Как понять кто я: Кто я есть на самом деле – кто я на самом деле?

Автор: | 26.07.2020

Кто я есть на самом деле

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Фильм «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»

Фильм «Обыкновенное чудо»

Нередко и на консультациях, и на тренингах психолог слышит вопрос: «Кто я есть на самом деле?». Как на такой вопрос реагировать?

Вопрос «Кто я есть на самом деле?» — когда-то странный, когда-то сложный.

Что за ним стоит, понять так же непросто, как понять что стоит за вопросом маленького ребенка: «Мама, а откуда я взялся?» Возможно, ребенка вполне порадует ответ: «Мы с папой тебя захотели!», а может быть, ему нужен ответ другой. Его кто-то во дворе спросил: «Откуда ты такой взялся?», вот теперь он маму и спрашивает.

Вопрос «Кто я есть на самом деле?» — такой же неясный, и прежде чем помогать человеку в ответе на такой вопрос, прежде всего, нужно присмотреться к самому человеку.

Это человек бодрый и живой, его голос звучит энергично и заинтересованно? А может быть, это мыслитель, нашедший себе еще одну интересную интеллектуальную головоломку? Нередко этот вопрос звучит от девушки, которой просто нравится думать о себе и которая привлекает этим вопросом к себе внимание. Хуже всего, если этот вопрос звучит тоскливо, как жалоба, без надежды получить ответ…

Кто я есть на самом деле — этот вопрос чаще всего задают либо те, кто ощущает потерю себя, механичность или фальшивость своей жизни, либо те, кто верит в возможности своего личностного роста, ищет вершины своего личностного роста. Первые так или иначе нуждаются в психотерапии. Вторые — заинтересованы в возможностях психологии развития. См.→

Как понять, кто я есть на самом деле?

Те, кто сидят, копаются в себе и гадают: «Кто я есть на самом деле?», обычно в этом направлении не продвигаются никуда (см. Самокопание). Если ничего не делать, не пробовать себя в разных делах, ничего само по себе ясным не станет.

Решение этого вопроса не падает с неба, оно не придет от головы и ни от какого-то умного человека, который взглянет на вас и скажет: «На самом деле ты вот какой/какая, и твой путь в этом направлении!» Так — не бывает.

Решение этого вопроса приходит из жизни, когда вы начинаете ставить цели по своей жизни (пусть хотя бы вначале маленькие), и лишь по ходу движения, знакомясь с собой в деле, вы начинаете лучше понимать, что вы действительно хотите и что вы действительно можете. Кто вы есть — на самом деле. Смотри Цель в жизни и Жизненные цели А постепенно, возможно, найдете и свое любимое дело, и предназначение, и свою Миссию.

Итак, не сидеть, не тосковать, не воевать — а пробовать, искать бодрее и дружить с людьми, помогающими тебе в этом направлении — вот лучшее направление развития.

Может ли здесь помочь психология? Может.

Психологическая помощь в обретении своего Настоящего Я

Средства обретения своего Настоящего Я обычно следующие:

  • Позитивная Я-концепция: Я качественный и достойный человек. См. Развитие личности на позитиве
  • Выходить из позиции Жертвы, учиться быть Автором своей жизни, учиться брать ответственность за свою жизнь. См.→
  • Движению вперед мешают страхи и неуверенность в себе. Если это про вас, для вас характерны страхи и вы часто чувствуете себя неуверенно — см. Работа с неуверенностью
  • Научиться думать самостоятельно, привыкать включать голову. Уйти от механичности стереотипов, разрешить себе жить по своему плану и проекту. Смотри Первая позиция восприятия
  • Поставить себе цели жизни и начать двигаться в этом направлении. Смотри Жизненные цели

Средства одни, а стиль освоения их может быть разный: осуществляться как психотерапия в стиле Карла Роджерса, либо воплощаться в бодрое личностное развитие в стиле Синтон-подхода.

Кто я есть на самом деле и Быть самим собой

Желание «быть самим собой» — про другое, нежели вопрос «Кто я есть на самом деле?». «Быть самим собой», по крайней мере в обыденном словоупотреблении, это вести себя естественно, без напряжения, ощущая внутри комфорт, благополучие и гармонию. Способ комфортного существования и поиск себя, нередко, это движение в противоположные стороны. См.→

Вводное занятие Университета

кто я на самом деле?

«Любимая моя» — это звучит голос мамы. Она обнимала меня перед школой, целовала в щеку и неизменно повторяла эти слова, — вспоминает 38-летняя Валентина. «Ты сильная, ты не плакса», — сказал однажды папа, когда, упав с велосипеда, я до крови разодрала коленку. «Ты такая красавица!» — с восхищением глядя на меня, говорил одноклассник Сережка. Он нравился мне, а я ему.

Потом я стала «гражданкой своей страны», как сказала учительница Зоя Михайловна, «немного музыкантом» по окончании музыкальной школы, юристом, когда получила диплом в университете, женой, после того как вышла замуж, и мамой двух очаровательных детей.

Все эти социальные роли, профессии, черты характера — их много, и это все про меня. Но что из них я, а что не я? Отражают ли они мою сущность?

Голоса других 

«Я — сложное образование, ведь кроме «Я, как мы его представляем», есть еще «Я, каким мы кажемся окружающим», «Я, каким хотим быть» и «Я, кем являемся на самом деле», — подчеркивает человекоцентрированный психотерапевт Вениамин Колпачников.

А психоаналитик Жак Лакан сравнивал «Я» с луковицей, которую слой за слоем образуют наши разные представления о себе.

Сначала были родители, ожиданиям которых мы стремились соответствовать. Их реакции на наши чувства, поступки становились зеркалом, смотрясь в которое мы учились понимать, чего хотим, а чего не хотим, что можно и нельзя, и в конечном итоге у нас возникло некое представление о себе.

Потом наше «Я», как губка, впитывало мнение и поступки значимых для нас взрослых — воспитателей, тренеров, учителей. Друзья, коллеги, партнеры — их слова и модели поведения тоже повлияли и продолжают влиять на то, кто мы есть и кем будем.

Мы говорим от себя, а на самом деле нашими устами часто высказывается отец

«Парадоксальным образом «Я» оказывается суммой «иного, нежели «Я», — резюмирует психоаналитик Елена Ратнер. — Иметь собственное «Я» — значит впитать в себя все многоголосие окружающих людей. Мы говорим от себя, а на самом деле нашими устами часто высказывается отец, при этом хмурим брови и пожимаем плечами, как мать, и поступаем так, как поступило бы множество повлиявших на нас людей.

Мы включаем в образ своего «Я» те качества, которые готовы или хотят видеть в нас друзья, партнеры, близкие люди. И наше описание себя (например, «я интроверт, спокойный, застенчивый, способный, искренний…») — это наше «Я», воспринятое через призму их реакций».

Моя вселенная 

Все части «Я-целого» иногда живут в мире и согласии. А иногда спорят и даже конфликтуют между собой — например, когда нам нужно сделать важный выбор, определиться со спутником жизни, или с работой, или с планами на будущее, или в конфликтной ситуации принять чью-то сторону. Одна часть нас выбирает материальные блага, другая — нравственные ценности, третья пытается примирить их.

«Именно в этот кризисный момент и возникает вопрос «Кто я?», — считает Вениамин Колпачников. — Им не задаются, когда жизнь течет ровно. Но этот вопрос актуален, когда случаются затруднения. И тогда человек спрашивает себя: а кто я, собственно, такой, что для меня важно, ценно, какие у меня особенности, убеждения…»

Бывает, что выбор сделан, но он по каким-то причинам нас не устраивает. И тогда мы говорим: «Это совершенно на меня не похоже!» Мы как будто отыгрываем назад, ссылаясь на своеобразное право временно выпустить из виду свое настоящее «Я»…

Иногда можно услышать: «Я не помню даже, как меня зовут», «Я потерял себя». Эти слова звучат в периоды сильного стресса, огромной усталости, глубинных сомнений. Они могут также быть сигналом бедствия, признаком начинающейся депрессии, когда «Я» по каким-то причинам перестает быть ясным и вдохновляющим и становится тяжким бременем.

«Ведь в хорошие моменты, несмотря на всю свою сложность и многогранность, «Я» помогает человеку организовать его жизнь, — замечает Вениамин Колпачников. — Когда мы хорошо себя чувствуем и воспринимаем, то видим в этом образовании ядро, самую сущность. И без труда вычленяем качество или свойство, которое наиболее уместно в конкретной ситуации, правильно выстраиваем иерархию ценностей».

На своем месте 

Мы лучше понимаем, кто мы такие, когда, произведя ревизию жизни, приходим к согласию с собой, принимаем прошлое семьи и занимаем в ней свою нишу. Жизненные ситуации, которые мы принимаем или отвергаем, становятся кирпичиками, составляющими нас. Чтобы стать собой, нужно выбрать то, что мы чувствуем в себе как хорошее, и избавиться от того, что нас мучит.

Но почему так важно узнать и найти себя? Потому что, не пытаясь познать себя, трудно занять достойное место в мире, обрести силу и легкость, стать активным участником, а не бесправным зрителем собственной жизни.

«То, что я есть (или думаю, что я есть), для каждого служит жизненной системой координат, — убеждена Елена Ратнер. — Чем лучше мы знаем, кто мы есть, тем более законны наши желания. Сила «я хочу» берется от крепости «Я». Те, кому мы это говорим, хорошо это чувствуют и реагируют соответственно».

Путь к себе — это постоянное развитие и изменение

Встреча с собой настоящим может ожидать нас в самых разных ситуациях: в радости и печали, в общении с друзьями или когда нужно принять решение. Понять, что она произошла, легко: в этот момент мы ясно ощущаем гармонию собственных мыслей и чувств, отчетливо понимаем: все, что мы делаем сейчас, — правильно и верно. Чтобы ощутить эту внутреннюю целостность, иногда достаточно просто решиться и сделать выбор: вот это мне подходит, а это нет. Вне зависимости от того, что о решении скажут (или подумают) другие.

В движении 

Но значит ли это, что можно найти «Я» раз и навсегда? Совсем нет.

Мы можем воспринимать себя в основном как профессионала или, скажем, как мать семейства, словно законсервировавшись в одном-единственном образе.

Но даже в течение одного дня человек может быть работником и другом, родителем и супругом, грустить и сердиться, любить и оставаться равнодушным. «Эти состояния надо постоянно согласовывать друг с другом, — говорит психодрама­терапевт Глеб Лозинский. — Ошибаются те, кто думает: «Я стал собой и теперь навсегда останусь таким». Путь к себе — это постоянное развитие и изменение».

Этот путь требует усилий, размышлений и внимания. Иногда, кажется, проще поверить, что характер сложился окончательно, и избавиться от попыток что-то в себе изменить. «Да, я таков и ничего с собой поделать не могу» — кто из нас не слышал чего-то подобного? Но тот, кто встает на такую позицию, ограничивает себя. Он не позволяет себе двигаться вперед, а потому отгораживается от самого себя.

«Если вы думаете, что ваша сущность постоянна и неизменна, что она не меняется на протяжении жизни, вы оказываетесь захлопнутыми в ловушке, — говорит британский философ Джулиан Баг­гини. — Но если вы убеждены, что вы никакая не сущность, а скорее некий процесс, что-то постоянно меняющееся, эта мысль дает свободу, подталкивает к развитию. Пересмотрите видео пятилетней давности, вы себя не узнаете! Вы меняетесь постоянно. И истинная сущность — это то, что вы не столько открываете в себе, сколько создаете сами. Причем создаете постоянно, каждую минуту».

Как понять кто ты и найти своё место в жизни ?

 

Доброго времени суток, дорогие друзья !

Среди изобилия жизненных обстоятельств, постоянного круговорота проблем, а так же задач, мы теряем себя и превращаемся в роботов. Знакомо ли вам полное отсутствие понимания что вы за личность ? На что способны ? И для чего живете ? Как понять кто ты — основной вопрос сегодняшней статьи.

Поиск себя и своего истинного предназначения — сверхзадача каждого здравомыслящего человека. Некоторые умудряются сразу стать на верную тропу, а для других понадобиться полжизни, чтобы найти свое место и ячейку во Вселенной.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Каким образом мы понимаем правильность своего выбора и вектора развития ? Конечно же, это внутренне чувство гармонии и душевного спокойствия. Но случается так, что едва ли открыв глаза утром, мы отчетливо и конкретно понимаем, что проживаем не свою жизнь, а чужой набор сухих правил.

Ты закончил школу, пошел учиться в высшее учебное заведение, добывая профессию. А потом, чреда обязанностей и слов « должен »: должен найти работу, высокооплачиваемую и иногда не любимую, должен жениться или выйти замуж, обязательно обзавестись семьей и стать как все.

И тут как тут возникает красная фраза на лбу: « Вот не могу найти себя в жизни ! И все тут ! ». Знакомо, правда ?

 

Перемены в сознании

Я лично знаю людей, которые махнув рукой на очередные правила, выбрали дорогу иного движения. Они смело паковали чемоданы за один час и покупая билет в один конец, спасаясь от назойливых нравоучений местных всезнающих личностей. Уехав далеко от родных мест, человек открывает заново грани своей души. Будь то жизнь наедине с природой или тайный бункер в пригороде — все это обусловлено желанием жить самостоятельно и так, как хотите вы.

Здесь мы снова вплотную приходим к вопросу, а кто же я на самом деле ? Частенько, обманывая себя и недоговаривая, мы наступаем на одни и те же грабли: предаем мечты и идем по наименьшему пути сопротивления.

Мечты стать известными певцами, космонавтами или художниками, обрывались реальными перспективами города или страны, в которой нам довелось появиться на свет.

Примеры личностных поражений близких или родителей, прививали и без того комфортную зону, что в дальнейшем становилась крепостью, покинуть которую, означало предать парадигмы предков.

Осознание и неприятное ощущение клетки, в которую мы загнали себя самостоятельно, начинает давить постепенно. Сначала, нам не комфортно с людьми, потом с окружением, а потом и с самим собой. Отчего так ?

Ответ прост, исторически сложилось, что чем больше в нашей жизни материального, тем мы счастливей должны себя чувствовать.

Призрачная гонка за богатством, властью и одержимое желание обладать, дотла выжигает наше настоящее, не потребительское восприятие. В итоге мы, окруженные айфонами и брендовыми вещами, сидим в уголке своих бетонных коробок и мечтаем о настоящей свободе. Но нужно ли нам такое настоящее и будущее, вопрос на миллион !

Умение думать самостоятельно — прекрасный навык, освоив который, жить намного проще. Любое решение, принятое вами, будет только вашим.

Вы свободны от обвинения других людей в той или иной участи и результате случившегося. Являясь себе и кнутом, и пряником, можно моделировать картину мира, что идеально подходит к конкретному этапу вашего становления и эволюции.

 

Методы поиска себя

Огромным камнем преткновения выступает отсутствие цели, как таковой. Каждый день живет по инерции, по привычке и определенному раскладу. А где в этом всем вы потеряли себя ?

Чтобы более ярко продемонстрировать ситуацию, я приведу пример. Представьте себя капитаном корабля, который бороздит просторы океанов без компаса и четких координат.

Возникают три вопроса: « Куда ? Зачем ? И по какой причине ? ». Равносильно этим трем вопросам многие проживают дни. Причиной выступает банальная растерянность и неуверенность в себе и собственных силах.

Одни люди собирают мнения, другие коллекционируют кумиров, чтобы хоть как-то помочь своему отражению в зеркале найти себя настоящего. Большинство из них, не понимают чего хотят, к чему стремятся, но на сто процентов знают, чего не хотели бы.

В решении данной проблемы, отлично работают следующие моменты. Запаситесь желанием вытащить себя из состояния оцепенения перед будущим и проработайте упражнения.

  1. Вспомнить все. В контексте пункта, вам необходимо вспомнить те сферы и интересы, что были важны для вас в детстве. Например, вам нравилось выпекать блинчики или выращивать растения, а быть может, вы гениально мастерили поделки ?
    Проанализируйте количество времени, что вы выделяете на удовлетворение перечисленных потребностей в удовольствии. Маловато, правда ?
  2. Проститься с позицией жертвы. Чувство зависти к родственникам или друзьям, тотальное желание стать на их место и быть таким же — опасно и коварно. Вы не были на их месте, не знаете скольких усилий требовало то или иное занятие или род деятельности. Вы находитесь на своем месте и вправе распоряжаться собственными знаниями, опытом и мечтами максимально продуктивно.
  3. Ответ на важные вопросы. Прежде всего, спросите себя о главном:

    чем бы вы занялись, если нужда в материальном благе и финансовой стабильности отпала ?

    Такой вопрос прекрасен тем, что дает возможность ощутить свободу и честно признаться себе в желаниях.
    Например, вы хотели бы заняться археологией, кулинарией и ландшафтным дизайном. Разве это не повод двигаться в этом направлении ?
  4. Посмотреть по-новому на настоящее. Порой мы насколько одержимы будущим, что мастерски игнорируем настоящее. А ведь ваша нынешняя профессия и ход дел — когда-то было желанием и выбором, которые вы обязаны уважать.
    Например, я советую повнимательней присмотреться к тем аспектом существующей работы под другим углом. Вам нравится работать с бумагами ? Вести учет ? Проводить анализ или общаться с людьми в сфере продаж ? Здорово ! Просто задумайтесь над фактом грандиозной проработки навыков, которые греют вашу душу уже сейчас, а не в иллюзорном завтра. Это послужит усовершенствованию накопившихся умений и профессиональному росту.
  5. Убийство негатива. Забудьте о словах « не могу, не хочу, не буду ». Вера в успех и чувство собственного удовлетворения — это состояния, которые можно вызывать и контролировать.

    Постоянное нытье и вялость превратят вас в камень, под который любая вода не течет. Не свежие родники и идеи, а даже болото не протиснется.

 

На этих размышлениях, я поставлю точку. В подобного рода вопросах правильных советов нет и каждый из вас в состоянии послужить себе лекарем. Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения.

В комментариях расскажите о том, удалось ли вам найти свое место в жизни и понять кто же Вы ?

До встречи на блоге ! Пока-пока !

Тесты на подсознание: кто ты на самом деле

Мы думаем, что знаем о себе самих все, но на самом деле это не так. Очень часто мы упускаем из виду самое главное — то, что скрывается в подсознании. Хочешь узнать, кто ты на самом деле? Тогда пройди наш тест!

Cosmo Online Cosmo Online редакция Cosmo.ru

нравится346

Поделись с друзьями Кто ты на самом деле? Тест, который заглянет в твое подсознание Вопрос 1 из 7

Какое из перечисленных определений подходит тебе больше всего?

Вопрос 2 из 7

Попадая в сложную жизненную ситуацию, ты…

Вопрос 3 из 7

Какая из фраз тебе ближе?

Вопрос 4 из 7

Важно ли для тебя мнение окружающих?

Вопрос 5 из 7

С кем из персонажей сказки «Винни Пух и все-все-все» ты себя ассоциируешь?

Вопрос 6 из 7

Тебя обидел близкий человек. Обычно ты…

Вопрос 7 из 7

Если бы осталась последним человеком на Земле, ты бы…

Пройти ещё раз

Поделиться результатом с друзьями

Поделись с друзьями

Читайте также

Кто я? Где я? Какой я? | Психология без соплей

Кто я? Где я? Какой я?

Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать — это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях — это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.

Но вот как раз здесь начинается самая путаница — что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье — ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.

Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.

В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.

Это и есть фундамент самооценки — насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это — МЕНЯоценка…

Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница — очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.

То, что я о себе думаю — это не то, что я чувствую. То, что я чувствую — это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…

Глупый пингвин...

Я — это мое тело

Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз — о чудо! — оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку — подняли. Захотели скорчить гримасу — запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».

Взрослый человек так и говорит — «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует — «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…

Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.

На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто — нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго — ничего сложного тут нет.

Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?

Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт — это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.

Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» — это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять — они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.

Но все-таки «Я» — это не мои инстинкты и «Я» — это не мое тело. Физическая оболочка — это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.

Большому уму - большие проблемы

Я — это мой ум

Следующий и самый проблемный уровень непонимания — это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия — «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.

В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго — это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго — это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.

Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я — это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он — это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?

То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли — это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго — это узаконенная форма сумасшествия.

На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности. Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, — нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.

Психологи даже придумали специальный термин такой — рационализация, только используют его обычно в более узком значении — например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.

То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит — «Я это сделал, потому что…» — и дальше начинает врать. Это и есть рационализация — самообман через логическое обоснование своих поступков.

В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции — «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть — и это самая несусветная глупость какая только может быть.

Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе — «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить».

И сказав это, он считает дело сделанным: понял — значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии — сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается — внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.

Вот вам и внутренний конфликт — на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе — реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?

Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубовной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто — его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда — их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.

Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными — их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.

Итак, «Я» — это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, — это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» — это нечто другое, что находится гораздо глубже.

Помнить до беспамятства

Я — это моя память

Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.

Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос — а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?

Для этого у человека есть память — копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек — последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.

Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения — успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.

Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.

Иметь характер — хорошо, не иметь его — плохо. «Я» — это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» — это мой характер, а мой характер — это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.

Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели — заслужить признание и уважение. Потому что характер — это хорошо, а хороший характер — еще лучше.

Помните статью про Тень и Персону? Так вот, характер — это один из аспектов Персоны, это маска, которую мы предъявляем окружающим и — что гораздо опаснее! — самим себе. Мы верим в свой характер и до чертиков боимся его утратить, ведь в глубине души мы прекрасно понимаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания полной своей ничтожности в масштабах вселенной, построена на зыбкой почве памяти о самих себе. Отними у человека память, и что от него останется?

С точки зрения Эго, утрата памяти равносильна смерти, но умирает ли при этом мое «Я»? Если я лишусь памяти о самом себе, будет ли мое дальнейшее поведение тем же, что и раньше? Прийду ли я вновь к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер прежним, если формироваться он будет в других условиях? — Оставляю все эти вопросы вам для самостоятельных размышлений.

Я добрый! Я спокойный!

Я — это мои чувства

Прежде чем рассмотреть наш вопрос с этой позиции, нужно определиться с тем, о каких чувствах мы будем говорить. Если брать юнговскую концепцию психологических типов, то там есть интересный нюанс, на который важно сейчас обратить внимание. Есть у него там понятие преобладающей психической функции, одной из четырех — мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две Юнг называет рациональными, вторую пару — иррациональными.

Вот тут и закавыка: Юнг говорит, что чувства рациональны! Точно так же, как рационально мышление. Разница между ними только в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?», а чувства — на вопрос «Хорошо или плохо?» Мышление пытается дать логическую оценку, чувства — нравственную.

И вот в этом ключе очень интересно взглянуть на разницу женской и мужской психологии, ведь сфера чувств практически полностью принадлежит женщинам. Большая часть женщин, в качестве преобладающей психической функции имеют чувство, мужчины же более-менее равномерно распределяют между собой остальные три функции. Сейчас эту тему раскрывать будет не к месту, но именно здесь скрывается секрет того, что мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.

А для обсуждаемого вопроса нам важно другое, другой тип чувств — иррациональные, те что не подчиняются никакой логике, не зависят от мышления, не поддаются волевому контролю. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат в себе гораздо больше психической энергии, чем всякое, самое отточенное, мышление.

Прежде всего, сюда относятся базовые эмоции: гнев, страх, печаль и радость. Это те эмоции, что заложены в человека от природы и никак не зависят от воспитания. Действуя на манер психических гормонов, они задают общую тональность в реагировании на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, проявления агрессии, страх рекомендует спасаться бегством, печаль констатирует потерю, радость — обретение. Эти эмоции можно принимать или не принимать, но их нельзя контролировать — они часть нашей животной природы, которую мы пытаемся скомпенсировать воспитанием.

Остальные эмоции можно назвать условными, на манер условных и безусловных рефлексов. Эти эмоции человек учится испытывать в течении жизни — это обида, злость, ревность, жалость, приязнь и неприязнь, любовь и ненависть… и тому подобное. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и являются признаком не вполне нормального функционирования психики. Здесь важна градация — чем интенсивнее эмоции из этого ряда, тем хуже у человека с головой.

Важно здесь то, что эти эмоции всегда находятся за рамками рассудочного контроля и возникают вне зависимости от того, что человек думает, что он считает правильным или неправильным, добрым или злым.

Например, воспитание учит человека осуждать агрессивность, называет такое поведение плохим, безнравственным и даже на спортивном ринге требует проявления спортивного азарта, а не чистой животной агрессии. Агрессия обществу опасна, потому что неуправляема. И вот, пройдя полный курс социальной подготовки и набрав проходной бал, человек оказывается в ситуации, где, например, какое-то хамло пролезает вперед очереди и забирает из под носа последние билеты на премьеру.

Возникновение агрессии в этой ситуации совершенно естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения — то есть, эмоция у него возникает, но выразить ее он себе позволить не может… потому что надо быть хорошим человеком, уравновешенным и добрым. А поскольку он так никогда и не проявлял агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессивность подавляется, уходит в бессознательное, и человек перестает даже замечать, что она у него где-то там возникает.

Это и есть классическая форма конфликта между сознанием и бессознательным, от которого люди постепенно сходят с ума. Рассудок и сознание говорят одно, а эмоции и бессознательное твердят о противоположном. А поскольку силы тут далеко не равные, побеждает всегда бессознательное — либо подавленные эмоции находят себе выход вне рамок сознательного контроля, и за человеком приезжает милиция, либо личность просто раскалывается на части, и за ним приезжают санитары.

Так вот, утверждение, что «Я» — это мои эмоции или мое бессознательное, куда более верно, чем версия про рассудок или сознание. Ум наполнен абстрактными и показными рассуждениями, которые предъявляются окружающим, чтобы подтвердить и упрочить свое членство в социуме, а эмоции выражают настоящие взгляды человека — то, что он думает и чувствует на самом деле, то, какой он есть внутри, а не снаружи.

Однако и это не отвечает на наш вопрос. Знак равенства, поставленный между эмоциями и истинной сущностью человека, — это большой прорыв, это то самое достижение, за которое бьется каждый психолог с каждым пациентом. Признание природы и содержания своих чувств — это чертовски важно, но это не конец пути. Это та веха, с которой серьезное самопознание только начинается.

У Юнга самый первый и самый простой этап на пути индивидуации — это отделение себя от своей Персоны («Я» — это мои мысли о себе) и признание своей Тени («Я» — это мои настоящие чувства). У Кастанеды путь воина начинается с преодоления страха, что по своей сути то же самое. А весь фрейдовский психоанализ — это и есть детальное описание схватки с Тенью и преодоления невротических страхов.

Пройдя этот этап, человек наконец-то становится взрослым и самостоятельным. В его самооценке устанавливается равновесие, его суждения становятся взвешенными и трезвыми, его образ жизни заново выстраивается вокруг его настоящих пристрастий, он живет, как сам того пожелает, общается с тем, кто ему действительно интересен, он свободен от правил, потому что теперь он способен провозгласить свой собственный закон жизни.

И все-таки, это еще не конец пути… первый враг воина повержен, осталось еще три.

Вот горшок пустой...

Я — это пустота

Переходим, как это назвал один из читателей, к дистиллированной философии: если все описанное выше — это не «Я», то где же все-таки его искать?

Здесь нам потребуется обратиться к собственной памяти и достать из нее самые давние проблески сознания, до которых только удастся дотянуться. Попробуйте вспомнить самые далекие образы из детства, еще обрывочные и туманные — в них и скрывается предмет наших поисков.

Важно то, что там, где есть воспоминания, присутствует и наше «Я», и чем более раннее воспоминание, чем меньше в нем посторонних мыслей, тем больше в нем чистого осознания.

Если удастся воскресить в памяти что-то из таких образов (а что тут сложного?!), обратите внимание, что давным-давно, еще в два-три года отроду, у вас уже было ваше «Я». Уже тогда вы ясно ощущали и осознавали себя и изнутри этой осознанности вы смотрели на окружающий мир. Не пытайтесь понять это умом — вспомните это! Погрузитесь в детские воспоминания и найдите в них свое «Я» — «Вы» уже там были.

Самые ранние и зыбкие воспоминания — эти вырванные из темноты безвременья островки осознанности содержат в себе важнейшее открытие — «Я есть!» Слов еще нет, мыслей еще нет, морали нет, но «Я» — уже есть!

Посмотрите на это «Я» повнимательнее — не находите в нем ничего странно знакомого? Если нет, достаньте из своей памяти яркие воспоминания трехлетней давности и найдите в них то же самое свое «Я». Отличается ли оно хоть чуть-чуть о того «Я», которое вы нашли в самом раннем детстве?

Если отсечь все лишнее и постороннее, есть ли хоть какое-то различие между тем «Я», которое у вас было в первые годы жизни, и тем, которое было в десять лет, в двадцать, в тридцать?… А сегодня? Отличается ли ваше нынешнее «Я» от вчерашнего?… Есть ли хоть какая-то разница между сегодняшним «Я» и тем «Я», которое вы обнаружили у себя детстве?

Наше истинное «Я» существует вне слов, понятий и смыслов, вне времени и пространства. Даже тогда, когда мы покидаем заветное для искателей истины здесь-и-сейчас, наше «Я» остается на своем месте.

Наше «Я» просто есть, оно не обладает никакими качествами и никаким характером, его невозможно описать и нельзя разделить, оно едино и неизменно на протяжении всей жизни. Его нельзя переделать или воспитать, его нельзя чему-либо научить, единственная его функция — осознание, и этим умением оно в совершенстве владеет с самого рождения.

Счастье человека в обретении этого неизменного «Я» с его спокойной созерцательностью. Осознание само по себе не судит и не дает никаких оценок — оно впитывает и принимает все происходящее вокруг без тревог и страхов. Оно наполнено до краев одним уже фактом своего существования, а боль и наслаждение, страдание и радости окружающего мира его не затрагивают, для него это лишь вспышки света на киноэкране.

Но многолетнее целенаправленное развитие рассудочной и расчетливой стороны психики приводит к тому, что центр тяжести смещается от истинного безмолвного «Я» к вечно испуганному и озабоченному Эго. И это превращает человека в бешеную обезьяну — существо, заблудившееся в своих страхах и сомнениях, мечущееся между гордостью и ничтожеством своего Эго.

Человек забывает о том, кто он есть на самом деле и, чувствуя пустоту своего существования, пытается теперь обрести себя в своих мыслях, в своих принципах, в своих моральных ценностях, в своем характере, в своей индивидуальности, в своих достижениях и победах… и все тщетно.

Даже игра в саморазвитие тут никак не помогает, поскольку в действительности развивать просто нечего. Можно тренировать свой ум, оттачивать свой характер, причесывать свою систему ценностей и полировать свой нимб, но какое все это имеет отношение к неизменному «Я»? Всякая попытка себя улучшить ведет лишь к ухудшению ситуации — к укреплению Эго, к более глубокому отождествлению себя с тем, что точно не «Я».

От слов к делу

Что ж, всякая философия бесполезна, если ее нельзя применить на практике. Обычно все ждут четких инструкций о том, что именно нужно делать, типа 10 шагов к успеху и тому подобного. Но нужно помнить, что следование чужому, пусть даже и идеальному, плану никогда не приведет к цели. Изучение себя — это процесс творческий, в него обязательно нужно вложить СВОЮ душу, СВОЙ дух, СВОЙ опыт, СВОЮ интуицию. Невозможно обрести себя, следуя по чужим стопам.

Чужой опыт можно использовать, как отправную точку, чужие открытия — как маяки на прибрежных вершинах, но свой фарватер все равно придется искать самостоятельно.

Ну, а в практическом (и терапевтическом) смысле, хороша установка: «Я — это мои поступки». Реальные поступки не обманывают, как это делает изворотливый ум, и они не так расплывчаты, как чувства и эмоции. Каждый поступок, каждое реальное действие в реальном мире — это факт, это твердое и совершенно однозначное выражение сущности человека. Хотите узнать себя — изучайте свои поступки.

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:
Вот горшок пустой...
wpDiscuz

Быть самим собой и Кто я есть на самом деле

Кто я есть на самом деле — вопрос про другое, нежели желание «быть самим собой».

«Кто я есть на самом деле?» — этот вопрос задают либо те, кто ощущает потерю себя, механичность или фальшивость своей жизни, либо те, кто верит в возможности своего личностного роста, ищет вершины своего личностного роста.

«Быть самим собой», по крайней мере в обыденном словоупотреблении, это вести себя естественно, без напряжения, ощущая внутри комфорт, благополучие и гармонию.

Способ комфортного существования и поиск себя, нередко, это — движение в противоположные стороны.

Как быть самим собой?

Автор Елена Скалацкая, источник — Школа Жизни.ру

Быть тем, кто вы есть на самом деле, то есть самим собой – это трудно? И да, и нет. Многие ответят, что трудно. Причина – страх показаться не тем, кем вас привыкли видеть.

Быть самим собой – это проще пареной репы. Нужно просто быть максимально честным с самим собой. Люди достаточно хорошо умеют притворяться и зачастую, общаясь с каким-то человеком, можно чувствовать его притворство. И конфронтация усиливается пропорционально тому, как вы изменяетесь и становитесь похожим на самого себя.

Нам хочется находиться в окружении настоящих людей, а не в обществе масок. Людям, которые не притворяются, действительно комфортно быть с самими собой, у них здоровое представление о себе. Более того, они меньше всего заботятся о том, что о них подумают другие.

Все мы желаем иметь с окружающими хорошие, мирные отношения. Когда вы стараетесь жить в согласии с ожиданиями других людей, вы сами создаете себе огромную проблему. В большинстве случаев ожидания окажутся неоправданными.

Люди никогда не скажут вам откровенно, каким, по их мнению, вы должны быть и чего они от вас хотят.

Итак, если вы никогда не узнаете точно, в каких отношениях вы находитесь с человеком, как вы поймете, каким именно образом вам нужно себя с ним вести? Оставьте подобные мысли! Вам все равно не удастся проникнуть к нему в мозги!

Просто будьте собой! Если у других не получается заставить вас быть тем, каким они хотят вас видеть, чьи это проблемы? Это их проблемы, а не ваши!

Быть самим собой в любой ситуации, на самом деле, снимает самое большое напряжение. И таким образом, вам никогда не придется беспокоиться о том, чтобы быть тем, кем вы на самом деле НЕ являетесь.

Быть самим собой – это адреналин в чистом виде. Многие люди совершенно не будут знать, чего от вас ожидать дальше. Кто, скажите мне, придумал правила следовать определенному курсу в вашей жизни? Наберитесь смелости и перестаньте следовать правилам, став загадкой для окружающих.

Начните жить нестандартно, напрягите все свое воображение, чтобы делать не так, как всегда. Будьте незаурядным! О! Поверьте мне, ваша жизнь превратится в сплошное приключение, где на каждом шагу будут возникать захватывающие ситуации с неожиданным решением.

Вы, наконец-то, попробуете настоящий вкус жизни, полной неординарных происшествий. Быть самим собой – совсем не сложно, потому что этот процесс настолько бесконечен и захватывающий, чтобы думать о сложных вещах.

Научиться быть самим собой – это значит принять ответственность за свои действия и взглянуть на себя со стороны.

Возможно, вы станете более уязвимым, потому что это будет сопряжено с постоянным риском быть не понятым друзьями. Но если вы готовы жить по максимуму, вы должны рискнуть.

Даже если вы и потеряете, это будет намного-намного меньше того, что вы приобретете. Не оглядывайтесь назад! Смотрите прямо в будущее! Живите так, словно вам уже нечего терять.

Ну и что, что старые друзья оставят вас! Вместо них придут такие, которые будут иметь точно те же взгляды на жизнь, как у вас. И более того, они не узнают, каким вы были недавно. И им, естественно, не с чем будет даже сравнить.

Не бойтесь чувствовать себя комфортно в присутствии новых людей. Тренируйте навыки общения. Самый лучший способ победить страх общаться с новыми людьми – начать самому беседу. Кому-то надо будет устанавливать правила. Что если это будете вы? Возьмите себе хорошую поговорку в привычку: «Если не я, то кто?» Серьезно! Помогает быть самим собой.

Существует весьма удивительный способ общаться полноценно с каждым человеком без ущерба самому себе. Этот способ безупречного общения – научиться воспринимать людей как тайну! Что, если бы вы не знали, кто они такие?

Например, вам попался тупица, а вы о нем совершенно не знали, что он такой. И относитесь к нему без всякой предвзятости. Он совсем не будет выглядеть тупицей в ваших глазах. Наоборот, вы своим отношением поможете ему взглянуть на себя по-другому. Однозначно, это вознесет его в его же глазах. Принимайте его просто, как будто вы встретились впервые.

Я не хочу сказать, что это будет всегда получаться гладко со всеми людьми. Нет, далеко не со всеми. Однако если вы себя повели с ними не так, как другие, они не забудут этого.

Никогда не бойтесь проявлять себя с людьми таким образом. Вас это сильно раскрепостит в проявлении себя настоящего и поможет другому человеку стать тоже самим собой, настоящим.

Способ видеть в каждом человеке тайну – РАБОТАЕТ!!! Быстрота результата вас удивит – дураки и тупицы исчезнут из вашей жизни навсегда!

Будьте собой! Быть собой заразительно! Когда другие люди увидят, что вы наслаждаетесь собой и радуетесь жизни, им тоже захочется этого!

Вводное занятие Университета

«Как понять кто я и принять это собственное я?» – Яндекс.Кью

Национальность и нация — не одно и то же. Если говорить о вашем этническом происхождении, то оно вообще-то влияет практически на все, что вы можете спроецировать в окружающий мир. И, собственно, сам вопрос — «а что она определяет» — уже говорит о том, насколько глубоко распространяется это влияние. Вы не поймете до конца земную гравитацию и как она влияет на вас, пока не окажетесь на Марсе или на Луне. А роль воздуха острее всего осознается в ситуации его нехватки, например.

Даже если вы живете не в своей стране — если вы, скажем, грузин, но вас воспитывали «как русского», то вы будете русским грузином, а не русским (особенно если остальные тоже будут видеть вас как грузина). Это важно, так как вы спрашиваете про вопрос «какой ты национальности», что наводит меня на мысль, что вы внешне выделяетесь.

Пятиминутка этнопсихологии. Фонс Тромпенаар, нидерландский специалист по межкультурной коммуникации и бизнес-консультант, выделяет семь полей межкультурных различий:

  1. Отношение к времени.

  2. Отношение к окружающей среде (не природе, а вещному и событийному миру вокруг и возможности его контролировать).

3.Универсализм — партикуляризм (чет выше универсализм, тем выше роль формальностей и регламентов. чем ниже — тем больше роляют личные, неформальные отношения).

  1. Индивидуализм — коллективизм (что ценнее — своя самость или принадлежность к группе).

  2. Эмоциональность — нейтральность (допустимый уровень проявления эмоций).

  3. Конкретность/разделимость — диффузность (насколько разграничиваются частное и публичное).

  4. Достижение — аскриптивность (чем определяется статус — собственными индивидуальными достижениями или фактом принадлежности к группе, обладанием какой-либо чертой — например, возрастом).

Поэтому если вы, например, все детство жили в Испании, но ваша мама через раз вздыхала «как они задрали своим mas o menos, суки ленивые», то предположить наличие в вашем воспитании синхронистского отношения ко времени будет сложновато.

Дальше, зачем задают такой вопрос. 

Вариант первый и банальный — из любопытства и желания узнать поближе. Потом спросят про любимую музыку или прошедший отпуск.

Вариант второй — человек интересуется конкретной вашей культурой или культурами вообще и хочет узнать что-то про нее.

Варианты третий (вы попали на антрополога/этнопсихолога/социолога, который сейчас будет вас дрючить) и четвертый (на ксенофоба, который сейчас будет вас притеснять) тоже вероятны, но по сравнению с первыми двумя незначительны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *