Философия гедонизм: Что не так с гедонизмом как учением и гедонизмом как жизненной стратегией? – «Что не так с гедонизмом как учением и гедонизмом как жизненной стратегией?» – Яндекс.Знатоки

Автор: | 06.07.2020

ГЕДОНИЗМ — Новая философская энциклопедия

ГЕДОНИЗМ (от греч. ἡδονή – удовольствие) – тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия [УДОВОЛЬСТВИЕ](положительные) и страдания (отрицательные). В учениях представителей киренской школы [КИРЕНСКАЯ ШКОЛА]гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность гедонизма как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой гедонизм утверждал самоценность личности, в нем очевидны гуманистические черты, с другой – в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является абсолютной ценностью, гедонизм оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Различают «эгоистический гедонизм» (теории, согласно которым исключительно личное удовольствие является конечной целью действий) и «универсалистский гедонизм» (когда удовольствие как общее счастье является конечной целью действий).

Аристипп [АРИСТИПП], вслед за софистами, не делал различий между наслаждениями (по их источнику), однако принимал во внимание наслаждение, которое может быть достигнуто в данный момент, и игнорировал возможные, но недостижимые в настоящем наслаждения. Гедонизм смягчается в учениях, типологически характеризуемых как эвдемонизм [ЭВДЕМОНИЗМ]. Таков гедонизм Эпикура [ЭПИКУР], который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души, точнее – состояние атараксии [АТАРАКСИЯ]. Строго говоря, различия между гедонизмом и эвдемонизмом не существенны: оба учения ориентируют человека не на добро, а на наслаждение, а если и на добро, то ради наслаждения. В христианской традиции Средних веков идеям гедонизма не было места; лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Дж.Боккаччо, Л.Бруни, Л.Валла, Ф.Петрарка, К.Раймонди), да и то по преимуществу только в его мягкой эпикурейской версии.

В новоевропейской мысли с идеями гедонизма происходят существенные трансформации. Эти идеи оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Т.Гоббс, Б.Мандевиль, К.Гельвеций, так же, как и Б.Спиноза, выводят поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида: у Гоббса эгоизм ограничивается общественным договором, у Мандевиля стремление человека к удовольствию трактуется как средство, используемое воспитателями и политиками для управления людьми, у Гельвеция оно ставится в зависимость от правильно понятого интереса (см. Разумный эгоизм [ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ])

. Данная линия в новоевропейской моральной философии (от Гоббса к Гельвецию) находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, отождествляющем удовольствие с пользой. Эта динамика идей вела в конечном счете к выводу, что удовольствие не является определяющим мотивом поведения, но лишь сопутствует той деятельности, которая воспринимается как успешная. По этой же линии развивались идеи либерализма – течения мысли, покоящегося на адекватном и последовательном обосновании автономии индивида – как личности и гражданина. Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде – именно как принцип гедонического умонастроения и практики, в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора [ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ]. Т.о., хотя идеи гедонизма и были воплощены в большинстве учений, они одновременно оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом), которые в конечном счете привели к кризису гедонизма как философского мировоззрения.

К.Маркс, З.Фрейд и Дж.Мур с разных позиций сформулировали положения об удовольствии как практически-поведенческом и объяснительно-теоретическом принципе, которые концептуально оформили этот кризис. Так, в марксизме – в порядке социально-философской критики гедонизма – было показано, что наслаждения и страдания являются функцией от действительных социальных отношений людей. Благодаря психоанализу с его детальным изучением бессознательной мотивации и формирования характера человека, вниманием к технике наблюдения кардинально меняется положение в исследовании удовольствий. Фрейд с психологической точки зрения доказал, что удовольствие, будучи исходным, не может быть универсальным принципом поведения общественного индивида, тем более (что было акцентировано последователями Фрейда) если речь идет о нравственных основаниях поведения. Мур, критикуя Милля и Сиджвика, показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплотил в себе

натуралистическую ошибку [НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ОШИБКА]. В частности, в гедонизме, как правило, смешиваются понятия «желание» и «достойное желания», средство достижения блага и то, что является частью искомого блага, удовольствие и сознание удовольствия; привнесение в гедонистическое рассуждение критериев рациональности неявно устанавливает предел удовольствию и тем самым разрушает целостность гедонизма как концепции, утверждающей абсолютность ценности удовольствия. В свете такой критики гедонизм уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип и переместился в сферу «моральной идеологии» и в практику. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, напр. психологии или теории потребления.

Литература:

1. Мур Дж. Э. Принципы этики. М., 1984, с. 125–85;

2. Sidgwick H. The Methods of Ethics. Cambr., 1981;

3. Gosling J.С.В., Taylor С.С.W. The Greeks on Pleasure. Oxf., 1982.

P.Г.Апресян

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Гедонизм — (от греч. hedone — наслаждение) этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению… Большая советская энциклопедия
  2. гедонизм — Гедонизм, гедонизмы, гедонизма, гедонизмов, гедонизму, гедонизмам, гедонизм, гедонизмы, гедонизмом, гедонизмами, гедонизме, гедонизмах Грамматический словарь Зализняка
  3. Гедонизм — (греч. hedone – удовольствие, наслаждение). 1. Этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни удовольствие. В житейских ситуациях гедонистом называют человека… Толковый словарь психиатрических терминов
  4. ГЕДОНИЗМ — ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone — удовольствие, наслаждение) — англ. hedonism; нем. Hedonismus. Морально-этическая доктрина, позиция, в соответствии с к-рой наслаждение является высшим благом и критерием человеческого поведения, определяющим всю систему моральных требований. Социологический словарь
  5. гедонизм — орф. гедонизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. Гедонизм — Или идонизм (от греч. ηδονή — удовольствие) — этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни чувственные удовольствия. См. Киринейская школа. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. Гедонизм — (от греч. hedone — наслаждение) 1. тип этических учений, в которых все моральные определения (понятия добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). Как тип этического учения… Педагогический терминологический словарь
  8. гедонизм — ГЕДОНИЗМ а, м. hédonisme m. Направление в этике, признающее наслажддение высшим благом, целью жизни; стремление к удовольствиям, наслаждениям. БАС-2. — Лекс. Толль 1863: гедонизм; Уш. 1935: гедонизм; Крысин 1998. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Гедонизм — (греч. hedone — удовольствие, наслаждение), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. Сексологическая энциклопедия
  10. гедонизм — -а, м. Этическое учение, утверждающее, что удовольствие, наслаждение является высшим благом, целью жизни. [От греч. ‛ηδονή — наслаждение] Малый академический словарь
  11. гедонизм — Гедонизма, мн. нет, м. [от греч. hedone – наслаждение] (филос.). Этическое учение, наиболее резко выраженное в древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям и избегает страданий. Большой словарь иностранных слов
  12. Гедонизм — Направление в этике, утверждающее личное наслаждение как высшую цель и мотив человеческого поведения. Идеи гедонизма развиты Аристиппом и школой киренаиков. У Эпикура и его последователей гедонизм сближается с эвдемонизмом. В новое время проявления гедонизма характерны для утилитаризма Краткий религиозный словарь
  13. гедонизм — сущ., кол-во синонимов: 1 учение 42 Словарь синонимов русского языка
  14. Гедонизм — (греч. hedone – наслаждение) этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как… Словарь по культурологии
  15. гедонизм — Гедон/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  16. ГЕДОНИЗМ — ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone — удовольствие) — направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. Большой энциклопедический словарь
  17. ГЕДОНИЗМ — (от греч. hedone — наслаждение) стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия. Экономический словарь терминов
  18. гедонизм — гедонизм I м. Направление в этике, признающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. II м. Стремление к удовольствиям, наслаждению. Толковый словарь Ефремовой
  19. гедонизм — ГЕДОН’ИЗМ, гедонизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. hedone — наслаждение) (филос.). Этическое учение, наиболее резко выраженное в древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям и избегает страданий. Толковый словарь Ушакова
  20. ГЕДОНИЗМ — ГЕДОНИЗМ (греч. hedone — наслаждение) — этическая установка, с т.зр. которой основой природы человека является его стремление к наслаждению… Новейший философский словарь
  21. Гедонизм — (hedonismus; греч. hēdonē удовольствие, наслаждение) см. Гипергедония. Медицинская энциклопедия
  22. гедонизм — ГЕДОНИЗМ -а; м. [от греч. hēdonē — наслаждение]. Направление в этике, признающее наслаждение высшим благом, целью жизни; стремление к удовольствиям, наслаждениям. ◁ Гедонистический; гедонический, -ая, -ое. Г-ая этика. Г-ая философская школа. Толковый словарь Кузнецова

Гедонизм или о чем теория смысла жизни наслаждения


Гедонизм или о чем теория смысла жизни наслаждения

Гедонизм — это философия удовольствия. Это значит делать то, что приносит вам наибольшее удовольствие, независимо от каких-либо других эффектов.

На первый взгляд гедонизм кажется довольно простым; просто делай что хочешь! Ешь, что хочешь, относись к людям грубо, валяйся в постели весь день! Но все не так просто. Философы говорят о парадоксе гедонизма, который относится к тому, как удовольствие через некоторое время кажется испорченным.

Пример:

Если вы когда-либо съели слишком много конфет за один раз, вы знаете, как это работает. Вы можете наслаждаться конфетами какое-то время, но вскоре после того, как у вас начнутся сильные боли в животе, это увлечение сладким может стать боком.

Оказывается, поведение гедонизма, скорее всего, принесет вам больше боли, чем удовольствия, в конце концов! Чтобы выйти из парадокса гедонизма, философы предложили всевозможные методы максимизации счастья в долгосрочной перспективе. Эти методы иногда противопоставляются чистому гедонизму, который преследует удовольствие от момента к моменту, не обращая внимания на будущее.

Известные цитаты о гедонизме

Цитата 1

«Это ошибка … предполагать, что общественность хочет, чтобы окружающая среда была защищена или их жизнь была спасена, и что они будут благодарны любому идеалисту, который будет бороться за такие цели. То, что хочет общественность, — это их собственный индивидуальный комфорт». (Исаак Азимов, Сами Боги)

Великий писатель-фантаст Азимов вложил эту строчку в уста одного из своих персонажей. Это не совсем аргумент в пользу гедонизма; он утверждает, что гедонизм — это все, что мотивирует большинство людей. Персонаж говорит, что большинство людей руководствуется своим собственным удовольствием, и их нельзя убедить пожертвовать этим удовольствием ради каких-либо более высоких целей. Это психологический гедонизм.

Цитата 2

«Многие из нас стремятся к удовольствию с такой бездыханной поспешностью, что спешим пройти мимо нее». (Сорен Киркегор)

Христианский датский философ Сорен Киркегор выдвинул несколько замечательных аргументов в пользу веры в то время (в конце 1800-х годов), когда философия была очень немодным способом мыслить! Но на версию христианства Киркегора повлияли многие другие философии и религии, в частности буддизм (хотя ученые расходятся во мнениях о том, насколько это повлияло на него и насколько сходство является совпадением). В этой цитате он делает довольно буддийское утверждение; это истинное удовольствие не от гедонизма, а от душевного спокойствия.

Гедонизм против аскетизма

Аскетизм является своего рода противоположностью гедонизма. Там, где гедонизм — это стремление к удовольствию, аскетизм — к тому, чтобы обходиться без удовольствия. Для аскета потворство удовольствиям является своего рода слабостью и отвлечением, которые мешали бы им соответствовать своим духовным ценностям и достигать своих духовных целей — обычно быть бескорыстными, без желаний, достигать высших уровней медитации и чисто служить другим. Они избегают этих ловушек на своем духовном пути, отказывая себе даже в обычных удовольствиях тела, таких как хорошая еда, одежда, а иногда даже укрытие. Вместо этого они живут как можно меньше и простой пищей, одеваются в любую одежду, в которую они попадают (обычно в тряпки), и живут простой жизнью с суровой дисциплиной.

Аскетизм встречается почти во всех религиозных традициях, где монахи, паломники или садху учат себя жить без лишних физических удобств. Однако следует сказать, что те, кто следует аскетическому пути, часто утверждают, что в конечном итоге он приносит им некое блаженство, которое никогда не может испытать тот, кто занимается физическими удовольствиями. Один из самых известных и интересных романов о духовности, который нравится большинству молодых людей, — «Сиддхарта» Германа Гессе, рассказывает историю индусского мальчика по образцу Будды, который часть своей жизни проводит как аскет, а часть как гедонист и в конце концов достигает своего рода просветления.

Гедонизм против альтруизма

Альтруист — это тот, кто ставит счастье и благополучие всех остальных выше их собственных. Альтруизм — это высшая форма щедрости и доброты. Женщина, отдающая свой последний доллар в приют для бездомных, является примером крайнего альтруиста. Тем не менее, вы все еще можете называть себя альтруистом, не причиняя вреда себе; Вы просто должны делать что-то для других людей, не ожидая вознаграждения за себя.

Альтруизм часто противопоставляется гедонизму по понятным причинам. Многие люди считают, что гедонизм является противоположностью альтруизма. Однако альтруизм и гедонизм отличаются только тем, что мое счастье отличается от вашего счастья. Многие философские и религиозные традиции утверждают, что это не так — что самая большая радость в жизни — это приносить радость другим, и что мое благополучие в конечном итоге зависит от вашего благополучия. Если это правда, то конечный гедонист также будет абсолютным альтруистом! Эта идея является центральной для многих религий, особенно буддизма.

История и значение гедонизма

В греческий и римский период гедонизм был популярен, но спорен; многие греки поклонялись богу по имени Дионис, бог вина и удовольствия. Его фестивали были сумасшедшими гедонистическими вечеринками с большим количеством выпивки, переедания и безрассудного поведения. Традиционные религиозные власти разрешали и в некоторых случаях поощряли такого рода гедонизм. Это даже сыграло свою роль в философии: одно из самых известных произведений Платона посвящено дикой пьяной вечеринке, где все лучшие философы собираются, чтобы обсудить удовольствия любви.

В философии поздней Римской империи господствовал стоицизм, философия со сложным отношением к гедонизму. Стоиков обычно считают противоположными гедонистам. Они выступали за строгую дисциплину и контроль над эмоциями; они были отчасти аскетами. Но они также верили в то, что тренируют свой ум получать удовольствие от здорового и нравственного поведения. Это сильно напоминает буддизм, и многие историки считают, что на стоицизм повлиял греческий контакт с буддистами в том, что сейчас является Пакистаном, где в то время правил буддизм.

Христианство изменило отношение к гедонизму, поскольку исторически христиане крайне критично относились к поиску удовольствий. Христиане верят, что Адам и Ева жили в Эдеме в радостной жизни, но из-за их Первородного греха мы все должны страдать; и поэтому кощунственно искать удовольствия за счет нашей ответственности перед Богом.

Христианский аскетизм доминировал в философии на протяжении большей части европейской истории (Темные века), но все меньше и меньше следовал за Просвещением. Примерно в начале 1800-х годов несколько британских философов изобрели утилитаризм, который рекомендует создавать максимально возможное количество счастья для как можно большего числа людей. Важной идеей здесь является то, что счастье, а не воля Бога, должно определять, что люди делают.

Сегодня некоторые говорят больше, чем когда-либо прежде, существует много конфликтов между теми, кто твердо верит в ту или иную религию или вообще не верит, и гедонизм во многом связан с этим. Очевидно, что наша современная жизнь в целом более гедонистична, чем когда-либо прежде; большинство людей в мире даже не могли получать удовольствие, как это делают большинство сейчас, вплоть до последних нескольких десятилетий! Те, кто выступает за различные религии, включая христианство, иудаизм, ислам, индуизм и буддизм, утверждают, что наша современная жизнь слишком ориентирована на удовольствие: мы покупаем дорогую одежду, едим дорогую еду, проводим время в ночных клубах и смотрим телевизор, страдаем номофобией, пренебрегая нашей духовной жизнью. В зависимости от религии они утверждают, что гедонизм греховен или просто вреден для нас.

Здесь очень важно помнить, что удовольствие и счастье — это не одно и то же. Буддисты и другие отмечают, что, несмотря на все наши покупки, еду и питье, мы не счастливы! Уровень самоубийств растет во всем мире, и такие проблемы, как депрессия и алкоголизм, широко распространены. Они утверждают, что мы будем счастливее, если будем жить проще, менее материалистично.

Гедонизм в народной культуре

Пример 1

На Футураме есть персонаж по имени Гедонизм-бот. Персонаж всегда полулежит на диване, его кормят виноградом и т.п. В шоу также есть Бендер, невероятно гедонистический робот, который любит сигары, ликер, жестокие шалости и всевозможные непристойные поступки. Авторы шоу взяли знакомый образ роботов (скучные, предсказуемые, самоотверженные автоматы) и перевернули его, изображая роботов как гедонистов.

Пример 2

В играх Sims 2 вы создаете персонажей с такими стремлениями, как богатство, семья или знания. Одним из вариантов является удовольствие; Эти персонажи просто хотят поиграть, потанцевать и повеселиться! Они идеальные гедонисты. К сожалению, как и все мы, им обычно приходится ходить на работу, чтобы заработать достаточно денег, чтобы заплатить за свои приятные привычки.

Пример 3

Тимон и Пумба из The Lion King — главные гедонисты, когда мы впервые встречаемся с ними. Они бродят по джунглям, едят, спят, поют и хорошо проводят время. В то время, когда он тусуется с Тимоном и Пумба, Симба забывает о своем доме и своих обязанностях и полностью предается гедонизму.

Спорные истории

Психологический гедонизм

Британский философ Джереми Бентам утверждал, что все являются гедонистами, верят они в это или нет. Бентам утверждал, что все люди в основном делают все, что, по их мнению, доставит им удовольствие.

Пример:

Когда вы выбираете себе пончик, это потому, что вы думаете, что пончик сделает вас счастливым. Но когда вы выбираете салат вместо этого, это также потому, что вы думаете, что он сделает вас счастливым.

Согласно Бентаму, разница не в «выборе удовольствия», а в «выборе здоровья», и состоит скорее в том, чтобы решить, какая из этих двух вещей принесет вам больше удовольствия. Это называется психологический гедонизм. Однако критики могут утверждать, что этот пример смешивает счастье с удовольствием.

Основная критика психологического гедонизма заключается в том, что его определение «удовольствия» слишком широкое. Конечно, скажут критики, мы можем определить удовольствие таким образом, что все решения принимаются для удовольствия. Но затем понятие «удовольствие» становится настолько широким, что оно в основном бессмысленно. Под «удовольствием» мы обычно подразумеваем нечто более поверхностное, чем счастье, поэтому философы должны использовать это определение также. Критики Бентама утверждают, что его теория больше основана на семантике (значении слов), чем на психологии.

Слово «гедонизм» происходит от древнегреческого слова «удовольствие». Психологический или мотивационный гедонизм утверждает, что только удовольствие или боль мотивируют нас. Этический или оценочный гедонизм утверждает, что только удовольствие имеет ценность или ценность, и только боль или неудовольствие имеют ценность или противоположность ценности. Джереми Бентам утверждал как психологический, так и этический гедонизм в первых двух предложениях своей книги «Введение в принципы морали и законодательства»: «Природа поставила человечество под контроль двух суверенных господ, боли и удовольствия. Только они должны указать, что нам следует делать, а также определить, что нам делать». Споры о гедонизме были характерной чертой многих веков до Бентама, и это продолжалось и после него. Другими ключевыми участниками дебатов по гедонизму являются Платон, Аристотель, Эпикур, Аквинский, Батлер, Юм, Милл, Ницше, Брентано, Сидгвик, Мур, Росс, Брод, Райл и Чисхолм.

В общем, под понятием «удовольствие» понимают в широком смысле слова, включающие или включающие в себя все приятные ощущения или переживания: удовлетворенность, восторг, экстаз, восторг, радость, эйфория, восторг, ликование, радость, удовлетворение, благодарность, радость, симпатия, любовь, облегчение, спокойствие и так далее. Боль или неудовольствие также широко понимаются ниже, как включающие все неприятные переживания или чувства: боль, агитация, агония, беспокойство, мука, раздражение, беспокойство, скука, огорчение, уныние, депрессия, отчаяние, уныние, дискомфорт, недовольство, отвращение, нелюбовь, смятение, дезориентация, неудовлетворенность, дистресс, страх, вражда, раздражение, мрачность, горе, вина, ненависть, ужас, боль, раздражение, отвращение, меланхолия, тошнота, раскаяние, обида, грусть, стыд, печаль, страдания, угрюмость, пульс, ужас, беспокойство, досада и так далее.

В чем суть — это удовольствие или боль? Например, ваша боль — зубная боль, ноющая боль или и то, и другое? Когда вы наслаждаетесь городским пейзажем, доставляет ли вам удовольствие сам вид, ваше удовольствие от него, удовольствие от того, как вы наслаждаетесь им, или все три? И так далее. Имеет ли удовольствие, по сути, «чувство» или феноменологию, «нечто, на что оно похоже» (Nagel 1974). Есть ли у него направленность, «беспристрастность» или интернациональность? Эти вопросы о природе удовольствия и неудовольствия обсуждаются до сих пор, поскольку они имеют отношение к природе и достоинствам различных форм гедонизма.

Контакты
и запись
на прием Прочитать
о консультировании
и квалификации

Психолог, гипнолог Наталья Коршунова ©

ГЕДОНИЗМ — это… Что такое ГЕДОНИЗМ?

  • ГЕДОНИЗМ — (греч. hedone удовольствие) тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания. Г. берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего …   Философская энциклопедия

  • ГЕДОНИЗМ — (греч., от hedone наслаждение). Система греч. философа Аристиппа, считавшего чувственные наслаждения высшим благом людей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕДОНИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

  • Гедонизм — (гр. hedone – көңілділік, рахаттану) – адам тіршілігі рахаттарға ұмтылып, азаптардан қашудан тұрады деп қарастыратын философиялық этикалық принцип және моральдің критерийі. Гедонизмнің философиялық астарын (подпочва) игіліктің ( благо )… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Гедонизм —  Гедонизм  ♦ Hedonisme    Учение, рассматривающее в качестве высшего блага или принципа морали удовольствие (hedone). Находит отражение во взглядах Аристиппа (***), Эпикура (хотя его гедонизм сопровождается эвдемонизмом), среди новейших… …   Философский словарь Спонвиля

  • гедонизм — античное понятие, означающее веселье и удовольствие в этике древнегреческой философии киренаиков оно лежало в основе учения, признававшего смыслом жизни наслаждение не только телесное, но и духовное. Словарь практического психолога. М.: АСТ,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Гедонизм — (греч. hedone – наслаждение) этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что… …   Энциклопедия культурологии

  • гедонизм — а, м. hédonisme m. Направление в этике, признающее наслажддение высшим благом, целью жизни; стремление к удовольствиям, наслаждениям. БАС 2. Лекс. Толль 1863: гедонизм; Уш. 1935: гедони/зм; Крысин 1998 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ГЕДОНИЗМ — (от греческого hedone удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения …   Современная энциклопедия

  • ГЕДОНИЗМ — (от греч. hedone удовольствие) направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. В античности развит Аристиппом и киренской школой; у Эпикура и его последователей сближается с… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГЕДОНИЗМ — (от греч. hedone наслаждение) стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.:… …   Экономический словарь

  • Гедонизм — (греч. hendone наслаждение) античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие. В этике древнегреческой философии киренаиков данное понятие было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное …   Психологический словарь

  • понятие, исторический аспект философии гедонизма, суть образа жизни гедониста

    ГедонизмПоявление гедонизма, как этико-психологического учения, берёт своё начало ещё в Древней Греции. Считается, что родоначальником гедонизма был древнегреческий философ Аристипп (435 – 355 гг. до н. э.). Что же подразумевает данное понятие и кого можно назвать гедонистом?

    Что такое гедонизм?

    Значение определений из различных научных источников сводится к понятию гедонизма как этического учения, согласно которому смысл жизни человека заключается в постоянном стремлении получать наслаждение и всевозможные удовольствия буквально от всего, что его окружает.

    Это учение рассматривает чувственную радость, удовольствие, наслаждение как главную цель, мотивацию к жизни, или доказательство нравственности.

    Суть гедонизмаГедонистический образ жизни подразумевает такое поведение человека, которое направлено на получение наслаждения, причём наслаждения как на физическом (от приёма вкусной пищи, интимной близости с партнёром, проживании в комфортных условиях, ношения удобной и качественной одежды и т. п.), так и на духовном уровне (от чтения книг, посещения театров, прослушивания музыки и т. п.).

    Чаще всего представитель гедонизма – гедонист – стремится получать больше удовольствия от физических вещей и занятий.

    Гедонизм в философии

    Гедонизм был представлен его родоначальником – Аристиппом, который утверждал, что душа человека имеет двойственный характер: с одной стороны – это удовольствие, как проявление мягкости, нежное, а с другой – боль, как проявление грубости, резкости души. Таким образом, Аристипп полагал, что путь к счастью лежит в получении максимального наслаждения от своей жизни и избегании неприятных ситуаций, то есть боли. По мнению Аристиппа, истинное удовольствие возможно получить именно на физическом уровне.

    АристиппГоворя об отдельных проявлениях философии гедонизма, следует отметить такого известного мыслителя, как Эпикур, который, хотя и не был ярым пропагандистом этого этико-философского направления, однако, его научные воззрения имеют множество сходств с ним. Философия Эпикура получила название эвдемонизм, в котором удовольствие определялось как принцип удачливой жизни и целью эвдемонизма (и отчасти гедонизма), по его полаганию, является избавление от страдания и несчастья, а не само получение удовольствия.

    Высочайшее наслаждение, как утверждал Эпикур, заключается в полном избавлении от боли и страдания. Следовательно, состояния счастья можно достичь, просто освободившись от боли и беспокойства и через умеренное пользование земными благами – атараксии.

    В эпоху абсолютизма гедонизм был одним из ярчайших жизненных принципов, которого придерживалась аристократия XVIII века в Европе. Наиболее полно гедонистические идеи завладели представителями этой эпохи именно во Франции, при правлении Людовика XV. Однако понятие гедонизма в этот период истории сводилось, в основном, к стремлению получать простейшие удовольствия (то есть удовольствия уровня физического, что зачастую считалось проявлением аморального поведения).

    Возрождение же всестороннего философского подхода к гедонизму произошло в XIX веке и связано оно с именем британского юриста и философа Джереми Бентама. Бентам был известен тем, что стал родоначальником идеи утилитаризма – этической теории, строящейся на таких основных постулатах, как:

    1. получение удовольствия и избавление от страданий являются смыслом деятельности человека;
    2. полезность человека и его дел для общества – это самый значимый критерий оценки всех явлений;
    3. главным критерием нравственности является ориентир на обретение счастья для наибольшего количества членов общества;
    4. постоянное стремление к расширению всеобщей пользы через достижение гармонии индивидуальных и общественных интересов как основная цепь развития человечества.

    Иными словами, Бентам считал, что человек должен иметь «гедонистическую расчётливость» в повседневной жизни.

    Кто такие гедонисты?

    Это люди, которые на протяжении своей жизни придерживаются принципов гедонизма. Первичной целью для них является получение всевозможных удовольствий и наслаждений; они всячески стремятся к уменьшению страданий.

    Все старания гедонистов направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью здесь и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.

    Полноценная жизнь, по мнению гедониста, есть совокупность приятных ощущений.

    Кто такой гедонистЕсли в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это является несомненным поводом для того, чтобы уделить этому занятию всё своё внимание и свободное время до тех пор, пока новое увлечение не сменит старое. Это тот, кто с большим интересом заводит новые знакомства для дружбы или любви, но как только их новизна блёкнет, он тут же находит себе новые привязанности. Поскольку для гедониста ценно только то, что происходит с ним в настоящий момент, он ради минутного удовольствия готов совершать такие поступки, которые могут впоследствии принести ему немало печали.

    Безусловно, ещё одна отличительная черта гедонистов – это чрезмерная демонстративность их поведения и стремление находиться в центре внимания. И это тому доказательство:

    1. Они придают чрезмерно большое значение собственной внешности, без их пристального внимания не останется ни одна модная тенденция, причём не только актуальная, но и в перспективе;
    2. Несомненно, им может быть отведена роль законодателей моды;
    3. Они – первооткрыватели новых, экстраординарных, почти неизвестных широкому кругу людей марок.
    4. Они экспериментируют с огромным наслаждением: надевают одежду креативных оттенков, обожают смешивать разные стили.

    Для них характерно импульсивное поведение, и покупки очень часто совершаются быстро; этот человек берёт с витрины магазина первую понравившуюся самую яркую вещь и даже не раздумывает над её приобретением. Одежда, как и образ гедониста в целом, должны быть выражением их жизненного кредо: «Я уникален и достоин только вашего восхищения!». Кроме того, для гедонистов важно ощущение своей обезоруживающей привлекательности, поэтому они, несомненно, остановят свой выбор на той одежде, что подчёркивает их исключительность и красоту.

    ГЕДОНИЗМ это что такое ГЕДОНИЗМ: определение — Философия.НЭС

    Гедонизм

    система морали, по которой главной жизненной целью является наслаждение (от греческого слова hedone — наслаждение). Философская школа гедонизма была основана в Греции около 380 г. до нашей эры философом Аристинном. /Т. 20/

    Оцените определение:

    Источник: Исторический справочник русского марксиста

    ГЕДОНИЗМ

    удовольствие») — этическое учение, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению принципом поведения. Разработано Аристиппом (киренаик). Его следует отличать от эвдемонизма, признающего основой нравственного поведения стремление к счастью.

    Оцените определение:

    Источник: Тематический философский словарь

    ГЕДОНИЗМ

    направление в этике, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение жизнью в качестве главного мотива, главной цели нравственной деятельности. Гедонизм оправдывал с этической точки зрения такой образ жизни и такое понимание счастья, но при этом считал, что наслаждение должно уравновешиваться мудростью и умеренностью, дабы не причинить несчастья другим.

    Оцените определение:

    Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

    Гедонизм

    принцип обоснований моральных требований, согласно которому добро – это то, что приносит наслаждение, зло – то, что влечет за собой страдание; этическая позиция, утверждающая наслаждение (чувственное удовольствие) высшим благом, к которому стремится человек. Идеи гедонизма встречаются в киренской школе Аристиппа (нач. 4 в. до н.э.), в этических теориях просветителей 18 века, в теории утилитаризма (И.Бентам, Дж.С.Милль).

    Оцените определение:

    Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Гедонизм

    греч. hedone – наслаждение) этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что влечет за собой страдания. этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия. Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму.

    Оцените определение:

    Гедонизм — это… Что такое Гедонизм?

    

            (греч. hedone — удовольствие, наслаждение), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. Стремление к наслаждению рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия. Основы гедонизма зародились в философии Древней Греции. Гедонистические мотивы получили распространение в эпоху Возрождения, в этических теориях просветителей, материалистов 18 в., противодействующих религиозному пониманию нравственности (церковь отрицала земные блага и наслаждения, в т. ч. сексуальные, объявляя их греховными; процветал аскетизм, ограничивающий сексуальную жизнь только рамками потребности продления человеческого рода). Большинство ученых считает, что принципы гедонизма лежат в основе сексуального поведения человека. Первые положительные эмоции и сексуальное наслаждение становятся движущей силой для поиска полового партнера и интимного сближения. Наивысшая точка сексуального наслаждения (оргазм) является стимулом к последующим половым контактам с конечной целью дальнейшего получения наслаждения.

    (Источник: Сексологический словарь)

    (от греч. gedone — удовольствие), этическое учение, утверждающее наслаждение высшей целью и основным мотивом деятельности человека. Основоположник Г. Аристипп; дальнейшее развитие учение получило у представителей киренской школы и эпикурейства.

    (Источник: Словарь сексуальных терминов)

    Синонимы:
    • Гармония сексуальная
    • Гейша

    Смотреть что такое «Гедонизм» в других словарях:

    • ГЕДОНИЗМ — (греч. hedone удовольствие) тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания. Г. берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего …   Философская энциклопедия

    • ГЕДОНИЗМ — (греч., от hedone наслаждение). Система греч. философа Аристиппа, считавшего чувственные наслаждения высшим благом людей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕДОНИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

    • Гедонизм — (гр. hedone – көңілділік, рахаттану) – адам тіршілігі рахаттарға ұмтылып, азаптардан қашудан тұрады деп қарастыратын философиялық этикалық принцип және моральдің критерийі. Гедонизмнің философиялық астарын (подпочва) игіліктің ( благо )… …   Философиялық терминдердің сөздігі

    • Гедонизм —  Гедонизм  ♦ Hedonisme    Учение, рассматривающее в качестве высшего блага или принципа морали удовольствие (hedone). Находит отражение во взглядах Аристиппа (***), Эпикура (хотя его гедонизм сопровождается эвдемонизмом), среди новейших… …   Философский словарь Спонвиля

    • гедонизм — античное понятие, означающее веселье и удовольствие в этике древнегреческой философии киренаиков оно лежало в основе учения, признававшего смыслом жизни наслаждение не только телесное, но и духовное. Словарь практического психолога. М.: АСТ,… …   Большая психологическая энциклопедия

    • Гедонизм — (греч. hedone – наслаждение) этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что… …   Энциклопедия культурологии

    • гедонизм — а, м. hédonisme m. Направление в этике, признающее наслажддение высшим благом, целью жизни; стремление к удовольствиям, наслаждениям. БАС 2. Лекс. Толль 1863: гедонизм; Уш. 1935: гедони/зм; Крысин 1998 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

    • ГЕДОНИЗМ — (от греческого hedone удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения …   Современная энциклопедия

    • ГЕДОНИЗМ — (от греч. hedone удовольствие) направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. В античности развит Аристиппом и киренской школой; у Эпикура и его последователей сближается с… …   Большой Энциклопедический словарь

    • ГЕДОНИЗМ — (от греч. hedone наслаждение) стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.:… …   Экономический словарь

    • Гедонизм — (греч. hendone наслаждение) античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие. В этике древнегреческой философии киренаиков данное понятие было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное …   Психологический словарь


    Гедонизм — Психологос

    Гедони́зм (от — «наслаждение», «удовольствие») — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в хорошей жизни. В отличие от наслаждения в определении Эпикура, понятии гедонизма зачастую используется в негативном смысле для описания чисто материально ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.

    Философия гедонизма

    Основоположником гедонизма считается Аристипп (435—355 гг.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью по мнению Аристиппа лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни по Аристипу находится именно в физическом удовлетворении.

    Эпикур описывает удовлетворение как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья: в философии счастья Эпикура идёт речь о его достижении с помощью освобождения от беспокойства (атараксии) и боли не повышенным потреблением земных благ, а благодаря заострённому вниманию к истинно необходимым потребностям, к числу которых Эпикур причисляет дружбу.

    Утилитарист Джереми Бентам называет такой подход «гедонической расчётливостью». Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании утилитаризма XIX столетия различает между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Таким образом перспектива удовлетворения или избежание разочарования являются единственным мотивом поступков человека. Этический гедонизм является в свою очередь нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм) или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). В отличие от Сидгвика, являющегося сторонником универсального гедонизма, Бентам писал:

    «Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола».

    Основной парадокс гедонизма

    Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать. Эту формулу вывел Эпикур, но он не является гедонистом, как ошибочно полагает большинство.

    Ссылки

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *