Валеология — Википедия. Что такое Валеология
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека[1]. Причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям»[2].
Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.
Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения.[1] Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.[1]
Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины[1]. По этой причине валеология подвергалась критике как со стороны научного сообщества, так и со стороны Русской православной церкви. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.
История
С 1996 года Российский институт профилактической медицины начал проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».
С 1996 года Южный федеральный университет (ЮФУ) издаёт научно-практический журнал «Валеология»[3]. В 2004—2017 годах журнал «Валеология» входил в список журналов ВАК[4] (ныне исключён)[5]
Министерство здравоохранения России утвердило должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводили в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.
В конце 1990-х годов возросла популярность валеологии. Появилось множество литературы и учебников по валеологии. Учебные материалы по валеологии оказались наполнены такими далеко не научными понятиями, как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви.
В результате в 2001 году Министерство образования России исключило предмет и специальность «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений.
В Белоруссии последователями учения Порфирия Иванова на государственном уровне предпринимались попытки внедрить в систему образования преподавание программы «Валеология»
Научно-образовательные организации
- Учебно-научно-исследовательский институт валеологии Южного Федерального университета открыт в 1998 году, директор — проф. Кураев Г. А., переименован в Учебно-научно-исследовательский институт биомедицинских информационных технологий в 2013 году.
- Кафедра физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, заведующий — Э. М. Казин, д.б.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Международной академии наук высшей школы[7].
- Кафедра валеологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (ранее — кафедра физического воспитания и спорта), заведующий — доцент А. И. Остапенко[8].
- Институт здоровья и экологии человека ЧГПУ, директор — д.п.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, член ряда «общественных академий»: ПАНИ, МАНЭБ и МАНПО З. И. Тюмасева.
- Кафедра валеологии и безопасности жизнедеятельности человека Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, заведующий — Ефимова, Валентина Михайловна, доцент, к.б.н., руководитель лаборатории возрастной физиологии и валеологии биологического факультета, лауреат Премии АР Крым в области науки и техники.
- Кафедра валеологии МГТУ им. Н. Э. Баумана (факультет биомедицинских технологий)
- Кафедра валеологии и экологии. Южно-Уральский государственный университет. — заведующий — Исаев Александр Петрович, д.б.н., профессор
Критика
Со стороны науки
Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой «конгломерат из разнородных дисциплин, но ни в коем случае не синтез, поскольку науки, привлекаемые валеологией, остаются изолированными и никак не связаны между собой, оставаясь каждая со своим собственным понятийным аппаратом и своими различными теоретическими представлениями о человеке. <…> Валеология претендует на всеобъемлющий подход к человеку, не имея при этом ни собственного понятийного аппарата, не умея применять теоретические представления, выработанные в гуманитарных науках»
В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку, представляющую собой «смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела»
Валеология подвергается критике со стороны философов: определяя её как одно из ментальных течений современности, сотрудники Института философии РАН отмечают необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов[14].
Со стороны представителей Русской православной церкви
Представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение. Так, старший научный сотрудник кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, председатель отдела катехизации и религиозного образования Рязанской митрополии кандидат физико-математических наук протоиерей Сергий Рыбаков, анализируя попавшие к нему в 1999 году пособия по валеологии, пришёл к следующему заключению:
- Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является религиозным учением.
- Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой) и молодёжной аудитории.
- Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.
- Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.
Иначе говоря, валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести её к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства[15].
Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев не рассматривает валеологию как науку, считая её пропагандистско-коммерческим проектом[16].
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Фесенкова Л. В., Шаталов А. Т. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья) / Баксанский О. Е., Лисеев И. К. Философия здоровья.— М.: ИФ РАН, 2001.
- ↑ Мац А.Н. Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ // Педиатрическая фармакология. — 2009. — Т. 6, № 6. — С. 12—35. Архивировано 20 января 2012 года.
- ↑ Журнал «Валеология», ЮФУ.
- ↑ Перечень ведущих периодических изданий ВАК, редакция 22.10.2010. Архивировано 17 декабря 2012 года.
- ↑ Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук.
- ↑ Маскалевич Ю. А. Взаимодействие социальных институтов по преодолению влияния деструктивных сект на студенческую молодёжь // Актуальные проблемы социализации молодёжи в современном мире : мат-лы межд. студ. конф.-семинара (г. Минск, 12—13 марта 2010 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла; отв. ред. и сост. Г. Н. Петровский. — Минск: Зорны Верасок, 2010. — С. 256. — 360 с. — ISBN 978-985-6957-30-0.
- ↑ Биологический факультет Кемеровского государственного университета. Кафедра физиологии человека и животных и валеологии
- ↑ О кафедре
- ↑ А. Н. Мац Архивная копия от 24 октября 2012 на Wayback Machine
- ↑ Мац А.Н. Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ // Педиатрическая фармакология. — 2009. — Т. 6, № 6. — С. 12—35. Архивировано 20 января 2012 года.
- ↑ Фесенкова Л. В. «Теория эволюции и её отражение в культуре» — М.: ИФ РАН, 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2
- ↑ Открытое письмо министру образования Российской Федерации Филиппову В. М. Архивная копия от 28 ноября 2010 на Wayback Machine
- ↑ Кругляков Э. П. «Ученые» с большой дороги-3 — М.: Наука, 2009. — 357 с. — ISBN 978-5-02-037043-2
«Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно». - ↑ Научный отчет за 2008 г. отдела философии науки и техники ИФ РАН
- ↑ Протоиерей Сергий (Рыбаков) Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine Валеология — наука или сектантское учение?
- ↑ Дювали И. Искусство жить. Видео@Mail.Ru
Литература
- Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. ― К.: Здоров’я, 1998. ― 244 с.
- Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М.: ФиС, 1990
- Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. (недоступная ссылка) — 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2005
- Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах.— М.: АСТ, 2001.— 421 с. — ISBN 5-17-005067-4.
- Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов. 2003. — 238 с. — ISBN 985-06-0871-4.
- Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005. — 527 с. — ISBN 5-241-00202-2.
- Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов, 2004. — ISBN 5-222-05408-X.
Ссылки
- Жолдак В. И. (доктор педагогических наук, профессор), Калинкин Л. А. (доктор медицинских наук, профессор) Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы // Московская государственная академия физической культуры, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
- Истоки и история развития валеологии (из книги «Медицинская валеология»)
- Фесенкова Л. В. (Институт философии РАН) Валеология и проблема здоровья россиян
- Петленко В. П. Основы валеологии. Книга первая. 1998. — 433 с.
- Апанасенко Г. Л. Истоки и история возникновения валеологии.
- Апанасенко Г. Л. Школа валеологии и здоровья профессора Апанасенко.
- Филиппов В. Н. (заведующий кафедрой философии БГПУ, член МАИ, МАНПО) Заключение Научно-исследовательской лаборатории БГПУ «Философия человека и образования» (по некоторым антивалеологическим материалам)
- Правда и ложь о Валеологии (недоступная ссылка)
- Циркин В. И. (КГМА) Ответ на статью «Валеология — религия XXI века, или третья волна духовной агрессии», опубликованную в журнале «Народное образование» (№ 1, 2001. С. 233—245)
- Мнение представителей Русской православной церкви
Валеология — это… Что такое Валеология?
ВАЛЕОЛОГИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка
валеология — сущ., кол во синонимов: 1 • лженаука (34) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ВАЛЕОЛОГИЯ — (от лат. valeo – (я) здоров) + …логия). Наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья, которая включает в себя знания из области психофизиологии здорового человека, социальной гигиены, профилактики соматических и психических… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Валеология — Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия
Валеология — (лат. valeo здравствовать, logos наука) наука о здоровье, о механизмах сохранения и укрепления здоровья человека. Понятие В. введено И.И. Брехманом в 1980. Согласно его воззрениям, В. синтезирует научные достижения биологии, медицины,… … Педагогический терминологический словарь
валеология — valeologija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Mokslas apie sveikatą, jos stiprinimą ir tausojimą, sveiką gyvenseną: sveikatos rizikos veiksnius, ligų profilaktiką, reabilitaciją ir jos metodus, priemones (išskyrus vaistus).… … Sporto terminų žodynas
валеология — ж. Область медицины, изучающая формирование, развитие, сохранение и укрепления физического и нравственного здоровья человека. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
валеология — валеол огия, и … Русский орфографический словарь
Валеология — (лат. valeo быть сильным, крепким; греч. logos – слово, понятие, учение) – учение о здоровье. Благозвучное, чаще всего скрывающее существо дела название «нетрадиционного», большей частью обывательского или откровенно антинаучного представления… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Валеология — (от латинского vale будь здоров) наука о здоровье, в основе которой лежит идея формирования здорового человека через нравственное, физическое и половое воспитание. В современной школе осуществляется через обучение способам психической… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Что такое валеология?
Термин «валеология» был введен в начале 80-х годов 20 века Брехманом И.И. Но в настоящее время далеко не все знают, что такое валеология. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Валеология – это наука о здоровом образе жизни, изучающая уровень, резервы и потенциал психического и физического здоровья человека, а также способы и методы его укрепления и сохранения. Здоровый образ жизни предполагает отказ от вредных привычек, правильное питание, занятие спортом, рационально организованный режим отдыха и труда.
Валеология тесно связана с другими науками. Она находится на границе с физиологией, психологией, педагогикой, гигиеной, анатомией, социологией.
Что изучает валеология
Предметом исследования валеологии является индивидуальное здоровье человека, его механизмы и управление ими.
Объектом валеологии являются индивиды, которые находятся в диапазоне здоровья. Другими словами можно сказать, что объектом валеологии считается практически здоровый человек и человек, который находится в предболезненном состоянии.
Валеология анализирует индивидуальное здоровье как отдельную медико-социальную группу, суть которой можно охарактеризовать при помощи качественных и количественных показателях.
Цель валеологии – реализовать унаследованные механизмы и резервы жизнедеятельности человека, поддержать его адаптацию к условиям внешней и внутренней среды на высоком уровне.
Основные задачи валеологии
- Количественная оценка и изучение состояния здоровья человека и его резервов.
- Создание установок, направленных на здоровый образ жизни.
- Укрепление и сохранение здоровья человека путем приобщения к здоровому образу жизни.
Валеология также решает задачи обучения и задачи оздоровительного, воспитательного и образовательного характера.
Валеология разрабатывает методы и способы укрепления здоровья, обеспечивает профилактику заболеваний.
Главными методами изучения валеологии являются диагностика уровня здоровья, прогнозирование, управление индивидуальным здоровьем.
Выделяют следующие направления валеологии:
- медицинская валеология;
- общая валеология;
- педагогическая валеология;
- профессиональная валеология;
- социальная валеология;
- семейная валеология;
- возрастная валеология;
- экологическая валеология.
❶ Что такое валеология 🚩 основной курс валеологии 🚩 Здоровье и медицина 🚩 Другое
Валеология является интегративной наукой, тесно связанной с медициной, психологией и философией. Достаточно часто возникает вопрос: почему она все-таки выделяется в отдельную дисциплину? В чем ее отличие от медицины и от гигиены человека? Между тем, как считают последователи этого нового направления, существует принципиальная разница. Медицина изучает болезни и больного, гигиена – условия жизнедеятельности и среду обитания человека, а предметом изучения курса валеологии является здоровый человек. Причем акцент делается не на какое-либо воздействие на самого человека, а на его личную ответственность за собственное здоровье.В основу валеологии положен принцип максимального использования всех резервов организма и поддержание возможностей адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды на высоком уровне. Реализация этой задачи происходит через формирование установки у человека на здоровый образ жизни, изучение правил гигиены и основ экологической грамотности.Несмотря на свою относительную молодость, в валеологии уже произошла заметная дифференциация по специфике интересов. Выделяют общую валеологию, медицинскую, возрастную, профессиональную, семейную, экологическую, социальную и педагогическую.Особо мощный импульс развития получила педагогическая валеология, изучающая вопросы воспитания и обучения человека, мотивированного на здоровый образ жизни. В самом начале XXI века были сделаны попытки ввести обязательные уроки валеологии в школах. Однако такие преобразования встретили резкую критику, и предмет был исключен из основного учебного плана.Критику в основном вызвала непроработанность курса валеологии. Кроме того, противники введения этого предмета считают, что в него слишком многое привнесено из восточных практик и религий, что не подходит для российского менталитета. Однако валеология в России по-прежнему достаточно динамично развивается, накапливая уже собственную научную базу и разрабатывая новые методики.Ответы Mail.ru: Что такое валеология???
наука о здоровье. чаще всего термин применяется к детям школьного возраста.
Валеология — наука о здоровье. Её отличие от других наук, изучающих здоровье человека, в том, что в сфере интересов Валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у Медицины — болезнь и больной, а у Гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности человека
Валеоло́гия (от лат. valeo — «быть здоровым» ) — термин, введённый в обиход советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, академиком Академии технологических наук России Израилем Брехманом. По мнению валеологов, «Валеология — наука о здоровье. Её отличие от других наук, изучающих здоровье человека, в том, что в сфере интересов Валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у Медицины — болезнь и больной, а у Гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности человека» [1].
Наука о здоровье (короче, что нужно делать, чтобы не болеть).
Предметом Валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней. Основные задачи Валеологии: Изучение механизмов формирования, развития, сохранения резервов систем организации в онтогенезе. Формирование образа жизни индивида путём: развития интеллектуальной творческой деятельности; воспитания, повышения культуры знаний психофизиологии своего организма; мотивации на здоровье. Разработка методов генетического психофизиологического мониторинга здоровья. Информационно-просветительская деятельность. Создание непрерывного валеологического образования. Подготовка учебной литературы по валеологии для школ и вузов. Подготовка и повышение квалификации кадров. Валеологию разделяют на общую и частную. К частной валеологии относят медицинскую и педагогическую. Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека. Педагогическая валеология изучает вопросы образовательной и воспитательной работой по сохранению и укреплению здоровья человека. Составные части валеологии: Морфология (анатомия) здоровья Физиология здоровья Психология здоровья Генетика здоровья Экология здоровья Непрерывное валеологическое воспитание и образование Формирование здорового образа жизни
Помню у меня в школе были уроки валеологии. Так вот там мы все время рисовали, что-то писали и учили какие-то молитвы, что-ли.
наука о здоровье
Значение слова ВАЛЕОЛОГИЯ. Что такое ВАЛЕОЛОГИЯ?
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. Валеология подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям».Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.
Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения. Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла. Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.
Предмет, объект, метод и задачи валеологии. Основные понятия валеологии (стр. 1 из 64)
Билет № 1
1. Предмет, объект, метод и задачи валеологии. Основные понятия валеологии.
2. Память и ее тренировка
Основные понятия валеологии
Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечении, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.
Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Предметомвалеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Объектвалеологии — практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Имея дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.
Методомвалеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения.
Основная цельвалеологии- максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и влешней среды.
Основные задачивалеологии:
1.Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
2.Формирование установки на здоровый образ жизни.
3.Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
Основные понятия.
Жизнь — высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движении, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т.д.
Гомеостаз— свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.
Гомеостаз зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья.
Для сохранности биохимических и функциональных констант организма необходимо поддержание постоянной температуры всего организма, его частей и систем и даже органов, содержания глюкозы, рН и других физико-химических свойствах крови, стабильности клеточного состава и т.д.
Адаптация — приспособление к изменениям внешней среды таким образом, что человек не теряет трудоспособности.
Приспособительный характер жизни — одна из ее существенных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности. Адаптация позволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удерживать существенные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивающих стабильность системы.
Различают три вида адаптивных изменений — срочные, кумулятивные и эволюционные.
Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими в ответ на непрерывно меняющиеся условия среды.
Характерные свойства срочной адаптации:
· возникновение только при непосредственном внешнем
воздействии, поэтому срочные реакции не закрепляются в организме и исчезают сразу после устранения этого воздействия;
· характер и интенсивность срочной адаптативной реакции
точно соответствуют характеру и силе внешнего раздражителя;
· срочными реакциями организм может отвечать только на воздействия, которые по своей силе, характеру и времени не превышают физиологических возможностей организма.
Кумулятивная адаптация отличается такими изменениями, которые возникают в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия.
Суть эволюционной адаптации заключается в том, что если изменившиеся условия среды сохраняются достаточно долго (предполагается не менее 10 поколений), то это приводит к адаптивным изменениям в генной структуре, в результате чего для последующих поколений подобные условия становятся «своими», естественными.
Адаптивные защитно-приспособительные реакции разделяются на специфические и неспецифические. Первые из них обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против данного раздражителя (типичные примеры — адаптация к физическим нагрузкам в тренировке, невосприимчивость организма к определенным видам возбудителей инфекционных заболеваний в виде иммунитета). Неспецифические адаптивные реакции способствуют повышению устойчивости, обшей сопротивляемости организма к любым возмущающим факторам внешней среды.
Генотип и фенотип.Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах. В более широком смысле это совокупность всех наследственных факторов организма.
Под фенотипомпонимается совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которых протекает его развитие.
Принадлежность к виду Ноmo Sapiens совсем не означает, что все его представители генотипически идентичны. В этом отношении все люди отличаются рядом гено- и фенотипическими особенностями:
· адаптивного характера, детерминированного климато-географическими факторами; поэтому адаптация эскимоса кусловиям Центральной Африки (как и эфиопа — к условиям тундры) окажется довольно неадекватной;
· историко-эволюционного характера в виде этноса, отличающегося религиозным, национальным развитием;
· культурологическими и т.д. особенностями, поэтому, например, скандинавский этнос отличается от монголоидного;
· социального характера, ведущего к различиям в образе жизни, культуре, социальных притязаниях и др., между интеллигентом и крестьянином, горожанином и жителем деревни;
· экономического характера, обусловленного принадлежностью к той или иной социально-экономической группировке (банкир и рабочий, бизнесмен и клерк).
Память – способность нервной системы воспринимать и хранить информацию и извлекать ее для решения разнообразных задач и построения своего поведения. Благодаря этой сложной и важной функции мозга человек может накапливать опыт и использовать его в будущем.
Информационные сигналы вначале воздействуют на анализаторы, вызывая в них изменения, которые держатся, как правило, не более 0,5 секунды. Эти изменения называют сенсорной памятью – она позволяет человеку сохранять, например, зрительный образ во время мигания или просматривать кинофильм, воспринимая единство изображения, несмотря на сменяющиеся кадры. В процессе тренировки продолжительность действия этого вида памяти может удлиняться до десятков минут – в этом случае говорят об эйдетической памяти, когда ее характер становится подконтрольным сознанию (по крайней мере, частично). Следующей за сенсорной памятью по длительности хранения информации выделяют краткосрочную память, которая позволяет оперировать информацией десятки секунд. Наиболее же важная, наиболее значимая часть информации храниться в долговременной памяти, которая обеспечивает эти функции годы и десятилетия.
Лежащее в основе памяти запоминание может происходить неосознанно и сознательно. В первом случае воспроизвести информацию обычными способами сложно, во втором – легче. Механизм запоминания можно представить себе в виде цепочки: потребность (или интерес) – мотивация – выполнение – концентрация внимания – организация информации – запоминание. При этом нарушение любого участка цепи ухудшает память. Тем не менее люди часто жалуются на плохую память, имея в виду трудности фиксации необходимой информации и главное – извлечения ее из кладовых долговременной и иногда краткосрочной.
Хотя часто люди жалуются на плохую память, как правило, дело не в ней, а в низком уровне внимания. Внимание трудно концентрировать, если вокруг много посторонних раздражителей, например, шум, включены ТВ, радио и т.д. Трудно сосредоточить также внимание, если человек утомлен, болен, находится в состоянии повышенного нервно-психического напряжения, с другой стороны, целенаправленно тренируя и управляя вниманием, можно улучшить свою память.
Запоминается лучше всего интересная информация.
Разные люди неодинаково запоминают информацию разной модальности: одни лучше фиксируют информацию зрительную, другие – словесную. Кроме того, в связи с функциональной асимметрией мозга можно выделить вербальную форму памяти и образную, поэтому в младших классах, например, большее значение имеет иллюстративная и эмоциональная подача информации, а в старших – логическая.
Огромную роль в запоминании играет мотивация. Человек должен осознавать, для чего нужна эта информация, – если уровень мотивации высок, то запоминание идет успешно. Исходя из этого, само запоминание должно носить не характер механического процесса, а мотивационно–эмоционального, или с заранее определенной целью. Проблема упрощается, если использовать в качестве механизма формирования мотивировки самовнушение. Последнее может реализоваться не только через аутотренинг, но и помощью дополнительных приемов психотренинга, которые развивают возможности человека в этом направлении. Важный резерв тренировки самовнушения – развитие образно-чувственного мышления, которое само по себе расширяет возможности запоминания в виде образов. В этом отношении эффективным оказывается перевод в чувственные образы различной вербальной информации (слова, предложения, мысли) у людей правополушарного типа.