Обобщение в биологии это: Attention Required! | Cloudflare – ОБОБЩЕНИЕ — это… Что такое ОБОБЩЕНИЕ?

Автор: | 16.02.2021

ОБОБЩЕНИЕ это что такое ОБОБЩЕНИЕ: определение — Педагогика.НЭС

Обобщение

один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов или явлений, объединении их на основе общности существенных черт, а также результат, представленный в виде понятия.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Обобщение

прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Оцените определение:

Источник: Исследовательская деятельность

Обобщение

продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Оцените определение:

Источник: Словарь социального педагога

ОБОБЩЕНИЕ

Задание в тестах интеллекта, при выполнении которого нужно определить общий признак для двух слов, например: дождь, град — общее понятие: осадки.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

ОБОБЩЕНИЕ

процесс выделения и объединения существенных черт изучаемых предметов, фактов, процессов, явлений реальной действительности; мысленный переход от отдельных фактов, событий к их отождествлению; от одной мысли к более общей, другой. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ОБОБЩЕНИЕ

переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает мышлению учащихся определенность и последовательность. О. в обучении выступает в двух видах — эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое О. осуществляется путем сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространенных способов реализации этого вида О. в обучении является информационно-рецептивный метод обучения. Теоретическое О. осуществляется путем анализа системы, который состоит в ее преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое О. используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая ее условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

Оцените определение:

Обобщение — Педагогический терминологический словарь

Переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает мышлению учащихся определённость и последовательность.

О. в обучении выступает в двух видах — эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое О. осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространённых способов реализации этого вида О. в обучении является информационно-рецептивный метод обучения.

Теоретическое О. осуществляется путём анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое О. используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 172)

Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. обобщение — обобщение ср. 1. Процесс действия по гл. обобщить I, обобщать I 2. Результат такого действия; вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений. Толковый словарь Ефремовой
  2. обобщение — ОБОБЩЕНИЕ -я; ср. 1. к Обобщить — обобщать. О. опыта работы. 2. Общий вывод, общее положение, основанное на получении отдельных фактов, явлений. Серьёзные обобщения. Сделать смелые обобщения. Этот человек обладает склонностью к обобщениям. Смысл искусства в силе обобщения. Толковый словарь Кузнецова
  3. обобщение — ОБОБЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. обобщить. 2. Общий вывод. Широкие обобщения. Толковый словарь Ожегова
  4. обобщение — орф. обобщение, -я Орфографический словарь Лопатина
  5. обобщение — Обобщение, обобщения, обобщения, обобщений, обобщению, обобщениям, обобщение, обобщения, обобщением, обобщениями, обобщении, обобщениях Грамматический словарь Зализняка
  6. ОБОБЩЕНИЕ — (англ. generalization) — одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид… Большой психологический словарь
  7. обобщение — сущ., кол-во синонимов: 13 абстракция 10 вывод 31 генерализация 2 итог 17 общий вывод 1 подытоживание 6 резюме 9 резюмирование 3 синтез 18 синтезирование 3 стилизация 5 суммирование 8 универсализация 2 Словарь синонимов русского языка
  8. обобщение — Об/общ/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  9. обобщение — -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. обобщить—обобщать. Обобщение опыта новаторов. 2. Мысль, положение общего характера, возникающие в результате наблюдения, изучения отдельных, частных явлений; общий вывод. Смелые обобщения. □ — Меня приятно поражает в вас склонность к обобщениям. Чехов, Палата № 6. Малый академический словарь
  10. обобщение — ОБОБЩЕНИЕ (англ. generalization; от лат. genero — производить, порождать). — 1. В логике — операция порождения экзистенциальных и универсальных суждений… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  11. ОБОБЩЕНИЕ — ОБОБЩЕНИЕ — переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. Большой энциклопедический словарь
  12. Обобщение — Форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции (См. Абстракция). Большая советская энциклопедия
  13. ОБОБЩЕНИЕ — ОБОБЩЕНИЕ. см. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ. «ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ» — англ. «generalized other»; нем. «verallgemeinerter Anderer». ПоДж. Г. Миду — возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном другом; включает совокупность ожиданий… Социологический словарь
  14. обобщение — ОБОБЩ’ЕНИЕ, обобщения, ср. (·книж. ). 1. только ед. Действие по гл. обобщить-обобщать. «…Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того… Толковый словарь Ушакова

Что такое обобщение?

Что такое обобщение

Обобщение — это переход от менее общего к более общему. Это такое слово или словосочетание, которое называет сразу несколько предметов, понятий, явлений, обобщая их.

Например, что такое роза, гвоздика, ромашка? Это цветы. Слово «цветы» и будет обобщением.

Ещё примеры. Примеры простые и примеры посложнее.

  • Красный, оранжевый, зелёный — цвета. Слово «цвета» — обобщение
  • Стул, стол, шкаф — мебель. Слово «мебель» — обобщение
  • Дождь, снег, гроза — явления природы. Словосочетание «явления природы» — обобщение
  • Зима, весна, осень, лето — времена года. Словосочетание «времена года» — обобщение
  • Шапка, шарф, свитер — одежда. Слово «одежда» — обобщение.
  • Имя существительное, имя прилагательное, глагол — части речи. Словосочетание «части речи» — обобщение
  • Школьные предметы: история, математика, литература. Словосочетание «школьные предметы» — обобщение
  • Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Словосочетание «геометрические фигуры» — обобщение
  • Поля, рощи, тропинки и дорожки — всё освещено солнцем. Слово «всё» — обобщение
  • На листве деревьев, на густой траве, на лепестках цветов — всюду блестели капли дождя. Слово «всюду» — обобщение
  • Ничто не укрылось от моего взгляда: ни убранство комнаты, ни портреты на стенах, ни изысканный костюм хозяйки. Обобщающее слово «ничто».

    Теперь, наверное, что такое обобщение стало всем понятно, просто и легко.
    Посмотрите ещё раз на приведённые выше примеры. Вы заметили, что менее общие слова являются однородными членами предложения и разделяются запятыми? Заметили, что если однородные слова стоят перед обобщающим словом, то перед обобщением всегда стоит тире? А если однородные слова стоят после обобщающего слова, то после обобщения ставится двоеточие? Если заметили, то хорошо. Если не заметили, то обратите внимание.


Как записывать обобщающие слова

  • Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов предложения, то перед обобщающим словом всегда ставится тире «-«
  • Если обобщающее слово перед рядом однородных членов предложения, то после обобщения ставится двоеточие «:»

    Напомним, что

    однородные члены предложения — это слова, которые относятся к одной и той же части речи, отвечают на один и тот же вопрос, произносятся с интонацией перечисления, на письме разделяются запятой.

    Можно сделать обобщения и без перечисления слов с менее общим смыслом, как в примерах выше. Если этого требует задание, например, по биологии, математике и т.д.


Обобщающие цепочки


Например, роза — цветок — растение — флора — живая природа.
Разберём цепочку обобщений.

Роза — начальное слово менее общее по смыслу, чем цветок. Слово «цветок» в этом случае — обобщение.

Далее: цветок — растение. Тут цветок становится менее общим по смыслу, чем растение. Ведь растения включают в себя не только цветы, но и кустарники, деревья, травы и т.д. Значит слово «растение» — обобщение.

Следующая пара в нашей цепочке: растение — флора. Здесь слово «растение» будет менее общее по смыслу, чем слово «флора». Ведь флора — это вообще весь растительный мир, включая, к примеру и грибы, которые, как известно растениями не являются. Флора — обобщающее слово.

И так далее.

Приведём ещё примеры таких обобщающих цепочек.

  • Равносторонний треугольник — треугольник — геометрическая фигура
  • Чайная ложка — ложка — столовый прибор — предмет сервировки — предмет домашнего обихода — предмет быта
  • Чёрный хлеб — хлеб — мучное изделие — продукт питания
  • Осенняя куртка — куртка — верхняя одежда — одежда — текстиль

Какие бывают методы биологических исследований? / Блог :: Бингоскул

Какие бывают методы биологических исследований? / Блог :: Бингоскул ЛогоБингоскул

Методы биологии

  • Биология — наука о жизни, ее формах и закономерностям развития.
  • Метод — это путь исследования, который проходит ученый.
  • Научный метод — это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Биологические методы делятся на:

  1. Эмпирические — позволяет изучать явление с помощью опыта.
    • описательный,
    • сравнительный,
    • экспериментальный,
    • измерительный.
  2. Теоретические
    • статистический,
    • моделирование.

К основным (универсальным) методам в биологии относятся:

  1. Описательный метод связан с наблюдением и описанием объектов или явлений, определением их свойств.
  2. Сравнительный метод. Сходства и различия разных систематических групп, сообществ организмов, их строения, функций и составных частей изучаются с помощью сравнительного метода. Этот метод используется в систематике, морфологии, анатомии, палеонтологии, эмбриологии и других отраслях науки. Принципы сравнения легли в основу систематики, клеточной теории. Открыты биогенетический закон, закон гомологи­ческих рядов в наследственной изменчивости.
  3. Исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций в ходе геологической истории Земли. С его помощью было создано учение об эволюционном развитии орган­ического мира.
  4. Экспериментальный метод (опыт, практика) состоит в изменении исследователем условий существования объекта опыта, его строения и наблюдение по результатам изменений. Эксперименты бывают полевые и лабораторные. Этот метод позволяет гораздо глубже исследовать сущность поведения, строение и особенности организмов.

К частным биологическим методам исследования относятся методы

  1. Генеалогический метод. Используется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков и заболеваний.
  2. Исторический метод. Позволяет обнаружить закономерности возникновения и развития живых существ.
  3. Палеонтологический метод — позволяет выяснить родство между древними организмами, которые находятся в земной коре, в разных геологических слоях.
  4. Центрифугирование — разделение смесей на основные части под действием центробежной силы.
  5. Цитологический, цитогенетический, микроскопирование — исследование строения клетки, ее структур с помощью микроскопа.
  6. Биохимический метод — исследование химических процессов, происходящих в организме.

Теоретические методы:

  • Статистический метод основан на статистической обработке количественного материала, собранного в результате других исследований (наблюдений, экспериментов, моделирования), что позволяет всесторонне проанализировать и установить определенные закономерности.
  • Моделирование — дает возможность изучать объекты и процессы, которые сложно или невозможно воспроизвести экспериментально, или непосредственно наблюдать.

2. Методы исследования в биологии

 

Метод — это путь исследования, который проходит учёный, решая какую-либо научную задачу, проблему.

Научный метод — это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

 

Методы, универсальные для всех биологических наук: описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.

  • Описательный метод. В основе его лежит наблюдение. Он широко применялся ещё учёными древности, занимавшимися сбором фактического материала и его описанием (изучение и описание животных и растений), а также применяется в настоящее время (например, при открытии новых видов).

Наблюдение — метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).

Пример:

наблюдать можно визуально, например за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса телёнка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т. д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

  • Сравнительный метод стал применяться в \(XVII\) в. Он позволяет выявлять сходства и различия между организмами и их частями (систематизация растений и животных, разработка клеточной теории). В наше время сравнительный метод также широко применяется в различных биологических науках.
  • Исторический метод — установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет). Этот метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами. Этот метод стал широко применяться во второй половине \(XIX\) века (обоснование теории эволюции Ч. Дарвина). Применение исторического метода позволило превратить биологию из науки описательной в науку, объясняющую, как произошли и как функционируют многообразные живые системы.
  • Экспериментальный метод — это получение новых знаний (изучение явления) с помощью поставленного опыта. 

Эксперимент — метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.

Экспериментальный метод начал применять в своих исследованиях при изучении кровообращения Уильям Гарвей (\(1578\)–\(1657\) гг.), а широко использоваться в биологии (при изучении физиологических процессов) он начал с \(XIX\) в. Г. Мендель, изучая наследственность и изменчивость организмов, впервые применил эксперимент не только для получения данных об изучаемых явлениях, но и для проверки гипотезы, формулируемой на основании получаемых результатов.
В \(XX\) в., благодаря появлению новых приборов для биологических исследований (электронный микроскоп, томограф, и др.), экспериментальный метод стал ведущим в биологии. Моделирование, которое считают высшей формой эксперимента, также применяют в современной биологии (ведутся активные работы по компьютерному моделированию важнейших биологических процессов, основных направлений эволюции, развития экосистем и всей биосферы).

Биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук. Поэтому наряду с общебиологическими методами выделяют методы, которые используются частными биологическими науками:

  • генетика — генеалогический метод изучения родословных,
  • селекция — метод гибридизации,
  • гистология — метод культуры тканей и т. д.

Научный факт — это форма научного знания, в которой фиксируется некоторое  конкретное явление,  событие; результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.

Гипотеза — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.

Теория — наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности; учение, система идей или принципов, является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

Конспект урока «Обобщение и повторение по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов».

Биология

Класс 9

Урок № 44 Дата урока:

Тема урока. Обобщение и повторение.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов». Создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в паре, группе. Формировать и развивать навыки работы с различными типами заданий, стимулировать развитие логического мышления. Привитие духа соперничества, интереса к предмету.

Оборудование: карточки с заданиями.

Тип урока: обобщающий.

Ход урока

I.Организационный этап

1. Приветствие

2.Проверка присутствия учащихся на уроке

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Сегодня мы с вами повторим, обобщим наши знания по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов». У нас будет не простой урок, а урок-игра.

Ребята, вам нужно быть внимательными к ответам одноклассников. Все готовы потрудиться?

  1. Повторение и обобщение ранее изученного материала

Работа в группах Класс разбивается на три команды. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Та команда, которая большее количество баллов – победит.

Задание №1 (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)

Игра «Верю — не верю» вам нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо поправить.

Фразы:

1. Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)

2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)

3. Как известно у вида Homo sapiens, хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю)

4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)

Осуществляется взаимопроверка по ключу.

Задание № 2

Работа с заданием части В (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)

А. 1. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.

Критерии:

1. тело покрыто мантией А) морфологический

2. раковина имеет две створки Б) экологический

3.обитает в пресных водоёмах В) физиологический

4.кровеносная система незамкнутая

5. питается, фильтруя воду

6. это донное, малоподвижное животное

Задание № 3

Решение биологических задач (правильно решённая задача оценивается в 5 баллов, команда, которая решить первой получает дополнительный балл за скорость)

Задача № 1

В системе органического мира человек стоит на его вершине. Объясните, почему человека относят к классу млекопитающих, отряду приматов. Почему человека не выделяют в особое царство?

Задача № 2

Важнейшие отличительные особенности в строении человека связаны с его прямохождением. Под влиянием, каких факторов возникло прямохождение? Какое это оказало влияние на дальнейшую эволюцию человека?

Задача № 3

Почему человек сумел выжить в эпоху великого оледенения, а многие млекопитающие погибли? Могли ли только движущие силы эволюции привести к появлению человека разумного? Почему?

Задание № 4 (индивидуально)

4.1. Ответьте на вопросы

1. На численность популяции оказывают влияние внешние и внутренние факторы .(да)

2. Под регуляцией численности понимается ее способность к самовосстановлению. (да)

3. Наименьшие колебания численности при взрывном типе динамики популяции. (нет)

4.  Действие антропогенного фактора может сильно подорвать численность популяции.(да)

4.2. Назвать какие факторы относятся к биологическим факторам, а какие к социальным факторам:

1.борьба за существование

2. трудовая деятельность

3. естественный отбор

4. речь

5. мышление

6. общественный образ жизни

Ответ:

Биологические факторы: 1,3.

Социальные: 2,4,5,6.

VI. Подведение итогов урока.

Подведения итогов игры, выставление оценок.

VII. Рефлексия

Приём «Незаконченное предложение»

Доклад » Организация системы работы по биологии при подготовке учащихся к обобщению знаний»

Доклад на районном МО 20 октября 2015 года

«Организация системы работы по биологии при подготовке

учащихся к обобщению знаний»

Систематизация знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению систематизация — это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации систематизации и обобщения знаний учащихся, используют его в основном ради показателей достигнутого. Форма знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленная систематизация учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках биологии.

Хорошо организованная систематизация знаний учащихся позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы систематизации и обобщения знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а, следовательно, будет повышаться и качество обучения.

На заключительном уроке завершается изучение темы, раздела, предмета. Задачи обобщающего урока многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов: 1) повторение основных вопросов темы; 3) систематизация знаний вокруг основных понятий, их дальнейшее развитие и углубление; 4) обсуждение наиболее трудного и важного материала; 5) подведение итогов. Знания оцениваются на всех этапах обобщающего урока.

Систематизации знаний в свете ведущих идей, усвоению основных биологических понятий способствуют уроки обобщающего типа. На этих уроках привлекается внимание учащихся к наиболее существенным вопросам темы или раздела, систематизируются знания, раскрывается роль биологических закономерностей для практической деятельности человека, показываются пути их использования в различных отраслях народного хозяйства и здравоохранения, в деле охраны природы, осуществляется использование теоретических положений для объяснения явлений живой природы, а также формирования научного мировоззрения.

К урокам обобщения знаний учащиеся приходят с определенным объемом усвоенных ими на предыдущих уроках фактических сведений, с целым рядом сделанных обобщений. Это позволяет для активизации познавательной деятельности учащихся, дальнейшего развития у них умения обобщать широко использовать: специальные дидактические материалы; аналитические, сравнительные и обобщающие таблицы, наборы коллекций, гербарий и др.

Обобщающий урок служит также целям проверки знаний и умений учащихся. При этом проверяется и оценивается не столько знания фактов, а также сводится к развитию логических умений анализировать и обобщать, умений классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования.

Обобщающее повторение необходимо систематически осуществлять после изучения наиболее трудных, логически законченных тем курса, так как именно на обобщающих уроках завершается формирование и развитие основных понятий, которые служат базой для усвоения материала последующих тем.

Обычно урок обобщающего типа складывается из следующих этапов: постановка задачи, вычленение ведущих идей и систематизации вокруг них основных понятий, повторения главных вопросов темы, обсуждения наиболее существенного материла, подведения итогов.

В 6 классе проводится обобщающий урок на тему «Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма». Задачи данного обобщающего урока состоят в том, чтобы систематизировать знания о клетке, о клеточном строении растения, а также закрепить умение работать с микроскопом.

Урок проводится в виде обобщающей беседы в сочетании с самостоятельной работой учащихся. Сначала в целях восстановления знаний о клетке и закрепления умений работать с микроскопом можно предложить ряду учащихся самостоятельно приготовить микропрепараты кожицы лука и листа элодеи, рассмотреть их, найти клетки и их части. При этом школьники не только отрабатывают умения, но и восстанавливают знания о строении клетки. А затем можно провести беседу на ранее усвоенную тему, направляя познавательную деятельность учащихся с помощью вопросов.

  1. Какое внутренне строение имеет чешуя кожицы лука, лист элодеи, мякоть помидоров? Как вы об этом узнали?

  2. Что представляет собой клетка? Какое она имеет строение? С помощью каких приборов вы познакомились со строением клетки?

  3. Как доказать, что клетка живая?

  4. Докажите, что клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма.

  5. Самостоятельная работа, содержание вопросов и последовательность их постановки позволяет организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы подвести их к двум наиболее важным выводам:

1) Все органы растения, растения в целом состоят из клеток, значит клетка является единицей строения и жизнедеятельности растительного организма.

2) Сходное строение клеток, сходство внутреннего строения растений свидетельствует об их родстве.

Таким образом, в сочетании с самостоятельной работой учащихся беседа способствует не только более прочному усвоению основных знаний о клетке и клеточном строении растений, но и закреплению практических умений.

Перед проведением обобщающих уроков целесообразно отдельным учащимся дать задания для подготовки развернутых ответов по основным вопросам изученной темы. Более правильно для повторения отобрать главное в содержании тем, опустив второстепенный материал.

Примером такого характера может служить обобщающий урок «Характеристика класса насекомых. Причины их широкого распространения в природе». Даны вопросы осмысленного фактора:

— какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения в природе?

— какие отряды насекомых вы знаете?

— какое значение имеют представители данного отряда в природе и жизни человека?

— что такое биологический метод борьбы с насекомыми-вредителями?

— каких общественных насекомых знаете и в чем их особенность образа жизни?

Такие же вопросы осмысленного характера можно дать во время обобщающего урока «Особенности строения и жизнедеятельности хордовых, их роль в природе и народном хозяйстве».

— каковы важнейшие особенности строения и жизнедеятельности ланцетника?

— какие особенности строения и жизнедеятельности рыб позволили им широко заселить водную среду?

— в чем проявляется более сложное строение кровеносной, пищеварительной, дыхательной систем у земноводных по сравнению с рыбами?

На этих уроках имеется возможность закрепить умения учащихся определять особенности в строении и жизнедеятельности животных, выявлять взаимосвязь строения и функций, находить общие признаки в строении и жизнедеятельности, обнаруживать черты усложнения организации животных.

Формы обобщающих уроков в 10-11 классах разнообразны: обзорные лекции, семинары, конференции, учебные игры и другие.

Рациональное сочетание приемов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся, практических умений и навыков.

Уроки обобщения знаний обладают большими возможностями; они повышают качество усвоения учебного материала, развивают познавательную самостоятельность учащихся. Успешное проведение обобщающих уроков во многом зависит от организации учебной деятельности школьников, степени их подготовленности к самостоятельному решению поставленных учителем задач.

Характеристика уроков обобщения

В логике под ОБОБЩЕНИЕМ понимают выделение каких — либо свойств, качеств, присущих некоторым классам объектов, и формирование такого вывода, который будет верен в отношении любого отдельного предмета данного класса. На основе перехода от единичного к общему при обобщениях формируются законы, теории, кристаллизуются идеи, в разрозненных знаниях проявляются системы, структура. Процесс нахождения системы в знаниях на основе выделенных фундаментальных принципов, называют СИСТЕМАТИЗАЦИЕЙ. Объективным условием систематизации является определенная логическая структура любого учебного предмета, поскольку в нем сочетаются фундаментальные и частные знания. Классическим примером систематизации знаний является систематизация растительного и животного миров, сделанная шведским естествоиспытателем К. Линнеем, эволюционная » лестница » животных и растений.

Систематизация знаний избавляет учащихся от необходимости запоминать материал как набор, сумму фактов. А если в этом процессе активное участие принимают сами учащиеся, то сгруппированный материал легче и прочнее запоминается и, главное, его в дальнейшем несравненно удобнее использовать. На определенной стадии работы систематизация превращается в метод углубленного изучения объектов систематизации, поскольку в процессе анализа и сравнения учащиеся могут увидеть, например, переход количественных изменений в качественные и другие фундаментальные законы. Глубокие обобщения трудно осмысленно усвоить без самостоятельной работы по систематизации.

К сожалению, обобщение и систематизация знаний не всегда занимают должное место в структуре урока и учебника.

При обобщении и систематизации знаний большую роль играет сравнение. Учащихся нужно учить сравнивать объекты для выделения в них общего. План сравнения объектов должен быть единым. Он может включать следующие операции:

  • осознание, определение цели сравнения, объектов сравнения;

  • устранение однородности объектов сравнения;

  • уточнение фактических знаний об объекте

четкое выделение основных признаков, которые характеризуют каждый сравниваемый объект;

основу сравнения;

  • определение в сравниваемых объектах этих главных признаков

  • нахождение отличительных признаков;

  • окончательный вывод из сравнения.

Подобный план можно составить и для обобщения. Он позволяет каждому ученику выполнять работу более осознанно, не лишних, ненужных. Отвлекающих мыслительных операций.

При обобщении следует:

  • выделять главное, основное содержание в обобщаемых объектах,

  • выделять основные факты, характеристики, отношения между объектами;

  • сравнить их между собой, выделить общее, фундаментальное, что

легло бы в основу обобщения;

закономерность, фундаментальную идею и т. п.)

В структуре урока биологии большое значение имеет не только преподнесение содержания наиболее целесообразными методами, но и характер логического расположения материала.

Функции обобщающего урока разнообразны. Он служит не только целям систематизации, но и повторения, закрепление знаний, осмысления отдельных фрагментов в целостной системе понятий, восполнения пробелов, осознания важнейших идей темы, раздела, контроля и оценки знаний. Обобщающие уроки позволяют сосредоточить внимание школьников на задачах нравственного, трудового, экологического, экономического, гигиенического воспитания, на формирование научного мировоззрения учащихся. Уроки подобного типа способствуют более осмысленному усвоению учащимися учебного материала.

Уроки обобщающего типа проводятся после изучения одной или нескольких тем. Для этой цели могут использоваться телепередачи, кинофильмы, лабораторные и объяснительные уроки. Для этих уроков характерно акцентирование внимания учащихся на ведущих идеях, интеграция на их основе биологических знаний, проверка их усвоения учащимися.

Урок обобщающего типа складывается из следующих этапов: постановки задачи, выявления ведущих идей и систематизация вокруг них основных понятий, повторение главных вопросов темы, обсуждение наиболее трудного и существенного материала, подведения итогов. При этом большое внимание уделяется формированию убеждений учащихся, умению творчески использовать знания. Обобщение знаний проводится при активном участии школьников.

Таким образом, в процессе обучения биологии целесообразно использовать обобщающие уроки, так как они играют большую роль в повышении качества знаний учащихся.

На формирование таких качеств личности как самостоятельность мышления, инициативность, постоянная познавательно-творческая активность, совершенствование своих знаний и умений в немалой степени влияет характер познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Как отмечает в своей научной работе В.В. Пасечник: «Нельзя сформировать активную самостоятельно мыслящую личность, если все знания она получила в готовом виде, а задачи решает по шаблону четко усвоенных алгоритмов».

При закреплении и повторении пройденного материала, да и на повторительно – обобщающих уроках используют игры – упражнения, например, биологическое лото. Ученикам раздаются карты с различными понятиями, вопросами, названиями растений, отрядами животных и т.д. Отдельно на маленьких карточках: ответы, рисунки Животных, продукты, получаемые из растений. Ребята должны правильно разложить карточки.

Отдельно, на маленьких карточках, рисунки животных. Отвечающий должен правильно разложить рисунки животных по отрядам.
Подобную роль выполняют разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, домино. Они занимают обычно 10 – 15 минут. Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет и в тоже время заинтересовывает. Они самостоятельно дома разгадывают и составляют кроссворды, ребусы, подбирают пословицы, поговорки к следующей теме урока. Это даёт возможность ученикам проявить инициативу, изобретательность, творчество.

Игры в среднем и старшем звене отличаются. Готовясь к игре или проводя её, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности класса.

Например в 5-7 классах используют различные виды биологического лото, домино, кроссворды, головоломки, ребусы, фантастические рисунки и т.п.

В старших классах это ролевые, деловые игры. Хотя и у них интересно проходят «Клубы знатоков», театрализации. Например, на зачёте по дарвинизму, раскрыть 3 формы борьбы за существование от первого лица. (Я – амёба … Я – морковь …). Я заяц, я живу в лесу. К зиме я, чтобы не замёрзнуть, линяю. Шерсть у меня становится густой и белой, что не очень хорошо, если нет снега (с неблагоприятными условиями). За мной вечно охотятся лисы и волки. Меня спасают длинные ноги (межвидовая борьба). Моего детёныша могут покормить и другие зайчихи (внутривидовая).

Игры – путешествия служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. .
Очень интересны, увлекательны и познавательны ролевые игры. Это пресс-конференции, суды, приёмы у врача и т.д.

Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Такие игры часто проводят на заключительных уроках по той или иной теме.

Систематизировать знания, ликвидировать пробелы в знаниях, отработать учебные умения и навыки позволяютобобщающие уроки. Они же позволяют учителю проверить качество усвоения данной темы. Для развития учащихся, активизации их мыслительной деятельности, возбуждения интереса к уже известному тщательно продумывают новые по формулировке и обобщающие по смыслу вопросы, задачи, игры. Обобщающие уроки проводят в нетрадиционных формах.

Учение с увлечением– это активные формы уроков. Вот некоторые из них.

УРОКИ ПУТЕШЕСТВИЯ – это могут быть уроки закрепления, обобщения знаний, а могут и раскрываться новые знания.

УРОКИ – СМОТР ЗНАНИЙ. На этих уроках развиваются коллективной работы, любознательность, творческие способности.
Смотр знаний по теме «Корень». На нём работа по карточкам, с гербарием, ролевая игра «Продавец помоги покупателю», ответ Недоучкину, биологические задачи т.д.

УРОК ПРАЗДНИК «Прощание с ботаникой».

Таким образом, в процессе обучения биологии целесообразно использовать обобщающие уроки, так как они играют большую роль в повышении качества знаний учащихся.

Подводя итог, можно сказать, что задачей каждого преподавателя является научить учащихся учиться самостоятельно, заинтересовать учащегося этим процессом, чтобы, в конечном счёте, учащиеся могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства.

ПОДГОТОВИЛА СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МКОУ «ВЕРХ-АЛЛАКСКАЯ СОШ» ПЕРЕВАЛОВА А.Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *