Лев семенович выготский биография: Выготский, Лев Семёнович — Википедия – Выготский, Лев Семенович — Психологос

Автор: | 16.05.2018

Выготский, Лев Семенович — Психологос

«Быть в физиологии материалистом нетрудно — попробуйте-ка в психологии быть им».
Л.С. Выготский

Лев Семенович Выготский

Лев Семенович Выготский

Лев Семёнович Выго́тский (17 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1896 — 11 июня 1934, Москва) — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.

Биография

Выготский родился 17 ноября (5 ноября по ст. стилю) 1896 года в белорусском городе Орша в семье служащего. Его образованием занимался частный учитель Соломон Ашпиц, известный использованием так называемого метода сократического диалога. В 1917 году окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет Университета им. Шанявского. Преподавал в г. Гомеле. С 1924 года работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова.

Профессор института психологии в Москве. Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В книге «История развития высших психических функций» (1931, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением.

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания (его работа «Мышление и речь», 1934 является основополагающей для отечественной психолингвистики). Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

Выготский умер 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Последовавшая в СССР в середине 1930-х гг. переоценка взглядов на науку и культуру выразилась в забвении трудов Выготского вплоть до второй половины 1950-х, когда вновь стали публиковаться его работы.

Дочь Л.С. Выготского — Гита Львовна Выго́тская — известный советский психолог и дефектолог.

Влияние Выготского

Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко, Л. В. Занков и др.

В 1970-е гг. теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США.

Вводное занятие Университета

Лев Выготский — фото, биография, психолог, книги, личная жизнь, причина смерти

Биография

Советский психолог Лев Семенович Выготский был родоначальником культурно-исторической теории, организовавшим общество исследователей новых педагогических направлений, связанных с когнитивным развитием детей. Развивая созданные теории, ученый и практик написал книгу «Психология искусства» и еще ряд прогрессивных работ и статей.

Детство и юность

Лев Семенович Выготский (ранее Выгодский) появился на свет 17 ноября 1896 года в белорусском городке Орша и был вторым из детей зажиточного еврейского финансиста Симхи Лейбовича и его жены — преподавательницы Цецилии Моисеевны. Детство будущий психолог провел в Гомеле, где отец работал помощником управляющего филиала крупного банковского учреждения и параллельно с этим занимался торговлей лесом.

Лев Выготский в молодости

Там Лева вместе с семерыми братьями и сестрами прошел курс домашнего обучения у педагога Соломона Апшиза, который практиковал методы древнегреческого философа Сократа и прославился как революционер и социал-демократ. Общение с этим преподавателем, а также многочисленными родственниками повлияло на будущую биографию мальчика.

В 1913 году, пройдя ступень среднего образования, Лев со знанием эсперанто и древнегреческого, латинского и английского языков успешно сдал вступительные экзамены в Императорском московском университете и никак не мог определиться с будущим, мечтая стать юристом, культурологом или врачом.

Читайте также7 звезд, которые могли бы стать врачами

В итоге после многочисленных переводов молодой еврей получил диплом историко-философского отделения высшего учебного заведения им. А. Л. Шинявского и некоторое время писал для журналов и работал преподавателем. А в начале 1920-х годов на базе местного педагогического техникума он занялся экспериментами в области психологии, для Всероссийской тематической конференции собрал полученные результаты и опубликовал первый научный доклад.

Психология

В 1924 году Лев Семенович познакомился с молодым ученым Александром Лурией и вместе с ним основал исследовательский кружок. Во главе этой организации Выготский предпринял заграничную поездку в Германию и Великобританию. Защитив диссертацию, ставшую книгой «Психология искусства» и дополненную разделом «Легкое дыхание» и другими, получил статус старшего научного сотрудника, равнозначный современной степени кандидата медицинских наук.

Психолог Лев Выготский

В 1925 году, переболев тяжелой формой туберкулеза, делал заметки, позже изданные как «Исторический смысл психологического кризиса». В этой работе автор раскритиковал попытки анализа человеческого поведения с помощью элементарных понятий и на основе детской психиатрии и дефектологии дал определение сознанию, которое, с его точки зрения, имело отношение к понятию аффективных и интеллектуальных действий, имевших системный динамический смысл.

В процессе написания следующей работы, опубликованной в 1934 году под названием «Мышление и речь», психолог продвинулся по карьерной лестнице и занял на пост начальника московской медико-педагогической станции, преобразованной в ведущий российский исследовательский центр.

Читайте также8 звезд, ушедших из жизни молодыми

А затем деятельность «круга Выготского-Лурии» была перенесена в лабораторию другого московского учреждения, где ученый представил человеческое сознание как совокупность функций, сформулировав понятие единый высший психологический процесс.

В 1930-х годах Лев Семенович развивал различные направления педагогической психологии и закладывал основы культурно-исторической теории. Получив диплом психоневрологической академии, возглавил отдел в московском учреждении ВИЭМ.

Личная жизнь

Неоценимый вклад в советскую науку затмил собой интерес к личной жизни Льва Семеновича, но, несмотря на это, в его биографии осталось место для информации о жене Розе Ноевне Смеховой, родившей за 10 лет брака Гиту и Асю — двух дочерей.

Лев Выготский с дочерью

Повзрослев, девочки пошли по стопам родителя и сделали карьеру в области психологии, дефектологии и биологии, а в 1996 году стали соавторами книги «Л. С. Выготский. Штрихи к портрету» и поделились фотографиями и неопубликованными набросками, хранившимися в семейном архиве.

Смерть

В течение 15 лет Льва Семеновича преследовали проблемы с легкими, 11 июня 1934 года причиной внезапной и скоропостижной смерти стал острый приступ болезни туберкулез.

Читайте также6 знаменитых людей, умерших от туберкулеза

По желанию родственников через 12 месяцев после кремации урну с прахом психолога захоронили на Новодевичьем кладбище, а его научная библиография пополнилась рядом неопубликованных при жизни работ.

Цитаты

  • «Небывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине».
  • «Трагедия есть буйство максимальной человеческой силы, поэтому она мажорна».
  • «Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей».
  • «Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов».
  • «Исполнение автоматического акта не задает нашему уму никакой задачи. Нет затруднения, значит, нет потребности, а следовательно, нет и сознания».

Библиография

  • 1924 – «Сознание как проблема психологии поведения»
  • 1927 –« Исторический смысл психологического кризиса»
  • 1928 – «Проблема культурного развития ребёнка»
  • 1929 – 1931 — «Педология подростка»
  • 1929 – «Конкретная психология человека»
  • 1931 – «История развития высших психических функций»
  • 1931 – «Мышление и речь»
  • 1932 – «Лекции по психологии»
  • 1934 – «Проблема развития и распада высших психических функций»

Краткая биография Льва Выготского

Краткая биография Льва ВыготскогоВыготский Лев Семёнович (1896—1934), российский психолог.

Родился 17 ноября 1896 г. в Орше. Второй сын в многодетной (восемь братьев и сестёр) семье. Отец, банковский служащий, через год после рождения Льва перевёз родных в Гомель, где основал публичную библиотеку. Из семьи Выгодских (изначальное написание фамилии) вышли известные филологи, двоюродный брат психолога — Давид Выгодский был одним из видных представителей «русского формализма».

В 1914 г. Лев поступил в Московский университет на медицинский факультет, с которого позже перешёл на юридический; одновременно он учился на историко-филологическом факультете Народного университета имени А. Л. Шанявского. В студенческие годы публиковал рецензии на книги писателей-символистов — А. Белого, В. И. Иванова, Д. С. Мережковского. Тогда же написал свою первую большую работу «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира» (она увидела свет лишь через 50 лет в сборнике статей Выготского «Психология искусства»).

В 1917 г. вернулся в Гомель; принимал активное участие в создании школы нового типа, начал вести исследования в организованном им психологическом кабинете при педагогическом техникуме. Стал делегатом II Всероссийского съезда по психоневрологии в Петрограде (1924 г.). где рассказал о применённых им рефлексологических методиках при изучении механизмов сознания. После выступления на съезде Выготского, по настоянию известного психолога А. Р. Лурия, пригласил на работу директор Московского института экспериментальной психологии Н. К. Корнилов. Через два года под руководством Выготского был создан экспериментальный дефектологический институт (ныне Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) и таким образом заложены основы дефектологии в СССР.

В 1926 г. вышла «Педагогическая психология» Выготского, защищающая индивидуальность ребёнка.

С 1927 г. учёный публиковал статьи, анализирующие направления мировой психологии, и при этом разрабатывал новую психологическую концепцию, получившую название культурно-исторической. В ней регулируемое сознанием поведение человека соотносится с формами культуры, в частности с языком и искусством. Такое сопоставление сделано на основе разработанного автором понятия о знаке (символе) как особом психологическом инструменте, служащем средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Труд «История развития высших психических функций» (1930—1931 гг.) был опубликован только в 1960 г.

Последняя монография Выготского «Мышление и речь» (1936 г.) посвящена проблемам структуры сознания. В начале 30-х гг. в адрес Выготского участились нападки, его обвиняли в отступлении от марксизма. Гонения, наряду с непрекращающейся работой на износ, истощили силы учёного. Он не перенёс очередного обострения туберкулёза и умер в ночь на 11 июня 1934 г.

Комментарии

Выготский Лев Семёнович. Биография (1896 — 1934)

Дефектология в научной биографии Л.С. Выготского *

В деятельности и в творчестве Льва Семеновича проблемы дефектологии занимали значительное место. Весь московский период жизни, все десять лет Лев Семенович параллельно с психологическими исследованиями вел теоретическую и экспериментальную работу в области дефектологии. Удельный вес исследований, выполненных по этой проблематике, весьма велик…

…Лев Семенович начал свою научную и практическую деятельность в области дефектологии еще в 1924 г., когда он был назначен заведующим подотделом аномального детства при Наркомпросе. О его ярком и поворотном для развития дефектологии докладе на II съезде СПОН мы уже писали. Хотелось бы отметить, что интерес к этой области знаний оказался стойким, он возрастал и в последующие годы. Л.С. Выготский вел не только интенсивную научную, но и проделал большую практическую и организационную работу в этой области.

В 1926 г. им была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции (в Москве, на Погодинской ул., дом 8). За три года своего существования сотрудники этой лаборатории накопили интересный исследовательский материал и проделали важную педагогическую работу. Около года Лев Семенович был директором всей станции, а затем стал ее научным консультантом.

В 1929 г. на базе названной выше лаборатории создается Экспериментальный дефектологический институт Наркомпроса (ЭДИ). Директором института был назначен И.И. Данюшевский. С момента создания ЭДИ и до последних дней своей жизни Л.С.Выготский был его научным руководителем и консультантом.

Постепенно увеличивался штат научных работников, расширялась база для исследований. В институте осуществлялось обследование аномального ребенка, диагностирование и планирование дальнейшей коррекционной работы с глухими и умственно отсталыми детьми.

До сих пор многие дефектологи вспоминают, как научные и практические работники стекались из разных районов Москвы, чтобы наблюдать за тем, как Л.С. Выготский обследовал детей, а затем подробно анализировал каждый отдельный случай, вскрывая структуру дефекта и давая практические рекомендации родителям и педагогам.

В ЭДИ существовала школа-коммуна для детей с отклонениями в поведении, вспомогательная школа (для умственно отсталых детей), школа глухих и клинико-диагностическое отделение. В 1933 г. Л.С. Выготский совместно с директором института И.И. Данюшевским решили заняться изучением детей с нарушениями речи.

Проведенные Л.С. Выготским в этом институте исследования до сих пор являются основополагающими для продуктивной разработки проблем дефектологии. Созданная Л.С. Выготским научная система в этой области знаний имеет не только историографическое значение, но и существенно влияет на развитие теории и практики современной дефектологии.

Трудно назвать работу последних лет в области психологии и педагогики аномального ребенка, которая не испытала бы на себе влияния идей Льва Семеновича и прямо или косвенно не обращалась бы к его научному наследию. Его учение до сих пор не теряет своей актуальности и значимости.

В сфере научных интересов Л.С. Выготского был большой круг вопросов, относящихся к изучению, развитию, обучению и воспитанию аномальных детей. На наш взгляд, наиболее значимыми являются проблемы, помогающие понять сущность и природу дефекта, возможности и особенности его компенсации и правильной организации изучения, обучения и воспитания аномального ребенка. Коротко охарактеризуем некоторые из них.

Понимание Львом Семеновичем природы и сущности аномального развития отличалось от широко распространенного биологизаторского подхода к дефекту. Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения. Он приходит к заключению, что в понимании сущности аномального развития необходимо выделять и учитывать первичный дефект, вторичный, третичный и последующие наслоения над ним. Различение первичных и последующих симптомов Л.С. Выготский считал чрезвычайно важным при изучении детей с различной патологией. Он писал, что элементарные функции, являясь первичным недостатком, вытекающим из самого ядра дефекта и будучи с ним непосредственно связанными, являются менее поддающимися коррекции.

Проблема компенсации дефекта нашла отражение в большинстве работ Л.С. Выготского, посвященных проблемам дефектологии.

Разрабатываемая теория компенсации органично входила в исследуемую им проблему развития и распада высших психических функций. Уже в 20-х гг. Л.С. Выготский выдвинул и обосновал необходимость социальной компенсации дефекта как задачи первостепенной важности: «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически».

В последующие годы Лев Семенович углубил и конкретизировал теорию компенсации. Необычайно важным для совершенствования теории компенсации и проблемы обучения аномальных детей было выдвинутое Л.С. Выготским положение о создании обходных путей развития патологически развивающегося ребенка. В своих более поздних работах Л.С. Выготский не раз возвращался к вопросу об обходных путях развития, отмечая их большую значимость для процесса компенсации. «В процессе культурного развития, – пишет он, – у ребенка происходит замещение одних функций другими, прокладывание обходных путей, и это открывает нам совершенно новые возможности в развитии ненормального ребенка. Если этот ребенок не может достигнуть что-нибудь прямым путем, то развитие обходных путей становится основой его компенсации».

Л.С. Выготский в свете разработанной им проблемы компенсации указывал, что вся дефектологическая педагогическая практика состоит из создания обходных путей развития аномального ребенка. Это, по выражению Л.С. Выготского, «альфа и омега» специальной педагогики.

Итак, в работах 20-х гг. Л.С. Выготский лишь в наиболее общем виде выдвигал идею замены биологической компенсации социальной. В его последующих трудах эта идея обретает конкретную форму: путь компенсации дефекта – в формировании обходных путей развития аномального ребенка.

Лев Семенович утверждал, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам. Но наряду с общими закономерностями он отмечал и своеобразие развития аномального ребенка. И как главную особенность аномальной психики выделял расхождение биологического и культурного процессов развития.

Известно, что у каждой из категорий аномальных детей по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта, поэтому роль обучения в их развитии приобретает особую значимость. Умственно отсталому, глухому и слепому ребенку рано начатое, правильно организованное обучение и воспитание необходимы в большей степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.

Характеризуя дефективность как «социальный вывих», Лев Семенович вовсе не отрицает, что органические дефекты (при глухоте, слепоте, слабоумии) – факты биологические. Но поскольку воспитателю приходится на практике иметь дело не столько с самими биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями, с конфликтами, возникающими при «вхождении аномального ребенка в жизнь», Л.С. Выготский имел достаточное основание утверждать, что воспитание ребенка с дефектом носит в своей основе социальный характер. Неправильное или поздно начатое воспитание аномального ребенка приводит к тому, что усугубляются отклонения в развитии его личности, появляются нарушения поведения.

Вырвать аномального ребенка из состояния изолированности, открыть перед ним широкие возможности для подлинно человеческой жизни, приобщить его к общественно полезному труду, воспитать из него активного сознательного члена общества – вот задачи, которые, по мнению Л.С. Выготского, должна в первую очередь решать специальная школа.

Опровергнув ложное мнение о пониженных «общественных импульсах» у аномального ребенка, Лев Семенович ставит вопрос о необходимости его воспитания не в качестве инвалида-иждивенца или социально-нейтрального существа, а в качестве активной сознательной личности.

В процессе педагогической работы с детьми, имеющими сенсорные или интеллектуальные отклонения, Л.С. Выготский считает необходимым ориентироваться не на «золотники болезни» ребенка, а на имеющиеся у него «пуды здоровья».

В то время суть коррекционной работы специальных школ, сводившаяся к тренировке процессов памяти, внимания, наблюдательности, органов чувств, представляла собой систему формальных изолированных упражнений. Л.С. Выготский одним из первых обратил внимание на тягостный характер этих тренировок. Он не считал правильным выделение системы подобных упражнений в обособленные занятия, в превращение их в самоцель, а ратовал за такой принцип коррекционно-воспитательной работы, при котором исправление недостатков познавательной деятельности аномальных детей являлось бы частью общей воспитательной работы, растворялось бы во всем процессе обучения и воспитания, осуществлялось в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности.

Разрабатывая в детской психологии проблему соотношения обучения и развития, Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что обучение должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой развитие ребенка.

Такое понимание соотношения этих процессов привело его к необходимости учитывать как наличный («актуальный») уровень развития ребенка, так и его потенциальные возможности («зону ближайшего развития»). Под «зоной ближайшего развития» Л.С. Выготский понимал функции, «находящиеся в процессе созревания, функции, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии, функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, т.е. тем, что только-только созревает».

Таким образом, в процессе разработки понятия «зоны ближайшего развития» Львом Семеновичем был выдвинут важный тезис о том, что при определении умственного развития ребенка нельзя ориентироваться только на то, что им достигнуто, т.е. на пройденные и завершенные этапы, а необходимо учитывать «динамическое состояние его развития», «те процессы, которые сейчас находятся в состоянии становления».

По мнению Выготского, «зона ближайшего развития» определяется в процессе решения ребенком трудных для его возраста задач при наличии помощи со стороны взрослого. Таким образом, оценка умственного развития ребенка должна основываться на двух показателях: восприимчивости к оказываемой помощи и к способности решать в дальнейшем аналогичные задачи самостоятельно.

В своей повседневной работе, сталкиваясь не только с нормально развивающимися детьми, но и проводя обследование детей с отклонениями в развитии, Лев Семенович убедился в том, что идеи о зонах развития весьма продуктивны в приложении ко всем категориям аномальных детей.

Ведущим методом обследования детей педологами было использование психометрических тестов. В ряде случаев интересные сами по себе они, тем не менее, не давали представления о структуре дефекта, о реальных возможностях ребенка. Педологи считали, что способности можно и нужно количественно измерять с целью последующего распределения детей по разным школам в зависимости от результатов этого измерения. Формальная оценка детских способностей, проводимая тестовыми испытаниями, приводила к ошибкам, в результате которых нормальные дети направлялись во вспомогательные школы.

В своих трудах Л.С. Выготский подверг критике методологическую несостоятельность количественного подхода к изучению психики с помощью тестовых испытаний. По образному выражению ученого, при таких обследованиях «километры суммировались с килограммами».

После одного из сделанных Выготским докладов (23 декабря 1933 г.) его попросили высказать свое мнение о тестах. Выготский ответил на это так: «У нас на съездах умнейшие ученые спорили – какой лучше метод: лабораторный или экспериментальный. Это все равно, что спорить, что лучше: нож или молоток. Метод – это всегда средство, метод – это всегда путь. Можно ли сказать, что самый лучший путь – это из Москвы в Ленинград? Если вы хотите ехать в Ленинград, то, конечно, это так, а если в Псков – то это плохой путь. Нельзя сказать, что тесты – всегда плохое или хорошее средство, но можно сказать одно общее правило, что тесты сами по себе не являются объективным показателем умственного развития. Тесты всегда выявляют признаки, а признаки не указывают на процесс развития прямо, а всегда нуждаются в дополнении другими признаками».

Отвечая на вопрос о том, могут ли тесты служить критерием актуального развития, Л.С. Выготский сказал: «Мне кажется, вопрос заключается в том, какие тесты и как ими пользоваться. На этот вопрос можно ответить так же, как если бы у меня спросили – может ли нож быть хорошим средством для хирургической операции. Смотря какой? Нож из нарпитовской столовой, конечно, будет плохим средством, а хирургический – будет хорошим».

«Изучение трудновоспитуемого ребенка, – писал Л.С. Выготский, – более, чем какого-либо другого детского типа, должно основываться на длительном наблюдении его в процессе воспитания, на педагогическом эксперименте, на изучении продуктов творчества, игры и всех сторон поведения ребенка».

«Тесты для исследования воли, эмоциональной стороны, фантазии, характера и т. д. могут быть использованы в качестве вспомогательного и ориентировочного средства».

Из приведенных высказываний Л.С. Выготского видно: он считал, что тесты сами по себе не могут быть объективным показателем умственного развития. Однако он не отрицал допустимости их ограниченного использования наряду с другими методами изучения ребенка. По сути дела, взгляд Выготского на тесты сходен с тем, которого придерживаются в данное время психологи и дефектологи.

Много внимания в своих работах Л.С. Выготский уделял проблеме изучения аномальных детей и их правильному отбору в специальные учреждения. Современные принципы отбора (всестороннее, целостное, динамичное, системное и комплексное изучение) детей уходят своими корнями в концепцию Л.С. Выготского.

Идеи Л.С. Выготского об особенностях психического развития ребенка, о зонах актуального и ближайшего развития, ведущей роли обучения и воспитания, необходимости динамического и системного подхода к осуществлению коррекционного воздействия с учетом целостности развития личности и ряд других нашли отражение и развитие в теоретических и экспериментальных исследованиях отечественных ученых, а также в практике разных типов школ для аномальных детей.

В начале 30-х гг. Л.С. Выготский плодотворно работал в области патопсихологии. Одним из ведущих положений этой науки, способствующих правильному пониманию аномального развития психической деятельности, по мнению известных специалистов, является положение о единстве интеллекта и аффекта. Л.С. Выготский называет его краеугольным камнем в развитии ребенка с сохранным интеллектом и умственно отсталого. Значение этой идеи выходит далеко за рамки тех проблем, в связи с которыми она была высказана. Лев Семенович считал, что «единство интеллекта и аффекта обеспечивает процесс регуляции и опосредствованность нашего поведения (в терминологии Выготского – «изменяет наши действия»)».

Л.С. Выготский по-новому подошел к экспериментальному исследованию основных процессов мышления и к изучению того, как формируются и как распадаются высшие психические функции при патологических состояниях мозга. Благодаря работам, проведенным Выготским и его сотрудниками, процессы распада получили свое новое научное объяснение…

Проблемы патологии речи, интересовавшие Льва Семеновича, стали изучаться под его руководством в школе-клинике речи ЭДИ. В частности, с 1933–1934 гг. вопросами изучения детей-алаликов занималась одна из учениц Льва Семеновича – Роза Евгеньевна Левина.

Льву Семеновичу принадлежат попытки тщательного психологического анализа изменений речи и мышления, которые наступают при афазии. (Эти идеи были в последующем развиты и детально разработаны А.Р. Лурией).

Теоретико-методологическая концепция, разработанная Л.С. Выготским, обеспечила переход дефектологии с эмпирических, описательных позиций на подлинно научные основы, способствуя становлению дефектологии как науки.

Такие известные дефектологи, как Э.С. Бейн, Т.А. Власова, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, Ж.И. Шиф, которым посчастливилось работать со Львом Семеновичем, так оценивают его вклад в развитие теории и практики: «Его труды служили научной основой построения специальных школ и теоретическим обоснованием принципов и методов изучения диагностики трудных (аномальных) детей. Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу советской и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук».

Фрагменты книги Г.Л. Выгодской и Т.М. Лифановой «Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету». — М.: Смысл, 1996. — С. 114–126 (в сокращении).*

Лев Выготский – биография, книги, отзывы, цитаты

По самой своей природе эстетическое переживание остается непонятным и скрытым в своем существе и протекании от субъекта. Мы никогда не знаем и не понимаем, почему нам понравилось то или иное произведение. Все, что мы придумываем для объяснения его действия, является позднейшим примышлением, совершенно явной рационализацией бессознательных процессов. Самое же существо переживания остается загадочным для нас. Искусство в том и состоит, чтобы скрывать искусство, как говорит французская пословица.
Л.С.Выготский »Психология искусства»

Наверное, именно поэтому, настолько сложно писать отзывы на любимые книги/фильмы или книги/фильмы, которые любимыми назвать сложно, но которые взметнули ввысь все чувства, все фантазии, затронули душу так сильно, что подобрать слова практически невозможно, потому как все написанное превращается в банальность, реже в пошлость или в невозможность выразить тот сиюминутный взрыв чувств, что взбудоражил все внутри во время прикосновения к искусству. Что же происходит в этот момент? Каков механизм действия произведения искусства на нас? Что вообще действует на нас так, что мы способны испытывать катарсис при чтении книг, просмотре фильмов, прослушивании музыки, рассматривая картины или здания, или скульптуры? Я, например, не мог себе объяснить что со мной происходит, когда я смотрю на картину Ван Гога «Воспоминания о Мауве», почему у меня непроизвольно начинают течь слезы, когда я слушаю музыку Шнитке, почему у меня захватывает дух, когда я смотрю на Собор Парижской Богоматери, почему я начинаю плакать, когда читаю »Повести Белкина». Что есть там такого, что настолько мощно воздействует на человека?
Лев Семенович Выготский — выдающийся советский психолог, основатель исследовательской традиции, которая стала известна начиная с критических работ 1930-х годов как »культурно-историческая теория» в психологии. Например, знаете ли вы, что все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США? Выдающийся ученый, ушедший так рано (всего 37 лет ему было), но успевший сделать и написать так много. Он прекрасен и удивителен, он, как многие гении, обогнал свое время. Так вот Лев Семенович в в своей книге »Психология искусства», которая стала итогом его работ в период с 1915 по 1922, которая была опубликована только лишь в 1965 году, через тридцать лет после смерти Выготского, так вот в этой книге, он пытается разобраться в впросе — что такое психология искусства. Это не литературоведение, ни в коем случае, это некое пограничное исследование, которое с точки зрения психологии пытается понять загадку воздействия искусства на каждого человека. Какой механизм действует так мощно. Форма ли, содержание ли, фабула ли — возможно все вместе, возможно по отдельности. А может вообще ни форма, ни содержание, ни фабула к катарсису не имеют никакого отношения? Сталкивая самые различные точки зрения — Фрейда, Кюпле, Потебни, Жирмунского, Лессинга, Ранка, Горнфельда, Толстого Л.Н., Аскольдова, Шкловского, Овснико-Куликовского и др., — Выготский, опираясь на собственные исследования, полемизируя, сталкивая, соглашаясь или опровергая существующие точки зрения, ищет ту точку, ту загадку, которая воздействует на читателя.
Для практического исследования, Выготский берет басни Крылова, рассказ Бунина »Легкое дыхание» и трагедию Шекспира »Гамлет».
Что мы помним о баснях Крылова? Чему нас учили в школе? »Мораль сей басни такова». Но только ли дело в морали басни? Неужели все настолько просто в этих, казалось бы, так просто зарифмованых стихах, казалось бы рифмовка проще простого, казалось бы все дело в выводе-морали, в тех житейских случаях жадности, зависти, лести и т.д, которые читатель представляет себе. Мне всегда казалось, что нет. И в детстве, и уже будучи взрослой, я не испытывала никакой жалости к вороне, симпатичной мне казалась именно лисица. Или »Волк на псарне» (по-моему, одна из самых гениальных басен великого Крылова), меня всегда на самых последних словах:

«Ты сер, а я, приятель, сед,
30 И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».

всегда бросает в дрожь. Потому что понимаешь — волка сейчас разорвут. Это какой-то совершенно запредельный момент. Или в словах муравья: Так поди же, попляши!, — всегда слышится: Так иди же, погибай! Это некое соединение жестокости и совсем иного воприятия басни, чем выписано в морали, именно это меня всегда поражало и поражает в баснях Крылова. И все исследование Выготского, подтверждает мои мысли, что в басне дело там не в морали, а именно в шпильке в соединении двух плоскостей, двух рельностей, которая дает кульминацию и разряжает действие, и действует как аффект на читателя, соединяя в себе в этот миг и эпос, и драму, и комедию, и поэзию.

Каким образом набор пошлейших жизненных ситуаций (житейская муть) из жизни юной гимназистки Оли Мещерской в »Легком дыхании», неожиданно превращается в легкое дыхание, дышит этим легким дыханием, взвивается ввысь легким облачком внезапно прерванной юной жизни, пошлейшим и трагическим способом прерванной. Так вот как, каким образом этот набор пошлостей, падений, разврата становится искусством, способным вызывать подлинные слезы и переживания у читателя? Возможно тем, что события даются не линейно, а делают как бы скачки в прошлое и будщее, возможно в том, что автор заставляет житейскую муть говорить на языке легкого дыхания:

Мы приходим как будто к тому, что в художественном произведении всегда заложено некоторое противоречие, некоторое внутреннее несоответствие между материалом и формой, что автор подбирает как бы нарочно трудный, сопротивляющийся материал, такой, который оказывает сопротивление своими свойствами всем стараниям автора сказать то, что он сказать хочет. И чем непреодолимее, упорнее и враждебнее самый материал, тем как будто оказывается он для автора более пригодным. И то формальное, которое автор придает этому материалу, направлено не на то, чтобы вскрыть свойства, заложенные в самом материале, раскрыть жизнь русской гимназистки до конца во всей ее типичности и глубине, проанализировать и проглядеть события в их настоящей сущности, а как раз в обратную сторону: к тому, чтобы преодолеть эти свойства, к тому, чтобы заставить ужасное говорить на языке «легкого дыхания», и к тому, чтобы житейскую муть заставить звенеть и звенеть, как холодныйвесенний ветер.

Признаюсь честно, Выготский заставил меня по-новому взглянуть на творчество Бунина, чей холодноватый, слегка отстраненный стиль, позволяющий Бунину быть одним из лучших стилистов, мне абсолютно не близок — слишком холодноват, — так вот, Выготский развернул меня к Бунину с иной стороны, заставил увидеть за этим холодноватым стилем, многое внутреннего легкого дыхания, чего сделать не удавалось никому до этого: ни школьным учителям, ни университетским преподавателям. Надо бы перечитать Бунина, однако.

Что есть »Гамлет» Шекспира? Почему именно эта трагедия, написанная так давно, до сих пор будоражит наши чувства, заставляет режиссеров ставить все новые и новые поставновки, а композиторов писать мызыку? В чем загадка Гамлета? Прав ли Толстой Л.Н. в своем мнении об этой пьесе? Действительно ли он понял ее? Правы ли те, кто обвинял Шекспира в исксственном затягивании убийства короля, в нерешительности и слабости Гамлета? По сути это важно, но не отвечает на вопрос: что нас заставляет снова и снова перечитывать »Гамлета» и поврять и заучивать наизусть знаменитый монолог To be, or not to be. Почемуу пьеса идет к убийству короля одним путем, а приходит совсем иным. Все то, что он считал уклонением от пути, привело его именно туда, куда он стремился все время, а когда он попал в конечный пункт, он не сознает его как цель своего странствия. Противоречия не только сошлись, но и поменялись своими ролями – и это катастрофическое обнажение противоречий объединяется для зрителя в переживании героя, потому что в конце концов только эти переживания принимает он как свои. И зритель не испытывает удовлетворения и облегчения от убийства короля, его натянутые в трагедии чувства не получают вдруг простого и плоского разрешения

Мы подходим к некоторым итогам. Мы можем теперь формулировать то, что мы нашли, как тройное противоречие, лежащее в основе трагедии: противоречив фабулы и сюжета и действующих лиц. Каждый из этих элементов направлен как бы в совершенно разные стороны, и для нас совершенно понятно, что тот новый момент, который вносит трагедия, есть следующий: уже в новелле мы имели дело с раздвоением планов, мы одновременно переживали события в двух противоположных направлениях: в одном, которое давало ему фабула, и в другом, которое они приобретали в сюжете. Эти же два противоположных плана сохранены и в трагедии, и мы указывали все время на то, что, читая «Гамлета», мы движем наши чувства в двух планах: с одной стороны, мы все яснее и яснее сознаем цель, к которой идет трагедия, с другой стороны, мы столь же ясно видим, насколько она уклоняется от этой цели. Что же нового привносит трагический герой? Совершенно очевидно, что он объединяет в каждый данный момент оба эти плана и что он является высшим и постоянно данным единством того противоречия, которое заложено в трагедии. Мы уже указывали на то, что вся трагедия строится все время с точки зрения героя, и значит, он есть та объединяющая два противоположных тока сила, которая все время собирает в одно переживание, приписывая его герою, оба противоположных чувства. Таким образом два противоположных плана трагедия все время ощущаются нами как единство, так как они объединены в трагическом герое, с которым мы себя идентифицируем. И та простая двойственность, которую мы нашли уже в рассказе, заменяется в трагедии неизмеримо более острой и высшего порядка двойственностью, которая возникает из того, что мы, с одной стороны, видим всю трагедию глазами героя, а с другой – видим героя своими собственными глазами.

Я очень схематично попыталась рассказать о чем книга Выготского »Психология искусства», на самом деле, ее нужно читать, читать долго, вдумчиво, получая удовольствие от работы мысли, от работы чувства, от столкновние различных точек зрения, просто от проделанной работы. Я не говорю уже о том, что понимание катарсиса я разделяю полностью и готова подписаться под каждым словом. И понимаю, что химеры на Соборе Парижской Богоматери, это второй план Собора, который и дает аффект, в результате которого и возникает катарсис.

Здесь в форме эстетического закона выражено то верное наблюдение, что всякое произведение искусства таит внутренний разлад между содержанием и формой и что именно формой достигает художник того эффекта, что содержание уничтожается, как бы погашается.
Теперь мы можем подвести итоги нашим рассуждениям и обратиться к составлению окончательных формул. Мы могли бы сказать, что основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий раз восприятие искусства. Благодаря этому центральному разряду чрезвычайно задерживается и подавляется внешняя моторная сторона аффекта, и нам начинает казаться, что мы переживаем только призрачные чувства. На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство. Ближайшей его особенностью является то, что оно, вызывая в нас противоположно направленные аффекты, задерживает только благодаря началу антитезы моторное выражение эмоций и, сталкивая противоположные импульсы, уничтожает аффекты содержания, аффекты формы, приводя к взрыву, к разряду нервной энергии. В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсисэстетической реакции.

Искусство — загадка, наслаждение, источник переживаний, чувств, раздумий, — находится не только в поле чувствований, но еще и в поле житейском, помогая разобраться в себе, уравновесить человека с миром в моменты критические, оно не только украшает нашу жизнь, становясь источником прекрасного, но еще помогает отвечать на какие-то важные вопросы в жизни. Собственно, это часть нашей жизни.
Литература, кинематограф, музыка, архитектура, живопись, графика и т.д. И сколько еще всего неизведанного в мире искусства.

Выготский Лев Семенович (педагогическая психология)

Среди выдающихся деятелей в области психологии есть множество отечественных ученых, фамилии которых до сих пор почитаемы в мировой научной среде. И одним из величайших умов прошлого века является Лев Семенович Выготский.

Благодаря его трудам в настоящее время мы знакомы с теорией культурного развития, историей становления и развития высших психологических функций, а также с другими авторскими гипотезами и основными терминами психологии. Какая именно работа Выготского прославила его как знаменитого отечественного психолога, а также какой жизненный путь прошел ученый, читайте в этой статье.

Лев Семенович Выготский – новатор, выдающийся русский психолог, мыслитель, преподаватель, критик, литературовед, ученый. Он был тем исследователем, который создал предпосылки для соединения таких двух научных направлений, как психология и педагогика.

Жизнь и творчество отечественного ученого

Биография этого знаменитого человека начинается в 1896 году – 17 ноября в одной из многодетных семей города Орша на свет появился мальчик, названный Львом Выготским. Спустя год семейство Выготских переезжает в Гомель, где отец мальчика (бывший банковский служащий) открывает библиотеку.

Будущий новатор в детстве овладевал науками на дому. Обучением Льва, как и его братьев и сестер, занимался Соломон Маркович Ашпиз, методы преподавания которого существенно отличались от традиционных. Практиковавший почти не использовавшиеся в программах обучения того времени сократические учения, он зарекомендовал себя как весьма примечательная личность.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

К тому моменту, когда Выготскому нужно было поступать в высшее учебное заведение, он уже знал несколько иностранных языков (в том числе латынь и эсперанто). Поступив на медицинский факультет Московского университета, Лев Семенович вскоре подал прошение о переводе на другой факультет для изучения юриспруденции. Однако, осваивая правоведение одновременно на двух факультетах разных учебных заведений, Выготский все же пришел к мысли, что профессия юриста не для него, и целиком углубился в постижении философии и истории.

Результаты его исследований не заставили себя долго ждать. Уже в 1916 году Лев написал свое первое творение – анализ драмы «Гамлет» Вильяма Шекспира. Работу, которая занимала ровно 200 страниц рукописного текста, автор позже представил в качестве дипломной.

Рекомендуем: Педология — это

Как и все последующие труды отечественного мыслителя, новаторский двухсотстраничный анализ шекспировского Гамлета вызвал оживленный интерес у специалистов. И не удивительно, ведь в своей работе Лев Семенович использовал совершенно неожиданный прием, который изменил привычное понимание «трагической истории о датском принце».

Немногим позднее, будучи студентом, Лев начал активно писать и публиковать литературные анализы произведений уже отечественных писателей – Андрея Белого (Б.Н. Бугаева), М.Ю. Лермонтова.

Л.С. Выготский окончил обучение в университетах в 1917 году и после революции перебрался со своей семьей в Самару, а затем – в Киев. Но спустя какое-то время они все снова возвращаются в родной город, где молодой Выготский устраивается учителем.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В кратком изложении жизнь мыслителя по возвращении на родину может уложиться в несколько предложений (хотя Википедия предлагает куда более развернутую версию): он работает в школах, преподает в техникумах и даже читает лекции, пробует себя в роли редактора в местном издании. Одновременно он заведует театральным, а также художественным отделом образования.

Однако серьезная практическая работа молодого учителя в преподавательской и научной сферах началась примерно в 1923—1924 годах, когда на одном из своих выступлений он впервые заговорил о новом направлении в психологии.

Практическая деятельность мыслителя и ученого

Заявив общественности о зарождении нового, самостоятельного научного направления, Выготский был замечен другими специалистами и приглашен на работу в Москву, в институт, где уже трудились выдающиеся умы того времени. Молодой педагог отлично вписался в их коллектив, став инициатором, а позже и идейным лидером в институте экспериментальной психологии.

Основные свои работы и книги отечественный ученый и психолог Выготский напишет позже, а пока он активно занимается практикой в роли педагога и терапевта. Начав практиковать, Выготский буквально сразу же становится востребованным, и к нему на прием выстраивается многочисленная очередь из родителей особенных детей.

Что же было такого в его деятельности и работах, благодаря чему всему миру известна фамилия Выготский? Психология развития и теории, которые создавал отечественный ученый, особое внимание уделяли осознанным процессам формирования личности. При этом Лев Семенович был первым, кто проводил свои исследования, не рассматривая развитие личности с точки зрения рефлексологии. В частности, Льва Семеновича интересовало взаимодействие факторов, предопределяющих формирование личности.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Основные работы Выготского, которые детально отразили интересы литературоведа, мыслителя, психолога и педагога от Бога, таковы:

  • «Психология развития ребенка».
  • «Конкретная психология развития человека».
  • «Проблема культурного развития ребенка».
  • «Мышление и речь».
  • «Педагогическая психология» Выготский Л.С.

По мнению выдающегося мыслителя, нельзя рассматривать по отдельности психику и результаты ее функционирования. Так, например, сознание человека выступает самостоятельным элементом личности, и его составляющими являются язык и культура.

Именно они влияют на процесс формирования и становления самого сознания. Следовательно, личность развивается не в вакуумном пространстве, а в контексте определенных культурных ценностей и в языковых рамках, которые влияют непосредственно на психическое здоровье человека.

Новаторские идеи и концепции учителя

Выготский глубоко изучал вопросы детской психологии. Возможно, потому, что сам он очень любил детей. И не только своих. Искренний добряк и педагог от Бога, он умел проникаться чувствами других людей и снисходительно относился к их недостаткам. Такие способности и привели ученого в дефектологию.

Выготский считал выявленные у детей «дефекты» лишь ограничениями физического характера, которые организм ребенка пытается побороть на уровне инстинктов. И такую идею наглядно демонстрирует концепция Выготского, полагавшего, что обязанностью психологов и педагогов является оказание помощи детям с недостатками в виде поддержки и предоставления альтернативных способов для получения необходимой информации и общения с окружающим миром, людьми.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Детская психология – основная сфера, в которой осуществлял свою деятельность Лев Семенович. Особое внимание он уделял проблемам обучения и социализации особенных детей.

Рекомендуем: Что такое зона развития?

Большой вклад отечественный мыслитель внес в организацию обучения детей, составив специальную программу, позволяющую объяснять развитие психологического здоровья через связи организма с окружающей средой. И именно потому, что наиболее ярко проследить внутренние психические процессы можно было у детей, Выготским и была выбрана детская психология как ключевое направление его практики.

Ученый наблюдал за тенденциями развития психики, исследуя закономерности внутренних процессов у обычных детей и у пациентов с аномалиями (дефектами). В ходе своей работы Лев Семенович пришел к выводу, что развитие ребенка и его воспитание – процессы взаимосвязанные. А так как нюансами воспитания и образования занималась наука педагогика, то отечественный психолог начал исследования и в данной области. Так обычный учитель с дипломом юриста стал популярным детским психологом.

Идеи Выготского действительно являлись новаторскими. Благодаря его исследованиям были раскрыты законы развития личности в контексте конкретных культурных ценностей, выявлены глубокие психические функции (этому посвящена книга: Выготский «Мышление и речь») и закономерности психических процессов у ребенка в рамках его взаимосвязи с окружением.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Прочным фундаментом для коррекционной педагогики и дефектологии, позволяющей на практике оказывать помощь детям с особенностями в развитии, стали идеи, которые предложил Выготский. Педагогическая психология в настоящее время использует множество программ, систем и развивающих методик, в основе которых лежат концепции ученого по рациональной организации воспитания и образования детей с аномалиями в развитии.

Библиография – сокровищница работ выдающегося психолога

На протяжении всей своей жизни отечественный мыслитель и педагог, ставший впоследствии психологом, не только осуществлял практическую деятельность, но и писал книги. Некоторые из них публиковались при жизни ученого, но есть и множество работ, изданных посмертно. Всего библиография классика отечественной психологии насчитывает более 250 трудов, в которых Выготский излагал свои идеи, концепции, а также результаты исследований в области психологии и педагогики.

Рекомендуем: К. Д. Ушинский: биография

Наиболее ценными считаются следующие работы новатора:

Выготский Л.С. «Педагогическая психология» — книга, в которой представлены основные концепции ученого, а также его идеи относительно решения проблем воспитания и обучения детей-школьников с учетом их индивидуальных способностей и физиологических особенностей. Во время написания этой книги Лев Семенович заострял свое внимание на изучении связи психологических знаний и практической деятельности педагогов, а также на исследованиях личности школьников.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

«Собрание сочинений в 6 томах»: том 4 – издание, в котором освещены главные вопросы детской психологии. В этом томе выдающийся мыслитель Лев Семенович предложил свою знаменитую концепцию, определяющую сензитивные периоды развития человека на разных этапах его жизни. Так, периодизация психического развития, по Выготскому, представляет собой график развития ребенка в виде поэтапного перехода его с момента появления на свет от одного возрастного уровня к другому через зоны нестабильного становления.

«Психология развития человека» — фундаментальное издание, в котором объединены труды отечественного ученого в нескольких областях: общая, педагогическая и возрастная психология. По большей части эта работа была посвящена организации деятельности психологов. Изложенные в книге идеи и концепции школы Выготского стали основным ориентиром для многих современников.

Рекомендуем: Предмет и задачи патопсихологии

«Психология» — сборник трудов, опубликованный под единым названием, в котором представлены ответы авторитетного психолога Выготского на самые актуальные вопросы преподавателей и студентов, изучающих соответствующую научную область.

«Основы дефектологии» — книга, в которой педагогом, историком и психологом Выготским были изложены основные положения данного научного направления, а также его знаменитая теория компенсации. Ее суть заключается в том, что у каждой аномалии (дефекта) двойственная роль, так как, являясь физическим или психическим ограничением, он также является и стимулом для начала компенсационной деятельности.

Это лишь некоторые из трудов выдающегося ученого. Но поверьте, все его книги заслуживают пристального внимания и представляют собой бесценный источник для многих поколений отечественных психологов. Выготский даже в последние годы жизни продолжал реализовывать свои идеи и писать книги, одновременно работая над созданием специализированного отделения психологии в Московском Всесоюзном институте экспериментальной медицины.

Но, увы, планам ученого не суждено было воплотиться в жизнь в связи с его госпитализацией на фоне обострения туберкулеза и скорой смертью. Так, можно сказать, внезапно, в 1934 году, 11 июня, ушел из жизни классик отечественной психологии – Лев Семенович Выготский. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Лев Семенович Выготский. Моцарт психологии из Орши

Имя Льва Семеновича Выготского многие в Беларуси слышали. Но не многим известно, что он родился в беларуском городе Орша. Его называли советским, российским, но, к сожалению, не беларуским ученым. Данная статья посвящается выдающемуся ученому-психологу, прославившемуся на весь мир, которым может гордиться Беларусь

Лев Семенович Выготский

 

Выготский Лев Семенович словами, Понятными вполне любому свами, О катартическом уничтоженье чувства

Поведал в книге «Психология искусства».

(Алексей Михайлович Орлов. «О катарсисе. Посвящается Льву Семеновичу Выготскому»)
Основное из биографии Льва Семеновича Выготского

Появление на свет Льва Семеновича Выготского (его имя сразу после рождения — Лев Си́мхович Вы́годский, фамилия была им изменена в 1923-м году) произошло в Орше в ноябре 1896-го года (пятого числа, или семнадцатого по стар. ст.).

Покинул он этот мир молодым, в возрасте тридцати семи лет в 1934-м году в июне месяце (одиннадцатого числа) в Москве, причиной его смерти оказался туберкулез, протекавший в хронической форме. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Он считается видным, серьезным, признанным во всем мире психологом, основателем и инициатором развития традиции исследования высших психологических функций. Его теория стала известной в качестве «культурно-исторической теории» в психологии, когда в 1930-х годах имело место появление критических работ.

Льва Семеновича Выготского считают создателем «культурно-исторической теории происхождения высших психических функций», потенциал ее еще ни в коем случае нельзя рассматривать как исчерпанный (впрочем, как и потенциал других аспектов его творчества).

Выготский занимался литературоведением, научной сферапсихологией, дефектологией, педологикой. Известен в качестве автора публикаций по литературоведению, работ, касающихся педологии и когнитивного развития ребенка. По его имени (точнее, фамилии) назвали коллектив исследователей, он был назван «кругом Выготского-Лурии» (также «кругом Выготского»).

Место его работы и его Альма-матер [3]:

Место работы: Московский государственный институт экспериментальной психологии, Академия коммунистического воспитания, 2-й МГУ, Экспериментальный дефектологический институт
Альма-матер: Московский университет (1917), Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского (1917)»

Известными стали такие его ученики и сотрудники, как Божович Л. И., Запорожец А. В., Лурия А. Р., Эльконин Д. Б., Леонтьев А. Н. и др.

Основные сочинения Льва Семеновича Выготского [4]:

«Соч.: Собр. соч.: В 6 т. М., 1982—1984; Лекции по педологии. Ижевск, 1996; Письма к ученикам и соратникам // Вестник МГУ. Серия Психология. 2004. №3. Лит.: Wertsch J. V. Vygotsky and the social formation of mind. Camb. (Mass.), 1985; Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М., 1986; Kozulin А. Vygotsky’s psychology: а biography of ideas. N. Y.; L., 1990; Veer R. van der, Voisiner J. Understanding Vygotsky. Oxf., 1991; Ярошевский М. Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993; Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Л. С. Выготский. М., 1996; Мещеряков Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л. С. Выготского. Самара, 1998; Vygotsky’s educational theory in cultural context / Ed. А. Kozulin а. остров Camb., 2003.»

Льва Семеновича Выготского зачастую называли Моцартом психологии и «Гениальным туберкулезником»

О семье Льва Семеновича Выготского и его учебе

Лев Семенович Выготский рос в семье, где росли и воспитывались всего 8 детей, он был из них ребенком самым младшим. Его отцом, Симхой (Семеном) Львовичем Выгодским было окончено коммерческое училище в городе Харькове. Он был купцом. Мать, которую звали Цилей (Цецилией) Моисеевной Выгодской, учительствовала.

Спустя год после рождения Льва семья переехала на жительство в город Гомель, поскольку отцу было предложено занятие должности «заместителя управляющего местного отделения Соединенного банка».

Семью Выгодских можно считать достаточно обеспеченной, у нее в Гомеле был дом. Для обучения детей она наняла приватного учителя Шолома Мордуховича (Соломона Марковича) Ашпиза, прибегавшего к использованию метода под названием «сократический диалог» и слывшего социал-демократом.

Лев Выготский рос под влиянием своего двоюродного брата — Давида Исааковича Выгодского, ставшего в более зрелом возрасте переводчиком и довольно известным литературным критиком. Так случилось, что в 1897-м году отец Давида Выготского погиб. И он вместе со своим братом, мамой и сестрой переселился жить к дяде — Семену Львовичу.

После получения «домашнего» начального образования и успешной сдачи экзаменов за пять классов Львом Выготским было обеспечено поступление в казенную гимназию, в шестой класс. Завершающие 2 класса были им окончены в еврейской приватной мужской гимназии (гимназия Ратнера А. Е.). Продолжались его «языковые» занятия с приватными учителями, он осваивал такие языки, как древнееврейский, английский, латинский, древнегреческий, и без участия учителей ему удалось освоить эсперанто.

Год 1913-й стал годом его поступления в Московский университет на факультет медицины, однако на данном факультете он учиться не стал, а перешел на факультет юридический.

Когда он был еще студентом, в 1916-м году, им было написано на 200 страницах исследование под названием «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира». Он представил его впоследствии как дипломную свою работу (она была в 1968-м году опубликована им как приложение ко 2-му изданию труда, название которого «Психология искусства»).

Год 1916-й стал годом публикации им статей на литературные темы в еженедельно выходившем издании «Новый путь», оно освещало вопросы жизни евреев, и он в нем работал как технический секретарь.

Выготский опубликовал следующие статьи:

«Литературные заметки (Петербург, роман Андрея Белого)»; «М. Ю. Лермонтов (к 75-летию со дня смерти».

Были также его публикации в «Новом мире» и «Летописи».

1917-й год стал для Льва Выготского годом окончания сразу 2-х факультетов — юридического (в университете в Москве) и истории и философии в «Университете имени Шинявского».

Работа и творческие достижения Льва Выготского

По окончании университетов Лев Выготский занимался преподавательством в Гомеле. Его работа в Московском Университете началась в 1924-м году.

Год 1925-й. Это был год защиты Львом Выготским диссертации по теме «Психология искусства». В ней приводились доказательства, что искусство, по сути, следует рассматривать в качестве инструмента трансформации личности. Издание работы произошло, когда ее автор покинул мир живых. И это был год его поездки за границу, в Лондон, он поехал, чтобы принять участие в конференции, посвященной проблеме просвещения глухонемых детей,

Год 1929-й. В данном году он обеспечил организацию «Экспериментального дефектологического института», им же и возглавленного, со школой для детей, имевших в своем поведении определенные отклонения.

Год 1933-й. Это был год начала изучения Львом Выготским детей, имеющих речевые нарушения.
Позже он занимался чтением лекций в университетах и институтах различных городов.

Лев Выготский как ученый

Научные взгляды Льва Семеновича Выготского формировались, когда в психологии советского периода происходили изменения, психология ставилась на «марксистские рельсы». В этом и он принял участие, как ученый, стремившийся к нахождению методов объективного исследования высших форм человеческой психической деятельности, поведения человека.

Он занялся исследованием данной проблемы, обстоятельно изучив существующие на тот момент психологические и философские концепций, подвергнув их отличающейся объективностью критике. Выготский сделал вывод о необходимости различения двух слитых воедино типов поведения человека — культурного (как итога общественного развития), и естественного (как итога биологической эволюции). Это содействовало появлению в 1926-м году его методологического исследования «Смысл психологического кризиса». Львом Семеновичем Выготским было доказано в нем, что не стоит прибегать к объяснению и пониманию человеческого поведения (высшей формы), опускаясь на уровень низших составляющих. Изучив речевое мышление, молодой ученый-психолог пришел к отысканию нового, ранее не известного пути решения проблемы, связанного с локализацией высших функций человеческой психики, являющихся структурными компонентами работы мозга человека.

Львом Выготским был проведен анализ эволюции и распада высших функций человеческой психики, он проводил анализ, взяв для примера детскую психологию, и использовав дефектологию и психиатрию как направления изучения психики. Ученый сделал заключение о том, что сознание человека следует рассматривать в качестве перманентно динамичной смысловой системы, в которой имеет место единство всех процессов (волевых, аффективных и интеллектуальных).

О влиянии Льва Выготского как ученого

Благодаря культурно-исторической концепции Выготского в Союзе ССР была создана самая крупная школа психологии, через нее довелось пройти Зинченко П. И., Гальперину П. Я.,. Эльконину Д. Б, Запорожцу А. В, Божовичу Л. И., Леонтьеву А. Н, Лурии А. Р. и многим другим весьма незаурядным ученым.

В период 1970-х годов научные труды Выготского заинтересовали психологов из США, они были переведены на англ. язык, и в итоге им суждено было (как и трудам Пиаже) стать фундаментном современной американской психологии, в частности, психологии в области образования.

Европейцами концепция Выготского также не оказалась незамеченной. Так венгерским психологом-теоретиком Ласло Гараи с опорой на данную концепцию была предпринята разработка и обеспечено описание ряда проблем социальной психологии и экономической психологии, которые были названы «социальной идентичностью» и «второй модернизацией».

О вкладе Льва Выготского в развитие нейропсихологии

Лев Выготский внес свой вклад в развитие нейропсихологии. Об этом написано в книге Т. В. Ахутина «Методология и история психологии» (2007. Том 2. Выпуск 4) [9]:

«Имя Л. С. Выготского у его читателей и почитателей вызывает ассоциации с общей, возрастной, педагогической психологией, с проблемами дефектологии или искусство знания. Менее известен вклад Выготского в развитие нейропсихологии, хотя А. Р. Лурия указывал на это во всех своих основных работах и посвятил этому отдельную статью [18]. Позднее об этом писали нейропсихологи [1; 2; 31] и специалисты по общей психологии и ис- тории науки [19; 35 и др.]. Тем не менее роль Л. С. Выготского в создании теории и методов нейропсихологической диагностики, реабилитации и коррекции до сих пор явно недооценена».

О деятельности Льва Семеновича Выготского в последние годы его жизни

Последние годы своей жизни Лев Семенович Выготский занимался исследованием структуры человеческого сознания. В тысяча девятьсот тридцать четвертом году им была написана работа под названием «Мышление и речь», ставшая базой для развития психолингвистики на советском и ином пространстве. Он совершенно иначе взглянул на психологические проблемы, снискав славу «Моцарта психологии».

В последние свои годы в пределах его интересов находились главным образом проблемы дефектологии. Им были выдвинуты идеи, благодаря которым впоследствии произошло формирование дефектологической школы на советском и постсоветском пространстве. Хотя после смерти великого ученого в конце 1930-х годов формально его школа уже не существовала. Ведь в СССР в 1930-е годы в СССР происходила «перестройка» в культуре и науке, в которую Лев Выготский с его выдающимися трудами совершенно не вписывался. Труды его были преданы забвению. Только в 1950-е годы их начали публиковать вновь.

Сегодня Лев Семенович Выготский считается одним из наиболее выдающихся ученых, известных миру, в области психологии. У него не было психологического формального образования. Однако, возможно, именно это и удивительная разносторонность его интересов, а также рождение в беларуском городе Орша позволили ему посмотреть на психологию свежим взглядом и стать тем Человеком, ученым, которым он стал — Моцартом психологии.

Маргарита Акулич, кандидат экономических наук, для Беларускай праўды

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексей Михайлович Орлов. О катарсисе. Посвящается Льву Семеновичу Выготскому
http://www.stihi.ru/2014/06/21/4831
2. Выготский, Лев Семёнович. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
https://goo.gl/yxCmzL
3. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПСИХОЛОГИ ОТЕЧЕСТВА. ВЫГОТСКИЙ Л.С. (1896—1934)
https://goo.gl/Zyh2MM
4. Выготский Лев Семёнович
http://knowledge.su/v/vygotskiy-lev-semyonovich
5. Выготский Лев Семенович: биография
https://goo.gl/fHmMLQ
.6. Педагогические системы логопедической помощи людям с нарушениями речевой
https://goo.gl/EbqQo6
7. Классификационные параметры технологии (по г. К. Селевко)
https://studfiles.net/preview/1603326/page:5/
8. РОЛЬ Л. С. ВЫГОТСКОГО В РАЗВИТИИ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
ttps://docplayer.ru/45383137-Rol-l-s-vygotskogo-v-razvitii-neyropsihologii.html
9. Школа Льва Семеновича Выготского
https://cyberpedia.su/13x1698c.html

 

Навіны ад Belprauda.org у Telegram. Падпісвайцеся на наш канал https://t.me/belprauda.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *