Что входит в структуру личности: Структура личности — психология – Урок 3. Личность в психологии

Автор: | 09.12.2020

Структура личности

В современной психологии единый подход к пониманию и дефиниции личности отсутствует, однако, большая часть исследователей указывают на комплексный характер данной фундаментальной категории психологии.

Подходы к пониманию структуры личности

Элементами структуры личности в психологии выступают психологические свойства, особенности. На биологическом уровне в комплексном образовании выделяют биологически обусловленные факторы, включая возрастные, гендерные свойства психики, врожденные особенности нервной системы, темперамента.

На следующем уровне выделяют индивидуальные особенности протекания психических процессов, индивидуальные проявления восприятия, мышления, памяти, способностей, специфика, характер которых обусловлен совокупностью влияния генетических и социальных факторов.

На социальном уровне выделяют индивидуальный социальный опыт, который включает приобретенные личностью в процессе социализации знания, умения, навыки, сформированные компетенции.

Высшим личностным уровнем является ее направленность, включая мировоззрение, особенности характера, рефлексии и саморефлексии. Данный уровень формируется под влиянием социализации, воспитания в социуме, отражает идеологию общества, в котором живет индивидуум.

На каждом из выделенных уровней проявляются индивидуальные различия, что формирует уникальность, своеобразие и различие людей в обществе.

Определение 1

Индивидуально-психологические различия представляют собой особенности протекания психологических процессов, особенности психических явлений, которые отличают людей друг от друга.

Способности как составляющая личности

Определение 2

Под способностями в современной научной литературе понимают индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают успех реализации деятельности, коммуникации, легкость овладения ими.

Способности не сводятся к совокупности знаний, умений и навыков, но обеспечивают возможности овладения последними.

В наиболее общем виде способности подразделяются на естественные (биологически обусловленные, связанные с врожденными факторами) и специфические человеческие, которые имеют социально-историческое происхождение, обеспечивают взаимодействие и развитие в социально-природной окружающей среде. Таким образом, способности могут быть отнесены как к биологическому, так и социальному уровню личностной структуры.

На основании критерия продуктивности выделяют репродуктивные, обеспечивающие умения усваивать готовые знания, овладевать сложившимися образцами реализации коммуникативного взаимодействия и деятельности; и творческие, обеспечивающие возможности создания нового, оригинального, инновационного.

По своей природе способности выступают динамическими образованиями, формирование и развитие которых осуществляется поэтапно в процессе организованной деятельности и коммуникации.

Темперамент как физиологическая основа личности

Определение 3

Темперамент – врожденные личностные особенности, обуславливающие динамические характеристики скорости, интенсивности реагирования, степень уравновешенности и эмоциональной возбудимости, специфику адаптации к социально-природной окружающей среде, формирующие особенности всей структуры личности.

Темперамент имеет физиологические основы, напрямую зависит от типа нервной системы, в основе формирования особенностей темперамента два основных нервных процесса – торможение и возбуждение. Указанные процессы отличаются по подвижности, силе протекания, уравновешенности, формируя особенности формирования всех остальных уровней личности.

Таким образом, личность является сложным, многоаспектным психологическим образованием, в структуре которого выделяют как биологические, так и социальные факторы. Одним из фундаментальных биологических оснований формирования личности выступает темперамент, особенности которого во многом зависят от типа нервной системы.

Подскажите, пожалуйста что входит в структуру личности?

Структура: 1Направленность личности (система потребностей, интересов, идеалов) , т. е. то, чего хочет человек 2способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства) 3характер 4 темперамент Все эти качества описывают структуру личности, однако не исчерпывают ее. А по Фрейду: ИД 9бессознательное) , ЭГО (сознание) , СУПЕР-ЭГО (сверх-сознание)

Тело, разум, и собственно сам человек — духовное существо.

Дух, душа и тело, право выбирать направление .

Память, качество (скорость, продуктивность, адекватность и …) мышления, темперамент (тип психической деятельности) , индивидуальные волевые характеристики, способность волевой концентрации внимания и удерживание таковой …

6. Структура личности.

Личность – та сторона человеческой психики, которая отличается устойчивость, определяет духовное своеобразие данного человека и обуславливает особенности его деятельности, общения и жизни в целом.

   В психологии в структуру личности входят обычно лишь психические свойства:

   — способности (готовность к проявлению успехов в той или иной сфере),

   — темперамент (динамические характеристики поведения),

   — характер (отношение к разным сторонам бытия, например к дружбе или труду),

   — волевые качества (собранность, внутренняя свобода),

   — эмоциональная сфера (склонность к тем или иным эмоциям, общая эмоциональность),

   — мотивация (преобладание тех или иных потребностей, мотивов),

   — направленность (интересы и склонности в определенных областях),

   — ценности и социальные установки (некоторые базовые принципы) и другие.

Личность:

1)Психические свойства (направленность, темперамент, характер, способность)

2)Психические процессы (эмоциональные, волевые, познавательные)

3)Психические состояния (личностные, ситуативные)

4)Психические образования (знания, умения, навыки)

   С одной стороны, большинство ученых рассматривают личность аналитически, то есть рассматривают ее структуру. С другой стороны, все или почти все авторы отмечают, что личность это не просто некая связка из отдельных черт, а устойчивая система, где каждая особенность тесно связана с другими.

   А. Г. Ковалев рассматривал личность как синтез:

   — темперамента (структуры природных свойств),

   — направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

   — способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

   К. К. Платонов предложил «динамическую структуру личности»:

   — социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества),

   — личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений и навыков, привычек),

   — индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память),

   — биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

   Наиболее известная такая структура — структура личности по З. Фрейду:

   — ид (оно — инстинкты, биологические особенности, подчиняется принципу удовольствия),

   — эго (я — сознание, опора на реальность, занимается в том числе улаживанием конфликтов, исходящих из ид),

   — суперэго (сверх-я — мораль, ценности, опора на ценности общества, занимается «убеждением» эго в приоритете идеалистических ценностей).

   Другая подобная структура личности была разработана К. Г. Юнгом:

   — эго (сфера сознания — мысли, чувства, воспоминания, ощущения и т.п.),

   — личное бессознательное (когда-то осознававшиеся конфликты, но теперь они подавлены и забыты),

   — коллективное бессознательное (хранилище латентных следов памяти человечества — в нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей).

   В свою очередь коллективное бессознательное состоит из архетипов — врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом.

13. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. Организационное поведение: Шпаргалка

13. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Индивидуальность человека определяется его жизненным опытом, преломляемым через особенности личности и проявляемым путем его отношения к окружающим явлениям и своеобразия его внутренних психических функций.

Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в конкретной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Человек не рождается личностью, а становится ею по мере активного вхождения в жизнь общества, освоения накопленного социального опыта. Становление личности происходит в процессе всей жизни человека. Формирование личности в коллективе происходит как путем невольного подражания общепринятым групповым нормам, так и сознательного усвоения требований коллектива.

Каждая личность является носителем того общего, что характерно для всего общества, и вместе с тем особенного, типичного для определенного коллектива. Но личности присущи индивидуальные особенности, которые определяются наследственными характеристиками, природными задатками и т. д.

Условно можно говорить о внутренней, социально-психологической структуре личности и о ее внешней структуре как принадлежности к социальным группам.

Внутренняя структура личности включает ряд подструктур:

а) сложившаяся в сознании личности психологическая среда: система потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентации, идеалов, убеждений, мировоззрение;

б) психические свойства: характер, интеллект, эмоции, воля, мышление, память, воображение и т. д.

в) психологические свойства, возможности реализации (способности) личности: опыт, навыки, умения;

г) физиологические, наследственные качества: темперамент и пр.

Внешняя социальная структура личности характеризуется принадлежностью к различным социальным группам. Такие группы могут быть, например, социально-демографическими (мужчины и женщины, молодые и пожилые работники, семейные и несемейные), профессионально-квалификационными (принадлежность к различным профессиям, различия в квалификации, должностном статусе и т. п.) и др.

Люди могут входить и в другие группы, отличающиеся своей психологией поведения, – партийные, национальные, территориальные, религиозные, различные формальные и неформальные объединения.

Руководитель, учитывающий личностные качества подчиненного, может найти индивидуальный подход к каждому работнику, а значит, привести в действие внутренние резервы активизации его деятельности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *