на протяжении всей жизни, люди должны думать о последствии своих поступков. Так как если человек потеряет доверие и уважение, то вернуть его будет очень тяжело.

Защита чести и достоинства гражданина: как происходит?

В последнее время всё чаще можно услышать от многих людей оскорбления в сторону других граждан. И это обычно ничем не наказывается, потому что закон не предусматривает чего-то слишком серьёзного. И сейчас такие понятия как честь, репутация, достоинство рассматриваются в философском или бытовом взгляде.

В юридическом аспекте такого встретить нельзя. Именно поэтому многие люди не обращаются к профессиональным адвокатам для своей защиты. Чтобы получить шанс на победу в таком деле, нужно вначале понять, когда это возможно сделать. Лучше всего узнать обо всех тонкостях такой темы и получить представление о том, что будет незаконным.

Защита чести и достоинства гражданина

Защита чести и достоинства гражданина

Что по поводу законодательства?

Можно отметить то, что на уровне законов уже давно предусматривалась возможность реализации права на защиту чести и достоинства. Тогда уже давались определения основным понятиям, а также предусматривалось несколько вариантов защиты. Это могла быть конституционная, гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственности. Все принципы защиты также прописывались именно в данном проекте. Туда входило и равенство всех людей перед законом, а также многое другое.

Важно! Впервые такой законопроект был рассмотрен в Госдуме в 1999 году, он прошел первое чтение, а после этого был снят с рассмотрения в 2010 году.

Ранее предусматривалась возможность реализации права на защиту чести и достоинства

Ранее предусматривалась возможность реализации права на защиту чести и достоинства

Какие статьи существуют?

На сегодняшний день защитить свою честь и достоинство можно, но это рассматривает только несколько главных документов. Среди них можно отметить следующее.

  1. Право, при котором человек может потребовать от обидчика опровержение всех сведений, которые опорочили его честь и достоинство. Это можно сделать либо в газетах, либо в телевизионных программах. Об этом говорит статья 152 ГК РФ.
  2. Право на то, что абсолютно каждый человек может потребовать компенсацию морального вреда. Об этом говорится в статье 151.
Статья 151 ГК РФ

Статья 151 ГК РФ

Какие основные понятия существуют?

Каждому знакомы такие понятия, как честь, репутация, достоинство. Если говорить о юр. лицах, то там есть ещё такое понятие, как репутация. Лучше всего разобраться в них, чтобы при создании конфликтных ситуаций присутствовало право их оспорить.

Такие понятия определяют отношение к каждому как высшие ценности. И репутация от этих двух понятий не отходит далеко. Эти термины связаны очень тесно между собой и позволяют определить социальную оценку человека. Они имеют некие совпадения в своём объяснении, но при этом репутация в большей степени отмечает какие-то деловые качества и проявления в обществе.

ПонятиеОпределение
ЧестьПод честью понимается оценка человека в общественном смысле, которая определяет духовное и социальное качество каждого гражданина.
ДостоинствоПод достоинством понимается самостоятельная оценка человека, представление о его ценности в системе общества. Достоинство каждого человека признается государством в равной степени, но при этом не исключает достижения больших заслуг.
РепутацияРепутация каждого человека определяется его профессиональной квалификацией. Если говорить о юридическом лице, то при помощи оценки его деятельности в соответствии с правовым статусом.

Важно! Деловая репутация — это один из аспектов, который будет отражать некое мнение о качествах человека как профессионала. Если вдруг человек как-то теряет ее, то это ведет к снижению его статуса.

Человек имеет право на защиту своих чести и достоинства

Человек имеет право на защиту своих чести и достоинства

Поэтому все эти понятия —  важные ценности абсолютно для любого человека, которые нуждаются в правовой защите.

Вопрос о рассмотрении защиты с законодательной точки зрения – это вопрос о правах человека, а также об их защите и реализации. Это блага, которые будут защищаться государственными органами.

Каждый гражданин наделяется какими-то определенными правами. Сюда относится и право на защиту чести, достоинства. Это неотъемлемый элемент для каждого человека. Это то специфическое качество, которое является правовым свойством каждого. Именно в силу этого при рождении каждый человек получает какие-то определенные права.

Помимо этого, они очень часто регулируются и тем, какое положение лицо занимает в обществе. Такие отношения связывают его с государством и это также очень важно.

Важно! Это касается не только каких-то определённых граждан, но и организаций. Всё это позволяет многим воздерживаться от посягательства на такие блага и предоставляет защиту через суд при нарушениях.

Человек имеет право на обращение в суд при нарушении его прав

Человек имеет право на обращение в суд при нарушении его прав

На сегодняшний день есть такое положение, что все права и свободы защищаются нормативными актами. Но это делается тогда, если иное не вытекает из этих нематериальных благ. В статье 150 ГК РФ есть некоторый перечень защищаемых нематериальных благ. Они разделяются на две главные группы.

  1. Блага, которые появляются у человека при рождении. Если говорить о юридических лицах, то при создании.
  2. Блага, которые приобретаются в процессе жизни.
Статья 150 ГК РФ

Статья 150 ГК РФ

Лучше поговорить об этом более подробно. Первая группа благ предусматривает под собой жизнь, здоровье, достоинство, неприкосновенность, честь, репутацию и проч. Эти моменты существуют вне зависимости от каких-то правовых регулирований и нуждаются в защите. Но это происходит только тогда, когда иные лица посягают на их неприкосновенность. При этом право на честь, достоинство и репутацию – это то, что прописано в Конституции.

Важно! Если говорить о репутации любого юрлица, то это одно из главных условий, при котором успешно проводится деятельность. Если говорить о второй группе, то сюда относится право на беспрепятственное передвижение, на выбор места для жизни, на имя, на авторство и др.

Право на защиту чести, достоинства и репутации закреплено в 152 статье. Именно по данному нормативному акту каждый гражданин имеет возможность отстоять свою точку зрения через суд. Но это происходит только в том случае, если виновный докажет, что они не соответствуют действительности. В содержании закона можно отметить следующее.

  1. Право на опровержение имеет тот человек, в отношении которого были распространены ложные сведения.
  2. Способ распространения ложной информации не влияет на право. Кстати, есть возможность доказать свою правоту даже в том случае, когда человек был опозорен после смерти.
  3. Сведения не должны как-то затрагивать репутацию. Среди истцов может быть широкий круг граждан, которые будут подходить под определение «по требованию заинтересованных лиц».
Человек может опровергнуть порочащие его сведения

Человек может опровергнуть порочащие его сведения

Если говорить о том, как должна решаться такая ситуация, то здесь есть несколько вариантов. Когда были опубликованы какие-то порочащие сведения в СМИ, то после этого они должны быть опровергнуты с выходом соответствующей статьи.

Когда сведения содержатся в каком-то документе, который был отправлен от организации, то он должен быть заменён или отозван. Если говорить о порядке такого опровержения, то оно решается только через суд. По статье 152, гражданин, в отношении которого были опубликованы какие-либо сведения, которые ущемляют его права и достоинства, может в ответ опубликовать свою информацию в тех же СМИ.

Важно! Нужно обратить внимание, что в законе есть отступление по поводу опубликования ответа. Он может быть размещен в этом печатном издании либо в другом.

По статье 208 ГК РФ, исковая давность на такие требования не распространяется. Но исключение составляют только те случаи, которые предусмотрены законом. Если возникла такая ситуация, когда человека не удалось найти или установить его личность, но при этом он распространяет порочащие сведения, то пострадавшее лицо просто обращается в суд для того, чтобы сведения были признаны недействительными. Это прописывается в статье 152.

Статья 208 ГК РФ

Статья 208 ГК РФ

Если вдруг решение суда не было выполнено, тогда нарушителю назначается штраф. Размер его устанавливается законом.

Важно! Предусмотрен и такой вариант, когда пострадавший гражданин требует возврата убытков и морального вреда (МВ).

Таким образом, сейчас решить подобного рода ситуацию можно при помощи опровержения и требования компенсации. Под опровержением предусматривается донесение информации до круга лиц, среди которых были распространены те или иные данные.

Как компенсируется МВ?

Нужно помнить, что причинение вреда несёт за собой компенсацию. Об этом написано в статье 151. МВ предполагает в первую очередь под собой какие-то эмоциональные переживания. МВ чаще всего касается психического состояния человека, а также будет беспокоить душевное равновесие. Это претерпевание некоторых нравственных страданий, ущемление свободы.

МВ упоминается во многих статьях ГК, но больше всего о нем написано в статье 151. Обязанностью каждого человека, который нанес вред, является компенсация. Это позволяет безнаказанно оскорблять человека.

За нарушение прав положена компенсация

За нарушение прав положена компенсация

Каждый потерпевший должен указывать в иске сумму, которую он хочет взыскать от обидчика. После этого судебные органы по нормативным актам устанавливают тот размер, который они считают нужным.

Важно! Ни в коем случае суды не должны становиться на сторону обидчика и пропускать мимо дела. Это повлечет в дальнейшем других людей к созданию таких конфликтных ситуаций.

О разбирательствах в суде

Сегодня судебные разбирательства относительно чести и достоинства, — это не нонсенс. В законе сейчас прописано то, что ни в коем случае не допускается вмешательство в частную жизнь какого-то определённого человека. Именно поэтому нужно беспрепятственно осуществлять защиту прав, а также обеспечивать их восстановление.

Разбирательства в суде

Разбирательства в суде

В первую очередь здесь будет рассматриваться то, что все действия касаются достоинства человека и поэтому нужно возбудить уголовное дело. Также потерпевший может потребовать и компенсацию МВ, если вина будет доказана.

Статья 5.61 КоАП РФ

Статья 5.61 КоАП РФ

Если виновного не удалось установить при каких-либо обстоятельствах, пострадавший человек может обратиться в судебный орган. Но при этом он будет требовать того, чтобы все сведения признались недействительными. Этот вопрос регулируется статьей 152 ГК РФ.

Помимо этого, предъявить иск ещё можно и потому, что у каждого человека есть гражданская правоспособность. Именно поэтому государство должно защищать каждого своего гражданина, который может в любой ситуации обратиться за защитой прав и интересов.

Дела по предоставляемым искам обычно возбуждаются по общим правилам. Здесь нет каких-то специальных отступлений.

Важно! Такое дело может быть возбуждено после подачи иска от любого физлица или от организации.

Чаще всего дела рассматривается по следующему принципу. Истец должен доказать только факт того, что виновная сторона распространяла какую-то определённую информацию. Ответчик же должен доказывать то, что это не соответствует действительности. Но он должен полностью отстаивать свою позицию, потому что в ином случае его признают виновным.

Истец должен доказать свою правоту в суде

Истец должен доказать свою правоту в суде

Исполнение приговора будет обеспечиваться даже в момент принятия заявления для последующего рассмотрения этого дела. Так, суд может сразу же установить то, что распространение сведений не должно происходить вплоть до приговора. Суд должен полностью принять все меры, чтобы урегулировать спор и не допускать нарушения прав любой из сторон.

Как будет опровергаться информация?

Если вы столкнулись с ситуацией, что в отношении вас была распространена ложная информация, то сначала нужно обратиться к закону. Лучше всего изучить статью 151 ГК.

Нужно определиться с тем, каким методом данные были распространены. Здесь есть несколько главных положений, которые уточняют всю ситуацию.

СитуацияПримечания
Если порочащая информация размещена в печатных источниках или в любых других средствах массовой информацииПотерпевший может также потребовать опубликования своего видения ситуации. Это позволит улучшить обстановку, а также оправдать свое достоинство.
Если представлены какие-то документы, в которых отображены любые порочащие сведенияОни должны быть либо отозваны, либо отменены. Этот пункт распространяется только на какие-то конкретные организации или юридических лиц. Чаще всего это могут быть приказы, докладные записки, распоряжения и многое другое.
Если невозможно донести опровержение до широких слоев населения из-за огромного распространения ложной информацииПотерпевший должен рассчитывать на удаление всех данных из источников. Помимо этого, дальнейшее распространение должно быть блокировано абсолютно любыми способами. Если это касается материальных носителей, то они должны быть уничтожены.
Если дело касается социальных сетей или сайтов в ИнтернетеИнформация должна быть удалена, а после этого опубликовано опровержение. Только в этом случае ситуация может быть устранена. Такие ситуации в последнее время стали распространенными и о решении конфликта лучше всего знать заранее.
Порочащая информация должна быть удалена, а впоследствии опубликовано опровержение

Порочащая информация должна быть удалена, а впоследствии опубликовано опровержение

Важно! Важно отметить ещё и такую ситацию, когда нельзя установить личность виновного. Несмотря на это, человек все же может претендовать на защиту своих прав. В этой ситуации лучше всего сразу же обратиться в суд с требованием о признании информации недействительной. Помимо этого, должна быть прекращена публикация любых материалов в общем доступе.

В отличие от иска о том, что виновная сторона возмещает вред, также нужно помнить и об опровержении сведений. На них распространяются некоторые сроки давности, которые будут составлять 3 года от момента нарушения. Об этом нужно помнить, и лучше всего заранее обращаться за помощью к судебным органам с подобными проблемами. Исключение будут составлять только те из них, которые связаны с публикацией ложных сведений в СМИ. В этом случае лучше всего поторопиться, потому что срок исковой давности составляет всего лишь 12 месяцев от момента опубликования таких данных.

В любом случае, если вы столкнулись с такой проблемной ситуацией, то лучше всего сразу же позаботиться о защите своих прав как гражданина нашей страны. Именно это и позволит в дальнейшем избегать повторения таких же случаев не только в вашей конкретной ситуации, но и среди всех граждан страны. А если каждый гражданин будет обращать на это внимание, то в скором времени обидчики будут наказываться, и их будет становиться всё меньше. Нужно помнить, что в этом случае вы заботитесь не только о себе, но и о других гражданах, которые в какой-то момент бояться провести такую процедуру. Придавайте внимание и огласку данным случаям, и тогда таких трудностей станет намного меньше среди населения.

Видео — Защита чести и достоинства: что нужно знать сторонам

5. Честь и Достоинство человека

Категории Честь и Достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Близкие по значению, они, однако, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство – это, во-первых, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющаяся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость. И, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя человеческого рода. Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми.

Понятия чести и достоинства имеют свои исторические корни. Они наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Чувство чести возникает в тех общественных укладах, где существуют строго фиксированные социальные различия, и общество напрямую заинтересовано в их сохранении. В архаической культуре «чужой» оценивался заведомо отрицательно, принадлежность же к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников.  Не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого общества, поэтому в древнем мире доминирующим оказывается понятие чести как возвышение в «своей» среде. Чем более жесткие формы имеет ранговая структура общества, чем выше и прочнее барьеры, отделяющие одно сословие или слой от другого, тем большую роль в его нравах играет честь. Своего максимального расцвета честь достигает в феодализме. Самыми характерными культурно-историческими феноменами чести можно считать рыцарство в западноевропейском Средневековье, русское дворянство, сословие самураев в Японии и т. п. В полных своих формах честь включает в себя посвящение и другие символические процедуры.

Понятие гражданского достоинства зарождается в античную эпоху, сопровождавшуюся образованием государств. Однако оно не связывается  с индивидуальной самобытностью личности. Ценность человека определяется исключительно его принадлежностью к государству. Причем понятие достоинства относилось только к свободным гражданам. Раб не считался человеком и поэтому не имел ни человеческого, ни гражданского достоинства.

Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их, в отличие от Средневековья, личностным содержанием: все больше в их основу кладется не социальный статус, а индивидуальное самосознание личности, приводящее к появлению и развитию чувства собственного достоинства и чести. Идея равенства людей от природы стала основой представлений о том, что любой человек, в силу принадлежности к человеческому роду, обладает неким абстрактным достоинством человека как такового. Достоинство понимается как неотъемлемый атрибут человека, не требующий дополнительного признания со стороны общества. Подобное представление о достоинстве закрепляется в концепции прав человека, принадлежащих каждому независимо от его расы, пола, возраста, социального положения.

Новое и Новейшее время все больше связывает понятия Чести и Достоинства с успехом: материальным достатком, престижем, положением в обществе, властью. Одним из сильнейших стимулов стремления к власти, продвижения по социальной лестнице, достижения успеха становится честолюбие.

После победы Октябрьской революции на долгие годы становится нормой двойная мораль по отношению к чести и достоинству. С одной стороны, провозглашается всеобщее равенство, устраняющее зависимость достоинства граждан от их происхождения, материального или служебного положения. С другой стороны, формально понимаемое отношение к труду как «делу чести, славы, доблести и геройства» возвело на пьедестал не только действительно заслуженных людей, но и тех, чье достоинство заключалось лишь в принадлежности к Компартии. Появляется так называемая «номенклатура» — особый класс должностных лиц, которые требуют для себя все возможные почести и привилегии не по личным заслугам, а по занимаемым должностям.

Итак, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу. Однако между ними существуют различия, которые представляют большой интерес для этического анализа.

Честь и Достоинствокатегории комплементарные, т. е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Так, если честь – это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство – объективная ценность личности, которая может и не сопровождаться признанием или осознанием.

Если право на достоинство человек обретает с момента появления на свет, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Разные обстоятельства и сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. Поэтому можно говорить о профессиональной, семейной, фамильной чести.

Кроме различий, между честью и достоинством существует определенная связь и сложная взаимная согласованность. Потребность в чести, т. е. в признании, уважении, авторитете, обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый может быть в то же время очень скромным.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

При адекватной (соответствующей) самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства. При высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, правомерно ждет от общества соответствующей оценки – чести. При низкой адекватной самооценке человек не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.

Если же самооценка неадекватна, то при заниженной самооценке у человека обычно развивается комплекс неполноценности и ориентация на незаметное место в жизни. В случае завышенной самооценки развивается претенциозность – ожидание и требование особого уважения и почета без всяких на то основания.

Корреляция чести и достоинства осложняется еще и тем, что они могут быть относительно независимыми друг от друга. Это может проявляться, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к утрате достоинства. Именно сохранение собственного достоинства часто помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей невиновности или, как в XIX веке, дуэлью.

Честь и достоинство (стр. 1 из 2)

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Заглядывая в историю «чести» и «достоинства», можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство — категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь — это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.

Показателем достоинства личности выступает и ее. Отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.

Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве — в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.

Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.

В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».

Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.

Урок «Честь и достоинство»

Сиротюк Елена Юрьевна,

преподаватель педагогических дисциплин,

ГБПОУ БГТК,

г. Белебей, Республика Башкортостан

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО

Цель урока:

— познакомить с понятиями рыцарская, дворянская, воинская, гражданская честь.

Задачи урока:

— раскрыть понятия “честь” и “достоинство” как высокие моральные качества человека; подвести к пониманию проявления данных качеств;

— выйти на размышление о том, что честь и достоинство — главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей;

— побудить детей к анализу собственных поступков;

— обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.

Оборудование:

разработка презентации “Достоинство и честь”, аудиозаписи произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», литературные герои, газета «Белебеевские известия» № 24, 2014г, журнал «1000 советов» № 2, 2014г, фото известных общественных деятелей, учебник “Основы светской этики”

Ход урока

  1. . Организационный момент.

Добро пожаловать на урок Основ Религиозных Культур и Светской Этики!

  1. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний.

— Перед вами весы нравственности. На их чашах – добрые и злые дела литературных персонажей. Попробуем вспомнить известных нам литературных персонажей и разместить их на весах. Те, у кого добрых дел больше, попадут на чашу с добрыми делами, а те, у кого больше злых, плохих поступков, окажутся на другой чаше.

Герои для работы: Карабас-Барабас, Крокодил Гена, Чиполлино, Золушка, Кощей Бессмертный,Урфин Джюс, Буратино, Три Толстяка и др.

– Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло? (ответы детей)

– Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми? (Мораль.)

– Что такое долг? (Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний.)

– А если человек вовремя не отдал долг, какие чувства он испытывает перед тем человеком, у которого взял в долг? (Чувство стыда.)

– А что ещё он чувствует? (Чувство вины, угрызения совести.)

– Уважают ли такого человека окружающие? Почему? (Не уважают, потому что он поступил некрасиво, несправедливо, нечестно, подвёл людей, которые ему поверили.)

III. Постановка проблемы.

— Работа с пословицами (на доске)

  • Береги платье снову, а честь смолоду.

  • Наша честь с утра до вечера.

  • Честь окрыляет, бесчестье гнетет.

— Какое слово встречается во всех пословицах? (честь)

— А каким меня воспринимают окружающие? Каково моё положение среди людей? Ценят ли они меня как личность?

— На эти и подобные вопросы позволяют ответить такие важные нравственные характеристики человека, как честь и достоинство.

— Известный русский писателей и мыслителей Фёдор Михайлович Достоевский говорил: “Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего”

— О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке? (Честь и Достоинство)

Тема урока: Честь и Достоинство (тема на доске)

— У понятия «честь» можно выделить несколько составляющих (разгадывают ребусы)

РЫЦАРЬ

ВОИН

ГРАЖДАНИН

Сегодня на уроке мы рассмотрим рыцарскую, воинскую, гражданскую честь.

  1. Основная часть. И.Н.М

Как вы понимаете слово «честь»? (ответы детей)

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п. Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

— Что такое достоинство? (ответы детей)

— Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

Если ты не лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения. Но достаточно один раз обмануть, незаслуженно оскорбить, ударить слабого или больного, как тебя настигнет осуждение, о тебе пойдёт недобрая молва. Если прежде к твоим словам прислушивались, то теперь их слушать не захотят. Если в твоих делах видели общую пользу, то теперь увидят коварство или бесполезность.

— Что значит “безнравственный поступок”?

— Предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Вражеские войска окружили город, не было доступа завезти продовольствие.

“Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: “Лучше бы ты умер”.”

— Почему мама так ответила?

— Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Не слишком ли жестоко?

Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Ведь сын принес в дом чужой хлеб. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком.

Совершим путешествие в историческое прошлое.

Рыцарская честь.

— Кто такой рыцарь? (ответы детей, показ фото)

Ры́царь — средневековый дворянский почётный титул в Европе. (работа со словарём Ожегова)

Ры́царь — тяжеловооружённый конный воин, также представитель средневекового военно-дворянского сословия. Иносказательно в русском языке — самоотверженный, великодушный и благородный человек, лучший, честный служитель чего-либо на каком-нибудь поприще.

Определение рыцарских добродетелей

Щедрость; Честь; Добрая Вера; Слава; Бескорыстие; Гордость; Учтивость; Храбрость; Преданность .

Кодекс чести рыцарства. (зачитывают дети)

Благородство в Служении

Скорее Смерть, чем Бесчестье

Смелость в исполнении правил

Уважение ко всем достойным людям

Презрение к подлецам

Защита невиновных

Наказание преступников

Учтивость ко всем женщинам

ВЫВОД: Рыцарская честь состояла в храбрости, преданности, благородстве, защите невиновных, смелости. (наглядность на доске)

Воинская честь.

— Кто такой воин? (ответы детей, показ фото)

Воин — тот, кто сражается с врагом, солдат, боец. (работа со словарём Ожегова)

Воинский дух, воинская честь — совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость.

Важнейшие критерии понимания воинской чести (зачитывают дети)

  1. личное достоинство офицера, которое подразумевает уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение

  2. Внутреннее чувство благородства. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.

  3. Русский офицер всегда и во всем обязан был представлять собой образец честности и порядочности.

  4. Здоровое чувство честолюбия. Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. «

  5. Неприкосновенность личности офицера.

ВЫВОД: Воинская честь состоит в благородстве, честности, честолюбии, преданности, верности и исполнении долга. (наглядность на доске)

— Какой ритуал существует в военной службе? (Отдание чести.)

— 15 февраля мы отмечали День памяти воинов – интернационалистов, 23 февраля – день Защитников Отечества.

Афганская война (справка из газеты «Белебеевские известия» № 24 от 15.02.2014г.)

Война продолжалась 9 лет, 1 месяц и 19 дней. В ней приняли участие 620 тысяч человек. Из них 14 453 россиянина убиты или пропали без вести, 2 386 умерли от ран, 4 000 погибли на полях сражений, стали жертвами катастроф и аварий 1739 человек. В эпицентре военных событий оказались 1350 женщин.

За заслуги в Афганской войне награждены 200 000 бойцов.

15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Этот день стал Днем памяти воинов-интернационалистов.

Наши земляки- белебеевцы, приютовцы, погибшие в Афганистане – Сергей Виноградов, Валерий Фогель, Алик Силибаев, Фидаил Галлиуллин, капитан Ибрагим Тутаев.

Первый печальный «груз 200» был доставлен в Белебей в 1981 году. Сергей Виноградов был смертельно ранен в бою.

«Мы посадили в военном городке ели, – писал Сережа в письме к маме. – Они такие же, как в нашем лесу за городом… Знаешь, мама, кругом знойная пустыня, а саженцы принялись. В свободное от службы время я их поливаю…»

Чеченская война (справка из газеты «Белебеевские известия» № 24 от 15.02.2014г.)

Наши земляки- белебеевцы, приютовцы, погибшие в Чечне – Афанасьев Роман, Ахмадиев Разим, Багаутдинов Ринат, Денисов Эдуард, Нафиков Баян, Назаров Ильшат, Султанов Ринат, Шивкин Александр, Щипакин Виктор.

В Белеебеевском районе почти 700 воинов – интернационалистов, из них 190 – «афганцев», создано общество «Боевое братство».

(просмотр видеоклипа «Синева» группы «Голубые береты»)

— Гражданская честь.

— Кто такой гражданин? (ответы детей, показ фото)

Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией и исполняющее все установленные конституцией обязанности.. (работа со словарём Ожегова)

Право на честь, достоинство, деловую репутацию является абсолютным субъективным неимущественным правом. Это право, в случае его нарушения, защищается от любого лица, которое его нарушает. И оно прописано в «Гражданском кодексе Российской Федерации». Свое право на защиту чести мы можем отстаивать в суде.

ВЫВОД: Гражданская честь включает в себя совесть, уважение к родному народу, честность, уважение к людям. (наглядность на доске)

— В произведении С.Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое” случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. (просмотр мультфильма)

— Как вы оцениваете его поступок? (ответы детей)

— В феврале 2014 года наша страна проводила Олимпиаду в Сочи.(беседа, обмен мнениями).

Все наши спортсмены проявили гражданскую честь, защищая интересы нашей страны. Но остановиться подробнее мне хотелось на паралимпийских играх, к ним проявляют чуть меньше интереса, но спортсмены – паралимпийцы — это герои своих стран. Один из главных героев нашей сборной – Ирек Зарипов. (фото на доске)

Биография И. Зарипова ( журнал « 100 советов» № 2, 2014г. )

  1. Рефлексия.

— Скажите, изменился ли смысл чести на протяжении всего времени развития человечества? (ответы)

— Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? (ответы)

Честь и достоинство — главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

— Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство? Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было трудно поступить нравственно? (ответы детей)

  1. Подведение итогов урока

В завершение урока притча:

“Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.”

— Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека? (ответы детей)

VII. Домашнее задание

Нарисуйте, что для вас означает честь.

Афоризмы про честь и достоинство

Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее.

Карьера, успех | Цель

Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. Величайшая обида, какую можно причинить честному человеку, — это заподозрить его в нечестном.

Обида | Честность

Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаруживать свою мудрость.

Мужчины | Мудрость

Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, — все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство. Торгуя честью, не разбогатеешь. Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности.

Честность

Честь — это бриллиант на руке добродетели. Смешное наносит чести больший ущерб, чем само бесчестие. Честь нельзя отнять, ее можно потерять. Достойный довольствуется малым, хотя и желал большего. Ничтожный недоволен, даже когда получает с избытком.

Богатство

Достоинство жизни человеческой — в борьбе. Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства. Честь — это награда, присуждаемая за добродетель… Честь — это бриллиант на руке у добродетели. Достоинству нас не научит тот, Кто недостойно сам себя ведет. Гордость, достоинство — награда за добрые дела, за порядочность.

Гордость

Обязанность по отношению к самому себе… состоит в том, чтобы человек соблюдал человеческое достоинство в самом себе. Неподдельная, искренняя гордость, или самоуважение, если только она хорошо скрыта и в то же время действительно обоснованна, безусловно должна быть характерна для человека чести…

Гордость

Для кого даже честь — пустяк, для того и все прочее ничтожно. Честь для всех одна.

Лат.: Laus est publica

Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей? Лишать чести другого — значит лишаться своей. Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. Ты без богатства век протопчешься на месте,
Но хуже, если есть оно — и нету чести!

Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества



This article provides an overview of the history of the formation of views on honor and dignity of the person in social development. It gives the value of categories of «honor» and «dignity» in different historical periods, as well as their reflection in the legal reality.

The object of research is the system of social relations associated with the emergence and development of social honor and dignity, their reflection in the legal sphere.

Key words: honor, dignity, rights and freedoms

На первых этапах развития человечества начали формироваться представление о чести и достоинстве. Еще в рабовладельческом обществе существовал стереотип, что чем выше социальное положение человека в обществе, тем ценнее его нравственные качества. В различных цивилизациях представления о чести и достоинстве содержательно и концептуально различались. Для античности характерно, что ценность и достоинство человека определялось его принадлежностью к государству, вне Афин, Рима или Спарты личность теряла свое значение. То есть существовало гражданское полноправие, когда не будучи гражданином Рима, человек не мог претендовать на обладание честью.

Доминирующим классом, который формировал представление о чести и достоинстве в средние века являлись феодалы-рыцари. Они считали, что только люди благородного происхождения могут быть преданы своему господину, верны данному слову, обещанию, способны на подвиги. Все это способствовало возвышению рыцаря в глазах рыцарского клана. Чтобы все это заслужить совершались подвиги. Особая храбрость рыцарей означало признание среди людей самого мужественного, бесстрашного, сильного клана.

В ХV11-Х1V началось оформление чести и достоинства в системе прав человека. Ярким представителем развития идеи достоинства как индивидуальной ценности человека является немецкий мыслитель И. Кант. Он считал, что каждый человек обладает достоинством и это –родовое качество разумных существ. Кант утверждал, что как разумное существо человек никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе.

Посягательство на честь считалось оскорблением. Оскорбление делилось на обиду и опозорение. Если оскорбление способно опорочить человека в глазах в-третьих лиц, то это признавалось как опозорение, а если унижено нравственное достоинства лица –это обида.

В советское время честь гражданина оценивалась общественно полезным трудом. И это ценность труда, создающее все блага жизни, получила высокую оценку в обществе. Существовала система поощрений за высокопроизводительный труд: от премии и путёвок в дома отдыха и санатории, продвижение очереди на бесплатное жильё до присвоения звания Героя Социалистического труда.

В современном мире заметно растет тенденция обесценивания духовных ценностей. Понятия честь и достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств человека.

Честь — внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе. Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство — внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства самоуважения.

Одним из условий становления и самоутверждения личности духовного индивида является формирование у него чести и достоинства. Но современно ли понятия честь и достоинство в современном мире? Устарело ли это понятие? И что оно значит для современного человека?

Человек наделен достоинством с момента появления на свет, а честь приобретается на протяжении всей жизни. Честный человек всегда поступить к себе и другим с достоинством, он непременно извинится, если причинит другим значимые или мелкие неудобства.

Человек чести может быть честен по отношению к Родине, долгу к другим людям, обязанностям. Он пользуется хорошей репутацией, авторитетом и уважением в обществе. «Человек чести» — один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Человек, который честно исполняет данные обещания и приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово, становится человеком чести.

Честь включает в себе две стороны: субъективную, т. е. это мнение которое имеет о себе сам человек, и объективную, ценность которой наделяют человека окружающие люди. Человек с явно завышенной оценкой переоценивает свое достоинство, требует к себе особого уважения.

Что значит потерять честь? Это значит потерять свое имя, свое лицо. Ведь верность, благородство, собственное достоинство –это то, что делает личность сильнее, мужественнее и светлее.

Честь отдают офицеры, дают клятву президент и врачи. Это помогает им осознать свою ответственность, взять ее на себя, быть верными, стать доблестным. В современном мире люди потеряли свое духовное стремление к благородству, обретя потребительское отношение ко всем сферам жизни. Сегодня каждый человек может отказаться от своего достоинства, пройти мимо несправедливости, безнаказательно «опустить» другого человека.

Честь – это социально-этическое чувство честности и моральной чистоты. Существует честь офицера, для которого незапятнанная честь его мундира превыше всего; честь гражданина, не смеющего предавать честь своей страны; честь врача и учителя, жертвенно относящихся к своей профессии; честь политика и журналиста, стремящихся не вводить в заблуждение народ и быть его верными слугами.

Утрата чести не ведет к автоматической утрате достоинства. Т. е. можно сказать, что умение принять бесчестие с достоинством очень благородно. Каждый человек в этом случае может вести себя по-разному. Кто-то может пересмотреть свое поведение и осознать, что вел себя не достойно и понять, что надо пережить это бесчестие и в дальнейшем изменить свое поведение. А другой может не принять это к сведению и вести себя, как будто ничего не изменилось.

Достоинство человека – это один из духовных стержней личности. Понятие «человеческое достоинство» неразрывно связано с таким понятием, как духовно-нравственная ценность личности. Человек не обладает чувством собственного достоинства и лишен духовно-нравственного стержня, когда он продает себя в каком-либо в качестве, взяточника, предателя и т. д. Такие люди больше всего ценят и оберегают свою внутреннюю интеллектуально-нравственную свободу и духовную независимость и осознают свои достоинства как способность делать свободный выбор поведения, самому решать свою судьбу, устраивать свои дела, нести ответственность за свои поступки. Такой индивид не будет совершать аморальных, безнравственных поступков и никому не позволить унижать себя, помыкать и издеваться.

В современное время понятие чести и достоинства все больше связывают с материальным достатком, успехом, властью, престижем.

Подводя общие итоги, можно сделать следующие выводы:

  1. Достоинство – это фундамент прав человека, наполняющий права и свободы богатым содержанием. Честь и достоинство граждан не одинаковы, так как не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.
  2. В понятие «честь» вкладывают положительное общественное мнение о нравственных качествах конкретной личности, объективную оценку личности, определяющую отношение общества к гражданину; это социальная оценка моральных и иных качеств личности.
  3. Если бы не существовало понятии чести достоинства, не было бы самой личности. Любой личностный рост и саморазвитие невозможны без осознания собственной ценности и значимости.

Литература:

  1. История политико-правовых учений под ред. А. Н. Хорошилова. М. 2001.
  2. Бачинин В. А., Сальников В. П. Философия права, краткий словарь. СПб. 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): честь, достоинство, современный мир, достоинство человека, высокая оценка, собственная ценность, собственное достоинство, человек чести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *