это кто? Образование, должностные обязанности и перспективы карьерного роста :: SYL.ru
Институты образования, будь то коммерческие или государственные, нуждаются в систематизировании процесса образовательной деятельности. За это отвечает отдельный сотрудник – методист. Это человек, от работы которого напрямую зависит качество обучения. Рассмотрим данную специальность более подробно в разных направлениях.
Кто такой методист?
Методист- это специалист, который выполняет ряд функций по организации педагогической и культурной деятельности. Методисты есть в каждой образовательной и воспитательной организации. Должность методиста не предполагает лишь одну теорию, работники не оставляют практику.
Обычно берут на эту должность педагогов со стажем работы не менее трёх лет. Поскольку человек, который знает работу изнутри, более полноценно понимает специфику этой деятельности.
Первейшая задача методиста — выработать план обучения таким образом, чтобы преподаватель мог ясно и грамотно преподнести информацию своим ученикам. Материал должен по смыслу подходить конкретной возрастной группе и максимально способствовать эффективности усвоения.
Образование методиста
При принятии на работу требуется наличие высшего педагогического образования. Но существуют возможность трудоустройства и со среднем специальным образованием по специальности «Педагогика». При этом кандидат должен отлично ориентироваться в делопроизводстве, знать принципы разработки методических материалов и иметь большой стаж преподавательства.
Из личных качеств приветствуется обязательность, грамотность, внимательность и усидчивость. От работы методиста зависит организация учебного процесса в целом, усвоение слушателями учебного материала.
Востребованность методиста
На бирже труда работа методистом достаточно востребована. Это объясняется тем, что в любой образовательной системе, такой как детский сад, школа, вуз, дом культуры, развивающий центр, требуется человек этой профессии. Подобную вакансию можно встретить и в медицинских организациях, крупных туристических компаниях и центрах переквалификации. Один словом, специалист в своём деле без работы не останется.
Методист в начальных образовательных учреждениях
Методистом в детском саду становится старший воспитатель, который является главным помощником заведующей в её работе. Правая рука руководителя учебной организации работает над созданием хорошей атмосферы в коллективе. Но главная задача такого сотрудника в дошкольном учреждении — контролировать работу педагогов. Он разрабатывает расписание занятий, обучающие программы, контролирует их исполнение.
Простыми словами, воспитателю, музыкальному работнику, специалисту по физической культуре, психологу и логопеду методист должен выдать официальный документ с планом обучения. В нем содержатся темы и вопросы, которые должны быть рассмотрены за определённый период, указано, сколько конкретной теме отвести часов и какой должен быть результат от обучающей деятельности.
При этом методист консультирует своих коллег, предоставляет им всю необходимую учебную литературу. Особенно это касается молодых педагогов, только закончивших университет. Достаточно часто проводятся беседы с воспитателями по новым направлениям в образовании. Для выявления плюсов и минусов в работе устраиваются открытые уроки в присутствии руководителя. Профессия методиста настолько значимая, что когда отсутствует заведующая, её обязанности временно возлагаются на него.
К подбору кандидата руководство относится очень серьёзно, как правило, человека с улицы не возьмут. Сначала необходимо доказать все свои знания и умения в должности воспитателя.
Следить за наличием игрушек, необходимых развивающих материалов также должен методист. Далее на педагогическом совете решаются возникшие по этому поводу вопросы, выбираются источники финансирования других важных направлений образовательной деятельности.
Должностные обязанности методиста детского сада достаточно разнообразны. Поэтому на эту работу принимаются воспитатели с большим стажем и значительным опытом работы. Бесценный груз знаний используется для улучшения и развития практической деятельности.
Методист в школе и вузе
Деятельность специалиста в школе и вузе ещё более обширна. Методист, образование которого высшее, способен анализировать весь учебный процесс. На каждый год составляется план работы методиста, он обязан строго его придерживаться, а в конце года подготовить отчёт по своей работе. Кроме составления учебных планов, программ и расписаний, методист выполняет следующие обязанности:
- ведение документации;
- определение нагрузки для каждого преподавателя;
- контакт со сторонними организациями;
- внедрение материалов для повышения квалификационного уровня сотрудников;
- организация олимпиад, конкурсов, выставок;
- разработка пособий для образовательного процесса;
- организация воспитательной работы, в том числе с трудными подростками;
- выпуск стенгазет и наполнение сайта школы;
- организация общешкольных родительских собраний;
- посещение открытых уроков с последующим обсуждением;
- организация семинаров по психологии и педагогике для преподавателей.
И это далеко не полный список деятельности методиста, всё зависит от направленности образовательного учреждения.
Методист в домах культуры и развивающих центрах
Современные родители заботятся тщательно о всестороннем развитии своего ребенка. От этого напрямую зависит реализации его как личности и достижение успеха в будущем. Именно поэтому так востребованы всевозможные развивающие учреждения, как государственные — дома культуры, так и частные — развивающие центры.
Для организации процесса работы таких учреждений обязательно должен присутствовать в штате методист. Здесь он может в полной мере проявить свой творческий потенциал.
Методист — это тот человек, который определяет количество человек в группе, разрабатывает для каждого рода занятий методические пособия, составляет учебные планы, предусматривает и разрабатывает дидактические материалы. Также принимает активное участие в подготовке сценариев для спектакля и концертов. Его роль в подобных учреждениях очень важна, от неё зависит, будет ли интересна детям тематика кружков и возникнет ли у них желание посещать данные занятия.
Зарплата
Зарплата методиста зависит от того, в каком учреждении он работает. Если это государственное учреждение, то она лишь немного превышает заработную плату рядового педагога и является средней по региону. Если это коммерческие учреждения, то здесь, как правило, зарплата выше среднего и зависит от опыта и дополнительных профессиональных знаний.
Права и ответственность
Должностная инструкция методиста чётко прописывает его права и обязанности.
Права методиста:
- он должен знать все новшества, которые собирается внедрить руководство учреждения;
- методист — это тот человек, который имеет право выносить спорные вопросы на обсуждение;
- также он может повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет;
- имеет право разрабатывать и внедрять методические документы по образованию, соответствующие действующим законам;
- может вносить свои предложения по улучшению структуры методической службы.
Должностная инструкция методиста прописывает большую ответственность за весь образовательный процесс. Устав организации и инструкция — основные документы его работы.
Если образовательный процесс не показывает эффективности, то в первую очередь ответственность будет нести методист. Кроме того, он обязан поддерживать в порядке всю необходимую документацию, заполняя все формы и таблицы, и по первому требованию предоставлять их руководству. В противном случае может лишиться премии или получить выговор. Как и любой сотрудник, он несёт ответственность за причинённый материальный ущерб в результате своей деятельности.
Карьерный рост. Плюсы и минусы специальности
Если специалист покажет себя с лучшей стороны и докажет на деле эффективность своей работы, то скоро может стать заведующим детского сада или руководителем общеобразовательного учреждения. Следовательно, методист — человек, у которого может быть хороший карьерный рост.
Итак, рассмотрев все аспекты профессии, выделим её основные достоинства:
- востребованность на рынке труда;
- возможность творческого подхода к деятельности;
- постоянное самообразование за счет внедрения новых методик;
- социальное служение людям, воспитание молодого поколения.
Основным недостатком работы методиста является небольшой заработок. Но тем, кто хочет полностью реализовать свой творческий и профессиональный потенциал, научиться находить подход к каждому человеку, она обязательно подойдет.
МЕТОДИСТ — это… Что такое УЧИТЕЛЬ-МЕТОДИСТ?
- УЧИТЕЛЬ-МЕТОДИСТ
- школьный преподаватель с высоким уровнем педагогического мастерства, чьи знания, умения и опыт позволяют оказывать консультативную помощь своим менее подготовленным коллегам, а также принимать участие в обучении будущих учителей.
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
- УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ
- УЧРЕДИТЕЛЬ (УЧРЕДИТЕЛИ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Смотреть что такое «УЧИТЕЛЬ-МЕТОДИСТ» в других словарях:
учитель-методист — учитель методист, учителя методиста … Орфографический словарь-справочник
учитель-методист — (2 м 2 м), Р. учи/теля методи/ста … Орфографический словарь русского языка
Школа № 28 (Ярославль) — Школа № 28 Основана: 1952 год … Википедия
Школа № 68 (Липецк) — Школа № 68 Основана: 1989 Директор: Асютина Алла Анатольевна Тип: средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Адрес: 398046, Россия, Липецк, Стаханова, д. 17 Координаты … Википедия
Школа № 45 (Львов) — Школа № 45 во Львове специализированная средняя общеобразовательная школа I III степеней аккредитации с углублённым изучением английского языка. Язык обучения русский. Адрес 79060, г. Львов, ул. Научная, 25, Львовская ССЗОШ … Википедия
Герд — Герд: Герд (Герда) в германской мифологии принцесса из рода подземных великанов, ставшая невестой бога Фрейра. Яков Герд (1799 1875) основатель известной до настоящего времени российской династии учёных с фамилией Герд[1]. Английский педагог,… … Википедия
Рудский, Валентин Григорьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рудский. Валентин Григорьевич Рудский … Википедия
Барашков, Валерий Васильевич — Барашков Валерий Васильевич Валерий Васильевич Барашков белорусский педагог, заслуженный учитель Республики Беларусь. Содержание … Википедия
Эссе «МЕТОДИСТ… ПРОФЕССИЯ?… ДОЛЖНОСТЬ?…. ПРИЗВАНИЕ?»
Байгазакова Ирина Турсумбаевна
Заместитель директора по методической работе
СШ имени М.Горького с ДМЦ
«МЕТОДИСТ… ПРОФЕССИЯ?… ДОЛЖНОСТЬ?…. ПРИЗВАНИЕ?»
Современные преобразования в стране, новые стратегические ориентиры в устойчивом развитии, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность координально изменили требования к образованию. В соответствии с этим модернизация образования зависит от понимания ответственности и профессионального уровня педагогов, их личной причастности к решению многообразных проблем образовательного процесса.
Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требуют от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, инициирует инновационную деятельность.
Гете считал: « Тех, у которых мы учимся, правильно называют нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».
«УЧИТЕЛЬ» — слово, которое в странах Востока пишут с большой буквы. Призвание, которое требует от человека всех его сил и способностей без остатка. Служение, которое не знает каникул и перемен.
Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы учение превращалось не в наказание, а в радость познания.
Поэтому методисту надо быть своеобразным «навигатором» в своём учебном коллективе, и в то же время уметь связать воедино педагогические достижения отдельных педагогов и сделать концепцией педагогической деятельности всего коллектива.
Методист – движущая сила обновления системы образования.
И мы задаемся вопросу: Методист….Профессия?…..Должность?….
Призвание?… И я хочу сказать, как в известной рекламе – «Это три в одном» и более того — современный методист – это методист – технолог; методист – педагог; методист – исследователь; методист – эксперт; методист – аналитик; методист – управленец. И самое главное – любящий свою профессию и работу человек.
В своем педагогическом коллективе реализую свою деятельность в разных направлениях.
Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов. Не для кого не секрет, что самостоятельно добытые знания и умения являются хорошим фундаментом для становления, для нахождения активных форм работы. Но, не смотря на это коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что – то придумывают, подсказывают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи которые не имеют к этому способностей. Учитывая это, методисту следует проектировать методическую работу в объединении, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта. Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого.
Направлять их работу на повышение профессионального мастерства и с этой целью я строю свою работу в разных направлениях :
— первое, это всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов ( краткосрочные, 3-х уровневые ).
— второе, это различные смотры, конкурсы, олимпиады, форумы, выставки. Их мы планируем согласно годовому плану. Творческая группа педагогов разрабатывает критерии оценки конкурса. К участию мы привлекаем детей.
— третье, это создание творческой группы педагогов. Мы создаем их для решения проблемы, возникшей в образовательном процессе. В такую группу входят самые опытные педагоги и педагоги – наставники. ПРИМЕРЫ
— есть у нас и «Школа молодого учителя» в эту группу мы объединяем молодых коллег для повышения их педагогического мастерства.
Методист должен знать палитру педагогического опыта в своем объединении. Внедряя чей – то опыт, важно помнить, что ни один опыт не дает одинаковых результатов, потому что в разных учреждениях различные условия, коллектив, разные дети, и значит, на основе этой инновации появится что – то новое, свое. Это бесконечный процесс совершенствования.
Если ты методист только по должности – результата от такой деятельности будет мало. А если это призвание, тогда и результат будет другой. Методист это генератор идей, непосредственный участник, теоретик, способный анализировать педагогический процесс, явления и делать выводы, существенные для повышения качества работы. Профессионализм методиста – не в сохранении образа «все знающего, все умеющего», а в умении оказать эффективную помощь.
Быть чутким дирижером улавливающим все звуки инструментов своего оркестра, добиваясь гармоничного сочетания звуков. Каким же должен быть методист – дирижер? Несомненно, творческий, знающий новинки педагогической науки, передовой педагогический опыт, играющий главную скрипку в педагогическом оркестре. Быть свободным от этой пыльной волокиты нескончаемой бумажной работы, быть учителем и обучаемым!
Я считаю, что моя миссия заключается в том, чтобы помочь педагогам в открытии самих себя. Возможность проявить свои таланты, свое творчество, мастерство. Чтобы каждый мой педагог стал Мастером педагогического труда. Я считаю своим успехом, если под моим руководством мои коллеги, достигнут наград за свое мастерство, я радуюсь за них, и вместе с ними поднимаюсь на ступень выше.
Давайте попробуем, работая на пределе, доказывать всем, и в первую очередь себе, что не зря мы носим гордое имя ПЕДАГОГ-МЕТОДИСТ !!!
Как простой учитель относится к методисту?
Методистам на заметку
«Как они ко мне относятся?» — такой вопрос волей или не волей задаёт себе каждый руководитель, каждый педагог. А если не задаёт — то врёт, потому что без рефлексии, ответной реакции невозможна нормальная работа с коллективом. Поэтому если педагог говорит, что для него отношение детей к нему самому стоит на двадцать восьмом месте, а главное — беззаветная преданность делу, великой цели, это или плохой педагог, или человек, страдающий комплексом неполноценности, который на самом деле является комплексом гиперполноценности.
Всё это в полной степени относится и к районным методистам. Я имею в виду не освобождённых работников, резиденция которых — городской (районный, областной) методкабинет, а тех, кто согласился на эту тяжёлую и неблагодарную работу на полставки, параллельно с учебной деятельностью в школе. Так вот, господа методисты, вас интересует, что мы о вас думаем?
Да ничего хорошего, потому что нам не угодишь. На вкус и на цвет товарища нет, а руководителя — тем более. Руководитель (а каждый учитель в любом случае в той или иной степени руководитель) не имеет оснований любить своё вышестоящее начальство, деятельность которого как правило нарушает его покой, выбивает из колеи. Работаем мы и работаем, как можем и как хотим. И если предупредят, что к нам придёт с проверкой наш начальник по предметному направлению, то радоваться этому может лишь узко заинтересованное лицо. Например, кто защищается на категорию, для кого дать открытый урок для своего методиста — вынужденная мера. Или кто не представляет себе, как можно работать без чуткого руководства сверху. Но таких мазохистов мало.
Мы не любим собираться даже раз в месяц после уроков в какой-нибудь школе, где наш начальник сообщит нам новые установки, проведёт какое-нибудь запланированное на год вперёд мероприятие, и где мы сможем увидеть друг друга. И мы зудим, если наша встреча оказалась короткой и малопродуктивной — и стоило переться в такую даль! Но если мероприятие чересчур затянулось, реакция куда более негативная — мы ведь после пяти-шести уроков, а тут ещё три часа слушать! Поэтому-то на таких собраниях появляется лишь одна пятая часть всего состава предметников района, города — обычно, молодые и зелёные, которых их опытные коллеги посылают вместо себя набираться опыта.
Правда, ходят легенды о зверствах отдельных методистов, которые жесточайшим образом отслеживают посещаемость общерайонных мероприятий. «Вы не были у нас в прошлый раз! Почему? Или вы считаете, что мы работаем зря, собираем людей от нечего делать? Или что вы и так знаете всё наперёд? Если так, то придётся посетить у вас несколько уроков, оценить, так ли это, и действительно ли вам ничего нового мы не сможем сообщить!». Некоторые изуверы идут на то, чтобы методические встречи собирались не после уроков в обычные рабочие дни, а в свободную от занятий субботу (в условиях пятидневки это особо изощрённый метод работы). И делается это на благо учителя, разумеется, чтобы он смог воспринимать новую информацию на свежую голову. Как говорится, благими намерениями выстлана дорога в ад.
Значит, методисты нужны для проведения в нашу жизнь и работу последних достижений научно-практической мысли. А вы у нас спросили, нужны нам эти мысли и новшества? Мы же на редкость консервативны и замшелы, наш средний возраст не позволяет радостно встречать те новшества, которые ломают годами отработанную и проверенную систему подачи материала. Потому-то чрезмерная инициатива методистов обычно не встречает должного понимания педагогов.
Хотя… Педагоги возмущаются, ругаются, ропщут, но где-то в глубине самосознания понимают, что всё это для их же блага. Что иначе они вовсе окуклились бы в своих школах и не видели ничего, кроме того, что под носом в кабинете. А посещение открытых уроков своих коллег в других школах не только даёт повод для размышления о их методах работы, но и просто привносит живительную струю в серую рутинную жизнь.
Но мы понимаем это только задним числом, ругая действительность и вспоминая добрым словом предыдущих методистов, у которых всегда всё было лучше. И честнее они были, и умнее, и интереснее. При чём тут честность, скажете вы? А как же тот факт, что все вопросы районных и городских олимпиад сначала попадают в руки методиста, а уж потом, на следующий день, пишутся на доске перед нашими детишками, делегатами от других школ. Но ведь он и сам учитель, у него тоже есть ученики. А ну как выйдет неудобство и его дети покажут самые низкие результаты? Что же получается, учитель руководит методической работой целого района, а у него такие слабые косвенные показатели? Потому-то мы всё это понимаем, когда среди пёстро-разнообразных олимпиадных работ попадаются вдруг на удивление полные и обоснованные, принадлежащие… сами понимаете кому.
Это грязь. Но иначе не возможно, ибо сволочная должность порождает сволочные мысли в свой адрес. Однажды мне забрезжила возможность стать районным методистом. Был я тогда ещё слишком молод и глуп, чтобы сразу понять её сущность. И только по опросам коллег понял, что эта неблагодарная должность достойна упоминания в энциклопедии застойной эпохи. Потому что за такие деньги ты должен в свободное от основной работы время посещать другие школы, описывать уроки своих коллег, оценивая их соответствие разряду, оформлять характеристики на аттестующихся (а значит и иногда мотивированно отказывать людям, у которых педстаж больше, чем мой возраст). Кроме того, нужно проводить совещания, приглашая со стороны интересных людей и занимая коллег, когда эти люди по тем или иным причинам не приехали, связываться с музеями, заказывать экскурсии, проводить олимпиады разного уровня. И писать, писать, писать отчёты о работе методобъединения.
Кто же соглашается сунуть голову в это ярмо? Иногда — болезненно инициативные люди, которым тесно в рамках одной школы. Эти могу вынуть из вас все жилы, преследуя свои цели, вовсе не обязательно совпадающие с коллективными. Например — якобы приобщить коллег к написанию нового учебника, который выйдет под другой фамилией. Порою это очень добрые и отзывчивые люди, искренне желающие, чтобы всем стало работать лучше. Но любовь в данном случае губит, и они скоро уходят по состоянию здоровья, отчаявшиеся и разбитые. Часто это нормальные педагоги, которые дают всем понять, что им тоже вовсе не улыбается сидеть допоздна, что-то обсуждая. Поэтому заседания у них проходят молниеносно: быстренько собрались, скоренько услышали последние установки и ценные указания, которые методист вынужден (он не виноват, его самого обязали!) донести до своих коллег, и «если вопросов больше нет, до свидания». Такие нам приятны, мы с трудом вспоминаем, как их зовут, но ведь «счастлив тот народ, который не знает своего правителя». Вот только меня теперь на эту удочку не поймать. Ведь в плане профессионального роста, методическая работа в городе и районе — как правило профессиональный тупик: всем не угодишь, требуют со всех сторон, везде крайний и времени на свои нужды вообще не остаётся. А будешь заботиться о себе — наживёшь врагов как сверху, так и снизу.
Короче, не обижайтесь, дорогие методисты, однако не ждите от нас ни любви, ни уважения. Ведь авторитеты для нас — те, кто уже умер, или кто старше всех нас. Сами мы не настолько созрели, чтобы понять вашу пусть даже очень широкую натуру и могучий интеллект. И не надо трогать нас, мы и так задавлены нагрузкой, у нас и в школе свои проблемы, чтобы заниматься всякими там повышениями нашего уровня.
Вадим МЕЛЕШКО
«Прежде всего педагог должен учиться сам» — Жыццё Палесся. Мозырь
Не так много педагогов в Мозырском районе имеют квалификацию учителя-методиста.
Одна из них – учитель начальных классов Мозырской гимназии им. Я. Купалы Елена Владимировна Домасевич, о которой мы расскажем в нашей традиционной «школьной» рубрике
Первая учительница для школьника – как вторая мама. Для родителей учитель начальных классов – советчик и партнер в воспитании ребенка. А Елена Владимировна Домасевич, к тому же, еще и учитель-методист, а значит, наставник для своих коллег. Каким педагогическим опытом делится она, какой имеет взгляд на систему начального образования, что советует родителям всех младших школьников – в нашем материале.
Учитель учителей
– Учитель-методист. Что это значит? Для чего учителю становиться методистом?
– Учитель-методист – это квалификационная категория, присваиваемая учителю, который имеет признанный эффективный педагогический опыт и активно распространяет его в педагогической среде. Учитель-методист в первую очередь является учителем учителей, который содействует профессиональному росту своих коллег. Статус учитель-методист позволяет обеспечить: постоянный рост своего профессионального мастерства, стимулировать профессиональный рост других учителей; создавать профессиональные сообщества учителей для продвижения инноваций в системе образования.
– Каким образом педагог приходит к категории учителя-методиста? Как он учится, повышает квалификацию? Что изучает дополнительно?
– «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель», – в конце XIX века русский педагог К. Д. Ушинский в этих словах емко выразил характеристику профессиональных качеств учителя.
Современный учитель учится вместе с детьми. Он находится в поиске новых методов, технологий, изучает опыт коллег, чтобы создать оптимальные условия для развития детей.
Учитель делится своими знаниями и опытом с учениками. Он как кувшин, который должен быть постоянно наполнен. Чтобы его источник не иссяк, педагог совершенствует свои знания в своей предметной области. А так как учитель начальных классов преподает несколько предметов, то знания он должен брать из разных областей. Детям интересен тот учитель, который увлечен своим предметом, умеет заинтересовать им, сам находится в творческом поиске и привлекает к нему учеников, учит совместно преодолевать трудности и побеждать.
Лучший пример детям для подражания – это личный пример, поэтому учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом. Только учась сам, он может учить других.
Для того чтобы решиться на сдачу квалификационного экзамена на категорию учитель-методист, нужно, чтобы сошлось несколько факторов: во-первых, нужно иметь свои практические наработки, транслировать свой опыт, участвовать в конкурсах профессионального мастерства, иметь печатные издания, а, во вторых, чувствовать поддержку со стороны администрации своего учреждения и со стороны методиста отдела образования, спорта и туризма. Мне в этом плане повезло. Инициаторами сдачи экзамена были методист отдела образования, спорта и туризма Марина Григорьевна Старикова и директор гимназии имени Я. Купалы Михаил Михайлович Ранчинский.
– Какое направление в работе учителя вы развиваете, в чем совершенствуетесь и на чем акцентируетесь?
– Стараюсь привить учащимся интерес к изучению родного языка. Дело в том, что дети с удовольствием изучают иностранный язык, а свой родной считают трудным и неинтересным. Я совершенствую методику преподавания по всем предметам, поскольку в работе педагога все взаимосвязано. Стараюсь подобрать такие методы и приемы работы, чтобы трудный материал становился доступным для понимания, скучное становилось интересным. На уроках пытаюсь создать ситуацию успеха для каждого ученика.
– Может быть, у вас есть новаторские идеи? Поделитесь, пожалуйста.
– Новаторские идеи – это громко сказано. Просто есть определенные наработки в преподавании разных предметов. Для меня новаторство – это умение быстро и качественно научить ученика овладевать знаниями и умениями, пробудить желание учиться.
– А вообще сложно ли учителю «родить», скажем так, новаторскую идею? Что этому обычно способствует? Что мешает быть новатором?
– Я думаю, что учитель не ставит перед собой такую цель – «родить идею». Идеи приходят сами собой в процессе работы, причем иногда прямо на уроке или после урока. Мешает этому иногда большая загруженность, иногда – элементарная усталость.
«На мою свадьбу пришел весь класс вместе
с родителями»
– Дети помнят первую учительницу всегда. Повлияла ли на вас ваша первая учительница? Расскажите, какой она была.
– Так сложилось, что мои учителя в начальных классах часто менялись. Но я помню каждую из них: строгая Нина Васильевна, серьезная Марина Владимировна, молодая и очень красивая Ирина Викторовна. Каждая из них сумела оставить след в моей памяти и душе.
– Как вы решили стать педагогом? Где учились? Какими были ваши первые уроки? Вспомните их, пожалуйста.
– Я очень рано научилась читать. Этому способствовали старшие братья. Поэтому в детском саду я уже читала детям сказки и мечтала стать воспитателем. С приходом в школу, а училась я в средней школе № 1 г. Мозыря, появилась мечта стать учителем начальных классов. После окончания школы с золотой медалью без экзаменов поступила в педагогический институт, который окончила в 1996 году с красным дипломом. Будучи студенткой 4 курса, пришла на работу в среднюю школу № 2, в которой проработала 10 лет. Именно там были мои первые уроки. Именно там под чутким руководством завуча Галины Михайловны Матюниной и моих наставников Валентины Дмитриевны Свириденко и Евгении Анатольевны Черенковой проходило становление меня как учителя. Огромное им спасибо за помощь, за профессиональные советы и поддержку.
С 2006 года я работаю в гимназии. В этом году мои первоклашки – это четвертый набор здесь.
– У вас есть та идеальная профессиональная модель, к которой вы стремитесь? Каким учителем вы видите себя сами? Строгая ли вы?
– Идеальная модель для меня та, при которой все учащиеся усваивают материал на максимальном для себя уровне. Какой я учитель? Обычный. Со своими плюсами и минусами. Мне кажется, что совсем не строгий, но достаточно требовательный. Отношения с детьми стараюсь строить так, как со своими собственными: на доверии.
– На ваш взгляд, за что дети любят учителя? За какие качества? Правы ли они в этом?
– Дети любят учителя за доброту и любовь к ним (в младшем блоке), становясь старше, они ценят учителя за разумную требовательность, понимание.
– Каким образом стараетесь строить взаимодействие с родителями? Чего хотят родители от учителя начальных классов? Получают ли они то, что хотят?
– Я до сих пор вспоминаю своих «первых родителей». Меня, вчерашнюю студентку, они слушали на собраниях затаив дыхание. Когда я выходила замуж, под ЗАГСом стоял весь класс вместе с родителями. В роддом звонили и рапортовали, что ремонт сделан и я могу не волноваться. Каждый раз, набирая новый класс, я больше всего волнуюсь за отношения с родителями, т.к. с детьми работать гораздо проще. Я могу сказать, что в принципе мне с родителями всегда везло, хотя не обходилось и без острых моментов. Родители хотят, чтобы их ребенок был успешен, только иногда забывают, что успешность состоит не только в высокой отметке, но и в занятиях любимым делом, умении быть надежным другом.
«Общайтесь тесно со своими детьми!»
– Как учитель-методист, и к тому же учитель начального образования, какие вы видите плюсы и минусы в современной школьной методике начального образования?
– Скажу кратко: любые средства хороши, был бы результат. Несмотря на все технические новшества, главным остается учитель, мел и доска. А еще упорный каждодневный труд как со стороны учителя, так и со стороны ученика плюс разумная помощь со стороны родителей.
– Официально домашние задания в 1-2 классах школы не задают. Стоит ли заниматься с ребенком дополнительно в школе?
– Домашние задания официально не задаются только в 1 классе. Однако требования программы таковы, что необходимо научить ребенка читать и писать, понимать прочитанное, уметь его пересказать и выразить свое мнение. Чтение и письмо относится к навыкам. Навык – это автоматизированное умение. Для выработки навыка требуется постоянная тренировка. Если ребенок регулярно (15-20 минут в день) упражняется в чтении и письме, то формирование навыка идет успешнее. Педагог может порекомендовать индивидуальные упражнения для конкретного ребенка или группы учащихся, родителям самим решать: заниматься или нет дополнительно.
– Как вы относитесь к технике чтения? Так ли важно, сколько слов ребенок читает в минуту? Или гораздо важнее, как ребенок понимает текст? Что вообще важно, чтобы ребенок умел хорошо читать?
– Правильнее сказать не техника, а навык чтения. В это понятие входит не только количество слов в минуту, но и правильность, осознанность, выразительность. Все компоненты взаимосвязаны и важны. От скорости чтения зависит, как быстро ребенок прочитает текст или условие задачи. Чем быстрее, тем больше времени останется на анализ или решение. Есть дети, которые все делают медленно, но основательно. Такой ребенок никогда не поставит рекорд в скорости чтения. Но при систематическом чтении скорость все равно будет расти. Умение хорошо читать – залог успешной дальнейшей учебы.
– Стоит ли обращаться к репетитору в младших классах, если у ребенка что-то не получается? И почему?
– Все сугубо индивидуально. Прежде всего за помощью можно обратиться к своему учителю. У нас есть поддерживающие занятия, на которых можно ликвидировать пробелы в знаниях. Если этих занятий недостаточно, можно попробовать дополнительные занятия с репетитором или заниматься самим. Вообще я считаю, что любые средства хороши, был бы результат. Хотелось бы сказать родителям, что наличие репетитора не гарантирует результат. И к урокам в школе, и к занятиям у репетитора нужно подходить ответственно. А еще нужно научиться принимать ребенка таким, какой он есть, и не мерять все школьными отметками.
– И как вы относитесь к центрам раннего развития детей? Дают ли они дополнительные преимущества детям уже в школе?
– Центры раннего развития сейчас становятся все более востребованными и модными. С одной стороны родители отдают туда ребенка для работы со специалистом. С другой стороны, иногда мне кажется, что так мамочкам проще. Мы деньги заплатили, развивайте. Я думаю, что в возрасте до трех лет самые главные учителя – это мама и папа. Именно в этом возрасте формируется характер и отношение к окружающему миру. Я считаю, что ежедневное тесное общение со своим ребенком – самое главное в семье. Это чтение сказок, рисование, лепка, просмотр и обсуждение мультфильмов, прогулки, совместные дела.
Кроме раннего развития в центрах предлагают подготовку к школе. Так как я дополнительно работаю в семейном центре «Репетитор», то могу осветить данный вопрос изнутри. В центр чаще всего обращаются две категории родителей. Первая – это очень заинтересованные родители, у которых очень любознательные дети, которые хотят познавать новое. Вторая категория – это родители, дети которых испытывают проблемы в детском саду. Преимущества центров – в малой наполняемости групп (до 8 человек) и возможности в более щадящем режиме
научиться читать, оперировать числами, составлять и решать задачи. Кроме того есть группы по ликвидации пробелов в знаниях.
Преимущества в том, что ребенок, умеющий читать и считать, чувствует себя более успешным, ему легче адаптироваться в новой обстановке, поскольку он посещал занятия и понимает требования.
– Чтобы закончить на теплой ноте: расскажите о самом главном, за что любите свою работу.
– За возможность удивляться и радоваться вместе с детьми каждому новому дню, видеть, как растут и взрослеют дети, как они меняются, открывают для себя окружающий мир.
Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото из личного архива героини.
Статья по теме: «ТЯЖЕЛА ТЫ, ШАПКА МЕТОДИСТА»
«ТЯЖЕЛА ТЫ, ШАПКА МЕТОДИСТА»
Слово методист обозначает по С.И.Ожегову, специалист по методике. А методика в свою очередь, — это совокупность методов обучения чему – нибудь, практического выполнения чего – нибудь. Очевидно, он должен обучить или показать практическое выполнение, какого – либо процесса.
Надо сказать, что должность методиста формировалась постепенно, начиная с 60 –х годов ХХ века и предназначение ее: быть учителем учителей
От того, насколько методист профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми, будет зависеть качество работы всего коллектива учителей того или иного предмета.
Воспитание и развитие учащихся – дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идет о профессиональном росте учителей.
Одним из основных направлений работы методиста является, повышение профессиональной компетентности педагогов. И особое место здесь занимает работа по проблеме профессионального роста кадров. Задачей профессионального совершенствования педагога является развитие их ценностных ориентаций, профессиональных потребностей, а так же профессиональных знаний, умений и личностных качеств, наиболее значимых для профессии педагога.
Я работаю методистом по истории, и вопросу повышения мастерства каждого педагога уделяю особое внимание, так как в наше время требования родителей к работе педагога в школе более высокими. Родители хотят, чтобы воспитанием и образованием их детей занимались профессиональные мастера своего дела. А для этого необходимо постоянно повышать свои знания и умения. Я как методист использую следующие формы повышения профессионального мастерства педагогов:
— первое, это всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов.
— второе, это различные смотры – конкурсы. Их мы планируем согласно годовому плану. Творческая группа педагогов разрабатывает критерии оценки конкурса.
— третье, это создание творческой группы педагогов. Мы создаем их для решения проблемы, возникшей в образовательном процессе. В такую группу входят самые опытные педагоги и педагоги – наставники.
— есть у нас и «Школа молодого учителя» в эту группу мы объединяем молодых учителей для повышения их педагогического мастерства.
Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов. Самостоятельно добытые учителями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм работы с ними. Самообразование — одно из направлений деятельности всех педагогов.
Основная работа методиста — это работа с педагогическими кадрами. Методист способствует профессиональному росту членов коллектива, мотивируя педагогов к самосовершенствованию, и помогает им подняться на более высокую ступень педагогического труда.
Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного учителя. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции методиста, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается.
Каждый педагог сегодня должен сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу у учреждении на любом уровне. Важная задача – умение методиста — настроить на инновационную деятельность педагогические коллективы.
Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что – то придумывают, подсказывают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не имеют к этому способностей. Учитывая это, методисту следует проектировать методическую работу, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта. важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого.
Мне как методисту необходимо знать палитру педагогического опыта в районе. Внедряя чей – то опыт, важно помнить, что ни один опыт не дает одинаковых результатов, потому что в разных учреждениях различные условия, коллектив, разные дети, и значит, на основе этой инновации появится что – то новое, свое. Это бесконечный процесс совершенствования.
Жизнь идет вперед, значит, необходимо самому идти за новыми знаниями.
Вопрос номер один: какой должна быть методическая работа в новых условиях?
Если ты методист только по должности – результата от такой деятельности будет мало. А если это призвание, тогда и результат будет другой. Методист — это генератор идей, непосредственный участник, теоретик, способный анализировать педагогический процесс, явления и делать выводы, существенные для повышения качества работы. Профессионализм методиста – не в сохранении образа «все знающего, все умеющего», а в умении оказать эффективную помощь.
Методисту необходимо иметь фундаментальные профессиональные знания, компетентность, широкий кругозор и общекультурную эрудицию.
Методист должен иметь в обязательном порядке соответствующие психофизические качества личности: хорошие организаторские навыки, способность быть лидером, умение заинтересовать и сплотить практиков, публично выступать.
Главное в труде методиста – не только донести профессиональные знания, но и желание постоянно заниматься самообразованием. В наше время методист должен владеть новыми информационными технологиями. Чем это вызвано? Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требует оперативного оформления. Сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать ее, сравнить, обобщить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Участие образовательных учреждений или педагогов в различных конкурсах предполагает оформление мультимедийных презентаций.
Методическая работа мне представляется оркестром, где дирижер чутко улавливает звуки всех инструментов, и искусно направляя, добивается гармоничного сочетания звуков. Каким же должен быть методист – дирижер? Несомненно, творческий, знающий новинки педагогической науки, передовой педагогический опыт, играющий главную скрипку в педагогическом оркестре.
Важно быть мастером своего дела. А что значит быть мастером педагогического труда?
Быть мастером педагогического труда – значит уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их, уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьем, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с легкостью, быть в нем простым, обычным, но нужным человеком.
Мастер педагогического труда – человек широкого кругозора, чуткий, доброжелательный, принципиальный. Активно использует в своей практике новые формы и способы взаимодействия с детьми, родителями, коллегами.
Моя миссия заключается в том, чтобы помочь педагогам в открытии самих себя. Возможность проявить свои таланты, свое творчество, мастерство. Чтобы каждый мой педагог стал Мастером педагогического труда.
Что нужно, чтобы стать мастером педагогического труда? Ну, конечно знания, но обязательно – добрая душа, чуткое сердце, любовь к детям, к своей профессии.
Мои жизненные принципы, которыми я руководствуюсь в профессиональной деятельности:
- Не оправдывай свое незнание чего – либо, сделай так, чтобы это знать;
- Постарайся помочь, если тебя просят о помощи;
- Никогда не скрывай своих чувств, но умей их контролировать;
- Уважай выбор и мнение другого человека;
- Умей слышать, и будешь услышанным.
Давайте попробуем, работая на пределе, доказывать всем, и в первую очередь себе, что не зря мы носим гордое имя ПЕДАГОГ-МЕТОДИСТ!
Трудно? А кто сказал, что будет легко? А как же иначе?
Подводя итог всему вышесказанному, какой он современный методист?
Современный методист – это методист – технолог; методист – педагог; методист – исследователь; методист – эксперт; методист – аналитик; методист – управленец. И самое главное – любящий свою профессию и учителей.
Один мудрый человек сказал: «Не бойся ошибаться, бойся бездействия» Эти слова являются путеводной нитью в жизни и профессиональной деятельности.
Я желаю всем методистам быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.
методист — это… Что такое учитель-методист?
- учитель-методист
учитель-методист, учителя-методиста
Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая. 1998.
- учитель-математик
- учитель-наставник
Смотреть что такое «учитель-методист» в других словарях:
учитель-методист — (2 м 2 м), Р. учи/теля методи/ста … Орфографический словарь русского языка
УЧИТЕЛЬ-МЕТОДИСТ — школьный преподаватель с высоким уровнем педагогического мастерства, чьи знания, умения и опыт позволяют оказывать консультативную помощь своим менее подготовленным коллегам, а также принимать участие в обучении будущих учителей … Профессиональное образование. Словарь
Средняя школа № 28 (Ярославль) — Школа № 28 Основана: 1952 … Википедия
Школа № 28 (Ярославль) — Школа № 28 Основана: 1952 год … Википедия
Школа № 68 (Липецк) — Школа № 68 Основана: 1989 Директор: Асютина Алла Анатольевна Тип: средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Адрес: 398046, Россия, Липецк, Стаханова, д. 17 Координаты … Википедия
Школа № 45 (Львов) — Школа № 45 во Львове специализированная средняя общеобразовательная школа I III степеней аккредитации с углублённым изучением английского языка. Язык обучения русский. Адрес 79060, г. Львов, ул. Научная, 25, Львовская ССЗОШ … Википедия
Герд — Герд: Герд (Герда) в германской мифологии принцесса из рода подземных великанов, ставшая невестой бога Фрейра. Яков Герд (1799 1875) основатель известной до настоящего времени российской династии учёных с фамилией Герд[1]. Английский педагог,… … Википедия
Рудский, Валентин Григорьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рудский. Валентин Григорьевич Рудский … Википедия
Барашков, Валерий Васильевич — Барашков Валерий Васильевич Валерий Васильевич Барашков белорусский педагог, заслуженный учитель Республики Беларусь. Содержание … Википедия
Гимназия № 5 (Мелитополь) — Мелитопольская гимназия № 5 Основана 1994 Директор Суптеля Татьяна Александровна Тип Гимназия Учеников 484 Классов 18 Сотрудников 70 Адрес … Википедия