Статья «Факторы нравственной самореализации личности школьника»
Факторы нравственной самореализации личности школьника
Проблема нравственного самосовершенствования, нравственной самореализации человека являлась актуальной во все времена и во многих странах. Еще И. Кант рассматривал проблемы нравственного сознания, нравственного самосовершенствования и нравственной самореализации человека. Он считал, что рост самосознания связан с нравственным совершенствованием человека [10]. Для И.Канта и его сторонников задачей нравственной самореализации являлся «поиск себя»: личность рождается с вполне определенными природой индивидуальными качествами, и задача состоит в том, чтобы верно найти их, а затем максимально проявить их в своей деятельности. В философии нравственная самореализация понималась как раскрытие в деятельности человека его сущностных способностей, развитие и реализация его нравственных качеств.
В психологии проблему самореализации связывали с понятием «самоактуализация» и понимали ее как полную реализацию подлинных возможностей (К.Хорни).
Что касается педагогики, то, мы считаем, что проблема нравственной самореализации личности школьника должна рассматриваться с позиции гуманистической педагогики. С этой позиции идеи развития способностей личности учащегося к нравственной самореализации становятся в наше время наиболее актуальными. В отечественной педагогике «нравственная самореализация» понимается как стремление человека к более полной реализации своих нравственных качеств в повседневной жизни, деятельности и их самосовершенствование.
Нравственная самореализация – глубоко мотивированный процесс раскрытия и реализации нравственных качеств учащихся в результате их осознанной и целенаправленной работы над самосовершенствованием своих поступков, поведения, жизненных ориентаций. Сущность нравственной самореализации проявляется в реализации школьниками тех нравственных знаний, умений, навыков, которые они усвоили в процессе нравственного самовоспитания, нравственного самосовершенствования.
Процесс нравственной самореализации представлен процессами «самости»: самооценка, самоанализ, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование.
Основным фактором нравственной самореализации личности школьника мы рассматриваем нравственное самовоспитание, поскольку оно «призвано укрепить и развить способности к добровольному выполнению обязательств как личных, как и основанных на требованиях коллектива. Формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества [2, c.769].
Другим немаловажным фактором нравственной самореализации личности школьника мы считаем наличие нравственного мировоззрения, реализацию ценностных отношений, реализацию своего «нравственного Я». Самопознание (самосознание, самонаблюдение, рефлексия) является также условием и фактором нравственной самореализации, поскольку самопознание происходит на основе самонаблюдения и самоанализа в сравнении себя с другими людьми. На основе самопознания школьник проявляет свои черты характера, сильные и слабые стороны, свои потребности, способности, критически оценивает свои цели и ценности [9, c 47].
Таким образом, в процессе самопознания происходит ориентация школьника на процесс нравственной самореализации, формируется нравственный выбор, учащийся критически оценивает свои способности, собственные качества личности, поведение.
Еще одним фактором на пути нравственной самореализации личности школьника мы считаем нравственное самоопределение, которое выражается в определении учащимися нравственных стратегий, ориентаций в поведении, моральных норм [7, c.200].
Самоуправление представлено самоорганизацией, самоконтролем, самооценкой и самооценочной деятельностью. Самоконтроль является неотъемлемой частью обобщенных умений регулировать свое поведение [4,c.77].
Самоконтроль имеет важное значение при накоплении учащимися нравственного опыта [там же, с.63]. Самооценка и самооценочная деятельность выступают в качестве основы сознательной саморегуляции личности и одним из главных факторов нравственной самореализации [8, c 10].
Все процессы нравственной самореализации глубоко мотивированы. Стремление подражать идеалу побуждает учащегося к деятельности, выступает в качестве мотива нравственной самореализации. Интересы могут также выступать в качестве мотива нравственной самореализации.
Одним из мотивов нравственной самореализации личности школьника является стремление осознать достоинства и недостатки своего характера, стремление критически осмыслить свои цели, повысить ответственность перед самим собой [9, c.244]. Также мотивом к нравственной самореализации может выступать противоречие между уже имеющимся, т.е. приобретенным опытом поведения, и новыми духовными потребностями.
Важное значение, как побудительная причина к нравственной самореализации учащихся, имеют и стимулы. Стимул нравственной самореализации учащихся представляется в качестве внешней и внутренней побудительной силы, которая приводит в сознании учащегося мотива к деятельности, направленного на раскрытие, совершенствование и реализацию личностью учащегося своего собственного нравственного потенциала.
Литература
Бездухов В.П. О ценностном подходе к отбору содержания нравственного воспитания// Интернативные процессы в образовании взрослых.-СПб.,1997.-111 с.
Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия.-М: Советская энциклопедия,1996.-Т.3.-876 с.
Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере.-СПб.: Речь, 2005.-222с.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника.-М.: Педагогика, 1985.-104 с.
Марьенко И.С., Кутейникова М.Г. Нравственное воспитание советских школьников/под ред. И.С. Марьенко, М.Г. Кутейниковой.-М.:Педагогика, 1975.-144 с.
Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностного противоречия учителя/ Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова// Вопросы психологии.- 1998.-№3.-С.10-16.
Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.-Ч.2.-353 с.
Чинкина Н.Ш.,Петряков В.В. Нравственная самореализация личности школьника/ Н.Ш. Чинкина, В.В. Петряков// Образование и саморазвитие. -2008 №1 (7) . – С. 216-221.
3. Нравственная самореализация личности
Нравственное отношение. Структура нравственного самосознания личности: нравственные чувства, суждения, понятия, нормы. Индивидуальное, коллективное и общечеловеческое в морали. Понятие нравственной деятельности и ее структура. Нравственная цель; нравственный поступок. Результаты нравственной деятельности: приятие/ неприятие реальности и общепринятой морали. Конформизм и нонконформизм; протест, бунт. Нравственный смысл аскетизма. Вина. Грех. Покаяние. Жертвенность и спасение в христианстве. Эгоизм и эгоцентризм. Нравственное достоинство личности
4. Этические модели поведения
Поведение как форма нравственной самореализации личности. Самореализация— превращение возможного в реальность. Этические модели поведения: перфекционистская, гедонистическая, утилитаристская, прагматическая.
Самоидентификация и достоинство. Смысл жизни как ценность; поиск смысла жизни и судьба. Cоциальный пессимизм и социокультурный оптимизм. Cамореализация и счастье.
Раздел II. Генезис нравственности и морали *
5. Нравственность и мораль в системе культуры
Пpоисхождение, сущность, функции и закономеpности pазвития нpавственности. Этологическое, социологическое, религиозное объяснение генезиса, сущности, функций нравственности..Культурно-исторические формы морали и нравственности, их наследование и трансформация в опыте поколений. Понятие об общечеловеческих нравственных принципах и их модификациях в истории общества.
Раздел III. Категории этики и нравственные ценности
6. Человек в мире нравственных ценностей
Человеческая ситуация в конце ХХ века: одиночество, «заброшенность» в мире. Добро и зло как онтологические начала мира и способы достижения блага. Эвдемонизм, гедонизм, утилитаpизм, пpагматизм о смысле жизни и путях достижения счастья.
Кpитеpии добpа и зла. Соотношение целей и сpедств в достижении cчастья. Cоциально-политическая и этическаяспpаведливость. Категоpия «долг» в pегуляции взаимоотношений личности и общества. Категоpический импеpатив И. Канта. Внутpенние и внешние основания долга. Долг и свобода личности.
Cовесть как внутpенний pегулятоp поведения, нpавственная самоpефлексия. Фактоpы фоpмиpования кpитеpиев совести: обpаз жизни, классовая пpинадлежность, идеология, госудаpственное устpойство, тpадиции национальной культуpы, cемья, cубкультуpная гpуппа, чувство меpы и собственного достоинства.
Категоpии «честь», «достоинство» как личностная самооценка, отpажение нpавственной ценности личности. Истоpический генезис чести: честь семьи, честь нации, честь мундиpа, честь гpажданина, честь личности. Роль пpавовой защиты обществом чести и достоинства гpаждан. Автоpитет и пpестиж. Кодекс чести гpажданина и пpофессионала.
7. Гуманизм как моpальная ценность
Понятие «гуманизм» и его исторические формы. Гуманистический смысл нpавственных исканий: справедливый и свободный мир; этика ненасилия; становление экологического нравственного сознания. Нравственное достоинство личности как ценность. Идея ценности человеческой личности в истоpии общественной мысли. Гуманизм и гуманность. Необходимость поиска планетаpных этических ноpм, гуманистической стpатегии цивилизации. Этика и экология. Реальный гуманизм и политика. Гуманность как нpавственная меpа личности.
Проблема самореализации личности
В современном обществе каждый человек сталкивается с проблемой самореализации, поиска себя в этом мире и своего места. Все ли мы осуществляем и осуществляем ли верно?
Проблема людей, их сути в жизни, их формирования и предопределения, — главная проблема с абсолютно всех сторон, появляющаяся перед наукой, — являющаяся в наши время как труднейшая общефилософская задача, и также как действующая совокупная фактическая цель.
Любой индивид представляется владельцем оригинальных возможностей и дарований. Установлено, что максимальное проявление возможностей людей может быть только в социально важной работе. Причём важно, чтобы выполнение данной работы обусловливалось не только лишь снаружи (социумом), также и внутренней необходимостью индивида. Работа индивида в данном примере является самодеятельностью, а осуществление ее возможностей в предоставленной работе обретает вид самореализации.
Самореализация – процедура познания и формулирования нашей духовной натуры. Значительное количество личностей испытывают страдания от недостатка чего-то, что они не в силах осмыслить и разобрать сами. Согласно иерархии потребностей Маслоу, самореализация (самоактуализация) – одна с подобных надобностей. Людям следует отыскать собственное положение в существовании, пользоваться всегда своими естественными качествами и особенностями, полностью проявить себя в данном обществе, для того чтобы ощущать абсолютную удовлетворенность от действительности.
Индивид, отдающий собственные средства в пользу обществу – является наиболее радостным человеком. Сложнее только отыскать сферу, в каковой можно полностью реализовать собственные возможности, использовать в том числе и отрицательные особенности человека, с целью приобретения поставленных задач. Если индивид приобретает подобную область, его триумф обеспечен.
Необходимо отметить, оригинальность любого индивида проявляет воздействие и на самореализацию. Первому человеку весьма существенно присутствие того или иного одного компонента, а второму нужны все.
Геббель писал о том, что наивысшее мастерство он видит в том, «чтобы довести характер до предела его возможностей».
Процедура самореализации молодых людей, равно как и общества в полной мере, совершается в абсолютно всех областях существования индивида. Занимая эти либо другие общественные положения, молодое поколение удовлетворяет собственные необходимости, для того чтобы реализовать успех своего существования.
В цивилизованно-нравственной области самореализация совершается с помощью академической, учебной, образно-эстетической деятельности, т.е. акцент направлен на индивидуальность каждого человека.
В настоящее время весьма небольшая доля из числа молодых людей старается отыскать себя в музыке, литературе, театре, живописи, указывая на недостаток необходимой экономической помощи и возникновение иных областей самореализации (к примеру, компьютерные технологические процессы).
Молодое поколение при подборе специальности опираются сначала на престиж специальности, а не на ее нужность, а также не на личный выбор. Итог неоспорим, в результате мы приобретаем профессионала, не имеющего за собой багажа нужных сведений и умений в сфере своей специальности.
Э. Фромм говорил: «Человек есть центр и цель своей жизни…развитие своей личности, реализация своего внутреннего потенциала есть наивысшая цель, которая просто не может меняться и зависеть от других якобы высших целей.»
Индивид не находит собственное назначение с появления на свет, однако имеет возможность отметить, какая деятельность ему приносит наслаждение и порождает положительные чувства, а какая категорически не нравится.
Карл Густав Юнг писал: «Мы можем думать, что полностью контролируем себя; однако друг может без труда рассказать нам о нас такое, о чем мы не имеем ни малейшего представления»
Это ранний период самореализации: индивид понимает собственные особенности, характер, предрасположенности, дар, и устанавливает, как осуществить назначение, однако пока что не осознает, в чем оно состоит.
Потом индивид обобщает собственный навык, осознанно определяет свои задачи, реализуется более ориентировано и добивается первых достижений. Это следующий период самореализации: индивид понимает, что можно произвести для осуществления собственного назначения, однако пока что не осознает, в чем оно состоит.
«Если действовать правильно, счастье неизбежно», — писал Крис Прентисс.
В конечном итоге, индивид обобщает собственные задачи и достижения, и устанавливает, для чего он это создает: понимает собственное назначение и задачи существования.
О самореализации рассказывается в абсолютно всех вероисповеданиях, только применяются различные названия: в христианстве – второе рождение, в исламе — возрождение, в индуизме — пробуждение, в буддизме – прозрение и т.п.
Однако в абсолютно всех вероисповеданиях сущность данного события представляется одинаково, как желание индивида к согласию, единству с обществом – являться не единичной каплей в атмосфере, а каплей в океане.
К аналогичному понимаю мира целостности индивида и Вселенной приблизилась восточная идеология и психология, в каковой за фантастическими церковными слоями находятся значимые мысли самореализации как преодоления индивидуальной односторонности и выход на трансцендентный уровень одинаковости с обществом.
Под самореализацией восточная идеология подразумевала не только саморазвитие, но и самогармонию, очищение, что представляется единым практически для всех вероисповеданий.
Установить назначение сравнительно просто, а вот соблюдать его в своем существовании и целиком осуществить его – значительно труднее. В этом случае, важнейшая тема для индивида: «Все ли я реализовал и реализовал ли верно?».
Нам дозволено доверять в частность либо множество земных воплощений. В процедуре самореализации индивида данный спор не содержит значимости.
Однако ясно, что наше настоящее появление в данном организме, с данными возможностями и талантами, с потребностью исполнения установленной общеземной цели, уникален и индивидуален. Поэтому надо стремится к полной самореализации для приобретения реального значения существования.
Самореализация – это процедура, продолжающаяся в ходе целого существования индивида.
Она обретает смысл лишь если сам индивид понимает собственные возможности, круг интересов и необходимости. Другими словами, все жизнедеятельность индивида основывается на цепочке операций, ориентированных на самореализацию и результат житейских задач. Для того чтобы реализоваться в мире, надо применять действия, какие заключаются в стратегиях. Осуществление данных стратегий и представляется основным обстоятельством самореализации индивида. С возрастом индивида, изменяются его необходимости, а следовательно, миссии и актуальные стратегии также модифицируются.
Самореализация человека
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие самореализации 3
2. Условия, способствующие самореализации личности 4
3. Факторы,
сдерживающие процесс
4. Значение образования в самореализации личности 6
Заключение 8
Литература 9
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшими психологическими характеристиками человека являются степень активности его собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности за происходящие с ним события. Актуальное значение эти характеристики приобретают в ходе социальной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.
В
гуманистической психологии общепризнанно,
что смысл жизни каждого
В основе самореалиации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира.
Самореализация человека рассматривается как мотив, как опредмечивание (предметное наполнение) его сущностных сил и потребностей, стремление продолжить свое бытие как личности в других людях. Так личность со-творяет и о-творяет себя – в моментах выхода за границы себя и своих возможностей, представленности себя в других людях и воспроизводстве другого человека в себе. При этом человек оказывает (непосредственно, опосредованно) воздействие на все социокультурное пространство.
Теорию
самореализации дополняют также
идеи «смысла жизни» (В. Франкл), «ответственности
за право свободы» (Э. Фромм), «актуализаторской
деятельности» (Э. Шостром).
1. Понятие самореализации
Самореализация человека возможна в различных сферах. Самореализация связана наработкой критериев оценки достижений, со стремлением к некоему моральному идеалу, с намерением воплотить в собственном поведении свое представление о ценности индивида. Но на самом деле речь идет о большем. Самореализация влечет за собой реализацию мира. «Я отвечаю за себя и за всех, – писал Сартр, – и я создаю образ человека, отвечающий моему представлению о том, каким человек должен быть». Мы индивидуально и коллективно делаем моральный выбор, принимаем моральные решения и тем самым постоянно создаем этот мир заново. Мои противники – мои братья по человечеству. Как я поступаю по отношению к ним, так я поступаю по отношению к себе. Мой главный соперник в игре – это я сам. ( П. Макинтош)
Основную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка личностью, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный, потребностный смысл его жизни и деятельности. «Самореализация – это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому пути просветления. Это – способ жизни, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение». ( А. Маслоу).
К.
Роджерс исходил из идеи, что развиваться
по направлению к самореализации
может человек только самостоятельно,
никто не может его в этом направлении
двигать. Однако при этом принципиально
важны условия, в которых происходит становление
личности человека. Он писал: «Ничто
не может заставить прорасти зерно, но
можно создать достаточно благоприятные
условия, в которых оно прорастет».
2. Условия, способствующие самореализации личности
Немаловажным
является выявление психолого-
3. Факторы, сдерживающие процесс самореализации
Процесс самореализации ограничивают социально-экономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, механизмы защиты, которые порождают двойственное отношение, отделяя нас от самих себя. «Когда человек освободиться настолько, чтобы стать самим собой, заняться любимым делом и ощутить себя одной из частиц в сложнейшей взаимосвязанности элементов природы, только тогда он сможет наиболее полно раскрыть свои способности… Невротическая потребность в признании и одобрении – серьезное препятствие на пути развития уникальности человеческой личности в работе, жизни и любви. Многим кажется, что они обретут покой и безопасность в толпе. Но если толпа мчится к пропасти, то чего стоит иллюзия подобного ощущения».
Кроме того, выделены характеристики, присущие самореализующимся людям: поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, внутренний локус контроля, высокая степень рефлексии, детская восприимчивость, спонтанность и естественность поведения, отношение к своим чувствам как к ценности, открытость внешнему и внутреннему опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми. Уровень развития этих характеристик важно учитывать при индивидуализации обучения и воспитания.
4. Значение образования в самореализации личности
Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если:
—
человек осознано и глубоко
верит в эту жизненную
— человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, он осознает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми;
—
человек обладает знаниями, умениями
и навыками, позволяющими ему
наиболее полно реализовать
—
человек способен к
Указанные условия могут быть выполнены только на основе эффективного образования. «Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с «законченным» образованием, а не свободными, творческими и оригинально мыслящими людьми» – пишет К. Роджерс. Кризисные явления в современной системе образования свидетельствуют о необходимости коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления отношения к целям и ценностям образования. Один из важнейших принципов перестройки системы образования – переход на позиции гуманистической педагогики и психологии. Как сказал А. Маслоу: «Гуманистическое образование – это процесс, который проходит через всю жизнь, а не ограничивается стенами определенного здания».
Образование способствует актуализации важнейших смыслообразующих сфер личности, формирующих его позиции: ценностную, мотивационно-потребностную и целеполагающую. Услышать других людей, осмыслить и прочувствовать их ценности, их понимание смысла жизни, сопоставить разные голоса, прислушаться к собственному внутреннему голосу, осознать себя, смысл своего существования и определить свое место в культуре – такова логика образования сегодня.
Образование
как система ориентации человека
на познание и раскрытие своих
способностей создает необходимые
условия для сознательного
Главная
цель профессионального
Образование как источник необходимых для человека знаний, умений и навыков предоставляет возможность каждому человеку овладеть ими и тем самым подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, выйти на высший, творческий этап деятельности, способствующей максимально возможной самореализации личности в общественно полезном труде.
Образование
как сфера реальной жизнедеятельности
человека вводит его в систему
разнообразных межличностных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимые
условия личностного
Образование является основой формирования профессиональных ценностных ориентаций. Именно ценностно-ориентационная сфера детерминирует позицию личности, направленность и содержание профессионального самоопределения и профессиональной самореализации. Именно они определяют, на что направлен интерес человека, что он желает увидеть профессии, получить от нее. Образование как источник, стимул познавательной активности человека, последовательное открытие человеком нового для него системных знаний о мире выступает как наиболее энергичный и целенаправленный способ личностного постижения культуры (профессиональной, национальной, общечеловеческой). Образование позволяет воспринимать явления культуры не только как совокупность мысли и нравственного выбора других людей, но и открывать для себя свою сопричастность ко всему, чем жили и что создали люди, узнавать себя в уже созданном и развиваться как «культурно-исторический субъект», для которого прошлое и будущее культуры – это его прошлое и будущее.
- Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. – Екатеринбург.: Изд-во Деловая книга, 1998.
- Личность, внутренний мир и самореализация /Под. ред. Ю. Н. Кулюткина,. Г. С. Сухобской. – С-П.: Изд-во Тускарора, 1996.
Проблема самореализации личности: исторический контекст
Изменение социально-экономических и политических условий практически мгновенно отразились на системе образования, которая перешла на другой уровень существования, причем по всем параметрам. Одним из качественных изменений современного образования является переход от знаниевой парадигмы к личностной, в результате чего целью образования становится личностное развитие индивида. В этой связи современная личностно-ориентированная наука, опираясь на общефилософскую идею самодвижения, саморазвития, стремится оперировать понятиями, адекватно отражающими гуманистическую сущность человека и процесс его воспитания («субъект-субъект», «сознание-самосознание», «развитие-саморазвитие», «Я-концепция», «самоактуализация», «самореализация» и другие) и подчеркивающими не только внешнюю, но и внутреннюю стороны процессов взросления и развития.
В теоретических исследованиях и образовательной практике, в законодательных документах стали чаще употребляться термины, начинающиеся с приставки «сам», «само», которые в интегративном виде характеризуют человека как субъекта собственного развития, то есть как субъекта познания, деятельности, общения, судьбы.
Статья 14 «Закона РФ об образовании», в частности, гласит: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации» [3].
Инновационные школы на современном этапе вышли на путь создания образовательных систем, ориентированных на самоопределение и самореализацию личности.
Термин «самореализация» долгое время употреблялся в общественно-политической литературе, публицистике, не имея при этом достаточно четко выраженного содержания.
Идея самореализации имеет древнюю историю. В качестве «высшей ценности» самореализация трактуется в философии Упанишад (8-5 вв. до н.э.) и Даосизме (6-5 вв. до н.э.). Эволюцию идеи саморазвития можно проследить со времен Гераклита. В основе его стихийной диалектики лежит провозглашенный им принцип: «все течет – все изменяется». Широко известным стало также высказывание Протагора: «человек есть мера всех вещей». В центре внимания Сократа также находится человек. Именно Сократ призывал к познанию самого себя. На Западе учение о самореализации восходит к Аристотелю и отчасти к Платону, представляя собой не только анализ этого феномена, но и практические рекомендации путей и способов самоосуществления. В онтологии Аристотеля интерес представляет его понимание движения как реализации сущего. Движение согласно его воззрениям представляет собой переход возможности в действительность. Категория движения связывается с категориями материи и формы. Материя (как возможность) позволяет осуществить форму (как реальность).
В эпоху Возрождения положено начало развитию гуманистических идей. Так, итальянский гуманист, представитель Ренессанса, Пико делла Мирандола провозгласил, что судьба человека является следствием его собственной активности. Человек согласно данной антропоцентричной теории творит себя сам, своей волей и самостоятельным выбором, стремясь к собственному совершенствованию.
Педагогическим поискам Я.А. Коменского (1592-1670) было свойственно осознание необходимости считаться с особенностями ребенка, с его природой (принцип природосообразности), стремление сделать школу «мастерской гуманности», способствующей развитию возможностей ребенка, его восхождению по ступеням духовного роста.
Дальнейшее осмысление идеи саморазвития происходило в эпоху Просвещения, характеризующуюся передовыми взглядами на воспитание человека и решающим значением активности субъекта (Ф. Вольтер, К. А. Гельвеций, Ж. Ж. Руссо).
Жан-Жак Руссо (1712-1778), признавая, что человеческая природа является совершенной, считал необходимым следовать естественному ходу развития ребенка и позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему задатки могли бы беспрепятственно развиваться, а также об устранении всего того, что могло бы этому помешать. Критикуя феодальную систему воспитания, подавляющую личность, он призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями, способствовать развитию его самодеятельности.
И.Г. Песталоцци (1776-1827) считал общей целью воспитания проявление в детях «истинной человечности», которая достигается путем гармонического развития у каждого ребенка всех его природных сил и способностей. Он утверждал, что природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к развитию и воспитание должно выдерживаться в этой логике, обеспечивая гармоническое развитие ребенка в тесном согласии с его природой.
На субъектно-свободную отношенческую позицию ребенка, которую нужно учитывать воспитателю в общении с ним, указывал Д. Локк (1632-1700). Он считал, что важной задачей воспитания является развитие природных дарований «до возможных пределов». Для этого нужно внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, наблюдать за ним, чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», выявлять у детей различные качества, сообразно с которыми должны различаться и методы».
А. Дистервег (1790-1866) полагал, что разумно организованное воспитание должно строиться с учетом трех принципов: природосообразности (учет возрастных индивидуальных особенностей физического и психического развития ребенка), культуросообразности (учет условий, в которых ребенок живет, национальной культуры), самодеятельности (стремление развивать детскую творческую активность).
У Гегеля также прослеживается идея саморазвития. Сущность явления, по его мнению, можно понять лишь выяснив путь его развития, которое происходит поступательно от низших форм к высшим, а источником всякого развития являются противоречия. Гегель рассматривает природный и исторический мир как процесс непрерывного движения. Мировой дух, частицей которого является сознание каждого человека, возвращается к самому себе через мышление и деятельность. По его представлениям свои внутренние стремления человек реализует в деятельности. По мнению Гегеля, «выполняя какую-либо деятельность, человек преследует цель, продиктованную своеобразием этой деятельности, но при этом он должен получить удовлетворение от нее. Это происходит, когда человек в деятельности реализует свои собственные цели».
Существует также экзистенциалистский подход, представители которого, отрицают наличие сущностной природы и полностью исключают возможность объективистского влияния на человека (нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода, он есть не что иное, как проект самого себя), то есть, процесс самореализации лишен каких-либо объективных оснований, поскольку человек будет таким, каким он сделает себя сам. Эта теория самореализации человека, основателем, которой являлся Ж. Сартр, в рамках закрытой системы явно нереальна, ибо различные обстоятельства, встречающиеся на пути индивида в реальном мире, лишают смысла категорию «свобода» в экзистанциалистском понимании.
В отечественной науке идеи самореализации личности отстаивали К.Д. Ушинский и С.И. Гессен. К.Д. Ушинский (1824-1870) отмечал, что «гармония в человеческом образовании состоит не в том, чтобы существующие в человеке силы развиты с одинаковой силой, но в том, чтобы различные системы сил подчинить одна другой в таком порядке, как они расположены в основной природе человека, в подчинении низших по своей натуре высшим». Одной из лучших работ 20–х годов прошлого столетия можно назвать книгу С.И. Гессена «Основы педагогики», которая рассматривает личность как дело рук самого человека, продукт его самовоспитания.
Современные зарубежные и отечественные ученые имеют свои различные подходы к изучению проблемы самореализации личности.
Одни зарубежные ученые придерживаются мнения, что люди, прежде всего, стремятся к превосходству, что есть фундаментальный закон человеческой жизни. Такое стремление имеет врожденный характер, потому что оно и есть сама жизнь. Иными словами «это нечто, без чего жизнь человека невозможно представить». Учеными делается акцент на социальных детерминантах личности, рассматривая индивида как творческое и самоопределяющееся целое, с учетом его индивидуальной субъективности. Человек обладает самосознанием и способен планировать свои действия, управлять ими, осознавая значение собственных действий для собственной самореализации. Человек сам творит свою личность, обладая креативным «Я», он сам ставит перед собой цель и определяет пути ее достижения.
По мнению других учёных самореализация присуща каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активности. Понимание человеческой сущности должно основываться на понимании человеческих потребностей, вырастающих из условий существования. В качестве таких потребностей выступают потребность в установлении связей, в трансцендентности, в корнях, в идентичности, в системе ориентации. Здесь особо выделяется позитивная свобода – свобода, которая сочетает причастность к миру и независимость от него. Позитивная свобода предполагает спонтанную активность в жизни, когда человек действует в соответствии со своей внутренней природой, используя в качестве ключевых компонентов любовь и труд.
Таким образом, проведенный краткий экскурс в историю возникновения и становления теории самореализации дает возможность судить о различных исходных основаниях, как появления данного феномена, так и его трактовки. Это дает нам возможность сделать вывод о том, что самореализация – это процесс, направленный на осуществление личностью себя в мире, который, в свою очередь, оказывает на нее влияние на протяжении всей жизни человека.
Литература
1. Воспитательная деятельность: педагогические, психологические, технологические и правовые аспекты // Материалы конференции. – Астрахань: Изд-во АГПУ, 2007. – 296 с.
2. Горячева Е.И. Концепция самореализации как основа гуманистической педагогики. Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИПИ РАО за 1994 г. Сб. науч. тр. Ин-т педагогич. инноваций РАО. – М., 1995. – 258 с.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании». С изменениями на 25 июня 2005 года – М, 58 с.
4. Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации //Философские науки. – 2004. — № 4. – С. 24-32.
5. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. – Волгоград: Перемена, 2004.
Условия и задачи личностной самореализации
Весь процесс собственного жизнетворчества предполагает непрерывную саморегуляцию. Она осуществляется в любой форме человеческой деятельности и играет важную роль в самоосуществлении человека. Во-первых, она регулирует весь процесс самореализации, подчиняя его единой смысложизненной цели. Во-вторых, способствует тому, чтобы все виды деятельности человека максимально способствовали его реализации в каждом из них, осуществлению жизненных планов и программ, накоплению социального опыта.
Человек постоянно реализуется в различных видах своей жизнедеятельности. И хотя общественная ценность и масштабы этой реализации различны, именно от них зависят итоги жизни человека. Саморегуляция в разной степени присуща всей материи — органической, неорганической, социальной. В неорганической природе она является энергетической. Но в живой природе и социальной материи приходится иметь дело с информационным типом саморегуляции на основе обратной связи. Информация, фиксирующая изменения окружающей среды, вызывает у живого организма определенную ответную реакцию, которая приводит к действию. Саморегуляция включает в себя информационную программу, обратную связь и механизм трансляций и сигналов информации и обратной связи [1,2].
Внутренне присущую материи активность раскрывает саморегуляция. Изменения среды вызывают в природе и обществе ответные акты саморегуляции на энергетическом и информационном уровнях. Характерной чертой социальной саморегуляции является «опережающее отражение». Человек, анализируя реальные изменения среды, может предвидеть их последствия и направить свои действия не только на потребности сегодняшнего дня, но и на необходимые для функционирования системы предвидимые события будущего.
Не все процессы человеческой деятельности имеют одинаковое значение для творчества собственной жизни. Есть процессы деятельности, которые способствуют прогрессивному развитию личности, есть нейтральные для развития личности процессы, а также процессы, ведущие к деградации личности. Нейтральные для развития личности процессы связанны с постоянно повторяющимися и уже привычными видами деятельности. Если человек изо дня в день занят одним и тем же монотонным, нетворческим трудом, то это не дает ничего нового для развития личности. Такое состояние может как укреплять связанную с этими процессами тенденцию положительного развития личности, так и, наоборот, привести к ее деградации.
Творение человеком самого себя продолжается на протяжении всей жизни, начиная с первых сознательных его проявлений и до глубокой старости. Интенсивность процесса жизнетворчества в разные периоды жизни различна. В период социального становления человека, то есть в юности, формируются физические, психические, и социальные качества, и процесс творчества собственной жизни наиболее интенсивен. В старости, когда человек уже фактически сложился, этот процесс идет наименее интенсивно. Но нет такого периода в человеческой жизни, когда бы этот процесс прекратился. Конкретные специфические особенности и интенсивность жизнетворчества глубоко индивидуальны.
На формирование разных людей одна и та же форма деятельности может оказывать различное влияние.
Те процессы деятельности, с которыми человек сталкивается впервые, имеют особое значение для жизнетворчества. Поэтому смена видов деятельности играет очень важную роль в развитии личности.
Узловые этапы, которые можно выделить в ходе жизнетворчества человека, являются как бы определенными вехами на его жизненном пути. Очень часто они бывают связаны с поворотными моментами биографии личности, с какими-то значительными событиями, с историческими переменами в обществе. Процесс жизнетворчества человека во многом зависит от того, является ли он стихийным или сознательным. Но следует отметить, что вряд ли существует полная планомерность жизнетворчества. И хотя каждый человек в какой-то степени может планировать свое жизнетворчество, добиваться поставленных им жизненных целей и задач, реализуя свои смысложизненные представления, все же в жизнь каждого постоянно вплетается случайное, непредвиденное.
В процессе творчества собственной жизни каждого человека сочетаются необходимое и случайное, стихийное и сознательное, возможное и действительное. Чем больше в жизни человека преобладает сознательное, необходимое, реализованное, тем глубже осмысленной она становится. Наиболее осознанными и целенаправленными для большинства людей выступают действия, способствующие укреплению и развитию своего организма, менее же отчетливо проявляется деятельность, нацеленная на изменение психических свойств, таких как характер, воля, внимательность. Самой сложной является целенаправленная и сознательная деятельность по формированию и изменению своего мировоззрения, способностей потребностей и других социальных качеств [3,4].
Возникает вопрос о том, как же систематизировать все категории, относящиеся к характеристике «самости» личности. Можно выделить три блока внутреннего движения личности к самореализации: когнитивный, поведенческий и регулятивный.
Когнитивный блок представляет собой ответ на вопрос «Что я могу знать?» Сюда нужно отнести самоощущение, самонаблюдение, самопознание, самооценку и самомодель. Порядок расположения этих категорий не случаен, так как каждый последующий этап включает в себя предыдущие и может существовать только на их основе. Процесс познания себя идет от простейших самоощущений и самонаблюдения к самооценке и к выработке самомодели, которая представляет собой совокупность собственных представлений о самом себе. Порядок этих этапов соответствует и историческому процессу становления личности: становление сознания ребенка начинается с простейших форм самоощущения и самонаблюдения, а самооценка и самомодель формируются уже тогда, когда личность в основном уже сложилась.
Поведенческий блок отвечает на вопрос «Что я должен делать?». Сюда относятся самоподготовка, самообразование, самовоспитание и саморазвитие. Любая из этих категорий характеризует определенный этап формирования личности и ее деятельности, направленное на становление самой себя как субъекта этой деятельности. Когнитивный блок отвечает на вопросы «Какой я сам?», «Каков я в глазах других людей?». Поведенческий же блок отвечает на вопросы «Куда я иду?», «Каким я стану?». Элементы этого блока определяются целой системой понятий, описывающих средства их осуществления.
Самоподготовка начинает осуществляться в игровой деятельности ребенка и восходит к сознательному и целенаправленному саморазвитию личности. Самообразование личности очень тесно связано с самовоспитанием. В процессе самообразования воспитываются любознательность, усидчивость, формируются интересы, но самовоспитание не исчерпываются процессом самообразования, а осуществляется и в ходе трудовой деятельности, и в общественной работе, спорте, и в воспитании детей.
Регулятивный блок отвечает на вопрос «На что я могу надеяться?». Он выполняет две функции: выступает целью когнитивного и поведенческого блоков, отражая надежду и цель личности на пути к себе; оказывают регулирующее влияние на первые два блока, стимулируя самодеятельность личности. К этому блоку относятся самоконтроль, саморегуляция, самодисциплина. При этом самодисциплина включает в себя саморегуляцию и самоконтроль, так как представляет собой их следствие, наиболее полное их выражение. Одной из самых сложных проблем теории личности является проблема перехода от мысли (планов, мечты, желаний) к деятельности по ее осуществлению. Намерения «начать все заново» возникают почти у каждого в определенный период жизни, но зачастую дальше пожеланий дело не идет.
При переходе от самопознания к действиям по реализации его результатов следует учитывать субъективные условия, которые могут способствовать самореализации, либо мешать ей и не вызывать у человека стремления реализовать себя.
Зная свои достоинства и недостатки, казалось бы, субъект должен принять решение — сделать все возможное для развития своих достоинств и устранения своих недостатков. Но в жизни очень часть приходится наблюдать, как люди, зная свои пороки, вовсе не пытаются избавиться от них, а, наоборот, гордятся ими, считая, что без этих пороков их индивидуальность много потеряет. Отношение человека к своим достоинствам и недостаткам зависит от мировоззренческих и нравственных принципов человека, от наличия или отсутствия у него четко осознанной цели собственной жизни. Упадок нравственных устоев в современной жизни ведет к невосполнимому ущербу для самореализации личности. Необходимым условием самореализации является ясное понимание того, где кончается добро и начинается зло.
Весьма подвижную границу между добром и злом способен найти только тот, кто обладает твердыми моральными убеждениями и четким представлением о добре и зле.
Главная функция морали — быть средством саморегуляции поведения индивида, его самовоспитания и становления. Только нравственные принципы человека, степень его нравственного развития выступают внутренним условием самореализации. Мораль, с одной стороны, предупреждает человека о возможной реакции общества на его поступки, с другой — действует на совесть индивида и влияет на его нравственный выбор. Очень часто внутреннее воздействие морали на саморегуляцию индивида намного сильнее и действеннее, чем какие — либо влияния на него извне!
Переход от мысли к действию не может быть обусловлен только осознаним своих достоинств и недостатков. Необходима твердая воля, требующая постоянного напряжения человеческих сил, самодисциплины, отказа от соблазнов, которые мешают выполнению поставленной цели. Она мобилизует физические и духовные возможности человека на преодоление трудностей, которые неизбежно возникают в процессе реализации жизненных планов.
Самореализация человека складывается из следующих основных моментов: «Мне нужно», «Я могу», «Я нужен». С реальными потребностями личности в осуществлении самореализации в определенной социальной сфере связанна позиция «Мне нужно». Эта потребность непременно должна соответствовать реальным возможностям человека — «Я могу». Каждый может реализовать только имеющиеся у него способности, и если «ставить планку» выше своих реальных способностей, то планы самореализации конечно же осуществиться не смогут.
Взаимосвязь способностей и потребностей человека раскрывают оба момента «Мне нужно» и «Я могу», которые зависят от самого человека. Наличие необходимого для самореализации единства способностей и потребностей вовсе не гарантирует успешности этого процесса. Он может осуществиться лишь при наличии необходимых условий для самореализации, которые воплощаются в формуле «Я нужен». Общество и конкретная социальная среда, окружающая человека, должны нуждаться в реализации соответствующих способностей. Это называется «востребованностью» личности с определенными способностями конкретным видам деятельности. Осознание человекам своей необходимости для общества отражает момент «Я нужен».
Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, определяя его. Уже в самой природе человека заложены предпосылки к самореализации. Они существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Образ мира изменяется в течение всей жизни человека, становясь все более полным и адекватным. Но условием успешной самореализации является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я» уравновешенны через адекватное понимание своего места в мире и использование адекватных социальных умений. При каких-либо нарушениях этого равновесия человеку для решения проблем самореализации приходится искать условно — компенсаторные пути по типу психологической защиты.
Литература:
1. Левова Г. А. Формирование готовности студентов к продуктивной профессинальной самореализации (на примере архитектурно-строительной академии) [Текст]: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Г. А. Левова — Тольятти, 2003–22с.
2. Ладин Р. А., Снежкина о. В., Левова Г. А., Круглова А. Н. Региональный компонент в математическом образовании / «Молодой ученый. — № 12(59), 2013. — с.483–486.
3. Левова Г. А., Иващенко И. А. Личность: проблемы самореализации / Материалы всероссийской научно-практической конференции”Актуальные проблемы в России”. Кузнецк, 2005. — с282–289.
4. Ладин Р. А., Снежкина О. В., Левова Г. А. Математика в учебном процессе строительного вуза / Вестник магистратуры.2013. № 12 (27) С.56–60.