Основные функции внимания виды внимания: лекция 5. Внимание | Социальная сеть работников образования

Автор: | 19.06.2021

функции, виды и свойства — Студопедия

Внимание — это особое свойство человеческой психики. Это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.

Внимание, как психический процесс относится к познавательным процессам. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое, обонятельное внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Функции внимания.

Основные функции внимания – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело только с той информацией, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удерживая своё внимание на чём–либо, переключая его с одного действия на другое, человек сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохранением высокой работоспособности и качества работы, то человек выбирает определённый уровень активности и поддерживает его.

Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.


При внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию —

контроль и регуляцию деятельности.
Виды внимания.

Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.


В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо послепроизвольным (Н. Ф. Добрыниным). Проявив сначала произвольное внимание и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек скорее заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нём. Внимание из произвольного становится непроизвольным.

Основные свойства внимания.

Устойчивость — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум, до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом.

Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Концентрацией внимания называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего остального, что он в данный момент времени осознаёт или воспринимает.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Под переключаемостью понимается его сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Ригидность как противоположное свойство переключаемости проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причём отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте. Все указанные свойства внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и количественной характеристикой – объёмом.

значение и её роль в повседневной жизни

Внимание называют «сквозным» психическим процессом. Он не существует как отдельное явление, но «сопровождает» память, восприятие, мышление. Без него эти психические процессы не работают. Мы чувствуем, запоминаем и воспринимаем только то, на что обратили внимание. Обращаем же внимание на важное и необходимое. Получается, этот психический процесс связан с нашими интересами, установками, потребностями, целями, т.е. принимает участие в развитии личности человека.

Значение внимания в нашей жизни выражается его направленностью, ибо от того, на что оно направлено, зависят наши действия, жизненные выборы и итоги деятельности.

Какие функции внимания важны в нашей повседневной жизни? Какие факторы их обуславливают? Как и для чего нужно развивать свою внимательность? Об этом сегодня поговорим.

Как работает наше внимание?

Окружающий мир наполнен информацией. Психика человека устроена таким образом, что ей важно отбирать только актуальную в данный момент информацию и структурировать ее, иначе нам грозит полная дезориентация. Внимание выполняет функции «фильтра» для корректной работы памяти и мышления. Нам, также, необходимо, удерживать свое внимание на текущей деятельности, конструктивно общаться с окружающими людьми, быть успешными в выполнении работы.

Мужчина, который успешнее остальных

Функции внимания помогают нашему сознанию и подсознанию справиться с этими задачами. О каких же функциях идет речь?

Избирательность

Другими словами — отбор необходимой в данный момент информации и удержания на ней внимания.

Ни для кого не секрет, что у человека есть различные органы чувств. Мы видим, слышим, ощущаем вкус, чувствуем свое тело. У каждого из нас есть ведущая репрезентативная система, при помощи которой легче всего получать информацию. Аудиалам проще воспринять речевое сообщение, визуалам — то, что они могут прочитать, кинестетикам — то, что чувствуют. Это одна сторона избирательности внимания. Мы предпочитаем получать значительную часть важной информации удобным для нас способом.

Другая сторона избирательности — способность «отсеивать» помехи, умение сосредоточиться на самом актуальном в данный момент. Это произвольный процесс. Зачастую нужно заставить себя длительное время удерживать внимание на неинтересной, незнакомой или трудной работе.

Избирательность связана с концентрацией внимания. Существует понятия «глубина сосредоточенности».

Вам знакомо состояние, когда занимаясь какой-то деятельностью, вы «не слышали и не видели» ничего вокруг? Например, что вас окликают или что-то вам говорят. Это означает, что вы глубоко «нырнули» в выполняемую задачу.

При «поверхностной» сосредоточенности, наоборот, мы все время отвлекаемся на другие объекты.

Девочка концентрируется на различных объектах

Факторы, влияющие на избирательность:

  1. Интерес, необходимость.

    Всегда непроизвольно привлекает внимание то, что нам интересно. Необходимость выполнения определенных задач заставляет выделять главное и сосредотачиваться на нем.

  2. Целеполагание.

    Школьник ради получения высокой отметки тщательно выполняет скучный урок, ищет дополнительную информацию по изучаемому предмету.

  3. Структурность.

    Сложно работать с «хаотичной» информацией, намного проще воспринимается структурированная.

Развитие избирательности

Избирательность внимания можно и нужно улучшать, развивая работу репрезентативных систем. В сложной жизненной ситуации всегда существует множество выходов, но часто они не видны «благодаря» избирательности.

Расширить свою «картину мира», открыть в себе дремлющие таланты и повысить свой энергетический потенциал можно, выполняя простое упражнение «Слышу-вижу-чувствую». 5 минут отслеживайте только то, что вы видите, 5 — то, что слышите, 5 — то, что чувствуете. Последние 5 минут побудьте в состоянии, когда вы видите-слышите-чувствуете одновременно. Упражнение прекрасно снимает тревогу и помогает вашему подсознанию увидеть самый лучший способ решения жизненных задач.

Иллюстрация к упражнению

Направленность

Существуют следующие виды направленности:

  • «на себя»;
  • на внешний мир;
  • на один или множество объектов.

Внимание направлено «вовнутрь», когда человек медитирует, решает жизненную проблему, ведет внутренний диалог, концентрируется на ощущениях в теле.

Направленность на внешний мир связана со способностями, стремлениями и установками человека. Продавец направляет свое внимание на общение с клиентами, люди технических профессий — на различные механизмы. Направленность внимания влияет на выбор профессии и успешность в ней.

Эта функция внимания связана, также, с эмоциями и чувствами. Интересное дело будет «подпитывать» внимание. Установки тоже, независимо от того, какие эмоции с ними связаны. Для справки: установки — это значимость, придаваемая сигналам внешнего мира, т.е. информация, которая «задевает вас за живое».

Направленность на один объект связана с устойчивостью и высокой концентрацией внимания, на несколько объектов — с переключаемостью и распределением. Учителя, водители, летчики вынуждены делать несколько дел одновременно, т.е. распределяют внимание на несколько объектов. Ученые сосредотачиваются на решении единственной актуальной задачи. Распределение возможно только при условии, что одна из деятельностей выполняется машинально.

Направленность внимания на один и несколько предметов

Факторы, влияющие на направленность:

  1. сила (интенсивность) раздражителя;
  2. новизна, яркость;
  3. состояние человека;
  4. эмоции, установки, способности (относятся к субъективным факторам).

Значительную роль играют личностные факторы (характер, воспитание).

Контроль и регуляция

По отношению к собственному поведению

Роль внимания, как контролирующей функции, задействована вместе с процессами:

  1. Памяти.

    Мы можем сосредоточиться на выполнении текущих задач, на прошлых событиях или наших планах на будущее. Работаем, соответственно, с оперативной, краткосрочной и долгосрочной памятью, извлекая из нее нужные факты и события.

  2. Мышления.

    В пределах одной интеллектуальной деятельности возникает необходимость распределять внимание и удерживать его до окончания работы. Например, студент, выполняя курсовую работу должен делать расчеты, рисовать схемы, писать теоретическую часть. Распределение внимания облегчает выполнение деятельности.

  3. Управления ежедневными действиями (ничего не забыть, быть внимательным/настороженным).

    Фактор волевого усилия является превалирующим.

По отношению к другим людям

Выражается в коммуникативных способностях человека.

Когда мы общаемся, то сосредотачиваемся на том, чтобы формулировать свои мысли, следить за интонациями, усваивать информацию, сообщаемую собеседником и адекватно на нее реагировать.

Одновременно мы отслеживаем невербальные сигналы и реагируем на них.

Факторы эффективного общения:

  • концентрация внимания на собеседнике;
  • умение «отключиться» от собственного внутреннего диалога;
  • реагировать не только на слова, но и на эмоции.

Научившись быть внимательным собеседником, можно поднять свой уровень жизни и изменить ее качество.

Заключение

В современной психологии существует множество теорий внимания. Изучаются его свойства и «сбои», вырабатываются рекомендации «как стать внимательным», проводятся различные эксперименты.

Психологи рекомендуют множество упражнений на развитие этого психического процесса и к ним нужно прислушаться.

Развитие внимания обеспечит улучшения функционирования памяти, восприятия, мышления и сделает вашу жизнь интересной, наполненной и многообразной.

Автор статьи: Лапинская Людмила
16.Понятие о внимании. Виды внимания и их характеристика. Модели внимания.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Основные виды внимания

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания:

1. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать, обязательно включает волевую регуляцию.

2. Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, возникает стихийно, без видимых волевых усилий, как бы автоматически, независимо от состояния человека. Непроизвольное внимание вызывают объективные (интенсивность, новизна, динамичность, контрастность объектов) и субъективные (интересы, склонности) факторы.

3. Послепроизвольное внимание — возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Это когда возможен случай, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от характера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и различными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятельности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной.

Модели внимания (Д. Бродбент, Э. Трейсман, Д. Канеман, У. Найссер)

Фильтр Д. Бродбента

Даже, если вы сильно увлечены разговором, но раздается громкий оклик вас, вы немедленно обратите на него внимание, при этом не замечая многих других вещей.

Английский психолог Д. Бродбент сделал попытку объяснения подобных явлений фильтром, который обладает определенной пропускной способностью и устройством распознавания. Если человек занят одновременно двумя делами, предположительно фильтр будет переключаться с одного канала сенсорного регистра на другой, и все равно пропустит столько информации, сколько может пропустить данный канал.

Обычно приводится пример с бутылкой, если лить жидкость в бутылку, то ее нельзя лить слишком быстро и много, она не будет проходить в узкое горло и потечет по бутылке. Это теория узкого места (или бутылочного горлышка). Бродбент смог объяснить фильтрацию информации, но не смог объяснить как информация, не привлекающая внимания, все же воспринимается.

А. М. Трейсман

Модель внимания на основе избирательного ослабления сигналов

1. Существует перцептивный фильтр, расположенный между входными сенсорными сигналами и вербальным анализом сообщения.

• Фильтр тщательно просматривает входную сенсорную информацию и регулирует «мощность» разных сигналов.

2.После прохождения фильтра информационные потоки имеют различные пороги активации, обеспечивая преиму щество для обработки одного наиболее важного текущего сообщения.

3.Существуют две основные стадии обработки информации.

Стадия предвнимания:

• происходит быстрое извлечение и обработка информации, полученной рецепторами, позволяющие выделить простые и наиболее заметные признаки объектов;

•обработка информации производится автоматически, быстро.

•обработка информации происходит без сознательных усилий и сосредоточения.

Стадия сфокусированного внимания:

• обработка информации производится последовательно, требует сосредоточения и сознательных усилий.

Модель Трейсман предполагает, что “нерелевантные сообщения” слышатся приглушенно, а не блокируются полностью.

Д.Канеман

Предложил концепцию внимания как умственного усилия – ресурсную модель внимания. Он исходил из того, что значение имеет не столько расположение фильтра («узкого места»), сколько процесс обработки информации.

При этом задействуется не ограничительный канал, а распределитель ресурсов, который контролирует процесс распределения возможностей. В оптимальных условиях человек способен одновременно выполнять более чем одно задание.

Однако несколько сложных раздражителей могут быстро истощить все ресурсы, и на обработку дополнительных раздражителей или на обратную связь внимания просто не хватит.

Итак, согласно модели Д. Канемана, входящая информация вызывает определенное возбуждение. В результате имеющиеся возможности (ресурсы) приводятся в соответствие со стимулом в зависимости от устойчивой или ситуационной предрасположенности.

У. Найссер

Доказано, что после длительной тренировки можно даже одновременно читать текст и писать под диктовку слова, достаточно полно осознавая и тот, и другой материал. Это демонстрирует большие возможности автоматической переработки информации человеком. У. Найссер, обсуждая данную проблему, отмечает, что она пока далека от решения: трудности при попытке делать два дела одновременно могут иметь много причин.

Ввел понятие Предвнимание — совокупность процессов и механизмов предварительного параллельного анализа всей поступающей информации, позволяющих привлечь сфокусированное внимание либо к выделенным в результате такого анализа, либо к жизненно значимым объектам и событиям.

его основные характеристики. Теории внимания.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. При пассивности существует зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и отсутствуют усилия со стороны человека, направленные на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание эмоциональное, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение.

Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Большое значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и является одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам

Произвольное внимание (активное, волевое) — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. Основные свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти человека, но и от профессиональных навыков, жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам, у ребенка не более 2-3.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный фокус всей психологической активности человека. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлении, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне, под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действии. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания происходит при участии волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Теории внимания.

Рибо — Внимание связанно с эмоциями и вызывается ими, состояние внимания сопровождается изменением физического и физиологического состояния организма. Физиологическое состояние — это комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных реакций. Интеллектуальное — усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движением всех частей тела необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Узнадзе — установка связанна с вниманием. С понятием установки связанно понятие объективации она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа полученного при восприятии окружающей действительности. Гальперин:

  1. Внимание — психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли и др. феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
  2. По своей функции внимание — контроль за этим содержанием.
  3. Как самостоятельный акт, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным.
  4. Произвольное внимание — есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану.
  5. Все известные акты внимания выполняющие функцию контроля как произвольного, так и нет, являются результатом формирования новых умственных действий.

Д. Бродбент — Если человек занят одновременно двумя делами, предположительно фильтр, который обладает определенной пропускной способностью и устройством распознавания, будет переключаться с одного канала сенсорного регистра на другой, и все равно пропустит столько информации, сколько может пропустить данный канал. Бродбент смог объяснить фильтрацию информации, но не смог объяснить как информация, не привлекающая внимания, все же воспринимается.

А. Трейсман дополнила: между сенсорным регистром и фильтром с ограниченной пропускной способностью есть устройство ослабления, где происходит ослабление сигнала и его семантический анализ (анализ языка, прежде всего слов).

Ф. Дойч и Д. Дойч. — Все раздражители обрабатываются в рабочей памяти, активном хранилище информации, что говорит о том, что отбор происходит позже на этапе обработки информации. Возможности рабочей памяти ограничены, получается, что только часть информации сохраняется там. Затем оценивается важность этой информации, т.е. за это отвечает рабочая память.

По мнению Д. Канемана считал, что важно не где расположено узкое место, а что происходит во время выполнения задания., человек может выполнять одновременно несколько заданий, но при этом условия работы должны быть идеальными, и, если одно из заданий потребует большой концентрации внимания, то остальные задания будут выполнены не столь успешно.

Канеман сделал предположение, что существует распределитель ресурсов, контролирующий именно процесс распределения наших возможностей. На определенных этапах ресурсы внимания используются для обработки стимулов. Эти ресурсы меняются, достигая своего максимума в моменты наивысшего возбуждения. Многое зависит от поступающих стимулов, причем на управление ресурсами влияют устойчивая предрасположенность (переключения внимания на громкие звуки, яркие вспышки свое имя …) и кратковременные намерения (ситуационная предрасположенность).

Андерсон рассматривал инертность внимания (склонность к обработке информации от первичного источника возрастает с увеличением времени сосредоточения внимания на нем), изучая детей смотрящих телевизор. Причем, чем дольше они смотрели телевизор, тем меньше была вероятность их отвлечения от этого процесса на другие источники информации.

В данном случае кратковременное намерение — это просмотр телепередачи, которая влияет на распределение ресурсов внимания, а для устойчивой предрасположенности ресурсов практически нет. Когда по телевизору идет интересный фильм, то у меня часто выкипает чайник и, если бы не реклама, то, очевидно, он бы вообще мог сгореть.

У модели внимания с ограниченными возможностями можно выделить такие свойства:

  • Информация от разных раздражителей конкурирует и создает помехи друг для друга. Два дела можно делать одновременно пока не дойдем до пределов возможности обработки.
  • Результаты выполнения какого-либо из заданий ухудшатся, если мы превысим имеющиеся возможности при обработке информации.
  • Ресурсы распределяются гибко, и раздражители могут менять это распределение.
12.Понятие о внимании. Виды внимания и их характеристика. Основные свойства внимания. В

нимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Что такое внимание, виды и нарушения

Перейти к основному содержанию

Переключить навигацию

  • Распределение
  • Блог

английский

  • Español
  • Английский
  • Товары
  • Сервисы
  • Приложения
  • О нас
  • Связаться с нами
аппаратные средства
  • Сухая ЭЭГ — электроэнцефалограмма
  • Полусухая ЭЭГ — электроэнцефалограмма
  • Усилитель биосигналов (ЭМГ, ЭКГ, ГСР и др.)
  • Биосенсоры (GSR, BVP)
  • IPS — Внутренняя система позиционирования
  • Отслеживание глаз
Программное обеспечение
  • Инструменты программного обеспечения Bitbrain
  • SennsLab — Sync
  • SennsMetrics
Комплексные решения
  • Лаборатории потребительских исследований
  • Лаборатория когнитивного развития
Сервисы
  • Развитие технологий
  • Исследовательский консалтинг
  • Исследования нейромаркетинга
  • Другие услуги
Области использования
  • Интерфейс мозг-компьютер
  • Нейронаука & Психология Исследования
  • Нейромаркетинг
О нас
  • О битрейне
  • Карьера
  • Позвоните для проектов
  • Товары аппаратные средства
    • Сухая ЭЭГ — электроэнцефалограмма
    • Полусухая ЭЭГ — электроэнцефалограмма
    • Усилитель биосигналов (ЭМГ, ЭКГ, ГСР и др.)
    • Биосенсоры (GSR, BVP)
    • IPS — Внутренняя система позиционирования
    • Отслеживание глаз
    Программное обеспечение
    • Инструменты программного обеспечения Bitbrain
    • SennsLab — Sync
    • SennsMetrics
.

Внимание — когнитивные способности

Внимание — это способность выбирать и концентрироваться на соответствующих стимулах . Внимание — это познавательный процесс, который позволяет нам ориентироваться на соответствующие стимулы и, следовательно, реагировать на них. Эта познавательная способность очень важна и является важной функцией в нашей повседневной жизни. К счастью, внимание можно тренировать и улучшать с помощью соответствующей когнитивной тренировки.

Внимание — это сложный процесс, который мы используем практически во всех наших повседневных делах.Со временем ученые и исследователи обнаружили, что внимание — это не отдельный процесс, а группа подпроцессов внимания. Наиболее приемлемой моделью для субкомпонентов внимания в настоящее время является иерархическая модель от Sohlberg and Mateer (1987, 1989), которая основана на клинических случаях экспериментальной нейропсихологии. Согласно этой модели внимание можно разделить на следующие части:

  • Пробуждение : Относится к нашему уровню активации и уровню бдительности, независимо от того, устали мы или находимся под напряжением.
  • Сосредоточенное внимание : Относится к нашей способности фокусировать внимание на стимуле.
  • Устойчивое внимание : Способность уделять внимание стимулу или активности в течение длительного периода времени.
  • Избирательное внимание : способность присутствовать на определенном стимуле или деятельности в присутствии других отвлекающих стимулов.
  • Чередование внимания : Способность переключать внимание между двумя или более стимулами.
  • Разделенное внимание : Возможность одновременно посещать различные стимулы или внимание.

Системы внимания и нейроанатомия

Согласно нейроанатомической модели Познера и Петерсена (1990), существует три разные системы внимания. Они следующие:

  • Система ретикулярной активации (RAS) или система оповещения : Эта система в основном отвечает за возбуждение и постоянное внимание.Он тесно связан с ретикулярной формацией и некоторыми ее связями, такими как лобные области, лимбические системы, таламус и базальные ганглии.
  • Задняя система внимания (PAS) или Ориентационная система : Эта система отвечает за сфокусированное внимание и избирательное внимание зрительных стимулов. Области мозга, связанные с этой системой, — это задняя теменная кора, латеральное ядро ​​тульмуса и верхний колликулус.
  • Система переднего внимания (AAS) или система исполнения : Эта система отвечает за избирательное внимание, постоянное внимание и разделенное внимание.Он тесно связан с префронтальной дорсолатеральной корой, орбитофронтальной корой, передней поясной извилиной корой, дополнительной моторной областью и с неостриатумом (полосатым ядром).
  • Когда мы едем, мы почти постоянно используем все наши подпроцессы внимания. Мы должны бодрствовать (возбуждение), мы должны быть в состоянии сосредоточить наше внимание на стимулах на дороге (сфокусированное внимание), уделять внимание в течение длительных периодов времени (устойчивое внимание), удерживать себя от отвлечения на нерелевантные стимулы ( избирательное внимание), уметь переключать фокус с одной полосы движения на другую, на зеркало и обратно на свою полосу (переменное внимание) и уметь выполнять все действия, необходимые для вождения, такие как использование педалей, поворот колесо и переключение передач (разделенное внимание).
  • Внимание — это один из первых и наиболее важных аспектов обучения дома или в школе. Когда вы учитесь, вы должны быть бодры и внимательны к тому, что вы читаете или слышите. Постоянное внимание особенно важно, когда вы учитесь, потому что чтение той же информации, когда вы пытаетесь учиться, может через некоторое время стать скучным и однообразным. Постоянное внимание помогает вам сосредоточиться на учебе в течение нескольких часов, что помогает вам не терять время и забывать информацию, которую вы прочитали.
  • Внимание также важно для любого типа работы, от офисных заданий с определенным объемом чтения или письма до авиадиспетчеров, спортсменов, кассиров, водителей, врачей и руководителей. Каждая профессия требует всевозможного внимания.
  • Мы используем внимание в нашей повседневной жизни в бесчисленном количестве задач. Со времени, когда мы просыпаемся, и до того, когда ложимся спать, мы постоянно используем разные виды внимания. Плохое внимание может привести к тому, что вы забудете, что делаете, выбросите ложку в мусорное ведро и положите пустую коробку в холодильник.Избегание этого, чтение, просмотр фильма, приготовление пищи, принятие душа или встреча с друзьями — все это требует внимания.

СДВГ, невнимательность и другие расстройства, связанные с проблемами внимания

Внимание необходимо для правильного функционирования других наших когнитивных навыков, поэтому изменение любого из процессов внимания может затруднить выполнение любой повседневной деятельности Однако важно помнить, что уровни внимания могут изменяться в течение дня совершенно нормально, и наличие проблем с обращением внимания в середине дня не обязательно означает, что есть какие-либо изменения.Некоторые факторы, которые могут влиять на уровень внимания, включают усталость, усталость, высокие температуры, потребление наркотиков или других веществ, а также ряд других. Чрезмерные состояния внимания (типичные для бредовых состояний) известны как гиперпросексия. Противоположность известна как гипопросексия или невнимательность.

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ADHD) или Синдром дефицита внимания (ADD), вероятно, являются наиболее известными расстройствами с сильным компонентом измененного внимания.СДВГ характеризуется трудностью контролировать и направлять внимание на стимул и контролировать поведение в целом. Было показано, что мозг людей с СДВГ имеет ряд анатомических различий в прилежащем ядре, полосатом ядре, путамене, миндалине, гиппокампе, префронтальных областях и таламусе. Эти нейроанатомические различия и симптомы могут быть следствием позднего созревания мозга.

Помимо ADHD и ADD, существует ряд других расстройств, которые характеризуются изменением внимания.Измененные состояния сознания, такие как кома, (или апросексия), вегетативное состояние и состояние минимальной сознательности , все имеют изменения в возбуждении или в сосредоточенном внимании и более сложные подпроцессы внимания. Эти нарушения вызваны повреждением головного мозга, таким как инсульт, или хроническая травматическая энцефалопатия (CTE) . Повреждение мозга может также вызвать другие проблемы с вниманием, такие как отвлекаемость или чрезмерная усталость, или другие более специфические проблемы, такие как heminegligence , dementias , такие как Alzheimer’s Disease .С другой стороны, тревожных расстройств, или депрессивных расстройств, , как правило, имеют повышенный уровень внимания, особенно в отношении негативных или вызывающих тревогу стимулов.

Как вы измеряете и оцениваете внимание?

Оценка внимания может быть полезна для понимания внимания в различных областях. Академические области , чтобы узнать, будут ли у ученика проблемы с учебой или ему понадобятся дополнительные перерывы. Клинические или медицинские области , чтобы узнать, способен ли пациент самостоятельно и безопасно выполнять свои повседневные задачи. Профессиональные области , чтобы узнать, способен ли работник хорошо выполнять свои обязанности на определенных должностях или сможет ли он оставаться сосредоточенным и хорошо работать в течение всей своей смены.

С помощью комплексной нейропсихологической оценки можно легко и эффективно оценить ряд различных когнитивных навыков, таких как сфокусированное внимание. Оценка CogniFit для оценки сфокусированного внимания была вдохновлена ​​непрерывным тестом производительности (CPT), классическим тестом Stroop, тестом переменных внимания (TOVA) и заданием организации визуального анализа Hooper (VOT).Этот тест помогает оценить другие поведенческие изменения, время отклика, зрительное восприятие, смещение, торможение, обновление, пространственное восприятие, скорость обработки, визуальное сканирование и координацию рук и глаз.

  • Одновременный тест DIAT-SHIF: пользователь должен следить за белым шаром, движущимся случайным образом по экрану, и обращать внимание на слова, которые появляются в середине экрана. Когда слово в середине соответствует цвету, в котором оно написано, пользователь должен дать ответ (обращая внимание на два стимула одновременно).В этом упражнении пользователь увидит изменения в стратегии, новые ответы и должен будет одновременно использовать свои обновления и визуальные навыки.
  • Speed ​​Test REST-HECOOR: на экране появится синий квадрат. Пользователь должен нажать как можно быстрее и как можно больше раз в середине квадрата. Чем больше раз пользователь нажимает, тем выше оценка.
  • Тест разрешения
  • REST-SPER: ряд движущихся стимулов появится на экране. Пользователь должен нажимать на целевые стимулы как можно быстрее, не нажимая на ненужные стимулы
  • Тест невнимательности FOCU-SHIF: в каждом углу экрана появится индикатор.Пользователь должен будет нажимать на желтые огни как можно быстрее и избегать нажатия на красные огни.

Как вы можете реабилитировать или улучшить внимание?

Каждое познавательное умение, включая внимание, может быть обучено и улучшено. CogniFit может помочь вам с программами обучения.

Пластика мозга является основой реабилитации внимания и других когнитивных навыков. CogniFit имеет батарею клинических упражнений , разработанную, чтобы помочь восстановить дефицит внимания и других когнитивных областей.Мозг и его нервные связи могут быть усилены, бросая им вызов и работая с ними, поэтому, часто тренируя эти навыки, структуры мозга, связанные с вниманием, становятся сильнее.

CogniFit был создан командой профессионалов, специализирующихся в области нейрогенеза и синаптической пластичности, что позволило нам создать персонализированную программу когнитивной стимуляции , которая была бы адаптирована к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с оценки, чтобы оценить сосредоточенное внимание и ряд других фундаментальных когнитивных областей, и на основе результатов создает индивидуальную программу тренировки мозга для каждого пользователя.Программа автоматически собирает данные из этой первоначальной когнитивной оценки и, используя сложные алгоритмы, создает программу, которая работает над улучшением когнитивных слабостей пользователя и обучением его когнитивных сильных сторон.

Ключом к повышению постоянного внимания является адекватное и последовательное обучение. CogniFit располагает профессиональными инструментами для оценки и обучения , которые помогут как отдельным лицам, так и профессионалам оптимизировать эту функцию. Это займет всего 15 минут в день, два-три раза в неделю.

Программы оценки и стимулирования CogniFit доступны онлайн и могут применяться на большинстве компьютеров и мобильных устройств. Программа состоит из увлекательных интерактивных интеллектуальных игр, и в конце каждой тренировки пользователь автоматически получает подробный график, отражающий когнитивный прогресс пользователя .

  • Внимание — это познавательный процесс, который позволяет нам выбирать и концентрироваться на соответствующих стимулах.
  • В соответствии с моделью Sohlberg and Mateer (1987, 1989) существует несколько типов: возбуждение, сосредоточенное, устойчивое, избирательное, чередующееся и разделенное.
  • Внимание может быть изменено некоторыми расстройствами или состояниями, такими как гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (СДВГ) или без гиперактивности (СДВ), инсультом, дислексией, беспокойством и т. Д.
  • Оценивается с помощью нейропсихологических тестов и может измеряться в различных областях жизни (академическая, клиническая, профессиональная и т. Д.).
  • Внимание можно улучшить или реабилитировать, тренируясь с CogniFit и, таким образом, увеличивая пластичность мозга.

Список литературы: Перец С, Корчин А.Д., Шатиль Е., Ааронсон В., Бирнбойм С., Гилади Н.- Компьютеризированная, персонализированная когнитивная тренировка в сравнении с классическими компьютерными играми: рандомизированное проспективное двойное слепое исследование когнитивной стимуляции — Нейроэпидемиология 2011; 36: 91-9. Хаимов И., Шатиль Е. (2013). Когнитивная тренировка улучшает качество сна и когнитивные функции у пожилых людей с бессонницей. ОДИН РАЗ 8 (4): e61390. doi: 10.1371 / journal.pone.0061390 Прейсс М., Шатиль Е., Чермакова Р., Цимерманова Д., Флешер И. (2013) Персонализированная когнитивная тренировка при униполярном и биполярном расстройстве: исследование когнитивного функционирования.Границы человеческой нейронауки doi: 10.3389 / fnhum.2013.00108. Корчин А.Д., Перец С., Ааронсон В. и др. — Компьютерные когнитивные тренировки с CogniFit улучшили когнитивные способности по сравнению с эффектом классических компьютерных игр: проспективное рандомизированное исследование с двойным слепым вмешательством у пожилых людей. Болезнь Альцгеймера и Деменция: Журнал Ассоциации Альцгеймера 2007; 3 (3): S171. Хаимов И., Ханука Е., Горовиц Ю. — Хроническая бессонница и когнитивные функции у пожилых людей — Поведенческая медицина сна 2008; 6: 32-54.Томпсон Х.Дж., Демирис Г., Рю Т, Шатиль Е., Виламовская К., Заславский О., Ридер Б. — Телемедицинский журнал и электронное здравоохранение Дата и том: 2011 дек .; 17 (10): 794-800. Epub 2011 19 октября.

,
Внимание и личность, Сущность, функции и виды внимания

Внимание и личность

Сущность, функции и виды внимания

Осуществление любой деятельности требует внимания человека. Даже в игре дети должны постоянно держать в поле своего внимания соответствующие правила, происходящие события и их динамику. Часто они настолько сосредоточены на этом, что им трудно переключить свое внимание на что-то еще.Постоянное внимание требует всех видов работы. Неспособность удержать внимание на рабочем месте приводит к снижению качества выпускаемой продукции. Без сосредоточенного внимания невозможно добиться высоких результатов в искусстве, спорте и обучении. Если ученик не сосредоточится на восприятии учебного материала, он не сможет его понять, выделить в нем главное и запомнить его. Звонки: будьте осторожны! способны удерживать внимание только на короткое время, после чего многие дети (и взрослые) снова и неизбежно отвлекаются.Управление вниманием учащихся является одной из важных задач, которые учитель так или иначе решает на уроке.

В каждый данный момент наше сознание направлено на определенный объект. Человек либо что-то воспринимает, либо о чем-то думает, что-то вспоминает или воображает.

Внимание — это выборочный фокус и фокус сознания человека на конкретном объекте, который имеет устойчивое или ситуативное значение для человека, отвлекаясь от других объектов.

Внимание может быть направлено как на внешние объекты реальности ( внешнее внимание), , так и на ваш внутренний мир ( внутреннее внимание).

Внимание уделяется особому состоянию всего организма, в котором изменяются внутренняя психическая активность, внешняя двигательная активность и активность мозга (физиологический уровень внимания). Умственная деятельность ориентирована на объект. Моторная сторона внимания проявляется в специфической позе внимания. С внешним и внутренним вниманием позы разные. Внешнее внимание характеризуется поворотом головы и взглядом, сфокусированным на объекте, можно задерживать дыхание. При внутреннем внимании человек часто закрывает глаза или зависает, не концентрируясь ни на чем. Учитель по этим характеристикам может определить, сосредоточено ли внимание ученика на содержании урока или он о чем-то думает.

На физиологическом уровне внимание обеспечивается возбуждением ретикулярной формации как механизма активации мозговой деятельности; индукция нервных процессов и появление доминантных.

Понятие индукции широко использовалось Павловым для объяснения законов высшей нервной деятельности.

Индукция проявляется в том, что процесс возбуждения, возникающий в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других областях головного мозга.

Доминанту называют временно доминантной в коре головного мозга, очаге возбуждения, которая подавляет другие рефлексы и усиливается под действием любых раздражителей.

Доминирующее явление было открыто физиологом США А. А. Ухтомским (1875-1942).

Функции внимания. Основная функция внимания — , устанавливающая психологическую связь субъекта с объектом , на который направлено его сознание в данный момент, и , обеспечивающая ясность и ясность отражения объекта.

Пример

Если ученик отвлекается, выполняя домашнее задание, представляя, например, предстоящие спортивные соревнования, он может ошибаться, делать упущения, игнорировать детали.В результате его деятельность будет неэффективной, а задание будет выполнено плохо.

Вторая функция внимания проявляется в том, что она выполняет отбор и систематизацию воспринимаемых данных. Внешний мир бесконечен, а человеческое сознание ограничено. Внимание как фильтр пропускает в уме только самую важную информацию, поэтому процесс внимания часто сравнивают с воронкой или горлышком бутылки.

Еще одной важной функцией внимания считается улучшение качества той деятельности, на которую оно направлено.Однако возможно, что привлечение внимания оказывает разрушающее воздействие на деятельность, если оно связано с действиями, ранее автоматизированными, фиксированными.

Функции внимания в различных сферах человеческого сознания: сенсорной, мнемонической, интеллектуальной. Собственный продукт пофиг. Исходя из этого, некоторые психологи считали целесообразным вообще не использовать понятие «внимание». Датский психолог Э. Рубин даже написал научную статью под названием «Отсутствие внимания». С этим лечением можно не согласиться, если признается, что его конкретным продуктом является улучшение результата деятельности.Внимание обеспечивает полноту и глубину восприятия, памяти, мышления и воображения и, таким образом, служит условием успеха познания окружающей действительности. В этом смысле К.Д. Ушинский назвал дверь внимания, через которую проходят все знания и впечатления от внешнего мира. Чем яснее объект появляется в сознании человека, тем активнее и продуктивнее становится его деятельность с ним, что, в свою очередь, обеспечивает его более глубокое знание.

Установление связи между сознанием человека и отраженным объектом — это двусторонний взаимообусловленный процесс.С одной стороны, объект привлекает внимание, с другой — внимание направлено на объект. Соответственно, факторами появления и удержания внимания на объекте могут быть как свойства самого объекта, так и характеристики субъекта. Некоторые люди более подвержены прямому влиянию окружающей среды и пассивны в выборе объектов внимания, другие более активны в этом отношении. В зависимости от соотношения таких факторов роль индивида в регуляции внимания может быть разной: от практически полной пассивности до полного сознания и самоорганизации.Эти различия выражены в классификации типов внимания.

Виды внимания. Существует три типа внимания: недобровольное, произвольное и постличное.

, , Непроизвольное, , или , непреднамеренное, , , внимание, — это фокус сознания на предмете или явлении из-за некоторых их характеристик. Способность к такому вниманию у человека врожденная, в связи с чем Л.С. Выготский назвал ее естественной.Такое внимание присуще человеку и животным. В последней позиции мы можем наблюдать внимание, например, в получении еды или защите от врагов.

Механизм непроизвольного внимания — ориентировочный рефлекс. И. П. Павлов обозначил его как «то, что есть», поскольку он проявляется как первоначальная реакция на новый стимул, позволяющий приспособить органы чувств к восприятию нового объекта и принять решение о его полезности или опасности для организма.

Непроизвольное внимание может возникнуть при различной степени пассивности человека.С крайней степенью пассивности это называется принудительным. Н. Ф. Добрынин (1890-1981) отмечал, что индивидуальность и идентичность личности оказывают определенное влияние даже в ситуациях возникновения вынужденного внимания. Факторы, вызывающие невольное внимание, делятся на две группы:

• Первая группа состоит из свойств и характеристик стимулов. Прежде всего, это новых интенсивных стимулов. Новая структура, новая вещь, новая реклама всегда привлекают наше внимание.Громкий звук, яркая вспышка, сильный толчок также заставят вас обратить внимание. Другими факторами этой группы являются длительность действия раздражителя, его движение, контраст по сравнению с фоном. Изменение характеристик действующих раздражителей, например, силы или продолжительности, начала и конца действия, также вызывает внимание;

• Вторая группа раздражителей, вызывающих непроизвольное внимание, характеризует их связь с потребностями и интересами субъекта.Если для человека что-то особенно значимо, это будет в сфере его внимания. Например, коллекционер никогда не пройдет мимо предметов своего хобби, а другие люди останутся к ним равнодушными.

Пример

Факторы, которые вызывают невольное внимание, принимаются во внимание в архитектуре, строительстве, рекламе, печати и других областях. Они играют важную роль в организации учебно-познавательной деятельности учащихся, например, в подборе и представлении учебного материала таким образом, чтобы направлять внимание на необходимые предметы и не отвлекать от основного содержания урока.Интерес к предмету способен поддерживать высокий уровень непроизвольного внимания в течение длительного времени. Яркий, эмоционально насыщенный материал всегда вызывает у студентов невольное внимание. Это особенно важно для начальной школы, поскольку у младших школьников произвольные когнитивные процессы (восприятие, внимание, память) все еще находятся в стадии формирования.

С расширением учебных предметов и усложнением учебного материала опора на непроизвольное внимание становится недостаточной для эффективной организации учебных процессов.Не все предметы вызывают интерес у студентов. Многие из них испытывают значительные трудности в понимании материала и выполнении учебных заданий. Преодоление их требует от учащихся волевого и произвольного внимания.

Произвольное внимание — это орга

.

Внимание | психология | Британика

Внимание , в психологии, концентрация внимания на одном явлении, исключая другие стимулы.

Внимание — это осознание здесь и сейчас фокусным и проницательным образом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания, а больше — моделям поведения, с помощью которых внимание можно было узнать у других.Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над таким направлением. Например, бывают случаи, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на задаче, разговоре или серии событий. В других случаях внимание человека «захватывается» неожиданным событием, а не добровольно направляется на него.

Внимание связано с непосредственным опытом человека; это состояние текущей осведомленности.Конечно, в мире постоянно происходят бесчисленные события, каждое из которых затрагивает чувства человека. Есть также события, происходящие в теле, которые влияют на внимание, так же как есть представления о прошлых событиях, сохраненные в памяти, но доступные для осознания при соответствующих обстоятельствах.

Хотя можно ожидать, что текущая осведомленность — это совокупность всех этих событий в любой данный момент, ясно, что это не так. В этой обширной области потенциального опыта человек сосредотачивается на некотором ограниченном подмножестве целого или присматривает за ним.Это подмножество составляет субъективное поле сознания. Можно определить причину этого ограничения. Контроль и координация многих исходных данных и накопленного опыта, а также организация соответствующих схем реагирования — это область мозга. Мозг обладает впечатляющими возможностями обработки, но он имеет ограниченные возможности. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступную одновременно. Точно так же невозможно одновременно инициировать неограниченное количество различных действий.Вопрос становится одним из того, как выбрать подходящее подмножество входов, промежуточных процессов и выходов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Таким образом, внимание можно понимать как условие избирательного осознания, которое определяет степень и качество взаимодействия с окружающей средой. Это не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторые из истории внимания и методы, с помощью которых психологи и другие стали характеризовать и понимать ее, представлены в следующем обсуждении.

Ранние взгляды на внимание

корни 19-го века

Психологи начали изучать внимание во второй половине 19-го века. До этого времени философы обычно рассматривали внимание в контексте восприятия (механизм, с помощью которого новые идеи связывались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания постоянного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания.Он предположил, что внимание определяет, что будет, а что не будет воспринято. Термин apperception все еще использовался в 19 веке Вильгельмом Вундтом, одним из основателей современной психологии. Вундт, однако, одним из первых указал на различие между основными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широкой области осознания (которую он назвал Blickfeld ), в которой находится более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ).Он предположил, что диапазон Blickpunkt составлял около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание является функцией лобных долей головного мозга.

Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе «Основы психологии» (1890) он говорит:

Каждый знает, что такое внимание. Это овладение разумом в ясной и яркой форме одним из того, что кажется несколькими одновременно возможными объектами или направлениями мысли.Фокусировка, концентрация сознания — это его сущность. Это подразумевает отход от одних вещей, чтобы эффективно иметь дело с другими.

Джеймс считал, что внимание заставляет людей более эффективно воспринимать, понимать, различать и запоминать и ускоряет их реакцию.

В 1906 году еще один выдающийся психолог В.Б. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первая основывалась на тестах, которые измеряли внимание посредством выполнения задачи, которая, как считается, требовала высокой степени внимания; второе измеренное снижение внимания из-за снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимулов, необходимых для отвлечения личности.

В течение 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, которые имели далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких областей влияния возникла в работе русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что сейчас обычно называют ориентировочным ответом. У собак и других животных это включает в себя такие признаки внимания, как колосящиеся уши, голова повернута к раздражителю, повышенное мышечное напряжение и физиологические изменения, обнаруживаемые инструментами.Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексологии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира Михайловича Бехтерева. Многие психологи стали рассматривать условный рефлекс (непроизвольный ответ, обусловленный вознаграждением) как основной строительный блок всего человеческого обучения.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *