Деиндивидуализация это: Деиндивидуализация — Википедия – Деиндивидуализация это что такое Деиндивидуализация: определение — Психология.НЭС

Автор: | 30.10.2020

Содержание

Деиндивидуализация — Википедия

Деиндивидуализация — социально-психологический феномен, означающий утрату собственного Я, самосознания, из-за чего человек становится более восприимчивым к нормам толпы. Возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Термин введён Леоном Фестингером, Альбертом Пепиоуном и Теодором Ньюкомом в 1952 году.[1]

Впервые об изменении поведения человека под влиянием толпы говорил французский социолог Г. Лебон. Он считал, что всякое скопление людей является «массой», основной особенностью которой является утрата способности к наблюдению.

В толпе происходит:

  • обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций),
  • резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям),
  • утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики),
  • утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями).
    [2]

Объяснение поведения на уровне «масс» вдохновило и других авторов. Его идеи развивали З.Фрейд, Г.Блюмер и Г.Олпорт, а в 1952 году, Л.Фестингер, А.Пепиоун и Т.Ньюком ввели термин «деиндивидуализация», чтобы описать ситуацию, при которой люди внутри группы не рассматриваются как личности. По мнению авторов, фокус внимания направляется на саму группу, при этом сами её члены остаются вне фокуса, в том числе и их моральные качества. Поэтому деиндивидуализация способствует вовлечению человека в противоправные и антисоциальные действия, которое обычно сдерживается моральными запретами и нормами.[3]

В качестве альтернативы, Р. Зиллер утверждал, что члены групп подвержены деиндивидуализации в более конкретных ситуационных условиях. Например, люди со временем начинают связывать индивидуализацию с ситуациями вознаграждения, а деиндивидуализацию — с ситуациями наказания. Человек научается ожидать вознаграждений за хорошее поведение, поэтому чувствует ответственность за свои поступки. Однако, когда он осознаёт высокую вероятность наказания, у него будет возникать тенденция скрыться или разделить ответственность между членами группы путём ухода на второй план.

В свою очередь, Зимбардо предложил, что могут иметь место и другие факторы, влияющие на деиндивидуализацию, помимо фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. Такими факторами являются анонимность, размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна и неопределённость ситуации, изменённая временная перспектива (например, вследствие употребления наркотиков и алкоголя), степень вовлечения в групп. деятельность и т. д.

[3] Вследствие этого, человек теряет когнитивный контроль над эмоциями и мотивациями и опирается на внешние стимулы.

Далее, Дайнер предпринял связал понятие деиндивидуализации с самосознанием. Люди со сниженным уровнем самосознания неспособны осуществлять текущий контроль и анализ своего поведения и, как следствие, извлекать соответствующие ситуации нормы поведения из долговременной памяти.

Все случаи деиндивидуализации связаны с нахождением индивида в группе. То есть группы сами «провоцируют» индивида на совершение нестандартных действий, так как порождают в человеке чувство вовлечённости и возбуждения. Ярким примером является поведение человека на концерте рок-музыки. Но сами группы являются не единственным источником деперсонализации. Также могут влиять:

1.Численность группы[править | править код]

В результате независимых экспериментов Манна и Маллена была выявлена зависимость: чем более многочисленна группа, тем заметнее снижения уровня самосознания и повышение готовности совершать противоправные действия.[1] В этом случае происходит склонность участников приписывать своё поведение ситуации, нежели себе.

2.Физическая анонимность[править | править код]

В одном из экспериментов Зимбардо была осуществлена проверка того, действительно ли анонимность способствует вседозволенности. Для этого он одевал женщин в одинаковые белые балахоны с капюшонами. Затем он просил нанести удар током другой женщине путём нажатия на кнопку. Женщины в балахонах держали палец на кнопке дольше, чем женщины, у которых на шее висела табличка с именем.

Исследование Зимбардо — одно из многочисленных исследований по данной тематике. Однако, метаанализ 60 исследований деиндивидуализации показывет, что человек начинает меньше сознавать себя и больше — группу. Более того, человек становится более чувствительным к признакам ситуации.

3.Возбуждающие и отвлекающие действия[править | править код]

Как правило, агрессивному поведению предшествует ситуация, в которой агрессия могла проявится, но в небольшой мере. Например, это могут быть крики, хлопанье в ладоши и т. д. Эксперимент Динера показал, что совместные действия членов группы становятся предпосылками к более масштабным действиям. Это может быть объяснено тем, что людям нравится наблюдать за окружающими, занимающимися тем же самым, что и они. Кроме того, импульсивные действия приковывают внимание.

4.Ослабленное самосознание[править | править код]

Коллективный опыт ослабляет не только самосознание, но и связь между поведением и установками человека. Результаты экспериментов Динера, Прентис-Данна и Роджерса показывают, что деиндивидуализированные люди менее сдержанные, более склонные к необдуманным действиям. Также, экспериментально доказано, что самосознание противоположно деиндивидуализации. Люди с повышенным уровнем самосознания, находившиеся перед зеркалом или камерой демонстрировали усиленный самоконтроль. Например, пробуя различные сыры, люди выбирали наименее жирный, находясь у зеркала.

[1]

  • В 1967 году студент Университета штата Оклахома грозился покончить жизнь самоубийством, спрыгнув с башни. Толпа, состоявшая из 200 студентов скандировала «Прыгай!», после чего молодой человек спрыгнул и разбился насмерть.[1]
  • В 1991 году свидетель снял на камеру, как четыре полицейских избивают безоружного Р. Кинга. В то время, как он получал жестокие побои рядом находились 23 полицейских, которые наблюдали за расправой, не предпринимая никаких действий. Данный случай развернул ряд дискуссий о причинах подобного поведения в толпе.
    [1]
  1. 1 2 3 4 5 Д. Майерс. Социальная психология (Social Psychology).. — Издательство: Питер, 2007. — С. 794. — ISBN 5-88782-430-7.
  2. Г.М.Андреева. Социальная психология. — Третье издание. — М.: Наука,, 1994.
  3. 1 2 Postmes, Tom. Deindividuation. — 2001. Архивировано 7 марта 2009 года.

Деиндивидуализация — Психологос

Густав Ле Бон

Густав Ле Бон

Густав Ле Бон ввел понятие группового ума. Он высказал предположение, что при некоторых обстоятельствах люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой. Такая деиндивидуализация связана с утратой запретов и с тенденцией людей вести себя нетипичным и противонормативным способом. В историческом плане, люди очень медленно освобождались от деиндивидуализированного существования, погруженного в широкие родственные, племенные и родовые отношения.

Эрих Фромм изучал возникновение индивидуальности в человеческой истории и то чувство уникальности и свободы, которое сопровождает это развитие. В соответствии с Фроммом, индивидуализация сопровождается ощущением изоляции, которое часто мотивирует людей присоединяться к разным группам.

Фестингер, Пепитоун и Ньюком предположили, что фокусировка человека на группе, которая связана с его тяготением к группе, уменьшает внимание, уделяемое конкретным людям. Такая фокусировка на группе деиндивидуализирует ее членов, которые отодвигаются на второй план и в некотором смысле морально укрываются в данной группе. Поэтому деиндивидуализация снижает запреты конкретного человека в отношении вовлечения в противонормативные действия. В соответствии с этой формулировкой, тяготение к группе увеличивает деиндивидуализацию, которая, в свою очередь, высвобождает поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами.

Зиллер высказал предположение, что люди научаются связывать индивидуализацию с вознаграждающими ситуациями, а деиндивидуализация — с потенциально наказующими. Человек научается ожидать вознаграждений за хорошее выполнение определенных заданий и хочет оказываться индивидуально ответственным за такие действия. Однако всякий раз, когда он оказывается в ситуации ожидания наказания, у него будет возникать тенденция скрыться или рассеять ответственность путем ухода на второй план в группе.

Зимбардо предположил, что многочисленные и разнообразные факторы могут вызывать деиндивидуализацию, помимо фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. К таким факторам относятся анонимность (в любой ее форме), размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна и неопределенность ситуации, измененная временная перспектива (например, вследствие употребления наркотиков и алкоголя), степень вовлечения в групп. деятельность и т. д.

Все эти факторы ведут к утрате индивидуумом чувства идентичности или самосознания, что, в свою очередь, вызывает снижение его восприимчивости к внешним стимулам и утрату когнитивного контроля над своими эмоциями и мотивациями. Результатом становится поведение, которое обычно находится под контролем внутренних сил, как положительных (любовь), так и отрицательных (агрессия). Деиндивидуализированный человек менее податлив к положительным или отрицательным санкциям со стороны агентов, не принадлежащих к данной группе, и потому его поведение в меньшей мере подчиняется внешним правилам и нормам.

Дайнер предпринял дальнейшую теоретическую модификацию этого понятия, связав деиндивидуализацию с самоосознанием. Люди, утрачивающие индивидуальность, не уделяют должного внимания своему собственному поведению и плохо сознают себя в качестве отдельных существ. Результат — неспособность осуществлять текущий контроль или анализ своего поведения и неспособность извлекать соответствующей нормы поведения из хранилища долговременной памяти. Деиндивидуализированным людям также недостает предвидения, и их поведение страдает дефицитом продуманности или планирования.

С индивидуализацией и деиндивидуализацией оказался связанным довольно широкий спектр противонормативного поведения.

Вводное занятие Университета

Деиндивидуализация — это… Что такое Деиндивидуализация?


Деиндивидуализация
состояние анонимности, возникающее у членов группы в процессе совместной деятельности.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОППОНЕНТА
  • Деиндивидуация

Смотреть что такое «Деиндивидуализация» в других словарях:

  • Деиндивидуализация (deindividuation) — Густав Ле Бон ввел понятие групп. ума (group mind). Он высказал предположение, что при нек рых обстоятельствах люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой. Такая Д. связана с утратой запретов и с тенденцией людей вести себя… …   Психологическая энциклопедия

  • ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОППОНЕНТА — – рассмотрение и принятие противоположной стороны только как представителя враждебной группы, а не как индивидуальности, автоматическое зачисление в ряды врагов любого, кто является членом враждебной группы (политической, этнической,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Независимые личности (independent personalities) — «Независимость» понятие, к рое в психологии трактуется по разному. В целом быть независимым означает поступать и вести себя, сообразуясь с собственными потребностями, восприятиями или оценками, нежели с требованиями окружения или мнениями др.… …   Психологическая энциклопедия

  • Повиновение (obedience) — О П. принято говорить в случае, когда чел. выполняет то, что ему велят сделать. П. яв ся т. о., по определению, социально психологическим понятием, в основе к рого лежат взаимоотношения между двумя или более лицами, одно из к рых предписывает… …   Психологическая энциклопедия

  • Психология толпы (mob psychology) — Р. Браун определял Т. как «действующие совместно, плечом к плечу, анонимные, случайные, временные и неорганизованные общности». Т. могут подразделяться в зависимости от того, активны они или пассивны, первые при этом наз. собственно Т., а вторые… …   Психологическая энциклопедия

  • Социальная изоляция (social isolation) — Изоляция детей от положительного межличностного контакта может лишать их важных компонентов социализирующего опыта. Длительная изоляция может вызывать или увеличивать несоответствия в соц. адаптации, приводя тем самым к ухудшению соц.… …   Психологическая энциклопедия

  • Стереотипизация (stereotyping) — В исслед. предубеждений в отношении этнических групп часто ссылаются на важную роль стереотипов тех обобщенных и, как правило, нагруженных оценочными суждениями впечатлений, к рые члены одной соц. группы используют при характеристике членов др.… …   Психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ МАСС — область психологии, предметом исследований которой являются природа, сущность, закономерности возникновения, формирования, функционирования и развития толп и масс, как специфических форм сообществ людей. Создана в конце 19 в. французским… …   Новейший философский словарь

  • Петровский, Артур Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Петровский. Петровский, Артур Владимирович Дата рождения: 14 мая 1924(1924 05 14) Место рождения: Севастополь Дата смерти …   Википедия

  • ЛЮБОВЬ — высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализиров. объекту. Л. чувство, трудно поддающееся формальному определению. Как отношение между людьми Л. характеризуется высшей эмоционально… …   Российская педагогическая энциклопедия

Деиндивидуализация — Википедия. Что такое Деиндивидуализация

Деиндивидуализация — социально-психологический феномен, означающий утрату собственного Я, самосознания, из-за чего человек становится более восприимчивым к нормам толпы. Возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Термин введен Леоном Фестингером, Альбертом Пепиоуном и Теодором Ньюкомом в 1952 году.[1]

История развития понятия

Впервые об изменении поведения человека под влиянием толпы говорил французский социолог Г. Лебон. Он считал, что всякое скопление людей является «массой», основной особенностью которой является утрата способности к наблюдению.

В толпе происходит:

  • обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций),
  • резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям),
  • утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики),
  • утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями).[2]

Объяснение поведения на уровне «масс» вдохновило и других авторов. Его идеи развивали З.Фрейд, Г.Блюмер и Г.Олпорт, а в 1952 году, Л.Фестингер, А.Пепиоун и Т.Ньюком ввели термин «деиндивидуализация», чтобы описать ситуацию, при которой люди внутри группы не рассматриваются как личности. По мнению авторов, фокус внимания направляется на саму группу, при этом сами ее члены остаются вне фокуса, в том числе и их моральные качества. Поэтому деиндивидуализация способствует вовлечению человека в противоправные и антисоциальные действия, которое обычно сдерживается моральными запретами и нормами.[3]

В качестве альтернативы, Р. Зиллер утверждал, что члены групп подвержены деиндивидуализации в более конкретных ситуационных условиях. Например, люди со временем начинают связывать индивидуализацию с ситуациями вознаграждения, а деиндивидуализацию — с ситуациями наказания. Человек научается ожидать вознаграждений за хорошее поведение, поэтому чувствует ответственность за свои поступки. Однако, когда он осознает высокую вероятность наказания, у него будет возникать тенденция скрыться или разделить ответственность между членами группы путем ухода на второй план.

В свою очередь, Зимбардо предложил, что могут иметь место и другие факторы, влияющие на деиндивидуализацию, помимо фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. Такими факторами являются анонимность, размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна и неопределенность ситуации, измененная временная перспектива (например, вследствие употребления наркотиков и алкоголя), степень вовлечения в групп. деятельность и т. д.[3] Вследствие этого, человек теряет когнитивный контроль над эмоциями и мотивациями и опирается на внешние стимулы.

Далее, Дайнер предпринял связал понятие деиндивидуализации с самосознанием. Люди со сниженным уровнем самосознания неспособны осуществлять текущий контроль и анализ своего поведения и, как следствие, извлекать соответствующие ситуации нормы поведения из долговременной памяти.

Причины

Все случаи деиндивидуализации связаны с нахождением индивида в группе. То есть группы сами «провоцируют» индивида на совершение нестандартных действий, так как порождают в человеке чувство вовлеченности и возбуждения. Ярким примером является поведение человека на концерте рок-музыки. Но сами группы являются не единственным источником деперсонализации. Также могут влиять:

1.Численность группы

В результате независимых экспериментов Манна и Маллена была выявлена зависимость: чем более многочисленна группа, тем заметнее снижения уровня самосознания и повышение готовности совершать противоправные действия.[1] В этом случае происходит склонность участников приписывать свое поведение ситуации, нежели себе.

2.Физическая анонимность

В одном из экспериментов Зимбардо была осуществлена проверка того, действительно ли анонимность способствует вседозволенности. Для этого он одевал женщин в одинаковые белые балахоны с капюшонами. Затем он просил нанести удар током другой женщине путем нажатия на кнопку. Женщины в балахонах держали палец на кнопке дольше, чем женщины, у которых на шее висела табличка с именем.

Исследование Зимбардо — одно из многочисленных исследований по данной тематике. Однако, метаанализ 60 исследований деиндивидуализации показывет, что человек начинает меньше сознавать себя и больше — группу. Более того, человек становится более чувствительным к признакам ситуации.

3.Возбуждающие и отвлекающие действия

Как правило, агрессивному поведению предшествует ситуация, в которой агрессия могла проявится, но в небольшой мере. Например, это могут быть крики, хлопанье в ладоши и т. д. Эксперимент Динера показал, что совместные действия членов группы становятся предпосылками к более масштабным действиям. Это может быть объяснено тем, что людям нравится наблюдать за окружающими, занимающимися тем же самым, что и они. Кроме того, импульсивные действия приковывают внимание.

4.Ослабленное самосознание

Коллективный опыт ослабляет не только самосознание, но и связь между поведением и установками человека. Результаты экспериментов Динера, Прентис-Данна и Роджерса показывают, что деиндивидуализированные люди менее сдержанные, более склонные к необдуманным действиям. Также, экспериментально доказано, что самосознание противоположно деиндивидуализации. Люди с повышенным уровнем самосознания, находившиеся перед зеркалом или камерой демонстрировали усиленный самоконтроль. Например, пробуя различные сыры, люди выбирали наименее жирный, находясь у зеркала.[1]

Известные примеры

  • В 1967 году студент Университета штата Оклахома грозился покончить жизнь самоубийством, спрыгнув с башни. Толпа, состоявшая из 200 студентов скандировала «Прыгай!», после чего молодой человек спрыгнул и разбился насмерть.[1]
  • В 1991 году свидетель снял на камеру, как четыре полицейских избивают безоружного Р. Кинга. В то время, как он получал жестокие побои рядом находились 23 полицейских, которые наблюдали за расправой, не предпринимая никаких действий. Данный случай развернул ряд дискуссий о причинах подобного поведения в толпе.[1]

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Д. Майерс. Социальная психология (Social Psychology).. — Издательство: Питер, 2007. — С. 794. — ISBN 5-88782-430-7.
  2. Г.М.Андреева. Социальная психология. — Третье издание. — М.: Наука,, 1994.
  3. 1 2 Postmes, Tom. Deindividuation. — 2001. Архивировано 7 марта 2009 года.

См. также

Деиндивидуализация, ее причины и условия

Густав Ле Бон ввел понятие группового ума. Он высказал предположение, что при некоторых обстоятельствах люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой. Такая деиндивидуализация связана с утратой запретов и с тенденцией людей вести себя нетипичным и противонормативным способом. В историческом плане, люди очень медленно освобождались от деиндивидуализированного существования, погруженного в широкие родственные, племенные и родовые отношения.

Эрих Фромм изучал возникновение индивидуальности в человеческой истории и то чувство уникальности и свободы, которое сопровождает это развитие. В соответствии с Фроммом, индивидуализация сопровождается ощущением изоляции, которое часто мотивирует людей присоединяться к разным группам.

Фестингер, Пепитоун и Ньюком предположили, что фокусировка человека на группе, которая связана с его тяготением к группе, уменьшает внимание, уделяемое конкретным людям. Такая фокусировка на группе деиндивидуализирует ее членов, которые отодвигаются на второй план и в некотором смысле морально укрываются в данной группе. Поэтому деиндивидуализация снижает запреты конкретного человека в отношении вовлечения в противонормативные действия. В соответствии с этой формулировкой, тяготение к группе увеличивает деиндивидуализацию, которая, в свою очередь, высвобождает поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами.

Зиллер высказал предположение, что люди научаются связывать индивидуализацию с вознаграждающими ситуациями, а деиндивидуализация — с потенциально наказующими. Человек научается ожидать вознаграждений за хорошее выполнение определенных заданий и хочет оказываться индивидуально ответственным за такие действия. Однако всякий раз, когда он оказывается в ситуации ожидания наказания, у него будет возникать тенденция скрыться или рассеять ответственность путем ухода на второй план в группе.

Зимбардо предположил, что многочисленные и разнообразные факторы могут вызывать деиндивидуализацию, помимо фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. К таким факторам относятся анонимность (в любой ее форме), размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна и неопределенность ситуации, измененная временная перспектива (например, вследствие употребления наркотиков и алкоголя), степень вовлечения в групп. деятельность и т. д.

Все эти факторы ведут к утрате индивидуумом чувства идентичности или самосознания, что, в свою очередь, вызывает снижение его восприимчивости к внешним стимулам и утрату когнитивного контроля над своими эмоциями и мотивациями. Результатом становится поведение, которое обычно находится под контролем внутренних сил, как положительных (любовь), так и отрицательных (агрессия). Деиндивидуализированный человек менее податлив к положительным или отрицательным санкциям со стороны агентов, не принадлежащих к данной группе, и потому его поведение в меньшей мере подчиняется внешним правилам и нормам.

Дайнер предпринял дальнейшую теоретическую модификацию этого понятия, связав деиндивидуализацию с самоосознанием. Люди, утрачивающие индивидуальность, не уделяют должного внимания своему собственному поведению и плохо сознают себя в качестве отдельных существ. Результат — неспособность осуществлять текущий контроль или анализ своего поведения и неспособность извлекать соответствующей нормы поведения из хранилища долговременной памяти. Деиндивидуализированным людям также недостает предвидения, и их поведение страдает дефицитом продуманности или планирования.

С индивидуализацией и деиндивидуализацией оказался связанным довольно широкий спектр противонормативного поведения.

К условиям, определяющим вероятность и интенсивность проявления деиндивидуализации, относят следующие:

1) Размер группы. Чем больше группа, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознания и тем с большей готовностью соглашаются пойти на нарушение нормативного поведения.

2) Физическая анонимность и обезличенность. Психолог Ф. Зимбардо предположил, что обезличенность в больших городах сама по себе означает анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм.

3) Возбуждающие и отвлекающие действия группы, подготавливающие почву для деиндивидуализации (аплодисменты и хлопки, пение хором и др.). Когда мы видим, что другие делают то же, что и мы, то полагаем, что они и чувствуют то же самое, и, таким образом, укрепляемся в своих чувствах. Иногда мы сами ищем возможности деиндивидуализироваться в группе, потому что можем предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить нашу общность с окружающими.

4) Ослабленное самоосознание. Групповое бытие, ослабляющее самоосознание, имеет тенденцию рассогласовывать поведение и установки личности. Не осознающие себя менее заторможены, меньше себя контролируют, более склонны действовать, не задумываясь о своих ценностях, более восприимчивы к ситуации.

Причины обезличивания:

а) анонимность;

б) высокий уровень эмоциональной возбужденности;

в) сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг;

г) высокая сплоченность группы;

д) сниженный уровень самосознания и самоконтроль индивида.

Деиндивидуализация (deindividuation) — это… Что такое Деиндивидуализация (deindividuation)?

Густав Ле Бон ввел понятие групп. ума (group mind). Он высказал предположение, что при нек-рых обстоятельствах люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой. Такая Д. связана с утратой запретов и с тенденцией людей вести себя нетипичным и противонормативным способом. В ист. плане, люди очень медленно освобождались от деиндивидуализированного существования, погруженного в широкие родственные, племенные и родовые отношения. Эрих Фромм изучал возникновение индивидуальности в челов. истории и то чувство уникальности и свободы, к-рое сопровождает это развитие. В соответствии с Фроммом, индивидуализация сопровождается ощущением изоляции, к-рое часто мотивирует людей присоединяться к разным группам.

Фестингер, Пепитоун и Ньюком предположили, что фокусировка чел. на группе, к-рая связана с его тяготением к группе, уменьшает внимание, уделяемое конкретным людям. Такая фокусировка на группе деиндивидуализирует ее членов, к-рые отодвигаются на второй план и в нек-ром смысле морально укрываются в данной группе. Поэтому Д. снижает запреты конкретного чел. в отношении вовлечения в противонормативные действия. В соответствии с этой формулировкой, тяготение к группе увеличивает Д., к-рая, в свою очередь, высвобождает поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами.

Зиллер высказал предположение, что люди научаются связывать индивидуализацию с вознаграждающими ситуациями, а Д. — с потенциально наказующими. Чел. научается ожидать вознаграждений за хорошее выполнение определенных заданий и хочет оказываться индивидуально ответственным за такие действия. Однако всякий раз, когда он оказывается в ситуации ожидания наказания, у него будет возникать тенденция скрыться или рассеять ответственность путем ухода на второй план в группе.

Зимбардо предположил, что многочисленные и разнообразные факторы могут вызывать Д., помимо фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. К таким факторам относятся анонимность (в любой ее форме), размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна и неопределенность ситуации, измененная временная перспектива (напр., вследствие употребления наркотиков и алкоголя), степень вовлечения в групп. деятельность и т. д.

Все эти факторы ведут к утрате индивидуумом чувства идентичности или самосознания, что, в свою очередь, вызывает снижение его восприимчивости к внешним стимулам и утрату когнитивного контроля над своими эмоциями и мотивациями. Рез-том становится поведение, к-рое обычно находится под контролем внутренних сил, как положительных (любовь), так и отрицательных (агрессия). Деиндивидуализированный чел. менее податлив к положительным или отрицательным санкциям со стороны агентов, не принадлежащих к данной группе, и потому его поведение в меньшей мере подчиняется внешним правилам и нормам.

Дайнер предпринял дальнейшую теорет. модификацию этого понятия, связав Д. с самоосознанием. Люди, утрачивающие индивидуальность, не уделяют должного внимания своему собственному поведению и плохо сознают себя в качестве отдельных существ. Рез-т — неспособность осуществлять текущий контроль или анализ своего поведения и неспособность извлекать соотв. нормы поведения из хранилища долговременной памяти. Деиндивидуализированным людям тж недостает предвидения, и их поведение страдает дефицитом продуманности или планирования.

С индивидуализацией и Д. оказался связанным довольно широкий спектр противонормативного поведения.

См. также Конформная личность, Индивидуализм, Неконформная личность

Дж. Т. Тедеши

.

Деиндивидуализация — Википедия

Деиндивидуализация — социально-психологический феномен, означающий утрату собственного Я, самосознания, из-за чего человек становится более восприимчивым к нормам толпы. Возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Термин введен Леоном Фестингером, Альбертом Пепиоуном и Теодором Ньюкомом в 1952 году.[1]

История развития понятия

Впервые об изменении поведения человека под влиянием толпы говорил французский социолог Г. Лебон. Он считал, что всякое скопление людей является «массой», основной особенностью которой является утрата способности к наблюдению.

В толпе происходит:

  • обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций),
  • резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям),
  • утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики),
  • утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями).[2]

Объяснение поведения на уровне «масс» вдохновило и других авторов. Его идеи развивали З.Фрейд, Г.Блюмер и Г.Олпорт, а в 1952 году, Л.Фестингер, А.Пепиоун и Т.Ньюком ввели термин «деиндивидуализация», чтобы описать ситуацию, при которой люди внутри группы не рассматриваются как личности. По мнению авторов, фокус внимания направляется на саму группу, при этом сами ее члены остаются вне фокуса, в том числе и их моральные качества. Поэтому деиндивидуализация способствует вовлечению человека в противоправные и антисоциальные действия, которое обычно сдерживается моральными запретами и нормами.[3]

В качестве альтернативы, Р. Зиллер утверждал, что члены групп подвержены деиндивидуализации в более конкретных ситуационных условиях. Например, люди со временем начинают связывать индивидуализацию с ситуациями вознаграждения, а деиндивидуализацию — с ситуациями наказания. Человек научается ожидать вознаграждений за хорошее поведение, поэтому чувствует ответственность за свои поступки. Однако, когда он осознает высокую вероятность наказания, у него будет возникать тенденция скрыться или разделить ответственность между членами группы путем ухода на второй план.

В свою очередь, Зимбардо предложил, что могут иметь место и другие факторы, влияющие на деиндивидуализацию, помимо фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. Такими факторами являются анонимность, размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна и неопределенность ситуации, измененная временная перспектива (например, вследствие употребления наркотиков и алкоголя), степень вовлечения в групп. деятельность и т. д.[3] Вследствие этого, человек теряет когнитивный контроль над эмоциями и мотивациями и опирается на внешние стимулы.

Далее, Дайнер предпринял связал понятие деиндивидуализации с самосознанием. Люди со сниженным уровнем самосознания неспособны осуществлять текущий контроль и анализ своего поведения и, как следствие, извлекать соответствующие ситуации нормы поведения из долговременной памяти.

Причины

Все случаи деиндивидуализации связаны с нахождением индивида в группе. То есть группы сами «провоцируют» индивида на совершение нестандартных действий, так как порождают в человеке чувство вовлеченности и возбуждения. Ярким примером является поведение человека на концерте рок-музыки. Но сами группы являются не единственным источником деперсонализации. Также могут влиять:

1.Численность группы

В результате независимых экспериментов Манна и Маллена была выявлена зависимость: чем более многочисленна группа, тем заметнее снижения уровня самосознания и повышение готовности совершать противоправные действия.[1] В этом случае происходит склонность участников приписывать свое поведение ситуации, нежели себе.

2.Физическая анонимность

В одном из экспериментов Зимбардо была осуществлена проверка того, действительно ли анонимность способствует вседозволенности. Для этого он одевал женщин в одинаковые белые балахоны с капюшонами. Затем он просил нанести удар током другой женщине путем нажатия на кнопку. Женщины в балахонах держали палец на кнопке дольше, чем женщины, у которых на шее висела табличка с именем.

Исследование Зимбардо — одно из многочисленных исследований по данной тематике. Однако, метаанализ 60 исследований деиндивидуализации показывет, что человек начинает меньше сознавать себя и больше — группу. Более того, человек становится более чувствительным к признакам ситуации.

3.Возбуждающие и отвлекающие действия

Как правило, агрессивному поведению предшествует ситуация, в которой агрессия могла проявится, но в небольшой мере. Например, это могут быть крики, хлопанье в ладоши и т. д. Эксперимент Динера показал, что совместные действия членов группы становятся предпосылками к более масштабным действиям. Это может быть объяснено тем, что людям нравится наблюдать за окружающими, занимающимися тем же самым, что и они. Кроме того, импульсивные действия приковывают внимание.

4.Ослабленное самосознание

Коллективный опыт ослабляет не только самосознание, но и связь между поведением и установками человека. Результаты экспериментов Динера, Прентис-Данна и Роджерса показывают, что деиндивидуализированные люди менее сдержанные, более склонные к необдуманным действиям. Также, экспериментально доказано, что самосознание противоположно деиндивидуализации. Люди с повышенным уровнем самосознания, находившиеся перед зеркалом или камерой демонстрировали усиленный самоконтроль. Например, пробуя различные сыры, люди выбирали наименее жирный, находясь у зеркала.[1]

Известные примеры

  • В 1967 году студент Университета штата Оклахома грозился покончить жизнь самоубийством, спрыгнув с башни. Толпа, состоявшая из 200 студентов скандировала «Прыгай!», после чего молодой человек спрыгнул и разбился насмерть.[1]
  • В 1991 году свидетель снял на камеру, как четыре полицейских избивают безоружного Р. Кинга. В то время, как он получал жестокие побои рядом находились 23 полицейских, которые наблюдали за расправой, не предпринимая никаких действий. Данный случай развернул ряд дискуссий о причинах подобного поведения в толпе.[1]

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Д. Майерс. Социальная психология (Social Psychology).. — Издательство: Питер, 2007. — С. 794. — ISBN 5-88782-430-7.
  2. Г.М.Андреева. Социальная психология. — Третье издание. — М.: Наука,, 1994.
  3. 1 2 Postmes, Tom. Deindividuation. — 2001. Архивировано 7 марта 2009 года.

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *