Философы о счастье: Великие философы — о том, что такое счастье | Стиль жизни – Величайшие философы раскрывают секрет счастья

Автор: | 25.10.2020

Содержание

Великие философы — о том, что такое счастье | Стиль жизни

Конечно, можно провести весь досуг за просмотром сериалов, но иногда кажется, что чего-то не хватает. В такие минуты стоит обратиться к мудрости величайших мыслителей: Кьеркегора, Сократа, Торо и Будды. Ведь философы изучали счастье задолго до того, как оранжевый стал хитом сезона.

«Нет пути к счастью, счастье — это путь», — Будда Гаутама, около 500 г. до н. э.

Больше других счастливы люди, которые находят удовольствие в самой жизни, а не в той или иной цели. Собственно, никакой цели нет. Согласно Будде, счастье — в пути.

«Из всех форм осмотрительности осторожность в любви, наверное, наиболее губительна для подлинного счастья», — Бертран Рассел, начало XIX века.

Для человека вроде Бертрана Рассела, любителя математики, естественных наук и логики, погружение в счастье — не очень характерно.

Тем не менее его идея, что для обретения счастья нужно броситься в омут любви с головой, верна — ее поддерживает и современная наука.

«Все люди хотят счастья, потому что все хотят чувства усиления власти; наибольшая власть требуется для преодоления себя», — Фридрих Ницше, конец XIX века.

Для Ницше, знаменитого нигилиста с усами, счастье — это мера того, насколько человек контролирует свое окружение.

Немецкий философ часто писал о влиянии, которую власть (или отсутствие власти) может оказывать на человека. Когда человек сопротивляется, он берет судьбу в свои руки. Позже из этого ощущения может вырасти счастье.

«Секрет счастья не в том, чтобы постоянно хотеть большего, а в том, чтобы приучить себя довольствоваться малым», — Сократ, около 450 г. до н. э.

Для Сократа, одного из величайших мыслителей древности, источником счастья не может быть награда или чужая похвала. Оно определяется внутренним ощущением успеха.

И, урезая потребности, мы можем научиться ценить простые удовольствия.

«Источник счастья следует искать в себе, а не в окружающих», — Платон, IV век до н. э.

Неудивительно, что Платон, ученик Сократа, определяет счастье похожим образом.

Счастье по Платону — это удовлетворение от собственных достижений: быстрее пробежать стометровку, прочесть больше книг и так далее, — а не от того, что эти достижения могут вам принести.

«Счастье зависит от нас самих», — Аристотель, около 300 г. до н. э.

Когда до проблемы добрался ученик Платона Аристотель, идея, что счастье — это то, что создаем мы сами, стала общепринятой.

Другими словами, это не дар других людей и не вещи, которые нам удается получить. Мы создаем счастье сами, и сами отвечаем за то, чтобы удержать его.

«Я понял, что добиваться счастья лучше, ограничивая свои желания, чем пытаясь удовлетворить их», — Джон Стюарт Милль, XIX век.

Джон Стюарт Милль был титаном либерализма и, пожалуй, одной из самых значимых фигур в истории. Он всеми силами распространял веру в свободу.

В вопросах счастья он придерживался мудрости древних греков. Милль верил в утилитаризм и не стремился к материальному изобилию.

«Чем больше человек медитирует на хорошие мысли, тем лучше будет его мир, и мир в целом», — Конфуций, около 500 г. до н. э.

Книга «Сила позитивного мышления» и последние исследования в области когнитивно-поведенческой терапии, подтверждающие связь между мыслями, чувствами и поведением, подкрепляют точку зрения Конфуция.

Конфуцианство считает счастье самосбывающимся пророчеством — чем больше мы находим для него причин, тем оно сильнее.

«Все величайшие блага человечества — внутри нас и в пределах нашей досягаемости. Мудрый человек доволен своей судьбой, какой бы она ни была, и не желает того, чего не имеет», — Сенека, I век до н. э.

Философ-стоик, любимец инвестора Нассима Талеба и маркетолога Райна Холидея, твердо верил в то, что теперь психологи называют «локусом контроля».

У некоторых людей он находится снаружи. Они чувствуют, что их действия определяют внешние силы. У других — кого Сенека считал счастливыми, — локус находится внутри.

«Если вы подавлены, вы живете в прошлом. Если нервничаете, вы живете в будущем. Если спокойны — живете в настоящем». Лао-цзы, около 600 г. до н. э.

Некоторые исследования показывают, что люди чувствуют себя наиболее счастливыми, когда их занятие требует полного сосредоточения и внимания: это может быть хороший разговор, творческая задача или секс.

«Жизнь не проблема, которую нужно решить, а реальность, которую нужно прочувствовать», — Серен Кьеркегор, философ начала XIX века.

Пародийный твиттер-аккаунт Kim Kierkegaardashian появился не на пустом месте — его вдохновителем стал датский философ, живший 200 лет назад.

Кьеркегор имел в виду, что счастье состоит в проживании настоящего момента. Когда мы перестаем воспринимать внешние обстоятельства как проблемы и начинаем думать о них как об опыте, нам легче получать удовольствие от жизни.

«Счастье капризно и непредсказуемо, как бабочка: когда ты пытаешься его поймать, оно ускользает от тебя, но стоит отвлечься — и оно само опустится прямо в твои ладони», — Генри Дэвид Торо, родился в 1817 году в США.

Неудивительно, что трансценденталист и сторонник гражданского неповиновения исповедовал пассивный подход к счастью.

Как он подробно описал в книге «Уолден», Торо старался избегать привычек. Он считал, что более хаотический подход к жизни принесет ему большее счастье.

Эта идея вполне сочетается с мыслью других философов, что жить нужно в настоящем.

Величайшие философы раскрывают секрет счастья

Мудрость окружает нас повсюду, только не все и не везде способны ее разглядеть. Чтобы не сидеть в диком напряжении и не выискивать философию в новой серии «Ворониных», обрати внимание на нашу подборку. Кьеркегор, Сократ, Ницше и многие другие дадут свои ответы на то, что такое счастье.

Бертран Рассел

Довольно неожиданно слышать от любителя точных наук, математики, знатока естественных наук и потрясающего логика, слова, провоцирующие на любовное безрассудство и на что-то необдуманное.

Но его слова абсолютно точны. Полагаться в любви на разум — крайне невежественно, а в нашем случае еще и антинаучно. Тем более, что в любви как в «тетрисе» — чрезмерная осторожность приводит к краху отношений.

Фридрих Ницше

Счастье есть ощущение того, что силы прибавляются, и сопротивление преодолевается.

Для Ницше, знаменитого усатого нигилиста, счастье — это мера контроля своего окружения.

Немецкий философ часто писал о влиянии, о том, что власть или ее отсутствие могут влиять на жизненный опыт людей. Когда че­ло­век со­про­тив­ля­ет­ся, он берет судь­бу в свои руки. Позже из этого ощу­ще­ния может вы­рас­ти сча­стье. А если он постоянно идет на поводу, то у него не то что счастья, полноценной жизни быть не может.

Джон Стюарт Милль

Я научился искать свое счастье, ограничивая свои желания, а не в попытке удовлетворить их.

Джон Стюарт Милль был титаном либерализма, пожалуй, самой важной фигурой в истории этого движения. Он распространял Евангелие либеральных ценностей везде, где только мог.

Когда он пришел к счастью, он принял мудрость древних греков. Вместо того, чтобы заполнять свою жизнь всевозможными ценностями, Милль вверил судьбу в лапы утилитаризма. Он верил в использование вещей для определенных целей, и если они не имели никакого смысла, он просто выбрасывал их из своей жизни.

Сократ

Для Сократа, одного из величайших древних мыслителей, счастье не связано с наградами и похвалой. Его рождает успешность в другой сфере — в сфере личностного развития. Ведь только урезая наши потребности, мы можем научиться ценить простые удовольствия.

Избалованный человек быстро привыкает к хорошему, а его потребности начинают гипертрофированно расти. Человек, довольствующийся малым, знает цену вещам и умеет наслаждаться жизнью без дорогих побрякушек, а с простой бутылкой дешевого шампанского.

Конфуций

Чем больше человек медитирует с хорошими мыслями, тем лучше будет его душе и миру в целом.

Мыслям Конфуция о счастье вторят авторы таких книг, как «Сила позитивного мышления», и последние исследования в когнитивно-поведенческой терапии, которая стремится помочь людям увидеть связь между своими мыслями, чувствами и поведением.

Согласно конфуцианскому мышлению, счастье — это сбывающееся пророчество, которое появляется на свет только тогда, когда мы находим причины для своего существования. И не цепляйся к слову «медитация». Просто верь в хорошее.

Сенека

Все величайшие блага человечества — внутри нас и в пределах нашей досягаемости. Мудрый человек доволен своей судьбой, какой бы она ни была, и не желает того, чего не имеет

Фи­ло­соф-сто­ик, лю­би­мец богачей как древних времен, так и современности, Сенека твер­до верил в то, что те­перь пси­хо­ло­ги на­зы­ва­ют «ло­ку­с кон­тро­лем». У неко­то­рых людей он на­хо­дит­ся сна­ру­жи. Они чув­ству­ют, что их дей­ствия опре­де­ля­ют внеш­ние силы. У дру­гих — кого Се­не­ка счи­тал счаст­ли­вы­ми, — локус на­хо­дит­ся внут­ри. Так что всего-то и нужно, что перестать перекладывать ответственность на других. Всё определяешь ты и только ты.

Лао-цзы

Никто толком и не знает, кем был Лао-цзы — человек, чье имя просто переводится как «старик». Но его мудрость пережила тысячелетия и осталась актуальной. Вдумайся, это изречение было сказано примерно в 600 г. до н. э.

Неко­то­рые ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют, что люди чув­ству­ют себя наи­бо­лее счаст­ли­вы­ми, когда их занятие тре­бу­ет пол­но­го со­сре­до­то­че­ния и вни­ма­ния: это может быть хо­ро­ший раз­го­вор, твор­че­ская за­да­ча или секс.

Серен Кьеркегор

Жизнь не проблема, которую нужно решить, а реальность, которую нужно прочувствовать.

Именно этому человеку мы в большей степени обязаны появлением такой своеобразной и популярной вещи, как экзистенциализм. В эпоху хипстеров и моды на философию и псевдоинтеллектуализм, он едва не стал религией. А в твит­тере даже появился ак­ка­унт Kim Kierkegaardashian, изысканно соединяющий в себе зачатки тупости и мудрости. Это ли не экзистенциальная бездна?

Кьер­ке­гор имел в виду, что сча­стье со­сто­ит в про­жи­ва­нии на­сто­я­ще­го мо­мен­та. Когда мы пе­ре­ста­ем вос­при­ни­мать внеш­ние об­сто­я­тель­ства как про­бле­мы и на­чи­на­ем ду­мать о них как об опыте, нам легче по­лу­чать удо­воль­ствие от жизни. Как видишь, слишком много зависит от воображения и отношения.

Генри Девид Торо

Счастье капризно и непредсказуемо, как бабочка: когда ты пытаешься его поймать, оно ускользает от тебя, но стоит отвлечься — и оно само опустится прямо в твои ладони.

Неуди­ви­тель­но, что транс­цен­ден­та­лист и сто­рон­ник граж­дан­ско­го непо­ви­но­ве­ния ис­по­ве­до­вал пассивный под­ход к сча­стью. Как он по­дроб­но опи­сал в книге «Уо­л­ден», Торо ста­рал­ся из­бе­гать привы­чек. Он счи­тал, что более ха­о­ти­чный под­ход к жизни при­не­сет ему боль­шее сча­стье. Эта идея вполне со­че­та­ет­ся с мыс­лью дру­гих фи­ло­со­фов, что жить нужно в на­сто­я­щем. Жизнь прошлыми воспоминаниями лишена развития, а следовательно, и смысла, ибо если человек замер на месте, то он выбился из ритма жизни и постепенно деревенеет.

Что такое счастье | Великие философы о счастье

Что такое счастье ? Как прожить жизнь, полную смысла? Как культивировать  свое благополучие и способствовать процветанию других? Эти вечные и фундаментальные вопросы волновали великих мыслителей разных эпох, так почему бы и нам не обратиться к их мудрости?

Философы Поднебесной о счастье

Центральной идеей в учении древнего китайского мудреца Конфуция была концепция Жэнь. Для обретения осмысленной счастливой жизни Конфуций предлагал культивировать Жэнь – сложную смесь сопереживания, доброты и уважения к другим людям. Он призывал «

доводить хорошее в других до завершения, но не доводить плохое в других до завершения».

Вместо того, чтобы конкурировать с помощью подлых и жестоких методов, гнаться за растущими в геометрической прогрессии желаниями, отмечать негативные стороны жизни, «человек Жэнь» сострадателен, благодарен, внимателен к людям, неэгоистичен, предъявляет требования к себе, а не к другим, поэтому не знает обид.

Другой философ Поднебесной Лао-Цзы, основатель даосизма, говорил, что важно ценить то, что мы имеем, жить настоящим и не придавать чрезмерного значения вещам.

«Если ты ищешь полноты в других — ты никогда не будешь полон. Если твое счастье зависит от денег — ты никогда не будешь счастлив. Будь доволен имеющимся; наслаждайся тем, что есть. Когда ты поймешь, что нет ничего, чего бы у тебя не было, весь мир будет принадлежать тебе», — Лао-Цзы.

Счастье в буддийской философии

Перейдем к следующему восточному видению счастья, пришедшему к нам из буддизма. Мне очень нравятся слова Далай-ламы: «Если вы желаете счастья другим, станьте сострадательным. Если вы хотите быть счастливым, станьте сострадательным».

Ориентация не на себя, а на других играет большую роль в ощущении благополучия. Обеспокоенность делами других и желание избавить их от страдания – важный аспект этой древней традиции.

В целом же Гаутама Будда , освободившийся от страдания и достигший просветления, учил принимать вещи такими, какие они есть: не цепляться за приятные и не сопротивляться неприятным. Например, не прогонять печаль, не усиливать и не пытаться продлить радость.

Такой подход должен был избавить его последователей от неизбежного страдания. Да, неприятности и боль им все еще грозили, но этот опыт не делал их несчастными.

Философы Древней Греции о счастье

Давайте перенесемся на европейскую часть Евразийского континента во времена великих древнегреческих философов. Аристотель, размышляя в «Никомаховой этике» о смысле жизни и счастье, говорит о принципе умеренности и необходимости придерживаться золотой середины без излишеств и недостатка. Аристотель считает наиболее счастливым созерцательный образ жизни.

Платон тоже подчеркивает важность умеренного поведения без крайностей. Наше «врожденное» начало, которое стремится к удовольствиям, должно быть уравновешено нашим «приобретенным» началом, которое регулирует страсти с позиции разумной нравственности. Речь идет, вероятно, о высшем контроле над импульсами и желаниями со стороны префронтальной коры над лимбической системой, свойственном человеку разумному.

В таком направлении древнегреческой мысли как эвдемонизм благополучие приравнивается к спокойному и равностному удовлетворению от жизни. Ему сопутствуют самостоятельность, мастерское обращение со средой, добрые взаимоотношения, саморазвитие, принятие себя и осмысленный подход к жизни. В отличие от гедонистического счастья, эвдемонистическое благополучие не связано с бесконечными чувственными удовольствиями и избеганием отрицательных эмоций.

Вместо послесловия…

Конечно, каждый из нас найдет смысл и счастье в разном, многим еще предстоят поиски. Но иногда бывает очень полезно обратиться к мыслям великих умов, ведь ответы на самые важные вопросы уже не раз были найдены.

Завершу этот обзор словами американского философа-экзистенциалиста Генри Торо: «Счастье капризно и непредсказуемо, как бабочка: когда ты пытаешься его поймать, оно ускользает от тебя, но стоит отвлечься — и оно само опустится прямо в твои ладони».


Татьяна Сениченкова

ТАТЬЯНА СЕНИЧЕНКОВА

Главный редактор журнала Art of Balance. Исследователь созерцательной науки

 


Эту статью отлично дополняют:

Матье Рикар и его путь к счастью

Как медитация делает нас счастливее?

4 кита благополучия

5 привычек, которые делают нас несчастными

9 научно-доказанных способов стать счастливее


Присоединяйтесь к нашему дружелюбному инстаграм-сообществу ! Сообщество единомышленников, уникальный глубокий контент и много вдохновения!

  Хочу подписаться!


Если вы — новичок в медитации, загляните на страничку Новичку.

Там вас ждет Большой Гид для новичков — полное пособие для начинающих.


Попробуйте медитацию с нашими бесплатными аудиогидами!

Мне интересно!

Tags: счастье

Цитаты философов о счастье

Здравствуйте, любители цитат и афоризмов!

Сегодня своими мыслями о счастье с вами поделятся лучшие философы и мыслители. Согласитесь, интересно узнать, что думают о счастье лучшие умы человечества :).

Цитаты философов о счастье

Счастье – это хороший счёт в банке, хороший повар и хорошее пищеварение. Жан-Жак Руссо

Счастье состоит главным образом в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением. Эразм Роттердамский

Не ищи счастье – оно всегда у тебя внутри. Пифагор Самосский

Счастье — это довольство собою. Аристотель

Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты. Конфуций

Счастье есть лишь мечта, а  горе реально. Вольтер

Заботясь о  счастье других, мы находим своё собственное. Платон

Счастье — это чувство свободы от боли. Артур Шопенгауэр

Счастье есть идеал не разума, а воображения. Иммануил Кант

Ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих… Пифагор

Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования. Аристотель

Счастье всегда прилетает на крыльях, а уходит на костылях. Вольтер

Склонность к радости и надежде — истинное счастье; склонность к опасению и меланхолии — настоящее несчастье. Дэвид Юм

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Дени Дидро

Счастье не в том, что мы в чем-нибудь преуспели, а в самом преуспевании. Томас Гоббс

Если бы  счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды. Гераклит

Вы никогда не будете счастливы, если будете продолжать искать, в чем заключается счастье. И вы никогда не будете жить, если ищете смысл жизни. Альбер Камю

Из беседы с ученым мужем я всякий раз делаю вывод, что  счастье нам не дано; когда же говорю с садовником, то убеждаюсь в обратном. Бертран Рассел

ПОНЯТИЕ СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФИИ | sibac.info

А что это – счастье? Об этом мы редко задумываемся, а если и углубимся в суть этого слова, то точного определения, в котором сходились бы все, не находим. Для каждого человека понятие «счастье» имеет свое значение и смысл. Но все мы уверены, что если человек счастлив, улыбка светится на его лице, отличное настроение сопровождает повсюду, ему хорошо жить в этом мире. Как определить, сколько именно здоровья, успеха или денег надо для счастья конкретному человеку? И как много людей испытывают счастье? Я решила провести своё исследование, чтобы разобраться с этими общечеловеческими вопросами и выяснить, как понятие о счастье меняется в зависимости от возраста человека и, когда же люди ощущают себя счастливыми. В своей работе попыталась выявить специфику категории счастье, соотнести понимание этой категории в основных древнегреческих философских школах и описать видение счастья глазами современного человека. Темы счастья в своих рассуждениях касался практически каждый значимый философ от древности до наших дней. Можно назвать таких античных мыслителей, как Эпикур, Диоген, Сенека, Марк Аврелий и др., при этом у каждой эпохи своё понимание  и объяснение счастья.

Понятие «счастье» имеет многогранное содержание, которое трудно поддается систематизации. Польский исследователь В. Татаркевич написал фундаментальный труд «О счастье и совершенстве человека», который представляет широкий калейдоскоп мнений, оценок, суждений по двум тесно связанным проблемам: проблеме счастья и проблеме человеческого совершенствования. В этом труде автор выделил 4 основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача; 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворения жизнью. По Татаркевичу эти четыре значения являются наиболее распространенными, но ни одно из них  смысл понятия счастья полностью не раскрывают. [2, с. 123] В философском понимании счастьепонятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Ведь не зря древние греки считали, что «счастье» — это  судьба человека, которого оберегают боги.

В своей работе мы должны вспомнить такие древнегреческие философские школы и направления, которые выводили на первый план понятие эвдемонии — счастья, как: гедонизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, кинизм. [1]  Эвдемонизм признает критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Сторонники эвдемонизма считали счастливым того человека, чьи физические и духовные способности могли беспрепятственно развиваться. Благодаря всестороннему развитию способностей человек достигал высшего удовольствия.

 

Таблица 1

Древнегреческие философские направления.

Направление 

 

Предста-вители

Основные идеи и

положения

 

Отражение в сегодняшнем дне

Гедонизм

Аристипп

Счастье в удовольствии и

наслаждении

Современное общество

потребления поддерживает эту позицию

Эпикуреизм

Эпикур

Счастье в познании

и разумных ограничениях. Счастливой жизнью Эпикур и его последователи считали разумную, нравственную и справедливую жизнь, дающую безмятежность духа и здоровье тела.

Современная наука

построена на рационализме. Эпикурейцами сегодня называют тех, кто, не задумываясь, наслаждается материальными радостями жизни.

Скептицизм

Пиррон, Секст

Эмпирик

Счастье в сомнении. Если вокруг закипят страсти, начнутся катастрофы и станет рушиться мир, философу — скептику не будет до этого никакого дела, он сохранит полную невозмутимость, хотя бы ему даже и предстояло погибнуть вместе со всем мирозданием.

 

Мир разнообразен и

противоречив. Сегодня появляется все большее количество людей, к которым можно применить слово «скептик». Безнравственность общества, преступность, рост эпидемий, войны, экономический кризис, пренебрежение духовными ценностями побуждают многих стать на путь скептицизма. Эти люди считают, что таким образом они ограждают себя от неуютной и неприглядной действительности. 

Кинизм

 

(в латинском языке они стали называться циниками)

Диоген,

Антисфен

Киники жили, не стесняясь своих страстей и инстинктов – как животные. Главное положение киников: надо следовать своей природе. Если ты будешь следовать своей природе, ты будешь счастлив.

Сегодня имеет место

скорее условный цинизм, проявляющийся в пренебрежении к

вечным ценностям. Сейчас мы понимаем под этим словом наглеца, пренебрегающего нормами морали, но, как видим, современный смысл этого понятия слишком далек от его первоначального содержания.

Стоицизм

Сенека, Марк

Аврелий

Счастье в сближении с природой и терпении. Стоики подходят к вопросу обретения счастья фундаментально. Сначала, утверждают они, нужно узнать, каков этот мир. Ведь главная установка: счастье – в гармонии с миром. Чтобы быть в гармонии с миром, надо узнать, каков же он – мир. А для этого надо выяснить, как правильно познать его.

Современный человек не склонен себя ограничивать. То единственное, что находится в сфере нашего контроля, это как раз то самое, что может гарантировать нам счастливую жизнь.

 

Так на что же опереться в поисках счастья? Наверное, на все вышеизложенные направления понемногу. Но в первую очередь, нужно: а) прислушиваться к себе, на мнение близких, ценить интимные моменты; б) видеть прекрасное в простом, обыденном. Для поиска счастья есть два пути: 1) Внешний путь к счастью, при котором человек будет стараться иметь благополучную семью, хороших друзей, финансовый достаток. При этом какое-то время он, конечно, будет чувствовать себя счастливым, но очень недолго. Привыкнув к тому, чего достиг, снова отправиться на поиски нового счастья. И это может продолжаться всю жизнь. 2) Внутренний путь к счастьюэто внутренний рост, где человек духовно развивается, занимается самообразованием, саморазвитием и в какой-то момент также может почувствовать себя счастливыми. Если человек достигает результатов, то получает удовлетворение от самой жизни. Ни один из этих путей не гарантирует нам, что мы найдем постоянное счастье в своей жизни. Поэтому возникает закономерный вопрос: а что же тогда делать? Неужели мы  должны будем искать своё счастье всю жизнь? Чтобы извлечь какие-то практические выводы, я решила опросить однокурсников (Факультет АВИЭТ, ИКТ — 116) узнать, что же для них значит счастье. Приведу некоторые наиболее понравившиеся ответы на вопрос о счастье в таблице №2.

 

Таблица 2

Счастье для меня  – это…

Максим,

 18 лет

Я думаю, нет формулы по достижению счастья в жизни, просто есть цель – стать счастливым. А это зависит только от самого себя, как ты построишь своё счастье.

Тимур, 18 лет

Счастье — это не жизнь без забот и печалей, счастье — это состояние души.

Алексей,

18 лет

Счастье — это когда ты уверен, что твои близкие здоровы,  и что всегда и во всём тебя поддерживает любимый человек.

Кирилл,

18 лет

Я думаю, чтобы люди, которых я люблю, ценю и уважаю, были живы и здоровы. И желательно, чтобы они всегда были рядом.

Валентина,

19 лет

Счастье для меня — это найти свое место в жизни, найти достойную работу и, конечно, иметь большую и счастливую семью.

Игорь, 18 лет

Счастье у каждого свое. Человек счастлив, когда он ставит цель в своей жизни и  понимает, что у него все получается. Когда нет проблем и все вокруг хорошо.

Максим,

18 лет

То, что мы родились, живём на этой земле, дышим свежим воздухом, физически здоровы, можем улыбаться — уже счастье! Счастье — это когда рядом любимый и когда получаешь стипендию. И, конечно же, мирное небо над головой – это огромное счастье.

Диана, 18 лет

Счастье – это общение с людьми, которых я люблю, мое любимое занятие. Счастье – это то, что я учусь в ВУЗе, в котором мечтала учиться. Счастье – это то, что меня понимают мои близкие и родные люди.  Мой список бесконечный, счастье – это, когда всё хорошо и прекрасно в жизни.

 

Ответы моих однокурсников чем-то похожи, но у каждого своё и очень индивидуальное счастье. Я думаю, что «счастье» действительно – это состояние души и оно переменчиво, не вечно, но такое желанное.

С целью  определения и сравнения особенностей представления о счастье взрослых людей и подростков проведено анкетирование, в котором приняли участие учащиеся 9б класса МАОУ СОШ №8 г. Белебея РБ. Всего 25 учащихся в возрасте 15-16 лет, из них 10 мальчиков и 15 девочек. И 10 взрослых, из них 4 мужчины и 6 женщин. Были предложены следующие вопросы: 1) Возраст. Пол. 2) Счастье в твоём представлении. 3) Что нужно для ощущения полного счастья? 4) Какие у вас ощущения, когда вы счастливы? 5) Как можно добиться счастья? В ходе интерпретации полученных данных, выяснилось, что: а) подавляющее большинство ребят в возрасте 15-16 лет имеют свое сформированное видение счастья, в целом считают себя счастливыми людьми; б) имеют хорошее представление о том, что доставляет им счастье, и рассматривают себя счастливыми в настоящем. Нужно отметить, мальчиков чаще делает счастливой материальная сторона жизни, а девочки более романтичны и их привлекает духовная сторона, отношения с другими людьми. В ответе на вопрос, «Как можно добиться счастья?» замечено существенное различие в ответах между подростками и взрослыми. В основном у всех опрошенных взрослых есть свой путь достижения счастья. Нужно отметить и то, что не все подростки имеют представление, как добиться счастья. Таким образом, нами была выявлена некая взаимосвязь между возрастом и представлением о счастье. Полученные результаты исследования заинтересовали нас, особенно ответы подростков. Нужно помочь ребятам, научить их добиваться счастья, искать и видеть счастье в каждом моменте. Счастье – это ПУТЬ, а не ПУНКТ назначения. Вопрос о счастье являлся, является и будет являться актуальным всегда. Поэтому он требует дальнейших изучений.

 

Список литературы:

  1. Каштанова О. В. Счастье как философская категория в работах античных философов //Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 3. С. 308—313.
  2. Татаркевич В. “О счастье и совершенстве человека”, М.: Прогресс, 1981. — 367с.

Философы о счастье — velicita.jimdo.com. Статусы, цитаты, стихи и пожелания. Молитва не удачу. Философия счастья

Обычно счастьем называют высшее состояние радости, чувство упоения от сбывшегося желания, восторженной  удовлетворённости от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье понимается по-разному.

Каждый человек имеет своё представление о счастье: для одних  это материальное благополучие, для других наличие смыла в жизни, для третьих – это сочетания множества различных факторов: положительных эмоций, межличностного общения, здоровья и др.

 

 Как  определяется  понятие «счастья» с позиции философии?

Понимание «счастья» чаще всего зависит от представлений природе человека, смысле его жизни, назначении человека, от эпохи и культуры, в которых человек живет. Так как представления эти всегда были различными, то и счастье трактуется неоднозначно.

Философское толкование счастья имеет место со времен античной истории, где существовало 2 основных представления о счастье. 

Два философских представления о счастье

1.Гедонистическое направление или еще его можно назвать субъективным.(основано Аристиппом из Кирены род. ок. 435 – ум. ок. 355 гг. до н.э.), говорит о счастье как о  сиюминутном наслаждении, чувственной радости. То есть, удовольствие есть  мотив и цель всего поведения человека.

 2.Второе направление — эвдемонистическое  объективное (термин «эвдемония» введён Аристотелем)  – рассматривало счастье, как стремление к полному благу, счастье как мотив и цель всех стремлений. При этом для эвдемонистического счастья обязательно наличие внешнего фактора, внешней оценки со стороны (потому и объективное). Сама этимология слова eudaimonia, которое переводится как «судьба человека под покровительством богов» есть тому подтверждение. Под объективностью, в этом случае, подразумевается наличие внешнего, божественного или случайного фактора, который ведёт за собой состояние счастья.

 Кроме этих двух основных подходов к пониманию счастья, каждый философ Античности, так или иначе, касался понятия счастья, 

Еще в I веке до н.э. римский философ Варрон насчитал 289 различных точек зрения на счастье, так например, для Аристотеля: «Свободное применение своего таланта есть счастье», для Платона: «Счастье (эвдемония) – заключается в знании совершенства чисел», для Цицерона: «Все, обладающие добродетелью, счастливы. Счастливее всех тот, кто зависит только от себя» – этот список можно продолжать бесконечно, и в каждом новом определении будет какая-то одна точная идея, без которой счастье действительно невозможно.  Начало нового летоисчисления дало начало новым взглядам на понимание и достижение счастья.

Евангельское понимание счастья

Оно подразумевает, прежде всего, СМИРЕНИЕ с тем, что дано человеку. Основным аргументом в пользу такого понимания счастья в христианской мысли является текст первой из девяти заповеди блаженств — «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», который традиционно истолковывается в смысле возведения добродетели смирения на первое место среди всех прочих христианских добродетелей. Счастье возможно лишь там, где человек отдает себя, жертвует собой ради тех, кого он любит. В библейском трактовании , лишь жертвенная любовь делает людей счастливыми.

Этимология.  Русское значение и происхождение термина.

Интересно, что этимологический анализ термина «счастье» также позволяет приблизиться к определению  его как философского понятия. Корень слова «часть», однокоренные ему слова «участь», «участник», «причастность», «причастие», приставка «с» в русском языке означает соединение с чем-либо, совместное бытие, сопричастие чему-то. Таким образом, понятие «счастье» в данном контексте можно понимать как соединение с  частью.  Это можно толковать и как причастность к какому-либо благу или как соединение со своей собственной долей, то есть осознание своей судьбы, своего места и назначения. В таком понимании  счастье становится возможным, когда в жизни существует смысл, предназначение, цель и человек эту цель осмысливает.

Российская религиозная философия о счастье

   В XIX – начале XX века, в российской религиозной философии развернулась критика идеи счастья как главного основания и объяснительного принципа жизни человека. В.Соловьев утверждал, что понятие счастья, как и понятия пользы и наслаждения, не имеет нравственной природы и не может служить основой этики. Принцип стремления к счастью бессодержателен: из него выводятся абсолютно противоречащие друг другу учения, счастье эквивалентно остановке всех стремлений и неведению добра и зла.  По этой же причине идея счастья не может служить объяснением человеческой жизни, а мысль человека об устроении своем на земле по принципу счастья является ложной.

В.Розанов, Н.Бердяев, А.Введенский и другие философы противопоставили принципу стремления к счастью принцип стремления к смыслу как направленности на что-то ценное в мире. Счастье по-прежнему рассматривалось как субъективное переживание, но уже не замкнутое в себе, а интенциональное переживание, порождаемое открытием и реализацией смысла посредством действий в мире

 

3. В многовековой истории понятия счастья можно выделить  одну основную особенность: это «объективное-субъективное» его понимание.

 К объективному относится эпоха Античности, затем, начиная с раннехристианских учений, постепенно начинает укрепляться субъективное понимание счастья, которое заключается в ощущении состояния счастья, вне зависимости от внешних факторов.

В двойственной, субъективно-объективной природе феномена счастья заложена его двойная обусловленность – объективная, бытийная, связанная с условиями и обстоятельствами жизни человека, и субъективная, связанная с внутренним миром человека и определяющая его восприятие жизни, отношение к ней, её смысловое принятие.

Эта дихотомия переходит из философии в психологию, где также существуют объективный, субъективный подходы к психологии счастья, и в последние десятилетия именно психология пытается найти способ разрешения этой дихотомии, рассматривая счастье как интенциональное переживание, синтезируя понимание счастья как объективного блага и как субъективного переживания.

 

   По материалам сайта litpsy.ru

 

Счастье: лучшие цитаты великих людей

Добиться всех поставленных целей, отправиться в сказочный отдых, встретить любовь всей жизни — что же такое счастье? Цитаты об этом удивительном состоянии, к которому так стремится каждый человек, отражают всю его многогранность. Да, наверное, каждый из нас представляет счастье по-своему. Но стоит прислушаться к мнению великих людей, философов и писателей, и, возможно, их мудрые высказывания о счастье помогут его обрести.

Фото: drive2.ru

Семейное счастье: цитаты великих людей

Так уж складывается жизнь, что довольно часто счастье в ней идет рука об руку с любовью. Встретить того, с кем не страшны будут невзгоды и приятно делить радости, создать крепкую семью, вырастить детей — все это придает смысл, окрыляет и дарит то самое ощущение благодати. Не удивительно, что многие цитаты про счастье связаны именно со счастьем семейным.

Французский писатель Франсуа Мориак («Тереза Дескейру», «Дорога в никуда»), лауреат Нобелевской премии в области литературы, утверждал, что счастье — это любовь супругов, в которой заложена определенная доля волшебства:

Супружеская любовь, которая проходит через тысячу случайностей, — самое прекрасное чудо, хоть и самое обыденное.

Фото: infouse.ru

Но в этих-то случайностях и в бытовых мелочах и ускользает зачастую в неизвестном направлении любовь, прихватив с собой и семейное счастье. Об этом всех вступающих в брак еще в ХІХ веке предупреждал писатель Оноре де Бальзак:

Любовь так плохо выносит домашние дрязги, что для прочного счастья нужно найти друг у друга выдающиеся качества.

Фото: goroskop.guru

Так или иначе, состояние любви в семье надо неустанно поддерживать, укрепляя счастливый семейный очаг вниманием и заботой. Только обоюдные старания супругов на этом пути являются залогом мира и благополучия в доме, а также его сохранения на долгие годы. Многие цитаты напоминают нам об этом:

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. (Эмиль Золя).
Счастливый брак — это брак, в котором муж понимает каждое слово, которое не сказала жена. (Альфред Хичкок).

Фото: kr24.com.ua

Да, семейная жизнь — это искусство, которое может стать источником истинного наслаждения и радости. Коротко и емко выразил эту мысль в одном предложении мыслитель и писатель Лев Николаевич Толстой:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Читайте также: Любовь: цитаты великих людей

Счастье: цитаты философов

На извечный вопрос о том, что такое счастье, во все времена искали ответ и философы. Многие из них подарили миру собственное понимание этой проблемы и оставили грядущим поколениям красивые цитаты, в которых скрыт глубокий смысл. Вот хотя бы французский писатель-моралист Ларошфуко, который взглянул на мироощущение людей с необычной стороны и выразил его так:

Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется.

Фото: pravotnosheniya.info

Эта цитата закладывает краеугольный камень поиска счастья. Вопрос здесь заключается не только в том, где искать, но и в том, как оценить свое состояние и осознать тот ускользающий момент, который и можно будет назвать счастливым.

В том, каким разным он бывает и как кардинально могут отличаться взгляды отдельных личностей, убеждают следующие цитаты о счастье:

Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты. (Конфуций).
Счастье — это хороший счёт в банке, хороший повар и хорошее пищеварение. (Жан-Жак Руссо).

Фото: blog.allo.ua

И как быть в такой ситуации? Если уж и самые ученые мужи разных эпох совсем не сходятся в определении того, что может сделать человека счастливым, то что уж говорить об остальных?

Но порой мудрость и счастье следуют разными дорогами. Это подчеркнул в своем высказывании британский философ Бертран Рассел:

Из беседы с ученым мужем я всякий раз делаю вывод, что счастье нам не дано; когда же говорю с садовником, то убеждаюсь в обратном.

Вот и получается, что всю свою историю человечество неустанно ведет поиски счастья. Совместными усилиями и каждый в отдельности мы стараемся познать тайны жизни и научиться жить, получая удовольствие и чувствуя прелесть каждого мгновения.

Но не стоит на этом зацикливаться. Возможно, все гораздо проще, чем мы думаем, ведь еще Пифагор за пять столетий до нашей эры посоветовал:

Не ищи счастье — оно всегда у тебя внутри.

Фото: socratify.net

И пусть тема счастья неисчерпаема, мы все равно продолжаем его искать, создавать и ощущать, каждый по-своему. В этом многообразии мыслей, чувств, настроений, прекрасные акценты коротко и емко расставляют высказывания о счастье великих людей.

Читайте также: Красивые короткие цитаты великих людей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *