Какие потребности относятся к первичным какие к вторичным: Характеристика первичных и вторичных потребностей человека. Первичные и вторичные потребности человека

Автор: | 15.07.2020

Содержание

Потребности и их классификация

В статье анализируются различные потребности человека, приводятся различные классификации потребностей. Обращается внимание на потребность самоактуализации личности.

Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности. Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека.

Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества. Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.

Потребности человека – основа для его интересов. Интерес – это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого. Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.

Классификация потребностей

Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности. Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п. Как правило, они возникают на уровне бессознательного и носят иррациональный характер [1, c.

45].

Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т. п. Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы. Например, в суфийской модели человека их относят к второму уровню и считают их «представителями» общества в человеке [2].

В науке существует и более дробная классификация потребностей человека. Первичные потребности подразделяются на:

  1. биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т. п.),
  2. экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).

Среди вторичных потребностей выделяют:

  1. социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу),
  2. престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета),
  3. духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного). К ним относятся и потребности, связанные с религиозной верой человека [3].

Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.

Иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу

Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне – потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше – социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне – потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды – потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).

Естественные потребности

Естественные потребности человека также называют врожденными, биологическими, физиологическими, материальными, органическими, природными, витальными. По своей сути это потребности в условиях существования, необходимых для жизни, развития и воспроизводства организма. Неудовлетворение потребностей такого рода может привести к смерти. В основе естественных потребностей лежат биологические инстинкты, присущие человеку как живому существу: пищевой инстинкт, инстинкты самосохранения и продолжения рода.

К числу естественных потребностей относятся потребности в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, биологическом воспроизводстве людей, в возможности сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, свою семью и жилище. Удовлетворению этих потребностей служит хозяйственная деятельность человека, создание материальных благ, благоустройство бытовой стороны жизни [5].

Социальные потребности

Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу (без этого формирование личности невозможно). К социальным потребностям относят потребности человека в трудовой деятельности, социальной активности, разнообразных контактах с другими людьми, признании его успехов и достижений. Удовлетворить эти потребности могут только явления общественной жизни. Социальные потребности, в свою очередь, подразделяются на три категории.

  1. Потребности для себя — это потребности в самоидентификации, самоутверждении в обществе, обретении власти, авторитета, признания.
  2. Потребности для других выражаются в разных формах альтруизма: родительская любовь, дружеская преданность, защита близких, помощь слабым.
  3. Потребности коллективного характера основаны на общих для человеческого коллектива нуждах: потребность в социальном мире, справедливости, свободе, безопасности, ограничении внешней агрессии.
Духовные потребности

Это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире. Основа идеальных потребностей человека – стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.

В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самоактуализация человека – осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность [6]. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление – один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.

Экология и потребности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

2. Ostrovsky G. VitalJacket: Heart Monitoring Shirt [Электронный ресурс] /

http://www.medgadget.com/2008/04/vitaljacket_heart_monitoring_shirt.html.

3. Синютин С.А., Захаревич В.Г. Анализ стресса по данным вариационной пульсометрии с помощью Wavelet преобразования // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2012. — № 9 (134). — С. 61-67.

4. Синютин С.А. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы на базе ЭКГ и оксиге-мометрии // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2010. — № 5 (106). — С. 80-84.

Статью рекомендовал к опубликованию д.м.н. А.А. Лебеденко.

Синютин Сергей Алексеевич — Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, ул. Петровская, 81; тел.: 89885406274; кафедра микропроцессорных систем; к.т.н.; доцент.

Семенистая Елена Сергеевна — e-mail: [email protected]; тел.: 89044464725; кафедра микропроцессорных систем; ассистент.

Леонова Антонина Валерьевна — e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский,44; тел.: 89043467991; кафедра электрогидроакустической и медицинской техники; к.т.н.; доцент.

Siniutin Sergey Alekseevich — Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected] ru; 81, Petrovskaya street, Taganrog, 347928, Russia; phone: +79885406274; the department of microprocessor systems; cand. of eng. sc.; associate professor.

Semenistaya Elena Sergeyvna — e-mail: [email protected]; phone: +79044464725; the department microprocessor systems; assistant professor.

Leonova Antonina Valer’evna — e-mail: [email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +79043467991; the department electrohydroacoustics and medical equipment; cand. of eng. sc.; associate professor.

УДК 504.75:304.2

Т.В. Тимошенко ЭКОЛОГИЯ И ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Рассмотрены современные экологические проблемы через призму человеческих потребностей. Потребности рассмотрены как причина человеческой деятельности (активности). Рассматривается проблема псевдопотребностей в современном обществе. Раскрываются противоречия между потребностями людей и качеством их действительности. Проводится анализ потребностей человека с позиций экологии и возможности формировании экологического сознания у человека. Понимание потребностей человека и его мотиваций предоставляет возможность эффективно управлять человеческой деятельностью в сфере экологии.

Экология; потребности; псевдопотребности; экологическое сознание.

T.V. Timoshenko THE ECOLOGY AND THE HUMAN NEEDS

The article is devoted to the modern ecological problems through the lenses ofperson’s demands. The latter is considered as a cause of the human activity. Also there is the analysis of the problem of pseudoneeds in the modern society. Besides, some contradictions between people’s needs and the quality of their reality are given in this article. Moreover, there is also the analysis

of human needs from the standpoint of environment and the possibility of man’s environmental consciousness. The understanding of the human needs and his motivation will manage human activities in the field of ecology effectively.

The ecology; needs; pseudoneeds; the environmental consciousness.

Переход от индустриальной цивилизации к информационной и связанные с этим переходом изменения в жизни людей обостряют актуальность проблем человека и его потребностей. Постоянный и закономерный рост потребностей, повышение требований к качеству их удовлетворения способствует непрестанному развитию индивида и общества. Система, включающая человека, общество и окружающий их мир — природу, это целостная интеграция. Изменение в любой из подсистем неизбежно повлечет за собой трансформации в остальных подсистемах. И с ускорением изменений в окружающей человека действительности (и природной, и социальной) все более очевидными становятся неравномерности в динамике этих процессов, что приводит к возникновению экологических, интерсоциальных и интерсубъектных проблем и кризисов, а также к разрастанию глубоких противоречий между потребностями людей и качеством их жизни.

Потребности человека — это объективное состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия [1]. Потребности человека выступают, как правило, в качестве мотива его деятельности. Мотивом деятельности называется то, что инициирует ее, ради чего она осуществляется, осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. То есть потребности есть причина, исходная форма активности человека. Тип деятельности определяется по доминирующему мотиву, так как любая человеческая деятельность полимотивирована. В основе любой деятельности находятся потребности человека, и сама деятельность своей целью ставит удовлетворение тех или иных потребностей. Кроме того, по способам и качеству удовлетворения потребностей человека можно дать характеристику состояния системы «Человек — Природа — Общество». Да и вся экономическая сфера общества, его общественное производство ориентированы на наиболее полное удовлетворение растущих потребностей людей. Поэтому эффективное управление человеческой деятельностью возможно лишь при полном понимании того, что такое потребности и каков механизм формирования потребностей человека.

В настоящее время существует множество различных классификаций потребностей. Некоторые из них выделяют до двухсот различных видов человеческих потребностей. Можно, к примеру, привести одну из наиболее популярных в социально-психологическом аспекте классификаций потребностей Г. Мюррея, выделившему около 20 человеческих потребностей, а именно: потребности в достижении, в самоунижении, в аффилиации, в агрессии, в автономии, в противодействии, в защите, в уважении, в доминировании, в эксгибиции, в избегании ущерба, в избегании позора, в опеке, в порядке, в игре, в отвержении, в чувственных впечатлениях, в сексе, в поддержке, в понимании. Можно также отметить концепции потребностей К. Хорни, Э. Фромма, А. Адлера, Д. Мак-Клелланда, У. Мак-Гира и других исследователей. Очень распространенной моделью является иерархия потребностей А. Маслоу, известная как «пирамида потребностей Маслоу».

Не вдаваясь в подробное перечисление всего разнообразия классификаций потребностей, отметим, что потребности человека зависят от особенностей его биопсихосоциальной природы. И поскольку в рассмотрении природы человека сегодня как наиболее адекватный общепринят комплексный подход, рассматривающий человека как сложную, многоуровневую иерархическую систему, то и различные потребности, соответствующие всем уровням существования человека

должны также быть многоуровневыми и разнообразными. Самое фундаментальное разделение потребностей — это разделение на первичные (элементарные или базовые) и вторичные потребности. К первичным относят потребности в том, что жизненно необходимо человеку: пища, одежда, жилье. Ко вторичным относят потребности, возникающие при возможности выбора различных вещей для удовлетворения потребностей в материальных средствах жизни. В философском аспекте потребности так же разделяют на группы: биологические и социальные потребности. И именно удовлетворение биологических (естественных, насущных) потребностей человека, т.е. тех, без которых существование человека как существа биологического просто не возможно, во многом определяется ресурсами, получаемыми человеком от окружающей среды. Эти потребности связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. К ним относятся потребности в пище и питье, кислороде, жилище, одежде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и проч. К важнейшим биологическим потребностям относятся: полноценный сон и отдых, защита от заболеваний и антропогенных загрязнений, пространственный комфорт, комфорт природной (биогенной) среды, ландшафтная природная среда, подвижность и труд, информация, необходимая для здоровья и развития мозга, биолого-социальный климат. От степени удовлетворения этой группы потребностей зависит здоровье человека.

Кроме базовых и важнейших биологических потребностей человека, выделяют также группу псевдопотребностей — потребностей в предметах роскоши и следовании каким-то привычкам. Псевдопотребности возникают в случае, невозможности реализации биологических потребностей. Например, неудовлетворение потребности в составе воздуха, не приводящем к физиологическим или генетическим аномалиям и неприятным ощущениям, естественным путем, приводит человека к потребности в кондиционере или сплит-системе. Эта потребность уже не относится к биологическим, а является вторичной по отношению к ним, псевдопотребностью в предмете роскоши. Происходит своеобразная псевдокомпенсация потребностей, которая приводит к нарушению многих законов, в том числе и экологических.

Специалист по социальному прогнозированию академик И.В. Бестужев-Лада видит возможность улучшения экологии за счет отказа людей от псвдопотребно-стей: «При сохранении достаточно высокого уровня и качества жизни (выше самых высоких современных стандартов) сбросить балласт псевдопотребностей, отказаться от всего лишнего, без нужды осложняющего нашу жизнь и даже прямо вредящего ей, ослабить тем самым индустриальную нагрузку на природную среду и вернуться к экологической чистоте первозданного мира на новом, качественно ином уровне» [2]. Но далее И.В. Бестужев-Лада отмечает возникающие трудности демаркации потребностей на разумные и неразумные (псевдопотребности). В качестве критерия для различия потребностей и псевдопотребностей он предлагает принять благо личности и общества в целом, что представляется нам весьма дискуссионным. В истории человечества можно найти много примеров отступления от критериев рациональности в обеспечении потребностей человека и общества. Иногда ради общего блага приносились в жертву индивидуальные потребности, в иных случаях, наоборот.

Действительно, какие потребности сегодня можно считать разумными (или первичными, базовыми нуждами человека, без которых он не может существовать), а какие отнести ко вторичным (не обязательным, без которых вполне можно обойтись)? Сложность разделения проявляется еще и в том, что при вышеназванном комплексном подходе обнаруживается тесная связь всех потребностей человека в сложной иерархичной системе, да и изменяющиеся условия социальной и природной среды вносят свои коррективы в степень важности потребностей со-

временного человека. К примеру, информационная потребность сегодня для многих людей становится доминирующей, в ущерб многим биологическим потребностям. Хотя вопрос о групповой принадлежности информационных потребностей довольно сложен. С одной стороны, лишение человека информации приводит к процессам фрустрации и депривации психики, и, в дальнейшем, даже может инициировать заболевания на биологическом уровне. С другой стороны, информационные потребности в ряде классификаций относят ко вторичным потребностям. Но наступление информационной эпохи может внести изменения в такую иерархию потребностей. А между некоторыми потребностями человека даже возникают трудноразрешимые противоречия. Например, потребность в курении. Все знают, что это очень вредно и для здоровья курильщика, и для окружающих. Особенно в свете последних исследований табачного дыма на наноуровне. Но многие при этом продолжают курить. Ни силовые методы (законодательно установленные ограничения на места для курения и административные наказания), ни психологическое воздействие социальной рекламы и устрашающих надписей на пачках этой проблемы не решат, т. к. подобные противоречия устранить очень сложно. Перспективным может стать использование приемов «косвенного управления»: снижение количества вредных смол в табаке, распространение электронных сигарет, антиникотинового пластыря и проч.

Изучая современное общество массового потребления, исследователи отмечают, что многие потребности людей в современном массовом обществе выступают одновременно и в роли псевдопотребностей, которые в свою очередь носят символический характер. К примеру, Бородовская М.А. пишет, что символическое потребление активно спекулирует на чувстве идентичности индивидов, формирует новую мифологию, поощряющую образ жизни, при котором человек следует не собственным желаниям и влечениям, а тем, которые навязываются модой, рекламой, средствами массовой информации, подчеркивает «парадокс удовлетворения псевдопотребностей» в современной культуре: несмотря на свой символический характер они оборачиваются для человека реальным удовольствием и страданием, поскольку направлены на социальное самоутверждение [3].

Если рассмотреть экологические проблемы с точки зрения потребностей человека, сразу же отмечается следующее несоответствие. С одной стороны, «нет вопроса, который больше волновал бы людей, чем их собственное здоровье и здоровье детей». Однако, «как только дело доходит до житейской практики, в один миг от принципиального согласия не остается и следа» [4]. Несмотря на то, что сохранение естественных систем природы совпадает с базовыми потребностями и целями человека, ведь без адекватной своим нуждам среды он существовать не может, любые попытки формирования экологического мышления встречают целый ряд трудностей. Вот некоторые из них.

Во-первых, в связи с процессами урбанизации, начавшимися еще во времена становления индустриальной эпохи, основная масса населения проживает в городах. И если сельское население ближе к природе, больше зависит от нее, им ближе все беды и проблемы экологии, то, как отмечал профессор Глазычев В. Л., «сюжет экологичности городской среды не врос в обыденную культуру [горожан], не стал органичным ее компонентом» [4]. Особенно это характерно для России, где до сих пор не решены проблемы с бытовыми и промышленными отходами, загрязнением воздуха и водных ресурсов и другие не менее значимые экологические проблемы. Полностью безотходное производство, вообще не выделяющее вредных выбросов в атмосферу, воду и почву, до сих пор остается недостижимой утопией.

Во-вторых, экология сегодня все теснее переплетается с экономикой, все больше зависит от нее. Конечно, экономические кризисы и трудности недавнего периода приглушили внимание к состоянию окружающей среды — на первом плане у людей иные

насущные проблемы. Отсутствие должного финансирования подкрепляется отсутствием желания и стремления улучшить окружающую человека среду. Низкокачественная вода, еда, приносящая вред организму, загрязненный промышленными и автомобильными выбросами воздух, нерациональное размещение населенных мест (в экологически загрязненной местности) и прочие факторы приводят к ухудшению здоровья людей, повышению уровня заболеваемости, высокой смертности — ив целом к снижению качества жизни людей. И большинство людей в принципе согласны в приоритетности вопросов состояния собственного здоровья и здоровья общества. Но в итоге желание повысить финансовое благосостояние оказывается значимее, чем проблемы экологии и здоровья. Экономический комфорт — всего лишь одна сторона бытия человека, он не в состоянии компенсировать другие его потребности. Лишь при условии гармоничного равномерного обеспечения всего спектра человеческих потребностей экономический комфорт будет во благо.

В-третьих, инерционность человеческого мышления, которая замедляет внедрение инноваций в области экологии. Все нововведения в области экологии наталкиваются на сопротивление стереотипов массового сознания и поведения. К примеру, уже несколько лет подряд, с 2007 г., Всемирный фонд дикой природы проводит акцию «Час Земли», призывая людей всего мира на один час выключить свет и другие не жизненно важные электроприборы. Это мероприятие проводится в последнюю субботу марта и призывает всех дать отдохнуть себе и планете хотя бы один час, чтобы привлечь внимание к проблеме изменения климата и объединения человечества на основе экологичного образа жизни, экономии потребления энергетических ресурсов. Как известно, топливно-энергетическая проблема и, связанная с ней, проблема добычи сырья сегодня является одной из глобальных проблем человечества. С 2009 года это самая массовая акция в истории человечества, вовлекшая более миллиарда жителей планеты. Но опрос жителей в г. Таганроге выявил, что 23 % опрошенных вообще не слышали про эту акцию, 38 % — «возможно что-то слышали, но не обратили внимания», 35 % граждан не хотят менять свои привычки (просмотр фильма, телепередач, пользование домашними электроприборами, компьютерной техникой и др.), так как не уверены, что все остальные откажутся на это время от благ цивилизации. И только 4 % опрошенных сказали, что приняли участие в акции и отключили на один час все электроприборы. При этом все согласны, что экологические проблемы действительно очень важны, меры предотвращения их принимать обязательно нужно, но вот воплощение этих мер подавляющее большинство людей возлагает на кого-то другого, не желая самому принять ответственность. Причиной подобной картины может служить девальвация социальных норм в современном обществе — обществе массового потребления, и, соответственно, снижение социальной ответственности. «Распространение девиаций приводит к усилению факторов, которые их детерминируют. Этот комплекс взаимно обусловленных противоречий создает порочный круг, который ставит под угрозу благополучие окружающей среды, общества и человека» [5].

Общество, живущее по разумным потребностям, вот идеал общества XXI в., модель альтернативной цивилизации, созданной Бестужевым-Ладой [2]. Только для создания такого общества необходимо в качестве непременного условия изменение всей системы ценностей человека. Cвою систему ценностей человек выстраивает в соответствии со своими потребностями. Поэтому сегодня очень важно для человека и общества переосмыслить, и осознать свои истинные потребности, отделить их от псевдопотребностей. Н.Н. Моисеев также указывает на необходимость подчинения разнообразных стремлений, желаний, поведения, индивидуальных особенностей людей некоторой общей и осознаваемой людьми цели или системе целей, объединяющим общество идеям. Для формирования экологического императива необходимо внедрение в сознание людей нравственного императива, являющегося результатом воспитания и обучения [6].

Человек — необходимая часть триединства «Человек — Природа — Общество». Динамическая целостность этой системы обусловлена гармоничными взаимодействиями всех элементов. И именно на понимании динамичной целостности этих процессов должно быть основано новое экологическое мышление. Без экологизации всех областей деятельности человека сегодня не может быть принято ни одно оптимальное для человека и общества решение. Для улучшения условий человеческого бытия необходимы оптимизация всех подсистем обеспечения потребностей людей и соблюдение баланса между ними. Чтобы рассуждения о максимально полном удовлетворении потребностей человека не оказались пустыми словами, нужно знать природу и суть этих потребностей. Обязательное условие формирования новой картины мира — значительные, фундаментальные исследования в информационной области. Для развития всех позитивных процессов необходимо наличие адекватной информации, т. е. развитие науки. В наши дни информация превратилась в одну из важнейших общественных потребностей. Наукоемкие отрасли хозяйства дают наивысший социально-экономический эффект, информированность имеет наибольшую ценность, становится престижной. Она определяет успехи общественного развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Михайлов Н.Н. Потребности личности: проблема формирования. — Челябинск, 1981.

2. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. — М., 1998.

3. Бородовская М.А. Массовая культура: псевдопотребности и удовольствие // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2012. — № 6.

4. ГлазычевВ.Л. Городская среда. — М., 1995.

5. Демчук С.Д. Общество потребления, девиантное поведение и угрозы благополучию природы // Биосфера. — 2012. — Т. 4, № 2.

6. Тимошенко Т.В. Проблема становления экологического сознания // Материалы Шестой Всероссийской научной конференции «Экология 2011 — море и человек». — Таганрог, 2011.

Статью рекомендовала к опубликованию д.ф.н. О.А. Андреева.

Тимошенко Татьяна Викторовна — Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371615; кафедра философии; к.ф.н.; доцент.

Timoshenko Tatiana Victorovna — Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected] ru; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371615; the department of philosophy; cand. of philos. sc.; associate professor.

Нарушения в психофизическом развитии детей

Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин «аномалии развития у детей” (в качестве синонима в настоящее время используется также термин ”отклонения в психофизическом развитии”).

К нарушениям в психофизическом развитии относятся различные трудности, связанные со слухом, зрением, речью, с опорно-двигательным аппаратом, с задержкой психического развития, с эмоциональными, интеллектуальными проблемами и т.п. В широком смысле детьми с нарушениями в психофизическом развитии могут считаться все дети, имеющие более или менее выраженные сложности. Практически же, этот термин (как ранее термин ”аномальные дети”) применяется для обозначения категории детей, нуждающихся, вследствие психофизических нарушений, в специальных условиях обучения и воспитания. (см. также ”Дети с особыми образовательными потребностями»).

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут выть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п.

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.

Вторичные отклонения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности. (Так, немота – это возможное, но необязательное следствие глухоты, а “моральная дефективность” – возможное, но необязательное следствие умственной отсталости.)

Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к “выпадениям” ребенка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно- исторического опыта. Называя такие выпадения “социальными вывихами”, Л.С. Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти “обходные пути”, обеспечивающие доступ аномального ребенка к культуре как источнику и средству развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.

В тех случаях, когда система образования ориентированная, по преимуществу, на нормальный тип развития, не располагает такими “обходными путями”, органические нарушения приводят к формированию сложной картины отклоняющегося от нормы развития.

Одно органическое нарушение может вызвать комплекс “социальных вывихов”, и соответственно, – комплекс вторичных нарушений. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к “социальным вывихам” следующего порядка, в результате которых возникают третичные и др. нарушения в развитии. Например, нарушение слуха порождает проблемы развития соответствующих возрасту форм общения, нескорригированность этих проблем вызывает недоразвитие словесной речи, что в свою очередь влечет за собой нарушение всех линий культурного развития ребенка, всех высших психических функций.

Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют прямой органической природы, они не требуют коррекции средствами медицины (как, например, не нуждается в медикаментозном лечении немота у глухого от рождения и специально не обученного человека). Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений находятся в поле компетенции специальных психологов и педагогов и осуществляется средствами образования, использующего “обходные пути” для решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений в психическом развитии у детей. Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребенка (даже в случае врожденной нейросенсорной глухоты), может сформироваться полноценная словесная речь, как в устной, так и письменной форме; слепые дети могут обучиться читать и писать, свободно, без посторонней помощи, ориентироваться в пространстве и т.п.

Для описания происхождения, сочетания и взаимосвязи (взаимообусловленности) различных нарушений в развитии каждого конкретного ребенка Л. С. Выготский предложил использовать термины “структура дефекта” или “структура нарушений”. Определение структуры нарушений – одна из важнейших задач комплексной медико-психолого- педагогической диагностики. От точности ее решения зависит эффективность комплексной помощи ребенку.

Для определения стратегия и тактики такой помощи принципиально важно различать сочетания одного первичного и комплекса вторичных и третичных нарушений от возможных разнообразных сочетаний множественных (двух и более) различных первичных нарушений в развитии. В этих случаях говорят о сложных, комплексных, или сочетанных нарушениях (например, нарушение слуха и зрения, слуха и интеллекта, слуха и опорно-двигательного аппарата т.д.).

Дифференциация первичных и вторичных нарушений в развитии ребенка, логика их сложной взаимосвязи достаточно ясно представлена и осмыслена в различных отраслях современной дефектологии, но еще не достаточно отражена в ее терминологическом аппарате. На современном этапе термин “нарушения в психофизическом развитии” используется для характеристики как первичных, так и вторичных нарушений в психическом развитии ребенка. Так, применяя по отношению к слабовидящему ребенку термин “ребенок с нарушением зрения” специалисты могут иметь в виду как нарушение функционирования одного из отделов зрительного анализатора (сетчатки глаза, зрительного нерва и т.д.), нарушение зрительного восприятия как высшей психической функции, так и определенный комплекс особенностей психического развития ребенка с нарушением зрения, характерных для определенной системы его воспитания и обучения.

Задачей развития понятийного аппарата современной дефектологии является создание терминологии, позволяющей в должной мере дифференцировать первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка, фиксируя при этом логику их внутренней связи.

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Нарушения в психофизическом развитии детей // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах №5 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/narushenija-v-psihofizicheskom-razvitii-detej (Дата обращения: 02.03. 2021)

3.3.1. Учет мотивации в организации труда


Логистика.Формулы, расчеты, схемы, книги on-line > 3.3.1. Учет мотивации в организации труда

3.3. Мотивация складских работников

Мотивация – базовый психологический процесс из влияющих на поведение человека на рабочем месте, в силу чего учет мотивов работников способствует результативному управлению персоналом. Мотивы можно условно называть потребностями, но строго говоря, такое отождествление несколько ошибочно: мотивы представляют собой индивидуальные внутренние движущие силы, побуждающие человека к совершению определенных поступков. Сами эти силы порождены существованием потребностей.
Каждый человек сам ответственен за свою мотивацию к работе, то есть должен уметь находить в доступной для него деятельности плюсы, а минусы нейтрализовывать путем реорганизации собственного рабочего места. Однако в реальной жизни эта идеальная схема не действует: почти каждый сотрудник (кроме считанных единиц – если руководителю повезет) склонен видеть истоки рабочих проблем вне себя. Фактически же единственным минусом в работе является неспособность руководства правильно стимулировать работников, чтобы воспитать их самостоятельность, самомотивацию.

3.3.1. Учет мотивации в организации труда

Существует много классификаций мотивов, но наиболее простая и одновременно одна из наиболее точных – деление мотивов на первичные и вторичные. Это означает различение мотивов на такие, которые (а) являются врожденными, а потому имеют физиологическое происхождение, и такие, которые (б) являются приобретенными, то есть сформировавшимися в процессе социализации и накопления трудового опыта.(Здесь и далее в п. 3.3 материал дается по: Аширов Д.А., Большаков С.В. Организационное поведение.) Мотивы первой группы называют не только первичными, но еще и физиологическими, биологическими, врожденными.

   Первичные мотивы. Чтобы признать мотив первичным, он должен реализовываться через врожденную (инстинктивную) программу поведения и обусловливаться физиологическими реакциями, иными словами – биологическими потребностями. Стало быть, к таковым мотивам относятся те, что связаны с соответствующими естественными нуждами: насыщение (нужды – голод и жажда), отдых (в том числе сон; нужда – восстановление нервно-мышечной реакции), комфорт (нужды – защита от боли и получение удовольствий как положительного подкрепляющего стимула), секс (нужда – инстинктивное стремление к распространению генетического материала).
Термин «первичный» скрытно предполагает, что данные мотивы важнее вторичных, и отчасти такой взгляд будет верен, если ограничиться типовыми ситуациями, с которыми сталкивается менеджер персоналом. (Многочисленны ситуации, когда вторичные мотивы главенствуют над первичными: в религии – аскетизм, в военной службе – самопожертвование и т. д., то есть наблюдается отказ от элементарных врожденных потребностей ради достижения более высших целей. Очевидно, что приведенные примеры не имеют ничего общего с традиционными рабочими ситуациями в складском деле, поскольку оно не требует ни аскезы, ни самопожертвования. )
Все люди обладают в целом одинаковыми первичными мотивами, поскольку физиологические различия между индивидами несущественны. Между тем социальная практика налагает свой отпечаток на стиль поведения под воздействием той или иной потребности. Для управленца важно учитывать при внедрении научной организации труда такие первичные мотивы, как насыщение, комфорт и отдых. Сказанное означает в случае с насыщением, например, что работникам должны быть обеспечены условия для полноценного питания в приемлемое время вне рабочего места по нескольким причинам:
1) питание на рабочем месте вредно для пищеварительной системы, поскольку происходит в условиях физического и психического дискомфорта;
2) питание на рабочем месте неполноценно, поскольку используются плохо приготовленные или вовсе не подвергавшиеся кулинарной обработке полуфабрикаты, бедные питательными веществами;
3) питание на рабочем месте опасно для здоровья, поскольку в пищу могут попасть частицы технических и прочих веществ, присутствующих на складе;
4) питание на рабочем месте опасно для хранимых там ценностей, поскольку частицы пищи могут попасть на складские запасы, что приводит к (а) засорению тары, изделий или механизмов, (б) порче тары или самих ценностей, (в) развитию ржавчины и прочим нежелательным химическим реакциям, (г) бактериальному обсеменению и т. д.
Условия производства работ должны быть комфортны в том отношении, что человек сможет избежать болевых и неприятных ощущений при осуществлении тех или иных операций. Работу показано прерывать некоторое число раз (неодинаковое для различных профессий) для предоставления отдыха сотрудникам. Условия отдыха также должны быть комфортными, чтобы люди по завершении перерыва не просто реально (физиологически) были отдохнувшими, но еще бы и психологически чувствовали себя отдохнувшими, восстановившими силы. При отсутствии элементарного комфорта человек не сможет почувствовать исчезновения усталости даже после перерыва («перекура») с длительностью, большей необходимого.

   Вторичные мотивы. Вторичные мотивы возникают в процессе межличностной коммуникации и идентифицируются через культуру, то есть всецело существуют как бы даже и не в человеке (индивиде), а в окружающей его социальной среде. Только благодаря социальным связям индивид способен утверждать свое «Я», добиваться самоидентичности, таким путем воплощая действующие на него побудительные факторы в конкретные, ощутимые и понимаемые формы мотивации – общественные и культурные ценности, базируемые на пяти компонентах культуры (по Гуденау): понятиях, отношениях, ценностях, правилах и стандартах. Перечислим эти ценности для определения связанных с ними вторичных мотивов.
Самоуважение – порождается потребностью занять адекватное восприятию собственной социальной значимости положение в трудовом коллективе, желание обратить внимание других людей на свои трудовые достижения, глубину специальных знаний, совершенство профессиональных навыков. Своевременное одобрение со стороны руководства, умелая похвала работника перед коллективом, поощрение полезных инициатив и покровительственная координация деятельности при смелых инициативах дают в совокупности ключи к управлению данным мотивом. Очень часто самоуважение заставляет людей бороться не только и не столько за горизонтальный (квалификационный), сколько за вертикальный карьерный рост. В определенных ситуациях нужно открывать перед работником перспективы подъема по карьерной лестнице.
Радость результатам – порождается потребностью в обратной связи, когда человеку нужно видеть плоды своего труда. У разных людей эта потребность выражена в разной степени: некоторым важно наблюдать итоги своих стараний немедленно. Складское дело отличается тем, что в нем результат всегда нагляден. В норме продукция поступает и отбывает в целости и сохранности, что устанавливается в большинстве случаев уже при простейшем визуальном контроле. Тем, кто способен ждать результат, стоит поручать работу, связанную непосредственно с процессами хранения, поскольку она включает итерационные операции в составе затяжных технических циклов. Тем, кто испытывает острую нужду в немедленном наблюдении результата, следует поручить процедуры приемки и отгрузки продукции, когда итог фиксируется сразу же по завершении операции, причем сроки осуществления последней невелики.
Радость труда – обусловлена потребностью в удовлетворение от выполнения и благоприятного завершения работы. Стимулировать таких людей наградами недостаточно, а в некоторых случаях и излишне. Менеджеру важно уметь подчеркнуть важность выполненного такими работниками задания и показать, что плоды этих трудов не были загублены по нерадению, но целесообразно использованы. Таким работникам можно предоставлять ответственные поручения на особых условиях поощрения, когда работники смогут испытать радость мускульной нагрузки (или интеллектуальной нагрузки – смотря по роду потребности) с удовлетворенным осознанием важности проекта, адекватности его значения своим усилиям.
Увлекательность задачи – мотив продиктован потребностью в поглощенности поставленным заданием. Такие люди испытывают острую нужду в профессиональных достижениях, в силу чего охотно предоставляют себя целиком для реализации того или иного проекта. Этим работникам претит выполнение задания наполовину или отказ от задания, за которое они взялись. Менеджеру важно выявить таких людей, чтобы предоставить им индивидуальную работу, малопригодную для совместного выполнения (в том числе и по причине ее сложности, отпугивающей прочих работников).
Человек, жаждущий достижений, часто не понят окружающими, поэтому ему трудно сохранять хорошие отношения с ними. Их специализация предполагает поэтому бескомпромиссность, слабые профессиональные связи с коллективом (ради сохранения дружеских отношений), исполнительность. Сюда может относиться диагностика и ремонт оборудования, складской учет, экспертиза товаров и далее в том же роде.
Мотив принадлежности – продиктован потребностью ощущать свое единение с трудовым коллективом. Этого можно добиться четким инструктажем, из которого явно следует, с какими звеньями складского хозяйства тесно связан тот или иной работник. На складе сравнительно мало людей, выполняющих однотипную работу (в отличие от заводского цеха, шахты, офиса или сельскохозяйственной артели). Функциональные различия между разными работниками обычно весьма заметны, так что сплоченность коллектива достигается именно за счет обеспечения безупречной «конвейерной передачи»: каждый подключается к выполнению задания в свою очередь, сверяясь с «соседями». (Необходимо подчеркнуть, что многие психологи, в особенности бихевиористы, находят указанный мотив первичным, поскольку потребность в связи с трудовым коллективом правомерно рассматривать в качестве вариации группового инстинкта, «стадного чувства» у людей. )
Знатоками выделяются и некоторые другие вторичные мотивы, но затрагивать их все было бы нецелесообразным, поскольку они все слабее связаны с деятельностью складского работника.

 

В начало

Методологический комментарий к платежному балансу Российской Федерации

Концептуальной и методологической основой является шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции МВФ (РПБ6).

Общие понятия статистики платежного баланса

Платежный баланс — это статистический отчет, в котором отражаются все экономические операции между резидентами и нерезидентами, которые произошли в течение отчетного периода.

Платежный баланс построен на основе принципа «двойной записи», при котором каждая операция отражается дважды — по кредиту одной статьи и дебету другой. Сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а их общее сальдо должно равняться нулю. Однако на практике такой баланс не достигается. Это происходит потому, что данные, характеризующие разные стороны одной и той же операции, берутся составителями платежного баланса из разных источников.

Экономическая операция между резидентом и нерезидентом — это взаимодействие двух институциональных единиц, которое осуществляется по взаимному соглашению или в силу действия закона и сопровождается обменом экономическими ценностями или трансфертом. Операция предполагает обмен экономическими ценностями и потому состоит из двух экономических потоков, по одному в каждом направлении. Трансферты— это передача реальных или финансовых ресурсов одной единицей другой единице без получения взамен какого-либо стоимостного эквивалента.

Институциональная единица является резидентом экономической территории той страны, которая является центром ее преобладающего экономического интереса (как правило, институциональная единица считается резидентом в случае осуществления экономической деятельности на данной территории сроком один год и более).

Институциональные единицы объединяются в институциональные секторы. В платежном балансе выделяются: центральный банк, банки, органы государственного управления, прочие секторы, которые подразделяются на два подсектора — (1) другие финансовые организации (кроме банков) и (2) нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Данные в платежном балансе группируется по трем счетам: счет текущих операций, счет операций с капиталом и финансовый счет.

В текущем счете отражаются потоки товаров, услуг, первичных и вторичных доходов между резидентами и нерезидентами на валовой основе.

Счет операций с капиталом охватывает операции с непроизведенными нефинансовыми активами и с капитальными трансфертами между резидентами и нерезидентами.

Финансовый счет отражает приобретение резидентами иностранных финансовых активов и принятие обязательств резидентами по отношению к нерезидентам. Финансовые операции отражаются на чистой основе, что означает сальдирование, т.е. приобретение минус выбытие по финансовым активам и обязательствам раздельно.

Финансовый счет группируется по функциональным категориям, институциональным секторам, финансовым инструментам и срокам погашения (для долговых инструментов).

Просроченная задолженность учитывается вместе с тем финансовым инструментом, по которому она возникла.

Величина сальдо счета текущих операций отражает разницу между сбережениями и инвестициями в экономике. Сальдо по операциям с товарами и услугами является одной из составляющих ВВП (при его расчете по методу конечного потребления). Величина сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом представляет собой чистое кредитование или чистое заимствование экономики страны в отношении остального мира и концептуально равна величине сальдо по финансовому счету. Возникающая на практике разница между ними является статистическим расхождением и отражается в платежном балансе в статье «Чистые ошибки и пропуски».

Интерпретация знаков платежного баланса (согласно РПБ6)

Компоненты платежного баланса Интерпретация знаков + и —
Сальдо счета текущих операций + профицит; — дефицит
Сальдо товаров и услуг + профицит; — дефицит (экспорт импорт)
Экспорт +
Импорт +
Сальдо первичных доходов, сальдо вторичных доходов + профицит; дефицит
(к получению к выплате)
К получению +
К выплате +
Сальдо счета операций с капиталом + профицит; — дефицит
(к получению к выплате)
К получению +
К выплате +
Чистое кредитование/ чистое заимствование (сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом) + чистое кредитование
— чистое заимствование
Чистое кредитование/ чистое заимствование (сальдо финансового счета) + чистое кредитование
— чистое заимствование
(активы обязательства)
Чистое приобретение финансовых активов + увеличение требований к нерезидентам
— уменьшение требований к нерезидентам
Чистое принятие обязательств + увеличение обязательств по отношению к нерезидентам
— уменьшение обязательств по отношению к нерезидентам
Международные резервы (резервные активы) + увеличение требований к нерезидентам
— уменьшение требований к нерезидентам
Чистые ошибки и пропуски сальдо финансового счета сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом

Структура и характеристика платежного баланса

Данные платежного баланса Российской Федерации формируются в нескольких презентациях, имеющих различные группировки данных и степень их детализации.

Основные агрегаты представляют собой набор главных компонентов платежного баланса, рекомендованных в РПБ6, а также ряд компонентов, дополнительно выделенных в финансовом счете, представляющих аналитический интерес для характеристики экономики Российской Федерации. В данном представлении показатели, в отличие от аналитического представления, группируются согласно СНС и другим системам макроэкономической статистики.

Стандартные компоненты. Перечень компонентов для данной презентации определен Международным Валютным Фондом и является стандартным для всех стран при передаче данных в МВФ. Оно является наиболее подробным и включает собственно стандартные компоненты, справочные статьи и дополнительные статьи.

Стандартные компоненты представляют собой неотъемлемые компоненты системы, учитываемые при расчете итоговых и балансирующих показателей.

Справочные статьи представляют собой элемент стандартной формы представления данных, но они не включаются в расчет итоговых показателей.

Дополнительные статьи — компоненты, которые не входят в состав стандартной формы представления (не обязательны для заполнения), но составляются в зависимости от конкретных экономических условий. В данной презентации дополнительные статьи выделяются курсивом.

Аналитическое представление является такой реорганизацией стандартного представления статистики платежного баланса, которое проводит базовое разграничение между (1) резервными активами и тесно связанными с ними статьями (кредиты и займы МВФ, исключительное финансирование) и (2) прочими операциями. В платежном балансе Российской Федерации в качестве итогового сальдо из финансового счета вынесены Резервные активы.

В качестве основных агрегатов в платежном балансе Российской Федерации выделяются следующие статьи:

1. Счет текущих операций
А. Товары и услуги
1. Товары
2. Услуги
Б.  Первичные доходы
1. Оплата труда
2. Доходы от инвестиций
3. Рента
В. Вторичные доходы
2. Счет операций с капиталом
А. Непроизведенные нефинансовые активы
Б. Капитальные трансферты
Чистое кредитование/чистое заимствование (сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом)
Чистое кредитование/чистое заимствование (сальдо финансового счета)
1. Прямые инвестиции
1.1. Чистое приобретение финансовых активов
1.2. Чистое принятие обязательств
2. Портфельные инвестиции
2.1. Чистое приобретение финансовых активов
2.2. Чистое принятие обязательств
3. Производные финансовые инструменты
3. 1. Чистое приобретение финансовых активов
3.2. Чистое принятие обязательств
4. Прочие инвестиции
4.1. Чистое приобретение финансовых активов
Прочее участие в капитале
Наличная иностранная валюта
Текущие счета и депозиты
Ссуды и займы
Страховые, пенсионные программы и программы стандартных гарантий
Торговые кредиты и авансы
Задолженность по товарным поставкам на основании межправительственных соглашений
Неклассифицированные операции
Прочая дебиторская задолженность
4.2. Чистое принятие обязательств
Прочее участие в капитале
Наличная национальная валюта
Текущие счета и депозиты
Ссуды и займы
Страховые, пенсионные программы и программы стандартных гарантий
Торговые кредиты и авансы
Прочая кредиторская задолженность
Специальные права заимствования
5. Резервные активы
Чистые ошибки и пропуски
Счет текущих операций и счет операций с капиталом
Товары

По данной статье отражается стоимость товаров, право собственности на которые в течение отчетного периода перешло от резидентов к нерезидентам (экспорт) и от нерезидентов к резидентам (импорт). Кроме экспорта и импорта товаров, учитываемых ФТС России, в данную статью включаются вывоз и ввоз товаров, не наблюдаемые ФТС России: рыбы и морепродуктов, выловленных в открытом море и проданных нерезидентам без пересечения границы; приобретаемых транспортными средствами в российских (иностранных) портах; недекларируемых и/или недостоверно декларируемых при ввозе юридическими лицами; вывозимых (ввозимых) физическими лицами, прочих товаров, переход прав собственности на которые осуществляется без пересечения ими границы; а также чистый экспорт товаров в рамках перепродажи товаров вне экономической территории России.

Из товаров, учитываемых ФТС России, исключаются товары, учитываемые в соответствии с таможенными режимами переработки товаров.

Экспорт и импорт товаров приводятся в ценах ФОБ (ФОБ — условие продажи товара, согласно которому в цену товара включаются его стоимость и расходы по страхованию, доставке и погрузке товара на борт транспортного средства на границе страны-экспортера).

Услуги

По данной статье отражаются услуги, предоставленные резидентами нерезидентам (экспорт услуг) и оказанные нерезидентами резидентам (импорт услуг). Показатель охватывает транспортные услуги; услуги по переработке товаров, принадлежащим другим сторонам; услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров; услуги, связанные с поездками; услуги строительства; страховые услуги; финансовые услуги; плата за пользование интеллектуальной собственностью; телекоммуникационные услуги; услуги в сфере культуры и отдыха; государственные услуги; прочие деловые услуги.

Оплата труда

Статья показывает вознаграждение работников-резидентов, временно занятых в зарубежной экономике, и выплаты нерезидентам, работающим в Российской Федерации.

Доходы от инвестиций

По данной статье отражаются доходы резидентов, полученные от владения иностранными финансовыми активами (в форме прямых, портфельных и прочих инвестиций) и аналогичные доходы, выплачиваемые нерезидентам, по результатам их инвестирования в российскую экономику. Доходы включают в себя дивиденды, реинвестированные доходы и проценты.

Рента

По данной статье регистрируются доходы, полученные резидентами от предоставления им в пользование земли и природных ресурсов нерезидентами, и наоборот.

Вторичные доходы

Счет вторичных доходов отражает текущие трансферты между резидентами и нерезидентами. Основным компонентом этого счета являются личные трансферты, которые включают все текущие трансферты в денежной и натуральной форме, получаемые российскими домашними хозяйствами от домашних хозяйств-нерезидентов, или производимые российскими домашними хозяйствами в пользу домашних хозяйств- нерезидентов. Переводы работающих более одного года иностранных граждан рассматриваются как операции резидентов и включаются в показатель личных трансфертов, а также выделяются отдельно как дополнительная статья.

К текущим трансфертам также относятся налоги на доходы и имущество, отчисления на социальные нужды, социальные пособия, страховые премии и возмещения (кроме страхования жизни), трансферты в рамках международного сотрудничества, другие текущие трансферты.

Непроизведенные нефинансовые активы

По данной статье учитывается приобретение и выбытие товаров, не являющихся результатом производства (земля и ее недра), и/или активов нематериального характера, таких как патенты, авторские права, торговые знаки, права в системе франчайзинга и др.

Капитальные трансферты

Включаются операции, в процессе которых одна из сторон предоставляет ресурсы для инвестиционных целей другой стороне, не получая взамен экономических ценностей. К капитальным трансфертам относятся крупные операции, не имеющие регулярного характера — прощение долгов, страховые возмещения, инвестиционные гранты, крупные подарки, наследства и др.

Финансовый счет
Прямые инвестиции

Прямые инвестиции — форма иностранных инвестиций, которые осуществляются институциональной единицей-резидентом одной страны с целью приобретения устойчивого влияния на деятельность предприятия, расположенного в другой стране. Приобретение устойчивого влияния подразумевает установление долгосрочных отношений между инвестором и указанным предприятием, а также существенную роль инвестора в управлении этим предприятием. К числу операций, отражаемых как прямые инвестиции, относятся не только исходная операция по приобретению участия в капитале, но и все последующие финансовые операции между этим инвестором и данным предприятием. В соответствии с международным определением прямого инвестирования, вложенные средства рассматриваются как прямые инвестиции, если инвестор владеет 10 и более процентами обыкновенных акций предприятия. К прямым инвестициям относятся операции по приобретению предприятием прямого инвестирования долевых и долговых инструментов своего прямого инвестора (обратное инвестирование), а также операции между сестринскими предприятиями. К сестринским относятся те предприятия, которые находятся под контролем или влиянием одного и того же непосредственного или косвенного инвестора, но не имеют никакого контроля или влияния друг на друга.

Прямые инвестиции учитываются в форме участия в капитале, реинвестирования доходов и долговых инструментов, исключая операции с долговыми инструментами между финансовыми посредниками, связанными отношениями прямого инвестирования.

Портфельные инвестиции

К портфельным инвестициям относятся операции между резидентами и нерезидентами, связанные с долговыми ценными бумагами и ценными бумагами, обеспечивающими участие в капитале, кроме тех, которые включены в прямые инвестиции и резервные активы.

Производные финансовые инструменты

Производные финансовые инструменты представляют собой финансовые инструменты, которые привязаны к другим специфическим инструментам, показателям или биржевым товарам и с помощью которых на финансовых рынках могут перепродаваться специфические финансовые риски независимо от базового инструмента. В платежном балансе эта категория подразделяется на операции с опционами и с контрактами форвардного типа.

Прочие инвестиции

В этой статье отражается остаточная категория инвестиций, которая включает все операции, которые не отнесены к прямым и портфельным инвестициям, производным финансовым инструментам и резервным активам. В платежном балансе Российской Федерации в аналитических целях и в связи со значительным объемом таких операций, помимо стандартных компонентов выделяются отдельно данные об операциях между резидентами и нерезидентами с наличной иностранной валютой и с наличными российскими рублями, о задолженности по поставкам на основании межправительственных соглашений, и о сомнительных операциях. К сомнительным относятся имеющие признаки фиктивности операции, связанные с торговлей товарами и услугами, с покупкой/продажей ценных бумаг и предоставлением кредитов, целью которых является трансграничное перемещение денежных средств.

Резервные активы

Резервные активы представляют собой высоколиквидные иностранные активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации и контролируются ими в целях удовлетворения потребностей в финансировании платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на валютный курс и в других соответствующих целях. Резервные активы состоят из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ, наличной валюты и депозитов, ценных бумаг, производных финансовых инструментов и прочих требований.

Страница была полезной?

Да Нет

Последнее обновление страницы: 23.08.2019

Понятия мотивации, потребности, мотива

Причины активности человека и животных изучались еще мыслителями древности. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным. Гераклит, говоря о связях побудительных сил и разума, отмечал, что «всякое желание покупается ценой психеи». Злоупотребление вожделениями ведет к их ослаблению, умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. Главное заключается в том, какое место они занимают в его жизни. Аристотель считал, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природное основание.

В зарубежной психологии проблема мотивации была рассмотрена психологами разных школ:

  • Психоанализ. 3. Фрейд считал, что в основе мотивации поведения лежит стремление удовлетворить врожденные инстинкты: инстинкт жизни (воспроизведение себе подобных — половая потребность; поддержание жизни — физические потребности) и смерти (агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничтожение).
  • Бихевиоризм. Основой активности индивида является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда в свою очередь создает побуждение, оно и приводит организм в состояние активности.
  • Гуманистическая психология. А. Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения, стремящегося к беспрерывному развитию.

В отечественной психологии человека рассматривают как деятеля. А. Н. Леонтьев выделил два класса мотивов — неосознаваемые и осознаваемые. К неосознаваемым мотивам относятся влечения, конформизм, установки. Влечения являются внутренним стимулом к совершению определенного действия и выражаются в стремлении удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность. Конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует она или не соответствует собственной внутренней позиции. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к людям или объектам.

Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности. Осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Для ответа на вопрос «Почему организм вообще приходит в состояние активности?» анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если ставится вопрос: на что направлена активность организма, исследуются проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.

Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Существует много оснований для классификации потребностей:

  1. По происхождению их делят на: биологические, или естественные (потребность в еде, сне, жилище), социальные (потребность в общественной деятельности, труде, общении), культурные (соответствует требованиям общества).
  2. А. Маслоу предложил систему классификации потребностей как иерархическую структуру (схема 28), в зависимости от степени социальной обусловленности соответствующих потребностей, которые делятся на первичные (нужды) и вторичные (потребности роста). К первичным потребностям относятся физиологические потребности и потребности в безопасности. После того как первичные потребности достаточно удовлетворены, актуализируются вторичные потребности: в любви и самоотдаче, уважении, познании, эстетике, красоте и самовыражении.
  3. Согласно теории Д. Макклеланда, людям присущи три вида потребностей — во власти, успехе и причастности.


А. Н. Леонтьев отмечает, что наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако, потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Представим себе ситуацию: человек очень хочет есть, но при этом опаздывает к девушке на свидание. У него есть выбор — удовлетворить одну потребность или другую. Может быть, у него такая девушка, ради которой он готов умереть с голоду, а может он решит к ней опоздать и пойти пообедать. Однако может случиться так, что он заработался, и предмет его потребности остался никак не представленным — ни в восприятии, ни в мысленном плане, тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет же потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, называется мотивом деятельности.

Мотив — это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив» и используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Мотивация — процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих, направляющих и определяющих поведение.

Разработка иерархии сайта — Configuration Manager

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *