Определение я концепция: Я-концепция — Википедия – концепция — это… Что такое Я-концепция?

Автор: | 12.05.2019

Компоненты «я – концепции»

1) познавательный компонент / когнитивный компонент – «образ Я», яв-

ляется представлением человека о своих знаниях, умениях, навыках, спо-

собностях, качествах, ресурсах и возможностях;

2) эмоциональный компонент / эмоционально – ценностный компонент

включает эмоциональные пережива­ния человека по поводу собственной

личности и ее статуса в обществе;

3) оценочно-волевой компонент / поведенческий компонент отвечает за

стремление человека к самореализации, самоактуализации и к поддержа-

нию само­уважения.

Формирование «Я концепции» начинается с момента рождения ребенка, когда ребенок начинает различать соб­ственные внутренние ощущения и ощущения, вызванные посто­ронними предметами, но основные элементы в

«Я концепцию» закла­дываются в подростковом и юношеском возрасте.

«Я концепция» может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрица­тельной. Она может неверно отражать реальность, быть вымыш­ленной и искаженной, идеальной.

То, что не согласуется с «Я концепцией» человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. От гар­монии идеального и реального «Я» человека зависят степень его удовлетворенности жизнью, осознание себя счастливым или не­счастным, целостная картина самосознания.

Виды «я – концепции»

1) материальное «я» это образ тела конкретного человека;

2) актуальное психологическое «я» это то, о чем человек дума­ет, когда

думает о себе;

3) «я» как мышление и эмоциональный процесс это «поток со­знания»;

4) социальное «я» это образ человека в глазах общества;

5) идеальное «я» это то, каким человек, по его мнению, должен быть, ори-

ентируясь на моральные нормы, принятые в данном обществе;

6) реальное «я» это представление человека о себе в настоящем времени;

7) динамическое «я» это то, каким субъект намерен стать;

8) фантастическое «я» это то, каким субъект желал бы стать, если бы это

оказалось возможным [7].

Самооценка элемент самосознания как некоторая ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качес­твам.

Самооценка является результатом постоянного сравнения актуального «я» и идеального «я».

Идентификация и рефлексия

Идентификация – уподобление, отождествление себя с кем или чем-либо.

Первичная идентификация – это идентификация ребенка сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признаёт своим.

Вторичная идентификация – идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

Согласно теории

3. Фрейда, ребенок в возрасте от трех до шести лет переживает конфликт, вызванный любовью к родите­лю противоположного пола и ревностью, соперничеством и агресси­ей по отношению к родителям своего пола.

Идентификация и делает человека способным к социализа­ции, то есть готовым принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, делает его спо­собным на объективную и дифференцированную самооценку.

Рефлексия интеллектуаль­ный самоанализ «Я» конкретного человека (рефлексия и саморефлексия), способность сознания человека сосредоточиться на самом себе [3, с. 675].

С помощью актов рефлексии индивид, тематически изолируя отдельные собственные интеллектуальные операции, эмоциональ­ные состояния и переживания, тем самым как бы «объективирует» расшифровывает их для себя.

Основания для взаимодействия с другими людьми закладываются в детстве, и в дальнейшем личность взаимодействует с окружающими людьми на основе «Я концепиии», личностной рефлексии своих представлений о себе, своих возможностях, значимости, неповторимости, сформированной в детстве.

Бессознательное специ­фическая форма отражения действительности, в процессе которой человек не отдает себе отчет в совершаемых действиях, утрачивает полноту ориентировки во времени и месте действия.

Значение я-концепции

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-копцепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за

Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы

восстановлению утраченного равновесия.

Одним из первых, кто связал эту точку зрения с Я-концепцией, был Леки (1945). По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит

задача достижения гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремиться изменить каким-то образом себя или окружающих.

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием.

Приведу случай из собственной практики. Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQупал до уровня ниже среднего. Некоторые из тех, кто присутствовал на консультации, объясняли этот феномен низкой валидностью теста. Я же был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизитьIQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нарушено, ибо этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощущения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя интеллекта. Здесь, как мне кажется, заслуживает внимания то обстоятельство, что девочка не воспользовалась другой имевшейся у нее возможностью — не изменила своего представления о себе.

Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок.

Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, таких, например, как рационализация. Эти механизмы позволяют удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. В качестве примера приведем такую ситуацию. Приятели подбили десятилетнего мальчика на совместную кражу сигарет. Чтобы его представления о себе как о «хорошем мальчике» не пошатнулись, он находит способ защитить их, убеждая себя в собственной невиновности, поскольку сигареты фактически взял не он, а его товарищ, что другие мальчики втянули его в это дело и что этот опыт многому его научил, так как, выкурив одну из украденных сигарет, он почувствовал дурноту и решил не курить больше никогда. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального Поведения. При этом рациональные схемы, которые выдумывает индивид для объяснения своего поведения, другим людям могут казаться весьма сомнительными, а само поведение — абсурдным. Однако необходимо помнить, что по-настоящему понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.

Значимость любого из аспектов нашего отношения к собственной личности определяется окружающей средой. и поэтому может изменяться. Например, Я-концепция «младшего брата, маленького и слабого по сравнению со старшими братьями» реалистична только в семейной ситуации. В школе или в общении со сверстниками она неприменима. Этот эффект «контекстуальной обусловленности» многих самоустановок позволяет объяснить парадокс личностной рассогласованности. Как уже отмечалось, личность стремится к достижению внутреннего единства. Сосуществование конфликтных самоустановок объясняется тем, что внутренний диссонанс возникает вследствие синхронности противоречивых проявлений Я-концепции, что и приводит к возникновению в сознании индивида явного конфликта. Так, строгий, авторитарный учитель может в домашней обстановке оказаться мягким и сентиментальным отцом семейства. Эта перемена происходит в нём за порогом школы, поэтому две совершенно различные грани его личности и соответственно две противоположные Я-концепции не конфликтуют между собой, не приводят к появлению диссонанса. Диссонанс может возникнуть лишь в том случае, если две ситуации — домашняя и школьная — как-то належатся одна на другую, например если учитель приведет свою семью на школьный спортивный праздник в должен будет в одно и то же время выступать в роли учителя и отца собственных детей. Таким образом, с одной стороны, личностная рассогласованность, возникающая вследствие принятия нами различных социальных ролей я действия в различных обстоятельствах, сопровождает нас на протяжении всей жизни, а с другой, мы стремимся. преодолеть эту рассогласованность, избавиться от нее в те моменты, когда она возникает с особой отчетливостью. Дифференциация Я-концепции в реальном жизненном проявлении человека играет положительную роль, поскольку негативная самоустановка, сформировавшаяся в одной сфере нашей жизни, не может с легкостью «резонировать» в других сферах.

Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заключается в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден

искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия Я-концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку все же свойственна способность реально оценивать ситуацию.

Когда Джемс (1890) определил самооценку с помощью оригинальной формулы

успех

самооценка == —-———— ,

притязания

он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Целый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимыми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен для нашей самооценки. Каждый индивид волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Выбор, предоставляемый жизнью, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы в чем-то все же ограниченны, поскольку не можем игнорировать реальвые факты. Тот, кто получает плохие оценки, не может считать себя хорошим учащимся, карлик не может считать себя великаном, слабый — сильным и т. д. Кроме того, критерии самооценки нередко избираются до того, как появляется возможность испытать их по-настоящему. Часто лишь по прошествии времени

выясняется, что у человека нет качеств, необходимых для успешного осуществления его устремлений.

Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он

стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Конечно,самооценку можно повысить, и отказавшись от общественных ценностей, от принятого в данном обществе образа жизни, однако и в группах, жизнь которых протекает за пределами «нормального» общества (например, в группах хиппи), тоже существуют определенные нормы, стандарты и ценности. Ориентиры, однажды установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обладают силой инерции, и поэтому их реорганизация для лучшего психологического приспособления часто оказывается делом нелегким; в то же время диапазон выбора этих ориентиров чрезвычайно широк, и в конечном счете выбор этот осуществляется самим индивидом.

В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно сужены. Ребенок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом, а родителей, как известно, не выбирают. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь неприятие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных

с негативной самооценкой.

В работе Ховлэнда, Ламсдейна и Шеффилда (1949), а также в работе Шерифа и Шерифа (1956) убедительно показано, что легче всего формируются или изменяются те установки, которые являются наименее структурированными. Кроме того, как показали Шериф и Кэнтрил (1947), однажды сложившаяся установка имеет свойство «самоподдержания». Поскольку в детстве Я-концепция

является как раз наименее структурированной, она обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.

Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно. Это обстоятельство ставит под сомнение теоретическое допущение, что индивид может легко повысить самооценку, снизив уровень своих притязаний. Этим же, в частности, объясняется и то, что некоторые люди, провозглашающие на словах оптимистический лозунг «видеть во всем только светлые стороны», отличаются негативными самоустановками.

Структура Я-концепции

Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов. Чтобы пнести ясность в эту ситуацию, мы предлагаем схему, которая, с одной стороны, должна отразить структуру Я-концепции, а с другой — упорядочить терминологию, нстречающуюся на страницах психологической литературы, посвященной Я-концепции (рис. 2).

Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это — «поток сознания», о котором писал Джемс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. Джемс, как мы уже говорили, выделил в нем два элемента — Я-сознающее и Я-как-объект. Однако не следует забывать об условности такого различения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно. Точно так же образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.

Рис. 2. Структура Я-концещии

Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Большинство авторов при изучении Я-концепции учитывают эти модальные различия. Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Как мы увидим в дальнейшем, рассматривая генезис Я-концепции у индивида, реальное Я и социальное Я должны быть согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению.

Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Как показала Хорни (1950), большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Помочь человеку отказаться от неосуществимых устремлений, продиктованных идеальным Я, чрезмерно оторванным от реальности, является, по ее мнению, одним из величайших облегчений, которые может принести человеку психотерапия. Олпорт (1961) считает, что идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим, Комбс и Соупер (1957) рассматривают идеальное Я как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт собственной личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду.

При рассмотрении понятия Я-концепции и различных его приложений мы сталкиваемся с целым рядом проблем. В этой книге термин «Я-концепция» употребляется как собирательный для обозначения всей совокупности представлений индивида о себе; с его помощью охватываются психологические явления, связанные как с образом Я, так и с самооценкой. Термин «идентичность» мы будем рассматривать, как в основе своей синонимичный Я-концепции, но употребление его ограничим теми разделами психологической теории, где он является общепринятым, то есть при рассмотрении вопросов половой принадлежности и при изложении взглядов Эриксона.

10

я концепция

Понятие и структура «Я-концепции» личности

У каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т. д. в единое целое. Этот центр образует ядро человеческой личности и в различных психологических теориях называется «самость», «Я-концепция», «самосознание» и т. д. В зарубежной психологии наибольшее распространение получил термин «Я-концепция».

Определение. «Я-концепция» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.

«Я-концепция» включает в себя три компонента:

1) когнитивный компонент — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т. д.;

2) эмоционально-оценочный компонент — переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.

3) поведенческий компонент — действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.

Возможность развивать систему представлений о себе («Я-концепцию») у человека возникает на основе способности к рефлексии, то есть благодаря самонаблюдению, самоанализу.

Когнитивный компонент

В феноменологической теории личности К. Роджерса «Я-концепция» включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, по нашему мнению, мы должны быть и хотели бы быть. В связи с этим в психологии в качестве когнитивной составляющей выделяют две формы «Я-концепции» — реальную и идеальную.

Понятие реальная «Я-концепция» совсем не предполагает, что эта концепция реалистична, главное — это представление личности о себе, о том, «какой я есть».

«Я — идеальное» — это представление личности о своих желаниях: «каким бы я хотел бы быть». В «Я-идеальном» отражаются признаки, которые человек хотел бы иметь, которые ценит и к которым стремится.

Эмоционально-оценочный компонент

Эмоционально-оценочный компонент является ядром «Я-концепции», к нему относят самооценку, уровень притязаний, самоотношение.

Степень адекватности «Я-концепции» связана с адекватностью самооценки личности.

Определение. Самооценка личности — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

От самооценки личности зависят ее отношения с окружающими людьми, ее креативность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.

Исходной точкой отчета самооценки является социальное взаимодействие: отношения с другими людьми в процессе деятельности и общения. Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют отработать собственную оценку. В дальнейшем уже сложившаяся оценка «Я» постоянно сопоставляется личностью с тем, что она видит в других людях. При укреплении самооценки личность, как правило, ориентируются на некоторую референтную группу.

Определение. Референтная группа — это реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируются в своем поведении и самооценке.

Сложившаяся у индивида самооценка может быть как адекватной (человек правильно оценивает себя), так и неадекватной (завышенной или заниженной), что влияет на уровень притязаний личности.

Определение. Уровень притязаний личности — степень трудности целей, к которым человек стремится и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным.

На уровень притязаний личности оказывают влияние как динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, так и динамика удач и неудач на всем жизненном пути. Уровень притязаний может быть адекватным: человек выбирает цели, которые соответствуют его способностям, умениям и возможностям, либо неадекватным — завышенным илизаниженнымЗавышенный уровень притязаний, когда человек ставят перед собой слишком сложные, нереализуемые цели, является результатом завышенной самооценки личности. Заниженный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой легковыполнимые цели, — результат заниженной самооценки личности.

Определяющим компонентом «Я—концепции» является самоуважение.

Определение. Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, характеризующееся отношением действительных её достижений к уровню её притязаний.

У. Джемс предложил следующую формулу самоуважения: самоуважение = успех / притязания. Таким образом, самоуважение личности прямо пропорционально количеству достигнутых ей успехов и обратно пропорционально уровню притязаний. Для высокого уровня самоуважения характерно следующее: чем выше притязания, тем большими должны быть достижения человека. Отсюда следует, что для повышения самоуважения можно идти двумя путями: в одном случае необходимо приложить максимум усилий и добиваться успеха (что является трудной задачей), в другом — человек может снижать уровень притязаний и тогда, даже при самых скромных успехах, самоуважение не будет потеряно.

Высокий уровень самоуважения создает у личности чувство комфорта, стимулирует развитие её уровня притязаний. Низкий уровень самоуважения, напротив, приводит к острой неудовлетворенности собой, провоцирует неврозы и депрессию, но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Так, в самооценках интеллектуального развитых, у творческих людей остро осознается расхождение между теми свойствами, которыми они обладают, и теми, которыми бы они хотели обладать. Отсюда проистекает недовольство собой, побуждающее человека повышать свой уровень притязаний, ставить перед собой более сложные задачи, стремиться к самоусовершенствованию или, выражаясь термином У. Маслоу, к самоактуализации.

Определение я-концепции.

Я-концепция как система социальных установок. Формирование и развитие Я-концепции как одного из основных результатов социализации. Я-концепция и Я-схема. Феномен управления впечатлениями.

План ответа

  1. Я-концепция как система аттитюдов.

    1. Определение Я-концепции.

    2. Структура Я-концепции (аттитюдов).

    3. Теория самовосприятия.

  2. Формирование и развитие Я-концепции.

    1. Факторы.

    2. Механизмы.

  3. Я-концепция и Я-схема.

  4. Феномен управления впечатлениями.

    1. Самопрезентация.

    2. Убеждающая коммуникация.

  1. Я-концепция как система аттитюдов.

Я — концепция является динамической системой представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой» . Он же выделяет две составляющие Я-концепции: первая, описательная — образ Я или картина Я; вторая связанна с отношением к себе или к отдельным своим качествам – самооценка. Я- концепция формируется в процессе социализации, она уникальна, одновременно являясь и устойчивым, и подверженным внутренним колебанием образованием.

    1. Структура я-концепции (аттитюдов).

Проблематику Я-концепции впервые начал разрабатывать У. Джемс. Он разделил глобальное, личностное Я (Self) на две составляющие, Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me), которые и соединяются в Я. Обе части неразделимы, всегда присутствуют одновременно. Я-сознающее представляет собой опыт, Я-как-объект — содержание этого опыта. Я-как-объект представляет собой всё то, что человек может назвать своим. Джемсом выделяется 4 аспекта: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.

Бернс, говоря о двух составляющих Я-концепции, считает, что она может рассматриваться «как совокупность установок индивида, направленных на самого себя».

Выделяют три основных элемента установки: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Относительно Я-концепции когнитивным элементом будет являться образ я как представление индивида о себе. По сути, это самоописания через тот или иной набор отдельных черт, любые ролевые, атрибутивные или статусные характеристики. Значимость этих характеристик может меняться в зависимости от жизненной ситуации и контекста индивида.

И.С. Кон отмечает, что «образ Я включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие индивида с другими людьми»

Эмоционально-оценочным элементом является самооценка – аффективная оценка определенного представления. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Поведенческий компонент – это конкретные действия, вызванные образом Я и самооценкой. Различать образ Я и самооценку можно лишь условно, они неразрывно взаимосвязаны, а не являются отдельными структурами. Вместе они предрасполагают индивида к определенному поведению.

Существует четыре основных элемента установок на себя: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Эти же установки могут рассматриваться в трех основных модальностях:

  1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.

  2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

  3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

20. Самосознание личности. Я — концепция, ее структура и функции

Развитие самосознания:

Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых субъект деятельности осознает себя как такового (Столин)Образ Я, или самосознание(представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

— сознание отличия себя от остального мира;

— сознание Я как активного начала субъекта деятельности;

— сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;

— социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я.

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии.

Определение: (единого нет)

Т.Бауэр – «Я-концепция» понимается как представление о себе или «Образ Я». Следовательно, появляется в младенчестве, когда ребенок осознает свое тело.

А.М. Прихожан: «Соотношение понятий Я-концепции и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию как результат, итоговый продукт самосознания».

Я-концепция– развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая:

 — Осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и проч. свойств.

 — Самооценку

 — Субъективное восприятие влияющих  на собственную личность факторов.

Основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

  • «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.

  • «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.

  • «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.

  • Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».

  • Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.

  • «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

  • «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой

Р.Бернс определяет следующие функции:

1. Обеспечение внутренней согласованности.

Функция проявляется в стремлении человека поддерживать устоявшееся представление о самом себе. Информация, противоречащая существующим представлениям, либо не допускается к осознанию, либо вытесняется, либо искажается. Для человека характерно поступать соответственно тому, что он о себе думает.

2. Я- концепция как интерпретация опыта.

Человек воспринимает и интерпретирует события окружающего мира в зависимости от того, как он воспринимает самого себя. Без преувеличения можно сказать, что восприятие мира, его оценка и отношение к нему — это сам субъект. Тот, у кого на глазах розовые очки, столкнувшись с подлостью и лицемерием, возможно, проинтерпретирует события в некоторой сказочной манере. Тот, у кого на глазах черные очки, при столкновении с заботой и вниманием усмотрит в них какой-либо подвох.

3. Я- концепция как источник ожиданий.

Процессы конкретного человека, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в которых он как бы предсказывает события, что человек ожидает от себя в ближайшем будущем. Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *