Непосредственное внимание это: Непосредственное и опосредованное внимание. – Внимание 💡 Виды, свойства, особенности и теории

Автор: | 13.03.2018

Содержание

Непосредственное и опосредованное внимание.

Внимание-направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем либо определенном. Внимание самая утомляемая функция познания, но в то же время самая тренируемая.

Непосредственное внимание — вид внимания, который не управляется ничем, кроме того объекта, на который он направлен и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Непосредственное внимание вызывает любое необычное явление: громкий шум, резкие изменения цветового фона, сильные неожиданные запахи и т.п. Непосредственное внимание возникает при контакте со стимулом, т.е. порождается и удерживается самим объектом. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное. В первый период развития ребенка у него преобладает непосредственное внимание.

Опосредованное внимание — вид внимания, который регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов. Длительность и качество внимания начинают зависеть не столько от стимула, вызывающего внимание, сколько от воли и сознательного усилия самого человека. Внимание опосредованное регулируется содержанием и пониманием воспринятого. опосредованное внимание к объекту при отсутствии непосредственного контакта с ним, порождаемое с помощью специальных приемов, средств и знаков (например, для привлечения внимания к объекту используются «узелки на память», указательные стрелки, указатели типа «Стой!»

Практическое занятие:

Какое из высказываний верны и почему?

Внимание-направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем либо определенном. Внимание самая утомляемая функция познания, но в то же время самая тренируемая.

1.Внимание-необходимое условие выполнения любой деятельности(да)

2.внимание- врожденная особенность психической деятельности(да)

3.»внимание человека определяется структурой его деятельности ,отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля(да)

4.В акте сосредоточения сознания имеет место отражение действительности.(да)

5.Произвольное внимание- это сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности(да)

Билет№2

Преднамеренные действие.

Преднамеренные действия.

Под преднамеренным действием, из которого исходят в теоретических построениях, понимают процесс, имеющий в наличии все фазы, а именно процесс следующего типа: 1) первую фазу составляет процесс мотивирования — более или менее длительная и напряженная борьба мотивов; 2) вторая фаза состоит в акте выбора, или принятия решения, намерения, прекращаю­щего эту борьбу; 3) за ним следует, сразу третья фаза — собственно преднамеренное действие в узком смысле слова. Преднамеренное действие – чаще неуправляемое. Такие неуправляемые или малоуправляемые исполнительные действия очень часто возникают в ситуации преднамеренной активности; более того, они в извест­ном смысле более характерны для преднамеренного действия, чем контролируемое выполнение намерения. Преднамеренность действия предполагает принятие человеком решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности (т. е. тому, ради чего он действует), и действие тогда приобретает личностный смысл и выступает для субъекта как цель деятельности. Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Волевое действие, сохраняя все существенные признаки преднамеренного действия, включает в качестве необходимого условия преодоление трудностей. То или иное преднамеренное действие может принадлежать и не принадлежать к волевым в зависимости от того, связано ли оно с преодолением трудностей или нет. При выполнении движений, составляющих отдельные действия, и мыслительных операций в связи с отображением того, что, как и в каком порядке следует делать, проявляется сосредоточенное, напряженное внимание и к предмету, и к орудиям, и к самому процессу трудаПреднамеренное действие осуществляется с помощью саморегуляции. Ее структура включает цель, которой стремится достигнуть человек; программу тех действий и операций, которую он должен осуществить, чтобы достигнуть ее; выяснение критериев успешности действий и сопоставление с ними реально полученных результатов действия; наконец, принятие решения о том, надо ли считать действие законченным или его следует продолжать, внося в его исполнение необходимые коррективы.




Внимание 💡 Виды, свойства, особенности и теории

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности. Направленность означает выбор объекта, а сосредоточенность — отвлечение от других объектов.


Содержание статьи:


Человек перерабатывает не всю информацию, которая поступает к нему из окружающего мира. Среди всех стимулов, воздействующих на организм человека, отбираются лишь те, которые связаны с потребностями и интересами каждой личности, с ее ожиданиями, целями, задачами. Т.е. внимание зависит от потребности и интересов человека, от степени новизны объекта. Таким образом, громкие звуки и яркие вспышки привлекают внимание. Это связано не просто с их повышенной интенсивностью, но и с тем, что такая реакция отвечает потребности живого существа в безопасности.

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

Внимание может определять наши победы в учебе, работе, а отсутствие внимания может стать причиной поражений. Особенности внимания диагностируются при приеме детей в учебные заведения, при отборе на разные профессии и должности, а так же для определения состояния человека в определенное время. Известно, что показатели внимания отдельного человека могут значительно варьироваться в зависимости от утомления и общего состояния организма, от условий среды, а также от отношения человека к соответствующей деятельности.

Изучение и трактовка феномена внимания вызывает определенные трудности у психологов. Это связано, как минимум, с тем, что процесс внимания, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно от других психических процессов и феноменов. В некоторых теоретических подходах (например, гештальтпсихология) внимание рассматривается даже как побочный продукт или характеристика других процессов, а не как самостоятельный психический процесс.

Физиологический механизм внимания

Раздражитель принимается органами чувств и по проводящим путям идет в кору больших полушарий мозга. Там формируется очаг возбуждения, а вокруг него все зоны входят в состояние торможения.

Виды внимания

Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить произвольный и непроизвольный характер.

Когда деятельность захватывает, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Но существует и смешанный вид внимания, когда направленность и сосредоточенность психических процессов носит с начала произвольный, а потом непроизвольный характер.

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

1. Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание — это наиболее простой вид внимания, который возникает под воздействием интенсивного раздражителя без участия сознательного волевого действия.

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе.
Непроизвольное внимание не связано с сознанием и волей и возникает под воздействием раздражителя сильного, контрастного.
Примером могут быть упомянутые ранее громкие звуки и яркие вспышки.

В рамках непроизвольного внимания выделяется вынужденное, невольное и привычное внимание.
Вынужденным называется внимание, которым очень трудно управлять, его привлекают стимулы повышенной интенсивности (громкие звуки, яркий свет, едкие запахи и т. д.), а также повторяющиеся, движущиеся, необычные стимулы.
Невольным называется внимание к объектам, которые связаны с удовлетворением основных потребностей, например голод или жажда, но эти объекты привлекают внимание только при определенных обстоятельствах. Если вы голодны, вы невольно обратите внимание на вывеску кафе, но если нет — то можете и не заметить ее.
Привычное внимание связано с основными сферами интересов и деятельности человека. Так, во время совместной прогулки представители разных профессий замечают разные объекты.

2. Произвольное внимание
Произвольное внимание
— это вид внимания, который возникает в результате волевых усилий человека.

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

Оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют волевым, активным.
Приняв решение заниматься какой-либо деятельностью, мы выполняем это решение сознательно направляя наше внимание. Например, мы прилагаем волевое усилие, чтобы не лечь спать раньше, а сконцентрироваться и доделать курсовую работу.
Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины его происхождения не биологические, а социальные.

Чтобы исследовать произвольное внимание, оценить темп психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, можно использовать корректурные таблицы (кольца Ландольта).

В рамках произвольного внимания можно выделить волевое (возникает в случае конфликта между сознательно выбранным направлением деятельности и тенденциями непроизвольного внимания), выжидательное (связано с сознательным ожиданием появления того или иного объекта) и спонтанное (является трансформированным волевым вниманием и возникает в том случае, когда объект, оказавшийся в поле внимания благодаря усилию, остается там благодаря вызываемому им интересу). Спонтанное внимание в некоторых классификациях вводят как часть произвольного внимания, но могут выделять его и как отдельный вид внимания — послепроизвольное.

3. Послепроизвольное внимание
Послепроизвольное внимание
— это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий.

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

Носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек погружается в работу. Интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат. Послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но здесь нет или почти нет волевых усилий.
Например, вам нужно прочитать книгу, чтобы сдать экзамен, но она вам не кажется интересной. Вы с помощью волевых усилий начинаете читать, и ко второй главе замечаете, что книга весьма интересна, и теперь вам не нужно напрягаться и сосредотачиваться, чтобы читать. Вам стало интересно, и поэтому книга читает легко.

Свойства внимания

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

1. Устойчивость внимания
Устойчивость внимания — это способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном объекте. Зависит от свойств нервной системы, воли, состояния организма, мотивации, ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи, т.е. чтобы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед нами новое содержание. Некоторые психологи считают, что устойчивость внимания является хорошим толчком для развития гениальности.

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

Можно провести аналогию. Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему некоторые люди десятилетиями работают на той же самой работе и довольны ей, несмотря ни на что, а другие постоянно меняют самые интересные и прибыльные места работы, так как теряют к ним интерес? Вариантов ответов может быть много. Но одно ясно точно. Если человек сможет в своей работе каждый день находить что-то новое и захватывающее, то она ему не надоест никогда. Так же и с устойчивостью внимания.
Если бы внимание было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Устойчивость внимания можно проверить с помощью корректурной пробы Бурдонатаблиц Шульте.

2. Сосредоточенность (концентрация) внимания
Сосредоточенность внимания — это концентрация на одном объекте при отвлечении от других.
Концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

3. Объем внимания
Объем внимания
— это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием.
Человек не может думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Объем практически не меняется при обучении или тренировке.

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно ее показатель у людей равен 5+2. Он зависит от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

4. Распределение внимания
Распределение внимания
— это способность удержать в сознании несколько объектов одновременно.
Как показывает практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Иногда человек способен выполнять одновременно два вида деятельности, но при этом одно действие должно быть доведено до автоматизма или не требовать нашего внимания целиком (подметание тротуара занимает наше внимание всего на 9-10%, в то время как остальные возможности мозга остаются неактивными).
Попробуйте левой рукой в воздухе вырисовывать круг, а правой рукой — квадрат. Это окажется сложнее, чем вы думаете. Контролировать руки будет не просто, ведь рисовать они будут фигуры, отдаленно напоминающие задуманные.

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

Хорошем уровнем распределения внимания обладал Юлий Цезарь, который мог одновременно отдавать распоряжения офицерам, писать «Записки о галльской войне» и выслушивать донесения разведчиков. В современных разговорах часто можно услышать фразу, звучащую примерно так: «Я вам не Юлий Цезарь, чтобы делать несколько дел одновременно!».

5. Переключение внимания
Переключение внимания
— это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой.
В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий. Например, чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться.

Нарушения внимания

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга в:
а) сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое количество объектов;
б) неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

Синдромы нарушения внимания:

1. Рассеянность — это неспособность человека сосредотачиваться на чем-либо определенном в течении длительного времени.
Рассеянность может выступать:
а) как неспособность к сосредоточению;
б) как чрезмерная концентрация на одном объекте деятельности.

Мнимая рассеянность — это невнимание человека непосредственно к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью на каком-то одном объекте, предмете, переживании. Результат большой сосредоточенности и узкости внимания. Происходит торможение всех участков коры головного мозга, кроме одного.

Подлинная рассеянность — это слабая интенсивность внимания и более слабая переключаемость. Человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем обычному человеку. Физиологически объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Причинами могут быть общее расстройство НС, малокровие, утомление, неправильный распорядок дня.

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

Выделяют ученую и старческую рассеянность.
Ученая рассеянность — это проявление очень высокой сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом.
Старческая рассеянность — это плохая переключаемость внимания в сочетании с недостаточно активной концентрацией (внимание «залипает» на одном предмете).

Рассеянность часто бывает при утомлении, при астенических состояниях и, как правило, сочетается с повышенной истощаемостью внимания.

2. Подвижность внимания — это постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности каждой.

3. Инертность внимания — это малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

4. Апрозексия — это полное отсутствие внимания.

Стадии развития внимания

В процессе развития внимания выделяют несколько стадий.

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

На 1-й стадии (до 1,5 месяца) имеют место только признаки непроизвольного внимания. Проявляется оно в форме ориентировочного рефлекса  (например, движение головы и глаз в направлении источника раздражения, повышение чувствительности анализаторов и др.). Ребенок реагирует лишь на сильные раздражители.

На 2-й стадии (до 7 месяцев) существенную роль в развитии внимания играет невербальное поведение взрослых (мимика, жесты, позы и др.), а также паралингвистические параметры их речи (интонация, громкость, паузы и др.). Именно эти элементы вызывают у ребенка реакцию и подсказывают ему, куда направлять свое внимание. Развитие внимания на этой стадии связывают и с комплексом оживления, который проявляется в эмоционально-двигательной реакции ребенка при появлении рядом с ним матери или звучании ее голоса.

На 3-й стадии (до 1,5 лет) ребенок использует движения и голос для привлечения внимания взрослых, например, издание звуков, поворот головы в сторону взрослого и др.

На 4-й стадии (до 4 лет) происходит освоение речи и ходьбы. Здесь уже наблюдается произвольное разумное реагирование ребенка на слова взрослых. Внимание еще неустойчиво. Свою речь ребенок использует преимущественно для привлечения внимания окружающих.

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

На 5-й стадии (до 6 лет) речь ребенка начинает играть роль прямого инструмента управления собственным вниманием. Формируется внутренняя речь. Расширяются границы мира. Увеличивается концентрация внимания на интересных моментах. Появляется произвольное внимание и элементы постпроизвольного. Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, неустойчиво.

На 6-й стадии (до 13 лет) все еще преобладает непроизвольное внимание. Вместе с тем идет активное освоение контроля над своим поведением, в связи с режимом посещения школы, подчинением распорядку дня. Средство регуляции мышления – внутренняя речь.

7-я стадия (13-17лет) характеризуется приучением к систематическому труду, связанному с выполнением профессионального долга, учебе. Вместе с тем особенности физиологического развития в этом возрасте негативно сказываются на характеристиках свойств внимания, т.е. ребенок часто отвлекается. Происходит рост в умственном развитии.

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение имеет формирование интересов и приучение к систематическому дисциплинированному труду.

Теории внимания

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

Классические теории внимания: теория В. Вундта

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

Для разграничения явлений внимания и сознания, которые в целом представлялись Вундту однородными, он использовал метафору зрительного поля:  наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Таким образом, внимание выступает как психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной (по сравнению со всем полем сознания) области содержаний.

Внимание представляет собой одну из характеристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса).

В своих опытах по изучению объема сознания Вундт установил, что объем составляет около 6 ассоциативно связанных объектов. Количественной мерой объема сознания для него служил мелодический ряд, включающий различное число тактов. Вундт пришел к выводу, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находится в фокусе сознания, т.е. был «внимательным», а все остальные такты удерживаешь за счет ассоциативной связи с фокусом.

Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теорииВнимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории

Внимание: свойства, функции и виды

Внимание— направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание — психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Пять основных свойств внимания:

1. устойчивость,

2. сосредоточенность,

3. переключаемость,

4. распределение,

5. объем.

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания — переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

 

Функции внимания:

  • активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
  • способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
  • обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • определяет точность и детализацию восприятия,
  • определяет прочность, и избирательность памяти,
  • определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  • является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
  • выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
  • для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
  • в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
  • о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
  • внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

 

Основные виды внимания:

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,

Чувственное внимание — связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Формы расстройств внимания:

1. Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;

2. Уменьшение объема внимания;

3. Инертность (малая подвижность) внимания – невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;

4. Гипо- и апрозекксияневозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.

Виды внимания. — Лидия Панькова

Рассмотрим основные виды внимания. Это

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д.

Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и произвольном внимании. Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

  1. Неожиданность раздражителя.
  2. Относительная сила раздражителя.
  3. Новизна раздражителя.
  4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
  5. Контрастность предметов или явлений.
  6. Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологическая особенность произвольного внимания

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Внешне- и внутренне-направленное внимание

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Волевая регуляция внимания

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого.

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Благоприятные условия работы

Вряд ли удастся сосредоточиться, если во всю мощность ревет включенный магнитофон, телевизор или рядом друзья обсуждают интересную, но постороннюю по отношению к вашей работе проблему. Однако не возможно добиться полной тишины и не стоит терроризировать окружающих, требованием замолчать. Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей становится болезненным.

Очень важно найти свой, т.е. наиболее благоприятный именно для Вас, режим, ритм и внешние условия работы. Обычно такой стиль вырабатывается сам собой, хотя иногда его приходится искать методом проб и ошибок.

Раздражители могут порой не только не мешать работе, но даже помогать концентрации внимания. Когда в центральной нервной системе существует доминирующее возбуждение, то посторонние слабые раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются к главному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют доминанту. Поэтому тихая музыка, рабочий шум, нормальные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Необходимо отметить такую особенность внимания, которая как бы связывает все другие психические явления, где оно проявляется, и не сводится к моментам различных видов деятельности человека. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания.

Источник  http://www.effecton.ru/263.html

Что еще почитать?

Управление персоналом, образование, личное развитие. Тесты. Внимание. Память. IQ-тесты. Effecton Studio. Эффектон

Виды внимания

Рассмотрим основные виды внимания. Это

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д.

Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и произвольном внимании. Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

  1. Неожиданность раздражителя.

  2. Относительная сила раздражителя.

  3. Новизна раздражителя.

  4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

  5. Контрастность предметов или явлений.

  6. Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологическая особенность произвольного внимания

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Внешне- и внутренне-направленное внимание

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Волевая регуляция внимания

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого.

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Благоприятные условия работы

Вряд ли удастся сосредоточиться, если во всю мощность ревет включенный магнитофон, телевизор или рядом друзья обсуждают интересную, но постороннюю по отношению к вашей работе проблему. Однако не возможно добиться полной тишины и не стоит терроризировать окружающих, требованием замолчать. Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей становится болезненным.

Очень важно найти свой, т.е. наиболее благоприятный именно для Вас, режим, ритм и внешние условия работы. Обычно такой стиль вырабатывается сам собой, хотя иногда его приходится искать методом проб и ошибок.

Раздражители могут порой не только не мешать работе, но даже помогать концентрации внимания. Когда в центральной нервной системе существует доминирующее возбуждение, то посторонние слабые раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются к главному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют доминанту. Поэтому тихая музыка, рабочий шум, нормальные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Необходимо отметить такую особенность внимания, которая как бы связывает все другие психические явления, где оно проявляется, и не сводится к моментам различных видов деятельности человека. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания.

Эксклюзивный материал сайта «www.effecton.ru — психологические тесты и коррекционные программы». Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

5.Внимание,его функции,свойства. Виды внимания.

Внимание— направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них.

Внимание— это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Пять основных свойств внимания:

1. устойчивость,

2. сосредоточенность,

3. переключаемость,

4. распределение,

5. объем.

Устойчивость внимания— способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания(противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания– переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной..

Распределение внимания— способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания— количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

 

Функции внимания:

-активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

-способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,

-обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

-определяет точность и детализацию восприятия,

-определяет прочность, и избирательность памяти,

-определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

-является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.

Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

 

Основные виды внимания:

-природное и социально обусловленное внимание,

-непосредственное и опосредствованное внимание,

-непроизвольное и произвольное внимание,

-чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание— дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Социально обусловленное внимание— складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание— не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание— регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание— не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание— обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Чувственное внимание— связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание— преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Формы расстройств внимания:

1Повышенная отвлекаемость– чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;

2. Уменьшение объема внимания;

3. Инертность (малая подвижность) внимания– невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;

4Гипо- и апрозекксияневозможностьв течение необходимого периода временисосредоточить на чем-нибудь вниманиеи полное выпадение внимания.

6.Характеристика памяти как психического процесса. Виды памяти.

Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации.

Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную.

Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Информация в наследственной памяти хранится в молекулах ДНК. При этом в каждой клетке организма содержится вся наследственная информация. Как носитель наследственной информации, ДНК имеет ряд особых свойств. Она устойчива к повреждающим факторам, способна к исправлению некоторых своих повреждений, что стабилизирует ее информационный состав. Эти и ряд других свойств обеспечивают надежность наследственной информации.

Прижизненная память – это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Она существенно больше зависит от внешних условий. Различают несколько видов и форм прижизненной памяти. Один из видов прижизненной памяти — запечатлевание (импринтинг) — является промежуточным между генетической и прижизненной памятью.

Запечатлевание – это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период развития, сразу после рождения.

Выделяют следующие виды прижизненной памятидвигательную, образную, эмоциональную и символическую (словесную и логическую).

Двигательная память обнаруживается очень рано. Это прежде всего память на позу, положение тела. Двигательная память лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков, вроде привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо.

Одна из форм образной памяти — зрительная. Ее отличительная особенность в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную (более однообразную). Сохраняемая в памяти форма может округляться, расширяться, иногда меняется ее положение и ориентация.

Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая. Однако есть профессии, где полезно иметь развитую образную память. Выявили, что можно эффективно тренировать образную память, если воспроизводить заданные картины мысленно в расслабленном пассивном состоянии с закрытыми глазами перед сном.

Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые.

Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словеснаяформируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения.

По времени сохранения материала выделяют четыре основные формы памяти:

мгновенная (или иконическая — память-образ) связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации

— кратковременная представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20.

— оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Особенности запоминания и припоминания выступают в виде качеств памяти. К ним относятся объем , быстрота , точность,длительность 

Подводя итог всему вышесказанному, можно подчеркнуть, что память – это психический процесс запечатления и воспроизведения человеком его опыта. Благодаря памяти, прошлый опыт человека не исчезает бесследно, а сохраняется в виде представлений

.7.Мышление: операции, формы, виды качества.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и стремится к его пониманию. Понять-значит проникнуть в суть предметов и явлений, что обеспечивается найболее сложным познавательным психическим процессом, называемым мышлением.

Если главная задача ощущений и восприятий – сбор конкретных об окружающем мире, памяти – точное сохранение накопленного,то у мышления задача – преобразовать полученное.

Мышление – это процесс опосредованного и обобщенногопознанияокружающего мира.

Мысли – это обобщенные и отвлеченные знания, существующие в сознании человека в форме разнообразных идей, наполненных абстрактным содержанием.

Человеческое мышление – это речевое мышление. Мысль заключена в смысловом содержании слова. Таким образом, мыслительная деятельность человека стала опосредствоваться различными устройствами, а также словами и разнообразными символами и знаками. Хотя мышление выходит за рамки чувственного познания, но оно не может оторваться от него, так как оно оперирует не только образами натуральных предметов и явлений, но и образами слов, символов и знаков, обозначающих объекты внешнего мира.

В зависимости от того, что и как познается, и какими средствами решаются практические и теоретические задачи, выделяют три вида мышления:наглядно-действенное,образное, словесно-логическое.

Все виды интеллекта функционируют в единстве. Причем ведущую роль в каждом виде мышления играет словесно-логический интеллект, благодаря которому все связи и отношения осмысливаются и становятся объектом сознательной умственной деятельности человека. Словесно-логическое мышление оперирует отвлеченными мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключений и понятий.

Основными умственными действиями являются: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация.

Анализ – умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, части, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т.п.

Синтез – умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в прежних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют. Анализ и синтез тесно связаны между собой.

Сравнение – умственное действие, направленное на сопоставление познаваемого объекта с другими предметами, с целью установить его сходство или различие с ними.

Обобщение – умственное действие, направленное на познание общего признака, присущего целому классу объектов. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им.

Абстракция – умственное действие, посредством которого выделяется общий существенный признак в познаваемом объекте и игнорируются все другие несущественные признаки.

Характеристика основных качеств ума: Широта мышления это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

ВНИМАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ — это… Что такое ВНИМАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ?


ВНИМАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ
— внимание, которое не управ ляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и ко торый соответствует актуальным интересам и потребностям челове ка

Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС. В.П. Дудьев. 2008.

  • ВНИМАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЕ
  • ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ

Смотреть что такое «ВНИМАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ» в других словарях:

  • НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — (в традиционной л о г и к е) – умозаключение из одной посылки. У Аристотеля – вывод из аксиом или из посылки, к рой не предшествует никакая другая . Название Н. у. восходит к греч. πρότασις ἄμεσος, что значит неопосредствованная посылка (см.… …   Философская энциклопедия

  • ВНИМАНИЯ ВИДЫ — традиционно выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное; кроме того, различают также внимание двигательное, или моторное; внимание непосредственное и опосредствованное; природное и социально обусловленное;… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • интуиция — (лат. intueor, intuitus sum пристально смотреть, обращать внимание) непосредственное познание действительности, сопровождаемое внутренним ощущением очевидности и основанное на предшествующем опыте и знаниях …   Большой медицинский словарь

  • Интуи́ция — (лат. intueor, intuitussum пристально смотреть, обращать внимание) непосредственное познание действительности, сопровождаемое внутренним ощущением очевидности и основанное на предшествующем опыте и знаниях …   Медицинская энциклопедия

  • Языковой союз — Языковой союз  особый тип ареально исторической общности языков, характеризующийся определённым количеством сходных структурных и материальных признаков, приобретённых в результате длительного и интенсивного контактного и конвергентного развития… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… …   Энциклопедия инвестора

  • ИОАНН ДУНС СКОТ — [лат. Ioannes (Johannes) Duns Scotus] († 8.11.1308, Кёльн), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.). Жизнь. Иоанн Дунс Скот. 1473… …   Православная энциклопедия

  • Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • МЕТОДЫ ВРАЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — І. Общие принципы врачебного исследования. Рост и углубление наших знаний, все большее, и большее техническое оснащение клиники, основанное на использовании новейших достижений физики, химии и техники, связанное с этим усложнение методов… …   Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Курдский мир России. Политико-правовая практика, интеграция, этнокультурное возрождение (1917-2010-е годы), Бугай Н.Ф.. В предлагаемой книге на большом фактическом материале, опубликованных архивных источниках, выявленных новых документах, воспоминаниях участников процесса преобразований в курдском сообществе… Подробнее  Купить за 773 руб
  • Курдский мир России. Политико-правовая практика, интеграция, этнокультурное возрождение (1917-2010-е годы), Н. Ф. Бугай. В предлагаемой книге на большом фактическом материале, опубликованных архивных источниках, выявленных новых документах, воспоминаниях участников процесса преобразований в курдском сообществе… Подробнее  Купить за 748 грн (только Украина)
  • Психофармакотерапия, Г. А. Бурназян. В книге в систематизированной форме представлены наиболее распространенные психотропные средства, антипаркинсонические и другие корректоры побочных эффектов иосложнений, возникающих при… Подробнее  Купить за 330 руб
Другие книги по запросу «ВНИМАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ» >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *