Густав Фехнер — Основатель психофизики
Профессиональная, социальная позиция: Густав Фехнер немецкий экспериментальный психолог, философ и писательОсновной вклад (чем известен): Он был пионером в области экспериментальной психологии и основателем психофизики.
Вклады: Он предположил, что разум и тело, хотя и появляются как отдельные сущности, на самом деле разные стороны одной реальности. Он также разработал экспериментальные процедуры, которые по-прежнему применяются в экспериментальной психологии, для измерения отношения ощущений к физической величине раздражителей.
Философия Фехнера является философией монизма, утверждающей, что единый мир можно рассматривать с физической и психологической точек зрения. Он стремился экспериментально подтвердить это понимание, посредством раскрытия тесных количественных соотношений между сознательным опытом и физиологическими стимулами.
В конечном итоге он открыл закон, утверждающий что интенсивность ощущения возрастает в логарифмическом порядке от роста стимула (S = K log R), характеризующий психофизические отношения. Данный закон доказывал наличие научно обоснованной связи между телом и психикой.
Эта формула была названа законом Фехнера-Вебера, потому что была основана на теории дифференционального порога, ранее выдвинутой Эрнстом Вебером.
Он разработал экспериментальные процедуры для измерения связи ощущений с физической величиной раздражителей. Он предложил три способа измерения: метод едва заметных различий (метод порога), метод постоянных стимулов, метод средней ошибки.
По мнению автора, метод постоянных стимулов, который также называется методом правильных и ошибочных случаев, стал наиболее важным из этих трех методов.
В свой философии он также придерживался анимистических взглядов, утверждая, что жизнь проявляется во всех объектах Вселенной. Свое учение Фехнер называл Tagesansicht (Дневным видением) в отличие от современного ему материализма – Nachtansicht (Ночного видения).
Его важным достижением стало исследование точных отношений в области психологии и эстетики. Он продемонстрировал, что поскольку психика поддается измерениям и математической обработке, в психологии как науке, возможно вычисление. Он надеялся объединить психофизику и метафизику таким образом, чтобы создать единую философию и науку о человеке.
Зигмунд Фрейд восхищался Фехнером как пионером психофизики и основателем научной и экспериментальной психологии. Он посещал лекции Фехнера в Лейпциге в 1874 году. Он называл его «великий Фехнер».
Уильям Джеймс, который отвергал количественный анализ и статистический подход в психологии, определял психофизические законы, как «логово идола», в котором отсутствуют психологические результаты.
Основные труды: Нанна, или психическая жизнь растений (Nanna, oder des Seelenleben der Pflanzen (1848), Зенд-Авеста, или явления небес и будущей жизни (Zend-Avesta, oder über die Dinge des Himmels und des Jenseits (1851), Элементы психофизики (1860), Некоторые идеи о создании и развитии организмов (1873), Введение в эстетику (Vorschule der Aesthetik)(1876), На тему психофизики (In Sachen der Psychophysik) (1877), Дневное видение против ночного видения (Die Tagesansicht gegenüber der Nachtansich (1879), Пересмотр принципов психофизики (Revision der Hauptpunkte der Psychophysik ) (1882). Густав Фехнер опубликовал также ряд химических и физических работ. Кроме того, под псевдонимом «Доктор Мизес «, он в молодости писал сатирические статьи.
contemporary psychology: Биографии психологов: Г. Т. Фехнер
Фехнер известен как создатель эмпирического закона (которых в психологии плюс минус 3-4), который говорит о том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Для общего понимания вопроса стоит вернуться к дроби Вебера (или закону Вебера), которая говорит о том, что новый раздражитель, чтобы отличаться по ощущениям от предыдущего, должен отличаться от исходного на величину, пропорциональную исходному раздражителю. То бишь если изначально на руку испытуемому мы кладем грузик весом 75 грамм, то надо прибавить к нему 2,7 грамм (прирост груза), чтобы человек почувствовал различия. В тоже время если мы кладем 150 грамм на руку, то надо добавить 5,4 грамм, чтобы появилось ощущение различия по весу. Кстати говоря, эти прибавки веса принято называть едва различными различиями (ЕЗР).
С учетом дроби Вебера, Фехнер в 1860 году экспериментально выявил основной психофизический закон. Стоит отметить, что многие авторы утверждают, что изначально закон Фехнеру приснился. Тем не менее, экспериментально он его все равно подтвердил. Суть закона Фехнера можно пояснить на таком примере, что люстра из 8 лампочек (при чем лампочки должны быть одинаковыми по яркости и другим характеристикам) кажется нам настолько же ярче люстры из 4-х лампочек, как люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек. То бишь логарифм. Кстати, мне больше нравится такая формулировка закона Фехнера: Для того чтобы интенсивность ощущения могла увеличиться в арифметической прогрессии, стимул должен увеличиться в геометрической.
Дробь Вебера и Закон Фехнера (иногда называемый законом Вебера-Фехнера) легли в основу психофизики и стали предметами ее изучения. В 20-м веке наработки Вебера и Фехнера подвергались как критике, так и корректировке. На сегодняшний день они принимаются в учет при работе со стимулами средней величины. Было показано что они не очень верно работают с очень малой и очень большой интенсивностью стимулов. Что отчасти связано со Стивенсоном, который сделал свой закон (с блэкджеком и распутными женщинами), тем не менее, это совсем другая история.
В 1860 году Фехнер опубликовал свой основной двухтомный труд — «Элементы психофизики». После чего он стал заниматься эстетикой. Основная идея тут была в том, что если ощущения поддаются измерению как относительные величины, то скорее всего можно будет измерить и красоту аналогичными методами. Фехнер стал измерять эстетику художественного искусства. Основной метод работы в исследованиях эстетики Фехнера состоял в том, чтобы сравнивать оценки, которые давали не профессионалы. Также была проведена серия экспериментов, на которых испытуемым предлагали разные прямоугольники. Испытуемые выбирали те, которые им нравились. Также была проведена связь с золотым сечением. Тем не менее, эта попытка не удалась, и у него ничего толком не вышло. В 1889 году, в возрасте 86 лет, Густав Теодор Фехнер умер.
Основной вклад Г.Т. Фехнера в науку сводится к демонстрации экспериментальных процедур, многие из которых до сих пор актуальны и используются, например, для измерения величины ощущений. Также он первым показал, что психология может следовать общепринятой логике науки и давать количественные результаты. Однако на сегодняшний день психофизика по большей части является умершей наукой. Исследования в ее русле все еще проводятся, но сейчас она лучше воспринимается как важная, но не самая большая часть экспериментальной психологии.
Как обычно после биографии интересные факты о Г.Т. Фехнере:
1) Фехнер интересен тем, что в своей ранней работе о сновидениях Зигмунд Фрейд ссылался только на одного ученого-психолога экспериментатора. И им был Фехнер. Тут стоит отметить, что в популярной психологии за Фрейдом закреплено открытие бессознательного. Это естественно не так. О неосознаваемых процессах психики писали еще классические философы. Но именно Фехнер внес самый большой вклад в эту тему до Фрейда. По его работам можно предположить, что бессознательным является все то, что меньше ЕЗР. А с учетом того, что ЕЗР вычисляется достаточно точно в цифровых значениях, то нельзя отрицать вклад Фехнера в понимание бессознательного. Кстати говоря, и вклад Фрейда я не отрицаю. В оправдание своего мнения отмечу, что Фрейд предельно любил и уважал Фехнера. Основатель психоанализа посещал психофизические лекции в середине 70-х годов.
2) Кстати принцип удовольствия также впервые был выдвинут Фехнером. Правда, немного в иной формулировке, чем у Фрейда. Стоит отметить, что принцип Фехнера был чем-то вроде провозглашения личного выздоровления и метафизической философской конструкцией. Есть и другие заимствования Фрейда у Фехнера, но это слишком большая тема.
3) А вот Уильям Джеймс, основатель американской функциональной психологии, терпеть не мог работы Фехнера. Он считал, что психофизика это сотонинское угодье для ученых, которые не хотят видеть никаких психологических результатов.
4) Традиционно работы Фехнера относят к махровому материализму (особенно на моей памяти этим злоупотребляют практики), тем не менее, сам Фехнер считал себя оппонентом материалистичного миропонимания.
5) Также Фехнер открыл цветовой эффект, заключающийся в том, что мы видим цвета при определенном движении черного и белого. Этот эффект используется во многих гифках в интернете.
6) Фехнер ввел понятие медианы, которое на данные момент используется в статистике и анализе данных.
7) Фехнер считал, что если разрезать мозолистое тело, соединяющее 2 полушария, то мозга станет 2. Он был уверен, что экспериментально его гипотезу никто не проверит.
8) 22 октября 1850 года, Фехнеру приснился его закон. С 2001 года психофизики стали называть этот день именем Фехнера.
9) Фехнер признавал идеи о духовности всего мира. Эта концепция достаточно хорошо проработана в его статьях, тем не менее, автор блога читал это с большим трудом, и пересказывать не собирается. По сути, там говорится, что есть разные духи и все мы едины. Ну никак не формат этого блога).
10) После своей болезни он опубликовал много необычных работ, в том числе и сборник о психологии растений.
В заключении отмечу, что я не рассказал про юмористические работы Фехнера об эволюции ангелов и много всего другого. Но я и не ставил перед собой задачу написания полной биографии замечательного ученого Густава Теодора Фехнера. Эта статья по большей части должна замотивировать читателей на повторение основного психофизического закона и вызвать интерес к личности его создателя.
Конец.
Читайте все посты с биографиями известных психологов:
Фехнер, Густав Теодор — это… Что такое Фехнер, Густав Теодор?
Густав Теодор Фехнер (нем. Gustav Theodor Fechner) (19 апреля 1801 — 28 ноября 1887, Лейпциг) — немецкий психолог, один из первых экспериментальных психологов, основоположник психофизиологии и психофизики. Его взгляды оказали влияние на многих учёных и философов XX века, в том числе: Герардуса Хейманса, Эрнста Маха, Вильгельма Вундта, Зигмунда Фрейда и Стенли Холла. Фехнера считают создателем формулы S=KlogI, которая доказывает наличие научно обоснованной связи между телом и психикой. В «Элементах психофизики» предложил путь как можно проследить связь величины физического стимула с величинами психических процессов, рассматривая это как решение проблемы дуализма психика-тело.
Биография
Родился 19 апреля 1801 в городке Гросс-Заархен близ Бад-Мускау, в нижнем Лаузице (ныне польский город Жарки-Вельке в гмине Тшебель), где его отец был священником. Получил образование в Сорау и Дрездене и в Университете в Лейпциге, где слушал физиологию у Э. Вебера и математику у К. Моллвейде. В Лейпциге Фехнер и провел всю оставшуюся жизнь. В 1834 году он был утвержден на должность профессора физики, но в 1839 году, изучая цветовой и зрительный феномены, повредил глаз (глядя на Солнце) и по причине сильных страданий ушел в отставку. Позже, оправившись от болезни, он вернулся к изучению психики и ее связи с телом и читал публичные лекции по темам, которые затрагивал в своих книгах.
Интересные факты
Фехнер был убеждённым идеалистом (последователем Шеллинга) и объективные законы психических явлений открывал (в противовес абсолютному большинству современников) для обоснования научного статуса за «светлой» «духовной» реальностью, которая, по его мнению, имеет приоритет над «теневой» материальной. Он считал одушевленными даже небесные тела[1].
Работы
- Praemissae ad theoriam organismi generalem, Leipzig, 1823 (Fechners Habilitationsschrift)
- Maaßbestimmungen über die galvanische Kette, Leipzig, 1831
- Das Hauslexicon. Vollständiges Handbuch praktischer Lebenskenntnisse für alle Stände, hrsg. von G. Th. Fechner. 8 Bände, Leipzig 1834-38
- Das Büchlein vom Leben nach dem Tode, Dresden, 1836
- Ueber das höchste Gut, Leipzig, 1846
- Nanna oder über das Seelenleben der Pflanzen, Leipzig, 1848
- Zend-Avesta oder über die Dinge des Himmels und des Jenseits. Vom Standpunkt der Naturbetrachtung, 3 Bände, Leipzig, 1851
- Ueber die physikalische und philosophische Atomenlehre, Leipzig, 1855. 2. Aufl. Leipzig, 1864
- Elemente der Psychophysik, 2 Bände, Leipzig, 1860
- Ueber die Seelenfrage. Ein Gang durch die sichtbare Welt um die unsichtbare zu finden, Leipzig, 1861
- Einige Ideen zur Schöpfungs- und Entwickelungsgeschichte der Organismen, Leipzig, 1873
- Kleine Schriften, Leipzig, 1875 (erschien unter dem Pseudonym Dr. Mises)
- Vorschule der Aesthetik, 2 Bände, Leipzig, 1876
- In Sachen der Psychophysik, Leipzig, 1877
- Die Tagesansicht gegenüber der Nachtansicht, Leipzig, 1879
- Revision der Hauptpuncte der Psychophysik, Leipzig, 1882
- Kollektivmasslehre, posthum, hrsg. von Gottlob Friedrich Lipps. Leipzig, 1897
- Tagebücher 1828 bis 1879, Hrsg. von Anneros Meischner-Metge. Bearb. von Irene Altmann. Sächsische Akademie der Wissenschaften zu Leipzig. 2 Teilbände. Stuttgart, 2004. ISBN 3-515-08619-6
Ссылки
- ↑ Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в: Учеб. пособие. – М., 1996.
психофизика — это… Что такое психофизика?
(англ. psychophysics) — одна из психологических дисциплин, обычно определяемая как наука об измерении ощущений человека. П. изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений, отвлекаясь при этом от рассмотрения промежуточных физиологических процессов организма (см. Психофизиология). П. основана Г. Фехнером, который рассматривал ее как науку о функциональных соотношениях между сознанием и телесным миром. Пытаясь решить эту общую проблему, Фехнер в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» (1860) уделил преимущественное внимание измерению ощущений как области, где соотношения между объективным и субъективным наиболее доступны для экспериментального исследования. Им были введены основные понятия П., разработаны некоторые психофизические методы, ставшие классическими, сформулирован основной психофизический закон о соотношениях между рядами физических и психических величин. Создание Фехнером П. положило нач. экспериментальной психологии. В настоящее время П. состоит из 2 разделов: учения об измерении сенсорной чувствительности (см. Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории) и учения о психофизических функциях (сенсорных шкалах), причем предмет П. часто понимается шире, чем он был определен ранее. Во-первых, для оценки эффективности воздействующих раздражителей используются не только осознанные ощущения, но и др. ответные реакции организма (см. Порог сенсорный) — моторные реакции, кожно-гальваническая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др. (объективная сенсометрия). Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному измерению физические стимулы, но и любые др. стимулы, которые наблюдатель может упорядочить по какому-то их общему признаку, напр. почерки по степени разборчивости, цвета по степени привлекательности и т. п. В таком широком смысле П. можно определить как науку об ответах организма на служащие стимулами формообразования внешней среды (С. Стивенс). Принято различать классическую и т. н. современную П. В области учения о порогах различие между ними состоит в том, что современная П. допускает существование в сенсорной системе собственных сенсорных шумов и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение слабого сигнала на фоне флуктуаций этих шумов (см. Психофизическая модель теории обнаружения сигнала), в то время как классическая П. утверждает, что единственный источник возбуждения сенсорной системы — действие раздражителя. Соответственно этому современная П. рассматривает реакцию ложной тревоги в качестве закономерного ответа сенсорной системы; классическая П. — как чисто поведенческую реакцию, вызванную исключительно внесенсорными факторами. В области измерения выше пороговых ощущений классическая П. исходит из предположения о невозможности непосредственной количественной оценки субъектом интенсивности собственных ощущений и признает единственно возможными косвенные методы измерения ощущений, которые приводят к созданию шкалы накопления едва заметных различий. Отношение между субъективным и объективным рядами, получаемое с помощью этих методов, выражается логарифмическим законом, предложенным Фехнером (см. Закон Фехнера). Напротив, современная П. допускает возможность непосредственного количественного измерения интенсивности ощущений. Реализация этого допущения привела к разработке прямых методов измерения ощущений, на основе которых строятся объективные сенсорные шкалы (см. Методы шкалирования). Отношение субъективного и объективного рядов, получаемое с помощью прямых методов, выражается сформулированным Стивенсом степенным законом (см. Закон Стивенса).Термины «классическая П.» и «современная П.» следует считать достаточно условными: оба научных направления имеют своих сторонников среди современных ученых.
В некоторых зарубежных работах можно встретить подразделение П. по методологическому принципу на объективную и субъективную (А. Пьерон). Классическая П. отождествляется в этом случае с объективной П., а к субъективной П. относят 1) субъективные сенсорные шкалы, а 2) в соответствии с широким толкованием предмета П., — субъективные шкалы суждений (вкусов, эстетических и политических мнений и т. п.). Последние находят широкое применение в дифференциальной и социальной психологии. См. также Психофизика дифференциальная, Психофизика субъектная. (К. В. Бардин.)Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
ФЕХНЕР ГУСТАВ ТЕОДОР это кто такой ФЕХНЕР ГУСТАВ ТЕОДОР — Психология.НЭС
ФЕХНЕР ГУСТАВ ТЕОДОР
Fechner, 1801 -1887) — нем. физик, философ и психолог, основатель психофизики как науки о закономерной связи физических и психических явлений друг с другом. Разработав ряд методов косвенного измерения ощущений и удачно реализовав идею, высказанную еще И. Гербартом, о возможности применения математики в психологии, используя ряд найденных к тому времени психофизических закономерностей (напр., закон Вебера), Ф. вывел основной психофизический закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональны логарифму величины раздражителя (см. закон Фехне-ра). Вскоре обнаружились ограничения этого закона, однако идеи Ф. о возможности измерений в психологии способствовали становлению экспериментальной психологии и получили дальнейшее развитие в психофизических исследованиях. (Е. Е. Соколова.)
Добавление: Поразительна широта и глубина интересов Ф. Имея биологическое образование, он занимался математикой, а в 1834 г. стал профессором физики в Лейпцигском ун-те. В результате исследований последовательных образов (1839-40), возникающих при наблюдении Солнца, у него появились частичная слепота и болезненная чувствительность к свету. В 1844 г. Ф. из-за болезни покинул ун-т и обратился к философии, где разрабатывал идеи панпсихизма (Бог как душа мира). В своей главной работе — «Элементы психофизики» (в 2-х тт., 1860) — Ф. постулировал, что душа и тело являются в действительности разными сторонами одной реальности, разработал ряд психофизических методов, вывел психофизический закон и, по существу, предложил проект новой науки — экспериментальной психологии, в связи с чем Ф. считается одним из основателей научной психологии.
Примерно с 1865 г. Ф. стал заниматься экспериментальной эстетикой: изучал с помощью количественных методов привлекательность (эстетическое удовольствие от) различных геометрических форм и пропорций; в частности, обнаружил, что испытуемые, как мужчины, так и женщины, наиболее часто выбирают (т. н. «божественные») прямоугольники, у которых отношение меньшей стороны к большей является близким к величине золотого сечения; (а/b) = Ъ/(а + Ь), т. е. ок. 0,62 (21/34).
Ф. также провел своего рода исследование по экологической психологии, показав, что самым разным прямоугольным объектам в повседневном окружении людей, соотв
Психофизика это (задачи)
Возникновение психофизики было обусловлено обычным человеческим желанием – знать, «как оно устроено», понимать, «как оно работает». Психология как наука не давала ответов на эти вопросы, а лишь констатировала работу психики человека, взаимосвязь физического и психического начал. При этом появление психофизики было лишь вопросом времени и технических возможностей.
Измерить то, что не видно
В первой половине 19 века были осуществлены первые попытки при помощи опытов и математических расчетов изучить психические явления. Немецкий физиолог и физик Г. Фехнер был одним из первых, кто с упорством размышлял о неразрывности материального и психического и об их взаимосвязи.
Рекомендуем: Что изучает психогенетика?
Он хотел доказать, что психические процессы могут иметь точную оценку и свою шкалу единиц. В результате его многолетней работы было выведено такое соотношение ощущения и раздражителя, которое определялось логарифмической зависимостью. Его программный труд «Элементы психофизики» описывает схему построения психического образа, впоследствии полностью повторенную схемой восприятия.
Еще один важный вопрос, который изучала психофизика, – вопрос о порогах ощущений человека. Фехнером выделялись:
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
- Абсолютный порог, который представлял собой ту минимальную силу, действуя с которой раздражитель вызывает ощущения.
- Максимальный порог – наибольшую силу, вызывающую ощущения.
- Дифференциальный порог – такое наименьшее изменение силы раздражителя, которое вызывает изменение ощущений.
Задачи психофизики, сформулированные ее основателем, стали актуальными на многие десятилетия вперед:
- Открыть законы, регулирующие отношения физического и психического миров.
- Облечь законы и закономерности этих отношений в математические формулы.
- Разработать новые единицы измерения для психофизических процессов.
Эксперименты другого физиолога – Вебера, в которых психофизика ощущений была подвергнута изучению для выявления закономерностей между психическими реакциями и раздражителями, были также высоко оценены научной общественностью. Свое развитие психофизика получила в трудах таких ученых, как И. Мюллер, Гельмгольц, Ф. Дондерс и другие.
Однако физиологические опыты на определенной стадии зашли в тупик. Причиной тому стало недостаточное знание о нервных и иных физиологических процессах, а также ограниченные методы и инструменты для проведения экспериментов.
Рекомендуем: Межполушарная асимметрия мозга
Однако психофизика значительно обогатила знания и методы, используемые в психологии. Психология получила новый виток развития, поскольку на пост-психофизическом пространстве она уже не была, подобно философии, лишь умозрительной наукой.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Ощущения человека, хотя и не все, тем не менее можно было оценивать и на них можно было влиять. Люди раньше и не подозревали, какие необъятные пространства для новых экспериментов перед ними открыты.
Где и как применяются знания психофизики
В середине 20 века, спустя более чем сто лет с момента появления психофизики, исследования в этой области перешли в стадию изучения возможности моделирования человеческих реакций и даже моделирования души. Научная значимость психофизики стала возрастать по мере появления новых знаний о психике и составляющих ее явлений – например, о биополях, энергиях и пр. Это означает, что помимо раздражителей физического мира необходимо изучать влияния на психику иного уровня – энергетического.
Рекомендуем: Метапсихология
Здесь психофизика тесно переплетается с парапсихологией – наукой, изучающей непонятные и неисследованные явления психики. Ученые уже изобрели приборы, измеряющие ауру человека. При помощи новых методик и таких приборов можно определить не только уровень энергетики индивида, но и отклонения его здоровья от физической или психологической нормы.
Некоторые базовые знания психофизики применяют современные науки – маркетинг, дизайн, информационные технологии. Применение на практике данных о порогах ощущений помогает выявить дифференциальный порог для установления таких цен на товары, чтобы их увеличение не привело к оттоку покупателей.
Или наоборот – возможно создание такой ценовой политики, которая привлечет потребителей при сохранении максимальной прибыли. При этом используется то самое наименьшее изменение раздражающего фактора – суммы, указанной на ценнике, – которое вызовет либо не вызовет изменение ощущений.
Дизайнеры, используя знания психофизики, не только берут за основу цветовые предпочтения, но и работают с оптико-геометрическими иллюзиями, учитывая особенности зрительного восприятия человека и взаимосвязь цветовых и оптических факторов с психикой. Автор: Руслана Капланова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
Густав Фехнер: идея психофизики | Экспериментальная эстетика: VIKENT.RU
Немецкий физик и медик.
Один из основоположников экспериментальной психологии и эстетики.
Густав Фехнер был последователем идей Фридриха Шеллинга (Вселенная одушевлена, материя – оборотная сторона психического и т.п.).
В 1851 году Густав Фехнер опубликовал книгу: Зенд-Авеста, или явления небес и потустороннего мира / Zend-Avesta, oder über die Dinge des Himmels und des Jenseits, где выдвинул идею новой науки — психофизики, которая должна была заниматься изучением связи физических и духовных явлений…
Густав Фехнер «… считал Землю единым живым организмом. Он называл это существо «Гея» и говорил, что ветра — это дыхание Земли, почва — кожа, реки и моря — вены и артерии. Фехнер выступал за сохранение экологии, что для того времени было весьма необычной мыслью. Немногие обратили внимание на его исследования, хотя они были весьма интересными. Он писал, что тело и разум едины и находятся в гармонии: «относительное увеличение телесной энергии и соответствующий рост энергии умственной возможно описать математически».
К.А. Симпкинс, Подсознание изменит всё! Практическое руководство по самогипнозу, М., «Аст»; «Астрель», 2007 г., с. 85.
Учёный, обладая плохим зрением «… исходил из того, что материальное и духовное представляют «тёмную» и «светлую» стороны мироздания (включая космос), между которыми должно быть строгое математическое соотношение».
Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Теоретическая психология, М., Издательский центр «Академия», 2003 г., с. 41.
В 1860 году Густав Фехнер обобщает свои исследования в книге: Элементы психофизики / (Elemente der Psychophysik и с 1865 года начинает заниматься экспериментальной эстетикой…
«По мнению Густава Фехнера, эстетика должна быть эмпирической дисциплиной, свободной от метафизических умозрений, иначе — «ветвью психофизики» (особой науки, предмет которой, согласно Фехнеру, — закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических). Рассматривая эстетику в контексте психофизики, ученый определял её как «гедонику», то есть, в сущности, не проводил грани между прекрасным и просто приятным.
Термин «красота», говорит Фехнер, служит для определения всего, что может обладать способностью доставлять непосредственное и мгновенное удовольствие. В основу эстетического анализа должны быть положены именно эти — простейшие — чувства удовольствия или неудовольствия, которые мы испытываем при восприятии внешнего объекта. Это тот фундамент, на котором, по мнению исследователя, может строиться подлинно «научная эстетика». Фехнер поставил перед собой задачу: анализируя «простые элементы» — «эстетические ощущения», эти своеобразные «психические атомы», выяснить, какие предметы производят на нас приятное впечатление, доставляют наслаждение, а какие вызывают чувство неудовольствия, нравятся либо не нравятся нам и с чем это последнее связано.
Фехнер рассуждал следующим образом. Мы не знаем (или знаем весьма приблизительно), что есть прекрасное, как не знаем, отчего зависит приятное впечатление, получаемое нами от созерцания прекрасного предмета: зависит ли оно от созерцания совершенной формы или от каких-либо побочных, сопровождающих («сопутствующих») обстоятельств. Взять, к примеру, симметрию. Бывает, что принцип симметрии, скажем в произведении искусства, нарушен, между тем оно нам нравится, доставляет эстетическое наслаждение. От чего это зависит? Зависит ли прекрасное (в данном случае — произведение искусства), его восприятие от «прямого фактора» красоты или от неких «привходящих», «сопровождающих обстоятельств»?
Фехнер стремился выявить закон, лежащий в основе причинно-следственной связи между внешним объектом и наслаждением, которое испытывает субъект, его воспринимающий.
Этот закон должен был явиться своеобразным результатом серии экспериментов, задуманных и проведённых учёным задолго до появления «Введения в курс эстетики». Хотя Фехнер с присущей ему научной трезвостью и не надеялся в короткий срок построить «здание» научной экспериментальной эстетики, он всё же в своих экспериментах и выводах пытался приблизиться к той точности, которой характеризуются конкретные науки.
Поскольку для Фехнера эстетика есть прежде всего «гедоника», то есть прекрасное в ней, в отличие, например, от эстетики Канта, неотделимо от приятного, постольку он задается вопросом: какие простые формы, а также какие «комбинации простых форм» нам более всего нравятся?
В своих исследованиях ученый руководствуется тремя «высшими принципами», впрочем, в достаточной мере традиционными:
1) взаимосвязь разнородных элементов;
2) последовательность, согласованность и истинность;
3) ясность.
Эти «высшие формально-эстетические принципы» и пытается Фехнер подтвердить своими экспериментами. Он отбирает значительное число лиц, принадлежащих к «образованным» слоям, вне зависимости от уровня их эстетической культуры и предлагает испытуемым из большого количества геометрических фигур выбрать наиболее нравящиеся им. Это был первый из различаемых Фехнером трёх «экспериментальных методов» — «метод отбора».
Второй — «метод конструкции» — заключается в том, что требовалось, например, установить поперечную линию на вертикальной таким образом, чтобы полученное отношение доставляло удовольствие. Наконец, третий метод состоял в измерении предметов, используемых в повседневном обиходе: Фехнер приносил в аудиторию ряд книг, картин, карт, визитных карточек и т. д. и предлагал испытуемым выбрать наиболее нравящуюся им форму.
Последний метод отличался от первого тем, что в соответствии с первым методом учёный предлагал выбрать чисто геометрическую форму, в соответствии с последним — прикладную.
На основе полученных результатов Фехнер пришёл к следующим выводам:
1) при соответствующем делении горизонтальной линии (линия, параллельная «линии связи глаз») деление по так называемому принципу золотого сечения во всех отношениях уступает делению на равные части;
2) при соответствующем делении вертикальной линии (линия, перпендикулярная к прямой, «соединяющей наши глаза») наиболее «нравящееся» соотношение отрезков линии получается не при «золотом сечении», а в том случае, когда короткий отрезок относится к длинному, как 1:2. […]
Значение деятельности Густава Фехнера чрезвычайно велико для последующего развития эстетики. Идеалистический характер его «психофизики», его концепции «идентичности души и тела» не могут зачеркнуть тот факт, что введённые Фехнером экспериментально-математические методы обусловили дальнейший прогресс экспериментальной эстетики».
История эстетической мысли в 6-ти томах, Том 4, Вторая половина XIX века, М., «Искусство», 1987 г., с. 164-169.
«Основатель экспериментальной психологии Фехнер однажды в кругу преподавателей университета предложил дать объяснение такому своему наблюдению: почему люди чаще режут колбасу наискосок, так что получается эллиптический ломтик вместо круглого?
В написанной позже статье «Почему мы нарезаем колбасу наискосок?» Фехнер привёл 15 ответов, данных на этот вопрос, и разобрал главные из них.
Конечно, вопрос этот имел лишь развлекательное назначение, и сам автор сознается, что ему вспомнился при этом рассказ о короле, опросившем учёных своей страны о причинах, по которым погружение рыбы в наполненный водою сосуд не вызывает перетекания воды через борт: разумеется, было бы оплошностью искать объяснений ранее, чем сам факт надёжно установлен.
Эта развлекательная статья Фехнера говорит о склонности исследователя к постоянным самотренировкам по любому поводу, к постоянным поискам ответа на вопрос «почему?».
Впрочем, несерьёзность темы смущала и Фехнера, а потому он подписал эту статью, как и ряд других научно-сатирических («Сравнительная анатомия ангелов», «Охранительные средства для холеры», «Доказательство, что луна состоит из иодинов» и др.), не своим именем, а псевдонимом – Мизес (Mises. Kleine Schriften. Leipzig, 1875).
Регирер Е.И., Развитие способностей исследователя, М., «Наука», 1969 г., с.175-176.
Псиофизические идеи Густава Фехнера явно повлияли на творчество Вильгельма Вундта, Эрнста Маха, Зигмунда Фрейда.