Бессознательное — Википедия
Эта статья — о психоаналитическом понятии. О понятии из общей психологии см. Подсознание.Бессозна́тельное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Также бессознательное — характеристика психических представлений. Согласно Карлу Густаву Юнгу, любое явление может стать бессознательным в той или иной степени.[1] Термин «бессознательное» используется в философии, психологии, психоанализе, психиатрии, психофизиологии, в юридических науках, искусствоведении и других дисциплинах. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.
Несколько основных классов проявлений бессознательного[править | править код]
- Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами.
- Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности.
- Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
- Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.
- Ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при прослушивании слов.
- Сновидения: по Фрейду, в сновидениях скрыты вытесненные в бессознательное различные желания человека, которые при бодрствовании подвергаются «цензуре» Я и Супер-эго.
Истоки идеи бессознательного можно усматривать в учении Платона о познании-воспоминании.
Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций.
Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.
Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.
Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.
Отличия подсознания и бессознательного[править | править код]
Различают эти понятия, в основном, в области психологии. Причиной этому служит то, что в психодинамической психологии слово «бессознательное» чаще употребляется в значении психической области, а не качества, присущего психическим явлениям[2]. Фрейд понимал под бессознательным продукт вытеснения. Некое вместилище вытесненных эмоций, желаний и фантазий[3]. Такое понимание психики было расценено как не соответствующее критерию научности — фальсифицируемости.[4] В то время, как подсознание — термин, означающий часть бессознательного, в котором протекают когнитивные процессы, без прямого отображения в сознании и которые впоследствии могут проявиться в виде инсайтов интуиции. Так в подсознание входит эксплицитная память. В то время, как имплицитная память, включая процедурную память, находится в бессознательном вне подсознания. Существование подсознания — научный факт, имеющий множество подтверждений.
Зигмунд Фрейд утверждал, что многие действия, в реализации которых человек не отдаёт себе отчёт, имеют неосознаваемый характер. В бессознательное вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Бессознательное в работах К. Г. Юнга[править | править код]
Структура психе по Юнгу, показанная им на Тэвистокских лекцияхВ дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности, Карл Густав Юнг в рамках созданной им дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.
По мнению Юнга, бессознательное имеет два основных слоя: личное (индивидуальное) бессознательное и коллективное бессознательное. В отличие от психоанализа, юнгианство добавляет к личному бессознательному ещё коллективное, последнее есть совокупность статичных форм (эти формы Юнг назвал архетипами, или доминантами (устар.)), которые являются врождёнными и могут быть актуализированы. Коллективное бессознательное несёт в себе возможность наполнения архетипов содержанием, иными словами, коллективное бессознательное содержит в себе формы, лишенные содержания, такие формы Юнг назвал
Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.
Бессознательное в работах Роберто Ассаджиоли[править | править код]
Бессознательное в исследованиях советской школы[править | править код]
- ↑ 1 2 К.Г. Юнг. Психология бессознательного.
- ↑ Freud, 1933,pp. 104—105).
- ↑ Зигмунд Фрейд Я и Оно
- ↑ Popper K.R. Conjectures and Refutations. The Growth of Scientific Knowledge. London and Henley. Routledge and Kegan Paul, 1972. Перевод с сокращениями 1, 3 и 10-й главы А. Л. Никифорова
- Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе (1912) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 2006. — С. 25-38.
- Фрейд З. Бессознательное (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 2006. — С. 129—186.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
- Фрейд З. Психология бессознательного : сборник произведений. — Москва: Просвещение, 1989.
- Лакан Ж. Семинар «Образования бессознательного» (1958/59). — М.: Логос; Гнозис, 2002.
- Бессознательное в организации: психоанализ социальных систем / составители: И. Айзенбах-Штангль, М. Эртль; пер. с нем. А. В. Логинова; научн. ред. О. Б. Кетовой. — М.: Verte, 2009. — 232 с. — (Серия «Профессия: консультант»). — ISBN 978-5-903631-05-6.
- Зачепицкий А., Карвасарский Б. Д. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в свете опыта патогенетической психотерапии неврозов.
- Общая психология : учеб. для студ. пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1986.
- Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. В. М. Лейбин. — Москва: Республика, 1994.
- Кэррол Р. Т. Бессознательное // Кэррол Р. Т. Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic’s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions / Роберт Т. Кэррол. — М.: Диалектика, 2005. — С. 67—68. — ISBN 5-8459-0830-2..
- Леонтьев А. А. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности.
- Щербатых Ю. В. Понятие о бессознательном // Щербатых Ю. В. Общая психология. — СПб.: Питер, 2006. — Гл. 19.1. — С. 191—197.
- Савельев А. В. Аспекты возможности сознательного моделирования бессознательного в искусственных социумах // Журнал «Искусственные общества». — 2009. — Т. 4. — № 1-4. — М.: Лаборатория искусственных обществ.
- Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного; Анри М. Значение понятия бессознательного для познания человека; Иванов В. В. Бессознательное, функциональная асимметрия. Язык и творчество; Цапкин В. Н. Семиотический подход к проблеме бессознательного. [1]
- Бессознательное в психоанализе // Словарь Лакановского психоанализа (2008).
- Бессознательное — это не то, что вы думаете. Лекция Дмитрия Ольшанского в Институте клинической медицины и социальной работы. — 26 февраля 2009 г. [2]
Бессознательное простым языком — Глубинная Психология
В данной статье мы рассмотрим такую категорию как «бессознательное». В повседневной жизни человек не так часто задумывается о таких категориях, как сознание, бессознательное, психика, поскольку, на первый взгляд, это может показаться неважной и весьма непростой задачей. Но человек даже не подозревает что именно в бессознательном берет основу все то, что в последствии находит отражение в сознании и поведении человека.
Бессознательное у человека ассоциируется с чем-то непознанным, непонятным, и даже мистическим. В большинстве случае под бессознательным состоянием человека понимается, например, когда человек находиться в состоянии комы, нокаута или когда у человека присутствует явное расстройство психики и он не отдает отчет в своих поступках, но это далеко не так и бессознательное в жизни каждого человека присутствует в значительно большей степени, и оказывает катастрофическое влияние. По данным одного из исследований, как бы странно это не показалось, но человек находиться в сознании в общей сложности 7,5 % времени, а все остальное в бессознательном состоянии. И, безусловно, о том явлении, которое играет такую важную роль в жизни каждого человека, было бы неплохо, как минимум, иметь представление. Потому что именно бессознательное формирует наши мысли, желания, поступки и слова.
Важно упомянуть, что впервые бессознательное было открыто Зигмундом Фрейдом, а если точнее, то Зигмунд Фрейд исследовал личное бессознательное. Но бессознательное человека не состоит только из слоя личного бессознательного. Существуют и другие ученые, которые занимались исследованиями других слоев бессознательного. Карл Густав Юнг открыл и исследовал коллективное бессознательное, а Леопольд Сонди работал в направлении исследования родового бессознательного.
Крайне значительной фигурой, в исследовании бессознательного, является Липот Сонди – венгерский психолог, психиатр и психоаналитик, который ставил своей главной задачей – интеграцию и рассмотрение бессознательного, как единой и комплексной системы. Которая очень хорошо описана четвертой и самой главной его книге – «Я анализ». В наши дни Липот Сонди – это фигура, которая мало кому известна, как и «Судьбопсихология», созданная Сонди, и специалистов в этом направлении катастрофически мало.
Как известно, направлений в психологии в 21 веке очень большое количество, и вектор их познания лежит только в конкретной области, не выходя за эти рамки. Когда мы имеем дело с теоритическим познанием, то это полбеды, но когда речь идет о терапии человека, то такой подход весьма ущербный. Этот подход весьма ярко отражается и в современной медицине, когда ухо лечит один врач, горло лечит другой врач, и никто комплексно человека не рассматривает. Такой же подход исповедуется и при рассмотрении бессознательного человека, поскольку для представителей психоанализа существует только личное бессознательное, последователи аналитической психологии делают акцент на коллективное бессознательное, а о родовом бессознательном вообще известно единицам. Исповедуя такой подход, каждый пытается рассмотреть беды человека, ограничиваясь знаниями только в конкретной области и пытаться их решить, но это невозможно.
Единственная модель, которая отражает бессознательное, как комплексную и единую систему была представлена кандидатом психологических наук Ph.D Мальцевым Олегом Викторовичем. Рассмотрим эту модель, которая даст четкое понимание структуры бессознательного человека. Представьте «колодец» – это и будет модель бессознательного. Когда мы смотрим в колодец, то, безусловно мы видим воду, так вот, верхний слой воды – это и есть личное бессознательное человека. Но толщи воды скрывают еще очень многое. Поэтому, чтобы увидеть, что скрывается в глубине колодца, мы возьмем фонарик и посветим в него. Следующий слой, который нам откроется — это родовое бессознательное и как видите, это следующий слой, который следует за персональным бессознательным. Но на этом бессознательное не заканчивается, и для того, чтобы рассмотреть самую глубину мы делаем мощность фонарика еще больше и нам открывается самый глубинный слой воды, то есть бессознательного, а именно, коллективное бессознательное.
Как вы видите, это единая система и рассмотрение отдельных слоев не даст должного результата. Поскольку, если проблема человека кроется в родовом бессознательном, а мы рассматриваем только личное бессознательное, и на его базе пытаемся объяснить, то это неминуемо приведет к ошибке. Поэтому крайне важно иметь представление обо всех трех слоях бессознательного.
Проникновение в тайну бессознательного начнем с того, что у каждого бессознательного существует свой язык, на котором оно разговаривает с человеком. Когда мы имеем дело с личным бессознательным, то оно разговаривает с человеком на языке «симптомов». С подобного рода явлением каждый человек в своей жизни сталкивался неоднократно. В виде симптома мы можем наблюдать: головные боли, температура, насморк, расстройство пищеварения и многое другое. То есть бессознательное таким образом человеку пытается сообщить о том, что что-то не так. Это могут быть последствия неверного поведения, неверно сказанных слов, что в результате привело человека к неудаче, то есть вы не получили то, что хотели и через симптомы болезней бессознательное пытается донести человеку об этом. Но человек крайне хитрое существо, поэтому необходимо отличать случаи, когда вы намеренно заболеваете, чтобы, например, не справляться с какой-либо задачей. Когда мы говорим бессознательное – это те симптомы, которые вы не можете объяснить.
Родовое бессознательное разговаривает с человеком посредством выбора. Категория выбора в жизни человека является неотъемлемой частью и не будет преувеличением, что с выбором человек сталкивается чуть ли не ежеминутно. Но, когда речь идет о бессознательном, то в этом случае мы рассматриваем только те выборы, которые человек не может объяснить, он просто выбирает и на 100 процентов уверен в правильности сделанного выбора. При исследовании данного вопроса Липот Сонди рассматривал пять направлений, в которых человек совершает выборы: выбор любви (муж/жена), друга, профессии, заболевания и смерти. Этих направлений на самом деле больше, но рассматриваются только эти, поскольку они доказуемы, эти выборы человека можно подтвердить. Например, выбор жены или мужа, можно подтвердить свидетельством о заключении брака.
Родовое бессознательное – это наследие наших предков, это те знания и умения, которые хранятся в нашем наследии. Если вспомнить историю, то всем известно, что ранее все хранили свои генеалогические древа, которые и раскрывали все эти тайны. С точки зрения категории выбора человека, именно предки и диктуют человеку сделать тот или иной выбор.
Наиболее понятное определение коллективному бессознательному было дано Леопольдом Сонди в своей книге «Я-анализ»: «Это археология душ человека». Коллективное бессознательное разговаривает с человеком языком символов. В качестве символов может быть все что угодно: крест, звезда, посох. Все эти символы влияют на жизнь человека. Центральным явлением исследования коллективного бессознательного являются архетипы, и каждый архетип несет в себе определённую информационную нагрузку. До наших дней информация об архетипах дошла в виде сказок, мифов, легенд, которые в большинстве случаев описывают путь какого-то героя, то есть, как кто-то становиться героем. В этом и заключается основная идея аналитической психологии, то есть речь идет об индивидуации – это путь становления человека героем. Коллективное бессознательное относиться к категории мистического и мифического.
Безусловно, мы рассмотрели только один аспект бессознательного, но каждое бессознательное имеет кроме этого и свою структуру, и механизмы работы, принципы и правила, скрывает в себе много тайн, необъяснимого и непонятного. С одной стороны все виды бессознательного присутствуют в жизни человека одновременно, только в разных проявлениях. Когда речь идет об обыкновенной жизни, то, безусловно, в ней присутствует персональное бессознательное, а от родового и коллективного бессознательного человек зависит. Зависимость проявляется в тех категориях, которые мы рассматривали, то есть выборы, которые делает человек, зависят от родового бессознательного. Зависимость от коллективного бессознательное проявляется в следующем: для человека на архетипологическом уровне установлен определенный путь, то есть путь героя, это в мифах, если же это перенести на реалии современного мира – это карьерная лестница, как один из вариантов. И человек зависит от этого пути, если он его не будет идти вверх, если не будет совершенствоваться, то он будет всю жизнь никем.
Такого рода положение вещей мы наблюдаем в большинстве случае, но может быть и по-другому, когда родовое и коллективное бессознательное выходит на первый план в жизни человека. Это происходит в том случае, когда на человека идет вектор силы, персональное бессознательное не справляется с этой силой, человек не знает, что делать, ему никто не может помочь, посоветовать, что нужно сделать, то может возникнуть ситуация, что на первый план выходит родовая фигура, какие будут последствия после этого — не известно. В том случае, когда родовая фигура не способна справиться с возникшей ситуацией, то есть в родовом наследии не достаточно знаний и умений, то может проявиться коллективное бессознательное на жизненной сцене. Необходимо отметить, что такое происходит крайне редко и подобного рода ситуаций в обычной жизни не происходит, должно что-то случиться крайне неординарное и неожиданное, последствия подобного рода ситуации крайне сложно спрогнозировать.
Бессознательное человека имеет двойственное проявление в жизни человека, поскольку с одной стороны – это предохранитель, который спасает его жизнь, а с другой стороны может искалечить человеку жизнь. Когда речь идет о персональном бессознательном, то оно исковеркает жизнь человека, родовое бессознательное может просто погубить жизнь человека, потому что человек перестает жить свою жизнь, а коллективное бессознательное может превратить жизнь человека в ад.
Бессознательное может быть для человека другом и помогать идти по жизни, помогать справляться с жизненными ситуациями, обращать ситуации в свою пользу, управлять своей жизнью. Все это возможно только в том, случае, когда человеку известно, что такое бессознательное, когда он проник в тайну бессознательного и может им управлять, и пользоваться в свою пользу.
Недаром существует такое выражение: «Познаешь себя, познаешь весь мир».
Бессознательность — это путь к осознанию!
Лабиринты бессознательного, это вечная дорога многочисленных ребусов, которые когда-то будут решены человеком. Бессознательное — это все, что касается нашей кармы, нашего опыта, нашего ума и наших способностей. Роль бессознательного велика в нашей жизни. Роль сознательного, еще больше. Как же существуют эти неразделенные части нашего ума? Мы привыкли употреблять эти термины в нашей жизни, но по сути, многие не до конца понимают их значение. Ведь бессознательное — это «фабрика» по изготовлению Кармы. А сознательное, это «цех» по распределению кармы, где решают, куда ее отправить в сознательное или оставить опять в бессознательном.
Так вот, многочисленные реакции поведения человека, это неотъемлемый опыт эволюции, приобретенный предками человека. То есть, если чему — либо научатся 100 человек в одной родовой ветви, то это, чему они научились, будет передаваться генетически, будущим поколениям. Это связано не только с инстинктами выживания и адаптацией. Это связано и с тем, что называется болезнями. Да, именно так передаются наследственные болезни, переданные по наследству определенными индивидуумами рода, только по тому, что до них, многие индивидуумы этого же рода использовали подобный бессознательный опыт в своих целях.
Бессознательное — это все то, что ум запоминает в течение жизни. Между сознательным и бессознательным существует большая разница. Если взять среднестатистического человека, то его сознательное по отношению к бессознательному в процентном соотношении выглядит вот так, бессознательного 99% а сознательного 1%. Если взять просветленного человека, то это выглядит ровным счетом наоборот. Почему? Да потому что, большинство людей живут бессознательным. А это значит, что их поведение обусловлено спонтанными эмоциональными решениями, которые сопряжены бессознательным опытом. Они всегда так поступали и реагировали. Поэтому, отсутствие осознанного анализа не приводит человека к форме осознания тех или иных поступков в его жизни. И разница между знающими и не знающими заключается в том, что знающий пытается осознать то, что раньше всего лишь понимал. А, не знающий довольствуется теми знаниями, которые он получит на начальных этапах своего развития. То есть, живя старым опытом, реакциями, поведением, человек не задумывается о том, почему он так поступает. Он может ссылаться на наследственность, на дурной характер, и на то, что все это уже невозможно исправить, «родился, мол я таким». Если разобраться для чего мы живем, то конечная цель любого человека заключена в том, чтобы однажды познать себя. Но это происходит тогда, когда карма-опыт будет осознана человеком.
Любое действие сознательного и бессознательного приводит к рождению новой кармы, то есть, ситуаций. Не важно, хорошие они или плохие с точки зрения того, что такое хорошее или плохое, это все равно остается кармой. Поэтому, чтобы карму трансформировать, ей нужно дать возможность войти в третье, нейтральное состояние. А это уже, знания!!! То есть, в нейтральном состоянии карма теряет силу. А в сознательном и бессознательном, она увеличивает силу.
Бессознательное — это то, что многие тысячелетия мы накапливали, как опыт. И в этом опыте не только наш индивидуальный опыт, но и опыт наших предков. Наша радость, доброта, наша злость и обиды, это
Наше бессознательное — СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги. — ЖЖ
Источник: psychologies, февраль 2012.//»Тот другой, что живет в нас» // текст Юрий Зубцов
Загадочное, могущественное, тревожащее — наше бессознательное не может не возбуждать любопытства. Существует ли оно на самом деле? Для чего оно нам служит? И можем ли мы установить с ним контакт? Попробуем разобраться с мифами и ответить на некоторые вопросы.
Мысль о том , что бессознательное есть у каждого из нас, сегодня уже почти не удивляет. Мы привычно отмечаем «оговорки по Фрейду» или, дважды подряд забыв ключи от дома, ищем в этом скрытый смысл. А когда друг раз за разом терпит неудачи в любви, глубокомысленно замечаем , что он , наверное , бессознательно не хочет связывать себя обязательствами. Мы приписываем бессознательному волю , как если бы оно было некоей живущей в нас , но отдельной личностью … Но знаем ли мы, что оно из себя представляет на самом деле?
По выражению Фрейда , бессознательное — это скрытая от глаз «другая сцена», на которой разыгрывается наша жизнь. Сюда вытесняются те наши воспоминания, желания, эмоции и чувства, которые вызывают страх или стыд у нас самих. Не сознавая этого, мы можем испытывать неясное чувство вины, которое заставляет нас наказывать самих себя болезнями, неудачами в любовных делах или в карьере. Бессознательное ставит нас перед тревожащим фактом: эмоции , фантазии , мысли, о которых мы не знаем или не обращаем на них внимания, могут определять нашу жизнь в большей степени, чем наша воля.
Сегодня, в эпоху культа свободной воли и человеческих возможностей , смириться с этим особенно сложно. Тем более что и современная наука согласна принимать всерьез лишь то , что можно взвесить , измерить и рационально объяснить. А как измерить бессознательное? В результате сама его концепция подвергается критике. Так , философ Мишель Онфрэ посвятил сотни страниц резким нападкам на то, что он считает лишь иллюзорной идеей , следствием личного невроза доктора Фрейда . Критикуют бессознательное и некоторые психотерапевты, называя этот концепт устаревшим и указывая , что многие современные психотерапевтические методики обходятся и без него. Эпоха бессознательного заканчивается? Или же оно объективно и вечно, как физические законы?
ДАВНЯЯ ПРОБЛЕМА?
Еще в 3-4 веках раввины , составители Талмуда, высказывали догадку, что наши сны говорят о тайных чаяниях и желаниях. Через тысячу с лишним лет за бессознательное взялись европейские философы. Бенедикт Спиноза в XVIII веке отмечал, что истинные причины наших действий почти всегда скрыты от нас. Сам термин «бессознательное» появился на столетие позже. Фридрих Шеллинг считал, что это жизненный порыв, объединяющий глубины духа и природу, а Артур Шопенгауэр рисовал бессознательные силы, правящие равно людьми и миром. Однако философия на то и переводится как «любовь к мудрости», что призвана идеализировать сознание и добиваться полной рациональности. И бессознательное для философов оставалось скорее не объектом изучения, а источником неприятной путаницы, которую надлежит устранить.
ДОГАДКА ДОКТОРА ФРЕЙДА?
В конце XIX века бессознательное взяли на вооружение врачи, лечившие гипнозом. Они полагали , что эта невидимая часть душевной жизни человека присуща лишь психически больным людям. Доктор Зигмунд Фрейд предположил, что бессознательное есть абсолютно у каждого из нас. Практикуя гипноз , он открыл, что наряду с сознанием существует и подсознание. Бессознательное лишь часть его (наряду с предсознанием), которая населена запретными желаниями (прежде всего сексуальными , агрессивными), инстинктами жизни и смерти. Он первым понял , что бессознательное обладает своими внутренними законами и нуждается в том, чтобы быть истолкованным. По сути Фрейд предложил новое, революционное видение человеческой души. «Если бы мы должны были обозначить вклад того или иного мыслителя в развитие человечества одним словом, то, например, для Эйнштейна это была бы «теория относительности»,- говорит психоаналитик Игорь Кадыров. — А в связи с Фрейдом в первую очередь нужно сказать «бессознательное» . Разумеется , и другие крупные мыслители, как , например , немецкий философ Эдуард фон Гартман , высказывали догадки или рассуждали о бессознательном и до Фрейда. Однако по своей оригинальности , эвристичности и глубине его концепция совершенно беспрецедентна».
ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
Бессознательное не желает нам ни зла, ни добра. Оно у нас просто есть — потому что наше «Я» отказывается осознавать все то, что может нас задеть, напугать, создать у нас слишком плохое представление о самих себе или о тех, кого мы любим. Допустим, в наш дом хочет пробраться опасный человек. Разумеется , мы постараемся выставить его за дверь, а саму дверь снабдить засовами понадежней , чтобы быть уверенными в своей защищенности. Но неприятный нам тип от этого ведь никуда не исчезнет . Он так и останется за порогом и даже постарается напомнить о своем присутствии. То же происходит с мыслями и желаниями , вытесняемыми в бессознательное. Они не забываются и не исчезают. И время от времени пользуются брешью в сознании- это может быть момент усталости или сон- и напоминают о себе в форме сновидений, оговорок или ошибочных действий. Это происходит в тот момент, когда мы меньше всего этого ожидаем . И тогда, вместо того чтобы отправить нежное сообщение супругу, мы шлем его нашему бывшему , которого нам никак не удается забыть. Или теряем бумажку с адресом деловой встречи , от которой зависит наше будущее благополучие, потому что в глубине души предложенная работа нас не радует. Мы неслучайно с опаской относимся к бессознательному. Вероятно, таким образом проявляет себя тревога нашего Я, которое боится признать, что неспособно контролировать все.
BPOЖДEHHOE ИЛИ ПРИОБРЕТЕННОЕ?
Может сложиться впечатление, что бессознательное формируется параллельно с развитием личности человека, по мере вытеснения наиболее тревожных и пугающих переживаний. Это верно лишь отчасти. Психоаналитики уточняют: оно появляется в тот момент, когда ребенок овладевает речью. Фрейд полагал, что бессознательное включает в себя не только то, что вытесняется (забывается), но и то, что изначально не допускается в сознание (то есть наши запретные фантазии и желания),- уточняет Игорь Кадыров .- Ядро этой части нашей психики составляют самые ранние детские первичные (сексуальные) фантазии и первые вытесняемые желания, связанные с эдиповым комплексом, от которых ребенок должен
отказаться , чтобы вырасти.
Карл Густав Юнг- ученик, а затем оппонент Фрейда- утверждал, что бессознательным мы обладаем с рождения. А наряду с индивидуальным бессознательным существует, по его мнению , и коллективное — связывающее нас с нашими предками. Оно общее у всех людей и отражается в мифах, культурных и религиозных установках. В юнгианском представлении яблоко во сне отсылает к мифу о земном рае. А когда нам снится, например, терпящий бедствие самолет, нам следует вспомнить греческий миф об Икаре, погибшем из-за того , что не послушался совета отца и подлетел слишком близко к солнцу. Такой подход предполагает, что символика бессознательного одинакова для всех людей .
НЕЗРИМЫЙ ДИАЛОГ?
Наше бессознательное не только влияет на наши слова и поступки. Оно ведет активный диалог с бессознательным других людей. Это происходит во всех сколько-нибудь эмоционально значимых отношениях. Так, хорошая мать часто угадывает причины недомоганий своего ребенка, хотя он еще и не способен ничего ей рассказать . А многие психоаналитики описывали ситуации , когда между ними и пациентами устанавливалась почти «телепатическая» связь. «Одному моему коллеге пришлось прервать встречи с пациентом, чтобы уехать на похороны ,- рассказывает Игорь Кадыров. А когда он вернулся, пациент рассказал ему свой сон. В нем он видел аналитика на похоронах, горюющим о потере близкого человека, хотя мой коллега ничего не сообщал пациенту о причинах перерыва в сеансах. Очевидно , что на уровне бессознательного обмен этой информацией произошел» . Разумеется , особую роль этот незримый диалог играет в любовных отношениях. Ведь одними из самых первых в наше бессознательное вытесняются детские сексуальные желания, связанные с инцестом. Их не всегда удается преодолеть.
Когда нам не удается отрешиться от своей первой любви к родителям, мы испытываем настоящие трудности в любви, — говорит психоаналитик Ив Депельсенэр. По этой же причине мы часто, не отдавая себе отчета, выбираем партнеров , похожих на мать или отца. Именно взаимодействие бессознательного двух людей определяет успех или неудачу их любовных отношений
Решающую роль играет эхо, порожденное нашими собственными симптомами , — продолжает Ив Депельсенэр , — наше собственное внутреннее изгнание , которое мы неожиданно обнаруживаем в другом человеке. То «сам не знаю что», которое входит вдруг в резонанс с нашим бессознательным.
ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ?
Воображаемое — прямая дорога к бессознательному. С точки зрения психоанализа воображаемое не является ни иллюзорным, ни лживым. Этим словом обозначается все то, что проявляется в наших образах: ночные сновидения , дневные грезы наяву, эротические фантазии, а также мифы . Для психоаналитиков вымыслы имеют ценность правды: истории, которые мы рассказываем им, другим и себе, смутные мысли, сопровождающие нас в течение дня, сценарии , которые мы для себя выстраиваем , передают наши бессознательные желания. На творческую силу образа опираются методы психотерапии и психоанализа: гипноз , осознанные сновидения, визуализация, свободные ассоциации, проективные тесты.
ОПРАВДАНИЕ НАШЕЙ ПАССИВНОСТИ?
Я не верю в существование бессознательного, -утверждает философ Роберт Мизрахи. — Мы всегда осознаем себя. Бессознательное- просто имя, которое мы даем своим недомолвкам , соглашательству, пассивности и невежеству. С точки зрения многих мыслителей, в частности Жана-Поля Сартра, идея бессознательного — лишь предлог для того, чтобы уклониться от необходимости быть ответственным человеком. Это прибежище недобросовестности и трусости: Я не ведал, что творил, это не я, это мое бессознательное. Но ведь Фрейд призывал именно к тому, чтобы как можно полнее осознать то, что мы стараемся скрыть от себя. По мнению психоаналитика Жака Лакана, мы в ответе за него. Но для того, чтобы отвечать , мы должны понять желания и фантазии, в которых не можем признаться.
Думаю, что перед каждым, кто определяет свое отношение к самой идее бессознательного, стоит простой выбор,- считает Игорь Кадыров.- Либо отвергнуть эту идею как лишнюю и загружающую голову, либо принять ее лишь номинально , быстро превратив в набор клише- а по сути, тоже отвергнув. Или отнестись к ней всерьез, начав анализировать себя или обратившись за помощью к психоаналитику. Этот вариант требует сил и серьезной внутренней работы. Но ведь и идеи того же Сартра, например, тоже сложны для восприятия.
ГДЕ ОНО СКРЫВАЕТСЯ?
Достижения нейробиологии подтверждают реальность бессознательного, -уверяет нейропсихолог Борис Цирюльник. — А аналитические теории позволяют лучше понять то, что мы наблюдаем. Многие психофизиологи пытаются подтвердить (или опровергнуть) идеи Фрейда. Впрочем , сам Фрейд высказывался по этому поводу предельно ясно: Наша психическая топика не имеет ничего общего с анатомией. Она относится к областям душевного аппарата независимо от их местоположения в теле , а не к анатомическим локализациям.
Центра бессознательного как такового, очевидно, не существует. В бессознательных процессах задействованы три зоны мозга: лимбические структуры (царство эмоций) , ассоциативные зоны коры, где формируются связи между идеями, словами и вещами, и сенсорные области. Наблюдения позволяют лучше понять, почему наши внутренние психические конфликты часто выражаются соматически (физическими болями). Оказывается , мозг одинаковым образом обрабатывает слова и физические ощущения: например, оскорбление воспринимается как пощечина . Эта аналогия объясняет, почему после пережитого шока мы можем вести себя относительно спокойно , не поддаваясь отчаянию или страху … но при этом у нас вдруг начинаются боли в животе или мигрени.
ПАМЯТЬ НАШЕГО ТЕЛА?
Исследования показывают: бессознательное расположено не только в голове. Это сложнейшая система, охватывающая и психику, и тело. С конца 1980- х годов формируется представление о когнитивном бессознательном. Как объясняет Борис Цирюльник, речь идет о чисто телесной памяти, без каких-либо тайных желаний или постыдных мыслей. Именно благодаря когнитивному бессознательному мы совершаем всевозможные повседневные действия : чистим зубы , выходим и з дома, садимся в метро, набираем код домофона, даже не вспоминая цифры , автоматически, не думая . Это телесное бессознательное объясняет также , почему многие дети , ставшие жертвами жестокого обращения, сами того не желая, вырастают во взрослы х людей , которые тоже дурно обращаются с детьми . Они просто усвоили насилие в собственном теле …
Что ж, если мы действительно хотим понять свои эмоции, свои подлинные желания, выбраться из заколдованного круга неудач и раскрыть свой потенциал , без попыток прислушаться к своему бессознательному и его понять нам не обойтись.
Случаи из жизни 3. Ф.
Я обращусь к примерам из моего личного опыта, не особенно, правда, частым у меня.
а) В прежние годы, когда я посещал больных на дому еще чаще, чем теперь, нередко случалось, что, придя к двери, в которую мне следовало постучать или позвонить, я доставал из кармана ключ от моей собственной квартиры, с тем чтобы опять спрятать его, едва ли не со стыдом. Сопоставляя, у каких больных это бывало со мной, я должен был признать, что это ошибочное действие- вынуть ключ вместо того, чтобы позвонить, — означало известную похвалу тому дому, где это случилось. Оно было равносильно мысли здесь я чувствую себя как дома, ибо происходило лишь там, где я полюбил
больного.
б) В одном доме, в котором я шесть лет кряду дважды в день в определенное время стою у дверей второго этажа, ожидая, пока мне отворят, мне случилось за все это долгое время два раза взойти этажом выше, «забраться чересчур высоко». В первый раз я испытывал в это время честолюбивый «сон наяву», грезил о том, что «возношусь все выше и выше» . .. . В другой раз я прошел слишком далеко, также «погруженный в мысли»; когда я спохватился, вернулся назад и попытался схватить владевшую мною фантазию, то нашел, что я сердился по поводу (воображаемой) критики моих сочинений, в которой мне делалея упрек, что я постоянно «захожу слишком далеко», упрек, который у меня мог связаться с не особенно почтительным выражением: «вознесся слишком высоко».
3. Фрейд Психопатология обыденной жизни
ОБ ЭТОМ
Семинары. Книга 5. Образования бессознательного. 1957/ 1958 Жак Лакан
Французский философ и аналитик Жак Лакан, развивая идеи Фрейда, предположил, что бессознательное формируется как результат воздействия на нас речи, а главное, имеет структуру, аналогичную структуре языка (Логос , 2002).
Литература и сноски:
Эдипов комплекс — чувства, которые испытывает маленький ребенок в отношении отца и матери, желая устранить родителя своего пола и обладать родителем противоположного пола.
К.Юнг Очерки по психологии бессознательного (Когито-Центр, 2010).
Б. Спиноза Этика(Мир книги, Литература, 2010).
Ф. Шеллинг ~ Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки (Наука, 1998).
А. Шопенгауэр ~ Мир как воля и представление (Харвест, 2007).
3. Фрейд Толкование сновидений (АСТ, Астрель, 2011).
3. Фрейд Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа (Алетейя, 1999).
Что такое бессознательное и как использовать его могущество для улучшения своей жизни
Ещё не так давно идеи Фрейда о существовании бессознательной части психики были новы и принимались далеко не всеми. Сейчас же понимание и работа с бессознательной частью психики человека стали мейнстримом.
Сегодня мы не только знаем о бессознательном, но и практически можем чувствовать те моменты, когда бессознательное говорит с нами, помогает или мешает нам на нашем пути. Интуиция, медитация, спонтанное творчество, состояние «потока» — все это способы взаимодействия с нашей бессознательной глубиной.
Фрейд писал, что «бессознательное – это истинно реальное психическое, по своей внутренней природе столь же нам неизвестное, как реальность внешнего мира». Существование бессознательного – неоспоримый факт, но что оно содержит, как оно влияет на нас, насколько велика его глубина – все это вопросы, на которые нельзя дать однозначный ответ.
Попробуйте вспомнить, что происходило с вами 1 января 2004 года. Если это не какая-то значимая для вас дата, скорее всего, что вы ничего не сможете вспомнить. Но это не значит, что этого дня не существовало, или вас не существовало. Вся информация об этом дне выпала из области вашего сознания неслучайно: природа устроила нашу память так, чтобы мы помнили ровно столько, сколько можем помнить.
Все, что когда-либо происходило с нами, спрятано в бессознательном. Но бессознательное гораздо шире, чем наш индивидуальный опыт. К.-Г. Юнг продолжил идеи Фрейда и предложил идею коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное – это совокупный опыт всего человечества. Коллективное бессознательное знает все о мироустройстве. В коллективном бессознательном содержатся ответы на самые главные экзистенциальные вопросы.
Бессознательное – это не только конгломерат нашего личного и общечеловеческого опыта, но и активная сила, которая позволяет нам творить такую реальность, которую мы осознанно или неосознанно выбираем.
Как же войти в контакт с этой силой и осознанно выбрать свою реалиность? Вот несколько способов взаимодействия и «сотрудничества» с бессознательным для улучшения своей жизни.
Медитация
Если мы хотим обратиться к бессознательному, первое, что стоит сделать, это ограничить активную деятельность сознания, то есть ума. Наш ум находится в непрерывной работе: иногда эффективной, иногда бесполезной. Потоки информации в современном мире настолько велики, что остановка постоянного потока мыслей – задача не из простых.
Остановить ум и подключиться к бессознательной глубине поможет медитация. Существуют разные техники, помогающие успокоить ум, их множество. Мне нравятся те, что предлагают Экхарт Толле и Фрэнк Кинслоу.
И вот, когда ум спокоен, бессознательное открывает нам свои тайны. Например, можно поставить задачу перед бессознательным вспомнить что-то. Или получить ответ на волнующий вопрос. Ошо говорит, что «у медитации есть фокус, и если человек хочет направить ее в определенном направлении, то ею нужно пользоваться как фонариком».
Интуитивное творчество
Это замечательная возможность пообщаться со своим бессознательным напрямую, минуя ум и сознание. Когда мы создаем что-то руками, ум ограничивает свое влияние, поэтому творческий процесс – это медитация.
Другой секрет бессознательного творчества в том, что существуют древние символы, которые являются «языком» нашего бессознательного и которые можно использовать в творчестве. Одним из таких мощных символов является мандала.
Мандала — это древнейший сакральный символ, который существует почти во всех культурах с древнейших времён. Мандала является частью нашего общечеловеческого коллективного бессознательного вне зависимости от нашей веры в это. Это понимают многие психотерапевты, например, Карл Густав Юнг широко использовал рисование мандал как метод работы с бессознательным.
Создавайте мандалу Мечты, Любви, Счастья, создавайте мандалу, чтобы ответить на какой-то волнующий вас вопрос – любые способы творческого взаимодействия с бессознательным будут продуктивными. И наблюдайте за тем, как в вашей жизни происходят позитивные изменения.
Помните, что совместное творчество многократно усиливает результат, поэтому приходите на мои мастер-классы по созданию персональной мандалы, направленной на реализацию определенных задач. Анонсы мастер-классов и галерея волшебных мандал на сайте: www.rushkovskaya.ru
Состояние потока
Каждый раз, делая что-то важное, ставьте задачу перед своим бессознательным помочь вам найти максимально эффективные пути реализации вашего дела. Снимите ответственность за результат с себя, возложите ее на бессознательное, которое знает и умеет гораздо больше, чем вы.
Пишите ли вы отчет на работе, работаете ли над проектом – пусть ваше бессознательное позаботится о результате. Для этого нужно всего лишь осознанно попросить его об этом и попытаться почувствовать его волны, его поток. Не только Менделеев увидел во сне свою таблицу, самая важная информация в высшей степени гениальных людей, таких как Гёте и Гельмгольца, открывалась им внезапно и спонтанно и в готовом виде доходила до их восприятия.
Сон
Сны – самое очевидное проявление бессознательных процессов. Именно со снами работали Фрейд и Юнг, пытаясь расшифровать знаки бессознательного.
Дело в том, что во время сна бессознательное, не ограниченное сознанием вообще, спонтанно и бесконтрольно выбрасывает случайные образы, обусловленные накопленными днем ощущениями. Но ведь мы же можем поставить задачу перед нашим бессознательным, задать ему вопрос или направить на выполнение нашей мечты.
Есть известное упражнение «Стакан воды», которое предложил Хосе Сильва. Выполнять его следует перед сном.
- Возьмите двумя руками стеклянный стакан чистой питьевой воды
- Закройте глаза, переведите взгляд с закрытыми глазами «вверх»
- Сформулируйте вопрос, требующий ответа
- Мелкими глотками отпейте половину воды из стакана, повторяя фразу: «Это все, что мне нужно сделать, чтобы найти решение проблемы, о которой я думаю»
- Откройте глаза и ложитесь спать. Бессознательное даст вам ответ на ваш запрос в виде образа или озарения
Когда проснетесь, выпейте оставшуюся воду так же, как пили ее перед сном: направляя взгляд вверх и произнося фразу: «Это все, что мне нужно сделать, чтобы найти решение проблемы, о которой я думаю»
www.rushkovskaya.ru
Фото
Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!
Instagram Facebook VK
Сознание, бессознательное, подсознательное | Тренинг-Центр Синтон
Автор: Виталий Пичугин
Что такое сознание, бессознательное, подсознательное. О чём речь?
Эти термины употребляются часто и, вроде бы, все понимают, о чём идёт речь. Например, «упал — потерял сознание, очнулся — гипс», как говорил Семён Семёнович Горбунков из фильма «Бриллиантовая рука». То есть потерял возможность воспринимать окружающую действительность, оценивать её, руководить своими действиями. А что говорит научное определение?
Например, из Википедии.
Сознание человека (психология) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Философское определение.
Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Мне эти формулировки нравятся не очень. Ведь любое определение должно описывать некоторое явление так, чтобы можно было точно сказать — оно отражает суть происходящего. Необходимо сформулировать — понятие.
Понятие — это отражение объективно существенного в вещах и явлениях, закрепленное словом; это понимание сущности вещи или явления. Давайте подумаем вместе.
В первом определении, сознание — это форма психического отражения, во втором — состояние психической жизни. Понятно, что форма должна что-то содержать, а именно это самое психическое отражение действительности, но правда ли что это застывшая форма, а не постоянный процесс изменения форм? Верно ли, что сознание — это состояние психической жизни, те есть пребывание в каком-либо положении, но относительно чего? Каких координат? Как видим, определение понятия «сознание» не совершенно, как, впрочем, и любое другое определение.
Попробую дать своё определение понятия «сознание». Не претендую, что оно будет лучшим, но для понимания, думаю, может быть полезным. Итак.
Сознание человека — процесс психического отражения объективной реальности, выраженный, в изменяющихся в процессе развития, субъективных моделях восприятия окружающей действительности.
Подробнее.
Сознание человека не статично, оно меняется, поэтому можно говорить о процессе психического отражения.
Данный процесс приводит к созданию моделей восприятия окружающей действительности, которые также не статичны, изменяются по мере развития человека, переосмысления прошлого опыта, его обобщения.
Модели восприятия окружающей действительности весьма субъективны и уникальны для каждого человека, выражены в форме образов, ощущений, звуков, и через речь, могут быть воспроизведены вербально, однако с большими искажениями, обусловленными ограниченностью возможности языка точно отображать внутренний мир человека. Ф. И. Тютчев догадывался об этом, и точно сформулировал в стихотворении — «Silentium!».
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
О сознании написаны тома научной литературы, некоторые учёные считают изучение сознания главной задачей психологии. Л. С. Выготский писал: «Психология рассматривает даже самые сложные формы нашего сознания как особо тонкие и незаметные формы некоторых движений». И это правильно, но у меня всегда, когда читаю любую литературу, где рассматривается сознание, не важно научную или популярную, складывается впечатление, что в написанном больше вопросов, чем ответов. Например, о каких «незаметных формах некоторых движений» пишет Л. С. Выготский? Наверное, они есть, только, как бы измерить, описать, назвать, дать определение, и как это всё связано с сознанием? Поэтому кто хочет дополнить моё определение или растолковать Л. С. Выготского, у вас будет большая, серьёзная и увлекательная задача.
Бессознательное.
Если с понятием «сознание» хоть как-то можно определиться, оставляя много вопросов и задач для новых исследований, то с понятием «бессознательное» совсем непросто. Я насчитал 12 определений, которые сообщают о принципиально разных явлениях. Думаю, если к ним прибавить ещё 8, взятых из эзотерической литературы, то станет ясно — единого понятия «бессознательное» не существует, что наводит на мысли,— а существует ли бессознательное? Попробуем разобраться.
Для начала некоторые определения.
Бессознательное — теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. (Психологический словарь)
Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. (Википедия)
Бессознательное, в психологии — вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию. Это понятие не следует смешивать с отсутствием осознания вследствие нежелания индивида разобраться в себе (т. е. заниматься интроспекцией). Кроме того, бессознательное (подсознание) отличается от предсознания (включающего, например, воспоминания), содержание которого может быть легко осознано. Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, интерпретация сновидений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз. (Энциклопедия «Кругосвет»)
Что общего в этих определениях? То, что они говорят о психических процессах, которые недоступны субъективному контролю. Правда третье определение ещё отождествляет термины «бессознательное» и «подсознание», считая это одним и тем же, а также утверждает, что для выявления бессознательных процессов нужно нечто особенное, например, гипноз. Однако первые два определения и начало третьего говорят, что, во-первых, есть некие психические процессы, во-вторых, на какой то момент времени над этими процессами отсутствует субъективный контроль. Но значит, этот контроль может быть или он должен всегда отсутствовать? И тогда бессознательное становится осознаваемым. Возьмём, например, ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. Большинство моих ощущений находятся в бессознательном, то есть вне поля сознания, не доступны субъективному контролю. Я постоянно субъективно не контролирую все рецепторы, которые, так или иначе, посылают в мозг информацию, о прикосновении к чему-либо. Ноги стоят на полу, и я воспринимаю данный факт, ощущая холодный пол ступнями, но пока я не задумался об этом процессе психического отражения действительности через ощущения, то исходя их определения, этот психический процесс находился в бессознательном. Для того, чтобы вывести его на уровень сознания не нужно прибегать к гипнозу. Тогда, о каких психических процессах отражения говориться в определении? Если какие-то легко можно вывести на уровень сознания, как в приведённом примере, то какие психические процессы всегда остаются в бессознательном? Какие легко можно осознать? А, может быть, большинство психических процессов просто не осознаются в данный момент времени, но всегда могут быть осознаны просто волевым усилием, тогда они просто вне сознания, их нужно называть — внесознательные.
Можно возразить, бессознательное — область, где происходят процессы, принципиально не доступные сознанию, без специальных способов доступа, например, гипноза. Тогда возникает встречный вопрос, а как стало понятно, что это область, где вообще что-то есть? Ну, в состоянии гипноза (изменённое состояние сознания) человек выдаёт иногда, с точки зрения другого человека,— бред, иногда, каким-то образом связанную информацию. Как понять, что это не игры сознания — просто в изменённом, заторможенном состоянии? Никто не нашёл в сером веществе такую область, которую можно как-то назвать, и сказать,— там хранится всё, что мы называем — бессознательное. И как точно различить подсознательное и бессознательное?
Подсознательное — характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов.
Так, то, о чём человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать её и т. п.
Точно так же и воспринимаемое (хотя прямо и не осознаваемое) влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определенную смысловую роль играет и языковый контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением фразы мысль. (Википедия).
Подсознательное — психологический термин, обозначающий то, что слабо осознается, ибо лежит за порогом актуального сознания или вообще ему недоступно. В своих ранних сочинениях Фрейд употреблял этот термин как синоним бессознательного, но вскоре отказался от него во избежание двусмысленностей.
Многие до сих пор употребляют термины «бессознательное» и «подсознательное» как синонимы. Действительно, исходя из определений, у них много общего. Это психические процессы, которые субъективно не осознаются в данный момент. Просто, чтобы добраться до бессознательно нужны специальные методы, а до подсознания можно, если хорошо постараться и сосредоточится. Часто приводят пример, молодой человек, глядя на форму гитары, подсознательно понимает, на что она похожа. То есть в сознании отражается форма, а в подсознании, путём несложных ассоциаций появляется женская фигура. Если молодой человек задумается, то скажет: «Да, вот чего мне в жизни не хватает, что у меня в подсознании на самом деле». Если же парень не признается, какие ассоциации вызывает силуэт инструмента, значит, он всё глубоко спрятал в бессознательное, и «расколется» только под гипнозом. А бывает ещё, что гитара — это просто инструмент и никаких подсознательных ассоциаций не вызывает, но чем больше воздержание, тем лучше молодой человек понимает, подсознание есть, и что собственно там есть.
Таким образом, если кратко подвести итог, то можно сказать как З. Фрейд. Сознание — это верхняя часть айсберга, то, что видно на поверхности. Бессознательное (подсознательное),— всё, что под водой. Чтобы добраться до нижней части айсберга нужно нырнуть, а чтобы посмотреть его дно, необходимо залезть очень глубоко, и, если повезёт, то побывать под толщей ледяной глыбы, рассматривая айсберг снизу.
Автор: Пичугин В.
Размещено на сайте syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.
Сознание, Подсознание, Бессознательное — Психологос
Сознание: область, где человек может увидеть (если включит внимание, обратит внимание) свои имеющие логику психические процессы. То есть для меня, разумные и контролируемые мной на любом шаге процессы ориентировки во внутреннем и внешнем мире (включая формирование намерений и принятие решений).
В отличие от сознания, бессознательное в широком смысле — область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль. При таком понимании бессознательного сюда включают и неосознанное, и подсознание.
Неосознанное — происходящее без участия сознания. Осознанность — результат включения сознания.
«Не, я не посмотрел, не обратил внимания…» «Говорил, не подумав, вот и сболтнул».
Подсознание — область, где имеющую логику психические процессы происходят, но я их обычным образом увидеть (разглядеть и проконтролировать) не могу. Обращая туда свое внимание, я разглядеть ничего ничего не могу. То есть во мне происходят и разумная ориентировка, и формирование намерений, и принятие решений, но от меня это обычно скрыто, мне это неподконтрольно и я обнаруживаю только результаты. Однако, если я в себе покопаюсь, включу анализ, я могу понять: «Наверное, подсознательно я хотел…»
В более узком понимании бессознательное — область, где происходят принципиально недоступные для восприятия самого субъекта психические процессы, внимание туда принципиально не достает. То, что может быть расшифровано только специалистом специальными методами.
Отношение сознания и бессознательного
Специалист с психотерапевтической установкой убежден, что бессознательное больше и сильнее нашего крошечного сознания. См.→
Специалист, для которого психотерапевтическая установка не характерна, рассматривает каждую ситуацию конкретно.
Сознание, подсознание и способность думать
Как правило, чем более ясное сознание, тем лучше думается. Однако продумывание — это больше, чем осознанность и осознавание. Это внимательный взгляд на ситуацию, который решает ту или иную задачу. Синоним — Продуктивное мышление. Кроме того, при некотором навыке можно запускать способность думать (решать жизненные задачи) в подсознательном режиме. Дать себе задачку на ночь, чтобы возвращаться к поиску ее решения без контроля дневного сознания. Иногда это дает неожиданные, творческие решения. См.→