Российская социологическая энциклопедия / — Search RSL
Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
author:иванов
Можно искать по нескольким полям одновременно:author:иванов title:исследование
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
author:иванов title:разработка
оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:исследование OR разработка
author:иванов OR title:разработка
оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:author:иванов NOT title:разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:
$исследование $развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:«исследование и разработка«
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
«исследование разработка«~2
Релевантность выражений
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
author:[Иванов TO Петров]
Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.author:{Иванов TO Петров}
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
СОЦИОЛОГИЯ — это… Что такое СОЦИОЛОГИЯ?
социология — социология … Орфографический словарь-справочник
СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка
Социология 4М — «Социология: 4М» Специализация: научный социологический журнал Периодичность: 2 номера в год Язык: русский Страна … Википедия
социология — и, ж. sociologie f. Наука об обществе и законах его развития. БАС 1. В прекрасной статье Исторические идеи Огюста Конта он на самом Конте показывает, как и для этого предполагаемого основателя социологии история служит арсеналом, из которого он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Социология — Социология ♦ Sociologie Наука об обществе или об обществах. Термин предложил Огюст Конт, однако подлинным основателем социологии как научной дисциплины считается Дюркгейм. Именно он предложил рассматривать факты социальной жизни как вещи, то … Философский словарь Спонвиля
СОЦИОЛОГИЯ — (от латинского societas общество и…логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.… … Современная энциклопедия
СОЦИОЛОГИЯ — СОЦИОЛОГИЯ, социологии, мн. нет, жен. (от лат. socius состоящий в обществе, в сообществе и греч. logos Учение). Наука об обществе и его развитии. Буржуазная социология, как и сам термин, получила начало в работах О.Конта. Учение об общественно… … Толковый словарь Ушакова
СОЦИОЛОГИЯ — (от лат. societas общество и …логия) наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Попытки… … Большой Энциклопедический словарь
социология — обществоведение Словарь русских синонимов. социология сущ., кол во синонимов: 8 • макросоциология (1) • … Словарь синонимов
СОЦИОЛОГИЯ — наука об обществе, общественных отношениях, закономерностях общественного развития, социальных группах и их взаимодействии. Создателем социологии считают греческого философа Аристотеля. Социология тесно граничит с экономической наукой. Райзберг Б … Экономический словарь
что такое в Энциклопедии социологии
Смотреть что такое БИОСОЦИОЛОГИЯ в других словарях:
БИОСОЦИОЛОГИЯ
БИОСОЦИОЛОГИЯ (от био…, лат. societas — общество и …логия), 1) во многих европейских англоязычных странах применяется как синоним к понятию “биоц… смотреть
БИОСОЦИОЛОГИЯ
это наука, изучающая необходимые связи между биологическими и социальными явлениями, процессами, и закономерности, которые проявляются и реализуются в органических системах сообществ животных, человека, общества. Причем эти связи по-разному проявляются в различных биосоциальных объектах в зависимости от того одарен сознанием данный объект или нет. Взаимосвязь биологического и социального проявляется как непосредственно в самих объектах, так и между ними. Результатом взаимосвязи, взаимодействий биологических и социальных процессов являются сами животные, люди и общества. … смотреть
БИОСОЦИОЛОГИЯ
приставка — БИО; корень — СОЦИ; соединительная гласная — О; корень — ЛОГ; окончание — ИЯ; Основа слова: БИОСОЦИОЛОГВычисленный способ образования слова… смотреть
БИОСОЦИОЛОГИЯ
— — англ. biosociology; нем. Biosoziologie. Дисциплина , возникающая на стыке биологии и социологии как попытка создать учение о соц. жизни не только человека , но и животных; стремится связать биол. процессы взаимодействий в соц. коллективах и сообществах животных. См. СОЦИОБИОЛОГИЯ …. смотреть
БИОСОЦИОЛОГИЯ
биосоциология — система взглядов на общественную жизнь, выводящая все основные принципы ее развития из законов эволюции органической природы, используя для этого различные биологические понятия и отрицая роль социальных факторов. <br><br><br>… смотреть
БИОСОЦИОЛОГИЯ
система взглядов на общественную жизнь, выводящая все основные принципы ее развития из законов эволюции органической природы, используя для этого разли… смотреть
БИОСОЦИОЛОГИЯ
система взглядов на общественную жизнь, выводящая все основные принципы ее развития из законов эволюции органической природы, используя для этого различные биологические понятия и отрицая роль социальных факторов…. смотреть
БИОСОЦИОЛОГИЯ
ж.(система взглядов на общественную жизнь, в основе которой лежат биологические понятия) biosociology
БИОСОЦИОЛОГИЯ
биосоциология сущ., кол-во синонимов: 1 • социобиология (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: социобиология
что такое в Энциклопедии социологии
Смотреть что такое РЕДФИЛД в других словарях:
РЕДФИЛД
РЕДФИЛД (Redfield) Роберт (1897-1958) — амер. этнограф, один из основоположников социоантропологии, проф. Чикаг. ун-та. В 20-х гг. начал мно… смотреть
РЕДФИЛД
РЕДФИЛД (Redfield) Роберт (1897-1958) — амер. этнограф, один из основоположников социоантропологии, проф. Чикаг. ун-та. В 20-х гг. начал многолетние полевые исследования среди индейцев Сев. Америки. В попытках теор. обобщения собранного материала обратился к методам социологии, став одним из видных представителей Чикаг. социол. школы. Вслед за Малиновским, вместе с Крёбером, Радклифф-Брауном и др. способствовал превращению этнографии из вспомогат. истор. дисциплины (истории для «неистор.», в осн. бесписьменных, народов) в самостоят, разновидность социол. исследований. Одновременно на методол. уровне разрабатывал понимание этнографии как части антропологии, науки о человеч. об-вах, объединяющей историю, социологию, культурологию.<br> В центре теоретико-методол. изысканий Р. были вопросы социальной и культурной эволюции человеч. об-в, в научно-практич. отношении он уделял осн. внимание новейшей стадии этой эволюции. Процессы перехода к совр. образу жизни и формам социальной организации Р. рассматривал в духе методол. традиции «идеальных полярных типов», указывая в качестве своих предшественников Г. Мейна («семейное-индивидуальное»), Ф. Тенниса («общность-об-во»), М. Вебера («традиционное-рациональное»), Дюркгейма («механич. солидарность — органич. солидарность»). Наиболее известной теор. формулой, разработанной Р. в рамках этой традиции, стала дихотомия «народного» и «городского» об-ва («folk society — urban society»). Первый тип отличался от второго социальной нерасчлененностью и единообразием «фольклорной» культуры, изолированностью от внешнего мира и самодостаточностью. Он представлял «первобытный мир», процесс трансформации к-рого шел по линии социальной и культурной дифференциации, приводившей к возникновению «деревенско-городского континуума». Город становился осн. движущей силой социальных преобразований и культурных изменений.<br> Для оценки способа изменений и характера эволюц. процесса Р. предложил концепцию культурно-истор. континуума «большой» и «малой» традиций. Первая — рефлектированная, «традиция философии, теологии, лит-ры», она анализируется и перерабатывается, культивируется в особых институтах — школах и храмах. Вторая выражает непосредственно образ жизни простых людей, культивируется в деревенских общинах. Традиции взаимозависимы и взаимно питают друг друга. «Большая» традиция кристаллизует, закрепляет и обобщает то, что накоплено «малой», и возвращает ей плоды своей деятельности. Так возникает единство культуры на более высоком, по сравнению с «первобытной» фольклорностью, цивилизационном уровне.<br> Отталкиваясь от понятий «малой» общности («little community») и «малой» традиции, Р. пришел к категориям «крестьянского об-ва» и «крестьянской культуры», к-рые аналитически заняли среднее положение в дихотомии «народное об-во — городское об-во», вбирая в себя черты обоих полярных типов. Восприняв опреде<br> ление Крёбера («часть-об-во с часть-культурой»), Р. развил трактовку крестьянства как полуавтономного сооб-ва в цивилизации, где гегемония принадлежит городу. Р. стал предшественником крестьяноведения, сформировавшегося в 60-х гг. комплексного цивилизационного подхода к аграрной истории человечества и аграрному строю об-ва. Представив крестьянство как универсальный социальный тип, а крестьянина как особый тип человеч. личности, Р. определил в качестве наиболее универсальной типологич. черты, объединяющей все истор. и культурно-геогр. типы крестьян, занятие сельским хозяйством как «средство к жизни и образ жизни».<br> Р. внес заметный вклад и в урбан-социологиго, разработав идею «первичной» и «вторичной» урбанизации. Его творчество отражало происходивший в 40-х гг. переход этнографов-антропологов от сосредоточения на «первобытных» общностях с простейшей социальной организацией к изучению разл. компонентов совр. цивилизации. В трудах Р. антропол. наука заявляла себя не столько предметом изучения, сколько целостным гуманитарным подходом. Унаследовав эволюционизм, характерный для предшествовавшей этнографии и классич. социологии, Р. внес в него значит, элемент культурного релятивизма. В духе гуманистич. традиции Нового времени Р. отстаивал ценность всех человеч. культур, независимо от стадий эволюции, на к-рых они находились. Характерным для него было критич. отношение к разл. проявлениям совр. цивилизации, к отчуждению и аномии, к-рые принесла концентрация людей в больших городах, к разрушению локальных культур и местных традиций.<br> Соч.: The Primitive World and its Transformations. Ithaca; N.Y., 1953; The Folk Culture ofYucatan. Chi., 1959; The Papers of Robert Redfield. Ed. by M.P. Redfield. V. 1: Human Nature and the Study of Society; V. 2: The Social Uses of Social Science. Chi.; L., 1962-63; The little Community and Peasant Society and Culture. Chi., 1969.<br> А. В. Гордон<br><br><br>… смотреть
РЕДФИЛД РОБЕРТ
Большой толковый социологический словарь
(Redfield, Robert) (1897-1958) американский социальный антрополог. Изучение мексиканских крестьянских общин привело его к формулировке влиятельных концепций народного общества и народно-городского континуума (см. Сель-ско-городской континуум). Главные работы: *Народная культура Юкатана* (1941) и *Крестьянское общество и культура* (1956)…. смотреть
что такое в Энциклопедии социологии
Смотреть что такое ФЛЕК в других словарях:
ФЛЕК
ФЛЕК (Fleck) Людвик (1896-1961) — польский микробиолог, философ и историк науки, один из пионеров социологии познания. Академик Польской АН … смотреть
ФЛЕК
ФЛЕК (Fleck) Людвик (1896-1961) — польский микробиолог, философ и историк науки, один из пионеров социологии познания. Академик Польской АН (1954). В нач. 30-х гг. выступил с критикой кумулятивистских и индуктивистских концепций науки и ее развития, противопоставив им оригинальную модель культурно-истор. детерминации знания, гл. роль в к-рой играли понятия «мыслительного коллектива» и «стиля мышления». Стиль мышления — условие и, вместе с тем, следствие коллективного характера познават. процессов, в ходе к-рых формируется, транслируется и преобразуется знание в виде понятий, теорий, моделей реальности. Само понятие мышления имеет гносеологич. значимость только при указании на конкр. мыслит, коллектив. в рамках к-рого происходят познават. действия и обмен идеями. Это означает радикальную ревизию основного эпистемологич. отношения «субъект-объект». Теория познания, опирающаяся на «познающего индивида», является анахронизмом и не способна объяснить процессы научного познания. Отношение «субъект-объект» должно быть уточнено и представлено в виде тройственной связи «субъект-мыслительный коллектив-объект», причем гл. роль в этой связи играет второй ее компонент. Именно мыслит, коллектив детерминирует характер мыследеятельности индивида и, вследствие этого, — характер познаваемых объектов. Эпистемологич. анализ направляется в первую очередь на особенности мыслит, коллективов. Т.о., эпистемология становится сравнительно-истор. дисциплиной, в к-рой на первое место выходят социол. и историко-научные составляющие.<br> Отсюда важнейшая роль истории науки, к-рая способна пролить свет на то, что скрыто от взгляда методологов, верующих в незыблемость научных фактов и силу логич. систематизаций. Научные факты — это мыслит, конструкции, возникающие и развивающиеся на основе принятых и усвоенных учеными стилей мышления. Этот тезис развернут Ф. в монографии «Возникновение и развитие научного факта» на примерах из истории бактериологии и иммунологии (истор. эволюция понятия «сифилис» и открытие серологич. реакции Вассерманна). Так, открытие, сделанное группой ученых под руководством А. фон Вассерманна, стало общепризнанным фактом в науке, хотя исходные теор. предпосылки этой работы были, как выяснилось впоследствии, неверны, а эксперименты — невоспроизводимы. Успех работы и быстрое признание результатов группы Вассерманна стимулировались не только исключительной практич. их ценностью, но и соответствием господствующему в начале века стилю мышления в бактериологии и иммунологии, а также уверенности ученых в универсальной эффективности диагностич. методологии Ж. Борде и О. Жангу (использование явления гемолиза для определения природы инфекции). Став классической, реакция Вассерманна положила начало совр. серологии как научной дисциплине, а впоследствии обнаруженные недостатки ее теор. обоснования и практич. применения не только не уменьшили ее значения, но, напротив, поставили ее в ряд фундаментальных научных достижений, сама проблематичность к-рых в значит, мере стимулировала революционизирующие изменения в науке.<br> Содержание научных фактов определяется интер<br> претацией, к-рую диктует стиль мышления. Сравнительно-истор. эпистемология должна рассматривать всю полноту истор. перипетий разл. стилей мышления, вступающих в сложную взаимосвязь, конкурирующих друг с другом. Любая теория или понятие рассматриваются лишь как временные остановки на пути развития, звенья в последовательности идей; такими звеньями могут быть и прото-идеи, образы, продукты, фантазии. Вхождение этих звеньев в интеллектуальный арсенал мыслит, коллектива определяется не логич. или эмпирич. обоснованием, а социальным и социально-психол. санкционированием. Поэтому для эпистемологии важны факторы этого санкционирования: иерархич. структура научных сооб-в, борьба авторитетов, культурный фон научного исследования, идеол. течения и т.д. Все эти факторы участвуют в формировании стиля мышления, сквозь призму к-рого преломляется объективная реальность.<br> Акцент на социол. анализ «мыслит, коллективов» заставляет ревизовать «классич.» представления о таких характеристиках познания как истинность и объективность. Ф. был против вульгарно-социол. трактовки этих понятий, когда истинность и объективность знания ставились в зависимость от «классовых», нац. или групповых интересов. Однако, полагал он, эпистемология не может абстрагироваться от условий, при к-рых мыслит. коллектив признает знание истинным и объективным, а эти условия исторически и социально относительны. Ф. считал, что это не ведет к агностицизму или релятивизму, а напротив, — к максимально возможному гносеологич. оптимизму: научный поиск никогда не будет остановлен, он будет всегда живым процессом борьбы мнений, совершенствования аргументации, его результаты никогда не превратятся в догму.<br> Соч.: Entstehung und Entwicklung einer wissenschaftli-chen Tatsache. Einf. in die Lehre vom Denkstil und Denkkollektiv. Basel, 1935; Fr./M., 1993; Powstanie i rozwoj faktu naukowego: Wprowadzenie do nauki о stylu myslo-wym i kolektywie myslowym. Lublin, 1986; Genesis and Development of a Scientific Fact. Chi.; L, 1981; Erfahrung und Tatsache. Fr./M., 1983.<br> Лит.: Cognition and Fact: Materials on Ludwik Fleck. Dordrecht etc., 1986.<br> В. Н. Порус<br><br><br>… смотреть
ФЛЕК
ФЛЕК ФЛЕК (Fleck) Людвик (11 июля 1896, Львов — 5 июня 1961, Иерусалим) — польский микробиолог, философ и историк науки, один из пионеров социол… смотреть
ФЛЕК (FLECK) ЛЮДВИК
Современная западная философия
(1896-1961) польск. микробиолог, философ и историк науки, один из пионеров социологии знания. Академик Польской академии наук (1954). В начале 30-х годов выступил с критикой кумулятивистских и индуктивистских концепций науки и ее развития, противопоставив им оригинальную модель культурно-исторической детерминации знания, главную роль в которой играли понятия мыслительного коллектива и стиля мышления. Стиль мышления условие и, вместе с тем, следствие коллективного характера познавательных процессов, в ходе которых формируется, транслируется и преобразуется знание в виде понятий, теорий, моделей реальности. Само понятие мышления имеет эпистемологическую значимость только при указании на конкретный мыслительный коллектив, в рамках которого происходят познавательные действия и обмен идеями. Это означает радикальную ревизию основного эпистемологического отношения *субъект-объект*. Теория познания, исходящая из модели *познающего индивида*, является анахронизмом и не способна объяснить процессы научного познания. Отношение *субъект-объект* должно быть уточнено и представлено в виде тройственной связи *субъект мыслительный коллектив объект*, причем главную роль в этой связи играет второй ее компонент. Именно мыслительный коллектив детерминирует характер мышления индивида и, вследствие этого, характер познаваемых объектов. Эпистемологический анализ направляется в первую очередь на особенности мыслительных коллективов. Таким образом, эпистемология становится сравнительно-исторической дисциплиной, в которой на первое место выходят социологические и историко-научные составляющие. Поэтому Ф. отводит важнейшую роль истории науки, которая способна пролить свет на то, что скрыто от взгляда методологов, верующих в незыблемость научных фактов и силу логических систематизации. Научные факты это мыслительные конструкции, возникающие и развивающиеся на основе принятых и усвоенных учеными стилей мышления. Этот тезис развернут Ф. в кн. *Возникновение и развитие научного факта* (1935) на примерах из истории бактериологии и иммунологии (историческая эволюция понятия *сифилис* и открытие серологической реакции Вассерманна). Так, открытие, сделанное группой ученых под руководством А. фон Вассерманна, стало общепризнанным фактом в науке, хотя исходные теоретические предпосылки этой работы были, как выяснилось впоследствии, неверными, а эксперименты невоспроизводимыми. Успех работы и быстрое признание результатов группы Вассерманна были обусловлены не только исключительной практической их ценностью, но и соответствием господствующему в начале века стилю мышления в бактериологии и иммунологии, а также уверенностью ученых в универсальной эффективности диагностической методологии Ж. Борде и О. Жангу (использование явления гемолизма для определения природы инфекции). Став классической, реакция Вассерманна положила начало современной серологии как научной дисциплине, а обнаруженные затем недостатки ее теоретического обоснования и практического применения не только не уменьшили ее значения, но, напротив, поставили ее в ряд фундаментальных научных достижений, сама проблематичность которых в значительной мере стимулировала революционизирующие изменения в науке. Содержание научных фактов, по Ф., определяется интерпретацией, которую диктует стиль мышления. Сравнительно-историческая эпистемология должна рассматривать совокупность исторических перипетий различных стилей мышления, вступающих в сложные взаимосвязи и конкурирующих друг с другом. Любая теория или понятие рассматриваются лишь как временные остановки на пути развития, как звенья в последовательности идей; такими звеньями могут быть и прото-идеи, образы, продукты фантазии. Вхождение этих звеньев в интеллектуальный арсенал мыслительного коллектива определяется не логическим или эмпирическим обоснованием, а социальным и социально-психологическим санкционированием. Поэтому для эпистемологии важны факторы этого санкционирования: иерархическая структура научных сообществ, борьба авторитетов, культурный фон научного исследования, идеологические течения и т.д. Все эти факторы участвуют в формировании стиля мышления, сквозь призму которого преломляется объективная реальность. Акцент на социологическом анализе *мыслительных коллективов* заставляет ревизовать *классические* представления о таких характеристиках познания, как истинность и объективность. Ф. был против вульгарно-социологической трактовки этих понятий, в которой истинность и объективность знания ставится в зависимость от классовых, национальных или групповых интересов. Однако он полагал, что эпистемология не может абстрагироваться от условий, при которых мыслительный коллектив признает знание истинным и объективным, а эти условия исторически и социально относительны. Ф. считал, что это не ведет к скептицизму или релятивизму, но, напротив, к максимально возможному гносеологическому оптимизму. Это так, поскольку научный поиск никогда не будет остановлен, он будет всегда живым процессом соперничества мнений, совершенствования аргументации, его результаты никогда не превратятся в догму. В.Н. Порус Entstehung and Entwicklung einer wissenschaftlichen Tatsache. Einfurung in die Lehre vom Denkstil und Denkkollektiv. Basel, 1935; Powstanie i rozwoj faktu nabkowego. Wprowadzenie do nauki o stylu myslowym i kolektywie myslowym. Lublin, 1986…. смотреть
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — что такое в Энциклопедии социологии
Смотреть что такое ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ в других словарях:
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению [34. – С. 75]. – включает в себя те стороны и свойства объекта, которые наиболее полно выражают рассматриваемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению… предмет социологического исследования являет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования [7. – С. 23]. – стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании [11. – С. 395]. … смотреть
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
те стороны реальности, которыми представлен в данной науке ее объект, те стороны реальности, которые являются областью пристального интереса ученых в данный исторический период, совокупность тех явлений, которые являются актуальными для доминирующей научной парадигмы. … смотреть
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах…. смотреть
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
в маркетинге — рыночные категории, процессы и явления, например: предпринимательская деятельность в целом, маркетинговая деятельность предприятия, конкуренция, поведение потребителей, спрос…. смотреть
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
– то, что непосредственно, конкретно подвергается научному анализу, изучению. Предмет исследования в принципе определяется объектом исследования, т. к. является его свойством…. смотреть
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта…. смотреть
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
наиболее существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых особенно важно для решения проблемы.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
круг общественных и иных явлений, институтов и учреждений, которые изучает данная наука.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ (В ПСИХОЛОГИИ)
Прикладные аспекты современной психологии
область психических явлений и факторов, влияющих на них, на выявление закономерностей, тенденций развития и просто на изучение которых направлены усилия исследователя; наиболее существенные в данном исследовании психологические аспекты обьекта исследования…. смотреть
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Современная психология труда
оператор» как субъект труда — человек, взаимодействующий со сложной техникой посредством управления информационными процессами, а также законы информационного взаимодействия человека с техническими устройствами в единой системе «человек-машина» (процессы приема, хранения, переработки и реализации информации). … смотреть
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТИКИ
Финансовый словарь
Предмет исследования интернетики Предмет исследования интернетики — информационные взаимодействия, осуществляемые участниками коммуникаций в глобальн… смотреть
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Краткий исторический словарь
социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история, города, деревни, семьи. Определение предмета субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка…. смотреть
ЖИЗНЕННЫЕ ШАНСЫ — что такое в Энциклопедии социологии
Смотреть что такое ЖИЗНЕННЫЕ ШАНСЫ в других словарях:
ЖИЗНЕННЫЕ ШАНСЫ
(life chances) – социальные ожидания, связанные с положением человека в обществе. Эти ожидания подвержены сильному влиянию социальных особенностей, в частности СОЦИАЛЬНОГО КЛАССА, принадлежности к этническому меньшинству и ПОЛА, хотя имеют значение и некоторые другие факторы, например физические и психические недостатки. Существует сильная взаимосвязь между социальным классом и состоянием здоровья, уровнем образования и профессиональной принадлежностью. Так, КУЛЬТУРА БЕДНОСТИ в ряде случаев резко снижает шансы человека на социальную мобильность. Быть темнокожим в Англии означает подвергаться ДИСКРИМИНАЦИИ, т. е. не иметь возможности достичь высокого социального положения. Половая принадлежность в некоторых случаях также ограничивает выбор. В целом, жизненные шансы у людей неравны; возможности в значительной мере определяются действующими социальными факторами…. смотреть
ЖИЗНЕННЫЕ ШАНСЫ
LIFE-CHANCES) В веберианской социологической традиции — шансы индивида на обладание частью экономических и культурных благ, предоставляемых обществом. Распределение этих благ обычно несимметрично. Очевидно, что материальные вознаграждения неодинаково распределяются в большинстве обществ, так же, как и культурные, о чем свидетельствует, например, дифференцированный доступ к образованию. Это неравенство отражает классовые различия в доступе к социальным благам. См. также: Класс; Культурный капитал; Стратификация. Лит.: Dahrendorf (1979) … смотреть
ЖИЗНЕННЫЕ ШАНСЫ
вероятность получить большие или меньшие блага (высоко оплачиваемая и престижная работа, собственный дом, полноценное питание и престижная одежда, комфортная жизненная среда) благодаря приложению тех усилий, которые ценятся на рынке труда, на что имеется спрос. … смотреть
ЖИЗНЕННЫЕ ШАНСЫ
(вероятность того, что индивид или группа достигнут определенных социальных целей) life-chances социол.