Выготский мышление и речь краткое содержание
Язык и мышление с древнейших времен неразрывны. Как невозможно представить книгу без страниц, так и мыслить не возможно без слов. Мысль не имеет никакой другой формы, кроме словесной. Каждый из нас знает, что такое слово, мы его видим, слышим, ощущаем.
Но мало кто задумывается о том, каким, же на самом деле является его содержание с точки зрения философии.
Любое наше умозаключение обличено в словесную форму. Именно способность к осмысленной речи, как способность передавать свои мысли другим помогла человечеству стать высокоорганизованным обществом и выделиться из общей массы других животных. И именно философия лежит в основе подобных рассуждений.
Мы не знаем сути мышления, нам известны лишь отдельные процессы, происходящие в момент работы нашего мозга над решением тех или иных задач. Так же ученые предполагают, что структурным органом, отвечающим за мыслительную деятельность, является такое сложное формирование коры головного мозга, как ретикулярная формация.
Речь, как основа мышления
Мышление можно охарактеризовать, как сложнейшую форму отражения окружающей действительности, в то время как речь, это содержание мысли, выраженное посредствам языка. Как же в таком случае рассматривать речь, как первопричину, или как следствие. Этот вопрос из области философии, сродни тому, «что было раньше, курица или яйцо?»
Презентация на тему: «Познавательные процессы: Мышление, воображение, речь»
Здесь следует сказать о том, что в конечном итоге мышление и язык образуют единую, неразрывную систему, в основе которой две точки зрения:
- генетическая – согласно которой язык неразрывно связан с возникновением мышления;
- функциональная – в основе лежит предположение что язык и мысль едины, и их существование взаимно предполагаемо, а развитие происходит параллельно.
Философия различий в системе «язык-мысль»
В то же время нельзя сказать, что язык и мысль равнозначны. Рассуждения об их связи строятся на основе философии развития мышления. Для каждой из сторон существуют самостоятельные законы развития и функционирования, у каждой из систем собственное содержание.
На основе этого, выделяют следующие отличия:
- Нельзя представить четкое видение окружающего мира как соотношение – «мысль-слово». Самым ярким выражением этого является то, что речевое воспроизведение мысли кардинально различается для каждого существующего языка.
- Структурное различие. Если мышление состоит из умозаключений, суждений и понятий, то в речи структурными частями являются: слово, фонема, предложение и др.
- Мышление, с точки зрения философии, есть отражение объективной действительности, показывая существующие образы с различной детализацией стремиться к точному познанию существа предметов и явлений.В то время как язык полученную информацию обличает в форму знания. Используя для этого свои определенные средства, он наиболее четко отражает содержание окружающего мира.
- Речь развивается, как составная часть культуры, под влиянием общественных норм и законов. А развитие мышления происходит под влиянием конкретных способностей к познанию, которыми обладает субъект.
Развитие учения о мышлении и языке
Мировая философия на протяжении многих лет ставит вопросы об отношении между языком и мыслью, их содержании и взаимосвязи. Причем разногласия в этом диаметрально противоположны. От полного слияния ( И. Э. Гамман, Л. С. Выготский), до полного отрицания какой бы то ни было связи между ними ( Ф. Э. Бенеке).
Теория Л. С. Выготского
Наибольший вклад в исследование этого вопроса внес Лев Семенович Выготский со своими исследованиями философии взаимодействия мышления и речи.Содержание его теории, на момент ее публикации, было совершенно инновационным.
Он утверждал, что мышление, это продукт созданный индивидом в течение жизни, в основе которого лежат психологические процессы. И становление его тесно связано как с онтогенезом человека, так и с историческим развитием общества в целом.
Основой мышления и речи Выготский определил понятие – «значение», как термин, не концентрирующийся на какой-то отдельной вещи, а характеризующий сразу комплекс понятий. Его содержание можно описать представлением: «значение есть мысль и слово в одно и тоже время».
При помощи каузально-геннетического анализа Выготский старался проследить за становлением речи и мышления как в течение жизни отдельного субъекта (онтогенезе), так и на протяжении всей истории развития человечества (филогенезе).
Презентация на тему: «Лев Семенович Выготский (5.11.1896 — 11.6.1934)»
Проведя исследования на основе наблюдений за обезьянами, он устанавливает:
- на генетическом уровне происхождение речи и мышления совершенно разное;
- развивались оба эти понятия совершенно независимо друг от друга;
- в течение исторического развития соотношение между речью и мышлением не имеет постоянного значения;
- человекоподобные обезьяны проявляют сходные интеллектуальные реакции только в отношении использования орудий.
- для обезьян не характерна связь между мышлением и речью;
- можно обнаружить пре- фазы в развитии интеллекта и речи.
Типы речи по теории Выготского
Выготский делает выводы о том, что существует лишь два типа реального проявления речи.
- Первый – это общение. Такой способ озвучивания мыслей предполагает участие нескольких человек и является средством передачи информации.
- При втором типе, происходит, так называемое, «объединение» слушающего и говорящего. В таком случае словесное выражение мысли будет являться средством мышления.
На основе этого Выготский выделяет два типа речи внешняя и внутренняя.
- Внешняя – мысли выраженная посредствам использования лексических оборотов и подчиненная определенным языковым законам.
- Внутренняя – это придание мысли определенного смысла.
Анализируя исследования этих типов Выготский говорит о том, что внешняя на пути своего формирования у конкретного человека идет от слова к более развернутым структурам, в то время как внутренняя формируется от целого к части от мысли к слову.
Развитие человека
Будучи ребенком, человек, учиться говорить, произнося только отдельные слова, постепенно, с течением времени, сложность словесного выражения его мыслей увеличивается.
В это время думает ребенок развернутыми фразами, но вследствие сложностей во внешней речи воспроизводит их только в виде отдельных слов. Таким образом, развитие внешней речи идет несколько быстрее, чем развитие внутренней.
В связи с этим, Выготский выдвигает гипотезу о наличии промежуточной стадии – эгоцентрической речи. Еще раньше подобная теория была выдвинута Ж. Пиаже. Он считал это отражением эгоцентризма ребенка. То есть данный процесс не влияет на течение самого занятия, а лишь его сопровождение. И никакого влияния на поведение и мышление ребенка он не оказывает.
Но Выготский выдвигает принципиально новое утверждение. Он считает, что это способ переплавки внешней речи. Через эгоцентрическую, она становиться внутренней.
Данный тип речи он позиционирует, как абсолютно самостоятельную функцию. Так называемая «речь для себя». И если Пиаже считал, что данный тип с развитием ребенка исчезает, то Выготский говорит о том, что подобная речь со временем просто становиться внутренней. Именно эта теория стала основой философии учения о мышлении и речи.
Не существует прямого перехода от мысли к слову, как выражению сознания. Именно поэтому мы так редко встречаем людей, чьи мысли нам близки и понятны. Именно отсюда начинается огромное количество споров относительно структуры и этимологии мышления и речи.
Связь мышления и языка
Мышление человека и его речь позволяют людям общаться и таким образом выражать свои мысли. Некоторые ученые считают, что категории мышления и языка являются тождественными. Однако с этим утверждением согласны далеко не все.
Язык является системой звуков и знаков, благодаря которым человек способен выражать мысли. Язык также озвучивает их и от того, насколько мысли сформированы, человек способен ясно выражать какую-то идею. Если мысль была высказана прежде, чем полностью сформировалась, другой человек может не воспринять адекватно идею. Ввиду того, что люди являются единственными на земле, использующими знаковые системы, следует более корректно следить за мышлением и за тем, что мы говорим.
Мышление выступает, как высшая форма функции мозга. Мыслительный процесс отражает реальность, способен использовать и увеличивать полученные знания, также он стремится познать новое и устанавливать различные связи.
Главной задачей психологии является выяснение уровня влияния между языком и мышлением.
Некоторые ученые умы полагают, что мышление и язык тесно связаны и использовать одно без другого невозможно. Таким образом, происходит фактическое отождествление языка и мышления. Например, лингвист А.Шлейхер (Германия) уверял, что содержание и форма одного предмера – соотносятся между собой.
Тем не менее, язык и мышление не тождественны, но, тем не менее, взаимосвязаны с друг другом и также влияют. Не секрет, что в мире у каждого языка есть грамматика, состоящая из морфологии, существительного, глагола и т.п. При этом у одного языка могут быть несколько интерпретаций в зависимости от национальности человека. Но есть в мире и другие языка, которые являются редкими и специфическими. К примеру, хопи или нутка. Известный лингвист Америки Б.Уорф полагает, что такие специфики речи формируют у их носителя определенный образ мышления, то есть менталитет, которые другие нации могут не понимать. Кстати, еще одним специфическим «языком» является общение глухонемых людей. Они не опирают на звук, но сказать, что у них отсутствует мышление, будет глупо.
Конечно, мышление влияет на язык, т.к. одна из его функций – контроль над речевым аппаратом, который представляет из себя сложную и объемную основу. Поэтому ученые указывают, что язык и мышление – это противоречивое единство.
Мышление и язык
Мышление есть высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем.
Мышление можно определить так же как процесс оперирования конкретно-чувственными и понятийными образами предметов. Мышление – это процесс, но мышление также и способность, имеющаяся уже при чувственном отражении действительности. Эта способность включена в чувственно-сенситивную способность, обеспечивая ее трансформацию в способность к абстрактному мышлению.
Биологическим субстратом мышления является высокий уровень развития головного мозга, исторически сформировавшегося в процессе становления человека, общества, материальной и духовной культуры. Мышление протекает в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества. Отправляясь от чувственного опыта, мышление преобразует его, дает возможность получать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны непосредственному эмпирическому познанию. Орудием мышления является язык, а также другие системы знаков (как абстрактных, так и конкретно-образных).
Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в нем объективируется самосознание личности. Язык является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.
Сначала рассмотрим язык как систему знаков, а затем опишем его особенности и функции.
Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают языковые и неязыковые знаки. Среди последних можно выделить знаки-копии, знаки-признаки и знаки-символы.
Знаки-копии – это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (фотографии, пиктограммы, иконические модели).
Знаки-признаки связаны с обозначаемыми предметами как действия со своими причинами (симптомы, приметы).
Знаки-символы в силу заключенного в них наглядного образа используются для выражения некоторого, часто весьма значительного и отвлеченного, содержания.
Языковые знаки не функционируют независимо друг от друга, а образуют систему, правила которой определяют закономерности их построения, осмысления и употребления. Знаки, входящие в состав языков как средств коммуникации в обществе – знаки общения. Знаки общения делятся на знаки естественных языков и искусственных знаковых систем. Знаки естественных языков состоят из звуковых знаков, а также соответствующих им рукописных, типографских и иных знаков. Неязыковые знаки играют в коммуникации вспомогательную роль.
Различают предметное, смысловое и экспрессивное значение знака. Предмет, обозначаемый знаком называется его предметным значением. Смысловое значение знака – это его свойство представлять, фиксировать определенные характеристики обозначаемого объекта, определяющие область приложения знака; это то, что понимает человек, воспринимающий или воспроизводящий данный знак. В науке смысловое значение знака приобретает форму понятия, причем в ряде областей предметы, обозначаемые знаком, представляют собой идеализированные объекты. Под экспрессивным значением знака понимаются выражаемые с помощью данного знака чувства и желания человека, употребляющего его.
Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций, будучи наиболее тесно связан с мышлением. Связь эта нередко трактуется как параллелизм речевых и мыслительных процессов (соответственно устанавливается взаимоотношение единиц языка и мышления – чаще всего слова и понятия, предложения и суждения), что связано с упрощенным толкованием языкового значения как непосредственного отражения объекта в зеркале языка. Значение же есть система констант речевой деятельности, обеспечивающих относительное постоянство отнесения ее структуры к тому или иному классу; тем самым значение, поскольку оно полностью усвоено носителем языка, есть как бы потенциальный заместитель всех тех деятельностей, которые оно опосредует для человека. Язык участвует в процессе предметного восприятия, является основой памяти в ее специфически человеческой (опосредствованной) форме, выступает как орудие идентификации эмоций и в этом плане опосредует эмоциональное поведение человека.
Звуковой язык, как и пластика человеческого тела, является естественной системой знаков – в отличие от искусственных языков, специально создаваемых в науке и искусстве. Специфической особенностью человеческого языка является наличие в нем высказываний о самом языке, обусловливающей способность языка к самоописанию и описанию других знаковых систем. Другая особенность языка – его членораздельность, внутренняя расчлененность высказывания на единицы разных уровней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы). Это связано с аналитизмом языка – дискретностью смысла его единиц и способностью их к комбинированию в речи по известным правилам. Аналитизм языка позволяет ему строить тексты – сложные знаки, обладающие развитой системы модальности, временной мерой и выражением лица. Все эти особенности языковых значений обусловливают универсальность языка по сравнению с другими знаковыми системами, позволяют языку описывать мир как целое, называть предметы мира, описывать поведение людей и давать личные имена людям и коллективам, определяя тем самым строение коллективов людей.
Язык и мышление. Концепция языка в философии. Герменевтика — КиберПедия
Человеческое познание невозможно без языка. Понятия, суждения, умозаключения выражаются в определённых языковых формах. Язык делает результаты познания общественным достоянием и обеспечивает преемственность процесса познания.
Биологической предпосылкой формирования человеческой речи послужили мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения высших животных. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Указанная потребность создала орган речи – соответствующее строение мозга и периферический речевой аппарат. Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем и с идеальными феноменами сознания. Звук из выражения эмоций превратился средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений [254].
Сущность языка выявляется его двуединой функции:
— служить средством общения;
— служить орудием мышления.
Язык – это система содержательных знаковых форм. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства посредством языка, человек отчётливее усваивает, их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов.
В силу своей значимости проблема соотношения языка и мышления интересовала и интересует мыслителей разных эпох и стран. В отношении этой проблемы существуют три тенденции:
— отождествление (установление полного равенства) языка и мышления. Говорение (речевая деятельность) – это и озвученное мышление. Ещё древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия «язык» и «мышление» они стали позднее [12];
— язык и мышление не взаимосвязаны, существуют параллельно друг другу. Например, Н. Винер, А. Эйнштейн, Ф. Гальтон и другие учёные признавались, что использовали в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, основываясь на игре ассоциаций и только затем воплощая результат в слова [168];
— взаимосвязь языка и мышления. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью. Язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления. Так, В. фон Гумбольдт утверждал, что характеристика мышления во много зависит от языка
Наличие различных концепций соотношения языка и познания объясняется тем, что человек использует язык для обозначения различных явлений действительности. В истории философской мысли существуют следующие концепции языка:
— философия имени (период античности, средневековья) — язык рассматривался как обозначение предметов действительности;
— философия предложения (Новое время) – язык рассматривался как обозначение понятий, мыслей, чувств. Законченная мысль выражается не словом, а повествовательным предложением, высказыванием;
— философия ценностных установок (Новое и новейшее время) – язык создаётся и используется людьми не произвольно, а в соответствии с их целенаправленной деятельностью, практикой. При этом человека интересует не просто истина (как в философии предложения), представляющая ему объект таким, каким он является безотносительно к целям человека, а значение объекта ценность) для человека [176; 254].
Таким образом, в философии языка наиболее значимыми оказались три концепции: философия имени, философия предложения (или высказывания), философия языка как ценностных установок личности.
По-разному понимается язык и в рамках четырёх ведущих современных философских направлений
— феноменология на первое место ставит анализ работы сознания. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания
— аналитическая философия всё богатство жизни видит в языке. Аналитик в понимании языка всегда стремится к ясности, такое стремление является его идеалом
— герменевтика понимает язык как сама бытие сущности. Понимание есть истолкование в форме вопросов и ответов. Для герменевтика крайне важно единство внутри следующей триады: сущность мира – язык – переживание
— постмодернисты так же, как аналитики, ставят в центр философствования язык, прежде всего текст. Но если аналитики стараются препарировать текст научными способами, то философы постмодернизма отдают приоритет эстетике переживаний. Текст разлагается, но не произвольным образом, а так, чтобы вызывать красивые чувства – от удовольствия и наслаждения до боли и страданий, возвышенного. Для постмодерниста язык – это универсальная среда чувственности человека. Философия призвана освободить эту чувственность и возвысить
Как видим, в современной философии языку придают самостоятельное значение. Язык есть символ жизни человека и сама жизнь.
Г е р м е н е в т и к а — философская наука, исследующая проблемы понимания, (от греч. пегтепеїїеіп — толковать, интерпретировать; Гермес — посланник Зевса, который должен был разъяснять людям смысл его требований). Она зародилась в эпоху раннего средневековья и была призвана истолковывать библейские тексты, помогать постигать смысл божественного Слова. Позже, в эпоху Нового времени, герменевтические методы начинают применяться не только в рамках теологии, но и в филологии, истории, юриспруденции.
Философская герменевтика обязана своим возникновением Фридриху Шлейермахеру (1768-1834). Он впервые начал рассматривать герменевтику в качестве универсального метода постижения уникальных культурно-исторических целостностей. Герменевтический подход критикует рационалистическое рассмотрение человека как существа прежде всего разумного. Герменевтика стремится сохранить в нем индивидуальное начало, проявляющееся, главным образом, в тех или иных текстах.
Шлейермахер выделял два вида понимания — основанное на мышлении (понимание текста) и основанное на «вчувствовании», интуитивном проникновении в суть (интерпретация сознательной и бессознательной сторон творчества автора). Цель герменевтики, по мысли Шлейермахера, — понять автора и его произведение лучше, чем он сам. Для этого интерпретатор должен мысленно перенестись и осознать все особенности исторической ситуации, создавшей условия для возникновения интерпретируемого текста, а также перипетии личной судьбы автора, наложившие отпечаток на его творение.
15. Проблема языка и мышления. Философия языка
Язык, владение словом относится к сущностным отличительным чертам чел-ка, таким как разумность, социальность, моральность, творчество. Язык – принятая в отношениях м/у людьми система знаково-символьных ср-в (словесных, музыкальных, визуальных) и практика их использования. (Язык есть система знаков, выполняющая познавательную и коммукативную функции).
Словесный Я. включает:1) знаково-символическую систему с правилами применения еее единиц – звуковой, грамматический и лексический строй языка – язык-«код»; 2) употребление этих знаков и символов в конкретных условиях – речь, языковую деятельность, «дискурс».
Я. может быть естеств и иск. Естественный язык – исторически сложившийся в повседневном общении людей. Он образует духовную основу культуры. Искусственный язык – созданные людьми для применения в ограниченных областях, где необходимы и достаточны точность, сжатость и простота выражения (различают специализированные – формализованные сис-мы символов в различных областях науки и неспециализированные я. – эсперанто).
Функции языка:
коммуникативная – установление контактов м/у людьми, оказание воздействия друг на друга, накопление и передача информации, культурного опыта
познавательно-оценочная – называние, обозначение явлений действительности и отношений м/у ними; познание и оценивание, требующие использования языковых ср-в обобщения, абстрагирования, сопоставления конкретного объекта и идеального эталона и тд
эмоционально-выразительная – оформление и выражение эмоционального состояния, отношения, стремления, воплощения настоя души в образе, в тч художественном
метаязыковая – ест-й язык, будучи универсальным, способен обеспечивать описание себя самого и др языков
Язык явление социальное как средство координации человеческой деятельности вместо инстинктов. вторая сигнальная система по Павлову. Язык есть средство накопления и фиксирования опыта и знаний. Только благодаря яз возможно абстрактное мышление, причем мыш и яз не тождественны, каждый обладает специф законами.
Слово и понятие, суждение и предложение не всегда тождественны, правда, аналитическая фил и форм пыталась изучать фил и способы мыш исключительно благодаря анализу языка. Логику яз составляет синтаксис, смысл — семантика, практ — прагматика. Яз есть символическое выражение в звуке и письме псих жизни.
Язык выполняет роль механизма социальной наследственности. Обмен мыслями при помощи языка связан с 2 процессами: выражение мысли, понимание мысли. Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается, — мысли. Взаимное понимание возникает тогда, когда в мозгу слушателя возникают представления и мысли, которые высказывает говорящий. В науке этот принцип называется намекание, мысль не передается в речи, а лишь возбуждается в сознании слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации. Язык – один из ярких примеров единства индивидуализированного и объектированного духовного.
Связь языка и сознания, языка и мысли несомненна. К.Маркс называл язык действительностью мысли, подчеркивая тем самым роль языка как формы, через которую выходят во вне, объективируются отдельные результаты, фрагментарные моменты сознания. Вместе с тем, буквы (звуки), слова, предложения, тексты, структуры, правила – это реальность, так же и обособленная от сознания отдельных индивидов, поколений людей. Возникновение и развитие сознания как специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность. Мимико- жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда по необходимости способствовало тесному сплочению членов общества: благодаря этому стали более часты случаи их взаимной поддержки, совместной деятельности. У людей явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала орган – соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный. Язык обеспечил единообразное формирование идеальных явлений у всех общающихся индивидов, что было настоятельной потребностью совместной производственной жизни.
Речь –это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.д., который осуществляется с помощью языка.
Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из личного достояния в общественное. Язык выполняет роль механизма социальной наследственности, храня в себе духовные ценности общества. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам.
Язык служит как формой выражения мысли, так и средством общения людей, Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет в четкий конкретно- исторический отпечаток и порожден предметно-практической деятельностью людей, их общественными отношениями, культурными традициями и обычаями, Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общества и передает их из поколения в поколение,
С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т.е., реализуется прогностическая функция мышления, что отличает человека от животных, Мысль человеческая всегда оформлена языком, вне языка могут быть переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека,
Язык и сознание едины, но не тождественны: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Стиль мышления, например, в немецкой философской культуре иной, чем, скажем , во французской. Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, направляя ее движение по каналам языковых форм.
Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Наше мышление строится в соответствии с нашим языком. И обратно: мы организуем речь в соответствии с нашей логикой мышления. Посредством языка происходит переход от восприятия и представления к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Структура языка в конечном счете отражает действительность. Язык обозначает отражающую действительность в мысли. Сущность языка выявляется в его двухединой функции: средство общения и орудие мышления. Речь – это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями, который осуществляется с помощью языка.
Сознание– это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценгочном и целенаправленном отражении действительности и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Значение языка в познании огромно. Язык есть способ существования индивидуального и общественного сознания. Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “Всякое слово — уже обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельности человека.
Сознание высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя оттождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной деятельности человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х формах-общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Отличие мыслительной деятельности человека и животного заключается в том, что человек обладает выработанной в процессе мышления речью, сформировавшей у него наряду с образным абстрактное мышление, Языковое мышление является одной из форм действительного мышления человека, причем такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений и образов, а как “идеализированных предметов”, т.е., через значение слов, знаков и символов, Абстрактное мышление внесло качественные изменения в развитие человека и всего человечества,
Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Таким способом человек является практика. Осуществляя практическо-преобразовательную деятельность, человек создает свое “неорганическое тело”, “вторую природу”, орудия и средства производств, специфически-человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной организации, короче говоря, созидает культуру .Опыт этого созидания и составляет содержание тех характерных для общественно развитого человека и отличающихся от психики животного форм отражения, которые образуют человеческое сознание.
Возникновение сознания связано, таким образом , прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельностью людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.
В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключается принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Сознание является достоянием человечества. Однако, носителем сознания является конкретный индивид, личность, который при рождении обладает лишь психикой и врожденными задатками к мышлению. С момента рождения ребенок включен в социальную среду и подчинен традициям и нормам. На основе общения со взрослыми ребенок осваивает и присваивает, делает своим внутренним достоянием орудийные и знаковые системы деятельности, получает определенную направленность своей жизнедеятельности и развивает свои способности к рефлексии, самоконтролю и самообучению.
Высшая нервная (психическая ) деятельность человека включает три уровня: сознание, подсознание и сверхсознание (творческую интуицию). Сознание в этом случае отождествляется со знанием, которое может быть передано другим людям, и в этом смысле оно обязательно должно быть облечено в языковую форму,
Мышление есть активный процесс отражения внешнего мира, связанный с решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия действительности. Матер основа мышления — высшая нервная деятельность. М в некотором смысле отождеств в фил с психикой. М есть процесс оперирования образами чувственно-сенсит и понятийными. свойственна абстракция, обобщение, анализ и синтез, выдвижение гипотез и идей. Результатом всегда явл мысль. Позволяет, отправляясь от анализа чувств фактов, познавать то, что недоступно непосредственному восприятию. М есть способность к акту умозаключения, логического вывода, доказательству. Сейчас оно изучается и стоит проблема его моделирования. М не существует в отрыве от других психич процессов. Может быть познающим или эмоциональным. Мышление возникает в связи с общественным развитием, возникает в процессе деятельности. Оно имеет общ происхождение по особенностям возникновения, по способу функционирования и по результатам. М сущ-т лишь в связи с трудовой и речевой деят чел. Поэтому мышл осуществляется в тесной связи с языком и результаты его фиксируются в языке.
Мышление – процесс оперирования образами предметов. Основными формами мышления, являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. В отличие от ощущения, восприятия и представления понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятия отражает деревья, а понятие – дерево вообще. Понятие есть мысленный образ сущности. Сократ: “Точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания”. Понятия возникают в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить значит судить о чем-либо. Суждение – это такая форма мысли, в которой посредствам связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например: “Клен – растение”, есть суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение. Суждения имеются там где мы находим утверждение или отрицание. Можно сказать, что суждение – это развернутое понятие, а само понятие – это свернутое суждение. Словесной формой выражения суждения является предложение. Понятия и суждения включены в цепь более сложных умственных действий – в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое – вывод. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.
Отношения между языком и мышлением неоднозначны. В современ науке сущ самые разные точки зрения на это. С одной стороны, язык отличен от мышления. Аргументы:
Сущ много языков, на каждом можно сформулировать одну и ту же мысль (Гумбольт)
Развитие я. не зависит от мышления, это два самостоятельных, хотя и связанных процесса. Я. отражает общий уровень развития кул-ры и нередко не успевает за развитием мышления.
Мышление сущ отдельно от языка также потому, что наличие мысли не всегда означает, что она будет высказана.
С тз обыденного сознания это –разные понятия.
С другой сторны, считается, что мышление неотделимо от языка. Можем ли мы представить себе, что такое мысль, если она не облечена в слова? Слова – единственный источник, из которогы мы можем узнать, что чел думает – тз философов-аналитиков. Считают, что «сознание» — плохо определяемое понятие, его налдичие доказать невозможно . Нужно исследовать то, что сущ как эмпирическая данность- язык.
Античность — соотношение имени и имен реальности. Платон – слова, именующие предметы, отражают сущность этих предметов, те названия мотивированны а не условны. Имя подражает сущности, язык возник на основе непроиз выражения эмоций. Язык как форма обществ договора. Христ бог — слово даровано богом, первоначало. Средневековье – реалисты: слова выражают идеи, к-ые существуют до слов в божественном разуме; номиналисты – отр-т сущ-ие идей, значение слов рассм как рез-т того, что слова сущ-ют, след-но признавали первичность слова по отношению к понятию. Лейбн- формальный язык. НЕопозитивизм — точность употребления слов, верификационизм. Слова обл смыслом только в контексте целого. Яз имеет функции выражения или обнаружения, воздействия с помощью призыва, отнесенности к вещи путем ориентировки или изображения. Гумбольт (к 18 в) – неразделимость языка и мышления, я. и культуры. Заложил основы изучения связи я. и мышления. Рассматривал я. как средство расчленения изначаль7но бесформенных звука и мысли, в рез-те которого возникает артикулированный звук и понятие. Считал, что я. занимает промежуточное положение м/у внешним миром и мышлением. Лингвист Соссюр (н20в) – противопоставление я. и речи, представление о я. как о знаковой системе, разработка методов анализа языка. Считал, что язык конвенционален – те основан на соглашении.
Ф-ия последнего времени очень много внимания уделяет проблемам языка (переживает «лингвистический поворот»). Во-первых, идея языка распространяется на др объекты – живопись, кино, мифы, др — семиотика. Во-вторых, язык все больше принимается ф-ми как особая самостоятельная сущность, оказывающая огр. Влияние на то, как чел-к думает, как он ставит вопросы и отвечает, как он организует свою деят-ть.
Герменевтика — наука о понимании, истолковании текстов, особый классический метод науки о языке, позволяющий осмысленно толковать памятники древней литературы. Гадамер-нем ф-ф, один из главных представителей философии герменевтики 220 в., создал теорию понимания.В 19 в начинается развитие т.н. свободной герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. Превращается в специфический метод общих наук, призванных обеспечить понимание общих событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установления общего, закона. В 20 в г постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в философии герменевтики.Г-связующее звено между философскими и историческими науками.
Витгенштейн (Аналитическая философия). Я. представляет собой совокупность относительно независимых друг от друга «языковых игр» — целостных коммуникативных систем, к-ые основаны на особых соглашениях, не являющихся общими для всего языка. Задача ф-ии – «терапия заблуждений», к-ые возникают в том случае, если происходит смешение правил разных языковых игр. Ф-в должен прояснять смысл языковых выражений и снимать ф-ие вопросы, к-ые обычно возникают в рез неправильного использования языка. В концепции Витгенштейна положение философии весьма своеобразное. Мир Витгенштейна тождественнен с языком (“Границы моего языка означают границы моего мира”). В языке он разделяет предложения на два класса: осмысленные (т.е. те, которые могут быть или истинными или ложными) и бессмысленные (т.е. те, о которых нельзя сказать, ни что они истинны, ни что они ложны). Поскольку предложения философии также как предложения логики и математики бессмысленны, они не могут быть ни истинными, ни ложными, ибо философия не может сказать, она может только показать. А один из основополагающих тезисов Витгенштейна гласит: «То, что может быть показано, не может быть сказано». Философия, таким образом, в принципе не может быть одной из наук, она — что-то стоящее «над» или «под», но не «наряду» с наукой. Философия не теория, а деятельность. Ее понятия — это символы, а не предметы, а философы употребляют их по аналогии с понятиями, обозначающими вещи. Отсюда и проистекают «философские проблемы», которые являются на самом деле псевдо-проблемами.
Однако, отрицая за философией статус науки, Витгенштейн не отрицает ее права на существование в качестве особого вида деятельности. Более того, он очерчивает круг этой деятельности — это анализ языка, устранение двусмысленностей и неточностей и, следовательно, в конечном итоге логическое прояснение мыслей. Философия должна прояснять и разграничивать мысли. Она не может ничего говорить о мире, но она может показывать нечто, что имеет определенное значение для человека. Понятия философии — это своеобразные логические символы и их нельзя употреблять так, как употребляются понятия, обозначающие реально существующие вещи. Философских предложений о мире не может быть. И как только философ, совершая недопустимую ошибку, начинает составлять такого рода предложения, они превращаются в псевдопредложения в силу сформулированного Витгенштейном принципа «то, что может быть показано, не может быть сказано». В самом деле, в голове человека может крутиться мелодия. Если у человека есть музыкальный слух, он легко может «показать» (пропеть, просвистеть) эту мелодию, но как возможно описать ее при помощи слов обыденного языка? Витгенштейн делает категорический вывод: самые глубокие философские проблемы на самом деле не являются проблемами, все предложения об этих проблемах являются бессмысленными.
Например, философы рассуждают о ценностях. Но ценности сами определяются ответом на вопрос о смысле мира. А смысл мира по сути этого сочетания слов должен лежать вне мира, т.е. в мире нет никаких ценностей. Как только философ начинает рассуждать о ценностях, его предложения превращаются в псевдопредложения и теряют смысл. Скажем, вопрос о смысле мира зависит от того, какой ответ мы даем на вопрос о бессмертии души. Предположим, что мы верим в бессмертие души. Но, спрашивает Витгенштейн, может ли решиться какая-либо загадка бытия тем, что я буду вечно жить? Нет, конечно. Бог не проявляется в мире. Бог не есть факт. Поэтому решение философских проблем состоит в их исчезновении. А для этого и необходимо заниматься логическим прояснением наших мыслей. В подтверждение своих выводов Витгенштейн ссылается на то, что мир как целое не есть понятие, это есть чувство. Как и всякое чувство, оно иррационально, в нем содержится нечто мистическое. Не случайным является и то обстоятельство, замечает он, что как раз те люди, которым по общему признанию после долгих и мучительных духовных поисков удалось постигнуть смысл жизни, не могут толком ничего сказать о том, в чем же этот смысл состоит.
Язык и мышление. Философия языка
Философия языка включает в себя широкую область исследований, направленных на изучение взаимоотношений между языком, бытием (реальностью, действительностью, миром) и мышлением, а также сами теоретико-методологические знания, выражающие и интерпретирующие эти взаимосвязи. Эти сферы – язык, бытие и мышление – могут трактоваться при этом в различных лингвофилософских концепциях как: 1) самостоятельные и независимые друг от друга, 2) частично тождественные или 3) вообще не отличающиеся друг от друга. Так, в качестве самостоятельного начала в философии языка может рассматриваться бытие, а язык и мышление могут интерпретироваться как моменты включающего их сознания, противостоящего бытию. Задача философии языка сводится в этом случае к установлению соотношений между бытием и сознанием в его языковом проявлении.
Бытие и сознание могут объявляться в концепциях по философии языка как изначально независимые друг от друга («дуализм») или же как изначально тождественные («монизм»). Соотношение языка, мышления и действительности далее может рассматриваться в самом общем виде или же сводиться к изучению соотношения лишь наиболее важных единиц и моментов этих областей или даже отдельных частей этих областей: 1) слова, имени, языкового знака, предложения, синтаксиса, грамматической категории и т.д., 2) мысли, понятия, логического суждения, знания, логики, логической категории и т.д. и 3) вещи, свойства, отношения и т.д., – которые могут рассматриваться в отдельных лингвофилософских концепциях в качестве «первоначал» бытия и «первоэлементов» реальности.
В современной гуманитарной мысли философия языка определяется в самом общем виде как такой подход к языку, при котором «философские положения используются для объяснения наиболее общих законов языка, а данные языка, в свою очередь, для решения некоторых философских проблем, выдвигаемых конкретным временем». Из данного определения становится очевидной разница гносеологического статуса языка в исследованиях по философии языка собственно лингвистической и собственно философской ориентаций. Хотя в обоих направлениях речь может идти о трех сферах – языке, бытии и мышлении, – для этих направлений философии языка данные сферы не являются равнозначными. Основной фокус внимания в исследованиях первого типа направлен на язык, его сущность, предназначение, условия, формы и закономерности существования. В лингвофилософских исследованиях второго типа такая направленность не обязательна.
Что же касается двух других сфер – бытия и мышления, то они рассматриваются в лингвофилософских исследованиях первого типа не сами по себе, а преимущественно в аспекте их соотношения с языком – в роли сопряженных категорий, образующих контекст обсуждения проблемы сущности и существования языка. В исследованиях второго типа бытие и отчасти мышление выступают в качестве самостоятельных предметов рассмотрения, для постижения которых, собственно, и прибегают к языку.
В европейской традиции философия языка ведет свое начало от классической античности и является тем источником, от которого обособилась впоследствии сама наука о языке. На протяжении веков (от досократиков до стоиков и александрийцев и со времени аристотелевского ренессанса в Европе до конца латинского Средневековья) язык оставался предметом почти исключительно чисто «философского умозрения». Интерес, проявляемый мыслителями к языку, имел при этом исключительно философский характер. Так, философия языка в античности возникает в ходе решения центральной философской проблемы этой эпохи – взаимоотношения между вещью, мыслью и словом. В последующем философия языка развивается в европейской культуре как в русле философии, так и теологии, логики, лингвистики, и особенного подъема достигает в философии 20 в., вытесняя при этом ряд традиционных тем и основоположений. По всеобщему признанию (см., об этом, например, у Х.-Г.Гадамера), проблема языка занимает в современной философии такое же ведущее положение, какое полтора столетия назад имела в ней проблема мышления, а в немецкой классической философии – мышления, «мыслящего самого себя».
Одна из таких областей возникновения и проявления особого интереса к языку – реалистическая религиозная философия языка в России, формирование которой в начале 20 в. проходило под знаком осмысления богословской полемики о природе Имени Божия, его действенности и почитании, развернувшейся на Святой горе Афон в начале века между сторонниками мистического реализма в понимании имени («имяславцами»), веровавшими, что в Имени Божием, призываемом в молитве, присутствует Сам Бог, и приверженцами номиналистического подхода в понимании имени («имяборцами»), согласно которому Имя Божие есть «инструментальное» средство для выражения молитвенного обращения человека к Богу.
В современной европейской философской мысли проблема языка возникает в связи с попыткой преодолеть тенденции к деонтологизации в философии, а также в русле традиционной философской проблематики поиска базисных оснований человеческого познания и культуры – особых «культурно-исторических априори», в качестве которых стали рассматривать язык. Наиболее интенсивно лингвофилософская проблематика изучается в 20 в. в философской герменевтике, в двух ее вариантах – «онтологической герменевтике» (М.Хайдеггер), акцентирующей внимание на соотношении языка и бытия и представляющей постижение бытия как раскрытие его манифестации в языке, и «лингвистической герменевтике», или герменевтике текста (Х.-Г.Гадамер, П.Рикер), акцентирующей внимание на взаимосвязи языка и мышления в их отношении к бытию. Для позиции философской герменевтики в целом характерно выражение недоверия к непосредственным свидетельствам о жизни сознания, и прежде всего к провозглашаемому Р.Декартом принципу непосредственной достоверности самосознания Cogito ergo sum, и обращение к косвенным свидетельствам, запечатлеваемым, согласно философской герменевтике, не столько в логических структурах, сколько в языке, трактуемом как воплощение жизненной конкретности дорефлексивного опыта. Философская рефлексия, по утверждению французского философа П.Рикера, должна опираться не на тезисы «я мыслю» или «я есмь», но на тезис «я говорю», отображающий более глубокий слой человеческого существования, поскольку сущностные структуры бытия запечатлеваются и отображаются не в мышлении или сознании, а в творчески подвижном, необъективируемом и неуловимом для понятийного мышления языке. Над каждым словом, по Рикеру, находится «венчик невыразимого», и в любой момент диалога «во взвешенном состоянии» находится и то, что непосредственно высказывается, и вся бесконечность невысказанного.
В европейской философской мысли существуют две позиции по вопросу об оценке значимости для человеческой культуры такой «окаменелой философии» в языке (или, на другом языке, языковой «философской мифологии»), выражающей первовидение человека, его стихийное, нерефлектируемое миропонимание, оказывающее не всегда осознаваемое воздействие на все человеческое мировосприятие и культуру. При одном подходе язык, наряду с мифом, искусством и познанием в целом, рассматривается как важнейшая форма самопостижения духа, подлинный «источник света», «условие видения», «исток» и «великий ориентир» духовного процесса, в котором для нас «конституируется действительность» в ее единстве и многообразии, и задачей философии объявляется раскрытие того, как в этих сферах осуществляется процесс синтеза мира (Э.Кассирер).
При другом, прямо противоположном взгляде язык расценивается в качестве источника заблуждений («тюрьмы») для человека, и задача философии усматривается в освобождении от мифологии, содержащейся в языке и препятствующей свободе мышления. Согласно позиции немецкого гносеолога Ф.Маутнера, «нам неведомы и надчеловеческий философский язык и чистый разум, а потому критика разума должна стать критикой языка, а всякая критическая философия есть критика языка».
В философии языка различаются три основные парадигмы представления языка, делающие акцент на семантическом, синтаксическом или же прагматическом планах языка: 1) философия имени («семантическая парадигма»), исходящая из имени и его отношения к миру, 2) философия предиката («синтаксическая парадигма»), опирающаяся на предикат как на ядро суждения и изучающая синтаксические связи между языковым выражением и взглядом на мир лишенного личностных свойств усредненного носителя языка, и, наконец, 3) «философия эгоцентрических свойств» («прагматическая парадигма»), исходящая из момента связи между языком и говорящим субъектом. Первая парадигма разрабатывалась в философии языка со времен античности вплоть до начала 20 в. Вторая – в философии языка неопозитивизма. Третья – в философии языка позднего логического неопозитивизма (Б.Рассел) и в формальной прагматике (Р.Монтегю, К.И.Льюис, Я.Хинтикка и др.).
Язык и мышление. Философия языка
Философия языка включает в себя широкую область исследований, направленных на изучение взаимоотношений между языком, бытием (реальностью, действительностью, миром) и мышлением, а также сами теоретико-методологические знания, выражающие и интерпретирующие эти взаимосвязи. Эти сферы – язык, бытие и мышление – могут трактоваться при этом в различных лингвофилософских концепциях как: 1) самостоятельные и независимые друг от друга, 2) частично тождественные или 3) вообще не отличающиеся друг от друга. Так, в качестве самостоятельного начала в философии языка может рассматриваться бытие, а язык и мышление могут интерпретироваться как моменты включающего их сознания, противостоящего бытию. Задача философии языка сводится в этом случае к установлению соотношений между бытием и сознанием в его языковом проявлении.
Бытие и сознание могут объявляться в концепциях по философии языка как изначально независимые друг от друга («дуализм») или же как изначально тождественные («монизм»). Соотношение языка, мышления и действительности далее может рассматриваться в самом общем виде или же сводиться к изучению соотношения лишь наиболее важных единиц и моментов этих областей или даже отдельных частей этих областей: 1) слова, имени, языкового знака, предложения, синтаксиса, грамматической категории и т.д., 2) мысли, понятия, логического суждения, знания, логики, логической категории и т.д. и 3) вещи, свойства, отношения и т.д., – которые могут рассматриваться в отдельных лингвофилософских концепциях в качестве «первоначал» бытия и «первоэлементов» реальности.
В современной гуманитарной мысли философия языка определяется в самом общем виде как такой подход к языку, при котором «философские положения используются для объяснения наиболее общих законов языка, а данные языка, в свою очередь, для решения некоторых философских проблем, выдвигаемых конкретным временем». Из данного определения становится очевидной разница гносеологического статуса языка в исследованиях по философии языка собственно лингвистической и собственно философской ориентаций. Хотя в обоих направлениях речь может идти о трех сферах – языке, бытии и мышлении, – для этих направлений философии языка данные сферы не являются равнозначными. Основной фокус внимания в исследованиях первого типа направлен на язык, его сущность, предназначение, условия, формы и закономерности существования. В лингвофилософских исследованиях второго типа такая направленность не обязательна.
Что же касается двух других сфер – бытия и мышления, то они рассматриваются в лингвофилософских исследованиях первого типа не сами по себе, а преимущественно в аспекте их соотношения с языком – в роли сопряженных категорий, образующих контекст обсуждения проблемы сущности и существования языка. В исследованиях второго типа бытие и отчасти мышление выступают в качестве самостоятельных предметов рассмотрения, для постижения которых, собственно, и прибегают к языку.
В европейской традиции философия языка ведет свое начало от классической античности и является тем источником, от которого обособилась впоследствии сама наука о языке. На протяжении веков (от досократиков до стоиков и александрийцев и со времени аристотелевского ренессанса в Европе до конца латинского Средневековья) язык оставался предметом почти исключительно чисто «философского умозрения». Интерес, проявляемый мыслителями к языку, имел при этом исключительно философский характер. Так, философия языка в античности возникает в ходе решения центральной философской проблемы этой эпохи – взаимоотношения между вещью, мыслью и словом. В последующем философия языка развивается в европейской культуре как в русле философии, так и теологии, логики, лингвистики, и особенного подъема достигает в философии 20 в., вытесняя при этом ряд традиционных тем и основоположений. По всеобщему признанию (см., об этом, например, у Х.-Г.Гадамера), проблема языка занимает в современной философии такое же ведущее положение, какое полтора столетия назад имела в ней проблема мышления, а в немецкой классической философии – мышления, «мыслящего самого себя».
Одна из таких областей возникновения и проявления особого интереса к языку – реалистическая религиозная философия языка в России, формирование которой в начале 20 в. проходило под знаком осмысления богословской полемики о природе Имени Божия, его действенности и почитании, развернувшейся на Святой горе Афон в начале века между сторонниками мистического реализма в понимании имени («имяславцами»), веровавшими, что в Имени Божием, призываемом в молитве, присутствует Сам Бог, и приверженцами номиналистического подхода в понимании имени («имяборцами»), согласно которому Имя Божие есть «инструментальное» средство для выражения молитвенного обращения человека к Богу.
В современной европейской философской мысли проблема языка возникает в связи с попыткой преодолеть тенденции к деонтологизации в философии, а также в русле традиционной философской проблематики поиска базисных оснований человеческого познания и культуры – особых «культурно-исторических априори», в качестве которых стали рассматривать язык. Наиболее интенсивно лингвофилософская проблематика изучается в 20 в. в философской герменевтике, в двух ее вариантах – «онтологической герменевтике» (М.Хайдеггер), акцентирующей внимание на соотношении языка и бытия и представляющей постижение бытия как раскрытие его манифестации в языке, и «лингвистической герменевтике», или герменевтике текста (Х.-Г.Гадамер, П.Рикер), акцентирующей внимание на взаимосвязи языка и мышления в их отношении к бытию. Для позиции философской герменевтики в целом характерно выражение недоверия к непосредственным свидетельствам о жизни сознания, и прежде всего к провозглашаемому Р.Декартом принципу непосредственной достоверности самосознания Cogito ergo sum, и обращение к косвенным свидетельствам, запечатлеваемым, согласно философской герменевтике, не столько в логических структурах, сколько в языке, трактуемом как воплощение жизненной конкретности дорефлексивного опыта. Философская рефлексия, по утверждению французского философа П.Рикера, должна опираться не на тезисы «я мыслю» или «я есмь», но на тезис «я говорю», отображающий более глубокий слой человеческого существования, поскольку сущностные структуры бытия запечатлеваются и отображаются не в мышлении или сознании, а в творчески подвижном, необъективируемом и неуловимом для понятийного мышления языке. Над каждым словом, по Рикеру, находится «венчик невыразимого», и в любой момент диалога «во взвешенном состоянии» находится и то, что непосредственно высказывается, и вся бесконечность невысказанного.
В европейской философской мысли существуют две позиции по вопросу об оценке значимости для человеческой культуры такой «окаменелой философии» в языке (или, на другом языке, языковой «философской мифологии»), выражающей первовидение человека, его стихийное, нерефлектируемое миропонимание, оказывающее не всегда осознаваемое воздействие на все человеческое мировосприятие и культуру. При одном подходе язык, наряду с мифом, искусством и познанием в целом, рассматривается как важнейшая форма самопостижения духа, подлинный «источник света», «условие видения», «исток» и «великий ориентир» духовного процесса, в котором для нас «конституируется действительность» в ее единстве и многообразии, и задачей философии объявляется раскрытие того, как в этих сферах осуществляется процесс синтеза мира (Э.Кассирер).
При другом, прямо противоположном взгляде язык расценивается в качестве источника заблуждений («тюрьмы») для человека, и задача философии усматривается в освобождении от мифологии, содержащейся в языке и препятствующей свободе мышления. Согласно позиции немецкого гносеолога Ф.Маутнера, «нам неведомы и надчеловеческий философский язык и чистый разум, а потому критика разума должна стать критикой языка, а всякая критическая философия есть критика языка».
В философии языка различаются три основные парадигмы представления языка, делающие акцент на семантическом, синтаксическом или же прагматическом планах языка: 1) философия имени («семантическая парадигма»), исходящая из имени и его отношения к миру, 2) философия предиката («синтаксическая парадигма»), опирающаяся на предикат как на ядро суждения и изучающая синтаксические связи между языковым выражением и взглядом на мир лишенного личностных свойств усредненного носителя языка, и, наконец, 3) «философия эгоцентрических свойств» («прагматическая парадигма»), исходящая из момента связи между языком и говорящим субъектом. Первая парадигма разрабатывалась в философии языка со времен античности вплоть до начала 20 в. Вторая – в философии языка неопозитивизма. Третья – в философии языка позднего логического неопозитивизма (Б.Рассел) и в формальной прагматике (Р.Монтегю, К.И.Льюис, Я.Хинтикка и др.).
О взаимосвязи мышления и языка
Библиографическое описание:
Аминев Д. М., Назаров Т. З., Саниев Р. Р. О взаимосвязи мышления и языка // Молодой ученый. 2017. №5. С. 451-453. URL https://moluch.ru/archive/139/39114/ (дата обращения: 24.03.2020).
О взаимосвязи мышления и языка
Аминев Дамир Марселевич, студент;
Назаров Тимур Зуфарович, доцент;
Саниев Рамис Римович, студент
Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа)
Мышление является главным компонентом сознания. Его можно определить как способность человека обрабатывать информацию по логическим алгоритмам. Правда, в философии и психологии встречаются попытки расширительного толкования мышления путем введения терминов «невербальное мышление» [1], «визуальное мышление» [2] и т. п. Мы полагаем, что для обозначения указанных феноменов лучше было бы ввести другие термины.
Мышление возникло в результате замены действий и предметов знаками, т. е. заместителями этих действий и предметов. И. П. Павлов называл этот механизм второй сигнальной системой. В сознании человека каждая вещь существует как бы в двух видах: в виде чувственного образа и имени вещи, обычно выражаемого через такой знак, как слово. Получается, что в психике человека есть компонент, который состоит только из знаков, связанных между собой по определенным правилам. Это и есть сфера мышления. Мысль отличается от чувственного образа двумя особенностями: 1) она есть обобщенная форма отражения мира. Например, понятие «дом» содержит в себе основные характеристики множества домов, безотносительно от их индивидуальных особенностей; 2) она есть опосредствованное через знаки отражение действительности: понятие «дом» есть имя, выраженное при помощи слова, записи на бумаге или жеста, имя, которое является репрезентантом множества домов.
Озвученное мышление есть речь, которая является наиболее типичным выражением языка. Язык есть знаковая система, выполняющая функции общения, хранения информации, формирования и развития мышления. Основными единицами речи, как наиболее распространенного вида языка, являются слова, при помощи которых выражаются понятия. Наиболее эффективно функцию общения (коммуникативная функция) выполняет именно речь. В отдельных случаях общение может осуществляться с помощью жестов (язык глухонемых) или на искусственных языках. Для хранения и трансляции информации в большей степени используется письменный язык.
Многие специалисты по изучению сознания склоняются к тому, что именно язык является одним из главных факторов формирования мышления. При этом они ссылаются на ряд известных фактов, подтверждающих, что языковая изоляция ребенка отрицательно сказывается на формировании его сознания.
На существование связи между богатством языка и уровнем интеллекта показывают, в частности, результаты исследований народов, находящихся на родоплеменной стадии развития. Язык представителей таких племен насчитывает всего несколько сот слов, а интеллект близок к уровню интеллекта ребенка. Да и по активному словарю наших современников в определенной мере можно судить об их интеллекте! Как писали И. А. Ильф и Е. П. Петров, словарь Шекспира составлял 12 тысяч слов, словарь негра-людоеда из племени «Мумбо-Юмбо» насчитывал 300 слов, а знаменитая героиня «Двенадцати стульев» Эллочка Щукина легко обходилась тридцатью словами.
Результаты клинических исследований сознания доказывают единство языка и мышления с другой стороны: ненормальная речь является признаком патологии мышления. На это указывают примеры речи или письма душевнобольных. Приведем в качестве примера один пример фрагмент заявления психически больного человека, который записал профессор А. Г. Спиркин: «В силу достоверных и неопровержимых документальных данных о получении насущного и переводу мощного, которые могут быть характеризованы как получение при закрытых герметически ушах двух с половиной под нос фиг, я остаюсь полностью и чересчур малодовольным и осмеливаюсь, набравшись храбрости, наступивши на правое дыхательное сердце, остаться без сестры Пашки Туберкульской и совершенно потерять имя ее» [3, с. 224–225].
Причина тесной связи мышления и языка объясняется по-разному. Одна из распространенных на Западе точек зрения принадлежит американским ученым Э. Сепиру и Б. Уорфу. Они полагают, что характер и закономерности мышления человека определяются тем языком, которым он пользуется. Согласно авторам, картина мира человека обусловлена характером его языка. Человек, овладевая языком, неявно выделяет из единого потока информации о мире те фрагменты, которые обозначены в языке в виде отдельных высказываний. Происходит категоризация знания о мире. «Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим родным языком. Мы выделяем в мире явлений те или иные категории и типы совсем не потому, что они (эти категории и типы) самоочевидны; напротив, мир предстает перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит в основном — языковой системой, хранящейся в нашем сознании ˂…˃. Мы сталкиваемся, таким образом, с новым принципом относительности, который гласит, что сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых систем», — пишут Э. Сепир и Б. Уорф [4, с 55].
Эта концепция, получившая название лингвистической относительности, ставит мышление человека в полную зависимость от языка. Получается, что люди, пользующиеся разными языками, имеют разные представления о мире. Правда, концепция лингвистической относительности имеет две версии — строгая и нестрогая. Согласно первой, язык определяет мышление, и, соответственно, лингвистические категории ограничивают и определяют когнитивные категории. Согласно второй, мышление наряду с лингвистическими категориями формируется под влиянием традиций и отдельных видов неязыкового поведения. По нашему мнению, вторая версия более предпочтительна, т. к. социализация человека осуществляется не только при помощи языка.
Но рациональное зерно во взглядах Сепира и Уорфа есть. В науке, например, характер и результаты исследований во многом определяются понятийным аппаратом, которым пользуется ученый. Но возникает вопрос: а чем определяются особенности самого языка? По всей видимости, на этот вопрос невозможен устраивающий науку ответ, если не обратиться к человеческой практике.
Структура языка, согласно результатам ряда исследований, представляет собой превращенную схему практической деятельности человека (Э. В. Ильенков, Р. Ю. Рахматуллин и др.) [5; 6; 7; 8; 9]. А структура самой практики, в свою очередь, определяется особенностями объективной реальности. Выживание в мире невозможно без учета закономерностей этого мира. И мы в своей деятельности вынуждены считаться с этим.
Свой опыт приспособления к закономерностям этого мира мы передаем через язык своим потомкам. Поэтому язык есть превращенная в знаковую форму (трансформированная в особый вид реальности) человеческая практика. Особенности внешнего мира, в котором живет человек, детерминируют характер его деятельности, а последний отражается в специфике языка. Язык же является важнейшим средством формирования сознания.
Тезис «мышление есть отражение» наполняется теперь более сложным содержанием и может быть сформулирован как «мышление есть результат отражения через структуру практики и языка объективной реальности». Эту идею так называемого деятельностного подхода к мышлению и языку схематически можно выразить так: законы объективного мира → схема практического действия → структура языкового выражения практической ситуации → структуры мысли.
Нужно, однако, заметить, что в философии и филологии существуют и другие мнения по поводу взаимосвязи языка и мышления, которые лежат в интервале от их полного отождествления (Ф. Шлейермахер) до полного отрицания непосредственной связи между ними (Ф. Э. Бенеке) [10].
В религиозной философии и язык, и мышление рассматриваются как дар Бога людям для общения и способности выбрать единственно правильный путь, на который указывает Священное Писание [11; 12; 13; 14].
Литература:
- Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. 366 с.
- Жуковский В. И., Пивоваров Д. В., Рахматуллин Р. Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания // Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. 184 с.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977. 261 с.
- Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М.: Политиздат 1984. 320 с.
- Рахматуллин Р. Ю. Об онтологических основаниях логического мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9–2 (47). С. 148–150.
- Rakhmatullin R. Reflection principle in scientific knowledge // Современный научный вестник. 2015. Т. 2. № 2. С. 35–38.
- Rakhmatullin R. Сonsciousness as a reflection // Nauka i studia. 2016. Т. 3. С. 947–950.
- Рахматуллин Р. Ю. Онтология права в призме деятельностного подхода // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2000. № 2. С. 40–42.
- Столетов А. И. Философия и поэзия: точки пересечения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 11. С. 18–24.
- Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288–291.
- Rakhmatullin R.Yu. The scientific and religious knowledge // News of Science and Education. 2016. Т. 8. № -1. С. 298–303.
- Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Религиозная философия: сущность и основные проблемы // Приднепровский научный вестник. 2016. Т. 10. С. 138–142.
- Nazarov T. Z., Semenova E. R. Sufi philosophy // Nauka i studia. 2016. Т. 10. С. 348–354.
Основные термины (генерируются автоматически): язык, мышление, слово, лингвистическая относительность, человеческая практика, чувственный образ, категория, мир, особенность, объективная реальность.