Креативность. Интеллект. Талант
Каждый ребенок по своей природе творец и созидатель. Всегда ли мы, родители и педагоги, делаем все для раскрытия творческого потенциала детей? Порой огромные возможности остаются скрытыми или не всегда полностью реализуются. Детям необходимо попробовать свои силы в разных сферах творчества, чтобы раскрыть дремлющие до поры до времени задатки, наклонности или проявить уже имеющиеся дарования, таланты. У большинства детей есть определенные способности, поэтому надо дать шанс каждому ребенку отыскать свою нишу, ту область творческой деятельности, где их проявления окажутся наиболее яркими. Почти все всемирно признанные гении в детстве имели опыт собственного творчества, причем далеко не всегда увлечения совпадали с их будущей деятельностью, профессией. И именно этот детский опыт дал толчок развитию дарования, таланта. Поэтому педагогическая поддержка способных и одаренных детей должна быть направлена на то, чтобы как можно большее количество детей имели возможность получить разносторонний опыт творческого самовыражения.Способность к творчеству — это одна из компетенций будущего. И многие проекты организации, такие как «Познание и творчество», «Юность, наука, культура», «Созидание и творчество», включают творческое развитие как обязательный компонент.
Особенность творческих конкурсов «КИТ: Креативность. Интеллект. Талант» в том, что они доступны участникам всех возрастов, предоставляют многообразие возможностей для раскрытия творческого потенциала, естественным образом развивают творческие способности. При выполнении конкурсных заданий дети получают мощный импульс для развития гибкости, вариативности, оригинальности мышления. Кроме того, творческие конкурсы способствуют личностному росту, повышают самооценку, уверенность в своих силах.
И тогда расцветет всем на диво
Чудо образов, мыслей, мотивов…
И протянется в завтра путеводная нить!
Инга ИСАКОВА, методист МАН «Интеллект будущего» по сопровождению исследовательской деятельности, психолог высшей категории
Консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему: Родительский всеобуч: Креативность.Интеллект.Талант.
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, а также все, кого интересуют вопросы семьи, воспитания и развития детей!
Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», Научно-образовательный центр «Росинтал» приветствуют вас на сайте для родителей всех регионов России. Приглашаем к сотрудничеству и общению родителей, чьи дети участвуют или собираются участвовать в олимпиадах, в конкурсах исследовательских и творческих работ, которые проводятся в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Наши общие цели – помощь родителям, детям, педагогам в выборе уникального, неповторимого пути развития каждого ребенка, содействие в сохранении и укреплении семьи, создание детско-родительского объединения для обмена опытом и взаимно полезного общения. Приглашаем Вас принять участие в новом Всероссийском открытом заочном проекте «КРЕАТИВНОСТЬ. ИНТЕЛЛЕКТ. ТАЛАНТ» — эксклюзивном проекте для тех, кто стремится к успеху, к высоким достижениям. Участвуя в олимпиадах данного направления, можно:
● проверить себя в разных сферах познания;
● реализовать себя в творчестве;
● сделать серьезный шаг на пути к интеллектуальному и личностному росту.
Мы уверены, что этот новый проект понравится Вам! ВЕДЬ НАШ ДЕВИЗ: Через познание и творчество – к успеху! Дорогу вам проложит интеллект!
Новый закон об образовании – новые перспективы. С 1 сентября в России начал действовать новый закон об образовании. Главное отличие нового закона от предыдущих – это объединение всех образовательных структур в непрерывную цепь — от детских садов до аспирантуры. Теперь законодательно закреплен приоритет преемственности обучения – очень важно, чтобы, начиная с самого раннего возраста образование ребенка было системным и последовательным. Новый закон закрепляет следующие уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее. Сохраняется один уровень профессионального образования: среднее профессиональное. Высшее образование — бакалавриат, специалитет, магистратура. Аспирантура становится отдельным уровнем образования. Больше всего изменений произошло в сфере дошкольного образования. Теперь детские сады станут на официальном уровне умеренно готовить к школе. Нужно постараться, чтобы каждый ребенок проявил интерес к будущим урокам, а не боялся их. Дошкольное образование разделяется на самостоятельный уровень образования, который будет регулироваться федеральными государственными образовательными стандартами, и на «присмотр и уход» за детьми. Также предусмотрены поддержка талантливых детей, создание условий для инклюзивного образования и др. Для того, чтобы дети естественным образом готовились к взрослой жизни, чтобы школьные требования не оказались для них неожиданными, им необходимо как можно раньше учиться получать опыт социализации и конкурентноспособности. Ведь каждый получивший образование человек должен быть востребован в обществе и уверен в своем успешном будущем. С этой целью в законопроекте усилена взаимосвязь между образовательными программами и требованиями современного высокотехнологичного развивающегося мира, чего не было в действующем ранее законодательстве об образовании.
Малая академия наук «Интеллект будущего» планирует возобновить проведение любимого детьми, родителями и педагогами очень популярного конкурса «Светлячок» для дошкольников. Малыши получат первый опыт участия в общероссийских конкурсах, родители – шанс поддержать интеллектуально-творческую инициативу детей, а педагоги смогут использовать эту возможность как эффективный инструмент повышения познавательной мотивации детей. Участие в конкурсах укрепляет связь детского сада с семьей, открывает новые грани развития и воспитания всех участников. Семейно-познавательный конкурс «Диалог» объединяет детей, родителей и педагогов. Творите вместе, ведь работа в команде дает чувство единения, общности интересов.
Взрослые! Покажите пример интеллектуального поиска, креативности, увлеченности!
1. «Страница психолога» В этой рубрике предлагаются материалы для неравнодушных и заботливых родителей, заинтересованных в том, чтобы развитие ребенка было полноценным и гармоничным. Здесь можно найти ответы на вопросы:
- Почему мой ребенок вдруг стал другим? Как реагировать на возрастные изменения? Что делать, чтобы каждый этап детства был радостным и полезным для всей семьи?
- Каковы особенности одаренных детей?
- Как родители могут помочь ребенку в развитии его творческих задатков, склонностей, способностей?
- Как помочь ребенку выбрать правильную дорогу в жизни?
- Есть в возрасте любом хорошее (возрастные особенности, как преодолеть трудности)
- Узнайте своего ребенка (диагностика: темперамент, способности, характер, мотивация к обучению и др.)
- Психология творчества
- Развитие творческих способностей (методы, приемы, упражнения)
- Дороги, которые мы выбираем (профессиональное самоопределение, как помочь ребенку выбрать стратегию профессионального развития)
2. «Копилка полезных советов и рекомендаций» Здесь будут размещаться полезные советы и жизненные примеры опытных родителей, педагогов, психологов, практические рекомендации, которые помогут Вам в воспитании и развитии Ваших детей.
- Если ваш ребенок талантлив (стратегии общения и развития)
- Как подготовить ребенка к публичному выступлению
- Как снять эмоциональное напряжение
- Как справляться со страхами
- Общение со сверстниками (как помочь ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками)
- Практические примеры проявления творчества и интеллектуальной инициативы из работ наших участников
3. «Школа для родителей» Каждый родитель хоть раз в жизни задавал себе вопросы – а все ли правильно я делаю, не упустил ли я важных моментов в жизни моего ребенка, как сохранить семью, как сделать счастливее своих близких? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в этой рубрике.
- Психологический практикум для родителей (идея – самопознание и личностный рост родителей)
- Какой Вы родитель (диагностика стиля воспитания, особенностей взаимоотношений в семье, и др.)
- Практические примеры проявления творчества и интеллектуальной инициативы из работ наших участников
4. «Конкурсы для детей и родителей» На этой страничке предлагаем вам конкурсы, участвуя в которых, вы сделаете свою жизнь интереснее и разнообразнее, получите уникальный опыт познания, творчества. Здесь также публикуются лучшие практические примеры проявления творчества и интеллектуальной инициативы из работ наших участников. Наши конкурсы объединяют всех членов семьи в творческую команду, сближают и раскрепощают, развлекают и развивают, в итоге делая семью дружнее и крепче.
- Семейные традиции
- Семейная игротека
- Семейные увлечения
- Путешествуем вместе
- Развивающие игры для семьи
- Конкурс эссе на темы воспитания (н-р, «Мой одаренный ребенок» и др.)
- Домашние кулинарные рецепты
- Родители – школе
- Секреты домашнего воспитания, обучения, развития
- Уроки семейного мастерства (секреты домашнего мастера)
- Семейные фотографии (фотоконкурс)
5. «Обмен родительским опытом» В каждой семье есть свои особенности, секреты, традиции. На этой страничке предлагаем вам поделиться своим опытом с другими участниками. Присылайте свои материалы, рассказывайте о том, как справились с той или иной проблемой, пишите на разные темы:
- Семейное воспитание
- Истории моего детства
- Школа
- Общение
- Учеба
- Муж и жена
- Детская ревность
- Обучение дома
7.5. Креативность и интеллект
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
приходит осторожность; на смену фантазии и воображению приходит испытание реальностью. Далее следуют сравнения, суждения, оценки, хладнокровные размышления, отборы,
отказы» (2003, с. 228–229).
Креативность, при которой задействуются оба типа процессов в правильной последовательности, А. Маслоу называет «интегрированной креативностью». Благодаря интегрированной креативности появляются великие произведения искусства, философии, науки.
По поводу креативности самоактуализации, как ее описал А. Маслоу, возникает вопрос: чем она отличается от креативности таланта? Разве последняя не соответствует описанию креативности самоактуализации? Кроме того, возникают сомнения относительно правильной последовательности креативного процесса, т. е. смены спонтанной креативности произвольной креативностью. Такая последовательность вовсе не обязательна, так как произвольная креативность может проявляться вначале, а озарение – после нее.
Впрочем, и сам А. Маслоу видит недостаточную разработанность своей позиции, когда в заключение пишет: «Я должен признать, что предпринял попытку разрушить общепринятые концепции креативности, не предложив взамен стройной выверенной теории. Креативность самоактуализации с трудом поддается определению, потому что иногда ее синонимом представляется здоровье» (с. 230).
Г. А. Глотова (1992) не совсем адекватно, по моему мнению, разделяет креативность на всеобщечеловеческую (способность к безграничному изменению форм и механизмов жизнедеятельности человека в мире), потенциальную и актуальную (проявляющуюся в виде нестандартных продуктов особого уровня и качества).
Возможно, креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и, вопреки мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на «парциальных» интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр. (по Терстоуну).
Дружинин В. Н., 1999, с. 188.
И. Б. Дерманова и М. А. Крылова (2004) выделили такие виды креативности: невербальную, вербально-символическую, вербально-семантическую, вербально-ассоциативную и креативность как творческое отношение к жизни и установили, что все они не коррелируют друг с другом.
Наконец, выделяют эмоциональную креативность (Averill, Thomas-Knowls, 1991).
Существуют как минимум три основных подхода к соотношению творческих способностей и интеллекта.
1. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором,
не зависящим от интеллекта (Дж. Гилфорд [Gilford, 1967]; К. Тейлор [Taylor, 1985]; Г. Грубер [Gruber, 1982]; Пономарев Я. А., 1988). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса (Torrens, 1962): если IQ выше 120, творческая способность становится независимой величиной, т. е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
Предположение Торренса хорошо соответствует данным Д. Перкинса (1988), согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но
ДРУЖБА: КРЕАТИВНОСТЬ. ИНТЕЛЛЕКТ. ТАЛАНТ.
В рамках этого проекта проводятся межпредметные олимпиады для школьников с 1-го по 11-й классы.
При выполнении заданий развиваются практически все стороны интеллектуальной сферы личности: гибкость, образность, креативность мышления, логика, воображение, гуманитарные и математические способности.
Участвуя в этом конкурсе, можно:
• проверить свои знания;
• реализовать себя в творчестве;
• сделать серьезный шаг на пути к интеллектуальному и личностному росту.
В олимпиаде «Мир вокруг нас» (русский язык, окружающий мир) 1-2 класс приняли участие
Антропова Екатерина,
Сунегина Алина,
Стоякин Семён.
В олимпиаде «Пернатая викторина»:
Прилуцкая Настя,
Храмцов Ваня.
В олимпиаде «Учусь на отлично!» (русский язык и математика):
Антропова Екатерина,
Белоусова Арина,
Боярских Александр,
Никешина Анастасия,
Сунегина Алина.
В олимпиаде «Креатив — призвание» (олимпиада о мире профессий):
Артемьев Даниил,
Храмцов Ваня,
Чичилимов Артём.
Ребята окунулись в увлекательный мир приключений и открытий!
КИТ – это
проект для тех, кто стремится к успеху, высоким достижениям и готов к
интеллектуальным испытаниям!
Работы всех участников отправлены в оргкомитет. Будем ждать результатов.
Особая благодарность родителям, поддержавшим стремление детей участвовать в конкурсах!
7.5. Креативность и интеллект
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
приходит осторожность; на смену фантазии и воображению приходит испытание реальностью. Далее следуют сравнения, суждения, оценки, хладнокровные размышления, отборы,
отказы» (2003, с. 228–229).
Креативность, при которой задействуются оба типа процессов в правильной последовательности, А. Маслоу называет «интегрированной креативностью». Благодаря интегрированной креативности появляются великие произведения искусства, философии, науки.
По поводу креативности самоактуализации, как ее описал А. Маслоу, возникает вопрос: чем она отличается от креативности таланта? Разве последняя не соответствует описанию креативности самоактуализации? Кроме того, возникают сомнения относительно правильной последовательности креативного процесса, т. е. смены спонтанной креативности произвольной креативностью. Такая последовательность вовсе не обязательна, так как произвольная креативность может проявляться вначале, а озарение – после нее.
Впрочем, и сам А. Маслоу видит недостаточную разработанность своей позиции, когда в заключение пишет: «Я должен признать, что предпринял попытку разрушить общепринятые концепции креативности, не предложив взамен стройной выверенной теории. Креативность самоактуализации с трудом поддается определению, потому что иногда ее синонимом представляется здоровье» (с. 230).
Г. А. Глотова (1992) не совсем адекватно, по моему мнению, разделяет креативность на всеобщечеловеческую (способность к безграничному изменению форм и механизмов жизнедеятельности человека в мире), потенциальную и актуальную (проявляющуюся в виде нестандартных продуктов особого уровня и качества).
Возможно, креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и, вопреки мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на «парциальных» интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр. (по Терстоуну).
Дружинин В. Н., 1999, с. 188.
И. Б. Дерманова и М. А. Крылова (2004) выделили такие виды креативности: невербальную, вербально-символическую, вербально-семантическую, вербально-ассоциативную и креативность как творческое отношение к жизни и установили, что все они не коррелируют друг с другом.
Наконец, выделяют эмоциональную креативность (Averill, Thomas-Knowls, 1991).
Существуют как минимум три основных подхода к соотношению творческих способностей и интеллекта.
1. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором,
не зависящим от интеллекта (Дж. Гилфорд [Gilford, 1967]; К. Тейлор [Taylor, 1985]; Г. Грубер [Gruber, 1982]; Пономарев Я. А., 1988). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса (Torrens, 1962): если IQ выше 120, творческая способность становится независимой величиной, т. е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
Предположение Торренса хорошо соответствует данным Д. Перкинса (1988), согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но
Творческие способности: особенности и развитие
Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.
Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.
Способности и их роль в деятельности
Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.
В психологии способность понимается как комплекс физических и психических качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенным видом деятельности:
- Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, интеллект.
- А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.
Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в талант.
Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?
Структура творческих способностей
Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.
Общий уровень творческих способностей
Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.
Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.
Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое мышление, отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.
Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.
Творческое мышление – какое оно?
Творческое мышление изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.
- Гибкость мышления, то есть не только способность быстро переключаться с одной проблемы на другую, но и умение отказываться от неэффективного решения, искать новые пути и подходы.
- Смещение фокуса восприятия – умение человека взглянуть на объект, ситуацию или проблему с неожиданного ракурса, под другим углом зрения. Это дает возможность рассмотреть какие-то новые свойства, особенности, детали, незаметные при «прямом» взгляде.
- Опора на образ. В отличие от стандартного логического и алгоритмического мышления, творческое носит образный характер. Новая оригинальная идея, замысел, проект рождаются как яркий объемный образ, лишь на этапе разработки обрастая словами, формулами и схемами. Недаром же центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за работу с образами.
- Ассоциативность. Способность быстро устанавливать связи-ассоциации между поставленной задачей и информацией, хранящейся в памяти – это важная особенность умственной деятельности творческих людей. Мозг креатива напоминает мощный компьютер, все системы которого постоянно обмениваются импульсами, несущими информацию.
Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.
Творчество и интеллект
Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду уровень интеллекта. Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.
По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.
Специальные способности в творчестве
Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.
Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.
Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что потребность в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.
Как определить у себя наличие творческих способностей
Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.
Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.
Уровни интеллектуально-творческой активности
Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.
Выделяют 3 уровня такой активности:
- Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
- Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
- Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.
Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.
Параметры творческой одаренности
Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.
- Способность к постановке проблем.
- Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
- Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
- Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
- Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.
К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.
Как развивать творческие способности
Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.
Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.
Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.
Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.
Специально для развития креативности, мышления и воображения разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.
Упражнение «Цепочка ассоциаций»
Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.
- Возьмите лист бумаги и ручку.
- Выберите какое-то слово. Выбор должен быть произвольный, можно просто открыть словарь на первой попавшейся странице.
- Как только вы прочитали слово, сразу же «поймайте» в голове первую ассоциацию на него и запишите ее.
- Далее в столбик запишите следующую ассоциацию, но уже на записанное слово и так далее.
Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.
А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.
Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.
Упражнение «Предмет-универсал»
Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.
- Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
- Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.
Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?
Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.
Это только примеры упражнений на развитие творческих способностей. Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.
Глава 3 Интеллект, талант и одаренность. Одаренные дети
Глава 3
Интеллект, талант и одаренность
Иногда слова «одаренность», «талант» и «интеллект» используются как синонимы, а иногда под ними подразумевают совершенно разные вещи. Как же все обстоит на самом деле?
Что такое интеллект?
Каждый исследователь имеет свое представление о том, что такое интеллект и как его нужно изучать. Большой вклад в эту проблему внесли американские психологи Говард Гарднер и Роберт Стернберг. Для объяснения такого сложного понятия, как интеллект, многие теории прибегают к простому перечислению составляющих его компонентов. Интересно, что предлагаемые исследователями теории интеллекта определяют в нем разное количество компонентов. В этом отчасти и состоит привлекательность феномена интеллекта для исследователей. Со временем мы узнаем об интеллекте все больше и больше, но он остается явлением, которое можно рассматривать со многих сторон и под разными углами. В результате на данный момент существует огромное количество различных описаний интеллекта. Этот факт наводит на размышления.
Гарднер: восемь типов интеллекта
В 1983 году Гарднер выделил семь видов интеллекта: вербальный, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутриличностный (или эмоциональный) и межличностный (или социальный) интеллект. На данный момент он добавил к этому списку еще восьмой вид, а именно «натуралистический» интеллект (Gardner, 1999). Под последним он понимает способность человека систематически организовывать знания о растениях, животных и природных явлениях, видеть их взаимосвязи, структуру и применять эти знания на практике. В качестве примера натуралистического интеллекта он приводит Чарльза Дарвина. Гарднер дает следующее определение интеллекта: «Интеллект представляет собой биопсихологический потенциал для обработки информации, который может быть активирован в культурной среде для решения проблем или для создания продуктов, которые являются ценными для той или иной культуры» (Gardner, 1999, р. 33–34). Таким образом, по Гарднеру, высокий интеллект характеризует не только владение знаниями, но также и способность применять эти знания на благо общества.
Гарднер выделяет также «экзистенциальный», или «духовный», вид интеллекта. Но он засчитывает его только «наполовину». «Можно выделить не более восьми с половиной видов интеллекта», – сказал он в 1999 году.
По словам Гарднера, сам по себе интеллект не существует. Он сравнивает его с этаким спящим животным, которое можно разбудить для службы обществу. Интеллект приобретает свою ценность и может называться интеллектом только тогда, когда он играет важную роль в социальной среде.
Теория «множественных интеллектов» Гарднера привлекла большое внимание международной общественности. В области образования она оказалась благодатной основой для разработки разнообразного учебного материала. Совместив собственные наблюдения с анализом эмпирических исследований в разных странах, Гарднер пришел к выводу, что высокая одаренность в одной конкретной области еще не гарантирует одаренности в других областях. Эти размышления легли в основу его теории «множественных интеллектов».
В 1993 году Гарднер опубликовал книгу «Творческие умы». В этой книге он на примере литературных портретов семи всемирно известных творческих людей показывает, что такое интеллект и как он сформировался у каждого из них. Т. С. Элиот иллюстрировал у него вербальный, Эйнштейн – логико-математический, Пикассо – пространственный, Стравинский – музыкальный, Марта Грэм – телесно-кинестетический, Махатма Ганди – межличностный и Фрейд – внутриличностный интеллект. Жизни каждого из этих замечательных людей развивались своим уникальным образом. Кажется, очень трудно найти что-нибудь общее в развитии этих творческих личностей. Тем не менее упомянутые творческие личности имели некоторые общие черты: все они обладали огромной целеустремленностью и со страстью шли к достижению своих целей. Всем им потребовалось много лет для того, чтобы осуществить задуманное. Настолько много, что у большинства из нас уже давно бы опустились руки.
Стернберг: три вида интеллекта
Американский психолог Роберт Стернберг также способствовал углублению и расширению понятия «интеллект». Он различает три вида интеллекта: аналитический, творческий и практический.
Аналитический интеллект – это то, что измеряется в тестах на интеллект и что обычно подразумевается под интеллектом: способность к обучению, логическое мышление, способность отделять главное от второстепенного, способность быстро находить решения.
Творческий интеллект – это способность находить взаимосвязи, находить нетрадиционные решения и подходы, оригинальность и гибкость мышления, а также способность к эмпатии.
Практический интеллект – это умение реализовать свои идеи, быть хозяином положения. Как пишет Элс Схровер в своей книге «Вперед» (Schrover, 2010), практический интеллект может проявляться «и как вовремя выполненное задание, и как успешно проведенное ограбление банка».
Интеллект успеха
«Умение жить», согласно Стернбергу, это и есть интеллект успеха (Sternberg, 2000). Успех, как и счастье, каждый определяет для себя по-своему. В течение жизни эти определения могут меняться. Успешным можно считать себя тогда, когда удается реализовать свой потенциал и когда это сопровождается ощущением счастья. Кто-то считает себя успешным потому, что уехал в Грецию, стал рыбаком и живет вдали от суеты. Он гордится тем, что научился ремонтировать рыболовные сети. Некая женщина считает себя успешной, потому что с любовью воспитывает своих детей и умело ведет домашнее хозяйство. А еще кто-то будет считать себя успешным только тогда, когда будет владеть сразу несколькими небоскребами и иметь подругу-блондинку.
Оказывается, что люди, которым удается реализовать свои способности, привести в исполнение свои мечты и при этом чувствовать себя счастливыми, имеют определенный набор личностных качеств. Стернберг составил список из двадцати таких качеств. Если вы можете отметить каждую строчку в этом списке как применимую именно к вам – «Да, это мне свойственно! Да! И это тоже!», – то это означает, что вы обладаете интеллектом успеха. При этом не имеет значения, насколько вы успешны и в какой конкретной области. Если у вас нет этих качеств, то, скорее всего, ваша жизнь стоит на месте. Если у вас они есть, то «они могут решительным образом способствовать самоактуализации и в конечном счете привести вас к успеху» (Sternberg, 2000).
Мотивация является первым качеством в этом списке. Без мотивации невозможно развить даже самые уникальные способности и таланты. Многим родителям это покажется знакомым. Например, родителям Тайса (глава 6) – гения, который начиная уже с начальной школы не видел никакого смысла в выполнении школьных заданий. Впоследствии, в старшей школе, он был вынужден перейти из гимназии в профессиональное училище исключительно из-за отсутствия мотивации.
Другие личностные качества из списка Стернберга включают целенаправленность, готовность к риску, предприимчивость, настойчивость, отсутствие самосожаления и уверенность в себе.
Согласно Стернбергу, люди с интеллектом успеха мыслят и действуют не только аналитически, но также творчески и практически. Эти качества не могут быть измерены традиционными тестами на интеллект.
«Статический интеллект», согласно Стернбергу, не имеет большой ценности для жизни. В школе можно быть успешным в том случае, если там стимулируют и развивают не только аналитическое, но и творческое, а также практическое мышление. Лаборатория «Вперед» при Центре изучения одаренности (ЦИО) и педагогический журнал «Вперед» (см. с. 113 и 118) руководствуются именно этими принципами.
Стернберг снабжает описание каждого личностного качества убедительными примерами. Естественным образом возникают вопросы: а можно ли (и нужно ли) развивать у себя недостающие личностные качества? Как можно измерить наличие этих качеств? Ведь не все успешные люди обладают полным набором перечисленных в списке качеств. Тем не менее список из двадцати качеств может пригодиться для самоанализа, чтобы разобраться, каких качеств вам не хватает для того, чтобы стать успешным именно в вашем собственном понимании.
Идеи Гарднера и Стернберга лежат в основе современных теорий интеллекта. Результаты их исследований показали, что интеллект является многогранным понятием, которое можно интерпретировать по-разному. Но, несмотря на всю важность их исследований, и Гарднер, и Стернберг твердо верят, что результаты тестов на интеллект сохраняют свою стабильность и не подаются каким-то внешним влияниям.
Одаренность и талант
С 1916 года благодаря немецкому психологу Уильяму Стерну считается общепринятым, что одаренность представляет собой лишь потенциал для успеха, но не является ни его гарантией, ни успехом самим по себе. Одаренность может проявляться в самых различных областях и принимать различные формы. Еще в 1916 году Стерн высказал мнение, что от десяти до пятнадцати процентов детей в начальной школе одаренные. Мы поддерживаем эту точку зрения.
Одаренность – это потенциал для достижения высоких результатов в одной или нескольких областях. Но одно лишь наличие способности к определенному занятию не гарантирует ни дальнейшего развития этой способности, ни достижения высокого результата. Уже в начале XX века Стерн писал: «Одаренность представляет собой лишь возможность для достижения успеха, его неотъемлемое условие, но не является успехом как таковым» (Stern, 1916, р. ПО). Для развития способностей необходима также поддержка и понимание со стороны родителей и школы.
Слова «одаренность» и «талант», как правило, используются в качестве синонимов, но иногда их различают. Под «одаренностью» часто понимают высокие интеллектуальные способности, а под «талантом» – склонность к искусству, музыке, спорту и самовыражению.
Есть также педагоги и ученые, которые утверждают, что одаренным является тот, кто имеет способности более чем в одной области, например, способности к математике, физике и языкам. Термин «талантливый», по их мнению, нужно использовать, когда кто-то имеет способности только в одной области, например, только к математике.
А есть еще небольшая группа специалистов, которая различает одаренных и талантливых людей на основе результатов тестов на интеллект и показателей успеваемости. В том случае, если кто-то набирает балл в пределах высших десяти процентов от всей возрастной выборки, то его называют одаренным. Детей, балл которых немного ниже, называют талантливыми. Таким образом, вы видите, какую путаницу мы рискуем привнести из-за нашего стремления быть как можно более четкими в определениях.
Ни один ученый в мире не делает кардинального различия между одаренностью и талантом, кроме одного, а именно канадца Франсуа Ганье. Он выразил это в своей Дифференциальной модели одаренности и таланта, сокращенно ДМОТ. Под одаренностью он понимает врожденные способности, а под талантом – высоко и систематически развитые навыки в определенной области.
Одаренность представляет собой индивидуальный потенциал для достижения высоких результатов в одной или нескольких областях. Мы используем термины «талант» и «одаренность» как синонимы. Есть разные виды интеллекта, и если взглянуть на интеллект под каким-нибудь новым углом зрения, то, наверное, можно будет выделить какой-нибудь новый вид интеллекта. Независимо от того, какой вид интеллекта мы имеем в виду, это всего лишь один из аспектов одаренности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >