Использования валидности в методике: Что мы понимаем под валидностью метода исследования? * – Валидность — Курс лекций по психодиагностике

Автор: | 28.03.2020

Валидность методов исследования — КиберПедия

Валидностьметода. Валидность метода исследования и диа­гностики (буквально означает «полноценный, пригодный, соот­ветствующий») показывает, в какой мере измеряется то качество (свойство, характеристика), для оценки которого он предназна­чен. Валидность (адекватность) говорит о степени соответствия метода своему назначению. Чем ближе раскрывается в диагности-

ке тот признак, для обнаружения и измерения которого предна­значен метод, тем выше его валидность.

Понятие валидности относится не только к методике, но и к критерию оценки ее качества, критерию валидности. Это основной признак, по которому можно практически судить о том, является ли данная методика валидной.

Такими критериями могут стать следующие:

— поведенческие показатели — реакции, действия и поступки испытуемого в различных жизненных ситуациях;

— достижения испытуемого в различных видах деятельности — учебной, трудовой, творческой и др.;

— самоорганизация, данные, свидетельствующие о выполне­нии различных контрольных проб и заданий;

— данные, получаемые при помощи других методик, валид­ность или связь которых с проверяемой методикой считается до­стоверно установленной.

Чем выше коэффициент корреляции методики с критерием, тем выше валидность. Развитие факторного анализа позволило создавать методики, валидные по отношению к идентифицируе­мому фактору. Только проверенные на валидность методики могут использоваться в диагностической деятельности и рекомендоваться в массовую образовательную практику.

Выделяют несколько видов валидности диагностических мето­дик.

Теоретическая (концептуальная) валидность определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым посред­ством других методик (с показателями которых должна существо­вать теоретически обоснованная зависимость). Теоретическую ва­лидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи разных методик, связан­ных с одной и той же теорией.

Эмпирическая (прагматическая) валидность проверяется по со­ответствию диагностических показателей реальному жизненному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Если, например, с помощью некой методики мы оцениваем чер­ты характера у данного испытуемого, то применяемая методика будет считаться практически или эмпирически валидной тогда, когда мы установим, что данный человек ведет себя в жизни имен­но так, как предсказывает методика, т.е. в соответствии с имею­щейся у него чертой характера.



Внутренняя валидность означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т.п. общей цели и за­мыслу методики в целом. Она считается внутренне невалидной

или недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Внешняя валидностъ — это примерно то же самое, что и эмпи­рическая валидность, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет о связи между показателями методики и наиболее важ­ными, ключевыми внешними признаками, относящимися к по­ведению испытуемого.

Очевидная валидность описывает представление о методе, сло­жившееся у испытуемого, т. е. это валидность с точки зрения ис­пытуемого. Методика должна восприниматься обследуемым как серьезный инструмент познания его личности, чем-то схожий с медицинским диагностическим инструментарием.

Конкурентная валидность оценивается по корреляции разрабо­танной методики с другими, валидность которых относительно измеряемого параметра установлена. П.Клайн отмечает, что дан­ные о конкурентной валидности полезны тогда, когда есть не­удовлетворенность работающей методикой для измерения неко­торых переменных, а новые данные создаются для того, чтобы улучшить качество измерения.

Прогностическая валидность устанавливается с помощью кор­реляции между показателями методики и некоторым критерием, характеризующим измеряемое свойство, но в более позднее вре­мя. Л.Кронбах считает прогностическую валидность наиболее убе­дительным доказательством того, что методика измеряет именно то, для чего она была предназначена.

Инкрементная валидность имеет ограниченное значение и от­носится к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи. В этом случае данный тест обладает ин-крементной валидностью. Это может быть полезно при проведе­нии профотбора с помощью психологических тестов.



Дифференциальная валидность может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов. Тесты интересов обычно коррелиру­ют с академической успеваемостью, но по-разному для разных дисциплин. Значение дифференциальной валидности, так же как и инкрементной, ограничено.

Содержательная валидность определяется через подтверждение того, что задания методики отражают все аспекты изучаемой об­ласти поведения. Содержательную валидность часто называют «ло­гической валидностью» или «валидностью по определению». Она означает, что методика валидна по мнению специалистов. Обыч­но она определяется у тестов достижений. На практике для опре­деления содержательной валидности подбираются эксперты, ко­торые указывают, какая область (области) поведения наиболее важна.

\ Конструктная валидностъ демонстрируется полным, насколь­ко это возможно, описанием переменной, для измерения кото­рой предназначается методика. Конструктная валидность включа­ет в себя все подходы к определению валидности, которые были перечислены выше.

Из описания видов валидности следует, что не существует ка­кого-либо единичного показателя, с помощью которого устанав­ливается валидность диагностической методики. Тем не менее раз­работчик должен представить весомые доказательства в пользу валидности предлагаемой методики.

Легко заметить прямую связь валидности с надежностью. Ме­тодика с низкой надежностью не может обладать высокой валид-ностью, поскольку неверен измерительный инструмент и неста­билен тот признак, который он измеряет. Такая методика при со­поставлении с внешним критерием может в одном случае пока­зать высокие совпадения, а в другом — крайне низкие. Понятно, что при таких данных никаких выводов о соответствии методики своему назначению сделать невозможно.

Выведение коэффициента валидности — трудоемкая процеду­ра, не обязательная в тех случаях, когда методика используется исследователем в ограниченных пределах и не предполагается ее применение в широком масштабе. К коэффициенту валидности предъявляют те же требования, что и к коэффициенту надежно­сти: чем более методически совершенен критерий, тем выше дол­жен быть и коэффициент валидности. Низкий коэффициент ва­лидности чаще всего отмечается при акцентировании внимания на второстепенных аспектах.

Дополнительные требования к методам исследования.Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малей­шие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе экс­перимента. Точность диагностической методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью технических измеритель­ных инструментов. Метр, например, разделенный только на сан­тиметры, будет грубее измерять длину, чем линейка, градуиро­ванная по миллиметрам. В свою очередь микрометр — прибор, позволяющий оценивать длины, отличающиеся друг от друга на 0,001 мм, будет намного более точным измерительным инстру­ментом, чем школьная линейка.

Чем точнее диагностическая методика, тем совершеннее с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки изме­ряемого качества. Однако в практической диагностике далеко не всегда требуется очень высокая степень точности оценок. Ее не­обходимая практическая мера определяется задачей дифферен­циации, разделения испытуемых на группы. Если, например, всю выборку испытуемых нужно разделить всего лишь на две под­группы, то и точность применяемой методики должна соответ-

ствовать именно этому делению, не больше. Если необходимо разделить испытуемых на пять подгрупп, то достаточно приме­нить методику, имеющую измерительную шкалу из пяти пунк­тов (например: «да», «скорее да, чем нет», «ни да, ни нет», «ско­рее нет, чем да», «нет»).

Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется. Если наряду с этим свойством в получаемых показа­телях отражаются и другие, никак не связанные с данной методи­кой, выходящие за пределы ее валидности, то методика не соот­ветствует критерию однозначности, хотя при этом может оста­ваться частично валидной.

Например, если экспериментатора интересуют оценки моти­вов поведения человека и для того, чтобы их получить, он задает испытуемому прямые вопросы относительно мотивов его поведе­ния, то ответы на эти вопросы вряд ли будут соответствовать кри­терию однозначности. В них почти наверняка отразятся и степень осознания испытуемым мотивов своего поведения, и его жела­ние предстать в благоприятном свете в глазах экспериментатора, и оценки им возможных последствий диагностического экспери­мента.

Репрезентативность означает, что свойства более широкого множества объектов представлены в свойствах подмножества. В диа­гностике говорят о «репрезентативности тестовых норм» или о «тематической репрезентативности» диагностических заданий по отношению к «области валидности» методики.

Репрезентативность тестовых норм — соответствие граничных точек на распределении тестовых баллов, полученных на выборке стандартизации, аналогичным граничным точкам, которые мог­ли бы быть получены на популяции проведения — на множестве испытуемых, для которых предназначена методика. Обычно при получении кривой нормального распределения (см. разд. 9.2) де­лается вывод о том, что тестовые нормы обладают репрезентатив­ностью. Однако нормальность не является необходимым условием репрезентативности. Репрезентативность тестовых норм может до­стигаться и в отсутствие нормального распределения.

Тематическая репрезентативность — мера представленности в наборе диагностических заданий той предметной области, на ко­торую направлена методика, т. е. области поведения в случае тес­тирования психологических свойств или области знания в случае педагогической диагностики.

Диагностическая ценность методики определяется путем про­ведения предварительного опыта с так называемой нейтральной группой, результаты которого в дальнейшей диагностической ра­боте не используются.

\ Например, в процессе обработки результата предваритель­ной контрольной работы все полученные данные располагают в возрастающем порядке и определяют медиану, т.е. величину, находящуюся в середине ряда. Учащихся, получивших оценку ниже медианы, считают «слабыми»; вышемедианы — «силь­ными».

Кроме основных есть и ряд дополнительных требований, предъявляемых к выбору диагностических методик.

В о-п ервых, избираемая методика должна быть наиболее про­стой из всех возможных и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат. В этой связи простая опросная методика может быть предпочтительнее сложного теста.

Во-вторых, избираемая методика должна быть нетрудоем­кой, требовать минимума физических и психических усилий на проведение диагностики.

В-третьих, инструкция к методике должна быть простой, короткой и понятной не только для диагноста, но и для испыту­емого, настраивать испытуемого на добросовестную доверитель­ную работу, исключающую возникновение у него побочных мо­тивов, способных отрицательно повлиять на результаты, сделать их сомнительными. В ней, например, не должно быть слов, на­страивающих испытуемого на определенные ответы или намека­ющих на ту или иную оценку этих ответов.

В-ч е т в е р т ы х, обстановка и другие условия проведения диа­гностики не должны содержать посторонних раздражителей, ко­торые могут отвлечь внимание испытуемого, изменить его отно­шение к психодиагностике и превратить его (отношение) из ней­трального и объективного в пристрастное и субъективное. Не до­пускается, как правило, чтобы во время проведения диагностики присутствовал еще кто-либо, кроме диагноста и испытуемого, звучала музыка, слышались посторонние голоса и другие отвле­кающие шумы.

Контрольные вопросы

1. Чем различаются критерии и показатели? Сколько принято выде­лять критериев и показателей?

2. Что называют операционализацией и верификацией?

3. Как определяется объективность исследовательского метода?

4. Что понимают под надежностью метода исследования? Какие су­ществуют приемы оценки надежности метода?

5. Что называют валидностью и какими критериями она определяется?

6. Какие виды валидности выделяют в методологии психолого-педа­гогического исследования?

7. Какие существуют дополнительные требования к методам психоло­го-педагогических исследований и их выбору?

Практические задания

1. Проанализируйте по авторефератам диссертации обоснованность отбора и применения исследовательских методов.

2. Оцените по выделенным в данной главе критериям методы иссле­дования, которые вы отобрали к своему исследованию.

Рекомендуемая литература

Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М., 1989.

Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических иссле­дований. — Стерлитамак, 2002.

Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие. — М., 2002.

Сластенин В. А., Каширин В. В. Психология и педагогика. — М., 2001.

Социальная психология: учеб. пособие / А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.; под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. — М., 2001.

^

ГЛАВА 9

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАУЧНЫХ

ДАННЫХ

Стреляй! Но знай, я это истолкую… Д.А.Леонтьев. Однопсишия

Результативность научного поиска определяется способностью исследователя не только собрать достоверные данные, но также систематизировать и классифицировать их, выявить закономер­ности и представить их научной общественности, а также для ис­пользования педагогами-практиками. Этим вопросам посвящена настоящая глава.

Валидность психодиагностических методик, виды валидности.

Валидность – это понятие, которое указывает, что методика измеряет и насколько хорошо она это делает. То есть это показатель , включающий, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны – какова ее эффективность или практическая полезность.

Проверка методики на валидность называется валидизацией.

Методика, не соответствующая требованиям валидности, или не проверенная на валидность, называется инвалидная.

Валидизация бывает: теоретическая — методика соответствует теории, и практическая — основана на методе экспертных оценок.

Виды валидности:

1. Валидность по одновременности (одномоментности), или текущая валидность, определяется с помощью внешнего критерия, по которому информация собирается одновременно с экспериментами по проверяемой методике (с проведением обследования). Другими словами, собираются данные, относящиеся к настоящему времени: успеваемость в период испытания, производительность в этот же период и т. д. С ними сопоставляют результаты успешности по тесту.

2. «Предсказывающая» валидность (другое название — прогностическая валидность). Определяется также по внешнему критерию, но информация по нему собирается некоторое время спустя после испытания. Внешним критерием обычно бывает выраженная в каких-либо оценках способность человека к тому виду деятельности, для которой он оценивался по результатам диагностических испытаний. Хотя этот прием наиболее соответствует задаче диагностических методик — предсказанию будущей успешности, — применять его очень трудно. Точность диагноза находится в обратной зависимости от времени, заданного для такого прогнозирования. Чем больше проходит времени после измерения, тем большее количество факторов требуется учитывать при оценке прогностической значимости методики. Однако учесть все факторы, влияющие на предсказание, практически невозможно.

3. Ретроспективная валидность. Она определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики. Так, для проверки того, в какой мере хорошие результаты теста способностей соответствуют быстрому обучению, можно сопоставить прошлые оценки успеваемости, прошлые экспертные заключения и т. д. у лиц с высокими и низкими на данный момент диагностическими показателями.

4. Очевидная валидность, то есть представление о методике в сфере ее применения, результативности и прогностической ценности которая  возникает у испытуемого или другого лица не располагающего специальными знаниями о характере использования и целях методики. О. в. можно определить как то, в какой степени содержание теста и его заданий (пунктов) выглядит в глазах тестируемого подходящим для данной ситуации. Содержание очевидно валидных тестов легко опознается выполняющими их лицами, и потому ответы на них могут подвергаться сознательному или бессознательному искажению.

5. Инкрементная валидность –практическая ценность методики при проведении отбора.

21. Определения валидности. Важнейшие составляющие валидности. Психодиагностика

21. Определения валидности. Важнейшие составляющие валидности

Валидность (англ. valid – «действительный, пригодный, имеющий силу») – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

В психодиагностике валидность – обязательная и наиболее важная часть сведений о методике, включающая данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретические ожидания, наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена и т. д.), связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами.

Важнейшая составляющая валидности – определение области изучаемых свойств – имеет принципиальное теоретическое и практическое значение при выборе методики исследования и интерпретации ее данных.

В большей степени достоверность данных теста определяется набором измеряемых свойств. Различные категории этих сведений и способы их получения образуют типы валидности .

Диагностическая (конкурентная) валидность отражает способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку. Сведения, характеризующие степени обоснованности и статистической надежности развития исследуемой психологической особенности в будущем, составляют прогностическую валидность методики.

Два этих типа валидности нередко объединяют в понятие эмпирической валидности. Здесь подчеркивается общность подхода к их определению, который осуществляется путем статистического коррелирования баллов (оценок) по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве валидизации критерия (см. валидности критериальная). Критерий валидности выступает в качестве меры, показателя исследуемых психологических особенностей.

Подтверждение гипотез свидетельствует о теоретической обоснованности методики, т. е. о степени ее конструктной валидности. Этот тип валидности является наиболее сложным и комплексным.

Валидность содержательная (внутренняя, логическая) – комплекс сведений о репрезентативности заданий теста по отношению к измеряемым свойствам и особенностям.

Наряду с перечисленными основными типами валид-ности (содержательной, критериальной и конструктной) на практике выделяют факторную, перекрестную (конвергентную) и дискриминантную валидности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

30. Содержательная валидность. Этапы валидизации. Психодиагностика

30. Содержательная валидность. Этапы валидизации

Содержательная валидность – один из основных типов валидности методики, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств.

Комплекс сведений содержательной валидности традиционно имеет наибольшее значение для тестов, исследующих деятельность, близкую или совпадающую с реальной (чаще всего учебной или профессиональной). Валидность по содержанию закладывается в тест уже при подборе заданий будущей методики. Первым этапом валидизации является определение круга исследуемых свойств, видов деятельности, расчленение сложной способности или деятельности на элементы. На втором этапе разрабатывают собственно модель тестовой деятельности на основе наиболее важных элементов реальной деятельности. Наконец, на последнем этапе проводят анализ степени соответствия разработанной модели реальной деятельности, проверку соответствия пропорций представленности элементов в заданиях теста и в реальной деятельности.

Экспертная оценка адекватности содержания заданий теста может быть дополнена при характеристике содержательной валидности рядом эмпирических процедур. Роль этого критерия при оценке содержательной валидности заключается не в верификации конструкта, лежащего в основе теста, а лишь в анализе гипотез, приведших к выбору того или иного материала для теста.

Наряду с тестами достижений содержательная валидность является одной из важнейших форм валидизации критериально-ориентированных тестов, а также методик, предназначенных для профотбора, анализа успешности овладения профессией. Для валидизации личностных опросников и тестов интеллекта критерии содержательной валидности имеют ограниченное применение и используются лишь на начальных стадиях составления теста. Личностные опросники не имеют того сходства с исследуемой областью поведения, как это имеет место в случае тестов достижений. Ответы на вопросы анкеты, опросника, данные проективных исследований позволяют лишь косвенно судить о реальной деятельности испытуемого. Проявление личностных свойств и реализация способностей в деятельности могут носить индивидуальный характер.

При проведении теста интеллекта эффективное решение заданий может достигаться за счет логического мышления, механической памяти, психомоторной подвижности. Опросники личностные и тесты интеллекта прямо не связаны с конкретным курсом обучения или общностью предшествовавшего жизненного опыта, на которых строится содержание тестов достижений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Понятие валидности. Способы определения валидности.

Вторым после надежности ключевым критерием оценки качества методики является валидность. Но вопрос о валидности методики решается лишь после то-го, как установлена ее надежность. Валидность — одна из важнейших характери-стик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их ка-чества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно.

Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического приме-нения теста или методики, когда требуется установить соответствие между степе-нью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Валидность указывает, что именно тест или методика измеряет и насколько хоро-шо это делает; чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество (свойство), ради измерения коего они создавались. Количественно валидность может выражаться через корреляции результатов, полученных с помощью теста или методики, с другими показателями, — например, с успешностью выполнения соответственной деятельности. Валидность можно обосновать разными путями, чаще всего — комплексно. Применяются также дополнительные понятия валидно-сти концептуальной, критериальной, конструктивной, и прочие виды валидности — со своими способами установления их уровня. Требование валидности весьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или иных психодиагностических мето-дик связаны с сомнительностью их валидности. Например, валидность измерения интеллекта зависит:

1) от определения понятия интеллекта, являющего ту или иную концепцию этого феномена;

2) от состава тестовых заданий, разрабатываемых согласно этой концепции;

3) от эмпирических критериев.

Разные концепции требуют различного состава заданий, поэтому важен во-прос валидности концептуальной. Чем больше задания соответствуют данной ав-торской концепции интеллекта, тем увереннее можно говорить о валидности кон-цептуальной теста. Корреляция теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную валидность по отношению к данному критерию. Определение валид-ности теста всегда требует постановки дополнительных вопросов: валидность для чего? для какой цели? по какому критерию? Итак, понятие валидности относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше валидность. Развитие анализа факторно-го позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору. Только проверенные на валидность тесты можно использовать в ориен-тации профессиональной, отборе профессиональном, в исследованиях научных.

«Валидность теста — понятие, указывающее нам, что тест измеряет и на-сколько хорошо он это делает» — говорит А. Анастази .

Зарубежные специалисты выделяют четыре типа показателей валидности:

1. Критерий исполнения (в их число входят: количество выполненных работ, ус-певаемость, время, затраченное на обучение, темп роста квалификации и т. п.).

2. Субъективные критерии (они включают различные виды ответов, которые от-ражают отношение человека к чему-либо или к кому-либо, его мнения, взгляды, предпочтения, субъективные критерии получают с помощью интервью, вопросни-ков, анкет).

3. Физиологические критерии (они используются при изучении влияния окру-жающей среды и других ситуационных переменных на организм и психику чело-века).

4. Критерий случайностей (применяется, когда цель исследования касается, на-пример, проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены не-счастным случаям).

Валидность: критерий — применительно методик означает независимые показатели и признаки, по коим можно судить о ее валидности. По этим критери-ям оцениваются результаты, получаемые при практическом применении методи-ки. Критерии могут быть таковы:

1) поведенческие показатели — реакции, действия и поступки испытуемого в раз-личных ситуациях жизни;

2) достижения испытуемого в различных видах деятельности — учебной, трудовой и пр.;

3) данные о выполнении различных контрольных проб и заданий;

Валидность (психология) — Википедия

Вали́дность (англ. validity, от лат. validus — «сильный, здоровый, достойный») — обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях. Более прикладное определение понятия «валидность» — мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам. Валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии, организационной психологии и психодиагностики.

Как в психологии, так и в статистике валидное измерение — такое измерение, которое измеряет то, что оно должно измерять (эта узкая трактовка «валидности» является наиболее популярной, по факту она соответствует понятию «конструктная валидность»). То есть, к примеру, при валидном измерении интеллекта измеряется именно интеллект, а не что-то другое. Безупречный эксперимент (возможный лишь в теории) будет обладать безупречной валидностью: он будет точно показывать, что экспериментальный эффект был вызван изменением независимой переменной, он будет полностью соответствовать реальности, его результаты можно обобщить без ограничений.

Когда говорят о степени валидности, рассматривается то, насколько результаты исследования соответствуют поставленным задачам (однако при этом валидность не измеряется в каких-либо условных единицах).

Важная особенность валидности — её нельзя установить единожды и использовать это доказательство как финальный аргумент «за» качество того или иного эксперимента или методики. Валидность необходимо постоянно обосновывать новыми данными, перепроверять в независимых исследованиях.

Способы установления валидности методики

Чаще всего понятие «валидность» обсуждается в контексте конкретных методик или экспериментов. При этом может быть поставлен вопрос и о валидности определенного метода в целом (например, метода тестирования или ассессмент центра). Подобные исследования проводятся с помощью мета-анализа.

Существуют три основных способа установления валидности методики.

I. Оценка содержательной валидности.

Содержательная валидность — степень соответствия содержания заданий методики той реальной деятельности, в которой проявляется измеряемое в методике свойство. Частным случаем содержательной валидности является так называемая очевидная (лицевая или фейс) валидность — степень соответствия методики ожиданиям оцениваемых. Для большинства методик считается важным, чтобы для участника оценки была очевидна связь между содержанием процедуры оценки и той реальной деятельностью, которая является объектом оценки (профессиональная, учебная, семейная и т. п.).

II. Оценка конструктной валидности.

Конструктная валидность — это степень обоснованности того, что методика действительно измеряет заданные и при этом научно обоснованные конструкты. Существуют, как минимум, две стратегии установления конструктной валидности.

Подход первый — «конвергентная валидизация» — это проверка ожидаемой связи результатов конкретной методики с показателями других методик, измеряющих сходные характеристики. Например, если для измерения какой-либо черты существует несколько методик, целесообразным было бы провести эксперименты по хотя бы двум, и тогда при обнаружении высокой положительной корреляции их результатов между собой можно говорить о валидности. Основной целью конвергентной валидизации является определение того, будут ли оценки теста варьироваться в соответствии с ожиданиями.

Подход второй — «дискриминантная валидизация»[en]. Проверка валидности здесь заключается в том, что тест не должен измерять никакой черты, с которой он теоретически и не должен быть связан.

III. Оценка критериальной валидности.

Критериальная валидность — это определенная статистическими методами степень соответствия результатов методики и определенных заранее внешних критериев. В качестве подобных критериев могут выступать:

  • независимые от результатов методики непосредственные меры исследуемого качества (такие как уровень достижения в какой-либо деятельности, степень развития способности, выраженность определенного свойства личности и т. д.),
  • показатели социально- или оргазизационно-значимых результатов деятельности (ключевые показатели эффективности (КПЭ или KPI), успеваемость, устойчивость семейных отношений и т. п.)

Одним из видов критериальной валидности является т. н. «прогностическая» валидность. Этот вид валидности используется, когда методика призвана давать определенный прогноз поведения человека. Соответственно, если прогноз оправдывается с течением времени, это говорит о том, что методика является прогностически валидной.

Профессиональные разработчики методик должны обосновывать все перечисленные виды валидности и вести постоянный сбор свидетельств в пользу валидности их инструментов.

Виды валидности

В различных источниках упоминаются разные названия, что может создавать определенную путаницу. В экспериментальной психологии ключевыми понятиями являются

Для психодиагностики и организационной психологии более традиционной[1] является классификация из трех основных видов валидности:

См. также

Примечания

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *