Как нарисовать мажор и минор: Лад в музыке: мажор и минор – Психология: Мажор минор рисунки — бесплатные статьи по Психологии в Доме Солнца

Автор: | 14.06.2020

«Мажор и минор. Освоение ладов на уроках музыкальной литературы» (1 год обучения)

Методическое сообщение по теме «Мажор и минор. Освоение ладов на уроках музыкальной литературы»

1 год обучения

Выполнила: преподаватель первой квалификационной категории

Ильянова Ольга Вячеславовна

Тема «Лады в музыке» подробнее всего изучается в детской музыкальной школе на первом году обучения в курсе предмета «Музыкальная литература» в разделе «Элементы музыкальной речи». Хотя дети уже на первом году обучения в музыкальной школе осваивают понятия мажора и минора, их окончательное понимание приходит после неоднократного построения гамм на уроках фортепиано, сольфеджио, а также слушания музыки во время прослушивания произведений.

В задачи преподавателя на уроке по теме «Лады» входит разрешение следующих проблем:

  1. Определить нюансы в звучании мажорного и минорного ладов.

  2. Соотнести особенности звучания ладов с настроениями в музыке.

  3. Определить значение лада среди элементов музыкальной речи.

Для решения поставленных задач следует прослушать несколько разноплановых произведений и сделать выводы.

Термины «мажор» и «минор» происходят из латинского языка и переводятся как «большой» и «малый». Зачастую наблюдаются свободные переводы (твердый, мягкий, бодрый, грустный), которые приводят к ошибочному толкованию и определению ладов. Поэтому я предлагаю дать определение лада, связав его с особенностями его строения, а не звучания. Лад – это взаимоотношения между звуками. Основой мажорного лада является большая терция, а минорного – малая. Именно поэтому эти лады так названы. Затем можно дать характеристику звучания тонических трезвучий, которые дети уже после первого года обучения вполне хорошо различают и понимают. Закрепление этих понятий можно представить в виде песенок-попевок трезвучий из уроков сольфеджио.

Перед прослушиванием произведений можно предложить угадать лад в «мини-угадайке», где учитель проигрывает кусочки произведений на музыкальном инструменте, как простейших («Вот иду я вверх, вот иду я вниз»), так и более сложных (мотивы песен «Полюшко-поле», «В лесу родилась елочка»), каждый раз проигрывая трезвучия и пытаясь вызвать эмоциональный отклик. Для этого учащиеся рисуют несколько «колобков» и во время звучания музыки придают им правильное выражение. «Колобки» могут быть сделаны заранее и вырезаны из бумаги, либо рисоваться прямо в тетради от руки или с помощью круглых заготовок.

При обсуждении характера я предлагаю пользоваться словами – светлый-мрачный, бодрый-тревожный, яркий-темный, довольный-печальный, тем самым избавляя детей от повторения одних и тех же слов – веселый и грустный.

Наша педагогическая цель – дать понять, что лад лишь придает желаемый характер, способствует достижению композитором своей авторской цели. Рассуждение «звучит грустно, значит здесь минор» должно со временем превратиться в такое: «благодаря минорному ладу, музыка звучит печально, мрачно»

В связи с этим, следует попросить учащихся представить себя на месте композитора и художника и предложить выбрать лад для следующих вымышленных произведений, и нарисовать выражение лица колобку.

— Осеннее ненастье

— Морская прогулка

— Летний день (какой именно день вы представляете?)

— Богатый и бедный

— Злая собачка

— Буря

— Ночь и день

Для собственно прослушивания я предлагаю четыре произведения, два из которых явного ладового оттенка, так как настроение совпадает с привычными представлениями о мажоре и миноре.

  1. Чайковский — «Старинная французская песенка» (минор)

  2. Шостакович – Фуга Ре мажор из цикла 24 прелюдии и фуги (мажор)

  3. Моцарт – симфония №40, 1 часть, Главная партия (минор и переход на мажор)

  4. Кабалевский — «Клоуны»

Определение ладов в первых двух пьесах, как правило, не представляют трудностей. Дети сразу попадают в точный ответ, с легкостью обсуждают настроение. Трудность с определением лада возникает на симфонии Моцарта, так как, дослушав до конца, где утверждается мажор, дети зачастую воспринимают эту музыку как бодрую. Учитель может задать наводящую подсказку – «послушайте еще раз начало и сравните настроение, попробуйте нарисовать выражение лица у колобка». Тогда дети понимают, что в начале был минор, а затем он перешел в мажор. Учитель должен подчеркнуть, что это бывает гораздо чаще, чем звучание в одном и том же ладу. Ведь и наше настроение может меняться.

Определенные трудности возникают и в тех пьесах, где настроение не всегда соответствует привычному понимаю лада, таким образом, вводя учащихся в заблуждение, но разрешив которое они начинают понимать произведение по-новому. К таким пьесам можно отнести «Турецкое рондо» Моцарта (минор в быстром темпе), Прелюдию до-минор из 1 тома Х.Т.К. Баха (минор в быстром темпе), Сонату Ля-мажор 1 часть Моцарта (мажор в неторопливом темпе). Лад открывает скрытый смысл подобных произведений, о чем и следует говорить с учащимися после прослушивания. Данные произведения могут быть прослушаны на следующем уроке, который так же можно посвятить изучению ладов, дополнив их изучением других элементов музыкальной речи, например, темпа.

К финалу урока я предлагаю послушать пьесу Д.Кабалевского «Клоуны».

Несмотря на то, что в пьесе сохраняются мажорные тональности (Ля мажор-Фа мажор-Ля мажор), Кабалевский гениально использовал игру ладов, меняя в каждом интонационном обороте всего одну ступень, значимую для построения лада. (3 ступень)

Перед прослушиванием пьес на уроке преподаватель задает вопросы, на которые нужно найти ответ на протяжении звучания произведения. Именно такое – озадаченное – прослушивание дает эффект как для ученика, так и для преподавателя. Перед прослушиванием пьесы «Клоуны», преподаватель дает название и просит найти ответ на вопрос: «Сколько клоунов вышло на сцену?»

После прослушивания начинается обсуждение, в процессе которого выясняется, что клоунов было как минимум два (один бодрый, другой печальный) и на этом этапе необходимо озадачить детей вопросом – «что же именно влияло на такую частую смену настроения?» Пригласив детей к фортепиано, следует показать на клавиатуре эту смену 3 ступени. Так учащиеся закрепляют понимание мажорного и минорного строения, а также соотносят звучание ладов с характером в музыке, приучают себя к аналитическому прослушиванию, вызывая у себя желание выяснить – что же за трезвучие лежит в основе.

Для хорошего запоминания произведений, необходимо использовать возрастные психологические особенности учеников. Больше всего учащиеся младших классов любят рисовать и петь, и именно через эти виды деятельности на уроках слушания музыки или музыкальной литературы лучше всего закрепляется образная ассоциация. Поэтому в качестве домашнего задания подойдет рисование клоунов. В качестве альтернативы можно предложить подобрать два контрастных по образам стихотворения либо найти материалы по биографии композиторов, чье творчество мы затронули на уроке.

На самом же уроке, если позволяет время, я предлагаю выучить слова к этой пьесе, сочиненные мною и легко запоминающиеся детьми.

Приходите скорей, приводите всех детей,

Здесь на сцену выйдут кло-у-ны!

Мы веселые, мы задорные,

Цирковые ша-лу-ны.

Можем мы погрустить и слезу свою пустить

Даже в этом время мы смеш-ны

Но запомните друзья, забывать про нас нельзя

Смех и шутки очень зрителям нужны,

По-э-то-му вы….

При-хо-дите скорей, приводите всех детей,

Здесь на сцену выйдут кло-у-ны!

Мы веселые, мы задорные,

Цирковые ша-лу-ны.

Так, урок музыкальной литературы на тему «Лады» может не только ознакомить детей с новыми интересными произведениями, но и закрепить знания детей по музыкальной грамоте, подготовить их к правильному осознанию новых произведений в будущем.

Конспект урока «Два Лада. Мажор и минор»

Конспект урока музыки.

Тема: Два Лада. Мажор и минор.

Цель: закрепление обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с главными ладами музыки мажором и минором;

  • формировать у обучающихся представления о внешних признаках веселого и грустного настроения;

  • учить применять на практике, демонстрировать признаки веселого, грустного настроения посредством собственной мимики, пантомимики, в том числе, в процессе собственной музыкальной деятельности;

  • совершенствовать певческие навыки (протяжное пение, выразительное исполнение песен, бесшумный вдох и выдох).

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально волевую сферу обучающихся (навыки самоконтроля, умение выражать настроение, свои чувства) посредством собственной мимики, пантомимики;

  • развивать слуховое восприятие посредством музыкальных произведений;

  • корригировать и развивать связную устную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес обучающихся к занятиям музыкальной деятельностью;

  • воспитывать интерес к классической музыке через слушание.

Оборудование: фортепиано, ПК, проектор, экран, зеркала, народные музыкальные инструменты.

Словарная работа: мажор, минор, лад, оттенки лада (веселый, задорный, игривый, озорной, грустный, печальный, мечтательный, задумчивый).

Ход урока.

Звучит «Утро» Э.Грига. Дети входят в зал. Педагог здоровается с детьми под музыкальный аккомпанемент (цепочка аккордов До мажор), «Здравствуйте, дети!» (Слайд 1)

Ответ. «Здравствуйте!» (нисходящее dur трезвучие).

У нас сегодня гости, поздороваемся с ними. Дети здороваются с гостями тоже на музыкальном языке: «Здравствуйте гости!»

Учитель: Присаживайтесь дети. Ребята, я вас встретила радостно, с улыбкой. А если бы я с вами поздоровалась вот так (пропеть или проиграть минорное трезвучие) вы бы наверное удивились за что это на нас обиделась О.В., почему у нее плохое настроение? Вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О настроении в музыке!

Послушайте сказку. А называется она «Два брата».

(Музыка «В гостях у сказки» слайд открывается окошко в избушке). В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин — дон Седьмой.(Слайд король). Больше всего на свете он любил спать и скучать.

       Бывало сядет он на свой трон и скучает.

       От скуки ногами поболтает.

       От скуки прикажет печенье подать,

       А солдатам -песню запевать.

       Солдаты были у него необычные-

       Все, как один , певцы отличные.

       И за это, кстати сказать,

       Стал Дин — дон их Звуками звать.

 

       Споют звуки королю одну песню, другую.

       Король захрапит, а звуки тоже на боковую.

       Спят себе до утра.

       Утром встанут, крикнут: «Ура!»

       Король проснётся,

       С боку на бок повернётся

       И всё заново начнётся:

       Скука, печенье, солдатское пение. (Слайд охрана)

       От этой жизни звуки до того обленились,

       Что петь как следует, совсем разучились.

       Король был ужасно огорчён.

       Даже скучать перестал он.

       Заставляет их петь и так и сяк.

       А они не хотят никак. 

Но вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два друга Лада. Давайте с ними познакомимся. (Выходят мажор и минор читают свои слова).

Мажор: Друзья! Признаться вам спешу,

знакомству очень рад.

Меня зовут синьор Мажор,

Я лучший друг ребят.

С собой всегда я приношу –

Улыбку шутку смех.

И если дружишь ты со мной,

То ждет тебя успех.

Минор: А я зовусь Минор,

И вот, что вам скажу:

Со смехом мне не по пути –

Я грустью дорожу.

Люблю, вздыхая слезы лить,

И предлагаю вам,

Давайте вместе погрустим,

О чём не знаю сам.

Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

       Во дворец явились, (Слайд мажор и минор)

       Королю, как положено, поклонились.

       -Здравствуй, Дин — дон, — говорят,-

       Хотим послушать твоих солдат.

       -А ну, — скомандовал Звукам король,-

Музыку играть изволь!

       Раз, два! Раз, два!

       Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова. (Дети подходят к фо-но играют в 4 руки какафонию)

       Не выдержали этой музыки братья,

       Закричали на два голоса: «Хватит!»

       -Давай, — говорят,- Дин — дон, мы тебе поможем,

       Из Звуков твоих песню ладную сложим.

       Выстроил Мажор Звуки в ряд-

       Получился звукоряд.

       — Запевай! — скомандовал Мажор. Звуки запели.

(Пропевается мажорный звукоряд – со словами: «К нам весна уже приходит, солнца луч глядит в окошко» — тональность «До мажор» и «Ля минор с повышенной седьмой ступенью») (Слайд с текстом)

С тех пор наступил порядок в Звукляндии

       Дин — дон по-другому жить стал,

       Под новую музыку спать перестал.

       Загрустит он — Минор явится,

       Захочет веселиться — Мажор появится.

       Стали звуки жить ладно,

       И песни зазвучали складно.

Так, звуки между собой стали ладить и дружить. И мы с вами поняли, что Лад – это СОГЛАСИЕ. Когда звуки соглашаются жить дружно. (Слайд согласие)

Учитель: вот, ребята, мы с вами и поняли, что музыка влияет на наше настроение. Если мы грустим это настроение минорное, если радуемся – мажорное.

Скажите, дети, а посмотрев на человека, можно определить какое у него настроение? (Да, по походке, по выражению лица)

Тогда давайте подойдем к столу и выберем себе маску веселое настроение и грустное настроение (одну маску в одну руку, другую в другую руку). (Слайд маски).

Я вам сыграю музыкальные отрывки, а вы мне покажете маской — какое настроение хотел изобразить композитор в музыке. (3-4 отрывка)

«Пусть бегут неулюже» Р. мажор

«Осенний марафон» А. Петров минор

«К Элизе» Бетховен минор

«Полька зайцев» Филлипенко мажор (одна группа показывает маску, а другая говорит правильно или нет).

— Теперь отложите маски и давайте сыграем в такую игру — вы будете изображать у зеркала разное настроение.

Итак:

1. Нахмурьтесь как:

1) король;

2) ребенок которого наказали;

3) ученик, которому поставили двойку.

2. Улыбнитесь как:

1) мама своему ребенку;

2) кот на солнышке щурится;

3) будто вы получили подарок, о котором долго мечтали.

3. Сесть как:

1) пчелка на цветке;

2) обиженный щенок;

— А теперь, глядя в зеркало изобразите радостное настроение.

— Как называется радостное настроение на музыкальном языке? (Мажор)

— А теперь грустное.

— Как называется грустное настроение на музыкальном языке? (Минор).

— А сейчас посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

— Какое настроение вам труднее показать? (Грустное).

— Скажите, а музыка может помочь нам создать и прочувствовать нужное настроение?

Сядьте поудобнее, послушайте и постарайтесь понять о чем эта музыка?

«Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковский. (Запись)

Может быть кто-то вспомнит кому эта музыка посвящалась (племяннику Володе — Детский альбом) и кто написал? (Великий русский композитор П.И. Чайковский).(Слайд портрет композитора).

Послушайте еще одно произведение Чайковского «Танец маленьких лебедей».(Запись) (Слайд балет «Лебединое озеро»).

— Вот, ребята, музыкантами, артистами, слушателями мы с вами побыли, сейчас мы будем с вами художниками.

Чем пользуются художники, когда рисуют картины? (Красками, фантазией, наблюдениями).

А чем пользуются композиторы, когда сочиняют музыкальное произведение? (Звуками).

У художников много красок – теплые тона и холодные тона, светлые и темные.

Художники тоже умеют рисовать мажор и минор. (Слайд солнышко и тучка)

Музыканты тоже пользуются красками, но называются они мажор и минор. Или лад.

Можем ли мы найти мажор и минор в окружающем нас мире?

Какими красками передано состояние природы? (Слайд картина)

(Мажор – яркими, солнечными, а минор – темными.)

Мы с вами сейчас будем музыку рисовать.

Учитель: Вижу в ваших глазах опять удивление. Вы не понимаете, что происходит, но подождите ещё немного: всему свое время. Посмотрите на картину. Что на ней изображено?

На доске фрагменты рисунка на тему “Весна”, которые расположены без определённого порядка.

Учитель. Итак, что вы обо всем этом можете сказать?

Дети. Какая-то картинка, но непонятно, что на ней. Беспорядок какой-то.

Учитель. Вы правы: беспорядок какой-то! Одним словом, разлад.

Слово разлад означает отсутствие порядка, раздор, разногласие.

Но почему произошел разлад в рисунке?

Дети. Не на своём месте части рисунка.

Учитель. Значит, что нужно сделать для того увидеть художественный образ картины?

Дети. Нужно привести все в порядок, расставить правильно фрагменты рисунка.

Дети выполняют задание под музыку «Весна» Свиридова

Учитель. Теперь посмотрим, что получилось?

Обращается внимание на художественный образ рисунка на тему “Весна ”.

Пальчиковые игры

Любим мы свои ладошки, (потирают друг о друга ладошки)

Мы похлопаем немножко. (хлопают в ладоши)

Поздороваемся дружно, (пожимают свои руки)

Вместе музыке послужим. (складывают ладошки около груди, кланяются)

Указательный уходит,

Безымянный вдруг исчез,(складывают пальцы)

И высокий купол храма,

Вырастает до небес (складывают ладошки над головой и тянутся вверх)

Раздел Пение.

Мы уже побывали с вами композиторами, слушателями, немного художниками, а теперь станем певцами, исполнителями. Но чтобы начать петь красиво и правильно, сначала надо «Разбудить» связки — это 2 струны и их надо беречь, настраивать — это ваш музыкальный инструмент.

Упражнение 1. «Разогрей связки»

Две струны мы бережем,

Сначала настроим – потом поем.

а) «Перышко»

б) «Да-дэ-ди-до-ду»

в) «Ма-мэ-ми-мо-му»

Упражнение 2. «Мы перебегали берега»

Песня

а) «Смешной человечек». (Слайд Карлсон).

Определите в каком ладу начинается эта песня (В миноре, а затем в мажоре).

б) «Колокольчик»

Игра «Ищи»

Психогимнастика «Веселый пирог»

Если стало вдруг кому-то (дети мимикой и интонацией передают грусть)

Очень грустно почему-то,

И не знаешь – как же быть? (пожимают плечами)

Как его развеселить?

Мы возьмем стакан смешинок, (по тексту имитируют приготовление пирога)

Громкий хохот из корзинок,

Рассыпного смеха ложку

И хихиканья немножко.

Их веселкой размешай,

В тонкий юмор раскатай,

Обваляй все в прибаутках,

Запекай в горячих шутках.

Кто попробует кусочек –

Непременно захохочет! (Весело смеются)

Итоги урока

На этом наш урок подходит к концу.

  • Что мы сегодня нового узнали в результате нашего урока, чему научились?

  • За что отвечают мажор и минор?

  • Что такое лад?

  • Теперь вам легче показать грустное и веселое настроение?

  • Помогла ли нам музыка прочувствовать веселое и грустное настроение?

  • Как вы думаете, влияет ли музыка на настроение человека?

Оценить работу детей на уроке.

Сегодны все молодцы! Можно вам поставить «пятерки»

Какое у вас сейчас настроение?

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок в мажорном, в минорном ладу.

Мне очень понравилось как вы сегодня на уроке ладили друг с другом.

Пускай всегда в вашей жизни – дома, в школе – все будет ладно!

Всем спасибо за урок. До свидания!

Презентация по музыке « Сказка о братьях Мажоре и Миноре»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд ТЕМА: «Сказка о братьях Мажоре и Миноре» НОМИНАЦИЯ: « Дидактический материал Описание слайда:

ТЕМА: «Сказка о братьях Мажоре и Миноре» НОМИНАЦИЯ: « Дидактический материал в форме мультимедийной презентации к урокам музыки 1-4 классы» ВЫПОЛНИЛА: Дегтярева Наталья Борисовна, учитель музыки МОУ СОШ №9, 1 квалификационная категория. Телефон 89518581011 89202235463

2 слайд  « Сказка о братьях Мажоре и Миноре» Описание слайда:

« Сказка о братьях Мажоре и Миноре»

3 слайд Не очень далеко от здешних мест, в волшебной музыкальной стране, в давние вр Описание слайда:

Не очень далеко от здешних мест, в волшебной музыкальной стране, в давние времена, жила-была матушка Музыка. Уж и мастерица она была петь да играть на всяких музыкальных инструментах. И все-то она песни знала, да и все-то она напевы играла. Все, которые есть на белом свете

4 слайд Были у матушки Музыки два любимых сыночка. Ой, и любила она их. Ой, и холила Описание слайда:

Были у матушки Музыки два любимых сыночка. Ой, и любила она их. Ой, и холила. Своему музыкальному мастерству деток учила.

5 слайд Соберутся они на лужайке возле дома после дел дневных, возьмут в руки музыка Описание слайда:

Соберутся они на лужайке возле дома после дел дневных, возьмут в руки музыкальные инструменты, да поют и играют. Весь народ в музыкальной стране своими прекрасными напевами и наигрышами удивляют и развлекают.

6 слайд   А были два брата друг на друга не похожи, как ночь и день. Каждый со своим Описание слайда:

  А были два брата друг на друга не похожи, как ночь и день. Каждый со своим характером. Со своим настроением. Совершенно разные были братцы.

7 слайд   Один был всегда весёлый, бодрый, радостный. Ничто на свете не могло огорчи Описание слайда:

  Один был всегда весёлый, бодрый, радостный. Ничто на свете не могло огорчить его. Все напевы и наигрыши у этого брата получались веселыми, разудалыми, как и он сам. Матушка Музыка этому сыночку дала имя Мажор, что и означает весело, радостно, бодро.

8 слайд   Братец Мажор больше всего на свете любил веселые песни, пляски да игры в д Описание слайда:

  Братец Мажор больше всего на свете любил веселые песни, пляски да игры в догонялки с солнечными зайчиками. В любое время дня иль года, он улыбался да радовался всему не белом свете.

9 слайд Но у матушки Музыки был и второй сыночек. Дала она ему имя Минор. А все пото Описание слайда:

Но у матушки Музыки был и второй сыночек. Дала она ему имя Минор. А все потому, что этот братец был всегда грустным, печальным и задумчивым. В самый солнечный денек он не улыбался и не веселился. Больше всего на свете он любил в дождливый денек сесть к окошку и смотреть на хмурые тучки, считать дождинки, льющиеся по оконному стеклу и мечтать.

10 слайд А иногда и всплакнуть любил братец Минор. Даже в свой день рождения он был г Описание слайда:

А иногда и всплакнуть любил братец Минор. Даже в свой день рождения он был грустным и задумчивым. Напевы и наигрыши у братца Минора всегда получались печальными

11 слайд    Братья Мажор и Минор жили дружно. Никогда не дрались и не ругались. Ладил Описание слайда:

   Братья Мажор и Минор жили дружно. Никогда не дрались и не ругались. Ладили между собой. Со всеми жителями музыкальной страны жили в мире и согласии. Так их и стали называть — Лад Мажор и Лад Минор.

12 слайд    Да и не напрасно их так до сих пор называют в музыкальном мире. Ведь стар Описание слайда:

   Да и не напрасно их так до сих пор называют в музыкальном мире. Ведь старинное прекрасное слово лад обозначает согласие, мир, порядок.

13 слайд  Описание слайда: 14 слайд Частенько одну пьеску по очереди играют братья и друг другу не мешают, ладят Описание слайда:

Частенько одну пьеску по очереди играют братья и друг другу не мешают, ладят меж собой. Сейчас и мы с вами послушаем одно очень интересное музыкальное произведение. В нем можно услышать и мажорный, и минорный лад.

15 слайд Написал его для юных любителей музыки композитор Дмитрий Борисович Кабалевск Описание слайда:

Написал его для юных любителей музыки композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Называется эта пьеса «Клоуны». Ребята, вы, конечно, все бывали в цирке и видели выступление клоунов. Что они делают, как ведут себя на арене? Строят рожицы, развлекают зрителей? Послушайте внимательно пьесу «Клоуны» и расскажите, почему ее так назвал композитор.

16 слайд Сказка завершается, Нам пора с тобой. Клоуны прощаются - Спать идут домой. Описание слайда:

Сказка завершается, Нам пора с тобой. Клоуны прощаются — Спать идут домой.

Сказка завершается, Нам пора с тобой. Клоуны прощаются - Спать идут домой.

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Сказка завершается, Нам пора с тобой. Клоуны прощаются - Спать идут домой.

Курс повышения квалификации

Сказка завершается, Нам пора с тобой. Клоуны прощаются - Спать идут домой.

Курс профессиональной переподготовки

Методист образовательной организации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-1090174

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Сказка «Мажор и минор»

hello_html_17af14f0.jpg

Музыкальная азбука или страна, где живут звуки:

«Мажор» и «Минор»

Ася сидела за фортепиано и старалась найти на клавиатуре, где же спрятались все тона и полутона. Она нажимала клавиши и думала:  «Так много звуков получается и как только  с ними управляются, ведь составить из всех этих звуков мелодию так сложно!»- подумала она и тут же услышала голос Сольмины.

— Я знаю, как тебе помочь найти все тона и полутона и навести порядок в твоих звуках. Вот послушай сказку про двух братьев, которые и королю Звукляндии помогли и тебе помогут…

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать. Бывало, сядет он на свой трон и скучает…

hello_html_m2ef126c.png

От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам — песню запевать.
Солдаты были у него необычные —
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин — Дон их Звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую.            
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснётся,
С боку на бок повернётся,
И все заново начнётся:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь, как следует, совсем разучились.
Король был ужасно огорчён.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.

И вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата — Лада. Два брата,  но какие они были разные. Один был весёлый плясун-хохотун, другой — грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного — Минор.

Мажор и Минор о беде короля узнали. Вести в Королевстве быстро разносятся. Решили они помочь королю…

Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
 — Здравствуй, Дин-Дон,- говорят.
 Хотим послушать твоих солдат.
— А ну, — скомандовал звукам король.
— Запевать все изволь!  Раз-два! Раз-два! 
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»

Давай, — говорят, — Дин–Дон, мы тебе поможем из звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд —
Получился ЗВУКОРЯД.

Скомандовал им Мажор: «На  тон-полутон рассчитайсь!». Звуки быстренько рассчитались:

Тон, тон,  полутон,
Тон, тон, тон,  полутон.

Запевай,- скомандовал Мажор. Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд.
Получился звукоряд.
Не простой — МАЖОРНЫЙ
Радостный, задорный.

Закончили Звуки петь — шагнул вперёд Минор. Скомандовал: На тон-полутон  рассчитайсь! Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.

Тон, полутон,
Тон, тон, полутон.
Тон, тон.

— Запевай! — скомандовал Минор. Звуки запели:

Мы МИНОРНЫЙ звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поем,
И сейчас мы заревём.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии…

Дин — Дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал,
Загрустит он — Минор явится,
Захочет веселиться — Мажор появится.
Стали звуки жить Ладно.
И песни звучали складно.

— Какая интересная сказка — сказала Ася, когда Сольмина закончила читать.

— Сказка действительно интересная. Понравились тебе братья из далёкой страны Ладии?

— Конечно, понравились. Два брата чем-то похожи, но все же такие разные — задумчиво произнесла Ася.

Вопросы и задания:
1. Попробуй вспомнить: как различить братьев?

2. Как называется страна откуда приехали два брата?
3. Какие были считалки у каждого из братьев?

Мажор и Минор

Жил да был один синьор,
Имя он носил Мажор.
Улыбался, хохотал,
Никогда не тосковал.

Рядом жил другой синьор,
Назывался он Минор,
Часто плакал он, грустил,
Не смеялся, не шутил.

Два соседа дружно жили,
Оба музыке служили,
Только каждый — как умел,
У обоих — куча дел.

Вопросы и задания:
Нарисуйте забавные портреты двух синьоров.
Какие музыкальные инструменты больше всего ассоциируются у вас с минором или мажором?
Что в жизни может быть мажорным или минорным?

(Настроение, день, погода, цвет.)
Вам по характеру ближе минорное или мажорное настроение?
Дети делятся на пары. Один в паре — мажор, другой — минор. В сценке-диалоге дети рассказывают друг другу, какие у мажора и у минора самые важные дела.
Придумайте сказку о том, как однажды мажор и минор решили сделать для людей музыкальные подарки.

Звуки музыки

Роберт Шуман был не только выдающимся композитором, но и пианистом, дирижёром, педагогом. С 7 лет Роберт Шуман обучался игре на фортепиано, сочинял, учился в гимназии, позже в университете. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Никколо Паганини.

Игра Н. Паганини произвела на Р. Шумана такое яркое впечатление, что он решил навсегда посвятить себя музыке. Он умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить все пережитое в звуки. Р. Шуман написал много разнообразной музыки — симфонии, хоровую музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.

Мечтатель и выдумщик, Роберт Шуман очень любил детей и много писал для них. В своём «Альбоме для юношества» он раскрывает мир детских радостей, огорчений, чудесный мир сказки.

Русские композиторы высоко ценили творчество Роберта Шумана. Особенно его любил Пётр Ильич Чайковский. Под впечатлением его «Альбома для юношества» Пётр Ильич Чайковский написал свой замечательный «Детский альбом».

Людвиг ван Бетховен

Более 200 лет назад в Германии в бедной, почти нищей семье родился великий композитор. Отец его был человеком опустившимся, пьяницей, грубым и жестоким в обращении с измученной женой и детьми. Тяжёлые и изнурительные болезни всю жизнь преследовали Бетховена, подтачивая его здоровье. Ему не было ещё 30 лет, когда он ощутил первые признаки приближающейся глухоты, которая потом отделила его непроницаемой стеной от окружающего мира. Бетховен был несчастен в любви: он мечтал о хорошем добром друге, о верной любимой жене, но так и умер в одиночестве. Родившись в простой семье, происходившей из крестьян, Бетховен ненавидел богатых и знатных, бессердечных, не способных оценить настоящее искусство аристократов и понимал нужды простых, маленьких людей, с трудом добывающих кусок хлеба.

В ту пору очень часто можно было встретить играющего на улице шарманщика. Шарманка – музыкальный инструмент.  Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто с сидящей на нем обезьянкой или другим зверьком. Это был шарманщик. Наш шарманщик пришёл с сурком.

Вопросы и задания:
1. Послушай пьесу Р. Шумана «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы». Какое настроение в музыке? Соответствует оно настроению картины «Крестьянский танец»?
2. Чем отличаются пьесы «Весёлый крестьянин…» и «Сурок»?
3. Вспомни известные тебе музыкальные произведения, написанные в мажоре и миноре.

Приложение:

  1. Р. Шуман Пьеса «Весёлый крестьянин»

hello_html_3e52bf6d.jpg

  1. Р. Шуман.hello_html_m2436e259.jpg

Роберт Шуман (1830—1854)

  1. Песня «Сурок»

hello_html_4fead82e.jpg

  1. Л. Бетховен

hello_html_2dfb2736.jpg

Людвиг ван Бетховен. (1770 — 1827)

  1. «Щарманщик»

hello_html_m1c7b7727.jpg

Песня «Сурок» — ноты.

hello_html_m1ff56e13.jpg

Подготовила З.Ф. Халилова

27.08.2018г.

Конспект занятия «Мажор и Минор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 5» Г.СОЛИКАМСК

Конспект занятия ОО «Художественно-эстетическое развитие» для старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель:

Мальцева Наталия Габдулхановна

Пояснительная записка

Занятие художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно эстетическое развитие» составлено в соответствии с основной образовательной программой ДОО, с использованием ИКТ, а также здоровьесберегающими технологиями.

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Художественно-эстетического развития», «Познавательное развитие»».

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

Цель. Формировать представление о ладе в музыке, развитие ладового слуха. Установление

ассоциативных связей в процессе обобщения музыкальных впечатлений. Расширение

словарного запаса детей (мажор и минор).

Задачи.

1. Развивать эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора.

2. Дать детям представление о понятиях «мажор» и «минор».

3. Создать условия для соотнесения эмоционально-двигательного и слухового опыта с

музыкальными понятиями «мажор» и «минор».

Материал и оборудование. Шкатулка, сундучок, куклы, выражающие настроение грусти и радости, репродукции картин контрастного эмоционального содержания.

Ход занятия

Дети входят в зал, где их встречает Музыкальный руководитель (далее МР:).

МР: Что за гости в зал спешат? Рада видеть я ребят! Соберёмся в дружный круг (все собираются в круг). Справа – друг, и слева – друг!.. Здравствуйте, мои друзья! Я сегодня хочу вас спросить вот о чем. Когда вы приходите в детский сад, что вы говорите тем, кого встречаете? Правильно, все воспитанные люди при встрече желают друг другу здоровья – говорят… «Здравствуйте». И сегодня я предлагаю вам поприветствовать друг друга необычно, музыкально. Наше музыкальное приветствие это песенка — эхо. Где можно встретить эхо? (ответы детей) Что эхо делает? (ответы детей) Правильно, оно все повторяет. Сейчас вы станете моим эхо. Я буду петь музыкальную фразу, а вы ее повторите как эхо. А когда я подниму наши сцепленные руки вверх, мы все вместе громко крикнем «Ура!». Задание понятно?

1. Музыкальное приветствие «Как здорово!» (автор слов Е. Плахова)

(acapella)

МР: Как здорово, что все мы здесь собрались, собрались!

Дети: Как здорово, что все мы здесь собрались, собрались!

МР: Друзьям своим ты улыбнись, улыбнись, улыбнись!

Дети: Друзьям своим ты улыбнись, улыбнись, улыбнись!

МР: Все друзья собрались вместе!

Дети: Все друзья собрались вместе!

Все: Ура!

МР: Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга! Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение?

Предполагаемые ответы детей:Настроение веселое, радостное.

МР: Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет 1-ю строчку приветствия в миноре.)

Предполагаемые ответы детей:Настроение грустное, печальное.

МР: Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания. Грусть, нежность, обиду, плачь, задумчивость, волнение, радость, озорство, задор, загадочность, волшебство, решимость, бодрость…Сегодня я приглашаю вас в сказку.

Мажор и минор

Жил да был один синьор,
Имя он носил Мажор.
Улыбался, хохотал,
Никогда не тосковал.

Рядом жил другой синьор,
Назывался он Минор,
Часто плакал он, грустил,
Не смеялся, не шутил.

Два соседа дружно жили,
Оба музыке служили,
Только каждый — как умел,
У обоих — куча дел.

МР (обращает внимание на экран): Вот волшебство и началось. СЛАЙД 3

МР : Этот необыкновенный сундучок подарила нам королева Музыка. Давайте попробуем открыть волшебный сундучок.

Играет музыка из музыкальной шкатулки «К Элизе»

Крышка волшебного сундучка открывается. Педагог достает куклу с грустными глазами. Сл2

МР: Какой красивый клоун. Но почему у него такие печальные глаза?

Клоун Минор: Меня зовут синьор Минор.

Я вот что вам скажу:

Со смехом мне не по пути,

Я грустью дорожу.

Люблю, вздыхая, слёзы лить

И предлагаю вам.

Давайте вместе погрустим –

О чем – не знаю сам.

Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить знакомые произведения печального характера («Болезнь куклы», «Старинная французская песенка» П. Чайковского).

Минор: Друзья, вы назвали мои любимые произведения. Я люблю их слушать.

МР: Тогда послушай, вместе с ребятами, печальную грустную музыку.

Исполняется песня «Болезнь куклы» П. Чайковского

Минор: Как грустно, хочется плакать. Ребята, о чем эта музыка? (ответы детей)

МР: Раз тебя зовут Минор, значит и песни, которые ты любишь, минорные. Ребята, а когда нам грустно бывает?

Дети  Ответы)?Когда идет дождь.

МР: Дождь идет по всей земле, мокрая дорога… Много капель на стекле, а тепла немного…

Массаж спины «Дождь» французская народная детская песенка. [1]

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек,

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

Поглаживание спины ладошками.

Минор: Спасибо вам, мои друзья.

МР:СиньорМинор, у наших детей не всегда грустное настроение, но, и веселое

Минор: Друзья, вы меня удивляете! Веселая музыка режет мне слух, она чересчур звонкая, радостная. Я знаю, кому она придется по вкусу. Мой любимый брат счастлив будет их услышать.

МР:Где же он? Неужели мы не заметили твоего братца в шкатулке?

Педагог достает из шкатулки яркую веселую куклу.

Кукла Мажор: Друзья, представиться спешу –

Знакомству очень рад.

Меня зовут синьор Мажор.

Я лучший друг ребят.

С собой когда я прихожу

Улыбку, шутки, смех.

И если дружен ты со мной,

То ждет тебя успех.

Траля-ля-ля, траля-ля-ля,

То ждет тебя успех.

Невероятно! Какие вы все веселые и шумные! Как радостно, как весело мне среди вас! Я чувствую себя абсолютно счастливым!

МР: А какие песни ты любишь, синьор Мажор?

Мажор: Конечно же, мажорные – яркие, энергичные. Радостные.

Вы знаете такие песни? (Ответ)

Дети исполняют песню « Песенка чудесенка»

МР: Синьор мажор! Я думала, что ты не любишь сидеть на месте?

Мажор: Конечно! Я всегда в движении!

МР: Тогда тебе будет интересно подвигаться вместе с нами.

Исполняется «Веселый танец с деревянными ложками» (р.н.м.)

«Покажи ладошки»

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки» М.Ю. Картушиной[1].

Солнышко с тучками в прятки играло.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких – две штучки,

Тяжелых три штучки.

Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз.

Тучки попрятались, тучек не стало

Закрыть глаза ладонями

Солнце на небе вовсю засияло.

Поморгать глазками

МР: Ну вот, наши глаза и отдохнули.

Мажор: Как я рад, что встретил здесь таких активных, бойких, веселых ребят!

Минор: А мне они были милы своей печалью, грустью, способностью сопереживать.

М.р.: Именно музыка делала вас, то озорными, то печальными.Мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас принарядили вот это деревце. Если у вас сейчас плохое, сердитое настроение, прикрепите на деревце желтый листик. Если настроение отличное – прикрепите красный.

Дети выбирают по цвету осенний лист, соответствующий их настроению, и украшают деревце.

МР: Я бы хотела, чтобы музыка всегда была вашим другом.

МР: Ребята, понравилась ли вам наша встреча? А что понравилось больше всего? (ответы детей) Давайте ещё раз улыбнемся друг другу!

В волшебном мире музыки нет места серым будням!

МР: Ребята, мне было очень приятно снова встретиться с вами, и я опять убедилась в том, что вы у меня самые музыкальные и внимательные дети. Я говорю вам «спасибо» и «до свидания»!

Дети покидают зал

Литература:

Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»,

Урок по музыке в первом классе по теме:Мажор и минор»

Цель урока:

Пробуждать интерес к музыке, развивать эмоциональное восприятие.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с музыкальными терминами «мажор» и «минор».

  2. Закрепить тему «динамическое развитие».

  3. Прослушать и проанализировать музыкальные произведения.

  4. Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкаль­ную память, вокально-хоровые навыки при разучивании песни и прослушивании музыкальных произведений.

  5. Добиваться эмоциональной отзывчивости.

  6. Содействовать проявлению музыкального вкуса.

  7. Воспитывать стремление к творчеству, к новаторству.

  8. Воспитывать бережное отношение к природе, своему дому, городу, школе.

Оборудование:

Компьютер, записи музыкальных произведений для слушания и исполнения, наглядные таблицы и иллюстрации, портрет П. И. Чайковского, фортепиано, сигнальные карточки, народные музыкальные инструменты, магнитофон.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Музыкальное приветствие:

— Добрый день! Здравствуйте, ребята!

— Добрый день! Здравствуйте, учитель!

Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре.

— А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему?

— В чем заключается разница между этими приветствиями?

НАСТРОЕНИЕ!!! ( на доску вывешивается солнышко)

Учитель: У меня всегда вот такое настроение, как у солнышка, а у вас?

Дети сигнальными карточками показывают: желтый цвет – мажорное настроение, синий цвет – минорное настроение.

II. Вводная часть. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

( Диссонансный аккорд)

Это мелодия? Почему?

ПОЁМ ПЕСНЮ «Кот Федот» — один куплет.

( с холопками в припеве, четким ритмом)

— А это мелодия? Почему?

— Какое настроение передает эта мелодия?

(плавные , качающиеся движения в такт музыке)

ПОЁМ ПЕСНЮ «Бедный ёжик» — один куплет.

— Чем эта мелодия отличается от мелодии песни «Кот Федот».

— Какое настроение передает эта мелодия?

III. Постановка учебной задачи. Первичное знакомство с новыми знаниями.

В каждом музыкальном произведении звуки по­добраны не случайно, а связаны между собой. Они живут дружно, то есть в ладу друг с другом. Отсюда и происходит название музыкального понятия — лад.

Называются они – мажор и минор. (НА ДОСКЕ)

А кто из вас раньше слышал такие слова: МАЖОР И МИНОР?

Мажор и минор живут в любом музыкальном произведении: в каждой пьесе, в каждой песне. Вы найдёте их даже в ваших карточках настроений. Посмотрите внимательно, в каких из них скрывается настроение мажорное, а в каких минорное?

Мое настроение всегда мажорное (солнышко вешается возле мажора)

А куда надо повесить тучку? (тучка вешается возле минора)

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ ( приклеить к слову мажор – солнышко, к слову минор – тучку, раскрасить соответствующим цветом)

IV. Музыкальная физминутка.

Автор текста (слов):

Пляцковский М. 

Композитор (музыка):

Савельев Б. 

«Танцуйте сидя»

Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны в учебнике строки.
Значит, пускай отдохнёт авторучка,
Значит, отодвиньте в сторонку тетрадь.

И не вставая, а сидя на стуле,
Если совсем вы ещё не уснули,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.

Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели — всё в полном порядке.

А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:
Мяу, кря, ква, гав, хрю.

IV. Организация усвоение исходных данных.

Как называется профессия человека, который рисует картины? (художник) (картины осени – к минору, картины весны – к мажору)

Как называется человек, который сочиняет сказки, рассказы? (писатель)

На уроке чтения мы знакомились с вами с произведением Людмилы Зубковой «Ох! и Ах!»

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ

Жили рядом Ох и АХ
Друг от друга в двух шагах
АХ – шутник и хохотун
Ох – отчаянный ворчун

АХ работы не боится
АХУ охать не годится
Улыбнется, скажет «ах!» —
Дело спорится в руках

ОХ глаза косит на АХА,
На дела глядит со страхом,
И, наверно, потому
Не везет в делах ему…

Если АХ в пути споткнется,
Он не плачет, а смеется
ОХ же стонет то и дело –
Все бедняге надоело

АХ работает, как надо.
До чего ж вкусна награда!

— Ох-ох-ох! – вздыхает ОХ, —
Тут крапива, не горох…
Все не эдак, все не так!
Охать ОХ – большой мастак.

Смотрит солнышко лучисто,
В доме АХА чисто-чисто!
Тучку АХ хотел отжать,
А она давай рычать.

Хлынул дождь, ударил гром,
АХ бежит с пустым ведром…
АХ с улыбкой ахнул:
— Хорошо бабахнул…
АХ прищурился хитро:
— Туча лезь в мое ведро!

Ноет ОХ:
— Ох, ох!
Я от грохота оглох.

Все соседи вышли,
Встали возле вишни.
ОХУ в самом деле плохо –
Голова болит у ОХА

— Ой! – сказал с досадой ОЙ.
— Значит, ОХ теперь больной.
— Эй, ворчливых не жалей! –
Говорит соседу ЭЙ
— Эх! – кричит с насмешкой ЭХ,
— Вечно охать – это смех.
Ну, а дед АЙ-ЯЙ-ЯЙ тут сказал со вздохом:
— Ай-яй-яй! Ай-яй-яй! Быть ворчливым плохо!

К ОХУ в дом друзья пришли,
Пол, как надо подмели,
Чисто вымыли посуду.
И случилось с ОХОМ чудо.

Обошлось без докторов,
ОХ теперь вполне здоров.
Так его спасли друзья –
Без друзей прожить нельзя!

— Кто из них к какому музыкальному ладу относится?

(картинка АХА! Вешается к мажору, а ОХА! – к минору)

V. Слушание музыки. Первичная проверка понимания.

Как называется профессия людей, которые сочиняют музыку? (композиторы)

— С каким композитором мы познакомились с вами на прошлом уроке? (П.И.Чайковский)

— Музыку из какого балета мы с вами слушали? («Щелкунчик»)

Наши сказочные герои ОХ иАХ собрались в гости и хотели взять с собой некоторые музыкальные произведения, но никак не могут вспомнить их названия, не могут определить кому их брать АХ! Хочет взять мажорные, ОХ! – минорные давайте им поможем.

.«Угадай мелодию»

«МАРШ» из балета «Щелкунчик» — сигнальные карточки (мажор)

«ВАЛЬС СНЕЖИНОК» из балета «Щелкунчик» — сигнальные карточки (минор)

«ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ» из балета «Щелкунчик»сигнальные карточки (минор)

— Ребята, а кто из вас запомнил, что обозначает слово «ремикс»?

Реми́кс (англ. Remix) — версия музыкального произведения, записанная позже оригинальной версии, как правило, в более современном варианте аранжировки. Иногда создается путём «перемешивания» нескольких частей исходной композиции.

РЕМИКС «ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ» — сигнальные карточки (мажор)

VI. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности.

Солисты поют песню «Ладошка».

Наблюдение над изменением музыкального лада в пределах одного музыкального произведения.

Работа с сигнальными карточками ( кто-то показывает мажор, а кто-то показывает минор)

Учитель показывает две карточки.

ВЫВОД: песню (музыкальное произведение) не возможно назвать

только мажорным или только минорным. В музыке идет сочетание этих двух ладов, при доминировании одного из них.

ИГРА «КТО ЛУЧШЕ»

1. Игра на музыкальных инструментах. Русская народная песня «Светит месяц»

Если музыка понравилась, настроение хорошее, то поднимите желтую карточку.

2. Песня «Мама – первое слово».

Если музыка понравилась, настроение хорошее, то поднимите желтую карточку

ВЫВОД: нельзя определить, какой музыкальный лад лучше, он всегда найдет соответствие нашему настроению.

VII. Обобщение изучаемого на уроке. Контроль за результатами учебной деятельности.

НА ДОСКЕ

Рассыпаны карточки с прилагательными. Нужно распределить их в соответствии с музыкальным ладом.

Найти такие же карточки за обложкой своей тетради и приклеить к мажору и минору.

VI. Итог урока

— О чём же мы узнали сегодня на уроке?

Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. ? (в ладу).

— А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?

Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад.

В конце урока я предлагаю вам спеть песню «Дружба”.

— В каком ладу и настроении мы завершаем урок? (мажор)

Каждый ребенок одевает на ладошки «ромашку», поем и танцуем песню «ДРУЖБА».

Конспект урока «Мажор и минор»

Мои настроения в музыке Урок №11 музыки в 1 классе Тема: Мои настроения в музыки Цели и задачи темы: научиться слушать музыку, понимать её настроение, замысел композитора. Задачи урока: 1.Знакомство с понятиями «лад», «мажор» и «минор». На примере пьес Л. Бетховена и Р. Шумана, объяснить разницу между мажором и минором. 2.Закрепить знания детей при помощи наглядного материала. Повторить песню исполняемую в классе. 3.Воспитать любовь к классической музыке, вызвать интерес к предмету. Развить внимание, музыкальный слух, образное мышление. Оборудование: музыкальный синтезатор, ноутбук, динамики, презентация по теме урока, карточки с изображением символов обозначающих мажор и минор, изображения «музыкальных китов». План урока 1. Орг. Момент 2. Повторение и закрепление 3. Беседа по теме урока 4. Физминутка 5. Продолжение беседы 6. Вокально-хоровая работа 7. Подведение итогов урока 8. Домашнее задание 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Мы с вами сегодня снова будем говорить об удивительном мире Музыки. Но сначала у меня к вам будет один вопрос. И я очень хочу поскорей услышать ваши ответы. Ребята, скажите какое настроение у вас сегодня? (ответы учащихся). Да, вижу, в основном вы все сегодня проснулись в прекрасном настроении и готовы получать знания! Но есть среди вас и те, у кого настроение немного грустное. И это неудивительно, ведь мы все разные люди и у каждого из нас настроение может быть самым разным: кому-то весело и хорошо, а кто-то из вас, возможно, устал или просто грустный. У меня же настроение сегодня замечательное, и я хочу продолжать урок! 2. Повторение и закрепление материала, изученного на прошлых занятиях. Но для начала мне бы хотелось, чтобы вспомнили о трех музыкальных китах. Итак, вот их изображения. Напомните мне, пожалуйста, что это за киты. 3. Беседа Ребята, а вы знаете, что у музыки тоже бывает настроение? Представляете! И, как у каждого из нас, оно может быть как радостным, так и грустным и печальным. Итак, настроение в музыке называется ЛАДОМ. Веселый и радостный лад – называется МАЖОР. Лад грустный, печальный называется МИНОР. Ребята, послушайте вот такую сказку о Мажоре и Миноре. Итак Жили-были братья-гномы, Дом их рядом с нотным домом, Брат-мажор с минором-братом, Два различных брата-лада. Я – Мажор, бегу, кричу. Я – Минор, иду, грущу. Я – Мажор, смеюсь, шумлю. Я – Минор, шепчу и сплю. Я – Мажор, веселый гном, счастлив даже под дождем, Я – Минор, печальный гном, грустный прихожу я в дом. Интересный разговор, стали мы друзьями, про минор и про мажор рассказали сами (сопровождать рассказ наигрышем на фо-но, чередуя мажорный и минорный лад) Ребята, давно, двести лет назад в стране Германии жил очень талантливый композитор Роберт Шуман, который сочинял разные красивые музыкальные произведения. Кстати, кто такой композитор? (ответ). Молодцы. Так вот он сочинял и детскую музыку. Я предлагаю вам сегодня прослушать его произведение, которое носит название «Смелый наездник». Кого называют наездником? Человека, который ездит верхом на лошадях. Итак. Слушаем пьесу. Слушание «Маленький наездник» Р. Шумана Какой характер музыки? Давайте посмотрим на экран и попробуем ответить. Смелая, веселая, отважная, решительная, радостная. Значит, лад тут будет МАЖОРНЫЙ. 4. Физминутка Ребята, вы наверняка, любите лошадок и хотели бы прокатиться на пони или лошади. Давайте под музыку попробуем изобразить езду на лошадках. Для этого вставайте в круг, ручки вытяните, согнув в кулачки, как будто держите вожжи, и поехали по кругу. Попрошу также вас изобразить стук копыт. Для этого поцокайте язычками вот так (уч. показывает) Дети выполняют «езду на лошадках» под музыку Е. Железновой. 5. Продолжение беседы Мы немного размялись, и теперь поговорим о нашем следующем гномике – минорном ладе. Посмотрите на этого беднягу, он грустный, и вечно плачет. Это минор. Когда мы слушаем такую музыку, нам становится немного печально, и хочется пожалеть этого беднягу. Давайте вместе послушаем произведение уже знакомого нам немецкого композитора – Шумана. Оно называется «Первая утрата». Тут присутствует наш второй гномик минор, который немного опечален и загрустил. Слушание «Первой утраты» Р. Шумана. Какая по характеру была музыка? (Грустная, печальная, жалобная, жалостливая, задумчивая). Все правильно. А правильнее будет- музыка МИНОРНАЯ! Лад – минорный. Ребята, но обычно в жизни мы грустим не всегда, наша грусть быстро сменяется радостью и весельем. Поэтому другой композитор Л. В. Бетховен сочинил муз. Произведение под названием «Грустно — Весело». Тут есть и минор, и мажор, они сменяют друг друга, как и в нашей жизни. У вас на партах лежат карточки с изображением веселого и грустного смайлика. Когда музыка будет мажорной и веселой, вы поднимаете смайлик веселый, когда минорной – грустный смайлик. Итак, приступим. Слушание «Грустно – Весело» Л. Бетховена. Молодцы, все справились с заданием на отлично! 6. Вокально-хоровая работа А теперь приглашаю вас вспомнить песню, которую мы начали изучать на прошлом уроке. Но для начала распоемся. Сели ровненько, спинки выровняли. Начали! 7. Подведение итогов занятия 8. Домашнее задание Дома постарайтесь нарисовать свое настроение. Что ж, наш урок подошел к концу. Вы все сегодня были молодчинами! Я надеюсь, что настроение теперь у всех у вас только мажорное! До свидания

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Мажор и минор» »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *