Что такое речь про себя определение: Речь — Википедия – Речь — что это такое, виды и функции речи

Автор: | 12.02.2021

Содержание

Речь — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

В речи, особенно художественной, проявляются неповторимые личностные характеристики говорящего, поэтому она может служить способом самовыражения в культуре. Речь способствует социализации внутри сообщества (этнического, кланового, профессионального). К. Клакхон считает: «Основная со­циальная функция речи состоит в том, что она помогает людям эф­фективно взаимодействовать и ослабить социальное напряжение». Индивид также использует слова для воздействия на других людей, для достижения собственных целей в общении с другими. Привычка доверять словам превращает речь в действенное средство обмана и убеждения, особенно если говорящий обладает авторите­том или харизмой. Слова превращаются в знаки, с помощью которых осуществляется манипуляция.

Культура речи

Индивидуальные особенности языкового употребления проявляются в речи, при этом использование речевых форм зависит от среды, в которой воспи­тывался или существует индивид, то есть, обусловлены культурой. Конечно, богатство или скудость лексического запаса, правильность употребления слов, умение или неумение составлять фразы перво­начально формируются в семье, под влиянием родителей.

Очень сильное воздействие на развитие речи в дальнейшем оказывает группа, в которой пребывает индивид. Группы и классы бессознательно используют язык, чтобы подчеркнуть свое единство и установить различие с другими сообществами. Слова будут про­износиться определенным способом, использоваться какие-то осо­бенные выражения, эвфемизмы и метафоры, чтобы декларировать общность.

Сленг (арго)

см. Сленг

Жанры устной речи

Анекдоты про национальности

В рамках общности складываются устойчивые, стереотипные ре­чевые формулы, появляются даже особые жанры устной речи, выра­жающие отношение к другим группам. Наглядней всего это демон­стрируют анекдоты о представителях этнических меньшинств или других народов. В этих забавных рассказах формулируются нормы и ценности, на основе которых производится оценка неправильных, «отклоняющихся» форм поведения. Например, многочисленные истории о чукче, чьи нелепые поступки в той или иной ситуации непременно вызывают смех. Кроме того, в этих сюжетах модели­руются наши стереотипы относительно иностранцев, а также автостереотипы. Например, анекдоты, в которых действующими лицами оказываются француз, немец и русский, всегда проявляющий боль­шую находчивость, смекалку и хитроумие, в то время как остальные демонстрируют лишь глупость. Конечно, в анекдотических истори­ях проявляется русская предубежденность и завышенная самооцен­ка, свойственная автостереотипам национального характера. Однако очевидно, как посредством вербальных высказываний формируются представления о том, какой должна быть наша реакция в отношении чужака. В этом никакие литературные описания других народов не смогут противостоять жанру устного короткого рассказа.

Виды и формы речи

Жестовая речь

Рассказать историю или передать сообщение можно не только с помощью слов, но и жестами. Такие формы общения возникли в результате практической не­обходимости. Например, когда первобытные охотники жестами пред­упреждали «коллег» о своих действиях или намерениях. Возможно, жестовый язык предшествовал естественному, использовался еще до появления членораздельной речи. Подобным образом «переговари­ваются» также современные охотники в традиционных сообществах, или солдаты спецназа, когда не желают, чтобы противник или зверь услышал звук голоса. Жестовая речь вызвана не только необходимо­стью (как, например, способы общения в среде глухонемых), но мо­жет быть обусловлена культурным традициями. Например, в класси­ческом индийском храмовом танце «бхарат-натьям» повествование о жизни бога Шивы ведется с помощью специального языка жестов и мимики. Определенные положения бровей, направление взгляда, комбинация пальцев руки (мудра) имеют вполне конкретное значе­ние. Они служат для выражения эмоций (стыдливость, радость, гнев, любовь), а также обозначают определенные понятия («змея», «зер­кало», «дерево», «вселенная». «Шива, едущий на быке»). Подобный язык вряд ли будет понятен без обучения, в отличие от жестов, обу­словленных естественной биологической реакцией организма. Вла­дению этим языком следует обучаться, танцовщицы «бхарат-натьям» постигают данное искусство на протяжении многих лет. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Внутренний диалог

Внутренняя диалог — это речь, не предназначенная для коммуникации, не служащая для передачи сообщения или понимания ни между ин­дивидами, ни в межкультурном общении. Она не имеет выражения в звучащих или письменных словах, в жестах и мимике. Индивид проговаривает мысль про себя, тем самым делая ее более ясной, внятной. Смутные образы или неуловимые интуиции обретают для нас ясность в тот момент, когда проговариваются, когда мысль обле­кается в слова, пусть и не произнесенные. Внутренняя речь — явление индивидуальное как впрочем, и высказанная в устной или письменной форме.

Один пример из истории культуры выглядит весьма показательным для внутреннего диалога. Египетский текст XIV в. до н. э., известный под названием «Разговор разочарованного со своей душой» — по сути, монолог доведенного до отчаяния тяготами жиз­ни человека. Но построен он в форме диалога: мужчина обращается к своему внутреннему голосу (душе — Ба), в тоске сообщая ему, что решил покончить жизнь самоубийством. Но Ба отговаривает его, описывая несчастному страшные картины потустороннего мира. То есть, человек во внутреннем диалоге решает важные для себя экзи­стенциальные проблемы жизни и смерти. Его бессознательное реше­ние находит выражение в форме речи фантастической души — Ба, дающей ответы на вопросы разочарованного египтянина.

На этой странице материал по темам:
  • В чем основные отличие мифилогии от решения

  • Наша галактика млечный путь доклад

  • Причины первой мировой войны

Вопросы к этой статье:
  • Какие бывают вербальные способы идентификации группы (этноса, субкультуры).

Речь что это? Значение слова Речь

Значение слова Речь по Ефремовой:

Речь — 1. Способность выражать мысль словами. умение говорить.

2. Язык в момент произношения слов. звучащий язык.
3. Характер произношения или произнесения.
4. Тот или иной вид, стиль языка. // Свойственный кому-л. язык, чья-л. манера говорить.
5. То, что говорят. слова, разговор.
6. разг. Разговор, беседа, рассуждение.
7. Публичное выступление по какому-л. поводу. // Текст такого публичного выступления.


Группа слов, предложение, представляющие собою чье-л. высказывание (в лингвистике).

Значение слова Речь по Ожегову:

Речь — Публичное выступление


Речь Способность говорить, говорение
Речь Разговор, беседа
Речь Звучащий язык
Речь Разновидность или стиль языка

Речь в Энциклопедическом словаре:

Речь — один из видов коммуникативной деятельности человека — использованиесредств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Подречью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и егорезультат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).


ежедневная газета, центральный орган партии кадетов, 1906-17,Санкт-Петербург. Фактические редакторы — И. В. Гессен, П. Н. Милюков.Закрыта после Октябрьской революции.

Значение слова Речь по словарю медицинских терминов:

речь — специфически человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми посредством языка.Синонимы к слову речь:Речь, слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо.

Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести речь о чем. Провозгласить заздравный тост. предложить тост за (здравие) кого. Это только фраза, пустой набор слов. До тонкости постиг все завитушки просьбенного и приказного слова. Тург. Поди-ка на пару слов. Глас вопиющего в пустыне. Ис. 40, 3. Глаголом жги сердца людей. Пушк. Ср. Слово. См. стиль || вести речь, держать речь, заводить речь, потерять речь

Значение слова Речь по Психологическому словарю:

Речь — Речь — исторически сложившаяся форма общения — людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке.

Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.

Значение слова Речь по словарю синонимов:

Речь — выговор
говор
говорок

Значение слова Речь по словарю Ушакова:

РЕЧЬ
речи, мн. речи, речей, ж. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь — один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую

речь легко узнать по оканью. Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Пушкин (о русском крестьянине). 3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах. М.Горький. Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь. 4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь. 5. мн. в том же знач., что ед. Слова, Разговор, то, что говорят. А как речь-то говорит, словно реченька журчит. Пушкин. Живые Эти речи в года минувшие слыхал когда-то я. Лермонтов. Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало. Крылов. Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа. Пушкин. Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви. Пушкин. Эти речи поберечь вам лучше для другого. Некрасов. Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами. М.Горький. Дружеские речи. 6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). В то время, о котором идет наша речь. Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет итти) о чем-н. Об этом и речи нет. 7. только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе. 8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов. Салтыков-Щедрин. Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь. 9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-н. высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь. Часть речи (грам) — грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли. имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, междометие называются частями речи.

Значение слова Речь по словарю Даля:

Речь
и пр. см. речи.

Значение слова Речь по словарю Брокгауза и Ефрона:

Речь — образуется в полости рта и глотки» благодаря изменению их очертаний и формы, и если при этом принимает участие голосовой аппарат, то получается звучная Р., без его же участия — шепот. В состав всякой Р. входят гласные и согласные звуки. Гласные звуки издаются гортанью (см. Голос), колебаниями голосовых связок, и они представляют видоизменения одного и того же основного тона, обусловленные присоединением к нему различных обертонов, как это было окончательно доказано Гельмгольцем. Гласные звуки, в сущности, отличаются друг от друга по своему звуковому оттенку, зависящему от преобладания тех или других обертонов в сложном звуке, преобладание же последних в гласных звуках зависит от той формы, которую принимает полость рта, зев и ротовое отверстие во время прохождения по ним звуковых волн, издаваемых гортанью. Каждой гласной соответствует определенное расположение только что названных частей, причем полость рта и глотки играет в каждом отдельном случае роль надставной трубы (в язычковых музыкальных инструментах), настроенной, подобно резонаторам, на определенный только тон. роль духовой трубы играют трахея и бронхи, роль мехов — легкие. Так, при произношении гласной

и благодаря укорочению верхних воздушных путей полость рта принимает форму широкой бутылки с узким горлышком впереди. при произношении е рот несколько удлиняется, при а рот широко открывается, так что полость его обращается в воронку с верхушкой, обращенной кзади, при о рот имеет форму бутылки, но губы вытягиваются кпереди и звучащая труба удлиняется. Это вытягивание губ кпереди в виде трубки выражается особенно резко при гласной у. Каждая из этих форм ротовой полости обладает собственным тоном, по отношению к которому рот является резонатором. этот собственный тон определяется лучше всего поднесением ко рту при различных его формах соответствующих звучащих камертонов различной высоты. резонанс окажется особенно сильным, когда тон камертона совпадает с собственным тоном полости рта. Этим объясняется та разница в легкости, с которой берется одна и та же музыкальная нота певцами, но только при различных гласных. легче всего поется гласная буква при такой ноте, в состав коей входит обертон, соответствующий собственному тону полости рта, приноровленной к произнесению данной гласной. Детальный анализ гласных был произведен Гельмгольцем при помощи стеклянных, жестяных и медных резонаторов (см.). Гельмгольцу удалось сделать обратную вещь, т. е. путем сочетания тех или других простых тонов получить все гласные звуки. Гласные звуки приобретают носовой, гнусливый характер в двух случаях: когда носовые полости при произношении гласных звуков не вполне закрываются дужками мягкого неба, что происходит при дефектах и поражениях дужек мягкого неба различного рода изъязвлениями, и когда носовые полости делаются непроходимыми вследствие ли их сжатия снаружи или насморка. в последнем случае носовые полости образуют резонирующую полость. При нормальных же условиях издавание гласных звуков сопровождается всегда герметическим прикрытием задних носовых отверстий (хоан) задними небными занавесками, и если при этом держать пламя свечи перед ноздрями, то оно совершенно не колеблется. Что касается согласных звуков, то они возникают в различных частях полости рта и глотки вследствие того, что выдыхаемый при произношении гласных ток воздуха или прерывается различными частями рта и глотки, напр. губами, языком, или приводит их в колебание, или видоизменяется благодаря образуемым ими сужениям, расширениям, замыканиям и т. д. Согласно акустическим свойствам согласных букв, их разделяют на звучащие и немые: первые как М, Н, Л, Р, С различимы без гласных, вторые же нет. но особенно распространена классификация Брюкке по месту образования согласных, а именно на 1) губные — Б, П, В, Ф. 2) язычные — Д, Т, З, С, Ш и др.. 3) небные — К, Г, Х. 4) гортанные — немецкое h. По характеру движений, обусловливающих произношение согласных, последние могут быть подразделены на смыкательные (эксплозивные П, Б, Т, Д, К, Г), придыхательные (Ф, В, С, Л, Ш, З, X), носовые (М, Н), вибрирующие (Р). Так как при шепоте голосовые связки вовсе не принимают участия и звук производится только языком и губами, то при шепоте резко стираются те разницы, которые существуют между согласными, произносимыми с голосом и без него, напр. между В и П. Р. в общем развивается следующим образом: в первую четверть года в голосе ребенка слышатся первые проблески гласных звуков — а и э и затем е и и, согласных м и б и др. С 3—4 месяца ребенок пытается комбинировать звуки в слоги и притом бесцельно. Намеренность в произнесении звуков наблюдается в конце первого года жизни, и с этих пор ребенок очень усердно учится произносить слова. Медленность развития Р. в этот период обусловливается ограниченным запасом звуков, которые способен произносить ребенок, вследствие чего на развитие главных сторон речевого акта требуются первые три-четыре года жизни. Первые слова ребенка весьма богаты гласными звуками, согласные же появляются в таком порядке: губные, язычные и гортанные звуки. В первом периоде Р. ребенка имеет характер подражательный, рефлекторный. со второго года жизни Р. становится сознательной, и ею начинают заправлять сознательные мотивы, и следовательно, волевые импульсы вместо рефлекторных слуховых импульсов, действовавших всецело раньше. И. Тарханов. Р., ее расстройства. Под расстройством Р., или афазией, понимают исчезновение или ограничение способности выражать мысли обычными знаками или понимать эти знаки, несмотря на существование умственных способностей, несмотря на целость периферических, чувственных, нервных и мышечных аппаратов. Глухонемота, бессловесность идиотов, отсутствие Р. в коматозном состоянии и при параличе языка и губ не причисляются поэтому к афазии. Последняя есть психическое заболевание. однако она не связана с нарушением умственных способностей: на последнее нужно в каждом отдельном случае смотреть как на осложнение. Различают два главных вида афазии, двигательную и чувственную, и четыре чистых формы: глухота к словам, слепота к словам, двигательная афазия (Aphemia) и Agraphia. В клиниках наблюдаются иногда чистые формы таких афазий. но гораздо чаще бывают сложные расстройства Р., в которых пострадали в большей или меньшей степени все четыре элемента Р. Четыре чистые формы афазии характеризуются клинически следующим образом. I. Чувственная афазия: а) глухота к словам. Больные не понимают, что им говорят, несмотря на сохранение слуха и хорошие умственные способности. Р. кажется им каким-то гулом. При глухоте к словам почти всегда встречаются двигательные расстройства Р., так назыв. парафазии. парафазия состоит в том, что больной для выражения мысли употребляет неподходящие слова, сам того не замечая. Парафазия может достигнуть такой степени, что Р. больного становится бессмысленной. б) Слепота к словам (вернее слепота к буквам). Больные при сохраненной способности Р. не узнают значения написанных или напечатанных знаков Р., которые они ясно видят. Они не могут поэтому читать (alexia), или же они читают с помощью особого приема, чертя виденные и не узнанные буквы. Эта «слепота» существует иногда только для слогов, а буквы еще узнаются. в других случаях не узнаются также и буквы. При этом нередко распознаются еще цифры. Слепота к словам почти всегда осложняется односторонним сужением поля зрения (hemianopsia). II. Двигательная, или моторная, афазия: а) двигательная афазия в тесном смысле слова (Aphemia). Это самое частое расстройство Р. и всего чаще встречается в чистой форме. Оно характеризуется отсутствием или уменьшением запаса слов. В тяжелых случаях больной имеет в своем распоряжении только жесты. в других случаях только слоги и слова или даже целые фразы, которыми он отвечает на все. Он сознает, однако, неясность своих ответов. Сохранившаяся Р. часто имеет характер междометия: «да», «нет», или она состоит из отдельных слогов или бессмысленно составленных слов и, наконец, из полных простых предложений. Все слоги выговариваются, однако, совершенно правильно, чем и отличается афазия от паралича двигательных органов Р. (Alalia). При незначительном уменьшении запаса слов прежде всего забываются имена существительные. это выражается тем, что больной обходит эти слова указаниями на действия. Так, напр., вместо «Дайте мне мою шляпу» он говорит: «Дайте мне то, что носится на…» Способность такого больного говорить подвержена, однако, некоторым колебаниям соответственно его общему состоянию. под влиянием возбуждения она может внезапно улучшиться. Многие афатики, не обладающие способностью сказать слово по собственной инициативе, могут верно повторить это слово, если оно им подсказывается. Это зависит от того, какие из многочисленных ассоциационных путей разрушены и какие сохранились. б) Аграфия, по удачному выражению Шарко, есть «афазия руки». Аграфия редко встречается в чистой форме. Обыкновенно аграфия сопровождает двигательную афазию, но не идет с ней параллельно. Она состоит в том, что при попытке писать больные выводят только бессмысленные и бессвязные черты. Такие больные пишут иногда верно под диктовку или могут переписывать. Афазия, как исключительно очаговый симптом, может быть вызвана всяким поражением области речи — мозговыми кровоизлияниями, размягчением, опухолями, травматическими влияниями, абсцессами. также этиологические моменты, как болезни сердца и сосудов, сифилис, Брайтова болезнь, острые инфекционные заболевания и т. д. играют здесь такую же роль, как и при других мозговых заболеваниях. Афазия не всегда вызывается материальным процессом в мозгу. афатические расстройства могут обусловливаться и неврозами, как истерией и неврастенией. Истерическая афазия, насколько это до сих пор известно, чисто двигательного происхождения. Она характеризуется полною или, вернее, абсолютною афазиею. Такие больные совершенно теряют способность говорить, становятся даже безголосыми. Истерическая афазия есть собственно «немота». У таких больных всегда сохранена или даже повышена способность писать. Расстройство Р. вследствие неврастенической усталости мозга ограничивается запамятованием некоторых конкретных слов и смешением при разговоре сходных по звуку слов. это заболевание стоит очень близко к парафазии. Предсказание и терапия афазии зависят от причин заболевания. Все формы расстройства Р. способны улучшаться и исчезать при благоприятных условиях. Если остается неисчезающий дефект Р., можно попытаться пополнить его путем воспитания больного. Так, слепой к словам выучивается, хотя и с трудом, снова читать, страдающий аграфией выучивается писать. Расстройства Р. возможны также как следствие местных механических причин. Последние могут быть в полости рта, зева или носа. В особенности опухоли языка и губ способны вести за собою значительные расстройства Р., затрудняя или делая невозможным правильное образование звуков. Такое же действие могут произвести опухоли зева, если ими стеснены или затруднены движения небной занавески. Очень хорошо известно также то расстройство Р., которое вызывается сильным увеличением одной или обеих миндалевидных желез или глоточной миндалины, равно как заячьей губой и волчьей пастью. Язвенные процессы в зеве часто ведут к разрушениям в области мягкого неба и затем, особенно при сифилисе, к рубцовым сращениям, вследствие чего верхнее глоточное пространство нередко отделяется наглухо от нижнего, отрезывая воздуху путь через нос и уничтожая движения небной занавески. Субъективные явления сказываются так назыв. гнусавостью и неразборчивым произношением некоторых гласных и согласных. См. Заикание.

Определение слова «Речь» по БСЭ:

Речь — речевая деятельность, общение, опосредствованное Языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. Речевые средства в этом процессе постепенно потеряли свой
«естественный» характер и стали системой искусственных сигналов (см. Семиотика). При этом они не просто тем или иным образом организуют в принципе независимую от них деятельность, а вносят в неё новое объективное содержание (слово как единство общения и обобщения) и этим способствуют перестройке её структуры: в языковом знаке фиксируются не только внешние, природные связи объектов, но также связи и отношения, возникающие в самом процессе деятельности. В научной литературе существуют противоречивые взгляды на сущность и функции Р.: Б. Кроче считает Р. средством эмоционального выражения. О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают Р. две основные функции — выражения и коммуникации.
Для А. Марти, П. Вегенера Р. — только средство воздействия. К. Бюлер выделяет функции выражения, обращения и сообщения. Советские психологи указывают на две основные функции языка (Р.): функцию средства, орудия общения (коммуникации) и функцию средства обобщения, орудия мышления. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и др. Р. как психологическое явление обычно понимается как особый вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, мнемической и др.) и как речевые действия или операции, включенные в перечисленные виды деятельности. в этом смысле Р. соотносится с такими категориями, как мышление, память и т.п. С точки зрения психологии и физиологии Р. — одна из высших психических функций человека. Физиологическая основа Р. — сложная организация нескольких функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Эта организация является многочленной и многоуровневой и включает как элементарные физиологические механизмы типа
«стимул — реакция», так и механизмы специфические, имеющие иерархическое строение и характерные исключительно для высших форм речевой деятельности. В психофизиологической организации Р. есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и осознаваемые (осознаётся содержание, а также иногда словесный состав, грамматика и даже звуковая сторона Р.): характер осознания зависит от типа Р., уровня развития речевых умений говорящего, социальной ситуации и других факторов. В процессе психического развития ребёнка его Р. (см. Детская речь) формируется поэтапно благодаря взаимодействию всё усложняющихся процессов общения (и процессов использования Р. в некоммуникативных целях) и становлению лежащих в основе Р. других видов деятельности.
Языкознание изучает Р. как одну из двух основных категорий — «язык — речь» в их единстве и противопоставлении. Р. при этом обычно понимается как реализация системы языка: язык — потенция, виртуальное (существующее как абстракция), социальное. речь — реализация, актуальное, индивидуальное. Подобная трактовка Р. восходит, как правило, к
«Курсу общей лингвистики» Ф. де Соссюра, который различал язык (langue) и языковую способность (facultй du langage) как социальное и индивидуальное. Они объединены в рамках речевой деятельности (langage), в свою очередь противопоставленной Р. (parole) как потенция — реализации. потенциальное приравнено к социальному, а реальное к индивидуальному. Обе концепции (и концепция Соссюра, и обычное понимание соотношения Р. и языка в современной лингвистике) не вполне соответствуют взглядам на природу и функции общения (Р.) в современной советской философской, социологической и психологической науке, где подчёркивается связь речевого общения с процессом взаимодействия (интеракции) и с системой общественных отношений, проявляющихся в общении. Поскольку язык используется не только для общения, но и в других видах деятельности (например, в познавательной, т. е. мышлении, в мнемической — как опора памяти, и т.п.), можно выделять собственно Р. (или «внешнюю» Р.),
которая имеет коммуникативную направленность, т. е. ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие, и внутреннюю Р., которая есть в сущности общение человека с самим собой для постановки и решения той или иной познавательной задачи. Ориентированность внутренней Р. на познавательные задачи ведёт к использованию в ней, наряду с единицами и конструкциями языка, встречающимися и в собственно Р., разного рода вспомогательных средств (образы, схемы и т.д.) и возникновению специфических закономерностей синтаксического строения внутренней Р., впервые описанных Л. С. Выготским. Внутренняя Р. отличается от внутреннего проговаривания (Р. «про себя», беззвучная Р.)
и внутреннего программирования (создание плана будущего высказывания или цепочки высказываний). Внутренняя Р. генетически восходит к собственно Р.: лишь использование Р. для общения делает возможным (как в филогенезе, так и в онтогенезе) использование её для познания. Собственно Р.
(«внешняя» Р.) разделяется на диалогическую (см. Диалог.) и монологическую Р. (см. Монолог). генетически первичной является диалогическая Р. Различают также устную и письменную Р. Помимо того, что письменная Р. имеет специфическую структуру и материальное воплощение в письменности языка, она отличается от устной Р. значительно большей возможностью для пишущего произвольно или сознательно выбирать и организовывать любые языковые элементы.
Оставаясь коммуникативной, «внешняя» Р. может выполнять в то же время различные дополнительные функции, например поэтическую (Р. как орудие общения посредством искусства), магическую («воздействие» на реальный мир с помощью слова), номинативную (Р. — наименование), диакритическую (Р., непосредственно включенная в речевую ситуацию и используемая лишь для её уточнения и дополнения неречевых действий) и т.п. В этих функциях Р. может приобретать специфические закономерности внутренней организации, что позволяет говорить или о поэтической Р., или о магической Р. и т.д.
Лит.: Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, 2 изд., Л., 1930. Сосюр Ф. де, Курс общей лингвистики, пер. с франц., М., 1933: Выготский Л. С., Избр. психологические исследования, М., 1956. Жинкин Н. И., Механизмы речи, М., 1958. его же, Психологические основы развития речи, в книге: В защиту живого слова, М., 1966. Николаева Т. М., Письменная речь и специфика её изучения,
«Вопросы языкознания», 1961, № 3. Язык и речь. Тезисы докладов, М., 1962. Миллер Дж., Речь и язык, в книге: Экспериментальная психология, т. 2, М., 1963: Речь. Артикуляция и восприятие, М. — Л., 1965. Холодович А. А., О типологии речи, в книге: Историко-филологические исследования, М., 1967. Соколов А. Н., Внутренняя речь и мышление, М., 1968. Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность, М., 1969. Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972. Основы теории речевой деятельности, М., 1974. B
ьhler К., Sprachtheorie, Jena, 1934. Coseriu Е., Sistema, norma у habla, Montevideo, 1952. Jakobson R., Linguistics and poetics, в сборнике: Style in language, N. Y. — L., 1960. Slama-Cazacu Т., Langage et contexte, s-Gravenhage, 1961. Moscovici S., Communication processes and the properties of language, в сборнике: Advances in experimental social psychology, v. 3, N. Y. — L., 1967.
А. А. Леонтьев.
Физиология речи. Физиологические функции, обеспечивающие общение между людьми с помощью звуков Р., заключаются в речеобразовании и восприятии Р. Для её продуцирования используется ряд органов. Совокупность органов, участвующих в речеобразовании, называется речевым аппаратом (см. Органы речи). Лёгкие с дыхательной мускулатурой, являясь исходным источником энергии, обеспечивают развитие давлений и воздушных потоков в речевом тракте, представленном гортанью, глоткой, ртом, носом, мягким нёбом и губами. Совокупность действий органов речевого тракта (Артикуляция) строго координирована, в результате чего образуется членораздельная звуковая Р. Процесс речеобразования в целом организуется нервной системой и подчиняется иерархическому принципу управления. Основные уровни речеобразования: синтез предложения, которое должно быть сказано. организация программы артикуляции. реализация этой программы в последовательности артикуляторных движений. собственно образование звукового сигнала.
В процессе восприятия Р. участвуют Слуховой анализатор и нервная система, в которых происходят преобразования акустического сигнала, в конечном итоге обеспечивающие понимание смысла речевого сообщения. Процесс организован по принципу иерархии: выделение слухом спектральных и временных особенностей сигнала, являющихся различительными признаками звуков Р.. фонетического анализ, обеспечивающий преобразование потока признаков сигнала в последовательность дискретных элементов сообщения (фонем или слогов). анализ синтаксиса и семантики сообщения.
Речь в акустике. С физической точки зрения устная Р. состоит из последовательности звуков речи (гласных и согласных), произносимых, как правило, слитно, с паузами только после отдельных слов или групп звуков. Слитность произношения звуков Р., вследствие непрерывности артикуляционных движений органов Р., вызывает взаимное влияние смежных звуков друг на друга. Артикуляционные органы имеют неодинаковые размеры у разных людей, и каждому человеку свойственна своя манера произнесения звуков Р., поэтому для каждого человека звуки Р. имеют индивидуальный характер (своего рода устный почерк). Но при всём их многообразии они являются физическими реализациями (произнесением) небольшого числа фонем (наименьшая звуковая единица данного языка, существующая в Р. в целом ряде конкретных звуков). В русской Р. их насчитывается 41: 6 гласных
(«а», «о», «у», «э», «и», «ы»), 3 твёрдых согласных («ш», «ж», «ц»), 2 мягких («ч», «й») и 15 в твёрдом и мягком видах. звуки Р.
«я», «ю», «е», «ё» относятся к составным («йа», «йу», «йэ», «йо»).
Звуки Р. неодинаково информативны. Так, гласные звуки содержат малую информацию о смысле Р., а глухие — наиболее информативны. Например, слово «посылка»: последовательность «о. ы. а» ничего не говорит, а — «п. с. л. к.»
даёт почти однозначный ответ о смысле слова. Точность передачи Р. (например, в системах связи) оценивают с помощью артикуляционного метода: передают набор элементов Р., например слов или слогов, отражающий состав звуков Р. данного языка, и определяют относительное количество принятых элементов. Разборчивость Р. при этом в значительной мере определяется разборчивостью глухих согласных.
Импульсы потока воздуха, создаваемые голосовыми связками (см. Голосовой anпарат) при произнесении звонких звуков Р., с достаточной точностью могут считаться периодическими. Соответствующий период колебаний называется периодом основного тона голоса, а обратная величина — частотой основного тона, она лежит обычно в пределах от 70 до 450 гц. При произнесении звуков Р. частота основного тона изменяется. Это изменение называется интонацией. У каждого человека свой диапазон изменения основного тона (обычно немного более октавы) и своя интонация. Последняя имеет большое значение для узнаваемости голоса. Импульсы основного тона имеют пилообразную форму и поэтому при их периодическом повторении получается дискретный спектр с большим числом обертонов или гармоник.
При произнесении взрывных и щелевых звуков Р. поток воздуха проталкивается через узкие участки (щели) речевого тракта, образуя завихрения, создающие шумы с широкополосным сплошным спектром. Таким образом, при произнесении звуков Р. через речевой тракт проходит сигнал с тональным или шумовым, или с тем и другим спектром. Речевой тракт представляет собой сложный Фильтр акустический с рядом резонансных полостей, создаваемых артикуляционными органами Р., в результате чего выходной сигнал, т. е. произносимая Р., имеет спектр с огибающей сложной волнообразной формы. Максимумы концентрации энергии в спектре звука Р. называются формантами, а резкие провалы — антиформантами. В речевом тракте у каждого звука Р. свои резонансы и антирезонансы, поэтому огибающая спектра этого звука имеет индивидуальную форму. Для большинства гласных звуков Р. характерно своё расположение формант, антиформант и соотношение их уровней. для согласных важен также ход изменения формантных частей во времени (см. рис. 1, 2, 3).
У звонких звуков Р., особенно гласных, высокий уровень интенсивности, у глухих — самый низкий. Поэтому при произнесении Р. громкость её непрерывно изменяется, особенно резко при произнесении взрывных звуков. Диапазон уровней Р. находится в пределах 35-45 дб. Длительность гласных звуков Р. в среднем около 0,15 сек, согласных — около 0,08 сек, звука
«п» — около 0,03 сек.
Образование звуков Р. происходит в результате подачи команд в виде биоэлектрических сигналов мышцам артикуляционных органов Р. от речевого центра мозга. Этих сигналов не более 10, изменяются они медленно (в темпе смены звуков Р., т. е. от 5 до 10 звуков в 1 сек). в результате общий поток этих сигналов составляет 50-100 информационных единиц (бит/сек), тогда как весь речевой сигнал — в 1000 раз больше. Объясняется это тем, что речевой сигнал представляет собой своего рода модулированную несущую (см. Модуляция колебаний). Вся информация заключается в спектральной модуляции (в изменении формы огибающих спектра и уровня Р.), а в самой несущей информация о смысле Р. отсутствует.
Основное назначение Р. — передача информации от человека к человеку, как при их непосредственном общении, так и с помощью средств связи. Так как для передачи натуральной Р. требуется пропускная способность тракта связи около 50 000 — 70 000 бит/сек, то с целью её экономии и соответственно увеличения количества возможных переговоров стремятся сжимать поток речевого сигнала на передающем конце тракта с последующим его расширением на приёмном конце. Например, ослабляя уровень громких звуков Р., уменьшают разность уровней между громкими и слабыми звуками (сжимают динамический диапазон). Так же можно сжимать частотный диапазон речевого сигнала. Наконец, можно исключать из Р. участки сигнала, не несущие информации (средние участки длительных звуков), т. е. компрессировать Р. во времени. На приёмном конце соответственно восстанавливают диапазоны и заполняют исключенные участки звуков.
Если отделить модулирующий сигнал от несущей, то потребуется ещё меньшая пропускная способность тракта связи для передачи Р. Подобную задачу в системах связи решают так называемые Вокодеры.
В современных исследованиях по общению человека с машиной решаются две проблемы: автоматическое управление машинами и процессами с помощью Р. (устный ввод в ЭВМ, автоматическая пишущая машинка и т.п.) и синтез Р. по различным кодовым сигналам (устный вывод из ЭВМ, говорящие машины для чтения текста слепыми и т.п.).
М. А. Сапожков.
Исследования механизмов слухового и фонетического анализа Р. относятся к акустике, психоакустике и фонетике. исследования синтаксического и семантического анализа сообщения относятся к лингвистике, психолингвистике и физиологии второй сигнальной системы. Речеобразование исследуют методами рентгенокиносъёмки, электромиографии, специальными датчиками воздушных давлений и потоков, акустических явлений и движений речевого аппарата. Ведущий метод исследования восприятия Р — определение его особенностей в зависимости от физических свойств естественных или синтетических звуков Р. Большое значение имеет физическое и математическое Моделирование. данные важны для языкознания, логопедии, сурдологии, техники связи, конструирования систем автоматического распознавания и синтеза Р.
Лит.: Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ., М., 1964. Речь. Артикуляция и восприятие, М. — Л., 1965. Фланаган Дж. Л., Анализ, синтез и восприятие речи, пер. с англ., М., 1968. Чистович Л. А., Кожевников В. А., Восприятие речи, в книге: Физиология сенсорных систем, ч. 2, Л., 1972 (Руководство по физиологии). Сапожков М. А., Речевой сигнал в кибернетике и связи, М., 1963.
Расстройства речи. К расстройствам Р. относят нарушения функций её восприятия и образования. Их причины: анатомические дефекты периферического речевого аппарата, нарушения его иннервации, а также органические и функциональные изменения некоторых отделов центральной нервной системы, обеспечивающих речевую деятельность. Расстройства образования Р. проявляются в нарушениях синтаксической структуры фраз, в изменениях словаря, звукового состава, методики, темпа и плавности речи. При расстройствах восприятия Р. нарушаются процессы распознавания речевых элементов, грамматического и смыслового анализа воспринимаемых сообщений (нарушения восприятия, обусловленные поражениями периферической слуховой системы, к речевой патологии не относятся). При изучении нарушений процесса речеобразования используют физиологические и биофизические методы, фонетический и лингвистический анализ речевой продукции больных, приёмы акустического анализа речевых сигналов. при нарушениях восприятия — психоакустические и психолингвистические методики.
При классификации речевых расстройств учитывают основные их проявления, сопутствующие неврологические симптомы, характер анатомических изменений речевого аппарата. Нарушения процессов анализа и синтеза сообщений и нарушения речевой памяти, возникающие при локальных поражениях головного мозга, относят к группе афазии. Аналогичные поражения центральной нервной системы у детей, возникшие до освоения ими речи, приводят к алалии. К группе афазий примыкают нарушения речеобразования, обусловленные утратой сложных речевых координаций (речевая Апраксия). Нарушения речеобразования, вызванные поражениями черепно-мозговых нервов, ядер этих нервов, некоторых подкорковых образований, составляют группу дизартрий. Расстройства, обусловленные анатомическими особенностями речевого аппарата (его скелета и мягких тканей), образуют группу дислалий (см. Косноязычие). они могут быть следствием врождённых расщелин губ и нёба, неправильного прикуса, травм и т.п.
К этой группе нарушений примыкают расстройства голосообразования, обусловленные параличами и Парезами голосовых связок, рубцовыми их изменениями, новообразованиями гортани и другими фониатрическими заболеваниями. наиболее тяжёлые из них возникают после полного удаления гортани (ларингэктомии). К функциональным нарушениям речи относят: заикание, функциональное косноязычие, Мутизм, а также нарушения речи, обусловленные дисфункциями гортани (афонии психогенного происхождения и др.). Вторичные нарушения речи возникают при глухоте и тугоухости: их характер и тяжесть зависят от степени снижения слуха и времени возникновения заболевания (утрата слуха до овладения речью может привести к глухонемоте). Расстройства речи зачастую сопровождаются нарушениями чтения (дислексия) и письма (дисграфия) вплоть до полной утраты этих способностей (Алексия и Аграфия). Диагностика речевых расстройств осуществляется невропатологами и логопедами.
Лечение: амбулаторное — в логопедических кабинетах и стационарное — в психоневрологических и специальных речевых клиниках. Комплекс лечебных мероприятий включает медикаментозную терапию, хирургические вмешательства, психотерапию и специальную речевую тренировку (логопедические занятия). Обучение детей с выраженными дефектами речи производится в специальных речевых школах (см. Логопедия).
Лит.: Лурия А. Р., Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1962. Правдина О. В., Логопедия, М., 1969. Handbook of speech pathology ed by L. E. Travis, N. Y., [1957]. Luchsinger R., Arnold G. E., Lehrbuch der Stimm- und Sprach-heilkunde, 2 Aufl., W., 1959.
Ю. И. Кузьмин.
Рис. 1. Спектральная огибающая фонемы «ть»: 1, 2, 3 — форманты. 4, 5, 6 — антиформанты.
Рис. 2. Спектральная огибающая фонемы «з»: 1, 2, 3, 4 — форманты. 5, 6 — антиформанты.
Рис. 3. Спектральная огибающая фонемы «а»: 1, 2, 3, 4 — форманты.


«Речь»,
ежедневная газета с приложениями, центральный орган партии кадетов. Выходила в Петербурге с февраля 1906 под фактической редакцией П. Н. Милюкова и И. В. Гессена. издатели: Ю. Б. Бак, В. Д. Набоков, И. И. Петрункевич и др. Была популярна в среде либерально-буржуазной интеллигенции. После Февральской революции 1917 выступала против большевиков. Закрыта Петроградская ВРК 26 октября (8 ноября) 1917, после чего выходила под названием
«Наша речь», «Свободная речь», «Век», «Новая речь», «Наш век», сохраняя антисоветскую направленность. Окончательно закрыта в августе 1918.

Речь — это… Что такое Речь?

  • речь — речь, и, мн. ч. и, ей …   Русский орфографический словарь

  • речь — речь/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Речь — Речь  конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… …   Толковый словарь Ушакова

  • речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… …   Толковый словарь Дмитриева

  • речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • речь — и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. [1.1.1, 52; 1.1.3, 95] <…> речь – не только система звуков, но и система… …   Словарь Л.С. Выготского

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… …   Большая медицинская энциклопедия

  • речь — Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… …   Словарь синонимов

  • Речь —         Река и речь, создал господь         Вас вдохновением единым.         Вас никому не побороть,         Для вашей плоти нет плотины.         Боги так же, как и люди, поначалу могли видеть, но не умели говорить (1) и объяснялись между собой… …   Энциклопедия мифологии

  • речь — и; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… …   Энциклопедический словарь

  • Речь в жизни человека — значение, особенности

    Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично  ему. Речь в жизни человека занимает существенную позицию:  она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Насколько бедной была бы наша жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас. Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.

    Структура  речи

    Речь, как и всякий другой вид деятельности, состоит из нескольких элементов.

    Мотивация – важный структурный компонент, без которого никакое взаимодействие между людьми не состоялось бы. Прежде, чем совершить какое – то действие, связанное с общением, личность должна испытывать потребность во взаимодействии. Мотивация может касаться как личностных (внутренних) запросов отдельного индивида, так и выходить за рамки его потребностей.

    Планирование – второй элемент в структуре речи. Здесь на первый план выходит способность к прогнозированию и ожидаемый результат. Личностные интересы человека участвуют в процессе распределения своих ресурсов и возможностей. Грамотное планирование обязательно включает в себя самоанализ и рефлексию. Человек должен знать, зачем он собирается расходовать свой ресурс, чего хочет достичь.

    Реализация – это процесс, направленный на достижение поставленной цели. Когда сформулирована задача, личность обладает высокой мотивацией и осуществляет грамотный подход к пошаговым действиям. С помощью речи информация передается от одного лица другому.

    Контроль – неотъемлемая составляющая любой успешной деятельности, и речь не является исключением. Чтобы понять, правильно ли решена задача, необходимо периодически отслеживать результат. Мы можем провести объемный семинар по какому – то вопросу, дать людям интересную информацию, но этого не достаточно, если имеется стремление к большим достижениям. Крайне важно получить обратную связь от участников, услышать их мнение, убедиться в своей полезности.

    Функции  речи

    Современная психологическая наука определяет речь как высшую психическую функцию, существенный механизм в образовании интеллектуальной деятельности, процесс передачи и обмена информацией.  Как всякая деятельность, она выполняет ряд важных задач.

    Номинативная функция заключается в необходимости называть, обозначать предмет словом. Благодаря этому, каждый способен понять своего оппонента и не путаться в понятиях. Общение между людьми основывается по заранее созданной модели, которая существенно упрощает процесс понимания.

    Обобщающая функция служит для выявления общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам. Слово уже обозначает не один предмет, а называет целую группу свойств или явлений. Здесь проявляется сильнейшая связь речи с мышлением, так как подобные операции требуют напряженной мыслительной деятельности.

    Коммуникативная функция представляет собой этап передачи информации от одного лица другому. Данная функция может быть проявлена как в устной, так и в письменной форме.

    Виды  речи

    В психологической науке выделяют два способа проявления речи: внешний (разговор при контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний.

    Внешняя речь всегда  направлена на общение людей между собой. Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их  окружающим. Благодаря этой способности, личность удовлетворяет свою потребность в обмене информацией, взаимодействии с другими людьми. В диалоге происходит беседа, которая может оказаться полезной для обеих сторон. В монологе  у человека реализуется возможность передать другим накопленный опыт, поделиться важной информацией.

    Внутренняя речь представляет собой особую форму выражения мыслей.  В отличие от внешней, она характеризуется обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и непоследовательностью. Такой внутренний диалог происходит в сознании человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно управлять и контролировать его. Однако сложность заключается в том, что внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.

    Особенности речи человека

    речь

    Выражение  эмоциональной  составляющей

    То, как человек говорит, оказывает существенное влияние на восприятие его слов собеседниками. Тембр голоса, интонация, паузы во время произношения, скорость придают звучащей речи своеобразную окраску, индивидуальность и неповторимость. Согласитесь, гораздо приятнее слушать человека с мягким тембром голоса, плавной интонацией и, вдобавок, интересной темой. В таком случае возникает большая заинтересованность в том материале, который преподносится.

    С помощью речи человек может обозначить свою позицию, поделиться личным мнением  по какому – то вопросу.  Настроение, эмоции так же  возможно выразить с помощью живого взаимодействия с собеседниками. Более того, только очень опытные ораторы способны скрывать свои чувства от аудитории, перенастраиваясь на продуктивно —  контролирующий подход к делу.

    Речь поможет личности отстоять свою позицию в споре, проявить симпатию к понравившемуся человеку, раскрыть эмоциональную составляющую. К примеру, если  тема в достаточной степени по нраву личности, то, без сомнения, она будет стремиться продолжить общение.

    Передача накопленного опыта

    Ребенок познает окружающую реальность с помощью звучащей речи. Сначала родитель показывает ему предметы и называет их. Затем  малыш растет, начинает взаимодействовать с другими людьми, узнает от них много для себя интересного и важного. Без слов было бы невозможно ни ребенку усвоить новую информацию, ни взрослому ее передать. Многое здесь, конечно, зависит от качества подачи самого материала, но значение речи является определяющим фактором.

    Передача знаний и навыков, достижений современной науки является неотъемлемым звеном в применении речи. Без нее преподавательская деятельность сделалась бы невозможной. Труд писателя, мыслителя, исследователя не мог бы найти своего применения.  Только благодаря живому языку, письменной и устной речи мы читаем книги, слушаем лекции, имеем возможность делиться собственным опытом с другими.

    Значение речи в жизни человека

    Способность к обучению

    Читая книги, человек совершенствуется, расширяет свое представление о мире и о себе самом. Изучая какой – либо предмет, он так же накапливает знания. Речь при этом имеет определяющее значение: ведь не зная языка, не умея общаться, усваивать материал, личность не имела бы возможности выйти на новый уровень развития и образования. Без речи невозможно представить себе ни одной работы, ни одного исследователя, психолога, учителя или политика. Даже тот, кто считает себя в достаточной степени овладевшим родным языком и речью, должен постоянно учиться для того, чтобы достичь высоких результатов.

    Способность к обучению – важная составляющая любой деятельности, если она стремиться к преуспеванию. Только постоянно узнавая новое, совершенствуя имеющиеся навыки можно выйти к успешному продвижению. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

    Самосовершенствование

    Иногда у человека возникает желание исправить ошибки прошлого, получить новый опыт, существенно изменить свою жизнь. Такие порывы обычно продиктованы стремлением к самореализации. В этом случае речь может пригодиться ему в качестве надежного вспомогательного средства. Изучение необходимого материала, чтение книг, проведение семинаров или тренингов – все это требует определенной подготовки и моральных сил. То, насколько личность оказывается готова приложить определенные усилия к реализации своего намерения, настолько полностью в этой непростой задаче задействована речь. Устная, письменная, обращенная вовне и внутрь себя —  она ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться поставленной цели.

    Таким образом, роль речи в жизни человека огромна, имеет первостепенное, главное значение.  Речевая деятельность применима повсюду: в общении с друзьями и близкими, в сфере образования, преподавательском труде, торговле, в любой профессии, требующей контакта с людьми. Языковая культура тесным образом связана с современной психологической наукой. Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих кругах интеллигентом, культурной  и образованной личностью, он должен много работать над собой, достаточно времени уделять развитию речи,  правильному произношению слов и построению сложных семантических конструкций.

    Виды речи

    Виды речи делятся на несколько взаимосвязанных: устная речь, внутренняя речь и письменная речь.

    Устная речь

    В отличие от других видов речи характеризуется тем, что она всегда непосредственно обращена к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей.

    Устная речь — это речь, произносимая вслух. Ее называют также экспрессивной речью. Она, как правило, является речью коммуникативной, т. е. служащей целям коммуникации, общения.

    В экспрессивной речи, в ее содержании, в темпе и ритме, в ее плавности находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма эмоционально, другие говорят даже об очень важных для них предметах, явлениях, событиях без особых эмоций. Одни говорят лаконично, другие — чрезмерно распространенно. Один в речи употребляет наиболее привычные слова и выражения, а другие преимущественно пользуются книжным языком. Особенно резко выступает «вычурность» речи у ряда больных шизофренией, иногда с образованием «слов» — неологизмов, выдуманных больными.

    Некоторые больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или, наоборот, очень медленно. Больные эпилепсией часто говорят особенно обстоятельно, и это соответствует тем изменениям личности, которые внесла в нее болезнь.

    В норме речь строится слитно, насколько этого требует смысл того, что говорят. Речь в связи с этим у здорового человека отличается плавностью. При некоторых органических и функциональных заболеваниях нормальная плавность речи нарушается. Характерным примером таких нарушений является заикание.

    Большое влияние на возникновение, степень выраженности и стойкость заикания оказывают особенности личности больного и его отношение к своему дефекту. Среди больных заиканием встречается значительное число лиц, страдающих неврозами, так называемыми функциональными расстройствами нервной системы. Заикание многие врачи считают своеобразной формой невроза, сказывающегося главным образом в расстройствах функции речи. Характерным симптомом этого невроза является страх речи. Больные боятся говорить, чтобы не обнаружить перед окружающими недостатки своей речи. Страх значительно затрудняет нормальное речевое общение больных, вызывает усиление заикания. В части случаев страх речи бывает настолько выражен, что становится преобладающим в картине заикания.

    Важную сторону звучной или экспрессивной речи представляет ее выразительность, которая во многом зависит от интонации — смены ударений, акцентов, тембров. Богатство интонаций — модулирование голосовых средств — зависит от особенностей личности и особенностей специального речевого обучения и воспитания. Дети, с которыми достаточно выразительно говорят, которым взрослые регулярно вслух выразительно читают, сами все больше приобретают способность богатой интонации речи. Иногда обеднение интонаций, малая способность пользоваться для выразительности речи голосовыми средствами возникает у больных с паркинсонизмом при поражениях подкорковой области головного мозга. Иногда интонационное оскудение тесно связано с эмоциональным оскудением личности, например у больного шизофренией.

    В экспрессивной речи следует различать автоматизированную речь (перечисление дней недели, месяцев, цифр и т. п.), отраженную речь (непосредственное повторение сказанного другим человеком), называние, диалогическую и повествовательную речь.

    Эти виды речи, несколько отличные по своим механизмам, по-разному могут нарушаться у больных. Непосредственное повторение слова, т. е. повторение человеком ранее ему известного слова, только что произнесенного другим лицом, — форма речи, относительно рано возникшая в процессе развития речи и относительно реже нарушающаяся при патологии речи. Так, например, большей частью заикающиеся способны повторять отдельные слова и даже фразы без выраженных нарушений речи.

    Процесс называния по физиологическим и психологическим своим особенностям значительно отличается от повторения. Назвать предмет можно только на основе более сложной системы связи, чем это имеет место при повторении. Даже при относительно легких нарушениях речи и речевой памяти иногда отмечаются нерезко выраженные нарушения называния (начальный артериосклероз головного мозга).

    Диалогическая речь

    Диалогическая речь — это умение вести разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

    Большое значение имеет повествовательная речь.

    В повествовательной речи наиболее сильно проявляются нарушения речи, даже относительно негрубые, так же как и уровень речевого и интеллектуального развития. В частности, здесь заслуживает внимания так называемый активный словарь. Активным словарем принято называть количество тех слов, которые употребляет отдельный человек в своей речи. Активный словарь отличают от пассивного словаря — запаса слов, которым располагает человек, но которые он не употребляет сам, а лишь способен понять в чужой речи. Отставание активного словаря от того, который соответствовал бы возрасту в данной социальной среде, говорит об отсталости в речевом развитии. Уменьшение словаря, ранее имевшегося у больного, говорит о нарушении речи или интеллекта.

    Некоторые больные становятся ограниченными в речевой инициативе. Их речь становится бедной по сравнению с речью перед заболеванием, они малоактивны в речи. Такие расстройства речи нередко наблюдаются при поражении лобных долей мозга (А. Р. Лурия, И. М. Тонконогий). В последние годы снижение речевой активности вплоть до полного выключения экспрессивной речи описано под названием акинетического мутизма при поражении верхних отделов ствола головного мозга.

    Важное значение имеют процессы восприятия человеком устной речи. Эти процессы объединяют под названием импрессивная речь или сенсорная речь. Процесс восприятия устной речи является сложным процессом. Он включает в себя восприятие отдельных речевых звуков, фонем, слогов, слов и предложений. При восприятии речи можно выделить два уровня, тесно связанных друг с другом: восприятие речи, или анализ и синтез звуков, достаточный для того, чтобы различались слова, и понимание речи, или анализ и синтез смысловых значений в речи. В восприятии речи участвует не только слуховой анализатор, но также и процессы артикуляции, внутренней речи.

    Внутренняя речь

    Внутренней речью называют речь про себя и для себя. Вместе с тем специальные исследования показывают, что и слова внутренней речи строятся на основе движения периферических органов громкой речи. Все виды сознательной деятельности связаны с речью, если не громкой, вынесенной вовне, то с внутренней. Мышление, память, восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее значение также имеет внутренняя речь в самосознании, в регуляции поведения. Значение и смысл во внутренней речи, как и формальная сторона внутренней речи, определяются речевым опытом человека в общении с другими людьми.

    При этом структура слова и фразы во внутренней речи отличается от структуры их в громкой речи. В основном это различие определяется различием задач громкой речи, с одной стороны, и внутренней речи — с другой. Внутренняя речь не служит общению, она не должна быть понятна другим людям, она может быть значительно свернутой, сокращенной, она может больше использовать чувственные представления.

    Письменная речь

    На определенном уровне исторического развития общества люди для своего расширяющегося общения друг с другом начинают прибегать к знакомой речи, способной по своей форме преодолевать трудности общения, связанные с расстоянием. Проходя через ряд стадий, эта форма общения переходит к современным формам — письму и печати.

    Говоря о письменной речи, следует иметь в виду две стороны ее, соответствующие в известной мере экспрессивной и импрессивной речи: чтение и письмо.

    Чтение может быть громким (чтение вслух) и беззвучным (про себя), соответственно более связанным с звучной или с внутренней речью. Следует отметить, что наблюдаются больные, у которых более нарушено чтение вслух, так же как и больные, у которых более страдает чтение про себя.

    Нарушения чтения (алексии) могут вызываться как поражениями речевой зоны коры головного мозга (вторичные алексии), так и поражениями оптической зоны, теменно-затылочной области коры головного мозга (первичная алексия). Различают также алексии по тому, что больше затруднено: распознавание букв (литеральная алексия) или чтение слов (вербальная алексия). Можно упомянуть о таких нарушениях чтения, которые связаны с гемианопсией (выпадением части поля зрения) или с неспособностью передвигать взор по горизонтали, переводить его по вертикали, со строки на строку.

    Физиологические и психологические основы процесса чтения до известной степени изменяются с развитием умения читать. В частности, нарастающая скорость чтения определяется известной сменой характера процесса. Чтение слова у бегло читающего человека осуществляется без обязательного считывания всех букв. Улавливание части их, опирающееся на контекст, на общий смысл читаемого, заменяет здесь частично складывание отдельных букв в слоги, а слогов в слова.

    В основе процесса письма лежит сложная физиологическая система, частью общая с той, которая лежит в основе процесса чтения. Следует различать в процессе письма, с одной стороны, самое отражение громкой или внутренней речи в письменных знаках, а с другой стороны — особенности речевого процесса, входящего в процесс письма.

    Письмо есть особый вид речи, особая форма речи, при которой человек должен иметь чаще всего в виду общение с отсутствующим человеком (людьми). Эти особые условия меняют и характер набора слов, лишают речь наиболее привычных средств подкрепления речи жестами, мимикой. Не имея перед собой собеседника, человек уже лишен возможности свои слова и мысли соотносить со словами, мыслями, поведением собеседника или слушателя. Письмо зато допускает в большей мере коррекцию и перестройку. Развитие письменной речи, таким образом, связано с развитием самого речевого процесса.

    Наблюдаются различные формы нарушения уже развитой письменной речи и задержки в ее развитии. Известны многообразные аграфии — расстройства письма, обусловленные очаговыми поражениями в различных разделах головного мозга: в оптической зоне, в речевой зоне, в двигательной зоне.

    Иногда нарушение письма определяется личностными изменениями. Письмо больных шизофренией, как и их устная речь, нередко приобретает черты «вычурности» — непривычное распределение букв и слов, необоснованные подчеркивания, росчерки и т. п.

    Своеобразное нарушение письма получило в клинике название «писчий спазм». При попытках письма в пальцах руки больного с писчим спазмом возникают судорожные, спазматические расстройства, препятствующие акту письма. Наиболее часто эти расстройства возникают у людей, профессия которых связана с необходимостью много писать. В возникновении писчего спазма играют важную роль психические причины, хотя здесь нельзя бывает исключить и некоторую органическую основу расстройства.

    Люди, привыкшие много писать, не придают особого значения процессу самого письма, т. е. формальной его стороне, сосредоточивая основное внимание на его содержании. Именно при таком, до известной степени автоматизированном письме проявляются индивидуальные особенности писания букв в слове — почерк.

    Почерк в известной мере зависит от типа личности, от ее состояния. Иногда по форме письма, по почерку можно в какой-то мере судить об особенностях личности, о состоянии писавшего (например, состояние эмоционального возбуждения может проявиться в изменении почерка). Это позволяет в некоторых случаях пользоваться анализом изменения почерка в судебно-психиатрической экспертизе. Некоторые авторы предпринимали попытки характеризовать здоровую личность по особенностям почерка (графология), К этим попыткам следует относиться крайне осторожно. На образование индивидуального почерка влияют очень многие факторы, и далеко не всегда их можно учесть и правильно соотнести их влияние на формирование почерка.

    Значение слова РЕЧЬ. Что такое РЕЧЬ?

    РЕЧЬ, -и, мн. ре́чи, —е́й, ж.

    1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи.Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речи. Гоголь, Страшная месть. 714 Речь — это достояние только человека, животные не говорят, а издают звуки. К. Платонов, Занимательная психология.

    2. только ед. ч. Язык как средство общения между людьми. Устная речь.Перебивая друг друга и мешая русскую речь с французской, они стали быстро рассказывать. Чехов, В усадьбе.

    3. только ед. ч., с определением. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь.[Пушкин] переодетый, ходил даже по базарам псковским для изучения живой народной речи. Добролюбов, А. С. Пушкин. Говорил он без запинки, будто читал по книге; и речь его была книжной. Федин, Города и годы.

    4. только ед. ч. Язык, свойственный кому-л., манера говорить, выговор. Окающая речь. Членораздельная речь.[Мать] вслушивалась в плавную речь девушки. М. Горький, Мать. Их [голландцев] певучая горловая речь вливалась в уши, как ласкающая мелодия. Новиков-Прибой, Соленая купель. [Настя] с интересом слушала самоуверенную и живую речь майора. В. Глинка, Старосольская повесть.

    5. Слова, разговор, то, что говорят. [Марина:] Наконец Я слышу речь не мальчика, но мужа. Пушкин, Борис Годунов. [Городничий:] Да перестаньте, пожалуйста! Вы эдакими пустыми речами только мне мешаете. Гоголь, Ревизор. — За ветром в поле не угоняешься, так и людских речей не переслушаешь. Мельников-Печерский, В лесах. || Разг. Беседа, разговор. [Паншин] навел речь на выгоды сахароварства, о котором недавно прочел две французские брошюрки. Тургенев, Дворянское гнездо. Речь шла об убитом абреке. Казак рассказывал, бабы расспрашивали. Л. Толстой, Казаки. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Куприн, Слон.

    6. Публичное словесное выступление. Юбилейная речь. Надгробная речь. Речь прокурора.Час назад Черноголовый говорил речь с балкона к рабочим, собравшимся на улице толпою. Бахметьев, Преступление Мартына. В повестке дня моя скромная речь носит громкое название доклада. Лебедев-Кумач, Народ не забыл своего Тараса.

    Косвенная речь см. косвенный.
    Прямая речь см. прямой.
    Дар речи см. дар.
    Части речи см. часть.
    Вести речь к чему см. вести.
    Речь идет о ком-чем см. идти.
    Не может (не могло) быть и речи о чем — о чем-л. невозможном. Татьяна приходила с работы такой усталой, что ни о каких серьезных занятиях не могло быть и речи. Жестев, Тархановы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *