1.1. Понятие я-концепции
В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. (Гримак Л. П.,1991, с. 197).
Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:
Образ Я – представление индивида о самом себе.
Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.
Остановимся подробнее на трех основных составляющих Я-концепции (Бернс Р., 1986, с.32).
КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт ( Бернс Р.,1986, с.33).
ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.
Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания ( Бернс Р., 1986, с. 34).
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой ( Бернс Р., 1986, с. 36).
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности ( Бернс Р., 1986, с.37).
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе ( Бернс Р., 1986, с.39).
Мы рассмотрели понятие Я-концепции и её структурные компоненты. Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. Процесс психосоциального развития человека, стадии формирования Я-концепции личности в течение всего жизненного цикла наиболее полно представлены Э. Эриксоном.
1.2 Я-КОНЦЕПЦИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ ЭРИКА ЭРИКСОНА.
В современной психологии есть исследовательская позиция индивидуального развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э.Эриксона, она представлена в периодизации жизненного цикла человека. По Э.Эриксону любой человек может пройти все стадии, к какой бы культуре он не принадлежал; всё зависит от того, какова продолжительность его жизни.
Свою концепцию психологического развития личности Эриксон рассматривает как вариант эпигенетического учения о развитии. Из биологического содержания термина «эпигенез», то есть эмбрионального развития, определяемого внешними факторами, Эриксон заимствует идею о последовательном формировании у человека психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Каждое из этих новообразований выражает отношение человека к обществу, к другим людям, к себе ( Абрамова Г.С., 1999, с.328).
По мнению Эрика Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Решение задач, характерных для каждого этапа, согласно Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Эти соображения Эрика Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности, продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий (Обухова Л. Ф., 1999, с.95).
В таблице 1представлены стадии жизненного пути личности по Э.Эриксону.
Таблица 1
Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону
Стадия Возраст Ведущее экзестенциальное
противоречие
Я-концепция, составляющие Я-концепции
Я-концепция, согласно энциклопедической литературе – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я», идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать).
Понятие «Я»-концепция возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов-гуманистов: КА.Маслоу и К.Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я»-концепция связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации.
Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные особенности личности (комплекс неполноценности) и внутриличностные конфликты. «Я»-концепция обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегией жизни. Синонимом «Я»-концепции является «самосознание» личности.
Составляющие Я-концепции
КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт (Бернс Р., 1986, с.33).
ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания (Бернс Р., 1986, с. 34).
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой (Бернс Р., 1986, с. 36).
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности (Бернс Р., 1986, с.37).
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе (Бернс Р., 1986, с.39).
КОНЦЕПЦИЯ — это… Что такое КОНЦЕПЦИЯ?
КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — схватывание) — термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концепции, приобретая пропозициональную форму теории, утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный комплекс. Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми “общими голосами”, признаваемыми участниками диалога. Референщ ильное отношение к предметам в них опосредовано речью Другого и моей речью, ориентированной на Другого. Каждый элемент концепции коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта. Уже в средневековой философии оппозиция “доктрина—дисциплина”, где одна сторона характеризует знание для обучающего, а другая — для обучаемого, была восполнена Абеляром схоластическим методом “Да” и “Нет”, что не только углубило антиномии религиозности, но и вынудило комментирующий разум обратиться к герменевтике как к искусству истолкования и к осмыслению особенностей знания, функционирующего в речевом обсуждении и конфликте интерпретаций. Философия Нового времени, ориентировавшаяся на построение теории, сначала полностью освободила знание от его коммуникативных связей и особенностей и свела идею концепта к понятию, а концепцию — к теоретико-системному знанию. Однако в начале 19 в. в английском эмпиризме (В. Гамильтон, Ш. X. Ходжсон) концепт и концепция были поняты как формы, восстанавливающие целостность перцептивного опыта, но все же отличающиеся от перцепции концентрацией внимания. В 20 в. концепция связывается с символизацией личностного перцептивного опыта через воображение (С. Лэнгер), через метафору (X. Блюменберг) или через систему тропов (X. Уайт). В современном постмодернизме (Ж. Делёз, Ф. Гваттари) философия понимается как “творчество концептов” (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998, с. 56), противопоставляемых понятиям науки. Концепты, понятые как ядро концепции, рассматриваются ими как “нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой ее возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта” (там же, с. 11), как “фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, т. к. их края не сходятся” (там же, с. 40), научающие нас пониманию, а не познанию, как “архипелаг островов” смысла. Коммуникативная природа концептов и концепций не позволяет описать их с помощью интенциональной феноменологии, делающей акцент на направленности сознания на вещь. Поэтому наряду с концепциями диалога (Μ. Μ. Бахтин, В. С. Библер), где концептуальным ядром выступает произведение, и с “респонсивной феноменологией” (Б. Вальденфельс), исходящей из отношений Я и Другой, из значимости вопросов и ответов для сознания, ныне развиваются трансцендентальная прагматика языка (К. О. Апель), теория речевых актов (Д. Серль), теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас), сопрягающие формы сознания с формами коммуникаций.Я Концепция
Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я.
Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания.
Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.
Каким образом происходит формирование Я-концепции индивида? Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самонализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях… он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».
Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я Я-концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.
Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.
Какова структура Я-концепции? Р. Берне (как и многие отечественные психологи) выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — это целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.
Какую роль играет Я-концепция в жизни личности?
Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.
Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.
Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.
Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.
16.Я-концепция как результат социализации
Я-концепция как результат социализации. Структура Я-концепции. Изменчивость/ устойчивость Я-концепции.
План ответа.
1. Я-концепция как результат социализации.
1.1. Определение Я-концепции.
1.2. Факторы формирования Я-концепции.
1.3. Механизмы формирования Я-концепции.
2. Структурные компоненты Я-концепции.
3. Изменчивость/ устойчивость Я-концепции.
Ответ.
1. Я-концепция как результат социализации.
1.1. Определение Я-концепции.
Я — концепция является динамической системой представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой» . Он же выделяет две составляющие Я-концепции: первая, описательная — образ Я или картина Я; вторая связанна с отношением к себе или к отдельным своим качествам – самооценка. Я- концепция формируется в процессе социализации, она уникальна, одновременно являясь и устойчивым, и подверженным внутренним колебанием образованием.
1.2. Факторы формирования Я-концепции.
Существовало две основные позиции, освещающие вопрос о факторах формирования Я-концепции. Первая из них акцентирует внимание на процессе активного взаимодействия человека со своим социальным окружением («Я» как средство для удовлетворения требований социального мира), вторая изучает процессы включения в «Я» отраженных оценок и суждений других людей («Я» как средство конструирования социального мира). В настоящее время эти позиции уже не так четко противопоставляются друг другу, существует тенденция к объединению этих позиций. Также особое внимание уделяется факторам, влияющим на представление человека о самом себе. К этим факторам относятся:
согласованность внешней оценки и самооценки,
субъективная значимость Я-представлений, затрагиваемых внешней оценкой,
степень доверия человека к субъекту оценочной по отношению к нему информации,
субъективно оцениваемая модальность «внешней» оценки,
частотность той или иной модальности «внешней» оценки».
1.3. Механизмы формирования Я-концепции.
В качестве механизмов формирования Я-концепции выступают процессы социального сравнения и интроекции чужих оценок и мнений.
При возникновении противоречий между представлениями о себе и другими знаниями происходит процесс редукции когнитивного диссонанса. По К. Гергену существуют три стратегии редукции диссонанса.
Первой является «обесценивание негативной обратной связи». При расхождении внешних оценок и представлений о себе респонденты с низкой самооценкой дискредитировали источник информации. Эта стратегия представляет особый интерес для моего исследования, т.к. была поставлена противоположная гипотеза о том, что женщины с низкой самооценкой будут поддаваться большему влиянию рекламы.
Второй стратегией является «подкрепление значимой части Я-концепции». При выборе той области, в которой респонденты желают получить обратную связь, они выбирали такую область, «в которой их представления о себе носят позитивный характер»
Третьей стратегией является «игнорирование информации и/или изменение Я-концепции».
Таким образом, Я-концепция неразрывно связана с процессом социального взаимодействия, в процессе которого она формируется и реализуется. «Социальные взаимодействия определяют наши представления о себе, а сложившаяся в итоге Я-концепция обусловливает характер дальнейших взаимодействий человека со своим социальным окружением»
2. Структурные компоненты Я-концепции.
Проблематику Я-концепции впервые начал разрабатывать У. Джемс. Он разделил глобальное, личностное Я (Self) на две составляющие, Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me), которые и соединяются в Я. Обе части неразделимы, всегда присутствуют одновременно. Я-сознающее представляет собой опыт, Я-как-объект — содержание этого опыта. Я-как-объект представляет собой всё то, что человек может назвать своим. Джемсом выделяется 4 аспекта: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.
Бернс, говоря о двух составляющих Я-концепции, считает, что она может рассматриваться «как совокупность установок индивида, направленных на самого себя».
Выделяют три основных элемента установки: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.
Относительно Я-концепции когнитивным элементом будет являться образ я как представление индивида о себе. По сути, это самоописания через тот или иной набор отдельных черт, любые ролевые, атрибутивные или статусные характеристики. Значимость этих характеристик может меняться в зависимости от жизненной ситуации и контекста индивида.
И.С. Кон отмечает, что «образ Я включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие индивида с другими людьми»
Эмоционально-оценочным элементом является самооценка – аффективная оценка определенного представления. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Поведенческий компонент – это конкретные действия, вызванные образом Я и самооценкой. Различать образ Я и самооценку можно лишь условно, они неразрывно взаимосвязаны, а не являются отдельными структурами. Вместе они предрасполагают индивида к определенному поведению.
Существует четыре основных элемента установок на себя: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Эти же установки могут рассматриваться в трех основных модальностях:
Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.
Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
3. Изменчивость/ устойчивость Я-концепции.
Развитие представлений о многообразии структурных компонентов Я-концепции закономерно обратило исследователей к проблеме её изменчивости/ стабильности. Исторически для социальной психологии личности эта проблема выступала прежде всего как проблема соотношения социально-ролевых и собственно персонологических самохарактеристик. Многообразие ролевых позиций, множественность «Я» формирует у современного человека повышенную потребность в самоидентичности, стремление к самотождественности. Наличие множественных представлений о себе необходимо требует их определенной гармонизации, хотя бы в целях редукции неопределенности.
Согласно М.Розенберг, существуют различные «планы функционирования» Я-концепции (план реальности, план фантазии, план будущего и т.д, в том числе и план возможности), задающие многоуровневость Я-концепции. Для определения границ изменчивости «Я» в научный обиход вводится понятие «возможного Я», оно соответствует плану возможностей, представление человека о том, каким он мог стать.
С одной стороны, Я-концепция является основным личностным образованием, а значит, устойчивой структурой, но с другой стороны, она проявляет себя лишь в динамике социальных взаимодействий, следовательно, не может не быть принципиально изменчивой. Для разрешения этого противоречия Х.Маркус ввел понятие «рабочей Я-концепции», определяемой как Я-концепция в данное время и в заданном социальном контексте взаимодействия, как часть общего репертуара Я, определяемого на микро- и макросоциальном уровне. Одни рабочие Я-концепции актуализируются чаще, другие реже. Тем самым вопрос о стабильности / изменчивости начинает звучать как вопрос вероятности появления той или иной части Я-концепции в ситуации конкретного социального взаимодействия.
Литература:
Белинская, Тихомандрицкая. Социальная психология личности.
Я-концепция — определение — русский
Пример предложения с «Я-концепция», памяти переводов
Common crawlПоэтому мы сознательно идем от такой задачи: что нужно ввести в Я-концепцию, чтобы получить возможность управлять структурой эмоционально-чувственного, психоэнергетического восприятия? Решение этой задачи потребовало использовать идею инструментальной составляющей Я-концепции.gv2019Влияние на Я-концепцию и самоидентичность подростка, эксплуатация интереса к сексу, и предложение ярких образцов для идентификации.gv2019«Не в этом суть, — говорю я. — Концепция Каракаса — это вся сумма бед и изъянов.Common crawlДля того, чтобы решить свои задачи именно в области психоэнергетики, прежде всего следует ввести так называемую инструментальную составляющую, т.е. ввести в свою Я-концепцию понятие об инструменте, об отношении: тело, как инструмент, психоэмоциональная сфера, как инструмент, сознание, как инструмент.Common crawlНаше глубокое убеждение состоит в том, что конечным продуктом любой системы саморегуляции являются изменения, происходящие в Я-концепции, и с достаточно большой вероятностью по анализу этих изменений можно сказать, по методике какого типа вы занимались.QEDТеперь когда я прочитал эту концепцию, я смеялся вслух потому, что я был похож, » Подождите минуту.QEDКогда я впервые прочитал эту концепцию, я буквально смеялся вслух; Я не могла поверить.MultiUnКогда знакомишься с положениями или пунктами, включенными в этот документ, то незамедлительно, исходя из положений этого документа, задаешься вопросом о том, кто будет в состоянии обеспечить «защиту», кто сможет направить войска за многие тысячи миль в другие страны; кто обладает финансовыми ресурсами, вооружениями и материально-техническими возможностями, чтобы выполнять действия по защите, в особенности с учетом того, что, как я подчеркнул, концепция ответственности по защите связей с Советом по правам человека, ибо, вне сомнения, и я делаю вывод исходя из одного из предложений, представленного для обсуждения, в состав Комитета по правам человека не смогут войти те страны, которые не ратифицировали международные конвенции в области прав человека, ибо просто немыслимо, чтобы государства, которые не ратифицировали такие конвенции, могли бы иметь какое-либо влияние в области прав человекаspringerОбнаружено, что с тандартное рассмот электродинамике. Обн аружено, что стандарт ное рассмотрение это й проблемы не согласу ется с концепцией фот она как реального физ ического объекта. В эт о рассмотрение этой пр облемы не согласуетс я с концепцией фотона как реального физиче ского объекта.UN-2Как я упоминал, выступая перед Постоянным комитетом в июне, в постконфликтных ситуациях необходим куда более комплексный подход к тому, что я называю концепцией «4Р » (репатриация, реинтеграция, реабилитация и реконструкция).opensubtitles2Я придерживаюсь концепции относительности славыted2019Я заинтересовался концепцией, которая была воплощена в жизнь в первой половине 19 столетия, — a точнее, во втором десятилетии 19 столетия — 27-летним поэтом Перси Шелли.OpenSubtitles2018.v3Я придерживаюсь концепции относительности славы.UN-2В целях дальнейшего упрочения процесса национального единения я предложил концепцию, известную как «Единая Малайзия».QED» Хорошо, теперь я понимаю концепцию Интернета чуть лучше, но… «UN-2Насколько я понимаю, концепция проведения «неформальных неофициальных» заседаний принимается этим органом и приемлема для всех государств-членов.QEDЯ не помню точно, как я встретился с ним, но я знаю, что… немедленно, когда я встретился с учредителем, и я встретился… и я увидел этот продукт, и эту концепцию, я подумал,MultiUn«Я привержен концепции двух демократических государств, Израиля и Палестины, живущих бок о бок в мире и безопасностиgv2019В целом, я считаю концепцию интересной, но было бы лучше, если бы у сайта был более приятный интерфейс.opensubtitles2Я разрабатываю концепцию о невоспетых героях Нью- ЙоркаMultiUnКак я упоминал, выступая перед Постоянным комитетом в июне, в постконфликтных ситуациях необходим куда более комплексный подход к тому, что я называю концепцией » # Р » (репатриация, реинтеграция, реабилитация и реконструкцияOpenSubtitles2018.v3Я выслушаю концепцию Фермерского Свежего.MultiUnИменно поэтому я выдвинул концепцию самостоятельной ответственности, которая в основном заключается в воспитании сознательностиUN-2В моем докладе от 1 марта 2012 года я разъяснил концепцию миссии МООНПЛ, в основе которой будут гибкость и оперативность с учетом потребностей на местах и нормативных требований Организации Объединенных Наций.UN-2«Я привержен концепции двух демократических государств, Израиля и Палестины, живущих бок о бок в мире и безопасности.Показаны страницы 1. Найдено 1224 предложения с фразой Я-концепция.Найдено за 11 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Будьте осторожны.
определение, критерии, уровни развития. Понятие образа-я и я-концепции. Проблема формирования самооценки.
Самосознание – соответствующее представление человека о самом себе, которое характеризует его личность. Вместо самосознания используют термин Я-концепция. Когнитивная составляющая Я-концепции:Я-концепция– это совокупность значений человека о себе, как о личности (о темпераменте, социальных ролях, характере, жизненных целях). Методика свободного самоописания: по отношению к себе – описания себя в виде знаний. Испытуемым дают инструкцию: опишите себя в письменном виде так, чтобы было понятно, что вы за человек, что является наиболее преимущественным в вашей личности. Эти знания о себе могут быть двоякого рода: 1) знания, которые характеризуют личность человека такой, какой она есть в настоящий момент – Реальное Я. 2) характеризуют личность человека, как желаемое для него – Идеальное Я.
Самооценка – характеризует эмоциональное отношение человека к себе, к своему Я. Человек может любить, ненавидеть в себе какие-то качества, гордиться, расстраиваться. Из совокупности этих различных эмоциональных отношений складывается его самооценка. Она зависит: 1. От мнения других людей. 2. Степень несоответствия между Реальным и Идеальным Я.
Я-концепция– это совокупность знаний человека о себе как о личности, связанные с самооценкой.ФункцииЯ-концепции: 1) обеспечивает согласование представлений. 2) интерпретация опыта. Каждый человек воспринимает мир в зависимости наличия у него тех или иных конструктов. 3) предвосхищение. Представление человека о себе могут изначально настраивать его на определённый исход.
Олпорт – направление развития сознания в онтогенезе. 7 основных аспектов Я, которые он обозначил как присущие, неотъемлемые его Я. Все аспекты даны от рождения, а возникают в определенном возрасте. Младенческий возраст: рождение-1 год. Самосознания нет, т.к. у ребёнка нет разграничений между Я и внешним миром.Раннее детство: 1-3 года. Появляется самосознание. Возникают 1,2,3 аспекты Я. 1,5 года –первый аспект– Телесное Я (отождествляется с собственным телом). Телесные ощущения связаны с работой внутренних органов, физиологическими нуждами. 2 года –второй аспект– чувство самоидентичности. Осознаёт себя как одного и того же субъекта в разных ситуациях, в разные периоды времени. 3 года –третий аспект– самоуважение. Самостоятельность, независимость, с мнением ребёнка должны считаться.Дошкольный возраст: 4-6 лет. 4 и 5 аспекты.Четвёртый аспект– расширение Я. В своё Я ребёнок включает другие объекты, окружающего мира, которые он воспринимает как свои собственные.Пятый аспект – образ Я. Сознательные представления о своей личности.Младший школьный возраст: 6-12 лет.Шестой аспект– Я как субъект рационального совладания. 12 лет – способность к формальному мышлению.Седьмой аспект–подростковый возраст: после 12 лет. К достижению значимых целей. Далее самосознание взрослого.
Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.
Выделение описательной и оценочной составляющих
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки:
Образ Я — представление индивида о самом себе.
Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений, вклад которых в Я-концепцию мы рассмотрим в дальнейшем. А сейчас сосредоточимся на трех основных составляющих ^-концепции.
Когнитивная составляющая Я-концепции. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т.д. Все это — абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой — избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия.
Оценочная составляющая Я-концепции.
Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.
Чтобы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей, большинство авторов прибегают к термину «самооценка». Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности.
Самооценка, независимо всегда носит субъективный характер.
(Роджерс) Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность.
Поведенческая составляющая Я-концепции
Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. С момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заключается в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия «Я-концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку все же свойственна способность реально оценивать ситуацию.
Когда Джемс определил самооценку с помощью оригинальной формулы Самооценка = успех/ притязания.он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Целый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимыми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен для нашей самооценки.
Я-концепция как интерпретация опыта
Еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хорошего воспитания, может заподозрить обидный намек на свой возраст, а может воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с ее Я-концепцией.
Я-концепция как совокупность ожиданий
Итак, Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти. Мак-Кэндлес рассматривает Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны.
(Столин «Самосознание как объект психодиагностики») Самосознание — это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Но самосознание характеризуется также своим продуктом — представлением о себе, Я-образом или Я-концепцией2. Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, но человек, обладающий сознанием и самосознанием, при этом он пользуется целой системой внутренних средств — представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе самом: о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, таким образом, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса.
«Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельностей, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.
Анализ Я-образа позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе — его Я-концепции.
Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз высказывалась в отечественной и мировой литературе. И.С. Кон формулирует уровневую концепцию Я-образа, используя понятие установки. Основания для этой концепции И.С. Кон находит в теории диспозиционнои регуляции социального поведения В.А. Ядова. В целом Я-образ понимается как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта). Нижний уровень Я-образа «составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот Я-образ вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей»4.
И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления Я и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. В качестве специфического внутреннего приема самопознания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на этом втором уровне достигает при формировании жизненных планов, жизненной философии, своей общественной ценности, собственного достоинства.
(Столин)В цикле проведенных нами исследований была сформулирована концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание.
В качестве исходного принимается различие содержания Я-образа (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Последнее — это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и Я-образ.
В содержании Я-образа выделяются две важнейшие образующие:
1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, — присоединяющая образующая Я-концепции или система самоидентичности и 2) знания, выделяющие Я субъекта в сравнении с другими людьми, — дифференцирующая образующая Я-концепции. Это последняя образующая придает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости.
Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровневое строение. Уровни самосознания определены уровнями активности человека, одновременно являющимся биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью.
На уровне организма активность субъекта определена системой «организм—среда», имеет прежде всего двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. В недрах этой активности формируется обратная связь в виде ощущений о положении тела и его органов в пространстве, которые слагаются в «схему тела». Схема тела — это, фигурально выражаясь, Я-образ организма, который надо отличать от физического Я субъекта, обладающего более сложной, биосоциальной природой. В схеме тела не разделены дифференцирующая и присоединяющая составляющие. На уровне организма формируется также самочувствие — итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Самочувствие — биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.
На уровне социального индивида активность человека подчинена иной потребности — потребности в принадлежности человека к общности, в признании этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, технологическими предписаниями, уставами и т.д., которые усваиваются индивидом. Я-образ облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей прежде всего за счет формирования своей присоединяющей образующей — системы социальных самоидентичностей: половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой. В рамках этих идентичностей субъект сравнивает себя с эталонами соответствующих общностей и через эти эталоны — с другими людьми. Эти сравнения образуют базу для «дифференцирующей» образующей Я-образа, которая, следовательно, вторична на этом уровне по отношению к присоединяющей составляющей.
На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореализации — в труде, любви, спорте и т.д. и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Поэтому в Я-образе ведущее место начинает занимать дифференцирующая составляющая Я-концепции, обеспечивающая неслучайность самоопределения личности. Основой самоотношения становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации, и рассматриваются как ее условие.
Самоотношение в свою очередь, как показывают результаты факторного анализа, оказывается структурно-сложным образованием, включающим как общее, глобальное чувство за или против самого себя, так и более специфические измерения: самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение других.