Модели поведения в конфликте курсовая: Модели поведения в конфликтной ситуации — Доклад — Модели поведения в конфликтной ситуации – Основные психологические формы поведения личности в конфликте

Автор: | 07.09.2020

Модели поведения в конфликтной ситуации — Доклад — Модели поведения в конфликтной ситуации

приобрести
Доклад — Модели поведения в конфликтной ситуации
скачать (14.4 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.docx

Модели поведения в конфликтной ситуации.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:

Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта. Это: стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса.

Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него.

Таким образом, в случае применения стиля приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.

Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных в конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы.

Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой.

Стиль компромисса зачастую является удачным отступлением или последней возможностью найти какое-то решение проблемы.


Модели поведения в конфликтной ситуации

Курсовая работа: Поведение в конфликтных ситуациях

Поведение в конфликтных ситуациях [08.02.14]

Тема: Поведение в конфликтных ситуациях

Раздел: Бесплатные рефераты по теории менеджмента (история управленческой мысли)

Тип: Курсовая работа | Размер: 1.12M | Скачано: 158 | Добавлен 08.02.14 в 14:16 | Рейтинг: +2 | Еще Курсовые работы


Содержание.

Введение. 3

Глава 1: Природа возникновения конфликта. Управление конфликтом .5

1.1. Понятие конфликта .5

1.2. Типы конфликтов 7

1.3. Причины конфликтов 10

1.4. Модели управления конфликтом .12

Глава 2 Характеристика фирмы и оценка уровня состояния конфликтов организации .22

2.1. Характеристика фирмы 22

2.2. Оценка уровня состояния конфликтов организации и его причины 24

2.3.Тестирование сотрудников на стрессоустойчивость, составление модели поведения персонала в условиях состояния конфликта. 26

Глава 3: Стратегия управления коммуникациями в условиях конфликта .30

3.1.Предотвратите конфликт на стадии отбора сотрудников. 30

3.2.Методы разрешения конфликтов .31

3.3. Переговоры как методом разрешения конфликта 34.

Заключение .36

Список литературы. 37

 

ВВЕДЕНИЕ

Нередко позиции отдельных сотрудников организации или руководителя и коллектива в отношении трудовых вопросов не совпадают, что может привести к возникновению конфликтной ситуации.

 Конфликты нельзя причислить к однозначно негативным явлениям — негативным может быть поведение в конфликтной ситуации. Коллективное управление, когда сотрудник рассматривается как ценный участник всех процессов, а не как получатель команд и распоряжений, создает ситуацию, в которой представлены различные позиции и мнения.

Конфликты на работе знакомы слишком многим. Организации  с  идеальными взаимоотношениями  между  сотрудниками,  департаментами   и   собственниками встречаются в жизни так же часто, как и все идеалы

Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому  управлению, при котором в целенаправленном  сотрудничестве  с  другими  устраняется  все деструктивное. Это трудная задача. Но  сегодня  мы  располагаем  знаниями  и опытом, позволяющими приблизить эту цель. Не использовать  эти  возможности, проходить мимо  них  или  не  принимать  их  в  расчет  —  значит,  потерять квалификацию руководителя, управляющего.

Управление организацией – это, прежде всего, управление людьми. Именно искусство управления поведением людей становится в современном обществе решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и организаций, стабильность их развития. Также изучение управления человеческими ресурсами и использование результатов исследований становится одним из путей усовершенствования государственной системы. По своим свойствам человеческий ресурс существенно отличается от любых других используемых организациями ресурсов, и, следовательно, требует особых методов управления. Поэтому научные основы организационного поведения и их применение на практике путем управления персоналом организаций превращаются в важное направление в области менеджмента.

Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянного изучения и обобщения материалов исследований в области организационного поведения в условиях конфликтов, изменениях в общественно-политических, коммерческих организациях для выработки наиболее оптимальной модели поведения в организации.

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих  задач:

— теоретические исследования конфликтов и их типов;

— изучение стилей и стратегий поведения в конфликтной ситуации;

— изучение способов и методов разрешения конфликтов;

— разработать мероприятия по регулированию управления поведением в конфликтных ситуациях.

В данной работе объектом исследования является поведение в конфликтных ситуациях. Предметом курсовой работы выступают подходы к управлению конфликтной ситуацией. Управление поведением в конфликтных ситуациях является важной задачей менеджеров предприятия. Исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и решить проблему. Поэтому полное отсутствием конфликтов в организации — невозможное явление (т.к. люди различаются по своему характеру, жизненному опыту, занимаемой позиции и т.д.).

 

Список литературы.

1.    Менеджмент: Учебно-практическое пособие / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов, И.В. Вдовина, Е.В. Доценко. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. — 284 с

2.    Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. — М.: НИЦ Инфра-М, 2012. — 256 с

3.    Организационное поведение: Учеб. пособие / С.Д. Резник. — М.: ИД РИОР, 2009. — 127 с.: 70×100 1/32. — (Высшее образование (карман. формат)). (обложка, карм. формат) ISBN 978-5-369-00381-7, 3000 экз.

4.    .Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие /         Ю.Н. Лапыгин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 329 с

5.    (Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, СПб.: Питер, 2009 г. — 384 стр

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

метки: Личность, Модель, Конфликт, Поведение, Индивид, Отношение, Субъект, Конфликтный

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:

Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный. Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Личность как субъект и объект общественных отношений

Жизнь показывает, что, сколько бы разными и непонятными друг другу не были люди, они будут

вместе, если предметом их внимания являются радость ближнего и собственное умение радоваться ему. А

поэтому каждый человек должен стремиться к пластичности, гибкости в отношениях, быть легким на

переходах от доминирования к зависимости, от открытости к большей автономности и т. п. Чем легче будут

10 стр., 4571 слов

Поведение в конфликтах

… возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Для описания стратегий и тактик конфликтного взаимодействия на практике часто применяют двухмерную модель К. У. Томаса … : и другого человека, и моих собственных. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов …

эти переходы, чем реже человек обращает на них внимание, тем меньше взаимных обид, раздражений,

недовольств, конфликтов. Желание лучше понять своих близких, друзей, коллег, по-новому увидеть

отношения с ними, научиться конструктивно преодолевать трудности взаимопонимания — это основные

факторы взаимодействия людей в обществе.

Когда речь заходит об отдельном человеке, обычно имеют в виду индивида, личность или

индивидуальность. Эти понятия являясь едиными по значению, не вполне синонимы, они не тождественны.

Они определяют разные стороны сущности человека.

Индивид — это живой организм, биологическое

существо человеческого рода и в этом качестве фиксируются его появление на свет, присущее ему

физиологическое состояние и психика, возможности приспособления к социальной среде. Индивид —

субъект существования, элемент общественной системы материального производства и потребления,

который вместе с тем формируется и развивается в процессе деятельности, усвоения и воспроизводства

определенных, в ходе исторического движения сложившихся способов труда и хозяйствования.

Личность выражает более широкую, чем индивид, совокупность качеств человека, которые

складываются под влиянием как природных свойств, присущих всем людям, так и социальных факторов.

Если индивидом человек рождается, личностью он становится, в той или иной мере преодолевая

противоречивость и относительную независимость своей природной, социальной и духовной сущностей,

проявляя способность к познанию и преобразованию окружающего мира. В отличие от индивида личность

не статист исторического развития, а активно действующий субъект и объект общественных отношений и

12 стр., 5823 слов

Особенности личности в системе межличностных отношений

… человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений … неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия. Подражание активно используется, например, в педагогической и управленческой деятельности. Следование …

связей.

Индивидуальность — проявление черт конкретной личности с ее своеобразием и неповторимостью,

мера отличия индивида от других себе подобных. Это человек как бы в единичном экземпляре во всей своей

оригинальности, включая внешние особенности, специфику характера, возможности интеллекта и т. д. Так, к

примеру, подчеркнуто выделяются индивидуальные качества человека, когда констатируют: Адам Смит, чье

имя вписано в летопись всемирной истории как классика политической экономики, основоположника

трудовой теории стоимости и ряда других экономических учений, был образованнейшим человеком своего

времени, обладавшим обширными знаниями и безупречным нравственным авторитетом.

Зарубежные и отечественные психологи под субъектом понимают личность или человеческую

общность, которые действуют в высшей степени активно, настойчивы в стремлении к поставленным перед

собой целям, сами творят свою судьбу, обогащаясь жизненным опытом.

Объектом же общественных связей

люди выступают тогда, когда они пассивны, целиком подчиняются внешним обстоятельствам,

довольствуясь самыми маленькими результатами собственной деятельности.

Каждый отдельно взятый человек — существо социальное, обладающее самосознанием, активно

деятельное, т. е. способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира. Прежде

всего, важна свойственная человеку способность к труду и иной деятельности, включающей в себя цель,

средства, результат и сам процесс целесообразных действий. Каждый человек является представителем

государства, нации, класса или слоя и выступает соответственно как гражданин, представитель нации,

рабочий, крестьянин или интеллигент. Именно в делах, созидании, творчестве человек не только

обнаруживает и проявляет себя, но в них он формируется и развивается как личность.

Обладая социальной определенностью, личность включается в тот или иной вид общественных

отношений как носитель специфических качеств соответствующих общностей. Вне общественных

7 стр., 3476 слов

Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или кому-либо

… переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятель … которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и … условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей. …

отношений нет личности, а вне социально-классовых отношений нет и политической личности. Личность

живет во времени и может оценивать себя, сравнивая с собой в прошлом или в желаемом будущем. Многие

психологи считают, что для самооценки одного себя мало. Каждая самооценка говорит о выраженности не

столько данного качества у человека, сколько о степени его отклонения от некоторого эталона, точки

отсчета в оценивании. (1)

Личность — явление многомерное. «Бывают часы, — писала Жорж Санд, — когда я ускользаю от самой

себя, когда чувствую себя травой, птицей, вершиной дерева, облаком, проточной водой, горизонтом,

цветом, формой и ощущениями, преходящими, неопределенными;… живу в том, что составляет среду

развития, являющегося как бы расширением моего собственного существа». (2) Ученые часто задают себе

вопрос: «Где первоисточники самопознания, где рождается само Я, которому суждено увидеть себя добрее

чем???» С материалистической точки зрения определяющая роль отношений с другими людьми в развитии

личности впервые была осмыслена Людвигом Фейербахом. «Отдельный человек, — писал он, — как нечто

обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в

мыслящем.

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в

единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». (3) Эти идеи стали одними из

ключевых в марксизме: «…человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека». (4)

Люди рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в

реальности оказываются неодинаковыми. Из безусловного признания факта неодинаковости людей следует

вывод о том, что нет человека, состоящего из одних достоинств, не имеющего какого-либо изъяна или

слабостей. Для того, чтобы лучше понимать людей, осознанно относиться к конфликтам и уяснению тех

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

… Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка … Оскорбления без видимой причины Вспыльчивость, потеря самообладания на людях Презрение себя за ужасное поведение Ваши бесполезные действия при взрыве Гранаты: Ответная вспышка …

причин, которыми они вызываются, необходимо знать полную информацию о человеке с кем общаешься и

взаимодействуешь. Нельзя не считаться с тем, что поведение любого человека, его действия и поступки

определяют реакцию личности на ту или иную жизненную ситуацию.

Специалисты-психологи называют основными качествами человека — интеллектуальные, волевые и

эмоциональные. К интеллектуальным качествам относятся такие свойства, как мышление, совокупность

знаний человека, его стремление к истине, а также взгляды, принципы и жизненная позиция. Волевые

качества связаны, прежде всего, с мотивами, которые побуждают к действию, проявлению способностей

человека, расположенностью его к другим людям. Эмоциональные качества вбирают в себя самые

разнообразные нервные возбуждения, переживания и чувства, связанные с такими моральными ценностями,

как добро, долг, честь, дружба, любовь и т. п. Эмоции, взятые вместе, могут эффективно сигнализировать об

актуализации жизненных сил, о готовности личности приносить людям пользу, отвечать перед обществом и

самим собой за свои поступки.

Среди важнейших свойств человека, которые аккумулируют его качества своей особой социальной

значимостью выделяются справедливость, ответственность и правосознание. Все эти свойства личности, без

сомнения, влияют на возникновение конфликтов, их последующее развитие и разрешение. Специалисты

акцентируют внимание еще на одном свойстве человека — рефлексии, т. е. самоанализе каждым своих знаний

и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются

другими людьми.

Ряд качеств человека, заложенных в нем генетически, заслуживают особого внимания. Прежде всего,

существует опосредованная взаимосвязь между конфликтностью и темпераментом — теми устойчивыми

свойствами индивида, которые характеризуют динамические особености психики данного человека, относя

его со времен Гиппократа к сангвиникам, флегматикам, холерикам или меланхоликам. Известно, что

11 стр., 5116 слов

Семейный конфликт как фактор отклоняющегося формирования личности и поведения конфликтантов

… человека не свободна от конфликтов. Исключением не является и семья. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека … конфликтов 4 Влияние конфликтов на семейные взаимоотношения 5 4. Влияние семейных конфликтов на формирование личности 6 5. Влияние семейных конфликтов на поведение … имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные …

сангвиник активен и быстр, легко сходится с людьми, жизнерадостен и деятелен, но не переносит

однообразия и монотонной работы. Флегматик более сдержан в поведении и терпелив, владеет собой, но,

как правило, мало активен. Холерик бывает, вспыльчив и излишне прямолинеен, часто демонстрирует

высокую работоспособность, одного его активность и энергия то бьет через край, то испытывает временный

спад. Меланхолик впечатлителен, эмоционален и отзывчив, но нередко проявляет нерешительность и

медлительность, плохо адаптируется к новым условиям, болезненно переживает неудачи, легко впадает в

уныние. Влияние индивидуального склада, отчетливо выраженных психических свойств личности на ее

конфликтность оказывается более заметной. Темперамент оказывает существенное влияние на поведение

человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а

флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.

Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые

характеристики. Выделяют две основные психологические оси личности: экстраверсия — интроверсия;

эмоциональная неустойчивость — эмоциональная стабильность. Экстраверты — люди, требующие

постоянной стимуляции, «подпитки» от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым

впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Интроверты стимулы для жизненной активности черпают

изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, любят порядок, дружат с немногими,

но преданно. Эмоционально неустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным

напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.

Эмоционально стабильные люди — им свойственны эмоциональная уравновешенность, неспособность

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

… сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения; Формирование и развитие личности — Стр 2 ·  &nbsp … отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в … изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное …

глубоко сочувствовать переживаниям других людей. Эта типология черт характера была дана Карлом

Юнгом (1875−1961гг.) в книге «Психологические типы» (1921г.), которая до сих пор считается одной из

самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии.

Согласно взглядам А. Адлера формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни

человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у

него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на

поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п.

Данная типология убедительно показывает, что характеры людей разные (по крайней мере, существует

16 типов характеров).

Недоразумения из-за несовпадения типов характеров начинаются тогда, когда

бескомпромиссно отстаиваются только свои собственные предпочтения. Чем лучше люди будут знать черты

своего характера, тем плодотворнее будет их взаимодействие с другими людьми. Суть теории Эрика

Эриксона (1902−1994гг.) состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального

развития личности, на каждом из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом

возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное.

Уровень личностного развития -еще один важный фактор, влияющий на возникновение межличностного

конфликта. Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и

воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с

общепринятыми нормам и правилами поведения окружающих. Для этого проявления своего темперамента и

характера приходится держать под постоянным контролем.

Понятие социализации является одним из центральных понятий таких учебных дисциплин, как

социология, психология, политология и других. Несмотря на то, что каждая из этих дисциплин вкладывает в

понятие социализации свой смысл, в целом под социализацией понимается совокупность всех социальных

процессов, благодаря которым индивид усваивает социальный опыт, в результате общения и деятельности

приобретает определенные нормы и ценности, позволяющие ему функционировать в качестве члена

общества.

Стратегии поведения в конфликте (двухмерная, трехмерная модели по Томасу-Киллмену)

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная американскими психологами К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии. Ее авторы исходили из положения о том, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы и интересы соперника. Отражение этих интересов может происходить более или менее осознанно. Основываясь на результатах исследований, авторы установили, что чем меньше в конфликте осознаны интересы (свои и соперника), тем больше поведение участников насыщено мощным эмоциональным напряжением. В качестве стратегий авторы выделили пять способов конфликтного взаимодействия: уход, уступка, компромисс, сотрудничество, соперничество. Вид модели представлен на рис. 1. При анализе конфликтов на основе двухмерной модели Томаса — Киллмена следует учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1. Содержание предмета конфликта;

2. Ценности межличностных отношений;

3. Индивидуально-психологических особенностей личности;

Рис. 1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте (по Томасу-Киллмену)

Приведем описание основных стратегий.

Уступка или приспособление выражается в стремлении сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем сглаживания разногласий. При этом наблюдается готовность уступить, пренебрегая собственными интересами. Это выражается в уклонении от обсуждения спорных вопросов, в согласии с требованиями и претензиями. Эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.

Уход или избегание, уклонение предполагает стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Наблюдается стремление выйти из ситуации не уступая и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий и возражений противоборствующей стороне. Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, а сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.

Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Такое поведение ориентировано не на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность как для Вас, так и для соперника.

Соперничество или противоборство, конкуренция выражается в стремлении настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, в занятии жесткой позиции непримиримости антагонизма в случае сопротивления. Могут быть формы соперничества, такие как применение власти, давление, использование зависимого положения соперника. Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Такая стратегия обычно применяется когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

Компромисс представляет собой стремление урегулировать разногласия путем двухсторонних уступок. Выражается в поиске такого решения. Когда внешне никто не выигрывает, но и не проигрывает. В этом случае интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Такая стратегия ведет к уменьшению недоброжелательности, позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Вместе с тем есть вероятность появления неудовлетворенности «половинчатыми» решениями.

Было установлено, что особое место в оценке стратегий занимает ценность межличностных отношений (МЛО), с соперником. На практике мы встречаемся с ситуациями, когда относительно низкая ценность МЛО способствует или связана с различными деструктивными проявлениями в ходе конфликта и соответственно, выбором в качестве стратегии соперничества, проявляющегося в формах борьбы или принуждения.

На основе выделения параметра ценности МЛО двухмерная модель Томаса-Киллмена была преобразована в трехмерную. (рис. 2).

Некоторые исследователи в качестве основной характеристики поведения личности в конфликте выбирают стиль.

Типы конфликтных личностей

Демонстративный. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

Ригидный. Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Неуправляемый. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков.

Сверхточный. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.).

Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

«Бесконфликтный» Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Реферат по психологии «Психология конфликта»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4

1.Социально-психологическая характеристика конфликта……………………4

2.Структура и динамика конфликтов……………………………………………6

3.Типы конфликтных личностей по степени конфликтности………………….8

Выводы…………………………………………………………………………….9

Список использованной литературы……………………………………………11

Введение

Современное общество характеризуется сложной системой взаимоотношений, направленных на достижение определенных целей. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникновению определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты. Сами по себе конфликты являются естественным механизмом, что говорит об их относительной безвредности для человека. Однако в определенных случаях конфликты могут нанести вред психике человека, его материальному и духовному миру. Поэтому важно изучение конфликтов, их типов, структуры, особенностей протекания, степени выраженности, путей разрешения.

1.Социально-психологическая характеристика конфликта

Конфликт – это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных и групповых отношениях, связанных с острыми негативными воспоминаниями. Под конфликтами подразумеваются те взаимодействия и отношения, в основе которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности участников общения, их одновременное удовлетворения невозможно. Конфликты сопровождаются негативным эмоциональным состоянием.

Конфликты бывают межличностными, внутригрупповыми, межгрупповыми.

Самым общим образом конфликт можно определить как «предельное обострение противоречий». Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом.

Н. В. Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей.

Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов.

Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается.

Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее — такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация.

Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности . Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации.

Решающее влияние на выбор поведения в конфликте оказывает, считает Сулимова Т.С., сама личность — ее потребности, установки, привычки, образ мышления, модели поведения, ее прошлый опыт проблем и поведения в конфликте. Необходимо отметить, что мораль является значительным фактором, который позволяет предупредить развитие конфликта, переход его в экстремальные эмоциональные формы, а также снизить вероятность развития межличностного конфликта.

2.Структура и динамика конфликтов

Конфликтная ситуация – это объективная ситуация, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. Это противоречие в течение определённого времени может не осознаваться участниками взаимодействия.

Инцидент – ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях.

Взаимодействие этих двух факторов приводит к конфликту.

Структура конфликтной ситуации:

Стороны конфликта имеют внутреннюю и внешнюю позиции. Внешняя позиция: мотив участия в конфликте, который открыто, предъявляется стороной оппонентам. Внутренняя позиция: истинные интересы, мотивы, ценности конфликтующей стороны. Внутренняя позиция иногда бывает неосознаваемой для сторон конфликта.

Конфликт становится психологической реальностью с момента возникновения инцидента, который бывает открытым или скрытым.

Ключ к решению проблемы конфликта состоит в том, чтобы решить 2 основные задачи:

1.Определить причину конфликта.

2.Применить соответствующую технику решения конфликтных проблем:

  • метод творческой визуализации (используется для анализа причин)

  • метод мозгового штурма (поиск альтернатив)

  • техника волевого мышления (контроль над реализацией принятых решений).

Разрешение конфликта:

1.Рассмотрение конфликтов и определение их.

2.Рассмотрение причин конфликтов, заострение внимания на источнике напряжения. Поиск скрытых причин конфликта, изучение взаимоотношений сторон до конфликта.

3.Решение проблемы.

Техники решения конфликта:

1.Охлаждение эмоций – подавление отрицательных переживаний у себя и окружающих. Появляется возможность использовать разум и интуицию для формулировки и принятия решений для обеих сторон конфликта.

2.Принципиальные переговоры.

  • позиция поддакивания;

  • позиция жестокости;

  • переговоры по существу – решение конфликта исходя из сути дела: анализ того, что привело к конфликту. Стремление к нахождению взаимной выгоды. Если интересы не совпадают, данная техника не подходит.

При решении конфликта необходимо учитывать:

  • Люди обладают эмоциями, поэтому необходимо разграничивать суть проблемы и эмоции;

  • Преодоление недостатков – необходимо сосредоточиться на интересах сторон, а не на позициях;

  • Трудности возникают, если решение принимается под давлением;

  • Согласие не должно зависеть от категорической воли одной из сторон;

  • Необходимо настаивать на объективных критериях своей позиции.

К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:

  • соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

  • приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

  • компромисс;

  • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

  • сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.

3.Типы конфликтных личностей по степени конфликтности

Наиболее часто, по мнению психологов, встречаются следующие разновидности конфликтных личностей:

1.Конфликтная личность демонстративного типа. Стремится постоянно быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Ее отношение к людям определяется тем, как к ней относятся другие. Человек подобного типа легко себя чувствует в поверхностных конфликтах, возникающих по мелким причинам. Но хорошо приспосабливается и к конфликтным ситуациям другого рода. Преобладает эмоциональное поведение, рациональное начало выражено слабо. Планирование своей деятельности осуществляет от случая к случаю и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации спора чувствует себя неплохо. Часто сам оказывается источником спора, но сам таковым себя не считает.

2.Конфликтная личность неуправляемого типа. Это человек импульсивный, недостаточно себя контролирующий. Его поведение трудно предсказуемо. Часто ведет себя вызывающе, агрессивно. В запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения в коллективе. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения своей собственной значимости. Во многих своих неудачах склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить свои планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с общими целями группы и с конкретными обстоятельствами. Из прошлого опыта, даже горького, извлекает мало уроков, полезных для будущего.

3.Целенаправленно конфликтный тип личности. Рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей. Часто выступает активной стороной в развязывании конфликта. Склонен к манипуляциям, психологическим играм во взаимоотношениях. Рационально действует в конфликтной ситуации, способен просчитывать возможные варианты ее развития, трезво оценивает сильные и слабые стороны в позициях сторон. Владеет хорошо отработанной техникой общения в горячем споре. Представляет собой наиболее опасный тип конфликтной личности.

Выводы

Соблюдение общечеловеческих этических норм и правил разрешения конфликтов является важнейшим условием формирования здоровых и цивилизованных взаимоотношений. Большую роль при разрешении конфликтов играют психологические особенности личности, особенности людей.

Не менее важно и то, что взгляды, жизненные правила, подходы можно и нужно трансформировать, приспосабливаясь к людям, с которыми приходится работать, и в то же время предоставлять другим возможность приспосабливаться к самому себе. У каждого должен быть свой уровень нравственности, ниже которого нельзя опуститься. Перешагнуть такой предел – значит, потерять собственное достоинство, уверенность в себе, а без них нет успеха в бизнесе, в деловой жизни.

Руководителям особенно важно понимать свою большую социальную ответственностью. Это проявляется в ориентации на человека во всех его проявлениях — уважение, социальная помощь, поддержка. Нравственное и моральное здоровье любого трудового коллектива, как правило, обеспечиваются этическими канонами менеджмента.

Особое значение имеет этика, соблюдение этических норм в деловом общении и в решении конфликтов. Роскошь делового общения не менее важна, чем «роскошь человеческого общения».

Список используемой литературы

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 295с.

  2. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. – Москва: ЮНИТИ, 2000 г.

  3. Психология делового преуспевания – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 г.

  4. Психология менеджмента / Под ред. А.В. Карпова. – Москва: Гардарика, 1999 г.

  5. Конфликты / Под ред. Л.Ю. Субботиной. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.