Обобщенные знания это: ОБОБЩЕНИЕ — это… Что такое ОБОБЩЕНИЕ? – Обобщенные знания — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Автор: | 04.09.2020

Содержание

Обобщенные знания — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Обобщенные знания

Cтраница 1

Обобщенные знания излагаются в основном в первых двух главах нашего пособия. В них можно узнать, что такое физическая задача, с чего надо начинать решение задачи по физике, чем заканчивается это решение, и многое, многое другое.  [1]

И обобщенные знания, излагаемые в дисциплине Безопасность жизнедеятельности, и конкретные знания по безопасности производства, излагаемые в специальных технологических дисциплинах, и знания, излагаемые в специальных дисциплинах по безопасности, являются составными частями единой области человеческой деятельности, имеющей приоритетное значение в жизни человека, — безопасности жизнедеятельности.  [2]

Как мы видели выше в обзоре работ, обобщенные знания; П. Я. Гальперин задает как знания, отражающие основные единицы материала, на которые членится данная сфера действительности на современном уровне научных знаний [ 25, с.  [3]

В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает разной. Чем солиднее запас знаний у того или иного народа или человека в ту или иную эпоху, тем более серьезную опору — в этом отношении — может получить мировоззрение.  [4]

Заметим, что в решении этой задачи определяющими являются конкретные и обобщенные знания, тем не менее и роль маленьких нечто уже становится значительной. Кабина поднимается с ускорением а. Пренебрегая массами блока и нити, а также трением, найти силу, с которой блок действует на потолок кабины.  [5]

Принято понимание мировоззрения в широком смысле слова: мировоззрение образуют наиболее обобщенные знания на мир в целом и отдельные явления в нем, на человека и человечество, место их в мире, на общество и его отдельные сферы, на процесс познания; оно синтезирует экономические, социально-политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и другие взгляды. Мировоззрение включает картину природы, систематизирующую достижения естествознания, картину общества, результирующую данные обществознания, картину человека, обобщающую содержание человековедения.  [6]

Значит, должны быть спланированы общие и специфические учебные действия, с помощью которых формируются обобщенные знания.  [7]

Указанная точка зрения нам представляется не совсем обоснованной. В экспериментах, результаты которых используются для ее подтверждения, вовсе не было показано, что обобщенные знания нельзя получить репродуктивно и это можно сделать только в продуктивном проблемном учении.  [8]

Но в действительности все обстоит еще более сложно. Нет никакого основания считать, что все знания о проблемной области могут быть сведены к понятийным знаниям, к структурам предикатного типа. Подобные описания описывают лишь обобщенные знания о действительности. С помощью таких средств невозможно описать конкретные ситуации, единичные объекты, текущие ситуации.  [9]

Очевидно, что попытка классификации оригинальных задач, по-видимому, тоже ( как и вообще для всех нестандартных задач) является безнадежной. Можно только заметить, что оригинальные задачи часто допускают и стандартное, и нестандартное, и оригинальное решение. В первом случае для решения задачи достаточно применить

только конкретные и обобщенные знания, во втором используют еще и догадки, причем роль последнего элемента не столь существенна, и, наконец, в третьем случае задача может быть решена только с помощью догадки, интуиции.  [10]

Можно полагать, что в будущем появятся и совершенно новые способы металлизации, а старые будут модифицированы и усовершенствованы. Однако для осмысленного и целенаправленного поиска новых технологических решений необходимы систематизированные и обобщенные знания, то есть необходима самостоятельная область науки. Такая наука — химическое материаловедение — лишь зарождается на стыке физики твердого тела и химии твердых веществ. Она должна охватить весь богатейший материал эмпирических фактов производственного и эксплуатационного поведения новых материалов и разработать научное мировоззрение в этой области. Научный подход позволит не только увидеть новые перспективы, но и более точно оценить имеющиеся возможности.  [11]

Страницы:      1

Систематизация и обобщение знаний

Основы систематизации и обобщения знаний

Определение 1

Систематизация и обобщение знаний – это важное направление работы в учебно-воспитательном процессе, ориентированное на развитие навыков самообразования.

Проведение уроков данной направленности носит общеметодологический характер и базируется на принципах развивающего обучения. Иными словами, для его организации применяется деятельностный подход в обучении и воспитании, исключая классическую информационную и объяснительную работу.

Применение приема систематизации и обобщения в организации учебно-воспитательного процесса позволяет структурировать полученную информацию, чтобы освоить достаточно большие ее объемы, сохранить и закрепить в сознании.

Замечание 1

Структурирование информации предполагает ее систематичное и поэтапное освоение с прослеживанием определенной логики и связей между изучаемыми объектами, процессами и явлениями. Устное и письменное изложение усвоенного материала, должно также осуществляться в логической последовательности, быть осознанным и целостным.

Систематизация необходима для лучшего и эффективного усвоения образовательных программ. При непонимании учащимися систематических связей и логики процессов и явления, взаимосвязей между теоретической учебной информацией по различным направлениям и ее взаимодействия с практикой, наблюдаются сложности с усвоением знаний, а также развитием процессов запоминания. Систематизация способствует развитию мыслительных процессов и памяти, что положительно сказывается на качестве образования в целом.

Систематизация знаний – это мыслительный процесс, основанный на формировании системы из объектов и процессов исследования, путем применения определенных приемов и принципов систематизации. Разновидностью процесса систематизации является классификация – группировка объектов по разнообразным основаниям и параметрам.

Обобщение знаний – это выявление качеств, отношений, тенденций развития, исследуемых объектов и процессов, на основе чего происходит формирование инновационных научных направлений, понятий, концепций, происходит преобразование объектов, освоения ядра знаний.

Замечание 2

Применение систематизации и обобщения способствует развитию аналитического мышления, формирует навыки абстрагирования, сравнения, проведения аналогии и конкретизации.

Целевое назначение урока систематизации и обобщения знаний

Уроки систематизации и обобщения строятся на основе принципов развивающего обучения и предполагают применение инновационных методик и форм обучения.

Такие уроки бывают нацелены на:

  1. Определение уровня знаний и навыков учащихся по той или иной тематике исследования, разделу учебной программы, курсу обучения.
  2. Формулировка обобщения знаний по дисциплине.
  3. Проведение структурирования информации по различным направлениям деятельности.
  4. Воспитание общей культуры учащихся, их эстетических качеств.
  5. Привитие навыков адекватной самооценки.
  6. Формирование пространственного мышления и развитие творческих задатков.
  7. Формирование навыков самостоятельной и коллективной работы.
  8. Развитие навыков самообучения, самоактуализации, самоанализа и самосовершенствования.

Для уроков обобщения и систематизации педагог занимается подборкой дидактического материала. Широкое распространение получило применение различных графиков, таблиц, схем, инфограмм. Они помогают составить детальное представление о тематике прохождения урока. При использовании графиков или схем, внимание учащихся акцентируется на отдельных элементах и их взаимосвязях, чтобы научить их сравнивать, сопоставлять объекты и их признаки, а также факторы, оказывающие влияние на их развитие.

Этапы прохождения урока по систематизации и обобщению

Организация урока по систематизации и обобщению информацию проходит поэтапно:

  1. Создание условий, мотивирующих учащихся к процессу познания. Этот этап занимает непродолжительный временной период – не более пары минут. Он нацелен на создание благотворного на усвоения информации психологического климата. Педагог применяет для этого различные приемы. Это может быть словесная реплика, музыкальное сопровождение, чтение стихотворения, произнесение цитат и поговорок.
  2. Актуализация знаний и выявление затруднений. На этом этапе предполагается выявление проблемы, связанной с исследованием темы. Педагог дает учащимся несколько разнородных заданий, выполнение которых будет свидетельствовать об усвоенных знаниях по данной теме или разделу. Приемами организации проверки могут быть: тестирование, составление мини-опросов, построение ассоциаций, дидактические игры, мизансцены.
  3. Определение задачи прохождения урока и планирование ее разрешения. Педагог формулирует задачи изучения конкретного материала и направить деятельность учащихся к размышлению и поиск своих проблем и недостатков в изучении информации.
  4. Практическая реализация плановых мероприятий. Необходимо провести последовательную реализацию стратегических направлений урока, чтобы освоить тему и достичь, поставленной задачи. Это может проводится в разнообразных формах и, посредством разнообразных приемов.
  5. Закрепление усвоенного материала, путем проговаривания. Учащиеся обучаются применению новых знаний на практике. Для этого составляются задания, ориентированные на систематизацию информации с учетом изменений в условиях их реализации.
  6. Самостоятельная работа по изученной теме и ее проверка. Формы и методы работы определяются в зависимости от способностей учащихся и сложности учебного материала.
  7. Проведение самоконтроля и самооценки. Учащийся должен уметь адекватно оценить усвоенную тему урока и поставить себе оценку.

Основными приемами, посредством которых осуществляется систематизация и обобщение знаний являются следующие:

  • Формирование устных и письменных ответов обобщающего характера;
  • Решение задач, которые требуют применения комплексных знаний, включающих информацию по данной тематике, так и по предметной области в целом;
  • Составление сравнительных таблиц;
  • Поиск аналогии.

Обобщенность научного знания

Научное знание — это обобщенное знание. Это означает, что оно характеризует объект лишь как представителя какого-то класса объектов (например, любой проводник, любое ядро, любой электрон и т.д.). Научное знание выделяет лишь те характеристики, которые являются общими для этого класса и в которых выражается его сущность. Необходимо учитывать, что суждения строгой всеобщности и безусловной необходимости не могут быть почерпнуты из чувственных восприятий, так как они являются восприятиями отдельных единичных предметов. Например, мы по отдельным фактам знаем, что мышьяк является для человека ядом, что человек смертен и т.д. Такого рода восприятия дают основания для индуктивных умозаключений, которые, однако, не могут служить обоснованием неограниченной всеобщности каких-либо теоретических обобщений.

Называя и характеризуя объекты, научное знание работает с понятиями. За каждым именем-понятием стоит не индивидуальный объект, а класс с его сущностными характеристиками (например, электрон, атом и т.д.). Это предъявляет к субъекту действия определенные требования: оперируя словами как понятиями, он несет ответственность за то, чтобы в его рассуждениях были соблюдены все правила работы с понятиями.

Что же такое понятие?

Понятие — одна из форм логического мышления человека. В понятии отражаются существенные признаки предметов. Признаки — это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Свойства и отношения являются признаками.

Признаки бывают существенные и несущественные. В понятии отражается совокупность существенных признаков, т.е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, все вместе взятые — достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.

Признаки бывают отличительные и неотличительные. Есть  признаки, присущие только одному предмету. Они позволяют отличить его от других сходных с ним предметов; например, отличительным, единичным признаком планеты Меркурий является то, что ее орбита наименее удалена от Солнца. Существуют и общие отличительные признаки, которые присущи многим однородным предметам, например, электрический заряд является общим отличительным признаком электрически заряженных частиц.

Отличительные признаки класса каких-либо предметов — это признаки, присущие только предметам, входящим в данный класс. Например, отличительные признаки человека такие: способность создавать средства производства, способность к абстрактному мышлению, наличие речи.

Неотличительные признаки — это признаки, которые принадлежат не только данным предметам. Например, для металлов неотличительными признаками являются теплопроводность, электропроводность; для элементарных частиц — масса, электрический заряд.

Итак, понятие — это форма мысли, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

В языке понятие выражается словом или группой слов. Например, атом, электрический заряд, электромагнитное взаимодействие и т.д.

Каждый предмет настолько сложен, что обычно имеется возможность указать относительно понятия об одном и том же предмете не одну единственную, а несколько групп существенных признаков. Например, по-разному определяют воду физик и химик. Почему это возможно? Потому, что химические свойства воды отличны от физических.

Совокупность существенных и отличительных признаков предмета, мыслимых в понятии, называется содержанием понятия. Например, в понятии “квадрат” содержатся признаки: “прямоугольность” и “равенство всех сторон”.

Совокупность предметов, мыслимых в данном понятии, называется объемом этого понятия. Объем понятия может меняться от нуля до бесконечности. Чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот.

Объектом экспериментального естествознания является тот или иной фрагмент живой и неживой природы, например, кислород как химический элемент, океан, птицы и т.д. Теоретическое естествознание имеет дело не непосредственно с фрагментами реального мира, а с их идеальными представлениями, выраженными на языке науки. Идеально представить какой-то фрагмент природы означает выразить его в понятиях. В теоретическом естествознании субъект отрывается от мира чувственных вещей и уходит в область понятийного действования, т.е. работы с понятиями, которые заменяют ему реальные объекты. Но любое понятие надситуационно, ибо не все свойства конкретного объекта оно отражает, а лишь его существенные и отличительные признаки. Поэтому теоретическое естествознание дает надситуационное знание. Развитие теоретического естествознания связано в первую очередь с развитием его понятийного аппарата.

В теоретическом естествознании объект может быть представлен по-разному.

Чтобы разобраться, как именно, нам необходимо вначале коснуться вопроса о предметной области теории и области ее применимости. Отметим, что созданные с помощью абстрактного мышления научные теории являются теориями об определенных объектах. Теории нужны, прежде всего, для решения тех задач (познавательных и практических), которые принципиально не могут быть решены без их помощи. Так, тщетно рассчитывать на создание компьютеров следующих поколений, не имея развитой теории алгоритмов. Столь же безуспешны попытки построения космического корабля многоразового использования без наличия теории движения летательных аппаратов с гиперзвуковой скоростью. И такие примеры можно продолжать и продолжать.

Предметная область теории — это сфера реальности, включающая объекты, на описание и объяснение свойств и поведения которых претендует теория. Предметная область теории может быть не очень отчетливо выраженной, меняться с развитием теории, но она всегда существует. Формулировки большинства теорий не содержат четких указаний границ их предметных областей. В принципе, это не так уж и плохо, поскольку любая теория в ходе своего развития, как правило, расширяет свою предметную область. Например, основоположники квантовой механики не включали в ее предметную область механизмы работы созданных в 60-е годы XX века лазеров.

Бывают ситуации, когда происходит сужение предметной области какой-либо теории. Так, долго считалось, что движение любых материальных тел относится к предметной области классической механики. Переход к изучению микромира и квантовых явлений показал, что это не так.

Очень часто предметная область теории отражается в ее названии. Например, ясно, что в теории элементарных частиц речь идет об элементарных частицах. Бывают теории, предметная область которых состоит из абстрактных (идеальных) объектов. Например, такими являются математические теории.

Говоря о предметной области, подчеркнем, что любая теория дает, как правило, достоверное знание только о некоторых объектах, т.е. о части предметной области. Эту ее часть принято называть областью применения данной теории.

Рассмотрим поясняющий пример Возьмем теорию элементарных частиц. В ее предметную область входят материальные объекты, именуемые “элементарными частицами”. В область же применимости современной теории элементарных частиц входят не все явления микромира, а только те, которые удовлетворяют определенным условиям, например, величине энергии взаимодействия элементарных частиц.

Объекты предметной области сами в теорию не входят. Они представлены там некоторыми другими (абстрактными) объектами. Одна из форм такого представления — идеальная модель. Эти абстрактные объекты выступают в качестве имен исходных объектов. Другими словами, прежде чем моделировать какой-либо объект, необходимо как-то его обозначить. Простейшей является операция присвоения ему имени. Нет имени — нечего моделировать. Итак, базисный уровень моделирования любой научной теории образован именами объектов из ее предметной области. Например, для небесной механики этот уровень включает имена “Солнце”, “Земля”, “Марс”, “Луна” и т.д.

Если исследователю не удается создать идеальную модель изучаемого объекта, то он старается ее заменить идеализацией. Нельзя путать понятия “идеальное представление объекта” и “идеализация объекта”. Идеализация — это образование абстрактных объектов посредством мысли в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Реальные прототипы идеализаций могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения.

обобщенные знания — definition — Russian

Example sentences with «обобщенные знания», translation memory

UN-2Путем систематического непрерывного обобщения знаний и ресурсов, имеющихся у отдельных лиц и учреждений, СПАЙДЕР-ООН стремится обеспечивать передачу накопленного опыта, выявлять новаторские решения и способствовать проведению мероприятий по линии сотрудничества.UN-2Эти эксперты обладают наибольшими возможностями для обобщения знаний, полученных из разных источников – сетей знаний, отдельных проектов и в результате взаимодействия со страновыми отделениями через техническую поддержку, – и проведения их анализа с целью создания ценной базы данных.UN-2Кроме того, в качестве возможной основы для разработки и обобщения знаний, касающихся эффективных путей и средств отслеживания, замораживания, изъятия и конфискации доходов от преступлений, было отмечено международное сотрудничество в целях конфискации.MultiUnТакая инициатива должна включать межорганизационные усилия по обобщению знаний и проведению совместных исследований; разработку общих аналитических рамок для международной политики; и опубликование и представление периодических докладов и рекомендаций по этим вопросам руководящим органам соответствующих организаций;]UN-2Специальный комитет отмечает целенаправленную работу Группы по передовой практике миротворческой деятельности по разработке политики, изучению практического опыта и обобщению знаний и ожидает, что Группа будет и впредь играть важную роль во взаимодействии с другими подразделениями Департамента по поддержанию мира и полевыми миссиями и в сотрудничестве с государствами-членами и региональными организациями в разработке типовых стратегий, процедур и инструкций по миротворческой деятельности и в обеспечении учета практических уроков и передового опыта при планировании и проведении нынешних или будущих миссий.MultiUnОбеспечение равноправия полов при осуществлении инициативы «Образование для всех»: благодаря работе по обобщению знаний, обмену информацией, просветительской деятельности и подготовке рекомендаций по вопросам политики был повышен уровень информированности о важном значении равноправия женщин и образования для девочекUN-2воздействия систематизации и обобщению знаний, а также выявлению и устранению пробелов в базе знаний;MultiUnМы считаем, что предложение Генерального секретаря о создании в Секретариате подразделения для обобщения знаний, накопленных в области предотвращения вооруженных конфликтов, это очень ценная инициативаUN-2В рамках других форумов Организации Объединенных Наций и межправительственных процессов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия продолжаются усилия по обобщению знаний, накоплению опыта и определению программных приоритетов в отношении международного сотрудничества по уголовно-правовым вопросам.UN-2� В настоящее время ведутся региональные консультации для обобщения знаний опытных посредников, имеющих отношение к конкретным регионам.UN-2ЮНФПА совместно с другими партнерами принимает участие в осуществлении проекта Организации Объединенных Наций по обмену знаниями, который является глобальной инициативой ПРООН, имеющей целью обобщение знаний и опыта системы Организации Объединенных Наций по вопросам развития и обеспечение самого широкого доступа к ним.UN-2Этот представитель отметил также проблему накопления и обобщения знаний и опыта в вопросах возвращения активов, а также укрепления взаимного доверия между специалистами-практиками в этой области.UN-2Наглядной иллюстрацией усилий Всемирного банка по обобщению знаний и стратегий в этой области стало проведение первого Всемирного конгресса по вопросам коммуникации в интересах развития, участие в котором приняли почти 1000 представителей гражданского общества, академических кругов и организаций системы Организации Объединенных Наций.UN-2оказания поддержки систематизации и обобщению знаний, а также выявлению и устранению пробелов в базе знаний;UN-2постановляет провести в течение ближайших шести месяцев практикум специалистов для обобщения знаний по вопросам развития и права, касающихся политики борьбы с коррупцией, и считает, что итоги работы практикума должны оказаться полезными для [межправительственной/ временной рабочей группы по оказанию технической помощи];UN-2Наряду с обобщением знаний и данных о риске различных форм насилия в отношении детей и обеспечением доступа к помощи и реабилитационным услугам и возможности их использования важнейшее значение имеет разработка более эффективных механизмов и методологий и развитие исследовательского потенциала, которые позволят перестать замалчивать случаи насилия, выявлять детей, подвергающихся наибольшему риску, понять первопричины насилия и предоставить надежные свидетельства эффективных инструментов, которые могут способствовать долговременным изменениям.UN-2оценка имеющихся знаний в отношении рисков и возможностей адаптации, а также обобщение знаний в форме, учитывающей озабоченности заинтересованных кругов и потребности в области принятия решений;MultiUnК числу других важных вопросов, которые будут рассмотрены на рабочем совещании, относятся: i) наращивание статистического потенциала/включение статистики ИКТ в сферу официальной статистики; ii) вопросы классификации; iii) согласование данных; iv) значение обследований домашних хозяйств; v) значение наличия единого центра для обобщения знаний и данных, поступающих от каждой организации; и vi) приоритетность различных видов данных, включая возможноеUN-2В целях обобщения знаний по этой теме Специальный представитель организовал восемь тематических консультаций с участием экспертов, которые помогли подготовить на основе имеющейся информации законодательные реформы для запрета всех форм насилия в отношении детей, включая вредную практику, и создать учитывающие интересы ребенка механизмы консультирования, подачи и рассмотрения жалоб в отношении случаев насилия; расширить сбор данных и научные исследования для получения информации, необходимой для разработки политики; и улучшить защиту детей от насилия в раннем детстве, в школах, а также в системе правосудия .UN-2Такая инициатива должна включать межорганизационные усилия по обобщению знаний и проведению совместных исследований; разработку общих аналитических рамок для международной политики; и опубликование и представление периодических докладов и рекомендаций по этим вопросам руководящим органам соответствующих организаций.]UN-2Не уделялось достаточного внимания выявлению пробелов в потенциале и возникающих тенденций в рамках сотрудничества Юг-Юг, а также обобщению знаний и опыта в рамках механизма сотрудничества Юг-Юг.UN-2Предполагается, что цели и ожидаемые достижения в рамках данной подпрограммы будут реализованы при условии, что a) удастся мобилизовать внешних партнеров для обобщения знаний, проведения информационно-пропагандисткой работы, совершенствования норм и осуществления программ; и b) будет осуществляться координация деятельности ассоциаций местных органов власти с учетом того, что они играют первостепенную роль в решении поставленной задачи.UN-2подтверждает выводы, сделанные в докладе об организационном обзоре в 2007 году, в котором, в частности, была подчеркнута важность увязывания программы научных исследований с основными организационными приоритетами, а также важность накопления и обобщения знаний и обмена ими в рамках всей организации;MultiUnГлавным образом они являются результатом сотрудничества, генерирования и обобщения знаний, предоставляемых научными кругами, правительствами и потребителямиMultiUnd) системы обобщения знаний относительно прецедентов и протокола Специального комитета, которые сейчас хранятся в секретариате Комитета, и стратегию более эффективной интеграции этих знаний с основными знаниями Группы

Showing page 1. Found 527 sentences matching phrase «обобщенные знания».Found in 11 ms. Translation memories are created by human, but computer aligned, which might cause mistakes. They come from many sources and are not checked. Be warned.

Статья по математике: Публикация на тему: «Психолого-педагогические основы систематизации и обобщения знаний в школе»

Психолого-педагогические основы систематизации и обобщения знаний в школе

Обобщение и систематизация знаний – необходимое условие усвоения научных знаний. Овладеть этими знаниями – значит знать свойства предметов и явлений, которые охватывают данное понятие или теорию, а так же уметь применять эти знания на практике и, без труда, оперировать ими.

Усвоение знаний — это сложный мыслительный процесс. П.Ф. Каптерев отмечает: « Полный акт мышления слагается из трех компонентов:

1. Раздражения чувственного нерва и ощущения;

2. Переработки полученного ощущения, создания представлений, понятий и выводов;

3. Выражения внутренней работы внешним действием.

У учащихся наиболее рельефно выражаются первый и последний компоненты мыслительного процесса и преобладают над средним. Однако второй компонент имеет важное значение для более полного осмысления знаний и их усвоения.» [11; 12 с.]

Каждое понятие является сутью обобщения имеющихся знаний о данном объекте. Построение выводов происходит в результате некоторых мыслительных операций синтеза, сравнения, анализа, и, в итоге, являет собой результат обобщения как конкретных, так и отвлеченных форм понятия. Развитие мышления приводит к сильному преобладанию у взрослых второго компонента акта мышления, отмеченного П.Ф. Каптеревым. Из этого следует, что формированию обобщенных действий в учебном процессе необходимо уделять особое внимание.

Установлено, что недооценка развития способностей учащихся к обобщению и систематизации знаний в школе может приводить к искусственному сдерживанию развития в процессе обучения математике.

Одна из наиболее важных задач, которая стоит перед современной школой, это развитие личности учеников. В процессе обучения математике учащиеся должны научиться правильно мыслить. Навык мыслить логически прежде всего формируется при решении задач. Достаточно часто выпускники  средних школ могут решить задачи по заученному алгоритму и воспроизвести заученные формулировки некоторых теорем и определений, но не в силах самостоятельно построить определения математических понятий, когда известен ближайший род и видовое отличие, а так же затрудняются решить задачу, алгоритм которой ранее им не был известен. Большинство школьников не в силах выполнять логические операции над различными суждениями и понятиями, а значит, не овладевают ими осознанно. В целях устранения этого недостатка в развитии личности школьников, необходимо организовать целенаправленную работу по формированию приёмов логического мышления у учащихся.

Овладение материалом не сводится к одному познавательному акту, а содержание знаний не раскрывается сразу во всем многообразии. От обучающегося требуется неоднократное обращение к ранее изученному. Постепенное овладение основными понятиями школьного курса математики ставит учителя перед необходимостью обобщения и систематизации знаний в процессе обучения. Развитие мышления школьников обеспечивает доступность усвоения ими обобщенных знаний и способов деятельности.

Рассмотрим теоретические основы данных понятий, опираясь на определения известных педагогов.

Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. Обобщение обеспечивает мышлению учащихся определённость и последовательность. [19]

Обычно обобщение рассматривают в двух видах: теоретическом и эмпирическом. [13, с. 812]

При сравнении элементов некоторой группы и выявлении одинакового для рассматриваемых предметов свойства, которое явно заметно, осуществляется эмпирическое обобщение. Эмпирическое обобщение наиболее является характерным для осуществления познания на начальных стадиях. В качестве примера при изучении темы “Перестановка множителей” мы можем рассмотреть сравнение различных пар выражений данного вида:

3*4  = 12 и 4*3 = 12;

5*2  = 10 и 2*5 = 10;

7*6 = 42 и 6*7 = 42 и т.д.

Проводим аналогию и замечаем в каждой строке перестановку множителей и одинаковое произведение. На основании данных положений приходим к выводу, что от перестановки множителей произведение не меняется.

Анализируя систему, преобразовывая её с целью нахождения общей основы системы, её исходного отношения, осуществляется теоретическое обобщение.

В отличие от эмпирического обобщения, отражающего лишь внешние связи объектов, теоретическое – отражает законы развития явлений, показывает их внутренние связи. При этом вывод делается после выявления общих признаков, которые поначалу были скрыты и незаметны.

Например, в представленном ниже задании необходимо:

  1. сравнить произведения каждой отдельной строки
  2. определить, возможно ли при помощи последнего произведения каждого столбца посчитать значения двух оставшихся произведений. Если возможно, то как это реализовать.

200*2

200*3

200*4

200*5

200*6

200*7

20*2

20*3

20*4

20*5

20*6

20*7

2*2

2*3

2*4

2*5

2*6

2*7

Для того, чтобы учащимся было проще осуществить обобщение, запишем примеры более удобным для рассуждения образом. Рассмотрим первый столбик: 2 ед.*2 = 4 ед.; 2 дес.*2 = 4 дес.; 2 сот.*2 = 4 сот. Учащиеся должны сделать вывод, что разрядные числа перемножаются аналогично числам однозначным.

Сейчас для большинства школ характерно использование именно эмпирических обобщений, так как данный вид обобщений не требует больших способностей владения математическим аппаратом. Для прохождения путём теоретических обобщений напротив – уровень познания должен быть хорошо развит. Теоретические обобщения в школьной программе встречаются реже, но в достаточных количествах мы можем их наблюдать в развивающей системе обучения Занкова Л.В.

Многие объединяют понятия обобщения и систематизации, считая их синонимами, но это не так.

Систематизация (от греч. Systema – целое, состоящее из частей) – мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа. [19]

Порядок действий, который приводит к систематизации следующий: анализ – синтез – обобщение – сравнение – систематизация. Первым делом устанавливаются отношения между объектами, причинно-следственные связи. После – происходит выделение наиболее значимых элементов изучаемого материала. Это, в свою очередь, даёт возможность рассматривать некоторый отдельный элемент как часть целостной системы.

Отсюда мы можем сделать вывод, что понятие систематизации много шире понятия обобщения, а последнее является лишь одним из этапов систематизации.

Классификация является наиболее важным видом систематизации. Ниже приведён пример классификации уравнений в школьном курсе алгебры.

Важно заметить, что желание классифицировать информацию возникает даже у дошкольников. Чаще всего оно выражается в словах “некоторые”, ”ни один”, “все” и т.д. Отсюда можем сделать вывод, что систематизация является наиболее естественной операцией любой умственной деятельности. Без неё невозможна организация процесса научного познания, а потому в формировании и развитии человеческого мышления и памяти систематизация материала занимает очень важное место.

Систематизация знания является одним из важнейших средств увеличения эффективности процесса школьного обучения.

Рассматривая современную деятельность учащихся в школе, программы обучения, можно заметить, что систематизация и обобщение знаний осуществляются совместно друг с другом, в единстве.

 Мы понимаем, что каждое полученное учеником знание должно иметь под собой крепкую основу, необходим прочный фундамент. Важно, чтобы знания не были отрывочными и бессвязными. Укрепление полученных знаний и умений, для дальнейшего возведения на них новых, происходит именно на этапе повторения.

Повторение – возвращение к ранее пройденному учебному материалу; необходимое условие прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения. [19]

Возвращение к пройденному материалу не должно быть чисто механическим воспроизведением и повторением уже изученных определений и правил. В таком случае оно окажется наименее эффективным, т.к. на фоне происходящего моментально теряется к нему интерес. Необходимо каждый раз вносить что-то новое как в методы обучения, так и в его процесс. Где есть место развитию умений, навыков, идей и т.д. И естественно, где соблюдается некая системность в изложении и подаче материала. Так же процесс повторения материала обязан идти совместно не только с углублением знаний, но и с их совершенствованием. И, в конечном счёте, привести эти знания к их обобщению и систематизации.  

Различают два основных вида повторений: текущее и итоговое. Первый вид повторений имеет место в процессе изучения темы, её фрагмента. Его так же можно рассматривать как повторение при подготовке учащихся к изучению нового материала (иначе этап актуализация знаний), при закреплении нового материала и при подготовке к выполнению различных упражнений. На этапе актуализации знаний повторение крайне необходимо для образования связей между уже изученным материалом и новым, ещё неизвестным.

При подготовке учащихся к изучению систем, содержащих квадратные уравнения на этапе актуализации можно организовать следующее повторение.

Выразить х через у                                                 Выразить у через х   

  1. 3х + 5у = 4                                                     1. 3х + 5у = 4
  2. х – 6у = 3                                                        2. х – 6у = 3
  3. 2х + у = 0                                                        3. 2х + у = 0
  4. х – у =                                                         4. х – у =
  5. Из формулы                        5. Из формулы выразить

выразить v через другие величины.          t через другие величины.

При закреплении же нового материала, главной целью будет выделить главное и обобщить изученное.

На этапе закрепления темы: “Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника” можно провести данное ниже повторение.

Найдите синусы, косинусы и тангенсы острых углов данных треугольников:

1.2.3.

Подготовка к выполнению упражнений на уроке необходима для выработки навыков решения различных примеров и задач, чтобы в дальнейшем выполнять отработанные действия без особых затрат сил и времени. В качестве примера подготовки к выполнению упражнений на уроке по теме: “Квадратные уравнения” можем привести следующий. 

Решить данное квадратное уравнение тремя способами: х2 – 3х + 2 = 0.

Далее перейдём к рассмотрению итогового повторения.

Оно осуществляется в конце раздела или темы, когда уже завершена работа над определённой логически законченной частью содержания. Так же итоговым будет являться повторение и перед экзаменом. При проведении повторения такого плана, из всего многообразия темы выделяются главные блоки материала.

В качестве основных требований к проведению итогового повторения можно выделить:

  1. проведение повторения должно быть систематическим;
  2. в начале урока необходимо определить основные термины и понятия, необходимые для повторения определённой части изученного  материала;
  3. предлагаемые упражнения должны быть посильными для учащихся с различным уровнем знаний;
  4. практический и теоретический материал должен соответствовать теме итогового занятия.

Ниже представлен пример итогового повторения по теме: “Квадратные уравнения”.

№1. Решить уравнения:

  1. 16c2 – 25 = 0
  2. –y2 + 8y = 0
  3. 11 – 2a2 = 0
  4. z2 – 14z -51 = 0
  5. b2 + b + = 0
  6. h3 + 3h + 4 = 0
  7. 3×4 – 7×2 + 4 = 0
  8. 2×6 – 13×3 + 11 = 0

№2. Решить уравнение двумя способами.

 (x + 3)2 – 2(x + 3) – 8 = 0.

№3. Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа.

x1 = 2 + , x2 = 2 —

x1 = , x2 =

№4. Сократите дробь:

1)  2)

№5. Составьте краткую запись и уравнение, не решая его.

 Из пункта А одновременно выехали грузовой и легковой автомобили, один на север, другой на восток. Скорость легкового автомобиля на 20 км/ч больше скорости грузового. Через 1,5 ч расстояние между ними составило 150 км. Найдите скорости автомобилей.

№6. Решить системы уравнений

  1. х2 + ху + у2 = 19

          х + у = 5

  1.  х(у + z) = 27

           y(x + z) = 32

           z(x + y) = 35

Как мы видим, повторение, несомненно, очень важный этап в процессе обучения, но лишь оно одно не способствует установлению глубоких и прочных связей между объектами изучения.

Что касается обобщения и систематизации, для их осуществления необходимо учитывать психологические  основы процессов перецентровки и децентрации.

Перецентровка – один из механизмов понимания информации (согласно А.А. Брудному) [3], “смещение мысленного центра ситуации с одного акцента на другой”, она может быть достигнута через переструктурирование учебного материала. Перецентровка материала даёт возможность рассмотреть новые связи между ранее изученными понятиями и найти новые смыслы.

Децентрация – механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной. [22]

Термин “децентрация” ввёл Ж.Пиаже. Он определял децентрацию как механизм преодоления установки к концентрации внимания на, явно бросающемся в глаза, качестве рассматриваемого объекта, а также возникновение способности обратить внимание на иные не менее существенные стороны этого объекта.

Одной из основных целей школьного курса математики является  достижение полноты понимания элементов, предоставленных к изучению, и формирование целостной системы знаний. Как мы знаем, на одно и то же понятие в процессе обучения предоставляется возможность смотреть с разных сторон, так как оно может содержать в себе различные смыслы. Процесс понимания характеризуется умением переходить от одного смысла понятия к  другому, устанавливать связи между ними. [28]

Но данный процесс будет неполным без умений представлять информацию различными способами и переходить от одного способа представления к другому. Л.М. Веккер [26] выделяет следующие способы представления информации:

  • Знаково-словесный;
  • Образно-пространственный;
  • Тактильно-кинестетический.

Так же для реализации поставленных целей необходимо изучаемые объекты включать во взаимосвязь с иными объектами данной области.

В качестве примера приведём задание на установление соответствия между заданными функциями и их промежутками возрастания.

  1. Пустое множество
  2. R
  3. Множество х: 0 ≤ х
  4. [ 0 ; +∞ ]

           

В связи со всем вышеперечисленным появляется возможность посмотреть на этот объект под другим углом. Иными словами, осуществляется механизм перецентровки, который позволяет осуществить обобщающее повторение.

Осуществление же систематизации требует установления связей между разными свойствами объекта, под разными углами, т.е. разных перецентровок, иначе – децентрации.

Именно при формировании теоретической основы обобщения и систематизации знаний, создаются условия для облегчения запоминания и усвоения знаний. А значит, появляется возможность для усвоения много большего количества получаемой в процессе обучения информации.

Исходя из этого, стоит заметить, что обобщение и систематизация знаний учащихся в процессе обучения математике в полной мере является элементом системы обучения, а не только лишь, как многие считают, заключительным этапом в процессе повторения.

Список литературы:

  1. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. — М.: Лабиринт, 1998. 136 с.
  1. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / [Вступ. статья П.А. Лебедева, с. 7-34]; Под ред. А.М. Арсеньева. — М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  1. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание / Н.И.Конюхов. – Москва, 1992.

19. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.: ил.ISBN 5 – 7107 – 7304 – 2  

  1.  Словарь практического психолога / [Сост. С.Ю. Головин]. — Минск : Харвест, 1997. – 798 с.
  1.  Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – 304 с.

28. Калинова Ю. А., Подходова Н. С. Система задач на “перецентрирование” как средство развития дивергентного мышления // Современные проблемы науки и образования. – 2015. — № 6; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23362 (дата обращения: 05.05.2018).

Урок обобщения и систематизации знаний

В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.

Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы

По требования ФГОС указывают два вида целей:

  • Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету

  • Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Рекомендуемые методы работы: частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.

Выбор дидактического и наглядного материала для уроков обобщения и систематизации знаний. Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала. Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Работа по таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно обращать внимание учеников на взаимосвязь отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать ученикам сравнивать, сопоставлять те или иные факты. 

На этапах актуализации знаний или первичного закрепления рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы. Это может быть учебный фильм, серия диафильмов, фрагменты художественного кино или документального фильма. После просмотра ученики должны не просто пересказать и обсудить сюжет увиденного, но и обязательно связать его с материалом учебника, со своими знаниями.

Примерный план проведения урока систематизации и обобщения знаний

Уроки общеметодологической направленности должны строиться по следующей схеме: восприятие и осмысление отдельных фактов — обобщение этих фактов — формирование понятия категории и системы знания — усвоение более сложных систем знаний, основных идей изучаемой науки.

Вот примерная структура построения такого урока:

1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан данный этап на 1-2 минуты.

У каждого учителя в арсенале есть немало способов побудить мотивацию учеников. Можно использовать любые приемы, которые эффективны именно для этого класса: словесное приветствие, аутотренинг, ритмическое начало урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме.

Задания не должны быть большими по объему, так как весь этап рассчитан на 5-7 минут.

Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний:

  • Ассоциативный ряд. Попросите учеников вспомнить и назвать ассоциации, которые вызывает у них данная тема. Это могут быть понятия, идеи, образы, воспоминания, чувства, эмоции.

  • Разные виды мини-опросов. Желательно чередовать виды опросов, комбинируя разные типы вопросов – от редуктивных до творческих и объемных.

  • Лови ошибку.

  • Тестирование. Тесты тоже можно подобрать не стандартные, с набором вариантов ответов, а логические, сопоставительные. Например, где требуется соотнести понятие и его определение или составить логическую цепочку.

  • Проблемная ситуация или проблемный вопрос. Для данного типа урока лучше выбрать проблемный вопрос или ситуацию, которые уже прорабатывались, но по которым остались вопросы и уточнения.

  • Мизансцены — довольно эффективный прием, с помощью которого легко не только актуализировать знания, но и создать комфортную психологическую обстановку.

  • Дидактические игры.

Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации. Эти этапы универсальны для всех уроков по ФГОС. Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану:

  • Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.

  • Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.

  • Ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, обращение к словарю, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.

В идеале работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником. Но, например, в начальной школе для этого этапа можно предусмотреть работу в парах или мини-группах.

Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр на уроке, «дерево познаний», пресс-конференция, проблемный ряд.

4. Реализация построенной стратегии, проекта. Проводится в зависимости от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То есть, ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

Вариант работы на уроке обобщения:. 3-ий и 4-ый этапы урока можно объединить и предложить ученикам работу с учебником. При этом используются самые разные методы работы с текстом: составление тезисов, таблицы «ЗХУ», чтение с остановками, составление опорных конспектов, составление вопросов, сочетание работы над текстом с составлением графиков, схем и таблиц. Но все конкретные задания по учебнику в итоге должны работать на общую идею — подвести учеников к обобщению, систематизации знаний и умений.

Очень важно выбрать правильный текст — он должен не только обобщать пройденный материал, но и демонстрировать использование новых знаний на практике. Для точных наук удобнее использовать тексты, которые затрагивают межпредметные и метапредметные связи. Например, вы изучали по математике теорему Пифагора. Можно предложить текст, демонстрирующий, как с помощью данной теоремы решаются практические задания.

5. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

Например, если вы изучали тему «Стили речи», то можно, к примеру, попросить учащихся расшифровать язык СМС или интернет-сообщений и попробовать определить стиль речи.

На уроках математики, например, предложить задачу, для решения которой нужно несколько изменить изученное правило, Например, решить «от обратного».

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.

На данном этапе можно использовать следующие приемы:

  • Построение алгоритмов.

  • Работа по карточкам.

  • Исследования или мини-проекты.

  • «Лови ошибку».

  • «Реставратор».

  • «Щадящий опрос».

Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе составляли алгоритм — значит, по разработанному алгоритму.

7. Самоконтроль и самооценка. В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку. Приемы рефлексии — инсерт, кластер, графики, «светофор», различные таблицы и прочие. На данном этапе урока можно завершить работу с теми приемами, которые использовались в начале занятия, но предполагали завершение в конце урока. Это такие методические техники, как «Отсроченная отгадка», «Дерево предсказаний», «Шесть шляп» — то есть, ученики подводят итоги своей работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной проработки.

На практике уроки общеметодологической направленности могут отличаться по структуре, форме проведения в зависимости от психологических особенностей учеников, их возраста, от сложности темы. Поэтому предложенную структуру можно рассматривать лишь как пример. А каждый учитель адаптирует эту схему для себя, ориентируясь на свой предмет и поставленные задачи. 

ЕГЭ. Познание Тема 5. Научное познание |

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на  получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
  • Непротиворечивость, доказательность, системность
  • Проверяемость
  • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
  • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
  • Высокий уровень обобщения полученных знаний
  • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Принципы научного познания (то есть исходные положения,  правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание  (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

  • Анализ – (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи,  характеристика героев).
  • Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме  «Имя существительное»)
  • Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
  • Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
  • Абстрагирование – (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения  человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
  • Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
  • Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
  • Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
  • Классификация – (от лат.— разряд и делать)  объединение различных  изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
  • Формализация (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить  достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями  буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования  в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное  отражение в сознании человека сущности  изучаемого  предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли  — это научный факт.

  • Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
  • Проблема — (от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
  • Гипотеза -(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
  • Теория – (от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
  • Концепция — (от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.