Опросник стиль поведения в конфликте к томаса: Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. (Методика Томаса) – Тест описания поведения К. Томаса — Пройти онлайн тест

Автор: | 01.11.2020

Методика диагностики стиля поведения в конфликте (К.Томас)

Методика служит для диагностики выраженности у испытуемых стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Для описания типов поведения людей в конфликтах К.Томас применяет двумерную модель, основополагающими измерениями, в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

Соответственно этим двум измерениям Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление к отстаиванию своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс — уступка в ответ на уступку;

4) избегание – отсутствие стремления, как к кооперации, так и к достижению собственных целей;

5) сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Опросник К.Томаса для выявления типа поведения в конфликтных ситуациях

Инструкция:

«Вам предлагается 30 пар суждений. В каждой паре Вы должны выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики Вашего поведения. Поставьте в регистрационном листе, в соответствующем месте буквы А или Б.»

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б.  Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б.  Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Ключ к методике диагностики стилей поведения в конфликте К.Томаса

 

Соперничество (соревнование):

А: 3, 8, 10, 17, 25, 28;

Б: 6, 9, 13, 14, 16, 22.

Сотрудничество:

А: 5, 11, 14, 19, 20, 23;

Б: 2, 8, 21, 26, 28, 30.

Компромисс:

А: 2, 4, 13, 22, 26, 29;

Б: 7, 10, 12, 18, 20, 24.

Избегание:

А: 1, 6, 7, 9, 12, 27;

Б: 5, 15, 17, 19, 23, 29.

Приспособление:

А: 15, 16, 18, 21, 24, 30;

Б: 1, 3, 4, 11, 25, 27.

Интерпретация результатов теста К.Томаса для выявления выраженности стратегий поведения в конфликте

 

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

  • Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  • Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  • Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
  • Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей
  • Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Стиль поведения в конфликте — Томаса, психолоточеский тест онлайн.

1.Выберите подходящее:

В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса.

Я стремлюсь обращать внимание на точки соприкосновения, а не на расхождения во взглядах.

2.Выберите подходящее:

Я всегда стремлюсь найти компромисс.

Я всегда стараюсь решить проблему так, чтобы были учтены и интересы и мои и другого.

3.Выберите подходящее:

Практически всегда я непреклонен в достижении своей цели.

Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения.

4.Выберите подходящее:

Я всегда стремлюсь к компромиссу.

В некоторых случаях я могу поступиться своими интересами, чтобы в выигрыше остался другой человек.

5.Выберите подходящее:

В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника.

Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло.

6.Выберите подходящее:

Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы у меня не было неприятностей.

Я всегда стремлюсь достичь своей цели.

7.Выберите подходящее:

Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже.

Нередко я могу пойти на уступки, чтобы добиться другой цели.

8.Выберите подходящее:

Как правило, я всегда настаиваю на своём.

В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов.

9.Выберите подходящее:

Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда.

Я делаю всё, чтобы было так, как хочу я.

10.Выберите подходящее:

Я решительно пытаюсь достичь своей цели.

Чаще всего я стремлюсь к поиску компромиссного решения.

11.Выберите подходящее:

В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов.

Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения.

12.Выберите подходящее:

Чаще всего, я стараюсь избежать позиции, способной вызвать разногласия.

Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки.

13.Выберите подходящее:

Чаще я предлагаю найти среднее решение.

Чаще я продолжаю настаивать на своём.

14.Выберите подходящее:

Я всегда объясняю другому свою позицию и интересуюсь, как думает он.

Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции.

15.Выберите подходящее:

Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения.

Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло.

16.Выберите подходящее:

Я всегда учитываю чувства другого и стараюсь не задеть их.

Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции.

17.Выберите подходящее:

Как правило, я настойчив в достижении своей цели.

Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло.

18.Выберите подходящее:

Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив.

Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки.

19.Выберите подходящее:

В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов.

Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже.

20.Выберите подходящее:

Я всегда стремлюсь к немедленному преодолению разногласий.

Я всегда настроен на лучшее сочетание потерь и выгод для каждого.

21.Выберите подходящее:

В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны.

Мне больше нравится, когда проблема обсуждается прямо.

22.Выберите подходящее:

Я стремлюсь занять такую позицию, которая будет посредине между моей личной и противоположной.

Я всегда стремлюсь отстоять свои желания.

23.Выберите подходящее:

Меня всегда волнует вопрос, удовлетворены ли желания другой стороны.

В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса.

24.Выберите подходящее:

Если для другого человека очень важна его позиция, я пойду ему навстречу.

Я стремлюсь склонить другого к компромиссному решению.

25.Выберите подходящее:

Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции.

В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны.

26.Выберите подходящее:

Чаще я предлагаю найти среднее решение.

Практически всегда я стремлюсь сделать так, чтобы были удовлетворены желания всех сторон.

27.Выберите подходящее:

Я стараюсь не занимать потенциально спорной позиции.

Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив.

28.Выберите подходящее:

Как правило, я настойчив в достижении своей цели.

В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника.

29.Выберите подходящее:

Чаще я предлагаю найти среднее решение.

Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда.

30.Выберите подходящее:

Я всегда стараюсь сделать так, чтобы чувства другого не были задеты.

Чаще всего я придерживаюсь такой позиции в спорной ситуации, чтобы и я и другой человек достигли успеха.

Тест «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса — Студопедия.Нет

Инструкция:выберите в каждом номере то утверждение, которое является наиболее типичным для вашего поведения.

Опросник

1.   А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2.   А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3.   А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

     Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отноше­ния.

4.     А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.        А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6.        А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7.        А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.

8.        А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

9.        А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.      А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.      А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра­нить наши отношения.

12.      А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может выз­вать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.      А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.      А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.      А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохра­нить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на­пряженности.

16.      А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.      А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной на­пряженности.

18.      А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.      А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.      А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.                                                                                      

21.      А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела­ниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.      А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23.      А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.      А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я поста­раюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.      А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела­ниям другого.

26.      А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить жела­ния каждого из нас.

27.      А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

28.      А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29.      А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз­никающих разногласий

 30.     А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ

 

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1       А Б
2   Б А    
3 А       Б
4     А   Б
5   А   Б  
6 Б     А  
7     Б А  
8 А Б      
9 Б     А  
10 А   Б    
11   А     Б
12     Б А  
13 Б   А    
14 Б А      
15       Б А
16 Б       А
17 А     Б  
18     Б   А
19   А   Б  
20   А Б    
21   Б     А
22 Б   А    
23   А   Б  
24     Б   А
25 А       Б
26   Б А    
27       А Б
28 А Б      
29     А Б  
30   Б     А

 

Оценка результатов: подсчитайте, сколько раз ваши ответы попали в каждую колонок таблицы-ключа. Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у вас тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. 

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуа­циях К. Томас считает применимой двухмерную модель регули­рования конфликтов, основополагающими измерениями в кото­рой являются кооперация, связанная с вниманием человека к ин­тересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность сопер­ничеству, принесение в жертву собственных интересов ради дру­гого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стрем­ления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к аль­тернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как кон­куренция, приспособление и компромисс, или один из участни­ков оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба про­игрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

 

2.Опросник Басса-Дарки на агрессивность

Инструкция: Поставьте «да» у тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» — около тех, с которыми вы не согласны.

 

1.Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2.Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4.Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5.Я не всегда получаю то, что мне положено.

6.Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7.Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.

8.Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные
угрызения совести,

9.Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10.Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11.Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13.Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько
более дружественно, чем я ожидал.

15.Я часто бываю не согласен с людьми.

16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17.Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19.Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим

20.Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему
наперекор.

21.Меня немного огорчает моя судьба.

22.Я думаю, что многие люди не любят меня.

23.Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25.Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26.Я не способен на грубые шутки.

27.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28.Когда люди строят из себя начальников, я делаю всё, чтобы они не
зазнавались.

29.Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30.Довольно многие люди завидуют мне.

31.Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32.Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33.Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щёлкнули по
носу.

34.От злости я иногда бываю мрачен.

35.Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

33.Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на нею внимания.

34.Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть,

35.Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

36.Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

37.Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

38.Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

39.Когда получается не по-моему, я всегда обижаюсь.

40.Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

41.Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

42.Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

43.Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать всё, что о нём думаю.

44.Я делаю много такого, о чём впоследствии сожалею.

45.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

 49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

50.Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51.Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым
нелегко ладить.

52.Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать
что-то приятное для меня.

53.Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54.Неудачи огорчают меня.

55.Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56.Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал
попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58.Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59.Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это
не верю.

60.Я ругаюсь только от злости.

61.Иногда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62.Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я
применяю её.

63.Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

64.Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65.У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66.Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67.Я часто думаю, что жил неправильно.

68.Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69.Яне раздражаюсь из-за мелочей.

70.Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить
меня.

71.Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в
исполнение.

72.В последнее время я стал занудой.

73.В споре я часто повышаю голос.

74.Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75.Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

 

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

 

Формы агрессивных реакций Вопросы, соответствующие формам агрессии Общее количество вопросов (100%)
Физическая агрессия Ответы «да» в вопросах №№ 1,25,33,48,55,62,68 Ответы «нет» в вопросах №№ 9,17,41 10
Косвенная агрессия Ответы «да» в вопросах №№ 2,18,34,42,56,63 Ответы «нет» в вопросах №№. 10,26,49    9
Раздражение: Ответы«да» в вопросах №№ 3,19,27,43,50,57,64,72 Ответы «нет» в вопросах №№ 11,35,69    11
Негативизм: Ответы «да» в вопросах №№ 4,12,20,23,36 5
Обида: Ответы «да» -№№ 5,13,21,29,37,51,58 Ответы «нет» — № 44         8
Подозрительность: Ответы «да» — №№ 6,14,22,30,38,45,52,59 Ответы «нет» — №№ 65,70 10
Вербальная агрессия: Ответы «да» — №№ 7,15,23,31,46,53,60,71,73 Ответы «нет» — №№> 39,66,74,75 13
Угрызения совести, чувство вины: Ответы «да» — №№ 8,16,24,32,40,47,54,61,67 9

 

 

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия — под этим термином донимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битьё кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению (коротко — раздражение) — готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой пункт — угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызения совести.

 

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.

Занесите ваши результаты в таблицу, постройте график. Проанализируйте полученные результаты.

Группа

                            Формы агрессии                            

Ф. И.

Физическая Косвенная Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная Угрызение совести, чувство вины

 

               

Сравните результаты по всем проведенным методикам по теме.

Тест Томаса (конфликтное поведение)

Теоретическое обоснование. С целью разрешения возникающих конфликтов, управления конфликтной ситуацией необходимо определить, какие формы поведения характерны для индивидов, какие из них являются наиболее продуктивными, какие деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.
В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса — два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
а)       соревнование (соперничество) — наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
б)       приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в)       компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) сотрудничество, при котором участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считает, что при избежании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха в случаях конкуренции, приспособления и компромисса: либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки; и только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Цель. Определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
Инструкция. Опросник состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить, к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из парных высказываний (а и б),выбрать из них то, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения, т. е. в большей степени соответствует тому, как он обычно поступает и действует.

Тестовый материал.
1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса,
б) Предпочитаю не обсуждать то, в чем мы с кем-либо расходимся, а обратить его внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов и другого человека, и моих собственных.
3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя,
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я прежде всего стараюсь определить, что затрагивает чьи-либо интересы и в чем причина спора.
9.   а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за возникший; разногласий.
б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я упорно стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.   а) Первым делом я стремлюсь точно определить, каковы затронтые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и в первую очередь сохранить наши отношения.
12.   а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его отношении к ней.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество мои взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать например напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б)Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, ли он также идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить затронутые интересы и то, чем вызваны спорные вопросы.
б)Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б)Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к откровенному обсуждению проблемы.
22 а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится между моей; позицией и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23.   а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания
каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.   а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу, б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25.   а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26.   а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27.   а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29.   а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30.   а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.
Обработка результатов. Полученные данные соотносят с «ключом» (см. табл. 20) и подсчитывают частоту проявления каждого типа поведения.
Таблица 20
Ключ опросника

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избежание

Приспособление

 

1

 

 

 

а

б

 

2

 

б

а

 

 

 

3

а

 

 

 

б

 

4

 

 

а

 

б

 

5

 

а

 

б

 

 

6

б

 

 

а

 

7

 

 

б

а

 

8

а

б

 

 

 

9

б

 

 

а

 

10

а

 

б

 

 

11

 

а

 

 

б

12

 

 

б

а

 

13

б

 

а

 

 

14

б

а

 

 

 

15

 

 

 

б

а

16

б

 

 

 

а

17

а

 

 

б

 

18

 

 

б

 

а

19

 

а

 

б

 

20

 

а

б

 

 

21

 

б

 

 

а

22

б

 

а

 

 

23

 

а

 

б

 

24

 

 

б

 

а

25

а

 

 

 

б

26

 

б

а

 

 

27

 

 

 

а

б

28

а

б

 

 

 

29

 

 

а

б

 

30

 

б

 

 

а

Интерпретация результатов. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Стимульный материал к опроснику К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»

Стимульный материал к опроснику К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»

Опросник, ключ и интерпретация

Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

1.

  • А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2.

  • А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  • Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3.

  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4.

  • А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  • Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

  • А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6.

  • А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
  • Б. Я стараюсь добиться своего.

7.

  • А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.

8.

  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

  • А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  • Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

  • А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
  • Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

  • А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
  • Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

  • А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
  • Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

  • А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
  • Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

  • А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  • Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

  • А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

  • А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  • Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

  • А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
  • Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.

21.

  • А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

  • А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
  • Б. Я отстаиваю свои желания.

23.

  • А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
  • Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

  • А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
  • Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

  • А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

  • А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
  • Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29.

  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30.

  • А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  • Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Опросник, ключ и интерпретация

Тест Томаса — типы поведения в конфликте [К. Томас]

Тест Томаса — типы поведения в конфликте [К. Томас]
Опросник типы поведения в конфликте Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) является одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (в конфликте интересов). Кеннет Томас исходил из того, что не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а нужно уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой — поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе — поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.

Выделяется 5 способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):
1.Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
2.Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3.Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
4.Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5.Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения Кеннет Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Инструкция:
Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе.

Данная методика теста адаптирована Гришиной.
Источник: Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2.

Текст опросника

1.)

а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.)

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.)

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4.)

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.)

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.)

а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.

7.)

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.)

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9.)

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.)

а) Я твердо стремлюсь достичь своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.)

а) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.)

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13.)

а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.)

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.)

а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16.)

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.)

а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.)

а) Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.)

а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.
б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.)

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21.)

а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22.)

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
б) Я отстаиваю свои желания.

23.)

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.)

а) Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.)

а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.)

а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.)

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.)

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.)

а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.)

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Результат

Ваш результат:
1. Соперничество: баллов(а)
2. Сотрудничество: баллов(а)
3. Компромисс: баллов(а)
4. Избегание: баллов(а)
5. Приспособление: баллов(а)

Обработка результатов
В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Для обработки результатов удобно использовать маску.

Ключ к опроснику:
1. Соперничество: 3А, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.
2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, З0В.
3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.
4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.
5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.


типы поведения в конфликте 🚩 Общение

Благодаря правильному разрешению разногласий отношения укрепляются и улучшаются. У человека превалирует одна линия поведения. Ее он предпочитает не изменять.

Психолог-исследователь Кеннет Томас совершаемые в ходе разногласий  поступки оценивал по нескольким пунктам:

  • склонность испытуемого к учитыванию интересов оппонентов, то есть готовность к сотрудничеству;
  • твердость намерений  отстаивать собственные интересы, то есть степень напористости.

После длительной работы было выделено пять поведенческих типов в спорных ситуациях. Вместе с Ральфом Килманом он разработал тест для определения наиболее свойственной человеку модели. Опросник обычно называют тестом Томаса (тест Томпсона).

Методика весьма проста. Описание каждого способа реагирования на столкновение описывается дюжиной суждений. Они произвольно группируются в три десятка пар. Испытуемый должен в каждой выбрать одно, самое, по его мнению, верное высказывание.

Несмотря на кажущуюся незамысловатость, результаты тестирования могут стать неожиданными даже для испытуемого. Зато понимание слабых и сильных сторон личности заметно облегчается. Специальная таблица служит ключом к толкованию результатов.

Тест Томаса: типы поведения в конфликте

Она показывает, к какому типу поведения склонен человек. Зная это, несложно предугадать развитие конфликта и методы для успешного его разрешения. По методике Томаса каждый выбирает любой из предлагаемых сценариев. Для наглядности их сравнивают с манерой поведения одного из животных.

«Акулы» предпочитают конкуренцию. «Плюшевым мишкам» необходимо стремление к улаживанию конфликтов. «Черепахи» от столкновений уклоняются, избегают разногласий. «Лиса» идет на компромисс, а «Сове» нужно сотрудничество.

Все предлагаемые сценарии неуниверсальны, они обладают своими минусами и плюсами. Конструктивно воздействовать на все конфликты предлагаемые модели не могут.

Люди-«акулы» следуют во всем только личным интересам. Их совершенно не интересует мнение окружающих. «Акулы» не признают компромиссов. Они уверены, что победа одного заканчивается полнейшим поражением другого.

В стремлении любой ценой добиться своего, такие люди без раздумий шагают по головам. Для них характерны не совсем согласованные с общепринятой этикой действия. Им нетрудно решиться на обман даже пойти на подлог.

«Акулы» стремятся к обладанию всей информацией об оппоненте. Но им абсолютно не интересны ни доброе имя человека, ни его душевный комфорт. Оправдать подобную поведенческую линию можно лишь в минимальнейшем количестве ситуаций.

Тест Томаса: типы поведения в конфликте

Чаще всего происходит это в ходе острого кризиса. Обычно при этом наделенному определенными полномочиями человеку необходимо в кратчайшие сроки навести порядок, добившись результата любой ценой. Остальные ситуации поведение «акул» совершенно не оправдывают.

Они способны разрушить долгосрочные отношения. Нередко конфликтное поведение становится настоящей проблемой для окружающих его людей. Значит, при общении необходимо соблюдение особой осторожности.

Полнейшая противоположность «акулы» – «плюшевый мишка». Он склонен к приспособленчеству. При подобном типе поведения в угоду оппоненту испытуемый без труда может отказаться от собственных интересов. Обычно, такой вариант характеризует людей с сильно заниженной самооценкой.

Они уверены, что их точка зрения учета не заслуживает. Удачной подобный тип может оказаться в ситуации, когда предмет спора никакого внимания не заслуживает. Уступка сопернику практически гарантирует сохранение дружеских отношений.

Минимальнейшими в этом случае будут и последствия столкновения. Однако отказ от собственных интересов негативно может сказаться на всех событиях последующей жизни человека.

Тест Томаса: типы поведения в конфликте

Высок риск утраты уважения окружающих, получения звания бесхребетника. Нередко именно такими людьми чаще всего охотно манипулируют. После выявления с помощью теста Томаса склонностей к приспособленчеству необходима немедленная работа над самооценкой.

Для людей-«черепах» конфликт неприемлем. Они всеми силами стараются избегать выяснения отношений напрямую либо откладывают разбор ситуации. Позиция отличается не столько неспособностью отстаивания собственной точки зрения, сколько крайней степенью неуважения к интересам других.

Для черепахи свойственно скрывание от проблемы, а не поиск ее разрешения. Вызвано такое поведение «комплексом жертвы». Оправдать тактику можно незначительностью причины разногласия для сторон.

В более серьезной ситуации подобное отношение способно привести к предельному нарастанию непонимания и концентрации взаимопретензий. Затяжное противостояние становится для обеих сторон все более тягостным.

Оно в любой момент может завершиться сверхэмоциональным выяснением отношений. Последствия могут стать необратимыми. Если итогом теста стал именно такой итог, человеку необходимо стать более смелым, не бояться проблем. Важно понимать, что вопрос исчезнет лишь после его решения.

Тест Томаса: типы поведения в конфликте

Оставшийся без ответа может лишить сил, превратить жизнь в невыносимую. И постоянно прятаться невозможно.

«Лисы» стремятся договориться с оппонентами. Лишь частичное удовлетворение требований каждой стороны не ведет к полному решению проблемы.

Оно является передышкой. В позиции хитрецов полная их зависимость от позиции соперника является самым слабым местом. Если он не собирается жертвовать хотя бы частью интересов, то «лисица» оказывается в проигрыше.

Велика вероятность того, что противной стороной требования излишне завышаются, а затем оппонент якобы великодушно решается поступиться ими до желаемого уровня. По этой причине перед компромиссом важно собрать все сведения о предмете спора, чтобы не остаться в проигрыше.

Если тестирование Томаса показывает склонность к подобному выходу из разногласий, следует проявлять большую решительность в отстаивании собственной позиции.

Тест Томаса: типы поведения в конфликте

Сотрудничество – идеальный вариант. Найденное при этом решение полностью удовлетворяет претензии каждой из сторон. Для решения необходимы мудрость с дипломатическими способностями. Поэтому склонных к такому поведению людей называют «совами».

Им не свойственно увлечение внешней стороной разногласий. Они пытаются вникнуть в суть и разобраться в причинах. Такие люди способы быть честными с оппонентами. С такой тактикой противник без усилий становится партнером, а разногласие улаживается в конструктивных переговорах.

Если в итоге теста выпал такой результат, то человека стоит поздравить. Благодаря собственной проницательности и отсутствию крупных ссор он добьется многого.

Опросник Томаса-Килмана нередко используется в ходе собеседований при приеме на работу. По итогам проще судить о соискателе.

Методика позволяет оценивать выбор человеком позиции в рабочих отношениях. Информация предоставляет сведения о влиянии новичка на сформировавшуюся в коллективе до его появления атмосферу.

Тест Томаса будет полезен всем. Он помогает объективно оценить свое поведение и разобраться, что именно затрудняет успешное разрешение разногласий.

Тест Томаса: типы поведения в конфликте

Методика позволит сохранять с окружающими дружеские и рабочие конструктивные отношения без осложнений в течение длительного времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *