Мироощущение мировоззрение мировосприятие: Мироощущение — Википедия – Знания, формирующие наше мировоззрение — Мировоззрение

Автор: | 01.07.2020

Содержание

Знания, формирующие наше мировоззрение — Мировоззрение

Александр Слободчиков, 21 апреля 2013

Знания – это и есть жизнь! Без необходимых знаний выжить нигде невозможно

Эволюция – это постоянное самосовершенствование, постоянное саморазвитие, постоянное получение и осмысление всё новых и новых знаний. Этот процесс – безконечный, очень интересный и захватывающий. В этом и заключается Жизнь!…

Каждый человек приходит в это мир через рождение, и буквально с первого мгновения на него обрушивается огромный поток информации, поступающий через органы чувств, которую ребёнок начинает впитывать как губка, осваивая этот мир и адаптируясь в нём. Он растёт, учится, взрослеет, приобретает знания, опыт, и всё это происходит сначала в семье, в кругу родных и друзей, затем продолжается в школе, в трудовом коллективе и т.д. Человек познаёт этот мир и развивается, осваивая знания, накопленные предыдущими поколениями, а также открывает новые для себя знания, в процессе своей деятельности. При этом новые приобретённые знания и опыт человека становятся достоянием социума, в котором он живёт, и ими в свою очередь, могут воспользоваться другие люди для своего развития.

В зависимости от качества и количества приобретённых знаний, а также от окружения, в котором человек находится, у него формируется определённое представление о том, как устроен этот мир, и какое место он сам занимает в нём, т.е. формируется определённое мировоззрение. Прежде чем продолжить, необходимо в самом начале определиться с терминами, для того, чтобы одинаково понимать смысл и суть обсуждаемых вопросов. Итак, для ответа на вопросы: что такое информация и что такое знание, лучше всего подойдут определения академика Н.В. Левашова:

«Информация – это сообщение, полученное нами через органы чувств о происходящем вокруг и внутри нас. Знание есть ни что иное, как осмысленная и понятая нами информация о происходящем вокруг и внутри нас».

При этом нужно иметь в виду, что информация, на основе которой формируются знания, может быть правдивой, а может быть и ложной, следовательно, и знания могут быть как истинными, так и ложными.

В свою очередь, истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта. Например: утверждение «Земля вертится» – истина, и она не зависит оттого, что по этому поводу думает человек. Глубина понимания истины зависит от уровня эволюционного развития человека.

При изучении мировоззрения можно выделить три ступени последовательного мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».

«Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия человек. Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определённый взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нём, ценностях и убеждениях личности.

Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир даётся человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт.

Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определённую интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно основанных на реальности.

Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого освоения мира, основанное на знаниях реальных законов природы макромира и микромира, на понимании причинно-следственных связей зарождения и развития всего многообразия жизни, в том числе закономерного появления и развития РАзума, как высшей ступени развития живой материи. Всё это позволяет человеку, носителю этого разума, создать целостную картину мира и осознать своё место в нём. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом…»

* Мировоззрение, основанное только на мироощущении, соответствует уровню животного.
* Мировоззрение, основанное на мироощущении и мировосприятии (условно) может соответствовать уровню «умного животного».
* Мировоззрение, основанное на миропонимании, соответствует уровню человека Разумного.

А вот теперь давайте разберёмся: как и в какой мере мировоззрение, основанное на истинных или ложных знаниях, влияет на нашу жизнь, а также на развитие или деградацию всего социума. Наша цивилизация накопила огромный объём информации в разных сферах, но это не означает, что вся эта информация правильно понимается. Сами по себе знания не приходят (как манна небесная), необходимы, как минимум, любознательность, желание и радость познания, настойчивость, труд и способность человека задавать и ставить перед собой вопросы. Вопросы, вопросы, вопросы…

Каждый человек на этой земле рано или поздно (лучше раньше) если не прямо, то на подсознательном уровне задавал себе вопрос: в чём смысл жизни? Суть этого вопроса следующая: зачем я живу и какова цель моей жизни? А ещё: что такое пространство, бесконечно ли оно, и какова его природа? Что такое материя и каковы её свойства? Что такое время? Что такое жизнь, и как из мёртвой материи она возникла? Откуда появился человек на земле? Что такое душа, и где она находится? Есть ли жизнь после смерти, и что это такое? Первый раз или нет каждый из нас живёт на Земле? Что такое Ад и Рай, и где они находятся? Одиноки ли мы во Вселенной? И т.д. и т.п.

На эти вопросы пытаются отвечать сторонники религий и эзотерических учений, а также учёные разных направлений, но… в таких делах всегда появляется одно маленькое

НО. На многие вопросы, при внимательно рассмотрении, ответы не всегда приближают нас к истине, а иногда даже наоборот уводят от неё! Но, тем не менее, ответы на эти и другие вопросы есть! Эти ответы есть в книгах академика Николая Викторовича Левашова, который щедро делится знаниями со всеми, кто ещё не потерял интерес к жизни, и у кого, как у детей, постоянно возникают вопросы: что? где? почему?

А вот у многих людей, к большому сожалению, со временем интерес к знаниям пропадает, поскольку приходится думать о «хлебе насущном», да и на преодоление проблем в повседневной жизни уходит масса времени, сил и средств, тут уж «не до знаний». Вот и получается, что «лишние» знания якобы только мешают, и от них вроде бы нет никакой пользы. Часто приводится такой аргумент: ну какая польза в повседневной жизни, например, от знания того, как устроен наш мир?

Конечно, если целью повседневной жизни становится не сознательная эволюция, а удовлетворение элементарных физиологических потребностей и получение «удовольствий», то всё это приводит к доминированию животного начала, и человек отодвигает на второй план или вообще утрачивает такие качества разумного существа как совесть, благородство, достоинство, честность, порядочность и т.д., поскольку животным такие качества не нужны. Постепенно происходит замена приоритетов, что, в конечном итоге, приводит к доминированию инстинктов и эмоций над разумом.

Характерные примеры объяснения мотиваций таких поступков – я хочу, мне всё можно, я этого достоин, надо жить здесь и сейчас, нежелание думать о прошлом и будущем, после нас хоть потоп и т.п. Так ведут себя большинство животных, действия которых подчинены инстинктам, потому что у многих из них есть ум, но нет разума

, а это большая разница.

Кстати, человек как раз и отличается от животных тем, что он может контролировать свои эмоции, способен ставить перед собой вопросы, а потом искать и находить на них ответы, развивая свой мозг, своё мышление, приобретая знания, с помощью которых можно познавать окружающий мир, идти по пути развития, а этот путь рано или поздно, при наличии желания и воли, приводит к истине.

Реальные знания – это сила, обладая которой можно изменить мир к лучшему, не разрушая себя и природу. В противном случае, человек, не интересующийся знаниями и игнорирующий их, становится невежественным, которым очень легко управлять, навешивая «лапшу» на уши, (давая ложные знания) и делать с ним всё, что хочется. Такой человек, понимает он это или нет, в лучшем случае, останавливается в своём развитии, а в худшем – идёт по пути деградации и опускается на уровень животного.

А вот теперь обсудим вопрос: какие знания имеют приоритет (и имеют ли) перед другими знаниями для развития и формирования на основе этих знаний определённого мировоззрения, как у отдельного человека, так и у социума в целом, ведь знания знаниям рознь?

Например, знание приготовления еды – важны, т.к. от этого зависит здоровье одного или нескольких человек. А вот, например знание законов управления сознанием человека, и на их основе создание технологий управления, позволяет манипулировать одновременно сознанием огромного количества людей, при этом люди даже не догадаются, что ими кто-то управляет помимо их воли. Поэтому знания, которые относятся к различным сферам жизни, можно расположить в порядке убывания значимости этих знаний для сфер человеческой жизнедеятельности, а от качества этих знаний зависит формирование мировоззрения, основанного на ложной или реальной информации. В первом случае это

деградация, во втором – развитие.

Знания об устройстве мира

Религиозная точка зрения на то, как устроен мир, очень простая: всё превсё на свете сотворил Бог, а все люди – это «рабы Божьи» (это в равной мере относится к ведущим религиозным учениям: иудаизму, исламу и христианству, имеющим одни корни, а также к различным эзотерическим учениям, только Бог там имеет другие названия: Абсолют, Высший разум и т.д.). Например в Ветхом Завете, в котором почти тысяча страниц, описание как это происходило и как всё в мире устроено занимает чуть больше страницы (Быт. «Сотворение мира»). И всё это выдаётся за истину в последней инстанции, т.к. служители церкви утверждают, что это откровения Бога, переданные через Моисея всем людям.

Для человека, у которого есть хоть немного извилин в голове и который не разучился думать самостоятельно, всё это иначе как бредом сумасшедшего назвать нельзя. Раньше тех, кто был не согласен с этой точкой зрения, объявляли еретиками и просто сжигали на костре. В настоящее время отцы церкви даже готовы принять теорию «Большого взрыва» с оговоркой, что это тоже дела Божьи, хотя сам Бог об этом ничего не говорил. Выходит, служители церкви присваивают себе право интерпретировать слово Божие, в зависимости от сложившейся ситуации. Очень «удобная» позиция церкви, основанная на

откровенной лжи и рассчитанная на людей невежественных, позволяет «запудрить мозги» тем, у кого не развито мышление и вложить в сознание весь этот бред, в итоге пастырь (пастух) получает в свою паству (стадо) очередного барана.

Мировоззрение такого человека основано только на вере в то, что скажет священник, т.к. многие, в силу своего невежества, не читают слово божие, Библию, а даже там, при внимательном и осознанном чтении, можно найти много любопытного, от чего у многих могут открыться глаза. «Сильные мира сего» и высшие иерархи церкви просто используют религию, как инструмент для обогащения и удержания власти путём формирования у людей религиозного мировоззрения, основанного на вере в Бога, но это не имеет к реальности никакого отношения.

На вопрос: «кто или что такое Бог?» вразумительного ответа нет, за исключением того, что он нашим умом непознаваем и тишина… А ещё он Всевидящий, Всезнающий, Вселюбящий, Всемогущий и ещё масса разных Все… И в то же время многие войны и преступления, в которых погибало огромное количество людей, преподносятся, как угодные Богу деяния (например – крестовые походы). С его именем на знамёнах, руками церковников уничтожались люди, носители истинных знаний, книги, любые материальные артефакты, раскрывающие всю ложь религиозного мировоззрения.

Напрашивается простой вывод: под именем Всевидящего, Всезнающего, Вселюбящего, Всемогущего и т.д. Бога скрывается кто-то другой, ведь не мог же Вселюбящий поощрять убийства, а Всезнающий скрывать эти самые знания от людей! И у этого другого есть имена: Яхве, Иегова, Саваоф… Этот другой ходил по земле как человек, ел как человек, говорил как человек и т.д. (Быт. 18.1.). И этот другой, правильнее сказать «чужой», прикрываясь именем несуществующего Бога и находясь на самой вершине пирамиды, со своими подельниками осуществляет планы по захвату и порабощению человечества, высасывая из него все соки – «жизненную силу». Инструментом для осуществления своих планов на земле они избрали себе рабов: «избранный народ», за которым скрывают своё истинное лицо – лицо «социальных паразитов».

А вот, чему учат наших детей: цитата из учебника «Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса»: «Специфику религии составляют мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой человека в существование сверхъестественных сил (Бога) и чувством связанности с ними и зависимости от них. Бог – высший предмет религиозной веры, сверхъестественное существо с необыкновенными свойствами и силами». Вопрос: какое мировоззрение формируют эти утверждения? Ответ: любое, за исключением мировоззрения, на основе миропонимания.

Зададим себе ещё один простой вопрос: может ли Бог лгать? Ответ напрашивается сам собой: конечно, нет, ведь обманывать может только Дьявол. А теперь посмотрите, как беззастенчиво лгут священнослужители. Приведу всего лишь один пример наглой лжи, что у славян не было письменности до Кирила и Мефодия. А как быть с Буквицей, Глаголицей, с чертами и резами, руническими письменами славяно-ариев? И таких примеров море. Вы думаете, что иерархи церкви не знают правду? Вывод делайте сами.

До тех пор, пока люди не проснутся от ментального сна, не станут думать своими мозгами и действовать сознательно, эта компания социальных паразитов делает и будет делать всё, чтобы опустить всех нас на уровень умных животных, превратить в рабов или физически уничтожить всех, кто с этим не согласен. Об этом они сами начали открыто говорить (Интервью с раввином Абэ Финкельштейном о еврейском контроле над миром).

Религиозное мировоззрение, основанное на мироощущении, не позволяет человеку подняться выше уровня умного животного, потому что о миропонимании даже речи нет, соответственно, оно не отражает и не объясняет реальность, а является лишь мощным орудием порабощения человечества «социальными паразитами».

Научная точка зрения на то, как устроен мир, в большинстве случаев, не может дать вразумительного и обоснованного ответа, в силу того, что она не знает ничего о 90% материи Вселенной, а строить картину мира на знании 10% – абсурд, это даже ребёнку ясно, ведь нельзя сложить картинку из одного кубика, если она нарисована на десяти. Накопив огромное количество фактической информации о физическом мире, понимания сущности происходящих процессов у современной науки нет. Не зная истинных законов природы, а наблюдая только их проявления, наука идёт ложным путём познания, разрушая природу, среду обитания и ведёт человечество к гибели.

Всё, что противоречит «общепризнанным» теориям официальной науки, даже если постулаты этих теорий давно опровергнуты самими учёными (например: постулаты, на которых построена теория относительности, Эйнштейна, ложны) считается истиной в последней инстанции, а всё, что не согласуется с официальной точкой зрения научного сообщества, объявляется лженаукой. При этом непогрешимость своей позиции «академики» утверждают своим авторитетным мнением, и это мнение навязывается всем остальным.

Часто к реальности это не имеет никакого отношения, а мировоззрение, основанное только на «авторитетных» мнениях, пусть даже самых титулованных учёных в разных сферах знаний (физика, химия, биология, медицина, педагогика…), ничем не отличаются от религиозного. Тем самым наука превращается в религию.

Например: учёные давно пытались найти так называемую «Божественную частицу» (бозон Хиггса) используя адронный коллайдер, а недавно заявили, что они вроде бы открыли её и даже хотели выпить за это. Они полагают, что после Большого Взрыва, когда Вселенная начала формироваться, протоны и электроны двигались беспорядочно, но когда они стали взаимодействовать с «Полем Хиггса» (оно сформировано из частиц бозона Хиггса), они замедлились и получили массу и структуру, этим сформировав физический состав Вселенной.

«Поле Хиггса, как густой сироп», – объясняет доктор Алан Барр, физик-ядерщик из Оксфордского университета, – он улавливает частицы, которые перемещаются вокруг и превращает их в материю». Эксперты не на 100% уверены, что это сама «Частица Бога», но сходятся во мнении, что найденная частица на неё очень похожа. «Это почти бозон Хиггса», – рассказал Барр, – Можно сказать, что это очень близкий родственник частицы, но мы должны посмотреть на более мелкие детали, чтобы узнать об этом больше», – добавил он.

Объяснение, как в детском саду: протоны и электроны уже были, а массы у них не было, а это означает, что это не протоны и электроны, а что-то другое.

Исторические знания, как часть научных знаний, основанные на реальных, фактических источниках и артефактах, дают возможность проследить во времени причинно-следственные связи в процессе развития как отдельных народов, так и всего человечества, что позволяет изучить ошибки прошлого, не допускать этих ошибок в настоящем, а также планировать развитие и строить светлое будущее. Сфабрикованная же история скрывает следы преступлений и их авторов. Незнание реальной истории даёт возможность паразитам переписывать её по своему усмотрению, тем самым взять под контроль исторический процесс, а это очень мощное оружие порабощения в руках паразитов.

Дж. Оруэлл («Год 1984»): «Кто контролирует прошлое, контролирует будущее, а кто контролирует настоящее, тот всевластен над прошлым».

Мировоззрение, сформированное на базе сфальсифицированной истории, является очень мощным оружием в руках «социальных паразитов» по порабощению, как отдельных стран, так и всего мира. Люди, не знающие реальной истории, превращаются из наРОДа в население, не имеющее своих корней. Те, кто осуществляют эту фальсификацию и скрывают реальную историю, какими бы благими намерениями они не оправдывали свои действия, фактически являются подручными «социальных паразитов» т.е. соучастниками преступления против человечества.

Экономические знания, являющиеся одним из разделов современной науки, имеют паразитическую суть, и эта суть очень проста, что бы ни говорили все ведущие «специалисты профессионалы» от экономики. В этой системе деньги являются товаром. Все остальные экономические построения исходят из этого ложного постулата: ценности денег – их «товарной сущности». Деньги, по их мнению, такой же товар как дом, машина, гараж и т.д. Всё это можно сдать в аренду за деньги, и деньги тоже можно отдать на время за деньги (в рост), а это противоречит функциям денег в любом экономически здоровом обществе. Те, кто проводят такую экономическую политику, находясь на любом уровне, какими бы красивыми словами ни обосновывали её целесообразность и необходимость, действуют на стороне «социальных паразитов» – наших врагов.

Знание паразитической сути экономической системы формирует мировоззрение как в одну, так и в другую сторону, в зависимости от того, какую сторону принимает человек. Если он считает деньги товаром и действует, исходя из этого, то он действует на стороне «социальных паразитов», понимает он это или нет, и наоборот.

Знание нравственных законов развития человека, как биологического вида, встроенного в экологическую систему земли, и занимающего определённую нишу, позволяет осознанно выбирать созидательный путь развития или разрушительный. В первом случае, этот путь основан на нравственных нормах, присущих только РАзумным существам, таких как честь, совесть, благородство, сострадание, самопожертвование, любовь (в духовном понимании этого слова) и т.д., дающий возможность беЗконечного развития, что позволяет при определённых условиях выйти на уровень творения. Этот путь не из лёгких, он требует от человека огромной силы воли, силы духа, упорного труда и большой ответственности, но в то же время приносит огромную радость творчества.

Во втором случае, никаких ограничительных нравственных норм не существует: их просто нет для тех, кто выбирает такой путь, путь, основанный только на силе и приоритете животных инстинктов (путь паразитизма). В этом случае, ни о какой нравственности не может быть и речи, а такой путь, в конечном итоге, ведёт к деградации, разрушению и самоуничтожению, как самого носителя этого мировоззрения, так и окружающего мира…

Читать статью полностью…


Взято: www.ru-an.info

Что такое мировоззрение человека — его формы, виды и принципы формирования

что такое мировоззрение

С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.

типы мировоззрения

Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания. Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства. Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности. Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, уверенности в себе, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.

виды мировоззрения

Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.

Мировоззрение

Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в гармонии с самим собой, природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.

философское мировоззрение

Книги, меняющие мировоззрение человека

На свете есть немало авторов, исследующих смысл человеческого бытия. К ним относятся:

  1. Бразильский писатель Пауло Коэльо. Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество».
  2. Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей, которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
  3. Еще один автор – Алекс Байхоу. Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
  4. В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему психологическому портрету, можно изменить взгляд на жизнь.

 

Мироощущение и миропонимание

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровень интеллектуальности, да и степень эмоциональной насыщенности мировоззрений неодинаковы. Но так или иначе, им присущи оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение — взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.

Жизнь в мире природы и общества рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета и многие другие. Среди эмоций такого рода есть и окрашенные в «мрачные» тона: тревоги, напряжения, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться за своих близких, переживать за свою страну, народ, за жизнь на Земле, судьбы культуры, будущее человечества. Вместе с тем людям присущ и спектр «светлых» эмоций: радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.

Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Общий эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистичным, или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т.д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темпераменты, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыд, раскаяние, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы.

Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в том числе и в философском мировоззрении. Ярким выражением возвышенных эмоций такого типа могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [1].

1 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 499.

В ткани мировоззрения разум и чувства не обособлены, переплетены и к тому же соединены с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере его узловые моменты, его основа, тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений — так велика их сила — люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.

Таким образом, включаясь в мировоззрение, различные его составляющие приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение людей, окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Даже знания в контексте мировоззрения обретают особую тональность. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они уверенно и активно принимаются людьми. И тогда — в тенденции — становятся больше чем просто знанием, превращаясь в познавательные убеждения — в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды — ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они составляют основу жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе — всего мирового сообщества.

С «переплавкой» взглядов в убеждения возрастает степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной познавательной несомненности (или очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.

Важная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение — обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней — без внутренней критичности, собственного анализа — называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности. Более того, идеологические, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и нашу отечественную историю, причиной тяжких бед. Вот почему так важно ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. От догм спасают здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность — неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям. Такое настроение называют цинизмом (по сходству с мироориентацией одной из античных школ, носившей такое название).

Итак, мировоззрение — единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений. В нем переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей, осмысление прошлого и видение будущего. Сочетание всех этих «полярностей» — напряженная духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей системе ориентаций.

Объемля разные «пласты» опыта, мировоззрение помогает человеку раздвигать рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить себя с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается мудрость человеческой жизни, происходит приобщение к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то решительно осуждается, что-то бережно хранится и продолжается. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления.

Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание

Во все исторические эпохи обнаруживало себя и сохраняется в наши дни мировоззрение, основанное на здравом смысле и многообразном повседневном опыте. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения включает в себя мироощущение, умонастроение, навыки поведения широких слоев общества. Ее нередко называют «жизненной или житейской философией». Она играет важную роль, поскольку является массовым и реально «работающим», не «книжным» сознанием. И вовсе не случайно в эпохи перемен новое политическое, экономическое, религиозное, нравственное мышление утверждается лишь тогда, когда осваивается тысячами, миллионами людей и начинает определять их жизнь и поступки.

Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку велик разброс в уровне образования и интеллекта его носителей, в характере их духовной культуры, национальных, религиозных и иных традиций. Отсюда и широкий диапазон его возможных вариантов от примитивных, обывательских форм сознания до просвещенного «здравого смысла». Жизненная философия людей образованных нередко складывается под влиянием их знаний и опыта в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политиков, чиновников. Анализируя, обобщая многообразный жизненный опыт, педагоги, публицисты, мастера художественного творчества формируют сознание многих людей. Как история, так и современная ситуация свидетельствуют о том, что личности, составляющие разум и совесть народа, цвет культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают воздействие и на взгляды отдельных людей, на общественное мировоззрение в целом и на мышление философов.

Мировоззрению в его массовых проявлениях присущи и сильные и слабые стороны. Оно заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание и сегодня не защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых (националистических и других) настроений, современных мифов (например, о панацее рынка и обогащения или же о вульгарно толкуемом равенстве) и иных не вполне зрелых проявлений массового сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии на него со стороны кланов и социальных групп, преследующих свои узкоэгоистические цели. Не застрахованы от таких влияний и профессионалы, занятые научным, литературным, инженерным и другим трудом.

Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции в критических ситуациях могут захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. С такого рода проблемами жизненно-практическое миропонимание справляется лишь в зрелых его проявлениях. Но и тут сложившийся образ мысли и поведения становится «второй натурой» и нечасто подвергается тщательному анализу, осмыслению.

Иное дело — критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется уже на другом — просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим (или критико-рефлексивным) формам миропонимания принадлежит и философия. Однако эту миссию выполняют не только люди «умствующие», «логические», наделенные ясным умом. В ней успешно участвуют и те, кого природа одарила глубокой интуицией, — гении религии, музыки, литературы, политики, наконец, журналисты, глубоко и масштабно схватывающие суть происходящего, судьбы людей, их нравственное величие и уродство, падение.

Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг — мировоззрение, а входящий в него меньший — философия.

В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования. Ранее сложившиеся позиции вновь и вновь выносятся на суд философского разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»). Философ — специалист по мировоззрениям. Они для него — предмет специального анализа, прояснения, оценки. С помощью такого анализа тщательно выверяется смысловая и логическая добротность принципов, выводов, обобщений. Продумываются также нормы, идеалы, определяющие образ жизни, устремления людей. Но этим дело не ограничивается. Философ в высоком смысле этого слова — не только строгий судья, но и творец (или реформатор) определенного мировоззрения. Главную свою задачу он видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников (и его самого) и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта.

Для понимания своеобразия философии необходимо также определить ее место среди других исторических типов мировоззрения, уяснить смысл слов «переход от мифа к логосу» — краткой формулы рождения философии.

2. Истоки философии

Миф

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. К философским раздумьям, занятиям философией люди приходят разными путями. Но есть путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Чтобы понять своеобразие философии, важно хотя бы в общих чертах представлять себе этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому (и религиозному) миропониманию как предпосылке, предтече философии.

Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение.

Мифы — древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев — многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев — с последующим его возрождением.

Много внимания в мифах уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые встают на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей — добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, происхождении обычаев, обрядов. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. (В более позднем литературном изложении они представлены в древнегреческой «Илиаде», индийской «Рамаяне», карело-финской «Калевале» и других народных эпосах.) Воплощенные в мифе представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиций и непрерывность культуры. Например, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводившие природные циклы.

Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.

Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Здесь сближались явления природы и культуры, на окружающий мир переносились человеческие черты. В результате очеловечивались (олицетворялись, одушевлялись) космос и другие природные силы. Это роднит миф с мышлением детей, художников, поэтов, да и всех людей, в сознании которых в преобразованном виде «живут» образы старинных сказок, преданий, легенд. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических сюжетов заключалась и обобщенная работа мысли — анализ, классификация, особое символическое представление мира как целого.

В мифе не разграничивались сколько-нибудь отчетливо мир и человек, идеальное и вещественное, объективное и субъективное. Человеческая мысль проведет эти различия позже. Миф же — это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, — своего рода «художественную религию», полную поэтических образов, метафор. В ткани мифа причудливо сплетены реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, мысль и чувство, знание и вера.

Миф выполнял многообразные функции. С его помощью осуществлялась связь «времен» — прошлого, настоящего и будущего, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единение поколений. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения. Оно заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, стремление найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни.

С угасанием первобытных форм жизни миф как особая ступень развития сознания людей сходит с исторической сцены, но не умирает вовсе. Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты вошли в гуманитарную культуру различных народов — в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, в произведениях мировой литературы и искусства отражены темы древнегреческой и многих других мифологий. Мифологические сюжеты вошли во многие религии. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология в целом утрачивает свою прежнюю роль. Своеобразное социальное, политическое и другое мифотворчество существует, активно проявляя себя, и в наши дни. Его воздействию более всего подвержено массовое сознание, само творящее немало «мифов» и некритично осваивающее мифологемы, изобретаемые и насаждаемые современной идеологической индустрией. Но это уже — иные времена, иные реалии.

Миф в собственном смысле слова — как целостный тип сознания, особая форма жизни первобытных народов — себя изжил. Однако не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, о тайне рождения и смерти. Время показало, что это — принципиальные, ключевые вопросы всякого миропонимания. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения — религия и философия.

В поиске ответов на вопросы миропонимания, поставленные в мифологии, творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.

Мировоззрение . Конспект по обществознанию, кратко.

Мировоззрение

Раздел ЕГЭ: 1.2. Мировоззрение, его виды и формы



Под влиянием общества и собственного жизненного опыта человек принимает и осознаёт окружающую его действительность под определённым углом, выработав своё мировоззрение.

Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём.

ОТЛИЧИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ КАТЕГОРИЙ

Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности.

Мировоззрение Остальные духовные категории
Отражает взгляд человека на мир в целом. Отражают взгляд человека на конкретную сторону жизни.
Показывает отношение человека к окружающему его миру. Замкнуты на конкретной стороне жизни.
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В мире не существует людей с одинаковым мировоззрением, поскольку оно формируется под воздействием множества факторов. В той или иной степени на человеческое мироощущение влияет вся окружающая его действительность. Особое место также занимает историческая эпоха, в которой существует человек, так как она накладывает свой отпечаток на все сферы жизни.

Основные источники формирования мировоззрения

  • окружающие люди и их поведение;
  • система ценностей, принятая в среде индивида;
  • наука, уровень знаний;
  • быт, условия жизни;
  • искусство;
  • интуитивное познание.
СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение является составной категорией и включает в себя несколько аспектов:

  • ценностно-нормативный;
  • эмоционально-волевой;
  • познавательный;
  • практический.

Мировоззрение представляет собой набор взглядов и ценностей человека, определяющих его отношение к действительности. Оно имеет сложную структуру и строится на основе многих составляющих, объединяя их в одно целое. Именно совокупность всех элементов приводит к формированию устойчивой картины мира.

 

ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Различают несколько видов мировоззрения в зависимости от подходов выработки установок миропонимания. Общепринятой считается нижеприведённая классификация.

Вид мировоззрения Характеристика
Обыденное Основано на личном жизненном опыте человека.
Плюсы: соответствует реалиям, в которых живёт человек.
Минусы: практически не использует опыт других людей, учений, науки.
Религиозное Основано на религиозных учениях.
Плюсы: решение проблем, связанных с духовным миром человека.
Минусы: перерастание в экстремизм; частое игнорирование достижений науки.
Научное Основано на обобщении научной картины мира.
Плюсы: доказанность, приобщение к реальным целям и идеалам.
Минусы: не решает духовные проблемы.
Гуманистическое Основано на нормах человеколюбия.
Плюсы: направленность на всестороннее развитие общества.
Минусы: слабо распространено в связи с тем, что только начинает зарождаться.
РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение, выступая в качестве регулятора поведения, даёт человеку:

  • ориентиры и цели жизнедеятельности, способы их достижения;
  • методы познания действительности и деятельности;
  • определение истинных ценностей;
  • понимание мира.

Вы смотрели конспект «Мировоззрение»

 

Типы мировоззрений

Определение 1

Мировоззрение – это совокупность принципов и образных представлений, которые представляют видение мира и человека в этом мире.

Мировоззрению присуще:

  • исторический характер
  • наличие ценностных ориентаций
  • наличие идеалов, убеждений образа жизни человека и общества.

В мировоззрении отражается завершение целостностной духовности человека. Оно представляет собой систему многообразных черт духовной жизни общества и то, как человек познает и ощущает окружающий его мир.

Типы мировоззрения с точки зрения исторического процесса:

  • Мифологическое
  • Религиозное
  • Научное

Это основные типы мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение

Мифологическое сознание — духовное основание первобытной культуры.

Для данного типа мировоззрения характерно:

  • первообщинное общество
  • антропоморфизм (одухотворение природы)
  • формирование и закрепление систем ценностей
  • устная трансляция накопленных знаний
  • определение формы поведение индивида и всего общества
  • вера в сверхъестественное

Мифы охватывали все формы жизнедеятельности людей. Они являются основными «тексами» культуры. Установлению единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир способствовала их устная передача. Вера в «свои» мифы объединяла сообщество, консалидировала его членов и одновременно позволяла отличить его членов от «чужаков», веривших в иные мифы. В мифах отрабатывались, сохранялись и культивировались практические сведения, навыки хозяйственной и кульутрной деятельности. В процессе передачи этих знаний от поколения к поколению, которые копились в течение многих веков, формировался общеплеменной опыт. Он закреплялся в социальной памяти и генерировался в первоначальный уровень знаний и способов мышления. С этого начинался путь к развитию философии и науки. В мифологических рассказах о божествах, присутствующих в мире, зарождалось религиозное мировоззрение.

Готовые работы на аналогичную тему

Религиозное мировоззрение

Этот тип мировоззрения вырастает из мифологического и включает в себя многие его компоненты. Оно строится на религиозных представлениях, которые имеют свои особенности в различных формах религии. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам, иудаизм. Им присуще своё характерное миропонимание. Это плод исторического и культурного развития.

Характеристика религиозного типа:

  • чувственно-образная форма освоения действительности
  • вера в сверхъестественные силы
  • догматизм
  • формирование строгих нормативных, моральных установок
  • подкрепление веры мистическим опытом
  • авторитарность духовного сословия
  • представлено в виде притч и сказаний

Замечание 1

Отличительная особенность этого типа в том, что мировые силы (духи, боги) персонифицируются и окончательно превращаются в надмировые и внемировые силы.

Для религии характерен догматизм, формирующийся на системе моральных норм, с объединением людей в единую организацию (религиозная община, церковь и т.д.). Основными понятиями для этого типа мировоззрения выступают: понятия о добре и зле, смысле жизни, нравственности. Ответы на эти вопросы представлены в виде священных текстов, писаний, как регуляторов миропорядка.

Научное мировоззрение

В $XIX$ веке начинается складываться целостное научное мировоззрение. Это качественно иная форма организации знаний, включающая в себя синтез различных научных теорий.

Благодаря интенсивному познанию окружающего мира в сознании человека:

  • аккумулируются и закрепляются знания, умения, навыки.
  • происходит постоянное формирование знаний, идей и концепций.
  • накопление ранних представлений становятся частными случаями новых теорий.
  • возникает Научная картина мира.
  • складывается представление об окружающем мире, основывающееся на всём множестве доказанных фактов.
  • ставится акцент на логику, рациональность и доказательность.

Благодаря научному мировоззрению коренным образом меняется стиль мышления всей европейской и мировой культуры.

Уникальность и новизна установленного им стиля содержалась в: предельной широте мышления, его универсальности. узаконивании права разума на познание и развитие науки, утверждении права человека на свободу слова, вероисповедания, на равенство людей перед законом против произвола властей обосновании многих гуманистических ценностей.

Гегель подытожил это философское мировоззрение. Его система – высшая точка всей философии, которая сформировалась в логическую конструкцию, воплощающую в себе деятельность мирового разума.

Философия выделяется как особый тип общественного сознания.

Определение 2

Философия — это система фундаментальных идей в составе мировоззрения человека.

Философствование зародилось в древней Греции с удивления и постановки вопросов о мире. Формируется качественно иной тип мышления, отличного от обыденного. Это особое отношение к миру. Для этого типа мировоззрения характерно:

  • абстрактно-понятийная форма освоения действительности
  • различение природного и социального мира
  • накопление естественнонаучных знаний (труды в области математики, медицины, астрономии, физике)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *