УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ это кто такой УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ — Психология.НЭС
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
1886-1950) — сов. психолог и философ, автор общепсихологической теории установки, создатель грузинской психологической школы, один из основателей Тбилисского ун-та, где создал отделение и кафедру психологии АН Грузии. Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). У. был согласен с 3. Фрейдом в том, что сознательные процессы не исчерпывают всего содержания психики, однако теория и понятие установки задумывались им как антиподы и конкуренты теории психоанализа и понятия бессознательного в учении Фрейда. У. понимал установку как «границу» между психическим (субъективным) и физическим (объективным), которая не только разъединяет, но и объединяет эти ряды явлений (а также связывает психическое с психическим). Такой подход, по мысли У, позволяет преодолеть свойственный всей традиционной психологии «постулат непосредственности», т. е. признание прямого и непосредственного действия объективных условий (стимулов) на сознание. Опосредствующим звеном выступает именно установка — целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности. Установка возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения — с др. В многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях грузинской школы были изучены виды установок, их свойства, условия возникновения (см. Иллюзии восприятия).
Идеи У. в настоящее время разрабатываются в основном грузинскими психологами и находят свое практическое применение в педагогической психологии, психотерапии и т. п. Дискуссионными проблемами теории установки являются ее соотношение с др. общепсихологическими теориями современной психологии, в частности с теорией деятельности (в вариантах А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна). У. также автор трудов по теории познания, общей, экспериментальной, возрастной психологии и университетских учебников по психологии. Программные работы У; на рус. языке: «Основные положения теории установки» (1961), «Экспериментальные основы психологии установки» (1966). (Е. Е. Соколова.)
Оцените определение:
Узнадзе, Дмитрий Николаевич — Википедия. Что такое Узнадзе, Дмитрий Николаевич
Материал из Википедии — свободной энциклопедииДмитрий Николаевич Узнадзе (20 декабря 1886 (1 января 1887), с. Кведа-Сакара, ныне Зестафонский район Грузии[2] — 12 октября 1950, Тбилиси) — грузинский советский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки.
Биография
Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Один из основателей и профессор Тбилисского государственного университета (1918), где создал кафедру психологии.
В 1941 году при основании Академии наук Грузинской ССР был избран её действительным членом. Директор Института психологии АН Грузии.
Автор работ «Основные положения теории установки» (1961) и «Экспериментальные основы психологии установки» (1966), в которых вводится и обосновывается понятие установки как «границы» между субъективным и объективным. Возникая при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения, установка, по Узнадзе, представляет собой целостное, недифференцированное состояние субъекта, предшествующее деятельности. Установка Узнадзе является формой исследования бессознательного.
Похоронен в парке Тбилисского государственного университета.
Сочинения
- Die metaphysische Weltanschauung W. Ssolowiows mit orientierendem Überblick seiner Erkenntnistheorie, Halle/Saale, 1909;
- Общая психология, 1940 (переиздана в 2004).
- Экспериментальные основы психологии установки, 1949
- Психологические исследования. — М., 1966.
Труды его школы
- Бжалава И. Т. Установка и поведение. — Мск., 1968
- Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. — Мск., 1966
- Норакидзе В. Г. Типы характера и фиксированная установка.— Тб., 1966
- Прангишвили А. С. Исследования по психологии установки. — Тб., 1967.
- Надирашвили Ш. А. Дмитрий Николаевич Узнадзе (к 100-летию со дня рождения)
См. также
Примечания
Ссылки
100 великих психологов — узнадзе дмитрий николаевич
Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г. в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении.
Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейпцигского университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории. И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 г. он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль. Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике.
После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, в 1913 г. он получил диплом первой степени. В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики.
В 1917 г. Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 г. в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 г. психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом. Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовало. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий.
В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м его первая монография «Анри Бергсон», в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона. Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека. Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека.
Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как «биосфера», «ситуация» и «подпсихическое». Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является детерминантой целесообразности поведения. Биосфера это особый вид отражения действительности, а ситуация положение, вызываемое в биосфере, т.е., по сути, ее частный случай. Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания.
Таким образом, подпсихическое это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия как субъекта, так и объекта. Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что «бессознательное» Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике.
В 1923 г. издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как «Имперсоналия» и «Психологические основы наименования». Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы.
В 1924 г. вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В это время, в 1920-е гг., происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе понятия установки. Это понятие подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде эти последние реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования указанного состояния. В результате возникает теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий.
Тот смысл, который Д.Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, несколько отличается от обычного, принятого в психологии того времени. Установка у него это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой в результате удовлетворения определенной потребности.
В этой концепции психология переживания соотносится с психологией поведения. Перед осуществлением любой деятельности, считает Д.Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Узнадзе и назвал установкой.
В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие стало для него очень важным, поскольку послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики.
Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения. Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.
На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархиии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.
В 1940 г. вышла «Общая психология» Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов.
В 1941 г. в Грузинской ССР создается Академия наук, и Д.Н. Узнадзе становится ее действительным членом, возглавляет сектор психологии. Это время можно считать началом второго этапа развития теории установки, поскольку теперь ученый уделял много внимания не самому явлению установки, уже тщательно разработанному, а эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. В 1947 г. были изданы сразу несколько работ, посвященных этой теме («К проблеме сущности внимания», «Внутренняя форма языка», «Проблемы объективации»)
В лаборатории Д.Н. Узнадзе проводил исследования, связанные со сравнениями количественных характеристик предметов. Вот пример одного из таких опытов. Человеку несколько раз показывали два шара, совершенно одинаковых по цвету и материалу, из которого они были изготовлены, и отличавшихся только размерами. Каждый раз испытуемому предлагалось выбрать тот шар, который, по его мнению, больше. Когда, наконец, ему показывали два совершенно одинаковых шара, он тем не менее выбирал один из них. Установка, возникшая у него во время опыта, создала зрительную иллюзию различия. Таким же образом были исследованы и многие другие иллюзии: слуховые, вкусовые, тактильные.
Исследования Д.Н. Узнадзе вызвали огромный интерес в европейском научном мире. Жан Пиаже даже назвал явление иллюзии, выявленное им в зрительной сфере с помощью установки, эффектом Узнадзе.
В 1949 г. вышла в свет книга «Экспериментальные основы психологии установки», в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности:
динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;
статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;
вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.
Дмитрий Николаевич Узнадзе стал основателем грузинской школы психологии, многие его ученики впоследствии развивали и критиковали его идеи, создавая на этой основе собственные теории. В Европе его взгляды также привлекали к себе внимание многих психологов и психоаналитиков. Сейчас теория установки используется в социальной, медицинской психологии, психологии труда и в психоанализе.
Дмитрий Николаевич Узнадзе скончался 12 октября 1950 г.
Узнадзе Дмитрий Николаевич — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Узна́дзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) — грузинский ученый, психолог, философ; действительный член Академии наук Грузии (1941), автор психологической теории установки, объясняющей особенности бессознательных процессов, целесообразной деятельности, а также закономерности социального поведения человека.
Д. Узнадзе изучал философию в Лейпцигском университете, где его учителями были В. Вундт, И. Фолькельт, П. Барта. В 1909 году он окончил университет, защитил докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В. Соловьева». В 1913 году Узнадзе экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. Свою профессиональную научную и преподавательскую деятельность он начал в 1910 году. В 1915 году Д.Н. Узнадзе создал первую в Грузии женскую школу с преподаванием на грузинском языке. С 1917 года он участвовал в создании Тбилисского университета, в котором впоследствии заведовал созданной им же кафедрой психологии, а также психологической лабораторией. В 1919 году вышла в свет его первая книга, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920 году — монография «Анри Бергсон», в которой Д. Узнадзе критически рассматривает интуитивизм Бергсона. В 1923 году появились его работы «Имперсоналия» и «Психологические основы наименования», а в 1924 — книга «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В 1920-е годы происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе — понятия установки (явление установки было открыто в 1888 году немецким психологом Л. Ланге при изучении ошибок восприятия). Предпосылкой создания теории установки послужил философско-психологический анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г. Лейбница.Понятие установки по Д. Узнадзе подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде они реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования установки. В результате была создана психологическая теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий. Согласно концепции Д. Узнадзе установка возникает на основе мотивационных и ситуативных факторов, благодаря чему приобретает способность регулировать осуществление целесообразного поведения. Разработав экспериментальную модель изучения установки (метод фиксированной установки), Узнадзе выявил ряд существенных общепсихологических и дифференциально-психологических свойств установки, таких как целостность, возбудимость, прочность, динамичность, пластичность, иррадиированность. На основе теории установки ученый построил установочную типологию личности. В его работах была раскрыта и обоснована целостно-личностная природа установки, ее бессознательный характер, законы ее формирования и протекания. Д. Узнадзе также исследовал вопросы мышления, речи, внимания, воли; особое внимание уделял исследованиям языка, образованию понятий, наименованиям, постижению значений. В сфере его интересов находились также проблемы методологии и истории психологии. Он разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. По инициативе Д. Узнадзе были созданы кафедры психологии в педагогических институтах Кутаиси (1932) и Сухуми (1938), которыми он лично руководил. В годы Великой Отечественной войны Д. Узнадзе работал при госпитале в реабилитационном патопсихологическом кабинете. В 1943 году он возглавил организованный им Институт психологии АН Грузии, которым руководил до последних дней своей жизни.Дмитрий Николаевич Узнадзе | ||||
---|---|---|---|---|
груз. დიმიტრი ნიკოლოზის ძე უზნაძე | ||||
Имя при рождении | груз. დიმიტრი უზნაძე | |||
Дата рождения | 20 декабря 1886 (1 января 1887) | |||
Место рождения |
| |||
Дата смерти | 9 октября 1950(1950-10-09)[1][2](63 года) | |||
Место смерти |
| |||
Страна |
| |||
Научная сфера | психология, педология, зоопсихология. | |||
Место работы | Институт психологии АН Грузинской ССР | |||
Альма-матер | Лейпцигский университет, | |||
Известные ученики | И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе, И. Д. Панцхава А. С. Прангишвили, Ш. А. Надирашвили | |||
Известен как | создатель теории установки | |||
Награды и премии | ||||
Узнадзе Дмитрий Николаевич — Медицинская википедия
Узнадзе Дмитрий Николаевич родился 20 декабря 1886 года (1 января 1887 года) в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но, несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении.
Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейпцигского университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории.
И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 году он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль. Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике.
После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, где в 1913 году он получил диплом первой степени. В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики.
В 1917 году Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 году в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 году — психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом. Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовало. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий.
В 1919 году выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м — его первая монография «Анри Бергсон», в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона. Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека. Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека.
Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как «биосфера», «ситуация» и «подпсихическое». Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является детерминантой целесообразности поведения. Биосфера — это особый вид отражения действительности, а ситуация — положение, вызываемое в биосфере, т.е., по сути, ее частный случай. Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания.
Таким образом, подпсихическое — это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия как субъекта, так и объекта. Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что «бессознательное» Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике.
В 1923 году издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как «Имперсоналия» и «Психологические основы наименования». Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы.
В 1924 году вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе — «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В это время, в 1920-е годы, происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе — понятия установки. Это понятие подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде эти последние реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования указанного состояния. В результате возникает теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий.
Тот смысл, который Д.Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, несколько отличается от обычного, принятого в психологии того времени. Установка у него — это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности.
В этой концепции психология переживания соотносится с психологией поведения. Перед осуществлением любой деятельности, считает Д.Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Узнадзе и назвал установкой.
В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие стало для него очень важным, поскольку послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики.
Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения. Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.
На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.
В 1940 году вышла «Общая психология» Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов.
В 1941 году в Грузинской ССР создается Академия наук, и Д.Н. Узнадзе становится ее действительным членом, возглавляет сектор психологии. Это время можно считать началом второго этапа развития теории установки, поскольку теперь ученый уделял много внимания не самому явлению установки, уже тщательно разработанному, а эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. В 1947 году были изданы сразу несколько работ, посвященных этой теме («К проблеме сущности внимания», «Внутренняя форма языка», «Проблемы объективации»).
В лаборатории Д.Н. Узнадзе проводил исследования, связанные со сравнениями количественных характеристик предметов. Вот пример одного из таких опытов. Человеку несколько раз показывали два шара, совершенно одинаковых по цвету и материалу, из которого они были изготовлены, и отличавшихся только размерами. Каждый раз испытуемому предлагалось выбрать тот шар, который, по его мнению, больше. Когда наконец ему показывали два совершенно одинаковых шара, он тем не менее выбирал один из них. Установка, возникшая у него во время опыта, создала зрительную иллюзию различия. Таким же образом были исследованы и многие другие иллюзии: слуховые, вкусовые, тактильные.
Исследования Д.Н. Узнадзе вызвали огромный интерес в европейском научном мире. Жан Пиаже даже назвал явление иллюзии, выявленное им в зрительной сфере с помощью установки, эффектом Узнадзе.
В 1949 году вышла в свет книга «Экспериментальные основы психологии установки», в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности:
— динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;
— статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;
— вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.
Дмитрий Николаевич Узнадзе стал основателем грузинской школы психологии, многие его ученики впоследствии развивали и критиковали его идеи, создавая на этой основе собственные теории. В Европе его взгляды также привлекали к себе внимание многих психологов и психоаналитиков. Сейчас теория установки используется в социальной, медицинской психологии, психологии труда и в психоанализе.
Дмитрий Николаевич Узнадзе скончался 12 октября 1950 года.
Дімітрі Узнадзе — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
|Батько= |Посада= |Діти= |Дружина= |Мати= |Чоловік=
Дмитро Миколайович Узнадзе (груз. დიმიტრი ნიკოლოზის ძე უზნაძე; *1 січня (20 грудня) 1886(18861220), село Сакара, зараз Зестафонський район Грузії[1] — †12 жовтня 1950, Тбілісі) — грузинський філософ та психолог, що розробив загальнопсихологічну теорію установки.
Дмитро Узнадзе отримав освіту в Лейпцизі (1909) та Харкові (1913). Один із засновників та професор Тбіліського державного університету (тепер – Тбіліський державний університет імені Іване Джавахішвілі) (1918), де він створив кафедру психології, якою він завідував до своєї смерті. Директор Інституту психології АН Грузії, академік АН Грузії (1941).
Навчався в Кутаїській гімназії. У 1905 році навчався на філософському факультеті Лейпцигського університету. У 1907 році написав першу наукову роботу (присвячену творчості Лейбніца), яку рада університету відзначила премією, через два роки підготував працю про філософську спадщину В. С. Соловйова. У 1909 році отримав ступінь доктора філософії в Галле. У тому ж році повернувся до Росії. З 1910 по 1913 роки навчався (здавав іспити екстерном) на історико-філологічному факультеті Харківського університету, який закінчив із дипломом 1 ступеня. У ці ж роки написав свої перші праці з психології: серія праць під загальною назвою «Цели воспитания» (1910), «Очерки по экспериментальной педагогике» (1911), «Основная трагедия воспитания» (1912). У 1912 році вийшла друком книга «Введение в экспериментальную педагогику». У 1914–1916 роках викладав історію в Кутаїській жіночій гімназії, у 1915–1918 роках також викладав логіку та психологію в Кутаїському духовному училищі, у 1915–1918 роках працював директором грузинської школи «Сінатле» в Кутаїсі. Здійснював просвітницьку та лекційну роботу в межах так званого «Народного університету».
У 1925–1927 роках декан педагогічного факультету Тифліського університету. 1927 року заснував «Товариство психологів Грузії» та керував ним. З 1931 року професор. У 1935 році кваліфікаційна комісія надала йому ступінь доктора наук. У 1931–1940 роках професор та завідувач кафедри психології Кутаїського педагогічного інституту. У 1939–1940 роках декан філологічного факультету Тбіліського університету.
Завідувач сектору психології (1941–1942), директор Інституту психології АН Грузинської РСР (1943–1950).
Вважається одним із основоположників сучасної психології. Автор робіт «Основні положення теорії установки» (1961) та «Експериментальні основи психології установки» (1966), в яких вводиться та обґрунтовується поняття установки як «границі» між суб’єктивним та об’єктивним. Виникаючи при зіткненні потреб суб’єкта та об’єктивної ситуації її задоволення, установка, за Узнадзе, представляє з себе цілісний, недиференційований стан суб’єкта, що передує діяльності. Установка Узнадзе є формою дослідження несвідомого.
Заслужений діяч Грузинської РСР (1946), нагороджений орденом Трудового Червоного Прапора (1945).
- Die metaphysische Weltanschauung W. Ssolowiows mit orientierendem Überblick seiner Erkenntnistheorie, Halle/Saale, 1909;
- Загальна психологія, 1940 (перевидана в 2004).
- Експериментальні основи психології установки, 1949
- Психологічні дослідження. — М., 1966.
- Прангишвили А. С. Исследования по психологии установки. — Тб., 1967.
- Надирашвили Ш. А. Дмитрий Николаевич Узнадзе (к 100-летию со дня рождения)