Сновидения – продукты бессознательного
Глава 11. Сновидения – продукты бессознательного
Самым легкодоступным для человека продуктом бессознательного являются сновидения, которые Фрейд назвал «королевским путем в бессознательное». Сущность нашей психики, какой она сложилась в ходе своего исторического развития, выражается более в бессознательной форме, чем в форме сознания. И если сознание постоянно нуждается в отдыхе для восполнения своей энергии, то бессознательное не прекращает свою деятельность ни днем, ни ночью.
Сновидения – это непроизвольные, спонтанные продукты бессознательной психики, и как таковые они, вероятно, возникают у нас постоянно, хотя мы и не осознаем этого днем по причине высокой ясности сознания, но ночью, когда его энергия падает и возрастает активность бессознательного, сны прорываются из его глубин и становятся видимыми. Таким образом, наряду с сознанием, являющимся «дневной» стороной души, у нее есть её «ночная» сторона, проявляющаяся в виде бессознательной психической деятельности, которая может быть зафиксирована в виде сновидений.
Сновидения являются лучшим отображением событий как внешнего, так и внутреннего мира. Они дают нам знать о скрытой, сокровенной стороне жизни и позволяют увидеть те её составляющие, которые не могут обнаружить себя в дневной жизни. В сновидении обретают дар речи образы и влечения как личного бессознательного, так и восходящие к самым первозданным пластам психического. Продукты глубоких слоев бессознательного появляются как фрагменты сновидений, мотив которых неизвестен сновидцу, но которые всё же функционируют в его сновидении таким образом, что совпадают с функционированием архетипов, известных по историческим источникам. Образ того, что человек не мог встретить в реальной жизни, того, что не принадлежит к его личному опыту (например, какой-нибудь крабоящер, гигантская черепаха и т.д.) – это архетип.
Сновидения являются чистыми произведениями Природы, которые не фальсифицируются какой бы то ни было сознательной целью. В мире сновидений (как и в бодрствующем мире) люди и ситуации возникают не по воле Эго, не в силу его симпатий; задачи сна не выбираются, а даются, точно так же, как повседневный мир представляет собой объективную реальность за пределами Эго. Зачастую чужеродные, иррациональные и непонятные сюжеты вызывают к снам недоверие, как к весьма ненадежному источнику информации…….
И всё же сновидения наиболее пригодны для понимания бессознательных содержаний.
Что же касается облика сновидений, то в них, безусловно, имеется всё: от молниеносного впечатления до бесконечной тягучести. Иногда оно носит случайный абсурдный характер. И всё же существует огромное число «усредненных» сновидений, в которых можно распознать определенную драматическую структуру, развивающуюся от момента открытия сцены, появления персонажей, возникновения завязки до кульминации и наступления развязки.
В сновидении есть место действия, действующие лица, иногда время действия. С этого исходного положения оно начинается, и эту первую фазу Юнг обозначил как экспозиция. Вторая фаза – завязка. Ситуация как-то усложняется, наступает некоторое напряжение, так как неизвестно, что сейчас произойдет. Третья фаза –
Весьма редко встречаются такие сны, в которых всё от начала и до конца понятно. Обычно сон кажется полной бессмыслицей, потому-то им и пренебрегают. Но утверждая, что перед вами бессмыслица, не забывайте, что вы, может быть, просто чего-то не понимаете…….
Нам никогда не следует забывать, что у всех остальных цивилизаций были совершенно другие представления о снах, и что на протяжении тысячелетий очень разумные, очень многознающие и многоопытные люди придерживались совсем иных взглядов на этот счет и ценили сновидение, видя в нем предсказателя судьбы, посланца богов, предостерегающего и утешающего.
Понять смысл сновидений люди пытались во все времена…….
Для бессознательных проявлений не существует прямого и общепринятого языка в нашем понимании этого слова. Бессознательное выражает себя через символы…….
Трудность толкования сновидения возникает из-за символичности содержаний сновидений, придающей им
Однако в практическом отношении сиюминутная психологическая ситуация, в которой находится сновидец, с большой долей вероятности, менее всего нуждается в теоретических изысканиях. На практике люди во все времена сопоставляли сновидения с последующими за ними жизненными ситуациями и составляли так называемые сонники. Их существует бесчисленное множество, и все они отличаются различным толкованием символов. Верить сонникам крайне неразумно. Ни один встречающийся во сне символ нельзя отделять от личности увидевшего его человека, поэтому ни один сон не может быть истолкован прямо и однозначно, как это делает энциклопедический словарь, разъясняя понятие за понятием. Все символы отличаются тончайшими сдвигами оттенков значения, благодаря которым в каждом отдельном случае они получают индивидуальную окраску. У каждого человека столь индивидуален метод компенсирующего и дополняющего воздействия подсознания на сознание, что нельзя быть уверенным в том, что сны и их символика вообще поддаются классификации…….
На практике целесообразно обращать внимание прежде всего на те значения символа, которые могут быть соотнесены с сознательной ситуацией, иначе говоря, следует рассматривать символ таким образом, как если бы он не был наделен устойчивым значением, и попытаться узнать, что означают данные вещи именно для этого сновидца.
При толковании сновидений ни в коем случае нельзя исходить из какой бы то ни было теории, нужно понять, какие чувства вызывают у сновидца образы, увиденные во сне. Ибо сны всегда касаются частных проблем человека, о которых у него имеется ошибочное сознательное суждение
Сны являются естественной реакцией саморегулирующейся психической системы, и их обязательно следует «прочитывать» в контексте текущей жизни сновидца. Личное бессознательное спящего выходит на связь только с ним самим и отбирает для этого такие символы, которые имеют смысл только для него, и ни для кого более…….
Кроме того, не менее важно точно знать и учитывать философские, религиозные и моральные убеждения человека, так как одни и те же символы встречаются как в мифологических и религиозных системах, так и в социальных структурах каждого общества.
Бытует расхожее мнение, что сновидение имеет противоположный смысл. Юнг же считал, что у нас нет никакого права обвинять сновидение в неких намеренных обманных маневрах. Природа хотя и бывает часто темной и непрозрачной, однако она никогда не бывает хитрой, подобно человеку…….
Напрашивается вопрос: почему в сновидении бессознательное не говорит с нами прямо и открыто без всяких околичностей?
Дело в том, что энергетика сознания существенно выше, чем у подсознания, и в состоянии сна сознание как бы «высвечивает» подпороговое содержание психики. Подсознание хранит идеи и образы в существенно меньшем напряжении, чем то, что присуще осознанному состоянию. Под порогом сознания теряется яркость изображения, а связи между образами и идеями становятся менее последовательными и рациональными, более зыбкими, близкими к аналогии и, следовательно, всё более неразличимыми, а само сновидение приобретает фрагментарный характер…….
Формы, принимаемые сновидениями, обычны для подсознания, поскольку материал, из которого они складываются, удерживается в подсознании именно в таком виде. Таким образом, сон не может породить сформулированную мысль, ибо это прерогатива сознания. Но если что-то вдруг добавляет энергии любому из этих туманных образов, то их восприятие становится четче…….
Есть ли польза от сновидения, если его содержание непонятно?…….
Конечно, понимание значительно ускоряет результат, но, однако, многое в Природе работает без того, чтобы быть понятым…….
Порой люди совсем неплохо понимают свои сны и делают выводы, которые способствуют более благоприятному разрешению их проблем, хотя и не могут сформулировать это словами.
При анализе сновидений весьма эффективен логический принцип, который называется амплификацией. Это просто-напросто поиск параллелей. С его помощью люди научились читать древние иероглифы и клинопись, так же можно читать и сны. Но далеко не все сны заслуживают внимания.
Сновидения могут быть истолкованы двумя способами: объективно, как относящиеся к внешней ситуации в жизни сновидца, и субъективно, как отражение внутренней ситуации или процесса.
Объективно
Так как сновидения являются лучшим отображением событий внутренней жизни человеческой души, то их можно толковать на субъективном уровне. При таком способе толкования образы сновидения представляют собой какие-то стороны личности сновидца (его фрагментарные личности), хотя они могут быть изображены фигурами людей, окружающих сновидца в реальной жизни. Тогда вся драматургия сна будет интерпретироваться как взаимоотношения между этими фрагментарными личностями.
Отдельно стоит рассмотреть повторяющиеся сны. Были случаи, когда один и тот же сон снился человеку с детства и до зрелых лет. Это явление обычно означает попытку исправить дефект в мировоззрении сновидца…….
Повторяется тема или отдельные мотивы сновидения, хотя «сценарий» может быть слегка иным. Эти сновидения надолго запоминаются, так как их содержание или причудливо, или они пробуждают определенные эмоции. Повторяющиеся сны возникают как послания к нам бессознательного, когда появляется какой-либо аспект, к которому необходимо привлечь наше внимание. Сновидения повторяются до тех пор, пока мы не воздадим должное этому аспекту. Это чаще происходит в юношеском возрасте, однако иногда такое повторение простирается на многие десятилетия. Но если один и тот же сон повторяется на протяжении небольшого отрезка времени, это служит признаком его безотлагательности.
По значению сновидения бывают большие и малые. Малые сны автобиографичны, в них отражаются события повседневной жизни, реакции на них сновидца, конфликты между желаемым и дозволенным…….
Малые сны бывают разных типов…….
Огромное множество снов действует психологически компенсаторным образом. Компенсаторное сновидение отражает такую точку зрения на ситуацию или событие, которая отличается или противоречит преобладающему сознательному мировоззрению человека, а также компенсирует то, что было упущено его сознанием…….
В этом плане символика сновидений играет роль курьера, передающего послания от инстинктивных к рациональным частям разума…….
Опыт показывает, что компенсаторные сны преследуют 3 цели:
1. компенсацию эмоционального состояния;
2. коррекцию убеждений;
3. изменение структуры комплексов…….
Самое важное заключается в том, чтобы нам удалось осознать бессознательную компенсацию и тем самым преодолеть односторонность и неполноту сознания. Однако до тех пор, пока действенны и полезны другие воспитательные меры, мы не нуждаемся в сотрудничестве бессознательного. Испытанные сознательные методы воспитания нельзя заменять анализом бессознательного…….
Иногда снятся проспективные, или предсказывающие, сны. Эти сновидения предупреждают о важных будущих событиях, дают прозрения и открывают новые возможности для действия. Они могут показывать потенциальные возможности для нового роста и общее направление в жизни, так же, как и проблемы, которые необходимо решать…….
Было бы неправомочным называть их пророческими, потому что они, собственно говоря, столь же мало пророческие, как и прогноз погоды или болезни. Речь идет только лишь о предварительном комбинировании вероятностей, которое, конечно, в некоторых случаях может также совпадать с действительным положением вещей, однако вовсе не обязательно должно совпадать и согласовываться с ним во всех деталях. Только в этом последнем случае можно было бы говорить о пророчестве…….
К этой же категории снов относятся телепатические сны. Так называются сны, которые снятся одновременно двум людям, или когда во сне человек получает неизвестную ему информацию о другом человеке или ситуации, полностью соответствующую реальности. Такие сны могут быть экстрасенсорного происхождения, и они ставят множество вопросов о нашей способности воспринимать информацию, не соответствующую общепринятому пониманию времени и пространства. Подобные сновидения хотя не так часты, но вполне реальны…….
Но есть и иной класс снов, которые мы называем видениями – сны, в которых человек выходит за рамки личного горизонта и сталкивается с проблемами страны, Земли, с образами вселенского масштаба. К таким «большим» снам относятся также пророческие и вещие сны. Пророческие сны разгадывал библейский Иосиф фараону, а пророк Даниил Навуходоносору. Вещие сны – это те сны, которые сбываются буквально. В них сновидец видит события, вскоре после этого происходящие в реальности, но о которых он не знал заранее. И пророческие, и вещие сны снятся редко…….
При каких обстоятельствах человек видит большие мифологические сны? С современным человеком это случается довольно редко, поскольку наше сознание в значительной мере отгорожено от лежащей в его основе архетипической памяти. И соответственно, мифологические сны воспринимаются нами как нечто инородное. Но всё обстоит иначе, когда речь заходит о ментальности, приближенной к первобытной психике. Примитивные народы подобным снам придают огромное значение и называют их «большими снами» в противоположность обычным снам. Они чувствуют всю важность этих снов, их общезначимость. Поэтому в первобытном сообществе сновидец сообщает свой сон собранию соплеменников, и он обсуждается самым серьезным образом. О таких снах было принято сообщать и в Римском Сенате. Существует рассказ о том, как в 1 веке до н.э. дочери одного из сенаторов приснилось, что к ней явилась богиня Минерва и посетовала на то, что римляне привели в запустение её храм. Девушка чувствовала, что об этом сне следует сообщить Сенату, и тот выделил деньги для реставрации храма. О сходном случае рассказывал и древний грек Софокл…….
Такие мифологические и коллективные сны по своему характеру таковы, что вызывают у людей интенсивное желание рассказать о них. Человек чувствует себя настолько переполненным впечатлением от увиденного сна, что никогда бы и не подумал скрыть это сновидение от других. Это совершенно естественный инстинкт: подобные сны не принадлежат одному отдельному человеку, они общезначимы. Они истинны и в целом, и в частном, то есть и сами по себе, и применительно к конкретным обстоятельствам конкретного человека…….
Интересные и полезные сведения о сне и сновидениях вынесены в главу 19 этого раздела как приложение к этой теме, чтобы не прерывать изложение учения Юнга…….
Конец ознакомительного варианта фрагмента книги
Сновидения как проявление бессознательного
Введение
Интерес к проблеме сна существует столько, сколько существует человек. Ежедневное погружение в это кажущееся загадочным состояние всегда вызывало много догадок, легенд, размышлений. Лишь строго научное изучение этого явления стало приносить результаты. В настоящий момент переживается период бурного накопления знаний в этой области.
Откуда возникает понятие сновидения? Человек в большой мере склонен думать о сновидении как о внутреннем состоянии или процессе, происходящем в душе, и предполагать, что каждый постигает это понятие на примере самого себя.
Объект исследования — сон как сознание личности.
Предметом являются подходы к пониманию сновидения в психологии.
Цель курсовой работы — изучение теорий сновидения представленных в психологии. Данная цель реализуется при рассмотрении и сравнении следующих работ зарубежных психологов:
- Фрейд «Толкование сновидений»
- Юнг «Значение, функция и анализ снов»
- Адлер «Сны и их толкование»
1. Сознание личности
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, другим людям.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах, оно возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Первичным актом сознания является акт индетификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком.
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящей из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.
Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может быть осознанным.
Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достичь контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.
Традиционно психология признает два состояния сознания присущие всем людям:
- Сон, рассматриваемый как период отдыха;
- Состояния бодрствования, или активное состояния сознания, которому соответствует активация всего организма, позволяющая ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков.
Таким образом, бодрствование — это состояние, в котором человек может приспосабливаться к внешнему миру.
Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Сейчас известно, что сон — не просто восстановительный период для организма, а включает различные стадии, выполняет разнообразные функции.
Согласно гипотезе Хартмана (1978), отключение человека от внешней среды во время сна необходимо для содержательной обработки накопленной за день информации.
Сновидения отражают мотивацию, желания человека, эти мотивации как бы всплывают во время сна. Можно предположить, что сновидения служат для символической реализации нереализованных желаний человека, разряжают очаги возбуждения, возникшие из — за неоконченных дел и тревожных мыслей. По мнению Фрейда, сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность и вызывая этим чувство удовлетворения и облегчения. Исследования Фаулкса (1971) показали, что сновидения, а также интенсивная работа мозга во сне имеют цель помочь человеку решить его проблемы во время сна либо ослабить или даже устранить тревожащее человека желание, переживание.
Согласно гипотезе Френча и Фромма, в сновидениях используются механизмы образного мышления для решения мотивационных конфликтов, которые не удается решить с помощью логического анализа во время бодрствования, то есть сновидения представляют собой механизм психологической защиты и стабилизации человека, благодаря которой человек черпает энергию, необходимую для разрешения своих проблем.
Сновидения являются своеобразным «окном» в бессознательное человека и своеобразным «каналом» обмена информацией между бессознательным и сознанием, когда более информационно насыщенное «бессознательное» способно в символической или явной форме передать важную информацию для сознания.
2. Понятие сновидения
Сновидения занимают в среднем два часа ночного сна, длящегося 7,5 часов. Сны видят все, но многие люди не запоминают своих снов. Если спящего разбудить посреди быстрого сна, он вспомнит очень яркий сон. Если его разбудить через 5 минут после окончания периода быстрого сна, у него останется лишь смутное воспоминание сновидения, а если его разбудить через 10 минут, он ничего не вспомнит.
Интересен тот обычный для сновидений факт, что богатые содержанием сновидения, кажущиеся спящему весьма продолжительными, на самом деле протекают очень быстро — всего несколько секунд. Представления о времени и пространстве во сне резко нарушены.
В оценке сновидения можно заметить три направления. Одно из них является как бы отзвуком господствовавшей прежде переоценки сновидения, находит себе выражение у некоторых философов, которые кладут в основу сновидения особенное состояние душевной деятельности, рассматриваемое даже как более высокая ступень в развитии духа; так, например, Шуберт утверждает, будто сновидение является освобождением духа от гнёта внешней природы, освобождением души из оков чувственного мира. Другие мыслители не идут так далеко, но твёрдо держатся того мнения, что сновидения по существу своему проистекают от психических возбуждений и тех душевных сил, которые в течение дня не могут свободно проявляться (фантазия во сне — Шернер, Фолькельт). Многие наблюдатели приписывают сновидению способность к особо усиленной деятельности — по крайней мере, в некоторых сферах, например в области памяти.
В противоположность этому мнению, большинство авторов-врачей придерживаются того взгляда, что сновидения едва ли заслуживают названия психического проявления. По их мнению, побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесные раздражения, либо приходящие к спящему извне, либо случайно возникающие в нём самом. Содержание сна, следовательно, имеет не больше смысла и значения, чем, например, звуки, вызываемые десятью пальцами несведущего в музыке человека, когда они пробегают по клавишам инструмента. Сновидения, согласно этому воззрению, нужно рассматривать как «телесный, во всех случаях бесполезный и во многих — болезненный процесс» (Бинц). Все особенности сновидений объясняются бессвязной и вызванной физиологическими раздражениями работой отдельных органов или отдельных групп клеток погружённого в сон мозга.
Мало считаясь с этим мнением науки и не интересуясь вопросом об источниках сновидения, народная молва, по — видимому, твёрдо верит в то, что сон всё-таки имеет смысл предзнаменования, сущность которого может быть раскрыта посредством какого-либо толкования.
Передовые учёные давно уже высказывали мысли о том, что в сновидениях нет ничего загадочного, что они представляют собой результат оживления во сне реально пережитого. Целью сновидения является устранение мешающих сну раздражителей в форме галлюцинаторного исполнения неудовлетворенных в бодрствующем состоянии желаний. Сновидение имеет явную форму выражения (явное содержание сновидения) и скрытое за ней бессознательное содержание (скрытые мысли сновидения).
.1 История исследования сновидений
В племенных обществах древнего мира и во всех цивилизациях, включая современную эпоху, задумывались о значении сновидений, и содержание снов считалось существенным в интерпретациях прошлых и текущих событий, а также предсказании будущего.
На протяжении XX столетия психологи пытались найти научное объяснение сновидений. Нередко во сне мы видим самые неожиданные, иногда забавные, порой страшные, а то и нелепые картинки и события. Проснувшись, мы удивляемся: «Приснится же такое!» А некоторые, припоминая увиденное, усматривают в нём какой-то загадочный, может быть, пророческий смысл. И пытаются найти ему истолкование. Суеверное представление о «вещих» снах очень старо. Ещё в древние времена причудливые образы, видимые во сне, будоражили воображение людей. В самом деле, как это объяснить? Человек провёл всю ночь на своём ложе, а на утро, проснувшись, рассказывает, что он только что побывал в лесу, в котором когда-то бродил с людьми своего племени, что он разговаривал с давно умершими родными и охотился с ними на невиданных птиц и зверей. Когда фантазия первобытного человека впервые породила ложное и примитивное представление о мире — веру в существование сверхъестественных сил, будто бы скрывающихся в некоторых предметах (их называли фетишами), в телах людей, животных, растений (их называли «духами» и «душами»), возникло «объяснение» и сновидениям: их стали считать приключениями «души», странствующей, пока спит её обла
«Сны — подсказки бессознательного»
Нередко, проснувшись, мы долго остаемся под впечатлением увиденного в грезах. И почему-то верим, что все это не просто так. И непременно грянут последствия, уже в реальности. А иногда мы, как герои этого материала, воспринимаем сновидения как подсказку, благословение или прямое указание к действию.
«Сон дает возможность увидеть то, что уже есть в наших ощущениях и просится наружу, — считает декан факультета психоанализа МИП Нина Асанова. — Но в дневное время страх, неосознанные переживания, особенно травматические, такие как потери, разрыв отношений, непрожитое горе, блокируют наше бессознательное».
Каждое сновидение несет послание, и мы можем разгадать его скрытый смысл, распутать сюжет.
«Те, у кого налажен контакт с бессознательным, своим воображением могут сыграть в игру «А ну-ка, угадай!» — сами или с помощью психотерапевта, — продолжает психоаналитик. — Есть «хорошие» сны — с сюжетом. А бывают и без четкой структуры и формы — как совокупность впечатлений, эмоций. Они чаще снятся тем, кто не слишком прислушивается к сигналам подсознания и живет неэмоциональной жизнью.
Но и на те и на другие сновидения стоит обращать внимание. Также, если к нам перестали приходить сны, это повод насторожиться — возможно, это временный «технический перерыв», а иногда он может говорить о физиологических проблемах.
Нередко мы воспринимаем ночные послания как вещие, предсказывающие будущее
«На самом деле таких снов приходится 1 на 22 тысячи, и их видят особо чувствительные люди, — замечает Нина Асанова. — В 40-х годах XX века в Нью-Йорке было создано бюро по изучению вещих снов. За 60 лет только 10 снов оказались таковыми».
В основном сновидения подготовлены нашим бессознательным, которое часто улавливает даже самые тонкие невербальные сигналы. Например, один из клиентов Нины Асановой увидел во сне кражу важных бумаг в офисе, а потом, разбирая это «сообщение», отметил, что и раньше испытывал тревогу за безопасность хранения документов и еще накануне заметил, что стол был в некотором беспорядке.
«Сновидение не нужно воспринимать как нечто незнакомое, внешнее. Оно зреет и копится внутри нас самих», — подчеркивает психоаналитик. Полезно анализировать сны в динамике. Если в какую-то ночь приснилось несколько фрагментов, на первый взгляд не связанных друг с другом, тем не менее все они об одном и том же. И важно понять, что было в первой «серии», что во второй.
Даже в самых странных снах скрыты послания о нашем прошлом, настоящем и вероятном будущем. Возможно, сыграв в «Угадайку» с бессознательным, мы поймем что-то про себя и решимся на важный жизненный шаг.
«Я выпала из реальности»
Марина Макенза, певица, автор песен
Друзья и близкие несколько лет уговаривали меня попробовать себя в шоу «Голос». Я же относилась к этому с иронией, так как считаю, что в творчестве бессмысленно соревноваться. Но однажды мне в деталях приснилось, как я выступаю на «слепых» прослушиваниях: я развернула кресла всех наставников, исполнив под аккомпанемент живого оркестра песню «Play Dead» исландской певицы Бьорк. Пережитые во сне чувства были столь пронзительны, что я еще долго после пробуждения пребывала в этом состоянии.
Сон сподвиг меня на авантюру — я поняла, что желание сделать то, что я так люблю, важнее признания наставников шоу. Я подала заявку на участие, не подозревая, что мне предстоит пройти множество отборочных туров и неоднократно отстаивать свой выбор исполнять именно ту композицию. Мой сон провел мою песню сквозь все предварительные прослушивания и вывел на сцену Первого канала.
И вот я стою перед огромной аудиторией, все моторы включены, прожекторы слепят глаза, вступает живой оркестр, и меня уносит обратно в тот сон. Я настолько выпала из реальности, что очнулась только на завершающем аккорде. После бурных оваций я заметила, что двое не набравших команды наставников развернули кресла.
Когда занимаешься любимым делом и чувствуешь свое предназначение, все вокруг направлено на то, чтобы тебе помочь. Нужно только понять свой замысел и начать действовать.
«Я много раз пробегала мимо этой двери, но не видела выхода»
Надежда Колесникова, руководитель информационного центра
После замужества я много лет видела один и тот же сон. Недостроенное, пустое здание, темные коридоры и комнаты, голые стены, строительный мусор. Мне страшно, я не могу найти выход. Из одних коридоров сворачиваю в другие, и так весь сон. Я в этом здании уже знала все закоулки. Во сне казалось, что остального мира нет и надо как-то выживать здесь, спасаться от шорохов: мало ли кто за дверью; не дыша прокрадываться мимо черных комнат.
Я просыпалась в холодном поту. В какой-то момент темнота материализовалась во что-то невидимое, но ощутимое, и начала за мной охотиться. Это был мой персональный фильм ужасов. Накануне моего 33-летия она почти догнала меня, и я в страхе вдруг толкнула на бегу первую попавшуюся дверь. Она неожиданно легко открылась.
А за ней — улица, солнце, жизнь, звуки, запахи… Я впервые за много лет захотела остаться во сне, сидела на траве и смотрела в небо. Отдышалась, успокоилась, и меня переполнила радость освобождения. Я поняла, что так блуждала по собственной жизни: в бесконечной тревоге, страхе и безысходности…
Месяца два я продолжала жить привычным сценарием: работала, вела хозяйство, была женой. Но сон не отпускал. Хотелось обратно под солнце, дышать полной грудью, не боясь своих желаний. Однажды я собрала вещи и ушла жить к подруге, не зная, что будет дальше. Как будто я в реальности открыла дверь, за которой так долго не замечала счастья.
«То ощущение надежды я запомнил навсегда»
Александр Благов, web-издатель
У меня был жуткий период в начале 90-х. Потерял работу, развелся, дико тосковал по ребенку, жил впроголодь в съемной квартире и выхода не видел, и это было не плохо — это было ужасно. И вот мне приснилась сумеречная аллея в сквере рядом с домом, где я вырос. Иду по ней и вдруг вижу в конце дорожки в просвете покойную бабушку. Она мне ласково говорит: «Не бойся, скоро все будет хорошо». Я проснулся с ощущением, что выход есть, нужно только что-то делать, пробовать…
Я привел себя в порядок, составил план действий, начал искать работу, встречаться с людьми. Ходил на собеседования, слал резюме и верил, что все будет хорошо. Ведь это обещала бабушка, а она всегда оказывалась права. Не скажу, что она была мягким человеком, скорее наоборот, но во сне я почувствовал ее тепло и веру в мои силы — то, чего мне так не хватало в тот момент. И дальше действительно я встретил девушку, влюбился, женился…
Я не то чтобы специально ее искал, она появилась сама, потому что я был готов впустить в жизнь любовь. Я стал встречаться с ребенком, гулять. Простое, казалось бы, решение лежало на поверхности: скучаешь — встречайся, не сиди в раковине одиночки.
Работу нашел не сразу, но в результате меня пригласили в одно издательство, а буквально через несколько месяцев я выиграл конкурс на трехмесячное обучение в США. То ощущение надежды я запомнил навсегда, и оно потом не раз меня вытаскивало из кризисов.
Читайте также
|
определение, факты, интерпретации, методы изучения.
З. Фрейд.Основные формы проявления бессознательного:1) невротические расстройства, 2) сновидения, 3) ошибки обыденной жизни. Их предметное содержание — прошлое, которое хочет сбыться.
(1) неврозы — малые психические расстройства. Невроз: “Я — как Наполеон” (симптом истерии). Психоз: “Я — Наполеон”. Психическое здоровье: “Я- это Я”. Пример с Ирэн. Причина невроза — задержанный аффект. Единица бессознательного- аффективный бессознательный комплекс, сцепление деталей. Характерно обобщение.
(2) отказ от техники гипноза: необходим труд пациента. Сновидение — вид симптомов, в которых нет ничего случайного. Это исполнение вытесненных из сознания желаний. В детских снах между явным и скрытым содержанием есть прямая тесная связь. У взрослых — косвенная связь.
(3) оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Задержанное желание ищет выход и проявляется в них..
Бессознательное проявляется во снах, неврозах и ошибках повседневной жизни (очитках, описках, оговорках, забывании и т.п.) Неосознанно действуют защитные механизмы. Мы можем не осознавать свои мотивы, если наша внутренняя цензура не может их допустить, в бессознательном находится забытое, а так же накопленное вековой коллективной мудростью (коллективное бессознательное: архетипы — Юнг). Сознание имеет много слоёв: старое, древнее, новое и др.Бессознательное– архаичные способы представление мира свойственны человеку, но он о них ничего не знает.Коллективное бессознательное– архаичные способы, они универсальны, присущи человеку как представителю рода на данном этапе развития. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в видеархетипов («первичная модель», прообраз) — общих для всех людей направления идей, обобщенного опыта предков. Это не воспоминания или образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении некие универсальные стереотипы восприятия, мышления и действия в ответ на определенные события.Индивидуальное бессознательноеприобретается человеком в течение его жизни (то же самое, что у Фрейда предсознательное). Бессознательное находится в компенсаторном отношении к сознанию. Компенсация – основная функция бессознательного. Сон – текст символический, бессознательное указывает на односторонность сознательных установок и необходимость их компенсации.
Индивидуальное бессознательное складывается из переживаний, бьшших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя «Тень», «Аниму и Анимус», а также «Самость».
Тень— это то, что человек считает низким и аморальным в себе, в своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Юнг понимает тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое — негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитивная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что нужно почаще «вглядываться в себя», т.к. свою тень опасно не признавать. Она, являясь составной частью личности, подчеркивает присущую человеку амбивалентность: робкий в своем бессознательном храбр, храбрый—робок, добрый—зол, а злой—добрый. Тень своими корнями уходит в коллективное бессознательное и поэтому может дать ценный материал для Ego.
Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин)— это вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине. Таким образом, Анима — женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти образы являются собирательными бессознательными образами (архетипами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на развитие Анимы и Анимуса.
Центральным архетипом индивидуального бессознательного является «Самость» (Self). Самость — это внутренний руководящий фактор целостной личности, некая «идеальная личность». Юнг убежден, что сознание и бессознательное не противостоят, а дополняют друг друга. Их динамическое равновесие, примирение полярностей и есть целостная личность, объединенная самостью. Развитие самости — главная цель жизни человека, однако большинству людей их самость не знакома, она у них не развита, и они считают центром личности Ego. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит гармонизация всех аспектов души, а к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Однако развитие самости не означает растворение и исчезновение Ego. Оно продолжает оставаться центром сознания, но уже понимается в связке с самостью, объединяющей сознательные и бессознательные психические процессы. Самость часто символизируется в снах или образах безлично — как точка, круг или божество. Процесс установления связей между Ego и Самостью — это процесс развития человека, его индивидуализации и самореализации.
Представление об основных методах изучения бессознательного:
Метод свободных ассоциаций, толкование сновидений (а так же метод активного воображения и т.п.)
В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них – это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слои (метод свободных ассоциаций) или сновидений.
С той же целью используется ассоциативный эксперимент. В ассоциативном эксперименте испытуемому или пациенту предлагают быстро отвечать любым пришедшим в голову словом на предъявляемые слова. И вот оказывается, что после нескольких десятков проб в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.
Бессознательное– неосознаваемые, но подлинные побуждения (причины, мотивы, желания) целенаправленных сознательных действий человека. (Лекции И.А. Петуховой).
Бессознательное(по З.Фрейду) – следы задержанных аффектов, следы вытесненных из сознания травмирующих человеческих переживаний.
Зигмунд Фрейд – австрийский невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.
По Фрейду психическая сфера подобна айсбергу, где сознание («Я») – всего лишь вершина этого айсберга, одна из инстанций строения личности. «Сверх-Я» — совокупность запретов, скрытых неосуществимых желаний. «Оно» — бессознательное.
Форма проявления бессознательного:
1. Неврозы.
2. Сновидения
3. Ошибки обыденной жизни.
Много споров существует о том, кому принадлежит открытие бессознательного (в клиническом смысле). Это открытие обычно предписывают Фрейду. Но многие авторы пишут, что открытие бессознательного принадлежит одному из выходцев французской гипнотической школы Сальпетриер. Оттуда 2 претендента на звание ученого, открывшего бессознательное. Это Йозеф Брейер или Пьер Жане.
Йозеф Брейерработал с пациенткой Анной О., случай её лечения был детально рассмотрен З.Фрейдом, Брейер не называет термин «бессознательное», но некоторые открытия сделанные им (Брейер использовал метод катарсиса) были заимствованы Фрейдом и уложены в теорию психоанализа.
Пьер Жане в 1989 г. опубликовал книгу «Психические автоматизмы». Поскольку Брейер случай Анны О. опубликовал только в 95 году («Исследования истерии»), с книгой Жане медицинское сообщество ознакомилось раньше, но Брейер был первым, хоть и опубликовался позже. Фрейд по отношению к Жане испытывал очень сложные чувства. Якобы Жане обвинял его в краже интеллектуальной собственности. Жане действительно открыл многие вещи до того, как Фрейд начал их описывать. Жане был философ по образованию, читал курсы по психологии. Потом всё-таки получил медицинскую степень.
Жане начал обращаться к событиям далёкого детства.
Жане начинает соотносить психич. образы с реальными событиями жизни.
Жане начинает регистрировать малейшие изменения, которые происходят с пациентами во время сеанса.
Исследование связи между симптомами и способами жизни. Связь между симптомами и психотерапией.
Жане напрямую говорит о бессознательном, как об уровне более низком, чем сознание. Также вводит понятие фиксированных идей.
как трактовали их Фрейд и Юнг
Время чтения 12 минут
Психология сна — это ключ к разгадке тайны сновидений, в статье рассмотрим наиболее известные подходы к пониманию природы сна и их трактовке. В древние времена сны наделялись мистическими свойствами, считалось: они приходят извне, даются свыше божественными силами, являются особым предзнаменованием.
Мыслители и психологи занимались вопросом сна, сновидений. Шуберт утверждал: сон является освобождением духа от гнёта высшей природы», поддерживал эти идеи и Шернер в книге «Фантазия во сне», однако часть врачей продолжала настаивать на бессмысленности сновидений, возникающих как процесс раздражения органов чувств, бессвязной работой отдельных органов и клеток.
Сны с точки зрения психологии первым изучил Фрейд, основатель психоанализа. Он дал научное объяснение природы сна, заметив сходство сновидений с навязчивыми идеями, фобиями, различными психопатическими явлениями. В результате установил взаимосвязь между психическими процессами и наличием снов на бессознательном уровне. Рассмотрим подробнее его теорию.
<<Оглавление>>
Природа сновидений по Фрейду
Психология сна Фрейда основана на методах психотерапии, которые использовал в лечебной практике. В результате опытов и наблюдений он заметил, что сон — это закодированные мысли, образы, которые объединяются в определённые сюжеты, которые сложно сразу понять, кажутся бессмысленными.
Фрейд предложил следующую схему работы над снами: нужно проанализировать часть, фрагменты сновидения, отвлечённо, перечисляя мысли, связанные с обстановкой, вещами, людьми. Такое мышление поможет найти нити к пониманию сна, он может содержать несколько сюжетов из жизни, страхов, переживаний, важных фрагментов. Могут быть замещения персонажей.
Фрейд заметил: сновидение содержит краткую информацию о мире чувств, эмоций, восприятия жизни. Он установил наличие взаимосвязи на психологическом уровне, а не только телесную природу сна. Кроме того, обратил внимание на сжатую форму сновидения в сравнении с мыслями, которые его создали. Сон — это сложный процесс психики, отражение мыслей, желаний в определённых картинах, образах.
Психология сна Фрейда предполагает наличие таких терминов — «явное содержание сна» (пересказ сна), «скрытое содержание» (мыслительный ряд, ассоциации).
Три вида сновидений по Фрейду
- Осмысленные сны (легко поддаются трактовке, включают наши воспоминания, чёткие образы, узнаём сюжеты событий, отсутствует «работа сна», кодировка информации). Такие сны часто встречаются у детей, они воплощают желаемые лакомства, катаются на лошадках, играют с друзьями, продолжают незаконченную прогулку — происходит исполнение неудовлетворённых желаний. У взрослых также встречаются реальные сновидения, прогнозы будущего — уже встали, умылись, поехали на работу. Наблюдается частичная переработка информации, мыслей — замена пожелания реальной картиной, приближение желаемого.
- Связанные и ясные по смыслу, но немного странные (такие сны сложнее трактовать, содержать несколько сюжетных линий, соединённых вместе по каким-либо общим признакам, причём лишняя информация отсутствует в сновидении, только подробный анализ, ассоциативное мышление может помочь расшифровать сон).
Для этих сновидений характерны также смешанные образы, лица, которые объединяют разных людей, события жизни, психика человека может объединять сюжеты, происходит замена фраз, частично меняется смысл слов, выражений на подсознательном уровне. Возникает сгущение образов, драматизация. Желания в таких снах маскируются. В данном случае каждая часть сновидения является проявлением скрытого мыслительного процесса, который невозможно сразу определить. Скрытые мысли могут быть сильно сплетены, выражаться в нескольких элементах сна. Толкование таких снов требует внимания, наличия навыков, внимательности;
- Бессмысленные, нелогичные сны (наиболее сложны в толковании, сложно объяснимы с первого взгляда, часто в непонятной части сна заложена главная мысль, а чёткие образы лишь вспомогательные элементы). В этих сновидениях имеет место процесс вытеснения, связанный с переоценкой психических ценностей, явные мысли замещаются, что усложняет понимание сна. Часто на первый план выходят незначительные события, детали, образы, которые ускользают от внимания в реальной жизни. При этом за ними стоят важные глубинные мысли. Желания в этих снах имеют скрытый смысл и используются методы вытеснения, запретные вещи, такие сны могут вызвать страх, негативные эмоции. Так как человек мысленно наказывает себя за такие желания.
Сон — продолжение минувшего дня
Фрейд обратил внимание — в сновидениях часто прослеживаются события последних дней или текущего дня, как продолжение реальной жизни. Переживания, мысли, чувства порождают образы сновидений, которые не стоит понимать буквально, в редких случаях видим явные сны. Сонная психика создаёт собственные картины, рисует образы, объединяет вместе разных людей. Она прессует, дробит, перемещает ситуации, мысли, создавая уникальные киноленты. В результате для понимания исходных данных необходимо нивелировать влияние «работы сна», найти первоисточники.
Психология сна Фрейда определила, что механизм взаимодействия отдельных частей сновидения заключается в наличие общности, продолжения идей, мыслей, противопоставление редко присутствует в снах, всё является проявлением различных ипостасей, сторон личности. Кроме того, сонная психика выстраивает порядок, сюжет картин, который не всегда соответствует действительности.
Стоит рассматривать отдельные части сна
При этом, если сон прерывистый, состоит из фрагментов, то процесс построения не был завершён и анализировать его становится легче. Цифры, фигурирующие в сновидениях, также берутся из реальной жизни, однако могут видоизменяться, уменьшаться, путём перестановки запятой, заменой смысла.
Фрейд пришёл к заключению — сновидения имеют довольно сложную форму и проявление с целью скрыть от нас глубинные мысли, страхи, о которых мы не подозреваем, которые живут в глубинах нашего сознания, в бессознательных процессах. Часто человек сам удивляется выводам, мыслям, которые вызывает сон, они становятся откровением.
Интересно, что спящий мозг может по-своему трансформировать внешний шум при желании продолжить сновидение. Даже шум пылесоса может быть воспринят, как аплодисменты в театре зрителей. Это защитная функция организма, которая помогает оберегать сон от внешних воздействий. Бесспорно, сон — это ключ к открытию бессознательного в человеке: мыслей, чувств, эмоций.
Функция и анализ снов К. Юнга
Психология сна К.Юнга также была построена на бессознательных процессах, однако он не полагался только на проявлениях желаний в снах. Скорее сновидения отражают реальную жизнь, отношения с людьми, имеют компенсаторную функцию. Он также размышлял над формой выражения сна, с запутанным порою смыслом, сложно поддающимся логике.
Юнг объяснял сон, как процесс на бессознательном уровне, вскрытие глубинного в человеке, полагая, что все явления жизни имеют свой подпороговый смысл, вторичного порядка, не всегда осознаваемый человеком. Именно на этом уровне находятся корни явлений, картин, образов, наблюдаемых в снах. Временами человека пугают сновидения, даже безобидные, так как вызывают определённые ассоциации, эмоции. Юнг сравнивал сны с ритуалами, обрядами, несвойственными современному человеку, бессознательные процессы малологичны при первом приближении, именно поэтому наше сознание часто отвергает наличие особого смысла в снах, не обращает на них внимания.
Психология сна Юнга предполагает — сновидения имеют важное значение, выполняют компенсаторную функцию, восстанавливают психический баланс личности. Человек постоянно подвергается влиянию внешней среды, происходят различные события, жизнь общественная и личная отвлекает от личных вопросов, особым образом это проявляется у людей неуверенных в своих силах, живущих в сомнениях.
Все предрассудки, суждения влияют на личность, ведут к внутреннему дисбалансу, невротическим расстройствам, сбивают с верного пути. Сновидения призваны восстанавливать, уравновешивать внутренний мир, возвращая целостность, равновесие. Сны могут предостерегать от опасных решений, бессознательные мысли схожи с интуицией. Так взлёты и падения предупреждают о возможных разочарованиях в жизни, завышенных целях, опасности. Уверенный свободный полёт говорит об успешности, развитии духовных сил. Падения в пропасть — опасны, предупреждают об угрозе. Важно обращать внимание на знаки, говорящие об опасности в сновидениях, игнорирование может вести к неприятностям в жизни.
Юнг заметил, что сновидения действительно могут предсказывать будущее, однако суть не в магии, а в подсознательных желаниях, страхах, которые ведут к определённым последствиям в жизни. Стоит быть аккуратным, внимательным в жизни, видя неприятные сны, постараться понять причину, избегать опасностей.
Психология сна: выводы К. Юнга
Итак, сны призваны объединять сознательное и бессознательное в человеке, позволяя двигаться в одном направлении, избегать дисбаланса. Послания сновидений — это слова от инстинктивного внутреннего мира нашему разуму. Полезно прислушиваться к ним. В племенах Африки важное значение придавалось сновидениям вождей, которые прогнозировали погоду, указывали, чем заниматься. Человек является самостоятельной личностью и может лучше понимать себя и мир, слушая внутренний голос.
Далеко не все люди понимают важность снов, пытаются их анализировать. А те, кто верит, что сны имеют значение, часто прибегают к толкованиям сонников, однако они не могут полностью чётко охарактеризовать сон. Каждый человек индивидуален, имеет особый опыт жизни, который отражается в сновидениях. Есть общие принципы, которые можно использовать в практике, рассматривая в определённом контексте.
Часто встречаются в сновидениях полёты, падения, преследования, чувство потерянности, необходимость сражаться, побеги. Для инфантильных людей свойственны увеличение роста до огромных размеров или сильное уменьшение. Главное понять — ситуации, представленные во сне, часто символичны, имеют переносное значение, которое необходимо найти.
Психология сна Юнга уделяет особое внимание повторяющимся сновидениям, считая их знаковыми. Такой сон часто компенсирует дефекты психики или является отпечатком важных событий жизни. Кроме того, может быть прогнозом на будущее. Внимательно относитесь к повторяющимся снам, в них есть полезная информация.
Юнг полагал, что практически все сны символичны, имеют смысл, свою интерпретацию. Однако, работая с Фрейдом, заметил, что они могли различным образом подходить к данному вопросу, поэтому главным лицом, понимающим суть сна, является сам человек, а не аналитик. Только личность знает своё прошлое, опыт, ситуации жизни, может увидеть связь, информацию бессознательного «Я».
Юнг занимался исследованиями снов всесторонне, углублялся также в мифологию, алхимию, древние культуры, стремясь понять все грани человеческой личности. В лечебных целях предлагал рассматривать цепочку сновидений, определяя общую идею, проблемы психики. Фрейд же рекомендует рассматривать каждый сон в отдельности.
Современные исследования природы сна
Сны всегда интересовали человека, почему он так необходим человеку, каким образом возникает? Исторически сложилась закономерность активной и пассивной деятельности в зависимости от времени суток. В ночное время возникает потребность в восстановлении сил путём сна.
Учёные заметили, что сон делится на быстрый и медленный. В период быстрого сна видим сновидения, медленный — необходим для восстановления, отдыха: заметно снижается ритм сердца, частота дыхания, даже температура тела. Одним из первых исследователей сна, как физиологического явления, стал Натаниэль Клейтман. Путём опытов, экспериментов определил основные фазы сна, изменение состояния организма.
Так он установил, что при повышенном движении зрачков глаз, человек всегда видел сон, мысленно следил за картинами, которые рисовало воображение. Это подтвердилось практически во всех случаях, при замедлении процессов — редко были воспоминания сна. Он установил, что в течение ночного сна за период 7,5 часов примерно 1,5-2 часа составляет период сновидений, в остальное время организм находится в замедленной фазе восстановления.
Наблюдения позволили заметить также, что в период медленного сна погружение в сон довольно глубокое, человека сложно разбудить, реагирует не сразу. При стадии быстрого сна организм работает более чётко, быстрее реагирует на потребность в пробуждении. После перехода в активное состояние, после замедленной стадии, может быть чувство «опьянения», человека качает, нарушено вестибулярное равновесие. Такое состояние обычно проходит через несколько минут.
Зачем человеческому организму сон?
Учёные заметили, что сон позволяет восстанавливаться организму на физическом уровне, укрепляет нервную систему, улучшает память. Кроме того, возрастает иммунитет за счёт активизации Т-лимфоцитов, которые способствуют борьбе с простудными, вирусными, бактериальными заболеваниями.
Поэтому в периоды болезней полезен полноценный отдых, как и для профилактики, а подготовка к экзаменам должна предполагать сон для улучшения запоминания материала.
Дети видят больше сновидений, этот период у них составляет от 50% до 70% сна у недоношенных детей.
Предполагается, что такая динамика связана с особым воздействием сна на развитие головного мозга ребёнка, улучшает запоминаемость информации. С возрастом процент сновидений составляет 20%, однако присутствует всю жизнь, так как эта фаза необходима организму для восстановления психического баланса по данным психологии сна.
Исследования показали, что в состоянии недосыпа человек может долго сохранять активность, если имеет возможность периодически отдыхать. Полностью лишение сна имеет крайне негативные последствия — через 3 дня наблюдаются провалы в памяти, галлюцинации, потеря реальности, кажется человек теряет рассудок, нарушается координация, зрение. Всё это свидетельствует об огромном значении сна для восстановления человека — физического и психического. Интересно, что сны могут помогать даже в буквальном смысле решать жизненные вопросы, делать открытия. Как это возможно?
Сны и творчество
Психология сна и сновидений проявляется в наблюдениях. исследованиях. Обычно сны связывают с искусством — используют в поэзии, музыкальном творчестве, песнях. При этом научные деятели неоднократно замечали, что вспышки, озарения приходят в состоянии сна.
Так, Фридрих Кекуле получил разгадку строения бензол во сне, долго думая ранее над этим вопросов. Д.Медлее увидел окончательно выстроенную таблицу знаков также в сновидении. Отто Леви, изучая передачу нервных импульсов химическим путём, увидел в состоянии сна эксперимент, подтверждающий теорию. Эльберт Эйнштейн также сообщал: теория вероятности — результат сновидений.
В чём секрет, какие силы помогали учёным? Вероятно, бессознательный уровень смог дать подсказку, которую невозможно было найти в сознательном состоянии. Такие открытия бывают и в творчестве — человек может проснуться и написать строки произведения, сюжет для романа, идею для выступления, киноленты.
Психологи проводили эксперименты с группой людей, имеющих незавершённые творческие проекты. В результате определили, что наилучший результат в такой работе даёт «фантазирование в реальной жизни» и «гипнотические сны»- человека настраивают на вещий сон, который должен увидеть ночью.
Известно также, что Уильям Стайрон написал роман «София делает выбор» на основании сновидения, а Ингмар Бергман создавал фильмы по снам. Таким образом, умелое использование сновидений может помочь в создании шедевров искусства и решении научных вопросов, сны дают подсказки, ключи к решению задач, главное — увидеть, понять эти сигналы нашей бессознательной части мышления, скрытого «Я».
Возможно, поэтому в народных сказках есть крылатое выражение — «утро вечера мудренее», ведь ночью можно получить ответы на все загадки, прислушиваясь к символам сна. Иногда музыканты и другие творцы специально переходят в состояние дремоты для активизации творческих сил. Так поступали Роберт Стивенсон, Сальвадор Дали.
Поза сна — взаимосвязь с характером
Психология сна позволяет анализировать не только сновидения, но и определять характер человека по привычной позе сна.
Существует 4 основных варианта:
- Лёжа на спине — такое положение тела символизирует уверенность. Человек спокойно воспринимает вызовы судьбы, готов к любым обстоятельствам жизни, всегда на чеку и способен дать бой, отстоять свои интересы. Можно трактовать самоуверенность при желании человека занять всю кровать, раскидывая руки и ноги по сторонам.
Руки вдоль туловища говорят о солдатской позе — такие люди могут быть замкнуты в себе, однако прямые и чёткие в требованиях к себе, окружающим, любят всё на высшем уровне; - Свернувшись кольцом (зародыш) — наличие такого положения говорит о недостаточной уверенности, потребности в защите, желании скрыться от реальной жизни, нежелании принимать участие в происходящих событиях. При желании забиться в угол и спать у стены — низкая самооценка, необходимо развитие уверенности для успешной деятельности, достижения целей;
- Лёжа на животе — при такой позиции ноги обычно выпрямлены, руки на подушке или рядом. Положение тела свидетельствует о контроле жизни, управлении своим поведением, стремлении подчинить обстоятельства своей воле, может самостоятельно принимать жизненно важные решения, однако не любит критику. Такие люди очень целеустремлённые, всегда добиваются высоких результатов;
- Лёжа боком — поза сна на боку отчасти похожа на «зародыша», однако более спокойная — ноги и руки обычно вытянуты. Такое положение говорит о наличии уравновешенного характера, высокой способности к аналитике жизненных ситуаций, надёжности человека. Эти люди способны быстро адаптироваться к изменениям жизни и спокойно переносить сложности бытия.
При наличии привычки подгибать одну ногу (поза «цапли») можно определить непостоянство характера — радость сменяется печалью, взлёты падениями, оптимизм — апатией.
Конечно, природа сна человека — это вечная загадка, многие учёные и психологи пытаются решить её, понять истоки сна и сновидений. В статье частично открыли завесу над этой тайной, каждый человек сам может научиться понимать свои сны, знаки, посылаемые нашим бессознательным разумом, чувствовать и применять в жизни.
Желаем всем приятных снов и бодрости духа для достижения новых горизонтов!
4 Вопрос. Бессознательное, его содержание и проявления.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.
Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах.
Концепция бессознания впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознание как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). В европейской традиции об этом также писал Кант, свою концепцию бессознательного создали Э.Гартман и И.Ф.Гербарт. В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение человека. К.Г.Юнгом введено понятие «коллективного бессознательного», характерного для каждого народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности. В современной глубинной психологии это понятие широко используется для трактовки всех психических форм жизни человека. В современной оно толкуется как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное» применяется также для характеристики группового поведения, цели и последствия которого не осознаются членами и лидерами группы.
Бессознательное проявление в поведении человека и психических процессах
Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и прочее. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.
Психическая деятельность может находится в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.
Бессознательное – не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человеческий разум нес бы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.
Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать. Иное освещение вопрос приобрел в концепции Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за предметами сознания протекают не только физиологические, но и психические процессы. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют.
В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Бессознательными бывают врожденные, приобретенные и вытесненные из сознания идеи. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу о их существовании. В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника прежде всего художественного творчества. Шопенгауэр, например, выдвинул иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание. В иррациональном духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что вера в человеческом разуме играет второстепенную роль и в конечном счете быть может исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляемой бессознательно. Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.
Согласно Гербарту, несовместимые идеи могут вступить между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая воздействовать на него. Вундт считал, что восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознанного «Мы». Существенным толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.
Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное. Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.
Первое международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых важных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоции, произведений искусства, взаимоотношения людей. Бессознательное обсуждалось ими как объясняющий фактор, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предлагалось.
В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженце которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Как определял Узнадзе, установка – это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнять соответствующие действия. Явление установки пронизывает практически все сферы психической жизни. Установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане «импульсивной» установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности.
Установка возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность проявлений психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведение наталкивается на некоторые препятствия, оно прерывается и начинает функционировать специфический для сознания человека механизм объективизации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относится к миру как объективному и независимому от него. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Для их экспериментального исследования предложен метод фиксации, варианты которого применяются при анализе развития:
1) психики в фило- и онтогенезе;
2) процессы познавательных отношений;
3) личности и межличностных отношений.
Психофизиологические аспекты бессознательного широко исследовались в современной науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний корковых и подкорковых образований. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного. При всем этом целостной теории, объединяющей механизм и структуру бессознательного до настоящего времени построить не удалось.
Как зарождается бессознательное? – этот вопрос также достоин внимания. Бессознательное возникает в детстве человека. Практически каждый вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти собственно детские душевные силы, не воспринимаемые сознанием взрослого, не могут бесследно исчезнуть. В психическом мире также господствует закон сохранения энергии, инфантильное, вытесненное из сознательной душевной жизни, не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся борьба; сознание, которое должно разбираться во впечатлениях внешнего мира, было бы всецело занято восприятием этой психической борьбы, и психическая экономия была бы нарушена. Только вытеснение пережитых форм удовлетворения полового чувства из поля зрения сознания дает возможность сохранить сознание для чувствительных восприятий и удержать психику в равновесии. То. С чем мы познакомились только что – ядро, но не весь его объем. На пути своего развития человеку приходится отказываться боле всего в сексуальной области, и этот отказ труднее всего провести в жизнь; но содержание бессознательного образует и другие, не приведенные в исполнение желания. Следствием неудачного вытеснения является невроз. Но и у здоровых людей, при благоприятных условиях сна, невыполненные желания в определенный момент вступают в связь с детскими, и из этого соединения возникает сновидение.
Следует упомянуть известный психологический механизм, делающий возможным распределение психологического материала между сознательным и бессознательным. При столкновении двух антогонистов, например при противопоставлении любви и ненависти, когда оба чувства направлены на один и тот же объект, более слабое должно уйти в бессознание. Бессознательное желание влияет в определенном направлении на важнейшие процессы душевной жизни.
Бессознание как психическое явление – это специфическое отражение действительности, выражение потребностей организма и переживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору, творчеству, угадыванию.
Бессознательное не аморфно. Оно имеет структуру, элементы которого связаны между собой. Рассмотрим последовательно некоторые структурные компоненты. Начнем с ощущений. Мы ощущаем все, что действует на нас. Но далеко не все становится при этом фактом сознания. Возможно образование условных рефлексов на различные раздражения внутренних органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущения. Существуют подсознательные ощущения. Если бы на различные воздействия человек мог бы реагировать только осознанно, он не справился бы с подобной задачей, будучи не в состоянии мгновенно переключаться с одного воздействия на другое, или держать в фокусе своего внимания бесчисленные раздражители. К счастью, мы обладаем способностью отключаться от одного воздействия и сосредотачиваться на другом, не замечая третьего.
Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано. Например, просыпаясь утром мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Автоматизация разнообразных функций составляет необходимую особенность протекания психических процессов. Автоматизмы оттачиваются и облегчают многие виды деятельности, в ряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательной деятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание, осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.
Человеческая деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые первоначально существовали в замысле, намерении как цель. Из всей суммы имеющихся знаний в определенный момент в фокусе сознания выделяется лишь малая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают. В регулировании поведения человека играют немаловажную роль какие-то впечатления, полученные в раннем детстве, и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики.
Также одной из форм проявления бессознательного является установка. Этот психический феномен, направляющий течение мысли и чувств личности, обстоятельно изучен грузинской школой психологов. Установка – целостное состояние человека, выражающее динамическую определенность психической жизни, направленность личности на активность в определенном виде деятельности, общее предрасположение к действию. Если у человека плохая репутация, то любые его поступки вызывают подозрение. Иногда установка принимает негибкий, устойчивый, даже навязчивый характер, который называют фиксацией.
Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежитнепроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает Сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».
Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.
Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.
Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая — детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.
В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.
Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.
Бессознательное по З. Фрейду
Из вышеизложенных фактов следует, что проблема бессознательного требует детального и глубокого исследования и это бесспорно. Исследователи в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры – Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний. Он считал, что привел нас к вершине вулкана и заставил заглянуть в кипящий кратер бессознательного. Согласно Фрейду, душевная деятельность подобно айсбергу, большая часть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и «темные» элементы, которые загнаны разумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха, чтобы проявит себя. Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа, основанный на наблюдении и самоисследовании, на изучении подсознательных состояний психики путем расшифровки того, как они проявляются в символах, сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях, обмолвках, описках и т. п. – этих своего рода смотровых окнах в мир бессознательного.
Фрейд создал свою структуру психики. Схема этой структуры сама по себе не лишена смысла. В основе данной иерархии элементов духовной структуры личности лежит идея о первичности и управляющей роли бессознательного. Фрейд считал, что именно от «Оно» берет свое начало все, что именуется психическим. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Сознание в отношении психики подобно отблескам света прожектора на темной поверхности необъятной реки.
Фрейд особо обратил свое внимание на сексуальные влечения и влечение смерти. Если первые направлены на утверждение в жизни, то вторые ориентированы на разрушение и смерть. Был проведен подробный анализ сексуальности. Фрейд нарисовал своеобразную картину развития сексуального влечения в онтогенезе: появляясь в раннем детстве, сексуальность проходит через всю последующую жизнь человека. В разные временные периоды она имеет лишь иной характер и иной объект, на который направлена. Сознание создает разного рода нормы, законы, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в области анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки и прочее) или прямоненормальных (неврозы, психозы и подобные им) явлениях. Между сознательным началом и бессознательными силами существует постоянный конфликт. Согласно концепции Фрейда, бессознательное властвует над сознательным, а разум «плетется на поводу» у влечений и страстей.
Как говорилось выше, велика заслуга Фрейда в разработке терапевтической практики «психоанализе». В случае конфликта с многочисленными социальными запретами нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения, для снятия которых необходимо прежде всего осознать сам конфликт и его причины. Переживания вытесняются из области сознания, но далеко не всегда разрушаются. Длительное время очаги возбуждения могут сохраняться в заторможенном состоянии очень глубоко и при неблагоприятных один из них может выявиться и оказать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания. Для исключения такого болезнетворного влечения необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Фрейд сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей практики. Таким образом. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения и, как следствие, нормализацию психического состояния человека. Психоанализ – процедура длительная и требующая доверительного общения человека с психоаналитиком.
В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека – метод ребефинга. Ребефинг применяет определенную технику дыхания, для того, чтобы дать человеку детальные представления о его разуме, теле, эмоциях, в результате сознание человека узнает, что содержится в подсознании, вскрывает «очаг подавления» и преобразует подавленное (то, что человек сделал неправильно) в общее чувство активности, уверенности и хорошего самочувствия.
Возвращаясь к теории Фрейда, в дополнении следует отметить, что научного внимания заслуживает его концепция вытеснения – особого защитного механизма психики. К защитным механизмам он отнес такие явления, как рационализм (обеспечение аргументами инстинктивных влечений), вымещение, выражающееся в переориентации определенного чувства, навязчивой идеи на другого человека или объект, обращенные реакции (противоположная, обратная той реакции, которую можно было бы ожидать в данной ситуации).
В теории З. Фрейда можно выявить несколько недостатков:
1) представление бессознательного как самого психического начала, которое живет в душе человека отдельно, обособлено и постоянно враждует с сознательным;
2) преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их решения;
3) научная несостоятельность фрейдизма проявляется в принижении роли разума и биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса; они – ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения.