теология, механистический детерминизм, органический детерминизм, акциденциолизм, финализм.
Детерминизм — это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга.
С латинского языка термин детерминация переводится как определение. Сначала детерминировать означало определять предмет через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих этот предмет от других. Такое понимание детерминации подразумевало наличие познающего субъекта. В настоящее время детерминация носит объективный характер и понимается как обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые приобретают определенные признаки, которые затем можно зафиксировать в определении. Детерминизм – общенаучное понятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны является проявлением субстанционального явления мира и способом реализации, а с другой – следствием и предпосылкой универсального характера развития. К числу всеобщих категорий Д. относятся причина и следствие, отношение, связь, взаимодействие, необходимость, случайность, условие, обусловленность, возможность, действительность, невозможность, вероятность, закон, детерминация, причинение, функция, связь состояний, корреляция, предвидение и др.
Через призму проблемы детерминации проявляется особенность всех философских проблем биологии. Она важна для философа, так как биология показывает такой предмет науки, который имеет специфическое качество, напрямую влияющее на любые рассуждение о детерминации – свойство целесообразности. Почти все крупные философы обращались к биологическому познанию и чаще всего с этой позиции обсуждали проблему детерминации биологического объекта.
Обсуждение проблемы детерминации живых объектов происходило в следующих традициях, которые определяются:
— логикой развития биологии
— эмпирическим базисом этой науки
— философскими спорами
Детерминизм более широкое понятие, чем то, что мы обычно отождествляем с причинно-следственными связями. Существую и другие формы детерминации кроме причинных. В связи с этим существует ряд направлений детерминизма в биологии: телеология, механистический детерминизм, органический детерминизм, акциденционализм и финализм.
Телеология — онтологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли (творца). Ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?» без анализа причинно-следственной связи явлений.
Телеология постулирует особый тип детерминации – целевой. При этом телеология говорит о существовании конечных целей, которые объективно влияют на ход процесс. Фактически телеология приписывает цель природе, а так же способность к целеполаганию. Не смотря на то, что в настоящее время способность целеполагания не признается за природой, однако понятия цели и целесообразности органических систем активно используются в биологии, но вкладывают в них иной смысл. Так, по мнению Опарина: «…признание «целесообразности» организации живых существ совершенно необязательно должно приводить к идеалистическим выводам. «Большинство биологов, разумеется, используя термин «телеология» для того, чтобы обозначить развитие полезных для организма структур и механизмов, имеют в виду, что фактором, ответственным за это развитие, является естественный отбор, а небожественное провидение». Так же немаловажно отметить, что телеология бесплодна в качестве исследовательской программы, так как имеет идеалистический характер и выносит за рамки познаваемого особенности живых систем.
Механистический детерминизм
Диалектико-материалистический детерминизм рассматривает случайность и необходимость в их диалектическом единстве. Такой подход рассматривает не только однозначные причинные связи механического типа, но и статистически интерпретируемые опосредованные причинные связи. При рассмотрении процессов детерминации в живых системах необходимо учитывать органическую целостность системы и ее внутреннюю активность. Такой подход разрабатывался Иваном Тимофеевичем Фроловым, и называется органическим детерминизмом. Повторю основные принципы этого подхода: во-первых, внешний фактор преломляется через внутреннюю среду живой системы, которая активно трансформирует его в соответствии со своими внутренними отношениями в результат действия (в этом случаи можно говорить о целесообразности присущей живым системам), во-вторых, переход, при анализе взаимодействия организма и среды, от механической к статистической причинности позволяет учитывать тенденции, которые могут быть случайными по отношению к той стороне, которую мы изолируем в процессе исследования в качестве единичного случая, но оказываются необходимыми, когда мы имеем дело с комплексом (следует рассматривать живую систему как целое).
Дарвин Ч. – становление органического детерминизма. Дарвин в отличие от Ламарка сразу
1) ввел статистическую закономерность. И показал (говоря о неопределенной изменчивости), что законы эволюции носят принципиально статистический характер.
Введение статистической закономерности коренным образом изменило биологию. Причинные связи теперь необходимо рассматривать как статистические.
2) пришел к выводу, что случайность необходима объективно, это не характеристика нашей деятельности. Дарвин не просто указал на массу случайностей в базе эволюции, но и показал, как случайность разнонаправленная переходит в направленность эволюционного процесса. Дарвин раскрыл диалектику “случайность – необходимость”.
3) в объяснении сущности жизни Ламарк ссылался на атрибутивное свойство живого – стремление к целесообразности. Дарвин дает рациональное естественное объяснение целесообразности, т.е. устраняет из биологии телеологию. Все факторы эволюции носят естественный характер.
4) Дарвин вносит в представление о детерминации новый элемент соотношения внутреннего и внешнего, позволяющее ввести относительное деление. Ламарк – органическое – внутренне, остальное внешнее. Дарвин показал, что надо мыслить релятивно, переход от внутреннего к внешнему необходим. Дарвин формулирует важнейшие элементы диалектики. Диалектика – важнейший элемент органической детерминации.
5) с Дарвином связана новая типология мышления, он утверждает видоцентризм, в отличие от организмоцентризма.
Эти пять элементов отличаются от механического детерминизма. Утверждается материалистическая линия в философии (взаимовлияние философии и биологии). Это революционный переворот в науке: от механического к органическому детерминизму. Отвергая телеологию, дарвинизм вместе с тем, не отбрасывал фактор органической целесообразности.
Философские основания органического детерминизма:
— материализм
— описание противоречивых отношений в органическом мире (диалектическое отношение)
Термин акциденционализм от лат. акциденция – неожиданно появляющееся – учение о несущественном, изменчивом, случайном в противоположность сущностному «эссенциальному» в предмете или в определении предмета. Термин ввел Аристотель и выделил два основных смысла употребления термина акциденция в философии:
— обозначает качество, которое не является существенным для данной вещи, то есть не всегда и необязательно принадлежит ей. Пример Аристотеля – приписываемое Сократу определение акцидентального по отношению к человеку – «быть музыкальным», в отличие от «быть животным».
— обозначает то, что принадлежит вещи, но не входит в ее сущность: акциденция фиксирует сосуществование случайности и необходимости. (классический пример6 «копая трюфели, я найду сокровище». Ход рассуждений следующий: «копание» не является акциденцией, и поскольку сокровище было там всегда, то факт нахождения сокровищ при условии копать в этом месте, предопределен, детерминирован. В тоже время нахождение клада – акциденция – поскольку копание – было копанием трюфелей, а не сокровища.
Что такое акциденционализм в биологии? Он связан с абсолютизацией роли случайности. На заре становления генетики как науки возникло однобокое представление о детерминации эволюционного процесса – игра случая. Вероятностно-статистическая модель абсолютизируется, не учитываются творческой роли естественного отбора. Но дает возможность привлечь математический аппарат (строить модели). Далее с возникновением молекулярной биологии, а затем молекулярной генетики, появляются такие интерпретации эволюционного процесса, в которых философские выкладки больше, чем экспериментальные. Акциденцианализм утверждает абсолютную случайность процессов.
ФИНАЛИЗМ (от лат. finalis — конечный, являющийся целью), составная часть многих эволюц. концепций, постулирующих строго запрограммированный характер органич. эволюции, идущей к определ. цели. Финалистич. идеи занимают центр, место в ламаркизме, номогенезе, разл. телеологич. и теологич. концепциях эволюции. Финализм (от лат. конечный, являющийся целью) – признание наличия конечной цели (финала у процессов развития в природе и обществе). Типичная система космической эволюции крупного франц. палеонтолога и теолога, члена ордена иезуитов Т. де Шардена замыкается на телеологию.
Возникает натурфилософия как компенсация недостаточности гипотетико-дедуктивного метода биологии философскими мировоззренческими аспектами. Нет эффекта целостности.
— органического детерминизма)
На смену дарвинизму приходит неодарвинизм:
— из-за неравномерного развития биологических дисциплин
— из-за возникновения новых биологических дисциплин
— из-за развития психологии, наук о человеке, как попытка экстраполяции
— из-за антропоморфизации (аналогия между целесообразной деятельностью человека и живой
системы). Телеология приобретает форму антропоморфизации.
5.2. Механический детерминизм.
Научная революция XVII века создала новую форму детерминизма, а именно механический детерминизм. Организм рассматривался как своего рода машина, т.е. определенным образом организованная и автоматически действующая система. Сотворенная человеком машина выступила в виде модели объяснения и человека, и природы. Течение воды — естественный феномен, помпа — конструкция, созданная человеком для перекачивания воды. “Привязка” к конструкции — неотъемлемая особенность механического детерминизма.
С середины XVII до середины XIX столетия появился ряд философский учений, ориентированных на механистический детерминизм.
Психологическое учение Декарта. Он отделил душу от тела, преобразовав понятие о душе в понятие о сознании, но также отделил тело от души, объяснив его работу по типу механизма, автоматически производящего определенные эффекты: восприятие, движения, ассоциации и простейшие чувства. Восприятиям (сенсорным феноменам) он противопоставлял врожденные идеи, телесным движениям (рефлексам) — волевые акты, ассоциациям — операции и продукты абстрактного мышления, простейшим эмоциям — интеллектуальные чувства. Эта дуалистическая картина человека расщепляла его надвое (соответственно в Декартовой философии человек — это средоточие двух субстанций: непротяженной — духовной и протяженной — телесной).
Применительно к протяженным телам, производящим элементарные психические продукты, утверждалась их безусловная подчиненность принципу детерминизма. Применительно же к сознательно-волевым актам этот принцип отвергался. Здесь царил индетерминизм.
Человек выступал как средоточие двух начал (субстанций). В объяснении его психики и поведения детерминизм пересекается с индетерминизмом.
Учение Спинозы. Спиноза создал учение о единой субстанции. Сущность психологии человека он объяснял особым аффектом — влечением, считая, что радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает. Поскольку он отрицал как случайность, так и свободу воли, то его детерминистский подход является проявлением фатализма.
Механический детерминизм проявился в XVIII веке в учениях английских (например, Гартли) и французских (Ламетри, Кабанис) материалистов. В этих учениях принцип детерминизма применялся не только к “низшим” психическим функциям, но и к высшим функциям (разум, воля). Используется формула “человек — машина”. Представление о “машине” становилось метафорой. Эти машины не имели никаких аналогов в мире автоматов. Машина органического тела становится носительницей любых психических свойств, какими только может быть наделен человек. Телесная машина представлялась как иерархически организованная система, где в ступенчатом ряду выступают психические свойства возрастающей степени сложности, включая самые высшие.
Еще одной формой детерминизма этого периода стал анатомический детерминизм. Связано это было с крупными успехами в области нервно-мышечной физиологии. Здесь в первой половине прошлого века воцарилось “анатомическое начало”. Это означало установку на выяснение зависимости жизненных явлений от строения организма, его морфологии.
Анатомический детерминизм проявился в учениях о рефлексе, об органах чувств и о работе головного мозга. Эта форма детерминизма породила главные концепции рассматриваемого периода: о рефлекторной “дуге”, о специфической энергии органов чувств и о локализации функций в коре головного мозга.
Вульгарно-материалистическая форма детерминизма в трактовке психики. В то время был открыт закона сохранения и превращения энергии, согласно которому в живом теле не происходит ничего, кроме физико-химических изменений, рассматривавшихся, однако, не как механические, а как энергетические явления.
Каково же было место психических процессов в этой биоэнергетике? Поскольку закон сохранения энергии выполняется в органическом мире неукоснительно, сложилась версия, что течение мыслей и других психических процессов подчиняется законам, по которым совершаются физико-химические реакции в нервных клетках.
В середине XIX столетия на смену механическому детерминизму в понимании психический явлений пришел биологический детерминизм. В середине XIX века под влиянием двух великих учений Ч.Дарвина и К. Бернара существенно изменилось понятие об организме.
это… Детерминизм и индетерминизм :: SYL.ru
Детерминизм – это такая концепция в философии, которая продвигает идею о том, что всякое следствие имеет свою причину, и все в мире обусловлено, чтобы не сказать, предопределено. Таким было античное учение об атомах. Последнее можно назвать примером космологического детерминизма. Существовали богословские концепции, где утверждалось, что все, что происходит в нашем мире, предопределено свыше, и изменить этого никак нельзя. Бог одних людей приготовил к спасению, а других – к проклятию. Таков теологический детерминизм. У него есть и такая разновидность, как фатализм, когда считается, что все в нашем будущем уже определено заранее. Противоположная же философская позиция называется индетерминизмом.
Исторические этапы
Одной из самых первых известных нам версий данной концепции являлось учение Демокрита. Всякая свобода, полагал философ, Практически каждый человек с лишним весом мечтает похудеть. И чаще всего это начинается с выбора диеты. У некоторых хватает силы воли держать ее долго, и им удается скинуть несколько килограмм. Кто-то бросает, и через некоторое время садится на новую диету. В чем причина такого поведения? это всего лишь мнение смертных. Человек разумный зрит в корень вещей, и понимает, что все на свете – это атомы и пустота. А вот Эпикур предполагал некую свободу даже в движениях атомов. Демокрит же полагал, что нет ничего подобного, и особенно случайного. Просто мы не видим между какими-то явлениями связи и необходимости, и они выглядят для нас таким образом.
Концепция детерминизма в таком виде получила название механистической. В более или менее развитом виде он просуществовал до начала девятнадцатого века. Расцвет ее популярности приходится на семнадцатое и восемнадцатое столетия.
Гоббс, Декарт и другие просветители
Механистический детерминизм – это попытка приравнять живые существа к автоматам. Все тела – это вещи. Они перемещаются, имеют форму, количество, протяженность. Их движения состоят из толчков и усилий. Некоторые из них являются одушевленными (то есть имеют ощущения, которые все это отражают, память, способность к сравнению). Таким видел наш мир Томас Гоббс. Рене Декарт предпочитает каузальный, логический детерминизм, отделяя материю от духа. Последнему он предоставляет творческую энергию, но связывает его мышление особыми законами. Материя же, из которой состоит мир, представляет собой некогда заведенный Богом часовой механизм, в котором, естественно, все винтики друг от друга зависят. Практически все известные деятели французского Просвещения в той или иной степени разделяли эту точку зрения.
Спиноза
Этот философ стоит особняком в постановке данной проблемы, хотя многие исследователи относят его к детерминистам. Но он является оригинальным мыслителем. Следуя методу Декарта, Спиноза пришел к выводу, что в изначальной субстанции, которой он считал природу, и в Боге, свобода и необходимость совпадают. Он действительно полагал, что все в мире связано причинностью. Но это не относится к природе. Она является причиной самой себя. Ведь она – вечная субстанция. И поэтому природа является имманентной причиной всех вещей. Одной из них можно назвать и человека. Спиноза также очень оригинален в вопросах этики. Здесь у него проявляются и детерминизм, и индетерминизм. С одной стороны, он отрицал так называемую «свободу воли». Он полагал, что человек в очень большой степени зависит от своих аффектов. С другой стороны, он вовсе не отрицал существование свободы. Только трактовал он ее следующим образом. Всякая вещь только тогда по-настоящему свободна, когда исполняет свое предназначение. Поэтому таким можно назвать человека, следующего своей природе. Значит, свобода – это осознанная необходимость.
Теологический детерминизм
Особенно богословие было популярным в христианстве. Причем проблема возникла очень рано. Ведь христианские теологи постоянно пытались каким-то образом совместить всемогущество Бога и свободную волю человека. Можно сказать, что католицизм в его классическом варианте совмещал детерминизм и индетерминизм. Но были и такие богословы, и даже Отцы Церкви, которые занимали иную позицию. К примеру, Августин Блаженный считал, что у человека нет свободы воли, и он не может не грешить. Только по особой, даруемой Богом благодати он может сойти с этой скользкой дорожки. Во времена Реформации его поддержал Мартин Лютер. Он заявил, что свобода воли является достоинством Бога. Поэтому человек ее иметь не может. Это противоречило бы принципу Божьего всемогущества.
Постклассический детерминизм
Механистическая модель мира прекрасно согласовывалась с научной картиной того времени. Поэтому Лаплас, один из творцов теории происхождения Вселенной, довел концепцию классического детерминизма практически до логического абсурда. Он заявил, что связь между причинами и следствиями однозначна, и всегда можно вывести одно из другого. Никаких случайностей не существует. Однако уже в его время возникла масса вопросов, на которые нельзя было найти ответ, исходя из этой теории. Поэтому, начиная с девятнадцатого века, научные концепции, которые основывались на детерминизме, изменились. В настоящее время он существует в так называемой постклассической форме.
С точки зрения новых веяний, детерминизм – это идея о том, что причинно-следственные связи не являются однозначными. Они определяют основную линию развития. Тем не менее, в чистом виде закон проявляется редко, и существует масса отклонений. Такой взгляд на детерминизм и развитие сделал возможным появление теории эволюции, психоанализа, квантовой механики, и многих других наук.
Социальный детерминизм
Данная философская концепция с восемнадцатого века стала весьма популярной в общественных науках. Ее классическим примером является географический детерминизм, который полагает, что характер нации и образ жизни государства обусловлены внешними факторами – климатом, расположением и так далее. Самым известным сторонником этой теории был Монтескье. Но в девятнадцатом столетии социальный детерминизм – это уже более сложная концепция. Она в какой-то степени совпадает с религиозной версией этого философского направления или же отталкивается от него. В свое время Августин заявил, что история человечества развивается от падения к спасению, и в этом смысл времени. Социальный детерминизм в лице гегельянства фактически повторил эту идею, заменив божественный план законами развития Абсолютного духа.
Диалектический материализм как детерминизм
Большинство философов девятнадцатого века считали, что устройство общества и его специфика определяются разделяемыми им идеями. Идеи и разум, с их точки зрения, правили миром. В то же время Маркс, а также его сторонники и последователи решили подойти к проблеме с другой стороны. Основным фактором, определяющим социальное развитие, они объявили материальный. То есть то, что люди в процессе совместной работы производят средства к жизни, представляет собой фундамент общества. Они детерминируют все остальные виды деятельности людей, а также их социальную, психологическую, духовную активность. Более того, всякая мораль, религия и прочее являются всего лишь отражением материальной жизни, а если они и имеют какую-то самостоятельность, то разве что относительную. Теория детерминизма в таком изложении сосредотачивалась на роли экономического фактора и его доминирования. Однако в современном мире эти концепции больше не являются определяющими.
Индетерминизм
Идеи отрицания необходимости как главной движущей силы мира и природы тоже всегда были присущи философии. Прежде всего, таковой была концепция целеполагания – то есть того, что все процессы происходят от «божественного произвола». Интересно, что теологические идеи о «высшем плане» приводили уже к детерминизму. Но не только богословие было уделом отрицания всеобщности причинности. В философии индетерминизм сделался одной из основ теорий Юма и Канта. Великий немецкий мыслитель полагал, что причина и следствие – это априорные формы нашего мышления, поэтому они имеют субъективный характер. Другими словами, мы делаем выводы из своей практики, но понятия не имеем, насколько они соответствуют реальности. С рождением статистики индетерминизм стал популярен и в науке.
Подводя итог, можно сказать, что противостояние этих двух подходов в современной философии не является столь острым как раньше. А в концепциях многих современных школ и направлений можно встретить элементы как детерминизма, так и его оппонента.
2.Механистический детерминизм п Гольбаха (по работе «Система природы»). Квантовая механика и детерминизм.
Гольбах Поль Анри (1723— 1789) — один из главных представителей французского материализма и атеизма XVIII в., идеолог французской революционной буржуазии, участник «Энциклопедии», автор знаменитой книги «Система природы», в которой ярко выступает связь французского материализма с передовым естествознанием, и ряда антирелигиозных памфлетов: «Разоблачённое христианство», «Карманное богословие», «Священная зараза» и др. Разрешая основной вопрос философии в духе материализма, Гольбах определяет природу как причину всего сущего. Материя, о Гольбаху, — это объективная реальность, воздействующая на органы чувств человека. Первичные свойства материи — протяжённость, подвижность, делимость, твёрдость, тяжесть и т. п., производные свойства — плотность, вес, фигура цвет и т. п. Серьёзной заслугой Гольбаха является признание им движения как неотъемлемого атрибута материи. Однако, будучи метафизическим и механическим материалистом, он понимает движение как простое перемещение тел в пространстве. . Созданная им классификация видов движения — чисто механистическая теория. Учение Гольбаха направлено против теологии и идеализма, против субъективного идеализма Беркли (см.). Природа, по Гольбаху, существует вечно, никем не сотворена и неуничтожима. «Материя,— учит Гольбах, — действует по своим собственным силам и не нуждается нив каком внешнем толчке, чтобы быть приведённой в движение». С точки зрения Гольбаха рассуждения о бестелесных духах — нелепая фантазия, противоречащая здравому смыслу. Сознание рассматривается Гольбахом как свойство организованной материи. В «Системе природы» Гольбах резко критикует религиозный взгляд на человека, как на подобие бога: «Человек — дело рук природы, он существует в природе, он подчинён её законам, он не может освободиться от неё; он не может — даже в мысли —выйти из природы». Человек —часть природы, подчинённая её законам, как и все физические тела. Попытка философов-идеалистов делить человека на физическое и духовное существо объявляется Гольбахом несостоятельной. «Человек есть организованное целое, составленное из различных веществ». Отвергая взгляды идеалистов, их веру в существование бессмертной души, Гольбах доказывает, что умственные способности человека зависят от организации человеческого тела. Способность ощущать даёт нам возможность познать мир и его закономерности. Никаких врождённых идей нет. Человек черпает свои идеи из внешнего мира, а не из своей души. Телеологии Гольбах противопоставляет свой механистический детерминизм. Явления, причин которых мы не знаем, он называет случайными. Он не понимал объективного характера случайности. Развитие общества он понимал как фатальный процесс. К человеческому обществу Гольбах подходит с позиций идеализма, буржуазного просветительства. Признавая влияние общественной среды на формирование человеческой личности, Гольбах в то же время приходит к неверному, идеалистическому выводу, будто бы «мнения правят миром». Он утверждает, что человечество может избавиться от феодального гнёта в результате распространения просвещения и торжества разума над средневековым мракобесием. Идеолог французской буржуазии, Гольбах боится революционного движения масс; он предпочитает революцию «сверху», т. е. мирный переход от сословно-феодального строя к буржуазному при помощи «совершенного» законодательства — монархии конституционной или даже «просвещённой». Критикуя религию, Гольбах видит в ней только результат невежества, он не в состоянии дать исторической критики религии, раскрыть классовую сущность религиозного мировоззрения. Однако его атеистические трактаты сыграли огромную роль в борьбе против религиозного мракобесия и суеверия. Современные агенты Ватикана (Маритэн, Гаррингтон и др.) до сих пор занимаются «опровержением» Квантовая механика (волновая механика) — теория, которая устанавливает способ описания и законы движения микрочастиц (элементарных частиц, атомов, молекул, атомных ядер) и их систем, а также связь величин, характеризующих частицы и системы, с физическими величинами, непосредственно измеряемыми на опыте.
Квантовая механика описывает законы движения микрочастиц. Однако поскольку свойства макроскопических тел определяются движением и взаимодействием частиц, из которых они состоят, постольку квантовая механика применяется для объяснения многих макроскопических явлений. Например, квантовая механика позволила понять многие свойства твердых тел, последовательно объяснить такие явления, как ферромагнетизм, сверхтекучесть, сверхпроводимость, понять природу таких астрофизических объектов, как белые карлики, нейтронные звезды, выяснить механизм протекания термоядерных реакций в Солнце и звездах. Детерминизм — общенаучное понятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире. Процессуальная сторона Д. выражается понятием «детерминация». Термин Д. происходит от лат. determino (определяю). Антиподом этого понятия считают индетерминизм. К числу всеобщих категорий Д. относятся причина и следствие, отношение, связь, взаимодействие, необходимость, случайность, условие, обусловленность, возможность, действительность, невозможность, вероятность, закон, детерминация, причинение, функция, связь состояний, корреляция, предвидение и др. Д. в философии так же древен как и она сама. Можно выделить: 1) Д. философский; 2) естественнонаучный, а в его рамках отдельно научную телеономию и телеологию; 3) технический и технологический, опирающийся на предыдущий Д. в сфере технических приложений; 4) социальный Д., который опирается на телеологию и действует в человеческом обществе. Заметим, что в мировой литературе сложилось две точки зрения на сущность Д. вообще.
Раздел 3. Основные принципы психологии.
Тема 3.1. Принцип детерминизма в психологии.
Детерминизм — причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется прежде всего его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.
Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.
Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
Этапы развития детерминистских представлений в науке.
1) Предмеханический детерминизм.
Античность.
Понятия «причина»и «начало» не разведены.
Ум – порядок мира, он же им движет.
Первой вехой на этом пути стало возникшее в древнегреческой философии учение – гилозоизм. Природа представлялась в виде единого материального целого, наделенного жизнью.
В учении Демокрита – атомистический детерминизм.
Вершиной античного детерминизма стало учение Аристотеля. В нем душа была понята как способ организации любых живых тел. Растения также имеют душу (являются одушевленными). Будучи формой тела, душа не может рассматриваться независимо от него. Он разделил причины для природных тел и для живого.
Виды причин:
Материя, субстрат
Форма вещи, ее сущность
Целевая причина (откуда движется)
Ради чего движется
Каждая из причин по-своему определяет суть вещей, и ни одна не является воздействующей.
Средние века
Августин: индетерминизм души в материальном мире.
Причина – Божественное провидение.
Наиболее значительными достижениями предмеханического детерминизма были:
I) представления об ощущениях как результатах прямого контакта органов чувств с внешними объектами;
2) учение о темпераменте как результате преобладания в организме одной из четырех жидкостей.
2) Механический детерминизм.
М.Г. Ярошевский называет Декарта основоположником механистического детерминизма и выделяет в истории механистического детерминизма несколько фаз.
1. Собственно картезианство — характеризуется тем, что свойства души выводятся из свойств материальной системы.
Первая фаза наиболее типично представлена психологическим учением Декарта. Он отделил душу от тела, преобразовав понятие о душе в понятие о сознании, но также отделил тело от души, объяснив его работу по типу механизма, автоматически производящего определенные эффекты: восприятие, движения, ассоциации и простейшие чувства. носительницей любых психических свойств, какими только может быть наделен человек.
2. Эпоха французского Просветительства (XVIII в.) — связана с именами Ламетри, Гольбаха, Гельвеция во Франции, Гартли — в Англии.
На смену Декартовой формуле «человек — полумашина» приходит формула «человек — машина», сформулированная Ламетри и вынесенная им в заглавие его главного философского труда.
Представители механистического детерминизма находили прообразы своих теоретических моделей среди технических устройств того времени.
Для Декарта таким прообразом стали фонтаны в Фонтенбло, украшенные металлическими фигурами людей, приводимыми в движение струями воды.
Для представителей механистического детерминизма эпохи французского Просветительства таким прообразом стали заводные игрушки-автоматы, расцвет которых пришелся на XVIII в.
Постепенно причинные объяснения приобретают организмический оттенок. Под влиянием успехов естествознания в первой половине XIX в. распространяются новые объяснительные модели (рефлекторная дуга, закон специфических энергий органов чувств).
Заключительной фазой в развитии механистического детерминизма стали 60-е гг. XIX в., когда вульгарно-материалистическая трактовка успехов естествознания породила представление о психофизическом параллелизме (Л. Бюхнер, Я. Молешотт, К. Фохт, в России — Д. И. Писарев).
Новое время.
Механистический детерминизм сменяется биологическим
Используется понятие линейной детерминации.
В основе классической картины мира – физикалистская причинность (влияние одних материальных факторов на другие исходя из предположения о законах. Причинность разделяется закон (логическую организацию) и причинно-действенное условие (в реализации)
Вероятностный детерминизм
В теории вероятности Лапласа – всё детерминировано, подчинено действию динамических законов. Вероятность связывалась с неполнотой знания, а не характеристикой мира.
Пастор Зюсмильх первым использовал статистич. материал для описания соц. явлений, статистика как средство выявления причинных связей.
Социолог Кетле. Понимание статистического закона как проявляемого только в совокупности явлений. Закон стал пониматься как тенденция.
Предложения со словосочетанием МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
Признание схемы механистического детерминизма — постулата непосредственности — определило то, что представители традиционной психологии, ориентированные в своих исследованиях на переживания отдельного индивида или факты поведения, резко обособили сферу психологической реальности от действительности и оказались либо в замкнутом круге сознания, либо в замкнутом круге поведения. Это — сложное представление, альтернативное механистическому детерминизму. Между тем именно такое мнение господствовало в советской юридической литературе 20-х годов, в работах тех авторов, которые стояли на позициях механистического детерминизма, и даже отчасти проникло в уголовное законодательство того времени. Не обладай материя этим свойством, прав оказался бы механистический детерминизм, согласно которому эффект воздействия зависит только от внешней причины, действующей в качестве толчка извне. Стоя на позициях материализма и механистического детерминизма, буржуазные авторы отвергают активность человеческого сознания.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сполох (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Неточные совпадения
Обратим внимание, что критические стрелы в адрес «традиционного» (линейного) детерминизма направлены на детерминизм лапласовского толка — механистический, материалистический или экономический в известном понимании. Если бы воздействие вещей, явлений, процессов друг на друга отвечало бы принципу детерминизма в его механистическом понимании, не приходилось бы говорить о взаимодействии всех явлений в мире как об отражении.16.Детерминизм и индетерминизм.
Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление.
Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим.
Принципиальным недостатком прежнего детерминизма было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемый чисто механически; в нем отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы детерминизма, статистические связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений.
Ядром марксисткой концепции социального детерминизма является признание закономерного характера общественной жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределен заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не предопределяют многообразие деятельности каждого отдельного индивида. В общественной жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Детерминизм не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.
Детерминизму противостоит индетерминизм, отказывающиеся от признания причинности вообще или, по крайней мере, её всеобщности. Другой формой отрицания детерминизма является идеалистическая телеология, провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целенаправленного начала».
Индетерминизм — это философское учение и методологическое познание, которое отрицает познавательную ценность причинного объяснения в науке. В истории философии, начиная с др. греческой философии вплоть до настоящего времени индетерминизм, и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные им поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применялись к объяснению человеческого выбора и поведения обвиняет сторонников детерминизма в фотолизме. Марксизм исходит из того, что детерминизм не только не предполагает фотолизам, а напротив, именно дает почву доразумного действия.
В современной буржуазной философии получили распространение различные формы индетерминизма. Так баденская школа неохамтианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе».
Проблема индетерминизма и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием современной квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма и агностицизма.
Выражением индетерминизма были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр.
Диалектический материализм, отвергая индетерминизм, в то же время показывает, недостаточность прежних механических представлений о детерминизме и на основе достижений современных естественных и общественных наук формируют новое обобщенное представление о детерминизме.