Причины конфликтов
Объективные факторы возникновения конфликтов
Конфликтология рассматривает объективные факторы возникновения конфликтов, к которым относятся определенные обстоятельства социального взаимодействия людей, способствующие столкновению их мнений, интересов и установок. Объективные причины приводят к зарождению конфликтной ситуации.
Причины возникновения конфликтов приведены на рисунке 1. Они настолько разнообразны, что до настоящего времени не существует их строгой классификации.
Рисунок 1. Причины возникновения конфликтов
Среди важных причин можно выделить:
- Естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности.
- Слабую степень разработанности нормативно-правовых и других процедур разрешения социальных споров, которые могут возникать при взаимодействии людей.
- Недостаточное количество духовных благ, значимых для нормальной жизнедеятельности человека.
- Образ жизни, который связан с материальной неустроенностью и масштабными, радикальными переменами.
- Стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.
Рассмотрение организационно-управленческих и социально-психологических причин конфликта
Определение 1Организационно-управленческие причины конфликта — это явления, которые относятся к созданию, развитию и функционированию организаций, коллектива, группы.
Выделяют 4 типа подобных групп:
- Структурно-организационные, где наблюдается несоответствие структуры организации и требований к той деятельности, которой она занимается. Структуру организации формируют определенные цели и задачи, которые решают ее участники.
- Функционально-организационные, выражаемые отсутствием оптимальности связей структурных элементов организации, организации и внешней среды. Подобные функциональные связи организации должны находиться в максимальном соответствии с решаемыми задачами, обеспечивая их выполнение. Эффективность работы организации обусловлена отлаженными функциональными связями с внешней средой, нарушение которых может являться поводом к проявлению конфликта.
- Личностно-функциональные, отражающие несоответствие качеств работника требованиям занимаемой должности. Существенным требованием к личностным качествам работников является необходимость взаимодействия с окружающими. Если же человек не соответствует этим требованиям, то возможно проявление конфликтов с руководством, подчиненными и коллегами.
- Ситуативно-управленческие, обусловленные ошибками, которые допускают руководители и подчиненные в ходе решения управленческих и подобных задач. Если принято ошибочное управленческое решение, то объективно формируется возможность конфликтных ситуаций между авторами решения и его исполнителями.
Понятие «социально-психологических причин конфликтов» характеризуется прямым воздействием людей, факторами их включенности в социальные группы.
Основными причинами конфликта являются:
- Потеря или искажение сведений при осуществлении группового (межличностного) взаимодействия.
- Несбалансированное ролевое взаимодействие.
- Непонимание собеседниками того, что, обсуждая проблему, может проявиться несовпадение позиций, которое вызывается не принципиальным расхождением взглядов, а подходом к проблеме с разных сторон.
- Разные методы оценки результата деятельности и личностей.
- Напряженность в межличностной коммуникации.
- Внутригрупповой фаворитизм, проявляющийся в предпочтении участников своей группы представителям других объединений.
- Конкуренция при взаимодействии с другими людьми (группами).
- Ограниченные способности децентрации (умение поставить себя на место другого человека с пониманием его
13 причин возникновения конфликтов | Блог 4brain
Каждый человек в своей жизни множество раз сталкивается с конфликтами. На работе, дома, на улице. В любом месте и с любыми людьми – конфликт может возникнуть всегда. Но почему? Какими причинами обусловлены конфликтные ситуации? В статье мы рассмотрим 13 факторов из двух групп причин – объективных и социально-психологических. Возможно, зная эти причины, вы сможете избежать части конфликтов в своей жизни.
Также в этом вам может помочь наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которая научить применять в своей жизни 72 лучшие коммуникативные техники, которые мы собрали из десятков книг и тренингов.
Объективные причины возникновения конфликтов
Начнём наше рассмотрение причин конфликтов с объективных факторов.
1
Распределение ресурсов
Неравномерное распределение ресурсов – очень распространённая причина конфликтов. Это и ненависть бедных к богатым, и обида на брата, которому отрезали кусочек торта побольше. Если у кого-то есть то, чего нет у другого, – ждите зависть, ждите озлобленность, ждите конфликт.
И даже если ресурсы будут распределены равномерно, это всё равно вызовет негодование: «я ведь заслужил больше него!»
2
Различия в целях
У каждого человека есть свои индивидуальные цели, которые далеко не всегда полностью совпадают с целями других людей. И когда, как в басне Крылова, начинают тянуть воз в разные стороны, грядёт неизбежный конфликт: достичь всех целей сразу не получится, кому-то придётся остаться не у дел.
Или возьмём более простой пример: группа людей играет в волейбол. Но часть команды очень хочет победить, а другая часть играет ради самого процесса и особо не старается вырвать победу. Конечно же, старающиеся игроки разозлятся на тех, кто подводит команду.
3
Различия в представлениях о перспективах
Допустим, компания друзей едет в лес. Одни предвкушают обилие зелени и грибов, рисуют в воображении белок, прыгающих с ветки на ветку. А другие думают о комарах, грязи и т.д. У них разные представления о перспективах поездки, некоторые члены компании будут недовольны тем, что они туда едут, а другие будут горячо с ними спорить и убеждать, что поездка в лес – отличная затея. Кто бы ни оказался прав, вероятность конфликта достаточно высока.
4
Неудовлетворительные коммуникации
Некорректная передача информации – залог конфликтов. Актуально это как для рабочих отношений, так и для личных. На работе, например, исполнителю неверно передают требования заказчика, и он по чужой вине должен будет всё переделывать. В личном общении нечёткая передача информации порождает слухи и сплетни, подозрения в том, чего человек не совершал.
Социально-психологические причины конфликтов
Кроме объективных причин, существуют ещё и социально-психологические факторы, которые обуславливают множество конфликтов между людьми.
5
Неблагоприятный социально-психологический климат
Личная неприязнь между членами коллектива, угнетающая обстановка, низкая сплочённость членов группы и т.п. создают неблагоприятную атмосферу, в которой конфликты могут возникнуть из-за любой мелочи.
6
Различия в психологических особенностях людей
У каждого своей темперамент, свои психологические особенности. Иногда люди просто «не сочетаются» друг с другом. При всём желании они с трудом находят общий язык и не могут установить продуктивные взаимоотношения.
7
Когнитивный диссонанс
Когнитивный диссонанс – это психологический дискомфорт, который возникает, когда в сознании человека сталкиваются две противоречащие идеи.
Например, ребёнку могут повторять, что нужно всегда говорить правду. При этом за некоторые признания его могут ругать. В итоге, если он сделает что-то непохвальное, у него столкнутся две противоречащие идеи: «нужно говорить правду» и «правду говорить нельзя» – отругают.
Состояние когнитивного диссонанса переживается тяжело, человек находится на взводе, разрывается между противоречиями. Из-за такой психологической нагрузки вероятность возникновения конфликта значительно возрастает.
8
Внутригрупповой фаворитизм
В большом коллективе могут возникнуть малые группы. Это может привести к расслоению, к конфликтам и вражде между малыми группами. Внутригруппового деления избежать сложно, но этого вовсе не требуется. Достаточно сделать так, чтобы внутри коллектива не было деления на «своих» и «чужих».
9
Стремление к власти
Кто-то согласен на роль рядового члена коллектива, а кому-то непременно нужно всеми командовать. И если столкнутся два таких человека, стремящихся в власти, то конфликта не миновать.
Но даже если отыщется всего лишь один желающий быть у руля, всё равно это понравится далеко не всем. Мало кто любит подчиняться и выполнять чужие указания, если ему не платят за это.
10
Эгоцентризм
Эгоцентризм – это невозможность поставить себя не место другого человека, посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Это одна из самых распространённых причин конфликтов.
К сожалению, люди ограничены в своей способности смотреть на мир чужими глазами. А кто-то намеренно не хочет понимать другого и довольствуется своим однобоким взглядом.
В итоге возникают ситуации, в которых каждый, с его точки зрения, прав. А уж если каждый уверен в своей правоте, конфликта точно не избежать.
11
Эгоизм
Если каждый думает только о себе, то без конфликтов интересов и столкновений на пути к достижению целей не обойтись. Банальный пример: на прилавке остался один товар и два покупателя начинают спорить из-за него. Никто не хочет уступить, каждый хочет забрать этот товар себе. Как итог – конфликт.
12
Конкуренция
В условиях конкуренции конфликты также не редкость. Причем конкурентная среда бывает не только на рабочем месте, но в других сферах жизни. Рассмотрим пример:
Компания друзей. Один из них – Антон – отличается своей эрудированностью, нередко что-то объясняет остальным. Однажды он не смог ответить на вопрос своих товарищей, но это смогла сделать Марина.
И Антон тут же почувствовал, что потерял позиции, что он больше не кажется самым умным, пальму первенства выхватили из его рук. Это вызывает злобу по отношению к Марине, что может вызвать конфликт по ничтожному поводу.
Также он может попытаться намеренно выставить Марину в не лучшем свете, чтобы опять стать номером один. Это, в свою очередь, спровоцирует Марину на ответные действия.
13
Неспособность конструктивно решать конфликты
Страшен не столько сам конфликт, сколько эмоциональная реакция людей, неспособных беспристрастно подойти к его решению.
Если человек не готов идти на компромисс, не желает слушать и слышать своего оппонента, не допускает того, что он может ошибаться, конфликт, который можно было обсудить и решить без особых проблем, окрашивается личными претензиями, негативными эмоциями и начинает приносить в разы больше дискомфорта.
Поэтому стоит не только избегать ситуаций, в которых может возникнуть конфликт, но и учиться безболезненно справляться с уже существующими конфликтными ситуациями. Кстати, сделать это вы можете с помощью нашего курса по конфликтологии – очень советуем пройти его.
Желаем успехов!
Объективные и субъективные причины конфликта
Конфликт – это всегда столкновение противоположных интересов, мнений или целей. Причины конфликтов в организации кроятся в противоречивых взглядах на ту или иную ситуацию.
Такие противоречия могут быть внутренними и внешними, основными и второстепенными, объективными и субъективными. Рассмотрим в статье, какие причины конфликтов в коллективе на фирме встречаются чаще всего.
Содержание статьи:
Причины возникновения конфликтов в организации
Как правило, причины конфликтов в обществе связаны с тем, что один человек считает, что действия или желания другого человека ему угрожают, создают неравное положение, принижают его и т.д.
Для развития конфликтной ситуации достаточно инцидента, после которого один человек начнет своими действиями ущемлять интересы другого члена общества.
Причинами межличностных конфликтов в организации могут быть следующие проявления:
- недоверие к определенному лицу или группе лиц;
- нежелание слушать собеседников;
- регулярное принижение другого человека;
- акцентирование внимания на различиях между сторонами;
- нежелание признавать свои упущения, ошибки и правоту другого человека;
- навязывание своей точки зрения;
- проявление категоричности в суждениях;
- неуважительное отношение к людям и т.д.
Рассмотрим объективные и субъективные причины конфликтов в менеджменте.
Объективные и субъективные причины конфликта
Объективные причины заключаются в обстоятельствах или условиях, которые проявляются и осуществляются независимо от человеческого волеизъявления.
К объективным причинам конфликта относятся:
- неравномерное распределение ресурсов и недостаточное материальное обеспечение;
- несовершенство правовых норм, установленных в государстве;
- несоответствие структуры предприятия виду осуществляемой деятельности;
- неотлаженная система коммуникаций в организации и т.д.
Субъективные причины, способствующие возникновению конфликта, представляют собой комбинацию индивидуальных особенностей человека. К ним относят:
- разногласия на почве религии, мировоззрения и морально-нравственных ценностей;
- несоответствие личных качеств или способностей занимаемой должности;
- ошибочные решения, принимаемые руководством;
- различие или пересечение интересов членов организации;
- различие ценностей;
- конкуренция в процессе распределения материальных ресурсов и прибыли и т.д.
Эта группа причин наиболее сложна в определении, так как может возникнуть в любой момент времени и характеризуется личными мотивами.
Предупредить появление конфликтной ситуации, основанной на субъективных причинах, в трудовом коллективе можно только при осведомленности менеджера о характере сотрудников и умении эффективно применять эти знания.
Основные причины конфликтов в организации
Существуют наиболее частые основания для возникновения конфликтной ситуации.
Так основными причинами конфликтов в организациях являются:
- неравномерное распределение каких-либо благ;
- трудности, возникающие в процессе совместной работы;
- расхождение интересов;
- самореализация, борьба за лидирующее положение;
- плохие условия труда.
Причинами возникновения конфликтных ситуаций в организации могут стать личные переживания. К примеру, когда у сотрудника проблемы дома или просто плохое настроение.
Менеджеру важно научиться предупреждать проявления разногласий в коллективе. Для этого следует принимать участие в тренингах, повышении уровня корпоративной этики и культуры, а также организовывать мероприятия для создания приятной атмосферы и дружелюбного отношения между сотрудниками.
Более подробно о тактиках поведения в конфликте — в этой нашей статье.
1. Объективные причины возникновения конфликтов.
В общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны — объективную и субъективную. Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной, противоречивой ситуацией, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности — такого рода проблемы относятся к числу потенциально конфликтогенных, т. е. объективно являются той возможной почвой, на которой легко возникают напряженные ситуации. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроя, характеров, сложившихся в коллективе отношений и наших призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Так, например, в одной организации мы столкнулись с недостаточной определенностью прав сотрудников отделов технического контроля ряда цехов. Это приводило к хронической напряженности в отношениях между рабочими цехов и работниками ОТК, на которых оказывалось систематическое давление. Примечательно, что неотрегулированность их взаимоотношений тянулась годами, столь же затяжными были и конфликты. Объективность этой конфликтной ситуации лишний раз подтверждалась тем, что работники отдела технического контроля, как и рабочие в цехах, за эти годы менялись, а конфликт оставался. Независимо от конкретных особенностей людей, в него втянутых, суть конфликта целиком определялась той противоречивой ситуацией, в которой оказались его участники. Следует сказать, что ситуаций, где отчетливо проступает объективное происхождение конфликтов, в реальной производственной практике возникает не так уж мало. Недостаточно гласно осуществляется распределение отпусков, нарушается график их распределения — и возникают конфликты. Не продуман перевод коллектива на бригадные формы работы, нарушены их принципы — легко возникают конфликты и осложнения с руководством, да и в отношениях работников между собой.
Устранение конфликтов, вызванных такими причинами, может быть достигнуто только изменением объективной ситуации. В этих случаях конфликты выполняют своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива. Теперь обратимся ко второй стороне возникновения конфликтов — субъективной, «человеческой».
2. Личностные особенности конфликтующих.
Нередко конкретные ситуации создают своего рода преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Со многими из них мы спокойно миримся, считая их естественными и неизбежными. Проблема начинается тогда, когда эти преграды вызывают у нас протест: принятое решение кажется ошибочным, поведение кого-то из коллег неприемлемым, оценка нашего труда неправильной и т.д.
В институте было решено начать исследовательские работы по новой перспективной тематике. В ходе предварительных обсуждений с руководством института заведующий одной из лабораторий настаивал на включении этой тематики в план работы именно его лаборатории, что не встретило серьезных возражений. Однако окончательное решение было принято в пользу другой лаборатории. Если руководитель, проанализировав ситуацию, придет к выводу, что для такого решения есть основания и что дело от этого не проиграет, а выиграет, то он оценит принятое решение как обоснованное и конфликт не возникнет. Если же он сочтет, что решение неправильное, принято по каким-то неясным или неделовым соображениям, то ситуация станет конфликтной.
Начало конфликта, как правило, связано с тем, что человек пытается доказать свою точку зрения, приводит аргументы в пользу своей позиции, переубеждая оппонента. Кто является этим оппонентом? Конкретный человек или — реже — группа людей протеста: руководитель, принявший соответствующее решение, работник, который подвел своих товарищей, и так далее. Оппонентом может также оказаться человек, на которого вступающий в конфликт возлагает ответственность за создавшуюся ситуацию, хотя мера его «вины» проблематична.
Руководителю часто приходится сталкиваться с конфликтами этого типа, когда подчиненный предъявляет ему претензии за какие-то не удовлетворяющие его обстоятельства: плохие условия труда, невозможность получить отпуск в удобное время, отсутствие перспектив продвижения и т. д. В этой ситуации у руководителя часто возникает ответная реакция протеста, связанная с тем, что речь идет об обстоятельствах, от него не зависящих, и он считает претензии подчиненного несправедливыми. Следует иметь в виду, однако, что руководитель в глазах подчиненных воспринимается не только как конкретный человек на конкретном рабочем месте, но и как представитель всей администрации. Именно поэтому он и выступает для своих подчиненных лицом, несущим ответственность за трудовую ситуацию в целом.
В свою очередь и руководитель за не удовлетворяющую его ситуацию — плохую работу коллектива, нездоровую атмосферу — нередко возлагает ответственность на кого-то из своих подчиненных, видя в нем источник проблем, что определяет его поведение и действия по отношению к этому человеку, хотя, возможно, даже удаление его из коллектива ситуацию не изменит. Конфликты такого типа потенциально чреваты серьезными осложнениями, так как оппонент воспринимает предъявляемые ему претензии как необоснованные обвинения, а это вызывает у него ответную конфликтную реакцию. В своем крайнем выражении ситуации такого типа могут напомнить поиск «козла отпущения», когда человек, попавший в тяжелую для него ситуацию, свои переживания по ее поводу реализует в том, что «срывает гнев» на первом попавшемся ему под руку.
Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев человек пытается поначалу разрешить возникшую ситуацию «мирным путем». Умение разрешить трудную ситуацию, не доводя ее до конфликта, — признак социально-психологической культуры человека. В то же время, чисто личностные неблагоприятные проявления в сложной ситуации могут резко обострить ее, вызвав конфликт.
Среди этих личностных особенностей, осложняющих урегулирование сложных ситуаций и способствующих переходу взаимодействия в конфликтное, — склонность настаивать на своем, не считаться с доводами других, категоричность и безапелляционность суждений, импульсивность, необдуманность слов и поступков, склонность к обвинению партнера, приписывание ему злонамеренных и корыстных мотивов. Так проводилось психологическое обследование работниц с выраженной склонностью к конфликтному поведению (по мнению экспертов из их окружения) и — в противоположность им — тех, кто характеризовался окружающими самым наилучшим образом.
Можно было предположить, что лицам с благоприятным стилем общения свойственна склонность избегать конфликтных ситуаций, что они скорее готовы уступить и т. д. Ничего подобного. Они так же попадали в конфликтные ситуации, обнаруживали свои рассуждения и разногласия с другими, выясняли отношения и так далее. Но в одном они явно отличались от «конфликторасположенных»: в сложной ситуации столкновения интересов они были настроены на разрешение ситуации с учетом не только своих интересов, но и интересов партнера, стремились к поиску решения, которое по возможности удовлетворяло бы интересы обеих сторон. «Конфликторасположенные» же в сложных ситуациях проявляли выраженную склонность к разрешению ситуации только в свою пользу, причем любой ценой, пренебрегая интересами партнера.
На этом примере хорошо видно, что дело не в том, чтобы избежать любых противоречий, борьбы мнений, столкновений точек зрения (это и невозможно), не в бегстве от противоречий, а в умении правильно вести себя в конфликтной ситуации. Навыки анализа сложных ситуаций и выработка решения предполагают определенный уровень социально-психологической культуры руководителя. Исследования показывают, что ориентация руководителя исключительно на производственные аспекты, пренебрежение сферой межличностного взаимодействия приводят к неудовлетворенности и напряженности в отношениях с подчиненными. Это не только осложняет процесс руководства коллективом, но и может стать причиной серьезных психологических проблем для самого руководителя. Невысокий уровень психологической компетентности нередко становится причиной неадекватного поведения, приводит к «повышенной стрессоуязвимости» руководителей.
Что значит психологическая подготовленность к управлению конфликтными явлениями в коллективе? Это прежде всего готовность к конструктивному разрешению конфликтов. Это навыки анализа ситуации, управления ее развитием, прогнозирования последствий, принятия оптимального решения, устранения отрицательных ее последствий, извлечения по возможности положительного ее эффекта.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации. [8, с. 51]
Распределение ресурсов. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящих из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
Некоторые типы организационных структур и отношений как бы способствуют конфликту, возникающему из взаимозависимости задач. Причиной конфликта между линейным и штабным персоналом будет взаимозависимость производственных отношений. С одной стороны, линейный персонал зависит от штабного, потому что нуждается в помощи специалистов. С другой стороны, штабной персонал зависит от линейного, так как нуждается в его поддержке в тот момент, когда выясняет неполадки в производственном процессе или когда выступает в роли консультанта. Более того, штабной персонал при внедрении своих рекомендаций обычно зависит от линейного.
Определенные типы организационных структур также увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия. Возможность конфликта также велика в функциональных структурах, поскольку каждая крупная функция уделяет внимание в основном своей собственной области специализации. В организациях, где основой организационной схемы являются отделы (по каким бы признакам они ни создавались: продуктовому, потребительскому или территориальному), руководители взаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, тем самым уменьшая возможность конфликта, который возникает по чисто структурным причинам.
Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.
Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Различия в ценностях — весьма распространенная причина конфликта. Высокообразованный персонал отдела исследований и разработок ценит свободу и независимость. Если же их начальник считает необходимым пристально следить за работой своих подчиненных, различия в ценностях, вероятно, вызовут конфликт.
Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными и неуступчивыми, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт, — неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя разработать до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.
1.4 Методы разрешения конфликтов
9. Причины конфликта: объективные, субъективные.
Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырёх групп факторов и причин:
1. Объективных
2. Организационно-управленческих
3. Социально – психологических
4. Личностных
Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвёртая – главным образом субъективный.
К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок.
Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликта в основном связаны с теми индивидуально – психологическими особенностями, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идёт на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия.
Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов её разрешения. Практически у любого конфликта существует комплекс объективно – субъективных причин. К числу наиболее часто встречающихся объективных причин, вызывающих конфликты, можно отнести следующие:
1. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности.
2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей.
3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.
4. Образ жизни многих россиян.
5. Достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России.
Другая группа объективных причин конфликтов носит организационно – управленческий характер. Организационно – управленческие причиныконфликтов связаны с созданием и функционированием организаций.
Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается.
Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками.
Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным; нравственным и другим качествам, требованиям занимаемой должности.
Ситуационно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемые руководителями и подчинёнными в процессе решения управленческих и других задач.
Существуют различные точки зрения на роль социально-психологических причин в возникновении конфликтов.
К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей,фактором их включения в социальные группы.
Одной из таких причин являются возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповойкоммуникации.
Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несоблюдение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом проблеме с разных сторон, выборе различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга.
Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Компетентная, объективная, разносторонняя оценка результатов деятельности подчинённых и руководителей является важнейшим условием предупреждения межличностных конфликтов.
11. Причины возникновения конфликтов
Совершенно очевиден тот факт, что без выяснения причин конфликтов мы с вами будем не в состоянии предпринять что-нибудь более или менее эффективное для их успешного разрешения и уж тем более для предупреждения.
Существует четыре группы причин конфликтов:
объективные организационно- управленческие социально-психологические личностные | объективные
субъективные |
Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.
Субъективные причины начинают действовать тогда. Когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две стороны. Не надо снимать с себя чувство ответственности и выяснять, кто первый начал. Вы поддержали, следовательно, сами выбрали конфликт. Если вам будет нужно не спорить, например, с начальством, вы найдете множество способов, как избежать конфликта. Но если ваш «противник» равен вам или слабее, тут вы вряд ли уступите.
Разумеется, в одном конфликте объективные причины и субъективные четко разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других — нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека, как мы говорили на первом занятии, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.
И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта.
К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:
естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.
слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем. Например, если начальник оскорбил подчиненного, то последний часто вынужден для защиты достоинства прибегать к конфликтному поведению. В нашем обществе пока не разработаны эффективные стандартные, всем известные конфликтные способы защиты интересов подчиненных от произвола начальников. Подчиненный, конечно, имеет право обжаловать неправильные, по его мнению, действия начальника. Однако процедура такого обжалования мало эффективна. Поэтому подчиненные реально пользуются ею лишь в крайних случаях. В большинстве предконфликтных ситуаций такого рода они предпочитают либо уступить, либо пойти на конфликт.
Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ. То, что мы живем в обществе всевозможных дефицитов, естественно, заметно сказывается на жизни людей, на количестве и характере конфликтов между ними. Основным дефицитом сегодня стали деньги. Если в организации появляется возможность получить хорошо оплачиваемую работу для ограниченного числа сотрудников, то возникают естественные конфликты между теми, кто получает эту работу, и остальными работниками. Распределение материальных и духовных ресурсов является объективно конфликтным процессом.
Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно. В основном допускаются две ошибки при создании организации: ошибка при проектировании организации и прогнозировании ее задач, и непрерывное изменение задач, стоящих перед организацией. Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками. Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности. Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу.
Третья группа причин имеет социально-психологический характер.
Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может передать без искажения в процессе общения информацию.
Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Скорее всего, вас уже знакомили с теорией Эрика Берна. Согласно этой теории, каждый человек в процессе взаимодействия играет определенные роли. В своей жизни в зависимости от конкретной ситуации человек может играть несколько ролей. С одними он — друг, с другими- начальник, с третьими — подчиненный. И т.д. К сожалению, эти роли мы не всегда играем достаточно успешно. В отношении возникновения конфликта наиболее существенны роли руководителя и подчиненного (ребенка и родителя, старшего, равного, младшего)
Берн вводит понятие трансакции – единицы взаимодействия партнеров по общению, сопровождающейся заданием их позиций.
Выделяются три основных группы ролей :
Ребенок – проявляет чувства (обиды, страха, вины…), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы «Почему я?», «За что меня?», извиняется в ответ на замечания
Родитель – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует
Взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике.
Когда руководитель общается с подчиненным, то он ведет себя как старший по отношению к младшему. Если подчиненный так же оценивает распределение ролей, т.е. считает себя младшим, то такое взаимодействие с точки зрения сбалансированности ролей будет длиться бесконфликтно сколь угодно долго.
Однако может сложиться ситуация, при которой участники взаимодействия определят себе равные роли. При таком разбалансе возможен ролевой конфликт.
Взаимодействие людей осложняется тем, что они играют сразу несколько ролей. Допустим вы, работая корреспондентом, приходите брать интервью у директора предприятия. Естественно, он будет чувствовать себя в этих условиях хозяином, значит старшим, и относиться к вам, как к младшему. С другой стороны, вы абсолютно равны в своих гражданских правах. Более того, от журналиста зависит, в каком свете показать деятельность этого руководителя. И вы считаете старшим себя. Происходит дисбаланс, который может восприниматься как неуважение и даже оскорбление достоинства. С другой стороны, многими людьми с низким уровнем образованности и общей культуры, журналист воспринимается если не как бог, то уж во всяком случае как начальник. В этом случае не стоит играть в демократию и пытаться общаться на равных. Вы только собьете с толку такого человека и процесс получения информации будет значительно затруднен. Об этом нужно помнить, работая с людьми. Ролевой уровень журналиста должен быть мобильным. Необходимо уметь подстраиваться под человека, с которым вы работаете. От этого зависит успех интервью. Не забывайте — вы всего лишь эпизод в его сложной жизни.
Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Вспомните древнюю притчу о слоне. В чем заключалась причина этого конфликта? В том, что каждый сумел оценить лишь часть проблемы и подошел к этой оценке односторонне. Твердость в отстаивании своей позиции была мотивированна тем, что по-своему каждый был прав. Каждый был уверен в своей правоте, но не понимал, что его правда составляет лишь часть более общей правды.
Проблемы, которые обсуждают люди, как правило, сложны и имеют много сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействию нередко подходят к проблеме с разных сторон. Обладая разным жизненным опытом и знанием проблемы, они дополняют эту проблему до целостной каждый по-своему. В случае такого конфликта необходимо вслух проговорить проблему каждой из сторон и придти к единому ее определению.
Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует пять возможных способов оценки: сравнение с идеалом, с нормой, с достижениями других людей, с исходным положением дел.
Анализ конфликтов показал, что чаще всего их причиной становится тот случай, когда человек берет за основу оценки не то, что достигнут, а то, что не удалось. Всем нам известен лозунг: «Давайте обсуждать то, что есть, а не то, чего нет». К сожалению, в жизни мы о нем забываем, оценивая других, но не забываем, оценивая себя, — отсюда и противоречие.
Существует и другие социально-психологические причины конфликтов: внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других групп; конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; Желание получать больше, чем отдавать; стремление к власти; психологическая несовместимость и другие.
Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.
Если говорить о причинах конфликтов, которые можно отнести к психологическим, то важной среди них будет следующая
В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желаемого или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. если нет -либо прерывается, либо переходит в конфликтную фазу.
Некоторые отношения переходят в конфликты в силу того, что рамки допустимого поведения у человека могут быть заужены в результате его эгоистической ориентации или чрезмерного стремления к лидерству. рамки допустимого поведения одного и того же человека бывают различными по отношению к разным партнерам.
Еще одна психологическая причина возникновения конфликта — 2значительная вариативность психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Вы можете использовать какое-либо воздействие на человека, считая его достаточно нейтральным или слабым, но для вашего оппонента оно может оказаться достаточно сильным.
Такую же злую шутку может сыграть с человеком низкая способность к эмпатии, т.е. непонимание эмоционального состояния другого человека, неспособность сопереживать или сочувствовать ему.
К конфликту может привести завышенный или заниженный уровень притязаний.
Охарактеризованные личностные причины возникновения конфликта встречаются наиболее часто, но не исчерпывают перечень причин подобного рода.
Субъективные причины конфликтов
Факторы возникновения конфликтов. Виды организационных конфликтов
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов:
- объективных
- организационно-управленческих
- социально-психологических
- личностных.
Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая — субъективный.
Объективными причинами конфликтного взаимодействия считаются те обстоятельства социального взаимодействия людей, приводящие к столкновению их мыслей, интересов, ценностей и т. п.
Ограниченность ресурсов, которые распределяются (плохая обеспеченность), влечет недостатки в организации труда. На предприятиях ресурсы всегда ограничены, и руководство обязано грамотно распределять материалы, оборудование, человеческие ресурсы и финансы между различными группами работников.
Необходимость распределения ресурсов и возможность необъективного подхода к решению этой производственной цели создают предпосылки для возникновения конфликтов. Людям свойственно стремление к роли собственного вклада и значимости своего труда, в связи, с чем распределение ресурсов на любом уровне (власти, премии, земли) может привести к конфликту.
Различие в целях (нерациональная организация труда) обусловливает принципиальность взглядов людей, стиль их поведения, противоречивый характер личностных систем убеждений. Различие целей исполнителей в системе управления часто порождает противоречия между ними. Это обусловлено сложностью структур управления, поскольку подразделения практически самостоятельно формулируют задачи своей деятельности, которые со временем могут противоречить друг другу, а иногда и стратегии развития организации.
Субъективные причины конфликтов
Обусловлены индивидуально-психологическими особенностями и непосредственным взаимодействием людей во время объединения их в социальные группы.
В основном это обусловлено значительными потерями и искажением информации в процессе коммуникации. Нередко часть информации искажается через ее субъективное восприятие, нечеткую и неправильную трактовку, нехватку времени. Другая часть может намеренно утаиваться собеседником, если ему невыгодно ее сообщать. Много информации в устной форме ее передачи в ходе разговора не усваивается из-за невнимательности или проблемы с быстрым пониманием.
Социально-психологическими факторами конфликтов является психологическая несовместимость, несбалансированное взаимодействие людей.
К возникновению социально-психологических конфликтов приводит также непонимание людьми того, что во время обсуждения проблемы противоположность позиций может быть вызвана не реально расхождением во взглядах оппонентов, а подходом к этой проблеме с разных сторон. Одной из наиболее типичных причин конфликтов, относящихся к этой группе, является внутригрупповой фаворитизм, т.е. предоставление преимущества членам своей группы перед представителями других социальных групп.
Личностные факторы конфликтов обусловлены особенностями психики человека (степени ее возбудимости, эгоцентризма, устойчивости к стрессам, уровнем настойчивости, самооценки и т. п.) .
Нельзя не учитывать тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель и его действия, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много «мелочей» и позволяет себе личные выпады, а также он является злопамятным и недоверчивым, всегда публично демонстрирует свои симпатии и антипатии.
Причинами конфликта могут стать также беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как неоспоримого принципа управления, тщеславие и чванство, резкость и грубость в обращении с подчиненными.
Многие конфликты возникают по вине руководителей, которые стремятся находить лазейки и обходить директивы и нормативные акты, продолжая незаметно все делать по-своему. Не проявляя должной требовательности к себе, они превыше всего ставят личный интерес и создают вокруг себя атмосферу вседозволенности. Несдержанность менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти правильный выход из нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувства других людей порождают конфликт.
Конфликты в организации Можно выделить следующие виды конфликта .
Внутриличностный | Конфликт, вызванный противоречивыми потребностями, целями и ценностями личности. Чаще всего этот конфликт может быть связан с противоречием между ценностями сотрудника и приказом начальника |
Межличностный | Конфликты между конкретными личностями по различному спектру вопросов. Чаще всего межличностные конфликты вызваны психологической несовместимостью их участников: различием в темпераментах, акцентуации характера, различиях в восприятии событий и т.п. |
Между личностью и группой | Конфликты между личностью и группой в целом, с которой личность имеет контакты |
Межгрупповой | Конфликты между различными группами как субъектами деятельности. Чаще всего причиной межгрупповых конфликтов могут быть преданность группе и ограниченность ресурсов, а также различия в подходах к общей проблеме |
Виды внутриличностного конфликта
Внутриличностный конфликт очень часто оказывается источником других видов конфликта. Поэтому разберем виды внутриличностного конфликта более подробно.Определить наличие внутриличностного конфликта просто: он проявляется в присутствии негативных эмоций у личности.
С точки зрения причин возникновения внутриличностного конфликта можно выделить следующие его виды.
Мотивационный | Конфликт, вызванный наличием большого количества нереализованных желаний личности |
Нравственный | Конфликт, вызванный несоответствием рабочих заданий моральным нормам, разделяемым личностью |
Ролевой | Конфликт, который вызван невозможностью занятия личностью желаемой должности |
Адаптационный | Конфликт, вызванный неспособностью личности адаптироваться к внешнему окружению |
Типология конфликтовС точки зрения предмета конфликта можно выделить следующие его виды.
Деловые | Конфликты, вызванные профессиональной деятельностью участников, характером проблем и задач, возникающих в ходе достижения целей. Эти конфликты затрагивают официальную деятельность участников |
Личные | Конфликты, связанные с неофициальной деятельностью участников. Чаще всего это межличностные конфликты |
С точки зрения результатов конфликтов выделяются следующие.
Симметричные | Результаты конфликта распределены поровну между его участниками |
Асимметричные | Результаты конфликта распределены неравномерно между его участниками |
С точки зрения проявления конфликты делятся на следующие виды.
Скрытые | Конфликты, участники которых стараются не придавать конфликт огласке. Разновидностью этого вида конфликта является интрига — намеренное нечестное действие, выгодное инициатору |
Открытые | Конфликты, которые известны руководству и поэтому менее опасны с точки зрения последствий |
С точки зрения организационных источников выделяются следующие виды конфликтов.
Структурные | Конфликты, вызванные особенностями оргструктуры предприятия (например, избыточный функционал одних подразделений и недостаточный других, слишком сложные бизнес-процессы и т.п.) |
Инновационные | Конфликты, вызванные проводящимися изменениями в организации и связанные с непривычностью и несовершенством новых процессов |
Позиционные | Конфликты интересов различных подразделений организации |
Динамические | Конфликты, вызванные стадией групповой динамики группы |
Читайте также:
Рекомендуемые страницы: