Личность это человек как: Личность — Википедия – Урок 3. Личность в психологии

Автор: | 16.10.2017

Содержание

Человек как личность. Понятие личности в философии

Понятие личности является одним из основных понятий философской антропологии. Личностью обладает только человек, и никто более в материальном мире. В процессе раскрытия сущности философского отношения «универсум – человек», понимание особенностей личности и ее качеств будет играть важную роль, т.к. оно позволяет понять, почему мир природы так сильно отличается от мира человека, и почему он остается человеческим лишь на основе сохранения разнообразия индивидуальных различий между людьми. 

Основы понятия личности

В истории философии и науки проблема личности является одной из самых многогранных. Каждая из наук понимает природу и суть личности по своему – такой подход присущ всем наукам, педагогике и психологии, политологии и социологии, геронтологии и ювенологии, истории и остальным социальным и гуманитарным наукам.

Философия изучает личность сквозь призму универсальности, всеобщности в системе отношений «универсум – человек», в то время как другие науки трактуют личность с позиции узкой специальности, исходя лишь из предмета собственного исследования.

С объективной точки зрения личность человека формируется, складывается, развивается и функционирует в обществе. Личность является мерой человека в качестве субъекта общественных и социальных отношений, мерой индивидуальности и проявлением персональности. Сущность человека – это не абстракт, который свойственен лишь отдельным индивидам. Как полагал К. Маркс, сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Личность человека формируется под воздействием системы общественных отношений, в которых он существует (в соответствии со сферами жизни общества). Эти отношения являются предметными и определяются человеческой целеполагающей деятельностью. В то же время важно учитывать ту закономерность, что личность, находясь под воздействием каких-либо социальных отношений, сама оказывает на них влияние, изменяет и развивает их. Более того, специфические черты личности обусловлены ее собственными генетическими и физиологическими особенностями, личной культурой и сознанием. Для того, чтобы представить личность в данной интерпретации, нам важно разграничить такие антропологические понятия как 

«человек», «индивид» «индивидуум» и «индивидуальность».

Определение 1

Человек — это родовое понятие, которое отражает общие черты, свойственные человеческому роду.

Т.к. человек – это биосоциальное существо, то в данное понятие включаются также общесоциальные характеристики, которыми он обладает (общение, речь, культура, интеллект, деятельность), и биологические (природоестественные), т.к. именно человеческий организм является носителем его социальной сущности. Более того, у человека есть ментальные черты, т.к. он является отражением духовных ценностей народа, формирующихся исторически и тесно связанных с его социальной сущностью. 

Определение 2

Индивид – это отдельный человек в человеческом мире. Индивидом называют представителя человеческого рода, он обладает общими свойствами и параметрами человека, которые отличают его от других биологических видов нашей планеты.

Если на просторах Вселенной существует разум, то человек в качестве индивида будет обладать своими планетарными земными отличиями по сравнению с инопланетными социальными существами. Физиологические и биологический характеристики человека индвидно-конкретны – к ним относятся отпечатки пальцев, глазные яблоки, роговица глаза, походка, тембр голоса, осанка, нервная система, строение тела и отдельных его частей.

Определение 3

Индивидуум – это человек с характерными для него социальными чертами, обладатель социальной неповторимости и св

Урок 1: Человек — личность

План урока:

Что такое личность

Качества присущие личности

Индивид и индивидуальность

Как и в какой среде формируется личность

Влияние социума на личность

Воздействие личности на общество

 

Без человеческого общества у ребенка нет шансов на раскрытие всех его способностей, возможностей, талантов. При отсутствии общения в детстве человек останавливается в развитии, сильно отстает от своих сверстников. Поэтому, общество — необходимое условие для формирования личности.

1(Источник)

 

Что такое личность

Понятие личность характеризует человека как существо наделенное сознанием, использующим его в процессе общения, интеллектуальной деятельности, труда, взаимодействия в обществе. Личность обладает неповторимым характером, проявляет активную жизненную позицию, осознает свои поступки и принимает за них ответственность.

Одинаковых личностей не бывает, так как у каждого человека свой жизненный опыт, особенности психики, врожденные и приобретенные качества. Можно подумать, что животные так же отличаются друг от друга, но от этого они не становятся личностями. Ведь личность — это часть человеческого общества, выполняющая в нем определенные функции, играющая свои роли.

Многие задаются вопросом, в каком возрасте человек становится личностью? Но точного ответа нет, у каждого этот процесс проходит индивидуально, в свое время. О начале становления личности можно говорить, если ребенок отделяет себя от окружающих людей, понимает, какое место занимает среди членов семьи, родственников. Затем он начинает сравнивать себя со сверстниками, другими детьми. Так, постепенно личность развивается с самого детства.

2(Источник)

Это интересно! Дети, возрастом до 1 года не способны различать себя в зеркале. Они с интересом наблюдают за появившимся отражением, но еще не могут понять, что это они сами. Часто малыш пытается заглянуть за обратную сторону зеркала, в желании найти там другого ребенка. Но с 12-16 месяцев дети уже устанавливают связь между собой и возникающим отражением. Это один из их первых «шагов» к самопознанию, развитию себя как личности.

Личности бывают очень разные: положительные и отрицательные, развитые и отсталые, искренние, подлые, доброжелательные и прочие. Все зависит от набора индивидуальных качеств, которые формируются с самого раннего детства.

 

Качества присущие личности

Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.

Отличительными признаками личности являются:

  1. Мировоззрение. Это целая система взглядов на мир, представлений о нем, ценностей, которые могут быть реалистичными или иллюзорными.

Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика.

Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.

  1. Характер. У каждого человека существует набор личных особенностей, качеств, которые определяют его поведение. Характер тесно связан с эмоциональностью, так чрезмерная чувствительность может привести к обидчивости, вспыльчивость делает человека гневливым.
  2. Степень ответственности. Понять серьезный человек или нет можно по его поступкам. Личностей постоянно опаздывающих, не выполняющих свои обязательства, обещания, отказывающихся от обязанностей — называют безответственными. Ответственная личность наоборот, стремиться доводить все дела до конца, сдерживает свое слово, отвечает за собственные поступки. Таких людей всегда уважают и ценят в обществе, доверяют им ответственные задачи, назначают на более высокие должности.
  3. Самооценка. Личность может отличить себя от остального общества и оценить собственную деятельность, внешность, привычки и другие особенности. Самооценка складывается в процессе сравнения себя с другими.

123

От самооценки во многом зависит как общество примет человека, полюбят ли его окружающие. Можно заметить, как в школьном классе дразнят самовлюбленных детей, которые не уважают учителей и сверстников, считая себя выше и намного лучше других. Но ребят с заниженной самооценкой тоже сторонятся, часто у них мало друзей из-за стеснительности, нерешительности.

  1. Умственные способности. У каждого от рождения свой интеллектуальный потенциал, то есть возможности развивать разум. Но личность может превзойти природные данные, благодаря настойчивости, целеустремленности, своему труду.

3(Источник)

Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки.

При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.

Качества личности человекапроявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.

 

Индивид и индивидуальность

Индивид – отдельный представитель человеческого рода по факту своего рождения. Качества индивида проявляются в его внешнем облике: разрезе глаз, размере ноги, цвете волос и прочим. Индивид обладает врожденными наклонностями и способностями, но станет личностью только в процессе общественного развития.

Понятие индивидуальность отличается от понятия индивид. Индивидуальность – это особенности отдельной личности, ее уникальность, неповторимость. Она включает в себя интеллектуальные, духовные качества и физические данные. Индивидуальность проявляется во время совершения человеком выбора, принятия самостоятельных решений, занятия какой-либо деятельностью.

Понятие индивидуальность неразрывно связано с личностью. Соотношение понятий индивидуальность и личность проявляется в том, что человек являющийся личностью обязательно проявит свою индивидуальность во взаимодействии с обществом.

 

Как и в какой среде формируется личность

Личность формируется в процессе взаимодействия с другими людьми: родителями, семьей, друзьями, учителями, коллегами по работе и прочими. Процесс формирования личности долгий и сложный, невозможен без социализации. Социализация – это освоение индивидом ценностей, правил поведения и норм, принятых обществом.

Социализация начинается с раннего детства, когда родители учат детей на своем примере, воспитывают их. Читая сказку, мама объясняет малышу какие герои плохие, что такое добро и зло, как нужно поступать хорошему человеку. Постепенно, у ребенка складываются основные нормы нравственности, морали, понятие, что такое хорошо и что такое плохо.

4(Источник)

Социализация продолжается с поступлением в школу. Там, на ребенка оказывают влияние учителя, одноклассники, школьная администрация. Постепенно, круг общения у человека расширяется, он налаживает контакт с большим количеством людей. Социализация продолжается в течение всей жизни, то есть, формирование личности процесс непрерывный.

Это означает, что личность меняется с течением времени, изменяется характер или отдельные качества, появляются новые физические и интеллектуальные особенности. Благодаря знаниям характеристик личности в каждом возрасте, была создана целая наука – Возрастная психология. Это не значит, что в определенном возрасте люди становятся одинаковыми, но у них проявляются общие черты, качества, характерные для данного возраста.

Пример. Можно заметить, что у подростков в переходном возрасте проявляются общие черты характера: вспыльчивость, упрямость, подверженность влиянию сверстников. У стариков проявляются другие особенности: медлительность, постоянное беспокойство за свое самочувствие.

 

Влияние социума на личность

Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.

Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.

Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.

5(Источник)

Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.

  1. Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества.
  2. Вторыми по степени влияния являются школьные учителя.
  3. За ними следуют друзья, знакомые, коллеги.
  4. Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).

Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле — условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.

 

Воздействие личности на общества

Роль личности в развитии общества тоже высока. Рассмотрим на пример, как личность влияет на общество:

  1. А. В. Суворов — известный российский полководец, пользовался большим уважением среди солдат. Ему удалось выиграть множество битв, в которых армия противника в несколько раз превосходила русскую. Суворова солдаты настолько любили и уважали, что шли без страха в любой бой, под его руководством. Так, благодаря личным качествам военного деятеля, Россией были одержаны победы во многих войнах.
  2. Известный изобретатель Генри Форд создал конвейерное производство автомобилей, благодаря которому машина стала доступным средством передвижения для многих жителей Америки.
  3. Николай Коперник первым отверг идею о неподвижности Земли, предположив, что она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Его труды привели, впоследствии, к множеству разных открытий.

Таким образом, влияние личности на общество и общества на личность взаимосвязаны.

 

Личность – определение, структура и характеристики

Личность – основное понятие не только в психологии, но и социологии и философии. Да и в повседневной жизни часто можно услышать «одиозная личность», «интересная личность». Что же означает этот термин? Об этом будет рассказано в этой статье.

Определение понятия

много личностей

Так как феномен личности предмет изучения не только психологии, но и других гуманитарных наук однозначного определения у термина нет. Для наилучшего понимания, что же собой представляет личность, ниже будут приведены три основных определения.

Личность – набор индивидуальных качеств человека (мышление, воля и так далее), определяющих его поведение в обществе, говорящих о его ценностях, жизненном опыте, стремлениях.

Другими словами психологическое отличие одного индивида от другого характеризуют его личность.

Личность можно определить в качестве субъекта социума с набором ролей (социальных и личностных), определенными привычками и опытом.

Под этим термином также понимают человека полностью ответственного за все аспекты своей жизни.

Структура личности

разные уровни личности

Для лучшего понимания термина стоит рассмотреть ее структуру.

Структуру личности можно понимать как взаимодействие ее составных частей (характер, стремления, воля, способности, эмоции). Эти части (компоненты) характеризуют человека, их можно назвать ее чертами. Для структурирования этих определяющих личность черт выделяют следующие уровни:

  • низший,
  • второй,
  • третий,
  • высший.

Низший уровень – это психические особенности человека определенные половой принадлежностью, возрастом, врожденными качествами.

Второй уровень подразумевает индивидуальные особенности, зависящие от врожденных качеств и их развития (память, мышление, способности, восприятие окружающего мира).

Третий уровень формируется в течение жизни и связан с социализацией. Он определяет индивидуальный опыт (знания, полученные в течение жизни, привычки, навыки).

Высший уровень отражает мировоззрение, склонности, убеждения, особенности характера, так называемую направленность личности. Высший уровень наиболее зависит от социальной среды, в которой происходит становление личности. Сильное влияние на формирование этого уровня оказывает воспитание. Эта структура дает обобщенное представление о личности. Каждый человек многогранен и различия между людьми на каждом уровне рассмотренной выше структуры обусловлены индивидуальным опытом, убеждениями, характером, знаниями. Эта многогранность и индивидуальность часто становится причиной, по которой сложно понять оппонента, избежать конфликтных ситуаций.

Для лучшего понимания окружающих и самого себя необходимо иметь представления о характеристиках личности, обладать осознанностью и наблюдательностью.

Основные характеристики

В психологии под характеристиками личности понимаются те психические явления, благодаря котрорым индивид проявляет себя в общении с окружающими и повседневной деятельности. Выделяют следующие основные характеристики личности:

  • способности,
  • воля,
  • темперамент,
  • характер,
  • эмоции,
  • мотивация.

Способности

Когда речь заходит об успехах и достижениях человека (например, учеба в школе), то критерием оценки этого успеха принято считать способности.

Способности можно назвать свойствами души, объединяющими все психические процессы и состояния человека. Также под ними понимается совокупность все навыков индивида, благодаря которым им успешно выполняются те или иные действия. Проще говоря, способности – это и умение что-либо делать отлично, например, рисовать, и испытывать сильные чувства, например, любовь или сострадание.

Способности делят на:

  • сложные и простейшие,
  • практические и теоретические,
  • учебные и творческие,
  • общие и специальные,
  • коммуникативные и предметно-деятельные.

Сложные и простейшие способности

К простейшим относят врожденные способности, основанные на деятельности органов чувств, элементарная двигательная активность. Например, способность различать цвета, звуки, ходить, сидеть и так далее.

Под сложными способностями понимаются умения связанные с человеческой культурой (написание картин, способность решать непростые задачи по физике и тому подобное). Это не врожденные способности они социально обусловлены.

Практические и теоретические способности

Под практическими способностями понимают способность индивида ставить и решать задачи, требующие действий в определенных ситуациях.

Теоретические способности определяют абстрактное и логическое мышлением, умение решать теоретические задачи.

Учебные и творческие способности

творческие способности

Под учебными способностями понимают, то насколько хорошо человек обучается новому, усваивает знания, приобретает навыки.

Творческие способности определяют умение индивида генерировать новые идеи, производить духовные и материальные ценности.

Общие и специальные способности

Под общими способностями понимаются те способности, что есть у каждого человека (общие умственные, двигательные). Но они развиты у всех по-разному. И именно от этого зависят успехи в тех или иных областях.

Специальные способности можно определить как специфические способности, которые есть не у каждого индивида. Как правило, они требуют врожденных задатков. Это могут быть музыкальные, актерские или литературные способности.

Коммуникативные и предметно-деятельностные способности

Коммуникативные способности отвечают за умение общаться и взаимодействовать с другими людьми. Они позволяют находить общий язык, делать межличностные оценки.

Предметно-деятельностные способности отвечают за взаимодействие индивида с неодушевленными предметами.

Все способности взаимодополняющие и оказывают влияние друг на друга. Гармоничное развитие человека не возможно без сочетания всех перечисленных групп способностей.

Воля

Воля – это то, что позволяет индивиду управлять своими действиями и психикой. Это осознанный контроль над своим поведением, осознанное влияние на окружающую действительность.

Признаками воли можно назвать следующие факторы:

  • принятие обдуманных решений,
  • достижение поставленных целей, преодоление трудностей на пути к ним,
  • самоограничение, когда для достижения цели индивид лишает себя чего-то, что может казаться ему привлекательным,
  • четкий план действий,
  • отсутствие эмоционального удовлетворения от решения поставленной задачи,
  • моральное удовлетворение, связанное с достижением и преодолением себя.

Воля главный помощник человека в достижении поставленных целей, то качество, которое помогает ему развиваться и расти как личность. Именно воля помогает человеку преодолевать жизненные трудности, даже тогда когда кажется, что цель не достижима.

Темперамент

Темперамент – это те свойства психики, отвечающие за ее процессы и состояния человека.

Выделяют следующие основные типы темперамента, определенные еще Гиппократом:

  • меланхолический,
  • холерический,
  • флегматический,
  • сангвинический.

Для меланхолика характерна напряженная внутренняя жизнь. Люди с таким темпераментом обычно мрачно настроены, ранимы, с повышенным уровнем тревожности. Они сдержаны в общении, быстро утомляются, пасуют перед трудностями.

Холерики вспыльчивые, импульсивные люди, настойчивые. Они с трудом сдерживают эмоции, но быстро успокаиваются, если добиваются своего. Такие люди верны своим интересам и стремлениям.

Флегматики работоспособны и терпеливы, прекрасно умеют держать себя в руках. Это хладнокровные люди, которых сложно вывести из душевного равновесия, но если это происходит, то им трудно успокоится. Обладатели флегматического темперамента с трудом приспосабливаются к новому и нелегко избавляются от старых привычек.

Сангвиники веселые оптимистичные, коммуникабельные люди, любящие пошутить. Они открыты новому и легко подстраиваются под изменения, в работе дисциплинированы и способны держать эмоции в «узде».

Это общая и неполная классификация, дающая общие представления о темпераменте.

Нужно понимать, что человек может сочетать черты разных темпераментов и, что в чистом виде эти типы встречаются не часто.

Характер

типы характера

Под характером в психологии понимают то, каким образом человек взаимодействует с другими людьми и миром. Он формируется в зависимости от социальных условий, в которых находится и воспитывается индивид.

Характер проявляется в реакции на поступки других людей, в манерах самого человека. Множество черт характера можно объединить в три группы:

  • волевые,
  • деловые,
  • коммуникативные,
  • мотивационные,
  • инструментальные.

Как не сложно догадаться волевые черты характера определяют волю человека и сопутствующие ей качества (упорство, целеустремленность, уступчивость).

Деловые черты это то, как ведет себя индивид в процессе работы (добросовестность, лень, ответственность, склонность к прокрастинации).

Коммуникативные черты определяют, то насколько контактен и общителен человек, то, как он общается с окружающими (открытость, доброта, вежливость, грубость, замкнутость).

Под мотивационными чертами подразумевают те качества, которые побуждают к действию, направляя его.
Инструментальные черты придают определенный стиль поведению человека.

Эмоции

Эмоции в психологии определяются как индивидуальные переживания, возникающие при удовлетворении (неудовлетворении) жизненно важных потребностей. Они могут приятными или нет.

Человек способен испытывать разнообразные эмоции, но к основным относят следующие:

  • простейшие эмоции,
  • настроение,
  • аффекты,
  • чувства.

Простейшие эмоции их проявление связано с удовлетворением физиологических потребностей.

Настроение – это совокупность эмоций , которыми можно описать состояние индивида в некий момент.

Аффектами можно назвать сильные кратковременные эмоции, имеющие.

Под чувствами психологи понимают переживания индивида вызванные неким объектом.

В эмоциональном плане люди сильно отличаются друг от друга. Эти отличия состоят в разной интенсивность и направленность, длительности переживания эмоций.

Эмоции влияют на принятия решений, конкретные действия. Именно поэтому важно контролировать свои переживания.

Мотивация

без за мотивацией

 

Мотивация – это комплекс причин, которыми можно пояснить поведение индивида. Она зависит от таких факторов:

  • мотивов,
  • стимулов,
  • потребностей,
  • побуждений,
  • намерений.

Мотив определяет целенаправленность поведения. В его основе лежит либо психологический или физиологический порыв.

Стимул может быть внутренним или внешним фактором. Под его воздействием индивид стремится достигнуть некой цели, решит задачу. Мотив и стимул совместно управляют поведением человека.

Потребность можно понимать как состояния, в котором для нормального функционирования как психического, так и физического не хватает чего-либо.

Под побуждение в психологии понимают не полностью осознанное, возможно не до конца определенное стремление к чему-либо индивида.

Намеренье – осознанное продуманное решение, в основе которого лежит желание совершить некое действие.

Мотивация – это то благодаря чему человек не стоит на месте в своем развитии. Важно понимать, что для каждого человека «движущая сила» будет своя. И то, что мотивирует одного, может совершенно не «вдохновлять» другого.

Личность сложное и многогранное понятие. Но базовые знания о нем помогут лучше понимать себя и окружающих выстраивать более гармоничные отношения.

Психология личности человека, структура и типы личности

Психология личности человека давно перестала быть интересной одним только психологам. Специалисты астрологии, теологии, философии, литературы, социологии совершают попытки, чтобы понять поведение человека.

психология личности человекаТакже и обычные люди стремятся определить суть человеческой индивидуальности, анализируют ее влияние на общество, принципы взаимодействия с миром, социумом, природой и другими сферами жизни.

Что такое психология личности для человека

главная жизненная задача человекаКачество жизни можно поменять в лучшую сторону, если лучше понимать себя и окружающих, а также выстраивать отношения с другими людьми в соответствии со своими новыми знаниями. И важную роль здесь играет психология личности человека.

Согласно научному определению, данный термин предполагает изучение совокупности индивидуальных, психологических и социальных свойств поведения и характера человека, а также создание картины личности, ее связи с окружающим миром, рассмотрение духовной составляющей.

Понятие личности в психологии имеет различные определения. Придерживаться единого термина невозможно в силу разнообразия и сложности явлений, связанных с деятельностью человека.

Рассмотрим несколько определений личности:

  1. Это активный субъект, ответственный за свои поступки, обладающий способностью регулировать жизнь и разрешать различные жизненные противоречия.
  2. Носитель сознания.
  3. Это системное качество индивида, которое определяется вовлеченностью в социальные связи, способностью к переживаниям, познанию, преобразованию окружающего мира.
  4. Личность — это комплекс выработанных предпочтений и привычек, психических особенностей, социокультурного опыта, знаний, которые определяют поведенческие нормы индивида и влияют на его связь с окружающим миром.
  5. Личность — совокупность индивидуальных психологических свойств, которые отличают от других людей.

Также в понятие «личность» психологи включают устойчивые особенности характера, которые свидетельствуют об индивидуальности и характеризуют человека как члена общества. Сюда можно отнести развитость способностей (коммуникативных, языковых, речевых), направленность стремлений и деятельности, темперамент. Этих компонентов огромное количество и все они отличают человека как личность. Чтобы их структурировать психологи выделили 4 уровня.

Уровни личности

особенности личности

Итак, из каких уровней выстроена структура личности в психологии:

  1. Низший — это возрастные, половые, врожденные свойства НС и темперамента.
  2. Второй — индивидуальные когнитивные способности: память, мышление, восприятие, способность к обучению, которые зависят от врожденных особенностей, а также от совершенствования этих качеств.
  3. Третий — социокультурный опыт (привычки, умения, знания и навыки).
  4. Высший определяет направленность личности (интересы, стремления, самооценка, убеждения).

Из вышеперечисленного ясно, что врожденные и приобретенные качества взаимосвязаны.

В детстве доминирует сначала первый, затем второй уровень. По мере взросления и развития человека, его личностные характеристики наполняются социальными навыками, которые формируют его как члена общества.

Типы личности

типы личностиЛюди отличаются между собой на каждом уровне. В связи с этим нередко возникают сложности с пониманием других, на этой почке возникают противоречия, споры, конфликты. Чтобы этого не допустить следует иметь определенный багаж знаний и сочетать его с собственной наблюдательностью и осознанностью.

Каждому человеку свойственен набор тех или иных свойств, которые отражают динамику его поведенческих и психических процессов. Всего имеется 4 всем известных темперамента.

Итак, какие бывают типы личности в психологии:

  1. Меланхолик. У таких людей слабо выражены возбудительные и тормозные процессы, но сильно выражен невратизм. Они обладают небольшим энергетическим потенциалом. На фоне этого быстро устают, нуждаются в частом отдыхе. Ранимы, остро воспринимают происходящее. Акцентируют внимание на собственных переживаниях.
  2. Холерик. Обладает высоким уровнем невратизма, возбудимости и низким уровнем тормозных процессов. Обладает высоким энергетическим потенциалом. Вспыльчив, активен, эмоционально лабилен, импульсивен. Сложно уживается с людьми.
  3. Флегматик. Отличается высокой работоспособностью, но медленной адаптацией. Хладнокровен, эмоционально уравновешен, пассивен и медлителен, имеет устойчивые стремления.
  4. Сангвиник. Уравновешенная личность с высокими адаптационными способностями. Инициативен, оптимистичен, активен. Обладает высоким энергетическим запасом.

Изучение природы человека — это непростая и значимая задача, охватывающая разные аспекты жизнедеятельности. Но благодаря многочисленным исследованиям и пополнением своих знаний в области психологии личности человека, можно качественно изменить жизнь.

Психология сверхсильной личности — видео

Человек-личность — Психологос

Фильм «Москва слезам не верит»

Человек как личность — это человек, имеющий свое, живущий по-своему. Начало личности: «Я сам!» В соответствии с мужским взглядом, развитая личность — человек с внутренним стержнем, выбравший свободу и свой путь. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Не каждый человек живет, как личность. Другой очень распространенный образ жизни — образ жизни организма. Основная разница этих двух способов бытия в том, что для человека-личности естественно жить с помощью разума и воли, думая и принимая решения. Это не значит, что у человека-организма нет разума и воли: разум и воля у него есть, но он пользуется ими не часто, разуму предпочитая впечатления и предубеждения, а воле — внутренние чувства и эмоции↑.

На работе, где включать голову является частью трудового функционала, а волю заменяют инструкции и распоряжения руководства, разница между человеком-личностью и человеком-организмом может быть незаметна. Она проявляется тогда, когда люди выходят из учреждения, когда начинается личная жизнь. Если человек, оказавшись на воле, начинает руководствоваться не своим разумом и ценностями, а чувствами и эмоциями, это образ жизни организма.

Девушка звонит молодому человеку, потому что не может не звонить, хотя понимает, что звонить сейчас — глупо. Молодой человек покупает бутылку, потому что его организм требует алкоголя… Другое дело, когда девушка считает внутренне обязательным контролировать свои эмоции и импульсы, когда молодой человек идет на фитнес или на учебу не потому, что это ему очень хочется, а потому, что он это себе наметил и это соответствует его планам на жизнь. Это — образ жизни человека-личности.

У человека-личности, кроме эмоций и потребностей, есть разум и воля, он думает и принимает решения. Чувства, эмоции и потребности для личности – это только фон, который может помогать, может мешать, но не более. Чувства могут когда-то вспыхивать и гаснуть, но за свои поступки отвечает человек, личность. Личность управляет своими эмоциями, чувствами и потребностями, а не наоборот. Для человека-личности свою внутреннюю жизнь осознавать – мало, свою внутреннюю жизнь нужно налаживать. Своими эмоциями можно и нужно управлять, потребности – воспитывать и выстраивать в ту иерархию, которая соответствует его представлению о должном.

Человек-организм ищет в себе энергию, человек-личность энергию в себе создает. Человек как организм разбирается, что ему хочется, человек как личность смотрит, что сейчас нужно, и заботится о том, что свое надо подкрепить энергией желания, чтобы нужное ему — хотелось.

Заметим, как правило, дело это не сложное.

У развитой личности есть то, что ей дорого: ее ценности, из ценностей вытекают ее цели, цели разворачиваются в планы, планы конкретизируются в порядок дел, после чего личность – действует. Это не значит, что у человека-личности нет эмоций и привычек, просто все свои эмоции и привычки такой человек оценивает, воспитывает и корректирует. Ему служат эмоции и привычки, а не он им.

Человеку-личности естественно ставить себе высокие цели, решать большие задачи. Личности живут скорее как Мастеровые, они не ищут, а делают, создают, формируют. Что сами себе сделают, то у них и будет.

Ценности – те звезды, которые определяют направление жизни человека, как личности. Ценности — это всегда внешнее: его дом или страна, его родители или дети, любимая или любимый. А также его проекты, его работа, его миссия — то большое, ради чего он живет, что придает его жизни смысл, а не только удовлетворение.

Удовлетворение чувствует организм, когда потребляет себе нужное. Когда человек делает то, что считает должным, он начинает уважать себя и переживает гордость.

Задачи свободы, развития и созидания понятны только человеку как личности. Личность может ставить цели, выходящие за рамки ее существования.

Личность строит себя и свою жизнь, развивая себя и меняя обстоятельства вокруг себя. При этом направленность личности на себя основной не является: развитая личность занята собой лишь в той мере, в какой она заботится о любом жизненном инструменте. Основная направленность развитой личности – занятость не собой, а делом, другими людьми и жизнью. Личность – заботится и любит, отвечая за результат. Величина, мера личности — насколько человек своей личностью оказывает влияние на людей и жизнь.

Вводное занятие Университета

Кто такая личность и каждый ли человек ею является

Как часто вы слышите понятие «личность» в повседневной жизни? Как часто употребляете его? Ведь на самом деле это слово постоянно крутиться у нас в разговорах. Как легко люди оценивают человека, говоря, что он «интересная личность» или «выдающаяся личность».

Что такое личность

Каждого ли человека можно назвать личностью

Но так ли просто это слово, как мы его понимаем, и каждого ли человека можно назвать личностью, рождаются ли люди сразу таковыми?

Эти вопросы до сих пор актуальны для общества, и многие пытаются понять всю глубину смысла этого понятия.

Как много здесь завязано на психологии и как мало здесь действительности и настоящего понимания человека.

Это глубокая философская тема будоражит умы людей уже много сотен лет, но до конца ее раскрыть так и никому не удалось.

Например, существование нескольких личностей в одном теле – феномен, который остается одной из самых непостижимых загадок по сей день.

Так кто же такая личность и каждый ли человек является ею? В этом мы и попытаемся разобраться.

Терминология

Личностью можно назвать ваше внутреннее Я, отличающее вас от других людей особыми индивидуальными качествами, характером, стремлениями и так далее.

К этому термину не относятся аспекты физиологии или генетики. Все намного глубже. К понятию личности относят психологические качества человека, социальные особенности, отражающие человеческую природу и помогающие человеку выражать себя, как автора жизни.

Индивид или личность

Индивид, индивидуальность и личность: кто все эти люди?

Понятие личности можно описать тремя определениями:

  1. Под личностью понимается индивидуальность человека. Она выражается в ценностях, жизненном опыте, стремлениях, темпераменте и духовном развитии. Можно сказать, что животные также отличаются индивидуальностью, так как у них имеется характер и свои индивидуальные особенности, но животное никогда не назовут личностью, так как оно ориентируется исключительно на свои инстинкты.
  2. Личность, как субъект общества/социума, имеющий определенную социальную роль. Другими словами — индивид. Данное определение впервые ввел Адлер. Оно начинается с социального чувства, так как в обществе человек взаимодействует с другими, опираясь на чувство общности. То есть поведение человека определяет его способность взаимодействовать с социумом.
  3. Понятие личности, как субъекта культуры. Человек не может быть рожден личностью, он становится таковой в течение всей жизни, формируя себя в плане развития культурного, духовного и т.д..

Человек – автор своей жизни, он собирает себя, как пазл, формируя свой внутренний мир и мировоззрение.

Кто такой человек

Рождаются ли сразу личностью? Отнюдь.

Со времен появления человека уже прошло много тысячелетий, и за все это время не нашлось такого вида, который был бы разумнее человеческой расы.

Человек разумный или homo sapiens — к такому виду мы относимся.

Рождаются ли личностью

Личностью человек становится, как только начинает взаимодействовать с другими людьми

Но прийти к этому, понять разницу между животным и человеком и выделить те основные отличительные черты было не так просто.

Во многих теориях главным отличием человека разумного от животных является культура, влияющая на принятие решений и определяющая поступки.

В термине «человек» объединились несколько начал: биологическое и социальное.

Из этого последовало введение новых научных терминов, которые отображают отдельные понятия, относящиеся к термину «человек»: личность, индивид и индивидуальность. Именно на них делается акцент при подробном изучении человека.

Человек и общество

В жизни судьба «маугли» бывает намного печальнее, чем в мультфильмах

Разберем их подробнее:

  • индивидом называется отдельно взятый представитель человеческой расы. Его характеризуют определенные биологические, физиологические особенности и психические свойства, реализация которых характеризуется гибкостью или активностью мышления по отношению к происходящему вокруг него. «Индивид» и «индивидуальность» – схожие по звучанию и написанию понятия, но их значения отличаются друг от друга;
  • индивидуальность – это особенности человека, которые отличают его от остальных, в основном социального и биологического характера. Следует учитывать то, что индивидом является каждый человек с момента рождения, но индивидуальность можно сформировать только в течение вашего жизненного пути. Индивидуальность еще можно назвать «изюминкой», тем, что делает вас не таким как все;
  • взаимоотношения с обществом и общность социальных свойств формируют личность. Это продукт задействования индивида в социальных отношениях на всех уровнях жизни. Во время этого взаимодействия происходит усвоение социальных функций и развитие сознания. Еще Аристотель говорил, что «человек – это общественное животное». Под этим выражением понимается тот факт, что без взаимодействия людей друг с другом, без социальных отношений невозможно полноценное формирование внутреннего Я, то есть личности.

Итак, формирование личности происходит, когда человек начинает взаимодействовать с обществом. Только в обществе человек может быть личностью, где он сможет самовыражаться и саморазвиваться.

Изолированные от общества люди становятся феральными или, как их иначе называют, «Маугли». Этот феномен назвали в честь новеллы Киплинга.

Его суть в том, что такие люди особо не отличаются от животных: они не умеют четко выражать свои мысли и желания с помощью речи, мыслить абстрактно, они боятся входить в контакт с другими людьми, у них отсутствует осознанность за свои поступки.

К сожалению, вернуть феральных людей к нормальной жизни зачастую невозможно. Из-за этого они рано уходят из жизни, так и не сумев адаптироваться к социальной среде.

Личностью не рождаются

Каждого человека по праву можно считать как индивидом, так и личностью. Разница лишь в том, что личностью можно стать, только пройдя свой жизненный путь, культурно, социально и духовно развиваясь. Индивидом же является каждый с момента рождения.

Личность человека формируется тогда, когда он проходит через такие социальные уровни жизни, как детский сад, школа, институт и так далее. На каждом жизненном этапе у человека формируется определенный взгляд на мир, закаляется характер и формируется индивидуальность.

Как становятся личностью

Именно социальное развитие делает из индивида личность

На сегодняшний день понятие личности имеет больший интерес в кругу философов, историков, эстетов.

Многие ошибочно полагают, что человека можно считать настоящей личностью, если он много добился в жизни, смог побороть себя, достичь успехов в работе и саморазвитии.

Но на самом деле даже маленького ребенка, воспитывающегося в семье, окруженного вниманием и заботой, также можно считать личностью.

Здесь есть некое противоречие, связанное с тем, что личностью все-таки не рождаются, но маленького ребенка можно считать таковым. Почему?

Потому что здесь начинается его взаимодействие с социумом, в роли которого будет выступать поначалу его семья. Социальное развитие делает нас не просто индивидами, но личностями.

Мало совершать действия, главное, делать это обдуманно и осознанно. Это одно из главных качеств, характеризующее личность.

Умение самостоятельно принимать осознанные решения отличает человека даже от самого разумного животного, поскольку, каким бы разумным оно не было, его никогда не назовут личностью. Потому что, совершая какие-то действия животное все равно будет руководствоваться не разумом, а инстинктами.

Развитие внутреннего Я

Модель поведения человека в основном зависит от определенных правил социума, так называемых канонов. Зачастую то, что его характеризует, на самом деле является отпечатком тех самых требований по отношению к поведению.

Основной движущей силой развития личности можно назвать внутреннее противоборство между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения.

Понять, насколько развита личность, можно по ее отношению к различным ситуациям, проблемам, другим людям и так далее.

В основном ограниченные люди руководствуются меркантильностью во взглядах. Развитые личности наоборот делают акцент на самосовершенствовании и самосознании.

У каждого индивида жизненный путь по-своему тяжел и каждый по-своему справляется с проблемами, часто возникающими на горизонте. И то, насколько успешно у человека это получается, то, какие уроки он выносит из произошедших ситуаций, показывает не только уровень его умственного развития, но и личностного.

Стремление к постоянному развитию и обучению отличает личность от индивида.

Какие бывают личности

Есть и такие личности, которых общество старается избегать

Существуют отдельные типы личности:

  • социализированная личность – та, которая сумела адаптироваться к социальной жизни;
  • десоциализированная личность – та, которая противоречит требованиям общества. Сюда относят маргинальных личностей, непринятых социумом;
  • психически-аномальная личность – та, которая может иметь задержки в развитии и быть психопатом.

Что касается последних, общество старается любыми способами ограничить контакт с такими людьми.

Интересное

Теперь, имея представление о том, кто такая личность, можно поговорить о таком феномене, как расщепление или раздвоение личности.

Раздвоение личности

Два в одном: такое бывает и с людьми

Каждый человек индивидуален, каждый считает себя личностью, это часть нашей жизни.

Но задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что в мире живут люди, личность которых раздроблена на части?

Существует очень интересное для многих ученых психическое расстройство раздвоения личности.

В одном человеке может одновременно жить от двух и более личностей, имеющих свой характер, темперамент, воспоминания и повадки. Также личности могут различаться между собой расой, полом, возрастом.

Они могут разговаривать на разных языках, хотя человек мог никогда вовсе и не знать иностранного языка, и так далее.

Например, одна из личностей может быть больна диабетом, но при переключении на другую человек будет полностью здоров.

Ученые предполагают, что столь необычное расстройство возникает на почве тяжелейших психологических травм, от которых мозг таким образом пытается защититься, что лишний раз доказывает его безграничные возможности.

До конца неизученный, данный феномен раздвоения личности многим знаком из кинематографа и художественной литературы. В настоящее время это расстройство официально признано психической болезнью, которую крайне тяжело излечить.

Итак, мы выяснили, что личностью является каждый человек, взаимодействующий с социумом, а вот полноценной ли личностью он будет являться, зависит уже от его умения и желания саморазвиваться.

Авторы своих жизней — вы сами.

В этом видео вы узнаете, что такое сознание и личность:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

ЕГЭ. Человек. Тема 1. Человек, индивид, личность, индивидуальность |

Приступаем к изучению теоретического материала по второму разделу курса

« Обществознания»- «Человек».

Дадим определения основным понятиям данной темы.

«Человек – это звучит гордо!»- как часто вспоминаются нам эти слова, произнесённые Сатиным  – героем пьесы М.Горького « На дне». Да, произнося это слово, мы прежде всего имеем в виду нравственные качества человека, его способность отвечать за свои дела и поступки. Именно поэтому часто на ЕГЭ путают два понятия — человек и личность, считая, что это одно и то же. Однако в философии эти термины не являются синонимами. В каждый вложен свой определённый смысл. Какой же? Разберёмся  в этом.

Человек

Философское понятие « человек» включает в себя то, что это не животное. Поэтому даже предлагаются вопросы, в которых нужно найти что-то общее между человеком и животным и  различное.

Человек  — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид – это единичный , конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться  в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

ЗАПОМНИТЕ:

  • Не является личностью новорождённый, так как он ещё не способен к общению, социальному взаимодействию. Пример тому – дети -« маугли», попавшие во младенчестве в стаи животных (обезьян, волков), не прошедшие процесс социализации и поэтому не ставшие личностями.
  • Психически больные люди тоже не являются личностями, они не способны адекватно вести себя , отвечать за свои действия. Поэтому их изолируют от общества в специальные лечебные учреждения. Не случайно любой преступник проходит судебную экспертизу на наличие психических отклонений.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то,  что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

В чём проявляется индивидуальность?

  • Во внешности
  • В чертах характера
  • В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
  • Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.

Таким образом, все люди индивидуальны с анатомо-физиологической, психологической, нравственной и философской точек  зрения. Мы все хотим быть самими собой, чтобы нас ценили как конкретную отдельную личность, ни с кем не сравнивая и ни на кого не показывая. В этом смысле сложно быть детьми знаменитостей, потому что их воспринимают часто как чьих-то детей и им приходится доказывать, что они сами что-то из себя представляют и могут многого в жизни добиться.

В конце я хочу пожелать каждому из вас, ребята, стать высоконравственной личностью, стремиться к этому, формировать в себе лучшие человеческие качества. И, конечно, быть индивидуальностью, не сливаться с массой, толпой, всегда иметь свою позицию, добиваться высоких результатов в том деле, которому вы посвятите свою жизнь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *