Объектами финансовой политики являются: Субъекты и объекты финансовой политики – Понятие, субъекты, объекты, содержание финансовой политики

Автор: | 05.09.2017

Субъекты и объекты финансовой политики

Финансовая политика, ее особенности

Политика представляет собой особые отношения, складывающиеся между различным классами, национальными сообществами и социальными слоями относительно создания, поддержания и укрепления власти. Участниками политических отношений могут быть все известные субъекты. Важно отметить, что политика проникает во все сферы жизни общества, поэтому существует много видов политических направлений. Например, политика может быть внешней или внутренней, фискальной или бюджетной, муниципальной или государственной, культурной или военной, региональной или обще мировой и так далее. По сути, это выбор и следование направлению, установленному соответствующей властной структурой.

Внутренняя экономическая политика страны прежде всего нацелена на установление экономической стабильности, а также формирования развития и роста хозяйственной системы в целом. Финансовая политика является частью экономической. Как правило, понятие решений в области финансовой политики тесно связано с реализацией программ в области кредитно-денежной, налоговой, бюджетной политики. Соблюдение комплексного подхода позволяет повысить эффективность их практического внедрения.

Цель финансовой политики – мобилизация и максимально эффективное использование имеющихся финансовых средств. Эта цель достигается путём решения следующих подзадач:

  1. Формирования научного обоснования при планировании и постановке стратегических целей.
  2. Разработка и утверждение стратегии. Ее разбивка на тактические этапы.
  3. Внедрение теоретических разработок в практическую деятельность.

Финансовая политика начинается с соответствующего законодательства, которое описывает и регламентирует отношения между субъектами. Политическое направление в области финансов развивалось параллельно становлению экономических отношений. Решение финансовых задач на различных этапах истории привело к появлению классического и неоклассического подходов, регулирующего, планово-распределительного и монетаристского подходов.

Замечание 1

Если финансовая политика страны выстроена правильно и эффективно, то она ведёт к преобразованиям и положительным тенденциям в экономике, а также обеспечивает стабильность и финансовую независимость страны в международных геополитических отношениях.

Субъекты финансовой политики

Реализация финансовой политики в стране осуществляется силами государственного аппарата управления. Развитие экономики и финансовой системы страны во многом зависит от работы муниципальных органов, а также органов, обеспечивающих законотворческую деятельность. Их работа направлена на обеспечение согласованности действий как властных органов, так и объектов воздействия.

Любые преобразования в экономике требуют пересмотра финансовой политики. Изменяются источники финансирования и размещения средств, принципы отношения между субъектами. Сама финансовая политика оптимизирует мероприятия по формированию стабильной и независимой экономики страны.

Определение 1

Субъектами политики в финансовой сфере называют органы исполнительной и законодательной власти, которые занимаются планированием, принятием управленческих решений, их реализацией и осуществлением контроля над исполнением принятых решений.

В Российской Федерации субъектами финансовой политики являются:

  1. Федеральное собрание. Занимается и утверждает федеральный бюджет, а также принимает законы в области налогово-бюджетных отношений.
  2. Правительство РФ занимается разработкой и исполнением федерального бюджета. Отчёт по разработке и исполнению предоставляется на контроль Государственной Думе.
  3. Министерство финансов РФ. Разрабатывает законы, осуществляет регулирование всех сфер финансовой деятельности внутри страны, обеспечивает контроль над соблюдением законодательства.
  4. Счетная палата – главный контролирующий орган в сфере финансового обращения. Она осуществляет аудит деятельности любых хозяйственных структур. Кроме того, в ее компетенцию входит сбор и предоставление информации Федеральному Собранию.
  5. Президент РФ задействован в утверждении федерального бюджета, а также в ежегодном обращении к Федеральному Собранию относительно основных политических направлений.

Субъектами финансовой политики являются соответствующие органы государственной власти, в чью компетенцию входит осуществление управления и контроля в сфере финансов.

Объекты финансовой политики

Объектами финансовой политики являются отношения и ресурсы, образующие звенья и сферы финансовой системы страны. По сути, основным объектом финансовой политики страны является экономика. Регулирование, достижение эффективной работы финансовой системы благоприятным образом сказывается на воспроизводства, благосостояния населения, обороноспособности и независимости страны.

При этом каждый объект финансовой политики должен иметь соответствующие источники финансирования. Если говорить о предприятиях, то здесь речь идет об активах и массивах, собственных резервах капитала. Макроэкономические показатели, их изменение так же напрямую зависят от финансовой политики. То есть, в самом широком смысле под объектами финансовой политики принято понимать:

  • финансовые ресурсы;
  • доходы и расходы государства;
  • доходы и расходы местных органов управления, а также частных субъектов хозяйствования.

К финансовым ресурсам относят денежную массу и капитал. В условиях финансовой системы осуществляется их накопление и распределение в зависимости от потребностей рынка. При этом финансовая политика направлена на обеспечение их эффективного использования. Расходы и доходы государства связаны с бюджетом и налоговой политикой. Доходы бюджета формируются как за счет внутренних, так и за счет внешних источников финансирования. Например, сюда можно отнести обязательные налоговые выплаты субъектами экономики, поступление таможенных сборов, различные виды доходов от экспортной деятельности и так далее. Если доходы превышают расходы бюджета, то говорят о его профиците. Если наблюдается обратная картина, то говорят о дефиците бюджета.

Замечание 2

На муниципальном или местном уровне источники финансирования ограниченны территорией или регионом. Поступление финансовых средств в местный бюджет регулируется соответствующим законодательством страны. Предприятия формируют свои финансовые потоки из собственных резервов и имущества. Кроме того, финансы предприятия строятся на прибыли, которую оно получает в результате хозяйственной деятельности.

Понятие, субъекты, объекты, содержание финансовой политики

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возло­женных на них функций по

обеспечению экономической ста­бильности, обороноспособности государства, развитию социаль­ной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществле­ние указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового ме­ханизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Изменение цели развития экономики обусловливает необхо­димость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сфе­рах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих усло­виях государство вырабатывает соответствующую

финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью опреде­ления наиболее эффективных, отвечающих современным усло­виям мероприятий для создания финансовой основы реализа­ции экономической политики государства.

Субъектами финансовой политики являются органы законо­дательной (представительной) и исполнительной власти, кото­рые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их ор­ганизации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектами финансовой политики является совокупность фи­нансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сфе­ры и звенья финансовой системы государства.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структур­ных элементах, к которым относятся:

· выработка научно обоснованной концепции развития фи­нансов;

· определение основных направлений использования финан­сов на перспективу и текущий период;

· разработка конкретных путей реализации основных направ­лений использования финансов на перспективу.

Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В за­висимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъ­ем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизаци­онную) финансовую политику.

В условиях экономического спада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спро­са населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня без­работицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономичес­кого цикла государство использует стабилизационную финансо­вую политику, которая связана со стимулированием деловой ак­тивности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличения государственных расходов на поддержку стратегичес­ки и социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке, поэтому политике в области управления дол­говыми обязательствами государства должно уделяться повы­шенное внимание.

На стадиях экономического оживления и подъема повышает­ся деловая активность субъектов хозяйствования, растет реаль­ный объем их доходов, увеличивается товарооборот, снижается социальная напряженность в обществе. В таких условиях государ­ство имеет возможность увеличить размер мобилизуемых дохо­дов, досрочно погашать имеющиеся долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную поли­тику. Финансовая политика в данных условиях имеет сдерживаю­щий характер, что предполагает снижение государственных рас­ходов на стадиях экономического оживления и подъема и усиле­ние налогового бремени на стадии экономического подъема для предотвращения перегрева экономики и снижения темпов эко­номического роста.

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится авто­матическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависи­мости от стадии экономического цикла.

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период базируется на целях и задачах эко­номической политики государства, выделении в составе эконо­мики приоритетных отраслей, определении условий развития со­циальной сферы, на составе полномочий государственных и му­ниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.

Разработка конкретных путей реализации основных направле­ний использования финансов предполагает выработку путей достижения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на оп­ределенном отрезке времени.

Так, например, если ее задачей яв­ляется снижение объема государственного долга Российской Фе­дерации, то должны быть определены возможные пути реализа­ции этой задачи, среди которых можно назвать досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках, проведение переговоров с кредиторами о возможности списания части долга.

Однако следует учитывать, что разработка механиз­ма осуществления названных мероприятий по управлению госу­дарственным долгом Российской Федерации, его правовая регла­ментация относятся не к финансовой политике, а к ее реализа­ции соответственно в финансовом механизме и нормах финансо­вого права.

2. Финансовая политика: субъекты, объекты, элементы

Значение финансовой политики

Изменения в целях и направлениях развития экономики государства вызывают необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности,

при этом пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования.

В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов

с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Субъекты и объекты финансовой политики

Субъект— Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Объект— Совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства

Принципы формирования финансовой политики государства:

  1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.

  2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.

  3. Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.

Выработка научно обоснованной концепции развития финансовосуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений.

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства.

Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.

Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу предполагает выработку путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени.

Например, если ее задачей является снижение объема государственного долга Российской Федерации, то должны быть определены возможные пути реализации этой задачи, среди которых можно назвать:

  • досрочное погашение имеющихся долговых обязательств;

  • снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках;

  • проведение переговоров с кредиторами о возможности списания части долга.

Централизованная плановая экономика

При использовании административно-командной системы управления финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования интересам государства.

Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями государственного плана

Рыночная экономика

Финансовая политика направлена на:

  • сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения;

  • обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды;

  • достижение баланса финансовых интересов органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования и населения.

Характерно и для современнойфинансовой политики Российской Федерации

1.2. Объект, предмет, субъект финансовой политики организации

Напомним, что финансовая политика организации — составная часть ее экономической политики. Она выражает совокупность меро­приятий по организации и использованию финансов для осуществле­ния своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде.

Объект финансовой политики — хозяйственная система и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми

результатами, денежный оборот хозяйствующего субъекта, представля­ющий собой поток денежных поступлений и выплат. Каждому направ­лению расходования денежных фондов должны соответствовать опре­деленные источники: на предприятии к источникам можно отнести собственный капитал и пассивы, которые инвестируются в производ­ство и приобретают форму активов. В общем виде постоянный процесс движения денежных средств может быть представлен на рис. 1.2 [И].

Рис. 1.2. Потоки денежных средств организации:

1 — расходы на оплату труда; 2 — амортизация;

3 — коммерческие и административные расходы; 4 — продажи в кредит;

5 — выплата заработной платы и другие расходы; 6 — покупка активов;

7 — продажа активов; 8 — продажа за наличные; 9 — инкассированные

денежные средства; 10 — оплата закупок; 11 — инвестиции;

12 — выплата дивидендов и покупка акций; 13 — ссуда;

14 — выплаты ссуды

В действующей организации невозможно определить исходную и конечную точки денежного оборота. Объем денежных средств, кото­рым располагает организация (центральная часть рисунка), изменяется во времени и зависит от характера производственного процесса, объема продаж, погашения дебиторской задолженности и др. Величина запа­сов сырья, незавершенного производства, готовой продукции на складе,

дебиторской задолженности и подлежащий оплате коммерческий кредит также колеблются в зависимости от реализации, производственного процесса и финансовой политики организации в отношении кредиторской и дебиторской задолженности, формирования запасов.

Предмет финансовой политики — внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг и т.п.

Субъект финансовой политики — учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли [21].

(Колчина Н.В. Финансы предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2000.)

Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям.

Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.

75. Перечислите субъекты и объекты финансовой политики.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.

Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства. Правительства Российской Федерации и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образований.

В Российской Федерации образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией.

Так, в системе финансовых государственных органов главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ, в субъектах Федерации в составе правительства или aдминистраций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.

В условиях усложнения финансовой деятельности государства появился ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся Федеральное казначейство, государственная налоговая служба и Счетная палата. Счетная палата действует независимо от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Объектом данных отношений являются доходы и расходы государства, доходы и расходы муниципальных образований.

В определенной степени объектом государственной финансовой политики выступают также доходы и расходы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств. Государство воздействует на финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств косвенно, посредством налоговой кредитной политики преимущественно.

К объектам финансовой политики организации относят ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежный оборот хозяйствующего субъекта, представляющий собой поток денежных поступлений и выплат.

Субъекты финансовой политики – учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли.

1.3. Основные этапы финансовой политики предприятия

Финансовую политику предприятия можно еще охарактеризовать как определенный алгоритм действий для достижения главной цели предприятия, который состоит из последовательных этапов и включают в себя различные инструменты и механизмы.

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие этапы:

  1. Определение стратегических направлений развития.

  1. Планирование:

  • стратегическое планирование;

  • оперативное планирование;

  • бюджетное планирование.

  1. Разработка оптимальной концепции управления:

  • управление капиталом;

  • управление активами;

  • управление денежными потоками;

  • управление ценами;

  • управление издержками;

  1. Контроль:

Этапы финансовой политики делят на долгосрочныеикраткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков.Долгосрочная финансовая политикакасается принятия решений, оказывающих влияние на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например, стратегическое планирование предполагает решение по поводу закупки оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. В противоположность этому в рамкахкраткосрочной политикирешения нацелены на принятие текущих решений на срок до одного года, или период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так краткосрочные финансовые решения принимаются, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки и т.д.

Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы и концентрирует свое внимание на общей картине событий, без детального изучения отдельных компонентов этой политики.

Краткосрочная финансовая политикасвязана, главным образом, с анализом вопросов, оказывающих влияние на текущие активы и текущие обязательства.

Разработка и реализация финансовой политики должны постоянно контролироваться. В этой связи очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

1.4. Субъекты и объекты финансовой политики

Финансовая политика выступает в качестве основ процесса управления финансами предприятия. В результате предполагает субъективное и объективное начало в процессе реализации финансовой политики.

Финансовую политику предприятия определяют учредители, собственники, так как они в конечном итоге осуществляют финансовое руководство. Однако реализация финансовой политики возможна только через аппарат, или организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, которые подготавливают и реализуют финансовые решения.

Реализация финансовой политики на предприятиях осуществляется по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов предприятия.

В качестве субъектов управления на малых предприятиях могут выступать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекаются внешние эксперты и консультанты.

В средних предприятиях текущая финансовая деятельность сосредоточена внутри других отделов (бухгалтерия, администрация и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и среднесрочное распределение прибыли) принимает генеральная дирекция фирмы.

В крупных компаниях есть возможность расширить организационную структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать полномочия и ответственность между:

  • информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и другие службы;

  • финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;

  • контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

Ответственность за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения возлагается, как правило, на финансового директора. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, финансовый директор является лишь советником высшего управленческого персонала.

На крупных предприятиях структура разработки и реализации финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако, даже в условиях децентрализованной структуры финансовая деятельность остается жесткой в рамках стратегических направлений развития.

К основным объектам управления можно отнести следующие направления:

  1. Управление капиталом:

  • определение общей потребности в капитале;

  • оптимизация структуры капитала;

  • минимизация цены капитала;

  • обеспечение эффективного использования капитала;

  1. Дивидендная политика:

  1. Управление активами:

  • определение потребности в активах;

  • оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;

  • обеспечение ликвидности активов;

  • ускорение цикла оборота активов;

  • выбор эффективных форм и источников финансирования активов.

  1. Управление текущими издержками.

  • СVP – анализ;

  • минимизация издержек;

  • нормирование затрат;

  • оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.

  1. Управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности).

  • формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;

  • эффективное использование остатка временно свободных денежных средств.

Субъекты финансовой политики — Мегаобучалка

• Органы законодательной и исполнительной публичной власти (Минфин РФ, ФС РФ и др.)

• Собственники (участники) и органы управления хозяйствующих субъектов

 

Концепция финансовой политики– совокупность основополагающих целей, задач, приоритетов и способов управления финансами, составляющих методологию финансового обеспечения концепции экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов.

 

Составные элементы государственной финансовой политики
Субъекты финансовой политики – органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют, разрабатывают и контролируют реализацию утвержденных направлений   Объекты финансовой политики – совокупность финансовых отношений, и финансовых ресурсов, возникающих в процессе функционирования финансовой системы   Основные структурные элементы финансовой политики: — разработка научно обоснованной концепции финансовой политики; — определение основных направлений использования финансов в текущем и будущем периодах; — разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу Результативность финансовой политики – соответствие разработанной финансовой политики выбранным критериям  

Принципы формирования финансовой политики государства

• Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.

• Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства.

• Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства.

• Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики.

Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики.

 

Содержание финансовой политики определяется

• Соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области финансов.



• Разработкой основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу.

• Осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

 

Классификация финансовой политики
По отраслям (сферам) системы финансов государственная (муниципальная) частнохозяйственная
По функциональному признаку доходная расходная контрольная
По характеру целей финансовая стратегия финансовая тактика

 

Классификация государственной финансовой политики
По территориальному признаку федеральная региональная местная
По целевой направленности стимулирующая сдерживающая
По взаимосвязи с объектами финансового регулирования политика регулирования экономики политика социальной сферы
По отношению к сегментам финансового рынка денежно-валютная кредитная страховая фондовая
По отношению к звеньям системы публичных финансов бюджетная и внебюджетная политика политика в области государственных заимствований политика в области финансовых резервов
По характеру регулирования финансовых и встречных им товарных потоков через таможенную границу страны таможенная протекционистская и преференциальная вывозная и ввозная финансовая политика

 

 

Типы финансовой политики государства
Классический Планово-директивный Регулирующий («кейнсианский»)
— полная свобода рыночных отношений; — рынок является основным регулятором, обеспечивает экономический рост и сбалансированность ресурсов общества; — государство должно обеспечивать функционирование рынка определенными правовыми нормами основу составляют планово-распределительные функции государства; жесткая централизация и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов; ориентация на внутренние резервы страны, игнорирование международного движения капитала государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок)

 

 

Элементы государственной финансовой политики
Налоговая политика: единый комплекс действий государства по установлению совокупности налогов и сборов (налоговой системы) и контролю за их эффективной реализацией в целях обеспечения развития общества
Бюджетная политика: целенаправленная деятельность государства, связанная с формированием и распределением централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей
Денежно-кредитная политика: совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на достижение экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение занятости населения
Таможенная политика: комплекс мер, применяемых государством в целях установления определенного режима таможенного налогообложения для обеспечения экономической безопасности государства
Инвестиционная политика:совокупность государственных мероприятий, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата в стране
Социальная политика:важнейшая составная часть государственной внутренней политики, направленная на обеспечение расширенного воспроизводства населения и поддержание стабильности в обществе

 

Частнохозяйственная финансовая политика:

• Финансовая политика компании в целом и финансовая политика в отношении обособленных подразделений компании.

• Агрессивная, умеренная и сдерживающая финансовая политика.

• Политика поглощения, слияния и разделения.

• Политика финансового оздоровления путем восстановления платежеспособности и санации.

• Политика ориентации на рентабельность или на ликвидность.

• Ценовая, дивидендная, учетная, налоговая, инвестиционная, долговая
и т.д.

• Финансовая политика коммерческих, некоммерческих, кредитных организаций, страховых компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *