Что такое мажор и минор в музыке: Лад в музыке: мажор и минор – Урок 7. Что такое мажор? Что такое минор?

Автор: | 02.05.2018

Урок 7. Что такое мажор? Что такое минор?

В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.



Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)

Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
минор
– moll, c-moll (для До-минора)

Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный — маленькой буквой c (для До-минора).

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Мажор гармонический — понижается на полтона VI ступень.
Мажор мелодический — понижаются на полтона VI и VII ступени.
Минор гармонический — повышается на полтона VII ступень.
Минор мелодический — повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени

используются как в натуральном миноре, без повышения.

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Перейти к следующему уроку ->

Музыкальный лад | Музыкальный класс

силуэт тромбониста

Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор. Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.

Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).

Мажор и минор – основные лады в музыке

Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон), в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон (тон полутон 2 тона полутон 2 тона). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:

правило

Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.

 музыкальный лад

Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: «Как называются клавиши фортепиано» и «Знаки альтерации».

Свойства музыкальных ладов

Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V), неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII). Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.

Особое значение имеет первая ступень – это основная ступень музыкального лада, она имеет название тоника. Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие, это трезвучие – идентификатор музыкального лада.

Другие музыкальные лады

Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.

Подведём итоги. Мы дали определение понятию музыкальный лад, узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.

Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада, основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.

Если вам понравился материал – прямо сейчас жмите на кнопочки под этим текстом, чтобы поделиться знаниями с другими! До новых встреч!


музыкальный лад

Что такое мажор, минор, лад

Мажор и  минор — это музыкальные лады.

Звуки в музыке особым образом между собой организуются.  И такая организация звуков называется красивым русским  словом «лад».

Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.

Как в коллективе людей есть  лидер, руководитель, так и в организации музыкальных звуков есть главный опорный, устойчивый звук, который называется

тоникой.

Мне нравится такое определение термина «лад»:

Лад — это организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой.

Во всей мировой  музыке существует большое количество разнообразных ладов, но мажор и минор являются самыми распространенными.

Помимо мажора и минора есть и лады народной музыки. Но их все равно сравнивают либо с мажором, либо с минором: они бывают мажорного или минорного наклонения.

Послушайте  музыкальные примеры, которые написаны не в мажоре и не в миноре, а в различных ладах народной музыки. Сразу чувствуется национальный колорит.

Еврейская песня «Хава нагила» («Давайте радоваться»):

Башкирская плясовая музыка:

Восточная музыка (турецкая):

А теперь послушайте музыкальные произведения, написанные в мажорном ладу.

Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия До-мажор.

Михаил Иванович Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Сравните со звучанием музыки в минорном ладу.

Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре-минор.

Иоганн Себастьян Бах. Шутка.

Людвиг ван Бетховен. Седьмая симфония, вторая часть (фрагмент)

Вы обратили внимание, что мажор по сравнению с минором звучит более светло? Не стоит однобоко трактовать, что мажор — это весело, а минор — грустно. Огромное количество веселых музыкальных произведений написано в миноре. Различие именно в окраске звучания. 

В названиях произведений Вы встретили слова «До-мажор», «ре-минор».

Мажор и минор —  это название лада, а ДО и РЕ — это и есть тоники,  опорные звуки лада. Начинаться музыка может с любого звука лада, а вот в конце произведения обязательно звучит тоника. Таким образом создается ощущение завершенности произведения.

Звуки лада называются ступенями.

Тоника — это первая ступень лада.

Мажор и минор — это лады, в которых семь ступеней. Это семиступенные лады.

Исполнение всех звуков лада по порядку от тоники до тоники называется гаммой.

Послушайте, как звучит гамма До-мажор. Звуки ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО

Сравните со звучанием До-минора. Звуки ДО, РЕ, МИ-БЕМОЛЬ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ, ДО

Послушайте звучание аккордов (сочетание тоники и субдоминанты) в мажоре:

А вот те же аккорды, только в миноре:

А теперь задание. 

Вот две песни. Общее настроение каждой песни одно, но куплет и припев в этих песнях звучат в разных ладах. Почувствуйте именно окраску лада и определите, когда звучит мажор, а когда минор. Слушайте очень внимательно.

Русская народная песня «Калинка» в исполнении Людмилы Зыкиной.

 

«Шаланды». Поёт Марк Бернес.

Ответ напишите в комментариях. Легко ли Вам было выполнить задание?

Понятия мажор и минор | Гитаршкола

Как строить мажор и минор на гитареДоброго времени суток, ученики Гитаршколы. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о двух системах звукоряда — мажорном и минорном.

Разберёмся на примерах:

Для начала построим мажорный звукоряд — то есть  мажорную гамму.  За основу — тонику- возьмём ноту До (C). Тоника — это устойчивая ступень. Почитать о ступенях в музыке Вы можете в прошлом уроке.

ДоРеМиФаСольЛяСи
ТТ1/2ТТТТ1/2Т

Более подробно читайте в уроке мажорные тональности.

Под нотой указан тон или полутон. То есть между нотами до и ре тон, ре и ми — тон, а между ми и фа — полутон, и так далее…. Отсюда следует, что нужно запомнить формулу натурального мажора:

Наклейки и декали для гитары

Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Если немного изменить структуру мажорного звукоряда, получим минорную гамму:

ДоРеМи(бемоль)ФаСольЛя(бемоль)Си(бемоль)
Т1/2ТТТ1/2ТТТ

Более подробно читайте в уроке минорные тональности.

Получаем формулу натурального минора:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Если Вы только учитесь играть на гитаре и действительно хотите научиться играть на гитаре, подпишитесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы. Вы ежедневно будете получать уроки гитары или интересные статьи окологитарной тематики. Поверьте, учиться играть на гитаре — очень занимательное дело, которое в итоге принесет успех!

Оставить комментарий

Объясните по-простому, в чем различия между минором и мажором?

тональность выше или ниже

Грустно и весело.

Минор — это когда жить хорошо! А Мажор — это когда хорошо жить еще лучше))

минор это спокойная музыка, мажор наоборот веселая и задорная

минор-мягкий, мажор- жосткий

Минор — грустная тема в музыке. Минор (moll — мягкий; minor — маленький) в музыке — один из основных видов лада (наряду с мажором) Мажор (лат. dur, durus — твердый, итал. maggiore, фр. majeur — большой) в современной западной музыке — один из основных видов лада (наряду с минором) . Характерная особенность мажора — третья ступень диатонической гаммы, отстоящая от первой ступени на большую терцию (отсюда и название лада) . Мажорный лад строится следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Лад с таким порядком называется натуральным мажором. Кроме того, существуют гармонический мажор и мелодический мажор.

К примеру, можно взять одно произведение и сыграть его в разных тональностях. Отсюда и выходит: если мы играем его в мажоре, слышим веселую мелодию, в миноре — грустную ) Это по простому =))

Минор — это действительно «грустный» музыкальный лад, мажор — весёлый. Женя Айрапетян объяснил достаточно верно. А вот одно и то же произведение, написанное, например, в минорном ладу, нельзя сыграть в мажоре, так как музыкальный лад определяет композитор. Изменение лада будет являться уже вариацией на основное произведение, соответственно произведение прозвучит совсем по-другому.

Мажор-это веселый, задорный, светлый лад. А минор-напротив, грустный, темный лад. Но в музыке есть не только мажорный и минорный лады. Есть еще и локрийский, дорийский, эолийский, фригийский, миксолидийский лады. Минор бывает натуральным ( играем только со знаками при ключе) гармоническим и мелодическим. В гармоническом миноре повышается 7 ступень. А в мелодическом при движении вверх повышается 6 и 7 ступень, а при при движении вниз, перед 6 и 7 ступенями ставятся бекары (знаки отменяющие все знаки). Желаю удачи!

Совсем не обязательно. Есть много веселых песен, написанных в миноре и грустных в мажоре. Так что человек музыкальные лады может воспринимать как угодно.

Минор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2017; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2017; проверки требуют 9 правок.
Гамма «До минор натуральный»
… гармонический

C D _E F G _A =B c
… мелодический

C D _E F G =A =B c

Мино́р (лат. minor «меньший, малый») в музыке — один из двух ладов (наряду с мажором) гармонической тональности. Характерная особенность минорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на малую терцию. Тоника (основная ладовая функция) минора представлена минорным трезвучием.

Обозначается moll (лат. mollis «мягкий, нежный»). Обычно окраска звучания минорных произведений субъективно воспринимается как «лирическая» и «грустная»[1].

Существует несколько подвидов минора, отличающихся друг от друга звукорядом, типичным набором аккордов и (в меньшей степени) другими ладовым категориями. Например, ладовый звукоряд натурального минора строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Кроме того, существуют гармонический минор и мелодический минор.

При обозначении тональности слово «минор» (или moll) прибавляется к названию тоники, например, ля минор (a-moll), соль-диез минор (gis-moll) и т. п. Необращённое минорное трезвучие включает малую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и большую терцию, построенную от третьей ступени. Так, состав трезвучия до минор — до, ми-бемоль, соль (c-es-g).

  • Минор // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — С. 603. — 1104 с.
  • Минор // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 346. — 672 с.

Что такое мажор и минор? От «Свадебного марша» к «Похоронному» и обратно | Культура

Слово «лад» в русском языке означает стройность, мир, порядок, согласие. И к музыке это слово имеет самое прямое отношение. Для того, чтобы из клавиш или струн извлечь нечто благозвучное, нужно знать, что звуки любой мелодии находятся между собой в определённых отношениях, живут в ладу.

Музыкальный термин «лад» — это объединение звуков, тяготеющих друг к другу, и различных по высоте. Такие объединения, т. е. лады, бывают разные. Для европейской музыки наиболее характерны лады мажор и минор.

‘ + ‘ ‘ + ‘

Попробуйте сыграть от «до» только по белым клавишам 7 нот подряд — у вас получилась гамма до-мажор. Слышите, как звучит мажор? Бодро, радостно. А теперь попробуем сделать тоже самое от ноты «ля» по белым клавишам. Звучание имеет совсем иную окраску — грустную, печальную. Это минорный лад, гамма ля-минор. Контраст мажора и минора — очень важное средство для создания музыкального характера.

Давайте сравним творчество художников и композиторов. Художники для создания своих картин пользуются красками, композиторы для сочинения музыкальных произведений — звуками. У художников есть две группы красок — тёплые тона и холодные. А для музыканта краска — это лад. Если мажор, значит произведение звучит ярко и радостно, если минор — задумчиво, углублённо.

Посмотрите на картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»! Губы сами растягиваются в улыбку — какое буйство красок, как сочно выписаны образы! Как мажорно написана картина! А теперь обратите внимание на васнецовскую «Алёнушку». Совсем другое настроение — минорное: печаль, тоска, безнадёжность. Зритель сразу чувствует — здесь произошла драма.

Словосочетание «быть в миноре», «минорное настроение» довольно часто употребляется и в разговорной речи. Так говорят о человеке, который предаётся грусти, хандрит, унывает, находится в депрессивном состоянии. «Что-то ты сегодня в миноре», — могут заметить друзья, если вы не принимаете участие в беседе, не улыбаетесь, не реагируете на шутки.

Слово «мажор» употребляется не только как музыкальный термин. Во Франции в конце 18 века во времена Директории появилось новое поколение молодёжи — дети нуворишей, тех самых, что «из грязи, да в князи», их называли мажорами. Прошло больше двух столетий, и слово снова всплыло в том же значении. Мальчики и девочки — мажоры, золотая молодёжь, беспечно прожигают жизнь при попустительстве богатых и влиятельных родителей.

Ярким примером различия музыкальных произведений, написанных в мажорном и минорном ладах, являются «Свадебный марш» Мендельсона и «Похоронный марш» Шопена. Неудивительно, что эти произведения у всех на слуху — они исполняются практически на всех свадьбах и похоронах. Для широкой публики сведения о творчестве этих великих европейских композиторов на этом и заканчиваются.

Итак, «Похоронный марш» Шопена. Прекрасное, трагическое, возвышенное воплощение скорби! Эта музыка заставляет сердце плакать, призывает осознать, что это — прощание навсегда. А. В. Луначарский говорил, что, когда он слышит эту музыку, какое-то умиление сжимает горло, и почти сладкие слёзы выступают на глазах. «Похоронный марш» является третьей частью сонаты для фортепьяно си-бемоль минор номер два, написанной 1837 году.

Фредерик Шопен (1810 — 1849), великий польский композитор и пианист, был и сам похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез под звуки своего «Похоронного марша». По его предсмертному желанию был также исполнен «Реквием» Моцарта, композитора, которого он любил и ценил выше всех других.

Автор «Свадебного марша» — выдающийся немецкий композитор, дирижёр, пианист и педагог Феликс Мендельсон-Бартольди (1809−1847). Однажды король Пруссии Фридрих Вильгельм Четвёртый, которому очень понравилась музыка Мендельсона к трагедии Софокла «Антигона», в приватной беседе пожелал, чтобы композитор писал больше музыки к литературным произведениям. Желание короля чудесным образом совпало с интересами самого музыканта. К уже написанной увертюре для пьесы «Сон в летнюю ночь» по одноимённой комедии В. Шекспира, он дописал ещё 10 частей, превратив её в сюиту. Сюита — музыкальная форма, которая состоит из самостоятельных, контрастных частей, объединённых, тем не менее, общим замыслом.

Первое исполнение музыки к комедии состоялось в 1843 году в Потсдамском дворце и прошло с большим успехом. «Свадебный марш» — седьмая часть этого произведения. В этом году исполняется 170 лет со времени премьеры пьесы, своеобразный юбилей.

Настоящую популярность «Свадебный марш» Мендельсона приобрёл после того, как прозвучал на исторической свадьбе принцессы Виктории, наследницы британского престола, и кронпринца прусского Фридриха в 1858 году. В России «Марш» исполняется во время свадебной церемонии в момент появления пары молодожёнов. Он звучит всего 4 минуты, но придаёт необычайную торжественность и праздничность этому важному событию в жизни каждого человека. В Западной Европе и США во время церемонии бракосочетания по традиции звучит «Свадебный хор» из оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера.

Часто говорят, что наша жизнь состоит из чёрных и белых полос, из плюсов и минусов, из горя и радости. Наверное, можно сказать и так: наша жизнь — это чередование мажора и минора. И только от нас самих зависит, что выбрать — жизнь-праздник или жизнь-похороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *