Василюк, Фёдор Ефимович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Василюк.Фёдор Ефи́мович Василю́к (28 сентября 1953 — 17 сентября 2017, Москва) — советский и российский психотерапевт, доктор психологических наук, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, профессор, Президент Ассоциации понимающей психотерапии.
Родился 28 сентября 1953 года. В 1981—1987 годах работал клиническим психологом в психиатрической больнице (с. Строгоновка в Крыму).
В 1986—1988 годах участвовал в создании одного из первых в стране специализированных социально-психологических центров, а с 1988 года — в создании Института человека АН СССР.
В 1990 году организовал Центр психологии и психотерапии.
В 1991 году создал «Московский психотерапевтический журнал», в 1992 г. стал его главным редактором.
В 1993 году стал сотрудником Психологического института РАО, с 1994 года — заведующим лабораторией научных основ психотерапии и психологического консультирования
В 1997 году основал в Московском городском психолого-педагогическом университете и возглавил первый в России факультет психологического консультирования, которым руководил до 2012 года.
В 2007 году защитил докторскую диссертацию на тему «Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы»[2].
Скончался 17 сентября 2017 года в Москве после тяжёлой и длительной болезни.
В сфере методологии психологической науки Ф. Е. Василюк рассматривал схизис (расщепление) на академическую и психотехническую (практическую) психологию. Он ввел и разработал понятие «психологическая практика» в сопоставлении с понятием «практическая психология».
Ф. Е. Василюк развил теоретические представления о переживании как деятельности. Он разработал понятия и типологию «жизненных миров», кризисных ситуаций, а также типологию переживания кризисов в зависимости от «жизненного мира» человека и выделил фазы переживания горя. На основе единого комплекса теоретических и практических разработок он создал авторскую психотехническую систему —
В исследовании «Стратиграфия сознания и функционально-динамическое моделирование процессов сознания» (грант РФФИ, 2010) Ф. Е. Василюк предложил свою структуру уровней функционирования сознания: уровни рефлексии, сознавания, непосредственного переживания и бессознательного. Для анализа динамических аспектов образа он ввел понятие стратегия работы сознания. Он также создал классификацию стратегий работы сознания, основанную на модели
Ф. Е. Василюк развивал идеи синергийной антропологии в психотерапии[6]. Синергийная антропология интересуется в первую очередь предельными проявлениями человека и динамикой их изменения; она рассматривает человеческую личность как согласованность действия, соединение разносущностных энергий — Божественных и человеческих. Ф. Е. Василюк являлся постоянным участником ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений; курировал специальные выпуски журнала «Консультативная психология и психотерапия» по православной психологии[7].
Ф. Е. Василюк разработал и преподавал следующие учебные дисциплины:
Главный редактор журнала «Консультативная психология и психотерапия» (до 2009 г. включительно — «Московский психотерапевтический журнал»)[8].
Член редакционного совета журнала «Культурно-историческая психология»[9].
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984.
- Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. с. 27-37.
- Vasilyuk F. Levels of Construction of Experience and the Methods of Psychological Science // Journal of Russian and East European Psychology. 1990. Vol. 28, № 5. — pp. 69 — 87.
- Василюк Ф. Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. № 5. с. 5-19.
- Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1995. № 6. с. 25-40.
- Василюк Ф. Е. Психотехнический анализ психотерапевтического процесса // Вопросы психологии. 1998. № 6, с. 40-43.
- Vasilyuk F. Toward the synergetic psychotherapy: a history of hopes.— MADNESS, SCIENCE AND SOCIETI FLORENCE, RENAISSANCE 2000 The 4TH International Conference on Philosophy and Psychiatry, 26-29 августа, 2000 г. Организаторы: The Italian Society for Psychopathology and the Philosophy Group of The Royal College of Psychiatrists, Under the auspices of Comune di Firenze Universita degli Studi di Firenze.
- Vasilyuk F. Confession and Psychotherapy.— The Sacrament of Repentance/ Russian Orthodox Diocese of Sourozh, Diocesan Conference — Headington 26th-29th may 2000. — L.: St Stephen’s Press, 2001, p. 25-36.
- Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. — М.: Смысл, МГППУ, 2003.
- Василюк Ф. Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М.: Смысл, 2005.
- Василюк Ф. Е. Молитва-молчание-психотерапия // Культурно-историческая психология. — 2005. — № 1.
- Василюк, Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система / Ф. Е. Василюк // Московская психологическая школа: История и современность: в 4 т. Т. 4 / Под общ. ред. действ. чл. РАО, проф. В. В. Рубцова.— М.: МГППУ, 2007.— С. 45-61.
Биография — Фёдор Ефимович Василюк
Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
(Курс лекций)
Учебный курс по дисциплине “Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии” (ОПКПП) является основным курсом, обеспечивающим подготовку к изучению специальных психотерапевтических дисциплин, направлений, школ и методов психотерапии. Задача курса – систематический обзор психотерапии и консультирования как особой научной и практической области. Курс призван дать систему представлений, понятий и категорий, с помощью которых студент может ориентироваться в мире профессиональной психотерапии. Это представления о месте психотерапии в современной культуре, о соотношении психотерапии и психологии; классификация видов, моделей и методов психотерапии, характеристика структурных элементов психотерапевтической ситуации; первичное понятие о методологической специфике психотерапевтического мышления. Пособие создано на основе курса лекций, читавшегося автором в течение нескольких лет на факультете психологического консультирования МГППУ и адресовано прежде всего студентам, обучающимся по специальности 030301 “Психология”, со специализацией – “Психологическое консультирование”, а также студентам, обучающимся по специальности 030302 “Клиническая психология” со специализацией “Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия”.
От переживания – к молитве
Вглядываясь в пеструю ленту истории современной психотерапии, за драматическими перипетиями, борьбой идей и людей, калейдоскопической сменой мод можно заметить и медленные, глубинные тектонические сдвиги. На “поверхности” психотерапевтических теорий они знаменуются сменой психотерапевтических “упований”: механизм внушаемости – главная надежда дофрейдовского периода – сменяется в психоанализе механизмом осознания, затем на сцене появляется спонтанность, коммуникация и, наконец, переживание. В синергийной психотерапии таким упованием, центром кристаллизации всей психотерапевтической теории и практики становится молитва
// Московский психотерапевтический журнал | 2002, № 1, стр. 76-92
От психологической практики к психотехнической теории
Переживание и молитва
(опыт общепсихологического исследования)
Понимающая психотерапия как психотехническая система (автореферат диссертации)[недоступно]
Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы
Цель данной статьи – представить в сжатом, конспективном виде опыт построения психотехнической системы психотерапевтической помощи в русле отечественной психологической традиции, системы, получившей название “понимающая психотерапия”. Поясним формулировку. Речь идет именно о “психотехнической системе”. Это не просто психологическая теория, которая научно объяснила бы механизмы психотерапевтического процесса. Это не просто практический психотерапевтический метод, который основывался бы на той или другой общепсихологической теории и являлся бы эффективным приложением этой теории в сфере психотерапии. “Психотехническая система” – это специфический “организм”, включающий в себя психологическую теорию и практический метод, организм, где теория включает практику как основу всякой своей научной операции (Л.С. Выготский, Схизис), где теория своим предметом делает не некий “объект”, а “практику-работы-с-объектом”, где адресатом теории является психолог-практик, и где, с другой стороны, практика является не просто изнутри просвещенной и извне оправданной данной теорией, а где сама она является центральным исследовательским методом (Василюк, От психологической практики к психотехнической теории, Пузырей, Архангельская).
// Труды по психологическому консультированию и психотерапии. 2005. № 2005.
ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАHИЯ. Анализ преодоления критических ситуаций[недоступно]
Монография посвящена исследованию критических жизненных ситуаций и процессов их преодоления. Проанализированы ситуации стресса, фрустрации, внутреннего конфликта и жизненного кризиса. Чтобы справиться с этими ситуациями, пережить их, человеку необходимо проделать порой мучительную внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, осмысленности жизни. Установление и систематизация основных закономерностей процесса переживания – то новое, что вносит книга в психологию преодоления критических ситуаций. Книга рассчитана на психологов, психотерапевтов, философов, педагогов, работников служб социально- психологической помощи населению
// М.: Издательство Московского университета, 1984
Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций
Психотерапевтическое облегчение боли
“Краткое содержание предыдущей серии” для читателей, которым не достался номер журнала с началом статьи. Очередное занятие психотерапевтической мастерской началось через полчаса после того, как мне удалили “непростой” зуб. Не выдавая реального повода, я предложил студентам психотерапевтическую задачу – показать, как чисто психологическими средствами обеспечить обезболивание после прекращения действия лекарственной анестезии. Тут же выяснилось, что я не одинок – одна из студенток пришла на занятие с зубной болью… Как удалось облегчить ее боль, рассказывается в первой части статьи (см. МПЖ, 1997, № 1). Эта работа длилась минут 40-50. До окончания действия лекарственной анестезии оставались считанные минуты…
// Консультативная психология и психотерапия (1997. № 2)
Психотерапевтическое облегчение зубной боли
Закон парных случаев нелицеприятен – он не разбирается, врач ты или пациент, преподаватель или студент, и сводит в одном месте и времени двоих, объединенных сходством обстоятельств или страдания. Из окна зубоврачебного кабинета Москва выглядела по-новому. Был ранний декабрьский вечер. Мне только что удалили зуб. – Часа через полтора примите анальгин, – сказала, прощаясь, врач. Я минуту колебался, не отменить ли занятие “Психотерапевтической мастерской”, которое должно было начаться через полчаса, но, представив все связанные с отменой хлопоты и неудобства, почел за меньшее зло как-то продержаться обычные три часа. “В шесть нужно сделать перерыв, чтобы принять таблетку”, – просчитал я в уме, и, подбадриваемый мыслью о собственном героизме, зашагал в сторону Большой Никитской.
// Консультативная психология и психотерапия – 1997. № 1
Психотехнический метод исследования творческого мышления
В статье представлен метод психотехнического исследования мышления. При решении творческой задачи интеллектуальные затруднения создают фрустрацию, возникает проблемно-личностная ситуация, разрешение которой требует сочетания мыслительной активности и работы переживания, направленной на совладание с аффективной дезорганизацией деятельности. Предлагается теоретическая модель, созданная на основе двух концептуальных схем: схемы анализа уровнево-динамической организации творческого мышления и схемы режимов функционирования сознания. Экспериментатор включается в деятельность испытуемого с помощью психотерапевтических методов эмпатии, майевтики и кларификации. Показано, что такая комплексная психотехническая поддержка значимо повышает продуктивность мыслительной деятельности.
// Культурно-историческая психология – 2008. № 4
Свобода как жизненный стиль
(о Владимире Петровиче Зинченко)
Анализируется профессиональный и личностный стиль самого известного отечественного психолога последней четверти века – В.П. Зинченко. Стиль его мышления характеризуется как свободный, творческий, нелинейный, поэтический, полифонический. Геометрия профессиональной судьбы В.П. Зинченко описывается как расширяющееся с ускорением пространство. Выявляются ключевые категории семиосферы ученого: свободное действие, живое движение, образ мира, участность в бытии, творческое понимание, живая память. Фиксируется особый статус В.П. Зинченко в российской психо- логии, уникальность которого заключалась в его переживании всего исторического тела профессии как личного и семейного пространства и в ответственном усилии держания его целостности. Наряду с известными концепциями, институтами, кафедрами, исследованиями В.П. Зинченко создал значимый для развития психологии культурно-исторический продукт – личностный стиль жизни в профессии, ключевые характеристики которого – “вольная жизненность” и “праздничность”. Ключевые слова: Зинченко В.П., живое движение, свободное действие, живое знание, творческое понимание, геометрия профессиональной судьбы, личностный стиль жизни в профессии
// Культурно-историческая психология – 2014. Том. 10, № 2]
Семиотика и техника эмпатии
// Вопросы психологии / №2 (2007)
Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания
“Счастье – это когда тебя понимают”. Под этой незамысловатой формулой героя фильма “Доживем до понедельника” мог бы подписаться каждый, кому довелось испытать горечь непонимания и кому выпало на долю хотя бы раз пережить благотворное освобождающее влияние понимания на душу. Понимающая психотерапия – так может быть назван общий подход, который реализуется в настоящем исследовании. Сам термин “понимание” будет использоваться здесь в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле психотерапевтическое понимание есть особая интенция, особая диалогическая установка, делающая понимание главной, самоценной и в известном отношении последней задачей терапевта. Воплощая эту установку, терапевт все делает для того, чтобы понять пациента и дать ему это понимание, а не старается понять для того, чтобы что-то сделать – повлиять, вылечить, исправить. Такой принципиальный отказ терапевта от активизма, от идеологии воздействия, в сочетании с его полной обращенностью к пациенту, настроенностью на него, создает напряженное диалогическое поле, в котором постоянно удерживается нудящая, взывающая “пустота”. В обыденном общении эта пустота тут же заполняется советом, рекомендацией, предложением помощи. В понимающей психотерапии терапевт, напротив, тратит усилия, чтобы расчищать диалогическое пространство, создавая для пациента плодотворную возможность самому заполнить пустоту. По существу заполнена она может быть только свободой пациента – свободой его слова, свободой переживания, свободой самосознания, свободой воли. Понимание – это приглашение к свободе. А свобода – предельная цель психотерапии.
// Консультативная психология и психотерапия. 1996. № 4.
Структура и специфика теории понимающей психотерапии
Типы духовного совладания
Переживание кризиса охватывает все аспекты человеческой жизни – душевный, телесный, социальный, семейный – и почти всегда ставит человека перед духовными вопросами. Профессионалам и волонтерам, участвующим в социально-психологической помощи людям, находящимся в кризисной ситуации, важно понимать духовное измерение процесса переживания. В западной литературе по клинической психологии, консультированию и душепопечению описан процесс духовного (или религиозного) совладания (spiritual coping, religious coping). Этот процесс рассматривается преимущественно как одно из средств преодоления кризиса, служащее целям адаптации. Однако теоретический анализ эмпирических случаев показывают, что это лишь один из типов духовного совладания, его уместно назвать “инструментальным”. Кроме него можно выделить “ценностный”, “синергийный”, “соборный” типы совладания, которые отличаются от инструментального по своим целям, механизмам, отношению к реальности и другим параметрам. Знание многообразия типов духовного совладания может обогатить практику психологической помощи, консультирования и душепопечения. Ключевые слова: кризис, совладание, переживание, духовное совладание, утешение, инструментальный тип духовного совладания, ценностное совладание, синергийное совладание, христианская психология
// Консультативная психология и психотерапия – 2014. Том. 22, № 5
Фёдор Василюк – биография, книги, отзывы, цитаты
Публикации за рубежом:
Toward the synergetic psychotherapy: a history of hopes. – MADNESS, SCIENCE AND SOCIETI FLORENCE, RENAISSANCE 2000 The 4TH International Conference on Phi-losophy and Psychiatry, 26-29.VIII.2000/The Italian Society for Psychopathology and the Phi-losophy Group of The Royal College of Psychiatrists, Under the auspices of Comune di Firenze Universita degli Studi di Firenze.
Confession and Psychotherapy. – The Sacrament of Repentance/ Russian Orthodox Diocese of Sourozh, Diocesan Conference – Headington 26th-29th may 2000. – L.: St Stephen’s Press, 2001, p.25-36.
Krievija pastavosa sertifikacijas sistema: tuvakie uzdevumi.- Eiropas kvalitate profesionalaja augtakaja…
Публикации за рубежом:
Toward the synergetic psychotherapy: a history of hopes. – MADNESS, SCIENCE AND SOCIETI FLORENCE, RENAISSANCE 2000 The 4TH International Conference on Phi-losophy and Psychiatry, 26-29.VIII.2000/The Italian Society for Psychopathology and the Phi-losophy Group of The Royal College of Psychiatrists, Under the auspices of Comune di Firenze Universita degli Studi di Firenze.
Confession and Psychotherapy. – The Sacrament of Repentance/ Russian Orthodox Diocese of Sourozh, Diocesan Conference – Headington 26th-29th may 2000. – L.: St Stephen’s Press, 2001, p.25-36.
Krievija pastavosa sertifikacijas sistema: tuvakie uzdevumi.- Eiropas kvalitate profesionalaja augtakaja izglitiba: vertejuma kriteriji un attisibas dinamika. – Biletens Psiholo-gisko Petijumu, N14. – Riga, 2004, p. 59-61.
Experiencing-Silence-Prayer. — Biletens Psihologisko Petijumu, N15. – Riga, 2005.
Монографии:
Методологический анализ в психологии (учебное пособие) , 2003.
Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования, 2005.
Концепции:
Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 2002. – Рук.вар-т.
Методические пособия:
Психотехнический анализ психотерапевтического процесса. – Вопросы психологии, 1998, №6, с.40-43.
Статьи:
От психологической практики к психотехнической теории. – Психологи-ческое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. Т.1. Теория и методология. М., 1998, с. 5-22.
Психотерапевтическая сертификация: время пошло. — Московский пси-хотерапевтический журнал, 1999, №2, с. 168-176.
От переживания – к молитве. – Московский психотерапевтический жур-нал, 2002, № 1, с. 76 –92.
Молитва и переживание. – В кн. Богословская конференция Русской Православной Церкви УЧЕНИЕ ЦЕРВИ О ЧЕЛОВЕКЕ – Москва, 5-8 ноября 2001г.. Материалы. М.: Синодальная Богословская комиссия., 2002. – с. 248-264.
Молитва и переживание в контексте душепопечения. – МПЖ, 2003, № 3, с.114-129.
Историко-методологический анализ психотерапевтических упований. — Труды ярославского методологического семинара (методология психологии). Том 1. – Ярославль: МАПН, 2003, с. 43-71.
Проблема единства общей психологии. — Труды ярославского методоло-гического семинара (методология психологии). Том 2. – Ярославль: МАПН, 2004.
Риск соприсутствия. – Школьный психолог, 2004, № 22, с. 27-29.
Исповедь и психотерапия. – МПЖ, 2004, №4, с.79-91.
Молитва-молчание-психотерапия. – Журнал культурно-исторической психологии, 2005, №1.
Тезисы:
Психология и психотерапия горя. – Российско-французский семинар по паллиативной медицине. Психологическая помощь детям с заболеваниями с возмож-ным летальным исходом. – М.: РДКБД,1999, с. 10-14, 21, 23, 31, 33, 35, 40.
Энциклопедии:
Переживание. – Психологическая энциклопедия. М., 2005.
Интернет-публикации:
Методологический смысл психологического схизиса. — на portalus.ru
Психология переживания — на psylib.org
Прочее:
Интервью с Ф.Е. Василюком. – В сб.: Влияние современной американской психологии на практическую психологию в России. Под ред. М. Коте и А.Г. Лидерса.М.,1998, с.24 –28.
Тамара Александровна Флоренская. – МПЖ, 1999, № 3.
«Вы понимаете…» (К 100-летию А.Н.Леонтьева). – Журнал практического психолога, 2003, №1-2, с. 232-240.
Василюк, Фёдор Ефимович — это… Что такое Василюк, Фёдор Ефимович?
Фёдор Ефи́мович Василю́к — российский психотерапевт, доктор психологических наук, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, профессор.
Биография
1981 – 1987 гг. – работал клиническим психологом в психиатрической больнице (с. Строгоновка в Крыму).
1986 – 1988 гг. – участвовал в создании одного из первых в стране специализированных социально-психологических центров, а с 1988 г. – в создании Института человека АН СССР.
1990 г. – организовал Центр психологии и психотерапии.
1991 г. – создал «Московский психотерапевтический журнал», в 1992 г. стал его главным редактором.
1993 г. — стал сотрудником Психологического института РАО, с 1994 г. — заведующим лабораторией научных основ психотерапии и психологического консультирования[1].
1997 г. – основал в Московском городском психолого-педагогическом университете и возглавил первый в России факультет психологического консультирования, которым руководил до 2012 г.
2007 г. – защитил докторскую диссертацию на тему «Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы».
Научная деятельность
В сфере методологии психологической науки Ф.Е. Василюк рассматривает схизис (расщепление) на академическую и психотехническую (практическую) психологию. Он ввел и разработал понятие «психологическая практика» в сопоставлении с понятием «практическая психология». Практическая психология – в отличие от психологической практики ( психотерапии, психологического консультирования) – это участие психолога в иных социальных практиках, в иных ведомственных рамках (в сферах медицины, образования и др.)[2].
Ф.Е. Василюк развил теоретические представлений о переживании как деятельности. Он разработал понятия и типологию «жизненных миров», кризисных ситуаций, а также типологию переживания кризисов в зависимости от «жизненного мира» человека. На основе единого комплекса теоретических и практических разработок он создал авторскую психотехничесую систему — понимающую психотерапию (грант РГНФ «Понимающая психотерапия как психотехническая система»). Также Ф.Е. Василюк является автором оригинальных праткических методов психотерапии – «режиссерская постановка симптома», «психотехника выбора» [3].
В исследовании «Стратиграфия сознания и функционально-динамическое моделирование процессов сознания» (грант РФФИ, 2010) Ф.Е. Василюк предложил свою структуру уровней функционирования сознания: уровни рефлексии, сознавания, непосредственного переживания и бессознательного. Для анализа динамических аспектов образа он ввел понятие стратегия работы сознания. Он также создал классификацию стратегий работы сознания, основанную на модели психосемиотического тетраэдра [4].
Ф.Е. Василюк развивает идеи синергийной антропологии в психотерапии [5]. Синергийная антропология интересуется в первую очередь предельными проявлениями человека и динамикой их изменения; она рассматривает человеческую личность как согласованность действия, соединение разносущностных энергий — Божественных и человеческих. Ф.Е. Василюк является постоянным участником ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений; курирует специальные выпуски журнала «Консультативная психология и психотерапия» по православной психологии[6].
Преподавательская деятельность
Ф.Е. Василюком разработаны и преподаются следующие учебные дисциплины:
- Основы психологического консультирования и психотерапии,
- Понимающая психотерапия,
- Психология сознания и переживания,
- Психотехника жизненных миров,
- Психотехника переживания,
- Психотерапевтическая дидактика и супервизия (для аспирантов)
Издательская деятельность
Главный редактор журнала «Консультативная психология и психотерапия» (до 2009 г. включительно — «Московский психотерапевтический журнал»)[7].
Член редакционного совета журнала «Культурно-историческая психология»[8].
Основные публикации
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984.
- Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. с. 27–37.
- Vasilyuk F. Levels of Construction of Experience and the Methods of Psychological Science // Journal of Russian and East European Psychology. 1990. Vol. 28, № 5. – pp. 69 – 87.
- Василюк Ф. Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. № 5. с. 5-19.
- Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1995. № 6. с. 25–40.
- Василюк Ф. Е. Психотехнический анализ психотерапевтического процесса // Вопросы психологии. 1998. № 6, с. 40–43.
- Vasilyuk F. Toward the synergetic psychotherapy: a history of hopes.— MADNESS, SCIENCE AND SOCIETI FLORENCE, RENAISSANCE 2000 The 4TH International Conference on Philosophy and Psychiatry, 26–29 августа, 2000 г. Организаторы: The Italian Society for Psychopathology and the Philosophy Group of The Royal College of Psychiatrists, Under the auspices of Comune di Firenze Universita degli Studi di Firenze.
- Vasilyuk F. Confession and Psychotherapy.— The Sacrament of Repentance/ Russian Orthodox Diocese of Sourozh, Diocesan Conference — Headington 26th-29th may 2000. — L.: St Stephen’s Press, 2001, p. 25–36.
- Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. — М.: Смысл, МГППУ, 2003.
- Василюк Ф. Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М.: Смысл, 2005.
- Василюк Ф. Е. Молитва-молчание-психотерапия // Культурно-историческая психология. — 2005. — № 1.
- Василюк, Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система / Ф.Е. Василюк // Московская психологическая школа: История и современность: в 4 т. Т. 4 / Под общ. ред. действ. чл. РАО, проф. В. В. Рубцова.— М.: МГППУ, 2007.— С. 45–61.
Примечания
- ↑ Официальный сайт ПИ РАО
- ↑ Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Консультативная психология и психотерапия. 1992. №2.
- ↑ См. Шведовский О.В. Исследование микродинамики изменений личности в процессе понимающей психотерапии // Психологическая наука и образование. 2006. №3. – C. 89-98; Щукина Ю.В. Значение супервизии в психотерапевтическом образовании (на примере обучения методу понимающей психотерапии) // Сибирский психологический журнал. 2008. №30. с. 53 — 55. и др.
- ↑ Сидорова В.В. Культурная детерминация образа сознания (на примере русской и японской культур). — Автореф. дисс., М.: МГППУ, 2005.
- ↑ Синергийная антропология: вехи развития
- ↑ Зенько Ю. М. Современная христианская психология и антропология в россии: история и библиография
- ↑ Редколлегия журнала «Консультативная психология и психотерапия»
- ↑ Редколлегия журнала «Культурно-историческая психология»
Ссылки
Василюк, Фёдор Ефимович — Википедия. Что такое Василюк, Фёдор Ефимович
Фёдор Ефи́мович Василю́к (28 сентября 1953 — 17 сентября 2017, Москва) — советский и российский психотерапевт, доктор психологических наук, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, профессор, Президент Ассоциации понимающей психотерапии.
Биография
Родился 28 сентября 1953 года. В 1981—1987 годах работал клиническим психологом в психиатрической больнице (с. Строгоновка в Крыму).
В 1986—1988 годах участвовал в создании одного из первых в стране специализированных социально-психологических центров, а с 1988 года — в создании Института человека АН СССР.
В 1990 году организовал Центр психологии и психотерапии.
В 1991 году создал «Московский психотерапевтический журнал», в 1992 г. стал его главным редактором.
В 1993 году стал сотрудником Психологического института РАО, с 1994 года — заведующим лабораторией научных основ психотерапии и психологического консультирования[1].
В 1997 году основал в Московском городском психолого-педагогическом университете и возглавил первый в России факультет психологического консультирования, которым руководил до 2012 года.
В 2007 году защитил докторскую диссертацию на тему «Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы»[2].
Скончался 17 сентября 2017 года в Москве после тяжёлой и длительной болезни.
Научная деятельность
В сфере методологии психологической науки Ф. Е. Василюк рассматривал схизис (расщепление) на академическую и психотехническую (практическую) психологию. Он ввел и разработал понятие «психологическая практика» в сопоставлении с понятием «практическая психология». Практическая психология — в отличие от психологической практики (психотерапии, психологического консультирования) — это участие психолога в иных социальных практиках, в иных ведомственных рамках (в сферах медицины, образования и др.)[3].
Ф. Е. Василюк развил теоретические представления о переживании как деятельности. Он разработал понятия и типологию «жизненных миров», кризисных ситуаций, а также типологию переживания кризисов в зависимости от «жизненного мира» человека. На основе единого комплекса теоретических и практических разработок он создал авторскую психотехническую систему — понимающую психотерапию (грант РГНФ «Понимающая психотерапия как психотехническая система»). Также Ф. Е. Василюк является автором оригинальных практических методов психотерапии — «режиссерская постановка симптома», «психотехника выбора»[4].
В исследовании «Стратиграфия сознания и функционально-динамическое моделирование процессов сознания» (грант РФФИ, 2010) Ф. Е. Василюк предложил свою структуру уровней функционирования сознания: уровни рефлексии, сознавания, непосредственного переживания и бессознательного. Для анализа динамических аспектов образа он ввел понятие стратегия работы сознания. Он также создал классификацию стратегий работы сознания, основанную на модели психосемиотического тетраэдра[5].
Ф. Е. Василюк развивал идеи синергийной антропологии в психотерапии[6]. Синергийная антропология интересуется в первую очередь предельными проявлениями человека и динамикой их изменения; она рассматривает человеческую личность как согласованность действия, соединение разносущностных энергий — Божественных и человеческих. Ф. Е. Василюк являлся постоянным участником ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений; курирует специальные выпуски журнала «Консультативная психология и психотерапия» по православной психологии[7].
Преподавательская деятельность
Ф. Е. Василюк разработал и преподавал следующие учебные дисциплины:
Издательская деятельность
Главный редактор журнала «Консультативная психология и психотерапия» (до 2009 г. включительно — «Московский психотерапевтический журнал»)[8].
Член редакционного совета журнала «Культурно-историческая психология»[9].
Основные публикации
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984.
- Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. с. 27-37.
- Vasilyuk F. Levels of Construction of Experience and the Methods of Psychological Science // Journal of Russian and East European Psychology. 1990. Vol. 28, № 5. — pp. 69 — 87.
- Василюк Ф. Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. № 5. с. 5-19.
- Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1995. № 6. с. 25-40.
- Василюк Ф. Е. Психотехнический анализ психотерапевтического процесса // Вопросы психологии. 1998. № 6, с. 40-43.
- Vasilyuk F. Toward the synergetic psychotherapy: a history of hopes.— MADNESS, SCIENCE AND SOCIETI FLORENCE, RENAISSANCE 2000 The 4TH International Conference on Philosophy and Psychiatry, 26-29 августа, 2000 г. Организаторы: The Italian Society for Psychopathology and the Philosophy Group of The Royal College of Psychiatrists, Under the auspices of Comune di Firenze Universita degli Studi di Firenze.
- Vasilyuk F. Confession and Psychotherapy.— The Sacrament of Repentance/ Russian Orthodox Diocese of Sourozh, Diocesan Conference — Headington 26th-29th may 2000. — L.: St Stephen’s Press, 2001, p. 25-36.
- Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. — М.: Смысл, МГППУ, 2003.
- Василюк Ф. Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М.: Смысл, 2005.
- Василюк Ф. Е. Молитва-молчание-психотерапия // Культурно-историческая психология. — 2005. — № 1.
- Василюк, Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система / Ф. Е. Василюк // Московская психологическая школа: История и современность: в 4 т. Т. 4 / Под общ. ред. действ. чл. РАО, проф. В. В. Рубцова.— М.: МГППУ, 2007.— С. 45-61.
Примечания
Ссылки
Василюк, Фёдор Ефимович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Василюк.Фёдор Ефи́мович Василю́к (28 сентября 1953 — 17 сентября 2017, Москва) — советский и российский психотерапевт, доктор психологических наук, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, профессор, Президент Ассоциации понимающей психотерапии.
Биография
Родился 28 сентября 1953 года. В 1981—1987 годах работал клиническим психологом в психиатрической больнице (с. Строгоновка в Крыму).
В 1986—1988 годах участвовал в создании одного из первых в стране специализированных социально-психологических центров, а с 1988 года — в создании Института человека АН СССР.
В 1990 году организовал Центр психологии и психотерапии.
В 1991 году создал «Московский психотерапевтический журнал», в 1992 г. стал его главным редактором.
В 1993 году стал сотрудником Психологического института РАО, с 1994 года — заведующим лабораторией научных основ психотерапии и психологического консультирования[1].
В 1997 году основал в Московском городском психолого-педагогическом университете и возглавил первый в России факультет психологического консультирования, которым руководил до 2012 года.
В 2007 году защитил докторскую диссертацию на тему «Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы»[2].
Скончался 17 сентября 2017 года в Москве после тяжёлой и длительной болезни.
Научная деятельность
В сфере методологии психологической науки Ф. Е. Василюк рассматривал схизис (расщепление) на академическую и психотехническую (практическую) психологию. Он ввел и разработал понятие «психологическая практика» в сопоставлении с понятием «практическая психология». Практическая психология — в отличие от психологической практики (психотерапии, психологического консультирования) — это участие психолога в иных социальных практиках, в иных ведомственных рамках (в сферах медицины, образования и др.)[3].
Ф. Е. Василюк развил теоретические представления о переживании как деятельности. Он разработал понятия и типологию «жизненных миров», кризисных ситуаций, а также типологию переживания кризисов в зависимости от «жизненного мира» человека. На основе единого комплекса теоретических и практических разработок он создал авторскую психотехническую систему — понимающую психотерапию (грант РГНФ «Понимающая психотерапия как психотехническая система»). Также Ф. Е. Василюк является автором оригинальных практических методов психотерапии — «режиссерская постановка симптома», «психотехника выбора»[4].
В исследовании «Стратиграфия сознания и функционально-динамическое моделирование процессов сознания» (грант РФФИ, 2010) Ф. Е. Василюк предложил свою структуру уровней функционирования сознания: уровни рефлексии, сознавания, непосредственного переживания и бессознательного. Для анализа динамических аспектов образа он ввел понятие стратегия работы сознания. Он также создал классификацию стратегий работы сознания, основанную на модели психосемиотического тетраэдра[5].
Ф. Е. Василюк развивал идеи синергийной антропологии в психотерапии[6]. Синергийная антропология интересуется в первую очередь предельными проявлениями человека и динамикой их изменения; она рассматривает человеческую личность как согласованность действия, соединение разносущностных энергий — Божественных и человеческих. Ф. Е. Василюк являлся постоянным участником ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений; курирует специальные выпуски журнала «Консультативная психология и психотерапия» по православной психологии[7].
Преподавательская деятельность
Ф. Е. Василюк разработал и преподавал следующие учебные дисциплины:
Издательская деятельность
Главный редактор журнала «Консультативная психология и психотерапия» (до 2009 г. включительно — «Московский психотерапевтический журнал»)[8].
Член редакционного совета журнала «Культурно-историческая психология»[9].
Основные публикации
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984.
- Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5. с. 27-37.
- Vasilyuk F. Levels of Construction of Experience and the Methods of Psychological Science // Journal of Russian and East European Psychology. 1990. Vol. 28, № 5. — pp. 69 — 87.
- Василюк Ф. Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. № 5. с. 5-19.
- Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1995. № 6. с. 25-40.
- Василюк Ф. Е. Психотехнический анализ психотерапевтического процесса // Вопросы психологии. 1998. № 6, с. 40-43.
- Vasilyuk F. Toward the synergetic psychotherapy: a history of hopes.— MADNESS, SCIENCE AND SOCIETI FLORENCE, RENAISSANCE 2000 The 4TH International Conference on Philosophy and Psychiatry, 26-29 августа, 2000 г. Организаторы: The Italian Society for Psychopathology and the Philosophy Group of The Royal College of Psychiatrists, Under the auspices of Comune di Firenze Universita degli Studi di Firenze.
- Vasilyuk F. Confession and Psychotherapy.— The Sacrament of Repentance/ Russian Orthodox Diocese of Sourozh, Diocesan Conference — Headington 26th-29th may 2000. — L.: St Stephen’s Press, 2001, p. 25-36.
- Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. — М.: Смысл, МГППУ, 2003.
- Василюк Ф. Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М.: Смысл, 2005.
- Василюк Ф. Е. Молитва-молчание-психотерапия // Культурно-историческая психология. — 2005. — № 1.
- Василюк, Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система / Ф. Е. Василюк // Московская психологическая школа: История и современность: в 4 т. Т. 4 / Под общ. ред. действ. чл. РАО, проф. В. В. Рубцова.— М.: МГППУ, 2007.— С. 45-61.
Примечания
Ссылки
Федор Василюк. Дар свободы
Воспоминания о Федоре Ефимовиче Василюке его ученицы и коллеги Марии Гросицкой.
Год назад ранней осенью мы с Федором Ефимовичем шли по парку и обсуждали предстоящий семинар. Была очень приятная погода, светило мягкое солнце. Федор Ефимович вдруг остановился, достал телефон и сфотографировал березку. Она в солнечных лучах вся светилась. Он сказал: «В эту погоду кажется, что такая благодать будет вечно…» Было ясно, что его забавляет наивность человека, готового считать денек бабьего лета — вечностью. В то время он уже был болен. Впереди была борьба, трудности, неизвестность. И все-таки он позволял быть этой наивности. Он улыбался. В его присутствии становилось светло и спокойно. И вопреки здравому смыслу, казалось, что это навсегда.
Когда мы говорили в последний раз, его ненадолго выпустили из больницы домой. Он радовался, что из окна видна не стена соседнего корпуса с одинокой осиной, а целый пруд, небо, деревья. Я спросила, что дальше. Дальше — следующий этап лечения. Ф. Е. вздохнул: «И он будет… долгим».
Долгим, как смерть.
Но не бесконечным?
* * *
Мне очень трудно описать Федора Ефимовича. В нем не было ничего статичного — такого, как гипсовое изваяние, с которого удобно делать зарисовки. Прямо по Карлу Роджерсу — психологу, которого Ф. Е. очень почитал и от кого «получил преемство» — Федор Ефимович являл собой процесс. В движении была его мысль, его фантазия, и какой-то незримой глазу динамикой жило его тело.
И в то же время, ощущение полного покоя часто охватывало человека рядом с ним. Находиться в его присутствии означало — прикасаться к бытию, которое говорит ДА — своему существованию, Богу, собеседнику. И в этом была любовь: переживание фундаментального подтверждения — Ты есть, я вижу Тебя. Как же мне всегда хотелось так ответить, чтобы хоть чуточку поднять планку своего «ты», обращенного к Федору Ефимовичу. Может быть, я снова пытаюсь сделать это прямо сейчас.
* * *
Его жизненный стиль напоминал хождение по водам. Он брался за невозможное и не беспокоился. По крайней мере, не делился своей тревогой. Будучи исполнителем ряда его проектов, я временами «утопала». И в то же время была уверена: уж он-то не утонет.
Мне кажется, в Федоре было много доверия Богу. Он просил «в простоте сердца» и получал. Его невозможные задумки реализовывались. Его правда как-то исподволь взламывала принятые правила. Порой казалось, что он баловень судьбы — так шли ему навстречу люди, обстоятельства, так его все любили. Но эта благословенность — не случайное чудо, как бывает в сказках: падает на ребенка капля божественного нектара, и ему достаются волшебные дары. Конечно, в Федоре Ефимовиче искрился гений. Однако это не было таким уж волшебством. Это был выбор, волевое усилие, постоянная работа: создавать в своем жизненном мире пространство для Бога, для Его воли. И Бог приходил. И мы чувствовали благодать.
* * *
Я думаю, у Федора Ефимовича была специальная психотехника, я бы назвала ее «психотехника святости». В том смысле, что он отказывался быть меньшим, чем призван как человек. Ни в работе, ни в жизни (насколько я могла видеть) он не разрешал себе «входить в колею», делать «как надо», «как проще», «как получится», «как обычно», «по привычке», «как все». По отношению к любой вещи он занимал личностную позицию. Мало что оставляло его равнодушным — разве что, уже известное. Он систематически разрушал ситуацию определенности, создавал — по его собственному выражению — «нудящую пустоту». Пространство для Бога. Пространство для другой личности. К этому он понуждал и коллег.
Сколько раз, предлагая Ф. Е. вполне логичный вариант решения задачи, я слышала мягкое: «Да, это хорошо, но что если сделать… наоборот?». И выбирал опять что-то неожиданное, сложное, непонятное… живое. Только таким «кислородом парадокса» свободно дышал его ум. И кажется, моему скромному уму тоже пришлось отрастить дополнительные органы дыхания.
* * *
Федор Ефимович бросал вызов — себе, реальности и окружающим людям. Но снова парадокс: утешение и примирение составляли важнейший аккорд его психотерапевтической практики. Он был настоящем мастером — видел суть человека и умел сказать самые бережные, самые точные слова, так что душа воскресала, как от живой воды. Это был его дар. И это была профессия. Он разработал психотерапевтический метод — Понимающую психотерапию, и несколько десятилетий вел свою мастерскую, обучал психологов. Мне повезло учиться и работать с ним в этой области. Мне кажется, психотерапия по Василюку — прекрасный пример синергии. Думаю, каждый из нас, кто учился «строить эмпатические реплики», однажды разочарованно понимал, что это никак не приближает к гениальному стилю Ф. Е. С другой стороны, овладевая этими средствами, кропотливо работая над техникой и развитием, мы становились профессионалами, и в нас начинала звучать собственная нота, раскрывался собственный авторский стиль. То есть: работай, и Бог зажжет в тебе ту свечу, которую Сам захочет. Но обязательно зажжет.
* * *
Федор Ефимович жил в измерении свободы. Притом, что его график был расписан по минутам на недели вперед. Притом, что он постоянно трудился над собой в аскетическом плане, и кажется, почти не пускал свою эмоциональную жизнь на самотек. Он «делал что должен» — каждый момент, когда я его помню. И все-таки он был так невероятно свободен. Поэтому среди графика как-то изыскивал время на необязательное (куда вы едете на море? Кем работают ваши родители? Давайте я расскажу вам про возможности Word). И на милосердное: выслушать, вникнуть, помочь самым разным людям. Его свобода была для любви.
И пожалуй, только это сейчас примиряет с его кончиной. Смерть остановила его — в движении, легкости, вольном дыхании, в неистощимой иронии, бунтующей против косности «мира сего». Это невозможно принять. Но я верю, что через предельную смертною тесноту он вошел в тот простор, в ту свободу, которой жаждал, — свободу общения с Богом.
В день его ухода, 17 сентября, совершалось празднование иконы Божией Матери «Неопалимая купина». Напоминание, как Божье вхождение в человека переплавляет его, сжигает примеси, но не опаляет чего-то главного. Делает самим собой. Сейчас мне очень страшно перед этим огнем. И смерть — это так надолго…
Но любовь — на целую вечность.
Книги и лекции Федора Василюка
Лекции Марины Филоник, ученицы Ф. Василюка
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Автор статьи: Мария ГросицкаяУченица и коллега Федора Василюка, вместе с ним занималась научными проектами, преподает в его психотерапевтической мастерской, практикует Понимающую психотерапию.