Содержание статьи:
Что такое фасилитация?
Сегодня метод фасилитации часто используют в небольших командах, в рабочем коллективе, в групповых отношений. Если перевести термин с английского, то фасилитация означает «направлять», «помогать».
Фасилитация – это особый вербальный инструмент, помогающий настроить диалог, который дает возможность каждому из присутствующих высказать свою точку зрения.
Говоря о фасилитации в тренинге, то в данном случае, это скорее определенный список действий и последовательностей, регламентирующий его проведение.
Все участники действуют по единой схеме, что позволяет каждого из них полностью включить в процесс обучения или обсуждения.
Основные нюансы
Так как фасилитация используется при групповом собрании, всегда должен придерживаться нейтральной стороны.
Инструмент так же используют для выяснения конфликтов сторон в рабочей группе. Лидер группы
не берет на себя принятие важных решений, он лишь способствует диалогу нескольких враждующих сторон.
Лидером принято называть – фасилитатора. Именно он задает ключевой ритм встречи. Говоря об обычном тренинге, фасилитатор является инициатором встречи, а так же человеком, включающий всех участников в диалог обсуждения.
Кто такой фасилитатор?
Как и было сказано ранее, фасилитатор это лидер. Чтобы им стать, фасилитатор должен сам являться мощным инструментом.
Для работы с командой и группой необходимо знать все приемы тренера и уметь их применять в деле. Если углубиться в работы Тони Манна, то можно выделить
- Лидер должен придерживать на протяжении всей встречи курс разговора.
- Фасилитатор отсеивает неудачные решения. Он настраивает группу на нужный мыслительный процесс, благодаря, которому анализ предложенных решений происходит в несколько раз быстрее.
- Лидер выводит группу из зоны комфорта. Чтобы включить каждого участника в диалог или обсуждение, фасилитатор должен сопутствующую к этому атмосферу.
- Фасилитатор подталкивает участников на личные изменения, при тет-а-тет диалоге, именно он сможет мотивировать сотрудника на достижение общей цели.
- Фасилитатор обладает всеми техниками введения диалогов, встреч, тренингов и собраний.
Настоящий лидер в первую очередь ставит в приоритет потребности участников.
Главная задача состоит не в том, чтобы подавить личность группы, а позволить участникам свободно высказываться и рассуждать. Лидер на протяжении всей встречи должен уделять каждому участнику процесса равное количество времени и внимания.
Чем отличается фасилитация от модерации
Специалисты до сих пор не могут сойтись на едином мнении едино ли понятие фасилитации и модерации. Если посмотреть на эти два понятия с языковой точки зрения, то модерация в данном случае пришло из Германии.
Немецкое слово модерация больше означает – обуздывание. Модерация включает в себя более жесткие правила при проведении. Этот инструмент чаще используют для проведения массовых тренингов и семинаров, где важно сохранять контроль над ситуацией.
В модерации каждый из участников должен полностью отдаться диалогу, что может вызвать стресс у участников. В фасилитации каждый из участников находится в более комфортной среде, чтобы вступать в диалог по собственному желанию. Можно выявить следующие нюансы отличия:
- В фасилитации часто используют тактильные и визуальные техники. Фасилитатор использует в диалоге
- Модерация используется при совещаниях, где главная тема «повестка дня» или «проблема». Лидером такого совещания будет сам руководитель компании, который и вовлекает группу в обсуждение насущных проблем.
Оба метода эффективны, однако использовать их лучше в индивидуальных направлениях. Для решения конфликтов идеально подойдет фасилитация, а вот для решения проблемных вопросов работы компании – модерация.
5 основных правил фасилитации
Существует пять основных правил, которые и выделяют фасилитацию среди всех инструментов. Их строгое соблюдение, позволит тренеру эффективно проводить встречи, обучение, а так же диалоги. К ним относится:
- Фасилитатор должен быть открыт и честен при работе с группой.
- В процессе нет главных. Вся группа единый механизм, где каждая деталь играет важную роль.
- Все участники – эффективные и состоятельные личности. Все люди могут решать проблемы и задачи.
- Все мнения одинаково важны.
- Главная задача – исследование процесса.
Чтобы эффективно проводить тренинги, фасилитатор должен изучать различные техники и новые приемы.
Благодаря фасилитации компания сможет наладить отношения и взаимодействие всех участников, что приведет к достижению положительных результатов. Это может отразиться в увеличение производственных объемов или в выходе с кризисного состояния.
Фасилитация это | HighAdvance Consulting Group
На наш взгляд, фасилитация — это четко организованный процесс обсуждения сложной проблемы, приводящий к достижению понимания и согласия относительно процесса решения этой проблемы всеми участниками дискуссии. Фасилитации мы обучаем на наших семинарах.
Работая в этой отрасли много лет, мы видели, как проходила эволюция методов разработки и принятия группового решения в России. Сначала это были тренинги и семинары. В это же время появились организационно-деятельностные игры. Так, например, мы принимали участие в разработке стратегии развития одной из республик, участвуя в организационно-деятельной игре. Затем появилась модерация. Сейчас набирает популярность фасилитация.
В 2006 году мы познакомились с Максимом Долговым (Школа командного лидерства). Он и его коллеги Евгений Доценко, Александр Гурихин, создали модель 5F. Интересная модель, интересный метод. Этот инструмент мы использовали в десятках сессий по планированию стратегий, проектов. Неоднократно обсуждали этот метод работы с группой в профессиональных кругах, изменяли, применяли в разных условиях. Весьма успешная модель. Но с чем мы столкнулись: необходимо значительное количество времени и необходимо создать определенные условия. В современных условиях бизнеса, когда время самый ценный ресурс – это непростительная роскошь.
Мы стали задавать себе вопрос, что еще можно применить столь же успешно для решения различных управленческих вопросов. Примерно в 2012 году мы познакомились с технологиями коучинга. Мы изучили этот метод. Получили международную сертификацию. Сейчас это очень модное направление. Работали, как индивидуально с руководителями, так и в группе. В этом процессе безусловно могут принимать участие группы и получаются неплохие результаты. Но сказать, что этот инструмент нас полностью удовлетворил, нельзя.
В рамках сессии все время нужно двигаться за группой и учитывать психологические особенности. Методика строится подчас на психологических феноменах. Наши коллеги из Facilitation Point Company попробовали внести ясность в вопрос – в чем разница между командным коучем и фасилитатором. Они предложили четыре пункта отличия: фокус работы, цель работы и задачи, результат работы, техники и инструменты. Это не совсем прояснило ситуацию, но Вам будет интересно. Из четырех пунктов мы выделили только два, которые на наш взгляд хорошо различают эти подходы. Вот они:
Сейчас наблюдается ситуация, когда коучи, изучив определенные вопросы фасилитации используют в фасилитации коучинговые инструменты (например колесо жизненного баланса) пытаясь конструировать модели компетенции. Очень странные подходы, но это направление развивается и находит отклик на рынке.
Итак, завершая небольшой экскурс в историю, мы можем сказать, что фасилитация это один из способов управления обсуждением или организация процесса обсуждения. Это процесс, который позволяет организовать обсуждение сложной ситуации или проблемы и достигнуть согласия (единого взгляда) на решении обсуждаемой проблемы. Фасилитация определяется, как процесс коллегиального совместного решения. При этом не всегда нужна фасилитация. Часто руководитель с помощью своих навыков легко может найти решение проблемной ситуации. А вот когда не получается найти решение или выработать общую точку зрения, можно воспользоваться инструментами фасилитации.
фасилитация — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | фасилита́ция | фасилита́ции |
Р. | фасилита́ции | фасилита́ций |
Д. | фасилита́ции | фасилита́циям |
В. | фасилита́цию | фасилита́ции |
Тв. | фасилита́цией фасилита́циею | фасилита́циями |
Пр. | фасилита́ции | фасилита́циях |
фа-си-ли-та́-ци·я
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: —.
Произношение[править]
- МФА: [fəsʲɪlʲɪˈtat͡sɨɪ̯ə]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- психол. облегчение, помощь группе или отдельному человеку в организации собственной деятельности ◆ К индивидуально-типологическим свойствам личности педагога относятся фасилитация и ингибиция. Ильин Е. П., «Психология для педагогов», 2012 г.
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Происходит от англ. facilitation «облегчение, помощь» от англ. facilitate «содействовать, способствовать, облегчать, продвигать», далее от ??.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
- Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов. — М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2017. — ISBN 978-5-462-01845-9.
Фасилитация — Википедия. Что такое Фасилитация
Фасилитация (англиц. от facilitate — помогать, облегчать, способствовать) — стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть такой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией[1]. Ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators[en], IAF), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы более десяти человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов.
Фасилитаторами называют психологов, консультантов, терапевтов, работающих с группами.[2]
Отличие психологической фасилитации
Фасилитация как психологическая техника очень похожа на симбиоз клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и позитивной психологии, помогает раскрыть в клиенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. Отличие от психотерапии Роджерса и позитивной психотерапии в том, что:
- В случае отказа от прямого управления ситуацией, психолог-фасилитатор переходит на недирективное, коллективное («клиент-психолог») управление ситуацией, что помогает справиться с трудностями клиента.
- Психолог-фасилитатор использует «позитивную конфронтацию», во взаимодействии между психологом-фасилитатором и клиентом в процессе которой выражается сомнение в ограниченности ресурса клиента или ресурсов совместной работы психолога и клиента.
- Фасилитативное действие может включать в себя целую палитру как условно негативных, так и условно позитивных состояний (использует любые ресурсы), для достижения поставленной цели.
- Психолог-фасилитатор и клиент в процессе работы толерантны к неопределённости.
Процессинг
- Процессинг — это деятельность фасилитатора по изменению клиента; работа с чем-то (проблемой клиента), и его преобразование.
- Преобразующий процессинг — это система принципов и техник, которые помогают людям изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.[3]
Это деятельность, в ходе которой фасилитатор поощряет человека изменить свои отношения с миром. Эта работа состоит в том, что фасилитатор показывает клиенту, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяет это представление на лучшее для клиента.
Всё что фасилитатор говорит и делает, предназначено для того, чтобы начать процесс изменений у клиента и продолжать его до успешного завершения. Мастерство фасилитатора состоит в том, чтобы уметь определить, когда следует начать процесс, как содействовать его протеканию и каковы признаки завершения процесса[4].
Одна из частей преобразующего процессинга — семантический процессинг — это одна из частей преобразующего процессинга, которая ориентированна на реакцию людей по отношению к миру. Семантический процессинг изменяет модель мира в полезном для клиента направлении.
В процессе работы фасилитатора с клиентом происходит личностное изменение. Причём, как клиента, так и фасилитатора.
Личностное изменение
- Личностное изменение, в свою очередь, представляет собой некоторую способность, которая может изначально задаваться и развиваться в процессе социализации личности.
- Если исходить из того, что практически любая группа выступает в качестве открытой динамической и самоорганизующейся системы, которая определяет свои цели и способы их достижения, то обнаруживаем ещё один тип фасилитации, который мы обозначили термином экологическая фасилитация (или экофасилитация).[5]
Виды фасилитации
Психологическая фасилитация — представляет собой процесс управления и одновременно конструкции/реконструкции управляемой системы. При этом данный процесс является вероятностным, нелинейным и необратимым, что соответствует природе личностного изменения. Психологическая фасилитация обусловлена парадоксальным контролем над процессом самореконструкции и самоорганизации открытой динамической системы личности[6].
См. также
Примечания
- ↑ Лушин, 2005, с. 259—260.
- ↑ Флемминг, 1997, с. 7.
- ↑ Флемминг, 1997, с. 8.
- ↑ Флемминг, 1997, с. 6-7.
- ↑ Лушин, 2005, с. 260.
- ↑ Лушин, 2005, с. 264-265.
Литература
- Флемминг Ф. Преобразующие диалоги: учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям = An instruction manual of practical techniques for facilitating personal change : [ориг. изд. 1996] / Фанч Флемминг ; пер. с англ. Д. А. Ивахненко. — Новейшая психология : Ника-Центр, 1997. — 400 с.
- Лушин П. В. Личностные изменения как процесс: теория и практика. — Одесса : Аспект, 2005. — 334 с.
Ссылки
Фасилитация — это… Что такое Фасилитация?
Фасилитация от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать.
Фасилитаторами — называют психологов, консультантов, терапевтов.[1]
Фасилитация
Слово «фасилитация» в английском языке происходит от глагола facilitate — облегчать, помогать, способствовать.. «Краткий психологический словарь» разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Помощь нейтральной стороны (фасилитация). [1]
Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не дерективный, то есть таковой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией.[2]
Отличие психологической фасилитации
Фасилитация как психологическая техника очень похожа на симбиоз клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса , она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и позитивной психологии, помогает раскрыть в клиенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. Отличие от психотерапии Роджерса и позитивной психотерапии в том, что психолог-фасилитатор:
- В случае отказа от прямого управления ситуацией, психолог-фасилитатор переходит на недирективное, коллективное («клиент-психолог») управление ситуацией, что помогает справиться с трудностями клиента.
- Психолог-фасилитатор использует «позитивную конфронтацию», во взаимодействии между психологом-фасилитатором и клиентом в процессе которой выражается сомнение в ограниченности ресурса клиента или ресурсов совместной работы психолога и клиента.
- Фасилитативное действие может включать в себя целую палитру как условно негативных, так и условно позитивных состояний (использует любые ресурсы), для достижения поставленной цели.
- Психолог-фасилитатор и клиент, в процессе работы, толерантны к неопределённости.
Процессинг
- Процессинг — это деятельность фасилитатора по изменению клиента; работа с чем-то (проблемой клиента), и его преобразование.
- Преобразующий процессинг — это система принципов и техник, которые помогают людям изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.[3]
Это деятельность, в ходе которой фасилитатор поощряет человека изменить свои отношения с миром. Эта работа состоит в том, что фасилитатор показывает клиенту, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяет это представление на лучшее для клиента.
Всё что фасилитатор говорит и делает, предназначено для того, чтобы начать процесс изменений у клиента и продолжать его до успешного завершения. Мастерство фасилитатора состоит в том, чтобы уметь определить, когда следует начать процесс, как содействовать его протеканию и каковы признаки завершения процесса.[4]
Одна из частей преобразующего процессинга — СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССИНГ — это одна из частей преобразующего процессинга, которая ориентированна на реакцию людей по отношению к миру. Семантический процессинг изменяет модель мира в полезном для клиента направлении.
В процессе работы фасилитатора с клиентом происходит личностное изменение.
Личностное изменение
- Личностное изменение, в свою очередь, представляет собой некоторую способность, которая может изначально задаваться и развиваться в процессе социализации личности.
- Если исходить из того, что практически любая группа выступает в качестве открытой динамической и самоорганизующейся системы, которая определяет свои цели и способы их достижения, то обнаруживаем ещё один тип фасилитации, который мы обозначили термином экологическая фасилитация (или экофасилитация).[5]
Виды фасилитации
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — представляет собой процесс управления и одновременно конструкции/реконструкции управляемой системы. При этом данный процесс является вероятностным, нелинейным и необратимым, что соответствует природе личностного изменения. Психологическая фасилитация обусловлена парадоксальным контролем над процессом самореконструкции и самоорганизации открытой динамической системы личности. .[6]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — вид педагогической деятельности в процессе которого ребёнок осознаёт свою самоценность, поддерживаеться стремление к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию, раскрытию способностей.
СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — присутствие наблюдателя заметно влияет на деятельность человека или группы людей. Это явление зафиксированно в конце ХIХ в. в опытах французкого физиолога К. Фере, в дальнейшем изучалось В. М. Бехтеревым. (было доказано, что присутствие «наблюдателей» облегчает выполнение простых (механических), и ухудшает выполнение сложных задач.)
СПОРТИВНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — это поиск, поддержка и усиление эффективных процессов в организации как команды в целом, так и отдельных спортсменов.
ЭКОФАСИЛИТАЦИЯ — происходит от понимания личности как динамической и открытой системы, которая находится в коммуникации с окружающей средой, включая не только социальную, природную, но и все другие уровни сред, которые, по сути составляют уровни социальной системы. Фасилитатор проводит клиента через процессы. (преобразующий процессинг)
Ссылки
Примечания
- ↑ • Flemming Funch Преобразующие диалоги 1996, Перевод. Д. А. Ивахненко, 1997 Издательство «НОВЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Издательство «Ника-Центр», 1997 с. 7
- ↑ • П. В. Лушин Личностные изменения как процесс: теория и практика — Одесса.: Аспект, 2005. с. 259—260
- ↑ • Flemming Funch Преобразующие диалоги 1996, Перевод. Д. А. Ивахненко, 1997 Издательство «НОВЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Издательство «Ника-Центр», 1997 с. 8
- ↑ • Flemming Funch Преобразующие диалоги 1996, Перевод. Д. А. Ивахненко, 1997 Издательство «НОВЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Издательство «Ника-Центр», 1997 с. 6-7
- ↑ • П. В. Лушин Личностные изменения как процесс: теория и практика — Одесса.: Аспект, 2005. с. 260
- ↑ • П. В. Лушин Личностные изменения как процесс: теория и практика — Одесса.: Аспект, 2005. с.264-265
Литература
- Flemming Funch Преобразующие диалоги 1996, Перевод. Д. А. Ивахненко, 1997 Издательство «НОВЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЯ». Издательство «Ника-Центр», 1997
- П. В. Лушин Личностные изменения как процесс: теория и практика — Одесса.: Аспект, 2005. — 334
- Фасилитация (англиц. от facilitate – помогать, облегчать, способствовать) — стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть такой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией. Ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators, IAF), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы более десяти человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов.
Фасилитаторами называют психологов, консультантов, терапевтов, работающих с группами.
Источник: Википедия
фасилита́ция
1. психол. облегчение, помощь группе или отдельному человеку в организации собственной деятельности ◆ К индивидуально-типологическим свойствам личности педагога относятся фасилитация и ингибиция. Ильин Е. П., «Психология для педагогов», 2012 г.
Источник: Викисловарь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стегать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Положительное
Отрицательное
Кто такой фасилитатор?
Термин произошел от английского «facilitate» — «упростить» или «облегчить процесс.» Фасилитатор — это человек, который планирует групповое мероприятие, руководит им и управляет дискуссией — для обеспечения эффективного достижения целей группы. Он следит за ходом обсуждения, четкостью идей и участием всех присутствующих.
Для эффективности фасилитатор должен сохранять беспристрастность и объективность. Это не означает, что подобным человеком может быть лишь кто-то извне. Главное для фасилитатора — придерживаться нейтралитета. Он отступает от своих личных взглядов, своих взаимоотношений с другими участниками и сосредотачивается только на групповой динамике ли процессе. («Групповой процесс» — это подход, используемый для управления дискуссиями, получения наилучшей отдачи от всех участвующих и для успешного завершения мероприятия. Все это зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены более подробно позже — в этой же статье. Секрет успешного фасилитатора — это контроль групповой динамики, от которой зависят высказываемые идеи и принятые группой решения.)
Ключевая обязанность любого фасилитатора — задавать направление групповому процессу и формировать среду, в которой он сможет процветать. Таким образом он помогает группе прийти к наиболее рациональным решениям и успешному заключению.
Примечание:
Фасилитация требует много умственных усилий. Это значит, что будет сложно следить за ходом дискуссии и идеями. Также важно соблюдение нейтралитета. Поэтому, если фасилитатор проявляет интерес к результату или обладает навыками, опытом, информацией и авторитетом, которые могут повлиять успешность результата, следует подумать о другой кандидатуре и привлечении внешнего посредника.
Проектирование и план
При подготовке к совещанию или лбом другому мероприятию важно учитывать конечную цель собрания. Задача фасилитатора — выбрать и разработать правильный групповой процесс и наметить эффективный план.
Совет 1:
Независимо от того, планируете ли вы единичную встречу или сложное мероприятие из нескольких сессий или дней, важно всегда иметь в виду результат и то, как можно помочь группе в его достижении. Если событие включает несколько сеансов и тем, стоит убедиться, что каждый этап имеет ясный желаемый результаты и примерный ход процесса. Также следует проверить, как результат каждой сессии или темы влияет на исход мероприятия в целом.
Совет 2:
Если кто-то попросил вас оказать содействие в проведении мероприятия, внимательно проконсультируйтесь с ним относительно окончательной «формы» мероприятия. Даже если человек не уверен в том, чего он хочет, вероятно, он имеет об этом хоть какое-то отдаленное представление и будет неприятно удивлен, если это представление не воплотится на практике.
Два ключевых аспекта проектирования и планирования — выбор правильного хода группового процесса и разработка реалистичной повестки дня.
Выбор и проектирование группового процесса
Есть довольно много способов разработать ход группового процесса. Упрощение коммуникации — это настоящее искусство. Дизайн группового процесса — это огромная тема сама по себе и то, чему профессиональные фасилитаторы учатся на опыте и при прохождении курсов.
Здесь мы рассмотрим пару основных вариантов и принципов. Среди множества инструментов и методов есть именно те, которые помогут эффективно контролировать и упрощать ход собрания. Существует множество замечательных книг и руководств по этому вопросу — мы рекомендуем вам ознакомиться с некоторыми из них. А особенно — новичкам в фасилитации.
Вот лишь некоторые из аспектов и вариантов, которые стоит рассмотреть:
- Обсуждение будет свободным или строится по четкому плану? Открытое обсуждение нередко бывает наиболее простым вариантом хода группового процесса. Однако фасилитатору стоит задать себе вопросы, сможет ли он добиться участия всех членов и управлять дискуссией с большим количеством человек. Сможет ли он охватить все необходимые темы. Сможет ли он генерировать достаточное количество идей и решений?
- Как структурировать процесс дискуссии? Группу с большим количеством участников можно разделить на небольшие «целевые» подгруппы? Следует подумать о задействовании всех членов собрания. Также следует назвать людям главную тему и дать им время, чтобы над ней подумать и записать то, о чем они хотят сказать. Для лучшей проработки идей не мешает подумать об организации мозгового штурма. Более подробную информацию о различных структурированных процессах можно найти в наборе инструментов ниже.
- Прочие факторы для рассмотрения. Некоторых ограничений избежать невозможно. Тем не менее, можно позаботиться о других и оптимизировать дискуссионный процесс. Следует рассмотреть следующие аспекты:
- количество участников;
- характер обсуждаемых тем;
- каким образом люди будут принимать участие в обсуждении;
- предыстории и взгляды участников;
- насколько хорошо группа владеет предметом;
- насколько хорошо все знакомы друг с другом;
- время на сессию.
Главное помнить, как бы ни проходил групповой процесс, ключевое значение имеют его результаты. Стоит найти оптимальный способ достижения целей мероприятия.
Подготовка реалистичной тематики
Разработка темы максимально взаимосвязана с планированием группового процесса. С ясной целью мероприятие начинает обретать форму. При составлении главной темы необходимо учитывать данные вопросы:
- В каком порядке будут представлены темы?
- Как участвующие будут представлены друг другу?
- Как донести цель до всех членов группы?
- Если событие будет разбито на отдельные сеансы, сколько времени будет выделено на каждый их них?
- Все ли члены собрания будет участвовать в сессиях?
- Или некоторые из них будут в небольших группах?
- Каким образом и когда будет осуществляться взаимодействие секционных групп с основной группой?
- Когда будут подведены итоги?
- Как исход предыдущего сеанса связать с тематикой и итогами следующего?
- Как правильно закончить мероприятие?
К концу этапа проектирования уже должна быть намечена окончательная тема мероприятия, запланированы предполагаемые результаты и составлена структура обсуждения.
Остальные вопросы проектирования
В дополнение к проектированию собрания и выбору темы следует учесть следующее:
- Данные и материалы — что члены собрания должны узнать до или в ходе мероприятия? Как и когда это обеспечить?
- Место проведения — какое помещение будет способствовать удачной дискуссии? Понадобятся ли отдельные помещения для отдыха групп?
- Расходные материалы — какие расходные материалы и реквизит понадобятся? Ручки, флипчарты, бумага — это только малая часть. Следует убедиться, что подготовлено все необходимое. Также не помешает позаботиться о резервных копиях электронных материалов и работоспособности техники.
Контроль мероприятия
Если фасилитатором являетесь вы, помимо прочего стоит поразмыслить о том, как вы будете направлять и контролировать ход обсуждения. Для этого необходима определенная подготовка.
Заключительный этап подготовки — подумать о том, как будет эффективнее руководить дискуссией и контролировать встречу. Именно здесь нужно осмыслить основные правила мероприятия, а также рассмотреть некоторые сценарии развития событий вроде «а что если между участниками будут серьезные разногласия?», «что делать, если решение не появится?» и так далее.
На самом собрании фасилитатор четко задает направленность темы и убеждается, что все собравшиеся ясно понимают желаемый результат, основные правила и свою роль в процессе. Подобным образом фасилитатор помогает всем сосредоточиться на поставленной задаче. В начале дискуссии и на протяжении дальнейшего обсуждения роль такого человека заключается в обеспечении того, чтобы группа эффективно двигалась к нужному результату.
Для руководства и управления встречей фасилитатору необходимо:
- Установить основные правила. Каким правилам должны следовать участники встречи? Как люди будут взаимодействовать друг с другом? Как лучше добиться того, чтобы люди уважительно относились друг к другу и прислушивались к чужим идеям? Как будут решаться разногласия? Следует заранее подготовить ключевые правила, предложить их участникам и получить согласие на них в самом начале мероприятия.
- Задать фон. Здесь требуется объяснить цели и обозначить тему. Убедитесь, что каждый понимает свою роль и то, к чему стремится группа.
- Наладить контакт. Необходимо убедиться, что каждый представился группе. Если потребуется — снять всеобщее напряжение и задать положительный настрой с самого начала.
- Следить за энергетикой мероприятия. В некоторых случаях может понадобиться вмешательство. Люди должны оставаться сосредоточенными и заинтересованными. Если это не так, возможно, пришло время сделать перерыв.
- Слушать, вовлекать и помогать. Хотя посредник и должен занимать нейтральную позицию, следует оставаться начеку, внимательно слушать говорящих, а также заинтересовывать всех участвующих. Фасилитатору следует стать примером для остальных участвующих, а также показать им, что он всегда готов вмешаться и помочь. Необходимо следить, все ли в группе участвуют в процессе. Если это не так, подумать, как их можно привлечь к процессу и добиться больше вовлеченности.
- Мониторить контрольные этапы и подводить итоги. Стоит следить, чтобы люди не отходили от основной темы и вовремя переключать внимание людей к нужным вопросам. По окончании, анализировать достигнутое, обозначать дальнейшие действия и подводить итоги.
- Вмешиваться лишь при крайней необходимости.
Примечание:
Есть множество ситуаций, которые требуют вмешательства фасилитатора. Поэтому стоит заранее продумать, когда и как это нужно буде сделать. И всегда держаться наготове. При этом следует учитывать необходимость оставаться объективным и держать фокус на желаемых результатах. Наиболее сложная разновидность таких ситуаций — конфликты, гнев и несогласие с оппонентом. Помня о своей роли, важно сосредоточиться на потребностях группы, принимая во внимание чувства и позицию обеих сторон, участвующих в разногласии.
Чтобы сохранить положительную атмосферу мероприятия, фасилитатору необходимо:
- Отслеживать и прекращать обсуждения, не относящиеся к теме. Они мешают остальным сосредоточиться и создают препятствие для обмена идеями.
- Внимательно смотреть за временем. Следует оставаться ловко балансировать между необходимостью принимать участие в процессе и обязанностью поддерживать эффективную работу группы.
- Предпринимать действия, если участники не могут прийти к естественному выводу. Например, дать дополнительную информацию или зацепку. Предварительно проанализировать, когда и как будет проходить обсуждение. Обдумать приблизительные темы, которые могут вызвать трудности и запланировать время для их обговаривания и решения.
- Привлекать к дискуссии людей, которые не принимают достаточного участия. Вероятно, они ощущают дискомфорт. Фасилитатору важно определить, что является его источником и что можно предпринять, чтобы снять напряжение и привлечь людей к теме разговора.
- Анализировать групповое поведение. Вербальное и невербальное. Нередко нежелательное поведение участников проявляется именно невербально и следует знать, как эффективно ему препятствовать.
- Посредничать и предотвращать конфликты. Эффективные координаторы обычно действуют косвенно и не вмешиваются напрямую в конфликт, чтобы не стать его непосредственным участником. Для начала стоит лишь прервать спорящих и напомнить всем о базовых правилах. Независимо от проблемы, нельзя допускать нежелательного поведения, которое может помешать основной теме. Так что в любом случае следует быть готовым принять меры.
Фиксирование результатов
И последнее, но не менее важное из обязанностей координатора — это анализ и фиксирование результатов, сведение их воедино, а также доведение их до участников, чтобы в последующем они смогли применить итоги на практике.
Ключ к успешной записи результатов — абсолютная ясность в том, что именно будет записано, как и кем. Следует заранее убедиться, что участники на 100 процентов осознают свои обязанности, вне зависимости от того, насколько они вовлечены в процесс.
Примечание:
Когда мы говорим об обязанностях фасилитатора, чаще всего на ум приходит его роль, связанная с функцией записи. Мы представляем человека, стоящего перед офисным мольбертом, держащего в руке фломастер в руке и всегда готового яростно записывать все произнесенные вслух идеи и важные замечания. Да, это действительно важная функция. Однако следует помнить, что для того, чтобы идеи текли текли рекой, важно грамотно спланировать весь процесс дискуссии, а также контролировать ее ход и руководить участниками. И это — тоже задачи фасилитатора. Так что можно запастись кучей бумаги и фломастеров, но если встреча недостаточно хорошо спланирована и контролируется, эти фломастеры и бумага могут не понадобиться.
Если вы фасилитатор, вам следует держать в уме несколько важных вещей:
- Вы ответственны за то, чтобы участвующие услышали, увидели и поняли представленную информацию. Убедитесь, что все происходящее четко вами контролируется. При сомнениях в чем-то, это следует тут же зафиксировать и подумать над этим позже.
- Попробуйте записывать все словами группы, а в случае сомнений попросите их повторить и объяснить.
- Убедитесь, что записываются все решения и действия. Для этого можно привлечь дополнительного человека — так будет легче сосредоточиться на группе и дискуссионном процессе.
- При записи идей и решений следует еще раз их перепроверить вместе с группой — чтобы убедиться, что записываемая информация никак не искажается, а также является справедливым отражением того, что было высказано.
- Напоминайте участникам об обсуждаемой теме, держите в центре их внимания ключевые моменты и двигайте ход обсуждения вперед.
- При сомнениях в какой-либо информации попросите разъяснений, прежде чем продолжить обсуждение.
- Следите за тем, чтобы в конце дискуссии были проработаны вопросы, отложенные на потом и лишь после этого доведите собрание до успешного завершения.
Полезная книга: 45 инструментов фасилитатора. Техники организации групповой работы. Кристина Тишина. Книга для тех, кто хочет изучить профессиональные техники для создания ВАУ-эффекта на ваших сессиях.
Фасилитация
Фасилита́ция (англиц. от facilitate «помогать, облегчать, способствовать») — стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть такой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя и лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией. Ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators, IAF), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы более десяти человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов.
Фасилитаторами называют психологов, консультантов, психотерапевтов, работающих с группами.
Отличие психологической фасилитации
Фасилитация как психологическая техника очень похожа на симбиоз клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и позитивной психологии, помогает раскрыть в клиенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. Отличие от психотерапии Роджерса и позитивной психотерапии в том, что:
- В случае отказа от прямого управления ситуацией, психолог-фасилитатор переходит на недирективное, коллективное («клиент-психолог») управление ситуацией, что помогает справиться с трудностями клиента.
- Психолог-фасилитатор использует «позитивную конфронтацию», во взаимодействии между психологом-фасилитатором и клиентом в процессе которой выражается сомнение в ограниченности ресурса клиента или ресурсов совместной работы психолога и клиента.
- Фасилитативное действие может включать в себя целую палитру как условно негативных, так и условно позитивных состояний (использует любые ресурсы), для достижения поставленной цели.
- Психолог-фасилитатор и клиент в процессе работы толерантны к неопределённости.
Процессинг
- Процессинг — это деятельность фасилитатора по изменению клиента; работа с чем-то (проблемой клиента), и его преобразование.
- Преобразующий процессинг — это система принципов и техник, которые помогают людям изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.
Это деятельность, в ходе которой фасилитатор поощряет человека изменить свои отношения с миром. Эта работа состоит в том, что фасилитатор показывает клиенту, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяет это представление на лучшее для клиента.
Всё что фасилитатор говорит и делает, предназначено для того, чтобы начать процесс изменений у клиента и продолжать его до успешного завершения. Мастерство фасилитатора состоит в том, чтобы уметь определить, когда следует начать процесс, как содействовать его протеканию и каковы признаки завершения процесса.
Одна из частей преобразующего процессинга — семантический процессинг — это одна из частей преобразующего процессинга, которая ориентированна на реакцию людей по отношению к миру. Семантический процессинг изменяет модель мира в полезном для клиента направлении.
В процессе работы фасилитатора с клиентом происходит личностное изменение. Причём, как клиента, так и фасилитатора.
фасилитация
Смотреть что такое «фасилитация» в других словарях:
фасилитация — ФАСИЛИТАЦИЯ (с. 621) 16 июля 1965 г. в популярном американском журнале Science («Наука») появилась статья Роберта Зайонца «Социальная фасилитация», положившая начало целому направлению социально психологических исследований. Слово… … Большая психологическая энциклопедия
ФАСИЛИТАЦИЯ — Cпособ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие либо навыки Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Фасилитация — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 сентября 2012. Пока процесс обсужде … Википедия
фасилитация — усиление доминантных реакций, действий, деятельности в присутствии других людей наблюдателей и содеятелей (Д. Майерс) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Фасилитация — (от англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать) – эффективная технология решения проблем групповой эффективности. Напр., предложение разных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых клиенты делают выводы. Ведущий… … Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз
фасилитация — облегчение … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого
фасилитация — облегчение … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого
фасилитация социальная — (от англ. facilitate облегчать) повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека … Большая психологическая энциклопедия
ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — Психологический эффект повышения эффективности деятельности в том случае, когда за работающим наблюдают. Социальная фасилитация характерна для относительно простых видов деятельности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Фасилитация социальная — повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Определение фасилитатора по Merriam-Webster
Чтобы сохранить это слово, вам необходимо войти в систему.
fa · cil · i · tate | \ fə-ˈsi-lə-ˌtāt \при содействии; облегчение
Другие слова из облегчение
облегчение \ fə- ˈsi- lə- ˌtā- tiv \ прилагательноеЗнаете ли вы?
Как и во многих английских словах, легко найти латинское происхождение для . Это восходит к латинскому прилагательному facilis, означает «легкий».«Другие потомки facilis на английском языке включают facile (« легко сделать »), средство (« качество легко выполняемого »), факультет (« способность ») и трудное (из — плюс facilis, , что означает «не просто»). Facilis , в свою очередь, происходит от facere, — латинский глагол, означающий «делать или делать». Facere сыграл свою роль в развитии десятки английских слов в диапазоне от влияют на излишки до .
Примеры облегчают в предложении
Сила внутренней идентичности, которую чернокожие женщины выковывали и воспитывали во время рабства, облегчала переход к свободе. — Дарлин Кларк Хайн, Приманка и ненависть , 1993 Какие физические события могли способствовать эволюции макроскопических животных? — Эндрю Х. Нолл, Scientific American , октябрь 1991 г. Ничто так не облегчает письмо, как на самом деле есть что сказать, но условия, при которых и инструменты, которыми пишется, могут способствовать созданию возможностей или затруднениям.- Джозеф Эпштейн, Середина Моего Привязи , 1983 Сокращение налогов может способствовать восстановлению экономики . Ее приход к власти был , чему способствовали ее влиятельными друзьями. Роль модератора заключается в том, чтобы способствовал обсуждению , задавая соответствующие вопросы.
См. Более свежие примеры о групповой помощи Веба Бэра. облегчает обмен информацией между администрацией DeWine и несколькими религиозными организациями в штате о том, как возобновить физические собрания.- Даррел Роуланд, Enquirer , «Огайо, очевидно, потребует маски в религиозных службах в худших округах COVID», 10 июля 2020 года. Округ также устанавливает новые зоны прогулок, чтобы ограничить количество учеников в школьных автобусах, и будет использовать охранников на перекрестках. Количество школ до облегчают безопасных поездок на работу. — Арика Херрон, «Индианаполис Стар », «Государственные школы Индианаполиса планируют открыть заново с использованием масок, дистанцирования и мер предосторожности», 10 июля 2020 г. В контрольном списке родителей из 30 вопросов задается вопрос о здоровье ребенка, использовании специальных образовательных услуг, комфорте с местными школьные планы и могут ли родители способствовать обучению на дому.- Автор: Джефф Эми, Кэрол Фельдман, Anchorage Daily News , «Глава CDC, придерживающийся руководств по открытию школы, Трамп раскритиковал», 10 июля 2020 года В дополнение к новому строгому режиму санитарии, UA будет проводить отслеживание контактов, поощрять использование СИЗ, включая Маски и переоборудование классных комнат до облегчат дистанцию . — Майкл Касагранде | [email protected], и , «UA ожидает необходимости до 300 коек вне кампуса для изоляции случаев COVID» 10 июля 2020 г. Если у пассажира или члена экипажа будет диагностирован COVID-19, AIDA разработала протокол для облегчают медицинскую помощь, безопасную высадку и возвращение домой.- Morgan Hines, США СЕГОДНЯ , «AIDA Cruises возобновит работу в августе с новыми протоколами работоспособности, но без вызовов в порт», 9 июля 2020 г. Tinder — не первое приложение для знакомств с , способствующее видеочату . — Мишель Сантьяго Кортес, refinery29.com , «Tinder тестирует видеочат на виртуальные свидания», 8 июля 2020 года Сенат недавно подтвердил 200-й кандидат в судьи Трампа, что является предметом гордости для лидера большинства большинства Митча Макконнелла из Кентукки, который возглавляет изменения правил и ориентированный календарь Сената на облегчить подтверждений.- Таль Копан, SFChronicle.com , «Прогрессивисты нацелены на Дайан Файнштейн на посту главы судебного комитета Сената», 6 июля 2020 г. Судебный процесс над бывшими руководителями Backpage, который, по утверждению правительства, использовал секретный рекламный веб-сайт, чтобы облегчил и получил прибыль проституция была перенесена на следующий год из-за пандемии коронавируса. — Ричард Руелас, , Аризона, Республика , «COVID-19 касается судебного разбирательства по протоколу Backpage в 2021 году; судья постановил, что оно не может быть безопасно проведено», 30 июня 2020 года,Эти примеры предложений выбираются автоматически из различных источников новостей в Интернете, чтобы отразить текущее использование слова «облегчение».«Взгляды, выраженные в примерах, не отражают мнение Merriam-Webster или его редакторов. Отправьте нам отзыв.
См. БольшеПервое известное использование облегчает
1599, в значении, определенном выше
История и этимология для облегчают
вероятно, от посредника из Средней Франции «чтобы упростить» (заимствовано из итальянского временный перевод, словесного производного от облегчение ) + -входная запись 4
Подробнее о упрощение
Послушать наш подкаст о содействие
Получите Слово дня доставлено на ваш почтовый ящик!
Статистика за облегчение
Цитировать эту запись
«Облегчение. Merriam-Webster.com Dictionary , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/facilitate. Получено 18 июля 2020 г.
MLA Chicago APA Merriam-WebsterДополнительные определения для облегчают
fa · cil · i · tate | \ fə-ˈsi-lə-ˌtāt \при содействии; облегчение
Дети Определение облегчение
fa · cil · i · tate | \ fə-ˈsil-ə-ˌtāt \облегчен; облегчение
Медицинское определение облегчение
: для повышения вероятности, силы или эффективности (как поведение или ответ) Рефлексы могут быть , облегчены или запрещены также : , чтобы снизить порог для передачи (импульса)
fa · cil · i · tate | \ fə-ˈsi-lə-ˌtāt \при содействии; облегчение
Правовое определение облегчение
: , чтобы упростить : помощь принести транспортное средство, используемое для совершения преступления
Другие слова из облегчают упрощение
\ fə- ˌsi- lə- ˈtā- shən \ nounКомментарии к облегчают
Что заставило вас искать облегчают ? Пожалуйста, сообщите нам, где вы читали или слышали это (включая цитату, если это возможно).
Present | |||
I, вы, мы, они | облегчаем | ||
он, она | облегчает | ||
> Посмотреть больше | |||
Прошлое | |||
Я, ты, он, она, мы, они, они, они, они | способствовали | ||
Настоящее совершенное | |||
Я, ты, мы, они | оказали содействие | ||
она, это | облегчил | ||
Прошлое совершенное | |||
Я, ты, он, она, это, мы, они, они, они, они, они, они, | облегчил | ||
Будущее | |||
Я, ты, он, она Хм, они, они | облегчат | ||
Будущее совершенное | |||
Я, ты, он, она, мы, они, они, они | облегчат | ||
> Смотреть меньше | |||
Настоящий | |||
Я | помогаю | ||
он, она, это | облегчает | ||
> Посмотреть больше | |||
вы, мы, они, | облегчают | ||
в прошлом | |||
Я, он, она, это | облегчает | ||
вы, мы, они | облегчают | присутствуют | |
Я, ты, мы, они, | помогали | ||
он, она, это | помогали | ||
Прошлое совершенное | |||
Я, ты, он, она, это мы, они | содействовали | ||
Будущее | |||
Я, ты, он, она, это, мы, они, они, они, они, они, | будут облегчать | ||
Будущее совершенство | |||
Я, ты, он она, она, мы, они | будут облегчать | ||
> Смотреть меньше |