Метод письменного опроса это: Методы устного и письменного опроса. — МегаЛекции – Устный vs письменный опрос на уроке: сравнение способов и приемы проведения опросов — Методика преподавания — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Автор: | 09.05.2020

Содержание

Методы устного и письменного опроса. — МегаЛекции

К методам устного опроса относятся беседа, интервью.

БЕСЕДАкак метод педагогического исследования организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др.). В педагогическом исследовании беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора психолого-педагогической информации — в обследованиях малых выборок.

Беседа может проводиться как с самим исследуемым, так и с другими, знающими его людьми. Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана беседы, как правило, не включающего конкретных вопросов (как это имеет место при использовании анкет и опросников), с выделением в нём основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата. Формулировки отдельных моментов беседы строятся т. о., чтобы об искомых признаках можно было судить не только по прямым декларациям исследуемого (не всегда искренним и объективным), но и по косвенным показателям (использование примеров и деталей, комментарии, мимика, эмоциональные реакции и т. д.). Беседа, как правило, не ограничена во времени. Ход и содержание беседы фиксируются (напр., с помощью магнитофона).

Для использования метода беседы исследователь должен обладать достаточным опытом и тактом, чтобы свести к минимуму ошибки, обусловленные собственными установками, а также учитывать влияние на ход беседы ряда косвенных факторов: эмоциональное и физическое состояние исследуемого, его отношение к исследователю и непосредственно к беседе, влияние факторов обстановки и т. п. Результаты, полученные методом беседы, не поддаются формализации и статистической обработке. По ним можно лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака. Результаты беседы в комплексном исследовании носят предварительный характер и должны быть сопоставлены с результатами других методов (напр., наблюдения).



В педагогической практике беседу целесообразно использовать в качестве вспомогательного метода при изучении индивидуальных особенностей формирования личности ребёнка. При неадекватных поведенческих реакциях рекомендуется психотерапевтическая беседа, направленная на выявление скрытых механизмов этих реакций, на организацию и мобилизацию защитных механизмов психики для нейтрализации психических травм и внутренних конфликтов.

Разновидностью беседы является интервьюирование,привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности Во время интервью ответы записывают открыто.

К методам письменного опроса относятся анкетирование и тестирование.

Для получения информации о типичности тех или иных педагогических явлений целесообразно использовать

метод анкетирования –метод массового сбора материала с помощью анкеты. Анкетирование называют заочным опросом. Сведения, полученные при анкетировании, сопоставляют с данными из других источников — анализа документов, интервью, наблюдений и пр.

Метод экспертных оценок — комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качеств, или количеств, оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений.

С помощью метода экспертных оценок осуществляются: анализ сложных педагогических процессов, явлений, ситуаций, характеризующихся в основном качественными, неформализуемыми признаками; прогнозирование развития отрасли знания, процессов обучения и воспитания и их взаимодействия с внешней. средой; определение и ранжирование по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие системы; оценка альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов. Основными этапами реализации метода экспертных оценок являются: организация экспертизы, формулировка проблемы, цели эксперимента, установление ответственности и прав рабочей группы; подбор экспертов; проведение опроса экспертов; анализ и обработка полученных результатов.

Опрос экспертов может проводиться в различных формах: индивидуальной или групповой, очной (личный) или заочной, устной или письменной. Методы коллективной работы экспертов — совещания, дискуссии, «мозговая атака», а также комплексные методы (деловые игры, сценарии). Индивидуальные экспертные оценки могут быть получены путём анкетирования, интервью, свободной беседы. К подбору экспертов при этом предъявляются определённые требования: компетентность, креативность, отсутствие склонности к конформизму, научная объективность, аналитичность, широта, конструктивность мышления и др. Параллельно полезно применять метод самооценки учителями тех же сторон своей деятельности. В ходе анализа полученной информации можно использовать и метод ранговых оценок, когда выявленные факторы располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления.

Разновидностью метода экспертных оценок является «педагогический консилиум» (Ю. К. Бабанский), предполагающий коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определённой программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности и пр.

К комплексным методам эмпирического исследования относятся обследование, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент.

Обследование

Мониторинготносят к особым методам исследования педагогических проблем.

Понятие «мониторинг» (от лат. «monitor» — напоминающий, надзирающий) предполагает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функции наблюдения, контроля и предупреждения. Ряд справочных источников трактует понятие мониторинг как действие, обеспечивающее выполнение указанных функций, конкретизируемых спецификой исследуемого объекта и поставленными задачами.

В Большом энциклопедическом словаре мониторинг определяется как наблюдение, оценка и прогноз окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В данном аспекте мониторинг предполагает реализацию классических функций управления (наблюдение, оценка, анализ, прогнозирование, контроль, предупреждение и др.).

В статистике мониторинг рассматривается как специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких либо объектов.

В зависимости от объекта и цели исследования выделяют различные виды мониторинга.

Социологический мониторинг направлен на длительное наблюдение по отобранным критериям социальных процессов.

Психологический мониторинг устанавливает тенденции и закономерности психического развития школьников разных возрастов.

Медицинский мониторинг обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния человека, а педагогический, используя данные указанных обследований, определяет насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в инновационном процессе; насколько дидактические средства (содержание, формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и выявленным индивидуально-типологическим и возрастным особенностям школьников, а так же специфике среды их жизнедеятельности.

Информация, получаемая на основе медицинского, социологического и психологического мониторингов, специфична: она представляется на языке малопонятном работникам образования, характеризует разрозненные, несвязанные в единую систему социально-экономические, психофизические, культурно-эстетические и другие факторы, оказывающие влияние на развитие личности школьника. В то же время совершенно очевидно, что данные сведения, переведенные на язык педагогики, крайне необходимы для обновления системы образования на основе учета особенностей современной социально-экономической и экологической ситуации. Эту адаптивную функцию, по мнению А.А. Орлова, может выполнять педагогический мониторинг, который в отличие от названных (медицинского, социологического и психологического) имеет специфический объект изучения, и обеспечивает педагогов, руководителей школ и органы управления качественной и современной информацией, необходимой для принятых управленческих решений. Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения.

В современных исследованиях выделяют следующие функции педагогического мониторинга:

1.Информационная функция — обеспечивает сведения о результативности педагогического процесса, о состоянии объекта, обеспечивает обратную связь. Введение педагогического мониторинга позволяет достигнуть положительного эффекта развития, резервы для его усиления постоянно выявляются при отслеживании всех текущих процессов. При введении педагогического мониторинга основное внимание уделяется особенностям течения, развития самого образовательного процесса (его трудности, искажения). Эта информация является гораздо более оперативной по сравнению со сведениями о результатах.

2.Культурологическая функция. Участие в педагогическом мониторинге различных участников образовательного процесса повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению обучаемых, самоанализу педагогического труда, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов.

3.Формирующая функция. Внедрение педагогического мониторинга в работу образовательных учреждений позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Опираясь на результаты мониторинга, педагог может подбирать методы и приемы индивидуально для каждого обучаемого с учетом его возможностей.

4.Коррекцонная функция тесно связана с формирующей. Введение педагогического мониторинга в учебный процесс предполагает обнаружение и фиксацию многочисленных непрогнозируемых результатов. Среди непрогнозируемых результатов могут быть как положительные, так и отрицательные с точки зрения развития личности: это поможет педагогам принять меры на усиление положительного и на ослабление отрицательного.

5. Системообразующая функция. Требование научности при проведении педагогического мониторинга предусматривает, прежде всего, его организацию и проведение на основе системного подхода. С этих позиций педагогический мониторинг выступает как сложная, поэтапно-организованная система, основной задачей которой является слежение за состоянием развития педагогического процесса с целью определения и оптимального выбора его целей и задач, а также средств и методов их решения. Педагогический мониторинг не только способствует определению состояния образовательного процесса на данном промежутке времени, но и создает предпосылки к его совершенствованию на основе прогнозирования дальнейших тенденций его развития и внесения соответствующих корректив.

Мониторинг можно представить в качестве системы, состоящей из следующих технологических этапов работы с информацией:

1. Выбор системной структуры педагогического мониторинга;

2. Процедура сбора информации;

3. Обработка, визуализация и анализ результатов;

4. Обобщение и распространение информации.

Все элементы педагогического мониторинга структурно и функционально связаны между собой и представляют единую систему. Выпадение любого из компонентов из системы действий педагога или делает мониторинг малоценным, или разрушает всю систему.

Результатом педагогического мониторинга могут стать не только выводы и рекомендации, сделанные на основе исследовательской информации, но и сведения об опытно-экспериментальной работе, основанной на проектировании и гипотетическом внедрении в образовательный процесс новых средств и технологий, потребителями которых становятся школьные учителя, родители, практические психологи, педагоги внешкольных учреждений, руководители школ и органов управления, проектировщики образовательных систем и др.

В качестве объектов мониторинга в системе профессионального образования могут выступать:

— процесс профессионального образования,

— академическая успеваемость обучаемых,

— учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых,

— развитие личности обучаемых,

— становление учебной группы,

— профессиональная деятельность преподавателя,

— становление педагогического коллектива и пр.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга ставят специфические цели и задачи, связанные с его реализацией на практике.

Выбранный вид мониторинга позволяет получить информацию о характеристиках, структуре, развитии учебной и учебно-профессиональной деятельности обучаемых, об изменениях субъекта этой деятельности (личности обучаемого) и т.д.

Изучение и обобщение педагогического опыта учителей направлены на анализ состояния практики, выявление узких мест и конфликтов, элементов нового в деятельности педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Объектом изучения может быть массовый педагогический опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (обнаружение характерных недостатков и ошибок), передовой опыт.

M. H. Скаткин выделяет два вида передового опыта — педагогическое мастерство и новаторство. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки. Новаторство определяет собственные метод, находки, новое содержание.

Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдений, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводятся классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон образовательного процесса, выявление внутренних закономерностей достижения успеха в обучении (воспитании). От описания опыта необходимо переходить к его анализу, выявлению типичного в деятельности учителя-новатора.

Критериями передового педагогического опыта, по мнению В.И. Загвязинского, могут быть: новизна, высокая результативность и эффективность деятельности педагога, соответствие современным достижениям педагогики и методики обучения, стабильность и возможность творческого применения др. педагогами, оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе.

Внедрение передового педагогического опыта в практику происходит через базовые и экспериментальные школы, шефство педагогов-мастеров, а также путём его изучения и обобщения.

Комплексным методом педагогического исследования является эксперимент, позволяющий получить новые знания о причинно- следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами за счёт планомерного манипулирования одним или несколькими переменными факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы.

Эксперимент(от лат. experimentum — опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В психолого-педагогическом исследовании эксперимент направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. В отличие от наблюдения, когда исследователь пассивно ждёт проявления интересующих его процессов, в эксперименте он создаёт необходимые для их возникновения условия. Существенная черта эксперимента — строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций (независимая переменная) и регистрация тех изменений, которые связаны с действием этого фактора (зависимая переменная). Поскольку в педагогике и психологии абсолютная изоляция фактора невозможна, выделение его осуществляется обычно подбором и сравнительным изучением двух ситуаций, двух групп испытуемых и т. д., в одной из которых данный фактор налицо, а в другой отсутствует, или в одной он действует в заведомо слабой степени, а в другой — в заведомо сильной.

Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его действием. Чаще всего в психолого-педагогическом эксперименте имеют дело с двумя группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в которой он отсутствует. Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, даёт возможность находить наиболее рациональные приёмы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Напр., меняя условия заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминаниебудет наиболее быстрым, прочным и точным. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

Эксперименты различаются по форме проведения, количеству переменных, целям и характеру организации исследования.

По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента — лабораторный и естественный.

Лабораторныйэксперимент проводится в специально организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, напр. быстроту реакции человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надёжные показатели при строго определённых условиях. Более ограниченное применение имеет лабораторный эксперимент при исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с другой — известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности. Исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественных жизненных обстоятельствах. Искусственность экспериментальной обстановки является существенным недостатком данного метода. Она может повлечь нарушение естественного хода исследуемых процессов. Напр., запоминая важный и интересный учебный материал, ученик достигает иных результатов, чем когда ему предлагается в необычных условиях запомнить экспериментальный материал, непосредственно не представляющий для ребёнка интереса. Поэтому лабораторный эксперимент должен быть тщательно организован и по возможности сочетаться с другими, более естественными методиками. Данные лабораторного эксперимента представляют в основном теоретическую ценность; выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями.

Указанные недостатки лабораторного эксперимента в некоторой мере устраняются при организации естественногоэксперимента. Впервые этот метод был предложен в 1910 А. Ф. Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, напр. учебных занятий или игры. Зачастую созданная экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность их поведения. В других случаях (например, при изменении методики преподавания, школьного оборудования, режима дня и т. п.) экспериментальная ситуация создаётся открыто, таким образом, что сами испытуемые делаются участниками её создания. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых. Существенным недостатком естественного эксперимента является неизбежное наличие неконтролируемых помех, т. е. факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено.

По числу изучаемых переменных различают одномерный и многомерный эксперимент. Одномерныйэксперимент предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном эксперименте. В естественном эксперименте утверждается идея изучения явлений не изолированно, а в их взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому здесь, чаще всего, реализуется многомерныйэксперимент. Он требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, её динамики под влиянием обучения и воспитания являются основной целью многомерного эксперимента.

По целям различают констатирующий и формирующий эксперимент. Цель констатирующегоэксперимента — измерение наличного уровня развития (например, уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т. п.). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.

Формирующий(преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру. Формирующий эксперимент широко используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм образовательного процесса. Теоретической основой формирующего эксперимента является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии.

Результаты экспериментального исследования часто представляют собой не выявленную закономерность, устойчивую зависимость, а ряд более или менее полно зафиксированных эмпирических фактов. Таковы, например, полученные в результате эксперимента описания игровой деятельности детей, экспериментальные данные о влиянии на какую-либо деятельность такого фактора, как присутствие других людей, и связанный с этим мотив соревнования. Эти данные, носящие часто описательный характер, не дают ещё психологического механизма явлений и представляют лишь более определённый материал, сужающий дальнейшую сферу поиска. Поэтому результаты эксперимента в педагогике и психологии нередко следует рассматривать как промежуточный материал и исходную основу для дальнейшей исследовательской работы.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Методы опроса | Диплом по психологии

Методы опроса относятся к эмпирическим методам (методам сбора психологических данных) психологии наряду с методом наблюдения и психометрическими методами.

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Виды интервью

Существуют следующие виды интервью:

  1. Стандартизованное – это интервью, проводимое строго по опроснику без отклонений в формулировке вопросов и без дополнительных разъяснений по каждому вопросу. Стандартизованное интервью по сути не отличается от зачитываемой вслух анкеты. Преимуществами стандартизованного интервью являются сопоставимость и сравнимость полученных в ходе интервьюирования результатов, низкое количество ошибок. Этот вид интервью не требует специальной подготовки интервьюера и позволяет опросить большое количество людей. К недостаткам стандартизованного интервью относится возможность недопонимания вопросов, содержащихся в интервью.
  2. Нестандартизованное интервью так же имеет план, но по форме проведения напоминает свободную беседу. Этот вид интервью включает вариативность в формулировках, уточнения, разъяснения и подробные ответы респондентов. К преимуществам нестандартизованного интервью можно отнести большее понимание вопросов респондентом и взаимопонимание между интервьюером и респондентом. Получаемая информация отличается глубиной и содержательностью. Отрицательные стороны данного метода – это трудоемкость в обработке, трудности сравнения ответов различных респондентов и, как следствие, малый объем выборки респондентов.
  3. Полустандартизованное интервью занимает промежуточное положение между первым и вторым видами интервью. Часть такого интервью носит стандартизованный характер, часть – нестандартизованный.

Различают также индивидуальное и групповое интервью.

Требования к методам опроса

Методы опроса стандартизуются и предусматривают получение количественных показателей, поэтому их нужно оценивать по тем же психометрическим стандартам надежности и валидности, которые применяют ко всем тестам. Надежность – это степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения. Валидность – это показатель точности, с которой та или иная методика измеряет то, для измерения чего она предназначена.

Надежность анкеты или интервью проявляется при  анализе содержания вопросов: они должны отражать особенности изучаемого явления. Явление можно изучать на разных уровнях анализа в зависимости от его особенностей и целей данного конкретного явления.

Требования к процедуре опроса

Процедура анкетирования и интервьюирования должна соответствовать следующим требованиям:

  • Создание одинаковых условий для всех респондентов;
  • Нейтрализация влияния личности экспериментатора;
  • Соответствие этическим нормам (принцип добровольности, конфиденциальности, ненанесения ущерба, компетентности, беспристрастности).

Требования к вопросам анкеты и интервью

Существуют определенные правила формулировки вопросов в анкетах и интервью. Вопросы должны быть информативны, логически отдельны, не шаблонны. Содержание вопроса не должно выходить за пределы компетентности респондентов, если оно может быть незнакомо респондентам, то требуется пояснение. Необходимо пользоваться понятной, однозначной терминологией, вопросы должны быть конкретны. Необходимо следить за тем, не вызывает ли вопрос отрицательных эмоциональных ассоциаций, не повлияет ли он на настроение и желание респондента отвечать. Вопросы должны быть приемлемы в моральном и личностном плане. Особенно важно проследить, не является ли вопрос тенденциозным, т.е. не внушает ли вопрос определенный ответ.

Требования к анализу и интерпретации результатов опроса

При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие.

Требования к анкетированию

Для повышения эффективности анкетирования необходимо создать установку респондентов на внимательные и искренние ответы. Подобная установка создается при помощи внешнего вида опросника (шрифт, наличие рисунка, бумага, цвет шрифта и фона и т.п.) и наличия обращения к респондентам в начале анкеты. Обращение должно содержать информацию о том, кто, с какой целью проводит данное анкетирование, как будут использованы результаты, гарантируется ли анонимность, как отвечать на вопросы (инструкция). Кроме того, обращение должно включать благодарность за участие и призыв отвечать честно, искренне и без пропусков.

Требования к интервьюированию

Эффективность интервью зависит, во-первых, от успешности психологического контакта между интервьюером и респондентом. Степень откровенности и искренности респондента обусловлена именно успешностью психологического контакта, а успешность контакта, в свою очередь, связана с совпадением качеств интервьюера и респондента, прежде всего, возраста и образования того и другого. Кроме того, желательно, чтобы интервьюер владел искусством общения: умело входил в контакт и выстраивал беседу с респондентом.

Во-вторых, эффективность интервью определяется отсутствием влияния других людей или посторонних раздражителей на респондента и интервьюера в процессе интервью. В том числе предполагается наличие нейтрального интерьера и отсутствия в нем амбициозности, негативно влияющей на психологическое состояние, а, следовательно, и на эффективность процесса.

В-третьих, в интервью должен быть правильно выбран темп диалога, в нем не должно быть больших пауз, и необходимо правильно подбирать слова. Адекватное поведение интервьюера, его владение техникой слушания отражаются на результате интервьюирования.

Значение методов опроса

Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

См.также: Психодиагностические опросники и тесты

 

 

Метод опроса

В социально-психологических исследованиях особое место занимает метод опроса.

Опрос различных общественных слоев населения дает возможность составлять прогнозы в разных областях деятельности человека. Ответы респондентов рассматриваются как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах.

Носитель информации при анкетировании имеет возможность дать на них письменный ответ без экспериментатора, в то время как опрос представляет собой акт непосредственного общения. При этом достаточно большую роль играют не только умело и четко поставленные вопросы, но и межличностные отношения, устанавливаемые в процессе беседы.

Исследователь, после формулировки исходной гипотезы, определяет те факторы, которые собирается изучить и, исходя из целей и задач, обдумывает систему вопросов. При этом первоначальные сведения о респонденте – возраст, уровень образования – являются важными.

По виду методы опроса бывают стандартизированные и не стандартизированные:

  • Стандартизированные опросы рассматриваются как строгие опросы. Они дают общее представление об исследуемой проблеме;
  • Не стандартизированные опросы в сравнении с первыми, менее строгие, без жестких рамок и позволяют, в зависимости от реакции респондентов на вопросы, варьировать поведение исследователя.

При составлении вопросов существуют определенные правила:

  1. Вопросы должны быть логичными и отдельными;
  2. Специальная, специфичная терминология не должна употребляться;
  3. Каждый вопрос должен быть краток;
  4. Каждый вопрос должен быть конкретен;
  5. Вопросы не должны содержать подсказку;
  6. Предотвращение в формулировке вопроса возможности получения шаблонных ответов;
  7. Язык вопроса не должен вызывать отторжение, например, не быть слишком экспрессивным;
  8. Вопросы внушающего характера недопустимы.

В опрос могут быть включены вопросы как закрытые, так и открытые, что будет зависеть от характера исследования. В закрытых вопросах предоставляется выбор ответа из нескольких пунктов, а на открытые вопросы респондент должен дать распространенный ответ. В первом случае недостатком будет вероятность невнимательного и необдуманного ответа, т.н. «автоматизм» в заполнении. Следствием является в этом случае искажение результатов тестирования.

Открытые вопросы, когда ответы даются в свободной форме, дают более точные результаты, но усложняют их обработку.

Существуют разные методы опроса, среди них:

  • Анкетирование;
  • Личностные тесты;
  • Метод лестницы;
  • Метод интервью.

Данные методы дают возможность быстро разобраться в интересующей проблеме и использовать в дальнейшем эти знания.

Критерии классификации опросов

Существуют определенные критерии, по которым все опросы можно классифицировать:

  • По способу получения информации, её интерпретации. По этому критерию существует:
  1. Анкетный опрос, который в виде анкеты вручается респонденту для заполнения;
  2. Социологическое интервью. Это наиболее гибкая форма работы с респондентом. В основании лежит очная или заочная (по телефону) беседа с респондентом по заданной проблеме;
  3. Экспертный опрос. В данном случае в качестве респондентов выступают эксперты.
  • По степени охвата генеральной совокупности:
    1. Сплошные опросы, охватывающие всю генеральную совокупность;
    2. Выборочные опросы. В данной ситуации опросом охватывается часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки.
  • По процедуре проведения выделяются:
    1. Индивидуальные опросы, они всегда проходят один на один в индивидуально-личностной форме;
    2. Групповые опросы, как правило, проходят с несколькими респондентами, иногда с целой группой.
  • По форме проведения опросы бывают:
    1. Устные;
    2. Письменные.
  • По способу коммуникации респондента и социолога:
    1. Контактные опросы, основанные непосредственно на личном контакте в процессе проведения опроса;
    2. Бесконтактные опросы.
  • По частоте проведения опросов:
    1. Разовые опросы населения по какой-либо проблеме;
    2. Повторные опросы.

    Основные методы опроса

    Известно, что опрос может проводиться в различной форме – анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос. Подробнее рассмотрим метод экспертного опроса.

    Метод экспертного опроса

    Под методом экспертного опроса понимается совокупность различных методов, приемов, техник, процедур. Выделяются следующие процедуры:

    • Обычный опрос, который предполагает проведение разового анонимного опроса. Это наиболее легкий опрос, как в организационном, так и экономическом отношении;
    • Многоступенчатый опрос. Задача экспертов здесь уже усложняется, потому что многоступенчатость вводится для того, чтобы на каждом последующем этапе эксперты решали более сложные задачи. Организовать многоступенчатый опрос можно по-разному, от общих вопросов к более конкретным вопросам или наоборот. В конце эксперты делают обобщения, используя метод «пирамиды».
    • Основным методом опроса в силу специфики экспертной аудитории, становится анкета, заполняемая экспертом, а не интервью. В анкете чаще используют открытые вопросы, позволяющие установить творческий потенциал эксперта и высказать оригинальную точку зрения;

    • Заочный и очный экспертный опрос. К заочному опросу относят письменный опрос, анкетирование, метод независимых характеристик, дельфийскую технику. Опрос связан с организационными трудностями, которые проявляются в низком уровне возврата анкет. Очным опросом является интервью, совещание, исследовательская беседа, «мозговая атака»;
    • Формализованный опрос экспертов. Это обычное анкетирование по вопросам, сформулированным как в открытой, так и в закрытой форме. От письменного сбора мнений его отличают цели, задачи и содержание. Анализ данных обычно статистический;
    • Метод независимых характеристик. Он дает обобщенную оценку одного явления, а информация о нем поступает из разных источников. На начальном этапе разные мнения сравниваются и сопоставляются. На втором этапе, с помощью математико-статистических процедур, происходит их обработка и сопоставление. Достоверные выводы формулируются на заключительном третьем этапе;
    • «Дельфийская техника». Это самая распространенная процедура проведения экспертного опроса. Опрос экспертов происходит в несколько туров, обработка результатов каждого тура, информирование о результатах и повторение такой же процедуры:
    1. Первый тур – ответы без аргументации. Выделение крайних и средних суждений после обработки и сообщение экспертам;
    2. Повторное обращение к оценкам опрашиваемых экспертов, чтобы пересмотреть свои взгляды и суждения, т.к. у них было время на размышление. После этого тура новые оценки тоже обрабатываются, крайние и средние мнения обобщаются, итоги снова докладываются экспертам. Такое повторение идет 3-4 раза. Как показала практика, после четвертого тура мнение экспертов уже не меняется. В результате вырабатывается согласованная оценка.

    Общую оценку методом «Дельфы» выводит не математика и статистика, а сами люди;

  • Метод «мозговой атаки» – наиболее известный метод коллективного принятия творческих решений. Метод представляет собой неструктурированный, свободный процесс генерирования собственных идей вокруг заданной темы. Разработан и описан он был в 1938 г. американским психологом А.Ф. Осборном.
  • Методы опроса

    Методы опроса– это методы, предполагающие ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. В зависимости от цели исследования, от привлекаемого к опросу круга лиц, от лимита времени и технических возможностей методы опроса бывают:

    • письменными (анкетирование), когда вопросы задаются на бумажном носителе или в электронном виде;

    • устными, когда вопросы ставятся устно.

    Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса – анкетирование.

    Анкетирование.Одним из наиболее применяемых видов письменного опроса является анкетирование. Анкетный опрос – это такой вид письменного опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи анкет или опросных листов. Основные компоненты анкетного опроса следующие:исследователь, анкета (или опросный лист) иреспондент (опрашиваемый).

    Независимо от целей опроса его успех во многом зависит от качества вопросов. Анкета заполняется респондентом самостоятельно и поэтому должна быть предельно ясна респонденту. В противном случае будут получаться недостоверные результаты. Так, наличие наводящих вопросов часто предопределяет характер ответов и делает их недостоверными. Не следует задавать вопросы, непонятные испытуемому. Для некоторых из них может быть непонятным, например, такой вопрос: «Как велика у вас скорость зрительного восприятия?» Однако этот же вопрос можно выяснить, спросив: «Всегда ли вы успеваете прочесть надписи на экране в кино?»

    Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме. По форме вопросы бывают: закрытые, открытые, полузакрытые, прямые и косвенные.

    В закрытых вопросах респонденту предлагаются варианты ответов и представляется выбор одного или несколько ответов. Закрытые вопросы подразделяются на вопросы типа «да-нет», альтернативные и «вопросы-меню».

    Открытые вопросы – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов и он может ответить так, как пожелает. Например, отвечая на вопрос «Что Вас привлекает в Вашей работе?», респондент указывает основные привлекательные для себя факторы.

    Полузакрытые вопросы – это такие вопросы, когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще». Например: «Сообщите, пожалуйста, Ваши мотивы выбора профессии психолога» (нужное подчеркнуть). Респондент подчеркивает выбранный им ответ.

    Прямой вопрос – это вопрос, позволяющий получить прямую информацию от респондента, например: «Удовлетворены ли Вы своей работой?»

    Косвенные вопросы – это вопросы, позволяющие получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. С их помощью получается информация, которую трудно получить путем прямых вопросов.

    Время заполнения анкет зависит от сложности вопросов и от их количества. Количество вопросов должно быть в пределах разумного. Содержание анкеты по качеству и количеству вопросов часто характеризует профессиональную подготовку исследователей.

    В случае необходимости анкеты обеспечивают полную анонимность получаемой информации, позволяют лучше исследовать темы, особенно имеющие большую личную значимость.

    Хорошо разработанная анкета – необходимое, но недостаточное условие для успешного проведения исследования. Результат исследования зависит от многих других факторов, в том числе от обоснованности репрезентативной выборки и умения исследователя установить психологический контакт с респондентами.

    Обладая рядом преимуществ, недостатком анкетирования является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на все вопросы и изменить в ходе исследования их содержание. Из-за этого анкетирование обладает меньшими возможностями, чем, например, устная беседа. Вместе с тем его преимущество состоит в том, что оно позволяет одновременно опросить большой круг лиц. Кроме того, можно формализовать полученные ответы, а это позволяет механизировать и автоматизировать обработку данных.

    Устный опрос,как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.

    Устный опрос бывает двух видов: метод беседыиметод интервью.

    Метод беседы. Психологи широко используютметод беседы, который является одним из вариантов устного опроса. Метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

    Правильное применение метода беседы предполагает установление исследователем хорошего контакта с испытуемым.

    Метод беседы является достаточно универсальным и может применяться на разных стадиях исследования, как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода может дать весьма ценные результаты. Так, беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях, степени усвоения им учебного материала и т. д.

    Специфическим видом беседы является беседа как «введение в эксперимент», т.е. привлечение к сотрудничеству, а также «экспериментальная беседа», в ходе которой проверяются рабочие гипотезы.

    Преимущество беседы перед анкетным методом состоит в том, что при беседе можно выяснить непонятные вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят испытуемым недостаточно правильно. Беседу проводят как с высококвалифицированными специалистами для выяснения секретов их мастерства, анализа и обобщения передового опыта, так и с менее квалифицированными специалистами для выяснения тех трудностей, с которыми они встречаются в процессе производственной деятельности.

    Необходимо отметить, что схема опроса будет различной в зависимости от его целей. Так, например, если опрос проводится в целях профессионального отбора, то содержание вопросов должно быть направлено на выявление степени развитости требуемых для данной профессии качеств личности.

    При проведении беседы важно уметь слушать собеседника. Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника – один из критериев коммуникабельности человека. Известно, например, что не более 10 % людей умеют выслушать собеседника, в то время как для установления контакта роль слушателя очень важна. Так, в ситуациях публичных выступлений (лекция, доклад) обычный слушатель достигает только 25-процентного уровня эффективности слушания.

    Основными недостатками при слушании является бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость, заключающаяся в неумении устанавливать связи между содержанием сообщения и фактами реальной жизни. Низкая эффективность при восприятии устной речи может также часто зависеть не только от самого слушателя, но и от собеседника. Однако доминирующим фактором является готовность и желание слушать, что, в свою очередь, определяется отношением слушателя, его интересами, мотивами и эмоциональным состоянием.

    Интервью.Одной из разновидностей беседы являетсяинтервью– беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

    В истории интервью можно выделить три основных этапа развития. Первый этап– это применение интервью в области психотерапии и психотехники, что привело впоследствии к созданию психологических консультаций.Второй – использование интервью в конкретных социологических и социально-психологических исследованиях, где впервые встали вопросы достоверности получаемой информации. Современный,третий этапотличается использованием интервью как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, а уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

    Метод интервью в психологии отличается от применяемого, например, в социологии. Иногда вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Такой подход годится только на первой стадии исследования, в первую очередь для первичной ориентировки в проблеме. Вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, могут дать наиболее ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.

    Метод экспертных оценок широко применяют в психологии, в частности в психологии личности. К этому методу исследователи часто обращаются: во-первых, на начальном этапе исследования при определении проблемы и целей исследования и, во-вторых, на заключительном этапе как к одному из способов контроля и проверки полученной информации. Метод экспертных оценок эффективен при исследованиях настроений, отношений в коллективе и психологического климата. Основными этапами данного метода являются: подбор экспертов, проверка опроса экспертов, обработка результатов исследования. Экспертный опрос может быть как анонимным, так и не анонимным.

    Один из наиболее ответственных моментов – подбор экспертов. К работе в качестве экспертов обычно привлекают авторитетных членов коллектива, руководителей, неформальных лидеров, компетентных в исследуемой области крупных специалистов, людей с большим стажем работы в данной области. В качестве экспертов могут также выступать компетентные лица: воспитатели детских садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера на производстве, квалифицированные специалисты и т.д. При этом они должны как хорошо знать испытуемых, так и успешно владеть наблюдаемым процессом.

    Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя, а не эксперта.

    Метод опроса — это… Что такое Метод опроса?

    Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

    Общие сведения

    Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

    Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

    При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

    Виды опросов

    Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

    Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

    • Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
    • Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

    Одними из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов являются телефонный[1] или интернет-опрос.

    Вопросы

    Правила составления вопросов

    • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.
    • Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
    • Вопросы должны быть краткими.
    • При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
    • Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
    • Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
    • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
    • Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
    • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
    • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

    Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

    • Закрытые — открытые
      • Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
      • Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
    • Субъективные — проективные
      • Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
      • Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

    По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0
    • Ильясов Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. — 2011. — № 3. — С. 112-116.

    Фронтальный опрос: способы проведения

    Система образования призвана не только дать нашим детям определенный набор знаний, но и рассчитана на контроль за их усвоением. Без должного контроля, заключающегося в разных методиках и системах, педагогика не может существовать. Ведь только с помощью разных способов учитель может убедиться, насколько усвоены детьми умения и навыки и определить, можно ли переходить к следующему блоку знаний. На сегодняшний день разработано множество методик и форм проведения контроля. Одной из них является фронтальный опрос, о котором мы и поговорим сегодня.

    фронтальный опрос

    Углубимся в терминологию

    Для педагогов со стажем фронтальная форма опроса является одной из самых любимых и применяемых на уроках по разным дисциплинам. Причинами такой любви являются широкие возможности, которые дает данная форма контроля. Ведь она позволяет за несколько минут одновременно оценить знания целой группы учеников. Это могут быть выборочные несколько человек или класс полностью, но в любом случае педагог получит необходимую информацию и сможет на ее основе скорректировать дальнейшее течение урока.

    Если говорить максимально кратко, то фронтальный опрос в педагогике – это форма контроля знаний и умений, направленная на опрос большой группы учащихся. Эта система позволяет в кратчайшие сроки получить результат, но одновременно не дает понимания о глубине знаний.

    Текущий опрос: базовый вид опроса учащихся

    Когда мы говорим о системе фронтального опроса, то стоит отметить, что она является частью текущего опроса. А он в свою очередь представляет собой основной вид, позволяющий осуществлять систематический контроль за знаниями учащихся на любом этапе обучения. Педагоги утверждают, что именно текущий опрос дает возможность отработать и закрепить материал, а также выявить и заполнить образовавшиеся пробелы.

    Особенностями этого процесса считаются несколько факторов:

    • в качестве заключения всегда делаются выводы и обобщения;
    • в работе участвует вся группа, каждый член которой сможет поделиться своими знаниями;
    • происходит развитие речи учащихся.

    Текущий опрос проводится двумя известными способами. Самым популярным из них считается фронтальный опрос. В данном контексте он воспринимается как контрольная проверка не только знаний, но и выявление степени их усвоения. Еще раз повторимся, что в процесс оказываются вовлеченными практически все ученики одной группы.

    фронтальная форма опроса

    Достоинства данного способа контроля

    Каждый педагог с легкостью назовет массу преимуществ фронтального опроса. Мы тоже не могли не отметить их в нашей статье. Мы выделили пять достоинств этого способа:

    • экономит время, позволяя охватить за короткий промежуток максимальное количество учащихся;
    • происходит отработка навыка лаконичного и точного ответа;
    • дает возможность выделить из всей темы главное и запомнить эти моменты;
    • учит отвечать по плану, обосновывая каждое утверждение последовательным изложением фактов;
    • вовлеченность в групповую работу держит в напряжении всех учащихся.

    Благодаря фронтальному опросу педагог может выполнять множество задач. К примеру, проверить выполнение домашних заданий, степень восприятия нового материала, готовность к усвоению нового блока знаний и так далее.

    Недостатки одновременного группового опроса

    Фронтальный опрос на уроке – это уникальная возможность занять большую группу учащихся и провести текущий контроль. Однако несмотря на обилие плюсов данная система имеет и свои ярко выраженные недостатки. Конечно, педагоги отлично осведомлены о них, но все же считают методику действенной и продолжают активно использовать ее. К существенным недостаткам фронтального опроса относятся следующие моменты:

    • краткие ответы не дают возможности отработать навык развернутого ответа;
    • групповая работа не позволяет одному учащемуся проработать переход от одной мысли к другой, что используется в сложных темах;
    • глубина знаний остается скрытой для педагога, который отмечает только поверхностное усвоение темы;
    • данная форма контроля не развивают логическую и языковую культуру.

    Для того чтобы снизить негативное влияние фронтального опроса, в методике преподавания присутствуют рекомендации по периодическому его применению. То есть в своей работе учитель должен использовать все известные виды контроля знаний, умений и навыков.

    фронтальный устный опрос

    Виды фронтального опроса

    Так как данный способ проверки считается базовым, то он подразумевает два вида. К ним относятся устный и письменный фронтальные опросы. Каждый из видов имеет свою характеристику и отличительные черты.

    Именно описанию упомянутых категорий и будут посвящены наши следующие разделы.

    Устный опрос: определение

    К данной категории относится метод контроля, дающий возможность выполнить несколько задач одновременно. Благодаря прямому взаимодействию между учителем и учеником первый не только опрашивает и производит оценку проверяемых знаний, но и корректирует ответы, направляет, а также исправляет ошибки. В подобном диалоге происходит закрепление пройденного материала.

    Исходя из всего вышесказанного, педагоги довольно часто используют данную форму в своей работе, считая ее максимально эффективной.

    виды фронтального опроса

    Плюсы и минусы фронтального опроса

    Перед тем как применять этот метод контроля знаний, умений и навыков, необходимо четко понимать все его достоинства и недостатки. К плюсам методисты относят следующие характеристики:

    • гибкость и быстрота;
    • возможность поддерживать контакт с целой группой учащихся, заполняя пробелы в знаниях одновременно с их выявлением;
    • способствует развитию всех видов устной речи;
    • помощь в преодолении страх выступлений перед аудиторией;
    • наработка навыков взаимодействия в быстром темпе.

    Однако не стоит упускать из виду и недостатки устного опроса учащихся. Хочется уточнить, что их немного, но все же педагог должен быть осведомлен о них:

    • невозможность провести проверку без тщательной подготовки учеников и учащихся;
    • часто группа просто подчиняется авторитету педагога;
    • из-за неопытности некоторых учителей часть группы остается вне активной работы;
    • занимает значительный промежуток времени.

    В целом сами педагоги считают, что устный метод контроля идеально подходит опытным учителям и требует определенных навыков. Однако он полностью оправдывает себя и дает хорошие результаты. Доказано, что в классах, где часто проводятся групповые устные опросы, учащиеся лучше готовятся по предметам и имеют более высокую успеваемость.

    Приемы устного опроса: кратко

    Мы уже упоминали выше, что фронтальный опрос может быть устным и письменным. Однако, говоря на эту тему, нельзя не упомянуть и об устном индивидуальном опросе, который тоже часто применяется педагогами.

    Фронтальный и индивидуальный опросы схожи только в одном – в обоих случаях ученики дают устные ответы на вопросы учителя. Однако в первом случае выясняются знания группы, а во втором – отдельных учащихся. Интересно, что существует методика последовательного контроля обоими способами.

    фронтальный и индивидуальный опрос

    Приемы проведения фронтального опроса

    Фронтальный устный опрос можно проводить разными способами. Из них педагоги обычно выделяют пять вариантов, о которых мы сейчас подробно расскажем:

    1. Светофор. Данный способ обычно используют в начальной школе, когда учеников еще довольно сложно организовать. Учитель готовит на каждого учащегося по две карточки (зеленая и красная). После заданного вопроса, если дети знают ответ, то они поднимают зеленую карточку, а в ином случае – красную. Подобный фронтальный опрос хорош при проверке домашних заданий и в качестве контроля после объяснения новой темы.
    2. Цепочка. Прием строится на необходимости группы дать развернутый ответ на поставленный вопрос. При этом каждый следующий ученик озвучивает дополнения не повторяясь.
    3. Тихий. Если в процессе объяснения нового материала тема оказалась непонятой некоторой группой учеников, то педагог проводит работу только с ними, задавая вопросы и выявляя сложные моменты, пока основная часть коллектива занята выполнением иных заданий.
    4. Программируемый. Фронтальный опрос этого типа часто называют «устным тестом». Наряду с вопросом дается несколько вариантов ответов, что заставляет ученика более прочно закрепить пройденный материал.
    5. Взаимоопрос. Перед контрольными работами педагоги часто используют этот вид фронтального опроса. Его суть заключается в том, что учитель дает вектор направления, а учащиеся опрашивают друг друга сами. Подобный контроль не занимает много времени.

    Отличительной чертой всех перечисленных способов является поисковый характер вопросов. Они должны побуждать группу искать ответы и активизировать тем самым свои мыслительные процессы.

    фронтальный опрос на уроке это

    Письменные опросы: плюсы и минусы

    Письменный фронтальный опрос считается более легкой формой контроля. Он оставляет возможность сосредоточиться и поменять очередность ответов на вопросы. Из плюсов этой методики выделяют:

    • отсутствие давления авторитета учителя;
    • обеспечивает глубокий контроль;
    • позволяет произвести контроль теоретических и практических навыков одновременно.

    К недостаткам относят значительное время, затраченное на выполнение и проверку заданий.

    Чаще всего письменный фронтальный опрос проводится в форме диктанта или проверочной работы. В последние годы педагоги часто используют и новые приемы. К ним можно отнести блиц-опросы (ученики письменно отвечают на несколько заданных учителем вопросов), тестирование и фактологический диктант (каждый учащийся получает на листе пять-шесть вопросов, на которые должен ответить за заданный интервал времени).

    Методисты советуют педагогам чередовать устные и письменные фронтальные опросы для того, чтобы в полной мере контролировать процесс усвоения знаний каждым учащимся.

    фронтальный письменный опрос

    Рекомендации по увеличению эффективности групповых опросов

    Некоторые педагоги считают фронтальные опросы не слишком результативными, однако методисты советуют придерживаться ряда рекомендаций, которые сделают работу максимально эффективной:

    • Не акцентировать внимание на одном ученике, задавая ему вопрос за вопросом. В этом случае педагог рискует потерять всю группу учащихся, которая переключит внимание на посторонние предметы.
    • Учитель должен четко контролировать количество времени, отведенное на подобный опрос. Если затянуть контроль, то его монотонность приведет к снижению работоспособности в группе.
    • Соблюдение принципа коммуникативности должно сочетаться с общим течением урока, гармонично дополняя подачу нового материала.

    Также не забывайте, что фронтальный опрос должен вестись в очень быстром темпе, а вопрос задается ранее, чем называется фамилия ученика.

    Статья на тему «Опрос как средство обучения»

    Опрос как средство обучения

    Некоторые учителя и методисты предлагают резко сократить опрос, ограничиваясь в основном итоговым опрашиванием. Согласиться с таким предложением нельзя. Опыт показывает, что при редком опрашивании ученики перестают готовиться к урокам, запускают материал. В процессе опроса знания закрепляются, развиваются речь и мышление. Опрос – это первая проверка знаний, важнейший вид упражнений.

    В чем же конкретное значение опроса?

    Психология ребенка такова, что он еще не в состоянии учиться ради познания. Ребенок будет стараться учиться только в том случае, если он знает и на практике убедился, что за его работой следят, ее направляют, замечают его старания и рост. При плохом контроле исчезает интерес к учению. Ученик перестает стараться, регулярно готовить уроки.

    Ничто так ясно и прочно не усваивается, как тот материал, по которому ответил. И наоборот, ничего так быстро не забывается, как тот раздел, который не был своевременно закреплен опросом.

    Но глубоко неправильно мнение, что учитель должен дать ученику все знания в готовом, окончательном виде, что ученику нужно только заучить сказанное учителем и прочитанное в учебнике. От такого учения мало пользы.

    Важно воспитать у учащегося потребность самим двигаться вперед в познании.

    Задача учителя – найти и развить такие формы учебной работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили роль самостоятельной деятельности учащихся во всем процессе учебной работы.

    Эффективность и качество работы ученика на уроке тем выше, чем лучше организована и обеспечена его самостоятельная познавательная деятельность в ходе опроса. Вот почему так важно, чтобы уже на уроке в процессе опроса интенсивно формировался у школьника «инструмент мышления».

    ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ОПРОСУ УЧАЩИХСЯ

    Хороший урок – всегда цельный урок, все части которого с одинаковой силой способствуют обучению и воспитанию учащихся. Глубоко ошибочно мнение, что только объяснение является полноценной частью урока. Если опрос проходит плохо, то можно смело сказать, что и восприятие нового материала будет неполным, урок в целом пройдет на низком методическом уровне.

    Очень важно сформулировать вопрос. Вопрос – это форма требования учителя. Где нет вопроса – нет учителя.

    Основными положениями, которыми следует пользоваться учителю при составлении вопросов, должны быть следующие:

    1. Вопрос должен быть предельно ясен, посилен возрасту и не требовать дополнительных разъяснений.

    2. Вопросы должны касаться основных решающих моментов темы, чтобы ответ способствовал запоминанию важнейших разделов программы, помогая ученику проникать в сущность изученных явлений.

    3. Крайне важно, чтобы вопрос как можно чаще требовал мышления.

    Крайне полезно предварительно намечать тех учеников, которых нужно вызвать на уроке. Это важно для того, чтобы:

    1. Каждый урок отвечали и сильные, и слабые ученики;

    2. Подготовить вопрос с учетом индивидуальных качеств ученика

    3. Равномерно распределить учащихся во времени (одни ученики нуждаются особенно в частом контроле, другие могут опрашиваться реже)

    Таким образом, идя на урок, учитель должен ясно представлять цели урока, объем того материала, который будет отработан в ходе опроса, он обязан знать, какие вопросы будут заданы и кто из учеников будет отвечать. Вместе с тем следует учитывать, что возможны варианты и неожиданности, потому что все запрограммировать невозможно.

    ВИДЫ И СПОСОБЫ ОПРОСА.

    Различают два вида опроса: текущий опрос, связанный с проверкой усвоения и закрепления материала и обобщающий опрос – опрос, подводящий итоги работы по текущей теме, связанный с повторением и углубленным обобщением пройденного материала.

    Можно с уверенностью сказать: в основном в сознании учащихся остается именно тот материал, который закреплен в процессе текущего опроса.

    Каковы особенности текущего опроса?

    1. Учащиеся отвечают, как правило, еще неуверенно, неполно, их речь бледнее обычного, не все положения подтверждаются примерами, многое упускается, не всегда делаются выводы и обобщения.

    2. Преподаватель не ограничивается выслушиванием ответа. Он привлекает к работе всю группу и с ее помощью дополняет, уточняет, делает выводы и обобщения, лишний раз подчеркивает основные положения.

    3. В процессе текущего опроса ведется усиленная работа над развитием речи учащихся.

    Проводится текущий опрос различными способами.

    БЕСЕДА – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет, отрабатывает ими уже изученное.

    Проследим на примере, как используется беседа в целях контроля.

    Изучается роман Пушкина «Евгений Онегин». Вот вопросы, предложенные учителем для беседы по первой и второй главам:

    — В чем особенности воспитания Онегина? (Приведите примеры из текста)

    — Чем занимается Онегин? Прочитайте отрывки и т. д.

    Отвечая, ученики тут же читают отрывки, пользуясь текстом. В ходе беседы рассказывают многие идейные и художественные особенности первых глав романа. Учитель вызывает учеников по своему усмотрению, вносит немало дополнений и замечаний, урок проходит активно.

    Однако беседа – лишь первый этап в системе проверки знаний учащихся. Более фундаментальным видом опроса является фронтальный опрос

    Фронтальный опрос имеет ряд положительных качеств:

    — позволяет охватить проверкой многих учащихся;

    — вырабатывает способность к краткому, но точному ответу;

    — обращает внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию;

    — отрабатывает по плану полный ответ по теме, приучая к последовательности и обоснованности изложения;

    — вовлекает всю группу, держит в напряженном внимании всех учащихся.

    Но имеются и существенные недостатки фронтального опроса:

    — ответы слишком кратки;

    — не отрабатываются переходы от одной мысли к другой, а такие переходы крайне важны при изложении сложного материала;

    Из всего этого следует, что фронтальная проверка нужна как один из методов опроса, но нельзя превращать ее в универсальный способ проверки знаний. Фронтальный опрос способствует общему развитию учащихся.

    Попытаюсь показать как эта работа проводится на уроках литературы. Разумеется, формулировки должны учитывать подготовленность класса. Так, в сильном классе, разбирая тему «Фамусовское общество», можно поставить такие вопросы:

    -Какие стороны жизни московского барства показаны в комедии «Горе от ума»?

    -В чем выражается реакционность взглядов фамусовского общества?

    В более слабом по составу классе эти же вопросы могут быть сформулированы проще:

    -Чем заполняют свое время представители московского барства? Приведите примеры из монолога Фамусова и гостей.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПРОС

    Индивидуальный опрос – самый простой и доступный способ опроса. Преподаватель ставит перед группой вопрос, одну-две минуты выжидает, чтобы все учащиеся подумали, затем вызывает кого-либо из намеченных учащихся. Учащийся ответил, учитель обращается к группе с предложением дополнить или исправить ошибку, допущенную при ответе. Выставляет оценку и ставит новый вопрос.

    Индивидуальный опрос имеет ряд преимуществ: вся группа и преподаватель слушают одного человека. Ответ устный, полный, самостоятельный.

    Но индивидуальный опрос имеет недостатки:

    — Преподаватель выделяет одного учащегося, и поэтому весьма трудно привлечь внимание всего коллектива

    — при индивидуальном опросе можно спросить лишь небольшое количество учащихся

    Самое трудное при проведении индивидуального опроса – активизировать группу, привлечь к работе всех учащихся. Для этого существует несколько приемов:

    — задают вопрос и предлагают всем учащимся составить план ответа. Затем вызывается ученик, а остальные следят по плану и после ответа дополняют;

    — учитель ставит вопрос, предлагает подумать, а затем вызывает одного учащегося отвечать, а другим дает задание фиксировать в своей тетради пробелы, неточности.

    Существуют и другие способы активизации класса во время индивидуального опроса. Приведу лишь отдельные примеры. Главное – добиться, чтобы все учащиеся во время опроса работали. Индивидуальный опрос полезен тогда, когда учащиеся уже в порядке беседы и фронтального опроса в основном отобрали материал по данному разделу. (Учительница закончила изучение образа Печорина. Отработка материала, углубление и осознание его смысла учениками произведена на предыдущем уроке при помощи фронтального опроса. На данном уроке был проведен индивидуальный опрос. Были заданы следующие вопросы: (Печорин и светское общество. В чем трагедия личности Печорина?) После каждого ответа делались нужные дополнения. Образ Печорина был прочно и глубоко усвоен, также проверено знание ранее пройденной темы. В 11 классе на дом было задано подготовить образы А.Болконского и Пьера Безухова. Учитель: Начинаю опрос. Всем открыть тетради для записей и отмечать недостатки в ответах товарищей. На вопрос «Образ А.Болконского» дать полный ответ. Разрешаю пользоваться планами, которые вы составили дома» Вызывается ученик. После ответа вносятся дополнения. За отведенные для опроса 10 минут было опрошено два человека, но весь класс работал напряженно и с интересом.

    В практике работы школы применяются различные виды и приемы в проведении индивидуального опроса.

    Во время текущей проверки знаний применяется еще так называемый комбинированный способ.

    Комбинированный опрос – это самый трудный вид опроса. В чем его сущность?

    Вызываются одновременно 3-4 учащихся. Один отвечает устно, остальные – письменно на доске или за партой на отдельном листочке (или используют перфокарту). После устных ответов учитель проверяет письменные на доске, задает по одному-два вопроса и ставит оценки.

    Посмотрим, как комбинированный опрос проводится на практике:

    Учитель задал на дом подготовить основные образы поэмы Гоголя «Мертвые души». На уроке учитель предложил следующий вопрос: «Перечислите и напишите основные черты образа Плюшкина». Ученик пишет: Черствость души, скупость, жадность, неумение вести хоз-во и т. д. Ученик сумел раскрыть типичность образа Плюшкина. Его ответ занял 3 мин.

    Во время опроса учитель должен быть активным и требовательным. Эффект опроса немного повышается, если учитель внимательно наблюдает за классом, слушает ответ, вовремя исправляет ошибки. Учитель обязан время от времени подытожить результаты опроса и делать для себя соответствующие выводы. Опрос проводится не только для учеников, он также полезен для учителя.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *