Что такое воображения: Воображение — что это такое – Воображение в психологии: определение, функции и виды

Автор: | 27.09.2020

Воображение в психологии: определение, функции и виды

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье Вы узнаете, что такое воображение в психологии. Рассмотрим его виды, выясним, какова роль и функции, как нужно его развивать. Поговорим о способах создания образов.

Определение и виды

Парень сидит возле открытой огромной книги. У него в руках светящаяся книга, с которой вылетают разные предметыПарень сидит возле открытой огромной книги. У него в руках светящаяся книга, с которой вылетают разные предметы

Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.

По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.

Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.

Виды воображения в психологии представлены следующими формами:

  • активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
  • пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.

Пассивный вид в свою очередь делится на:

  • преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
  • непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.

Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.

  1. По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
  2. По типу труда: технический вид; художественный.
  3. В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
  4. По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.

Воображение необходимо людям для трудовой деятельности. Оно всегда имеет направленность на труд, практическую деятельность. Перед тем, как человек совершает поступок, он мысленно представляет свои действия и возможные результаты.

Предназначение и функции

Мужчина стоит, держа руку у виска. Сзади него тень на стене, у которой за спиной расправляется плащ супергерояМужчина стоит, держа руку у виска. Сзади него тень на стене, у которой за спиной расправляется плащ супергероя

Роль воображения представлена следующими моментами:

  • возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать;
  • индивид в непредвиденном случае может формировать план действий;
  • возможность регулировать эмоциональность отношений;
  • регулировка процессов познания индивида.

Воображение позволяет выйти за пределы понимания человека, способствует предвидению будущего, оживляет прошлое.

Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.

  1. Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
  2. Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
  3. Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
  4. Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
  5. Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.

Создание образов

Человек стоит на возвышенности. Перед ним огромная луна

Человек стоит на возвышенности. Перед ним огромная луна

Стоит рассматривать и способы формирования образов воображением.

  1. Агглютинация — образы создаются при соединении определенных качеств, частей отдельных объектов в одно целое. Примерами являются образы кентавра, русалки, избушки, которая стоит на куриных ножках. Данный способ применим и в техническом творчестве. Так создавались аэросани, гидросамолет, троллейбус и даже аккордеон.
  2. Акцентирование. Происходит деление отдельно взятых деталей какой-то части целого объекта. Данным приемом не редко пользуются карикатуристы, когда хотят подчеркнуть определенные черты.
  3. Гиперболизация. Происходит преуменьшение или преувеличение объекта, а также возможно смещение или изменение его отдельных частей. Данный способ широко применим в сказках, а также в былинах. Примеры: лилипуты и великаны, многоголовые драконы.
  4. Типизация — самый сложный способ. Пример, когда человек наблюдает картину, рисует в подсознании образ, который передан автором. При чтении книги, благодаря описанным чертам персонажа, человек представляет его внешность, характер, имеет возможность окунуться в его мир, время и окружение.

Развитие

Женщина занимается рукоделием
Женщина занимается рукоделием

Творчество лучше всего способствует развитию воображения

Если Вы намереваетесь развивать свое воображение, то можно прибегнуть к следующим советам.

  1. Занимайтесь интеллектуальной деятельностью. Человек должен развиваться творчески и заниматься научной деятельностью.
  2. Учитесь мыслить креативно.
  3. Станьте более эмоциональным, развивайте в себе эмпатию.
  4. Обогащайте свой опыт восприятия.
  5. Продумывайте свои действия, рассматривайте возможные результаты.
  6. Старайтесь почаще фантазировать, представляйте какой бы была Ваша жизнь, если б в ее определенный момент произошли весомые изменения.
  7. Если у Вас есть детки, сочиняйте им сказки.
  8. Занимайтесь спонтанным творчеством, учитесь творить, используя различные материалы.

Теперь Вы знаете, что собой представляет развитие воображения. Человек должен понимать, что данная способность помогает лучше ориентироваться в мире, быть креативным, иметь нестандартный взгляд на привычные вещи. Нужно развивать воображение у детей и у себя, научиться планировать свои шаги, представляя возможные результаты.

воображение — это… Что такое воображение?

— способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Воображение выражается:

1) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

3) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответственных описанию объекта.

Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения — в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения инстинктивного животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации проблемной, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задачу можно решить и с помощью воображения, и с помощью мышления. Ценность воображения — в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в чем явлена ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход — представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Принято различать два вида воображения — воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Ведущим механизмом творческого воображения, в коем целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения некоего свойства предметов из иной области. Также различаются:

1) воображение произвольное — проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;

2) воображение непроизвольное — проявляемое в сновидениях, в медитативных образах.

Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения — преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных формах:

1) агглютинация-соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

2) гиперболизация, или акцентирование — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

3) заострение — подчеркивание некоих признаков;

4) схематизация-сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

5) типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

По степени выраженности активности различаются:

1) воображение пассивное;

2) воображение активное.

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего — в мечтании. Мечта — необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения — фантазия.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

ВООБРАЖЕНИЕ — это… Что такое ВООБРАЖЕНИЕ?

    ВООБРАЖЕНИЕ — способность представления (образования, удержания и произвольного воспроизведения) образа предмета в отсутствие самого предмета, существующего либо реально, либо только в представлении.

    Понятие воображения (φαντασία) как особой ментальной способности представления впервые в греческой философии вводится Платоном. Воображение описывается в “Филебе” (38 а—40е; без употребления самого термина) как связанная с памятью способность создания душой “живописных” образов или изображений содержания как отделенного от ощущений мнения, так и того, что выражается в речи (самый термин впервые используется в “Государстве” 382 е; ср. “Теэтет” 152 с, 161 е). Подобная способность души оказывается способностью творческой, благодаря которой душа в состоянии изображать или “рисовать” образы вещей, не только копируя, но и произвольно внося разнообразные изменения. Поскольку для Платона образы, т. е. вещи и их изображения, суть лишь слабые преходящие отпечатки сущего, прообразов-эйдосов, или идей, то и способность воображения, как создающая образы, неизбежно должна вносить некоторое искажение в представляемое ею, т. е. быть причастна не-сущему и иррациональному. Воображение, кроме того, является посредником между чувственным восприятием и мнением как завершающим дискурсивное мышление (в “Софисте” 263 d —264 b Платон описывает воображение как смешение чувственного ощущения и мнения), одновременно и разделяя и соединяя, подобно мосту, чувственное и умопостигаемое. С первым воображение роднит способность создавать наглядные образы, со вторым—то, что эти образы всегда уже как-то истолкованы, относятся не только к прошедшему и настоящему, но и проецируются в будущее. У Платона намечается, т. о., иерархия познавательных способностей, подробно разработанная позднейшими платониками (напр., Боэцием в “Утешении философией”): чувственное восприятие (αϊσΰησις, sensus), воображение (φαντασία, imaginatio), дискурсивно-логическое мышление (διάνοια, ratio), “собирающее” истинный смысл посредством ряда утверждений и доказательств, всегда потому предполагающее рассуждение и речь-логос, и, наконец, разум (νους, intelligentia) как способность мгновенного усматривания и понимания истины в ее полноте.     Развернутую и разработанную теорию воображения впервые дает Аристотель в сочинении “О душе” (III 3, 427 b 14 ел.). Известен целый ряд различных толкований аристотелевского понятия воображения. Основные черты воображения, которые можно выделить, суть следующие: воображение есть устойчивое состояние или свойство (^ξις) ума порождать образы (φαντάσματα), отличные как от образов чувственного восприятия, так и от предметов чистого мышления. Устойчивое это состояние есть некоторая деятельность, заключающаяся в движении, следующем за деятельностью чувственного восприятия (О душе III 3, 429а 1—2; ср. Met. V 20,1022b4—5). В отличие от доставляемых чувственным восприятием ощущений, которые всегда истинны, представления по большей части ложны. Воображение при этом является промежуточным между чувственным восприятием и рациональным дискурсивным мышлением, ибо, с одной стороны, не может действовать вне и помимо тела (поэтому воображение есть у большинства животных). С другой стороны, предположение и сочетание суждений (ϋπόληψις) и даже само дискурсивное мышление не обходятся без воображения, которое доставляет необходимый материал мышлению, причем воображение уже неявно предполагает не просто представление свойств предмета (ϊδια), но и некоторое о нем суждение. Античные теории воображения не делают явного различия между тем, что позже Кант называл продуктивным и репродуктивным воображением, т. е. воображением, способным произвольно создавать свои образы, и воображением, лишь более или менее точно копирующим и воспроизводящим образы, исходящие от иных познавательных способностей, чувственного восприятия или мышления. Понятие продуктивного воображения впервые появляется у Филострата как способность создания образов подлинной реальности в противоположность несовершенному подражанию в телесных вещах. Аристотелевское описание воображения позволяет, впрочем, понимать его и как репродуктивное, и как продуктивное, коль скоро воображение—единственная способность, которая может представлять образы в соответствии с нашим желанием и произволом. Наконец, воображение связано с движением, возникающим, из деятельности чувственного восприятия. Т. о., можно указать на следующие черты воображения, сходным образом представленные у Платона и Аристотеля: воображение занимает промежуточное положение между чувственным восприятием и мышлением; обладает уникальным свойством действовать произвольно, повинуясь одному только (возможно, немотивированному) желанию; есть способность наглядного представления как телесных, так и идеальных объектов; к воображению всегда примешано иррациональное и искажающее и потому ложное; наконец, воображение может наглядно представлять движение.

    Во многом под влиянием стоиков φαντασία начинает пониматься как творческое продуктивное воображение. Согласно Сексту Эмпирику, люди отличаются от животных не тем, что обладают воображением—ибо им наделены также и животные,—но тем, что специфически человеческое воображение позволяет совершать разнообразные переходы, изменения и сочетания в самом же воображении. В эллинистической и позднеантичной философии воображение понимается гл. о. в платоновско-стоическом смысле, в частности, Лонгином, Квинтилианом, Филоном, Максимом Тирским, Халкидием, св. Василием Великим и другими мыслителями.

    Существенное уточнение и дальнейшую разработку концепция воображения получает у позднейших неоплатоников, в частности у Плотина, Порфирия, Сириана и Прокла. Вслед за Платоном и Аристотелем Плотин понимает воображение как промежуточную способность души образовывать психические образы (непосредственно связанную со способностью удержания этих образов, памятью), выступающие посредниками между чувственными данными и идеальными объектами. Воображение, однако, отлично как от чувственного восприятия, так и от мышления, поскольку, с одной стороны, собирает данные чувственного восприятия воедино, а с другой — отражает акты мышления ума (νόημα), представленные в дискурсивном мышлении. Воображение удерживает, т. о., свою двойственность, поскольку, с одной стороны, сродно телесному и причастно небытию, в нем присутствует нечто темное и иррациональное, ибо воображение представляет образы телесного наглядно как делимые в самом же воображении, т. е. как имеющие части, а кроме того, воображение способно произвольно создавать свои образы невиденного (кентавра или химеры), менять и искажать их, относя ко всецело вымышленному. С другой же стороны, образы воображения, в отличие от физических, точны и способны являть не только телесные предметы, но и невидимое, вечные и неизменные идеальные объекты и их свойства (ср. Энн. 1.8.14—15; III. 6.15; IV. 6.3: Прокл. Комм. к Евклиду 51-56,78—79, KOMM. к “Тим.” Ill 235, III 286-287; Порфирий. Сент. 8,16, 37,43, 47—48, 54—55; Сириан. Комм. к “Мет.” 98 ел.).     Между тем Плотин придает воображению и некоторые черты, лишь только намеченные у Платона и Аристотеля, которые оказываются важнейшими при дальнейшей разработке понятия воображения у неоплатоников. Во-первых, Плотин различает две способности воображения— высшую, синтезирующую и воспроизводящую данные чувственного восприятия, относимую к высшей, не связанной с телом, душе, а также низшую способность воображения, неопределенную и нерасчлененную, относимую к воплощенной в теле душе (Энн. IV. 3.31: ср. III. 6.4.). Обычно, впрочем, оба типа воображения неразличимы, поскольку в обычном состоянии высшее воображение преобладает и как бы вбирает в себя низшее, подобно малому пламени, становящемуся невидимым в большом огне; когда же душа пребывает в возмущении и страстном состоянии, низшее воображение заслоняет своими образами высшее, делая его неразличимым. Во-вторых, Плотин указывает на примечательный параллелизм между воображением и особой нефизической, т. н. интеллигибельной, или геометрической, материей, присущей только геометрическим объектам (ύλη νοητή, впервые введенной Аристотелем в “Метафизике” VII 10—11 b VIII 6: ср. Энн. II. 4.1—5). Поскольку воображение представляет свои образы как протяженные, оно может быть уподоблено некоему протяжению, впрочем нефизическому, в котором могут воплощаться геометрические фигуры, имеющие у Платона статус промежуточных между физическими вещами и их идеальными прообразами-эйдосами. Воображение в таком случае и оказывается тем особым мнимым протяжением — интеллигибельной материей, той стихией, в которой геометрические объекты наличны как протяженные, как воображаемо-наглядно представимые и как вычерчиваемые самим же воображением как подобия идеальных прообразов, которые сами не наглядны и невообразимы, но только мыслимы (так, эйдос круга не кругл, тогда как круг в воображении—действительно кругл, в отличие от любого его физического подобия, всегда неизбежно искаженного). Как показывает Прокл, геометрические объекты воссоздаются и представляются из своих идеальных прообразов в воображении (подобно тому, как слова являются продуктом рассудка и воображения, φαντασία λεκτική или σημαντική). Геометрические предметы выстраиваются при этом кинематически, т. е. как бы вычерчиваются посредством движения другого геометрического объекта меньшей размерности. Т. о., самая геометрия как наука оказывается не только основанной на разуме, но также и коренящейся в воображении.     Через Августина и Боэция понятие воображения (imaginatio) как отдельной познавательной способности переходит в средневековую схоластику, где воображению уделяется особое внимание (в частности, у Фомы Аквинского и Данте) как одной из ведущих познавательных способностей человеческой души.     В философии Нового временя понятие воображения играет заметную роль. Наряду с разумом, памятью и чувствами воображение является одной из функций “познавательной силы” или способности души для Декарта. В частности, воображение есть “известное применение познавательной способности (т. е. разума) к телу, которую перед ней внутренне присутствует” (Med. VI, AT W 71—72). Трудность в понимании роли воображения в процессе познания и в общей структуре познавательных способностей состоит для Декарта в том, что воображение прежде всего воспроизводит и собирает в одно целое образы чувственного, т. е. телесного, и затем уже передает их для дальнейшего истолкования разуму, образы, или “идеи”, которого нематериальны. Поскольку Декарт принимает две взаимодополнительные конечные субстанции — материальное протяжение и мышление — воображение оказывается отнесенным к телесному как протяженному, но к телесному должны быть отнесены и представимые в воображении геометрические фигуры, поскольку они протяженны. Однако способ, каким протяженные образы воображения представляются как непротяженные нематериальные “идеи” разума, остается для Декарта столь же непроясненным, сколь и взаимодействие тела и души или тайна воплощения души в теле.     Ключевой фигурой для понимания понятия воображения в новой философии является Кант. В учении Канта о способности воображения (Einbildungskraft) следует подчеркнуть две важнейшие черты, во многом определяющие трактовку воображения в последующей философской традиции. Во-первых, Кант проводит различие между репродуктивным (воссоздающим) и продуктивным (творческим) воображением. Подобное различение можно найти еще у Хр. Вольфа, который принимает воображение как способность души порождать образ вещи в отсутствие самой вещи, а также воссоздавать образ вещи как целой, дополняя чувственное восприятие, никогда не завершенное (позже Гегель в “Эстетике” делает попытку провести различие между пассивным воображением и творческой фантазией). От воссоздающего, или воспроизводящего, репродуктивного воображения отлична у Вольфа продуктивная способность, facilitas fingendi, позволяющая творить никогда не виданные образы посредством разделения и сочетания образов уже известных (Psychoiogia empirica, par. 117). Во-вторых, Кант трактует воображение как промежуточную способность между чувственностью и рассудком. До Канта подобное истолкование воображения как посредующей познавательной способности души, имеющей черты общности как с чувственностью, так и с рассудком, можно найти у Лейбница, в чем последний в сущности следует Аристотелю и неоплатоникам. Продуктивное, чистое, или трансцендентальное, воображение определяется Кантом как “способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании” (Критика чистого разума, D 151; Соч., т. 3, с. 204). Продуктивное воображение определяет и синтезирует или связывает воедино a priori многообразие чувственного созерцания (с которым воображение роднит способность наглядного представления предмета) согласно единству чистой апперцепции (т. е. неэмпирического представления “я мыслю”, сопровождающего всякий акт мышления) в соответствии с категориями рассудка, способного мыслить многообразие чувственного опыта в единстве (с рассудком воображение роднит спонтанность, т. е, самодеятельность: ср. Критика чистого разума, А 124). Продуктивное воображение есть поэтому “способность a priori определять чувственность, и его синтез созерцаний сообразно категориям должен быть трансцендентальным синтезом способности воображения” (Соч., т. 3, с. 205). Репродуктивное воображение, напротив, подчинено только эмпирическим законам ассоциации и потому не способствует возможности познания a priori (Критика чистого разума, В 152; Соч., т. 3, с. 205). Продуктом чистого воображения является трансцендентальная схема, однородная, с одной стороны, с категориями рассудка, а с другой — с явлениями, чувственно постигаемыми в формах пространственно-временных определений; схема сама как бы посредует между образом и понятием, являясь “представлением об общем способе, каким воображение доставляет понятию образ” (Критика чистого разума, А 140; Соч., т. 3, с. 223). Т. о., творческое воображение является важнейшей предпосылкой возможности познания, одновременно соединяя и разделяя чувственность и рассудок.     Воображение как творческая способность играет центральную роль у Фихте и Шеллинга, а также в философии романтизма. Так, у Фихте в раннем изложении “Наукоучения” (1794) вся действительность полагается для рассудка посредством творческого воображения через противопоставление и взаимоограничение “Я” и “не-Я”. Развивая мысль Фихте, Новалис утверждает, что творческое воображение является источником действительности и в конечном счете самой действительностью. Для Шеллинга продуктивное воображение выступает как посредник между сферой теоретического и практического. В философии тождества Шеллинга “воображение природы” есть организм, в котором находят свое наиболее полное воплощение реальное, идеальное и их тождество. При этом реальное (мир природы) образуемо посредством воображения (Einbildung) бесконечного в конечное; идеальное (мир духа), напротив, воображением конечного в бесконечное. Воображение, т. о., понимается как ничем внутренне не связанное и не ограниченное, как конститутивное для самого бытия. Кант, впрочем, отвергает подобное истолкование понятия воображения, ибо воображению нет места в практической философии, в области моральных принципов и поступков, где, по мысли Канта, только и возможна человеческая свобода.     Творческое воображение оказывается определяющим для эстетики и искусства Нового времени. Так, Ф. Бэкон полагает воображение основой поэзии (De augm. scient.). Кант определяет воображение в “Критике способности суждения” как способность представления эстетических идей, причем решающее для эстетического опыта суждение вкуса основывается на выражаемой в чувстве удовольствия свободной игре воображения и рассудка. Для Шеллинга мир есть совершенное и прекрасное творенье Божье и потому действительность есть абсолютное произведение искусства (как и для Новалиса), в которое множественность привносится “божественным воображением”. Создавая свое произведение, художник уподобляется Творцу, однако не посредством разума, но прежде всего посредством воображения. Воображение в таком случае должно быть решительно неограниченным (т. е. бесконечным, способным воображать самое себя бесконечным), являющим безграничную свободу. Свобода тогда может и должна пониматься как свобода творчества творческого же воображения, что и подчеркивается в романтизме. В частности, с понятием творческого воображения оказывается тесно связанным понятие гения (у Шиллера, Ф. Шлегеля, а также В. фон Гумбольдта и Шеллинга) как человека с особо развитым воображением, художника и в особенности поэта, не описывающего (и, т. о., ни в коем случае не подражающего), но предписывающего законы прекрасному и действительному, по сути творящего их. В современном искусстве античное понятие свободы, понятой как непреложность и обязательность красоты, правды и добра, зачастую подменяется произвольностью, проявляющейся в произведениях иллюзорно свободного, ничем не ограниченного творческого воображения. После Канта понимание воображения как посредующего между чувственностью и рассудком, как связанного с материалом чувственности, способное, впрочем, этот материал по-иному организовывать, становится общим местом в психологии и антропологии. Однако во 2-й пол. 19 в. психология во многом отказывается от рассмотрения традиционных способностей души, предлагая совершенно иные истолкования феноменов, прежде связываемых с воображением (сны, мечты, сумасшествие; на связь последнего с воображением указывает Дильтей). Для подобных истолкований воображение уже не играет существенной роли (как, напр., в психоанализе Фрейда).     Понятие воображения существенно для теории познания, развиваемой в рамках современной аналитической философии. Крайнюю точку зрения на воображение высказал Г. Райл, согласно которому воображение как единая и отдельная познавательная способность есть только фикция, к воображению же обыкновенно относят разнообразные и зачастую разнородные ментальные процессы, связанные с представлением, воплощением характера, лицедейством, притворством и т. д. Весьма оживленно обсуждается вопрос о роли образов воображения как наглядных представлений в познании: Согласно одной точке зрения, содержание подобных образов может быть адекватно представлено и описано синтаксически, а посему указанные образы не имеют решающего значения для мышления. Согласно же противоположной точке зрения (picture theory of imagery), воображаемое невозможно свести к описанию в общих терминах, поскольку в содержании воображаемого неизбежно присутствует пространственная компонента, т. е. наглядно представляемое содержание, обладающее автономностью. “Критика чистого воображения”, выяснение его природы и предмета (в онтологии), а также содержания и границ в отношении к различным познавательным способностям (в гносеологии) по-прежнему остается важной задачей философии.     Лит.: Plotinus. Plotini opera, ed. P. Henry and H. Schwyzer, Vol. I—III. xf, 1964—1982: Proclus. In primum Euclidis elementorum librum commentaria. Rec. G. Frielein. Lpz., 1873; In Platonis Timaeum conunentaria, Vol. I—III, Ed. E. Diehl. Lpz., 1903-1906; Porphyry. Sententiae ad intelligibilia ducentes. Ed. E. Lamberz. Lpz., 1975; Syrianus. In Metaphysica conunentaria. Ed. G. Kroll. B., 1902; Бородин Ю. М. Воображение и теория познания. М., 1966; Шичалич Ю. А. Историческая преамбула,—В кн.: Прокл. Комментарий к первой книге “Начал” Евклида. Введение. М., 1994; Sartre J.-P. L’Imaginaire. P., 1940; Нотам К. Zum Begriff Einbildungskraft nach Kant.—“Archiv iür Begriffsgeschichte”, 14 (1970), 266—302; Blumenthat H. J. Plotinus’ Psychology. His Doctrines of the Embodied Soul. The Hague, 1971; Hannay A. Mental Images: A Debate. L., 1971; Witson G. Phantasia in Classical Thought. Galway, 1988; Wsdin М. Mind and Imagination in Aristotle. New Haven—L., 1988; White A. R. The Language of Imagination. Oxf, 1990; Туе Af. The Imagery Debate. Cambr. (Mass.), 1992: Nikulin D. Metaphysik und Ethik. Theoretische und praktische Philosophie in Antike und Neuzeit. Münch., 1996.

    Д. В. Никулин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

ВООБРАЖЕНИЕ это что такое ВООБРАЖЕНИЕ: определение — Педагогика.НЭС

Воображение

психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта.

Оцените определение:

Источник: Словарь социального педагога

Воображение

процесс перехода от отражения реального объекта к построению образа, подчиненного субъективной динамике, и результат которого, по его содержанию, рассматривается в установке «отображения» (придается реалистический статус).

Оцените определение:

Источник: Методологический словарь для стратегов

ВООБРАЖЕНИЕ

фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта. В. выражается в мысленном построении программы поведения, когда неясен путь решения возникшей проблемной ситуации. Учитель осуществляет формирование В. учащихся на всех уроках и во внеурочной деятельности. От богатства и развитости В. самого учителя во многом зависит характер его пед. деятельности, взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами и др. людьми.

Оцените определение:

Источник: Педагогический словарь

Воображение

форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое В. К непроизвольному относятся: мечта — образ желаемого будущего; фантазия — создание образов желаемого будущего, но имеющих ограниченную связь с действительностью; грезы — создание образов желаемого будущего при полном отрыве от реальных условий. Произвольное (преднамеренное) представляет собой процесс создания новых образов с помощью каких-либо побудителей. Педагогическое воображение предполагает умение офицера мысленно представить внутренний мир, психическое состояние подчиненных, правильно определить возможные факторы влияния на них, а также умение предвидеть различные варианты поведения воинов в той или иной ситуации, под воздействием того или иного фактора.

Оцените определение:

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ВООБРАЖЕНИЕ

психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо писателям, художникам, ученым; преподаватели не смогли бы готовиться к уроку, т. к. без воображения невозможно представить его ход, предугадать реакции учащихся; процесс учения стал бы ограниченным, т. к. не опираясь на воображение, невозможно изучать историю, литературу и др. предметы.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Воображение — это… Что такое Воображение?

  • ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями …   Философская энциклопедия

  • воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВООБРАЖЕНИЕ — правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ВООБРАЖЕНИЕ —         способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. основа творч. деятельности. Творч. В., в отличие от репродуктивного, превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте.… …   Энциклопедия культурологии

  • Воображение —  Воображение  ♦ Imagination    Способность воображать, т. е. представлять себе мысленным взором образы, в том числе и главным образом в тех случаях, когда сам представляемый объект отсутствует. Эти образы, как отмечает Сартр, являются актами, а… …   Философский словарь Спонвиля

  • ВООБРАЖЕНИЕ — ВООБРАЖЕНИЕ, воображения, мн. нет, ср. 1. Способность воображать, мысленное воспроизведение чего нибудь, фантазия. Живое и пылкое воображение. Расстроенное воображение. || Способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций… …   Толковый словарь Ушакова

  • воображение — Фантазия. Ср …   Словарь синонимов

  • воображение —         ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение …   Современная энциклопедия

  • ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение …   Большой Энциклопедический словарь

  • Воображение — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Воображение — это… Что такое Воображение?

  • ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями …   Философская энциклопедия

  • воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВООБРАЖЕНИЕ — правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ВООБРАЖЕНИЕ —         способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. основа творч. деятельности. Творч. В., в отличие от репродуктивного, превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте.… …   Энциклопедия культурологии

  • Воображение —  Воображение  ♦ Imagination    Способность воображать, т. е. представлять себе мысленным взором образы, в том числе и главным образом в тех случаях, когда сам представляемый объект отсутствует. Эти образы, как отмечает Сартр, являются актами, а… …   Философский словарь Спонвиля

  • ВООБРАЖЕНИЕ — ВООБРАЖЕНИЕ, воображения, мн. нет, ср. 1. Способность воображать, мысленное воспроизведение чего нибудь, фантазия. Живое и пылкое воображение. Расстроенное воображение. || Способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций… …   Толковый словарь Ушакова

  • воображение — Фантазия. Ср …   Словарь синонимов

  • воображение —         ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение …   Современная энциклопедия

  • ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение …   Большой Энциклопедический словарь

  • Воображение — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • что это такое и как его развить?

    Жизнь человека немыслима без воображения – особой формы отражения окружающей реальности. Без него невозможны все познавательные процессы и виды деятельности: память, игра, планирование, моделирование, творческая деятельность, воспоминания, создание образов окружающих предметов и т.д. Некоторые воображение приравнивают к фантазии, но с научной точки зрения это не совсем правильно. Воображением называется мысленная способность представить что-то или кого-то реального, в то время как фантазия связана только с выдуманным миром. Желательно эти понятия разграничивать.

    Что такое воображение?

    Человек без воображения был бы неспособен к образному и абстрактному мышлению, к предвосхищению событий, к решению задач мысленно, без действий с какими-то предметами. Чтобы уметь планировать, мечтать, обдумывать просмотренный фильм, прочитанную книгу или прослушанную мелодию, человек должен уметь воображать.

    Ученые разделяют воссоздающее и творческое воображение. Из названия категорий понятно, что воссоздающее направлено на представление образов, с которыми человек уже сталкивался, или по их описанию, а творческое направлено на создание каких-то новых образов из преобразованных старых. Еще одной разновидностью воображения является мечта – представление желаемого будущего. Без мечты как формы воображения у человека не будет желаемого образа будущего, из-за чего он не сможет выстроить цели и способы их достижения.

    Пройти тест на тип восприятия

    Как развить воображение?

    Как и в случае с другими способностями человека, над воображением при его низком развитии стоит работать. Положительным моментом является то, что делать это могут одинаково успешно и взрослые, и дети. Правда, у ребят меньше различных запретов, ограничений и стереотипов при восприятии действительности, что позволяет им эффективно развивать и использовать свое воображение. Но при желании и постоянном выполнении некоторых упражнений взрослые тоже смогут пользоваться этой способностью по максимуму.

    Способов, как развить воображение, довольно много. Желательно выбрать наиболее понравившийся и приступать к активным мыслительным действиям.

    1. Словесные игры.

    В играх хорошо развивать воображение у детей, так как у них это ведущая деятельность. Но и для взрослых есть интересные игры, которые позволят к тому же развить воображение:

    • Игра «Рассказчики или выдумщики». Суть игры заключается в том, что все рассказывают выдуманные истории, которые потом могут дополняться остальными или иллюстрироваться.
    • «Пантомима», «крокодил» или «придумывание загадок» также могут стать отличным времяпрепровождением. Здесь суть игры заключается в том, что нужно угадать объект по его описанию, показу или рисованию. То есть загадывающий должен представить себе основные характеристики объекта и донести их публике, а угадывающие на основе их представить этот объект.
    • «Ассоциации». Игра в ассоциации давно популярна среди взрослых и детей, но она также отлично развивает воображение. Придумывая ассоциацию к определенному слову, человек представляет себе объект и воображает какую-то связь с другим объектом. Важным моментом является то, что иногда самые непонятные другим связи необходимо объяснять. Вот тут человек еще и описывает свой процесс воображения другим.
    • Построение фантастических гипотез или сочинение сказок также позитивно влияет на развитие творческого мышления. В таких играх участники должны придумывать некие фантастические предположения и развивать их. Например, игроку задают вопрос: «Что было бы, если бы в твою дверь постучался медведь и попросил его побрить?», а он должен на него ответить. Самые нелепые и интересные предположения заставляют мозг думать не в обычном стандартном направлении, а формировать новые мысленные образы и связи.

    2. Чтение схем и карт.

    Изучение реальных карт или схем «спрятанных пиратских сокровищ» позволят развить воображение как детям, так и взрослым. Нужно попытаться «путешествовать» по карте, вспоминая или представляя те места, в которых в мысленном путешествии происходит остановка. Детям можно брать какие-то простые и сказочные карты, а взрослым использовать реальную карту мира или других стран. Отличной идеей станет зарисовка небольшого наброска в очередном месте остановки и помещение его на карту.

    3. Знания из геометрии.

    Заядлым «технарям», не склонным к гуманитарным заданиям типа сочинительства, тоже можно придумать разнообразные способы развития воображения. Это могут быть довольно сложные задания по соединению точек несколькими линиями, убиранию спичек, рисованию фигур без отрыва карандаша от бумаги. Еще одним интересным методом, как развить воображение, в том числе и для детей, является использование разверток геометрических тел. По развертке нужно определить, какая объемная фигура получится при ее свертывании, и наоборот: по фигуре попробовать представить ее развертку.

    4. Фиксирование окружающих событий.

    Богатый жизненный опыт и широкий кругозор считаются помощниками для развития воображения. Чем больше есть образов и мыслей у человека, тем лучше развито его воображение. Чтобы эффективно этим пользоваться, желательно фиксировать новые знания, полученный опыт, любые наблюдения. Можно вести подобие дневника, можно зарисовывать воспринятую информацию, можно рассказывать или снимать на пленку свои наблюдения. Так у человека формируется огромная база самого разного образного материала, который может использоваться для воображения.

    5. Искусство как средство развития воображения.

    Чтение художественных книг способствует развитию воображения. Обычно люди с детства не любят читать огромные куски текста описательного характера, будь то описание природы, характера героя или его внешности, места действия. А именно представление таких описаний считается одним из самых лучших способов, развивающих воображение.

    Просмотр кинофильмов не оставляет большого простора для воображения, но и кино можно использовать в развивающих целях. Например, можно остановить фильм на каком-то интересном моменте и представить, что будет дальше. Интересно получается, когда сюжет, возникший в голове у человека, намного интересней задумки режиссера.

    То же можно сказать и о картинах. Глядя на полотно очередного модного художника и не читая его название, можно попытаться представить, что же изобразил импрессионист или типичный современный художник в своей картине. Если картина реалистична, можно попробовать представлять, что было до ситуации, запечатленной на картине, а что после.

    Даже обычный просмотр фотографий в интернете или фотоальбоме друга может стать одним из способов, как развить воображение. Нужно представлять, какие люди на фотографиях в обычной жизни, сочинить им биографию, вообразить, какая профессия бы им подошла и т.д.

    Чтобы развивать воображение, нужно дистанцироваться от представления, что взрослым это не нужно. Это очень важно для разрешения бытовых ситуаций и затруднений. Ведь когда-то кому-то надоело подметать и он придумал пылесос, другому надоело ходить пешком и он представил прообраз велосипеда. Иногда каждому необходимо побыть непосредственным, творческим и удивляющимся всему новому ребенком, чтобы сделать важное открытие.

    Пройти тест на полушария мозга

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *