Калибровка нлп: НЛП для начинающих — 20. Калибровка – Модель НЛП:: Калибровка — trEnings.ru: всё о НЛП

Автор: | 09.04.2020

Содержание

НЛП для начинающих — 20. Калибровка

20. Калибровка

Люди умеют делать совершенно восхитительную вещь: говорить не то, что испытывают. Это позволяет сохранять хорошие отношения и не превращать общение в бойню.

Представьте, вы приходите на работу, а ваши коллеги искренне сообщают вам:
— Ты выглядишь как проститутка.
— Я тебя ненавижу.
— Иванова явно красивее тебя.
— Я бы сорвал с тебя одежду прямо сейчас и занялся сексом на этом столе.
— Я бы пристрелил нашего начальника.
— Чего-то я не то съел и меня пучит.
— У меня геморрой разыгрался.
— Всё идёт хуже и хуже.
Некоторые это всё конечно говорят, но не постоянно. А более продвинутые особи даже умеют немного контролировать выражение своего лица и пытаются скрывать эмоции. Но обычно человек сознательно не способен контролировать себя целиком: контролируешь лицо — руки и туловище показывают что происходит внутри, контролируешь руки — все эмоции на лице.

То есть люди лгут (в широком смысле этого слова):

  • чтобы поддержать хорошие отношения;
  • так принято;
  • социально одобряемый ответ;
  • чтобы избежать конфликтов;
  • избежать неприятных последствий;
  • казаться лучше;
  • просто сами не понимают, в каком состоянии.

И по множеству других причин.

НЛП-мотиватор: Калибровка – умение понимать чувства людей


Естественно возникает желание понять, что же там происходит внутри у человека «на самом деле». Но другой человек для нас «черный ящик» — мы можем только догадываться об этом по некоторым внешним проявлениям:

изменение голоса, наклон головы, направление взгляда, покраснение кожи, изменение позы, применение определенных слов и т.д.

Большинство людей этих внешних проявлений не замечают, а если и замечают, то только совсем уж заметные, реагируют же в основном слова. Пока не скажешь, что тебе плохо – никто и не заметит.
Калибровка – это установленные соответствия внешних признаков и внутреннего состояния человека.

Вот при помощи калибровки как раз и можно установить, что сейчас человек испытывает. Вне зависимости от того, что оно говорит. И можно понять: согласен он с вашим утверждением или нет, хорошо ли ему сейчас, как он относится к идее съездить в выходные к маме и изменилась ли его реакция после коллапса якорей. В НЛП калибровка один из основных инструментов: при её помощи коммуникация и консультирование становятся намного более точными науками.

Понятно, что результаты калибровки ещё нужно интерпретировать: что человек показал, в какой момент и по какому поводу.

Один из важных принципов калибровки:

общие признаки одного состояния одинаковы в различных контекстах.

То есть грусть или радость человек будет более-менее одинаково демонстрировать в различных ситуациях. Например, если мужчина соглашается с тем, что сегодня хорошая погода, и у него при этом понижается голос, речь становится медленнее, туловище наклоняется вперед,то скорее всего он будет понижать голос, замедлять речь и наклоняться вперёд, если он согласен подписать договор или пойти вечером в ресторан.

Так что для калибровки сначала обычно создаётся ситуация, в которой человек точно реагирует как нам надо и замечаем эти самые внешние признаки. А потом уже смотрим, насколько его реакция похожа. Например, если вы к человеку обратитесь по имени, он выдаст наружу невербальный (а иногда и вербальный) сигнал согласия. Остаётся только это всё заметить и запомнить: уголки губ вверх, плечи расслаблены, наклон туловища вперёд, морщинки у внешних уголков глаз («гусиные лапки»). А потом уже можно проверять, насколько он «искренен» в своём согласии при ответе на нужные вопросы.

В технике калибровкой называют подстройку прибора. Например, при подстройке весов кладут эталонный груз в один килограмм и подкручивают специальную ручку, чтобы стрелка показывала этот самый килограмм.

Для многих «простых» реакций признаки у большинства людей достаточно схожи. Например:

Признаки базовых эмоций

Герои серила «Lie to me» («Теория лжи») как раз профессионально занимаются тем, что в НЛП называют калибровкой.

Но вот интенсивность каждого признака и индивидуальные отличия требуют

индивидуального подхода для каждого человека.

То есть каждого человека приходится калибровать отдельно. Как с приборами. Для начала нужно установить «нейтральное» состояние от которого можно отталкиваться. Например, если у человека в «нейтральном» состоянии опущены уголки губ — это не будет признаком, например, печали. К тому же более сложные состояния ещё более индивидуальны, и шпаргалки уже не помогут.

Где проходим

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

Тренинг:: Повседневный Гипноз

По теме

Статья:: Калибровка лжи

Наши книги:: Структура коммуникации

НЛП-практик:: Всё начинается с калибровки

Калибровка. НЛП. Секретные методики спецслужб

Как вы уже поняли из предыдущей главы, самое главное – это добиться доверия человека на подсознательном уровне. Но как это сделать? Самый простой способ – подстроиться к нему. Делать все так же, как и он, говорить с таким же тембром, уловить ритм дыхания, почувствовать его мысли. Процесс улавливания сигналов подсознания в позе, движениях, голосе, дыхании и ритме называется калибро?вкой. Научитесь замечать то, что человек выражает подсознательно телом или голосом: чем лучше вы будет подмечать сигналы, тем быстрее вы поймёте своего собеседника.

Например, когда человек рассказывает вам о радостном известии, его глаза горят, плечи расправлены, усиливается жестикуляция, голос становится звонким, а сама речь – быстрой. Когда о печальной новости вам сообщают в напряженной позе, с поникшим видом: глаза опущены, голос тихий, а ритм голоса становится медленным, возможно даже прерывистым.

А теперь представьте, что вы смогли откалибровать человека и сумели к нему подстроиться, что же делать дальше? Теперь вы можете вести человека. Вы можете менять свои движения и замечать, как ваш собеседник следует за вашими действиями, и самое главное, вам обоим доставляет такое общение огромное удовольствие. Подобное состояние называется раппо?ртом.

Калибровка – это своеобразный сбор информации о человеке. Чем лучше будет произведена калибровка, тем качественнее будет раппо?рт.

Самое первое, что следует откалибровать, это то, как ваш собеседник выражает согласие и несогласие. Это особенно важно, если вы хотите изменить его точку зрения. Для этого необходимо задать вопрос, на который ваш собеседник однозначно ответит «Да», и уловить небольшие телодвижения или изменения голоса. Иногда необходимо задать несколько вопросов, чтобы найти как можно больше таких сигналов. После чего задать вопросы, на которые ваш собеседник ответит «Нет». Чтобы не было ложных ощущений, вы должны быть точно уверены, какой ответ будет честным.

Продолжая изучать своего собеседника, помните, как важно узнать, что ему нравится, а что нет и насколько сильно. Это очень поможет в подстройке и последующем ведении человека. Задайте собеседнику несколько вопросов, на которые он бы не смог ответить однозначно и посмотрите за его реакцией. Отметьте для себя, как человек жестами и мимикой выражает, что ему нравится или нет; обратите внимание на интенсивность этих сигналов. Например, вы спросили своего собеседника «Как вы относитесь к тараканам?». Он вам ответил, что он их терпеть не может. При этом вы заметили, что, отвечая на этот вопрос, человек сделал брезгливое лицо, дернул плечами, а в теле появилось напряжение.

Если же вы задаете вопрос о том, что нравится собеседнику, реакция будет совершенно другой. Например, вы спрашиваете: «Как вы относитесь пляжному отпуску?». А в ответ услышите: «Я просто обожаю загорать на пляже!». В этом случае вы можете заметить, как засверкали глаза, поднялись уголки губ, приподнялись плечи, оживилась речь.

Одних сигналов недостаточно, важно понимать, какие ценности у вашего собеседника, как он мыслит и во что верит. Для этого существует система под названием «Врата сортировки». Ее суть заключается в том, что всех людей можно разделить на несколько типов в зависимости от его приоритетов. В зависимости от це?нностной ориентации люди будут употреблять различные слова или типы предложений и даже немного по-разному двигаться и произносить слова.

Первый тип людей – «Кто?». Для них на первом месте стоят другие люди. Им важно, кто говорит, кто будет участвовать в процессе и как все будут взаимодействовать между собой. Все их вопросы в первую очередь связаны с людьми.

Второй тип – «Что?». Такие люди обращают в первую очередь внимание на вещи, одежду, машину и обстановку и лишь потом на человека. В эту же категорию попадают те, кто часто употребляет слова «любовь», «дружба», «счастье», «вера», «надежда». Для этого типа людей эти слова имеют измеримую ценность. Человек «Что?» любит заменять глаголы существительными. Например, фразу «Я планирую сегодня делать покупки» он может сказать так: «В моих планах сегодня шопинг».

Третий тип – «Зачем?». Такие люди в первую очередь задумываются о ценности. Всё, что происходит, они мысленно взвешивают: «Зачем это надо?», «Какая в этом ценность?» Как и для типа «Что?», им важны слова «любовь», «дружба», «счастье», «вера», «надежда», но, в отличие от него, они смотрят на эти слова с точки зрения их зна?чимости.

Четвертый тип людей – «Как?». Для них важен процесс. Что бы ни происходило, первый вопрос, который возникнет в их голове, будет «Как?» Таким людям свойственно строить планы, задумываться о том, что они будут делать завтра или на следующей неделе. Для них важен именно процесс.

Пятый тип – «Когда?». Для таких людей важно, когда и во сколько. Что бы ни произошло, им важно, как это событие укладывается во времени. Такие люди обычно очень педантичны и не любят, когда другие не ценят время.

Шестой тип – «Где?». Такие люди делают акцент на том, где они были, есть или будут. В разговоре с таким человеком вы наверняка можете услышать: где он отдыхал на выходных, как сейчас у него дела на работе и куда он планирует сходить в пятницу. Вся его жизнь крутится вокруг того, что он должен где-то быть.

Приглядитесь к себе и своим знакомым. Как бы вы охарактеризовали каждого из них?

Еще один важный момент в калибровке – это определение намерения собеседника. Помните, что поведение – это то, что снаружи, а наме?рение – это то, что внутри. Чтобы понять, что человек действительно хочет выразить своим поведением, придется задать ему несколько вопросов и определить, что ему интересно. Постепенно необходимо прощупать моменты, на которые у него появляется положительная реакция. Шаг за шагом отсеивайте лишние варианты, пока, наконец, не выявите истинное намерение человека.

Для тренировки попытайте определить, какие вы несёте намерения в различных ситуациях. Например, вы часто рассказываете анекдоты коллегам по работе. Ваше намерение – понравиться им. Вы постоянно следите за новостями, значит вы хотите иметь чувство уверенности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Калибровка и сенсорная чувствительность (Методы развития)

Если вы способны почувствовать состояние другого человека, вы будете понимать, стоит ли вам форсировать события или лучше притормозить, двигаться дальше или остановиться!

Такое умение различать малейшие нюансы проявлений других людей формируется в ходе развития специального навыка, который носит название на языке НЛП — «Калибровка».

Профессиональный коммуникатор будет эффективен в своей работе ровно настолько, насколько он настроит свой сенсорный аппарат на восприятие нюансов, тонкостей, казалось бы, несущественных мелочей в речи и поведении партнера.

Точная калибровка требует сенсорной чувствительности, т.е. способности замечать изменения (даже самые незначительные) в таких элементах, как:

  • положение тела;
  • жесты;
  • выражение лица;
  • движение глаз;
  • цвет кожи;
  • дыхание;
  • громкость голоса, темп речи;

Как это делается?

Обычно, перед общением с партнером необходимо, настроиться на его восприятие. Для этого важно отследить его исходное физиологическое состояние, в котором он находится в начальный момент.

Затем любым способом, например, с помощью вопросов вызвать у него изменения физиологии (реакции). Ваша задача настроиться на партнера таким образом, что бы легко видеть его физиологические сдвиги.

Когда изменения его физиологии становятся для вас видимыми и понятными, это значит, что вы его откалибровали и теперь можно переходить к важной коммуникации.

Теперь вы способны получать ответы на невербальном уровне ещё до того, как человек даст их в словесной форме. А именно, эти ответы чаще всего более информативны и правдивы, чем слова и более важны процесса изменений.

Пример

Например, Мы хотим откалибровать физиологические изменения партнера на состояние: «приятное – неприятное», чтобы потом определять его отношение к тому, что будем говорить и предлагать.

Для этого необходимо в начале беседы поговорить о чем-то, что, как мы заранее знаем, вызовет у нашего партнера позитивное чувство, т.е. ему будет приятно об этом говорить.

При этом, мы убьем сразу двух зайцев. С одной стороны, создадим позитивный настрой партнера, что естественно благоприятно повлияет на дальнейшую беседу.

С другой стороны, выявим (откалибруем) физиологические проявления данного состояния (выражение лица, цвет кожи, дыхание, особые жесты, поза, тон голоса и т.д.).

Далее мы можем переходить к основной теме нашей встречи и будем способны четко замечать истинное отношение партнера к тому, что мы будем говорить. Это позволит вовремя заметить, что нашему партнеру неприятно из того, что мы говорим, и адекватно отреагировать.

С точки зрения успешной коммуникации, важно уметь развить сенсорную чувствительность, прежде всего, в отношении таких состояний человека, как:

  • приятное – неприятное;
  • согласие – несогласие;
  • правда – ложь;
  • уверенность – неуверенность;
  • доверие – недоверие;

Умение различать данные состояния в процессе коммуникации с партнером позволяют получить информацию, значение которой трудно переоценить.

Отслеживание тонкостей позволяет получить максимальную информацию о человеке и возможность управлять его бессознательным в процессе общения.

Полезные внутренние вопросы, которые могут помочь нам определить то, что мы общаемся эффективно:

  • Как я узнаю, что этот человек меня понимает и по-прежнему заинтересован в разговоре?
  • Как я узнаю, что этот человек сотрудничает со мной в решении этой проблемы?
  • В каком внутреннем состоянии находится этот человек?

Далее приводятся несколько упражнений предназначенных для развития сенсорной чувствительности, которые обычно используются в процессе подготовки НЛП-практиков. Желательно проделывать их регулярно, пока не появится необходимая чувствительность. Будет хорошо, если вы найдете кого-то, кто составит вам компанию в ваших занятиях. Чем больше разных людей, чем лучше!..

Используйте свои чувства

Я часто бегаю по утрам, чтобы проснуться и хорошо себя почувствовать. Прежде чем отправиться на пробежку, я всегда решаю, на каком чувстве сосредоточиться во время бега. В один день я уделяю внимание звукам вокруг меня, на следующий концентрируюсь на том, что я вижу. И тогда я начинаю замечать то, что прежде ускользало от меня. Я так же осознаю, какое из моих чувств нуждается в дополнительном оттачивании.

Упражнения

Вы можете приспособить следующее упражнение к собственному распорядку дня и выполнять его так часто, как вам этого захочется.

Упражнение на развитие чувств

В следующий раз, когда вы отправитесь погулять в одиночестве, попробуйте выполнить это упражнение.

Природная среда, пусть даже в городском парке, — это очень интересное место для подобного занятия, поскольку оно дает массу материала для развития различных чувств.

Вы можете выбрать определенное место и исследовать его на протяжении длительного времени. Тогда вы сможете заметить, насколько больше вы станете ощущать с течением времени, насколько обогатится ваш жизненный опыт. Делайте каждый день по одному упражнению.

Зрение

Для начала обратите особое внимание на окружающий вас пейзаж. Опишите, что вы видите. Есть ли вокруг вас деревья? Какого цвета их листья? Обратите внимание на оттенки цвета. Смотрите на людей, здания, дорожки. Отмечайте самые мельчайшие детали…

Слух

Сегодня сконцентрируйтесь на звуках, которые вы услышите в выбранном вам месте. Гуляя по берегу моря, я начинаю слышать шелест листвы, дуновение ветерка, шорох прибоя, шум дорожного движения, даже собственное дыхание. Откройте же уши и слушайте мир вокруг вас!..

Осязание

Сосредоточьтесь на осязательных ощущениях. Когда вы выходите на солнечный свет, то ощутите тепло. Если стало жарко, то вы почувствуете, как по лбу потек пот или выступила испарина. Попав в тень вы ощутите прохладу. Возможно, вы почувствовали дуновение ветерка, проникающего сквозь одежду. Отмечайте самые мелкие и незначительные ощущения.

Обоняние

Теперь мы с вами концентрируемся на запахах. Гуляя вдоль моря, я отмечаю запахи моря, водорослей, сигаретного дыма от сидящего неподалеку человека, запахи зелени.

Если вы находитесь в городе, то ощутите запах бензина, выхлопных газов, только что подстриженного газона, цветов от клумбы, духов проходящей мимо женщины…

Очень часто, когда запах вокруг нас становится неприятным, мы бессознательно отключаем обоняние. Сегодня не делайте этого. Будьте открыты всем запахам, даже неприятным…

Вкус

Это упражнение можно выполнять во время еды. Попробуйте почувствовать вкус каждого ингредиента, входящего в поданное вам блюдо. Распознайте его. Не думайте, что вкус связан только со съедобными предметами. Когда вы разовьете чувствительность вкусовых сосочков, вы начнете ценить множество вкусных вещей.

Продолжая выполнять это упражнение регулярно, концентрируясь на различных чувствах, вы заметите, как обострятся ваши ощущения. Вы многое узнаете о мире и о людях, вас окружающих.

Вы удивитесь, как вы могли не замечать этого раньше…

Пара слов об обонянии

Обоняние — это единственное чувство, связанное непосредственно с корой головного мозга. Обоняние очень сильно связано с воспоминаниями. Уверен, что многие запахи вызывают в вас определенные воспоминания. Например, аромат одного геля для душа стойко связался в моей памяти с заграничной поездкой.

Каждый из нас обладает определенным запахом. Наше тело — это химическая фабрика, постоянно производящая определенные продукты.

Наше тело выделяет химикаты, называемые феромонами. Когда человек испуган, его тело пахнет иначе, чем когда он находится в состоянии экстаза или сексуального возбуждения.

Нас привлекает запах человека. Возможно, близкий вам человек потому и стал так близок, что вам подсознательно нравится запах его тела. Один мой знакомый рассказал, что ему нравится естественный запах тела его партнерши.

Но запах может не только привлекать, но и отпугивать. Вам никогда не приходилось стоять рядом с человеком, запах которого был вам неприятен? Причем не потому, что он сто лет не мылся, а просто на подсознательном уровне?

Иногда один человек привлекает другого и визуально, и обонятельно, и чувственно. Нас привлекает то, что возбуждает органы наших чувств.

Не забывайте о том, что следует очень внимательно относиться к сигналам, посылаемым нам людьми, чтобы не ошибиться в истолковании их эмоций.

Если вы любите обобщения, вроде таких как «Он выглядит счастливым» или «Она явно скучает», остановитесь!

Будьте очень осторожны в истолковании внешнего вида человека. Разве вам никогда не говорили, что вы выглядите веселым, когда на душе у вас скребли кошки?

Умея распознавать изменения сенсорных сигналов, которые посылаете сами, вы можете двинуться дальше и освоить уже специальные упражнения на развитие сенсорной чувствительности по отношению к другим. Ниже приводится несколько упражнений, как это можно делать. Желательно их выполнять в кем-то.

Первые три упражнения направлены на общее развитие сенсорной чувствительности во всех трех ведущих системах восприятия мира: визуальной. аудиальной и кинестетической.

Острота зрительного восприятия

(Выполняется вдвоем, по 15 мин на человека на каждом этапе)

Этап 1. Статический.

1. Участник А принимает и фиксирует какую-нибудь особую позу и выражение лица.

2. Участник Б старается запомнить все это, как можно лучше, после чего закрывает глаза.

3. Далее Участник А изменяет отдельные элементы позы и выражение лица (например, наклоняет голову, переносит тяжесть тела на другую ногу, меняет положение рук, поднимает брови…) или оставляет все по-прежнему и дает сигнал Участнику Б открыть глаза.

4. Задача Участника Б определить, изменилось ли что-нибудь с Участником А или все осталось по-прежнему. Если есть отличия, то Участник Б указывает на них, показывая обнаруженные изменения.

После 6 и более удачных попыток А и Б меняются местами и повторяют шаги 1-4.

Этап 2. Динамический.

Смысл  и этапы упражнения те же, но теперь  к позе и выражению лица добавляются движения и жестикуляция.  

Острота аудиального восприятия

(Группы по 3 человека по 10 мин на каждого)

1. Участник А закрывает глаза и настраивается на тонкое восприятие звуков. Участники Б и В воспроизводят один и тот же звук (например, хлопание в ладоши, щелканье пальцами, храп, посвистывание, вздох и т.д.).

Меняя положение в пространстве, чтобы нельзя было определить источник, Участники Б и В по очереди издают звук и называют себя.

2. Участник А старается определить и запомнить разницу между звуками каждого участника.

3. Далее Участники Б и В воспроизводят в произвольной последовательности звуки, не называя себя, причем различия между ними должны постоянно сохраняться.

4. Участник А определяет источник (Б или В издают звук) и сразу же получает утвердительный или отрицательный ответ («да» или «нет«).

5. После 6 или более успешных попыток угадывания Участники Б и В постепенно уменьшают различия между подаваемыми сигналами до тех пор, пока Участник А уже не сможет различить их.

6. Далее участники меняются местами. Участники А и В выбирают новый набор звуков и повторяют шаги 1-6, а Участник Б определяет различия.

Острота тактильной чувствительности

(Группы по 3 человека; 10 мин на каждого)

1. Участник А  закрывает глаза. Далее используются точно те же указания, которые приведены для упражнений на развитие остроты аудиального восприятия, заменяя лишь аудиальную информацию в шагах 1-6 на тактильную. Участники Б и В по очереди осторожно касаются А, соблюдая при этом такт и называя себя в тот момент, когда он дотрагивается до А.

2. В парах. Участник А закрывает глаза, а Участник Б раскладывает на столе несколько предметов. Участник А затем с закрытыми глазами ощупывает их и называет по очереди. Участник Б подтверждает правильность угадывания.

3. В парах. Для этого упражнения используются монеты разного достоинства. Участник А становится покупателем, а Участник Б  кассиром.

Оба закрывают глаза. Далее разыгрывается ситуация оплаты разных покупок в магазине, где оба партнера должны на ощупь определять достоинства монет и производить расчеты.

Следующие четыре упражнения направлены уже на непосредственное развитие способности калибровать.

Описание состояния

(два человека, 25 мин. на каждого)

Этап 1. Три контрастных состояния.

1. Участник А выбирает 3 физиологически разных состояния достаточной интенсивности, чтобы возникли физиологические реакции (например, выбрать трех людей, один из которых вызывает приятные воспоминания, другой – неприятные и третий – нейтральные ). Затем он их нумерует – один, два, три.

2. Далее Участник А говорит: «Первое состояние» и погружается в переживание состояния 1, мысленно переносясь в то время и в то место, где это переживание возникло. Его цель, как можно более полно пережить снова это переживание в течение нескольких минут. Затем Участник А говорит: «Два» и проделывает то же с состоянием 2. Затем Участник А говорит: «Три» и проделывает то же с состоянием 3. Если необходимо, то Участник А проделывает это несколько раз.

3. Задача Участника Б откалибровать каждое состояние по физиологии, просто обращая внимание на все те изменения, которые происходят с Участником А: цвет кожи, дыхание, поза, тонус мышц, размер зрачка и т.д.

4. Теперь Участник А делает то же самое, что и раньше, называет номер и „включается» в соответствующее переживание. Участник Б же не только смотрит, но и описывает изменения, происходящие с партнером. Например, „Уголки вашего рта приподнимаются, кожа бледнеет, левая щека напряжена больше, чем правая, дыхание учащается…» и т,д. Важно следить за тем, чтобы это описание не включало интерпретаций, суждений, например, „Вы выглядите счастливым…» или „Сейчас вы обеспокоены…» .

4. Участник А снова испытывает переживания, но не называет их номера, Он может начать с любого. Участник Б старается определить какое из трех переживаний имело место, называя их. Участник А подтверждает это или нет.

5. Далее работа продолжается следующим образом: испытывающий переживания перебирает их в различном порядке до тех пор, пока наблюдатель не научится верно их идентифицировать. Если наблюдатель не справляется с задачей, не надо ему ничего говорить, а продолжать работу.

6. Затем партнеры меняются ролями.

Этап 2. Голос и его особенности.

7. Далее то же самое упражнение повторяется, но теперь калибруется голос и его особенности. То есть Участник А, как и прежде, погружается в переживаемые состояния и, при этом, что-то говорит. Участник Б, сидя к нему спиной, калибрует каждое состояние по голосу до тех пор, пока не определит все состояния 5 раз.

Этап 3. Кинестетические сигналы.

8. Далее то же самое проделывают с кинестетическими сигналами. В данном случае Участник А перед погружение в переживаемые состояния, берет руки Участника Б и держит их во время переживаний. Задача Участника Б откалибровать разницу в телесных прикосновениях.

9. После каждой серии участники меняются ролями.

10. После того, как это упражнение будет получаться легко можно взять более разноплановые переживания, например, такие как: любопытство и невовлеченность, доверие и скептицизм, мотивация и безразличие и т.д.

11. Далее для более тонкой отработки берутся три состояния, которые близки по физиологии переживания (напр., восхищение, высокая концентрация, спокойствие, самодовольство, веселье, высокая компетенция и т.д.).

Согласие / несогласие

(два человека, 15 мин. на каждого)

1. Калибровка. Задайте несколько вопросов, требующих ответа «да»/«нет», на которые вы уже знаете ответ. Попросите партнера просто «думать» об ответе, не произнося его вслух. Если вы, например, проводите калибровку с 30-летним человеком по имени Боб, ему можно задавать вопросы типа:

  • Вас зовут Боб?..
  • Вам 16 лет?..
  • Вам 30 лет?..
  • Вы живете в Японии?.. и т.д.

2. Различение. После того, как вы позанимались калибровкой достаточное время для того, чтобы научиться выявлять различия в невербальной реакции в каждой репрезентативной системе, проверьте правильность своих выводов, задавая вопросы, на которые вы не знаете ответ. Постарайтесь указать ответ и попросите партнера подтвердить, правильно ли вы угадали.

Ложь

(два человека, 15 мин. на каждого)

1. Калибровка. Данное упражнение похоже на предыдущее, но стой разницей, что теперь вы просите вашего партнера не просто «думать» об ответе, а произносить его вслух. Задайте несколько вопросов, требующих ответа «да»/«нет», на которые вы уже знаете ответ. Попросите участника просто «думать» об ответе, и произносить его вслух.

  • Сейчас весна?..
  • Мы сейчас находимся на улице?..
  • На тебе черные брюки?..
  • Тебе 80 лет?..

2. Различение. После того, как вы позанимались калибровкой достаточное время для того, чтобы научиться выявлять различия в невербальной реакции в каждой репрезентативной системе, проверьте правильность своих выводов, задавая вопросы, на которые вы не знаете ответ. При этом партнер, по своему усмотрению может говорить правду или лгать. Постарайтесь определить, когда партнер говорит правду, а когда лжет.

Контрабанда

В парах. Участники делятся на контрабандиста и таможенника.

Цель контрабандиста перевести контрабанду. Цель таможенника выявить это. Игра проходит следующим образом.

Сначала определяют предмет, который будет контрабандой. Контрабандист выходит из комнаты и решает, будет ли он в этот раз просто туристом или повезет контрабанду. Если да, то он ее прячет, например в карман.

После этого он возвращается в комнату и проходит таможенный осмотр. Задача таможенника опрашивая контрабандиста по его невербальным проявлениям выявить есть ли у него контрабанда или нет.

Каждый удачный обыск дает плюс одно очко. Каждый неудачный обыск минус одно очко. Побеждает тот, кто наберет больше очков. Перед началом игры можно откалибровать оба состояния.

Калибровка — Психологос

Фильм «Казино Рояль»

​​​​​​​Раньше говорили — очень внимательный собеседник, наблюдательный, замечает в разговоре все! Теперь говорят о том же самом: «отлично калибрует»!

Калибровка — это внимательное наблюдение за мелкими деталями состояния и поведения человека, уточняющие наше видение его состояния. Калибровка используется для более эффективной подстройки и ведения, данные калибровки помогают лучше понять, что на самом деле думает и чувствует человека, даже если он не расположен о своем состоянии рассказывать или тем более ведет двойную игру.

Что дает калибровка? Лучше всего привести цитаты и примеры из работ студентов Университета практической психологии, которые они написали как отчеты по результатам тренировки этого замечательного навыка.


Пишет Б. Неля

Моя младшая дочь, ей 14 лет, подняла перед зеркалом футболочку и громким голосом, привлекая мое внимание, говорит: мама, я такая толстая! Что я наблюдаю: зона Гюльчатай 1: центр бровей приподнят (некое удивление ), морщинки между бровей (усиливает момент), носик вздернут, уголки губ опущены вниз. Глаза любопытные и хитроватые. В них уже заготовлен ответ для меня: ну что ж ты Яночка, ты худенькая и красивая. Ставлю эксперимент, отвечаю: сейчас позвоню в фитнес клуб, узнаю во сколько свободен тренер. Дальше картина маслом: первая реакция недоумение, складки на лбу горизонтальные, глаза большие и круглые (не то ожидала услышать), рот приоткрыт. Удивление и недоумение.


Пишет Л. Сергей

В качестве калибруемых я выбрал жену, директора и администратора. Мы в браке 30 лет, что нового я смогу увидеть в своей жене? Интуитивно, неосознанно даже по микродвижениям, по первому слову я знаю, что и зачем она говорит. Но понаблюдав осознанно за её мимикой и жестами я понял, что ещё многое о ней не знаю. Она может говорить ласково, правильные слова и глаза могут быть добрыми, но если увижу складочку на лбу – значит она сердится; если добавляется жестикуляция (обычно указующая, но бывает просто суетность движений) значит, она возмущена и хочет активно влиять. Когда она что то анализирует, глаза её сужаются и начинают бегать из стороны в сторону.

Удовольствие выражается в лёгкой улыбке без обнажения зубов, уголки губ сильно вверх, под глазами складочка, щеки поднимаются вверх, в наружных углах глаз образуются так называемые гусиные лапки. При удивлении глаза округляются, появляются складки на лбу и слегка приоткрывается рот.

Когда она не верит мне её лицо как бы собирается к центру: губы в трубочку, щеки подтянуты, нос сморщен, глаза прищурены, на лбу складки…


Пишет М. Светлана

Отдел вневедомственной охраны, жду около кабинета окончание послеобеденного перерыва. Время истекло, но никого нет. Минут через двадцать появляется женщина и замечает меня, ожидающую ее прихода. Движения рук становятся суетливыми, плечи немного сутулятся, голова втягивается в плечи. Лицо напрягается, на лбу появляются морщинки, брови немного сведены к переносице. «Вы ко мне?»- звучит вопрос. В интонации слышится настороженность и надежда на то, что это не так. «Да», — спокойно говорю я. – «К вам». Еще больше начинает суетиться, быстро раздевается и начинает перекладывать какие-то документы, напрягая лоб и переносицу, на шее пульсирует жилка. Звонит телефон, сотрудница быстро берет трубку, отвечает и немного с испугом смотрит на меня.

Я спокойно объяснила суть своего вопроса и с удовлетворением заметила, что женщина постепенно успокоилась, видя, что я не собираюсь ей выговаривать и пенять за опоздание. Движения замедлились, плечи расправились, губы тронула легкая улыбка.

Другой кабинет. Для решения следующего вопроса я обратилась к приятной женщине с просьбой помочь расторгнуть договор в отсутствии родственника, на чье имя был составлен документ. Он находился на лечении в больнице и не мог присутствовать, а передал свой паспорт и платежные квитанции.

Сначала первая реакция была по протоколу: «Так не положено». Лицо и голос строгий, без эмоций, тело застывшее и подобранное. Я не стала спорить, лишь попросила чуть глубже вникнуть в ситуацию и дать совет. Через пару минут тело расслабилось, рука подперла подбородок, взгляд потеплел, брови приподнялись, увлекая за собой верхние веки, мелкие морщинки собрались в уголках глаз, стала заметна ямочка на левой щеке, подбородок чуть приподнялся. Нотки сочувствия послышались в голосе: «Ну, хорошо, пишите заявление».

Пока я писала заявление, лицо опять изменилось. Оно стало немного задумчивым, взгляд на несколько секунд отсутствующим. Видно, что-то свое навеяло. «Да, в жизни всякое бывает», — негромко прозвучало в тишине.Искренне поблагодарив за понимание, я отправилась домой.


Пишет С. Татьяна

Однажды мы с сыном сидели в кафе, и пока он жевал свой бутерброд, запивая его сладким напитком, я решила не терять зря времени и попробовать откалибровать сидевшую напротив нас женщину.

Она сидела боком к нам, и можно было спокойно разглядывать ее, не боясь, что женщина смутится под моим пристальным взором. Женщина оказалась интересным экземпляром для наблюдения. Она сидела с прямой осанкой, можно сказать, в спокойном присутствии – минимум жестов, без лишней суеты. Одета достаточно просто и со вкусом – длинная однотонная юбка, шелковая кофта в цветочек. Она постоянно смотрела в окно и была сосредоточена на собственных мыслях. На столе, рядом с ее сумочкой, лежал распухший ежедневник. Я обратила внимание на ее жестÑ ‹, они были собранные и в то же время очень аккуратные, я бы сказала, аристократичные и изысканные. Допивая свой кофе, она вытерла руки салфеткой. Достала зеркальце, проверила макияж. Движения четкие и слаженные. Убрала в сумочку зеркальце и оставшиеся чистые салфетки.

Я в это время думала, кем бы могла работать эта женщина? Перечислив несколько вариантов, остановилась на том, что она очень похожа на преподавателя в ВУЗе. Наблюдая за ней, мне показалось, что она точно тот человек, который привык выступать перед аудиторией – взгляд спокойн ый, в то же время собранный, жесты неторопливые, но четкие. Видно, что человек уважаемый и знающий себе цену. Еще я подумала, что наверняка у нее какая-нибудь ученая степень.

Оставалось только узнать каким-то образом о моей догадке. Когда женщина встала, то оказалась совсем рядом с нашим столом. Ее взгляд упал на меня, и я решилась: «Извините, а Вы не преподавателем в ВУЗе работаете?» В ее глазах прочиталось удивление. Она подтвердила: «Да, действительно я преподаватель, кроме того, я — заведующая кафедрой в ВУЗе, и кроме того доцент. А что?» Мне пришлось признаться, что я студент психологического факультета, и выполняла учебное задание – считывала информацию с незнакомого человека. Она похвалила меня за мою наблюдательность. А я подумала, что, внимательно наблюдая за человеком, за его движениями, жестами, мимикой, осанкой, можно многое узнать о его характере, профессии, статусе, семейном положении, еще до того, как человек начинает говорить.

Просто надо уметь это считывать…


Как упражнение Дистанции, упражнение «Калибровка» учит видеть эмоции и настроение людей (И свои эмоции в том числе) в процессе общения и отличать ложь от правды. Упражнение отрабатывается в самых разных практиках, а ОЗР (объем запланированного результата) формулируется (например) таким образом.

Развила навык наблюдательности, 90% из 100% времени уверенный контакт с человеком: знаю, как и на что смотреть, чтобы определять внутреннее состояние человека; вижу, что именно стоит за словами, которые вам говорит собеседник; отличаю проявление эмоций человека от других «шумовых сигналов»; понимаю, откуда возникает та или иная эмоция, сколько она длится и как стихает; вижу мотивы и причины поступков людей.

Упражнения и практики, помогающие освоить навык калибровки:

1. «Гюльчатай»

Общая задача: при передаче какой-либо информации (не/соответствующей реальности) отследить в первые секунды изменения в мимике человека по этажам. При этом другие части лица закрываем (планшет, лист бумаги и т.д.).

  • Верхний этаж (микродвижения головы, движения бровей, мимические морщины на лбу, цвет кожных покровов, движение кожи под волосами).
  • Средний этаж (движения скул, уголки глаз, размер глаз и зрачков, прищуривание, напряжение век, моргание, движение крыльев носа, движение мышц под крыльями носа).
  • Нижний этаж (скулы, губы, подбородок, шея).
2. «Всадник без головы»

Задача: при передаче какой-либо информации (не/соответствующей реальности) отследить в первые секунды изменения в теле человека. При этом лицо закрываем (планшет, лист бумаги и т.д.). Параметры: дыхание, качание тела, замирание, «рябь» по телу, облегченный / тяжелый вздох, движения гортани, цвет кожных покровов.

3. «Телепатия»

Упражнение делается в парах. Первый номер, предварительно откалибровав тело и мимику партнера на простых вопросах, выдает утверждения о втором. Например, «У тебя дома живет кот» (говорит то, чего не знает о втором номере). По параметрам тела второго участника первый номер определяет: относится это утверждение к партнеру или нет.

4. Отслеживание мимики актеров

Как? Смотреть хорошее, качественное кино…

Вводное занятие Университета

Калибровка | Энциклопедия НЛП

При калибровке мы сопоставляем внешние признаки — голос, движения, тип речи, интонации, мимику, используемые слова — с внутренними состоянием. При её помощи можно понять согласен человек с вашим утверждением, хорошо ли ему сейчас, изменилась ли его реакция после коллапса якорей. Вне зависимости от того, что он (или она) говорит.

Калибровка – это сопоставление внешних признаков и внутреннего состояния человека.

В НЛП калибровка один из основных инструментов: при её помощи коммуникация и консультирование становятся намного более точными науками. Понятно, что результаты калибровки ещё нужно интерпретировать: что человек показал, в какой момент и по какому поводу.

То есть грусть или радость человек будет более-менее одинаково демонстрировать в различных ситуациях. Например, если человеку нравится пирог и при рассказе о нём он симметрично улыбается, его плечи расслаблены и голос выше, то скорее всего он будет демонстрировать те же самые признаки, если ему действительно нравится машина, книга, фильм или телефон.

Так что для калибровки обычно сначала создаётся ситуация, в которой человек точно реагирует как нам надо, и мы можем заметить эти самые внешние признаки. А потом уже смотрим, насколько реакции схожи. Например, если вы к человеку обратитесь по имени, он выдаст наружу невербальный (а иногда и вербальный) сигнал согласия. Остаётся только это всё заметить и запомнить: уголки губ вверх, плечи расслаблены, наклон туловища вперёд, морщинки у внешних уголков глаз («гусиные лапки»). И уже можно проверять, насколько он «искренен» в своём согласии при ответе на нужные вопросы: подпишет ли он договор, придёт домой к семи и нравится ли ему ужин (но тут лучше использовать калибровку «нравится — не нравится»). по нему стукнуть — он издаст эталонный звук. Используют камертон для настройки различных музыкальных инструментов — роялей, гитар, арф. То есть «калибруют» звучание этих инструментов.

Для многих «простых» реакций признаки у большинства людей достаточно схожи, но вот интенсивность каждого признака и индивидуальные отличия требуют

индивидуального подхода для каждого человека.

То есть каждого человека приходится калибровать отдельно. Как с приборами.

По теме

Модель НЛП:: Калибровка

НЛП-практик:: Всё начинается с калибровки

© 2020 Александр Любимов

НЛП для начинающих — 83. Управление состоянием

83. Управление состоянием

Про навыки калибровки и раппорта мы уже много говорили. Поэтому сразу о навыке «управление состоянием».

Для управления состоянием достаточно контролировать скорость, энергию и знак.
При чём для гипноза наиболее важными будут скорость и энергия.

Невербальный гипноз

Под невербальным гипнозом здесь я буду понимать наведения транса именно за счёт подстройки и ведения под невербальные характеристики: голос, позу, движения, дыхание и, естественно, под скорость и энергию.

Понятно, что «невербально» сделать внушение особо не получится, а вот транс навести вполне можно.

Здесь мы сконцентрируемся на использовании для этого скорости и энергии. И мы можем навести транс просто подстроившись под скорость и энергию собеседника в «нормальном» состоянии и, меняя свою скорость и энергию, сдвинуть его в область транса. Без всякого специального вербального наведения — иногда это можно сделать даже молча.

Различные вербальные приёмы для наведения транса могут использоваться или не использоваться, а невербальное наведение транса в повседневном гипнозе используется всегда.

В повседневном гипнозе глубокий транс не нужен (я бы даже сказал вреден) — достаточно лёгкого, малозаметного. Тем более, что нужные в повседневной коммуникации свойства транса: внушаемость, понижение критичности, более искренние реакции, — от глубины транса не зависят. Вы чуть-чуть уменьшаете скорость и/или энергию — и вдруг человек «застывает», расслабляется, смотрит в одну точку… Со стороны скорее всего никто ничего и не заметит, да и сам человек внутри тоже.

Куб состояний

Для тренировки управления собственным состоянием можно использовать «куб состояний».

 

 

Скорость — энергия

Сначала рассмотрим поле «скорость — энергия». Оно разбито на 9 зон. Центральная «5» зона — нормальное состояние. Зоны выше (1-3) — это зоны с более высокой для нормального состояния энергией, зоны ниже (7-9) — с более низкой. Левее (1, 4, 7) — зоны с более низкой энергией, правее (3, 6, 9) — с более высокой.

Все зоны, кроме «5» — трансовые.

То есть зоны зависят от человека, так как наборы соотношений скорости/энергии для трансового и нормального состояний для каждого человека достаточно индивидуальны. Если человек «по жизни» достаточно спокойный и расслабленный, «5» зона у него будет связана с низкими значениями скорости и энергии, а у «электровеника» — с высокими. К тому же сам размер «нормальной зоны» у разных людей разный. Так что значение каждой зоны — как для себя, так и для каждого конкретного собеседника, — вам придётся выяснять опытным путём.

Калибровка, калибровка, калибровка!!!

Дальше вам нужно определить каждую зону для себя. Удобно начинать с «5» и потом сдвигать состояние, пока не окажетесь в трансе.

В идеале конечно лучше тренироваться с небольшой группе или с партнёром — чтобы они могли калибровать и внешние признаки состояния.

Например:

4: сохраняя неизменной энергию, начинаете замедлять скорость до тех пор, пока не заметите явные признаки транса;

8: сохраняя неизменной скорость, начинаете уменьшать энергию до тех пор, пока не заметите явные признаки транса;

7: уменьшаете равномерно скорость и энергию …

2: сохраняя неизменной скорость, начинаете увеличивать энергию …

Зоны 1, 2, 3, 6, 9 будут характеризовать более «энергичный/быстрый» трансы, так что признаки транса будут немного отличаться от ранее описанных. С другой стороны, чаще в повседневном гипнозе для наведения транса используются зоны 4, 7, 8 — то есть с понижением энергии/скорости.

3: увеличиваете равномерно скорость и энергию …

1: уменьшая скорость увеличиваете энергию …

Кстати, зоны «1» и «9» — наиболее «трансовые», так как для в карте большинства людей скорость и энергия «сцеплены».

Знак

Знак эмоции — позитивный или негативный. Радость, счастье, восторг, эйфория — это позитивные переживания, а грусть, печаль, злость, страх — негативные. Собственно, знак описывает насколько сильно это переживание воспринимается положительным или отрицательным.

В кубе состояний будет четыре значения:

  • сильно положительное;
  • слабо положительное;
  • слабо отрицательное;
  • сильно отрицательное.

Куб и карты

Для тренировки перемещения по «кубу состояний» вам нужна будет колода карт в 54 листа. Из колоды оставляете только цифры от 2 до 9 и тузы — они будут обозначать 1. Соответственно, Т, 2, 3, …, 8, 9 — номера зон в пространстве «скорость — энергия», а масть задаёт «знак»:

♥ черви — максимально положительная эмоция;

♦ бубны — небольшой плюс;

♣ трефы — небольшой минус;

♠ пики — сильный минус.

Например:

7♥ — это максимально замедленное спокойное и позитивное состояние;

1♣ — замедленное слабонегативное состояние с большим адреналином;

6♦ — слабоположительное состояние с максимальной скоростью и средней энергией.

Упражнения и игры

Шкалирование знака

Скорость и энергию уже шкалировали — знак шкалируется аналогично.

1. Представьте шкалу знаки, я рекомендую от -10 до +10 горизонтальную.

2. Вспомните состояния, соответствующие разным значениям знака, желательно с не очень большим значением энергии. Например: -9 — омерзение, 0 — спокойствие, +8 — счастье.

3. Исследуйте каждое состояние, найдите характеристику, которая плавно меняется с изменением знака — в первую очередь исследуйте мета-ощущения.

Например: в груди ощущение переходит от тянущего при отрицательном знаке, до нейтрального в нуле и расслабления при положительном знаке.

Проверьте, действительно ли это характеристика знака — усильте и уменьшите её. Меняется ли соответственно знак?

4. Прошкалируйте эту характеристику, несколько раз пройдя по шкале и вызывая ощущение соответствующего уровня.

5. Тренировка: выбирайте случайным образом значение знака, вызывайте у себя соответствующее состояние и оставайтесь на нём секунд 5-7.

Управление своим состоянием

Вытягиваете карту и рассказываете о чём-то (содержание особо не важно) с заданным состоянием. Два-три предложения. Потом тянете следующую карту. Постепенно увеличиваете время рассказа. Задача — легко переходить из состояния в состояние и удерживать его нужное время.

Переоценка ситуации

Расскажите о проблемной ситуации с её текущим восприятием. Вытащите карту и расскажите об этой же ситуации с заданным картой состоянием. Ещё четыре — пять карт.

Управляемая спонтанность в разных состояниях

Управляемая спонтанность — хороший навык спонтанной, но контролируемой речи. Которая весьма полезна в повседневном гипнозе, где полезно уметь много говорить. Как навык, управляемую спонтанность хорошо бы научиться использовать в различных состояниях.

Берёте тему — начинаете рассказывать о ней в состоянии управляемой спонтанность — тянете карту — продолжаете рассказ с заданным — берёте следующую карту.

Можно так же задать 5-7 тем для рассказа, и каждую рассказываете со своим состоянием.

Подстройка и ведение

В тройках: Клиент, Гипнотизёр и Наблюдатель. Гипнотизёр тянет карту — его задача подстроиться во время разговора к Клиенту и перевести его в состояние, указанное на карте, потом вернуть обратно в нормальное состояние.

Наблюдатель следит за временем и даёт обратную связь.

Где проходим

Повседневный Гипноз 1

По теме

20. Калибровка

29. Раппорт и ведение

40. Управляемая спонтанность

34. Подстройка под скорость и энергию

82. Основные навыки гипноза

81. Гипноз в повседневной коммуникации

Курс:: Управление эмоциями: Меняем энергию и знак

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *