Интолерантность это: Интолерантность — это что такое? – это что такое? — OneKu

Автор: | 29.01.2018

Содержание

Интолерантность — это что такое?

Понятие «толерантность» означает терпимость, тактичное и уважительное отношение к иному мировоззрению, взглядам, привычкам, образу жизни, культурным и религиозным особенностям. Высокий уровень толерантности является одним из главных показателей цивилизованного развитого общества. Однако данное понятие имеет свою противоположность — это «интолерантность».

Интолерантность как явление

Любые проявления интолерантности имеют в своей основе чувство превосходства одного (одних) индивида над другим (другими). В широком смысле интолерантность подразумевает негативные, агрессивные проявления, направленные против кого-то, чей образ жизни, взгляды, личностные или культурные особенности вызывают неодобрение или неприязнь. Интолерантная личность или группа личностей считает себя лучше, выше, разумнее тех, против кого направлены стрелы их нетерпимости.

удар кулаком

В историческом аспекте появление интолерантности обращается к древнейшим временам развития цивилизации. История знает множество примеров нетерпимого отношения к другим культурам, формам религиозного поклонения, традициям, образу жизни и быту. В то же время было немало случаев исключительно толерантного отношения и даже последующего симбиоза культур, казалось бы, не имеющих ничего общего. Поэтому можно говорить о том, что развитие толерантности и интолерантности шло рука об руку с формированием человеческого общества.

Проявления нетерпимости

Проявления интолерантности могут быть разными:

  • Вербальная агрессия: брань, насмешки, порицание, проявления пренебрежения, отвращения; оскорбление, нецензурная лексика.
  • Физическая агрессия: побои, пытки, насилие, убийство.
  • Психологическая агрессия: угрозы, запугивания, преследования, давление.
  • Территориальная агрессия и агрессия на государственном уровне: война, геноцид, депортация, национализм, фашизм, репрессии.
  • Агрессия в отношении проявлений культуры и религии, национальных символов: осквернение памятников, могил, флагов, объектов религиозного значения и т.д. драка на площади

Это лишь малая часть проявлений нетерпимости. Таким образом, интолерантность — это серьезная угроза жизни, здоровью и благополучию людей.

Формы интолерантности

Выделяют множество форм интолерантности, в зависимости от ее причин и объекта. Самые распространенные из них:

  • этническая;
  • религиозная;
  • расовая;
  • половая;
  • возрастная;
  • различной социальной направленности.

На каждом из этих видов нетерпимости следует остановиться подробней.

Этническая и религиозная интолерантность

Этническая нетерпимость является одним из наиболее частых случаев нетолерантности.

В основе данного явления лежит чувство превосходства собственного этноса над другим. Своя этническая группа ощущается в этом случае доминирующей, преферентной, обладающей большим количеством прав по отношению к другой группе или группам.

Яркими проявлениями данного типа интолерантности являются национализм и нацизм.

Самым массовым и страшным примером интолерантности по этническому признаку является геноцид евреев в фашисткой Германии. Внушенное германским правительством чувство превосходства арийского происхождения над иными привело к массовому истреблению не только евреев, но и русских, украинцев, поляков и других. Концлагеря, газовые камеры, репрессии, депортации — все эти составляющие фашистского режима стали проявлением чувства собственного превосходства германской нации над «низшими» этносами.

узники концлагеря

Другим примером интолерантности по данному признаку может служить геноцид армян турками в 1915 году, приведший к огромному количеству жертв среди мирного населения.

Самое страшное во многих случаях этнического геноцида то, что зачастую он является не просто социальным отклонением среди отдельных групп, а санкционированным и одобренным на государственном уровне.

В современной России также существуют проявления этнической интолератности, в основном по отношению к так называемым лицам кавказской национальности.

Религиозная интолерантность

Очень часто этническая нетерпимость идет в сочетании с религиозной, так как обычно для других национальностей характерны иные религиозные особенности. Неприязнь к нации порождает негативное отношение ко всему, что ее олицетворяет.

В контексте истории именно религиозная нетерпимость стала причиной массовых избиений народов. В частности, когда возникло христианство, представителей данного вероисповедания подвергали жестоким преследованиям и наказаниям. Впоследствии, когда христианство заняло господствующее положение в европейских цивилизациях, представителей иных конфессий подвергали гонениям и насильственному обращению.

Расовая нетерпимость

Расовая интолерантность — это явление, характеризующееся чувством превосходства собственной расы над другой (другими). Проявление этой формы нетерпимости называется расизмом.

Самым ярким примером расизма является ситуация в США. Известно, что представители негроидной расы на протяжении долгих лет использовались в качестве рабов в южных штатах страны. Война 1861-1865 положила конец существованию рабства как явления в США. Однако отношение к афроамериканцам долгое время оставалось (а кое-где остается и по сей день) негативным и полным предубеждения. Им не разрешалось занимать определенные должности, брали их на самую низкооплачиваемую и грязную работу. Частыми были случаи дискриминации в общественных местах, транспорте и так далее.

В наше время эти проявления свелись к минимуму, но отголоски тех событий доносятся до сих пор.

расовая терпимость

Половая интолерантность

Данный тип интолерантности проявляется чаще по отношению к женскому гендеру.

До 20 века женщины фактически не имели ни общественных прав, ни социальной защиты, считаясь в некоторой степени собственностью своих мужей. Они не имели права работать, голосовать, заниматься предпринимательской деятельностью. Тех, кто осмеливался преступить эти запреты, подвергали насмешкам, оскорблениям, а иногда и насилию.

Движения и течения за права женщин смягчили ситуацию и даровали женщинам ряд общественных прав. Однако и сейчас можно наблюдать негативную тенденцию в отношении предоставления женщинам рабочих мест, возможности карьерного роста и т. д.

две суфражистки

Возрастная интолерантность

В Японии существовал жестокий обычай: немощных стариков относили на безлюдные территории (например, в горы) и оставляли умирать.

Среди других этносов есть похожие примеры, когда людей преклонного возраста или убивали, или бросали на произвол судьбы.

В современном мире дело обстоит благоприятней. Но, к сожалению, часто возникают ситуации, когда стариков бросают без должного ухода и заботы, считая, что они свое прожили. Примером интолерантности по возрастному признаку является непредоставление пожилым людям рабочих мест, поскольку считается, что их когнитивные процессы не так хороши, как у молодых, и рабочий процесс может пострадать.

пожилой мужчина

Бывает и наоборот: молодым людям сложно устроиться на работу из-за недостатка опыта.

Еще одним примером возрастной интолерантности можно назвать пренебрежительное отношение к подросткам. Считается, что это люди незрелые, нерациональные, неспособные к принятию верных решений. Однако зачастую подростки способны проявить гораздо больше здравого смысла, чем взрослые.

Интолерантность — это явление, затрагивающее и иные социальные группы, кроме вышеперечисленных, например, людей с ограниченными возможностями, представителей определенных профессий, людей с необычными хобби и так далее.

Толерантность к неопределенности

Данным термином обозначают способность человека принимать правильные решения и спокойно реагировать на новые, необычные, неопределенные или малопонятные ситуации. Неспособность реагировать подобным образом называется интолерантностью к неопределенности.

арт толерантность

В целом интолерантность является серьезной общественной проблемой, несущей угрозу благополучию не только отдельных личностей, но и целых наций. Важно осознавать актуальность данной проблемы для ее успешного разрешения.

интолерантность — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. интолера́нтность интолера́нтности
Р. интолера́нтности интолера́нтностей
Д. интолера́нтности
интолера́нтностям
В. интолера́нтность интолера́нтности
Тв. интолера́нтностью интолера́нтностями
Пр. интолера́нтности интолера́нтностях

ин-то-ле-ра́нт-ность

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: ин-; корень: -толерантн-; суффикс: -ость.

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [ɪntəlʲɪˈrantnəsʲtʲ], мн. ч. [ɪntəlʲɪˈrantnəsʲtʲɪ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. книжн. нетерпимость ◆ Феномены межэтнического взаимодействия: ксенофилия и ксенофобия, толерантность и интолерантность.
    А.Д. Карнышев, «Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность», 2009 г.
  2. мед. состояние сниженной переносимости какого-либо пищевого вещества, лекарственного средства, физического фактора ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. нетолерантность
  2. непереносимость
Антонимы[править]
  1. толерантность
  2. толерантность, переносимость
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

От ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Толерантность (социология) — Википедия

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением[1].

Философский энциклопедический словарь определяет это понятие так:

Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции

[2].

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям[3].

Проблема понятия толерантности на уровне микросоциологии была исследована Дж. Мидом и Г. Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальная установка. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят своё место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: [права человека], демократия, мир.

Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:

  • насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями;
  • в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
  • проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
  • причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
  • возможности формирования толерантных установок[4].

Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию[5].

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям[6][7][8] или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость»[9]. Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости[10].

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению[11]. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку[12].

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов[12].

Семантическое поле слова толерантность в целом можно считать сегментом семантического поля слова терпимость, с некоторым сдвигом в сторону понятия «принять». В современный язык оно пришло из англ. tolerance — «терпимость, готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их»[13].

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае и кандидат психологических наук[14] Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»[15]:

Разумеется, есть определённая традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

Развитие толерантности в СССР и России[править | править код]

Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами.

Как известно, «новое мышление» было предложено всему миру в качестве стратегической ориентации М. С. Горбачёвым. Парадигму «нового мышления» можно представить как попытку подчинить эмпирические данные о наличии глобальных угроз задаче формирования всеобщего братства народов мира.

Горбачёв был совершенно уверен в том, что перестройка старого сознания и утверждение «нового мышления» позволят решать ключевые глобальные проблемы «в духе сотрудничества, а не враждебности». Мир, таким образом, должен был вступить в качественно новую эру — эру всеобщей толерантности. Горбачёв утверждал, что концепция перестройки — это не звонкая фраза, а тщательно подготовленная программа.

Горбачёв был вынужден придать идее перестройки содержание многофункциональной панацеи. Перестройка была призвана сыграть роль волшебной силы, позволяющей обеспечить решительное преодоление застойных процессов, опору на живое творчество масс, всестороннюю интенсификацию экономики, решительный поворот к науке, соединение плановой экономики с достижениями научно-технической революции, приоритетное развитие социальной сферы, последовательное проведение в жизнь принципов социальной справедливости. Соответственно и «новое мышление» рассматривалось как универсально действующий рычаг оздоровления всей международной обстановки. Исходя из специфической логики «нового мышления», Горбачёв утверждал, что образ мысли и образ действия, основанные на применении силы в мировой политике, «утратили всякое разумное основание».

Фильтр «нового мышления» подтверждал лишь те истины, которые формировались в его структурах. Среди них можно отметить вывод, согласно которому «безопасность неделима. Она может быть только равной для всех, или же её не будет вовсе». Горький опыт, однако, показал, что при распаде Варшавского договора, вызванного перестройкой, безопасность США, стран НАТО значительно окрепла, тогда как безопасность России существенно ослабла.

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).

Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. Эти и другие требования содержались в резолюции Всероссийской конференции НПО. Ключевую роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией правозащитники отводят межправительственным организациям: ООН, ОБСЕ, Совету Европы.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом[16]:

Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям[17].

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «Проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»[18]. Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Буддизм[править | править код]

Будда указывал, что по отношению к другим религиям необходима веротерпимость. Исследователи М. С. Уланов, В. Н. Бадмаев считают, что это стало практически первым в истории провозглашением данного принципа[19]. Также Будда призывал не навязывать собственное учение тем, кто ещё не достиг духовной зрелости и не пришёл к учителю самостоятельно. Будда считал, что каждый искатель имеет право на самостоятельный поиск духовности[20].

Среди индийских буддистов толерантность являлась «религиозным идеалом». Правитель Ашока, известный распространением буддизма, в своём указе заявлял: «Следует почитать чужую веру. Поступая так, [человек] способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. Поступая иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой»[21]. В буддизме также существует терпимое отношение к раскольникам, что позволило создать большое количество школ буддизма. Подобная толерантность, как считает буддолог и профессор В. П. Андросов, «делает самую древнюю религию самой современной»[20]. Кроме того, как отмечает буддолог и профессор В. Г. Лысенко, последователь буддизма может быть также одновременно последователем синтоизма, даосизма и «любой другой религии»[22]. Далай-лама XIV отмечал, что христианам и иудеям желательно брать из буддизма только те медитативные и философские части учения, которые не противоречат их религиям, потому что отказ от иудаизма или христианства не является необходимым условием для практики буддизма[23]. Критики оценивают этот феномен как «слабость» буддизма, в свою очередь учёные указывают, что именно такая толерантность привлекает в буддизм множество последователей[22], особенно на Западе[23].

Учёные, рассматривая буддийскую толерантность, часто имеют в виду то, что буддизм не приемлет насильственного распространения учения. Распространение буддизма в другую культуру происходит ненасильственно и постепенно[24]. Насильственное же «навязывание» учения буддизм считает «преступлением и насилием над личностью»[23].

Кандидат исторических наук и старший научный сотрудник ДНЦ РАН Г. И. Юсупова, рассматривая буддийскую школу дзэн, прогнозировала, что в будущем распространение этой школы в мире будет усиливаться в том числе по той причине, что учение школы содержит в себе «неиссякаемые возможности для развития толерантного сознания, терпимости, приятия человеком самого себя и окружающих»[25].

И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин „толерантность“ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране»[26]. Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах[27].

Также современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например: сокращение коренного населения и его замещение дешёвой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала[28].

Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина)[29]. В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами[30].

Если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы всё время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.

Иногда критики толерантности используют неологизм «толераст» (или «толерастка») для имплицитного оскорбления сторонников идей толерантности, а саму толерантность называют «толерастией»[31][32][33].

  1. Karlheinz Biller & Maria de Lourdes Stiegeler. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse von Viktor Emil Frankl. — Böhlau, 2008. — С. 471—472. — 989 с. — ISBN 3205777557. — ISBN 9783205777557.
  2. ↑ Философский энциклопедический словарь / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2011. — 576 с. — ISBN 978-5-16-002594-0.
  3. ↑ Рамазан Г. А.Этнополитология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, с. 182
  4. ↑ «ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ» N 3-4 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 13 октября 2012. Архивировано 14 ноября 2012 года.
  5. ↑ Бондаренко Д. М., Деминцева Е. Б., Кавыкин О. И., Следзевский И. В., Халтурина Д. А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации (на примере России, Франции и Танзании). История и современность (2007) 2: 153—184.
  6. Балцевич В. А., Балцевич С. Я. Толерантность (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1369 дней]) // Энциклопедия социологии, 2003
  7. ↑ Толерантность, в третьем значении // Большой энциклопедический словарь
  8. ↑ Словарь иностранных слов и выражений. — М., 1998. — 477 с.
  9. ↑ Толерантность (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1369 дней]) // Толковый словарь русского языка Ушакова, 1935—1940
  10. ↑ Толерантность // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  11. Даль В. Терпеть (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1369 дней]) // Толковый словарь живого великорусского языка, 1998
  12. 1 2 Семашко M. A. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007
  13. ↑ tolerance noun (ACCEPTANCE) — definition in British English Dictionary & Thesaurus — Cambridge Dictionary Online
  14. ↑ Татьяна Марголина (неопр.). Уполномоченный по правам человека в Пермском крае. Дата обращения 27 января 2017.
  15. ↑ Татьяна Марголина. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие! // Известия
  16. ↑ Толерантность (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1369 дней]) // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. — Словарь-справочник. — 2005.
  17. ↑ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 23 июля 2011. Архивировано 4 декабря 2010 года.
  18. ↑ Преамбула Устава Организации Объединённых Наций
  19. ↑ Уланов, Бадмаев, 2013, с. 43.
  20. 1 2 Андросов, 2001, с. 29.
  21. ↑ Андросов, 2001, с. 194.
  22. 1 2 Лысенко, 2003, с. 25.
  23. 1 2 3 Уланов, Бадмаев, 2013, с. 44.
  24. ↑ Ермакова, Островская, 2004, с. 248.
  25. ↑ Юсупова, 2007, с. 94.
  26. ↑ В Русской церкви призывают прививать детям в школах вместо западного понятия толерантности традиционные ценности страны // Интерфакс-Религия, 11.02.2009
  27. Петухова Т. Н. Теоретико-методологический анализ понятия «толерантность» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. — № 20 (279). — 2012. — С. 18-23.
  28. ↑ «На смену толерантности приходят националистические тенденции» // Русская народная линия, 14.11.2011
  29. ↑ Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации // Интерфакс, 11.02.2009
  30. ↑ «Пермские боги» заговорили Православный иерарх выступил против уроков толерантности // НГ Религия, 18.02.2009
  31. Васильев Г.Е. Введение в философию культуры. — Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 429 с. — ISBN 9785447546250.
  32. ↑ Вестник Санкт-Петербургского университета / Санкт-Петербургский университет. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. — С. 78. — ISSN 1560-1390.
  33. АКИМОВА Ю.В., ЛЕБЕДЕВ А.А., МИНЕЕВА З.И. Актуальное словообразование в свете новых информационных технологий (рус.) // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — Январь (вып. 57 (№ 1). — С. 172—178.
  • Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  • Толерантность / Гусейнов А. А. // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 236—237. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9.
  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 (Петербургское Востоковедение). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика).
  • Куренной В. А. Толерантность // Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. О. Хеффе, В. С. Малахова, В. П. Филатова при участии Т. А. Дмитриева. — М.: Культурная революция, 2009. — С. 190—192.
  • Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
  • Уланов М. С., Бадмаев В. Н. Буддийские ценности и проблема толерантности в современном мире // Научная мысль Кавказа. — Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет, 2013. — № 3 (75). — С. 43—45. — ISSN 2072-0181.
  • Юсупова Г. И. Духовная традиция дзэн и современность: к истокам толерантного сознания (теоретические аспекты) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. — Махачкала: Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН, 2007. — № 28. — С. 93—95. — ISSN 1684-792X.

Презентация «Понятие толерантности и интолерантности»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Понятие толерантности и интолерантности Работу выполнил: педагог-психолог КГА Описание слайда:

Понятие толерантности и интолерантности Работу выполнил: педагог-психолог КГА ПОУ «Региональный железнодорожный колледж» Конах Лидия Сергеевна Уссурийск, 2016 г.

2 слайд План: Понятие «толерантность»; Толерантность с точки зрения философии; Качест Описание слайда:

План: Понятие «толерантность»; Толерантность с точки зрения философии; Качества толерантной личности; Понятие «интолерантность»; Формы проявления интолерантности.

3 слайд Понятие «толерантность» Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпели Описание слайда:

Понятие «толерантность» Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

4 слайд Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — Описание слайда:

Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»

5 слайд Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культ Описание слайда:

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство.

6 слайд Качества толерантной личности: старается разобраться в своих достоинствах и н Описание слайда:

Качества толерантной личности: старается разобраться в своих достоинствах и недостатках; относится к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинить окружающих; обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защититься от других людей; не перекладывает ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки;

7 слайд видит мир во всем его многообразии; больше ориентирована на себя в работе, тв Описание слайда:

видит мир во всем его многообразии; больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях; стремятся к личной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться; умение формулировать верные суждения о других людях.

8 слайд Понятие «интолерантность» Позитивное понимание толерантности достигается чере Описание слайда:

Понятие «интолерантность» Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности — интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе интолерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе.

9 слайд Нетерпимость порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в прав Описание слайда:

Нетерпимость порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни. Практически и т олерантность выражается в широком диапазоне форм поведения — от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к людям другой национальности и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей.

10 слайд Формы проявления интолерантности оскорбления, насмешки, выражения пренебрежен Описание слайда:

Формы проявления интолерантности оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения; негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах; этноцентризм; дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничения прав человека, искусственной изоляции в обществе;

11 слайд Формы проявления интолерантности расизм, национализм, эксплуатация, фашизм; к Описание слайда:

Формы проявления интолерантности расизм, национализм, эксплуатация, фашизм; ксенофобия в форме этнофобии, мигрантофобии; осквернение религиозных и культурных памятников; изгнание, сегрегация, репрессии; религиозное преследование.

12 слайд  Спасибо за внимание! Описание слайда:

Спасибо за внимание!

 Спасибо за внимание!

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

 Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

 Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-285533

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Толерантность — это… Что такое Толерантность?

Толерантность (tolerance) — снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001).

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть нетолерантными.[1]

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.[2]

В социологии под толерантностью понимают признание и принятие другого человека или сообщества, уважительное отношение к его взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность. Формирование данного понятия часто связывают с гуманистическими идеалами. Толерантность, по мнению социологов, представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и обеспечивает сохранение разнообразия, естественного права на отличность, непохожесть, инаковость.

Социологические теории

Проблема толерантности на уровне микро-социологии была исследована Дж. Мидом и Г.Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальную установку. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят свое место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: [права человека], демократия, мир.

Наиболее частыми векторами исследования толерантность в социологии являются:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:

  • насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями и;
  • в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
  • проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
  • причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
  • возможности формирования толерантных установок.[3]

Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию.[4]

Толерантность и терпимость

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям[5][6][7] или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость».[8]Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.[9]

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.[10] Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.[11]

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.[11]

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.[12]

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»:[13]

Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

Определение ООН

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:[14]

ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.[15]

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».[16] Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Критика понятия

И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин „толерантность“ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране».[17] Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах.[18]

Также, современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например, сокращение коренного населения и его замещение дешёвой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала.[19]

Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина).[20] В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами.[21]

Ответы на критику

По мнению писательницы Людмилы Улицкой:[22]

если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.

См. также

Примечания

  1. Viktor Emil Frankl. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, S. 471—472.
  2. Рамазан Г. А.Этнополитология: учебное пособие для студетов высших учебных заведений, с. 182
  3. «ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ» N 3-4
  4. Бондаренко Д. М., Деминцева Е. Б., Кавыкин О. И., Следзевский И. В., Халтурина Д. А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации (на примере России, Франции и Танзании). История и современность (2007) 2: 153—184.
  5. Балцевич В. А., Балцевич С. Я. Толерантность // Энциклопедия социологии, 2003
  6. Толерантность, в третьем значении // Большой Энциклопедический словарь
  7. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 477 с.
  8. Толерантность // Толковый словарь русского языка Ушакова, 1935—1940
  9. Толерантность // Словарь Брокгауза и Ефрона, 1890—1907
  10. В. Даль. Терпеть // Толковый словарь русского языка, 1998
  11. 1 2 M.A. Семашко. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007
  12. tolerance noun (ACCEPTANCE) — definition in British English Dictionary & Thesaurus — Cambridge Dictionary Online
  13. Татьяна Марголина. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие! // Известия
  14. Толерантность // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. — Словарь-справочник. — 2005.
  15. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  16. Преамбула Устава Организации Объединенных Наций
  17. В Русской церкви призывают прививать детям в школах вместо западного понятия толерантности традиционные ценности страны Интерфакс-Религия
  18. http://www.interfax-russia.ru/r/B/povoljieObw/432.html?menu=4&id_issue=12218282
  19. «На смену толерантности приходят националистические тенденции»
  20. Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации // Интерфакс, 11.02.2009
  21. «Пермские боги» заговорили Православный иерарх выступил против уроков толерантности // НГ Религия, 18.02.2009
  22. Интерфакс-Религия: Людмила Улицкая считает, что письмо Пермского епископа против толерантности говорит о «печальных» тенденциях в обществе

Ссылки

Что такое интолерантность? | Бородатый вопрос

Интолерантность- это нежелание принимать убеждения, поведение или практику кого-то другого человека, связанные с другими актерами, религией или обычаями. Это может привести к высокому уровню ненависти, преступлений и дискриминации в обществе. Это порождает свойство отказа в уме и сердце любого человека отрицать, запрещать или отрицать что-либо (действие или практику), происходящее против его / ее воли или практики. Интолерантность не позволяет людям жить в равенстве, свободе или в других социальных правах. Интолерантность в обществе обычно возникает из-за культуры, пола, религии или какой-либо невыносимой практики.
Толерантность считается хорошим качеством человека, и это наиболее необходимо для создания общества. . Однако интолерантность приводит человека, людей или общество к самой страшной катастрофе. Если мы посмотрим на историю и мифологию, мы увидим множество ужасных актов нетерпимости. У людей развивается чувство ревности, а затем и интолерантность.

Интолерантные люди никогда не принимают кого-то другого, что было главной проблемой с древней истории во всем мире. Интолерантность очень легко делает людей злыми и жестокими по отношению друг к другу (люди разных национальностей и вероисповеданий) к чему-то, чего они не могут терпеть в любом случае. Хорошая система образования и толерантность позволяют им узнать, как получить контроль над своей интолерантности. Толерантность может практиковаться со школьного возраста детей. Их следует учить принимать различия в обществе.
Интолерантность беспокоит людей, общество и нацию, поскольку она порождает насилие среди людей разных групп. Интолерантность делает людей узколобыми и не дает возможности позитивно относиться к тому, что происходит в обществе или нации по-другому. Интолерантность обладает разрушительным потенциалом высокого уровня и очень опасна для нации, где она существует. Так что лучше не давать ей расти в любом обществе или стране, а не уменьшать её процент.

Не следует поощрять интолерантность а стоит поощрять толерантность среди людей. толерантность может быть достигнута с помощью различных методов. Интимный межгрупповой контакт усиливает личный опыт друг друга и снижает интолерантность . Следует поддерживать тесный межгрупповой контакт, чтобы сделать его эффективным и полезным. Механизмы диалога также могут быть эффективными для улучшения коммуникации с обеих сторон. Это помогает людям выражать свои потребности и интересы. СМИ должны выбирать позитивные образы, чтобы способствовать толерантность и пониманию культурной чувствительности. Образование – лучший способ содействовать толерантность и мирному сосуществованию в обществе. Ученики должны быть обеспечены терпимой средой в школе, чтобы они могли уважать и понимать различные культуры. Студенты могут лучше развивать межкультурное понимание в толерантной среде.

Законы необходимы, но не достаточны для противодействия интолерантность в отдельных отношениях. интолерантность очень часто коренится в невежестве и страхе: страх неизвестного, других, других культур, наций, религий. интолерантность также тесно связана с преувеличенным чувством собственного достоинства и гордости, будь то личной, национальной или религиозной. Этим понятиям учат и учат в раннем возрасте. Следовательно, больший акцент должен быть сделан на обучении больше и лучше. Необходимо приложить больше усилий, чтобы научить детей толерантности и правам человека, другим способам жизни. Детей следует поощрять дома и в школе быть непредубежденными и любознательными.

Образование – это пожизненный опыт, который не начинается и не заканчивается в школе. Усилия по формированию толерантности посредством образования не увенчаются успехом, если они не достигнут всех возрастных групп и не будут проводиться повсюду: дома, в школе, на рабочем месте, в правоохранительной и юридической подготовке, и не в последнюю очередь в развлечениях и на информационных магистралях.

Значение слова «интолера́нтный»

интонационно

интолерантность

ая, ое; интолера́нтен, тна, тно.

1. Нетерпимый по отношению к чему- или кому-л.

Интолерантный к чужому мнению, идеям. Интолерантное поведение по отношению к приверженцам другой религии. Интолерантные высказывания в адрес сексуальных меньшинств. Интолерантное содержание статьи. Идеология массовой культуры интолерантна, масса не признает личностей.

2. к чему. Биол.Мед.Плохо переносящий какое-л. пищевое вещество, лекарственное средство, физический фактор и т. п.

Интолерантный к глюкозе.

Данные других словарей

Большой толковый словарь русского языка

Под ред. С. А. Кузнецова

интолера́нтный

-ая, -ое; -тен, -тна, -тно.

[лат. intolerantia — нетерпение]

1. Книжн. Нетерпимо относящийся к чужим привычкам, поведению, мнению; не прощающий другим их слабости и недостатки (противоп.: толера́нтный).

И. человек.

     // Свидетельствующий о таких внутренних качествах человека.

И-ые действия. И-ые отношения.

      нареч.

      -и; ж.

И. населения, общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *