Что означает позитивизм в социологии: Позитивизм в социологии – Позитивизм в Социологии

Автор: | 17.10.2020

Позитивизм в социологии

История развития

В социологии в 19 веке сложилось новое, а главное первое научное направление, названное учеными-социологами позитивизмом. Он возник в следствии того, что произошел отказ от простого рассуждения о социуме, и что не менее важно, была создана социальная теория.

Определение 1

Прежде всего оно заключалось в том, чтобы сформировать новую систему знаний об общественных отношениях, при этом основываясь на применении методов, а также законов в естественных науках.

Основоположником нового направления общественных наук стал Огюст Конт, который пропагандировал науку при изучении общества. Но при таком раскладе Конт ставил в противостоянии социологию и лжеучения, к которым он относил астрологию и подобные ей науки.

Рассматривать новое направление в социологии сразу принялись еще несколько ученых, с помощью которых позитивизм стал популярен уже в середине 19 века и стал изучаться большим количеством социологов и философов. Благодаря этому позитивизм стал приобретать значение более узкого направления, а именно оно стало использоваться как изучение методологии в естественных науках, для более глубокого рассмотрения общества. Но на новый уровень в научной деятельности позитивизм вывели Эмиль Дюркгейм и Герберт Спенсер.

Сущность позитивизма

В основе позитивизма стояла задача с помощью аналитического и эмпирического метода нужно было изучать общественные явления. Только при таком раскладе она могла бы стать «позитивной» и благополучно решать поступающие проблемы, которые и по сей день существуют в обществе, опираясь при этом на различные научные методы.

Ученый Огюст Конт полагал, что достоверные сведения об обществе должны быть не только строгими, но и опираться на достоверные и обоснованные факты. Позитивизм определял тот факт, что общественные знания должны были отвечать научности и реальности, поэтому это знание нужно добывать при помощи методов естественных наук. Исходя из этого были задействованы такие методы, как сравнение, наблюдение, эксперимент, а также исторический и математический методы.

Позитивизм наиболее полно проявлялся во многих направлениях, которые часто называли чертами позитивизма. Этими направлениями стали в основном:

  • натурализм,
  • органицизм,
  • эволюционизм.

Не смотря на все различия все эти направления отличаются принципом редукционизма, смыслом которого было стремление объяснить различные явления жизни общества со стороны одного из факторов, которыми может стать, например, биологический или расовый признак.

Наиболее полноценно идеи позитивизма раскрывались в таком его направлении как неопозитивизм в социологии. Это социологическое течение стало главным социолого-философским направлением 20 века, которое опиралось прежде всего на сложившиеся принципы логического позитивизма. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов.

Замечание 1

Неопозитивизм устремлялся к рассмотрению социальных явлений, при этом опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности. Это проявлялось в школе натурализма. Сциентизм в основном ориентировался на использование в социальных исследованиях методов естественных наук. Объективизм объявил свою свободу от ценностных суждений. Операционализм определял социальные понятия как операционные. Бихевиоризм рассматривал субъективные факторы через поведение людей. Квантификация стремилась к описанию социальных явлений и процессов в количественной характеристике.

Позитивизм в Социологии

Позитивизм в социологии был первым направлением, которое сложилось в XIX в. Его суть заключалась в формировании новой системы знаний об обществе на основе применения методов и законов естественных наук.

Первоначально позитивизм в социологии противопоставлялся умозрительному спекулятивному теоретизированию. Он возник в результате отказа от простых рассуждений о социуме, а также стремления создания такой социальной теории, которая бы по всем параметрам соответствовала естественнонаучной теории.

 Позитивистская социология основной задачей своей дисциплины считала то, чтобы аналитическим и эмпирическим путем, опираясь на факты, исследовать явления, происходящие в жизни общества. Только в таком случае она могла претендовать на звание «позитивной», что означало способность успешно и положительно решать различные проблемы, существующие в жизни социума.

Основоположником позитивистской социологии является О.Конт. По словам французского обществоведа, социальная теория должна была быть «точной естественной наукой», которая опирается на научные методы.

О.Конт считал, что знания об обществе должны быть строгими, основываться на достоверных и обоснованных фактах, как знания о природе. В работе О.Конта «Дух позитивной философии» он писал о значении термина «позитивное». Это понятие означало противопоставление реального эфемерному, полезного – негодному, достоверного – сомнительному, точного – смутному, положительного – отрицательному.

Законы функционирования общества рассматривались в позитивизме как продолжение природных законов. Поэтому считалось невозможными проникновение в суть и причины социальных процессов и явлений.

Представители позитивизма изучали общество не в динамике, а в статике, поскольку речь о социуме шла как о системе, находящейся в стабильности и равновесии.

Позитивизм в социологии определял, что знание об обществе должно отвечать требованиям реальности и научности, поэтому оно должно добываться с помощью естественнонаучных методов. Главными методами при этом считались наблюдение, сравнение, эксперимент, исторические и математические методы.

Позитивизм в социологии наиболее ярко проявился в своих направлениях (которые часто называют чертами позитивизма), таких как натурализм, эволюционизм, органицизм. Помимо этих течений к позитивизму относятся механицизм, социальный дарвинизм, расово-антропологическое направление, географический детерминизм и другие. Все направления позитивизма отличались общим принципом редукционизма. Его смысл заключается в стремлении объяснять явления общественной жизни с позиции единственного фактора, являющегося определяющим (биологического, расового, географического и пр.).  Эти течения назывались «школами одного фактора».

 Наиболее полно идеи позитивизма раскрылись в таком его направлении как неопозитивизм в социологии. Это социологическое течение стало главным социолого-философским направлением XX в., которое опиралось на сложившиеся принципы логического позитивизма. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов.

Неопозитивизм тяготел к рассмотрению  социальных явлений, опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности. Это проявилось в школе натурализма. Сциентизм в основном ориентировался на использование в социальных исследованиях методов естественных наук. Объективизм объявил свою свободу от ценностных суждений. Операционализм определял социальные понятия как операционные. Бихевиоризм исследовал субъективные факторы через поведение. Квантификация стремилась к описанию социальных явлений в количественной характеристике.

Позитивизм в социологии | Понятия и категории

ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ — одно из наиболее распространенных направлений в мировой философии, возникшее в середине 19 века благодаря О. Конту и Г. Спенсеру, получившее широкое распространение в естествознании и ставшее методологической основой социологии при ее зарождении.

Позитивизм провозгласил себя научной философией, отказавшись от рассмотрения вопросов, не имеющих однозначного решения с помощью логико-эмпирических методов, например, о первичности бытия либо сознания. Две важнейшие функции научной философии с точки зрения позитивизма: 1) создание научной картины мира, основанной строго на научных знаниях и не нуждающейся в обращении к мистике, трансцендентному и т.п.; 2) обобщение методологии научного познания, новых методов, техники, процедуры, возникающих в отдельных дисциплинах.

Основатели позитивизма и социологии считали, что социальная жизнь может и должна быть улучшена, оптимизирована на основе познания и использования объективных социальных закономерностей, открытых методами науки.

В социологии позитивизм прошел несколько исторических этапов. Для раннего позитивизма времен Конта, Дж. Милля, Спенсера, школ «одного фактора» характерны такие черты, как натурализм, эволюционизм, органицизм. Значительной заслугой этого периода стало введение в обществознание практики эмпирических исследований как главного способа превращения гипотез в верифицированное социальное знание.

Неопозитивизм как новый этап развития позитивистской методологии в социологии формируется с начала 20 века. Первоначально он возникает в «Венском кружке» (эмпирическая социология О. Нейрата) и немецкой школе формальной социологии (концепция социаций Г. Зиммеля), затем активно развивается П. Лазарсфельдом, рядом американских социологов, в частности, Чикагской школой. На этом этапе на первый план выходят след. принципы:

1) субъективность социального актора должна исследоваться исключительно через анализ наблюдаемого поведения; 2) все используемые в анализе категории должны быть эмпирически операционализированы; 3) социология должна стремиться к квантификации характеристик изучаемых социальных явлений; 4) главная задача социологии — освободить социальное знание от ценностных, идеологизированных суждений.

Ряд историков социологии выделяет также постпозитивистский этап в социологии, датируя его появление 2-й половиной 20 века. Сюда часто включают столь разнородных теоретиков, как К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, Р. Арре. Главное отличие этого этапа видят в адаптации позитивизма к современным реалиям методологического дискурса в теории социологии. Делается это в основном за счет включения в позитивистский подход отдельных положений из иных методологических направлений, в частности, из герменевтики, экзистенциализма и др. При этом новыми ключевыми характеристиками данного этапа считаются: 1) приоритет теоретического уровня социального знания и декларирование его качественного своеобразия; 2) реабилитация метафизических допущений в социологическом исследовании, в т. ч. и их ценностного компонента.

В отечественной социологии первым позитивистом, вероятно, следует считать Г.Н. Вырубова, помогавшего Конту издавать в Париже «Журнал позитивной социологии». Большую роль в распространении позитивизма в социологии сыграли также М.М. Ковалевский и Е.В. Де Роберти. Одним из крупнейших представителей российского неопозитивизма был П.А. Сорокин. Уже в первой своей монографии «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914) он предвосхитил появление

бихевиоризма, опередив на треть века работы Б. Скиннера. Можно считать, что последующая эволюция его позиции, завершившаяся формулированием концепции интегрализма, привела Сорокина на позиции постпозитивизма.

В.П. Култыгин

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 338-339.

Литература:

Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1965;

Кукушкина Е.И. История русской социологии 19 — нач. 20 в. М., 1993;

История теор. социологии: В 4 т. М.; СПб., 1997—2000;

Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000;

Contemporary Sociological Theory / Ed. by С. Calhoun et al. Oxford, 2002.

Что означает позитивизм в социологии? | Социология

Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — одно из ведущих направлений в социологии, сыгравшее большую роль в её становлении и развитии. Оно исходит из того, что подлинное знание может быть получено только на основе опыта, в результате описания и систематизации фактов. Представители позитивизма выступали за создание такой науки, которая должна стать такой же доказательной, общезначимой и точной, как естественные науки (физика, химия, биология и др.). Поэтому главными методами социального исследования признавались наблюдение, сравнение и, в определенной степени, математические методы, используемые в естествознании. Основными принципами позитивизма являются: натурализм, органицизм, эволюционизм, феноменализм.

Согласно натурализму социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности — природной и социально-исторической. Натурализм тесно связан с органицизмом, в соответствии с которым общество отождествлялось с биологическим организмом. Общество, как и биологический организм, имеет сложную структуру, каждый элемент выполняет определенную функцию, все элементы и функции взаимодействуют между собой. Эволюционизм означает, что социальная эволюция является продолжением биологической и рассматривается как плавный, постепенный, непрерывный процесс, не допускающий революционного вмешательства извне. Согласно феноменализму, наука может объяснять не сущность и причину социальных явлений, а только то, как они протекают.

Влияние позитивизма на практику социологических исследований было двойственным. С одной стороны, позитивизм стремился выработать объективную и строгую систему социального знания, отстаивая применение научных методов исследования, и оказал значительное влияние на развитие эмпирической социологии. С другой стороны, представители этого направления сужали границы и возможности социологического исследования, абсолютизировали методы естественных наук, игнорировали специфику социальных явлений, отрицали значимость философских исследований для социологии.

Впервые концепция позитивизма в социологии нашла последовательное отражение в трудах О. Конта.

ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ — это… Что такое ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ?


ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
— ведущее мировоззренч. направление в социологии XIX в., программные установки к-рого были сформулированы К. Сен-Симоном, а основные концепции разработаны в трудах О. Конта, Д. Милля, Г. Спенсера. Как филос. и общесоциологич. доктрина П. сложился в противовес спекулятивному теоретизированию, в частности соц.-филос. Главное устремление П. — отказ от умозрительных рассуждений об об-ве, создание «позитивной» соц. теории, к-рая должна стать столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучн. теории. Спекулятивной метафизике и основанной на ней философии истории П. стремился противопоставить метод наблюдения, сравнительный, исторический и в определенной, хотя и в меньшей степени, математич. методы. Характерными чертами раннего П. были натурализм (см. Натурализм в социологии), органицизм (см.), эволюционизм (см.) и феноменализм (см. Феноменологическая социология). П. постулировал наличие неизменных законов функционирования и развития об-ва, к-рые рассматривались как часть или как продолжение природных законов и наряду с последними трактовались феноменалистически, т. к. исключалась возможность познания причин и сущности соц. явлений. Однако феноменализм в раннем позитивизме сочетался с элементами естественнонаучн. и вульгарного материализма. П. постоянно тяготел к различн. формам редукционизма (см. Редукционизм социологический).

Органицистские и эволюционистские компоненты раннего П. получили развитие в позитивистских течениях второй половины XIX в. Исследуя об-во не столько в динамике, сколько в статике — как систему, находящуюся в состоянии равновесия, органицизм нередко доводил до крайности весьма вульгарные аналогии между об-вом и человеческим организмом. Биологич. редукционизмом отмечена и другая позитивистская школа — дарвинизм социальный  (см.), делавший акцент на соц. процессах и конфликтах, трактовавшихся согласно принципам естественного отбора и борьбы за существование. Кроме указанных течений к П. относятся также механицистская, географич., расово-антропологич. и нек-рые др. школы. Несостоятельность биологич. и механистич. редукционизма, ставшая достаточно очевидной к концу XIX в., привела к кризису П. и способствовала развитию психологизма в социологии, к-рый, впрочем, сохранил многие черты П., а также к возникновению различн. форм антипозитивистской реакции в философии и социологии (см. Антипозитивизм в социологии). Однако позитивистская традиция не угасла и была продолжена в существенно преобразованном виде в XX в. в рамках неопозитивизма в социологии (см.). С.А. Эфиров.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

  • ПОДСТРУКТУРА СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ
  • ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Смотреть что такое «ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ» в других словарях:

  • Позитивизм — (франц. positivisme, от лат. positivus положительный)         философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их… …   Большая советская энциклопедия

  • ПОЗИТИВИЗМ — (франц. positivisme, от лат. positivus положительный) направление в бурж. философии и социологии (возникло в 30 40 х гг. 19 в., основатель О. Конт), выступившее с утверждением, что философия как самостоят. наука, претендующая на содержат.… …   Советская историческая энциклопедия

  • ПОЗИТИВИЗМ — (от лат. positivus положительный) филос. направление 19 20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам… …   Философская энциклопедия

  • Позитивизм — Позитивизм …   Википедия

  • позитивизм — а, м. positivisme m. 1. Направление в буржуазной философии и социологии, одна из разновидностей агностицизма. БАС 1. Направление в буржуазной философии. объявляющее единственным источником подлинного знания специальные науки или их совокупность и …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПОЗИТИВИЗМ — (от лат. positivus положительный) англ. positivism; нем. Positivismus. Социально филос. направление (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль и др.), характеризующееся стремлением исходить из позитивного , т. е. данного, фактического, устойчивого,… …   Энциклопедия социологии

  • ПОЗИТИВИЗМ ЛОГИЧЕСКИЙ — англ. positivism, logic; нем. Positivismus, logischer. Направление неопозитивизма, разрабатывавшееся Венским кружком в 20 30 х гг. XX в. П. л. обосновывает в качестве основного метода познания методологический анализ, использует для подтверждения …   Энциклопедия социологии

  • Позитивизм Огюста Конта — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Позитивизм Огюста Конта  первая волна позитивизма, направления в филос …   Википедия

  • ПОЗИТИВИЗМ — (positivism) 1. Доктрина, сформулированная Контом, согласно которой только истинное знание является научным, то есть способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных.… …   Большой толковый социологический словарь

  • Позитивизм — (от лат. positivus положительный)    одно из наиболее распространенных в России XIX–XX вв. направлений европейской философии. П. стал известен рус. мысли уже в 30 40 х гг. XIX в. в связи с опубликованием 6 томного Курса позитивной философии О.… …   Русская Философия. Энциклопедия


ПОЗИТИВИЗМ это что такое ПОЗИТИВИЗМ: определение — Социология.НЭС

Позитивизм

социально-философское и социологическое направление (Конт, Спенсер, Милль и др.), характеризующееся стремлением исходить из «позитивного», т.е. данного, фактического, устойчивого, несомненного, создать позитивную «социальную теорию», свободную от умозрительных метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии, свойственной естественным наукам.

Оцените определение:

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

ПОЗИТИВИЗМ

от лат. positivus — положительный) — англ. positivism; нем. Positivismus. Социально-филос. направление (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль и др.), характеризующееся стремлением исходить из «позитивного», т. е. данного, фактического, устойчивого, несомненного, чтобы создать позитивную «социальную теорию», свободную от умозрительных метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии, свойственной естественным наукам. См. НАТУРАЛИЗМ, ОРГАНИЦИЗМ, ЭВОЛЮЦИОНИЗМ.

Оцените определение:

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Позитивизм

одно из направлений в социологической науке, основы которого заложил в XIX в. О. Конт. Он предложил отказаться от спекулятивных, умозрительных рассуждений об обществе и создать точную, «позитивную» науку об обществе, построенную по образцу естественных наук, столь же доказательную и общезначимую. Он считал необходимым использование методов познания, используемых в естественных науках (анатомии, биологии, физиологии человека). Само познание общества должно строиться на основе наблюдений за фактами и явлениями общественной жизни, выявлении закономерностей развития общества. На основе знаний должна разрабатываться «позитивная политика» и осуществляться преобразование общества на «научной основе».

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

Позитивизм

Доктрина в области философии науки; характеризуется, г

История социологии/Позитивизм в социологии — Викиверситет

Родоначальником позитивизма в общественных науках считается Огюст Конт (1798-1857). Конт пропагандировал научность в изучении общества, противопоставляя новую науку — социологию — лжеучениям, в число которых он включал теологию, астрологию и т.п. Идеи Конта очень быстро нашли своих последователей и во второй половие XIX века начинается процесс институализации социологии как новой научной дисциплины.

Первоначально становление и развитие социологии было уделом отдельных энтузиастов, которые вслед за Контом, для предания научности и объективности новому учению об обществе, стали широко применять терминологию и методологию естественных наукх.

Постепенно, понятие позитивизма приобрело в социологии другое, более узкое значение: использование методологии естественных наук для изучения общества.

Наиболее яркими представителями позитивизма второй половины XIX века считаются английский ученый Герберт Спенсер (1820—1903) и французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

Герберт Спенсер[править]

Герберт Спенсер

Спенсер — основоположник органической социологии, последователь Конта. Социология Спенсера основывается на двух научных парадигмах:

  • понимание общества как особого вида социального организма;
  • понимание развития общества как социальной эволюции.

Изучая общество, Спенсер задался целью выявить закономерности его организации и функционирования. Он счел возможным провести аналогию между обществом и биологическим организмом как наиболее совершенной системы с гармонично взаимодействующими элементами.

Проведя сравнительный анализ, Спенсер выделил 6 сходств общества и биологического организма.

  1. на протяжении большей части своего существования общество, как и биологический организм, растет и увеличивается в объеме;
  2. по мере роста усложняется структура как общества, так и биологического организма;
  3. усложнение структуры общества и биологического организма сопровождается дифференцированием функций;
  4. дифференциация структуры и функций в обществе и организме сопровождается усилением взаимодействия всех структурных элементов;
  5. в обществе, как и в организме, после разрушения целого отдельные элементы могут некоторое время существовать автономно;
  6. аналогия между обществом и организмом может быть перевернута.

Отталкиваясь от этих сходств, Спенсер выделил в обществе и организме три сходных системы:

СистемаОрганизмОбщество
поддерживающаямышцы, органы питанияпромышленность, сельское хозяйство
распределительнаякровеносная систематранспорт, торговля
регулятивнаянервная системагосударство

Проводя аналогию между обществом и организмом, Спенсер, тем не менее, не ставил знак равенства, так как считал, что между ними существует ряд различий:

  1. дифференциация функций в организме такова, что чувствовать и мыслить могут только отдельные органы, в обществе же эти способности распространяются на все элементы;
  2. организм — это конкретно целое, все элементы которого неразрывно связаны друг с другом, общество же — дискретно целое, а люди, составляющие его, достаточно самостоятельны;
  3. в организме все элементы существуют для и ради целого, в обществе же, наоборот — целое существует для того, чтобы обеспечить существование каждого элемента.

Сравнение общества и организма позволило Спенсеру выявить закономерности в организации общества и первым выделить и научно обосновать его структурные элементы. Учение Спенсера о социальном организме позволило выявить институционализм общественной жизни. Проводя аналогию между отдельными органами организма и функциональными системами общества, Спенсер выявил социальные институты («социальные учреждения»).

Спенсер ввел такие понятие, как социальная организация, социальная функция, социальный процесс.

Развитие общества Спенсер также рассматривал по аналогии с эволюцией биологического организма. В основе социальной эволюции лежат два противоположных процесса — дифференциация и интеграция.

В основе социологии эволюции, по Спенсеру, лежит усложнение общественной жизни, дифференция социальных функций и появление новых социальных институтов. Этапы в развитии общества характеризуются появляением новых, значимых социальных институтов.

Герберт Спенсер, наряду с Огюстом Контом, рассматривается как один из отцов-основателей науки социологии. Спенсер первым разработал собственный категориальный аппарат социологии и первым научно обосновал структуру общества.

Эмиль Дюркгейм[править]

Эмиль Дюркгейм

Другим наиболее известным позитивистом конца XIX — начала XX века был французский ученый Эмиль Дюркгейм. Дюркгейм является родоначальником реализма в социологии. Он первым из социологов попытался дать четкое опредление объекту и предмету социологии.

Дабы размежевать предмет и объект социологии и других общественных наук, Дюркгейм предложил новое понимание общества и ввел понятие социальной реальности.

До Дюркгейма выделялось несколько реальностей:

  • физическая (действительность)
  • химическая (вещество)
  • биологическая (органическая жизнь)
  • психическая (сознание)
  • социальная (общество)

Социальная реальность, выделенная Дюркгеймом, является порождением взаимодействия людей и не может быть сведена к сумме составляющих ее людей. Общество это — «нечто особенное» (на латыни — «Sui generis»).

Общество как социальная реальность является объектом и предметом исследования социологии.

Дюркгейм считал, что отдельными элементами социальной реальности выступают социальные факты, изучение которых и является предметом исследования социологии.

«Социальным фактом является всякий образ действия, резко определенный или нет, способный оказывать на индивида внешнее давление, и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных действий».

Дюркгейм утверждал, что при рождении индивид находит готовыми законы, обычаи, правила поведения, язык, верования, денежную систему, существующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно и объективно.

Социальные факты, согласно Дюркгейму:

  • существуют объективно от индивида;
  • оказывают на индивида принудительное воздействие.

Такая концепция Дюркгейма получила название социальный реализм и легла в основу его социологизма. В теоретическом плане, социологизм утверждает принцип превосходства социального над индивидуальным, общества над индивидуумом. По сравнению с индивидуумом, общество рассматривается как более сложное образование.

Дюркгейм первым показал, что общественное сознание не является суммой личных сознаний: «Группа думает и действует совершенно иначе, чем это делали бы ее члены, если бы они были разделены. Если мы попытаемся понять происходящее в обществе, отталкиваясь только от индивида, мы никогда не познаем сущность социологии».

Теория Эмиля Дюркгейма включает 3 раздела:

  • социальная морфология исследует субстрат общества, его структуру и материальную форму; социальная морфология изучает географическую основу жизни народов и процессы, связанные с народонаселением;
  • социальная физиология исследует жизненные проявления общества; социальная физиология включает социологию религии, социологию морали, юридическую социологию и т.д.;
  • общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы функционирования и развития общества.

Особую значимость для развития социологии имеет разработанная Дюркгеймом методология социального исследования. Дюркгейм является создателем метода структурно-функционального анализа, который до сих пор является основой изучения любого общества.

Дюркгейм первым стал широко применять в социологии данные статистики, которые он считал наиболее объективным показателем состояния общества. Особое место в методологии социального исследования занимают «Правила социального исследования», разработанные Дюркгеймом:

  1. социальные факты необходимо изучать как вещи; это означает, что а) — социальные факты внешни для наблюдателя, б) — социальные факты объективны (материальны и наблюдаемы), в) — в причинно-следственных отношениях между социальным фактами проявляются законы функционирования общества;
  2. необходимо систематически отмежеваться от врожденных идей; это означает, что а) — социология должна порвать со всеми идеологиями и личностными пристрастиями, б) — социология должна избавиться от предрассудков, свойственных отдельным индивидам;
  3. необходимо признать превосходство общественного над индивидуальным; это означает, что а) — источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении индивидуумов, б) — общество является автономной системой, функционирующей по своим законам, не сводимым к действиям отдельных индивидуумов.

Эмиль Дюркгейм был первым профессиональным социологом. В отличие от Конта и Спенсера, Дюркгейм занимался не только теоретией социологии, но и старался сделать свою социологическую теорию общедоступной учебной дисциплиной. В 1911 году он открыл первую в Европе кафедру социологии в Парижском университете. Последователи Дюркгейма сформировали, так называемую «Дюркгеймскую школу», представители которой определяли в двадцатом веке развитие позитивисткой науки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *