Гедонизм — Википедия
Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.
История гедонистических учений
Гедонизм как чистая философия
Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.
Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.
Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.
Научная дискуссия вокруг гедонизма
Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости. Чисто физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. В свою очередь,
Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.
Таким образом, Сидгвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма (психологический гедонизм) имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода.
Первый подход научной проверки психологического гедонизма состоит в том, чтобы использовать его как постулат для некоторой более широкой теории поведения людей и проверить, действительно ли они ведут себя так. Наиболее известный пример здесь — работы участников Австрийской экономической школы и других экономистов-маржиналистов: Карла Менгера, Вильфредо Парето, Людвига фон Мизеса и т. д. Эти авторы постулировали, что любой гражданин в своём экономическом поведении стремится к максимизации удовольствия, и именно исходя из этого принимает решения о покупке товара или вступлении в иные товарно-денежные отношения. Австрийская школа совершила революцию в мировой экономической мысли, некоторые её участники (в частности, Мизес) получили Нобелевские премии. Тем не менее, до сих пор сохраняются споры, можно ли считать успехи теорий перечисленных авторов доказательством гедонизма, или же они лишь опровергают ограниченный круг альтернативных учений.
Второй подход научной проверки психологического гедонизма состоит в исследовании нейромеханизмов мотивации человека и других животных с целью выявления единого стимула любого сознательного поведения. Психологический гедонизм верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит один и тот же конечный критерий принятия решения. Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой так называемых центров удовольствия. В 1954 году американские физиологи Олдс и Милнер показали, что электростимуляция некоторых центров мозга крыс и мышей может по сути напрямую управлять их поведением. Было показано, что животным нравится стимуляция этих центров, и даже если им самим предоставляется возможность замыкать электроды, они это делают безостановочно, отказываясь от еды и других необходимых действий.
Дальнейшие исследования показали, что найденные учёными центры связаны с выделением таких нейромедиаторов как дофамин, серотонин и норадреналин, но они ответственны скорее за стимуляцию, нежели собственно за удовольствие. Аналогичные опыты на людях показали, что хотя у них и присутствует сильная мотивация стимулировать центры, они испытывают при этом не столько удовольствие, сколько азарт и предвкушение.
В 2014 году Виктор Аргонов предложил набор постулатов, подтверждение которых могло бы строго означать научную проверку психологического гедонизма.
Гедонизм и футурология
Современная футурология (главным образом, трансгуманисты) считает, что в будущем человек сможет менять структуру своего тела и искусственно изменять психику.[10][11][12] Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей и считает, что одним из магистральных направлений дальнейшей автоэволюции биосферы будет повышение счастья человека и, возможно, остальных чувствующих существ. Происходить этот процесс будет с помощью новейших технологий, включая прямое воздействие на мозг.
Наиболее известным представителем гедонистического трансгуманизма является британский философ Дэвид Пирс, автор книги «Гедонистический императив»
См. также
Примечания
- ↑ Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation. — London : T. Payne, 1789.
- ↑ Olds J., Milner P. (1954). «Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain». Journal of Comparative and Physiological Psychology 47: 419-427.
- ↑ Berridge K. C., Robinson T. E. (1998). «What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience?». Brain Research Reviews 28: 309–369.
- ↑ Smith K. S., Berridge K. C. (2007). «Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum». Journal of Neuroscience 27: 1594–1605.
- ↑ Argonov V. Yu. (2014). «The Pleasure Principle as a Tool for Scientific Forecasting of Human Self-Evolution». Journal of Evolution and thechnology 24: 63-78.
- ↑ Friston K. (2010). «The free-energy principle: A unified brain theory?». Nature Reviews Neuroscience 11: 127–138.
- ↑ Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — Москва : Издательство Института психологии РАН, 1995.
- ↑ Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций. — Иркутск : Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
- ↑ О природе эмоций, или Что чувствует амёба в горячей воде
- ↑ Bostrom N. (2005). «A history of transhumanist thought». Journal of Evolution and Technology 14: 1–25.
- ↑ Косарёв В. В. (1997). «Кто будет жить на земле в 21 веке?». Нева: 135–149.
- ↑ Аргонов В. Ю. (2008). «Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития?». Вопросы философии 12: 22-37.
- ↑ Pearce, David. The Hedonistic Imperative (англ.) (1995—2007). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
- ↑ The Abolitionist Society (англ.). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 2 декабря 2008 года.
Ссылки
Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.
Человек стремится к роскошной жизни, получению наслаждения. Такие люди не думают о будущем, они живут сегодняшним днем. Рассмотрим, кто такие гедонисты.
Определение гедонизма
Трактовка определения«что такое гедонизм» с греческого переводится как «стремление к удовольствию». Появился термин в античности.
Гедонизм — учение этики, определяющее смысл существования людей, сводящийся к непрестанному желанию получать удовольствие от всего, что окружает человека. Он ведет себя так, чтобы получить максимум блаженства — физического, морального.
Противоположность гедонизма — аскетизм. Разница понятий в том, что сторонники второго направления воздерживаются от наслаждений. Доходит до того, что они отказываются от жизненных благ, подавляют чувственные устремления.
С учетом отличий плотских и нравственных наслаждений в психологии выделяют отдельный термин – эвдемонизм. Смысл жизни отличается — приверженцы стремятся к душевным утехам, к благополучию.
Философия гедонизма
Гедонизм в философии — это доктрина о превосходстве плотских, нравственных жизненных утех. Зачинатель — Аристипп, продолжатель Сократа, выделял два душевных состояния человека — удовольствие как приятное, деликатное и как вульгарное душевное движение. Между ними не делается различий, понятия схожи.
По мнению представителя философии, тропа к благополучию лежит в постижении наивысшего блаженства, уклоняясь от боли. Определение в философии: гедонизм — это этическое учение, которое считает блаженство высшим достатком и смыслом жизни.
Эпикур считал наслаждение принципом состоявшейся личности. Это освобождение от нежелания, брезгливости. Цель — не блаженство, а высвобождение от мук.
В 20 веке английский мудрец Бентам приобрел популярность благодаря философской идее прагматизма. Его этико-философские постулаты:
- смысл деятельности человека — приобретение утех и наслаждение от мук;
- эталон анализа явлений — пригодность человека;
- компонент развития социума — влечение к повышению пользы посредством гармонии.
Он считает, что личность должна иметь особые «гедонистические соображения» в повседневной жизни.
Основные принципы гедонизма
Современное европейское общество признало доктрины утех — они приобрели массовую популяризацию. Природно то, что смысл жизни личность видит в блаженстве, удовлетворении нужд. Преобладающие качества:
- желание получать житейские блага — телесные, физические;
- развитие границ собственной независимости;
- презрение к штатским, личностным обязанностям, ограничивающим нужды особы;
- отсутствие желания стараться — в получении образования и в работе, развитии, разрешении споров.
Принцип современного гедонизма — направление деятельности в сторону наслаждения и положительных эмоций для получения счастья.
Наследование теории причиняет неудобства:
- препятствует личностному, карьерному росту;
- перечит нормам нравственности;
- провоцирует проблемы со здоровьем.
Людей связывает одно — мотивация не интеллектом, а инстинктами.
Виды гедонизма
Видов 2 – психологический, этический. Оба считают удовольствие смыслом жизни.
Психологический
Является предположением о человеческом порыве увеличить собственную радость. Единственный мотив действий — перспектива удовлетворить себя, избежать разочарований. Имеет недостаток — избыточное мнение о роли эмоций.
Психологический гедонизм основывается на теории о том, что действия особы направлены на получение наслаждения. Прочие желания помогают достичь этого. Это ненормативная теория — не велит выполнять действия, а только описывает. Психологический гедонизм — определение узкой вариации теории эгоизма. Они имеют сходство: обе ориентации направлены на получение как можно большего удовольствия.
Большинство философов отвергают ПГ.
Психологи выделяют отдельный вид гедонизма — инфантильный, берущий истоки из детства. Если родители баловали ребенка, он привыкнет к этому и, став взрослым, будет получать от жизни самое лучшее. Взамен ничего не отдаст. Такую модель поведения сложно искоренить.
Этический
Это нормативная теория того, что личность должна стремиться к блаженству: собственному (эгоизм) и всеобщему (утилитаризм).
Этические ценности в этом случае такие:
- Более очевидные — удовольствие, польза. Соответствуют человеческим интересам в жизни. Особа, стремящаяся к ним, выражает себя по-земному.
- Страдание и блаженство выполняют функцию привыкания. Удовольствие влияет на активность личности, его отсутствие тормозит развитие.
- Протест мучениям — главный смысл поступков, основа счастья.
Названные ценностные качества помогают человеку испытать блаженство в жизни. Гедонизм в этике ссылается на психологические концепции о безмятежном существовании.
Признаки гедониста
Гедонистический образ жизни — это наследование убеждениям гедонизма. Главная ценность—получить всевозможные, ежедневные удовольствия. Гедонисты — особы, которые различными методами уменьшают собственные переживания. Действия их направлены на истинное наслаждение жизнью, они не обращают внимания на последствия. Полноценный образ жизни для таких людей — единство приятных ощущений.
Гедонист—это такой человек, который уделяет внимание занятию, приносящему радость. Когда оно исчерпает себя, он находит новое увлечение. Личность не боится заводить отношения ради любви, интима. Признаки, присущие гедонистам:
- слабая выдержка;
- желание получить благополучие без усилий;
- бескультурье, самолюбие;
- эгоцентризм;
- безделье;
- слабый самоконтроль.
Способы достижения наслаждения перечат обществу.
Имеет сходные по значению слова: сибарит—личность, живущая ради баловства, и эпикуреец — особа, достигающая блаженства посредством освобождения от мук. Главный источник удовольствия — идилличность.
Гедонистическая модель ценностных ориентаций личности основана на поведении человека. Гедонисты любят быть в центре внимания, придают значение внешнему виду — следят за новинками моды. Особы не боятся экстравагантности — ярко красятся, вызывающе одеваются, легкомысленно поступают.
Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.
Если человек не испытывает удовольствия от жизни, говорят об ангедонии. Это ненормальное состояние психики, сложно поддающееся лечению. Способы направлены на повышения уровня эндорфина в организме. Чтобы излечиться, человек должен искать во всем радость.
Интересный факт: с учетом того, что гедонист ценит настоящее, ради двух минут блаженства он совершит деяние, которое повлечет за собой отвратительные проявления.
Плюсы и минусы гедонизма
Четкого ответа на вопрос нет. Люди трактуют гедонизм по-разному. Одни считают это погоней за новыми впечатлениями, другие — любовью к красивым вещам.
Примеры негативных последствий гедонизма:
- Отсутствие перспектив — удовольствие надоедает, требуются новые занятия. Когда они будут пройдены, человеку ничего не приносит радость.
- Потеря времени. В розысках блаженства пропускается момент принятия важных решений.
- Влияние на здоровье.
- Переедание.
- Наркомания и прочие зависимости.
Гедонисты — эгоисты, поскольку беспокоятся о личной выгоде, удобстве. Но эгоизм есть у каждого человека. Плохого в том, что личность живет в свое удовольствие, стремится к хорошей жизни, нет. Главное — не переступить черту между безвинным получением блаженства и бездушным отношением к другим людям.
Гедонизм у женщин
Получение удовольствия от существования — короткий путь к счастью. Этим принципом руководствуются мужчины и женщины. Они наслаждаются жизнью на данный момент, не думая о завтрашнем дне. И они избавляются от напряжения.
Признаки женского гедонизма:
- Любит сладкое. Не только кушать, но и нюхать, рассматривать.
- Оптимистична. Избегает негатива, проблем. Умеет развеселить скучную компанию, несмотря на осуждение.
- Спутнику с такой женщиной хорошо, но сложно. Она — идеал страсти, любит прикосновения, часто капризничает. Мужчина чувствует себя курьером.
- Привыкла получать желаемое. Может занять денег на необдуманную покупку.
- Любит красивые вещи — кружева, облегающие платья, высокий каблук.
- Выбирая друзей и любимых, обращает внимание на внешность. Хочет, чтобы рядом находились красивые люди.
Для удовлетворения желаний женщина использует не внешние факторы, а внутренние. Настроение полностью зависит от нее.
Известные гедонисты
Общество полно гедонистов. Касается не только нашего века — ценители блаженной жизни существовали и ранее. Почитателями удовольствия были Петрарка, Бокаччо, Гельвеций.
Знаменитые представители шоу-бизнеса, которые становились успешными, подходят под термин «гедонист». Они живут на широкую ногу, извлекают из жизни самое лучшее. Некоторые занимаются благотворительной деятельностью — это благодаря тому, что они удовлетворили собственную жажду наслаждения.
Тест на уровень гедонизма
Предназначение теста — определить степень гедонизма у лиц старше 18 лет. Применяется для самостоятельного прохождения и в методиках психологов. Состоит из 25 вопросов, напротив которого ставится «да», «нет»:
- Я всегда слежу за выходом новинок кино.
- Лучше я поголодаю, чем буду кушать невкусную пищу.
- Я пью не самый дешевый алкоголь.
- Считаю нормальным, когда человек пытается забыться от проблем.
- Обожаю веселиться по-настоящему.
- Мне знаком утренний синдром похмелья.
- Интересные знакомства сулят развлечения.
- Хотя бы раз мой партнер говорил о моей изысканности в сексе.
- Мне часто говорят о моем хорошем вкусе.
- Иногда лишаю себя чего-то, чтобы в дальнейшем вдвое больше получить удовольствия.
- Еженедельно хоть немного, но пью.
- Хожу по магазинам ради развлечения.
- За последние 3 месяца хотя бы раз употреблял наркотики.
- Хоть и не могу позволить себе все самое лучшее, пытаюсь хоть раз попробовать.
- Редко испытываю вину за любовь к наслаждению.
- Когда болит голова, лучшее для меня – полежать.
- Надо баловать себя ежедневно.
- Если мне нравится песня, слушаю по 10 раз в сутки.
- По вечерам у меня имеются традиции самоублажения.
- Извлекаю удовольствие из любого занятия.
- Общаюсь с приятными людьми в качестве подарка для себя.
- Когда на столе стоит 2 блюда (здоровое, но простое и нездоровое, но дорогое), я выберу второе.
- Если играет красивая музыка, рядом находится приятный собеседник, позволяю выпить себе больше.
- Я курю.
- Не вижу радости мешать кому-либо наслаждаться пищей, алкоголем.
По окончании теста сложить количество положительных ответов.
До 5 баллов: человек-отшельник. Способен отрекаться, переносить трудности, максимально упрощая жизнь. Личность любит размышлять, умственные задания приносят удовольствие. Мало общается с незнакомыми людьми. Окружающие не понимают позиций, считают характер особы тяжелым. Друзей у них мало.
6-13: больше монах, чем гедонист. Если необходимо, человек легко справится с трудностями. Работящий, любит достигать целей, критичен. Личность редко переедает, не злоупотребляет алкоголем, боясь сорваться. Друзей мало, имеет постоянных собеседников.
14-19: больше гедонист, чем отшельник. Любит напиться, покушать, общаться с интересными людьми. Таким личностям необходимо жить плодотворно, правильно решая проблемы. Угроза — опуститься в бездонный гедонизм.
20-15: закоренелый гедонист. У человека много друзей, он продвинулся по карьерной лестнице, самосовершенствовался, но живет скотской жизнью. Он не способен само отрекаться, справляться с трудностями. В жизни немало ярких событий, но внутри душа пуста.
На вопросы отвечают быстро, не задумываясь.
Книги про гедонизм
Понятию уделяли внимание ученые, психологи и философы. Трактовка гедонизма встречается в произведениях художественного слова. Известные книги:
«Принципы этики» Д. Мур. Философ из Англии рассуждает о понятии, объясняет заблуждения – слияние удовольствия с способов его получения.
«Короли и капуста» О. Генри. Писатель выдумал страну, жители которой пытались себя развлечь.
«Мозг и удовольствия» Д. Линден. Описываются открытия в сфере нейробиологии, позволяющие взглянуть на получение блаженства.
«Портрет Д. Грея» О. Уайльда. Экранизированное произведение, демонстрирующее отрицательные проявления, последствия гедонизма.
«Год в Провансе» П. Мейл. Герой отказался от бизнеса, уехал во Францию, где ни в чем себе не отказывал.
Список книг можно бесконечно продолжать — они рассказывают об удовольствии, отсутствии страданий. Их стоит прочесть.
Декаданс—спад, понижение уровня произведений литературы. Декадентский гедонизм — утрата в рассказах ценностей общества — долг, супружеская верность, трудолюбие. Перечисленные гедонистические произведения были признаны шедеврами.
Лозунг «смысл бытия — гедонизм» существует тогда, когда наслаждение воодушевлено и подчинено нравственным ограничениям. Удовольствие не может быть положено в основу существования человека, поскольку оно сопровождается скукой.
Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.
Гедонизм — Википедия
Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.
История гедонистических учений
Гедонизм как чистая философия
Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.
Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.
Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.[1]
Научная дискуссия вокруг гедонизма
Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости. Чисто физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. В свою очередь, этический гедонизм является нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм), или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). Бентам разделял обе формы гедонизма. В частности, как психологический гедонист он писал:
Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.
Таким образом, Сидгвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма (психологический гедонизм) имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода.
Первый подход научной проверки психологического гедонизма состоит в том, чтобы использовать его как постулат для некоторой более широкой теории поведения людей и проверить, действительно ли они ведут себя так. Наиболее известный пример здесь — работы участников Австрийской экономической школы и других экономистов-маржиналистов: Карла Менгера, Вильфредо Парето, Людвига фон Мизеса и т. д. Эти авторы постулировали, что любой гражданин в своём экономическом поведении стремится к максимизации удовольствия, и именно исходя из этого принимает решения о покупке товара или вступлении в иные товарно-денежные отношения. Австрийская школа совершила революцию в мировой экономической мысли, некоторые её участники (в частности, Мизес) получили Нобелевские премии. Тем не менее, до сих пор сохраняются споры, можно ли считать успехи теорий перечисленных авторов доказательством гедонизма, или же они лишь опровергают ограниченный круг альтернативных учений.
Второй подход научной проверки психологического гедонизма состоит в исследовании нейромеханизмов мотивации человека и других животных с целью выявления единого стимула любого сознательного поведения. Психологический гедонизм верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит один и тот же конечный критерий принятия решения. Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой так называемых центров удовольствия. В 1954 году американские физиологи Олдс и Милнер показали, что электростимуляция некоторых центров мозга крыс и мышей может по сути напрямую управлять их поведением. Было показано, что животным нравится стимуляция этих центров, и даже если им самим предоставляется возможность замыкать электроды, они это делают безостановочно, отказываясь от еды и других необходимых действий.[2]
Дальнейшие исследования показали, что найденные учёными центры связаны с выделением таких нейромедиаторов как дофамин, серотонин и норадреналин, но они ответственны скорее за стимуляцию, нежели собственно за удовольствие. Аналогичные опыты на людях показали, что хотя у них и присутствует сильная мотивация стимулировать центры, они испытывают при этом не столько удовольствие, сколько азарт и предвкушение.[3] Однако в мозге были обнаружены другие центры (на этот раз, связанные с работой не катехоламинов (норадреналин и др), а опиоидов). В частности, Берриджем и Смитом было показано, что удовольствие можно надёжно вызывать, воздействуя на опиоидные мю-рецепторы в бледном шаре и прилежащем ядре.[4] Тем не менее, как признают сами авторы, само наличие этих центров тоже мало что доказывает, так как неясен дальнейший каскад событий после раздражения рецепторов.
В 2014 году Виктор Аргонов предложил набор постулатов, подтверждение которых могло бы строго означать научную проверку психологического гедонизма.[5] Он утверждает о необходимости поиска нейрокоррелята удовольствия — нейрофизиологического параметра, максимизация которого однозначно связана с любым волевым поведением. На сегодняшний день такой параметр неизвестен. Ни уровень катехоламинов, ни уровень опиоидов не могут претендовать на роль нейрокоррелята удовольствия. Скорее всего, работа этих нейромедиаторов является лишь промежуточным звеном в механизме появления удовольствия. Помимо нейромедиаторных, существуют и более фундаментальные гипотезы о нейрокорреляте удовольствия. Так, Карл Фристон считает, что поведение может быть сведено к минимизации информационной свободной энергии.[6] Согласно теории Владимира Швыркова, фундаментальной целью работы мозга является снабжение нейронов определёнными метаболитами.[7] Наконец, Сергей Мурик предполагает, что непосредственным нейрокоррелятом удовольствия является уровень поляризации мембран отдельных нейронов.[8][9] Такое обилие гипотез указывает, что наука пока далека от строгого определения нейрокоррелята удовольствия, если он вообще есть. Тем не менее, работы в этом направлении продолжаются. В итоге, по мнению Аргонова, наука должна найти фундаментальную мотивацию, которую невозможно перепрограммировать никакой модификацией мыслящей структуры. Если такая фундаментальная мотивация существует, то это, вероятно, и стоит считать доказательством психологического гедонизма.
Гедонизм и футурология
Современная футурология (главным образом, трансгуманисты) считает, что в будущем человек сможет менять структуру своего тела и искусственно изменять психику.[10][11][12] Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей и считает, что одним из магистральных направлений дальнейшей автоэволюции биосферы будет повышение счастья человека и, возможно, остальных чувствующих существ. Происходить этот процесс будет с помощью новейших технологий, включая прямое воздействие на мозг.
Наиболее известным представителем гедонистического трансгуманизма является британский философ Дэвид Пирс, автор книги «Гедонистический императив»[13]. В ней гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы. Дэвид Пирс является одним из основателей «Аболиционистского общества» (The Abolitionist Society)[14] — группы трансгуманистов, призывающих к прекращению страданий всех чувствующих живых существ посредством использования передовых биотехнологий. Сегодня Пирс призывает к использованию всех доступных средств для этих целей, включая сильнодействующие психотропные препараты. Он является последовательным сторонником легализации наркотиков и владеет рядом доменов со скандальными названиями, например, opioids.com, mdma.net и др. В частности, энтактоген MDMA (Экстази) он считает препаратом, показывающим человеку мир будущего, где будут побеждены психические болезни и насилие.
См. также
Примечания
- ↑ Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation. — London : T. Payne, 1789.
- ↑ Olds J., Milner P. (1954). «Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain». Journal of Comparative and Physiological Psychology 47: 419-427.
- ↑ Berridge K. C., Robinson T. E. (1998). «What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience?». Brain Research Reviews 28: 309–369.
- ↑ Smith K. S., Berridge K. C. (2007). «Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum». Journal of Neuroscience 27: 1594–1605.
- ↑ Argonov V. Yu. (2014). «The Pleasure Principle as a Tool for Scientific Forecasting of Human Self-Evolution». Journal of Evolution and thechnology 24: 63-78.
- ↑ Friston K. (2010). «The free-energy principle: A unified brain theory?». Nature Reviews Neuroscience 11: 127–138.
- ↑ Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — Москва : Издательство Института психологии РАН, 1995.
- ↑ Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций. — Иркутск : Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
- ↑ О природе эмоций, или Что чувствует амёба в горячей воде
- ↑ Bostrom N. (2005). «A history of transhumanist thought». Journal of Evolution and Technology 14: 1–25.
- ↑ Косарёв В. В. (1997). «Кто будет жить на земле в 21 веке?». Нева: 135–149.
- ↑ Аргонов В. Ю. (2008). «Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития?». Вопросы философии 12: 22-37.
- ↑ Pearce, David. The Hedonistic Imperative (англ.) (1995—2007). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
- ↑ The Abolitionist Society (англ.). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 2 декабря 2008 года.
Ссылки
что это такое, основные принципы, плюсы и минусы
Приветствую Вас, друзья!
Каждому из нас нравится заниматься приятными и интересными делами. Но мир не идеален, поэтому приходится идти на компромиссы, постоянно в чём-то себя ограничивать и заниматься скучными, не особо интересными делами. А что если полностью построить свою жизнь так, чтобы получать максимум приятных эмоций и по возможности избегать неприятных?
Впервые эту идею высказал древнегреческий ученый Аристипп, который пришёл к выводу, что смысл жизни заключается в получении удовольствия. Вокруг данного утверждения он построил целое направление в философии – гедонизм. Сегодня мы подробно разберемся в том, что такое гедонизм, узнаем основные принципы данного направления и какую пользу гедонизм принести в реальной жизни. Начнем.
Что такое гедонизм?
Данный термин имеет два значения:
- Философский (этический) гедонизм – это учение о том, что человек должен стремиться к получению удовольствия. При этом не следует отождествлять гедонизм с эгоизмом. Речь идёт о том, что общество должно быть построено так (и люди должны взаимодействовать между собой так), чтобы все были удовлетворены и испытывали минимум неудобств.
- Психологический (физиологический) гедонизм – естественное стремление человека увеличить количество удовольствий в своей жизни и уменьшить количество страданий. Данное явление считается главным (а иногда и единственным) мотивом для большинства человеческих поступков.
Во втором значении термин «гедонизм» используется редко, поэтому мы рассматриваем именно философский или этический гедонизм. Он в свою очередь может принимать одну из двух форм:
- гедонический эгоизм – стремление к собственному удовольствию;
- универсальный гедонизм (утилитаризм) – стремление к всеобщему удовольствию.
Этический гедонизм строится на убеждении, что весь смысл жизни человека определяется желанием получать удовлетворение от всего, что он делает. Ни одна из жизненных сфер не должна причинять дискомфорта. Человек должен любить свою работу и получать от неё удовольствие, рядом должны быть приятные ему люди, у него должны быть интересные увлечения. При этом все неприятные явления следует полностью исключить.
Основная идея гедонизма заключается в том, что нужно прожить приятную для себя жизнь, наполненную положительными эмоциями и увлекательными занятиями, при этом в ней не должно быть страданий.
Как проявляется гедонизм?
В гедонизме рассматриваются все виды удовольствий, доступные человеку: вкусная еда, секс, хобби, приятное общение, употребление алкоголя и прочее. У большинства людей удовольствие ассоциируется с различными физическими наслаждениями, но гедонизм подразумевает также получение эстетического и морального наслаждения. Это может быть удовольствие от созерцания живописного ландшафта, радость от бескорыстно оказанной помощи или чувство удовлетворенности от хорошо проделанной работы.
Гедонизм подразумевает не только выбор занятий, доставляющих удовольствие, но и отказ от всего, что причиняет дискомфорт. И вторую часть большинству людей понять гораздо сложнее. Многие из нас постоянно занимаются не приносящими радости делами, от которых можно было бы полностью отказаться. Иногда мы просто не можем отличить настоящее удовольствие от навязанного. В таких ситуациях нам кажется, что мы отдыхаем, хорошо проводим время с друзьями, а на самом деле мы пребываем в сильном напряжении.
Наверняка и у вас бывали ситуации, когда вы соглашались поучаствовать в каком-то «развлекательном» мероприятии, несмотря на отсутствие желания. Например, друзья пригласили в клуб, и вы не смогли отказать, поэтому весь вечер провели в дискомфортной для себя обстановке. Формально такое времяпровождение считается отдыхом, но на практике оно может утомить сильнее, чем самая сложная работа. Поэтому умение говорить «Нет!» – один из важнейших навыков гедониста.
Сложно найти двух человек с одинаковыми интересами и желаниями, поэтому гедонизм у всех проявляется по-разному. Главное – уметь выделять для себя дела, которые доставляют истинное удовольствие и не причиняют неудобств. Гедонистом можно назвать человека, который «прожигает» жизнь, всячески развлекается, выпивает с друзьями, живёт сегодняшним днём и не думает о завтрашнем. Точно так же гедонистом является успешный бизнесмен, который находит удовольствие в том, чтобы посвящать всё свободное время работе и строить подробные планы на годы вперёд.
Принципы гедонизма
Для полного понимания того, что такое гедонизм, достаточно знать один основополагающий принцип данного учения – нужно жить в своё удовольствие, избегая страданий. Всё остальное – индивидуально, ведь каждый человек находит удовольствие в разных вещах.
При этом существуют определенные факторы, влияющие на количество и качество эмоций, которые нам доставляют любимые занятия. Если хотите получать больше удовольствия от жизни, запомните эти принципы и учитывайте их, когда строите планы.
- Завышенные ожидания приводят к разочарованию даже при положительном результате. А приятные сюрпризы на фоне заниженных ожиданий радуют вдвойне. Поэтому, планируя любые приятные занятия, не следует переоценивать перспективы. Лучше продумать более скромный сценарий, а потом получить больше удовольствия за счёт неожиданных радостных событий.
- Гарантированные маленькие радости могут сгладить разочарование. Поэтому их всегда желательно включать в свои планы на случай, если не сбудутся какие-то важные ожидания.
- Нельзя перебарщивать с любимыми удовольствиями. Предположим, вы попробовали новые конфеты с необычной начинкой и решили, что отныне это ваше любимое лакомство. Так и будет, если вы будете изредка баловать себя ими. Но если вы начнёте покупать эти конфеты каждый день, то вскоре потеряете к ним интерес и лишитесь данного удовольствия.
- Наслаждение от определенного занятия сильно зависит от подхода к нему. В пример можно привести вино. Кто-то пьёт его маленькими глотками, стараясь прочувствовать каждую нотку его вкуса и рассматривая узоры, которые оно оставляет на стекле бокала. А кто-то выпивает практически залпом в качестве аперитива. Нельзя сказать, что второй человек делает это совсем уж без удовольствия, но уровень наслаждения совсем другой.
- Сила удовольствия зависит от обстановки и совмещения с другими приятными обстоятельствами. К примеру, шашлык приятнее есть на природе, даже если в вашем любимом кафе его готовят намного вкуснее. И даже секс может быть гораздо приятнее, если ему предшествует романтический ужин или другие «особенные» события.
Разумеется, следование принципам гедонизма подразумевает не только поиск удовольствий, но и избегание дискомфорта. Поэтому всегда заранее думайте о том, действительно ли вы хотите заниматься тем, что планируете. Желательно также спрашивать об этом у окружающих, ведь гедонизм подразумевает, что хорошо всем, а не только вам. И не забывайте, что нет ничего плохого в том, чтобы отказаться от неинтересного времяпровождения, предложенного друзьями.
История развития гедонизма
Основал данное учение древнегреческий философ Аристипп (V – IV вв. до н. э.). Он считал, что у человеческой души есть два основных состояния: удовольствие и страдание. По его мнению, между разными видами этих двух чувств нет особой разницы, и меняется только их интенсивность. Аристипп заложил основной принцип гедонизма: получать максимум удовольствий от жизни, избегая страданий.
Эпикур (IV — III вв. до н. э.) считал, что человек должен прожить «удавшуюся» жизнь, а важнейшим показателем удавшейся жизни он считал отсутствие страданий и несчастий. В понимании Эпикура, счастливый человек – это тот, кому не приходится заниматься неприятными делами. При этом он не придавал большого значения изысканным удовольствиям и роскоши, считая, что наиболее важными являются простые и доступные блага: личное счастье и крепкая дружба.
Английский философ Генри Сиджвик (1838-1900) по-своему определял, что такое гедонизм. Он разделил это понятие на два: «этический гедонизм» и «психологический гедонизм» (мы рассматривали их выше). Первый термин используется для обозначения классического философского гедонизма, каким его описывал Аристипп. Второй подразумевает заложенное в нашей психике стремление к удовольствиям и избегание страданий.
Плюсы и минусы гедонизма
Гедонизм – это система принципов, направленная на то, чтобы повысить уровень счастья каждого человека в отдельности и человечества в целом. С этой точки зрения его пользу можно считать неоспоримой. Так же, плюсы гедонизма проявляются в следующем:
- Получение удовольствия снижает уровень стресса, способствует расслаблению и хорошему отдыху. Это позволяет продуктивнее работать, избегая эмоционального выгорания, и быть эффективнее во всех делах.
- Стороннику гедонизма свойственно думать не только о своих интересах, но и о чужих. Поэтому рядом с таким человеком всегда комфортно.
- Гедонисты не накапливают негатив. Благодаря этому они не склонны к токсичности и практически никогда не ссорятся с близкими.
- Экспериментально установлено, что регулярное получение удовольствия повышает креативность и другие когнитивные способности. Улучшается даже физическое здоровье, поэтому жизнь гедониста становится более приятной во всех отношениях.
Имеются у гедонизма и некоторые недостатки:
- Ослабление вкуса к наслаждениям. Если в жизни человека много удовольствий, ему становится сложнее радоваться повседневным мелочам.
- Праздность. Иногда возникают ситуации, когда действительно стоит поработать несколько дней по вечерам, чтобы «сделать рывок» и привлечь в свою жизнь позитивные перемены. Гедонизм же учит всегда заниматься тем, чем хочется, а не тем, чем нужно.
- Вред здоровью. Данное учение никак не ограничивает человека и поощряет все действия, приносящие удовольствие. В их числе могут оказаться и вредные привычки.
Заключение
Гедонизм – это учение, в основе которого лежит красивая и жизнеутверждающая идея: каждый человек должен прожить счастливую жизнь, получив максимум удовольствия и испытав минимум страданий. Разумеется, не нужно воспринимать эту идею слишком буквально, думая, что счастливо жить можно, только если у тебя есть яхта, плавающая где-нибудь в средиземном море.
Суть гедонизма не в том, чтобы получать какие-то излишества, а в том, чтобы каждый день делать правильный выбор. Нужно выбирать то, что нравится, отказываясь от всего остального. Нам каждый день приходится принимать решения разного масштаба, и гедонизм просто подсказывает нам, какие варианты нужно предпочитать, а какие – сразу же отметать.
Гедонизм — Википедия. Что такое Гедонизм
Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.
История гедонистических учений
Гедонизм как чистая философия
Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.
Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.
Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.[1]
Научная дискуссия вокруг гедонизма
Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости. Чисто физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. В свою очередь, этический гедонизм является нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм), или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). Бентам разделял обе формы гедонизма. В частности, как психологический гедонист он писал:
Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.
Таким образом, Сидгвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма (психологический гедонизм) имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода.
Первый подход научной проверки психологического гедонизма состоит в том, чтобы использовать его как постулат для некоторой более широкой теории поведения людей и проверить, действительно ли они ведут себя так. Наиболее известный пример здесь — работы участников Австрийской экономической школы и других экономистов-маржиналистов: Карла Менгера, Вильфредо Парето, Людвига фон Мизеса и т. д. Эти авторы постулировали, что любой гражданин в своём экономическом поведении стремится к максимизации удовольствия, и именно исходя из этого принимает решения о покупке товара или вступлении в иные товарно-денежные отношения. Австрийская школа совершила революцию в мировой экономической мысли, некоторые её участники (в частности, Мизес) получили Нобелевские премии. Тем не менее, до сих пор сохраняются споры, можно ли считать успехи теорий перечисленных авторов доказательством гедонизма, или же они лишь опровергают ограниченный круг альтернативных учений.
Второй подход научной проверки психологического гедонизма состоит в исследовании нейромеханизмов мотивации человека и других животных с целью выявления единого стимула любого сознательного поведения. Психологический гедонизм верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит один и тот же конечный критерий принятия решения. Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой так называемых центров удовольствия. В 1954 году американские физиологи Олдс и Милнер показали, что электростимуляция некоторых центров мозга крыс и мышей может по сути напрямую управлять их поведением. Было показано, что животным нравится стимуляция этих центров, и даже если им самим предоставляется возможность замыкать электроды, они это делают безостановочно, отказываясь от еды и других необходимых действий.[2]
Дальнейшие исследования показали, что найденные учёными центры связаны с выделением таких нейромедиаторов как дофамин, серотонин и норадреналин, но они ответственны скорее за стимуляцию, нежели собственно за удовольствие. Аналогичные опыты на людях показали, что хотя у них и присутствует сильная мотивация стимулировать центры, они испытывают при этом не столько удовольствие, сколько азарт и предвкушение.[3] Однако в мозге были обнаружены другие центры (на этот раз, связанные с работой не катехоламинов (норадреналин и др), а опиоидов). В частности, Берриджем и Смитом было показано, что удовольствие можно надёжно вызывать, воздействуя на опиоидные мю-рецепторы в бледном шаре и прилежащем ядре.[4] Тем не менее, как признают сами авторы, само наличие этих центров тоже мало что доказывает, так как неясен дальнейший каскад событий после раздражения рецепторов.
В 2014 году Виктор Аргонов предложил набор постулатов, подтверждение которых могло бы строго означать научную проверку психологического гедонизма.[5] Он утверждает о необходимости поиска нейрокоррелята удовольствия — нейрофизиологического параметра, максимизация которого однозначно связана с любым волевым поведением. На сегодняшний день такой параметр неизвестен. Ни уровень катехоламинов, ни уровень опиоидов не могут претендовать на роль нейрокоррелята удовольствия. Скорее всего, работа этих нейромедиаторов является лишь промежуточным звеном в механизме появления удовольствия. Помимо нейромедиаторных, существуют и более фундаментальные гипотезы о нейрокорреляте удовольствия. Так, Карл Фристон считает, что поведение может быть сведено к минимизации информационной свободной энергии.[6] Согласно теории Владимира Швыркова, фундаментальной целью работы мозга является снабжение нейронов определёнными метаболитами.[7] Наконец, Сергей Мурик предполагает, что непосредственным нейрокоррелятом удовольствия является уровень поляризации мембран отдельных нейронов.[8][9] Такое обилие гипотез указывает, что наука пока далека от строгого определения нейрокоррелята удовольствия, если он вообще есть. Тем не менее, работы в этом направлении продолжаются. В итоге, по мнению Аргонова, наука должна найти фундаментальную мотивацию, которую невозможно перепрограммировать никакой модификацией мыслящей структуры. Если такая фундаментальная мотивация существует, то это, вероятно, и стоит считать доказательством психологического гедонизма.
Гедонизм и футурология
Современная футурология (главным образом, трансгуманисты) считает, что в будущем человек сможет менять структуру своего тела и искусственно изменять психику.[10][11][12] Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей и считает, что одним из магистральных направлений дальнейшей автоэволюции биосферы будет повышение счастья человека и, возможно, остальных чувствующих существ. Происходить этот процесс будет с помощью новейших технологий, включая прямое воздействие на мозг.
Наиболее известным представителем гедонистического трансгуманизма является британский философ Дэвид Пирс, автор книги «Гедонистический императив»[13]. В ней гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы. Дэвид Пирс является одним из основателей «Аболиционистского общества» (The Abolitionist Society)[14] — группы трансгуманистов, призывающих к прекращению страданий всех чувствующих живых существ посредством использования передовых биотехнологий. Сегодня Пирс призывает к использованию всех доступных средств для этих целей, включая сильнодействующие психотропные препараты. Он является последовательным сторонником легализации наркотиков и владеет рядом доменов со скандальными названиями, например, opioids.com, mdma.net и др. В частности, энтактоген MDMA (Экстази) он считает препаратом, показывающим человеку мир будущего, где будут побеждены психические болезни и насилие.
См. также
Примечания
- ↑ Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation. — London : T. Payne, 1789.
- ↑ Olds J., Milner P. (1954). «Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain». Journal of Comparative and Physiological Psychology 47: 419-427.
- ↑ Berridge K. C., Robinson T. E. (1998). «What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience?». Brain Research Reviews 28: 309–369.
- ↑ Smith K. S., Berridge K. C. (2007). «Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum». Journal of Neuroscience 27: 1594–1605.
- ↑ Argonov V. Yu. (2014). «The Pleasure Principle as a Tool for Scientific Forecasting of Human Self-Evolution». Journal of Evolution and thechnology 24: 63-78.
- ↑ Friston K. (2010). «The free-energy principle: A unified brain theory?». Nature Reviews Neuroscience 11: 127–138.
- ↑ Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — Москва : Издательство Института психологии РАН, 1995.
- ↑ Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций. — Иркутск : Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
- ↑ О природе эмоций, или Что чувствует амёба в горячей воде
- ↑ Bostrom N. (2005). «A history of transhumanist thought». Journal of Evolution and Technology 14: 1–25.
- ↑ Косарёв В. В. (1997). «Кто будет жить на земле в 21 веке?». Нева: 135–149.
- ↑ Аргонов В. Ю. (2008). «Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития?». Вопросы философии 12: 22-37.
- ↑ Pearce, David. The Hedonistic Imperative (англ.) (1995—2007). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
- ↑ The Abolitionist Society (англ.). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 2 декабря 2008 года.
Ссылки
Что такое Гедонизм
Гедонизм – это философское течение, суть которого заключается в том, что удовольствие является наиболее важным стремлением человечества. Термин происходит от греческого «Hedone» и в прямом смысле значит – удовольствие.
Что такое ГЕДОНИЗМ — значение, определение простыми словами.
Простыми словами, гедонисты считают, что смысл жизни и величайшее благо для человека заключается в получении удовольствия. А злом являются любые проявления боли и страданий.
Гедонизм и общество.
Как правило, гедонизм предполагает индивидуальную позицию человека, неразрывно связанную с эгоизмом. Что означает стремление каждого человека искать свое собственное благо во всех сферах жизнедеятельности.
Более развитой и альтруистичной формой гедонизма является – утилитаризм. В данной концепции заложены принципы всеобщего блага. Моральная ценность любого действия, определяется вкладом в общую полезность по отношению к умножению блага для всего общества.
Гедонизм с точки зрения психологии.
С точки зрения психологии, люди изначально построены таким образом, что бы желать исключительно удовольствие во всех проявлениях. Это является абсолютно нормальной и здоровой чертой любого индивидуума.
Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми:
VK
Значение слова «гедонизм»
Гедонизм
(от греч. hedone — наслаждение)
1. тип этических учений, в которых все моральные определения (понятия добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). Как тип этического учения Г. берёт начало от Аристиппа Киренского. В учениях киренаиков Г. складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность Г. как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой Г. утверждал самоценность личности, в нём очевидны гуманистические черты (вполне проявившиеся в учениях эпикуреизма, эвдемонизма, утилитаризма), с другой стороны, в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является высшей ценностью и его получение допустимо любыми средствами, Г. оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Критикуя Г., Аристотель высказал следующие аргументы:
а) удовольствие само по себе не есть собственно благо,
б) не всякое удовольствие достойно избрания,
в) существуют некоторые удовольствия, достойные избрания сами по себе, различающиеся при этом видом или источником.
Это положение предопределило ту модуляцию в аргументации Г., которая получила развитие в эвдемонизме. Таков Г. Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души (см. Эпикуреизм). В христианской средневековой традиции идеям Г. не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников. В новоевропейской мысли 17-18 вв. идеи Г., с одной стороны, оказываются воплощёнными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм, К.А. Гельвеций), и эта традиция находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, а с другой — со временем перемещаются в контексты рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом, которые, в конечном счёте, привели к кризису Г. как философского мировоззрения. К. Маркс, З. Фрейд и другие с разных позиций сформулировали относительно наслаждения как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа положения, концептуально оформившие этот кризис. В марксизме — в порядке социально-философской критики Г. — было показано, что не наслаждения и страдания определяют деятельность человека, которая носит социальный характер, а, наоборот, социальные связи человека, в рамках которых разворачивается его деятельность, задают способ и содержание наслаждений. Фрейд с психологической точки зрения показал, что удовольствие, будучи исходным, не может быть универсальным принципом поведения общественного индивида. В свете такой критики Г. уже не мог восприниматься как теоретически серьёзный и достоверный этический принцип. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, например психологии или теории потребления.
2. Система нравственных установок, согласно которым добро есть наслаждение, а зло — страдание.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 50)
этико-психологическое учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности, основным мотивом ее поведения. Преобладание гедонистских наклонностей человека является нежелательным при профессиональном отборе в пед. учебные заведения.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 27)
Эти примеры взяты из Кембриджского английского корпуса и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не соответствуют мнению редакторов Cambridge Dictionary или издательства Cambridge University Press или его лицензиаров.
Больше примеров Меньше примеров
Может показаться очевидным, что гедонизм не может быть формой плюрализма.Эта идея качественного превосходства порождает нестандартную «плюралистическую» версию гедонизма . В настоящее время предположение составляет чуть больше, чем утверждение, что гедонизм является неправильным.Если вы принимаете общий гедонизм , вы должны либо принять отвратительный вывод, либо альтернативно отрицать утилитаризм. Три общих утверждения, касающихся правильной интерпретации гедонизма , могут быть получены из моих аргументов до сих пор, если предположить, что это правильно.По сути, он делит эти возражения на два класса: те, которые нацелены на конквенциализм, и те, которые нацелены на , гедонизм . В конце книги он включает в себя подраздел (242-3), в котором критикуется личный гедонизм .Кроме того, общий гедонизм дает нам не только нейтральный уровень, но и неопределенный. Но его третий аргумент против общего гедонизма зависит именно от этого утверждения.Второй вариант не лучше для гедонизма . ,I. Определение
Гедонизм — это философия удовольствия. Это значит делать то, что приносит вам наибольшее удовольствие, независимо от других эффектов.
На первый взгляд гедонизм кажется довольно простым; просто делай что хочешь! Ешь, что хочешь, относись к людям грубо, валяйся в постели весь день! Но все не так просто. Философы говорят о парадоксе гедонизма , который относится к тому, как удовольствие, кажется, портится через некоторое время.
Пример
Если вы когда-либо съели слишком много конфет за один раз, вы знаете, как это работает. Вы можете наслаждаться конфетами в то время, но вскоре после того, как у вас начнутся сильные боли в животе, и в конечном итоге ваши зубы сгниют.
Оказывается, «гедонистическое» поведение в конечном итоге принесет вам больше боли, чем удовольствия! Чтобы выйти из парадокса гедонизма, философы предложили всевозможные методы максимизации счастья в долгосрочной перспективе.Эти методы иногда контрастируют с чистым гедонизмом , который преследует удовольствие от момента к моменту, не обращая внимания на будущее.
II. Знаменитые цитаты о гедонизме
Цитата 1
«Ошибочно… полагать, что общественность хочет защитить окружающую среду или спасти свою жизнь и что она будет благодарна любому идеалисту, который будет бороться за такие цели , То, что хочет общественность, это их собственный индивидуальный комфорт.”(Исаак Азимов, Сами Боги )
Великий писатель-фантаст Исаак Азимов вложил эту строчку в уста одного из своих персонажей. Это не совсем аргумент в пользу гедонизма; он утверждает, что гедонизм — это все, что мотивирует большинство людей. Персонаж говорит, что большинство людей руководствуется своим собственным удовольствием, и их нельзя убедить пожертвовать этим удовольствием ради каких-либо более высоких целей. Это психологический гедонизм (см. Раздел 7).
Цитата 2
«Многие из нас стремятся к удовольствию с такой бездыханной спешкой, что мы спешим пройти мимо.”(Søren Kierkegaard)
Датский христианский философ Сёрен Kierkegaard выдвинул несколько замечательных аргументов в пользу веры в то время (в конце 1800-х годов), когда философ был очень немодным способом мыслить! Но на версию христианства Кьеркегора повлияли многие другие философии и религии, в частности буддизм (хотя ученые расходятся во мнениях о том, насколько это повлияло на него и насколько сходство является совпадением). В этой цитате он делает довольно буддийское утверждение; что истинное удовольствие приходит не от гедонизма, а от душевного спокойствия.
III. Гедонизм против аскетизма
Аскетизм является своего рода противоположностью гедонизма. Там, где гедонизм — это стремление к удовольствию, аскетизм — это почти без удовольствия e. Для аскета потворство удовольствиям является своего рода слабостью и отвлечением, которые мешали бы им соответствовать своим духовным ценностям и достигать своих духовных целей — обычно быть самоотверженными, без желаний, достигать высших уровней медитации и чисто служить другим.Они избегают этих ловушек на своем духовном пути, отказывая себе даже в обычных удовольствиях тела, таких как хорошая еда, одежда, а иногда даже укрытие. Вместо этого они живут как можно меньше и простой пищей, одеваются в любую одежду, которая им принадлежит (обычно в тряпки), и живут простой жизнью с суровой дисциплиной.
Аскетизм встречается почти во всех религиозных традициях, где монахи, паломники или садху учат себя жить без лишних физических удобств.Тем не менее, следует сказать, что те, кто следует аскетическому пути, часто утверждают, что в конечном итоге он приносит им некое блаженство, которое никогда не может испытать тот, кто занимается физическими удовольствиями. «Сиддхарта » Германа Гессе, один из самых известных и интересных романов о духовности, который нравится большинству молодых людей, рассказывает историю индусского мальчика, созданного по образцу Будды, который проводит часть своей жизни как аскет, а часть как гедонист, и в конце концов достигает своего рода просветления.
IV. Гедонизм против альтруизма
Альтруист — это тот, кто ставит каждого из счастья и благополучия других выше их собственного. Альтруизм — это высшая форма щедрости и доброты. Женщина, отдающая свой последний доллар в приют для бездомных, является примером крайнего альтруиста. Тем не менее, вы все еще можете называть себя альтруистом, не причиняя вреда себе; Вы просто должны делать что-то для других людей, не ожидая вознаграждения за себя.
Альтруизм часто противопоставляется гедонизму по очевидным причинам. Многие люди считают, что гедонизм — это против альтруизма. Однако альтруизм и гедонизм отличаются только тем, что мое счастье отличается от ваше счастье . Многие философские и религиозные традиции утверждают, что это не так — что самая большая радость в жизни — это приносить радость другим, и что мое благополучие в конечном итоге зависит от вашего благополучия.Если это правда, то конечный гедонист также будет абсолютным альтруистом! Эта идея является центральной для многих религий, особенно буддизма.
V. История и значение гедонизма
В греческий и римский период гедонизм был популярен, но спорен; многие греки поклонялись богу по имени Дионис, бог вина и удовольствия. Его фестивали были сумасшедшими гедонистическими вечеринками с большим количеством выпивки, переедания и безрассудного поведения. Традиционные религиозные власти допускали и в некоторых случаях поощряли такого рода гедонизм.Это даже сыграло свою роль в философии: одно из самых известных произведений Платона посвящено дикой пьяной вечеринке, где все лучшие философы собираются, чтобы обсудить удовольствия любви.
В философии поздней Римской империи господствовал стоицизм, философия со сложным отношением к гедонизму. Стоиков обычно считают противоположными гедонистам. Они выступали за строгую дисциплину и контроль над эмоциями; они были несколько аскетов. Но они также верили, что нужно тренировать свой разум, чтобы получать удовольствие от здорового и нравственного поведения.Это сильно напоминает буддизм, и многие историки считают, что на стоицизм повлиял греческий контакт с буддистами в том, что сейчас является Пакистаном, где в то время правил буддизм.
Христианство изменило отношение к гедонизму, поскольку исторически христиане крайне критично относились к поиску удовольствий. Христиане верят, что Адам и Ева жили в Эдеме в радостной жизни, но из-за их Первородного греха мы все должны страдать; и поэтому кощунственно искать удовольствия за счет нашей ответственности перед Богом.
Христианский аскетизм доминировал в философии на протяжении большей части европейской истории (темные века), но все меньше и меньше следовал за Просвещением. Примерно в начале 1800-х годов несколько британских философов изобрели утилитаризм, который рекомендует создавать максимально возможное количество счастья для как можно большего числа людей. Важной идеей здесь является то, что счастье, а не воля Бога, должно определять, что люди делают.
Сегодня некоторые говорят больше, чем когда-либо прежде, существует много конфликтов между теми, кто твердо верит в ту или иную религию или вообще не верит, и гедонизм во многом связан с этим.Очевидно, что наша современная жизнь в целом более гедонистична, чем когда-либо прежде; большинство людей в мире даже не смогли получить удовольствие, как это делают большинство сейчас, вплоть до последних нескольких десятилетий! Те, кто выступают за различные религии, включая христианство, иудаизм, ислам, индуизм и буддизм, утверждают, что наша современная жизнь слишком ориентирована на удовольствие: мы покупаем дорогую одежду, едим дорогую еду, проводим время в ночных клубах и смотрим телевизор, пренебрегая нашей духовной жизнью. В зависимости от религии они утверждают, что гедонизм греховен или просто вреден для нас.
Очень важно иметь в виду, что удовольствия и счастья — это не одно и то же. Буддисты и другие отмечают, что, несмотря на все наши покупки, еду и питье, мы не счастливы! Уровень самоубийств растет во всем мире, и такие проблемы, как депрессия и алкоголизм, широко распространены. Они утверждают, что мы будем счастливее, если будем жить проще, менее материалистично.
VI. Гедонизм в народной культуре
Пример 1
На Футурама есть персонаж по имени Гедонизм-бот.Персонаж всегда полулежит на диване, его кормят виноградом или его теплый шоколад окропляет его тело из чистого золота. У шоу также есть Бендер, невероятно гедонистический робот, который любит сигары, ликер, жестокие шалости и всевозможные непристойные поступки. Авторы шоу взяли знакомый образ роботов (скучные, предсказуемые, самоотверженные автоматы) и перевернули его, изображая роботов как гедонистов.
Пример 2
В играх Sims 2 вы создаете персонажей с такими стремлениями, как богатство, семья или знания.Один из вариантов — удовольствие ; Эти персонажи просто хотят поиграть, потанцевать и повеселиться! Они идеальные гедонисты. К сожалению, как и все мы, им обычно приходится идти на работу, чтобы заработать достаточно денег, чтобы заплатить за свои приятные привычки.
Пример 3
Тимон и Пумба из Король Лев — главные гедонисты, когда мы впервые встречаемся с ними. Они бродят по джунглям, едят, спят, поют и хорошо проводят время.В то время, когда он тусуется с Тимоном и Пумба, Симба забывает о своем доме и обязанностях и полностью предается гедонизму.
VII. Противоречия
Психологический гедонизм
Британский философ Джереми Бентам утверждал, что каждый — гедонист, независимо от того, верят они этому или нет. Бентам утверждал, что все люди в основном делают все, что, по их мнению, доставит им удовольствие.
Пример:
Когда вы выбираете пончик с желе, это потому, что вы думаете, что он сделает вас счастливым.Но когда вы выбираете салат вместо этого, это также потому, что вы думаете, что он сделает вас счастливым.
Согласно Бентаму, разница не в «выборе удовольствия», а в «выборе здоровья», а скорее в том, чтобы решить, какая из двух вещей принесет вам больше удовольствия. Это называется «психологический гедонизм». Однако критики могут утверждать, что этот пример смешивает счастье с удовольствием.
Основная критика психологического гедонизма в том, что его определение «удовольствия» слишком широкое.Конечно, скажут критики, мы можем определить удовольствие таким образом, что все решения принимаются для удовольствия. Но тогда понятие «удовольствие» становится настолько широким, что оно в основном бессмысленно. Под «удовольствием» мы обычно подразумеваем нечто более поверхностное, чем счастье, поэтому философы должны использовать это определение также. Критики Бентама утверждают, что его теория больше основана на семантике (значение слов), чем психологии .
.гедонизм | Философия и определение
Гедонизм , в этике, общий термин для всех теорий поведения, в которых критерием является удовольствие того или иного рода. Слово происходит от греческого hedone («удовольствие»), от hedys («сладкое» или «приятное»).
Чиро Ферри: Триумф Бахуса Триумф Бахуса , холст, масло Чиро Ферри, 17 век. 141 × 205,7 см В частной коллекцииГедонистические теории поведения были проведены с самых ранних времен.Их критики регулярно искажали из-за простого заблуждения, а именно предположения о том, что удовольствие, поддерживаемое гедонистом, обязательно имеет чисто физическое происхождение. Это предположение в большинстве случаев является полным извращением истины. Практически все гедонисты признают существование удовольствий, полученных от славы и репутации, от дружбы и сочувствия, от знаний и искусства. Большинство из них настаивают на том, чтобы физические удовольствия были не только эфемерными сами по себе, но и включали в себя, либо как предшествующие условия, либо как последствия, такие боли, чтобы сбрасывать со счетов любую большую интенсивность, которую они могут испытывать, пока они существуют.
Вакханал Андрианцев , холст, масло Тициана, в. 1523–26; в Прадо, Мадрид. Предоставлено Archivo Mas, БарселонаСамая ранняя и наиболее экстремальная форма гедонизма — это киренаика, заявленная Аристиппом, который утверждал, что цель хорошей жизни должна быть разумным наслаждением момента. Поскольку, как утверждал Протагор, знание — это только мгновенные ощущения, бесполезно пытаться рассчитывать будущие удовольствия и уравновешивать боли против них.Истинное искусство жизни — собирать как можно больше удовольствия в каждый момент.
Ни одна школа не подверглась такому заблуждению, как эпикурейцы. Эпикурейство полностью отличается от киренаизма. Для Эпикура наслаждение действительно было высшим благом, но на его интерпретацию этого принципа оказало глубокое влияние сократическая доктрина благоразумия и аристотелевская концепция лучшей жизни. Истинный гедонист стремился бы к жизни вечного удовольствия, но это было бы возможно только под руководством разума.Самоконтроль в выборе и ограничении удовольствий с целью уменьшения боли до минимума был необходим. Эта точка зрения проинформировала эпикурейскую максиму: «Из всего этого начало и величайшее благо — благоразумие». Эта негативная сторона эпикурейства развивалась до такой степени, что некоторые члены школы находили идеальную жизнь скорее в безразличии к боли, чем в позитивном наслаждении.
Эпикур Эпикур, бронзовый бюст с греческого оригинала, ок. 280–270 лет до н.э .; в Национальном музее археологии, Неаполь. Предоставлено Soprintendenza alle Antichita della Campania, Неаполь Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняВ конце 18 века Джереми Бентам возродил гедонизм как психологическую и моральную теорию под эгидой утилитаризма. У людей нет цели, кроме самого большого удовольствия, поэтому каждый человек должен стремиться к самому большому удовольствию. Казалось бы, следует, что каждый человек неизбежно всегда делает то, что он или она должны.Бентам неоднократно искал решение этого парадокса в двух несовместимых направлениях. Иногда он говорит, что действие, которое совершает один, является действием, которое считает, что доставит наибольшее удовольствие, тогда как действие, которое следует совершить, — это действие, которое действительно принесет наибольшее удовольствие. Короче говоря, расчет — это спасение, а грех — близорукость. В качестве альтернативы он предлагает, чтобы поступок, который совершается, приносил наибольшее удовольствие, тогда как поступок, который следует совершать, — это то, что доставляло бы всем пострадавшим наибольшее удовольствие.
Джереми Бентам. © Photos.com/ThinkstockПсихологическая доктрина о том, что единственной целью человека является удовольствие, была эффективно атакована Джозефом Батлером. Он указал, что у каждого желания есть свой конкретный объект, и это удовольствие становится желанным дополнением или бонусом, когда желание достигает своей цели. Отсюда и парадокс, что лучший способ получить удовольствие — это забыть его и от всего сердца преследовать другие предметы. Батлер, однако, зашел слишком далеко, утверждая, что удовольствие не может считаться целью.Обычно, действительно, когда человек голоден, любопытен или одинок, возникает желание поесть, узнать или иметь компанию. Это не желания удовольствий. Можно также есть сладости, когда не голоден, ради удовольствия, которое они дают.
Джозеф Батлер, деталь с гравюры Т.А. Дин, 1848, по портрету Джона Вандербанка. BBC Hulton Picture LibraryМоральный гедонизм подвергся нападкам со времен Сократа, хотя моралисты иногда доходили до крайности, утверждая, что люди никогда не обязаны приносить удовольствие.Может показаться странным сказать, что человек обязан стремиться к удовольствию, но удовольствия других, безусловно, считаются одним из факторов, имеющих отношение к принятию морального решения. Одна особая критика, которая может быть добавлена к тем, кого обычно призывают против гедонистов, заключается в том, что, хотя они утверждают, что упрощают этические проблемы, вводя единый стандарт, а именно удовольствие, на самом деле они имеют двойной стандарт. Как сказал Бентам: «Природа поставила человечество под контроль двух суверенных господ — боли и удовольствия.«Гедонисты склонны относиться к удовольствию и боли, как если бы они были, подобно жаре и холоду, градусами по одной шкале, когда они действительно отличаются по своему виду.
.