Умение понимать эмоциональное состояние | Блог 4brain
Эмоции управляют человеком сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций – это эмоция, точнее целое состояние, которое характеризуется своими особенностями в поведении человека.
Эмоциональные состояния – психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.
Почему так важно распознавать свое эмоциональное состояние и других? Все просто: от него зависит направление мыслей, возможности мышления, поведение, уровень агрессии, мотивации, общительности.
Если вы не понимаете своего эмоционального состояния, то не сможете повлиять на него, если оно станет разрушительным. Вы, вероятно, попытаетесь заглушить его при помощи внешних решений, таких как алкоголь, сигареты, шоппинг или еда – но все это в итоге не поможет и отразится как на здоровье, так и на психике.
Если же вы не умеете распознать эмоциональное состояние собеседника, это может привести к конфликтам. С каждым такое было: вроде разговариваешь с человеком как обычно, а встречаешь на агрессию. Поэтому мы разделим статью на две части. В первой вы получите советы, как распознать свое эмоциональное состояние, а в другой – как понять чужое.
Как распознать свое эмоциональное состояние?
Как мы уже говорили, человек, который разбирается в своих эмоциях, может снизить воздействие негативных, а также ввести себя в любое состояние. Если он сейчас ленив, то может найти способы избавиться от этого состояния и войти в рабочее. Если печален, то сможет немного развеяться.
Но опять же, чтобы изменить свое настроение, нужно, прежде всего, научиться понимать свое нынешнее состояние. Давайте на примере злости и гнева посмотрим, как можно распознавать свои эмоциональные состояния.
Распознавание физиологических признаков злости и гнева
Первым шагом в эффективном управлении гневом является распознавание – момент, когда вы начинаете злиться. То есть вам нужно уловить все промежуточные состояния: раздражение, злость и только потом гнев.
Сосредоточимся на злости, потому что гнев попросту не имеет смысла распознавать. Некоторые физические признаки злости включают:
- сжатые челюсти;
- боль в животе;
- дрожь на лице;
- пот на ладонях;
- легкое головокружение.
Эмоционально вы можете почувствовать:
- желание уйти от ситуации;
- раздражительность или грусть;
- обиду;
- подавленность.
Вы также можете заметить, что потираете голову, не можете найти себе места, применяете саркастический тон, хотите пить, повышаете голос. Очень важно развивать осознанность, чтобы вовремя заметить закипающую злость. Порой одного этого достаточно для того, чтобы ее интенсивность пошла на спад.
Как же еще можно научиться распознавать свое эмоциональное состояние? Вот несколько способов.
Расширяйте свой эмоциональный словарь
Слова важны. Если вы испытываете сильные эмоции, подумайте, как это назвать. Но не останавливайтесь: как только вы это определите, попробуйте придумать еще два слова, которые описывают, как вы себя чувствуете, в каком состоянии находитесь. Вы можете быть удивлены широтой своих эмоций, или обнаружением более глубокой эмоции под поверхностью очевидной.
Можете для начала разделить эмоциональные состояния на категории. Они довольно условные, но помогают быстро принять решения:
- Злость: раздражительность, угрюмость, нетерпение, фрустрация.
- Печаль: сожаление, пессимизм, желание расплакаться, мрачность.
- Беспокойство: тревога, осторожность, настороженность, стресс, ощущение тупика.
- Боль: ощущение предательства, шок, изоляция, мука, синдром жертвы.
- Счастье: благодарность, доверие, возбужденность, расслабленность, облегчение, уверенность.
Важно также отличать эмоции и состояния. Ключевая разница – в продолжительности. Можно испытывать печаль, а можно пребывать в печальном состоянии. В первом случае эмоция может длиться несколько минут, а во втором – дни и даже недели.
Научитесь понимать интенсивность эмоций
Мы склонны прибегать к ярлыкам-крайностям, таким как «сердитый» или «в стрессе», даже когда наши чувства гораздо менее экстремальные.
Многие психологи твердят одно и то же десятилетиями: измените свои речевые шаблоны – и вы измените состояние. Вот почему важно не только назвать эмоцию, но и выяснить ее интенсивность.
Когда определяете свои эмоции, оценивайте их по шкале от 1 до 10. Насколько они сильны? Что происходит с вашим эмоциональным состоянием, когда вы выбираете другие слова?
Запишите их
Американский психолог Джеймс Пеннебейкер в течение 40 лет проводил исследования, пытаясь выявить связь между записыванием и пониманием эмоций. Исследования показали, что люди, которые регулярно записывают свои переживания и эмоциональные состояния, испытывают заметное улучшение физического и психического благополучия.
Эти эксперименты также показали, что со временем те, кто писал о своих чувствах, развивали понимание того, что они означают (или что они точно не значат, что не менее важно), используя такие фразы, как «Это меня поразило», «Причина в том, что …», «Теперь я понимаю, что …», «Я понял, что …». Процесс письма позволил им получить новую точку зрения на свои эмоции и более четко понять их влияние и последствия.
Вы можете делать записи каждый день, но особенно это полезно во время сложных периодов жизни или серьезных изменений (свадьба, рождение ребенка, увольнение), либо если вы чувствуете эмоциональную суматоху.
- Установите таймер на 20 минут.
- Используя ноутбук или блокнот, напишите о своих эмоциональных переживаниях на прошлой неделе, в этом месяце или году.
- Не беспокойтесь о том, чтобы сделать его идеальным или удобочитаемым: отправляйтесь туда, куда вас ведет мысль.
- Вам даже не обязательно сохранять этот документ – важно, что вы выплеснули свои мысли и эмоции.
Вы также можете использовать эти три подхода и когда пытаетесь лучше понять эмоциональное состояние другого человека. Об этом мы сейчас и поговорим.
Как распознать эмоциональное состояние другого человека?
Разговоры с другими людьми зачастую эмоциональны. И даже если вы не имеете никаких негативных намерений, собеседник может отреагировать совершенно не соответствующе словам. Почему так происходит? Дело в том, что вы могли неправильно считать его эмоциональное состояние.
К примеру, собеседник чем-то раздражен и не хочет, чтобы к нему приближались, а уж тем более – обращались. В этом случае очень важно научиться считывать эмоциональное состояние партнера, чтобы умело подбирать слова. Искусству чтения людей учит такая дисциплина как профайлинг. Пройдите курс, если хотите развить этот навык.
Возможно, вы хорошо знаете свое эмоциональное состояние, но плохо разбираетесь в чужом (такое случается сплошь и рядом). Это приводит к конфликтам, потому что вы переносите свое состояние на собеседника, считая, что он находится в том же настроении. Вот почему так важно научиться понимать его верно.
Распознавание социальных сигналов эмоционального состояния
Шаг первый: обратите внимание на лицо. Лицо – это та часть тела, которая чаще всего первой проявляет эмоции. Если вы пытаетесь определить, грустит ли человек, расстроен ли он, испытывает ли одиночество или каким-либо иным образом переживает боль, пристально вглядитесь в выражение его лица.
- В отличие от некоторых социальных сигналов, семь основных выражений лица являются универсальными в разных культурах – радость, удивление, презрение, гнев, отвращение, печаль, страх.
- Лицевые выражения быстро меняются и могут передавать более чем одну эмоцию за раз. Например, лицо человека может показать как веселье, так и страх, если произошло что-то очень удивительное.
Шаг второй: изучите знаки печали и грусти, злости и раздражения. Именно эти состояния наиболее важны, потому что неправильный подход, неприемлемая фраза могут привести к конфликту. Если человек счастлив и весел, вдохновлен и мотивирован, сложно сказать что-либо не то и поссориться с ним. Но в случае печали, грусти, злости и раздражения этого «добиться» очень легко.
Существуют характерные проявления печали. Внутренние уголки бровей приподняты и могут быть слегка сведены. Внутренние уголки верхних век подтянуты кверху, а нижние веки могут казаться приподнятыми. Уголки губ опущены или же губы могут выглядеть дрожащими. И все же первый признак грусти и печали – слегка сведенные брови.
О злости же мы поговорили в начале статьи. Изучайте, как именно эмоции проявляются на лице и в теле – и вы сможете читать состояние человека намного лучше.
Проявление эмпатии
Совет: научитесь внимательно слушать. Вы наверняка сотни раз слышали данный совет, но, возможно, не использовали его. Постарайтесь унять свои мысли и обратить внимание на то, что говорит собеседник.
Шаг первый: выясните, что вы понимаете, о чем человек говорит. Человеческая лень не знает границ. Нам порой так хочется убедить себя в том, что мы понимаем человека, лишь бы не тратить ментальных усилий на уточняющие вопросы.
Задавайте вопросы и повторяйте ответы своими словами. Не думайте, что это замедляет разговор. Наоборот, вы сможете добиться намного большего, если оба будете понимать, что имеет в виду собеседник.
Особое внимание обратите на то, когда речь заходит об эмоциях. Возможно, понадобится не только слушать собеседника, но и тщательно наблюдать за его мимикой, жестами и языком тела.
Шаг второй: слушайте без осуждения. У нас в голове постоянно крутится голос, который трудно заставить замолчать. Однако сделать это возможно. Нельзя давать ему слова во время монолога собеседника, кроме того – запрещайте ему судить.
Когда мы осуждаем человека, пусть и у себя в голове, это дает мозгу команду: «Я все о нем знаю». Такой подход снижает внимательность, а значит, вы не сможете распознать микровыражения, а также обратить внимание на некоторые важные слова, которые произносит собеседник. Поэтому будьте предельно внимательны.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
диагностика, виды, регуляция и саморегуляция. Эмоциональные состояния детей и подростков :: SYL.ru
В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.
Теоретическая основа
Термин «эмоции» был веден в конце XIX века. Появление этого понятия связывают с именами датского медика и анатома Г. Ланге и американского психолога и философа У. Джемса. Авторы знакомы не были. Однако независимо друг от друга они пришли к одним и тем же выводам.
Согласно разработанной концепции, эмоции человека могут быть вызваны следующим:
— трансформациями двигательной сферы;
— внешними воздействиями;
— изменениями в области непроизвольных актов.
Эмоциональные состояния – это те ощущения, которые при этом возникают. Согласно теории Джемса – Ланге, мы пугаемся потому, что начинаем дрожать, а причиной печали становятся наши слезы.
Физиологом У. Кенноном была выдвинута собственная теория эмоций. Критикуя концепцию Джемса – Ланге, он обратил внимание на тот факт, что эмоциональные переживания первичны. Только после их возникновения происходят изменения физического характера. Кроме того, при прерывании нервных связей человеческого организма исчезновение эмоций не происходит. По мнению Кеннона, физиологические явления призваны настроить человека на те ситуации, которые потребуют от него больших энергозатрат.
Существуют также теории, которые объясняют возникновение эмоций когнитивными факторами. Их разработали Л. Фестингер и В. Симонов. Согласно этим концепциям, человек, сознательно или нет, сравнивает полученную им информацию о том предмете, который нужен ему для удовлетворения потребностей, с той, которая имеется у него. При этом у него возникают те или иные эмоциональные состояния.
Самочувствие
Эмоциональные состояния личности находятся в прямой зависимости от характера ее психической деятельности. При этом существует и обратная связь. Человек, находящийся в хорошем состоянии, способен активизировать свою познавательную и волевую деятельность.
Однако эмоциональные состояния личности зависят не только от рода выполняемой ею деятельности. Они соразмерны самочувствию. И здесь также можно наблюдать обратную связь. Ведь даже больной, находящийся в очень тяжелом состоянии, во время душевного подъема способен ощутить себя абсолютно здоровым.
Классификация эмоций
Все, с чем человек сталкивается в своей повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни явления или предметы способствуют появлению у него симпатии, а другие – отвращения. При этом у человека возникают самые различные реакции. Это может быть бурный порыв страсти и еле сдерживаемый гнев.
Под эмоциями подразумеваются психические процессы, которые отражают личную значимость человека и выражаются в виде переживаний. Они являются оценкой внутренних и внешних ситуаций, которые индивид дает в процессе своей жизнедеятельности. Исходя из этого, можно утверждать, что эмоции – понятие субъективное. Они представляют собой сложное психическое явление.
Существуют различные виды эмоциональных состояний по форме своего протекания. К ним относятся:
— аффекты;
— чувства;
— собственно эмоции;
— настроения;
— эмоциональный стресс.
Аффект
Это наиболее сильный вид реакции человека на то или иное событие. Под аффектом понимают бурно протекающее, интенсивное, но в то же время кратковременное эмоциональное состояние. К таким душевным вспышкам можно отнести ярость и сильный гнев, бурную радость и ужас, отчаяние и глубокое горе. Эти реакции, как правило, способны полностью охватить психику человека и определить его реакцию на ситуацию в целом.
Главная особенность аффекта состоит в том, что такое эмоциональное состояние буквально навязывает выполнение какого-либо действия. В такой ситуации люди теряют чувство реальности. Они утрачивают над собой контроль и не осознают своих действий. Данные эмоциональные процессы и состояния подвергают изменениям некоторые физиологические функции. Так, у человека снижается переключаемость внимания. В поле его восприятия попадает только тот объект, который непосредственно связан с переживаниями. Внимание на данном предмете концентрируется настолько, что переключиться на что-либо другое человек просто не в состоянии. Кроме того, в подобном эмоциональном состоянии невозможно прогнозировать последствия совершаемых поступков. Именно поэтому человек ведет себя неадекватно.Эмоции
Их основное отличие от аффекта состоит в том, что данное явление может быть длительным. Кроме того, эмоции возникают не только как реакция на текущие события. Они появляются и во время воспоминаний.
Эмоциональные переживания имеют различную окраску. Это может быть неудовлетворение и удовольствие. Бывают ситуации, когда с одной стороны возникает ощущение напряженности, а с другой – облегчения в решении вопроса. Еще одним проявлением эмоциональных состояний является успокоение и возбуждение. Первое из них связывают со снижением активности. Возбуждение же носит, как правило, бурный характер, оно возникает при выполнении какой-либо работы или во время подготовки к ней.
Существует классификация эмоций, распределяющая их по воздействию на ту деятельность, которую ведет человек. Это две категории, включающие в себя:
1. Стенические эмоции. Их появление благотворно сказывается на деятельности человека. Стенические эмоции придают дополнительные силы и энергию. Также они способствуют появлению смелости, необходимой для совершения высказываний или поступков. Такое эмоциональное состояние человека побуждает его ко многим свершениям. Причем для выполнения задуманного он использует внутренние резервы организма.
2. Астенические эмоции. Они характерны скованностью и пассивностью.
Чувства
В перечне, который включает различные виды эмоциональных состояний, находятся и чувства. Главное их отличие от эмоций заключено в том, что они, как правило, конкретны и предметны. Иногда возникает такое явление, как «смутное чувство». В таком случае этот процесс рассматривается как переходный от эмоций. Кроме того, чувства непременно проявляются внешне. Эмоции, как правило, – явление скрытое.
Чувства отражают отношение к какому-либо конкретному объекту (реальному или воображаемому). Причем происходит это в течение длительного времени. У человека не будет чувств вообще, если они не относятся к определенному предмету. Например, нет любви, если отсутствует предмет привязанности.
Высшим проявлением чувства является страсть. Это весьма сложное эмоциональное состояние. Оно считается сплавом мотивов, эмоций и чувств, которые концентрируются вокруг определенного предмета или вида деятельности.
Настроение
Эмоциональные состояния бывают разными. Однако в них непременно находят отражения те индивидуальные особенности, которые присущи личности. Так, у меланхолика настроение чаще минорное, а у холерика – возбужденное. Однако основная масса людей, независимо от принадлежности к той или иной категории, обладает усредненными смешанными показателями активности. Эмоциональное состояние человека зависит от его самочувствия и настроения. Последний фактор придает переживаниям и деятельности людей определенную окраску. При этом настроение всегда имеет свою причину, хотя это не всегда осознается человеком. Оно может измениться под впечатлением, которое возникло в связи с различными событиями, фактами. Повлиять на настроение могут окружающие люди, природа, здоровье, выполняемая работа или учеба.
Эмоциональный стресс
Это особый вид состояния. Он характерен ярко выраженными психоэмоциональными переживаниями различных конфликтных ситуаций, несущих в себе длительное ограничение удовлетворения биологических и социальных потребностей.
Эмоциональные стрессы имеют в основном социальное происхождение. Причем их проявление учащается с развитием научно-технического прогресса. На человеке сказывается ускоренный темп жизни, информационные перегрузки, экологические проблемы и все нарастающая урбанизация. Стоит иметь в виду, что эмоциональный стресс негативно влияет на организм, вызывая в нем различные патологические изменения.
Эмоциональные состояния у детей
Нетрудно заметить, что малыши, как правило, импульсивны и непосредственны. Возникающее эмоциональное состояние ребенка носит изменчивый и неопределенный характер. Однако по мере роста малыша все меняется. Эмоции становятся более длительными, устойчивыми и сильными. Это связано с изменениями, которые претерпевает общий характер деятельности ребенка. Кроме того, немаловажную роль здесь играет все усложняющееся отношение дошкольника к окружающему миру. При этом обнаруживается определенная взаимозависимость и взаимосвязь между познавательными и эмоциональными процессами, которые представляют собой две наиболее важные стороны психического развития личности.
Эмоциям отводится существенная роль в формировании нравственного поведения личности. Но стоит иметь в виду, что любые мотивы приобретут побудительную силу только под влиянием эмоционального опыта, который ребенок может получить лишь при активном участии взрослого. Родители и педагоги должны знать о том, что отрицательные эмоциональные состояния, вызванные негативными переживаниями, способствуют появлению различных отклонений в поведении ребенка. Это необходимо учесть в процессе воспитания.
Эмоциональные состояния подростков
У детей с 13-14 лет возникает особая черта. Она характеризуется интенсивностью и остротой эмоциональных состояний. Подросток способен длительное время буквально купаться в собственном горе, чувстве вины или гневе. У детей этого возраста появляется повышенная потребность в ощущениях. Причем все переживаемые чувства должны быть не только сильными, но и новыми. Нередко это выражается в любви к громкой музыке или приводит к первому знакомству с наркотическими средствами.
То или иное эмоциональное состояние подростков характеризуется легкостью появления. Однако в процессе становления личности более сложными и многозначными становятся ее связи с окружающим миром. С все возрастающим уровнем организации человека повышается его эмоциональная чувствительность. И круг тех факторов, которые вызывали у подростка чувство возбуждения, с возрастом отнюдь не сужается, а, напротив, расширяется.
Проведение диагностики эмоциональных состояний
Различные реакции человека на те или иные явления тесно связаны с его физиологическими показателями. Именно поэтому диагностика эмоциональных состояний опирается на частоту сердечных сокращений, артериальное давление, кожно-гальванические реакции.
Разработаны и используются электромиографические способы диагностики эмоций. Они проводятся по измерению лицевой экспрессии (выражению лица).
Диагностика эмоционального состояния осуществляется и при помощи анализа речи. При этом учитывается частота тона говорящего за весь период и за выбранный отрезок; интервал, в котором изменяется частота тона; изрезанность линии тона. Анализ данных показателей позволит определить степень эмоциональной реакции человека.
Диагностика отношений личности к тем или иным событиям может быть проведена и психологическими методами. Среди них такие:
1. Опросник Шмишека (акцентуации характера).
2. Воспринимаемый человеком индекс вины.
3. Агрессивное поведение.
4. Диагностика враждебности.
5. Индекс жизненного стиля.
6. Диагностика самооценки.
Эмоциональные психические состояния определяются и при помощи многих других методик.
Саморегуляция при возбуждении
Напряженные эмоциональные состояния у всех людей приводят к изменению мимики, повышению тонуса скелетной мускулатуры и темпа речи. Человек становится суетливым, ошибается в ориентировании. У него изменяются не только дыхание и пульс, но и цвет лица.
Регуляция эмоциональных состояний позволяет успокоиться и взять под контроль свое состояние. Самым простым, но весьма эффективным способом является расслабление лицевых мышц. Такая саморегуляция эмоциональных состояний нужна для управления реакциями, возникающими в непредвиденных ситуациях.
Так, рефлекторно (автоматически) в момент гнева изменяется выражение лица, сжимаются зубы. Для устранения этого явления необходимо задать себе вопросы: «Сжаты ли мои зубы?», «Как со стороны выглядит мое лицо?». Это позволяет мимическим мышцам расслабиться.
Еще одним важным резервом саморегуляции считается совершенствование дыхания. Оно отличается в различных ситуациях. По-разному дышит человек спящий и работающий, развеселившийся и разгневанный, испугавшийся и загрустивший. Все зависит от нашего внутреннего состояния.
Влияние на дыхание считается одним из способов саморегуляции эмоционального состояния. В этом случае необходимо выполнять дыхательные упражнения, смысл которых кроется в контроле частоты, ритма и глубины вдохов и выдохов. Для этого придется с разной периодичностью задерживать дыхание.
Регулировать эмоциональное состояние можно и при помощи визуализации. Благодаря ей активизируется воображение, а также зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения. Это позволяет отвлечься от возникшей напряженной ситуации и восстановить душевное равновесие.
Эмоциональное состояние человека — виды, характеристики, особенности
Любая личность знакомится и постигает окружающую действительность благодаря средствам познания: внимания, ощущений, восприятия, мышления, воображения и памяти. Каждый субъект каким-то образом реагирует на происходящие события, ощущает какие-то эмоции, переживает чувства в адрес определенных предметов, людей, явлений. Субъективное отношение к ситуациям, фактам, объектам, персонам отражается в сознании личности в виде переживаний. Такие отношения, переживаемые во внутреннем мире, именуются «эмоциональное состояние». Это психофизиологический процесс, который мотивирует человека на выполнение каких-то действий, регулирует его поведение, влияет на мышление.
В научном сообществе не существует единого универсального определения, точно поясняющего, что являет собой эмоциональный феномен. Эмоциональное состояние – обобщающее понятие для всех переживаемых личностью отношений, которые возникли в ходе его жизнедеятельности. Удовлетворение требований и запросов человека, как и неудовлетворение потребностей личности, порождает разнообразные эмоциональные состояния.
Что такое когнитивная терапия и как она работает?
Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу
Виды и характеристики эмоциональных состояний
В отечественной науке классифицируют эмоциональные процессы на отдельные виды, каждый из которых наделен своими характеристиками и особенностями.
Эмоциональный мир личности представлен пятью компонентами:
- эмоциями;
- аффектами;
- чувствами;
- настроениями;
- стрессами.
Все вышеуказанные составляющие эмоциональной сферы человека являются одними из главнейших регуляторов поведения субъекта, выступают источником познания действительности, выражают и определяют многообразие вариантов взаимодействия между людьми. Следует отметить, что один и тот же эмоциональный процесс может продолжаться от считанных секунд до нескольких часов. При этом каждый вид переживаний может выражаться с минимальной силой либо быть очень интенсивным.
Рассмотрим все элементы сферы эмоций и чувств более подробно.
Эмоции
Эмоция – это переживание субъекта в конкретный миг его жизни, передающее личностную оценку происходящего события, информирующее об его отношении к реально сложившему положению, к явлениям внутреннего мира и событиям внешней среды. Эмоции человека возникают мгновенно и могут меняться очень быстро. Наиболее значимой характеристикой эмоций является их субъективность.
Как и все иные психические процессы, все виды эмоциональных состояний выступают результатом активной работы головного мозга. Пусковым механизмом для зарождения эмоций выступают изменения, которые в настоящее мгновение происходят в окружающей реальности. Чем более важными и значимыми являются для субъекта протекающие изменения, тем более острым и ярким будет переживаемая им эмоция.
При возникновении эмоции образуется временный очаг возбуждения в коре головного мозга и далее в подкорковых центрах – скоплениях нервных клеток, расположенных под корой больших полушарий. Именно в этих сегментах головного мозга расположены главные отделы регуляции физиологической деятельности организма. Именно поэтому возникновение такого очага возбуждения приводит к усилению деятельности внутренних органов и систем. Что, в свою очередь, находит и заметное внешнее отражение.
Проиллюстрируем на примерах. От стыда мы краснеем. От страха мы бледнеем, и у нас замирает сердце. От тоски ноет сердце. От волнения мы задыхаемся, часто и неритмично делаем вдохи и выдохи.
Эмоции также характеризуются валентностью (направленностью). Они могут быть положительного или отрицательного окраса. Следует отметить, что практически у всех людей в нормальном состоянии количество эмоций отрицательного тона значительно превышает число переживаний положительного окраса. В ходе исследований установлено, что левое полушарие в большей мере является источником возникновения положительных эмоций, а правое полушарие больше поддерживает отрицательные переживания.
Во всех видах эмоциональных состояний прослеживается их полярность, то есть наличие эмоций со знаком «плюс» и со значением «минус». Например: гордость – досада; радость – огорчение. Также существуют и нейтральные эмоции, например: удивление. При этом вовсе не означает, что две полярные эмоции являются взаимоисключающими. В сложных чувствах человека часто обнаруживается сочетание противоречивых эмоций.
Также эмоции различаются по интенсивности – их силе. Например: злость, гнев и ярость, по сути, являются идентичными переживаниями, однако они проявляются с разной силой.
Эмоции также классифицируют на два типа: стенические (активные) и астенические (пассивные). Активные переживания мотивируют и побуждают человека к выполнению действий, пассивные эмоции расслабляют и лишают энергии. Например: от радости мы готовы перевернуть горы, а от страха у нас подкашиваются ноги.
Еще одной особенностью эмоций является тот факт, что хотя они осознаются человеком как переживания, невозможно в состоянии бодрствования повлиять на их возникновение. Все эмоциональные состояния зарождаются в глубинных хранилищах психики – подсознании. Доступ к ресурсам подсознательной сферы возможен при временном изменении сознания, достигаемом посредством гипноза.
Аффекты
Второй вид эмоциональных состояний – аффекты. Это кратковременное состояние, для которого характерна особая интенсивность и выразительность переживаний. Аффект – психофизиологический процесс, который стремительно овладевает субъектом и очень выразительно протекает. Он характеризуется значительными изменениями в сознании и нарушением контроля личности над своим поведением, потерей самообладания.
Аффект сопровождается выраженными внешними проявлениями и активной функциональной перестройкой работы внутренних систем. Особенностью этой разновидности эмоциональных состояний является привязка к ситуации настоящего. Аффект всегда возникает в ответ на уже существующее положение вещей, то есть он не может быть ориентирован на будущее и отражать переживания прошлого.
Аффект может развиться по различным причинам. Бурный эмоциональный процесс может быть вызван единичным психотравмирующим фактором, длительной стрессовой ситуацией, серьезным заболеванием человека. Примерами аффективных состояний служат следующие состояния. Восторг при выигрыше любимой команды, испытываемый страстным болельщиком. Гнев, возникший при обнаружении измены любимого человека. Паника, охватившая человека во время пожара. Эйфория, возникшая у ученого во время открытия после долгих лет упорной работы.
В своем развитии аффект проходит последовательно несколько стадий, для которых характерны свои особенности и переживания. В начальной фазе человек размышляет исключительно о предмете своих переживаний, невольно отвлекается от иных более важных явлений. Обычая картина старта аффективного состояния представлена энергичными и выразительными движениями. Слезы, истошные рыдания, громкий хохот, нелепые выкрики – характерные черты переживания аффекта.
От сильного нервного напряжения изменяется пульс и функция дыхания, нарушается моторика движений. Интенсивное действие стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, приводит к развитию запредельного (охранительного) торможения, Этот феномен вызывает дезорганизацию мышления человека: субъект испытывает упорную потребность поддаться переживаемой эмоции.
В этот момент аффективного состояния любой индивид может принять меры, чтобы не утратить контроль над собой и затормозить развитие каскада разрушающих реакций. Именно на этот феномен и оказывает влияние гипноз: в состоянии гипнотического транса в подсознание человека вживляются установки, позволяющие на инстинктивном уровне предотвратить нарастание аффекта в кризисный момент. То есть в результате внушения при гипнозе персона, не ведая того на сознательном уровне, обретает требуемые навыки для торможения развития негативного эмоционального состояния.
Если все же наступила последующая стадия аффекта, то субъект полностью утрачивает самоконтроль и способность управлять поведением. Он совершает безрассудные поступки, выполняет бесполезные действия, говорит нелепые фразы. Следует отметить, что такие проявления аффективной вспышки особа в дальнейшем припоминает с трудом. Такая ситуация возникает из-за того, что после чрезмерного возбуждения корковых структур наступает торможение, что прерывает сложившиеся системы временных связей.
Однако информация о поведении во время аффективной вспышки прочно откладывается в подсознательной сфере, напоминая о себе нечеткими и расплывчатыми переживаниями стыда за свершенные деяния. Такие нераспознаваемые полностью ощущения со временем становятся виновниками депрессивных состояний, потому что человек интуитивно чувствует свою вину, не осознавая при этом, в чем он провинился. Для распознания факторов, перемещенных в подсознание во время аффективной вспышки, необходимо целенаправленное временное отключение сознания посредством гипноза.
Подытоживая информацию, нужно указать: аффект сам по себе ни плох, и не хорош. Его тональность и последствия зависит от того, какие переживания испытывает человек – позитивные или негативные, и насколько он владеет собой при этом эмоциональном состоянии.
Что такое гипнабельность?
Отличие гипноза от иных «состояний»
Чувства
Третий вид эмоциональных состояний – чувства. Это более устойчивые психоэмоциональные состояния в сравнении с эмоциями и аффектом. Чувства – проявления субъективного отношения личности к реальным фактам или абстрактным объектам, определенным вещам или обобщенным понятиям. При этом такая оценка практически всегда является бессознательной. Зарождение и утверждение чувств являет собой процесс формирования устойчивого отношения человека к какому-то объекту или явлению, который основан на имеющемся у индивида опыте взаимодействия с таким объектом.
Особенность чувств – в отличие от эмоций они носят более или менее постоянный характер, это укоренившаяся особенность личности. Эмоция, в то же время, мимолетное переживание данной ситуации. Приведем пример. Чувством является любовь человека к музыке. Пребывая на хорошем концерте с отличным исполнением музыки, он испытывает активные позитивные эмоции – интерес и радость. Однако когда этот же человек сталкивается с отвратительным исполнением произведения, он чувствует пассивные отрицательные эмоции – огорчение и отвращение.
Чувства напрямую связаны с особенностью личности, они отражают отношение человека к жизни, его мировоззрение, убеждения, взгляды. Чувство – сложная по своей структуре разновидность эмоциональных состояний. Приведем пример. Чувство зависти по своей сути есть переживания человека по поводу успехов другой особы. Зависть представляет собой сочетание нескольких эмоций, соединенных воедино: гнева, обиды, презрения.
Помимо валентности (окраса) существует и еще одна черта этого вида – интенсивность чувств. Чем сильнее и глубже чувство человека, тем более выраженные его внешние (физиологические) проявления, тем существенней его влияние на поведение субъекта.
Все отрицательные чувства выполняют крайне деструктивные функции, формируя болезненное мышление и приводя к нефункциональному поведению. Такие негативные эмоциональные состояния, укоренившиеся в подсознании человека, не только препятствуют нормальному взаимодействию персоны в обществе, но и становятся причиной психопатологических расстройств.
Рассмотрим на примере зависти. Зависть превращает чужую удачу в комплекс неполноценности, счастье другого человека в ощущение собственной никчемности и ненужности. Зависть – это энергетический вампир, который принуждает человека тратить свое время, силу, энергию на бесконечное отслеживание успехов и достижений другой особы. Это чувство заставляет человека приступать к выполнению активных действий, вынуждая сплетничать, злословить, строить козни, плести интриги, а нередко и применять физическую силу. В итоге, субъект оказывается у разбитого корыта, когда у него нет сил, чтобы действовать, и нет друзей, которые могут его поддержать. Наступившая депрессия в такой ситуации – закономерный шаг, предпринятый «мудрым» подсознанием, указывающий, что субъекту необходимо остановиться, пересмотреть свое мировоззрение и избрать иной стиль поведения.
Помимо стенических чувств, которые мотивируют субъекта к действиям, имеются и астенические переживания. Это то эмоциональное состояние, который парализует волю человека и лишает его сил. Примером пассивного чувства выступает отчаяние, которое лежит в основе депрессивных состояний.
Чувства можно назвать промежуточным звеном между интенсивной эмоцией, испытанной в отношении какого-то объекта или ситуации, и невротическим или психотическим расстройством. И чтобы разрешить проблему человека, необходимо прервать эту порочную цепь. Для этого необходимо получение доступа к хранилищам подсознания, что требует временного устранения сознательной цензуры с помощью гипноза. Только установив первоначальный фактор, послуживший формированию отрицательного чувства, можно устранить очевидную проблему человека.
Настроения
Настроение – достаточно длительное по времени эмоциональное состояние, окрашивающее все переживания человека и влияющее на его поведение. Особенности настроения – безотчетность, незначительность выраженности, относительная устойчивость. В случае если настроение приобретает значительную интенсивность, то оно оказывает существенное влияние на умственную деятельность человека, продуктивность его труда. Например, если особа пребывает в тоскливом настроении, то ей очень сложно сосредоточить внимание на выполняемом задании и проблемно довести начатое дело до финала.
Частая смена эмоциональных состояний, называемая лабильностью настроения, дает основание предполагать о наличии у субъекта аффективных расстройств. Быстрая смена эпизода хандры и состояния мания может быть признаком биполярной депрессии.
Еще одна черта этого эмоционального состояния – отсутствие привязанности к какому-то конкретному объекту. Настроение выражает общее отношение индивида к сложившемуся положению вещей в целом.
Как формируется настроение человека? Этот вид эмоционального состояния может иметь весьма различные источники: как недавно свершившиеся события, так и весьма отдаленные ситуации. Основной фактор, влияющий на настроение человека – его удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью в целом, или какими-то отдельными явлениями. Несмотря на то, что настроение личности всегда зависит от определенных причин, источники присутствующего эмоционального состояния не всегда ясны и понятны особе. Например, персона указывает на то, что у нее плохое настроение, ее что-то гнетет и тревожит. Однако она не может самостоятельно установить взаимосвязь между дурным расположением духа и не выполненным ею обещанием, данным месяц назад.
Для предотвращения психических аномалий каждому следует разбираться в причинах изменения его настроения. Во избежание депрессий и иных проблем необходимо выяснить и устранить объективно существующие факторы, влияющие на эмоциональное состояние человека. Такой шаг удобно и целесообразно выполнять путем применения техник гипноза. Особенностью гипноза является его безболезненность и комфортность: установление и коррекция любых психологических дефектов происходит в «безвредном» режиме, когда психика субъекта не получает ненужных травм, свойственных психотерапевтическому воздействию.
Стрессы
Термином «стресс» принято обозначать особые переживания чувств, которые подобны по своим характеристикам аффекту и аналогичны по своей продолжительности настроениям. Причины стресса разнообразны. Вызвать стрессовое состояние может однократное интенсивное экстремальное воздействие внешних факторов. Привести к стрессу могут и длительно воздействующие монотонные ситуации, в которых индивидуум ощущает угрозу или обиду. Например, женщина в силу обстоятельств вынуждена разделять жилье с супругом-алкоголиком, с которым ее связывают и общие дети, и совместно «заработанные» долги. Кардинально изменить ситуацию в один момент невозможно, да и необходимые на это внутренние силы у дамы отсутствует. Вот она и тянет свою жалкую ношу, ежедневно переживая массу негативных эмоций. Отсутствие перспективы на улучшение ситуации, невозможность восстановления прежних семейных отношений выступают почвой для стресса.
Нередко это эмоциональное состояния возникает у субъекта, если он длительный период ощущает нервное напряжение и переживает негативные эмоции. При этом он понимает, что изменение сложившегося положения в данный момент и ближайшее будущее невозможно. Примером такой ситуации выступает внезапная трагедия, в результате которой человек получает физические увечья и становится прикованным к инвалидному креслу. Осознание своей физической несостоятельности, понимание, что полное восстановление организма вряд ли возможно выступает для человека колоссальным стрессом, чреватым развитием глубоких депрессий.
Возможна ли победа над стрессом и полное восстановление здоровья? Очень часто ортодоксальная медицина путем предписания больному психотропных средств пытается устранить мучительные симптомы, сопутствующие стрессу. Однако, ненадолго угаснув, болезненные переживания вновь возвращаются к человеку, причем в более выразительной форме.
Такое происходит из-за того, что медикаментозное лечение не способно воздействовать на причину проблемы, поэтому лекарства не могут обеспечить полное восстановление психического здоровья человека. Для определения и воздействия на источник жизненных трудностей необходимо задействовать гипноз, поскольку только он обладает ресурсами для проникновения в сферу подсознания – хранилище информации о личной истории человека. Лечение последствий стресса с помощью гипноза обеспечивает полное устранение провокатора проблемы, пожизненное изменение мировоззрение на конструктивную тактику, атравматическое восстановление психического здоровья человека.
Быстрое погружение в гипноз: каталепсия
Уличный гипноз (индукция Элмана). Как бросить курить с помощью гипноза?
❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»
Оценка статьи:
Загрузка…Поделиться с друзьями:
Понятие психоэмоциональное состояние, факторы его определяющие
Понятие психоэмоциональное состояние, факторы его определяющие
Психоэмоциональное состояние — особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты (Маклаков А.Г., 2012).
Эмоции необходимы человеку, так как они помогают регулировать его самочувствие или функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению (Фельштейн И.Д., 1987).
Эмоции – это реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которые имеют ярко выраженную субъективную окраску и охватывают все виды чувственности и переживаний (Крылов А.А.,1998) .
Различают две основные группы эмоций: положительные и отрицательные.
Положительные эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением тех или иных потребностей организма. Они вызываются возбуждением центров удовольствия центральной нервной системы.
Отрицательные эмоции – эмоции, связанные с неудовлетворением тех или иных потребностей организма. Отрицательные эмоции вызываются возбуждением центров неудовольствия центральной нервной системы.
При решении вопроса классификации эмоций, необходимо отделять сами эмоции от других эмоционально окрашенных состояний, настроений, аффектов, эмоциональных черт. К основным , фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх (Бреслав Г.М., 1984).
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса (Карвасарадский Б.Д., 2002).
Удивление — эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта. В межличностных отношениях если отвращение сочетается с гневом, то может мотивировать агрессивное поведение (Хомская Е.Д., 2011).
Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям (Вартанян Г.А., Петров Е.С., 1989).
Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике (Андреева И.Н., 2012).
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности.
Удовольствие – это чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С функциональной точки зрения удовольствие знаменует различные по характеру и смыслу опыты преодоления недостатка, освобождения от давления, личностного значимого самосуществования и самоутверждения (Ильин Е.П., 2001).
Исходя из этих представлений об эмоциональной сфере человека, эмоциональное благополучие – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. Немаловажными являются и особенности самооценки личности. Также компонентами эмоционального благополучия человека можно считать степень реализованности его коммуникативных потребностей, степень сплоченности коллектива, в котором он работает, учится, общается (Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В.,2011).
По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства (Михайлов Л.А., 2009).
Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может стать устойчивой чертой личности — на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов (Смирнова Е.О., 2012).
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Эмоциональный стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта (Волков Б.С., Волкова Н.В., 2005).
Большое распространение получила потребностно-информационная теория, согласно которой возникновение эмоций определяется некоторой потребностью и оценкой возможности удовлетворения этой потребности. Данная теория определяет, что сила эмоций и её знак (положительная или отрицательная) прямым образом зависит от наличия информации о возможности удовлетворения той или иной потребности. Если существует избыток информации о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция, если недостаток информации, то отрицательная эмоция. Считается, что многообразие эмоций определяется многообразием потребностей. То есть, чем больше потребностей у человека о способах удовлетворения которых он знает, и которые он может удовлетворить, тем насыщенней и положительней его эмоциональная сфера.
Одна и та же потребность может вызывать разные эмоции и одна и та же эмоция может вызываться разными потребностями. Также необходимо понимать, что эмоции, которые относятся к определённому виду, проявляются у разных людей по-разному (Почебут Л.Г., 2010).
Эмоциональное благополучие, психологический комфорт школьника являются детерминантами психологического здоровья, а «психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни». Центральным процессом юности, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях. В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника (Симонов П.В., 1964).
В юности нередко встречается обостренное чувство одиночества. Как отмечал Э. Фромм (1990): «Если оно длится долго и не исчезает с переходом в новый возраст, может привести к психическому разрушению так же, как физический голод – к смерти. Моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое одиночество становится невыносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой и одиночество моральное» . К счастью, это чувство в юности не является стабильным. При установлении личных контактов с окружающими людьми оно быстро исчезает (Почебут Л.Г., 2010).
Эмоциональные состояния — это… Что такое Эмоциональные состояния?
- Эмоциональные состояния
- — переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания.
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.
- Эмоциональные константы
- Эмоциональный голод
Смотреть что такое «Эмоциональные состояния» в других словарях:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ — состояния, вызванные переживанием человека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. тесно связаны с индивидуальной семантической… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Эмоциональные компоненты — – в социальной психологии – то чувство или настроение человека, которые могут быть связаны с его социальным положением, социальной позицией или возникают при общении с кем либо. При этом часто предполагается, что эти эмоциональные состояния имеют … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ — В социальной психологии, то чувство или настроение субъекта, которое связано с его позицией. Часто предполагается, что эти эмоциональные состояния физиологически обусловлены … Толковый словарь по психологии
Виктимные психические состояния — Относительно стабильные проявления психической деятельности индивида в течение определенного времени характеризующие предрасположенность к неточным и неадекватным решениям, действиям и создающие угрозу для физической и психологической… … Энциклопедия современной юридической психологии
«F93» Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста — В детской психиатрии традиционно проводилась дифференциация между эмоциональными расстройствами, специфическими для детского и подросткового возраста, и типом невротических расстройств зрелого возраста. Такая дифференциация основывалась на 4… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии
Система медицинского контроля состояния экипажа (космонавтика) — Медицинский контроль и организация лечебных мероприятий Система медицинского контроля за состоянием космонавтов и их психоэмоциональным статусом предназначена для предупреждения о возникновении начальных нарушений жизнедеятельности, а также для… … Википедия
Депрессивные состояния — Депрессивные состояния, или фазы, характеризуются триадой психических расстройств: пониженным настроением, замедлением мыслительных процессов, двигательной заторможенностью. Психические нарушения. Пониженное настроение, подавленность, тоска –… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — (от греч. psyche душа и de lia иллюзия) англ. psychodelic state; нем. Delirium. Изменения, вызываемые введением в организм психоделиков, галлюциногенных веществ, прежде всего ЛСД, для к рых характерны серьезные изменения психики (галлюцинации,… … Энциклопедия социологии
психоделические состояния — изменения сознания, вызываемые введением в организм психоделиков. Для П. с. наряду с физическими симптомами (слезоточивостью, тошнотой, ознобом и т. д.) характерны и серьезные психические изменения: галлюцинации в виде вспышек света,… … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — (от греч. psyche душа и de lia иллюзия) англ. psychodelic state; нем. Delirium. Изменения, вызываемые введением в организм психоделиков, галлюциногенных веществ, прежде всего ЛСД, для к рых характерны серьезные изменения психики (галлюцинации,… … Толковый словарь по социологии
Эмоциональное состояние — Психологос
Эмоциональное состояние — понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения, желания, аффекты и эмоции. Обида, раздражение, возбуждение, истерика, упадок сил, мечтательность, хочу или не хочу, — все это эмоциональные состояния.Иногда, по жизни, все это называют проще: «эмоции» в противоположность разумному («Ну, пошли эмоции…») или «чувства» (противопоставление «Разум и чувства»).
Эмоциональные состояния могут длиться от нескольких секунд до нескольких часов и быть более или менее интенсивными. В исключительных случаях интенсивное эмоциональное состояние может сохраняться дольше названных сроков, но в таком случае это может быть свидетельством психических нарушений.
Эмоции и эмоциональные состояния
Эмоции — это пакет из выразительных движений, быстрых движений от одного функционального состояния к другому (или между ними) и переживания этих движений.
Эмоциональное состояние — это пакет из двух последних составляющих: быстрые движения от одного функционального состояния к другому (или между ними) и переживания этих движений. Это эмоции за вычетом выразительных движений.
Управление собственными эмоциональными состояниями
Управление собственными эмоциональными состояниями предполагает знание того, что вы хотите, какие состояния вам нужны — и владение необходимым инструментарием.
Смотри все статьи по этой теме: «Управление состоянием».
Управление эмоциональным состоянием другого человека
См.Как поднимать по Шкале эмоциональных тонов
Эмоции и здоровье: как они взаимосвязаны
Знание о влиянии эмоций на здоровье существовало давно, и пришло оно из глубокой древности. Иначе откуда взялись такие поговорки как «Ржа ест железо, а печаль – сердце» или «Радость молодит, а горе старит». Их сложил народ на основе своих жизненных наблюдений. На уровне интуиции мы чувствуем, что связь между ними, конечно же, есть. А каждый из нас замечает их влияние в повседневной жизни и учится психической саморегуляции.
Уже получены научные доказательства о влиянии эмоций на здоровье человека. Английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон определил следующую последовательность: сначала рождаются эмоции, а за ними следом случаются изменения в физическом теле. Американские ученые разрабатывают теорию, как предупредить болезни, исследуя эмоциональный фон человека. Они предлагают диагностировать людей по их настроению.
Что такое эмоция?
Эмоция – это психический процесс, который возникает в виде субъективной реакции на ситуацию. Причем не только к реальному событию, которое происходит сейчас, а даже к ранее пережитому или воображаемому. Само название произошло от латинского слова emoveo, что означает «волную» или «потрясаю».
Эмоции могут отличаться между собой по интенсивности: чем они сильнее, тем мощнее влияние на здоровье. В зависимости от воздействия на активность, бывают стенические и астенические эмоции. К первым относятся энтузиазм, радость, и они побуждают к активным действиям. Вторые, наоборот, расслабляют или парализуют силы. Тогда ничего не хочется делать. К этому приводят тоска и грусть. Но в основном эмоции делят на две группы: положительные и отрицательные.
Как эмоции влияют на здоровье
Основные положительные эмоции — это радость, восторг, удовлетворение, удивление, интерес. Преобладание приподнятого настроения в жизни ведет к здоровью. У вас вырабатывается гормон радости, улучшается самочувствие. Это замечательное профилактическое средство: чем больше позитивных эмоций ощущает человек, тем меньше он болеет.
У негативных эмоций есть одно общее качество — это вредное влияние на здоровье человека. Исследования ученых показали, что 90% всех болезней начинались с эмоциональных нарушений. Например, ненависть и раздражение влияют на здоровье сердца, кишечник, печень. Есть риск возникновения диабета, артрита и даже инфаркта. Постоянное беспокойство может привести к проблемам с желудком, селезенкой. Излишнее волнение повышает давление, ослабляет иммунитет, ведет к преждевременному старению. Грусть, печаль и тоска могут вызвать приступ астмы. Страхи разрушают почки и репродуктивную систему.
А вы знаете, что отрицательные эмоции провоцируют раковые опухоли? Статистика показывает, что, перед тем как заболеть, люди пережили стресс, какое-то потрясение, или длительное время находились в подавленном состоянии. Бесспорно, рак – это психосоматическое заболевание, потому что после резкого переключения на такие радостные моменты как новая взаимная любовь, изменение образа жизни, оптимистический настрой, происходили случаи полного чудесного выздоровления.
Но вы часто даже не осознаете, что попали под власть вредной для здоровья эмоции. Важно отслеживать то, о чем вы думаете, потому что определенные мысли отражают эмоцию, в которой вы находитесь в данный момент:
- грусть – когда переживаете по поводу неудачи или потери;
- страх и беспокойство – если тревожитесь о будущем, боитесь чего-либо;
- чувство вины – если думаете, что подвели кого-то, причинили вред;
- гнев, раздражение – когда возмущены несправедливым отношением к себе;
- стыд – если вы чувствуете неловкость, смущение от неприятной критики.
Так что же делать с негативными эмоциями? Ответ один – учиться ими управлять!
Как правильно управлять эмоциями
Вы слышали выражение «Нужно держать себя в руках» или «Не надо поддаваться слабостям»? Но как приказать себе не реагировать? Единственное, что вы делаете – это подавляете эмоции, или проще говоря, загоняете их внутрь. Этим вы разрушаете себя. В большей степени этим страдают мужчины, которые вынуждены соблюдать правила поведения в социуме, быть сильными, сдержанными.
Американский психолог Роберт Холт доказал влияние подавленной эмоции на здоровье. Так, сдерживание гнева способствует развитию таких заболеваний как язва желудка, гипертония. Он рекомендует выражать свои чувства искренне, прямо и открыто, но держать под контролем их интенсивность. А если интенсивность эмоции высокая, это приводит к стрессу, независимо от того, какая она. Слишком долго длящиеся эмоции тоже утомляют организм, негативно влияют на здоровье
Эмоциями можно научиться управлять. Справиться помогает спорт и любая физическая активность. Любимое хобби или увлечения помогают отвлечься от грустных переживаний. Арт-терапия классно перекрывает неприятные чувства положительными. При необходимости используйте фитотерапию, травы с седативным эффектом. Но сначала найдите причины возникновения негативных эмоций и честно разберитесь со своими мыслями, ощущениями.
Как быть, если эмоций нет?
Иногда кажется, что вы совсем не испытываете эмоций. На самом деле, так не бывает. Но человеку свойственно замечать лишь сильные эмоциональные переживания. Часто вы не осознаете своих истинных ощущений. Чтобы научиться этому, можно воспользоваться определенными техниками. Например, начать вести дневник. Вечером, когда вспоминаете какую-либо ситуацию, случившуюся в течение дня, опишите ее словами, выражающими ваше внутреннее состояние. Если вы будете наблюдать за своими мыслями и чувствами, вы начнете лучше понимать себя, а значит, сможете, сохранить здоровье.
Вместо заключения
Без эмоций жизнь перестанет быть наполненной гаммой разнообразных переживаний. Она превратится в скучные и пресные будни. Яркие, глубокие эмоции – это здорово. Главное, чтобы они стали вашими помощниками. Научитесь управлять ими, тогда многие проблемы просто исчезнут из вашей жизни, а вашей наградой будет крепкое здоровье и прекрасное настроение.
А чтобы научиться работать с эмоциями вам было проще, предлагаем пройти наш курс «Эмоциональный интеллект», в котором тема управления эмоциями раскрывается во всех подробностях. Желаем удачи и ждем на нашем курсе!