Метод близнецовый в биологии: БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД — Большая Медицинская Энциклопедия – Близнецовый метод — МЕТОДЫ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА — ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО — Учебник Биология — Чебышев Н. В.

Автор: | 04.04.2020

Содержание

Близнецовый метод — Википедия. Что такое Близнецовый метод

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Близнецóвый мéтод — один из методов исследования в генетике, который заключается в сопоставлении особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование качеств человека. Термин впервые был предложен Фрэнсисом Гальтоном.

Биология близнецовости

В природе у большинства млекопитающих обычно появляется более одного детеныша в помете, так как зачастую оплодотворяется сразу несколько яйцеклеток. С другой стороны у высших приматов[источник не указан 537 дней] и человека обычно рождаются только один детеныш[1]. Если же оплодотворяется не одна, а две или более яйцеклеток, то на свет появляются дизиготные близнецы (ДЗ). По своей генетической конституции дизиготы не отличаются от обычных братьев и сестер, но они имеют 50% общих генов. В ряде случаев многоплодная беременность приводит к рождению монозиготных близнецов (МЗ). Монозиготы развиваются из одной зиготы, которая на определенной стадии делится на два самостоятельных организма. Монозиготы всегда одного пола и имеют 100% общих генов. МЗ близнецы получают абсолютно одинаковый набор генов, в следствие чего организмы приобретают практически идентичную внешность. Разнополые близнецы всегда дизиготные, и они рождаются примерно в два раза чаще, чем МЗ близнецы. Общее количество близнецов во всем мире на 2008 год составило примерно 80 миллионов

[1].

Концепция близнецового метода

Основы метода были заложены Г. Сименсом в 1924 году[2]. Окончательный вариант близнецового метода предложил Гальтон. Он разработал метод диагностики зиготности и предложил исследовать не только МЗ пары, но и ДЗ как контрольные. В классическом варианте близнецовый метод предполагает равенство сред для обеих пар МЗ и ДЗ близнецов и пренебрегает разницей МЗ и ДЗ близнецов.

Разновидности близнецового метода

  1. Классический близнецовый метод — оценивается уровень внутрипарного сходства близнецов.
  2. Метод контрольного близнеца — сравнивается влияние воздействия различных факторов среды на одного и того же человека.
  3. Лонгитюдное близнецовое исследование.
  4. Метод близнецовых семей — изучается влияние материнского эффекта, а также наследственные причины ряда заболеваний.
  5. Исследование одиночных близнецов — сопоставляются особенности развития одиночнорожденных детей и близнеца, чей партнер умер при рождении (пленительное развитие).
  6. Сопоставление близнецов с неблизнецами.
  7. Метод разлученных близнецов — сравнивается внутрипарное сходство близнецов, разлученных в раннем возрасте и никогда не встречавшихся после.
  8. Метод частично разлученных близнецов — сравнивается внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов, живущих врозь какое-то время.

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

  • Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д.
    Генотип. Среда. Развитие: монография. — М.:ОГИ, 2004.
  • Ф.Фогель, А.Мотульски. Генетика человека. Проблемы и подходы. — М: МИР, 1989. — Т. 1. — С. 288.

Методы исследования генетики — урок. Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс).

Гибридологический метод — система скрещиваний, позволяющая проследить закономерности наследования признаков в ряду поколений.

Отличительные особенности метода:

  • целенаправленный подбор родителей, различающихся по одной, двум, трём и т. д. парам альтернативных признаков;
  • строгий количественный учёт наследования признаков у гибридов;
  • индивидуальная оценка потомства от каждого родителя в ряду поколений.

Генеалогический метод — составление родословной и её анализ.

Анализ родословных применяется для организмов, у которых невозможно скрещивание (человек) или размножение происходит медленно.

 

Родословная королевы Виктории (наследование гемофилии)

 

С помощью этого метода можно установить особенности наследования признаков. Если признак проявляется в каждом поколении, то он доминантный; если признак проявляется через поколение, то он рецессивный. Если признак чаще проявляется у одного пола, то это признак, сцепленный с полом.

Близнецовый метод — изучение проявления признаков у однояйцевых и разнояйцевых близнецов.

Близнецовый метод позволяет изучать роль генотипа и среды в формировании конкретных признаков организма. Однояйцевые близнецы имеют одинаковый генотип, поэтому они всегда одного пола и похожи друг на друга. Различия, которые возникают у таких близнецов в течение жизни, связаны с воздействием условий окружающей среды.

Популяционно-статистический метод — анализ частоты встречаемости генов и генотипов в популяции.

Этот метод даёт информацию об эволюции вида, позволяет прогнозировать количество особей с мутациями.

Цитогенетический метод — микроскопическое изучение числа, формы и размеров хромосом в делящихся клетках организма.

Исследование кариотипа организма с помощью микроскопа используется для установления геномных и хромосомных мутаций.

 

Биохимический метод — анализ состава веществ, содержащихся в организме, и биохимических реакций, протекающих в его клетках. 

Этим методом можно устанавливать функцию гена, изучать нарушения обмена веществ.

Молекулярно-генетический

 метод — расшифровка геномов организма.

Устанавливается последовательность нуклеотидов в ДНК организма.

 

В генетике находят применение и другие методы исследования.

Методы исследования генетики человека. Видеоурок. Биология 10 Класс

Тема урока: «Методы исследования генетики человека», мы рассмотрим основные подходы, используемые для изучения генетики человека.

Для генетических исследований человек является неудобным объектом, так как у человека невозможно экспериментальное скрещивание; большое количество хромосом; поздно наступает половая зрелость; малое число потомков в каждой семье; невозможно уравнивание условий жизни для потомства. В генетике человека используется ряд методов исследования, которые чаще используются для диагностики генетических заболеваний, но вместе с этим они дают ответы на многие академические вопросы.

Генеалогический метод исследования основан на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака.

Суть его состоит в установлении родословных связей и определении доминантных и рецессивных признаков и характера их наследования (Рис. 1). Особенно эффективен этот метод при исследовании генных мутаций. Этот метод используется для диагностики наследственных заболеваний и медико-генетического консультирования. По характеру наследования определяется вероятность рождения ребенка с генетическими аномалиями.

Рис. 1. Генеалогический метод (Источник)

Генетический метод чаще всего использовался для мониторинга таких генетических заболеваний, как гемофилия или эпилепсия. Он был наиболее актуален вплоть до молекулярно-биологических открытий ХХ века.

Популяционный метод основан на сборе и анализе статистических данных о частотах того или иного признака. На основании обработанных данных появляется информация о распространенности в популяции изменчивых признаков, их норме реакции, об особых группах риска генетических заболеваний или о летальности этих признаков (Рис. 2).

Рис. 2. Популяционный метод – процент (частота аллелей) групп крови (Источник)

С помощью популяционного метода возможно прогнозировать количество средств, необходимых для лечения генетических больных.

Цитогенетический метод – основан на анализе кариотипа клеток, то есть на изучении хромосом человека в норме и при патологии. В норме кариотип человека включает 46 хромосом – 22 пары аутосом и две половые хромосомы. Использование данного метода позволило выявить группу болезней, связанных либо с изменением числа хромосом, либо с изменениями их структуры, примером может служить диагностирование на эмбриональном этапе синдрома Дауна (Рис. 3) или синдрома кошачьего крика.

Рис. 3. Цитогенетический метод – кариотип человека с синдромом Дауна (Источник)

Биохимический метод позволяет выявлять фенотип человека на биохимическом уровне, то есть нарушения в обмене веществ, вызванные изменением генов и, как следствие, изменением активности различных ферментов. Так удается диагностировать сахарный диабет, достаточность лактазы, фенилкетонурию. Этот метод позволяет изучать генетику очень важных показателей человека.

Молекулярно-биологический метод позволяет изучать нуклеотидную последовательность ДНК и непосредственно исследовать генотип. Этот метод дает исчерпывающую информацию о генотипе человека и позволяет делать выводы о его признаках и возможных признаках его потомков.

Это самый эффективный и быстроразвивающийся метод. Любой человек может произвести молекулярно-биологический анализ и узнать риск развития большинства генетических заболеваний (Рис. 4).

Рис. 4. Молекулярно-биологический метод (Источник)

Этот метод позволяет установить риск развития и негенетических заболеваний, таких как сахарный диабет, артериальная гипертензия, и заранее начать их профилактику.

Молекулярно-биологический метод позволяет установить предрасположенность человека, его таланты, его родство и происхождение.

Близнецовый метод заключается в изучении фенотипов однояйцевых близнецов, которые обладают одинаковым генотипом. Близнецовый метод позволяет определить степень проявления признака у пары, влияние наследственности и среды на развитие признаков. Все различия, которые проявляются у однояйцевых близнецов, имеющих одинаковый генотип, связаны с влиянием внешних условий. Таким образом, близнецовый метод позволяет выявить роль генотипа и факторов среды в формировании признака, для чего изучаются и сравниваются степени сходства (конкордантность) и различий (дискордантность) монозиготных и дизиготных близнецов (Рис. 5).

Рис. 5. Близнецовый метод (Источник)

При изучении генетики человека используют: генеалогический, близнецовый, популяционный методы в сочетании с лабораторными методами: цитогенетическим, биохимическим и молекулярно-биологическим.

 

Список литературы

  1. Беляев Д.К. Общая биология. Базовый уровень. – 11 издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Общая биология, 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Fb.ru (Источник).
  2. Biology-gen.ru (Источник).
  3. Licey.net (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Назовите основные методы исследования генетики человека.
  2. Что позволяет выявить биохимический метод?
  3. Какой из методов является самым эффективным?

Близнецовый Метод — это… Что такое Близнецовый Метод?


Близнецовый Метод
Близнецовый метод — стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном — в 1875 г. Характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод, основанный на предпосылке, что средовое влияния, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство, предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных близнецов.

Психологический словарь. 2000.

  • Блейлер (Bleuler) Эйген
  • Блоки Мозга

Смотреть что такое «Близнецовый Метод» в других словарях:

  • близнецовый метод — Автор. Ф.Гальтон (1875 г.) Категория. Метод исследования, используемый в психогенетике. Специфика. Ориентирован на анализ влияния генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака. Основан на сравнении психологических качеств… …   Большая психологическая энциклопедия

  • близнецовый метод — Общее название методов исследования генетических закономерностей на близнецах: определение пенетрантности гена, выявление влияния внешних условий (в частности, лекарственных препаратов) на экспрессию генов при a priori известных генотипах… …   Справочник технического переводчика

  • Близнецовый метод — * блізнячы метад * twins method общее название методов исследования генетических закономерностей на близнецах: определение пенетрантности гена, определение степени влияния внешних условий на экспрессию генов при известных генотипах близнецов и т …   Генетика. Энциклопедический словарь

  • близнецовый метод — ЭМБРИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД – метод генетического анализа наследственности человека, базирующийся на наблюдении за развитием монозиготных близнецов, так как позволяет выявить наследственный или ненаследственный характер болезни …   Общая эмбриология: Терминологический словарь

  • близнецовый метод — twin method близнецовый метод. Oбщее название методов исследования генетических закономерностей на близнецах: определение пенетрантности гена, выявление влияния внешних условий (в частности, лекарственных препаратов) на экспрессию генов при a… …   Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

  • БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД — метод сопоставления психол. особенностей членов близнецовой пары (см. Близнецы), позволяющий определить степень влияния наследств, факторов и среды на формирование тех или иных психич. качеств человека. Предложен Ф. Галетоном в 1875. Основан на… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Близнецовый метод —     метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары (см. Близнецы), позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств. Предложен Ф. Гальтоном в 1875.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Близнецовый метод — один из наиболее информативных методов психогенетики, основанный на сопоставлении внутрипарного сходства генетически идентичных монозиготных и неидентичных дизиготных близнецов. Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, т.е. из одной… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Близнецовый метод — общее название методов исследований, ведущихся на близнецах. Наиболее широко Б.м. применяется для изучения роли генотипа и среды в межиндивидуальной вариативности признака. Существуют разновидности Б.м., позволяющие сравнивать эффективность… …   Словарь по психогенетике

  • близнецовый метод в антропогенетике и медицинской генетике — метод оценки соотносительной роли наследственности и среды в становлении фенотипа, основанный на сопоставлении однояйцовых и двуяйцовых близнецов или однояйцовых близнецов, воспитанных раздельно …   Большой медицинский словарь

какие сведения о генетике человека можно получить при помощи близнецового метода

Главным образом, о том какие признаки и в какой степени генетически обусловлены. Если близнецы выросшие в разных семьях одинаковы по какому-то признаку — значит он зависит от генов. Если различаются, значит — от среды.

Можно узнать каково влияние среды (экологии, воспитания) на генетически одинаковых людей, т. е. узнать влияе ли это на здоровье, продолжительность жизни . А вообще благодаря этому методу наука выясняе, влияние каковых факторов больше- биологических или социальных. Отечественная наука, по-моему, утверждает, что социальных. По крайней мере в педагогике официальная версия такова, я-логопед по образованию.

Близнецовый метод предложил использовать в 1876 году английский иследователь Ф. Гальтон для разграничения влияния наследственности и среды. Суть метода: изучение проявления признака у близнецов на больших выборках. Признак проявляется у обоих близнецов — конкордантность. Например, группа крови, цвет глаз и волос у монозиготных близнецов (с одинаковым генотипом) . Однако различия могут быть вызваны мутациями. Таким образом первоначально выяснялись какие признаки являются наследственными. Можно также изучать генотипическую (вызванную наследственными перестройками) изменчивость и фенотипическую (вызванную окружающей средой) . Но как и все методы, данный способ относителен и требует широких познаний для применения.

1. Методы изучения наследственности человека. Генеалогический и близнецовый методы, их значение для медицины.

2. Вши, блохи. Систематическое положение, морфология, развитие, эпидемиологическое значение, методы борьбы.

3. Предмет основы биологии человека и животных и его место среди других медико-биологических дисциплин для специалиста по медицинской аппаратуре.

Ответ 1. К методам, широко используемым при изучении генетики че­ловека, относятся генеалогический, популяционно-статистический, близнецовый, метод дерматоглифики, цитогенетический, биохими­ческий, методы генетики соматических клеток.

Генеалогический метод — составление и анализ родословных. При составлении родо­словных исходным явля­ется человек—пробанд, родословную которого изучают. Обычно это или больной, или носитель определенного признака, на­следование которого необ­ходимо изучить. При составлении родословных таблиц используют условные обозначения. Поколения обозначают римскими цифрами, индивидов в данном поколении—арабскими.

С помощью метода установляется наследственная обусловленность изучаемого признака, тип его наследования. При анализе родословных по нескольким признакам выявляется сцепленный характер их наследования, что исполь­зуют при составлении хромосомных карт. Метод позволяет изучать интенсивность мутационного процесса, оценить экспрес­сивность и пенетрантность аллеля. Используется в медико-генетическом консультировании для прогнозирования по­томства. Генеалогический анализ существенно осложняется при малодетности семей.

Близнецовый метод. Этот метод заключается в изучении закономерностей наследо­вания признаков в парах одно- и двуяйцевых близнецов. Применение: изучение наслед­ственности и изменчивости у человека для определения соотноси­тельной роли наследственности и среды в формировании различных признаков, как нормальных, так и патологических, оценить эффективность действия на организм неко­торых внешних факторов (лекарственных препаратов, обучения, воспитания).

Ответ 2. Вши (Класс Насекомые). К постоянным кровососущим паразитам человека из класса насекомых относятся только вши. Человек для них — един­ственный хозяин, поэтому и трансмиссивные заболевания, воз­будителей которых переносят вши, являются типичными антропонозами.

Вши характеризуются выраженными адаптациями к эктопаразитизму: размеры их невелики, конечности снабжены аппаратом фиксации к коже, волосам и одежде, ротовой аппарат колюще-со­сущего типа, цикл развития упрощен (развитие с неполным мета­морфозом), все стадии жизненного цикла обитают и питаются на хозяине.

Человеческая и лобковая. Вид человеческая вошь представ­лен двумя подвидами: головная, платяная вошь. Зараженность лобковыми вша­ми — фтириаз.

Вши отличаются друг от друга морфологическими и физиологическими признаками и особенностями жизненного цикла. Самая крупная вошь — платя­ная, размеры до 4,7 мм. Головная достигает длины 3 мм, а лобковая—не более 1,5 мм. Платяная и головная вши имеют четко отграниченные друг от друга головку, грудь и брюшко, а у лобковой грудь и брюшко слиты. Платяная вошь живет около 50, головная — около 40, а лобковая —до 30 сут. Головная и платяная вши питаются кровью по 2—3 раза в сутки, а лобковая —почти постоянно малыми порциями. Самка платяной и головной вшей откладывает до 300 яиц за всю жизнь, лобковой —до 50. Яйца приклеиваются к волосам или нитям одежды- гниды, очень устойчивы.

Слюна вшей обладает токсическими свойствами, вызывает ощущение жжения и зуда. Лобковая вошь является только паразитом, а головная и платя­ная — еще и специфическими переносчиками спирохет — возбудителей возвратного тифа, риккетсий — возбудителей эпидемического сыпного тифа, возбудителей волынской лихорадки.

Профилактика — борьба с педикулезом, соблюдение правил личной гигиены, особенно в местах массового скопления людей. Из химических средств используют мази и шампуни, содержащие инсекти­циды, лекарственные препараты, применяемые внутрь и действующие через кровь, которой питаются эти паразиты. Наибо­лее эффективны короткая стрижка для уничтожения гнид и обра­ботка белья в дезинфекционных камерах.

Блохи (Класс Насекомые, Отряд Блохи)– это временно сосущие паразиты, мелкие насекомые длиной от 1 до 5 мм. Паразитирование блох облегчается сплющенностью тела с боков, наличием на поверхности его большого количества щетинок, на­правленных остриями назад, и колюще-сосущим ротовым аппара­том. Задние конечности удлинены и служат для передвижения прыжками. Признак дегенерации- рудиментарные глаза и отсутствие крыльев. Развитие блох идет с полным метаморфозом.

Человеческая блоха и крысиная блоха предпочитают питаться кровью соответственно человека и крыс, легко перехо­дят на другие виды животных. Крысиная блоха живет в норах крыс, человеческая — в трещинах пола, за плинтусами и обоями. Здесь самки откладывают яйца, из которых развиваются червеобразные личинки, питающиеся разлагающимися органическими ве­ществами, фекалиями взрослых блох. Через 3—4 недели они окукливаются и превращаются в половозрелых насекомых.

Человека блохи посещают ночью. Укусы болезненны, вызывают сильный зуд. Блохи- переносчики бактерий — возбудителей чумы.

Борьба с блохами — содержание жилых помещений и хозяйст­венных построек в чистоте, применение инсектицидов и различных средств борьбы с грызунами. Меры индивидуальной защиты, например репелленты, которыми пропитывают одежду и постельное белье.

Ответ 3.

Все методы диагностики основаны на биологических принципах.

Термин биология (от греч. биос —жизнь, логос — наука) введен в начале XIX в. независимо Ж.-Б. Ламарком и Г. Тревиранусом для обозначения науки о жизни как особом явлении природы. В настоящее время его используют и в ином смысле, относя к группам организмов, вплоть до вида (биология микроорганизмов, биология северного оленя, биология человека), биоценозам (биология аркти­ческого бассейна), отдельным структурам (биология клетки).

Современная биология представляет комплекс, систему наук.

Изучение закономерностей, процессов и механизмов индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости, хранения, передачи и использования биологической информации, обеспечения жизненных процессов энергией является основой для выделения эмбриологии, биологии развития, генетики, молекуляр­ной биологии и биоэнергетики. Исследования строения, функцио­нальных отправлений, поведения, взаимоотношений организмов со средой обитания, исторического развития живой природы привели к обособлению таких дисциплин, как морфология, физиология, этология, экология, эволюционное учение. Интерес к проблемам старения, вызванный увеличением средней продолжительности жизни людей, стимулировал развитие возрастной биологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *