АДЛЕР — Новейший философский словарь
АДЛЕР Альфред (1870-1937) — австрийский врач, психолог и психиатр. Доктор медицины, профессор психологии Колумбийского университета (1929). Основатель индивидуальной психологии. Основные сочинения: «Нервный темперамент» (1912), «Познание людей» (1917), «Практика и теория индивидуальной психологии» (1920), «Наука жить» (1929), «Смысл жизни» (1933) и др. Примкнул к кружку Фрейда в 1902. В работе «О неполноценности органов» (1907) сформулировал концепцию болезни как нарушения баланса в отношениях органа и среды, которое организм стремится компенсировать. Полагал, что в основании психопатологических репертуаров человеческого поведения лежит идея компенсации чувства неполноценности — результат реализациинеосознаваемого стремления к превосходству. Идея и принцип компенсации и сверхкомпенсации стали одним из оснований учения А. А. отвергал фрейдистские мотивы особой акцептации роли и значения сексуальности и бессознательного психического в жизни людей, не усматривая жесткого водораздела и конфликтов бессознательного и сознания в психике человека. А. считал особенно важным уделять внимание социальным составляющим, а также (пусть даже и не осознаваемым) целям поведенческих мотиваций. Основные движущие силы развития человеческого характера, по А., обусловлены целостной совокупностью целенаправленных стремлений, отражающих потребность в самоутверждении, успехе, превосходстве, совершенстве, чувстве общности и формирующихся в детстве. Особую популярность снискала идея и термин А. «комплекс неполноценности». Преодоление этого чувства А. связывал с тенденцией «стремления к власти» (сродни «воле к власти» у Ницше) и (значительно позднее) с установкой «стремления к общности». Недостаточная либо извращенная компенсация чувства неполноценности, согласно А., приводит к неврозам. В дальнейшем А. корректирует некоторые прежние установки, отказывая компенсации и чувству неполноценности в статусе универсальных механизмов и источников развития личности.
Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me
Значения в других словарях
- Адлер — Альфред Адлер (Adler) (1870-1937) австр. психолог, ученик Фрейда, основатель школы “индивидуальной психологии”. Получил мед. образование в Вен. ун-те (1895), занимался исследованиями психопатологич. симптомов. Словарь по культурологии
- АДЛЕР — 1. (Adler), Виктор (24.VI.1852 — 11.XI.1918) — один из организаторов и лидеров австр. С.-д. партии. Род. в семье богатого купца. Начал политич. деятельность как бурж. радикал. Со времени знакомства с Ф. Энгельсом (1883) начался поворот… Советская историческая энциклопедия
- Адлер — I А́длер (Adler) Альфред (7.2.1870, Вена, — 28.5.1937, Абердин), австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии (См. Индивидуальная психология). Большая советская энциклопедия
- АДЛЕР — Альфред (Adler А., 1870-1937). Основатель индивидуальной психологии. Родился в Вене, умер в возрасте 67 лет в Шотландии во время лекционного турне по странам Европы. Тяжелые заболевания, перенесенные… Психотерапевтическая энциклопедия
- Адлер — кур. пос. в составе Бол. Сочи, Краснодарский край. На месте существовавашего в 1837-1854 гг. укрепления Св. Духа в 1869 г. основано селение Адлер. Название из турецк. Артлар, где Арт родовое название местной общины, -лар показатель множ. ч. С 1927… Топонимический словарь
- АДЛЕР — АДЛЕР — Адлерский район г. Сочи. АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937) — австрийский врач-психиатр и психолог. Ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии. Большой энциклопедический словарь
- адлер — сущ., кол-во синонимов: 2 город 2765 монета 298 Словарь синонимов русского языка
Адлер, Фридрих — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Адлер.Фри́дрих А́длер (нем. Friedrich Adler; 9 июля 1879 (1879-07-09), Вена — 2 января 1960, Цюрих) — австрийский социалистический политик и революционер, редактор, представитель австромарксизма. Наиболее известен как убийца министр-президента Австрии графа Карла фон Штюргка в 1916 году.
Фридрих Адлер родился в семье австрийского социал-демократического политика Виктора Адлера и его супруги Эммы Браун.
Изучал математику и естественные науки в Цюрихе. Там вступил в Социал-демократическую партию Швейцарии, с 1897 года стал членом ассоциации австрийских социал-демократов, а с 1907 года — Социал-демократической партии Австрии. Был приват-доцентом на кафедре теоретической физики. Товарищ Альберта Эйнштейна по Цюрихской политехнике и впоследствии оппонент его теории относительности. Но в 1909 году, выбранный заведовать кафедрой физики в Пражском университете и узнав, что на кафедру претендовал не имевший специального образования и дискриминируемый из-за этнического происхождения инженер Эйнштейн, отказался от этой должности и просил выбрать именно Альберта Эйнштейна (в письме отцу Адлер писал, что тот «не умеет выстраивать правильные отношения с людьми», но гений и заслужил это место).
Находился под влиянием позитивистских теорий Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. А. С. Мартынов вспоминал, что Адлер был махистом[5]. В своём труде «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин критикует сочинение «наивного приват-доцента» Фридриха Адлера «Открытие элементов мира» в числе прочих, пытавшихся «дополнить марксизм махизмом».
С 1910 года Адлер редактировал швейцарскую газету «Volksrecht» («Право народа»). В 1911 году полностью прекратил заниматься наукой и переключился на политику, посвятив себя профсоюзной и партийной работе. Вернувшись в Вену, вступил в секретариат партии, наряду с Отто Бауэром стал соредактором её теоретического ежемесячника «Der Kampf» («Борьба») и приступил к изданию еженедельного агитационного листка «Das Volk» («Народ»).
Выдвинулся в лидеры левого крыла австрийской СДП и яростно выступал против Первой мировой войны вразрез с официальной линией социал-демократов. Накануне войны, намереваясь её предотвратить в соответствии с предвоенными решениями Второго интернационала, был занят подготовкой международного социалистического конгресса. Когда война всё же началась, Фридрих Адлер резко осудил руководство социал-демократов как контрреволюционное, считая, что оно «предало классовые интересы пролетариата» и превратило СДП в мелкобуржуазную и националистическую партию «социал-патриотов». Автор «Манифеста австрийских интернационалистов», опубликованного вскоре после Циммервальдской конференции.
В своей борьбе против военной политики Австро-Венгрии Фридрих Адлер пошёл на крайность, и 21 октября 1916 года в ресторане венской гостиницы «Meissl & Schadn» («Майссл унд Шадн») он застрелил тогдашнего министра-президента Австро-Венгрии, крайне консервативного графа Карла фон Штюргка. Адлер дождался, когда Штюргк сядет за столик, достал револьвер и произвел 3 или 4 выстрела в голову главы правительства. После этого он выкрикнул «Долой абсолютизм, мы хотим мира!».
Марксистские партии не одобряли актов индивидуального террора; печатные органы его собственной СДП осудили это политическое убийство. В ожидании суда, грозившего ему смертным приговором, Адлер в тюрьме засел писать статью с критикой теории относительности. Сам Эйнштейн предлагал выступить в суде с показаниями в защиту подсудимого, но его так и не вызвали. Адлер-старший же пытался спасти сына, объявив его психически неуравновешенным (в качестве доказательства чего указывал и попытки Фридриха опровергнуть теорию относительности Эйнштейна[6]). В итоге, Адлер в мае 1917 года был приговорён к смертной казни, но позже приговор был заменён на 18 лет заключения.
После революции 1918 года Адлер был освобождён и стал играть важную роль как лидер рабочих советов (председатель Всеавстрийского совета рабочих депутатов) и член Национального совета Австрии. Более того, поскольку после распада империи и потери неавстрийских территорий с многочисленным крестьянством новое руководство СДП во главе с Бауэром сочло ненужными дальнейшие компромиссы с «мелкобуржуазными слоями», официальная партийная линия стала соответствовать позициям Адлера во время войны, а он сам уже воспринимался как герой. Новосозданная Коммунистическая партия Австрии надеялась заполучить в качестве перспективного члена Фрица Адлера, широко известного как революционный марксист, но он остался в рядах социал-демократов. К тому же, Адлер стал умерять свои взгляды и критически отзывался о большевизме; перед Лениным он ходатайствовал об освобождении меньшевиков из тюрем.
Адлер был одним из лидеров «Двухсполовинного», или Венского, интернационала (1921—1923), а затем Социалистического рабочего интернационала, в котором более 15 лет занимал пост секретаря исполкома (1923—1940), вначале вместе с Томом Шоу, а затем самостоятельно. Отвергая любые попытки поглощения СРИ Коминтерном, вёл борьбу против фашизма и за единство рабочего движения на антифашистской платформе. Чтобы помочь Адлеру избежать обвинений в сотрудничестве с коммунизмом, Советский Союз решил финансово поддержать Фридриха Адлера и СРИ не прямой дотацией, а покупкой рукописей Карла Маркса и Фридриха Энгельса.[7]
В 1940 году с началом Второй мировой войны переехал в США. После войны в 1946 году вернулся в Европу в Цюрих, прекратил политическую деятельность и занимался изданием переписки своего отца с Августом Бебелем и Карлом Каутским. Адлер умер 2 января 1960 года в Цюрихе.
Лев Троцкий так описывал Фридриха Адлера («доктора Фрица», как его называли в партийных кругах):
«Довольно высокого роста, худой, слегка сутуловатый, с благородным лбом, на который падают вьющиеся светлые волосы, и с отпечатком постоянной задумчивости на лице, Фриц стоял всегда особняком в среде довольно многочисленной в Вене партийной интеллигенции, столь склонной к острословию и дешевым анекдотам»[8].
В 1918 году в честь Адлера одна из улиц в Москве была переименована в улицу Фридриха Адлера. Поначалу в ряде городов стали появляться улицы его имени, но после его неприятия коммунистической идеологии, улицы начали переименовывать. Хотя после выхода из тюрьмы Адлер активно выступал против коммунистической идеологии вообще и коммунистического режима в России в частности, улица Фридриха Адлера в Москве существовала до 1931 года, когда она была переименована в улицу Красина.
В 1918—1921 годах имя Фридриха Адлера носил Большой проспект Васильевского острова Петрограда.
В 1918—1935 годах современная улица Пионеров в Курске называлась улица Фридриха Адлера. В 1919—1926 годах в Пензе это же название носила будущая улица Калинина.
Адлер, Альфред — это… Что такое Адлер, Альфред?
Альфред А́длер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия — 28 мая 1937, Абердин, Шотландия, Великобритания) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
Биография
Детство и юность
Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.
В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.
В юности Адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.
В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису Эпштейн, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.
Участие в деятельности Венской психоаналитической ассоциации и конфликт с Фрейдом
В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. После женитьбы принял протестантство[1]. В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов» (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen), в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными». «Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться.» — писал Фрейд Юнгу.
Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом».[2]8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.
Популярно мнение, согласно которому А.Адлер являлся учеником З.Фрейда. Однако, согласно Г.Элленбергеру: «Вопреки распространенному мнению, ни Адлер, ни Юнг не являются психоаналитиками, отклонившимися от общепринятого пути („psychoanalytic deviant“), и их системы не вносят „искажения“ в психоанализ. У обоих еще до встречи с Фрейдом были собственные идеи; сотрудничая с ним, они сохраняли свою независимость, а покинув его, создали системы, коренным образом отличные как от фрейдовского психоанализа, так и друг от друга.»[3]. Об этом же говорят Р. Фрейджер и Д. Фэйдимен: «Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым профессионалом, уже разрабатывавшим собственное научное мировоззрение. Он не был ни последователем, ни „учеником“ Фрейда и никогда не подвергался тренировочному анализу.»[4].
Дальнейшая жизнь
В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем — в США, где функционируют и поныне. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием — «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — Journal of Individual Psychology).
В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году он побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф. Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.
В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Похоронен в Абердине.
Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали, как и отец, психиатрами.
Концепция индивидуальной теории личности
В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).
Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).
Главные ключевые принципы его теории можно разделить на: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое Я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.
Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».
Примечания
Сочинения
Ссылки
См. также
АДЛЕР Альфред — это… Что такое АДЛЕР Альфред?
- АДЛЕР Альфред
- АДЛЕР Альфред
- АДЛЕР (Adler) Альфред (7 февраля 1870, Вена—28 мая 1937, Абердин, Шотландия) — австрийский психолог, психиатр, доцент Педагогического института в Вене. В 1920 примкнул к кружку 3. Фрейда, позднее модифицировал фрейдизм и стал одним из основателей неофрейдизма. Создатель Международной ассоциации индивидуальной психологии (1924). Его исследования по индивидуальной психологии основывались на анализе форм выражений духовной жизни человека, которые по своей сути являются общественными.
Все психические расстройства Адлер связывал с нарушениями общественных контактов, усиление которых позволяет найти пути лечения неврозов, психозов и разнообразных форм отклоняющегося поведения. Истоком психических болезней является, по Адлеру, неосознанное стремление к превосходству, движимое чувством неполноценности. “Стиль жизни” человека представляет собой систему целенаправленных стремлений, которые складываются в детстве и сохраняются на протяжении всей жизни, выражаясь в потребности к самоутверждению. Компенсация чувства неполноценности—движущая сила индивидуальной психологии. Выступил с критикой преувеличения Фрейдом роли сексуальных влечений и бессознательного в детерминации поведения человека. Адлер вынужден был эмигрировать в США, где работал преподавателем в Колумбийском университете (НьюЙорк).
Соч.: Praxis und Theorie der Individualpsychologie. Munch.. 1912; Menschenkenntnis. Lpz., 1927; Индивидуально-психологическое лечение неврозов. M., 1913.
Лит.: OrglerH. A. Adler. Man and his work. L., 1963; Rom P. Adler und die wissenschaftliche Menschenkenntnis. Fr./M., 1966.
А. П. Огурцов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.
- АДЖИТА КЕСАКАМБАЛИ
- АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ
Смотреть что такое «АДЛЕР Альфред» в других словарях:
Адлер Альфред — (1870–1937) австрийский психолог, представитель психоаналитического направления в психологии. Создал научную школу «индивидуальной психологии». В своем учении А. отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности, отмечал… … Большая психологическая энциклопедия
Адлер Альфред — (7.02.1870, Вена 28.05.1937, Абердин, Шотландия) австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911 г. входил в Венское психоаналитическое… … Психологический словарь
Адлер, Альфред — У этого термина существуют и другие значения, см. Адлер (значения). Альфред Адлер Alfred Adler Дата рождения: 7 февраля 1870(1 … Википедия
АДЛЕР Альфред — (Adler, Alfred) АЛЬФРЕД АДЛЕР (1870 1937), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в… … Энциклопедия Кольера
Адлер Альфред — (Adler) (1870 1937), австрийский врач психиатр и психолог. Ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии. Главным источником мотивации считал стремление к самоутверждению как компенсацию возникающего в раннем детстве чувства… … Энциклопедический словарь
Адлер Альфред — Адлер (Adler) Альфред (7.2.1870, Вена, ‒ 28.5.1937, Абердин), австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20 е… … Большая советская энциклопедия
АДЛЕР Альфред — (1870–1937) – австрийский психолог и психотерапевт, одним из первых присоединившийся к З. Фрейду, являвшийся президентом Венского психоаналитического общества с марта 1910 по февраль 1911 года и соредактором ежемесячного «Центрального листка по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Адлер Альфред — «Индивидуальная психология» Альфреда Адлера В 1910 г. было основано Международное психоаналитическое общество, первым президентом которого стал Карл Густав Юнг. Т. Рейк и этнолог Г. Рохейм продолжили разработку тематики, начатой Фрейдом в… … Западная философия от истоков до наших дней
Адлер Альфред — … Википедия
АДЛЕР Альфред — (7.2.1870, Beet, 28.3.1937, Абердин), австр. врач и психолог, создатель системы индивидусиюй психологии. C 1929 проф. психологии Колумбийского ун та (Нью Йорк). В начале деятельности А. последователь 3. Фрейда, но в 1912 заявил об отходе от… … Российская педагогическая энциклопедия
понятие, теория и практика. Австрийский психолог Альфред Адлер
Индивидуальная психология Адлера является одной из самых известных психологических теорий, которые повлияли на современные концепции, а также оказали влияние в целом на доктрину современной социлогии и психологии в целом.
Биография Альфреда Адлера
Альфред родился в небогатой многодетной семье еврейского происхождения. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред общался и играл с соседскими детьми, которые всегда охотно принимали его в свою компанию. Таким образом, он находил среди приятелей то ощущение признания и собственной ценности, которого его лишили дома. Влияние этого опыта можно проследить в последующей работе Адлера, когда он выделяет важность эмпатии и общих ценностей, именуя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, человек способен реализовать свой потенциал и стать полезным членом социума.
Идеи Адлера
Адлер хотел создать психологию, близкую к реальной жизни, которая позволила бы понять других людей по их биографиям, которые всегда разные.
Работы, которые он публиковал с 1920 года, а также его лекции должны были сделать его психологию доступной для всех и сделать ее общепонятной. В 1920-х годах он дал серию лекций в Вене и опубликовал их в 1927 году под названием «Знание о человеческой природе».
Период Первой мировой войны был эпохой, в которой развилась индивидуальная психология. В рамках школьной реформы в австрийской столице Адлер и его сотрудники открыли около 30 образовательных и консультационных учреждений. В 1920 году он был назначен директором первой венской клиники, посвященной детской психологии, и преподавал в педагогику в городе. С опубликованием работы «Практика и теория индивидуальной психологии» (1930), в которой содержались лекции для введения в психотерапию для врачей, психологов и учителей, Адлер начинает более подробно раскрывать свою теорию.
Происхождение индивидуальной психологии
Индивидуальная психология Адлера заменяет объяснительный принцип Фрейда, что все поведение человека завязано на сексуальном либидо, на «компенсацию» чувства неполноценности. «Быть человеком — чувствовать себя неполноценным», — пишет Адлер. Главная задача для человека — ликвидировать это чувство. В своих ранних работах он использовал, например, комплекс Наполеона, чтобы проиллюстрировать свою теорию на практике.
Социологи доработали теорию о комплексе неполноценности на более широком уровне, учитывая культурное, экономическое и политическое понимание термина. Адлер вскоре заинтересовался психологией физических расстройств и встретил Зигмунда Фрейда в 1899 году, с которым он сформировал Психоаналитическое общество в Вене, президентом которого стал.
На Адлера оказали влияние идеи Ганса Вайхингера (немецкого философа-пессимиста) о влиянии на поведение определенных факторов. Теория индивидуальной психологии складывалась из многих доктрин, разнообразных философских и психоаналитических течений. Адлер вывел понятия органической неполноценности и сверхкомпенсации, которые до сих пор используют психологи.
Столкновение теории Фрейда и Адлера
Расхождение с Фрейдом по теме влияния либидо и подавления вытеснения чувств произошло в 1911 году на Конгрессе психоанализа в Веймаре, а Общество индивидуальной психологии было сформировано в 1912 году. Адлер считает, что теорию подавления (вытеснения) следует заменить по понятие «защитных тенденций эго» как невротического состояния, вытекающего из чувств неполноценности и сверхкомпенсации.
Индивидуальная психология родилась из этого разлома в Венском психоаналитическом обществе и появления Общества индивидуальной психологии. С тех пор наряду с фрейдистским психоанализом сосуществует индивидуальная психология Альфреда Адлера, которую ее создатель будет широко распространять до своей смерти в 1937 году, находя время между консультациями, курсами и конференциями.
В то время как Фрейд изначально придавал в своем открытии огромную роль и значение сексуальности в появлении неврозов (либидо), Адлер же настаивал на властных инстинктах, «компенсациях чувств неполноценности» и на постоянном соперничестве, которое вытекает из всех этих невротических чувств и эмоциональной составляющей. Влияние Фрейда на Адлера, конечно, нельзя недооценивать.
Однако в научных кругах существует мнение, что у Адлера до встречи с Фрейдом были собственные концепции. Взаимодействуя с Зигмундом Фрейдом, он сохранял свое понимание человеческой психики, а покинув его, создал теории, отличавшиеся от психоанализа Фрейда. Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым специалистом, уже разработавшим собственную концепцию индивидуальной психологии.
Теория Адлера
В отличие от Фрейда, Адлер был убежден, что человеческая личность подразумевает определенную завершенность, что его поведение, в самом широком смысле этого слова, всегда является функцией цели, ориентированной с детства. Он назвал «сценарий жизни» этой фундаментальной ориентацией, задолго до знаменитого «фундаментального плана» Жана-Поля Сартра.
Для Адлера все «ценности» рождаются из потребностей социальной жизни. В более широком смысле, по его мнению, основой всего является развитое чувства сообщества, способного гармонизировать индивидуальные потребности и потребности общества.
Адлер признает, что жизнь — это борьба. Человек должен каким-то образом бороться, стремясь доминировать тем или иным способом. Провал в этой врожденной тенденции к власти и доминированию порождает то, что, по-видимому, является лейтмотивом индивидуальной психологии — «чувством неполноценности». Говоря кратко, индивидуальная психология ставит своей задачей изучение комплексов личности и психологических компенсаций, которые были заложены в детском возрасте.
У ребенка, который должен постоянно превосходить свои возможности (по требованию его родителей или лиц, воспитывающих его), эта властная тенденция особенно сильна. Однако поскольку ограничения, которые ставит ему его окружение, главным образом родители, заставляют его подавлять желания. Таким образом, явный конфликт первых лет неизбежен. Адлер считает, что чувство неполноценности является «естественным» в ребенке, слабость которого реальна по сравнению со взрослыми, однако в дальнейшем, с развитием личности человека оно должно исчезнуть, и исчезнет, если потребность в самоутверждении и развитии удовлетворены в позитивном ключе, то есть в социальной или культурной действительности.
В противном случае, чувство неполноценности кристаллизуется и становится «сложным». Согласно данной теории, неполноценность порождает в качестве автоматического последствия поиск компенсации, уже на уровне физиологической жизни. Таким образом, «компенсация» представляется ему ключевым понятием, так же как и фрейдовское «вытеснение».
Предмет индивидуальной психологии
Название теории Адлера «Индивидуальная психология» происходит от латинского слова individum (неделимый) и выражает идею цельности психической жизни людей, в частности, отсутствие границ и противоречий между сознанием и подсознание. Через поведение и жизненный уклад любого человека красной нитью проходит его жизненный стиль, направленный на реализацию жизненных целей (в более поздних работах — смысла жизни).
Цель, смысл и стиль жизни человека формируются в первые 3-5 лет и обусловлены особенностями семейного воспитания. Своим предметом изучения индивидуальная психология ставит освещение проблем души и тела.
Чувство неполноценности
Когда человек рождается с физической, конституциональной, органической или социальной неполноценностью, возникает целая серия определенных бессознательных процессов, как физиологических, так и психических, для восстановления некоторого баланса, чтобы вызвать механизмы, которые как-то компенсирует эту неполноценность. С этой точки зрения фрейдистское «либидо», судя по всему, подчинено «инстинкту» господства.
Проявление комплекса
Например, любвеобильный характер Дон Жуана лучше объясняется тщеславием и стремлением к власти, а не эротикой и большой страстью к женщинам. Адлер также считает, что существуют и женщины-донжуаны, чье поведение выражает намерение доминировать и унижать мужчину. Мужеподобных женщин он считал обладательницами специфического комплекса неполноценности, с желанием тотального контроля над противоположным полом.
По его мнению, это может легко привести к фригидности или гомосексуализму. Адлер считал, что необходимость доминировать также может проявляться под видом сострадания и самоотверженности, заставляя женщин любить слабое или искалеченное существо. Он также считает, что неполноценность, проявленная в это время в жизни, может сыграть большую роль в неврозах, которые так часты в критическом возрасте.
Учение о неврозах
В дополнение к описанию нормальной психики австрийский психолог Адлер Альфред занимался описанием явлений, которые помогают понять человеческую личность, приобрести знание о человеке — он рассматривал девиантные и патологические психические отклонения как врач. Согласно принципу единства психических процессов, он видел в этих девиациях ошибочные ответы на требования жизни.
Ощущение сильного чувства неполноценности (понятие комплекса неполноценности) может привести к чрезмерной компенсации в виде преувеличенного стремления к доминированию, огромной воли к власти. Адлер считал, что понятие невроза является связующим звеном между нормальной и невротической психологией. Он читал психоз более острой формой невроза, поэтому, по его мнению, его можно лечить с помощью психоанализа.
Типы компенсации комплексов
Каждый человек, по словам Адлера, думает и действует исходя из образа собственного Я и своих жизненных целей, невротик же, по его мнению, тот, кто чрезмерно мобилизует свои психические силы, чтобы реагировать на чувство неполноценности. Такие люди чаще всего полностью ориентированы на фиктивную цель власти и превосходства.
Таким образом, невротика его иррациональные комплексы заставляют действовать и жить, подчиняясь инстинктам господства его собственного эго. Адлер заявлял, что необходимость компенсировать чувство неполноценности при неврозе является основной и ключевой проблемой невротика.
Адлер видит в крайней восприимчивости и чувствительности начинающийся признак чувства неполноценности. Такого невротика очень легко эмоционально задеть. Людям, страдающим неврозами, присущи патологические формы ревности, зависти, обиды.
Существует также и компенсация положительная, даже триумфальная: когда человек, который, столкнувшись со своим чувством неполноценности, решительно преодолел его до такой степени, что результат оказался больше, чем он мог бы получить, если бы он не страдал ни комплексом, ни стремлением к патологической власти.
Публикации Альфреда Адлера
Основателем индивидуальной психологии в Европе и США публикуются статьи и важные работы: «Лечение и просвещение», «Руководство по индивидуальной психологии», «Знание человека», «Нервный темперамент». Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».
Влияние Адлера и его концепций
Индивидуальная психология внесла большой вклад в психологию семейных отношений, педагогическую и клиническую психологию. Последователи индивидуальной психологии в Западной Европе и США объединены в ассоциации психологов-индивидуалистов. Также существуют институты индивидуальной психологии и журналы, которые развивают эту концепцию на немецком и английском языках.
АДЛЕР — это… Что такое АДЛЕР?
(Adler) Альфред (7.2.1870, Вена,—28.5.1937, Абердин, Шотландия), австр. врач и психолог, создатель индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам 3. Фрейда, затем основал собств. школу, получившую наибольшее влияние в 20-х гг., с созданием Междунар. ассоциации индивидуальной психологии (1924). В 1932 покинул Австрию и жил гл. обр. в США. Как и Фрейд, А. исходил из определяющей роли в психике влечений и бессознательного. В работе «О неполноценности органов» (1907) А. формулировал концепцию болезни как нарушение баланса в отношениях органа с его средой, которое организм стремится компенсировать. Принцип компенсации — один из центральных в концепции А. В основе всей человеч. деятельности А. усматривает стремление к личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Эта идея-цель, хотя она лишь смутно осознаётся индивидом, становится центром формирования личности, детерминируя её психику. Характер цели и способы её реализации создают специфич. для человека «жизненный стиль». Социально-психологич. идеи А. в дальнейшем разрабатывались представителями неофрейдизма. Praxis und Theorie der Individualpsyehologie, Munch., 19304; Menschenkenntnis, Z., 19475; в рус. пер.— Индивидуально-психологич. лечение неврозов, М., 1913.Orgler H., A. Adler. Man and his work, Ь., І9633 VV а у L. M., Adler’s place iu psychology, N. Y., 1963; R o m P. A. Adler und die wissenschaftliche Menschenkenntnis, Fr./M. 1966.
(Adler) Макс (15.1.1873, Вена,— 28.6.1937 там же), австр. философ и социолог, теоретик австро марксизма, деятель социал-демократич. партии. В духе неокантианства отвергал «вещь в себе» как объективную реальность. Отрицал разделение философии на два осн. филос. направления — материализм и идеализм. Толковал производств, отношения как «явления духовной жизни», отстаивая тождество обществ, бытия и сознания. Kant und der Marxismus, В., 1925; Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung, Bd 1—2, B., 1930—32; в рус. пер.— Марксизм как пролет, мировоззрение, П., [1923]; Маркс как мыслитель, Л.— М., 1924; Энгельс как мыслитель, Л.— М., 1924. фБыховский Б. Э., Враги и фальсификаторы марксизма, М. —Л., 1933; H ei n t el P., System und Ideologie, Vf.— Munch., 1967.АДЛЕР АЛЬФРЕД это что такое АДЛЕР АЛЬФРЕД: определение — Философия.НЭС
АДЛЕР (Adler) Альфред
род. 7 февр. 1870, Вена — ум. 30 мая 1937, Аберден) австр. психиатр, основатель индивидуальной психологии. Главным источником мотивации считал стремление к превосходству при решении тех человеческих проблем, которые целиком и полностью носят общественный характер. Решение проблем зависит от силы воздействующего коллективного чувства.
Оцените определение:
Источник: Философский энциклопедический словарь
АДЛЕР Альфред
7.2.1870, Вена -28.5.1937, Абердин, Шотландия), австр. врач и психолог, создатель индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам 3. Фрейда, затем основал собств. школу, получившую наибольшее влияние в 20-х гг., с созданием Междунар. ассоциации индивидуальной психологии (1924). В 1932 покинул Австрию и жил гл. обр. в США. Как и Фрейд, А. исходил из определяющей роли в психике влечений и бессознательного. В работе «О неполноценности органов» (1907) А. формулировал концепцию болезни как нарушение баланса в отношениях органа с его средой, к-рое организм стремится компенсировать. Принцип компенсации — один из центральных в концепции А. В основе всей человеч. деятельности А. усматривает стремление к личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Эта идея-цель, хотя она лишь смутно осознается индивидом, становится центром формирования личности, детерминируя ее психику. Характер цели и способы ее реализации создают специфич. для человека «жизненный стиль». Социально-психологич. идеи А. в дальнейшем разрабатывались представителями неофрейдизма.
Оцените определение:
Источник: Советский философский словарь
АДЛЕР (Adler) Альфред
1870-1937) — австр. психолог и психиатр. Будучи врачом-практиком, в 1902 примкнул к кружку Фрейда. Постепенно выработал собственную концепцию психической болезни, в основе которой лежала идея компенсации чувства неполноценности. Согласно этой концепции, психическая болезнь есть результат неосознанного стремления к превосходству, разжигаемого чувством неполноценности, которое связано с какой-либо телесной слабостью или недостатком. А. подверг критике учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей и недооценку социальных факторов. Характер человека, по А., вырастает из его «жизненного стиля». Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении. Схема формирования характера у А. весьма напоминает по форме схему Фрейда. Но если у последнего она основывалась на понимании влечений как асоциальных, то развиваемая А. «индивидуальная психология» базируется на представлении о влечении как социальном по своей направленности. Идеи А. способствовали модификации фрейдизма, приведшей в конечном итоге к возникновению неофрейдизма. «Индивидуальная психология» получила распространение в 20-30-х годах, особенно в США.
Наука жить. Киев, 1997; Praxis und Theorie der Individualpsychologie. Munchen, 1920; Menschenkenntnis. Leipzig, 1927.
Оцените определение:
Источник: Современная западная философия: словарь
АДЛЕР (Adler) Альфред
7 февраля 1870, Вена—28 мая 1937, Абердин, Шотландия) — австрийский психолог, психиатр, доцент Педагогического института в Вене. В 1920 примкнул к кружку 3. Фрейда, позднее модифицировал фрейдизм и стал одним из основателей неофрейдизма. Создатель Международной ассоциации индивидуальной психологии (1924). Его исследования по индивидуальной психологии основывались на анализе форм выражений духовной жизни человека, которые по своей сути являются общественными. Все психические расстройства Адлер связывал с нарушениями общественных контактов, усиление которых позволяет найти пути лечения неврозов, психозов и разнообразных форм отклоняющегося поведения. Истоком психических болезней является, по Адлеру, неосознанное стремление к превосходству, движимое чувством неполноценности. «Стиль жизни» человека представляет собой систему целенаправленных стремлений, которые складываются в детстве и сохраняются на протяжении всей жизни, выражаясь в потребности к самоутверждению. Компенсация чувства неполно